Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Секреты мастерства изготовления сельской традиционной обуви

 

             

Секреты мастерства изготовления сельской традиционной обуви

Международный фестиваль детского творчества

«Звёзды нового века»

Секреты мастерства изготовления

сельской традиционной обуви

Выполнила: Маринина Евгения

обучающаяся МОУ ДОД

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

руководитель:

Пинимасова Наталья Ильдаровна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

2011

Содержание

Введение ________________________________________стр.3-5

Глава 1. Технология изготовление лаптей ________________стр.6-8

Глава 2. Технология изготовления валенок _______________стр.9-11

Глава 3.Биография А.Н. Незванкина _________________ стр.12-15

Заключение ______________________________________ стр. 16-17

Источники и литература ___________________________стр. 18

Приложение _____________________________________стр. 19-25

Введение. Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.

Летом 2010 года мне и воспитанникам Дома детского творчества посчастливилось быть участниками этнографической экспедиции в селе Старая Селя с целью сбора материала. Во время опроса жителей познакомились с Александром Николаевичем Незванкиным. В ходе беседы выявилось, что он один из немногих мастеров, которые владеют техникой изготовления лаптей и валенок. Нас это заинтересовало и мы решили глубже изучить технологию, чтобы восстановить забытое ремесло. Ценность данной работы – материал, собранный и записанный из первоисточника, построенный на основе бесед с членами семьи Незванкиных и жителей села Старая Селя.

В своей работе мы не хотим призвать сегодняшних жителей ходить в лаптях и валенках. Но мы хотим, чтобы молодое поколение знали о традиционной обуви наших предков. Нельзя совсем изгнать из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хотелось бы, чтоб наша молодежь могла увидеть лапти и валенки не только на картинках, а в своем домашнем интерьере, чтоб эта обувь не превратилась в предмет театрального реквизита и музейной ценности.

В настоящее время у жителей села нет необходимости что-либо изготавливать, всё можно приобрести в магазинах. Вследствие этого отпала необходимость плести лапти и валять валенки. Существует опасность полного исчезновения технологий изготовления, поскольку они передаются из рук в руки из уст в уста, и мастеров владеющих секретами изготовления лаптей и валенок практически не осталось. Такие самородки как Александр Николаевич в свои времена были редкостью, а в наши дни это носители народной культуры.

Актуальность. Восстановление технологии и обработки материалов для изготовления лаптей и валенок имеет социальную значимость в связи с проблемой занятости коренного населения. Жители, ведущие традиционный образ жизни, не имеют достаточного дохода на содержание семей. Изготовление обуви для повседневного использования, а также изготовление сувенирной продукции помогут сельчанам получать дополнительный доход.

Целью работы является восстановление традиционной технологии изготовления лаптей и валенок.

Задачи:

· Провести анализ интервьюирования жителей села Старая Селя;

· ознакомится с историей и технологией изготовления лаптей и валенок;

· изучить материалы, используемые для изготовления традиционной обуви;

· выявить народные особенности традиционной обуви;

· систематизировать и обобщить собранный материал.

Предметы исследования – лапти и валенки.

Объект - традиционные методы обработки материалов для изготовления лаптей и валенок, как для бытового использования, так и сувенирной продукции.

Метод исследования : интервьюирования, анализ литературных источников, сравнительный.

Обзор литературных источников.

В книге А.С. Лузгина «Жизнь промыслов» затрагивается тема изготовления лаптей и валенок. Даётся историческая справка: когда данные промыслы получили широкое распространение, кто были первыми знаменитыми мастерами. В 1925 году отмечался расцвет промысловой деятельности в советское время. Только в Пензенской губернии было 1472 валяльщика валенок, среди которых была большая конкуренция. Поэтому, кроме валенок мастера валяли поярковые шляпы рукавицы кошмы (подстилки для саней), а также конскую упряжь - потники, подхомутники, подседельники и т. д. Д.Осипова в журнале «Наука и жизнь» в статье «Русские валенки» дала историческую справку, открывая времена начала изготовления валенок. В исторических романах (например «Пётр 1» А. Толстого) говорится о валенках, хотя появились они лишь в конце XVIII в Нижегородской губернии. В.Степанов в своей книге «Курские исторические миниатюры» в главе «Лапти» рассказывает, что хороший работник мог изготовить не больше двух пар в сутки. Снашивались же они в плохую погоду 2-3 пары в неделю, а среднее время носки пара за 10 дней. «Из 70 десяти миллионов населения Европейской части России лапти во второй половине XIX века носили 25 миллионов человек»[1] . Редичев С. В своей статье «К истории лаптя на Руси» пишет о том, что лапти - один из самых древних видов обуви. Археологи на неолитических стоянках до сих пор находят инструменты для плетения. Это даёт основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон. Также даёт описание разных видов лаптей, в зависимости от места их изготовления. Например: «Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки таких моделей обычно имели трапециевидную форму».[2] Из статьи «Лапти Архангельской области» А.И. Пяткова, узнала о технике плетения и разновидностях лаптей в других областях России, что помогло мне делать сравнительный анализ.

