Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Т. А. Романенко внедрение новых информационных

 

             

Т. А. Романенко внедрение новых информационных

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Филологический факультет

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНЫХ

БИБЛИОТЕК

Выполнила Романенко Татьяна Александровна

Студентка 2 курса группы 741-ЯБ ЗУ

Место работы: р.п. Шербакуль МОУ» Шербакульская

средняя общеобразовательная школа №1»

Заведующая библиотекой

раб, тел. 2-14-39 сот, тел. 89081050080

Руководитель: Ханжарова Лариса Мигдатовна

Старший преподаватель ОмГУ

г. Омск 2009 г.

Т.А. Романенко

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНЫХ

БИБЛИОТЕК

Профессионально-производственный библиографический

указатель

Омск 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 4-6

РАЗДЕЛ 1.Этапы внедрения информационных технологий

1.1. Создание электронных каталогов с. 7

1.2. Интернет в библиотеке с. 7-10

1.3. Центр Либнет для школьных библиотек с. 10

1.4. Медиатеки. Медиацентры. с. 10-12

1.5. Школа «МАРК», АИБС, «МАРК- SOL »- версия для

школьных библиотек с.12-14

РАЗДЕЛ 2.

Информационно-коммуникационные технологии в библиотечной среде с.14-17

РАЗДЕЛ 3.

Школьная библиотека как центр информационной культуры

3.1. Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой электронной сети с. 18-21

3.2. Роль формирования информационной культуры школьника в процессе информатизации школьной библиотеки с. 22-24

Алфавитный указатель авторов и заглавий с. 25-28

Список источников выявления литературы с. 29

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все мы являемся свидетелями увеличения

объемов информации. Приход в современные школы новых

информа-

ционных технологий изменил и ее образовательные цели. Статус

школьных библиотекарей призывает обеспечить надежный, оперативный

доступ к информации всем пользователям-детям, родителям, учителям.

Скорость и радикальность происходящих в нашей стране преобра-

зований непрерывно меняют и условия функционирования библиотек, требу-

ют от них постоянной перестройки структуры их деятельности.

Глобальная информация выдвинула библиотеки в число наиболее

значимых источников формирования и представления

информации. Повышение эффективности функционирования библиотек в

настоящее время может быть обеспечено путем внедрения новых

автоматизированных технологий.

Главная задача в развитии библиотечного дела является формирование

информационной сети библиотек с подключением к существующим

телекоммуникационным сетям.

Главная задача специалиста – сформировать и развить способнос-

ти у пользователей к самостоятельному поиску информации, ее общедос-

тупности. В новых учебных процессах используются новые подходы, новые

информационные ресурсы.

Формирование информационной среды становится основополагаю-

щим образовательным условием и требует формирования и развития

на базе библиотеки современного библиотечно-информационного

центра, располагающего средством новых информационных технологий

и представляющих свободный доступ пользователям к любому виду

информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу,

обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными

вариантами.

Применение автоматизированных систем позволяют ускорить поток и

получать необходимую информацию, повышает эффект обслуживания,

предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других

библиотек и к Интернету.

Говоря о комплексном подходе к автоматизации школьных биб-

лиотек нужно учитывать ряд задач, среди которых:

- тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных

библиотек;

- улучшение материально-технической базы и оснащение всех

школьных библиотек компьютерной техникой;

- организация обучения школьных библиотекарей основам работы

на ПК;

- выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в

школьной библиотеке;

- создание методического центра по автоматизации школьных

библиотек для обмена опытом.

Данный указатель литературы предназначен для библиотечных

специалистов, работающих в области образовательных учреждений и

представляет литературу, которая познакомит их с методами и формами

внедрения новых информационных технологий в систему школьных

библиотек.

В указателе отражены журнальные статьи 2000-2008 гг.

Библиографическая запись состоит библиографического описа-

ния и справочной аннотации по ГОСТу 7.0.-99 «Информационно-

библиографическая

деятельность, библиография. Термины и определения».

Группировка материала в библиографическом указателе тематическая,

внутри рубрик все библиографические записи располагаются в алфавитном

порядке. Нумерация библиографических записей сплошная.

Справочный аппарат представляет собой введение, содержание, алфа-

витный указатель авторов и заглавий, список источников выявления

литературы.

По функциональному назначению литература в библиографическом

указателе учебная, научная, профессионально-производственная.

