Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Понятие и элементы современной системы международной безопасности

 

             

Понятие и элементы современной системы международной безопасности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Международное право и современная система международной

безопасности 11

1.2. Теоретико-методологические и концептуальные аспекты

системы международной безопасности 27

РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ И МЕСТО МЕЖДУНАРОДНЫХ

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В СТАНОВЛЕННИИ И РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Историко-правовые аспекты становления европейской системы

международной безопасности 52

2.2. Правовой статус Организации Североантлатического договора и

Западноевропейского Союза, как главных военных компонентов

современной системы европейской безопасности 76

2.3. Стратегическая концепция НАТО и основные доктринальные

подходы к правомерности гуманитарной интервенции 102

2.4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

как региональный механизм в системе европейской безопасности 120

РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ, С МЕЖДУНАРОДНЫМИ

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

НАТО, ЕС В СФЕРЕ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 134

ВЫВОДЫ 164

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 171

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Масштабные перемены, произошедшие в международной системе -- прекращения противостояния антагонистических социально-политических систем, установление монополярного мироустройства, возрастание угроз для глобальной и региональной безопасности со стороны международного терроризма, экстремизма с применением насилия, организованной преступности и негативных последствий нелегального оборота наркотиков, выдвинули на первый план проблемы становления и формирования новой системы международной безопасности, особенно на Европейском континенте. Речь здесь, прежде всего, идет как о ее теоретических аспектах, которые затрагивают необходимость переосмысления понятия самой международной безопасности и проблему источника современных угроз, так и о роли тех международных институтов, уставной и приоритетной задачей которых является институционально-функциональное укрепление безопасности.

На рубеже третьего тысячелетия проблематика возникновения и становления качественно новой всеобъемлющей системы международной безопасности, является весьма актуальной. Это объясняется не только ее абсолютной значимостью для сохранения человеческой цивилизации, но и высоким прагматическим значением для стабильного функционирования государств-членов мирового сообщества. Особое значение эти процессы приобретают на региональном уровне.

Принятие в Стамбуле 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ Хартии европейской безопасности [1], явилось свидетельством решимости государств подписавших этот документ извлечь урок из опасных последствий конфронтации и разногласий между государствами, а также из трагедий последнего десятилетия ХХ века. Было закреплено, что безопасность и мир должны быть упрочены с помощью подходов, сочетающих в себе два основных взаимосвязанных элемента: необходимость укреплять доверие между людьми внутри самих государств-членов мирового сообщества и развитие сотрудничества между этими государствами.

С возрастанием угроз для глобальной и региональной безопасности не военного характера, государства-члены ОБСЕ выработали их международно-правовую оценку. Так, было признано, что терроризм во всех его формах и проявлениях, чем бы он ни мотивировался, является неприемлемым. Государства-участники обязались наращивать свои усилия по недопущению подготовки и финансирования любых актов терроризма на территории своих государств и отказу террористам в убежище. Они признали, что чрезмерное и дестабилизирующее накопление и неконтролируемое распространение легкого и стрелкового оружия представляют собой угрозу миру и безопасности. Было подтверждено твердое намерение, надежней защищать себя от таких новых угроз и вызовов, посредством усиления прочности демократических институтов и внедрения принципа верховенства закона.

Актуальность темы исследования определяет еще ряд важнейших обстоятельств, находящих свое зримое проявление, как в процессе перманентного сотрудничества государств на международной арене, так и в результате объективного возрастания необходимости выработки новых механизмов в условиях обострения невоенных угроз.

Международно-правовые вопросы становления и развития европейской системы безопасности на данном этапе пока не стали предметом широкого исследования украинских специалистов в области международного права. В работе использовались труды, посвященные отдельным вопросам этой проблематики, в частности, работы М.А. Баймуратова, В.Н. Денисова, С.В. Кульчицкого, Л.Д. Тимченко, С.В. Толстова, М.Е. Черкеса и других. Но до сих пор в Украине отсутствует комплексное исследование международно-правовых вопросы становления и развития европейской системы безопасности

Общетеоретическую основу данного исследования составляют работы: Ю.М. Бирюкова, О.В. Богданова, Я. Броунли, М.В. Буроменского, М.Е. Волосова, В.Ф. Давыдова, В.И. Евинтова, С.А. Егорова, Н.В. Захарова, С.В. Исаковича, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой, И.И. Лукашука, С.А. Малинина, Г.М. Мелкова, А.А. Мережко, Г.И. Морозова, Р.А. Мюллерсона, Н.И. Нелипа, Л. Опенгейма, В.П. Пархитько, В.П. Панова, П.Н. Рахманинова, Ю.М. Романова, В.А. Рыбакова, П.В. Саваськова, В.С. Семенова, Э.И. Скакунов, Б.Н. Топорнина, А. Татама, Б.Р. Тузмухамедова, Н.А. Ушакова и других.

При исследовании концептуальных основ международного сотрудничества в сфере международной безопасности были использованы работы зарубежных специалистов-международников и политологов, в частности, Э. Адлера, М. Арах, М. Барнетта, Ю.А. Борко, Р Гарднера, Ф. Демишеля, А. Джоржа, К. Дойча, П.Л. Иванова, Г. Крейга, С.А. Караганова, Г. Моргентау, Д. Мюллера, Р.М. Павленко, К. Райта, А. Сойфера, Б.М. Холоши.

При проведении анализа как исторических, так и международно-правовых аспектов развития и формирования современной системы европейской безопасности использовались труды таких авторов, как Д. Гудби, В.В. Журкина, Л.М. Хухлыдиной и др.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема диссертационного исследования утверждена Ученым советом Одесской национальной юридической академии и является составной частью научно-исследовательской работы ОНЮА на тему «Правовые проблемы становления и развития современного Украинского государства» (гос. регистрационный № 0101U001195).

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование в рамках системного подхода международных правоотношений, возникающих в процессе становления и развития европейской системы безопасности, в создании и исследовании ее научно-теоретической модели, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию региональной системы международной безопасности в Европе.

Указанная цель исследования обусловила постановку и разрешение таких задач:

- проанализировать категорию "международная безопасность", в ее более широком и многогранном понимании в современных условиях;

- определить концептуальные аспекты становления и развития современной системы международной безопасности в их взаимосвязи с международным правом;

- исследовать формирование и развитие международно-правовых механизмов обеспечения международной безопасности, как важнейших инструментов предотвращения войн и вооруженных конфликтов в условиях становления современной глобальной и региональной систем безопасности;

- исследовать историко-правовые и международно-правовые аспекты становления и развития региональной системы международной безопасности в Европе посредством определения роли и значения региональных механизмов (ОБСЕ, ЕС, НАТО) в построении новой системы европейской безопасности, особенно в условиях обострения угроз невоенного характера;

- проанализировать организационно-правовые формы сотрудничества Украины с международными межправительственными организациями, входящими в структуру современной системы европейской безопасности на предмет его эффективности и реализуемости;

- разработать научно-практические рекомендаций по определению международно-правовой позиции Украины в условиях институционализации новой системы европейской безопасности, совершенствованию организационно-правовых форм сотрудничества с субъектами этих процессов.

