Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция по дисциплине «Концепции современного естествознания»

 

             

Лекция по дисциплине «Концепции современного естествознания»

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского

по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

«Наука Древнего Египта»

Выполнила:

Мога Виктория

ЯИ-702

Проверила:

Доцент кафедры ФМ

Панова Т.В.

Омск, 2008 г.

Содержание:

1. Введение ............................................................................. 3

2. Древний Египет

2.1. Периодизация Древнего Египта

3. Основные направления в науке.......................................... 4

3.1. Письменность............................................................ 7

3.2. Математик................................................................. 9

3.3. Геометрия................................................................. 11

3.4. Астрономия.............................................................. 13

3. 4. 1. Календари......................................................... 16

3.5. Медицина.................................................................. 17

3.6. Металлургия............................................................. 19

3.7. Другие отрасли ........................................................ 21

4. Заключение.......................................................................... 23

5. Список литературы............................................................. 24

6. Приложения........................................................................ 25


Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г. До н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.

Название страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. – Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Сами египтяне называли свою страну Kmt (Кемет) или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее «чернозём», в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов. В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

В 1822 году Жан-Франсуа Шамполь нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы.

Вся жизнь в стране основывалась на вере и религии. Господство религиозной идеологии не смогло полностью подавить стремление человека объективно познать окружающую его природу. В древнеегипетском языке появляется особое словосочетание «знающий вещи» (рех хету) для обозначения образованного, ученого человека, чаще всего писца.


2. Древний Египет

2.1. Периодизация Древнего Египта

Ниже я привожу периодизацию Древнего Египта, чтобы лучше понять влияние посторонних факторов на науку.

Раннее царство (ок. 3120 – 2649 до н. э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Развитие ирригационного хозяйства, совершенствование каменных и медных орудий, появление гончарного круга, расширение меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов: выделились административные округа – номы во главе с номархами, систематически предпринимались грабительские походы.

Древнее царство (ок. 2649 – 2150 до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосери. В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником – тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигла апогея, древняя номовая знать стала придворной. Появилось постоянное войско, укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами (жителями Куша). Идея неограниченной власти обожествлённых фараонов воплотилась в сооружении грандиозных гробниц – пирамид (Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян. К концу периода Древнего царства постепенно усилилась местная номовая знать, которая выступила против тяготившей её центральной власти.

Первый распад относят к 2150 – 2050 гг. до н. э. Египет распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Упадок ирригационной системы и сельского хозяйства. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. При Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Египта.

Среднее царство (ок. 2050 – 1783 гг. до н. э.) XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на юге – с Пунтом. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я пол. 19 в. до н.э.), подавившем номархов, упрочилась централизованная власть (столицей Египта стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое ок. 1750 привело к новому распаду страны.

Второй распад Египта (ок. 1715 - 1554 гг. до н. э.) В Египет вторглись с северо-востока племена гиксосов. Яхмос I (Амасис) изгнал гиксосов из Египта.

Новое царство (ок. 1552 – 1070гг. до н. э.). Стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта.

Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт.

Небывалых размеров достигло частное рабовладение. Апогей могущества Египта был достигнут при Аменхотепе III (во II половине 15 в. до н.э.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные земельные наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества с царской властью. Стремясь ослабить жречество и номовую знать, Аменхотеп IV (Эхнатон), опираясь на мелких и средних землевладельцев, провёл религиозную реформу, отменив культ старых богов, и ввёл культ единого бога солнца – Атона. Борьба между фараоном и жречеством ослабила Египет, в 1-й половине 14 в. Он утратил почти все северные владения. После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе жречество и знать добились восстановления старой религии. При Рамсесе XII власть в Фивах фактически перешла к верховному жрецу бога Амона – Херихору.