РАЗДЕЛ 1. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ

1. Белякина М.А.

Библиотечный каталог как информационно-поисковая система: // http : www . libraru . ru /

Электронный каталог - многоаспектная система. Документ вводится в компьютер единожды и потом многократно его используем, то есть, совершаем поиск по многим признакам, автору, названию, ключевым словам, названиям серии и р.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронных каталог.

2.Сукиасян Э.Р.

Электронные каталоги//Биб-ка.-2003.-№2.-с.38-41

Разработаны и апробированы программы курса «Работа в текстовом редакторе WOPD «., консультации по работе, e-mail, основам работы в сети с «ИРБИС». Читатели школьных библиотек работают с электронным каталогом бесконтрольно, в реальном режиме, доступном для публичного пользования, бесплатно.

3.Трифонова Е.Е.

Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов// Биб-ка.-2005.-№2.-с.45-50

Создание электронного каталога в полной мере отражающего содержание библиотечного фонда - актуальная задача для любой библиотеки. Он позволяет организовать работу на качественно новом уровне, обеспечивает читателей максимальный оперативный и точный поиск информации, повышает эффективность и комфортность

труда сотрудников.

Для этого он должен иметь продуманный интерфейс, систему поиска и удобную структуру хранения.

1.2. ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕКЕ

4. Березина И.

Системе координат сети Интернет//Биб-ка.-2007.-№3.-с.26-29.

Читатели не всегда могут найти информацию, адекватную их запросам. Наиболее эффективным является использование сетевых документов удаленного доступа. В процессе информационного поиска школьники успешно используют несколько элементов виртуального СПА-библиографические и текстовые базы данных, путеводители по сетевым ресурсам, веб-сайты и др.

5.Бондарева Т.В.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки // Шк. биб-ка.-2004.-№3.- с.12-13.

ВЕБ-сайт (страница) «Приглашение в библиотеку», создание сайта - новая, оперативная, доступная для всех форм подачи информации о работе библиотеки. В масштабах школьной локальной сети страница работает, постоянно дополняется и обновляется информацией. Интернет расширил системное изложение материала. Сейчас Интернет сильно засорен, информация в нем разная, порой и непроверенная, ошибочная. Сегодня Интернет-незаменимое коммуникационное средство. Каков мир - таков и Интернет.

6. Бродский М.А.

Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению // Шк. биб-ка.-2005.- №1-2.-с.97-104

Интернет стал незаменимым коммуникационным средством. Работа за компьютером в библиотеке отбирает время на чтение книг по причинам объективным. Есть ли конкуренция между Интернетом и книгой? Как влияет увлечение компьютерными играми на нашу жизнь и какой должна быть библиотека в компьютерный век?

7. Гендина Н.И.

Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии//Шк. биб-ка,-2008.-№4.-с.15-20.

Сайт - это официальное представительство школы в Интернете, которое может содержать разнообразные данные.

Сайты-это средство организации воспитательно-образовательного процесса в условиях Интернета: дистанционное обучение, использование электронных учебных материалов

8. Горостоватов А.

Включите Интернет//Биб-ка.-2005.-№12.-с.14-15.

В век новых информационных технологий традиционные формы обслуживания читателей стало недостаточно.

Электронная библиотека-это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей читателя, развитие библиотечного дела на основе информационных технологий. В школьных библиотеках сегодня пользователи предпочитают Интернет. Для читателей, не имеющих навыков работы на компьютере, созданы обучающие программы.

9.Крынкин В.В.

СД-РОМ, Интернет и школьные библиотеки//Шк. биб-ка.-2001.-№3.-с.41-43

Книжный текст более применим для вдумчивого чтения или изучения, компьютерный - для отыскания информации экстренного получения справки.

Персональный компьютер оставляет за книгой и учебником вдумчивое и комфортное чтение.

Эффективность их связана с тем, что они облегчают труд учителя.

Поставив компьютеры в школьные библиотеки, они оснащаются медиотеками и доступом в Интернет.

10. Степанов В.К.

Меры безопасности при работе в Интернете//Шк. биб-ка.-2008.-№№.- с.75-79.

Сегодня именно Интернет является основным каналом распространения вредоносных программ.

Это заставляет уделять все большее внимание мерам безопасности при работе в Интернете. Рекомендуется в школьных компьютерных кабинетах периодически (1 раз в месяц) производить полную антивирусную проверку компьютера. Это усиливает защиту.