Объектом исследования выступают международные правоотношения публичного характера, возникающие в процессе становления и развития европейской системы безопасности.

Предметом диссертационного исследования выступают правотворческая и правоприменительная деятельность государств, как основных субъектов международного публичного права, осуществляемая ими в рамках мирового сообщества и международных организаций, в сфере построения европейской системы безопасности.

Методы исследования. Методологической основой диссертации являются научные методы, которые базируются на требованиях объективного и всестороннего анализа международно-правовых вопросов и проблем становления и развития европейской системы безопасности. В основу методологии исследования также положены общетеоретические принципы и подходы по определению исходных параметров становления, функционирования европейской системы безопасности в условиях обострения невоенных угроз. С этой целью при исследовании региональной системы европейской безопасности и её значения в системе универсальной безопасности использовался ряд общенаучных методов диалектического познания: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, абстрагирования, прогнозирования и другие. В процессе разработки проблемы становления и развития европейской системы безопасности в условиях обострения угроз не военного характера использовались формально-логический, метод системного подхода, системно-функциональный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой (компаративный), исторический и другие методы исследования.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является самостоятельной, завершенной работой, первым в Украине комплексным научным исследованием процессов становления и развития европейской системы безопасности. Кроме того, научная новизна определяется современной постановкой проблемы, исследованием новых идей и тенденций развития механизмов построения и функционирования европейской системы безопасности, особенно в условиях обострения невоенных угроз.

В диссертации обосновывается ряд новых концептуальных в научном плане и важных для практики понятий, положений и выводов, полученных лично соискателем:

1) Впервые в отечественной науке международного права сделана попытка целостного и комплексного исследования понятия международной безопасности, с акцентом, с одной стороны, на ее многосторонний и всеобъемлющий характер, а с другой, - на неразрывную связь безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также на детерминирующий характер связи между безопасностью и развитием.

2) Сформулирован методологический вывод о том, что основой системы всеобъемлющей безопасности на пороге третьего тысячелетия в условиях перманентно изменяющегося мира, выступает коллективная безопасность.

3) Проведен систематический анализ связи всеобъемлющей системы международной безопасности (ВСМБ) и международного права, привел к выводу о ее объективной природе, взаимообусловленном характере, отражающем системное единство. Если международное право призвано содействовать созданию ВСМБ, то достижение ВСМБ, в свою очередь, усиливает действенность международного права, вызывая качественные изменения, как самого международного права, так и механизма его воздействия на международные отношения.

4) Впервые в отечественной науке международного права сформулирован вывод о том, что в настоящее время главную угрозу современному международному порядку представляют региональные конфликты. Вместе с тем, имеющиеся международные механизмы контроля, рассчитанные на превенцию только глобальных угроз, в силу своей громоздкости и низкой оперативности остаются мало эффективными и практика их политической и технической реализации малопригодна в условиях региональных конфликтов.

5) Впервые предложен комплексный подход к проблеме повышения эффективности функционирования региональных режимов безопасности, который не только подтвердил их взаимосвязанный и взаимодополняемый характер, но и показал, что они не могут и не должны противоречить друг другу или служить альтернативным способом укрепления безопасности. Лишь в своей совокупности они смогут реально обеспечить благоприятную среду для обеспечения международной безопасности.

6) Впервые с позиции права международной безопасности проведено исследование процессов самоидентификации, происходящих в Западной Европе, которая выходит сейчас на более высокий уровень интеграции, в контексте качественного строительства системы общеевропейской коллективной безопасности, основой которой был бы не только блок НАТО, при всем его несомненном значении в этом процессе, но и все государства Европы, и ее организационно-правового оформления.

7) Продолжено исследование роли региональных организаций, как вспомогательных органов ООН в сфере построения международного мира и безопасности.

8) Определена роль Украины в новой ситуации, которая должна, с одной стороны, работать на сближение с евро-атлантическими, и европейскими организациями безопасности: НАТО, ЕС, ОБСЕ, а, с другой - добиться усиления своей ведущей роли на просторах Центрально-Восточной Европы и на стыке европейского и азиатского континентов.

Практическое значение полученных результатов диссертации состоит в том, что сформулированные в ней положения и выводы в своей совокупности дают определенную целостную картину о становлении и развитии европейской системы безопасности и могут быть использованы в дальнейшем по таким направлениям: а) в законотворческой деятельности Верховной Рады Украины, в том числе в процессе разработки основных направлений внешней политики Украины до 2010 г.; б) в практической деятельности Верховной Рады Украины, ее профильных комитетов, МИД Украины, Министерства обороны Украины и др. министерств и ведомств Украины, в процессе практической реализации внешнеполитической программы Украинского государства; в) в деятельности правительственных и неправительственных делегаций , постоянных представителей Украины в СЕ, ЕС, НАТО и др. европейских интеграционных структурах; г) в научно-исследовательской работе , для дальнейшего анализа теоретических и прагматических проблем становления глобальной и европейской региональной системы безопасности; д) в учебном процессе , при преподавании курса международного (публичного) права, специальных курсов: «Основные направления внешней политики Украины», «Проблемы европейской безопасности», а также при подготовке и написании учебников, научных пособий, практикумов по указанным дисциплинам.

Апробация результатов исследования . Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре международного права и международных отношений Одесской национальной юридической академии.

Положения диссертации обсуждались на 2-й (29-30 марта 1999 г., г. Одесса), 3-й (28-29 февраля 2000 г., г. Одесса) отчетных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ОНЮА, на международной научно-практической конференции «Сучасний конституціоналізм та конституційна юстиція» (октябрь 2000 г., г. Одесса, тезисы опубликованы), на 4-й отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов ОНЮА "Правовые проблемы становления и развития современного Украинского государства" (27-28 марта 2001 г., г. Одесса, тезисы опубликованы), на 5-й отчетной научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов (22-23 апреля 2002 г., г. Одесса).

Результаты диссертационного исследования использовались автором в учебном процессе, при проведении семинарских и практических занятий по международному публичному праву по следующим темам: "Право международной безопасности", "Право международных организаций".

