Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

тема: «Эволюция зарубежной психологической мысли»

 

             

тема: «Эволюция зарубежной психологической мысли»

Тема:

«Эволюция зарубежной психологической мысли»

Содержание.

1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV- V вв. до н. э. - начала XIX веков)…………3

2. Становление психологии как самостоятельной науки. Современное состояние психологии (60-е гг. XIX в. – настоящее время)……………………………….……………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………20

1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин ( IV - V вв. до н. э. - начала XIX веков).

В истории психологии выделяют период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин и период становления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Наиболее характерными чертами периода формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин являются:

- несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем – философской теории познания, учений об опыте и сознании;

- отсутствие сообщества, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения;

- умозрительный характер исследований, несформированность опытного подхода к исследованиям.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского "анима" - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

1.1. Учение о душе ( V в. до н. э. – начало XVII в. н. э.) исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Зарождение науки в Греции связывают с двумя обстоятельствами:

1) наука в качестве особой области человеческой деятельности образовалось как внешняя по отношению к религии и отделялась от нее;

2) упорядоченность космоса (всего сущего) была признана основанной не на власти сверхсущества, а на законе.

Новые представления о душе были не религиозными, сакральными, основанными на традициях, а светскими, открытыми для всех , доступными для систематической рациональной критики.

Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322гг. до н. э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной мировой души – обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Душа у человека, по Платону, существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и течение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделений придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем в его психологическом трактате «О душе». Согласно Аристотелю, душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение решительно противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба они согласны в том, что душа определяет цель активности живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения детерминированности поведения живых организмов. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Души организмов разных типов выполняют разные функции, представляют разные способности, силы души. Существует три типа души – растительная, животная и разумная (человеческая). Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде 6ожественного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая науку), анимистическая трактовка души Платоном н Аристотелем увязывается с христианским пониманием сущности человека. Душа является 6ожественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая сращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (Середина XVII в. – середина XIX в.) . С XVI века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной 6азы.

Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, когда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы? Декарт, решая эту проблему, стал основоположником психофизического параллелизма. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он ввел понятие «сознание», которое рассматривалось как критерий, разделяющий душу и тело. Он явился основателем интроспективной психологии (интроспекция - самонаблюдение ученого за явлениями своего индивидуального сознания), истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

В XVIII веке немецким философом X . Вольфом (1679-1754) был введен термин, "эмпирическая психология" как одно из направлений психологии, принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Наименование «эмпирическая психология» может создать ложное впечатление, что сутью этого направления было проведение эмпирических исследований в современном понимании этого слова. Учение о сознании формировалось в рамках философии и, даже используя результаты естественнонаучных работ, оно не имело опытного характера в современном смысле этого слова.

Основой изучения сознания как у предшественников Вольфа – Т. Гоббса (1588-1679) и Дж. Локка (1632-1704), так и у мыслителей, развивавших это учение до второй половины XIX века – Э. Кондильяка (1715 – 1780), И. Ф. Гербарта (1776-1841), Р.Г. Лотце (1817-1881), был именно прием интроспекции, их объединяла идея об особой сущности изучаемых явлений, постигаемых исключительно самонаблюдением.

Дж. Локк , точно следуя философии Декарта, полагал, что разум пассивно отражает воздействия среды, восприятие которых обеспечивается единым процессом перцепции (собирания). Согласно точке зрения Локка существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах, его результат – простые идеи, и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями; при этом из простых идей образуются сложные. Понятие «внешний» не означает связи с действиями субъекта или его открытости для стороннего наблюдателя. И внешний и внутренний опыт доступен только самонаблюдению. Душу человека Локк сравнивает с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи.

Немецкий философ К. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - 6есчисленных "малых перцепций" (восприятии). Из них возникают сознательные желания и страсти. В дополнение понятию «перцепция» Лейбниц ввел термин «апперцепция», трактуя его как психическую силу, детерминирующую целенаправленность действий, их активный, осознаваемый, произвольный характер. Именно апперцепция ответственна за феномены сознания, поскольку перцепция создает лишь такие восприятия, которые не осознаются, лежат в основе непроизвольных поступков. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физиологическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной 6лагодаря божественной мудрости гармонии.

Процесс соединения простых идей в сложные был назван ассоциацией. Законы ассоциаций были сформулированы еще Аристотелем, но для эмпирической психологии понятие «ассоциация» позволяло объяснить основные феномены сознания и познания, все многообразие знаний и их развития (например, эмоции, умозаключения, научение, появление новых понятий). Такая исключительно важная роль представления об ассоциациях идей в учении о сознании обусловила возникновение ассоциативной психологии, которая не была отделена или противопоставлена эмпирической психологии, а скорее дополняла ее объяснительные возможности, выступала как ее логическое продолжение.

Ассоциативная и эмпирическая психологии в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находится в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины – психологии.

