Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в западной европе

 

             

Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в западной европе

ЭСТОНО-АМЕРИКАНСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ

по менеджменту.

Тема:

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

EABC

EB 101

Владимир Егоров.

Таллинн 2000

Содержание :

1.Концепция социального рыночного хозяйства и особенности государственного регулирования в Европе.

2. Введение.

3. Дж. Мейнрад. Кейнс основоположник государственного регулирования экономики.

4. Экономические программы Людвига Эрхарда (ФРГ) и Карла Мюндреля (Швеция)

5. Перекрестное сравнение некоторых фрагментов социального рыночного хозяйства

Германии, Швеции как высокоразвитых стран, с зарождающимся социальным хозяйством Эстонии.

6.Монитаризм Милтана Фридмана (США), как оппонент Кейнсианства. Краткое сравнение.

7. Франция краткий исторический обзор зарождения и развития социального хозяйства.

8. Англия - разнооб­разию методов управления государственным сектором.

9. Австрия, Финляндия, Дания … - краткий обзор экономики и социального хозяйства

10.Заключение.

Мы вступили в третье тысячелетие. Мир уже сделал очередной шаг на пути эволюции. Конец двадцатого века стал весьма драматичен для многих людей когда-то составлявших население бывшего СССР и социалистического лагеря. Поменялось очень многое , уклад жизни, государственный строй, мировоззрение. Мы встали на путь рыночной экономики, но еще не поняли как многолика она бывает и как много еще предстоит сделать шагов по этому непростому пути.

Социальное рыночное хозяйство или маниторизм, какую концепцию избрать? На этот вопрос история уже ответила упрямыми фактами. Попробуем разобраться в них.

В качестве объектов исследования возьмем две высокоразвитые страны Западной Европы какими являются Швеция и ФРГ и сравним с ними Эстонию которая делает свои первые шаги по пути становления социального рыночного хозяйства.

После мирового кризиса 1929—1933 отмечается все более активное вмешательство государства в разви­тие экономической жизни. Активизации этого процесса в зна­чительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики, при­веденная в его книге «Общая теория занятости, процента и де­нег», вышедшей в 1936 г. Его идеи относительно экономичес­кой политики в равной степени использовали правительства всех западных стран, особенно после второй мировой воины.

Кейнс первым стал рассматривать государственное вмеша­тельство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и ме­тоды регулирования экономики, включающие оценку стихий­ного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полага­ют, что такие отрицательные явления капиталистической эко­номики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономи­ческого роста, являются неизбежными в стихийной экономи­ке, так как действие «вечных» и «естественных» психологичес­ких законов порождает большие трудности в реализации про­дукции. Склонность людей к сбережению денег приводит к бо­лее быстрому росту сберегаемой части национального дохода по сравнению с ростом всего дохода. В итоге спрос на товары как личного, так и производственного назначения оказывается недостаточным, что способствует стагнации производства, воз­никновению кризисов, неполной занятости ресурсов, труда и капитала. Это вызывает необходимость государственного вме­шательства.

Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике должно происходить по следующим двум основным направлениям'.

непосредственное управление предприятиями, корпорация­ми и компаниями государственного сектора экономики;

регулирование важнейших пропорций общественного произ­водства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через гос­бюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денеж­ную систему и другие рычаги рыночной экономики. Разумеет­ся, формы и методы такого регулирования весьма различны.

Мы же рассмотрим концепцию социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда (ФРГ) и «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) 50—60 гг. нашего столетия провел и Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным обра­зом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны. Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «со­циального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной политики и являвшейся основой экономической программы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяй­ство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

Идеология «социального рыночного хозяйства» была исполь­зована Эрхардом для преодоления, главным образом противоречивых общественных интересов возникающих в «диком» капиталистическом обществе путем при­ведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономичес­кую реформу, основанную на принципе социальной ориента­ции рынка.

В концепции Эрхарда многое взято из теории Дж.М.Кейнса (1883-1946) .

Концепция «социального рыночного хозяйства» Л.Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократического теоретика , лауреата Нобелевской премии Гуннара Карла Мюрдаля , создателя так называемой Шведской модели социализма.

Мютдрель также подчеркивал регулирующую роль государства, счи­тая именно его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство го­сударства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хо­зяйство в новую регулируемую экономику, свободную от проти­воречий и недостатков старого строя, в который осуществлен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения.