Публикации. Основные положения диссертации нашли свое отражение в пяти статьях, которые размещены в специальных научных изданиях, входящих в перечень, утвержденный ВАК Украины, а также в двух тезисах выступлений на научно-практических конференциях и одной статьи в коллективной монографии.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Структура состоит из введения, трех разделов, которые разделены на шесть подразделов, выводов и списка использованных источников. Общий объем диссертации составляет 186 страниц, в том числе список использованных источников -- 14 страниц (233 источника).

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

ВЫВОДЫ

Подводя итоги проведенного исследования, представляется необходимым, провести обобщение результатов, непосредственно для каждой из рассмотренных проблем темы. В частности следует отметить, что:

1. При обеспечении безопасности государств, средствами обеспечения являются военная сила и дипломатия, а объектом являются интересы безопасности. Процесс реализации интересов связан с ограничением произвольности международных отношений, что находит выражение в уточнении правил поведения их участников. Эти функции по урегулированию взаимодействия государств в фазе нормативного обеспечения их безопасности выполняют основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, важнейшими из которых являются принципы равноправия государств; уважения суверенитета; запрещения применения силы или угрозы силой; разрешения международных споров исключительно мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государства и др. Организационная фаза обеспечения безопасности государства выражается в поиске баланса между дипломатическими и военными средствами защиты своих интересов на основе принципов международного права

2. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Право международной безопасности -- совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасности государств, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире.

3. Анализ предмета безопасности позволяет выделить четыре основные подхода: первый подход - национальная безопасность - предполагает защиту основных интересов конкретного государства; второй подход - международная безопасность - обращает большее внимание на взаимосвязь безопасности одного государства с безопасностью других государств (коллективное использование вооруженной силы, международные институты и режимы безопасности); третий подход - региональная безопасность - подразумевает наличие наиболее эффективных систем безопасности в рамках конкретных географических регионов; четвертый - глобальная безопасность – носит всеобъемлющий характер, отличается полипредметностью и полиобъектностью, и включает в себя, помимо военной безопасности, защиту гражданских прав, окружающей среды, экономического развития и пр. Однако, признавая наличие данных подходов, не следует противопоставлять их, поскольку безопасность в современном мире неделима.

4. Основой системы всеобъемлющей безопасности на пороге третьего тысячелетия в условиях перманентно изменяющегося мира, выступает коллективная безопасность. Коллективная безопасность – это система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности в соответствии с международным правом. Концепция коллективной безопасности включает в себя следующие элементы: систему общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе ООН; коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; коллективные меры по разоружению.

5. На основании положений главы VIII Устава ООН региональные организации выступают в качестве вспомогательных органов ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности. Именно поэтому ст.54 Устава ООН предусматривает, что Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых региональными организациями для поддержания международного мира. И будучи, таким образом, информированным, Совет Безопасности в состоянии «поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров» при помощи региональных организаций.

6. В соответствие со ст. 52 Устава ООН цели, принципы и деятельность региональных организаций в сфере поддержания международного мира и безопасности должны быть совместимы с целями и принципами ООН, т.е. не только не противоречить последним, но в своей основе с ними совпадать. При таком толковании и применении ст. 52 Устава ООН, образование и деятельность региональных организаций вполне вписывается в систему коллективной безопасности, предусмотренную уставом ООН.

7. Концепция общей европейской обороны в том виде, в каком она предусмотрена в Маастрихтском договоре, неизбежно ведет к опосредствованному, через ЗЕС, сближению Европейского союза с НАТО. С этим связаны вопросы о потенциальной эффективности ОЕПБО, о возможностях и критериях применения создающихся сил быстрого реагирования и о реальных пределах европейской политики в области безопасности и обороны. В связи с этим ставится под сомнение корректность включения слова «оборона» в термин ОЕПБО, если речь идет пока только о петерсбергских миссиях, а не о коллективной обороне, совместной защите о внешних военных угроз.

8. НАТО, это военно-политическая международная межправительственная организация, созданная в 1949 г. на основе подписания и ратификации Североатлантического договора. Исходя из названия, НАТО является региональной организацией, но анализ Учредительного договора НАТО, непосредственно статья 5, а также новой Стратегической концепции НАТО 1999 г., которая закрепляет распространение сферы военного вмешательства НАТО за рамки статьи 5 свидетельствует о том, что альянс претендует на трансформацию из региональной структуры оборонного характера в организацию для построения и поддержания глобальной безопасности. При этом следует отметить, что статья 103 Устава ООН закрепляющая преимущественную силу обязательств ее членов по Уставу, лишает правовой обоснованности как стремление НАТО не считать себя региональной организацией, так и попытки альянса возвести в принцип возможность прибегать к вооруженным акциям без мандата Совета Безопасности ООН, как это просматривается в Стратегической концепции.

9. Стратегическая концепция НАТО деформирует само право государства на индивидуальную или коллективную самооборону, которая Уставом ООН допускается лишь в случае, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, и меры осуществления которой никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности. В Концепции немалый акцент делается на том, что грубые и массовые нарушения прав человека являются, чуть ли не императивным основанием для военного вмешательства НАТО, т.е. все на основе той же «гуманитарной интервенции». Ряд положений Концепции по существу выражает притязания НАТО на право осуществлять такую интервенцию. Гуманитарная интервенция, которая осуществляется без санкции Совета Безопасности ООН, противоречит основным принципам современного международного права и составляет реальную угрозу как мирным межгосударственным отношения, так и самим правам человека. Следовательно, новая Стратегической концепции НАТО противоречит основным принципам современного международного права.

10. Учредительным актом ОБСЕ является Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В 1994 СБСЕ была переименована на ОБСЕ и получила статус межправительственной региональной организации. ОБСЕ так и не преобразовалась в действенную международную организацию, так как до сих пор не создан сильный исполнительный механизм организации. Представляется, что от решения этой проблемы главным образом зависит будущее этой организации. В перспективе это может быть Европейский Совет Безопасности, или что-нибудь другое. Важным вопросом остается ее состав, функции и методы принятия и реализации решений. Думается, что Участие в этом механизме США, Великобритании, Франции, России и Германии должно быть реально обеспечено. Для других государств необходимо предусмотреть систему ротации.

11. Анализ Хартия европейской безопасности, принятой на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. указал на несовместимость положений Хартии и Стратегической концепции НАТО, касательно того, что ни на одну организацию не может быть возложена преимущественная ответственность за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ, с новой доктриной и действиями НАТО. Представляется, что Хартия содержит элементы, представляющие собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ в качестве ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного становления.