Поздний (Ливийско-Сансский и Персидский) период (ок. 1070-332 гг. до н. э.) характеризуется повсеместным распространением железа, широким развитием денежного обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за долги (законы фараона Бокхориса). После очередного распада Египта во 2-й половине 11 – начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. Воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии, фараоны которой стремились объединить Египет в единое государство. Завязываются тесные торговые связи с Грецией и другими странами восточного Средиземноморья, в Дельте основывается греческая колония Навкратис, прорывается канал, соединявший Нил с Красным морем. Однако ослабленный Египет не мог отразить армию персидского царя Камбиса и в 525 до н. э. был покорён и включён в Персидскую империю. Около 404 г до н. э. Египет временно добился независимости, но в 341 г до н. э. был вновь покорен персами, а в 332 г. До н. э. завоёван Александром Македонским.

Греко-Римский период датирован 332 г до н. э. – 395 г н. э. В Египте возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии). Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. Сократилось производство, сузился рынок, наступил кризис. Завоевание Египта римлянами и превращение его в 30 г до н. э. в римскую провинцию. После разделения Римской империи в 395 г н. э. Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 619 г персидский царь Хосров II захватил Египет. В 639-642 гг. Египет был завоёван арабами.

3. Основные направления в науке.

3.1. Письменность.

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. В последние десятилетия накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми основными приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Слово иероглиф происходит от древнегреческого ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата) — священновырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога». Иероглифы или прямо “изображали” слово, например изображение быка, означало слово “бык”, или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы — оружия соседних племен — означало название их страны “Ливия”. Для передачи многих слов прибегали к способу, напоминающему наши ребусы, т.е. звуки, обозначались иероглифами, изображавшими созвучные названия предметов. При этом в расчет принимались одни согласные. Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000). Система счисления в своей основе была десятеричной. Иероглифы, обозначающие единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д., писались столько раз каждый, сколько единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. имелось в числе. Например: число 23 писалось двумя дужками, обозначавшими десятки, и тремя палочкам.[*]

Эта сложная система картинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. По мере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначать особыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы, которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками. Естественно, что по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший для обозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитков картинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишь алфавитные знаки, они долго еще пользовались одновременно знаками, обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а также картинными определителями данной смысловой группы. Писали египтяне горизонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом для письма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, который употреблялся в Древнем Египте чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связи с необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которую мы вслед за греками называем староиератическим письмом (иероглифы переводились в условные знаки). Самая усовершенствованная скоропись, так называемая демотика , напоминающая современную стенографию, появилась в VIII в. До н.э. Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и подобие картона, из которого делали футляры для мумий.

Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло. Приблизительно в 2000 г. До н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».

3.2. Математика.

Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке).

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. Например, умножение на 13 получается умножени­ем сначала на 2, затем на 4, затем на 8 и сложением результатов умножения на 4 и на 8 с первоначальным числом: для вычисления 13x11 писали:

*1 11

2 22

*4 44

*8 88

и складывали все числа, отмеченные звездочкой, что дает 143.

При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую и геометрическую прогрессию. Самой замечательной чертой египетской арифметики являются действия с дробями . Все дроби сводятся к сум­мам так называемых основных дробей, то есть дробей, имеющих числителем единицу. Единственное исключение составляла дробь , для которой существовал специальный символ. Сведение к суммам основных дробей производилось с помощью таблиц, которые давали разложение дробей вида - единственное необходимое разложение, так как умножение было двоичным. Папирус Ринда дает таблицу, в которой приведены разложения на основные дроби для всех нечетных n от 5 до 331. Расцвет математических знаний можно отнести к периоду Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры – решение уравнений с двумя неизвестными, для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином «хау» или «аха» (буквально “куча”). Поэтому египетскую алгебру иногда называют «хау-исчислением».

В задачах речь идет о количестве хлеба и различных сортов пива, о кормлении животных и хранении зерна, и это указывает на практическое происхождение такой запутанной арифметики и примитивной алгебры. В неко­торых задачах проявляется теоретический интерес, на­пример в задаче, в которой требуется разделить сто хлебов между пятью людьми так, чтобы их доли составляли арифметическую прогрессию и чтобы одна седьмая сум­мы трех больших долей была равна сумме двух меньших. Встречается и геометрическую прогрессию в задаче о семи домах, в каждом из которых есть семь кошек, каж­дая из которых поедает семь мышей и т. Д., что выявляет знание формулы для суммы членов геометрической про­грессии.

3.6. Геометрия.