Новизна. Сегодня народное искусство находится на стадии возрождения, но не везде сохранились сами носители и продолжатели народных ремёсел. В основном, носителями старинных традиций являются люди преклонного возраста. И пока они ещё хранят свои секреты необходимо больше узнать об изготовлении традиционной обуви наших предков и перенять эти знания. До нас подробно никто не занимался этой проблемой, поэтому обобщенных сведений не было найдено.

Глава I . Технология изготовления лаптей .

Проблема плетения лаптей привлекла наше внимание тем, что в данный исторический период народное искусство стало возрождаться. Мне захотелось больше узнать об этом интересном ремесле и перенять некоторые знания мастеров. Тем более что Александр Николаевич и сегодня продолжает в свободное время плести лапти.

Лапти (м. карть) в прошлом были самым распространённым видом обуви у жителей села Старая Селя Никольского района, основным населением которого были мордва - эрзя. Поскольку сельчанам они были по нраву, то уже никаких других видов лаптей не плели, а разновидностей лаптей было много и отличались они друг от друга не только по форме, но и по способу плетения. По словам Александра Николаевича, сельчане носили лапти вплоть до семидесятых годов. Плели их преимущественно мужчины. Чтобы лапти быстро не изнашивались, сельчане в плохую погоду на них надевали деревянные колодки.

Лапти были заимствованы у русского населения, но имели свои отличительные особенности. Были сёла, где плели лапти как бы на одну ногу, они не отличались правый от левого. Делалось это из практической необходимости, если один износится, второй продолжают носить. Но лапти Незванкина А. Н. были на разные ноги и по рисунку можно было определить на какую. Ещё лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Однако и летом лапти не одевали на босую ногу.

Этап 1. Способ переработки лыка.

Лапти плели только из лыка. Сырьё добывали в близ лежащем лесу. Но, ни в коем случае нельзя было трогать одиноко растущие липки. Липа - хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет - прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, нельзя. Выбирались деревья молодые с длинными ветками. Именно лыко такого дерева отличается крепостью, лапти из него прочны, удобны, красивы.

По рассказам Александра Николаевича драть не разрешалось, если замечали, налагали штраф, поэтому днём ходили в лес и примечали деревья, а ветки собирали поздним вечером. На заготовку материалов уходило много времени, собрать надо было до июня месяца, когда в липовых деревьях проходило наибольшее сокодвижение и не распустились листья. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного - двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. Самые лучшие лапти получались из только что сорванного материала. Но весенне-летние полевые работы не позволяли этим заниматься. Поэтому материал заготавливали летом, а лапти плели после того как ляжет снег и работы будет меньше. Для этого лыко сушили на солнышке и поливали водой два раза в неделю, чтобы лыко было крепче и гнулось лучше. После чего его складывали в темное место.

Перед началом работы липовые ветки замачивали на ночь (8-10 часов), чтобы стали мягче, а затем разрезали на лыко – полоски шириной от 1 до 2 сантиметров, длинной 1,5 – 2 метра (зависит от размера лаптя) и только после этого снимали верхний слой коры. Толщину выбирали на глаз, как возьмет нож. Драть начинали с корня.

Этап 2. Цинование.

Циновать лыко начинали сразу, придя из леса, а также спустя некоторое время. На один лапоть требовалось пять лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Сначала нарезалось лыко, начиная от комля, главное соблюдать и выдержать заданную ширину. Александр Николаевич не мерил линейками, а держал ширину на глаз. Нож, попадал в трещины и резал плохо, а из-за трещины шёл не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках нужно было держать твердо, чтобы он не срывался. При циновании встречаются дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Иногда на середине длины получается дырка от сучка, которая рвет лыко пополам, то приходилось делать два коротких лыка.

Этап 3. Плетение.

Орудия, использовавшиеся при плетении, были несложными: нож, кочедык и деревянная колодка. Лапоть плести начинали с пятки. Подошву чаще делали двухслойной для прочности. С боков и с пятки плели специальные петли для обор. Сами оборы делались тканевые и оплетали ногу до колена.

Когда плели носок лаптя, то выплетали специальный узор, по которому можно было определить правый или левый.

Характерной особенностью плетения Александра Николаевича было украшение на носке в виде треугольников из перевернутого лыка. Помимо декоративного, оно имело практическое значение - показывало, на какую ногу надо надевать лапоть. От русских лаптей они отличаются количеством лык, их плели из семи лык и называли лапти семилычками. Александр Николаевич начинал плести лапти с пятки. Для плетения использовалось только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» - ссученное в шнур лыко. «Говенник» представлял собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога. После того, как пятка сплетена и подтянута по колодке, с обеих сторон вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и нос лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма, то подошва огибается через говенник, а остальные концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Двухслойный лапоть отличался особой прочностью и после того как первый, внешний слой износится лапоть чинили.

Второй вид обуви – ступни, также плелись из лыка. Они значительно глубже и шире лаптей, не имели ушек для обор и носились с шерстяными носками либо на голую ногу во дворе или дома.