12. 23 мая 2002 г. на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины было принято решение, конечной целью которого станет присоединение к НАТО. В связи с данным решением актуальным стал анализ вопроса о внеблоковом статусе Украины: парламент Украины, который в соответствии с Конституции определяет основы внешней политики, никогда не принимал решения о постоянном нейтральном, внеблоковом статусе Украины. И в этом статусе своими актами ее юридически не признавало ни одно государство.

13 Основополагающие документы, которые определяют содержание и создающие договорную основу отношений Украины и НАТО, не были представлены на рассмотрение в Верховную Раду Украину, и не прошли процедуру ратификации, что противоречит Конституции Украины. На основе выше указанных соглашений между Украиной и НАТО, на территории Украины без одобрения Верховной Радой Украины, проводятся военные учения при участии подразделений вооруженных сил других государств, что является нарушением статьи 85 Конституции.

14. Для Украины особые отношения с НАТО являются предпосылкой углубления взаимодействия со странами-членами Альянса и дополнительным плюсом в продвижении Украины к Европейскому Союзу, членство в котором провозглашено стратегической целью. Формирование ОЕПБО предоставляет Украине дополнительную возможность использовать партнерские отношения с НАТО для построения новой системы европейской безопасности, но при этом необходимо или, во-первых, неуклонно следовать требованиям Конституции Украины в вопросах, связанных с осуществлением внешнеполитической деятельности, обеспечением национальной безопасности Украины, поддерживанием на надлежащем уровне ее обороноспособности и обеспечить представление на рассмотрение Верховной Рады Украины заключенных от имени Украины соглашений, которыми устанавливаются договорно-правовые основы ее сотрудничества с международными организациями (НАТО), и согласие на обязательность которых предоставляется Верховной Радой Украины; или, во-вторых, внести в Конституцию Украины соответствующие изменения, касающиеся вопросов, связанных с осуществлением внешнеполитической деятельности, обеспечением национальной безопасности Украины.

Решение этих организационно-правовых задач связано с реализацией научно-практических рекомендаций:

1. Учитывая новые тенденции в развитии евроатлантических отношений – создание Совета НАТО -- Россия и принятия на заседании Совета безопасности Украины решения о начале процесса конечной целью которого, станет присоединение к НАТО, курс Украины на евроатлантическую интеграцию должен получить четкое нормотивно-правовое закрепление, выражающееся в принятии в новой редакции Закона об основах внешней политики, Концепции национальной безопасности, Военной доктрины Украины.

2. Органам государственной исполнительной власти необходимо:

-- разработать и на законодательном уровне закрепить стратегию о вступлении Украины в НАТО, с указанием конкретных целей, дат их достижения, ответственных исполнителей и источников финансирования;

-- создать координационный орган по вопросам сотрудничества Украины с НАТО и на законодательном уровне закрепить его функции, полномочия и ответственность;

-- начать активную информационную компанию для формирования общественного мнения.

-- активизировать работу по разработке концептуальных и принятию нормативных документов, направленных на формирование основ и реализацию основных направлений внешней политики Украины, учитывая, что Украина вступает в новый период деятельности на международной арене, который характеризуется прагматизмом и жесткой защитой национальных интересов.

3. С целью ратификации, в соответствии с Конституцией Украины, на рассмотрение в Верховную Раду Украины должны быть представлены заключенные от имени Украины международно-правовые акты, которые определяют содержание и создают договорно-правовую основу отношений Украины и НАТО.

4. С целью выполнения «Государственной программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2005 г.» в структуре Министерства обороны Украины должны быть созданы отделы, изучающие опыт членов НАТО и государств-партнеров, по реформированию вооруженных сил, включая совершенствование механизмов социальной защиты военнослужащих, нормативно-правовой базы военного сотрудничества и миротворческой деятельности, создания условий для внедрения основ гражданского руководства и контроля за деятельностью в военной сфере.

5. С целью противостояния новым видам угроз национальной безопасности, в том числе со стороны террористических организаций с применением средств массового уничтожения, Министерством обороны Украины, должны быть разработаны новые формы и механизмы сотрудничества Вооруженных Сил Украины с военными формированиями государств - членов НАТО.

6. Международное сотрудничество Украины в сфере построения европейской системы безопасности, найдя свое закрепление в законодательстве и международных обязательствах Украины, должно осуществляться на принципах самостоятельности, в пределах и через призму интересов национальной безопасности.

7. Учитывая постоянный количественный и качественный рост международного сотрудничества Украины, ее значение в международных интеграционных процессах, актуализируется необходимость научного обеспечения этой деятельности посредством осуществления мониторинговых исследований и перспективных разработок.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Итоги Стамбульского саммита // Независимая Газета -- 1999. -- 23 ноября.

2. Добросельский М. Вопросы теории и практики мирного сосуществования. М., 1977.—С.93.

3. Цит. по Гаджиев К.С. Конец евроцентристского мира и новая конфигурация геополитических сил. – М.: Междунар. Отношения, 1993. – С. 178.

4. Там же – С. 179.

5. Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. – М., 1960. – С. 37.

6. Капустин М. Обозрение предметов международного права, вып. II. М., 1956. – С. 75.

7. Левонов В. Разоружение и международная безопасность.//Международная жизнь – 1978. -- №6 -- С. 89.

8. Иванащенко Л.А. Международная безопасность и международный правопорядок в Мировом океане.//Сов. Ежегодник международного права – 1980. – С. 74.

9. Международное право в избранных документах. – М.: Изд-во ИМО, 1957. – Т.1. – С. 120.

10. Черкес М.Ю. Міжнародне право: Підручник. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000. – С. 188.

11. Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. – М.: Международные отношения, 1983. – С. 11.

12. Богданов О.В. Разоружение – гарантия мира. – М.: Международные отношения, 1972. – С. 40.

13. Мовчан А. Советская внешняя политика и международное право.// Международная жизнь – 1979. -- №9.—С. 20.

14. Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. – М., 1979. – С. 173.

15. Кудрявцев В.Н. юридические нормы и фактическое поведение.//Сов. Государство и право. – 1980. -- №2 – С.12.

16. См. Тункин Г.И. XXV съезд КПСС и основные проблемы советской науки международного права// Сов. Ежегодник международного права. – М., 1978. – С. 24.

17. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юрист, 1998.- С. 13.

18. Международное право в документах: Учеб. пособие /Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. – М.: ИНФРА – М.,1997. – С. 554.

19. Рыбаков Ю.М. Правовые аспекты обеспечения ВСМБ и развитие международного права// Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право – М.: ИГП АН СССР – М.,1987. – С. 7.