Древнейшие из доступных нам документов (вавилонские таблички, египетские папирусы) позволяют предположить, что существует непосредственная связь между истоками геометрии и требованиями повседневной жизни: изготовление и украшение предметов быта, строительство жилых зданий, амбаров и погребальных памятников, вычисление площадей полей и т. Д. Геродот возводит истоки египетской геометрии к необходимости после каждого разлива Нила заново справедливо распределять поля между их владельцами, подтверждая тем самым материальность происхождения геометрии. Как и вавилонская, египетская геометрия была практической. Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция. Погребальная камера отца фараона Рамзеса II (ок. 1300 г. До н. э), оставшаяся неоконченной, дает нам представление о том, как египтяне украшали внутренние стены, и подтверждает то, что им были знакомы элементарные свойства подобных фигур и зачатки теории пропорций . Кроме того, египетские писцы умели рассчитывать количество материалов, нужное для строительства памятников и пирамид, вместимость амбаров и т. Д.

Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

Золотое сечение – деление отрезка в крайнем и среднем отношении, при котором одна часть во столько же раз больше другой, во столько сама меньше целого. Отрезок AB делится в золотом сечении путём следующих геометрических построений:

AF=FB=BD

AB:AC=AC:CB=1,618

На основе вышеизложенного созданы пропорции древнеегипетского канона – восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сторон исходного квадрата (М) в золотом сечении. Пересечение диагоналей, проведённых в точки деления сторон в золотом сечении, образует два малых квадрата. Отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов. Отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов и составляет искомые восемь пропорциональных величин (в порядке возрастания – R,J,E,N,O,S,C,A). Для канонических типов статуй и рельефов максимальный размер фигуры – уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т.д., определяется восемью последовательно возрастающими величинами, отмеряющими от верхнего предела.

Главным результатом знаний геометрии являются знаменитые пирамиды Египта.

3.4. Астрономия.

Папирус Карлсберг I , в котором встречается приведенное описание звездного неба, включал в себя справочник и сборник комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Этот папирус состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной. В «Книге описания движения звезд» говорилось о том, что место бога Ра на ночном горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V – VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса.

Уже в эпоху Среднего царства египтяне описали пять планет солнечной системы : Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн , называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти. Марс — «Плывущий спиной вперед», «Страшный Хор», Хор Джесер выглядел, как сокол с распростертыми крыльями. На змеиной шее Хора Джесета располагалось три змеиных головы. Встречались изображения, где голова сокола была увенчана белой короной Верхнего Египта. Меркурий , именуемый Себег, «Сетх в вечерних сумерках — Бог в утренних сумерках», или Сетос Эм Уха Нечер Эм Уайт представлялся в образе сокола с шеей змеи и головой Бога Сетха. Венера , которую называли «Пересекающая звезда», или Себа Джа изображалась в образе возрождающегося из пепла феникса Бену. Изображения планет встречаются на потолках многих гробниц и заупокойных храмов. Весьма интересные планетарные изображения, сопровождаемые иероглифическими текстами сохранились в птолемеевских храмах Хнума в Эсне, Мина в Коптосе и Хатор в Дендере. Особого внимания заслуживают зодиаки на потолке гробницы Сененмута — египетского вельможи. Это погребальное сооружение было возведено на территории Дайр эль-Бахри в XVI веке до н. э. (период XVIII династии) архитектором царицы Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Здесь, так же как и в гробнице фараона Сети I (XIII век до н. э.) на звездной карте показаны северная и южная стороны небосвода, звезды, по которым можно определить ночное время, северные околополюсные созвездия, а также нанесена линия небесного меридиана, проходящая на широте Фив.

На карте небосклона размещались «Звезды Бога Ра», «Божественного льва», крокодила Хетеп Редуи, Бога Себека (владыки вод), Сокола, Столба. Ни одно изображение звездного неба не обходилось без особых небесных божеств, охранявших мир мертвых. Этими духами были сыновья Хора: «Видящий отца своего» Мааэнитеф, «Сотворивший тело свое» Иренджетеф, «Сам создавший имя свое» Ирренефджесев и некоторые другие. Шествие богов возглавляла Исида, замыкал правящий или недавно умерший царь Древнего Египта. В северной части звездной карты египтяне располагали 12 кругов. Каждый круг, представляющий определенный месяц, был разделен на 24 части, соответствующие суточному течению времени. Предполагается, что использование таких кругов оказало большое значение на развитие астрономии в Древнем Египте. При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов» , состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. Д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время.

