Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Женщины, ее природа, назначение и положение в семье и обществе уже на протяжении многих веков в разной степени волнует умы исследователей. В современных условиях все более возрастающего влияния женщин на самые различные сферы общественной жизни, включая п

 

             

Женщины, ее природа, назначение и положение в семье и обществе уже на протяжении многих веков в разной степени волнует умы исследователей. В современных условиях все более возрастающего влияния женщин на самые различные сферы общественной жизни, включая п

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. БАШКИРСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

1.1. Расселение и численность башкирского населения...28

1.2. Хозяйственный уклад башкир...39

1.3. Социальная структура башкир в период кантонной

системы управления...56

ГЛАВА 2. ЖЕНЩИНА В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ...69

2.1. Детство и взросление...70

2.2. Замужество...91

2.3. Семейная жизнь и повседневный быт...112

2.4. Материнство...138

2.5. Старость...150

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ...162

3.1. Личная собственность женщины...170

3.2. Раздел общесемейного имущества и наследование дочерьми...182

3.3. Право женщины (вдовы) на имущество мужа...193

3.4. Право женщины на развод...203

3.5. Женщина в обществе. Влияние традиций...216

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...230

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...234

ПРИЛОЖЕНИЯ...258


ВВЕДЕНИЕ

Тема женщины, ее природа, назначение и положение в семье и обществе уже на протяжении многих веков в разной степени волнует умы исследователей. В современных условиях все более возрастающего влияния женщин на самые различные сферы общественной жизни, включая политическую, проблема женщины в обществе, ее социально-имущественный и правовой статус приобретают особенно актуальный и значимый характер.

К проблеме пола вообще, и женщины в частности, человечество начинает обращаться еще с древности. В первых представлениях о женщине, возникших уже в мифах, она в большинстве случаев занимала почетное место. Это проявилось в многочисленных женских культах: «Великой Матери», «Матери богов», прародительницы кланов, племен, которая почиталась почти у всех народов мира1. Включение богини-матери в круг мифологических представлений о вечном возрождении было причиной того, что именно она рассматривалась как источник жизненной силы и бессмертия, основная функция которой — созидание, творение мира2. В разные исторические эпохи, в разных культурах и обществах отношение к женщине было далеко неоднозначным, как не было однозначным и ее положение в тот или иной отрезок времени, в том или ином обществе. Например, если в VI - начале V вв. до н. э. в античной натурфилософии мужчина и женщина являлись двумя чередующимися и дополняющими друг друга началами, то уже с середины V в. представителями афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель) были сформулированы основополагающие принципы патриархатной философии3. Неудивительно, что положение афинской женщины также было

1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4 -е изд. М., 1986. С. 33,36 - 37,57.

2 Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева. Т. 2. М., 1992.

3 Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии // Введение в гендерные исследования. Харьков, СПб., 2001. С. 390,392.

значительно приниженным и зависимым, чем, например, спартанской женщины1. Женщины в Спарте с детства привыкали чувствовать себя гражданками государства и принимали близко к сердцу все общественные интересы. Похвала и порицание со стороны женщины значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции2. В целом, свобода женщины в эпоху эллинизма была такого уровня, который был не известен как в эпоху древности, так и христианства3.

Древнеримская женщина обладала также достаточно большой свободой, как и женщина Древней Греции. Они отличались высокой образованностью: говорили на греческом языке, занимались литературой, географией, философией и правом. Женщины Древнего Египта владели отдельными дворцами, могли занимать храмовые должности. Женщинам посвящались храмы, и их культы поддерживались столетиями.

В то же время, даже в тех обществах, где женщина была относительно независимой, ее роль расценивалась как второстепенная. И связано это было, главным образом, с тем, что общепринятым в обществе является то, что их опыт, деятельность, и вообще сфера жизнедеятельности (приватная), не представляет жизненного интереса. В традиционном представлении важной считается, прежде всего, публичная сфера, в которой, в свою очередь, доминируют мужчины. Исторический интерес, прежде всего, вызывают глобальные события: политика, войны, революции, перевороты и т.п., где влияние женщины менее всего проявлялось. И те же немногие, кого из женщин упоминали в этой истории, были отмечены за «проявленное мужество» (т.е., как пишет В.И. Успенская, демонстрировали мужское поведение): они вели войска «с мужской храбростью», правили народом и государствами «наравне с мужчинами» и т.п.4 Вся же тысячелетняя работа по охране и поддержанию жизни, которую преимущественно делали женщины,

1 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия //Женщина в античном мире. М., 1995. С. 44 - 62.

