Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Актуальность темы исследования. Изучение духовного наследия, представленного различными церковными жанрами, способствует сохранению общечеловеческих культурных

 

             

Актуальность темы исследования. Изучение духовного наследия, представленного различными церковными жанрами, способствует сохранению общечеловеческих культурных

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение духовного наследия, представленного различными церковными жанрами, способствует сохранению общечеловеческих культурных ценностей. Религиозный гимн -это проводник идеи, определенного духовного состояния. Хоральные темы в музыкальной практике нередко выступают в роли символов, заключая в себе информационные коды, которые ведут к культурно-историческим контекстам прошлого. Кроме этого они могут осуществлять коммуникативную функцию в интертекстуальном пространстве последующих эпох.

Протестантский хорал эпохи Реформации занимает особое место в западноевропейской художественной традиции — это важная веха в многовековом музыкальном наследии Западной Европы, сфера творчества, где происходило формирование европейского музыкального мышления XVI -XVIII вв. Созданный на материале народной песни (преимущественно немецкой), он лег в основу музыкального творчества последующих столетий.

Вместе с тем в отечественной искусствоведческой литературе этот жанр не был объектом глубокого исследования. Во многом проблема заключается в том, что протестантский хорал - это лютеранский богослужебный жанр. Он был рожден в Германии в XVI веке в период немецкой Реформации и является национальным достоянием немцев. В науке получили освещение вопросы, связанные с созданием протестантских гимнов, строением их музыкальных форм, генезисом мелодики, значением протестантских мелодий в творчестве И.С.Баха.

Автор диссертации видит необходимость в семантическом исследовании протестантского хорала В ходе исторического процесса,

постепенно выйдя за рамки чисто церковного жанра, мелодии протестантских гимнов превратились в музыкальные эмблемы, которые могли быть процитированы и узнаны. За ними стоит свой мир переживаний, свой мир смыслов. Музыкальный облик такой эмблемы и «свернутое» в ней содержание дают возможность для существования различных музыкально-композиционных решений (дериватов).

Деривационные процессы в музыкальном тексте - это достаточно большая и самостоятельная область исследований. Она имеет соприкосновение со многими другими проблемами, например, с проблемами структурных единиц, с синтаксисом, формообразованием, с психологией творческого процесса и др. Для диссертационного исследования она важна в связи с изучением текстопорождающих механизмов парадигматики и интертекстуальности.

Круг этих проблем в настоящее время весьма актуален для искусствоведения. Музыкальные лексемы-символы (парадигмы), входят в новые музыкальные произведения. Это так называемые мигрирующие музыкальные формулы с семантическим контекстом музыкальной темы (Л.Шаймухаметова), которые в дериватах выступают в качестве Метатекста.

Выявление Метатекста протестантских гимнов и исследование его миграции может получить значение методологии изучения музыкальной семантики других церковных жанров (григорианского хорала, древнерусских песнопений и др.).

Объектом исследования является протестантский хорал эпохи немецкой Реформации.

Предмет исследования - функционирование Метатекста ряда протестантских гимнов в пространстве музыкальной культуры (с конца XVI по 80-е гг. XX вв.).

Степень научной разработанности проблемы. Среди исследований, выявляющих семантическую сторону протестантских хоральных тем, следует назвать статью Н. Эскиной «Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко»1 и диссертацию В. Носиной «Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире»»2. В этих работах хорал рассматривается в русле современных исследовательских тенденций, обозначившихся в современной гуманитаристике в последние десятилетия XX века. Эти тенденции связаны со стремлением проникнуть в глубинные структуры музыкальных текстов, постичь генезис жанров и музыкальных явлений.

Среди тех, кто в настоящее время разрабатывает теории текста в сфере музыкознания, - М.Арановский, В.Медушевский, Ё.Назайкинский, В.Холопова, Л.Шаймухаметова, И.Волкова-Стогний, Л.Акопян, Л.Казанцева, М.Шинкарева и другие.

Материалом исследования послужил круг музыкальных лексем3 протестантских хоралов, которые зафиксированы в обиходном сборнике4, а

1 Эскина Н. Принцип «комментирования» и хоральная обработка Барокко /Проблемы теории западно-европейской музыки (XII - XVII вв.): Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1983. -Вып. 65.-С. 113-132.

2 Носина В. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991. - 25 с.