В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака . Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. Были созданы водяные часы клепсидра * . Дневное время устанавливалось по солнечным часам, гномонам , состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. На одном бруске, располагавшемся на плоскости в направлении с востока на запад, имелись деления; другой был поставлен своей широкой стороной перпендикулярно к первому в направлении с севера на юг. Тень, отбрасываемая вторым бруском, попадала на деления первого и таким образом фиксировала дневное время. Время это, как и ночное, было разделено на 12 частей от восхода до захода солнца.

Также появилось изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

О древнеегипетских астрономах до настоящего времени дошли очень скудные сведения. Египтяне считали, что календарь , ориентированный на звезду Исиды, был изобретен знаменитым мудрецом и создателем пирамид фараона Джесера Имхотепом.

3.4.1. Календари

В более поздний период наряду с астрономией начала развиваться астрология . Древнеегипетские астрологи составили календари благоприятных и неблагоприятных дней. Эти расчеты непосредственно связывались с жизнью богов. Так, первый день месяца Мехир считался счастливым в связи с тем, что в этот день «Ра своими руками поднял небесный свод», а третий и тринадцатый дни того же месяца требовали особой осторожности. В третий день Сетх воспрепятствовал плаванию Шу, а в тринадцатый — глаза Сехмет становились ужасными и насылали на людей болезни. Самым опасным в году считался третий из пяти божественных дней — День рождения Сетха. В этот день воспрещалось веселиться, зажигать свет в жилище и произносить имя Сетха.

Ведя многовековые астрономические наблюдения, еги­петские жрецы установили, что три природных явления происходят практически одновременно: летнее солнцесто­яние, начало разлива Нила и первый утренний восход яр­кой звезды Сотис (греки именовали звезду Сириус). При­урочив начало года к восходу звезды Сириус и совпадав­шему с ним летнему солнцестоянию, можно было опреде­лить время наступающего разлива Нила. Это же позволило египетским жрецам рассчитать длину астрономического года, первоначально определив в нем 360 дней. В результате многолетних наблюдений древнеегипетские жрецы-астрономы создали солнечный календарь : год состоял из 365 суток и делился на 3 сезона по 4 месяца в каждом (недостаток: он короче тропического на 0,2422… суток, так что за 1460 лет разница составляла 1 год); каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель, последние 5 дней года объявлялись праздничными. Около 238 г. До н.э. в календарь были внесены повышающие его точность поправки. Небо было разделено на 23 созвездия. Созданы звездные таблицы. Для определения времени использовались солнечные (в т.ч. переносные) и водяные часы.

3.5. Медицина.

Древние египтяне не считали магию и медицину чем-то несовместимым, поэтому занятия медициной входили в перечень обязанностей определённой ветви жреческого клана. Все болезни считались нарушением индивидуального равновесия между пациентом и космосом, поэтому лечение проводилось не только на физическом уровне, но и на других. Иногда лечение пациента рассматривалось как битва Гора против Сета (т.е. боя Порядка с Хаосом). К. Жак приводит серию потрясающих свидетельств о технике врачевания, которую использовали древние египтяне. Многие из этих приёмов имели явно шаманский характер и были буквально переполнены магическим подтекстом. Одним из наиболее влиятельных символов, используемых древними египтянами в их искусстве врачевания, магии и защиты, было Око Гора. Его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок. Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока Ра», способна рассеять всех противников. Но при этом мы знаем, что на стеле Меттерниха изображены два глаза: «правое божественное Око» и «левое божественное Око», каждое из которых несло определённое значение. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (Урей) было больше связано с магией и защитой.

