Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Администрация Камешковского района Владимирской области стратегия

 

             

Администрация Камешковского района Владимирской области стратегия

Администрация Камешковского района Владимирской области

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

муниципального образования

«Камешковский район»

Владимирской области

«Край разливов клевера и вики!

Край ржаных полей и белых рощ!

Где под каждый листик земляники,

Каплю уронил багряный дождь.

Чист настоянный на травах воздух,

И тепла родимая земля,

И в ее неспешных синих водах

Отразилась Родина моя.»

Ю.Павлов

«Камешково – моя Родина,

моя судьба,

мой любимый край!»

Стратегия разработана при поддержке

Программы «Малые города России»

Института «Открытое общество»

(Фонд Сороса, Россия)

г. Камешково

2009 года

приложение

к решению Совета народных депутатов

от 28.10.2003 № 167 с изменениями

Содержание

Стр.

Аннотация 2

Введение 3

1.Анализ ситуации и динамика ее развития. 4

1.1.Географическое, экономическое и культурное своеобразие 4

Камешковского района, его функциональный тип.

Географическое положение. 4

Историческое своеобразие района. 4

Культурное наследие района. 5

Земли и их правовое зонирование 6

Природные ресурсы. 5

1.2.Население, его состав, демографическая ситуация. 6

1.3.Особенности структуры экономики. Основные отрасли, 7

градообразующие предприятия, место и роль малого бизнеса,

социальная сфера.

Промышленность. 8

Сельское хозяйство. 10

Малый бизнес и торговля. 11

Муниципальное имущество 12

Жилищно-коммунальное хозяйство 13

Финансы 15

Финансово-кредитная система 17

Оценка уровня жизни населения и развитие социальной сферы 17

Здравоохранение 17

Образование 20

Наиболее острые социально-экономические проблемы развития 25

района.

Анализ отрицательных и положительных факторов, влияющих 26

на развитие района.

2.Цели и ресурсы стратегического развития. 27

Перспективные «точки роста» Камешковского района. 28

Ресурсы стратегического развития Камешковского района. 28

3.Определение этапов реализации стратегии. 28

Приложение:

Перечень целевых районных программ.

Введение

Необходимость разработки стратегии развития Камешковского района определяется рядом факторов, важнейшими среди которых являются: повышение экономического роста и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание благоприятной среды для настоящих и будущих жителей района, сохранение и приумножение историко-культурного потенциала района.

В ходе разработки стратегии развития Камешковского района использован практический опыт и активная роль администрации района при финансовой поддержке Института «Открытое Общество».

Стратегия развития района ориентирована на первое десятилетие ХХ I века. Она охватывает глубокий комплексный анализ исходной ситуации в районе и ее динамики, сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей.

Стратегия развития Камешковского района, обращенная к человеку и разрабатываемая для человека, позволяет не только повысить эффективность и социальную ориентацию местной власти, но и активизировать население и все сообщество для достижения согласованных долгосрочных целей устойчивого развития района по стратегическим направлениям.

Миссия района – создать условия для развития достойного будущего района и его жителей, то есть повысить качество жизни населения, обеспечив при этом сохранение народных традиций, нравов, баланса экологических и природных ресурсов.

Главная цель развития Камешковского района - создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации природного, социально-экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала района. Основная идея стратегии - создание условий для самостоятельного развития.

Под самостоятельностью развития территории понимается его относительная автономия от вышестоящих органов власти в плане обеспечения недотационности экономики района и перевода полномочий, необходимых для его развития на уровень местного самоуправления, а также повышения устойчивости экономики района к политическим, экономическим, финансовым и другим катаклизмам на уровне страны.

Стратегическое планирование - это неотъемлемый элемент системы управления муниципальным образованием, позволяющий органу местного самоуправления принимать эффективные текущие решения с учетом долгосрочных целей, создавать условия для развития. Стратегическое планирование - это инструмент, консолидирующий усилия органов местного самоуправления и общества в решении и улучшении имиджа района.

Стратегия является основным плановым документом, определяющим в интересах местного сообщества и органов местного самоуправления стратегические направления развития района, условия формирования среды жизнедеятельности и развития инфраструктуры. Стратегия – это нормативный акт, направляющий в течение длительного периода времени деятельность органов местного самоуправления. На его основе разрабатываются или корректируются краткосрочные и среднесрочные планы развития муниципального сектора экономики и социальной сферы, задаются направления инвестиций, финансируемых из местного бюджета.

I .Анализ ситуации и динамика ее развития

Активная позиция администрации Камешковского района и всего сообщества позволили провести разработку Стратегии развития на достаточно высоком уровне, используя поддержку Института «Открытое общество».

Перед разработкой Стратегии предварительно была разработана концепция социально-экономического развития района. В ходе работы использовался анализ итогов развития района за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы, материалы работы экономического совещания по итогам за 2006, 2007, 2008 годы.

1.1.Географическое, экономическое и культурное своеобразие Камешковского района, его функциональный тип.

Географическое положение

Камешковский район расположен в северной части Владимирской области, к востоку от областного центра. На западе Камешковский район граничит с Суздальским районом, на юге – с Судогодским, на востоке - с Ковровским, на севере - с Савинским районом Ивановской области.

Административный центр района - город Камешково расположен в 41 км к востоку от областного центра г. Владимира. На территории района расположено 117 сельских населенных пунктов.