2 Там же. С. 44-62.

3 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 89.

4 Успенская В.И. Женская история и развитие женского коллективного сознания //Женщины. История. Общество. Сб. науч. трудов. Вып. I. Тверь, 1999. С. V.

отходит на второй план развития человечества. Здесь нет места приватной сфере, а, следовательно, и женщинам. Этой идеей пронизана практически вся философская и общественная мысли Запада и Востока.

Как только в западной философии центральной становится антропологическая проблематика - проблематика человеческой субъективности (а космологическая отходит на второй план), - пишет С. Жеребкин, в логике философского мышления возникает и ее ведущая оппозиция, а именно бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее, а тело - серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее)1.

Большинство мыслителей и философов, да и само общество либо просто игнорировали тему женщины и ее проблемы, либо открыто считали ее «существом по сравнению с мужчинами качественно дефектным»2.

Общепринятым считается, что истоки подчиненного положения женщины по отношению к мужчине кроятся в религиозном мировоззрении. Однако один из наиболее известных исследователей религии М. Вебер пришел к выводу, что на ранних стадиях религиозных общин, когда ценилась духовная харизма, в них наблюдалось равенство полов. В большей степени это было присуще христианству и иудаизму, в меньшей - исламу и буддизму3. Но со временем религия, как отражатель ценностей общества, перестраивает свою структуру по образу светской власти, с идеей не только иерархии полов, но и ее вторичности существования и греховности4. «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». И потому жена должна быть в

1 Жеребкин С. Указ. соч. С. 390 - 391; Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (концепция феминизма) //Общественные науки и современность. 1998. № 2; Философия. /Под ред. В.Д. Губина. М., 1996. С. 395 -406.

2 Жеребкин С. Указ. соч. С. 392 - 424.

3 Вовченко О.М. Тендерное равенство как социально-философская проблема. М., 2000. C.3I; Биккулова 3. Две половины единого целого //Ватандаш. 2003. № 7. С. 168.

4 Вовченко О.М. Указ. соч. С. 31.

безмолвии», ведь мужчина ... есть образ и Слава Божия ...»'. На женщину возлагается полная ответственность и за первородный грех, хотя от дерева добра и зла вкусили оба: и мужчина, и женщина2.

До сих пор бытует мнение, что из всех религиозных верований ислам занимает наиболее жесткую позицию в отношении женщин3. Но если обратиться к главной книге мусульман «Корану», оказывается его идеология проникнута уважением и доброжелательностью к женщине. Мусульманская доктрина отнюдь не считает женщин существами низшего сорта и говорит о том, что и женщина, и мужчина были сотворены из той же самой одной души4. Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности и судимы они будут по одним и тем же критериям: «Истинно, покорный и покорная Богу, верующий и верующая, подающий милостыню и подающая милостыню, постник и постница, воздержанный и воздержанная в половых наклонностях, часто вспоминающий и вспоминающая Бога получат приготовленную им Богом милость и великую награду»5. Дифференциация к полам наблюдается практически в одной сфере - имущественной. Мужчинам в плане собственности причитается в два раза больше (сыну необходимо выделить долю, равную доле двух дочерей)6. Но и это оправдано тем, что именно на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за ее благосостояние. Корень проблемы почти всех религий кроется в специфике понимания и трактования религиозных текстов7.

Можно предположить, что негативное отношение ислама к общественному положению женщины, ограничение ее социальной и религиозной ак-

1 Библия. М., 1992. С. 215.

2 Там же. С. 7.

3 Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина //Соч. Т. 6. М., 1966. С. 648; Ажибаева А.Д. Женщина и социальный прогресс. Алма-Ата, 1989. С. 11.

4 Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990. Сура 4. Аят 1. (Далее 4:1). С. 81. 3 Максуд Р. Ислам. М., 2001. С. 211; Коран. 33:35,33:36. С. 346 - 347.

6 Коран. 4:12 (11). С. 82; Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978. С. 18.

7 Вовченко О.М. Указ. соч. С. 33.

тивности возникли не из самого первоисточника (Корана), а в процессе его искаженного толкования и, прежде всего, его «мужской» интерпретации1.

В полной мере это положение можно отнести и к другим мировым религиям.