По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостоя­ния» — это социальная защита населения, под которой он по­нимал систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, рапные условия для повышения благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства —для трудоспособного населения и создание определенного уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан. Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, предусматривало следующие направления деятельности государства:

обеспечение членам общества высокого прожиточного мини­мума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объек­тивных причин она необходима; установление привилегий ма­лоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать сред­ства для полноценной жизни любыми не противоречащими за­кону способами;

создание условий, обеспечивающих удовлетворение высоко­го уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;


обеспечение благоприятных услонии труда для наемных ра­ботников, защита их от негативных воздействий рыночной эко­номики;

обеспечение экологической безопасности членов общества:

защита граждан от преступных посягательств;

зашита гражданских и политических прав и свобод, соответ­ствующих принципам правового, социального государства;

зашита от политического преследования и административно­го произвола;

обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологи­ческого давления;

создание благоприятного социально-психологического кли­мата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прес­синга;

обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по оценке Мюрда­ля, «действительно принадлежат к числу самых важных соци­альных явлений, и они п огромной степени определяют исто­рию».(Мюрдель Г. Проблемы и переспективы мировой экономики .-М. 1958.-С.26)

В заключение отметим, что успехи Германии и Швеции в 50— 60-х гг. объяснялись многими причинами, и прежде всего, как уже отмечалось, правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время, как известно, в мире действуют 2 модели общественного развития с различными их модификациями:

так называемая неоклассическая, монетарная модель, осно­ванная на отрицании государственной собственности и, соот­ветственно, на абсолютизации частной, что предполагает рез­кое сокращение социальной функции государства;

социально-ориентированная модель, основанная на свобод­ном сосуществовании разных форм собственности, сильной со­циальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

Стремление к формированию социальноориентированнои экономики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать Эстонскую экономику. Социальное управление должно соответст­вовать современным формам социально ориентированного ры­ночного хозяйства — за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают представители основных политических дви­жений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро раз­вивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов являет­ся сочетание рынка и социальной справедливости. Принцип социальной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к культуре и образованию, защищенность в старости и в случае потери трудоспособности. Иначе говоря, рыночная эко­номика должна иметь социальную направленность. Это предус­матривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.


Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого со­циального развития рынка без экономического прогресса. Став­ка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйст­ва), а нс на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соот­ветствии с ростом производительности труда.

Если мы рассмотрим Эстонию на данном этапе то увидим обратную картину, основные экономические ставки делаются на перераспределение продукции и лишь незначительные на развитие производства. Причем доля промышленного развития в существующем производстве просто ничтожна.

В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось по­вышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла от­ражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить поло­жение на мировом рынке можно было только при условии обес­печенности стабильности валюты.

Без высокоразвитого, наукоемкого производства, интенсивного хозяйства у государства не может быть большого экспорта, что мы и наблюдаем в Эстонии. Так же трудно расчитывать на какую нибудь социальную политику. если год от года количество рабочих мест старого промышленного комплекса уменьшается , а количество созданных новых рабочих мест невелико и требуют полной переквалификации работников, что стоит достаточно дорого. В плане обеспечения национальной валюты можно отметить лишь то, что оно во многом носит искусственный характер. Государство вынужденно компенсировать из своего кармана минусовую разницу при покупке немецкой марки, к постоянному курсу которой жестко привязана вся Эстонская банковская система.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, не­мыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягче­ния налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поез­док. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и анти­картельные законы, льготы для свободного частного инвести­рования, защита внутреннего рынка от внешних конкурен­тов — все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Мы не будем рассматривать бюджет Эстонии, и экономию государственных средств отметив здесь лишь то, что Эстонское государство совершенно не защищает внутренний рынок от внешних конкурентов, напротив в угоду им была уничтожена целая достаточно сильная отрасль какой историческп являлось Эстонское сельское хозяйство ( Одно из скрытых условий принятия в Евросоюз).

Относительно самостоятельным элементом социально ори­ентированного рынка было создание системы эффективной за­нятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулиро­вание рабочих мест, развитие общественных работ и другие зве­нья этой системы. Были приняты действенные меры по увели­чению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. При этом четко разграничивалось, с одной стороны, мило­сердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и под­держки, и, с другой стороны, обеспечение свободы и самосто­ятельности сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способ­ностей и мастерства могли самостоятельно добиться успехов в жизни.

Здесь так же хочется отметить, что Эстонская политика социальной защиты населения носит пока зачаточный характер. Положение ухудшает скрываемая линия политики деления населения на «коренных и некоренных» , эта двойственность не дает эффективного легального равноправного распределения и без того скудных средств.

В теории Эрхарда собенно подчеркивалось, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». При этом важна солидарное гь «сильных» и «слабых», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объяснялось создание не системы тотального обеспечения, а предпосылок такой жизни, за которую ответственны сами граждане.