20. Там же -- С. 8.

21. Мюллерсон Р.А. Роль и возможности международного права в создании ВСМБ // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. -М.: ИГП АН СССР – М.,1987. – С. 8.

22. Ушаков Н.А. ВСМБ и прогрессивное развитие международного права// Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право – М.: Институт государства и права АН СССР – М.,1987. – С. 15.

23. Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник/Отв. Ред. Б.М. Клименко.-М.: Междунар. Отношения,1990.- С. 7.

24. Петров В.Ф. Безопасность в ядерно-космический век – М., 1984. – С.45.

25. The world economic crisis/Ed. W. Bundy. N.Y., 1975, p.231.

26. Литвиненко А.Н. Информационная безопасность//Політика і час --1998.- № 1--С.49

27. Cм.: Международное право: Учебник /Отв.ред. Ю.Н.Колосов, В.И.Кузнецов. - М:. Международные отношения, 1995.– С.317.

28. Там же -- С. 318.

29. Мюллерсон Р.А. Указ. соч. - С. 9.

30. См. Малинин С.А. Актуальные проблемы права международной безопасности в свете решений XXVI съезда КПСС. – XXV ежегодное собрание Советской ассоциации международного прав.//Тезисы докладов. – М., 1982. – С.6.

31. Малинин С.А. Мирное использование атомной энергии. Международно-правовые вопросы.-- М., 1971. – С.5.

32. См. Аржанов М.О. О принципах построения системы советского социалистического права. // Советское государство и право.—1939. -- №3. – С. 27.

33. Советское государство и право. – 1982 -- №6. – С.80.

34. Cм. Шибаева Е.А. Право международных организаций как отрасль современного международного права. // Советское государство и право. – 1978. -- №1. – С. 106.

35. Мингазов Л.Х. К вопросу о понятии отрасли современного международного права. // Советский ежегодник международного права. – М., 1978. – С. 72-73.

36. См. Василенко В.А. Международно-правовые санкции.—Киев, 1982. – С. 181-186.

37. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «Проспект», 1998. –С.335.

38. Там же – С. 336.

39. Лукашук И.И. Мирное сосуществование как высший универсальный принцип межгосударственных отношений// Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право – М.: Институт государства и права АН СССР – М.,1987. – С. 17.

40. Устав Организации Объединенных Наций. – ООН, 1995.

41. Wright Q. The Role of International Law in the Elimination of War. - N.Y., 1961, p. 50.

42. Benchikh M., Charvin R., Demichel F. Introduction critique au droit international. - Lyon, 1986, p. 63.

43. Тимченко Л.Д. Международное право: Учебник.—Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 1999.— С. 244.

44. Morgentau, Hans J.Politics Among Nations: The Struggles for Power and Peace. - New York, Alfred A.Knopf,1985, - P. 5.

45. Балуев Д.Г. О национальных интересах России и ее месте в международных отношениях// Вестник Фонда "Российский общественно-политический центр". – 1996.- N 2 - С. 9.

46. См.: Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: «Проспект», 1998. – С.337.

47. См.: Там же. – С.338.

48. Собакин В.К. Коллективная безопасность. М., 1962. —С. 20.

49. Гудби Д. Неразделенная Европа. Новая логика мира в американо-российских отношениях. – М.: Междунар. Отношения, 2000. – С. 244.

50. Hans J. Morgentau, Politics аmong Nations.- N. Y.: Alfred A. Knopf, 1953, - P. 142.

51. Josef Joffe. Collective Security and the Future of Europe.- Survival.—1992. – Spring. - P. 37.

52. E.H. Carr. The Tventy Years Crisis, 1919-1939.- N.Y.: Harper and Row, 1964. –P. 10.Hans J. Morgenthau, Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, p.315.

53. Madeleine K. Albright. The New Opportunity to Build a Collective Security System. Foreign Policy Bulletin, July/Aug. p.65-66.

54. Устав Организации Объединенных Наций. – ООН, 1995.

55. Тункин Г. Право и сила в международной системе //М.: Международные отношения, 1996—С. 51.

56. Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. Сборник статей – М.: Издательство “Спартак”, 1996.- С.118.

57. Резолюции принятые Генеральной Ассамблеей на двадцать девятой сессии, 17 сентября-18 декабря. 1974 г./ООН. Нью-Йорк, 1975. Т. 1. С. 181-182.

58. Резолюция XXXI ГА ООН «О Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или его применении в международных отношениях»// Генеральная Ассамблея ООН, XXXI сессия. – ООН, 1988. – С. 27-28.

59. Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. Сборник статей – М.: Издательство “Спартак”, 1996.- С. 120.

60. Sofaer A.D. Terrorism and the Law. – Foreign Affaires, 1986, V. 64, № 5, p. 919.

61. Moore G.N. The Secret War in Central America and the Future of World Order. – American Journal of International Law, 1986, V. 80, № 1, p. 82.

62. Gardner R. Commentary on the Law of Self// Defense Law and Force. -1990 P. 5.

63. Насиповский В.С. Вооруженные конфликты, поиск решений//М.: Международные отношения, 1996—С. 25.

64. Chayes. The Use of Force in The Persian GuLf// Law and Force. 1991 - P. 1-12; Scheffer D. The Use of Force after the Cold War: Panama, Iraq and the New Word Order// Right v. Migt. 1991 - P. 126-129.

65. Устав ООН от 26 июня 1945 г.// Международное право в документах/Сост. Н.Т. Блатов.—М.: Юрид. Лит., 1982.-- С. 224.

66. Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.—С. 48.

67. Ганюшкин Б.В. Вооруженные конфликты нового поколения// Международное право -- №3—2001 – С. 215-222.

68. Черниченко С.В. Теория международного права.// Том 2. М.: Изд-во «НИМП»—1999 – С. 489.

69. Ingvar Carlsson. Roles for the UN in International Security after the Cold War. Security Dialogue. Vol. 26, # 1. March 1995. p.14.

70. Этап за глобальным. Либеральный национализм во внешней политике России. Доклад независимой группы экспертов. – М.: Изд. 2-й Российский Научный Фонд, 1994. – С. 17-21.

71. Lee Min-Yong. Building Security Regimes in Northeast Asia. The Journal of East Asian Affairs. Vol. 1X, # 1, 1995. p.72.

72. Загорский А. Модели европейской безопасности http: // www. roline. ru/sp/pir/ryak/18-19/analiz-2.rhtml.

73. Там же.

74. Протокол заседания Совета Безопасности ООН от 24 марта 1999 года // http:// www. un. Org /russian /documen/ kosovo/ pv3988.pdf.