11. Шрайберг Я.

Библиотеки, электронная информация в меняющееся общество в информационном веке// Биб-ка в школе.-2006.-№20.-с.2-5

Компьютеры становятся все более популярными, растет их число в библиотеках - идет развитие информационного общества. Растет число библиотечных сайтов и число пользователей Интернетом. Компьютеры прорвались в обыденную жизнь, они необходимы в школах для проведения учебного процесса.

1.3. Центр ЛИБНЕТ

12.Компьютерная сеть Либнет: состояние и перспективы//Биб-ка.-2007.-№6.-с.6-15

В 1997 году разработана программа ЛИБНЕТ «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ». Ее цель-обеспечение свободного доступа граждан к информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек.

13. Логинов Б.Р.

Центр Либнет для школьных библиотек//Шк. биб-ка.-2006.-

№8.-с.67

Дается краткая информация о центре, его задачах и направлениях в деятельности, информационных ресурсах и услугах, оказываемых школьной библиотекой.

Создание новых корпоративных информационных ресурсов и новых технологий для коллективного использования собственных электронных каталогов и электронных библиотек.

14 .Основные направления развития сети ЛИБНЕТ на 2007-2010 гг.//Биб-ка.-2007.-№6.-с.10-12.

Создана база информационно-библиотечных технологий, подготовлены стандарты и правила в области библиотечных ресурсов.

1.4.Медиатеки. Медиацентры.

15. Бровкина Л.В.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы как необходимое условие успешного обучения// http : www . libraru . ru /

Современная школьная библиотека- это не только книгохранилище, источник научной познавательной литературы, но и самые современные доступные носители информации (Интернет, видео, СД, DYD и пр.) Школьный библиотечный медиацентр включает: медиатеку-как собрание информации на различных носителях; медиацентр-компьютерная лаборатория для самостоятельной работы; библиотека-носитель информации со всеми ее функциями.

16.Осин А.

Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое?//Биб-ка в школе.-2007.-№7.-с.6-10.

Для получения образования на базе компьютерных технологий-реализации компьютерных технологий обучения - необходимы три основных компонента: аппаратно- программный базис, подготовленный специалист и электронные учебные материалы.

17. Печерина С.И.

Организация работы библиотечного медиацентра// http :// www .. libraru . ru /

О создании единого аннотированного электронного каталога на все медиаресурсы. С созданием единой локальной сети изменился доступ ко всем видам информации. Библиотечный медиацентр позволяет оказать компетентную помощь всем работникам школы и учащимся.

18.Столяров Ю.Н.

Что такое медиотека//Шк. биб-ка.-2006.-№2.-с.59-63

Медиотека - это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры.

19 . Федоров А.В.

От чтения книг - к чтению медиатекстов// Шк. биб-ка.-2006.-№4.-с.30-34

Сегодня все больше школьники тяготеют к медиатекстам в электронном формате (телевизионном, компьютерном, Интернетом и пр.)

20.Чекмарева Л.А.

Организация работы в библиотечном медиацентре с информацией на нетрадиционных носителях// http : www . libraru . ru /

Работа в библиотечном медиацентре ориентирована на применение новых информационных технологий, современных технических средств, позволяющих повысить уровень информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также квалификацию учителей. Библиотечный медиацентр состоит из: библиотеки, компьютерной зоны, аудиотеки, видеотеки. Используются ресурсы, аудиоресурсы, видеоресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы.

21.Ястребцева Е.Н.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы// Шк. биб-ка.-2002.-№8.-с.26-30

Создание и развитие единого информационного образовательного пространства для создания локальной сети школы, наполнение и развитие Интернета.

Рабочие станции медиацентра, учебных кабинетов, других помещений, школы и сервер объединяются в локальную сеть, что позволяет использовать накопленную в учебных кабинетах, библиотеке, администрации и других помещениях, информацию, размещенную в базе данных школы (БД). Библиотечный медиацентр-часть единого информационного пространства. Информационная медиасистема основана на деятельном подходе, охватывает учащихся и учителей. Библиотечному медиацентру необходима миссия образовательного медиацентра и индивидуальные потребности учителей и учащихся.

1.5. ШКОЛА « MAPK ”, « MAPK - SOL »-версия для школьных библиотек, «АИБС»

22.Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы//Шк. биб - ка.-2004.-№9-10.-с.27-32.