Онучи (портянки). С лаптями сельчанки носили онучи. Ткали льняные или холщевые портянки потолще и накручивались от носка до колена. Закреплялись на ноге и соединялись с лаптями оборами, которые скручивали из ткани. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обёрнутые онучами. Онучи должны были быть белого цвета, поэтому прежде чем их носить их отбеливали.

Оборки. Оборки изготавливали из ткани, ткали тонкую полосу. Они закреплялись за петлю на пятке, а затем за боковые петли и переплетались крест- накрест через всю ногу до колена.

Раньше для цвета лаптей не использовали красители, лапти были натурального цвета.

Сейчас мы с иронией относимся к этому виду обуви, а раньше без лаптей редко какая семья могла обойтись, их носили все жители независимо от уровня благосостояния. Лапти с белыми онучами, перетянутые тканевыми повязками, придавали своеобразный шик парням и девушкам.

Глава II . Технология изготовления валенок.

Важным промыслом, во многом обеспечивающий жизнедеятельность крестьян, было валяние валенок. Широкое распространение валенки получили в конце ХIХ века. Их изготавливались на дому, в примитивных мастерских, а ещё непосредственно в жилом помещении или в бане, так как была необходима горячая вода.

Для валяния бралась шерсть осенней стрижки. Валенки из них получались более прочными. Шерсть после весенней стрижки была длинная и жирная из неё пряли пряжу на носки и перчатки.

Этап 1. Начёска.

Изготовление валяной обуви начиналось с чёски шерсти. Шерсть разбиралась по сортам и щипалась, чтобы не было слежавшихся клочков и колючек от репейника. После начёски шерсть укладывается полотном, примерно 1 метр шириной и накручивается на барабан куделью.

Этап 2.Укладка полки.

Берётся полотно (ситец или бязь) 1.20 на 1.20, на него укладывается «полка» из шерсти по длине. Например: если валенки женские примерно 60 сантиметров длиной, 50 сантиметров шириной и начинают выкатывать. На «бадик» накручивают холст с подготовленной «полкой» и катают. Затем разворачивают, переворачивают, и всё повторяют с другого конца. Заготавливают сразу две «полки». После того как выкатали их взвешивают. На валенки 37 размера нужно 2.5 фунта, а в фунте 400 грамм. На пару нужно 1 килограмм шерсти. Делят две «полки» по 0.5 килограмма, сворачивают и взвешиваются на весах - коромыслах, чтобы они не перевешивали, а стояли ровно.

Этап 3. Запайка.

После взвешивания «полка» раскладывается, и ей начинают придавать форму валенка, загибая и вытягивая. Всё прощупывается руками и там, где получалось, что шерсти недостаточно, её добавляли небольшими клочками, при этом равномерно укладывая. Обязательно докладывали на носок и подошву. Это и есть запайка. Сверху укладывали ткань и крепко, прижимая руками, переворачивали и повторяли процесс запайки с другой стороны. Вторая сторонами на данном этапе называется «полочная». Полотно собирают складками, помогая создать форму валенка. Снова выкатывают, но теперь уже как бы предавая форму валенка. Выкатывать начинают с голенища. Далее катают в полотне, разворачивают, подтягивают полотно, и с носа заворачивают на пятку, катают её, снова подтягивают с голенища на подошву, затем закатывают её, расправляют, берется валенок, и переворачивают на другую сторону, и так повторяем этот процесс несколько раз. Валенок стал упругим, расправляют его, засовывают руку в валенок, расправляем нос, затем пятку, получается ромб и голенище, расправляют руками и проверяют, равномерно ли выкатали, если есть тонкие места, то подкладывают шерсть и снова выкатывают. Заготовка приобретает форму ромба. Этот ромб называется «плашкой».

Этап 4. Обваливание.

Валенок обливается кипящей водой, и начинается этап обваливания. Ромб закручивают к голенищу и руками его крутят. Затем каждую сторону как бы «стирают» сжимая руками, понемногу отжимая воду. Каждый раз заливают кипятком и повторяют сначала. Начинают делать перекосы, перекашивают в разные стороны, нос сдвигают в одну сторону, и снова отжимают. Делают все частями, чтобы было равномерно. Переворачивают и повторяют с другой стороны. От того как садится шерсть, зависит сколько раз делать перекосы. Если шерсть хорошая, то по два, если плохая три и более на каждую сторону.

Этап 5. Распластывание.

Рука заходит вовнутрь и расправляет изделие. После рапласта, «прутком» расправляют для равномерности и вставляют чушку по размеру. В валенок она должна попасть в нос и упереться в пятку, если не упирается, то продолжают валять. Дальше берется деревянная подбивалка, и подбивает в районе подъема. Потом снова делается перекос и закатывается на голенище. Берется валек с ручкой и, облив валенок кипятком, нажав на носок, как бы прижимая, перетягивается и повторяется с другой стороны. Обливают кипятком и катают до тех пор, пока валенок не станет упругим, гладким и без борок (складок). Если шерсть хорошая, то пара валенок валяется за 2-2,5 часа.

