Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Реформаторские идеи джона мильтона в области образования

 

             

Реформаторские идеи джона мильтона в области образования

Московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Курсовое сочинение по введению в мировую журналистику на тему:

РЕФОРМАТОРСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА МИЛЬТОНА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила студентка 1 курса

вечернего отделения

102 группы

ГУРИНА АННА ВИКТОРОВНА

Преподаватель:

НАЗАРОВ АНТОН АНАТОЛЬЕВИЧ

Москва

2004

РЕФОРМАТОРСКИЕ ИДЕИ ДЖОНА МИЛЬТОНА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Москва

2004

Содержание:

  1. Введение ----------------------------------------------------------------- 3
  2. Английская буржуазная революция -------------------------------- 3
  3. Джон Мильтон ---------------------------------------------------------- 5
  4. Памфлет «Об образовании» (работа с источником) ------------ 6
  5. Заключение -------------------------------------------------------------- 13

Введение

В качестве темы своей работы я выбрала творчество английского поэта и публициста Джона Мильтона, в первую очередь, потому что огромный интерес у меня вызывает Англия середины ХVІІ века, а именно события Английской буржуазной революции, которая ознаменовала победу нового общественного строя – капитализма – над отживающим свой срок феодальным порядком.

Творчество Джона Мильтона неразрывно связано с его политической деятельностью – в годы войны между силами короля и парламента он приобрел известность как острый публицист. Однако речь пойдет не совсем о политике. Любопытным мне показался взгляд публициста на существующую тогда систему образования. На мой взгляд, основная причина предложенных Мильтоном преобразований – тот исторический промежуток , сложное, бурное время, в котором довелось жить поэту. Именно поэтому попробую перенестись в самую гущу религиозных и политических страстей – в революционную Англию.

Английская буржуазная революция

В 1625 году на английский престол взошел 25-летний король Карл І Стюарт. С первых же дней своего правления Карл І не обращал никакого внимания на парламент, зато наделял большими полномочиями своих придворных. Парламент критиковал действия министров короля и требовал отставки фаворита короля герцога Бекингема, которого обвинял в неудачной внешней политике Англии. Конфликт короля и парламента , в ходе которого последний был несколько раз распущен, вылился в буржуазную революцию : народ страдал от всевозможных преследований.

Хочу обратить внимание на то, что все политические деятели заняты были внешней политикой, делами церкви, но уж никак не вопросом образования.

Итак, образовались три политические партии: пресвитериане, индепенденты и левеллеры . Пресвитериане, выражавшие интересы крупной буржуазии, добились передачи конфискованных феодальных землевладений в свои руки, сделали пресвитерианство господствующей религией в стране, а дальнейшее развитие революции считали не только нежелательным, но и опасным.

Индепенденты, или «независимые» (средняя и мелкая буржуазия и новое дворянство) настаивали на продолжении борьбы. Они добивались установления республики, требовали создания маленьких независимых общин и противились укреплению центральной власти в церкви. Во главе индепендентов стоял Оливер Кромвель. Звучащие в памфлете «Об образовании» гуманистические идеи, на мой взгляд, полностью соответствуют идеологии индепендентов.

Интересы мелкой буржуазии в революции отстаивала партия левеллеров («уравнители») во главе с Джоном Лильберном, требовавшая уничтожения всех сословных привилегий.

Все три образовавшиеся партии были сторонниками реформ и стремились очистить англиканскую церковь от всех остатков католицизма . Именно поэтому этих людей стали называть пуританами (от лат. purus – «чистый») – людьми, стремящимися к чистоте духовной и телесной. Считается, что все пуритане – кальвинисты, последователи швейцарского проповедника Ж.Кальвина. Как и французские гугеноты они боролись с католичеством и с господствующей религией в Англии.

Джон Мильтон

В 1649 году Карл І был казнен . В стране установилась республика , вождем Англии стал лорд-протектор Оливер Кромвель. Джон Мильтон, уже известный в те годы общественный деятель, будучи выразителем пуританизма, исполненным гордости и непреклонного мужества, условно говоря, «официально» становится певцом революции[1] .

Мильтон (1608-1676) - один из величайших поэтов Англии, крупнейший публицист и деятель Великой английской революции . Он происходил из обуржуазившейся дворянской семьи, получил блестящее образование в духе идей английского ренессанса. Окончив в 1632 году Кембриджский университет с двумя учеными степенями, Мильтон отказался от ненавистной ему карьеры схоласта-священника и поселился в поместье своего отца Гортоне.