В районе, также как и в области, реализовано несколько этапов реформы местного самоуправления. В результате на Камешковской земле существуют 7 муниципальных образований. Это - муниципальный район и 6 поселений, в том числе 5 сельских и 1 городское.

Численность постоянного населения - 32,1 тыс. человек, основная народность – русские. Характерной чертой населения является трудолюбие и мастеровитость.

По территории Камешковского района проходят транспортные артерии федерального значения: Горьковская железная дорога Москва – Нижний Новгород, Северная железная дорога Новки – Иваново, автомобильная магистраль Москва - Нижний Новгород, по которым обеспечивается связь района с другими регионами. Хорошо также развита сеть дорог с твердым покрытием.

Климат в районе умеренно - континентальный с теплым летом, умеренно холодной зимой и хорошо выраженными переходными периодами. По температурным условиям и влагообеспеченности в вегетационный период территория района относится к первому (северная часть района) и второму (южная часть) агроклиматическим поясам Владимирской области.

Почвы района преимущественно дерново – подзолистые с преобладанием по механическому составу легких песчаных и супесчаных, обладающих низким естественным плодородием, кислые.

Наиболее крупные природные объекты - реки Клязьма, Нерль и Уводь. В бассейне реки Клязьма расположен охраняемый природный объект Давыдовский ботанический заказник с уникальными озерами Долгое, Святец, Тиновец, Красное, Витное, Войхра.

Район богат прекрасной природой: березовыми рощами и сосновыми борами, смешанными лесами, в которых есть грибы и ягоды, лекарственные растения.

Историческое своеобразие района

Местность, где расположен город, в свое время (Х1Х) входила в состав вотчины, центром которой было село Горки Ковровского уезда. Принадлежала вотчина помещику. Малоплодородная земля, низкие урожаи не приносили желаемых доходов. Это привело к решению продать часть имения. Об этом узнали иваново-вознесенские фабриканты Дербеневы, которые в 1877 году основали «Товарищество мануфактур Никанора Дербенева – сыновья». Так в конце Х1Х века в «Пустоши Камешки» была построена фабрика. Рабочей силой предприятие пополнялось за счет обнищавшего населения близлежащих двух десятков деревень. В каждый год производство расширялось, надстраивались этажи. Было заведено прядильное производство, значительно расширилось ткацкое производство. К 1910 году фабрика становится очень крупным предприятием, на котором работает более 4 тыс. человек.

Сложившийся уклад жизни мало изменился и после провозглашения Советской власти. Однако первые годы Советской власти в истории района были крайне трудными. Сам район, как самостоятельная административно - территориальная единица, образован 1 февраля 1940 года из части Владимирского и Ковровского районов, а 12 июня 1951 года статус города получил поселок Камешково.

Основой экономики района являлось промышленное производство с преобладанием в нем легкой промышленности. В 70-е , 80 -е годы ХХ столетия в легкой промышленности наступил расцвет. Широко развивалась инфраструктура. Строились детские сады, школы и жилье.

В сельском хозяйстве развивалось в основном мясо - молочное животноводство и растениеводство. Основными товарными культурами в растениеводстве являлись – зерновые и картофель.

Культурное наследие района

Немало известных и талантливых людей жили и творили на Камешковской земле. Среди них: композитор А.А.Бородин, контр-адмирал русского флота И.Д.Дорофеев, писатель И.А.Удалов – Митин; ученый-экономист, заслуженный деятель науки П.А.Храмов, заслуженный художник Б.Ф.Французов.

Родиной знаменитых владимирских рожечников является д. Мишнево.

Памятниками исторического наследия являются церкви, построенные еще в ХУ11,ХУ111 и Х1Х веках.

Земли и их правовое зонирование

В соответствии с Земельным кодексом все земли подразделены на 7 категорий, имеющих разное целевое назначение, режим использования, порядок предоставления и изъятия.

Общая площадь территории Камешковского района составляет 108933 га, в том числе распределение по категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения - 40127 га (36,8%), земли населенных пунктов - 8248 га (7,6 %), земли промышленности, транспорта, связи и т.д. - 2222 га (2 %), земли особо охраняемых территорий - 77 га (0,1 %), земли лесного фонда – 53691 га (49,3 %), земли водного фонда – 961 га (0,9 %), земли запаса – 3607 га (3,3 %).

Распределение земель по формам собственности следующее:

- в государственной и муниципальной собственности находится 83,2 %;

- в собственности граждан - 12,4 %;

- в собственности юридических лиц - 4,4 %.

Природные ресурсы

Камешковский район относится к ресурсным территориям. Эксплуатируемые месторождения торфа в полной мере обеспечивают потребности сельского хозяйства и населения. Залежи качественной красной глины могли бы привлечь инвесторов с целью организации производства красного кирпича, черепицы и других керамических изделий. В районе производится добыча строительного песка, а также имеются запасы кварцевого песка, который мог бы использоваться в производстве стекла.

1.2.Население, его состав, демографическая ситуация

Население района в настоящее время составляет 32,1 тыс.человек. Демографическая ситуация в районе остается отрицательной, хотя за последние годы наметились положительные тенденции. В 2008 году демографическая ситуация характеризовалась уменьшением естественной убыли (по сравнению с 2007 годом на 36 человек или на 11,3 %). Число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. Показатель рождаемости вырос на 22,4 %, смертности - на 6,8 %.

Общий миграционный прирост населения района по сравнению с 2007 годом уменьшился на 47,7 % и составил 147 человек. В 2005 году численность населения района снизилась за счет присоединения п. Оргтруд к г.Владимиру.