3 Лексема (от греч. lexis - «слово», «выражение», «оборот речи»). Словарная единила, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных и взаимосвязанных друг с другом форм и значений; слово как структурный элемент языка (Словарь-справочник лингвистических терминов. - М, 1976).

4 Evangelisches Kirchengesangbuch: Ausgabe fur evangelisch-4itherischen Kirchen Nidersachsens. Mit Lektions (Hannover, 1958. - 814 S.). ). Это уникальный нотный документ, в котором собраны практически все распространенные в эпоху Реформации хоралы, в том числе и хоралы, принадлежащие перу самого МЛютера. Сборник был издан в Ганновере в 1958 году и содержит свыше пятисот старинных духовных песнопений XVI, XVII, XVIII веков на немецком

5

так же в творчестве С.Кальвизиуса, М.Преториуса, И.С.Баха, Ф.Мендельсона-Бартольди, Р.Вагнера, М.Регера, А.Берга, Р.Щедрина.

Цель исследования - выяснить принципы функционирования Метатекста протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры: в исследовании рассматривается, как та или иная лексема входит в парадигматику Метатекста хорала и получает распространение в музыке того или иного исторического периода.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Представить современные теории прочтения текста, которые могут быть актуализированы в исследовании протестантского хорала.

2. Осуществить апробацию теории Метатекста, выдвинутой М.Г. Арановским, на материале протестантского хорала.

3. Изучить роль теорий риторики и гомилетики в формировании образного строя Метатекста протестантского хорала.

4. Выявить на основе историко-генетического метода семантическую парадигматику хоральных лексем в условиях исторически меняющегося культурного контекста музыки.

5. Рассмотреть условия формирования семантической парадигмы протестантского хорала через его инципитарную фразу.

6. Путем сравнения музыкальных дериватов выявить Метатекст протестантского хорала.

7. Выяснить роль канонического и эвристического в построении Метатекста на уровне механизмов деривации.

языке. Сборник включает также Краткий катахизис доктора М. Лютера (Der Kleine Kathechismus Dr. Martin Luthers) и справочник с историческими сведениями о Реформации и об авторах гимнов.

6

8. Рассмотреть принципы интертекстуальной коммуникации Метатекста протестантского хорала.

Методология исследования. В качестве основной методологической базы для настоящей диссертации послужили работы отечественных исследователей, сделанные в области музыкальной семантики и относящиеся к 90-м годам XX века. Среди них книги В.Холоповой «Музыка как вид искусства»5 , Л. Акопяна «Анализ глубинной структуры музыкального текста»6, МАрановского «Музыкальный текст: Структура и свойства»7, Шаймухаметовой «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы»8, а также сборник «Семантика музыкального языка» РАМ им. Гнесиных9.

Основанием для этих исследователей в свою очередь являются современные разработки, связанные с проблемами прочтения текстов. В область музыковедения активно проникает новейшая терминология из лингвистики, литературоведения, психологии и других областей научного знания, что многими признается исключительно плодотворным (См.: Валькова 92, с. 40).

Музыковедческая лексика за последние десятилетия уходящего XX века значительно пополнилась новыми терминами, например: текст (категория, включающая в себя такие важные реалии музыки как структура и

5 Холопова В. Музыка как вод искусства. - М., 1994. - 262с.

6 Аколян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М., 199S. — 256с.

7 Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства - М., 1998. — 344 с.

8 Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. /Автореф. дис... канд. искусствоведения. - М., 1994. - 46 с.

9 Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года /РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - 283 с.

7

ее смысл, текст10, контекст11, контекстуапъностъп\ символика , семантика14, парадигматика, метатекст, деривация, и др., разработанные в сфере музыкознания последних лет.

Для настоящей диссертационной работы понятие парадигматики необходимо в связи с выяснением структурно-семантических образований, которые способны перемещаться в интертекстуальное музыкальном пространстве. Парадигма (от лат. paradeigma - «пример», «образец») - это, во-первых, система флективных изменений, являющихся образцом формообразования для данной части речи; во-вторых, совокупность форм словоизменения одного и того же слова. Парадигматика — это рассмотрение

10 «Текст... понимается как пространство, где вдет процесс образования значений, то есть процесс означивания ... текст подлежит наблюдения не как законченный, замкнутый продукт, а как идущее на наших глазах производство, «подключенное» к другим текстам, другим кодам (сфера интертекстуальности), связанное тем самым с обществом, с Историей, но связанное не отношениями детерминации, а отношениями цитации» (Р. Барт - Цит. по: Арановский 1998, с. 15).