75. Ежемесячный доклад о положении в Косово Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: письмо на имя Генерального секретаря ООН от 20 февраля 1999 года// http://www.un.org//russian/documen/kosovo/3988.pdf.

76. См.: Karl W.Deutsch, et. al., Political Community and the North Atlantic Area (Princeton: Princeton University Press, 1957. – Р. 236.

77. Goodby, James. Disarmamtnt and Security Issues in the Asia-Pacific Region. United Nations Department for Disarmament Affairs. United Nations. New York, 1992. - Р.77.

78. Борко Ю.А., Загорский А.В., Карагапов С.А. Общий европейский дом: что мы о нем думаем. -- М., 1991. -- С.8.

79. Цит. по: Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник.—М.: Юристь, 1998.— С.34.

80. Гаджиев К.С. Геополитика. – М.: Междунар. Отношения, 1997. – С.222.

81. Findet Europa wieder die Kraft, eine Rolle in der Weltpolitik zu spielen? – Hamburg, 1986. - Р.28.

82. Haleski O. The Limits and Divisions of European Histori. — L., 1950. – P. 54.

83. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник.—М.: Юристь, 1998.— С. 37.

84. См.: Татам А. Право Європейського Союзу: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / Переклад з англійської. – К.: “Абрис”, 1998. – С. 10.

85. Цит. по: Россия и будущее европейское устройство. – М., 1995. – С. 63.

86. Договор об Европейском объединении угля и стали (ЕОУС)// Документы Европейского Союза: В 3 т.—М.: Наука, 1994.— Т. 1 – С. 237.

87. Там же -- 238.

88. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник.—М.: Юристь, 1998.— С. 42.

89. Link, Vol. 1, №3, March-April 1999.

90. NATO Handbook, NATO office of information and press-- Brussels, 1995.–Р.20.

91. Там же -- Р.22.

92. Acte unique europeen//Bulletin des Communautes europeens, supplement 2/86, art. 30/6.

93. International Politik. 1997. № 11. P.3.

94. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона// ДИЕ РАН;- №47,- М. 1998.-С. 7.

95. См.: Единый европейский акт 1986 г.//Документы ЕС.- М., 1993.—С. 48.

96. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона// ДИЕ РАН, --№47, --М. 1998.—С. 9.

97. Татам А. Право Європейського Союзу: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / Переклад з англійської. – К.: “Абрис”, 1998. –C. 18.

98. Договор об Европейском союзе 1992 г. – Страсбург, 1992-С. 19.

99. Европейская интеграция. М., 1996. С. 88.

100. Арах М. Европейский Союз: Видение политического объединения – М.: Экономика, 1998.—С.135.

101. Там же — С.137.

102. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона// ДИЕ РАН, --№47, --М. 1998.—С. 17.

103. Мартинов А. Спільна зовнішня та оборонна політика Європейського Союзу: проблеми формування та перспективи реалізації (90-ті роки ХХ століття)// Людина і політика -- №5 – 2001 –С.35-48.

104. Циварев А. О современном этапе строительства системы европейской безопасности// Мировая экономика и международные отношения – 2002. -- №1 – С.19-23.

105. Европейская интеграция. М., 1996. С. 78—82.

106. Общая европейская политика в области безопасности и обороны- раздел 2 итогового документа Европейского Совета в Хельсинки 10-11 декабря 1999 г/ Евро-№3- 2000.—С.42-46.

107. Іжак О.І. Біля «відчинених дверей» // Політика і час -- №2 – 2002 – С.43-53.

108. Викулина Н. ЕС посылает войска в Афганистан не для войны./ День-2001- 18 декабря.

109. Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. – М.: Наука, 1983. – С. 5.

110. Роман В. Військова структура НАТО// Військо України.—1995.—№ 5-6.—С. 6.

111. Организация Североатлантического Договора (НАТО)//Шреплер Х.-А. Международные организации: Справ. - М.: Междунар. отношения, 1995. – С. 243-251.

112. NATO Handbook, NATO office of information and press. Brussels, 1995. – P. 21.

113. Халоша Б.М. Военно-политические союзы империализма. – М., 1982. – С.32.

114. Козин В. Новое измерение НАТО: (Внешняя политика)// Международная жизнь.—1993.--№3. – С.54-63.

115. Підлуська І. Хто останній до НАТО?// Спостерігач. – 1996. -- №25. – С. 28-32.

116. Хухлындина Л. М. Политика Европейского Союза в области безопасности и обороны// Белорусский журнал международного права и международных отношений –1998.-- №4— С. 21.

117. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона// ДИЕ РАН, --№47, --М. 1998.—С. 27.

118. Чернега В. Западноевропейский союз в тени НАТО // Международная жизнь. --1998.--- № 10. -- С.56.

119. Label France. 1995. N20. P. 23.

120. European Security: a common concept of the 27 WEU Countries. WEU Council of Ministers Madrid, 14 November 1995. P. 17, 29, 30.

121. Хухлындина Л. М. ЕС, ЗЕС, НАТО и проблемы европейской безопасности// Белорусский журнал международного права и международных отношений –1999.-- №1. -- С. 19.

122. Белая книга по вопросам обороны:-- Министерство иностранных дел Франции --1994.-- С.33.

123. Бейлс А. НАТО и европейские дебаты по проблемам обороны // Компас. --1997.-- № 7.-- С. 6.

124. Адарчев О. Перспективы развития Западноевропейского союза // Компас. --1997.-- № 52.-- С. 13.

125. Atlantic News. N 2887. 1997, 24 January. P. 3.

126. Договор о Европейском союзе 1992 г. – Страсбург, 1992. Western European Union. Brussels Treaty. Texts of the Treaty and Protocols. WEU, Brussels, March 1995. P. 6.

127. Хухлындина Л. М. ЕС, ЗЕС, НАТО и проблемы европейской безопасности// Белорусский журнал международного права и международных отношений –1999.-- №1—С 21.

128. International Politik. --1997.--N 11.-- P. 24.

129. The European Security Area. Ed. By Guido Lenzi and Sir Laurence Martin. Paris, 1997.

130. Независимая газета –2000-- 14 октября --№195.

131. Независимая газета –2000-- 14 октября --№195

132. Бесараба О. Сучасні виклики европейській безпеці// Людина і політика -- №3 – 2001 – С.103-108.

133. Поляков Л., Пашков М. Украина-Европа: поиск общего ответа на новые угрозы// Зеркало недели -- 2001 -- 29 сентября-5 октября.

134. Там же.

135. Там же.

136. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок// Дискуссия на кафедре международного права МГИМО по докладу Романова В.А.//Московский журнал международного права —2000.-- №1— С.73.