Рис. 1. Численность постоянного населения Камешковского района

в 2000 – 2008 гг.

Возрастная структура населения за 2008 год характеризовалась тем, что трудоспособное население составляло 19,0 тыс. человек или 59,2 % от общей численности, экономически активное население 9,7 тыс. человек или 30,2 %.

Камешковский район является поставщиком трудовых ресурсов для таких городов центрального региона, как Ковров, Владимир и Москва.

Отличительной чертой структуры населения по сравнению с общероссийской является превышение доли женского населения.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года постоянное мужское население составляет 44 % , а женское - 56 % от общей численности. В общей численности постоянного населения - городское составляет 49,1 %, а сельское - 50,9 %.

Общая численность постоянного населения за последнее десятилетие снизилась почти на 20 процентов.

1.3.Особенности структуры экономики.

Основные отрасли, градообразующие предприятия, место и роль малого бизнеса, социальная сфера

Трудовые ресурсы позволили сохранить исторически сложившуюся структуру отраслей экономики, с преобладанием в ней легкой промышленности. На территории района зарегистрировано 494 юридических лица, из них 11 - крупных и средних, 145 малых предприятий и 749 индивидуальных предпринимателей.

Промышленность

Основными промышленными предприятиями района являются:

- ОАО «Медтекс»: суровые хлопчатобумажные ткани: марля, миткаль, бязь, полотенечная ткань;

- ЗАО «Детская одежда»: суровые хлопчатобумажные ткани: марля, миткаль, хлопчатобумажная пряжа и пряжа с добавлением полиэфирного волокна;

- ООО фирма «Лимон»: суровые хлопчатобумажные ткани: марля.

-ОАО «Камешковский механический завод»: запасные части к импортной технике, применяемой в газовой промышленности: гидроцилиндры, центраторы гидравлические и др.

- ОАО «Камешковский хлебокомбинат»: хлеб и хлебобулочные изделия.

Рис.2 Структура отраслей промышленности в 2008 году.

Около 93,5 % выпускаемой промышленной продукции приходится на организации вида деятельности "Обрабатывающие производства". Предприятиями этой сферы в 2008 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на 915,7 млн. рублей, что составило 107,7 % к уровню 2007 года. Объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды за этот же период составил 93 млн. рублей, в 2007 году - 95,8 млн.рублей, в прогнозном периоде ожидается 95 млн.рублей.

В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств наибольший удельный вес имели следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов (7,6 %), машин и оборудования (7,7 %), текстильного и швейного (80,6 %).

В течение девяти месяцев текущего года на развитие промышленности района продолжало сказываться негативное влияние финансового экономического кризиса, что привело к общему снижению объёмов производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. За 9 месяцев 2009 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам экономической деятельности, составил 571,9 млн. рублей, что на 11,5 % меньше соответствующего периода 2008 года. По видам деятельности: обрабатывающие производства – 520,5 млн. рублей или 86,5 % к соответствующему периоду прошлого года, из них объем текстильного и швейного производства – 243,8 млн. рублей (82 % соответственно), производство хлеба и хлебобулочных изделий – 52 млн. рублей (123,5 %), производство машин и оборудования – 38,4 млн. рублей (63,4 %), обработка древесины и производство изделий из дерева – 3,9 млн. рублей (42 %). Среди крупных предприятий района стабильно продолжают работать ОАО «Медтекс», ООО «Детская одежда» (обособленное подразделение), ЗАО «Камешковский хлебокомбинат». За девять месяцев текущего года отгружено важнейших видов продукции в натуральном выражении: хлопчатобумажной пряжи на 28,7 % меньше к соответствующему периоду прошлого года, древесины деловой – в 1,5 раза больше, пиломатериалов – на 50 % меньше, смесей асфальтобетонных – на 14 % больше, хлеба и хлебобулочных изделий – в 1,3 раза больше.

В 2009 году объем отгруженных товаров, работ, услуг обрабатывающих производств ожидается на сумму 841 млн.рублей или 89,5 % к уровню 2008 года, в 2010 - 862,7 млн.руб. или 100 %.

В текстильном и швейном производстве в 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства ожидается на сумму 680,9 млн. рублей или 92,3 % к предыдущему году, прогноз на 2010 год - 694,6 млн. рублей или 100 % соответственно. Для предотвращения влияния дестабилизирующих факторов работы текстильных предприятий, сдерживающих возможность интенсивного экономического роста, приоритетными направлениями на среднесрочную перспективу являются:

- реструктуризация и повышение уровня управления предприятиями. Стратегическая цель заключается в обеспечении устойчивого финансового состояния предприятий, достижения стабильности, значительном росте деловой активности, освоении новых рынков и новых видов изделий, привлечении инвестиций в основной капитал предприятий, повышении уровня жизни работающих;

-проведение технического перевооружения производств, повышение конкурентоспособности продукции;

-подготовка кадров. Для преодоления кадрового дефицита предполагается использование учебной базы района, собственных возможностей предприятий;

-развитие системы сырьевого обеспечения, кооперация предприятий.

В производстве пищевых продуктов в 2009 году объем отгруженной продовольственной продукции ожидается на сумму 71 млн. рублей или 113 % к предыдущему году. В прогнозируемом периоде снижения объемов производства не ожидается. Предприятиями будет уделяться внимание поиску внутренних резервов: снижению себестоимости, увеличению доли прибыли в источниках собственных средств, повышению мобильности товарно-материальных ценностей.