Проблемы автоматизации школьных библиотек активно обсуждаются на различных уровнях. Каждый библиотекарь должен понять, какие преимущества он будет иметь после внедрения АИБС. Важно изучить АИБС в школьной библиотеке; обучить библиотекарей работать на ПК; оснастить библиотеки комплектами техники; выделить штатную единицу для обеспечения работы АИБС.

Создать методический центр по автоматизации школьных библиотек.

23.Гребенкина Н.И.

Поиск информации в электронном каталоге информационно-библиографической системы « MARK SOL »// http : www . libraru . ru /

Современные школьные библиотеки оснащены компьютерами и работают на основе автоматизированных информационно-библиографических систем, одна из них-«MARK SOL».Информационно-библиографические системы работают на основе электронного каталога (ЭК).

24.Грибов В.Т.,Левова Л.В.

Концептуальные вопросы разработки и внедрения средств автоматизации для школьных библиотек// Шк. биб-ка.-2006.-№;.-с.77-78

Школьная система АИБС «MAPK-SOL» поддерживает три категории пользователей (библиотекарь, учитель), использование электронных каталогов, книг, учебников; групповую книговыдачу, обеспечение межбиблиотечного взаимодействия в формате RUS-MARG.

25.Иванов С.Г.

Дети библиотеки. Новые информационные технологии// Библиотековедение.-2002.-№5.-с.16-24

Автоматизированные библиотечные информационные системы в библиотеках школ уже не новость. Использование АИБС позволяет 17. автоматизировать АИБС, шире автоматизировать все основные библиотечные процессы.

26.Левова Л.

Школа « MAPK - SOL ».- Биб-ка в школе.-2005.-№6.-с.15-17

Использование систем автоматизации дает библиотеке возможность, применяя программно-технические средства, частично или полностью освободить человека от выполнения рутинных операций, сбора, преобразование передачи и использование информации.

27.Левова Л.

Школа «МАРК- SOL »- Биб-ка в школе.-2005.-№10.-14-18

Практикум для начинающих пользователей АИБС., «МАРК-SOL». АРМ «Каталогизация»

28.Левова Л.

Школа «МАРК- SOL »// Биб-ка в школе.-2005.-№11.-с.14-18

Практикум для начинающих пользователей АИБС «МАРК-SOL»

АРМ « Абонемент» АРМ «Каталогизация»

АРМ «Комплектование», «Административные системы».

РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ СРЕДЕ

29.Абрамова Н.С.

Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей библиотеки на уровне новых информационных технологий// Информационный бюллетень РБА.-№ 28.-СПб.-2003.-с.189-190.

В современном мире информация становится одним из основных продуктов деятельности человека. Библиотеки, активно внедряющие компьютерные технологии, сегодня становятся центрами по предоставлению удаленного доступа к своим информационным ресурсам. Главная задача в развитии библиотечного дела является формирование информационной сети библиотек с подключением к существующим телекоммуникационным сетям.

30.Аниканова Е.А.

Новые технологии и воспитание - вещи совместимые// Биб-ка.-2005.-№6.-с.35-36

Интенсивное развитие информационных технологий - основной признак нового века, в который нам довелось перешагнуть из века прошлого.

Сегодня мы все больше зависим от персонального компьютера (ПК), без которого невозможна и полноценная жизнь ни сегодня, ни тем более в будущем. Сейчас крайне важно помочь детям и подросткам, в том числе и с ограниченными физическими возможностями, овладеть навыками работы на ПК. Наш долг-дать им новые знания и умения, научить правильно, оперировать ими, вселить веру в свои силы. Индивидуальный дифференцированный подход позволяет повышать познавательную активность детей, подростков, уровень их работоспособности, эмоциональный комфорт.

31. Базаленко В.В.

Возможность расширения доступа к информационным ресурсам//Информационный бюллетень РБА.-№25.-СПб.-2003.-с.90-93

Новые компьютерные технологии позволяют сегодня то, что было принципиально невозможно вчера-каждой библиотеке для каждого своего пользователя стать открытыми воротами в мир информации.

32. Верховский Л.Г.

Влияние информационных технологий на детей и подростков// Информационный бюллетень РБА.-№25.-СПб.-2003.-с.101

Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания, формируется постиндустриальное информационное общество.

33. Дворецкая М.А.