Этап 6. Оправка.

Вытаскивают «чушку» и начинают колотить. Колодка состоит из трех частей: передник с носом, задник с пяткой, клин между ними - чурбак. Когда клин забивают вальком, оправляют нос, пятку, подошву, подъем. Берется «рубель» - 1,20 длиной с дубовыми бороздочками и, одев валенок на руку водят по этому рубелю, разглаживая морщины, придавая упругость.

Этап 7. Опаливание.

Когда валенок стечет, его сушат в печи, угли выгребают и кладут валенки. Как только валенки высыхают, их отделывают: пемзой снимают все волоски, затем старым шерстяным носком, намоченным в солярке, отмазывают. Вынимают колодку и обпаливают, собранные пемзой волоски поджигают, и водят вокруг валенка. И снова обтирали соляркой. Раньше обпаливали керосином.

Вот валенки и готовы.

Красить валенки начала в конце ХIХ века. Для этого сначала шерсть обезжиривается, для этого на две пары берется 5 грамм серной кислоты и разводится в холодной воде и замачиваются заготовки валенок на 12 часов. Делали это перед валянием, а красили после того как вынимали «чушку», клали в кипящую воду с красителем на один час, затем отправляли на колодку. Но крашеные валенки, по мнению Александра Николаевича холоднее.

Медицина подтверждает огромнейшее благотворное влияние валенок на здоровье. Овечья шерсть не раздражает кожу, обладает положительной для человека энергетикой, способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. При этом валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

Именно такую обувь часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения, при аллергии, заболеваниях дыхательных путей. А еще валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Улучшению циркуляции крови способствует носка валенок на босые ноги.

Валенки – обувь, сделанная из натуральных материалов без урона для природы и животных. Именно по этой причине валенки и стали популярны не только и России, но и в Европе, помешанной на экологии.

Биография А. Н. Незванкина.

Незванкин Александр Николаевич - ветеран с многолетним стажем, вырастивший троих достойных детей, построивший дом своими руками. Мастер, изделиями которого пользовался почти каждый сельчанин.

Он всегда стремился в жизни к светлому, чистому, уважительному отношению к себе, а это достигается делом, трудом, добром. По его мнению, именно работа играет важную роль в жизни человека. От неё многое зависит: благополучие человека и его семьи, окружение, деловые и дружеские связи. Всей жизнью он доказывает, что всякий человек есть творец своей судьбы.

Александр Николаевич родился 2 июля 1934 года, в селе Старая Селя Никольского района Пензенской области. По национальности мордвин - эрзя.

Мать Фёкла и отец Николай (к сожалению отчества родителей, он не помнит) были простыми сельскими тружениками. В семье, кроме Александра 1934 г.р., было еще двое детей: дочь Раиса 1928 г. р., сын Николай 1932 года.

В 1940 году от тяжелой болезни умер отец, примерно через год мать. Детей оставшихся без родителей взяла на воспитание тётя по отцовской линии Ефросинья Ивановна. Ему было 7 лет, когда началась Великая Отечественная война. Основное мужское население забрали на фронт, рабочих сил не хватало, и он пошел работать в колхоз. Выращенный хлеб отправляли на фронт, было голодно. Все лето Александр с братом и сестрой собирали листья орешника, желуди и лебеду. Все это сушили и толкли в ступах. Получалась мука, из которой пекли хлеб. По воспоминаниям Александра самый вкусный хлеб был из лебеды, но ее рвать было запрещено. Из орешника хлеб был зеленоватого цвета и быстро раскисал, из желудиной муки хлеб получался горьковатый. С ребятами по ночам Саша ходил рвать лебеду, чтобы поесть вкусный хлеб.

Александр совмещал работу в поле и дома с учёбой. Не хватало бумаги, писали на клочках между строк и старых газетных листах. Ученье Саше давалось легко, а если грамота даётся, то человеком станешь и профессию получишь. Уже тогда, несмотря на свой возраст, думал о том, что жизнь обязательно наладится, когда враг будет разбит и он будет как отец делать всё, что умеет, и своим трудом приносить пользу людям и стране.

В это время пришло известие об окончании войны. Местная ребятня с криками: «Победа! Победа!», неслись по селу, разнося радостную весть. Все сельчане собрались у сельсовета. Поздравляли друг друга, хлопали, смеялись. Кто-то радовался, кто-то плакал. Но вот заиграла гармонь, и все пустились в пляс. Александр тоже принёс отцовскую балалайку, и хотя он играть толком не умел, но старался как мог поддержать общее веселье и разделить со всеми радость победы. Гулянье продолжалось до самого утра.

Война закончилась, но очень многие сельчане не вернулись домой, мало было семей, кому не принесли похоронку. Более ста человек остались покоиться на чужбине.

Очень чувствовалась нехватка мужской силы. Александр к этому времени закончил 4 класса восьмилетней школы и пошёл работать подручным в сельскохозяйственную бригаду. Пахал, бороновал плугом, косил рожь, просо, пшеницу лобогрейками.