К концу 2009 года ожидается ввод в действие предприятия по производству напольных покрытий ООО «Ютекс РУ». Объем инвестиций по этому объекту составил 40 млн.евро. Предприятие ежегодно будет выпускать около 9 млн. кв.м вспененных напольных покрытий (линолеума) на сумму 750 млн. рублей. Ожидается ввод 130 новых рабочих мест.

Сельское хозяйство

В 2008 году в хозяйствах всех категорий объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 403,3 млн. руб. и снизился в сопоставимой оценке к уровню 2007 года на 11%. Основное снижение произошло по причине уменьшения объемов производства сельскохозяйственной продукции в КФХ и сельскохозяйственных предприятиях района. Кроме того, значительно сократилось производство продукции растениеводства в личных подсобных хозяйствах.

С 2008 года вступила в действие областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Владимирской области на 2008-2012 годы». В соответствие с программой для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и К(Ф)Х за 2008 год из федерального бюджета перечислено 1,2 млн.руб., из областного бюджета 372,7 тыс.руб. За 9 месяцев 2009 года на счета малых форм хозяйствования поступило 1,5 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 76,3 тыс. руб.

В 2008 году сельхозпредприятиям района выплачены из федерального и областного бюджетов следующие виды субсидий:

- компенсация части затрат на производство молока – 104 тыс. руб.;

- компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений – 290,5 тыс. руб.

На проведение сезонных сельскохозяйственных работ начислено и оплачено субсидий из областного и федерального бюджетов на сумму 1,5 млн. рублей.

Компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам за 2008 год составила 2,4 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 1,7 млн. руб.

Кроме того, в 2008 году были выделены средства из районного бюджета в сумме 400 тыс. руб. по районной целевой программе «Воспроизводство плодородия почв Камешковского района на 2007-2010 годы». СПК «Второво» получил 364,8 тыс. руб., КХ «Нива» - 35,2 тыс. руб.

За 9 месяцев 2009 года из бюджетов всех уровней сельскохозяйственные предприятия профинансированы на поддержку производства молока на сумму 139,1 тыс.рублей, на приобретение минеральных удобрений - 1,04 млн. руб. На возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам на счета сельскохозяйственных предприятий поступило 2,2 млн. руб., в т.ч. из областного бюджета - 490,7 тыс. руб. Из районного бюджета по программам выделено 500 тыс. руб., в том числе на приобретение дизельного топлива - 200 тыс. руб. и на содержание бобовых и вывозку органических удобрений 300 тыс. руб. Всего из бюджетов всех уровней выделено 3,9 млн. руб.

В 2008 году объем производства молока в сельскохозяйственных предприятиях района составил 3 тыс. тонн. По оценке 2009 года ожидаемый объем производства молока составит 1,7 тыс. тонн. Снижение производства молока произойдет в связи с сокращением поголовья коров в ООО «АгроХолдинг» на 227 голов по сравнению с 2008 годом. Кроме того, в ООО «Надежда» ликвидировано поголовье коров в количестве 96 гол. В целом по району предполагается снижение продуктивности животных с 3166 кг в 2008 году до 2705 кг на одну корову в 2009 году. По оценке 2010 года прогнозируется увеличение поголовья коров в ООО «Агрофирма «Камешковский», и как следствие, объем производства молока увеличится и составит 2 тыс. тонн в год.

В течение последнего времени складывается неблагоприятная для сельхозпроизводителей обстановка на рынке сырого молока - падают закупочные цены.

Важной проблемой остается финансовая неустойчивость сельскохозяйственных производств, обусловленная нестабильностью доходов, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком инвестиций. Затруднен доступ сельских товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов.

По ожидаемым результатам деятельности сельскохозяйственных предприятий района прогнозируется получение прибыли в сумме 355 тыс. руб. (за счет СПК «Второво»). Остальные предприятия прогнозируют убыточность.

Площадь сельскохозяйственных земель и пашни в районе снизилась в связи с выделением собственников земельных долей из сельскохозяйственных предприятий.

Малый бизнес и торговля

В экономике района определенную роль играет малый бизнес, особенно в таких сферах как торговля, которая не требует больших стартовых затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений. В целом сфера малого бизнеса представляет собой значительный резерв развития экономики района.

В 2008 году в районе насчитывалось 110 реально работающих малых и средних предприятий с численностью 2,2 тыс.человек или 20 % от числа занятых в экономике района. Оборот малых предприятий за 2008 год составил 1647,6 млн.рублей, оценка 2009 года – 1755 млн.рублей, прогноз на 2010 год – 1860 млн.рублей.

В 2008 году положительной тенденции развития предпринимательства способствовали мероприятия по его поддержке, предусмотренные областной целевой программой содействия развитию малого и среднего бизнеса. В рамках программы получили финансовую поддержку четыре предпринимательских проекта по 138 тыс.рублей каждый. В рамках программы принимались антикризисные меры: субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование части затрат по лизинговым платежам, создание гарантийного фонда по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса, предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Указанные механизмы направлены на обеспечение доступности кредитования, получения лизинга, обновление и формирование основных фондов субъектов малого и среднего бизнеса, и, как следствие, сохранение и создание новых рабочих мест.

Объем оборота розничной торговли за 2008 год составил 593,3 млн. рублей или почти в 2,2 раза больше по сравнению с 2007 годом.