11 Контекст (лат. contextus - тесная связь, соединение). Условие употребления данной языковой единицы в речи (языковое окружение, в широком смысле - ситуация речевого общения (См.: Розентель, Теленкова 1976, с. 115).

12 Контекстуальность, то есть зависящий от контекста, связанный с контекстом (Розентель, Теленкова).

13 Символика (символ от греч. arbtfkAav - знак, опознавательная примета). В искусстве универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что символ - это образ, взятый в аспекте своей знаковое™, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимый один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символ. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. (С. Аверинцев)

14 Семантика, раздел логики (или металогики) и семиотики, посвященный анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия значения и смысла (В.Финн).

8

единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом15. Понятие относится к тем случаям, когда язык является носителем идеи выбора. В исследовании оно проявляет себя через Метатекст.

Понятие «Метатекст» предложил отечественный искусствовед М.Арановский в своей книге «Музыкальный текст: Структура и свойства» в качестве аналога лингвистическому понятию «большой Текст», введенному в употребление Р. Бартом. Барт утверждал, что основой текста является не его внутренняя структура, а межтекстовые отношения, чем подчеркивал их важность в построении теории текста. По мнению М Арановского, термин «Метатекст» более подходит для музыкального искусства, так как учитывает его специфику: музыкальные тексты (произведения) не продолжают (как в литературе), а повторяют друг друга. При этом, каждый раз повторяется не предыдущее произведение, не предшествующий текст, а единый для всех них паттерн16 (родовые признаки). Опираясь на него, автор реализует его предписания. Этот паттерн обеспечивает Метатексту узнаваемость в процессе его продвижения в музыкальном пространстве культуры.

Интертекстуальная лексика, внедряясь в текст, играет важную роль в развертывании семантических процессов. Феномен Метатекста с его тенденцией к образованию лексической парадигматики является реальностью музыкального мышления. Метатекст формируется в музыкально-исторической практике в самой музыкальной речи. Он складывается постепенно на протяжении десятилетий или даже веков из лексем реальных текстов, которые приобрели по разным причинам типизированную форму. Со временем, вследствие многократных повторений

18 Словарь-справочник лингвистических терминов 1976, С. 203.

16 Паттерн от лат. pater - «отец», «род»; pattern - «образец» (Словарь иностранных слов, 1988, С. 114).

первоначальное значение закрепляется за ними и, в дальнейшем в других текстах, они начинают выполнять уже функцию музыкальной эмблемы.

При исследовании феномена Метатекста имеет смысл обращать внимание на деривационные процессы. Термин «деривация» был введен известным польским лингвистом Е. Куриловичем для обозначения процессов словообразования, а также возникновения новых предложений на основе предыдущих. В лингвистике деривация рассматривается как порождение текста. В музыке деривация важна как механизм, который приводит к росту текста и который является причиной его становления во времени.

Процессы деривации отражают художественное мышление индивидуального авторского стиля или стиля целой эпохи. Деривация это общий принцип, на котором основывается рост текста. Его изучение открывает новые перспективы в разработке аналитических методов, которые требуют включения элементов текстологического анализа, в том числе и документов творческого процесса

В.Холопова в своей книге «Музыка как вид искусства» (1994), говоря о важных семантических процессах в музыке, дает обоснование таких важных составляющих искусства как канон и эвристика. В связи с этим автором диссертации было рассмотрено, как каноническое и эвристическое выступает на уровне механизмов деривации Метатекстов ряда протестантских гимнов.

Метатекст - понятие достаточно глубокое и ёмкое. В его качестве может выступать любая структурная единица, которая способна заключать в себе определенную семантику, а также перемещаться во временном пространстве из одного музыкального текста в другой, выполнять важную коммуникативную функцию. Теория Метатекста способна объяснить интертекстуальные процессы, а также механизмы построения новых текстов на его основе. Именно в этом направлении, автор диссертации рассматривается такое культурно-художественное явление как протестантский хорал.

10

Практическая ценность работы.

Результаты исследования используются в курсе «История искусств» в высшем учебном заведении. Они могут быть также применены при изучении курса «Теория и история культуры», «Музыка как вид искусства», «Анализ музыкальных произведений» и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Синтез современных концепций прочтения текста, разработанных в теории культуры является перспективной методологией исследовании музыкальных текстов.

2. Теория Метатекста, выдвинутая МГ.Арановским, открывает новый подход в исследовании протестантских гимнов.