Ему было уже 14 лет, когда он заглянул к своему соседу дяде Ване (фамилии, к сожалению, он не помнит). Застал он его за работой, дядя Ваня плёл лапти. Саша сел и долго пристально следил за работой. Выйдя от соседа, он отправился в лес, за материалом, уж больно ему захотелось попробовать плести лапти самому.

Так Александр начал плести лапти. Сначала у него не получалось, но он упорно пробовал снова и снова. С тех пор Александр Николаевич плетёт лапти, но по своему, не повторяя за своим соседом Иваном. По его словам, лапти он изготавливал для нужд своей семьи, но не продавал.

Постепенно жизнь на селе налаживалась. В каждой семье появилось радио.

Когда Александру Николаевичу исполнилось 20 лет, его взяли скотником на ферму. Ферма была большой: более 500 голов рогатого скота, 1000 голов молодняка, 7000 овец. Но проработав совсем немного, в 1954 году уехал на заработки в Ивановскую область на торфодобывающее предприятие. Проработав полтора года, Александр возвращается домой и устраивается в городе Инза Ульяновской области на кирпичный завод, молоть глину для кирпича. Здесь он познакомился с Масенькиным Вячеславом Николаевичем. Увидев молодого человека в худой обуви, он подарил ему валенки самокатки. По тем временам это был «царский» подарок. Александр Николаевич был очень рад подарку и попросил Вячеслава Николаевича поделиться с ним секретами изготовления валенок. В те годы в Ульяновской области было развито производство валяния валенок, и мало было семей, где не занимались их производством. Вячеслав Николаевич пригласил его в гости и научил изготавливать валенки.

На кирпичном заводе Александр Николаевич проработал недолго, нужно было помогать тётушке Ефросинье, которая к этому времени уже стала немощной. Он возвращается в село, и его вновь принимают работать на ферму скотником. Не откладывая в долгий ящик полученные знания, он тут же принимается за изготовление валенок, чтобы обуть своих домочадцев в тёплую обувь. Конечно же, получилось не сразу. Приходилось начинать много раз сначала. Только шерсть была дорогим сырьём, поэтому он очень старался делать без брака. Хотя родные были рады и той обуви, что первоначально получалась и не очень ровной.

На ферме он познакомился со своей будущей женой Анной Максимовной. Она работала дояркой. Около года встречались. В 1957 году они поженились. Анна оказалась хорошей женой, работящей под стать мужу - труженику, отличной хозяйкой и любящей матерью. Анну Александр Николаевич полюбил за её весёлый нрав, за звонкий голос, за трудолюбие, а задорные частушки они вместе исполняют и сегодня. Александр Николаевич, несмотря на свой возраст, также виртуозно играет на балалайке.

Мир в семье женой держится, а всякий дом своим хозяином. Своими руками построил добротный дом, от фундамента до крыши, до всего доходил своим умом, учился по книгам, спрашивал у старших. Молодая семья жила в старом родительском доме, и одновременно строили свой новый дом. Строительство начали с рождения первого сына Виктора в 1958 году. В 1960 году родился сын Василий, а дочь Нина в 1962 году. Закончили строительство дома в 1961 году, старый дом сломали т. к. он был уже не пригоден для жилья.

Очень радовался Александр Николаевич своему дому. После переселения однажды выйдя на улицу и оглядевшись вокруг, обратил внимание, что его дом ничем не отличается от других. Вот тогда он решил украсить свой дом резьбой. Сначала придумал рисунок, потом нарисовал все карандашом, и перенес на дерево. Для резьбы брал сосну, дерево не обрабатывал, а перед тем как начать работу ждал, когда дерево подсохнет. Сначала высверливал дырки, чтобы прошла пилка, а затем выпиливал узор. Пилку он придумал и сделал своими руками сам, насадив часть тонкой пилы на длинную ручку. Ему очень нравился хвост павлина, и он сделал в виде павлиньего хвоста оформление лицевой части дома.

Затем он украсил наличники окон, перила для крыльца и даже ворота и штакетник забора. Так вплоть до 1973 года занимался оформлением дома, вложив в него всю душу.

Сыновья Александра работают в Никольске, дочь после окончания Пензенского культпросвет техникума работает в селе библиотекарем. Александр Николаевич имеет трёх внуков и одну внучку.

В нынешнее время он продолжает заниматься любимым делом: плетёт лапти по сегодняшний день и никогда не прекращал их плести. Но поскольку они вышли из обихода он делает их сувенирными и продаёт городским жителям.

Также Александр Николаевич поделился с нами техникой изготовления валенок, которой он научился в молодости и до нынешнего времени сам валяет валенки. Но всему своё время. Ему сегодня 76 лет, здоровье ослабло, а для валяния нужны силы и сноровка. Но, несмотря на это, он не сидит, сложа руки: держит кур и поросят, занимается садоводством, выращивает картофель, овощи, любит ходить в лес собирать ягоды и грибы. Своим трудолюбием подаёт пример молодым в ведении хозяйства.