Поэт оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно-ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона . Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Его литературная деятельность характеризуется сочинениями философского характера, написанными по-латыни, а также английскими и латинскими стихами. Противоречивость всех произведений Мильтона говорит о его сложном духовном развитии: гуманист, близкий к просветительским идеям боролся в нем с индепендентом, послушным религиозной доктрине. По словам Фридриха Энгельса , Мильтон принадлежит к числу «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености », «…они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем, и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которая делает их цельными людьми».

Памфлет «Об образовании»

Принести пользу могут только "...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...", - говорит Мильтон.

В 1644 году в печати появился его памфлет «Об образовании» , посвященный Сэмюэлу Хартлибу[2] , немцу по происхождению, обучавшемуся в Кембридже в 1621 – 1626 гг. и ставшему другом Мильтона; главе кружка последователей Яна Амоса Коменского[3] . Эпиграф к памфлету подтверждает факт посвящения:

To Master Samuel Hartlib

Written above twenty Years since.

Из чего следует, что корни произведения уходят в университетское прошлое автора.

Флорентий Федорович Павленков описывает университетские годы Джона Мильтона в жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования: «Как ни своеобразна и замкнута была жизнь университета, внешние волнения не могли не влиять на нее. «Вне» тогда шли споры между протестантами и католиками, пуританами и защитниками англиканской церкви. Эти споры крепли и ожесточались со дня на день, взаимная ненависть и неприязнь едва прятались уже под страхом и принуждением, нетерпеливо ожидая минуты, когда можно будет появиться с оружием в руках.»

Принципы формального образования (развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, а не усвоение большого объёма знаний), на мой взгляд, проявляются даже в образе жизни студентов Кембриджа: «Пуританский дух в Кембридже был довольно силен. Встречалось немало студентов, которые старались держать себя даже скромнее, чем того требовал устав, избегали развлечений, все свое время проводили за набожным чтением Библии и «с большим неудовольствием посещали мессу». Впрочем, к мессе большинство молодежи, кроме искренних англикан, относились очень непочтительно, позволяя себе иногда кощунственные выходки. Многие из наставников одинаково не отличались привязанностью к господствующей церкви и не особенно строго наблюдали за религиозным воспитанием юношества, предоставляя каждому право самому следить за своим отношением к Богу и церкви.» Вообще, Кембридж изначально не был таким «оплотом престола и веры», как, например, Оксфордский университет, что зависело, среди прочего и от того, что в Оксфорде воспитывались, главным образом, представители аристократии, а в Кембридже – третьего сословия.

Сторонники формального образования считали, что основным в обучении является то развивающее влияние, которое оказывает изучение науки на совершенствование умственных способностей учащихся. Особую формирующую ценность они видели в "инструментальных" предметах - в классических языках и математике. В памфлете «Об образовании» Мильтон предлагает другую модель обучения, в дальнейшем названную материальным образованием . Не зря великий английский публицист «усердно занимался весь день и часть ночи, несмотря на то что его слабые от рождения глаза не выдерживали таких усиленных занятий и постоянно протестовали. Как юноша слишком углубленный в книги, он, разумеется, держался в стороне от товарищей и близко не сходился ни с кем. Его гораздо больше интересовали Цицерон и Софокл, чем популярный тогда бокс и верховая езда. Кабинетные наклонности проявились в нем чрезвычайно рано, а близкие к нему люди скорее поощряли, чем противодействовали им. Из своих комнат он почти никуда не выходил, разве на лекции или на непродолжительную прогулку, предпочитаю всему одиночество и размышление. Не похоже, чтобы в университете у него были друзья; в его характере не было ни общительности, ни добродушия; он не умел ладить со всеми, быть занимательным и интересным для всех. Слишком серьезный, он вместе с тем был преисполнен сознанием собственного достоинства и дарований, высоко ставил самого себя, быть может, даже слишком высоко»[4] . Уже тогда, вероятно, он видел основную цель школы в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из различных областей науки, полагая, что развитие способностей происходит в процессе систематического овладения "полезными" знаниями . Полезность, пригодность для жизни - основные критерии отбора материала для школьного курса. Мильтон любил науку, но не мог терпеть университета. Всегда отзывался о нем очень непочтительно, и, вероятно, в эти юношеские годы зародился в нем смелый проект коренного преобразования университетской науки, - проект, написанный им лишь в 1644 году, вероятно под впечатлением занятий со своими племянниками по возвращении из длительного путешествия в Италию. Оба племянника (кстати) в дальнейшем стали тесно связанными с литературной деятельностью. Эдвард Филипс – автор филологического словаря новых английских слов (1658 год), литературных биографий современников. А Джон Филипс прославился травестированием[5] «Дон Кихота», переводами Скюдери и Калпренеда.