В 2009 году оборот розничной торговли оценивается в объёме 641,4 млн. рублей, общественного питания - 18,4 млн. рублей, объём платных услуг - 340,9 млн. рублей, в 2010 году - 713,2 млн.рублей, 20,5 млн.рублей, 380,9 млн.рублей соответственно.

Снижение реальных денежных доходов населения в 2009 году и одновременно ослабление покупательской активности, связанное, в том числе с уменьшением объёмов потребительского кредитования, скажется отрицательно на динамике оборота розничной торговли - в текущем году снижение составит около 20 %.

Восстановление положительной динамики потребительского спроса и, как следствие, потребительского рынка и сферы услуг, учитывая экономическое развитие территории в целом, ожидается в 2010 году.

Муниципальное имущество

За последние пять лет увеличение доходов районного бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности района составляло в среднем не менее 40 % ежегодно. В 2008 году в бюджет района от продажи муниципального имущества поступило 4548,8 тыс.рублей. В 2009 году положительные тенденции поступления доходов снижены под воздействием факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике. Из-за отказов в участии в торгах потенциальных покупателей несколько аукционов было признано не состоявшимися. В связи с этим были внесены изменения в Программу приватизации муниципального имущества Камешковского района на 2009 год. План был установлен в размере 700 тыс.рублей. В 2010-2012 годах ожидается поступление доходов от приватизации муниципального имущества в размере 3000 тыс.рублей ежегодно.

В 2008 году уменьшился спрос на аренду нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности района. В связи с отсутствием заявок на участие в торгах одиннадцать аукционов признаны несостоявшимися. Однако в прогнозируемом периоде в структуре доходов сохранится тенденция преобладания доходов от аренды имущества. Общая сумма доходов, поступивших в 2008 году в районный бюджет от сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества, составила 5439,7 тыс. рублей, по оценке в 2009 году – 6000 тыс. руб., в 2010-2012 годах - снижение доходов на 3,4 % , 17 % и 17% соответственно. Снижение прогнозируемого показателя обусловлено тенденцией уменьшения площадей нежилых помещений, сдаваемых в аренду, в связи с частичной приватизацией арендуемых объектов, изъятием арендуемых площадей для нужд муниципального образования, передачей нежилых помещений в областную собственность.

В реестре муниципального имущества района числятся 10 муниципальных предприятий и 67 муниципальных учреждений. Количество муниципальных предприятий за последние годы уменьшилось в связи с проводимой реорганизацией и ликвидацией предприятий, не осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность.

В 2009 году ожидается поступление доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий в размере 35 тыс.рублей, в 2010 году прогнозируется увеличение на 8,5 % по сравнению с оценочным показателем 2009 года.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Основным поставщиком коммунальных услуг на территории района остается МУ РЭП Камешковского района. Решением арбитражного суда Владимирской области от 25.03.2008 года предприятие признано несостоятельным (банкротом). Объем жилищно-коммунальных услуг предприятия за минувший год составил 91,8 млн.руб.

В 2009 году, учитывая сложившуюся ситуацию, на территории города Камешково созданы два новых предприятия - ООО «Тепловик» и ООО «Водоканал - Плюс». ООО «Тепловик» с 1 октября 2009 года будет занимается вопросами теплоснабжения и горячего водоснабжения города, а ООО «Водоканал - Плюс» представляет с 1 сентября 2009 года населению города услуги по водоснабжению и водоотведению.

В муниципальном образовании Брызгаловское с июня текущего года функционирует многоотраслевое предприятие ООО «Комхоз», которое обеспечивает коммунальными услугами население, прочих потребителей и объекты социальной сферы.

Обслуживанием угольных котельных в районе, ранее находящихся на балансе МУ РЭП Камешковского района, занимается вновь созданное предприятие ООО «Экотех». Это угольные котельные, находящиеся на территории муниципальных образований Второвское и Пенкинское.

В муниципальном образовании Сергеихинское создано коммунальное предприятие ООО «Луч», которое представляет населению услуги по водоснабжению и водоотведению с 1 октября 2009 года.

МУ РЭП Камешковского района передало объекты жизнеобеспечения вновь созданным предприятиям на условиях аренды имущества. Не переданные в муниципальные образования объекты будут продолжать обслуживаться в 2009-2010 годах МУ РЭП Камешковского района.

Жилищный фонд Камешковского района составляет 11256 домов, площадью 882,7 тыс.кв.м. (муниципальный жилой фонд – 350 домов / 102,8 тыс.кв.м., частный жилой фонд – 10090 домов / 770,9тыс.кв.м.).

Всего в районе содержанием жилищного фонда занимаются 2 муниципальных предприятия и 7 управляющих компаний.

В городе создано 28 ТСЖ в 32 домах (общая площадь 62,8 тыс.кв.м.)

В районе создано 18 ТСЖ (количество домов – 27единиц) общей площадью 20 тыс. кв.м.

Непосредственное управление выбрано собственниками помещений многоквартирных домов: по району – 228 домов / 32,1544 тыс.кв.м., по городу Камешково – 25 домов/ 16,2646 тыс.кв.м.