Ездит в гости в город к детям и внукам, и к своему другу Вячеславу, которому он благодарен за секреты изготовления валенок. Вячеслав Николаевич полюбил девушку из соседнего села Пензенской области, а когда они поженились, переехали в город Никольск. При строительстве своего дома, он обращался за советами к своему другу Александру, который с удовольствием делился своим опытом и секретами.

В конце нашей беседы Александр Николаевич сказал: «Наше поколение столько всего пережило, так закалилось в жизненных битвах, что и очередной кризис, думаю, переживём с достоинством. Россия выйдет из него и станет ещё сильнее, только преодолеть его надо сообща. Многое зависит от молодого поколения, им строить будущее и возрождать Россию, а для этого надо много трудиться, и многому учится, чтобы применить всё на практике, в жизни».

Каждое новое поколение вплетает новые звенья в венок отцовской славы, ставит новые вехи на пути, что бережет память о прошлом. И мы, для своих потомков решили оставить сведения о жизни наших отцов и дедов. А они, в свою очередь, передадут своим детям. И история не будет забыта…

Заключение. В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Материалом для изготовления лаптей служило лыко – внутренняя часть коры липы. Умельцы старались заготовить лыко заранее, но использовали в работе и осеннее лыко. Умению плести лапти мог не каждый. Одним из таких является житель села Старая Селя Никольского района Незванкин Александр Николаевич. Он мастером своего дела.

Пройдя много времени, лапти снова начинают плести. Но современные лапти уже отличаются от старинных. На современных лаптях можно отличить правый и левый лапоть. А Александр Николаевич плёл такие лапти давно, с рисунком и на разные ноги. Он понимал, что лапти на одну ногу практичнее. В трудное время плёл и такие. Но всем предпочитал свои, нарядные. Плелись они из пяти лык, а русские плелись из семи лык и назывались «семилычками».

Сама техника плетения так и не изменились. Не изменились также и инструменты. Отличие можно отметить в потребности населения в плетении лаптей: в сегодняшние дни мастера выполняют данную работу в качестве сувениров, подарков. Что касается старинных мастеров, то это было повседневной необходимостью. Умению плести лапти мог не каждый.

Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Сегодня валенки остаются удобной, практичной и востребованной обувью, но только хороших и по всем этапам сваленных валенок не найти. Когда сельское хозяйство пришло в полный упадок, трудно найти овечью шерсть, без неё не изготовишь валенок. Да и сам процесс очень трудоёмкий, а после процесса обваливания всё тело и одежда пропитываются запахом шерсти.

В последнее время все чаще на прилавках магазинов можно увидеть валенки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой, красят во всевозможные цвета, укрепляют на резиновой подошве с каблучком, изготавливают даже специальные домашние валенки. Очень хотелось бы, чтобы такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой и была оценена в должной мере, так же, как ею восхищаются за границей.

Время идет, спешит постоянно… Часы жизни нельзя остановить. Оно не пожалело и мастеров. Уходят люди, а вместе с ними уходит в небытие уникальное мастерство которыми они владели. Что тому виной? Наверное, самый правильный ответ – это время. Стареют мастера. Нет у них и преемников, чтобы передать мастерство, унаследованное от дедов и отцов. По многим причинам отпала в этом необходимость. Да и часто ли мы в наше время видим людей, которые носят валенки? Опять же – нет! Тогда зачем же их изготовлять? Но чем может заработать себе на жизнь человек, который с детства постигал все тайны мастерства, а чуть позже кормил семью на заработанные этим трудом деньги? Поэтому для них это не просто работа, а призвание.

Хочется отметить, что современная молодежь заинтересована в сохранении такого трудного ремесла как плетение лаптей и валяния валенок, хотя в этом нет уже повседневной потребности, но есть еще та сторона, которая показывает, что молодежь заинтересована в сохранении древних традиций и обычаев, что очень и очень радует. Это значит, что культура, традиции и обычаи мордовского народа живы и живут в наших сердцах.

Список источников:

Интервью с Незванкиным Александром Николаевичем 1934 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября 2010 года.

Интервью с Незванкиной Анной Максимовной 1928 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября.

Интервью с Ниной Александровной 1962 года рождения, записано Марининой Евгенией 5 июля, 24 октября

Интервью с Масенькиным Вячеславом Николаевичем 1940 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Интервью с Масенькиной Людмилой Викторовной 1948 года рождения, записано Марининой Евгенией 4 сентября 2010 года.

Список литературы:

1. Бормотухи.НЕТ ( http://www.bormotuhi.net/index.php) Что вы знаете о валенках, или История уникальной русской обуви.

2. Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья.- Казань, 1966;

3. Забылин М. Русский народ - обычаи, обряды, предания, суеверия. - М., 1996;

4. Лузгин А.С. Жизнь промыслов. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2007;

5. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах, 19 - начала 20 века.- М., 1984;

6. Осипова Д. Русские валенки. // Наука и жизнь,1999 № 5;

7. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. – Саранск: Мордовское книжное издательство,1990;

8. Редичев С. История с лаптями. //Наука и жизнь, 2000 № 6;

9. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетешь. //Наука и жизнь, 2001 № 1;

10. Степанов В. Курские исторические миниатюры. Книга первая. - Курск, 2009;

11. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. - М., 1959.