В конце XVIII – начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

Таким образом, в первый период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу учения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения; сформулирована необходимость перехода от исследований теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научным. Этот период можно охарактеризовать как допарадигмальный. Для него характерны:

1) накопление наблюдений, легко доступных для исследователя (например, через самонаблюдение);

2) затрудненность оценки логических противоречий и степени важности наблюдений, в результате чего любые полученные результаты считаются одинаково ценными и уместными;

3) научные парадигмы задаются школами, в которых авторитет руководителя (основателя) снижает роль строгих оценок соответствия результатов основным требованиям к научному знанию;

4) темп частоты смены доминирующих взглядов в допарадигмальный период низок, так, например, интроспекция как прием исследования в допарадигмальный период использовалась в неизменной форме около 200 лет, а для выявления целого комплекса недостатков интроспекции и отказа от нее как психологического метода оказалось достаточным всего 30 лет.

В исследованиях, выполненных в этот период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности, даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение и т. д.) на следующем этапе развития психологии играли важнейшую роль при формировании парадигм. К концу этого периода наметилась ориентация организации исследований на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися самостоятельными науками, были разработаны первые научные программы исследований, которые составили основные необходимые предпосылки формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины и парадигм как ее структурных компонентов.

Но все же в этот период не было завершено формирование необходимых составляющих структуры научного знания – собственно предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.

2. Становление психологии как самостоятельной науки. Современное состояние психологии (60-е гг. XIX в. – настоящее время).

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло во второй половине XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Основными характерными чертами этого периода являются:

1) появление первых научных парадигм, институтов и психологического профессионального общества;

2)формирование внутрипарадигменных представлений о предмете и методе исследования, развитие представлений, соответствующих различным аспектам предмета исследования в различных парадигмах;

3) согласование представлений о предмете и методе психологии с общенаучными нормами и ценностями;

4) развитие контактов с другими дисциплинами и как следствие – возникновение новых парадигм и отраслей психологии;

5) разнообразие и конкуренция парадигм.

2.1. Этап формирования первых парадигм . (60-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в.).

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. Программа Вундта была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод. Однако единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии – непосредственный опыт, как он дан самому человеку. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Явления индивидуального сознания призваны были построить психологическое знание на основе собственных переживаний исследователя. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по собственному опыту и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Единственно возможным методом исследования была признана интроспекция - самонаблюдение ученого за явлениями своего индивидуального сознания. Предполагалось, что человек, исследуя мир своих психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о психике других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.

Вундт определил основные задачи психологии:

1) анализ процесса сознания методом интроспекции;

2) выявление элементов сознания;

3) установление закономерностей их соединения.

Однако Вундт считал, что метод эксперимента применим только для исследований простейших процессов, но не для изучения высших психических явлений, связанных с языком и культурой, таких как память или научение.

Линия программы Вундта, ориентированная на эксперимент, была зафиксирована в таких его трудах, как «Очерки по теории восприятия», «Основания физиологической психологии», а культурно-историческая линия – в 10-томном труде «Психология народов».

Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Э. Титченер (1867-1927), продолжатель идей Вундта в США.

Задачи структурной психологии состояли:

1) в «разложении душевного состояния на составные части»;

2) в установлении того, каким образом соединены эти части;

3) в установлении соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.

Титченер доказывал, что интроспекция у опытных специалистов не отличается от внешнего наблюдения, характерного для любых других научных методов. Он полагал, что хотя интроспекции доступно только собственное сознание, результаты самонаблюдения могут быть по аналогии перенесены на других людей; детей, первобытных людей, животных, психически больных; исследователю следует лишь поставить себя на их место. Такой доведенный до абсурда интроспекционизм с очевидностью демонстрировал слабые стороны и даже неприемлемость интроспективного метода в решении психологических задач.

Другой удар по методу интроспекции был нанесен также последователем Вундта – О. Кюльпе (1862-1915). Систематическая интроспекция Кюльпе отделялась от переживания временным промежутком, была ретроспективной. Испытуемый решал предложенную ему задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении. Эти работы показали, что методом систематической интроспекции не удается получить сведения о том, как у субъекта происходит принятие решения, даже мастерам интроспекции не удавалось отметить искомую динамику идей.

Психология сознания и метод интроспекции не могли удовлетворительно объяснить многие явления в силу своей субъективности. Поэтому в начале XX века в психологии возникает кризисная ситуация. Она объясняется тем, что не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Культурно-исторической линии в исследовательской программе Вундта была противопоставлена понимающая психология историка и литературного критика В. Дильтея и его последователя Э. Шпрангера. Главной задачей психологии они считали не объяснение не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее понимание в субъективно переживаемой целостности.

Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе, таким как физиология, химия и т. п., а к наукам о духе – циклу гуманитарных дисциплин, к которому относятся, например, история и культурология. Дильтей и Шпрангер утверждали, что в науках о духе, и в психологии в том числе, не применим естественнонаучный, по сути экспериментальный, метод. Методом гуманитарных наук должен быть метод понимания, который заключается в том, что исследователь должен вчувствоваться в изучаемый объект, поэтому этот метод называют также методом эмпатии (сопереживания).