Однако необходимо учесть, что часто негативная оценка ислама базируется не на его идеологических постулатах, а на нормах поведения, которые предписывает женщине шариат2, таких, например, как: «Жена должна жить на месте, указанном мужем»; «Жена не должна ходить, стоять и показываться к людям, свидание с которыми ей не дозволяется»; «Если она не имеет необходимости по шариату являться в публичные места, то таковые не должна посещать. Будет необходимо или нет, во всяком случае, она не должна ходить без позволения мужа»3. Особенно, негодование вызывает у многих элементы затворничества и ритуальное покрывало мусульманки. Но следует отметить, что ограничение в поведении шариат накладывает и на мужчин, например, им нельзя пить спиртное, брить бороду и т.п., то есть мусульманское право налагает запретительные меры в равной степени и на женщин, и на мужчин4.

Кроме того, одно из характерных особенностей мусульманских брачно-семейных отношений является их преемственная связь с доисламскими местными традициями и обычаями. Подобное, в полной мере относится к башкирскому обществу. Здесь многие предписания шариата, такие, например, махр5, как гарантия воздержания от развода или наследование имущества, затворничество и ритуальное покрывало носили скорее формально-догматический характер. Особенности социально-экономического, политического и правого развития в Башкирии прямо оказали влияние на положение жен-

1 Вовченко О.М. Указ. соч. С. 34; Биккулова 3. Указ. соч. С. 169.

2 Шариат (с араб, «надлежащий путь», «закон» - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского права. См.: Шайдуллина Л.И. Арабская женщина ... С. 26 - 27.

3 Пальванова Б.П. Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М., 1982. С. 7.

4 Вовченко О.М. Указ. соч. С. 36.

5 Махр - норма мусульманского права, обеспечение (денежное или имущественное) жены мужем, устанавливаемое при бракосочетании и остающееся в ее собственности после смерти мужа и при разводе с ним по его инициативе. См.: Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999. С. 63.

шины. В этой связи попытка представить реальное положение женщины в башкирской традиции является весьма актуальным.

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения истории башкирской женщины в семье и обществе в первой половине XIX в. обоснована тем, что она выступает важной составной частью общих гендерных разработок по статусу женщины, как в архаических обществах, так и в современных. Исследования подобного рода являются одними из наиболее востребованных в сегодняшнем обществе.

Интерес к женской тематике привел к появлению целого направления в исследовании женщины, так называемых женских исследований (women's studies) и гендерных исследований (gender studies)1. В работах подобных исследований авторы пытаются по-новому взглянуть на пол вообще, и женский, в частности, понять их поведение, мышление, общение, отношение общества к личности и возможности ее самореализации в зависимости от поло-ролевых стереотипов, создаваемых не природой, а обществом. Именно потому, что полоролевые различия между мужчиной и женщиной являются результатом не природного предназначения человека, а действием определенной системы воспитания и культурных норм, господствующих в том или ином обществе, как убедительно доказали многие исследователи -«гендеристы»2, то быть мужчиной или женщиной вовсе не значит обладать только определенными природными (биологическими) качествами. А это предполагает выполнение ими тех или иных гендерных ролей. В любом обществе возникают свои представления о том, что есть «мужское» и «женское». «Гендер» - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений3. Вследствие этого применение тендерного подхода к исследуемой проблеме позволяет

1 Введение в тендерные исследования; Пушкарева Н.Л. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы //Вопросы истории. 1998. № б; Она же. Как заставить говорить пол? Тендерная концепция как метод анализа в истории и этнологии) //ЭО. 2000. № 2; Тендерные проблемы в этнографии. М., 1998; Тендерные проблемы в общественных науках. М., 2001; Семья, гендер, культура. М., 1997; Женщина. Гендер. Культура. М, 1999.

2 Введение в тендерные исследования.

3 См.: Гендер //Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. С. 10.

положение, роль, статус, права, обязанности, особенности социального поведения башкирской женщины, отношение между ней и мужчинами вынести на первый план.

Еще в древности возникшее и закрепленное практикой тысячи лет половое разделение труда, при котором «мир женщины - дом (приватная сфера), дом мужчины - мир (публичная сфера), продолжает определять существование общества.