3. Протестантский хорал построен по законам классического риторического канона. Риторика и гомилетика принимают непосредственное участие в формировании семантического строя его Метатекста,

4. Историко-генетический метод способствует выявлению семантической парадигматики хоральных лексем в условиях исторически меняющегося культурного контекста музыки

5. Начальная (инципитарная) фраза гимна является важным музыкально-семантическим образованием, транслирующим память жанра.

6. Методом сравнения хоральных дериватов удается выделить музыкальное образование Метатекста хорала.

7. Канонические и эвристические механизмы деривации на примере протестантского хорала вскрывают специфику художественного мышления в рамках стиля эпохи и индивидуального авторского стиля.

8. Интертекстуальная коммуникация Метатекста хорала реализуется через узнавание его музыкально-лексической парадигмы в пространстве музыкальной культуры.

11

Научная новизна исследования:

1. Предложен новый подход в исследовании протестантских хоралов через феномен Метатекста в русле современных теорий прочтения текста. Он может быть также применен при изучении любых церковных жанров.

2. В качестве механизмов деривации рассмотрены канонические и эвристические факторы музыкального искусства: канон рассмотрен как фактор, сохраняющий коренные жанровые признаки дериватов, определяющих логику структурирования музыкальной ткани и самого Метатекста, эвристика рассмотрена как фактор, определяющий трактовку образного содержания Метатекста.

3. Автором самостоятельно установлено авторство гимна «О Ewigkeit, du Donnerwort», где автором мелодии является Иоганн Шоп (Johann Schop, 1642), автором текста - Иоганн Крюгер (Johann Criiger, 1653). В музыкальной литературе гимн известен под названием «Es ist genung» и его авторство основные источники ошибочно приписывают И.С.Баху.

Апробация работы.

Результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях:

-международная конференция «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2003);

-III Региональная научная конференция «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (Владивосток, 2003);

-студенческий форум «Полисемантическое пространство искусства XXI века» (Владивосток, 2004);

-XLII международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004);

-III Российская научно-практическая конференция «Музыкальное содержание» (Уфа, 2004);

12

-научно-методическая конференция «Вологдинские чтения» (Владивосток, 2004),

-основные результаты работ были заслушаны на заседаниях кафедры истории музыки ДВГАИ и кафедры искусствоведения ДВГТУ.

-материалы диссертации опубликованы в 5-ти статьях общим объемом 1,7 п. л.

Структура и объем диссертации обусловлены поставленными задачами, содержанием и общей концепцией исследования. Диссертационная работа объемом 160 страниц состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка литературы и нотного приложения.

13

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

«Бытие говорит

всегда и повсюду через каждый язык» Ж. Деррида. Письмо и различие

Теории прочтения Текста, разработанные французскими структуралистами в 60-70 гг. XX века во главе с Р.Бартом, оказались важным вкладом в становление нового исследовательского подхода в самых различных сферах гуманитарного научного знания, а также в искусствоведческой среде. В отечественной музыкальной науке к концу XX столетия сформировались различные методы изучения объектов музыкального искусства Адаптация теорий прочтения текста в музыковедении открывает новые перспективы для научно-исследовательской работы, в том числе и в изучении церковных жанров. Автором диссертации сделана попытка апробации феномена Метатекста, обоснованного М.Арановским, на основе немецкого церковного жанра - протестантского хорала

1.1. Теории прочтения текста в современной гуманнтарнстике

В XX веке для философии и сопутствующих ей дисциплин (таких, как лингвистика, литературоведение, искусствознание и др.) одной из главных проблем стало исследование языка При этом само слово «язык» включает в

14

себя достаточно широкое понятие: это и естественный язык, и языки науки и культуры, и язык как способ человеческой связи. Без осознания его роли не было б возможным развитие аналитической и герменевтической философии у таких ее представителей, как Хайдеггер и Витгенштейн.

В 1943 году в свет вышла книга Сартра «Бытие и ничто». В это же время в Нью-Йорке, в Школе свободных исследователей, встретились Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. Эти события стали исторической вехой, предвестниками французского структурализма 50-60-х годов, основанного на перенесении методов исследования языка на такие социальные предметы, как мифы, системы родства, маски, различные установления и механизмы, факты истории идей (Деррида 2000 А, с 8).

Среди исследователей, разрабатывавших свои теории в области этих проблем, были Ж. Деррида, Э. Левинас, М. Бахтин, Ю. Лотман, Ж. Лакан, М. Фуко, У.Эко, Ю. Кристева, чьими предшественниками-основателями являются немецкие философы Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, а также французы Сартр и Мерло-Понти.