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспе­ченных слоев общества, отказ от повышения косвенных нало­гов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субси­дий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучше­ния условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи преста­релым и т.д. За время реформы пенсии и другие государствен­ные пособия возросли в несколько раз.

К сожалению у нас в Эстонии и здесь преобладают обратные процессы, основное налоговое бремя лежит на тех кто не имеет доступа к управлению и распределению благ (не работодателей),людей с средним и малым достатком. У нас сложилась порочная система двойной бухгалтерии. При наших либеральных законах большинство работодателей скрывают свои настоящие доходы, выплачивая работникам теневую зарплату. Государство (в лице тех кто сейчас у власти) поощряет подобный подход, это происходит потому , что в нашем случае работодатель и государство как правило представлено одними и теми же лицами, следовательно законность соблюдена быть не может. Более того ,есть все предпосылки предпологать создание государством искусственной безработицы, с целью сбить цену на рабочую силу.

Государство использует «некоренных жителей» как дойную корову эстонской экономики , периодически облагая их поборами ,через свои учреждения .основным из которых является департамент гражданства и миграции.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государст­венного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономический основы. Эрхарл исходил из идеи сильного госу­дарства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирую­щей» силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешива­лось в социально-экономический процесс с четкой ориентаци­ей на формирование «социального рыночного хозяйства».

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел тер­мин «социальное государство» в противоположность государству монетаристского типа.

Монетаризм, выдающимся представителем которого являет­ся Милтон Фридмэн (США), исходит из того, что занятость населения и стабильность цен наилучшим образом гарантиру­ются отказом от государственного регулирования и установле­нием рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государствен­ной медицинской помощи и образования, государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социальное государство исхо­дит из признания за всеми работниками права добиваться луч­шей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посред­ством организационных коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Учение монитаристов по сравнению с доктриной социального государства выглядит по крайней мере однобоко. В доказательство этому можно привести целый ряд историчеких примеров нестабильности государств с чисто рыночной экономикой. Соединенные Штаты Америки одни из них. Они периодически (циклично)испытывают глубокие экономические кризисы. Вспомним Великую Экономическую Депрессию , или кризис начала 70 годов, во всех случаях положение спасало то ,что у руля государства оказывались талантливые люди не боящиеся брать власть у рынка в свои руки и обуздать слепую стихию. Единственно сильный довод школы монетаризма заключается в доказательстве невозможности постоянного использования печатного станка с целью увеличения денежной массы. Но умное рациональное использование этой возможности пожалуй единственное решение для создания государством новых рабочих мест , толчка необходимого для раскрутки экономики.

Таким образом, социальное государство — это тип государст­ва, которое проводит сильную социальную политику в интере­сах своих граждан.


После второй мировой войны в конституциях некоторых за­падных держав (ФРГ, Швеции, Италии. Франции и др.) по­явилась формула социального государства.

Но появление формулы без воли к ее выполнению ничего не значит. Правительства этих стран потратили очень много усилий для воплощения этого курса в жизнь. Особенно тяжело прививалось прогрессивная система налогооблажения , вызывая резкое несогласие со стороны граждан имеющий высокие доходы. Но выйгрыш не заставил себя ждать :низкая преступность, высокая эконоимическая стабильность общества , гражданский мир с избытком возвращает предпренимателям потраченные на налоги средства

Президент Франции В. Жискар Д'Эстен во время кризиса 70-х гг., характеризуя возможности успешного государственно­го регулирования экономики, писал: «Устранение безработицы на длительное время находится в пределах возможностей плю­ралистической экономики нашего типа. Показательно, что в разгар нынешнего кризиса во всех западных странах норма безработи­цы не достигла даже трети или четверти тон, которая имела место в годы предвоенного кризиса: сказалась действенность теорий Кейнса и Бевериджа, научивших нас бороться с безработицей путем стимулирования глобального спроса и воздействия на инвестиции».(Франция .- мысль .1982. – с.99.)

Формы организации государственного сектора, его динами­ка развития и методы управления им весьма разнообразны. Во Франции активное создание государственного сектора нача­лось при правительстве Ш. ле Голля в 1945—1948 гг., проявив­шееся в национализации ряда крупных промышленных пред­приятии, банков и страховых компаний. Премьер-министр Франции П. Месмер, характеризуя экономическую политику своего прави­тельства, утверждал, что оно намерено увеличивать инвестиции в промышленность и реорганизацию компании. При этом он подчер­кивал: «Можно ли представить, что наша страна не располагала отраслями, которые составляют саму основу экономической мощи! Это не вопрос амбиций, это вопрос жизни и смерти нации» (Франция .- мысль .1982. – с.88.)