В башкирском обществе в прошлом, как и в любом другом антагонистическом обществе, четко отражается данный диморфизм, где соблюдается разграничение мужской (активной) и женской (пассивной) ролей. Мужчина выступает главой семьи, вотчинником, собственником семейного имущества. Общественная деятельность принадлежит, в основной части, к сфере мужских интересов. Сфера женских интересов ограничена, главным образом, семьей, домом. Однако следует признать, в силу того, что башкирская женщина играла исключительную роль в производстве материальных благ и обладала достаточно обособленным имуществом, как во время брака, так и после его расторжения (неотъемлемое право башкирской женщины), пассивность ее деятельности представляется несколько условной. В пользу условности говорит и некоторое своеобразие во взаимодействии ее с различными общественными институтами и непосредственное участие башкирки в общественной жизни, при том не только общины, но и края, и даже страны (участие в башкирских восстаниях, Отечественной войне 1812 года), традиционно относящейся к мужской сфере. Конечно, административная власть находилась в руках мужчин.

Кроме того, необходимо учитывать, что если современное урбанизированное общество по-новому определяет мужские и женские сферы деятельности, подчас уже по другим критериям представляет

мужественность и женственность, то следует помнить, что это вовсе не значит, что люди прошлого имели те же чувства и представления1.

Поэтому изучение положения женщины в разные исторические периоды у разных народов, в частности, в башкирском обществе первой половины XIX в. является непременным условием для представления полной картины взаимоотношений в обществе.

В целом анализ места и роли женщины в различных подсистемах башкирского общества в прошлом выступает необходимым условием комплексного изучения всей этнической группы. Все это вместе не может не делать настоящее исследование особенно актуальным.

Степень изученности проблемы. История изучения башкирской женщины условно можно разделить на два периода - дореволюционную и послереволюционную историографии. Проблема места женщины в башкирском обществе в какой-то мере нашла отражение в работах отдельных дореволюционных исследователей. Однако женская тематика рассматривалась ими в контексте других проблем и не являлась предметом специального исследования. Особенностью историографии этого периода в отношении изучения женщины было накопление фактического материала. Большинство работ этого периода носит описательный характер, основанный на личных наблюдениях авторов. Поэтому эти этнографические сведения можно рассматривать и как источниковую базу для исследования положения женщины в башкирском обществе.

Особого внимания заслуживают этнографические работы XVIII века. Единственным учреждением, занимавшимся этнографическим исследованиями, в то время, была Академия наук. Академические экспедиции в XVIII в. проделали огромную работу по исследованию народов России, в том числе и башкир. Оформленные в виде описания путевых записей, дневниковых заметок, они стали публиковаться в 60 - 70-е гг. XVIII в. Однако следует учи-

1 Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) //Отечественная история. 2000. № 3. С. 125 - 132; Женщина: брак и семья до начала нового времени. М., 1993; Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? //Отечественная история. 1995. № 3. С. 158 - 166.

тывать, что работы ученых-академиков не являются специальными по изучению башкирского народа, а тем более положения женщины1. Не всегда эти сведения были и объективными и беспристрастными. При использовании данных работ необходимо учитывать, что район распространения тех или иных обычаев, семейных традиций не оговаривался, четкий границы бытования тех или иных явлений авторами чаще всего не указывались, а семейно-брачная обрядность башкир может обнаруживать большое разнообразие в различных этнографических районах Башкирии.

Формирование семейно-брачных отношений в семье и определенное положение женщины в обществе в значительной степени зависят и от хозяйственного уклада населения, и от количественной характеристики этнической группы. В дореволюционной литературе имеется группа обобщающих исследований, в которых отражены проблемы социально-экономического развития, в том числе хозяйственной деятельности, а также вопросы демографии, семейно-бытовых норм башкир и т.д. К их числу относятся работы И.И. Лепехина, Н. Попова, В.М. Флоринского, В.М. Черемшанского, Игнатовича2и др.

Работы дореволюционных исследователей касаются сразу нескольких сфер: хозяйственной, общественной, семейной, религиозной, обрядовой и т.д. Чаще всего ученые, путешествовавшие по территории Башкирии, описывали семейный быт башкир, обряды и т.д. Так, обрядовая сторона бракосочетания, размер и разновидности калыма нашли отражение в статье К.Л. Шиле и неизвестного автора под псевдонимом А. На - в3. Отдельные явления в

1 Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. СПб., 1786. Ч. 2. Кн. 1. С. 26, 27, 29, 57 - 59, 97 - 99, 152, 157; Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб.,1802. 4.2. С. 26,38, 54-56, 73-76, 115, 150, 153-154; Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776. С. 94, 100 - 101; Рынков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С. 92 - 93.