В 2008-2009 годах администрацией города Камешково проведена большая организационная работа по получению в 2009 году федеральных средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ. За счет средств федерального бюджета (средств Фонда) получено 27,2 млн.рублей, областного бюджета - 1,0 млн.рублей, городского бюджета – 1,0 млн.рублей, средств собственников жилья - 1,0 млн.рублей. Планируется капитально отремонтировать в городе 21 жилой дом. Согласно областной программы «Социальное жилье» городу Камешково выделены денежные средства на строительство 16-ти квартирного жилого дома в объеме: областной бюджет – 17,3 млн.рублей, городской бюджет – 6,42 млн. рублей. В июле текущего года подрядная организация приступила к строительству объекта. Срок завершения строительства – декабрь 2010 года.

В 2009 году в районе приступили к капитальному ремонту 12-ти многоквартирных жилых домов. Капитальный ремонт проводится за счет средств местного бюджета (4,53 млн.рублей) и средств населения. В основном это капитальный ремонт кровельных покрытий.

В настоящее время в сельских поселениях Брызгаловское, Второвское, Сергеихинское активно проводится работа по формированию бюджетных заявок на получение в 2010-2011 годах федеральных средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

На территории района расположено 263,8 километров газопроводов. Объекты газового хозяйства на территории района и города обслуживаются трестом «Камешковорайгаз».

В 2009 году продолжены работы по газификации сельских населенных пунктов.

В соответствии с программой газификации регионов Российской Федерации на 2008 год, утверждённой председателем правления ОАО «Газпром» от 16.01.2008 01-4 в 2008 году началось проектирование и строительство межпоселкового газопровода п. Лесной (г. Владимир) – д. Пенкино Камешковского района. Заказчиком данного объекта является ОАО «Регионгазхолдинг», а инвестором - ООО «Межрегионгаз». В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство разводящих сетей в д. Пенкино. К строительству разводящих газовых сетей в д. Пенкино планируется приступить в 2010 году.

В 2009 году планируется также приступить к газификации с. Коверино (2009-2010 г.г), д. Приволье (2009 г. ), с. Горки (2009-2010 г.г.).

Электрические сети и трансформаторные подстанции, расположенные на территории Камешковского района эксплуатируются филиалом «Владимирэнерго» ОАО МРСК Центра и Приволжья (208 КТП, воздушные и кабельные линии электропередач – 823 км) и ОАО «Владимирские коммунальные системы» ( 52 КТП, воздушные и кабельные линии электропередач - 162,0 км.) В муниципальной собственности находятся – 156 км (воздушные линии – 144 км и кабельные линии электропередач – 12 км). Общее количество ветхих электрических сетей составляет 197,0 км.

Площадь муниципальной улично-дорожной сети муниципальных образований составляет 1827,5 тыс. кв.м. За счет средств муниципальных образований в 2009 году выполнен текущий ремонт дорог в черте населенных пунктов:

МО город Камешково – ремонт улично-дорожной сети площадью 112 тыс.кв.м. на сумму 1412,2 тыс.рублей (из них 200,0 тыс.рублей на установку дорожных знаков);

МО Второвское – ремонт автомобильной дороги в д. Нестерково, площадью 1575 кв.м. на сумму 490,3 тыс.рублей;

МО Сергеихинское – ремонт дороги по ул. Гагарина, д. Сергеиха потяженностью 198 метров, на сумму 255,0 тыс.рублей;

МО Пенкинское – ремонт дороги к кладбищу в с. Гатиха, на сумму 211,4 тыс.рублей;

МО Вахромеевское – ремонт дороги в д. Вахромеево, протяженностью 310 метров, на сумму 395, 6 тыс.рублей;

МО Брызгаловское – ремонт дороги по ул. Свердлова п. Новки, площадью 2800 кв.м., на сумму 87,9 тыс.рублей.

Общая площадь дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов составляет 156,4 км. Финансирование содержания дорог в районе проводится согласно районной целевой программы «Дорожное хозяйство Камешковского района на 2009-2011 годы», где в 2009 году планировалось выделение средств областного бюджета в объеме 18 млн.руб., районного бюджета – 2,5 млн.руб. По состоянию на 01.09.2009 год выделены средства только из районного бюджета в объеме 14,8 млн.рублей, в том числе 9,4 млн.рублей средства областного кредита. В 2009 году освоены денежные средства в объеме: на зимнее содержание автомобильных дорог - 2,2 млн. рублей, на летнее содержание дорог - 657,4 тыс. рублей. Проведен капитальный ремонт участка автомобильной дороги «Балмышево –Тынцы» на сумму 499,5 тыс.рублей.

Средства представленного областного кредита в объеме 9394,0 тыс.рублей направлены на следующие мероприятия:

- ямочный ремонт с устройством защитного слоя автомобильных дорог на общую сумму 7,2 млн.рублей. Это ремонт автомобильных дорог «п.Дружба - п. им. Горького – д. Колосово» протяженностью 2 км, «п.Придорожный - п. Дружба – п.Кирово- д.Колосово» протяженностью 4 км, «д.Балмышево - д.Тынцы» - 0,6 км., выборочный ямочный ремонт дорог площадью 1411 кв.м.

- зимнее содержание дорог - 2,2 млн.рублей.

Отсутствие в 2009 году средств областного бюджета, не позволит в полном объеме провести запланированные вышеуказанной программой мероприятия.

В 2010 году программой предусмотрено финансирование мероприятий на сумму 21,2 млн.руб., из них за счет областного бюджета - 18 млн.руб., районного бюджета - 3,2 млн.руб.