137. Там же. — С.74.

138. Лукашук И.И. Глобализация и международное право—2001.--№3--С.20.

139. Декларация о принципах международного права (принятая на 25 сессии ГА ООН)// Международная жизнь.—1970.-- №12.—С. 144-145.

140. Устав ООН от 26 июня 1945 г.// Международное право в документах/Сост. Н.Т. Блатов.—М.: Юрид. Лит., 1982.-- С. 196-223.

141. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок// Дискуссия на кафедре международного права МГИМО по докладу Романова В.А.//Московский журнал международного права —2000.-- №1— С.79.

142. Оппенгейм Л. Международное право. – М.: Госюриздат, 1948. – Т.1. – С. 285.

143. Броунли Я. Международное право. – М., 1977. – Кн. 2. –С. 258.

144. Денисов В.Н. Проблеми створення публічного порядку в зовнішньополітичній діяльності України // Суверенітет України і міжнародне Право. – К.: Манускрипт, 1995 -- С. 9

145. Євінтов В.І. Україна в міжнародному співтоваристві // Суверенітет України і міжнародне Право. – К.: Манускрипт, 1995 -- С. 45.

146. Marafino J. Blond`s International Law. – New York, 1991. – P. 179.

147. Оппенгейм Л. Международное право. – М.: Госюриздат, 1948. – Т.1. – С. 282.

148. U.N. Doc. A/CONF. 157/PC/42, para. 85.

149. Неліп М.І., Мережко О.О. Силовий захист прав людини: питання легітимності в сучасному міжнародному праві – К.: Наукова думка, 1999. – С. 84.

150. Nanda V. Tragedies in Morthern Iraq, Liberaria, Yugoslavia and Haiti – Revisiting the Validity of Humanitarian Intervention under International Law // Denver Jurn. Of Int`l Law. – 1992. – Vol. 20. – P. 330.

151. Nanda V. Humanitarian Military Intervention // 23 World View. – 1978. – Oct. – P. 23.

152. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: Международ. отношения, 1995. – С. 72.

153. Franck T., Rodley N. After Bangladesh The Law of Humanitarian Intervention by Military Force // AJIL. – 1973. – Vol 18. – P. 302-304.

154. Неліп М.І., Мережко О.О. Силовий захист прав людини: питання легітимності в сучасному міжнародному праві – К.: Наукова думка, 1999. – С. 115.

155. Тэлбот С. Для чего нужно расширять НАТО?// США: экономика, политика идеология. – 1995.-- №11. – С. 49-59.

156. Венская Конвенция о праве международных Договоров// Лига: Закон Профессионал 7.3.3.

157. Устав ООН от 26 июня 1945 г.// международное право в документах/Сост. Н.Т. Блатов.—М.: Юрид. Лит., 1982.-- С. 196-223.

158. Кристофер У. «Партнерство во имя мира»// За рубежом. – 1994.-- №2. – С.3.

159. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок// Дискуссия на кафедре международного права МГИМО по докладу Романова В.А.//Московский журнал международного права —2000.-- №1— С.81.

160. Иванов П., Халоша Б. Россия-НАТО: Европейская Безопасность на рубеже столетий// Мировая экономика и международные отношения--2001.--№4—С.7.

161. Там же С.8.

162. Михайлов А. Евроатлантический шанс для Украины// Зеркало недели--2001.—24-30 ноября.

163. Zagorski A. The CSCE and the Euro-Asian Challenge//Lucas M.R. The CSCE in the 1990s: Constructing Security and Cooperation. Baden-Baden: Inst. For Peace and Security policy at the University of Hamburg, 1993. – P. 279-292.

164. Thomas C. New Direction in Thinking About Security in the III World // Booth K. (ed.). New Thinking About Strategy and International Security. L.: Harper, 1991. P. 267-290.

165. Рахманинов Ю. СБСЕ и вызовы времени//Международная жизнь, №5.—1994. – С.46.

166. Баймуратов М.О. Міжнародне право. – Х. «Одіссей», 2001. – С. 264. (672 с.)

167. Пряхин В.Ф. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и проблемы центральной азии.//Московский журнал международного права -- №2 – 2000. – С.99.

168. Michael Mihalka, Restructuring European Security, Transition, vol. I, no. II, 30 june 1995, p. 3.

169. Грушко І. Осло: спекотні дні для Європи: (Сесія Ради НАТО на рівні міністрів закордоних справ)//Голос України.—1992. – 5 червня. – С. 13.

170. NАТО HANDBOOK, NATO office of information and press. Brussels, 1995.– P.73.

171. Budapest Document, Decisiones II, parag. 4, 5.

172. Мацейко Ю.М. До Нового розуміння неподільності безпеки// Політика і час.–1997.–№2.–С.9.

173. Лапицький В.Т. Для Європи XX століття // Політика i час.–1997.– №2.–С.4.

174. Там же С.7.

175. Там же.С.7.

176. Толстов С.В. Після холодної війни// Політика i час.–1999.– №2.–С.5. (3-13)

177. Medvedev S. Security Risks in Russia and the CIS: A Case Study // The International Spectator. 1994. Vol XXIX. No. 11. Jan.-March. P. 53-87.

178. Hulburt H. Russia, the OSCE and European Security Architecture // Helsinki Monitor. 1995. Vol. 6. No. 2. P. 5-20.

179. CSCE /27- CSO/Diario. No. 3. Anexo 3.

180. CSCE. Informe Annual 1994. P. 8.

181. Э. Барбе и Н. Саинз Постсоветское пространство: лаборатория СБСЕ/ОБСЕ. // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Книга 3. Международный опыт разрешение этнических конфликтов (Общая редакция: Б. Коппитерс, Э. Ремакль, А. Зверев). – М.: Издательство «Весь мир». – 1997.— С. 96-117.

182. Ротфельд А. Поиски системы коллективной безопасности // Международная жизнь, №10. – 1994.— С. 57.

183. Иванов И. Конституция для новой Европы //Независимая Газета -- 1999. -- 23 ноября.

184. Итоги Стамбульского саммита // Независимая Газета -- 1999. -- 23 ноября.

185. Мацейко Ю.М. Ідеальних моделей не буває. Пошук новой європейської архітектури безпеки і міжнародні організациї // Політика і час.– 1996.–№11.– С.28-31.

186. Декларацїя про державний суверенітет України від 16 липня 1990 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1990. – N31. – Ст. 429.

187. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. – 1996. - № 30 – Ст. 141.

