Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

 

             

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно.

http :// www . pjatjorochnik . ru

Роль информации в жизни личности, общества и государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов.

2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства.

3. Социальная информация. Виды и свойства социальной информации.

4. Информационное общество. Основные этапы развития концепций глобального информационного общества и место России.

5. Документ как форма представления информации. Типология. Виды и свойства документа.

6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам. 12

7. Электронные продукты и электронные библиотеки.

1. Информационные ресурсы. Состав и свойства информационных ресурсов.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим. Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Детально состав ИР может быть охарактеризован как:

• созданные прежде и создаваемые в настоящее время первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания и т.д.);

• созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция (библиографические списки, указатели, базы данных, справочно-библиографический аппарат библиотек, информационных центров и архивов и т.д.);

• фактографические и полнотекстовые базы данных.

В зависимости от масштаба формирования и использования различают мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы. Информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств:

• неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их использования; неотчуждение при обмене и продаже;

• постоянный рост объема потока;

• изменчивость состава ИР как реакция на изменения информационных потребностей общества.

• компактного хранения больших объемов информации;

• оперативного поиска;

• доступа к удаленным ресурсам;

• фиксации на одном носителе различной по характеру информации;

• объединения библиографических, полнотекстовых и фактографических БД.

2. Информация. Современное определение понятия «информация». Роль информации в жизни личности, общества и государства.

Слово “информация” латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом “информация” подразумевали: “представление”, “понятие”, затем-“сведения”, “передача сообщений”. Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этих точек зрения система может быть самой совершенной и экономичной. Но важно еще при создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать. И поступают при подобных вычислениях самым обычным путем: абстрагируются от смысла сообщения, как отрешаются от конкретности в привычных всем нам арифметических действиях Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей, точнее, определяется через вероятности событий. Это и понятно. Сообщение имеет ценность, несет информацию только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, когда оно в какой-то мере неожиданно. Ведь сообщение об уже известном никакой информации не содержит. Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации, называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке. Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени. Информацию “просеивают” самым тщательным образом. В телеграфе часто встречающиеся буквы, сочетания букв, даже целые фразы изображают более коротким набором нулей и единиц, а те, что встречаются реже,- более длинным. В случае, когда уменьшают длину кодового слова для часто встречающихся символов и увеличивают для редко встречающихся, говорят об эффективном кодировании информации. Но на практике довольно часто случается, что код, возникший в результате самого тщательного “просеивания”, код удобный и экономный, может исказить сообщение из-за помех, которые всегда, к сожалению, бывают в каналах связи: искажения звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передаче в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, обрушиваются на информацию. А от этого бывают самые невероятные и, естественно, неприятные неожиданности. Всякое событие, всякое явление служит источником информации. Всякое событие, всякое явление может быть выражено по-разному, разным способом, разным алфавитом. Чтобы информацию более точно и экономно передать по каналам связи, ее надо соответственно закодировать. Информация не может существовать без материального носителя, без передачи энергии. Закодированное сообщение приобретает вид сигналов-носителей информации. Они-то и идут по каналу. Выйдя на приемник, сигналы должны обрести вновь общепонятный вид. С этой целью сигналы пробегают декодирующее устройство, приобретая форму, удобную для абонента. Система связи сработала, цель достигнута. Когда говорят о каналах связи, о системах связи, чаще всего для примера берут телеграф. Но каналы связи - понятие очень широкое, включающее множество всяких систем, самых разных. Чтобы ясен был многоликий характер понятия “канал связи”, достаточно привести несколько примеров. При телефонной передаче источник сообщения - говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Канал, по которому передается информация - телефонный провод. Та часть трубки, которую мы подносим к уху, выполняет роль декодирующего устройства. Здесь электрические сигналы снова преобразуются в звуки. И наконец, информация поступает в “принимающее устройство” - ухо человека на другом конце провода. А вот канал связи совершенно другой природы - живой нерв. Здесь все сообщения передаются нервным импульсом. Но в технических каналах связи направление передачи информации может меняться, а по нервной системе передача идет в одном направлении. Еще один пример - вычислительная машина. И здесь те же характерные черты. Отдельные системы вычислительной машины передают одна другой информацию с помощью сигналов. Ведь вычислительная машина - автоматическое устройство для обработки информации, как станок - устройство для обработки металла. Машина не создает из “ничего” информацию, она преобразует только то, что в нее введено.