12. Энциклопедия справочник. Все о Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издание, 2005, стр. 817;

13. Энциклопедия мордва. Мокша и Эрзя. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004, стр. 991.

Приложение.

История села Старая Селя

В справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края за 1663-1991гг. упоминание о селе Старая Селя впервые появляется в списках от 1864г. в составе Городищенского уезда как деревня. В 1914 году Городищенский уезд разбился на волости. Село Старая Селя отошло к Коржевской волости. В поволостном списке населённых мест Пензенской губернии по административно – территориальному делению, утверждённого Президиумом ВЦИК от 12 ноября 1923 года Старая Селя упоминается в списках Базарно - Кеньшенской волости Городищенского уезда. По спискам сельсоветов и населённых пунктов Пензенской области на апрель 1939 года Старая Селя вошла Николо - Пестровский район Старо - селенского сельсовета.[3]

По статистическим данным переписи по Никольскому району на первое января 2005 года население в 250 человек и 104 хозяйств. На первое января 2006 года 245 жителей и 101 хозяйство. На первое января 2007 года 255 жителей и 97 хозяйств. На первое января 2008 года 246 человек и 95 дворов. На первое января 2009 года 197 человек, 91 хозяйство. На первое января 2010 года 196 жителей и 86 хозяйств.

Первые поселенцы из мордовских племен были мордва – эрзя, они не занимались пашенным земледелием. Основную статью их дохода составляло занятие бортничеством, рыбной ловлей и охотой. В этом плане здешние места как нельзя лучше подходили для расселения мордовского племени, которое пришло сюда, по рассказам местных жителей, из села Селикса (ныне Кижеватово). Небольшие речушки, протекают в окрестностях поселения и первозданные леса, полные дичи вполне обеспечивали здешних жителей продуктами питания.

Есть две версии происхождения названия села: первая – возможно оно происходит от булгарско-чувашского дохристианского имени Селиван – Сели - Селя; вторая – от эрзянского слова «селей» - вяз, либо «селе»-железо.

В селе исторически складываются характерные промыслы и ремесла. В историю Никольского района село Старая Селя входит как село, где издавна умели делать из дерева предметы домашнего обхода, кроме того здесь жили замечательные бондари и плотники. Этот вид промысла был чисто мужским занятием. Изделия бондарей в каждом доме были вещами незаменимыми: бочонки, кадушки и другие вещи были непременным атрибутом домашнего хозяйства, поэтому и были мастера в селе особо уважаемыми людьми.

В селе были и свои мастера по изготовлению лаптей - основного вида обуви сельских жителей на протяжении многих веков. Мордовские лапти отличались от лаптей, сплетенных русскими мастерами. Это лапти косого плетения трапециевидной формы. Они имели специальные витые петли с боков и сзади для обор. Особую ценность мордовским лаптям придавала двойная пятка, благодаря которой их цена на базарах достигала почти двойной цены. По своему назначению лапти были нескольких видов: праздничные и рабочие. Лапти для будничной работы назывались ступанцы, лапти для лета назывались чуни и плелись из пеньковой веревки. В конце XIX века на базарах цена на лапти колебалась от 3 до 6 копеек.

Местные жители носили лапти по-особому. Непременной частью лаптей была обора – свитая из лычек липы веревочка длинной до двух метров с двумя концами, посредством которой онучи закреплялись на ноге. Особое искусство ношения лаптей сельчан заключалось в том, чтобы с помощью этой веревочки, онучи на ноге завернуть так, чтобы образовались многочисленные складки, придающие ноге больший объем.

Характерной семейной чертой было четкое распределение обязанностей между мужчинами и женщинами. Посев, пахота, косьба, стогование и уход за скотом – мужская работа. Традиционным занятием женщин было: жатва, прополка, и укладка снопов, содержание домашнего хозяйства. Кроме того, каждая женщина умела прясть, вышивать и шить одежду для всей семьи.

Дома в селе строились небольшие, с низкими потолками, так как трудно большой дом в зимнее время протопить. Что интересно все окна в доме открывались только в одну сторону, а не нараспах. Возле каждого дома ставили амбар из самана и кизяка. Для освещения своих домов в зимнее время, летом заготавливали лучину. Её вставляли в заранее приготовленный трезубец, который ставили в корытце с водой, когда лучина прогорала, она падала в воду и гасла, тем самым сберегая дома от пожара.

В каждом доме имелся передний, так называемый «красный» угол. На местном диалекте - «паза» угол. В котором, под потолком укреплялся киот на одну, две иконки. Он оформлялся вязаными занавесками и украшался расшитым полотенцем. В праздники украшали киот узорно-нарезанной бумагой. Предметы домашнего обихода – рушники, подзорники, накидки на подушки, валики – украшались вышивкой и обвязывались крючком. Преобладали красный, бардовый, синий, зелёный цвета. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, здоровьем и достатком, потому угол называли «красным».