188. Див.: Щодо відносин України і Організації Північно-Атлантичного Договору (НАТО): Постанова Верховної Ради України від 23 квітня 1999 р. // Голос України.– 1999.– 27 квітня.

189. Про Основні напрями зовнішньої політики України: Затв. Постановою Верховною Ради України 2 липня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1993 -- № 37. – Ст. 379.

190. Поляков Л., Пашков М. Украина-Европа: поиск общего ответа на новые угрозы// Зеркало недели -- 2001 -- 29 сентября-5 октября.

191. Договор о нераспространении ядерного оружия 01.07.68 г. // Лига: Закон Профессионал 7.3.3.

192. Тепер офіційно затоваришуємо з НАТО: (Глава укр. Зовнішньополіт. Відомства А. Зленко взяв участь у церемонії підписання в Брюсселі рамкових документів, пов`язаних з участю нашої держави в програмі «Партнерство за ради миру») // Голос України. – 1994. -- №25. – С.1.

193. Спільна Заява України і НАТО для преси. Дипломатичне досьє // Політика і час.–1995.–№10.–С.82.

194. Нестеренко Э. Единственный в мире информационный центр НАТО отныне находится в Киеве: (Визит в Украину генер. Секретаря НАТО Хавьера Соланы) // Всеукраинские ведомости. – 1997. – 13 мая. – С. 4.

195. Хартія про особливе партнерство між Україною та Організацією Північноатлантичного договору. Підписано в м.Мадриді, 9 липня 1997 р. // Урядовий кур’єр.–1997.–12 липня.

196. Хартія гарантуватиме безпеку України: Есклюзивне інтерв’ю генер. Секретаря НАТО Х. Солани інформ. Агентству ДІНАУ – Укрінформ // Урядовий кур’єр. – 1997. – 5 липня. – С. 3.

197. Макконнелл Д. Хартия об особых отношениях с НАТО поможет Украине вновь занять подобающее ей место в Европе // Вестник НАТО.–1997.–С.25.

198. Писанська В. Ми вже не територія: (Хартія про особливе партнерство України з НАТО)//Голос України. – 1997. – 12 липня. – С. 4

199. Макконнелл Д. Хартия об особых отношениях с НАТО поможет Украине вновь занять подобающее ей место в Европе // Вестник НАТО.–1997.–С. 23

200. Марциновский А. Мы все-таки будем в НАТО? // Голос Украины.–1998.–16 апреля.

201. Указ Президента України Про Державну програму співробітництва України з Організацію північноатлантичного договору (НАТО) на 2001-2004 р. // Офіційний вісник України –2001 -- №5.

202. Співпраця набирає сили. Виступ Генерального секретаря НАТО лорда Робертсона в Дипломатичній академії МЗС // Політика і час.–2000.–№5-6.–С.101-104.

203. Замятин В. Попытка партнерства с коррективами. // День --2001.—11 декабря.

204. Там же.

205. Указ Президента України «Про внесення змін до Указу Президента України від 27 січня 2001 року №58» // Офіційний вісник України –2002 -- №9.

206. Трофимова Н. Комментарий Евгений Марчук: «В будущем парламенте сопротивление атлантической интеграции Украины значительно ослабнет». //День --2002.—5 марта.

207. Україна між Росією та Захадом. Стратегія на початок ХХ1 століття. //матеріали круглого столу.—К., 2000. – С. 15.

208. Михайлов А. Евроатлантический шанс для Украины. // Зеркало недели--2001.-- 24-30 ноября.

209. Киря Т. Роман Зварыч: «Вняшняя политика Украины должна быть с перцем». // Зеркало недели -- 2002 – 16-22 февраля.

210. Ким В. НАТО-Украине: Двери еще открыты, но щель сужается. // Зеркало недели -- 2002 – 16-22 февраля.

211. Там же.

212. Замятин В. Украина – НАТО: подготовка к прыжку? // День --2002.—5 марта.

213. Закон України “Про державний бюджет України на 2002 рік” // Урядовий кур”єр України – 2002—9 січня.

214. Замятин В. Начало большого геополитического передела Россию признали равной НАТО. Украину пригласили в Прагу.// День --2002.—16 мая.

215. Замятин В. Рейкьявик: время пошло. // День --2002.—14 мая.

216. Солодский С. Долгая дорога в НАТО. // День --2002.—24 мая.

217. Силина Т. Долгожданная неожиданность// Зеркало недели -- 2002 -- 25-31 мая.

218. Декларацїя про державний суверенітет України від 16 липня 1990 р. //Відомості Верховної Ради України. – 1990. – N31. – Ст. 429.

219. Постаноавление Верховной Рады “О концепции (основы государственной политики) национальной безопасности Украины”// Ведомости Верховной Рады Украины. – 1997. -- №10. – Ст. 85.

220. Про Основні напрями зовнішньої політики України: Затв. Постановою Верховною Ради України 2 липня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1993 -- № 37. – Ст. 379.

221. Бутейко А. Натовский выбор Украины: Политика догоняет право// Зеркало недели -- 2002 -- 15-22 июня.

222. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. – 1996. - № 30 – Ст. 141.

223. Закон України «Про дію міжнародних договорів на території України»// Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 10 – Ст. 137.

224. Закон України «Про міжнародні договори України»// Відомості Верховної Ради України. – 1994. - № 10 – Ст. 45.

225. Викулина Н. НАТО и Россия оформили отношения Путин предлагает открыть в Брюсселе «Дом советов». //День --2002.—29 мая.

226. Замятин В. Леонид Кучма: Предложение «соседства» не является адекватной реакцией». //День --2002.—4 июня.

227. Спільна стратегія ЄС що до України // Розвиток та розширення ЄС під час головування Франції. Перспективи для України. Матеріали зустрічи експертів. -- К., 2000 -- С. 88.

228. Указ Президента України Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу.//Офіційний вісник України –1998 -- №24.

229. Закон Украины «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами»// Ведомости Верховной Рады Украины – 1994 -- №46. – Ст. 415.

230. Меморандум «Укрепление сотрудничества между Украиной и Европейским союзом в сфере внешней политики, безопасности, военного и военно-технического сотрудничества» сентябрь 2000 г. //Лига: Закон Профессионал 7.3.3.

231. Поляков Л., Пашков М. Украина-Европа: поиск общего ответа на новые угрозы// Зеркало недели -- 2001 -- 29 сентября-5 октября.

232. Горбулін В. Доля договору ПРО і стратегічне партнерство України// Дзеркало тижня. -- 2001 -- 7-13 квітня.

233. Гречанінов В.О. Після розпаду біполярної системи. // Політика і час -- №1—2002. – С. 7-12.