В трактате (памфлете[6] – в литературных источниках его называют по-разному) «Об образовании» Мильтон предлагает обучать учеников всем наукам, всем искусствам и даже всем добродетелям . По его мнению, «учитель, обладающий достаточным талантом и красноречием, мог бы в короткое время развить в своих учениках невероятное мужество и прилежание, вливая в их юные сердца такой обильный и благородный жар, что без сомнения многие из них сделались бы непременно знаменитыми людьми, не имеющими себе равных».

Университет отталкивал от себя гордую и непокладистую натуру Мильтона легкомыслием своих нравов, своими интригами и сплетнями. Большинство его товарищей вели жизнь рассеянную и, несмотря на строгий устав, усердно потягивали винцо в своих комнатах. Студенты старались отличиться друг перед другом, но не в области науки, а в физических упражнениях, гордились своей силой и ловкостью; наука же оставалась на втором плане. Мильтон почти не принимал участия в их забавах: они были для него чуждыми, не менее чуждыми, чем и официальная университетская наука, которая отталкивала его от себя своей сухостью и схоластичностью. Дальше комментариев к Аристотелю она не ушла в то время, а эти вечные комментарии едва ли могут удовлетворить живого человека.

Именно эпоха , в которую довелось жить Джону Мильтону, в сочетании с недовольством университетским обучением , по моему мнению, породила некоторые рассуждения , а затем и памфлет «Об образовании». Назревшее неудовлетворение народа, как правило, перетекает в революцию. Закономерен и тот факт, на мой взгляд, что именно в такие периоды появляются люди, способные свое объективное неудовлетворение какой-либо системой изложить на бумаге.

Хочу обратить внимание на то, что Мильтон в своем памфлете демонстрирует глубокое понимание изучения иностранных языков . В нем, в частности, он рассматривает то, как надо преподавать греческий, латинский, еврейский языки мальчикам из семей gentry, т.е. богатых фермеров. Мильтон пишет:

"Главным образом нам преподают языки тех народов, которые когда-либо были прилежны в получении мудрости. Таким образом, язык есть только инструмент для передачи нам вещей, которые полезно знать. И пусть даже полиглот гордится знанием всех языков, на которые Вавилон разделил мир, однако, если он не изучал существенные вещи в них также как слова и лексиконы, его нельзя считать более грамотным человеком, чем любого йомена (крестьянина) или торговца который компетентно владеет только своим родным диалектом".

Вопрос, затронутый английским публицистом, не теряет своей актуальности. «Существенные вещи», о которых он говорит, - это то понятие, которое современный человек называет: "культура" или "цивилизация". Мы не можем знать языка, если будем просто зубрить транскрипцию перевод иностранных слов, если не овладеем культурой, которая передается через данный язык.

Также в своем произведении Мильтон излагает принципы воспитания и образования будущих правителей государства . Основная идея трактата - возрождение некоторых образовательных принципов Платоновской академии[7] . Мильтон пишет о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой . Позволю себе заметить, что то, на что обратил внимание английский поэт ХVІІ века, в России, к сожалению, упустили, из-за этого многие с трудом ориентируются в современной действительности, совершенно этого не замечая.

Мильтон утверждает необходимость всесторонней общественно-воспитательной деятельности для подготовки людей к иным формам жизни, основанным на разуме, справедливости и добродетели. И каждое слово в памфлете перекликается с острой необходимостью свободного выбора каждого человека: например, существовавшие тогда университеты Мильтон предлагает заменить более демократичными колледжами . Он даже излагает проект такого колледжа. "Академию" Мильтона, рассчитанную на 150 учеников, предполагалось расположить за чертой города, на обширной территории; атлетические занятия на свежем воздухе должны были дополнить энциклопедическое образование. Ученикам прививались волевые качества и выдержка. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в так называемых академиях диссентеров - колледжах университетского типа для религиозных нонконформистов, которым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж.

Особое внимание Мильтон уделяет точным и естественным наукам : арифметике, геометрии и тригонометрии, сельскому хозяйству, астрономии, географии и медицине . И в этих областях, по мнению публициста, следует предоставить большая интеллектуальная свобода ученикам: от них требовалось глубокое знание литературы, философии и практическое овладение разными видами искусств . Мильтон считает необходимым изучение права, основ медицины, древних языков, логики, знакомство с сочинениями древних авторов .