2 Лепехин И.И. Указ. соч. 37 - 39, 146; Попов Н. Хозяйственное описание Пермской губернии. Ч. 3. СПб., 1813. С. 3 - 17; Флоринский В. Башкирия и башкиры //Вестник Европы. СПб., 1874. 9 год. Т. VI. Кн. 12. С. 744 - 747; Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 53, 131 - 132, 149, 285 - 286; Игнатович. Башкирская бурзянская волость. СПб., 1863. С. 44.

3 Шиле. Башкиры. Этнографический очерк //Природа и люди. СПб., 1879. Март. С. 13 - 15; На - в А. Волжские инородцы-башкиры //Мирской вестник. 1867. № 3. С. 51 - 60.

семейной жизни башкир (полигамия, левират, сорорат, размеры приданого и калыма и др.), положение женщины в семье, ее хозяйственно-бытовые и производственные функции освящены в этнографических работах XIX вв.: Н. Попова, П.М. Кудряшова, В. Зефирова, А.Ф. Щекатова, П. Небольсина, В.М. Черемшанского, Н.Казанцева, В. Флоринского, П.Назарова, П.Л. Юдина, Б.М. Юлуева, Д.П.Никольского, Н. Крашенникова, Д.К. Зеленина и др.1

Характерно, что Д.П. Никольский первым вынес в отдельную главу вопрос о роли и месте башкирской женщины, обозначив «Положение женщины у башкир»2. При этом он заключает, что «положение башкирской женщины в семье, пожалуй, лучше положения русской»3.

Интересующие нас вопросы, возраст вступления женщины в брак и среднее количество детей в семье более подробно рассматривается в работах таких дореволюционных исследователей, как Н.М. Малиев, Н.В. Малахов4.

Таким образом, в работах дореволюционных авторов в научный оборот вводится обширный материал, ценность которого не умалятся с течением времени.

Следует отметить, что в своих работах дореволюционные исследователи относительно свободы и независимости башкирской

1 Попов Н.Указ. соч. С. 10-11, 13 - 16; Матвиевский П.Е. П.М. Кудряшев и его этнографическое описание башкир в первой четверти XIX в. //Южный археографический сборник (далее ЮАС). Уфа, 1973. С. 96; Зефиров В. Рассказы башкирца Джантюри (из воспоминаний о войне с французами) // Оренбургские губернские ведомости. 1847. № 17. С. 669 - 670; 1851. № 4. С. 13; Щекатов А.Ф. Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем онаго виде. Ч. 1. М., 1801. С. 374; Небольсин П.С. Заметки о башкирцах // Отечественные записки. 1850 № 73. С. 96; Он же. Рассказы проезжего. СПб., 1854. С. 252, 256 - 257, 277; Черемшанский В.М. Указ. соч. С. 148, 160; Казанцев Н. Описание башкирцев. СПб., 1866. С. 27-28; Флоринский В. Башкирия и башкиры //Вестник Европы. СПб., 1874.9 год. Т. VI. С.730,738, 742, 753-754; Назаров П.С. К этнографии башкир //ЭО. 1890. № 1. С.186, 189 - 191; Юдин П.Л. Башкиры (бытовой очерк) //Оренбургские губернские ведомости. Оренбург, 1890. № 34. С. 6; № 35. С. 4 - 5; № 36. С. 5-6, 37; Юлуев Б.М. Башкирские свадебные обряды //Оренбургский листок. 1885. № 3; Он же. К этнографии башкир //ЭО. М., 1892. № 2. С. 216 - 223; Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 93, 112- 115, 121- 127, 139- 141,151 - 154,342 - 345 и др.; Соммье. О башкирах //Записки Уральского общества любителей естествознания. 1891-1892. Т. XIII. Вып. I. С. 22 - 34; Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897. С. 32; Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. 1895. № 7.С. 299 - 302; Бергхольц Л. Горные башкиры-катайцы //ЭО. 1893. № 3. С. 74 - 83; Крашенинников Н. Угасающая Башкирия. М., 1907; Зеленин Д. О левирате и некоторых других обычаях башкир Екатеринбургского уезда // Этнографическое обозрение. 1908. № 3. С. 78 - 87.

2 Никольский Д.П. Указ. соч. С. 139 - 141.

3 Там же. С. 141.

4 Малиев А. Антропологический очерк башкир // Труды общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1876. Т. 5. Вып. 5; Малахов М.В. Башкиры: Посмертные записки // Записки Уральского общества любителей естествознания. 1886. Т. 10.