К 80-м гг. в государственном секторе Франции (без учета чи­новников государственного аппарата управления) было занято 10% самодеятельного населения, в нем производилось 12,7% добавленной стоимости, выплачивалось 1596 обшей суммы зар­платы и осуществлялось 26,4% капиталовложений.(Франция .- мысль .1982. – с.91.)

При правлении Эрхарда усилилось воздействие Германского государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаи­мосвязанной социально-экономической, валютпо-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической поли­тики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования ношло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных ин­дикативных показателей.

Высокая эффективность индикативных планов опреде­лялась рядом факторов, и прежде всего тем, что каждый раз для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индика­тивным планированием. Основу этого успеха составляли следу­ющие факторы:

высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;

разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов;

твердость и последовательность государственного аппарата, который, нередко действуя н условиях край­ней политической нестабильности, не допускал колебании при реализации принятых программ;

выработка широкого национального согласия и отношении главных целей социально-экономического развития на ближай­шую и отдаленную перспективы и той модели общества, кото­рой отдает предпочтение большинство народа;

атмосфера социального партнерства, постепенно ослабляв­шая классовую конфронтацию. Без соглашений в политике и области доходов, занятости и условий труда в стране продолжа­лись бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикатив­ного планирования.

В настоящее время социальное партнерство получило широ­кое ,можно сказать международное распространение. Оно в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучате-лями, при котором в рамках социального мира обеспечиваются баланс и реализация важнейших социально-трудовых интере­сов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в ка­честве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизован­ным методом решения социальных конфликтов па различных уровнях.(См: Киселев В.Н. Определимся с ключевыми понятиями. Что надо знать о социальном хозяйстве.-М., 1994.-с.18)

Социальное партнерство, разумеется, не отрицасг возмож­ности, а иногда и необходимости предъявления одним партне­ром другому самых жестких требований. На наш взгляд, даже забастовка как метод борьбы трудящихся за свои права нс обя­зательно выводит наемных работников за рамки социального партнерства — но при условии, что требования бастующих к предпринимателям направлены лишь на изменение условий продажи своей рабочей силы (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.п.), а к правительству — на изме­нение тех или иных направлении социальной политики (сниже­ние налогов и др.). Однако, если требования бастующих отри­цают сами основы существования своих партнеров (например, требование об отставке правительства и т.п.), то такая забас­товка, естественно, выводит наемных работников и представ­ляющие их профсоюзы за рамки социального партнерства. Со­циальные отношения перерастают в открытое политическое про­тивостояние.

Диапазон объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, завися­щую от множества факторов, таких, как модель развития эко­номики, авторитет субъектов социального партнерства и др. В одних странах приоритеты регулирования складываются в ре­зультате длительной эволюции, «саморазвития», в других (на­пример, в России) — административным путем.

Негативное воздействие на становление социального парт­нерства в Эстонии в современных условиях оказывает низкий общий уровень цивилизованности в социально-трудовых отношениях, а зачастую отсутствие понимания необходимости сотрудничества, согласия, партнерства как главного принципа общественного развития. Очень странная и не понятная позиция курса правительства которое не понимает или не хочет понимать единственную возможность для стабильного развития бизнеса, повышения благосостояния всего народа ,экономического а следовательно и политического процветания Эстонии.

Переход к социально ориентированному рынку в ФРГ был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных про­блем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особен­ностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

Подводя итоги реформаторской деятельности Эрхарда, отме­тим, что он достиг поразительных успехов. «Немецкое чудо» было достигнуто прежде всего благодаря правильному выбору соци­ально-ориентированной модели развития общества.

Проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-поли­тическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей стра­ны. Так, в соответствии с государственным законом был обра­зован Экспертный совет по оценке общего экономического раз­вития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные пред­ложения для принятия правительством хозяйственно-полити­ческих решении.

Англия занимает одно из ведущих мест по уровню и разнооб­разию методов управления государственным сектором и веду­щее место среди крупных держав по удельному весу государства в национальных капиталовложениях, доле государственных пред­приятий в общем числе занятых и удельному весу бюджетных расходов в ВВП. За счет государственных средств финансирует­ся половина затрат на научно-исследовательские цели(Англия .- Мысль. 1982-с88)

Когда-то самая могущественная держава в мире, Великобритания в начале двадцатого века начала терять свое экономическое , а следовательно и политическое превосходство. Более того после второй мировой войны , Англия начала уверенно погружаться в кризис. Но 50-60 годы двадцатого века стали переломными для Великобритании. На шельфе Северного моря были найдены большие запасы нефти, и Англия становиться ее крупнейшим мировым экспортером нефтепродуктов. Умелое руководство правительством страны существенно подняло национальных доход, а такие социальные программы как бесплатное медицинское обслуживание и образование говорят сами за себя.