Финансы

Объем доходов консолидированного бюджета района с учетом финансовой помощи за 2008 год составил 431,8 млн.рублей или 95,3 % к годовому плану, без учета финансовой помощи (налоговые и неналоговые доходы) - 95,5 млн.рублей или 22,1 % в общем объеме бюджета района. Объем расходов консолидированного бюджета района - 460,9 млн.рублей или 94,7 % к годовому плану.

Проект бюджета района на 2010 год разрабатывался на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Камешковского района на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, основных направлений бюджетной политики Владимирской области, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 30.06.2009 № 502 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Владимирской области и других исходных данных для составления проекта областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и в соответствии с постановлением главы Камешковского района от 01.09.2009 № 1015 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Камешковского района на 2010 год».

Расчеты налоговых и неналоговых доходов бюджета района на 2010 год произведены с учетом прогнозных данных главных администраторов доходов и ожидаемой оценки поступления доходов в 2009 году.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета района планируются на 2010 год в сумме 80,6 млн. рублей, что больше оценки доходов 2009 года на 12,4%.

Структура доходов бюджета района 2010 года не претерпела существенных изменений. Основным доходным источником бюджета по-прежнему является налог на доходы физических лиц. В объеме налоговых и неналоговых доходов налог на доходы физических лиц занимает 45,7%. Также значительную долю в объеме доходов занимают доходы от использования муниципального имущества – 25,9%.

Общий объем безвозмездных поступлений в бюджет района запланирован на 2010 год в сумме 293 млн. рублей, что меньше плана 2009 года на 27,2 млн. рублей или 8,5%.

Поступление доходов в бюджет района в 2010 году ожидается в сумме 373,6 млн. руб., что на 11,9 млн. рублей или 3,1% меньше ожидаемого поступления в 2009 году.

Наибольший удельный вес в объеме доходов бюджета района занимают безвозмездные поступления из областного бюджета – 77,2 %. Налоговые и неналоговые доходы составляют 21,6 % и 1,2 % - иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету района из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями. В 2009 году поступления из областного бюджета составят 79,4 %, налоговые и неналоговые доходы - 18,6 %, иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений – 2 %.

Расходы бюджета района на 2010 год планируются в сумме 374,6 млн. рублей, что ниже плана 2009 года на 36,8 млн. рублей или 9 %. Исполнение по расходам в 2009 году оценивается в сумме 392,9 млн. рублей.

По объему расходов основным приоритетом в бюджете района в 2010 году остается социальная сфера, на финансовое обеспечение деятельности которой планируется направить 77,5 % от общего объема расходов бюджета, по оценке 2009 года – 71,6%.

Объем дефицита бюджета района на 2010 год прогнозируется в сумме 1 млн. рублей.

Источниками финансирования дефицита бюджета района в 2010 году планируются остатки средств на счетах по учету средств бюджета на 1 января 2010 года.

Финансово-кредитная система

Позитивным фактором создания благоприятного инвестиционного климата является развитая банковская и страховая система. В Камешковском районе существует два действующих банка: филиал Сбербанка, филиал Россельхозбанка.

Бизнес района обеспечен системой страхования в филиале «Росгосстрах – Владимир».

Оценка уровня жизни населения

Расчет фонда заработной платы основан на анализе темпов роста за предыдущие периоды и прогнозируемой динамике индексов потребительских цен. За 2008 год фонд начисленной заработной платы, начисленной работникам организаций, составил 634,9 млн.руб., в 2009 году ожидаемый фонд – 713,6 млн.руб. Среднемесячная начисленная заработная плата работников за 2008 год составила 9109,7 руб., за 9 месяцев 2009 года – 10071,9 руб.

Здравоохранение

Главной задачей здравоохранения является обеспечение доступной квалифицированной медицинской помощи населению, которая достигается за счет оптимизации и развития сети лечебно-профилактических учреждений района. Эта задача достижима, если в ближайшие годы будет обеспечено оптимальное соотношение затрат на здравоохранение и качество медицинской помощи.

Предметом деятельности МУЗ «Камешковская ЦРБ», а также созданных на базе этого учреждения фельдшерско-акушерских пунктов, сельских амбулаторий является:

- доврачебная помощь;

- скорая медицинская помощь;

- амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара;

- специальная помощь;

- разработка и внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания населения,

-развитие видов деятельности, разрешенных действующим законодательством в медицинской и медико-социальной сферах для создания материально-технической и экономической баз, улучшения условий функционирования больницы, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий;

- прочие работы и услуги.

Работа по оптимизации сети связана с сокращением коечного фонда не используемого учреждением, уменьшением средней длительности пребывания, улучшением показателей работы койки. Основное направление оптимизации – улучшение качества первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Так начиная с 2009 года в районе, снижено количество коек стационара (2008 год - 132 , в 2009 и последующие прогнозные годы - 125 единиц) и увеличено количества коек стационара дневного пребывания (2008 год- 42 , в 2009 и последующие прогнозные годы - 46 единиц). В 2008 году сложилось 44206 койко-дней, в прогнозном периоде ожидается 41040 койко-дней. В прогнозном периоде с 2010 по 2012 годы ожидается увеличение количества посещений по сравнению с 2008 годом на 4,5%. Ожидается сокращение количества вызовов скорой помощи. Скачков в увеличении количества новорожденных не ожидается, показатель останется равным 13 на 1000 человек населения. Смертность будет снижаться (в 2008 году коэффициент смертности на 1000 человек населения составил 20,9, а в прогнозируемом периоде ожидается - 20). Показатель общей заболеваемости на 1000 человек населения составил в 2008 году 1645,1, а в прогнозируемом периоде ожидается снижение до 1490. В 2010-2012 годах прогнозируется увеличение первичной заболеваемости на 1000 человек населения на 3,4 % по сравнению с 2008 годом. В этом периоде ожидается увеличение числа поступивших больных в стационар в первые сутки от начала заболевания до 90 % (в 2008 году - 25%), а также ожидается снижение летальности в стационаре с 1,45 % в 2008 году до 1% в 2010-2012 годах (в 2009 году - 1,88 %). Уровень госпитализации снизится с 15,6 до 13,2 на 100 жителей района. Средняя длительность пребывания больного на круглосуточной койке составила 8,8 дня в 2008 году и в прогнозируемом периоде – 9,7 дня, на койке дневного пребывания 8,6 и 9 дней соответственно.