женщины условно проводили две линии: если такие авторы, как П.С. Небольсин, В. Флоринский, П.С. Назаров, Соммье, С.Г. Рыбаков, Д.П. Никольский, и др. считали, что положение башкирской женщины в семье и обществе было относительно независимым и свободным1, то Л. Бергхольц, А.Н. Крашенников, Н. Казанцев, В.М. Черемшанский, напротив, приравнивали башкирок к рабыням2.

Однако, несмотря на различия взглядов, все исследователи были едины в одном - башкирки пользовались относительно большей свободой, чем женщины других мусульманских народов.

Интерес к женщине и ее положению в обществе значительно возрос в первые годы советской власти. Однако в советскую эпоху интерес к «женской теме» был существенно ограничен по идеологическим мотивам. Специальные исследования жизни и быта женщин до и после революции должны были доказать, что до установления советской власти положение женщины было крайне тяжелым и угнетенным, и лишь революция смогла освободить и раскрепостить ее. В этом ключе одной из первых в советской литературе, посвященная башкирской женщине была написана брошюра И.А. Стина «Башкирка»3. В разделе, посвященном положению башкирской женщины до революции, пишется практически все, что было известно по публикациям большинства дореволюционных авторов. Однако известные факты приобретали в данном изложении неоправданно «мрачный» оттенок. Говорилось о том, что женщине приходилось много работать с детских лет и до смерти, о ее бесправном положении в семье и обществе, о беспрекословном подчинении мужу, о рождении и воспитании девочек, их образовании, что в целом составляло «беспросветное рабство». Правда автор признает относительную независимость башкирской женщины после выхода ее замуж (исключая свекра). В заслугу И.А. Стина можно поставить, что он

1 Небольсин П.С. Указ. соч. С. 96; Назаров П.С. Указ. соч. С. 190; Соммье. Указ. соч. С. 22 - 31; Рыбаков С.Г. Музыка и песни ... С. 32; Он же. Очерк быта и современного ... С. 299 - 300; Никольский Д.П. Указ. соч. С. 93.

2 Бергхольц Л. Указ. соч. С. 80; Крашенниников Н. Указ. соч. С. 190; Казанцев Н. Указ. соч. С. 27 - 28; Черемшанский В.М. Указ. соч. С. 148.

3 Стина И, А. Башкирка. М., 1928.

одним из первых точно обозначил три основных этапа женщины в башкирском обществе: «башкирка-ребенок, башкирка-жена, башкирка-мать» (подразумевается зрелая женщина)1.

В 1920 — 1930-е гг. началось планомерное изучение этнографии башкир и других народов республики. В эти годы развернула свою работу комплексная Башкирская экспедиция АН СССР под руководством СИ. Руденко, программа которой включала также исследование семейного и общественного быта. Итогом всех полевых изысканий СИ. Руденко в Башкирии явилась фундаментальная монография автора: «Башкиры. Быт башкир», вышедшая в 1925 г. и переизданная в 1955 г., в которой рассматриваются и вопросы семейного быта башкир, брака, положения женщины в семье2. Однако на рубеже 30-х гг., в связи с начавшимися репрессиями и утверждением административно-командных методов руководства в стране, в этнографическом изучении края наступило затишье.

В последний период советской исторической науки (1950 - 1985-е гг.) и в постсоветский период происходит новое оживление этнографических исследований в Башкирии. Появляются и переиздаются монографии и сборники по этнографии и фольклору, которые характеризуются, прежде всего, фундаментальностью исследований, разноплановостью и привлечением огромного корпуса разнообразных источников. Во многих этих работах нашла отражение проблема места женщины в дореволюционном башкирском обществе. Однако, как и в дореволюционной историографии, женская тематика рассматривалась в них в контексте различных проблем: общей характеристики этнической группы, социальных процессов и эволюции семьи, обрядовой, религиозной и материальной культуры.

1 Там же. С. 11 - 13,17 - 20,22 - 23.

2 Руденко СИ. Башкиры. Ч. 2 Быт башкир. Л., 1925. С. 244 - 269; Он же. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.: Л., 1955. С. 259 - 286.

В контексте общей характеристики башкирского этноса рассматривались некоторые составные положения женщины в работах Р.Г. Кузеева, А.З. Асфандиярова, М.В. Мурзабулатова, Р.З.Янгузина1.