3. Социальная информация. Виды и свойства социальной информации.

В наиболее общем виде социальная информация – это социологическое исследование. Социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды анкетирования: а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно; б) по месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным); в) по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации. Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

4. Информационное общество. Основные этапы развития концепций глобального информационного общества и место России.

Существует точка зрения, что общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

5. Документ как форма представления информации. Типология. Виды и свойства документа.

В настоящее время в науке известны различные способы формализации знаний. Ведь совсем недостаточно передать разным людям одну и ту же информацию, потому, что каждый из них по-разному ее интерпретирует. Есть науки, где документ определяется даже более широко, чем текст. Так, в документалистике "под документом понимается семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью ее обращения в динамической системе". С позиций книговедения документы подразделяются на виды в зависимости от:

1. материала носителя информации (бумажный, прозрачно-пленочный, магнитоленточный, пластиночный);

2. формы носителя информации (ленточный, карточный, листовой, блочный, площадной);

3. по способу записи (ручной, механический, автоматический);

4. по предназначенности для восприятия (человековоспринимаемый, машиновоспринимаемый, машиночитаемый);

5. по каналу восприятия человеком (визуальный, аудиальный, тактильный, аудиовизуальный, недоступный человеческому восприятию);

6. по способу расшифровки информации человеком (читаемый, рассматриваемый, слушаемый, рассчитанный на комплексное восприятие);

7. по характеру знаковых средств передачи информации (записанный отвлеченно-абстрактными (символическими) знаками, записанный знаками, подобными изображаемому, записанный путем изменения структуры носителя);

8. по характеру языковой системы (вербальный, изобразительный, музыкальный, комплексный, матричный);

9. по принадлежности знаков записи к определенным знаковым системам (письменный, изографический, картографический, нотный, технически кодированный).

Документ в современном виде является результатом многовекового исторического развития. Впервые появившись как материальное воплощение стремления человека запечатлеть информацию на определенном носителе с целью ее передачи во времени и пространстве, документ прошел с человеком весь этот длительный путь. Документ, сопровождая человека, являлся для него вначале простой записной книжкой, затем копилкой, в которую заносились и хранились для себя и для потомков подлинные богатства - знания. Человек стремился сделать свою «записную книжку-копилку» такой, чтобы ей было удобно пользоваться, долго хранить и сохранять свои знания и опыт, и передавать их из поколения в поколение. Человек искал и находил материал и способ, наиболее удобный для фиксации информации. Каждый новый носитель и способ - это целый этап в жизни государства. Глиняные таблички, пергамент, береста, устав, полуустав, скоропись и машинопись являются как бы верстовыми столбами развития человечества и одновременно этапами в развитии документирования. С каждым новым этапом носитель и зафиксированная на нем информация становились все более двуединым целым - документом. С появление изографического документа жизнь человека изменилась. Этот вид документа сейчас играет огромную роль в жизни общества. Воспринимаемый проще, чем другие виды документа, отличающийся красочностью и разнообразием, он легко воспринимается даже детьми, которые еще не умеют читать. Не мыслятся праздники без ярких поздравительных открыток. Печатаются разнообразные календари и календарики разных направлений (особенно много в последнее время выпускается рекламных и агитационных: накануне выборов, при появлении новых предприятий с целью привлечения покупателя к новой продукции, товарам и услугам и т.д.). С помощью сборников репродукций мы узнаем великих художников и их бессмертные произведения, хотя они находятся, может быть в другой части земли. Изографические документы поражают воображение, легко воспринимаемы и помогают человеку в повседневной жизни.