В конце XIX начала XX веков село, и земли вокруг него принадлежали государству. На каждую крестьянскую душу выделялся земельный надел, который составляет 1 десятину (что соответствует примерно 34 соткам). За пользованием государственными землями был большой налог, который большинство жителей не могли оплачивать, так как вначале XX века большую часть жителей составляли бедняки. События 1917 года были встречены с одобрением и надеждой на улучшение условий жизни крестьянства. Первым революционным преобразованием в селе стал организованный в 1917 году Комитет бедноты, в который вошли крестьяне И.М. Пугачев, П.С. Селенский Совет крестьянских депутатов.

В 20-30-е года в село часто наезжали продотряды, которые занимаются изъятием излишек зерна у населения, но кроме этого отряд распределял помощь для особо бедствующих сельчан: раздавались пайки хлеба по 200г, а изредка обувь и одежда для детей- сирот.

В 1930 году в здании местной школы проводится собрание местных жителей села, на встречу с которыми приехала агитбригада с. Алова и колхозники с. Усовка. Участники агитбригады рассказывали о колхозах, а колхозники с. Усовка рассказывали об опыте работы своего колхоза. После выступления гостей, среди сельчан началось бурное обсуждение всех «за» и «против», в результате которого колхоз решили все-таки создать. Таким образом, в 1930 году в селе С. Селя был организован колхоз, который назвали «Новая жизнь» - «Од Эрямо». В числе местных колхозников были 23 семьи.

Нельзя исключить из истории села и драматизм тридцатых годов, когда вместе с организацией колхоза в селе шел процесс лишения избирательных прав зажиточных крестьян - раскулачивание. Был признан кулаком и раскулачен крестьянин Терентий Кузнецов, имевший скотину и маслобойку (совместное владение). Был лишен избирательных прав и Антон Николаевич Чиндяев, как сын владельца бакалейной лавки и маслобойни, кроме того и сам обвиненный в скрытой скупке зерна. В протоколе заседания Староселенского сельского совета от 1931 года было записано «Лишить избирательских прав А.Н. Чиндяева».

В 1937 году в помещении закрытой церкви была открыта сельская изба-читальня, во время войны было зернохранилище, после войны склад под металлолом и в конце 60-х годов была уничтожена пожаром. Сейчас на этом месте построено муниципальное учреждение культуры и досуга сельчан.

К началу Великой Отечественной войны колхозное хозяйство села имеет неплохие показатели работы, лето 1941 года обещало быть урожайным. Мирный труд был прерван войной. Молодые здоровые мужчины ушли на фронт. Нелегкий сельский труд лег на хрупкие плечи женщин, подростков и стариков. Посевные и уборочные того времени были тоже боем-боем за урожай. Не хватало, а порой и вовсе не было техники, здоровые молодые лошади были отправлены на фронт - работали не только за ушедших на фронт, но и за отсутствующую технику.

Поверья.

· Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц.

· Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока.

· Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д.

· Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным.

· При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.

· Лапти наполняли снедью, ритуальными предметами и украшенные ставили в подарок домовому.

Пословицы и поговорки:

В самовосприятии русских лапти - один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке: «лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека; производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
«(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»; шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

Жениться - не лапоть надеть.
Лапти подковырки не стоят.
Это - как лапоть сплесть.
Без снаряда и лаптя не сплетешь.
Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.
Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!
Хоть в лаптях, да тех же ратных, ополченье.
И мы не на руку лапоть обуваем.
Не берись лапти плести, не надравши лык.
В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь.
Он лапти плетет, путает.
Путает, словно кашу в лапти обувает.
Переобуться или переобуть кого из сапогов в лапти.
И в доброй тяжбе на лапти не придется.
Станешь лапти плесть, как нечего есть.
Лапти плесть, однова в день есть, больше не выработаешь.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.
Не слуга в лаптях: купи сапоги!
Не осуди в лаптях, сапоги в санях, говорит гость шутя.
В лапоть звонить, быть без дела.
Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть!
Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

" Мы тоже не лыком шиты".- Знаем дело и имеем достоинство.

"Не всякое лыко в строку". - Не упрекайте за пустяшный промах.

"Ободрал как липку". - Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". - Взял плохое вместо хоро­шего.

"Надрал лыка". - Строго расправился.

"Лыка не вяжет". - Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Обереги.

В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком - ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.

Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

С обувью связано много гаданий и поверий - во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Гадания

Выходили во двор брали валенок, вставали спиной к забору и через левое плечо кидали валенок. Считалось так: в какую сторону валенок упадёт, с той стороны суженного ждать.

Сувенирные лапти Незванкина А.Н.

Для изготовления лаптей нужны: нож, кочедык и деревянная колодка.

Валенки изготавливает разных размеров, больше для детей и внуков.


[1] Степанов В. Курские исторические миниатюры. Книга первая. - Курск, 2009;

[2] Редичев С. История с лаптями. //Наука и жизнь. - 2000, № 6;

[3] Н.Н Золотенкова справочник по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг. П.2003.стр. 20,60,185,403.