Заметим, что критика интроспективного метода в общих чертах распространяется на метод понимания, поскольку он применим лишь к ограниченной части всей совокупности объектов исследования и может касаться лишь потенциально осознаваемых феноменов.

Существенные изменения в представлении о предмете и методе психологии были внесены австрийским невропатологом, психиатором и психологом 3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа. Фрейдизм - течение в психологии XX в., объясняющее через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений человека. Фрейдизм претендовал на создание новой "картины человека", нового мировоззрения. Психоанализ в его развитой форме, до его превращения в версию популярной психологии, был направлен на изучение личности. Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек отнюдь не является тем интеллектуализированным существом, каким его изображала психология XIX века. Эти наблюдения и стали источником психоаналитической теории. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования. Для получения исходного материала о глубинных психических структурах и процессах использовался анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т. п. Установление особенностей глубинных психологических структур через интерпретацию этого материала составляет существо нового метода, который Фрейд назвал психоанализом. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней более полно и более доступно чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека.

В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о влиянии бессознательной части психики человека на проявление его активности. Он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов, обозначенных терминами: "ид" (Оно), "эго" (Я) и "супер-эго" (сверх-Я). Ид - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) и он полностью подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности - учитывает особенности внешнего мира, его свойства н отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций - ид и супер-эго - несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - вытеснения, сублимации и т.д. Вытеснение означает активное, но не осознаваемое личностью устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например, в творчестве.

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). Он явился основоположником «бихевиоризма» (от английского "behaviour" - "поведение") - направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду. С точки зрения этой парадигмы, психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук. Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказываются от представления о сознании как о предмете психологического исследования, а также полагают, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (поскольку нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследованияю Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма».

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, - поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакцией (S ®R), а цель – предсказание поведения субъектаи управление им. Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Руководствуясь мыслью о том, что в поведении человека нет ничего прирожденного и что любое его проявление - продукт внешней стимуляции, Уотсон начал массовое изучение детей младенческого возраста. Уотсон придал понятию "поведение" однозначный смысл. В его доктрине осталась лишь формула "стимул-реакция" как единица отношений организма в среде. И таким образом, под влиянием бихевиористов психологическая наука превратилась в "психологию без психики". Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на развитие многих наук, в том числе на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

В Германии формируется гештальтпсихология - одно из направлений психологии XX в. изучающее психику с точки зрения целостных структур. Свое название эта школа получила от немецкого слова "гештальт", что означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", то есть организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Первым теоретическим трудом в этой области была ра6ота В. Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии". В ней автор стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология - физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, то есть гештальтов. С этой целью Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В этой работе главной является идея изоморфизма (элементы и отношения в одной системе соответствую элементам и отношениям в другой) физиологических и психологических процессов. Но отношение двух рядов явлений (психических, физических) мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Гештальтисты утверждали не только не сводимость психических форм к их частям, но и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что психология, опираясь на эти законы, превратится в точную науку типа физики. Неспособность разработать единую схему анализа психической реальности явилась предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы.

2.2. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.) . В 10-30-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Попытки выйти из кризиса, реализуя новые программы исследований, приводили лишь к увеличению числа конкурирующих парадигм. При этом различные парадигмы, школы и направления разрабатывали различные стороны потенциального предмета и соответствующего ему метода психологии.

Состояние психологии в 1910-1930-е гг. представляло лишь стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Только все множество конкурирующих парадигм в целом соответствует наиболее полному представлению о предмете и методе в психологии, продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

2.3. Современное состояние психологии. В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления. Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки.

1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева сформировалась психосемантика, которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании, используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции.

2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология , основателями которой считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987). Эта парадигма противостоит как бихевиоризму, так и психоанализу. Предметом изучения гуманистической психологии является уникальная, целостная личность человека. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуа лизация. Тенденция к самоактуализации - это процесс реализации на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А. Маслоу. Основным источником человеческого поведения, деятельности, поступков он считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Второе важное положение - это то, что человек обязан быть тем, кем он потенциально может стать.

3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, 1960-1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности.

4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъективности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития.

5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Когнитивная психология («когнито» в переводе с латинского означает "знание") - представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Ее представители У. Найссер, А. Павийо и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении словесных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, познавательного развития детей, психолингвистику. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательности, определяемости средой, неполноты познавательных схем и др.

6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология.

Список литературы.

1. Психология: Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: Уч-к для вузов, 1999.

3. Общая психология : (Курс лекций). Составитель: Рогов, 1999.

4. Петровский А.В. Введение в психологию. 1995.

5. Столяренко. Основы психологии. 1997.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций, 1998.

7. Рубинштейн. Основы общей психологии. 2002.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб пособие. 2000.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. Уч-к для вузов. 2001.

10. Петровский, Ярошевский. Психология: Учебник для вузов. 2001.