Информационные технологии - инструмент удовлетворения запросов //Библиография.-2007.-№5.-с.62-64

Модернизация образования происходит на фоне информатизации общества, расширения репертуара образовательных услуг.

34.Калашникова Т.В.

Освоение навыков информационного поиска и приобретение новых знаний при помощи современных технологий// Шк. биб-ка.-2007.-№7.-с.57-60

Дети самостоятельно приобретают навыки и знания в области новых информационных технологий. Дети осваивают навыки самостоятельного поиска информации при помощи Интернета, веб - сайтов, веб-страниц и др.

35. Качева К.В.

Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки// http : www . libraru . ru /

Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Главная задача использования мультимедиа в работе школьных библиотек является предоставление учителю, библиотекарю и ученику максимальной свободы выбора форм и методов работы.

36. Лякина Г.А.

Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра// http : www . libraru . ru /

Для школьных библиотек возникает проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Речь идет о формировании у читателей информационной компетенции.

37.Мукаян Л.Н.

Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном сервисе для детей//Информационный бюллетень РБА.-№35.=СПб.-2005.-с.18-21

Первая реакция на внедрение Интернета в библиотеках и у библиотекарей как у людей читающих - повышение уровня информационного сервиса, повышения уровня информационной культуры.

38. Тлеукеева Р. И.

Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы, эффективность использования.//Биб-ка.-2008.-№1.-с.15-20

Используются новые информационные ресурсы, идет развитие образовательной среды, увеличивается система информационных образовательных средств. Создана система единой электронной сети.

39. Томашева Е.Н.

Информационные ресурсы - сердце библиотеки//Шк. биб-ка.-2008.-№3.-с.37-48

Информационные ресурсы - включают не только документальный фонд и справочный аппарат конкретной библиотеки, но и документы других информационных систем и учреждений, услуги и издания, предлагаемые на книжном и информационном рынке, через компьютерные средства связи.

40. Усманова С.Х.

Привлечение к чтению с помощью информационных технологий // http : www . libraru . ru /

Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой - сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования.

41.Шрайберг Я.Л.

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя// Шк. биб-ка.-2003.-№6.-с.4-6

Резко растет статус школьной библиотеки, в практику входят новые технологии и технические носители.

Компьютер, СД, СД-РОМ, Интернет, электронная библиотека, мобильная связь- это мощный перечень технических и технологических новшеств в эволюции библиотек.

42. Шрайберг Я.Л.

Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и

их отражение на пространстве СНГ//Шк. биб-ка.-2006.-№4.-с.39-42.

Библиотечно-информационное сообщество России и других стран СНГ движется по пути прогресса, следуя общей концепции эволюции мировой библиотечно-информационной инфраструктуры. АИБС для школ не может быть упрощенной по своим информационным возможностям. Это должна быть достаточно мощная, функционально насыщенная информационная система, позволяющая работать с большой базой данных, осуществлять взаимосвязь через Интернет.

РАЗДЕЛ 3. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой электронной сети

43. Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек//Шк. биб-ка.-2004.-№9-10.-с.27-28

Автоматизация школьной библиотеки повлияет на решение задач, поставленных Федеральными программами. И вначале необходимо выработать стратегию процесса автоматизации школьных библиотек, определив этапы развития.

44.Гендина Н.И.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки// Шк. биб-ка.-2004.-№3.-с.12-13, с.16-18

Внедрение новых информационных технологий происходит во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в школьных библиотеках: создание собственных библиотечных сайтов, Интернет, медиацентров, с внедрением информационных технологий изменилась оперативность поиска в работе библиотекаря.

45.Гогунский В.

Что купить в библиотеку?// Биб-ка.-2005.-№12.-с.16-18.

Применение автоматизированных систем позволяют ускорить поток и получение необходимой информации, повышает эффект обслуживания, предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других библиотек и к Интернету.

46.Жукова Т.Д.

Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий// Шк. биб-ка.-2007.-№6-7.- с.69-72.

Информационная культура школьников напрямую связана с использованием многочисленных информационных ресурсов, которые в свою очередь переходят в знания.

При разработке информационных технологий создают (электронные каталоги, информационные листки и др.)

Российская книжная палата и школьная библиотечная ассоциация представили совместный проект создания электронного каталога для школьных библиотек.

47.Иванова Е.