Особую ценность для нас представляют работы, касающиеся изучения семьи, ее эволюции, типологии, микроклимата и т.п., так как, уже было отмечено, во-первых, господство натурального хозяйства делало семью самой важной ячейкой жизни, во-вторых, именно семья была «сферой господства» женщины. В подобном контексте социальных процессов и эволюции семьи, проблему статуса башкирки изучали Р.Г. Кузеев, А.З. Асфандияров, Н.В. Бикбулатов, 3.3. Нафиков, Г.А. Киньябаева. Проблема большой семьи, степень и районы ее распространения, институты экзогамии и левирата затронуты Р.Г. Кузеевым2. Особенности семьи и брака у зауральских башкир в конце XIX в. рассмотрены в работе, выполненной тем же автором совместно с Н.В. Бикбулатовым и С.Н. Шитовой3. Последним в соавторстве с Ф.Ф. Фатыховой на обширном полевом этнографическом и сравнительном материале были раскрыты многие моменты семейной обрядности: свадьба, родильные и поминальные обрядности башкир. Н.В. Бикбулатовым были специально изучены особенности в наследовании и разделе имущества у башкир в XIX - XX вв.4 Обзор имеющейся литературы по проблеме башкирской семьи в целом был дан 3.3. Нафиковым5. Попытка анализа эндогамных и экзогамных отношений на конкретных

1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1.4. 1. Уфа, 1956, Ч. 2. Уфа, 1959; Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X - XIV вв. М, 1977; Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X - XIX вв. (к истории перехода башкир от кочевого скотоводства к земледелию) //АЭБ. Уфа, 1978. Т. III. С. 34 - 112; Асфандияров А.З. Хозяйство башкир в первой половине XIX в. //Страницы истории Башкирии. Уфа, 1974; Мурзабулатов М.В. Скотоводческое хозяйство зауральских башкир в XIX - начале XX в. //Этнография Башкирии. Уфа, 1976; Янгузин Р.З. Традиционный хозяйственный уклад башкир прошлого столетия (до 60-х годов). Уфа, 1979; Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в XVIII - XIX вв. Уфа, 1987; Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989; Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII - XIX вв. Уфа, 1998; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. Уфа, 1997; Усманов Х.Ф. Переход башкир к оседлости и земледельческому хозяйству//Исследования по истории Башкирии XVII - XIX вв. Сборник статей. Уфа, 1973. С. 77.

2 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. С. 114 - 117.

3 Кузеев Р.Г, Бикбулатов Н.В. , Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX - начала XX в. //АЭБ. Т. I. Уфа, 1962. С. 171 - 266.

4 Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX - XX вв. М., 1991; Бикбулатов Н.В. Башкиры //Семейный быт народов СССР. М., 1990. С. 199 - 211.

5 Нафиков 3.3. Социалистическая семья. Вопросы становления и развития (На материалах Башкирской АССР). Уфа, 1974.

этнографических примерах, приведенных в «Воспоминаниях» А.З. Валиди была проведена М.В. Мурзабулатовым1.

Все эти работы, как уже было отмечено, опираются преимущественно на полевой материал конца XIX - первой половины XX в. Данные работы не содержат статистических данных о формах семьи и соотношении неразделенной и малой семей, районах их распространения, о формах моногамного и полигамного брака, о формах развода, и т.п. Все это нашло отражение в работах А.З. Асфандиярова и Г.А. Киньябаевой. А.З. Асфандияров в своих работах «Брак и семья у башкир в XVIII — первой половине XIX в.» и «Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.) подробно останавливается на вопросах эндогамии и экзогамии, имущественных прав у башкир, прямо затрагивает положение женщины в семье и обществе на протяжении XVIII - первой половины2. Г.А. Киньябаева помимо вышесказанных проблем, специально анализирует демографические характеристики башкирского населения, такие как брачность, рождаемость и смертность, которые, в свою очередь, также могут являться дополнительным источником для раскрытия положения женщины в башкирском обществе3.

Различные аспекты роли и места башкирской женщины в прошлом нашли отражение во многих работах по обрядово-религиозной и материальной культуре башкир. Все эти исследования подспудно содержали идею тендерной сегрегации, т.е. разделения различных сфер жизни на мужскую и женскую4.

1 Мурзабулатов М.В. Семейно-брачные отношения в «Воспоминаниях» Заки Валиди Тогана //Востоковедение в Башкортостане: История. Культура народов Евразии: древность, средневековье и современность (первые валидовские чтения). Уфа, 1992. Ч. 2. С. 18 - 20.