6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам. 12

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, созданный в 1969 году, является крупнейшим центром научной информации в области социальных и гуманитарных наук. Институт широко известен отечественной и мировой научной общественности своими ивными, библиографическими и аналитическими изданиями, автоматизированной информационной системой по общественным наукам и Фундаментальной библиотекой, насчитывающей более 13,5 млн. книг и периодических изданий. ИНИОН включает следующие структурные подразделения: Центр социальных научно-информационных исследований, Центр гуманитарных научно-информационных исследований, Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем, Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям, Центр по изучению проблем европейской безопасности, Центр по информационному обеспечению банковской и предпринимательской деятельности, Центр информатизации, Фундаментальную библиотеку, Издательский центр. Задачи ИНИОН: ИНИОН поддерживает и развивает связи с зарубежными научно-исследовательскими и библиотечными центрами, в том числе в Германии, Франции, США, Индии, КНР и других странах. Сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках международных проектов. Одной из форм сотрудничества является совместная подготовка различных информационных изданий, а также обмен базами данных на магнитоносителях и микрофишами. С 1992 г. ИНИОН принимает участие в разработке и осуществлении международного проекта "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям". Открытие доступа пользователям Интернет к информационным ресурсам Института способствует дальнейшему развитию научных связей и интеграции в международную информационную сеть. ИНИОН и его отделения в гуманитарных институтах РАН ежегодно посещают сотни зарубежных ученых и специалистов, пользующихся читальными залами и фондами библиотеки. Институт регулярно направляет своих специалистов для проведения исследований в зарубежные научные центры и участия в международных семинарах и конференциях, на взаимной основе принимает ученых из различных стран.

7. Электронные продукты и электронные библиотеки.

В процессе становления информационного общества, когда развитие всех его институтов связано с информационными технологиями, к традиционным задачам научных библиотек добавляются функции информационных центров. Библиотеки становятся наиболее значительными создателями информации и центрами предоставления информационных услуг. Становясь компонентами среды Internet, библиотеки должны обеспечить общество полной и оперативной информацией и документами на любых носителях. Таким образом, актуальной становится задача создания электронной библиотеки (ЭБ) как средства хранения электронной информации, информационного обслуживания потребителей и расширения доступа к документированным знаниям. Основными задачами ЭБ являются: предоставление возможности доступа к мировым информационным ресурсам всем членам общества во всех регионах страны; предоставление информации обо всех документальных ресурсах как печатных, так и электронных, имеющихся в фондах библиотек; предоставление электронных документов или электронных копий печатных материалов. Субъективно необходимость создания электронной библиотеки связана с тем, что информация становится важнейшим стратегическим ресурсом. Современное общество, имеющее такое замечательное средство телекоммуникационного доступа, как Internet, давно готово пользоваться подобным электронным информационным ресурсом и остро нуждается в полнотекстовой электронной библиотеке. Объективную возможность создания электронных библиотек определяют два фактора: развитие телекоммуникационной инфраструктуры, возникновение и увеличение количества электронных документов. Автоматизация библиотечных процессов, использование современной компьютерной техники, новейших носителей электронной информации обеспечивают технические и технологические условия для формирования в библиотеках электронных информационных ресурсов, в том числе полнотекстовых и мультимедийных продуктов, потребность в которых постоянно растет. Среди ресурсов Internet имеется большое количество электронных библиотек художественной и научной литературы, ов, выставлены архивы научных текстов, электронных журналов. Наиболее известны и популярны собрание произведений по истории Украины, Большая Одесская библиотека, библиотека Максима Машкова, библиотека сервера философского факультета МГУ, Московская и Санкт-Петербургская коллекции ов, Нотный архив Бориса Тараканова и др. Электронные библиотеки отличаются принципами образования коллекций, количеством единиц хранения, способами представления материалов. Материал в них чаще всего организован в виде алфавитных списков и тематических подборок библиографических записей, оформленных в дерево НТМL-страниц. Поиск в таких ЭБ предлагается по предметным рубрикам, алфавитным указателям, ключевым словам и организован, чаще всего, с помощью гипертекстовых ссылок или индексного поиска по сайту. Основной недостаток такой организации материала - это отсутствие систематизации и возможности поиска по систематическому коду и элементам библиографического описания. Это существенный недостаток, так как функция поиска является одной из главных в любой информационной системе, потому что позволяет эффективно анализировать накопленную в системе информацию и быстро находить необходимый материал. Для формирования ресурсов электронной библиотеки разработаны: технологические циклы, расширяющие автоматизированную технологию комплектования и каталогизации печатных изданий на обработку электронных библиотечно-информационных ресурсов и обеспечивающие: централизованную технологическую обработку документального потока, созданного в процессе децентрализованной аналитико-синтетической обработки документов, формирование фонда полнотекстовых электронных документов; автоматизированная технология аналитической обработки компьютерных версий периодических изданий (журналов сборников трудов, материалов конференций) и гипертекстовых сборников; технология оцифровки и создания электронных копий раритетов, исторических и редких документов.