Что такое ресурсный центр// Биб-ка в школе.-2008.-№5.-с.2-8

Ресурсный центр- это пространство, связанной с процессами автоматизации школы. Главная задача информационно-ресурсного центра - формирование у школьников и учителей умения самостоятельно учиться и переучиваться. Они должны владеть навыками работы с информацией, общения с пользователем Всемирной сети. Школьный ресурсный центр поддерживает интеллектуально и творчески одаренных детей, развивает творческие возможности педагогов.

48.Козлова В.Н.

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание

единой электронной сети//Шк. биб-ка.- 2003.-№3.-с.19-22

Формирование электронного каталога и выбор автоматизированной информационно-библиотечной системы. Нужна перспектива в виде единого электронного МБА, созданная на базе всех входящих в автоматизированную библиотечную сеть виртуальных библиотек.

49.Коршунова Л.Е.

Век информации и наши дети//Шк. биб-ка.-2000.-№1.-с.45-48

Автоматизация библиотек должна вестись точно и планомерно. Компьютеризация-это:

а) оснащение техникой;

б) обеспечение программами;

в) обучение специалистов

50.КоршуноваЛ. Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиографических процессов// Шк. биб-ка.-2000.-№6.- с.33-37

Компьютеризация библиотечных процессов дает возможность для создания электронного каталога, который создается на весь книжный и журнальный фонд библиотеки. Поисковый аппарат ЭК должен обладать широкими возможностями, чтобы поиск производился быстро даже в сложных ситуациях.

51. Матвеева И.

Наше общее пространство//Биб-ка в школе.-2005.-№12.-с.6-10

Сайт служит средством продвижения библиотеки в обществе. Сеть должна быть доступна к собственным и сетевым информационно-библиографическим продуктам (электронному каталогу, базам данных, виртуальным выставкам). Информационный потенциал библиотеки можно узнать исходя из ее информационно-библиографических ресурсов.

52. Осин А.

Новый носитель или новое явление// Биб-ка в школе.-2006.-№4.-с.3-6

Электронные издания не должны дублировать книгу. Когда книги попросту нет, крайне полезен электронный каталог. Компьютер в сети дополняет возможности классической библиотеки информационными ресурсами.

53.Осин А.

Новый носитель или новое явление? Электронные образовательные ресурсы нового поколения// Биб-ка в школе.-2006.-№2.-с.5-8

Рассматривает преимущества и недостатки предложенной модульной архитектуры в соотношении с мировыми тенденциями развития электронных образовательных ресурсов, а главное- с предполагаемой динамикой информатизации образования в реальных российских условиях.

54. Племник А.

Проекты Арбикон доказали свою устойчивость и стабильность// Биб-ка.-2007.-№3.-с.15-19.

Проблема доступности информационных ресурсов связана со сложностью поиска во все возрастающем объеме информации.

55.Руфанова С.

Компьютер не роскошь, а средство информации// Шк. биб-ка.-2003.-№3.-с.33-34.

Автоматизация позволяет расширить спектр информационных услуг, приблизить читателя к фондам.

Современные информационные технологии позволяют предложить читателям не только справочную информацию, но и диалог с информационными видеосистемами в различных областях знаний.

56.Стрелкова Е.П.

К детям пришла современная техника, а с ней - и новые заботы// Шк. биб-ка.-2003.-№3.-с. 35-39.

Проведена компьютеризация школьных библиотек и библиотекари обязаны обучить учащихся навыкам самостоятельного поиска информации на новых информационных носителях.

57 .Чудинова В.П.

Библиотекари в киберпространстве: новые возможности и новые задачи// Шк. биб-ка.-2006.-№9-10.-с.107-110.

Школьные библиотекари продолжают поиск аргументов «за» и «против» использования Интернета. Шк. библиотекарям нужно помочь в приобретении навыков информационной грамотности. В поиск библиотекарям в навигации по информационным сетям нужно:

-изучение ресурсов Интернет для детей;

-создание новых информационных ресурсов для детей;

-создание киберпространства

58.Чудинова В.П.

Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут подготовить их к обществу знаний//Шк. биб-ка.-2006.-№4.-с.25-28

В целях развития личности ребенка в новой информационной среде выделяется 2 главных проблемы:

-проблема доступности информации для детей;

-проблема качества этой информации с точки зрения социализации личности ребенка.

3.2. Роль формирования информационной культуры школьника в процессе информатизации школьной библиотеки

59.Абрамова Н.С.