2 Асфандияров А.З. Брак и семья у башкир в XVIII - первой половине XIX в. Уфа, 1989; Он же. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа, 1997.

3 Киньябаева Г.А. Семья и брак у башкир в первой половине XIX века (демографический анализ материалов ревизских сказок). Автореф. ... к.и.н. Уфа, 1998; Она же. Пережиточные формы брака у башкир в первой половине XIX века и их влияние на демографическое развитие этноса //Ватандаш. 2001. № 6. С. 138 - 143; Она же. Основные факторы и динамика рождаемости у башкир в XIX веке //Мать и дитя ... С. 116 - 120. Она же. Динамика рождаемости у башкир в XIX веке //http: //vatandash.ufanet.ru/htm

4 Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979; Мигранова Э.В. Традиционный и гостевой застольный этикет башкир //Ватандаш. 2003. № 1. С. 84 - 93; Она же. Некоторые способы лечения детей с помощью пищевых продуктов у башкир (по этнографическим данным) //Мать и дитя ... С. 120 - 126; Хабибуллина А.Р. Традиционные трапезы в быту у башкир //Ватандаш. 2001. № 3. С. 100 - 103; Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции физического

Огромный пласт семейно-бытовой обрядовой культуры башкир, в частности родильных и похоронно-поминальных обрядов, непосредственно связанных с женщиной, с привлечением колоссального полевого и фольклорного материала раскрыли в своих работах Ф.Ф. Фатыхова, Р.А. Султангареева1. В данных этнографических работах указывается, что рождение детей - одна из самых важных характеристик женщины в башкирском обществе. Во многом от того станет ли женщина матерью зависела ее дальнейшее «восхождение по ступеням лестницы жизни».

Ценные сведения об идеях и традициях воспитания детей и в частности, девочек в башкирской семье, понятия мужественности и женственности в башкирской традиции, обучении и образовании башкирок содержатся в работах Т.М. Мамлеевой, Ю.З. Кутлугильдиной, A.M. Сафина, Л.Х. Салимовой, Р.В. Канбековой, У. Атангулова, Т. Аминова2.

В 1990 - 2000-е гг. башкирская женщина стала превращаться в объект научного интереса , правда и в новейших исследованиях акцент делается в сторону ее современного статуса1.

воспитания. Уфа, 1995; Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа, 1999; Ахметгалеева Г.Б. Образ женщины в музыкально-поэтическом наследии Башкортостана //Мать и дитя у народов Башкортостана: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2001. С. 308 -311; Хусаинова Г.Р. Идеал женской красоты у башкир (на материале фольклора) //Там же. С. 253 - 255; Она же. Описание женской красоты в башкирском фольклоре // Философская и общественно-политическая мысль Башкортостана в XX столетии. Уфа, 2001. С. 147 - 150; Иткулова Л.А. Архетип женщины-матери в народной сказке //Мать и дитя ... С. 255 - 259; Надршина Ф.А. Отражение семейно-брачных отношений в башкирском фольклоре //Там же. С. 264 - 269; Рахматуллина З.Я. Роли и место женщины-матери в башкирской традиции //Ватандаш; Биккулова 3. Две половины единого целого //Ватандаш. 2003. № 7. С. 166 -172.

1 Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ. соч. С. 86 - 135; Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа, 1994; Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа, 1998; Она же. К вопросу о культе материнства и девичества у башкир //Мать и дитя ... С. 245 -250; Она же. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкир //Ватандаш. 2003. № 3. С. 38 - 43, № 4. С. 86 -105, №5. С. 61-69.

2 Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной России. Дисс... к.п.н. М., 1952 - 1953; Кутлугильдина Ю.З. Традиции башкирской народной педагогики. Стерлитамак, 1991; Сафин A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь, 1992; Салимова Л. Воспитание девочек в башкирской народной педагогике //Ватандаш. 2001. № 7; Салимова Л.Х., Канбекова Р.В. Воспитательные идеи и традиции народной педагогики башкир в формировании нравственности у детей //Мать и дитя ... С. 208 -211; Атангулов А. Памятник народной педагогики //Ватандаш. 2000. № 9. С. 186 - 194; Аминов Т. Мусульманские педагогические учебные заведения Башкортостана в конце XIX - начале XX века //Ватандаш. 2000. № 8. С. 181 - 184.