Трактат "Об образовании", который, безусловно, развивал идеи европейского гуманизма , то есть идеологии и практики, основанных на принципах равенства, справедливости, рассматривающих человека как высшую ценность, подвергся критике как проект элитарной школы, идущий вразрез с распространёнными в Англии педагогическими идеями Яна Амоса Коменского.

Заключение

На протяжение всего времени существования понятия «образование» власть неизменно оказывает на нее влияние. В революционное время, в которое довелось жить Джону Мильтону, многие обратили внимание на возможность быстрого переустройства не только системы образования, но и других, контролируемых властью систем. Английский публицист совершенно точно отметил все проблемные моменты в своем памфлете. Руководствуясь собственными знаниями, могу сказать, что принципы образования, изложенные Мильтоном в памфлете «Об образовании», хоть и не сразу, но постепенно воплощаются в жизнь. Сторонники и противники его идей существуют и сейчас: я себя отношу к его сторонникам и тем не менее согласна с тем, что идеальный вариант чего-либо – не только системы образования – человек еще не скоро придумает.

Вопросы всеобщего образования Мильтон затрагивал и в других своих сочинениях. Он всегда высказывал максимально демократические взгляды . Вслед за Фрэнсисом Бэконом[8] и Коменским полагал, что конечная цель воспитания - победить пороки человеческой натуры , "первородный грех", и сделать отношения между людьми более совершенными . Сейчас все больше людей приходит к такому выводу, отчего ни одно из высказанных Мильтоном предложений не теряет актуальности. Однако высказаны они были в ХVІІ веке…

Список литературы:

  1. Of Education. John Milton (http://mail.yandex.ru/img/OfEducation.doc, т.е. моя почта, потому что сайт-источник мне найти не удалось)
  2. Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-Борец – М.: Художественная литература, 1976.
  3. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: английские писатели XVI – XX вв. Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1982
  4. Болдырева Н.Ф. Мильтон. Свифт. В.Скотт. Теккерей. Дж.Эллиот: Биографичекие повествования – Челябинск: Урал LTD, 1999
  5. Михальская Н.П. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М-Я – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997
  6. Сурков А.А. Краткая литературная энциклопедия – М.: Советская энциклопедия, 1967
  7. http://smart-english.narod.ru/method/Milton.htm
  8. http://dictionary.fio.ru/article.php?id=21321
  9. Лабутина Т. Англия в период нового времени // Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история – М.: Аванта+, 1996. Стр. 484
  10. Библиотека Флорентия Павленкова/ Московское представительство ООО 'Издательство 'Апачи', Урал LTD
  11. http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00036/25000.htm&encpage=bse

[1] Лабутина Т. Англия в период нового времени // Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история – М.: Аванта+, 1996. Стр. 484

[2] ХАРТЛИБ, Гартлиб (Hartlib) Сэмюэл (ок. 1599 - ок. 1670), английский просветитель, социальный реформатор, учёный. Х. и его единомышленники гл. задачей образования считали улучшение материальной жизни людей; отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому курсу обучения). Большое внимание Х. уделял изучению языков. Воспитание христианина, строго соблюдающего нравственные нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях Х. с воспитанием гражданина, все силы отдающего общественной пользе. (http://dictionary.fio.ru/article.php?id=203222)

[3] (Komenský, Comenius) Ян Амос (1592 – 1670), чешский педагог-гуманист, общественный деятель; ввел большие изменения в организацию школьной работы; стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям, поэтому нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью. (http://psy.1september.ru/2000/44/4.htm)

[4] Библиотека Флорентия Павленкова/ Московское представительство ООО 'Издательство 'Апачи', Урал LTD

[5] Травести (от итал. travestire — «переодевать») — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. (http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-3521.htm)

[6] Памфлет – произведение, направленное против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Трактат – научное сочинение (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: АЗЪ, 1995); письменное ученое рассуждение (Владимир Даль).

[7] Платоновская академия – древнегреческая философская школа, основанная Платоном около 387 года до н. э. в Афинах; существовала до I века до н. э. Традиция Платоновской академии возобновляется в Афинской школе среднего платонизма (середина I-II веков) и неоплатонизма (IV-середина VI века). В Эпоху Возрождения Платоновская академия учреждена во Флоренции (1459-1521 годы) во главе с Марсилио Фичино. (http://www.rubricon.com/ann/ies/01_a/01_a53760.asp)

[8]