Главным богом врачевания был Тот, хотя самым главным врачом египтяне считали Имхотепа (египтяне верили, что он это Нефертум, сын Птаха и Сехмет), которого впоследствии также обожествили. Египтяне считали, что Гор приносил исцеление физическому телу; умственное здоровье находилось во владении Баст и кошачьих божеств (хотя К. Жак отмечает, что жрецы львиноголовой богини Сехмет были не только магами, но также специалистами в медицине и хирургии). В Фиванский период приносящим здоровье божеством считался Хонсу.*

Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела, например, нижних конечностей. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи “утробные”, глазные, зубные. Употреблялись такие лекарства , как толченое копыто осла, или “молоко женщины, родившей мальчика”. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс . Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца”, от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног – везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях – массаж . В папирусах имеется много рецептов различных лекарств, которые, как и изготовление благовоний, красок и т. П., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов.

В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник), напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц, растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.). Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник ветеринара . В новом царстве появились лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа.


3.6.Металлургия.

Во время Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава – так называемого египетского фаянса . Употреблялась и медная посуда, а также была распространена посуда из камня, особенно из более мягкого (алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди. Уже в те времена умели изготовлять писчий материал - папирус . Совершенства достигло строительство из кирпича-сырца , кирпичный свод египтяне умели выводить уже при I династии. Наряду с кирпичом широко пользовались деревом.

В Египте при раскопках найдено немало кремневых ножей, скребков, сверл, кремневых лезвий, каменных сверл. Медь и золото ковали камнем, зажатым прямо в руке. Камнями оббивали твердый камень, не поддававшийся обработке при помощи меди. Каменными были также лощила. Однако медные орудия также найдены в значительном количестве (разные ножи, резцы, тесла, топоры, пилы, изображение на стенах гробниц медных орудий в действии в руках мастеров). Медь обычно ковали. Торжество орудий из меди и их широкое применение выражалось в невиданном размахе строительства из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве употреблялась в естественном ее виде, без искусственного приплава олова. Орудия из меди были мягкими. Железо считалось драгоценным металлом и изделия из него имели золотую оправу. Пока железо не имело широкого применения.

При Аменемхете I стали появляться изделия, где сплав меди с оловом очень близок в процентном отношении к бронзе . Медь более прочная, твердая, износостойкая. Из нового сплава выполнены некоторые орудия производства: скребки, сверла, резцы, статуэтки; усложнилось устройство металлических инструментов (съемно-накладные приставки к изделию для сверления, зачистки. Комплектность использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту и на производстве: скрести, сверлить, зачищать). Топор , за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным.

В период Среднего царства в долине Нила было освоено стеклоделие (как следствие – появление новых ювелирных украшений, посуды, развилось врачевание).

Совершенствовалась древообработка (изделия из ливийского кедра и киликийской сосны). Для обработки дерева применялись топоры, пилы, тесла, резцы, сверла, колотушки.

Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра , из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.

При помощи окиси железа приготовлялось золото со светло-алой поверхностью и т.д. Небольшие сосуды вытягивались иногда из горного хрусталя. Открывались стеклодельные мастерские. Изготовление стекла в Новом царстве развилось в большую ремесленную промышленность.

Искусство мумификации достигло расцвета. Из меди отливались полые изображения (маска Тутанхамона).

3.7. Другие отрасли научного знания.

Ирригация.

Т. к. земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения его датированы 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). В результате объединения страны после первого распада Египта появилась возможность восстановить осушительно-оросительную сеть. Создание водохранилища, соединенного каналом с Нилом и разветвленной сети оросительной системы в фаюмском оазисе. Начинается освоение новых территорий. Известия о голоде перестают встречаться в древних рукописях. Однако технология землепользования находилось в стадии формирования. Во времена Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные осушительные и ирригационные работы (на освободившихся площадях выращивали злаки, упоминаются новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский» ячмень).

Физика.

Изобретение водяных часов – клепсидр (карманные, нашейные египетские часики), солнечных часов. Грандиозное открытие древних египтян – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (при строительстве пирамид). Появляется учение о воде – основе всех вещей.

География .

Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт. В начале третьего тысячелетия до нашей эры одну из таких экспедиций возглавил египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря. До нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

История .