Среди плеяды этих выдающихся деятелей особое место принадлежит французскому литературоведу, лингвисту, исследователю Ролану Барту. Именно он предложил создать дисциплину под названием артрология (суставоведение), которая бы изучала членоразделы в культуре любого типа. Артикуляция, приведение к членораздельности, по его мнению, - это общее условие любого человеческого опыта.

Французский структурализм, который ставил своей задачей прочтение текста, был скорее научной программой, нежели философией. Однако его цели соответствовали главным интересам современной философии, ищущей новые модели значения и понимания.

Теория текста в XX в. получила достаточно широкую трактовку. Актуальность ее разработки продолжает обнаруживать себя в самых

15

, различных сферах. Например, автор книги «Ментальности народов мира»

Г.Гачев называет текстом человеческое тело, обращая внимание на то, что

антропологические типы человеческих тел находятся в соответствии с

природой, так сказать, с «национальным Космосом». Они развиваются в

соответствии с ним или же приходят к гармонии с ним в ходе исторического

*-, развития. Например, тело аборигена, по утверждению автора, может служить

|t матрицей, моделью для познания национального Космоса. Текстом в этой

Ms

Г сфере исследования может быть национальный идеал тела, а также

различные телодвижения: жесты, танцы, игры, спорт (Гачев 2003, сЛ1). Щ Благодаря улицам и дорогам появились тексты городов, утверждает

L Б.Григорьев. «Подобно артериям и венам в человеческом организме улицы и

| дороги служат проводниками знаков и информации в городах и между

\. городами, внутри страны и между странами» (Григорьев 2003, с.44).

'; Человеческий поступок - это потенциальный текст. Он может быть

\ понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в

диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов). «Все высокое и прекрасное» - это не фразеологическое единство в обычном смысле, а интонационное или экспрессивное словосочетание особого рода - писал МБахтин. - Это представитель стиля, мировоззрения, человеческого типа, оно пахнет контекстами... Текст как субъективное отражение объективного мира, текст — > выражение сознания, что-то отражающего. Когда текст становится объектом

нашего познания, мы можем говорить об отражение отражения. Понимание текста и есть правильное отражение отражения. Через чужое отражение к отраженному объекту» (Бахтин 1986, с.478).

В настоящее время теории прочтения текста привлекают внимание исследователей в области художественного знания, в частности в сфере музыкального искусства. На фоне уже существующих методов и приемов

16

V

изучения музыкальных объектов, это новый уровень исследованиям, которые имеют своей целью глубокое изучение как самого объекта, так и условий среды в которой он возник, а следовательно и самого бытия.

Каждый из методов имеет свою специфику и избирается исследователем в качестве ключевого в зависимости от жанра, качества структурирования и идейного содержания.

В начале XX века швейцарский языковед и философ Ф. де Соссюр называл лингвистику частью семиологии - науки о знаках и знаковых системах, их организации и способах управления ими1. Знак является носителем информации. «Вся природа является знаковой, поэтому всякая деятельность - значима» (Григорьев 2003. с.З).

Большим вкладом в развитие этой теории стали разработки американского логика и философа Ч.Пирса, который говорил: «Всякая мысль есть знак. Нет мысли без знака»2. На сегодняшний день практически каждый ученый, занимающийся проблемами прочтения текста, обращается к категории знака, признавая за ним роль информативного канала.

Ч.Пирс говорил о трех сторонах элементарного знакового (семантического) отношения: объекте (предметном значении), идее (смысле) и знаке. Знак фокусирует в себе факты, мысли и точки зрения. «Факт — это сам предмет, вещь или группа, класс сходных предметов, обозначаемых данным «знаком». Мысль - это...смысл. Точка зрения - концепт, «интерпретанта» (Григорьев 2003, с.7).

Ч.Пирс делил знаки по отношению к интерпретанту на: монады

(термины), диады (предложения, высказывания) и триады (умозаключения,

- аргументы, силлогизмы). По отношению к объекту он делит знаки на: иконы,

1Сошор (1857-1913) первый применил термин семиология (от грет. - semeion - знак, признак и logos - наука, слово, разум) (Григорьев 2003, с.5).

2 Цит. по: Григорьев «Семиология. Теория и практика знаковой деятельности», 2003г.

17

Список литературы