В Англии сложились 3 основных формы управления государст­венной собственностью: госбюджетные предприятия, государст­венные корпорации и акциионеры-компании, в которых часть капитала принадлежит государству. К 80-м гг. собственность обшир­ной сети предприятий полностью пли частично перешла в руки государства, в том числе Корпорации связи. Британской сталели­тейной корпорации. Британской газовой корпорации, Националь­ного управления угольной промышленностью. Управления британ­ских железных дорог, Британской корпорации воздушных со­общений, Британской радиовещательной компании. Управле­ния независимого теле- и радиовещания. В национализирован­ных отраслях создается более 10% ВВП и занято 10% населения.

В ряде европейских стран в государственном секторе создает­ся до 30% ВЦП, число занятых в нем составляет 19—25%, а удельный вес инвестиции — 25—50%. В этом отношении осо­бенно характерны Австрия и Финляндия. В Австрии к началу 80-х гг. доля государственного сектора в ВНП была раина 30%, число занятых в нем составляло 25%, а доля в инвестициях рав­нялась 50%; в Финляндии — соответственно 15, 12 и 25%, в Греции — 18,12 и 25%; в Испании — 10, 7 и 33%; в Швеции — 10, 7 и 18%*

Государственные металлургические предприятия Австрии про­изводят 9&% всей продукции, подобные предприятия Финлян­дии — 70%; горнорудной продукции — соответственно 98 и 100%, нефтяной — 91 и <S9%. Австрийский государственный сектор выпускает 46% электропромышленных изделий. В этом секторе находится 31 машиностроительное предприятие. В Финляндии предприятия государственного сектора вырабатывают 96% удоб­рений и 70% химикалиев.

В Скандинавии государство контролирует около 9596 желез­нодорожной сети. В Нидерландах 41% предприятии транспорт.1 и связи входят в государственный сектор, а доля государствен­ных инвестиции в этот сектор составляет 40%. В Бельгии госу­дарственные компании транспорта и связи производят 34,3% отраслевого ВНП; в Австрии эта доля вместе с энергетикой приближается к 80%. Аналогичная ситуация в Финляндии и Швейцарии. Государство контролирует более 30% производства электроэнергии в Финляндии, до 50% — в Швеции и Дании, свыше 80% — в Норвегии. В Испании удельный вес государства в общем объеме услуг транспорта и связи составляет 59%.

Второе направление — рыночное регулирование экономики на макроуровне — в разной мере и различными методами происхо­дит во всех развитых капиталистических странах. Мощным ры­чагом государственного регулирования экономики является гос-бюджет. В послевоенный период доля национального дохода, потребляемая и перераспределяемая центральным правительством, местными органами управления, административными ведомствами и фондами социального обеспечения, неуклонно возрастала. Так, во Франции к 80-м гг. эта доля достигла 43,6% против 35,1% в 1960 г. и значительная часть ее приходилась на отчисления в фонды социального страхования (Франция . = «Мысль», 1982. – с 94)

Одной из форм государственного регулирования экономики на международном макроуровне являются ежегодные совещания семи крупнейших экономических держав мира: США, Японии, ФРГ. Англии, Франции, Италии и Канады. На встречах происходит обмен мнениями на сверхвысоком уровне по таким актуальным про­блемам, как методы борьбы с инфляцией, безработицей, кри­зисами в разных отраслях общественного производства, причи­ны замедления темпов экономического роста и др. Первая такая встреча состоялась в 1975 г. во Франции, которая была инициа­тором таких встреч. На совещании в г. Рамбуйе было создано Международное энергетическое агентство, в которое вошли потом почти все капиталистические страны.

Подводя итоги развития социального рыночного хозяйства в западной Европе, на примере таких высокоразвитых стран как : Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Финляндия и др, мы отчетливо видим усиление функций воздействия государства на рыночную экономику. Высокий национальный доход и стабильная экономическая , политическая ситуация в этих странах сама говорит о степени эффективности этого воздействия… . Интеграционные процессы в Европе роль которых за последнее десятилетие трудно переоценить , заставляют другие страны так же проэцировать теорию социального рыночного хозяйства на свою экономику – это многие республики бывшего СССР и соцлагеря , в том числе и Эстония. Потому что все они желаю жить в единой Европе, веря в ее богатое, стабильное , мирное будущее.