Электронные ресурсы библиотеки: воспитание информационной культуры подрастающего поколения// Информационный бюллетень РБА № 25.-СПб,-2003.-с.87-88

Публичная библиотека является основным источником знаний информации

для жителей данной местности и призвана обеспечивать условия для

непрерывного образования, формирования самостоятельного мышления и

культурного развития, как отдельного человека, так и различных социальных

групп, проживающих на данной территории.

60. Антипова В.Б.

Формирование информационной грамотности учащихся - как основа реализации образовательной функции школьных библиотек//Информационный бюллетень РБА.-№31.-СПб.-2004.-с.78-80.

Главное умение - оперативно разыскивать информацию. Формирование информационной грамотности составляет основу реализации образовательной функции школьной библиотеки.

61. Гейн А.Г.

Концепция формирования информационной культуры у учащихся общеобразовательных учреждений// Шк. биб-ка.-2007.-№5.-с.31-34

Информатизация приводит к равноположенности учителя и ученика перед той информацией, которую ученик способен добывать благодаря доступности информационных средств.

62.Гендина Н.И.

Информационная грамотность и информационная культура: личность, международные тенденции и российский опыт//Шк. биб-ка.-2007.-№10.-с.71-78

Необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе-глобальная проблема.

63. Гендина Н.И.

Школьная библиотека как центр формирования информационной

культуры личности//Информационный бюллетень РБА.-№31.-СПб.-

2004.-с.69-72.

Освещается опыт государственного университета культуры по подготовке и повышению квалификации специалистов, способных осуществлять формирование информационной культуры личности на базе школьной библиотеки. Большой интерес сейчас вызывают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Школьные библиотеки учавствуют во внедрении ИКТ, не замыкаясь только на Интернет.

64. Голубева Е.И.

Проблемы информационного сопровождения учебной деятельности школьников// Шк. биб-ка.-2007.-№3.-с.33-40

Важной ключевой компетенцией, которой нужно сформировать у выпускников средней школы занимает умение работать с информацией для решения бытовых учебных профессиональных проблемах. Обобщенно это определяют как информацию или информационно-аналитическую культуру.

65.Павлова Н.В.

Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения в повышении информационной культуры// Шк. биб-ка.-2003.-№8.-с.63-66

Пересматривается статус школьной библиотеки в структуре общеобразовательного учреждения. Необходимо создать и сформировать на базе библиотеки современный библиотечно-информационный центр, располагающий средствами внедренных новых информационных технологий.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ

ДОКУМЕНТОВ

1.Абрамова Н.С.

Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей

библиотеки на уровне новых информационных технологий 14

2.Абрамова Н.С.

Электронные ресурсы библиотеки: воспитание информационной культуры подрастающего поколения 22

3.Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы 12

4.Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы 18

5.Аниканова Е.А.

Новые технологии и воспитание 14

6.Антипова В.Б.

Формирование информационной грамотности учащихся - как основа

реализации образовательной функции школьных библиотек 22

7. Базаленко В.В.

Возможность расширения доступа к информационным ресурсам 14

8.Белякина М.А. Библиотечный каталог как информационно-поисковая система 7

9.Березина И. Студент в системе координат сети Интернет 7

10.Бондарева Т.В.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки 8

11.Бровкина Л.В Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы как необходимое условие успешного обучения 10

12. Бродский М.А.

Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению 8

13. Верховский Л.Г.

Влияние информационных технологий на детей и подростков 15

14.Гейн А.Г. Концепция формирования информационной культуры у учащихся общеобразовательных учреждений 22

15.Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура: личность, международные тенденции и российский опыт 22

16.Гендина Н.И.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки 18

17.Гендина Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии 8

18.Гендина Н.И.

Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности 23

19.Гогунский В., Что купить в библиотеку? 18

20.Голубева Е.И. Проблемы информационного сопровождения учебной деятельности школьников 23

21.Горостоватов А. Включите Интернет 8

22.Гребенкина Н.И. Поиск информации в электронном каталоге информационно-библиографической системы «MARK – SOL» 12

23.Грибов В.Г.,Левова Л.В.

Концептуальные вопросы разработки и внедрения средств автомати-

зации для школьных библиотек 12

24.Дворецкая М.А.

Информационные технологии-инструмент удовлетворения запросов 15

25.Жукова Т.А. Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий 18

26.Иванов С.Г.