Исторических трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались лишь в погодных летописях (например, Палермский камень) и сводились затем иногда в каноны, как, например списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отдельных фараонов (Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II). Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.


Во время процветания египетской династии египтяне изобрели множество полезных вещей, например, часы, украшения, лекарства и т. д. Египетская наука внесла огромный вклад в науку всемирную. После исчезновения цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор, например их основные достижения в математике:

· Имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел

· Решали задачи по определению объёма усечённой пирамиды и площади поверхности полушария

· Производили сложные геометрические построения.

· Определили "золотое сечение" и активно его использовали в архитектуре и изобразительном искусстве

· Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра

· Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни

· Умели вычислять площадь поля, объём (корзины, амбара и т.п.)

· Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессии

Помимо достижений в науке, египтяне много добились и в культуре: самые главные достопримечательности Египта – пирамиды. Они вошли в состав семи чудес света. Самая большая пирамида - Хуфу (греческое название Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греческое название Хефрен), а затем пирамида Менкаура (греч. Микерин). Высота пирамиды Хеопса - 146 метров, длина стороны основания - 230 метров. На ее сооружение ушло 2.000.000 каменных блоков, каждый из которых весом 2,5 тонн. Греческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100.000 человек, которые сменялись каждые три месяца.

Древний Египет оставил после себя много полезного, интересного и загадочного.


Список литературы:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока – М: Государственное издательство политической литературы, 1953.

2. Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации – М : Мысль, 1989.

3. Вейс Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации - М, 2005.

4. Всемирная история под ред. Поляка, Маркова – М: ЮНИТИ, 1997

6. Египетское письмо http://ru.wikipedia.org/wiki/Египетское_письмо

7. Египетская система счисления http://ru.wikipedia.org/wiki/Египетская_система_счисления

8. Наука Древнего Египта

http://egypt-info.ru/about/sience/ancient_sience/mathematics.html

9. Петровский, Матвеев Египет-сын тысячелетий - Ленинград: Гос. Изд. Детск. Литературы, 1959.

10. Техника и наука Древнего Египта http://www.proegypt.info/2-2.html

11. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/


Приложение №1.

Приложение №2.

Молитва, обращённая к исцеляющему богу:

О Хонсу, Ясноликий,

Могущий целитель,

К тебе я взываю, чтобы был ты со мной сейчас,

К тебе, кто изгоняет все болезни,

К тебе, кто побеждает нездоровье и страдание,

К тебе, изгоняющему невзгоды и несчастья,

О Хонсу, Рассекающий Столетья,

Возлюбленный миллионами,

Ясный в храмк своём,

Раствори двери свои передо мною,

Освети душу мою светом своим,

Проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги.

О Хонсу, лишь ты один можешь изгнать навечно недуги,

лежащие в душе моей, сделать моё тело здоровым, разум

ясным, душу чистой и светлой в явлении духа моего.

О Хонсу, приходящий по зову тех, кто искренен, как я сейчас.

Я склоняюсь пред тобой, и признаю твоё господство, и хочу

стать частью тебя.

О Хонсу, благослови меня своим даром исцеления, чтобы

я тоже мог исцелять больных телом, или душою, или духом.

Подними же меня, о божество Света, откликнись на мои жалобы,

и одари меня своим дыханием Здоровья, чтобы я тоже мог познать тебя,

познать твою милость, познать пути твои.

О Хонсу, услышь меня, молю тебя, ибо я пришёл к тебе и кладу

мольбы мои к стопам твоим, храму твоему, и буду я вечно восхвалять тебя

в сердце моём.

Приветствую тебя, о Славный Целитель.

Аменч Хра-ку Хонсу Хе!


[*] См. приложение №1.

* водяные часы, применяемые для определения ночного времени. Этот механизм представлял собой круглый сосуд с небольшим отверстием в нижней части. На внутренней поверхности сосуда было нанесено 12 делений и высечено 12 колонок текста. Метки наносились с учетом продолжительности ночи, изменяющейся в зависимости от времени года. С наступлением ночи сосуд наполнялся водой. Час за часом вода медленно вытекала через отверстие, и к утру сосуд становился абсолютно пустым.

* См. приложение №2