Дети библиотеки. Новые информационные технологии 13

27. Иванова Е.

Что такое ресурсный центр 19

28. Калашникова Т.В.

Освоение навыков информационного поиска и приобретения новых

знаний при помощи современных технологий 15

29.Качева К. В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки 15

30.Козлова В.Н.

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой

электронной сети 19

31.Компьютерная сеть ЛИБНЕТ: состояние и перспективы//Биб-ка.-2007.-№6.-с.6-15 10

32.Коршунова Л.Е.

Век информации и наши дети 19

33.Коршунова Л.Е.

Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиогра-

фических процессов 19

34.Крынкин В.В.

СД-РОМ, Интернет и школьные библиотеки 9

35.Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 13

36 Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 13

37. Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 14

38.Логинов Б.Р. Центр Либнет для школьных библиотек 10

39.Лякина Г.А. Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра 16

40.Мамонтова М.С.

Информационные ресурсы; современные формы развития 11

41. Матвеева И.В.

Наше общее пространство 20

42.Мукаян Л.Н.

Информационно-коммуникативные технологии в библиотечном сервисе

для детей 16

43. Осин А.В.

Новый носитель или новое явление 11

44. Осин А.В.

Новый носитель или новое явление 20

45. Осин А.

Новый носитель или новое явление 20

46.Основные направления развития сети ЛИБНЕТ на 2007-2010 гг.//Биб-ка.-2007.-№6.-с.10-12 10

47.Павлова Н.В.

Роль библиотечно- информационного центра общеобразовательного

учреждения 23

48. Печерина С.И.

Организация работы библиотечного медиацентра 11

49. Племник А.

Проекты Арбикон доказали свою устойчивость и стабильность 20

50.Руфанова С.

Компьютер не роскошь, а средство информации 21

51.Степанов В.К.

Меры безопасности при работе в Интернете 9

52.Столяров Ю.Н.

Что такое медиатека 11

53.Стрелкова Е.В.

К детям пришла современная техника 21

54.Сукиасян Э.Р.

Электронные каталоги 7

55.Тлеукеева Р.

Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблема, эффективность 16

56.Томашева Е.Н.

Информационные ресурсы - сердце библиотеки 16

57.Трифонова Е.В.

Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов 7

58.Усманова С.Х.

Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 16

59.Федоров А.В.

От чтения книг - к чтению медиатекстов 11

60.Чекмарева Л.А.

Организация работы в библиотечном медиацентре с информацией на нетрадиционных носителях 11

61.Чудинова В.П.

Библиотекари в киберпространстве: новые возможности и новые задачи 21

62. Чудинова В.П.

Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут

подготовить их к обществу 21

63.Шрайберг Я.Л.

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя 17

64. Шрайберг Я.

Библиотеки, электронная информация в меняющееся общество в информационном веке 9

65. Шрайберг Я.Л.

Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и

их отражение на пространстве СНГ 17

66.Ястребцева Е.Н.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы 12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ВЫЯВЛЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.ГОСТ 7.0.-99 Инфомационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения// Стандарты по библиотечному делу. - СРб,2000.-с.14-49.

2.Коготков Д.Я.

Библиотечно-библиографическая деятельность библиотеки. - СПб,2003.-с.37-94

3.Справочник библиографа. - СПб,2005.-с.347-400.

4.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие/Н.И.Гендина, Н.ИКозлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубцева; Под ред. Н.И.Гендиной.-М.:Шк. биб-ка.-2003.-183 с. (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).

5.Систематический каталог Шербакульской центральной межпоселенчес-

кой библиотеки.

Раздел: 473 Библиотечное дело. Библиотековедение.

4734 (318) Организация библиотечного дела

475 Библиография.

6. Электронный каталог

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность,

комплектование, технология, информационная культура, Интернет,

медиатека, электронные носители, информационный центр

7.Интернет. Сайт// http: www. libraru. ru/ 2009. 20.02.09г.

8.Систематический каталог Шербакульской центральной детской

библиотеки.

Раздел 4.734.2. Комплектование

9. «Библиополе»- январь 2205- январь 2007 гг.

10. «Библиография» - январь 2004-2007 гг.

11. «Библиотека»- январь 2002-январь 2009 гг.

12. «Школьная библиотека» январь 2000-январь 2009 гг.

13. «Библиотека в школе» приложение к газете « 1 сентября»-

январь 2002- январь 2009 гг.

.