Обеспеченность врачами в 2008 году составила 14,9 на 10 тыс. населения, в 2009 году - 15,4, а в 2010-2012 годах прогнозируется до 16 единиц (в целом по области в 2008 году этот показатель был равен 34,1), а средним медицинским персоналом - от 84,6 и до 80 соответственно (в целом по области - 99,2).

В 2008 году проведена подготовка и переподготовка 15 врачей различных специальностей, в 2009 году - 8 врачей.

35

Благодаря проводимым преобразованиям в целом по учреждению заработная плата в 2008 году увеличилась на 24,8 % и составила в среднем 9326 рублей, в 2009 году - 8720 рублей в месяц.

В 2008 году проведено 1300 диагностических исследований на 1 аппарат ультразвукового обследования, 2430 рентген-исследований и 466 эндоскопических исследований.

На оптимизацию и развитие сети лечебно-профилактических учреждений района, обеспечение доступной квалификационной медицинской помощи населению в 2008 году направлено 17,2 млн.рублей, по оценке в 2009 году - 17,9 млн.руб. (прирост 4,1%), в прогнозируемом периоде с 2010 по 2012 годы - 18,4 млн.руб. (прирост- 2,8%), 18,1 млн.руб., 18,4 млн.руб. соответственно.

На развитие системы информатизации лечебно- профилактических учреждений в 2008 году исполнено 483,5 тыс.рублей, в 2009 году ожидается - 349,4 тыс.рублей, в 2010 году прогнозируется - 463,5 тыс.руб.

Всего на обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению района, повышение эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений в 2008 году направлено бюджетных средств 32,2 млн.рублей, в 2009 - 35 млн. рублей или на 108,7 % больше уровня 2008 года, в 2010 году прогнозируется 33,1 тыс.рублей. В целом финансовое обеспечение учреждения с учетом средств ОМС в 2008 году составило 85,5 млн.рублей, в 2009 году - 111,4 млн.рублей (на 30 % больше), в 2010 году ожидается - 106,8 млн.рублей.

За отчетный 2008 год МУЗ «Камешковская ЦРБ» оказано платных услуг на сумму 4,3 млн.рублей, за 2009 год ожидается на сумму 4,5 млн.рублей (прирост 4,7%), в прогнозируемом периоде с 2010 по 2012 годы по 4,7 млн.рублей ежегодно.

Актуальной является задача развития системы независимой оценки качества медицинской помощи.

Показателями решения поставленной задачи являются:

- снижение количества жалоб населения на качество оказываемых медицинских услуг;

- уменьшение штрафных санкций, применяемых страховыми медицинскими организациями к учреждению по медицинской экспертизе.

Реализация всех намеченных задач на прямую связано с реализацией федеральных, областных и муниципальных целевых программ. МУЗ «Камешковская ЦРБ» участвовало в реализации следующих программ:

- «Обеспечение безопасности функционирования МУЗ «Камешковская ЦРБ» на 2007-2009 годы». Целью программы является обеспечение безопасности работников ЛПУ, а также пациентов, находящихся на стационарном лечении. В 2007-2009 годах на реализацию данной программы запланировано 2,4 млн.рублей. Выделенные средства на реализацию программы в 2009 году в размере 100 тысяч рублей израсходованы на монтаж пожарной сигнализации цокольного и второго этажа поликлиники ЦРБ.

- «Развитие здравоохранения Камешковского района на 2007-2009 годы». В 2008 году по данной программе проведены мероприятия на сумму 3,0 млн. рублей, из них закуплено медицинского оборудования на сумму 433,6 тыс. руб., приобретена мебель и оргтехника на сумму 247,4 тыс. руб., приобретен автомобиль УАЗ в Брызгаловскую амбулаторию (319,0 тыс. руб.). Проведено капитальных и текущих ремонтов больничных помещений и коммуникаций на сумму 1,8 млн.рублей. В 2009 году по программе запланировано использовать 3,9 млн.рублей, за истекший период этого года по данной программе проведены мероприятия на сумму - 1850,0 тыс. руб.;

- «Социальное развитие села на 2007-2010 годы». В 2008 году по программе было приобретено оборудование для оснащения сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов на сумму 300,0 тыс. рублей. В 2009 году в рамках программы было приобретено оборудование: стоматологическая установка в Вахромеевскую амбулаторию - 140,0 тыс.руб.

-«Неотложные меры борьбы с туберкулезом». В рамках программы в 2009 году запланировано - 168,0 тыс.руб. Средства использованы на приобретение оборудования для фтизиатрического кабинета.

С 1 июля 2007 по 1 июля 2008 года учреждение участвовало в реализации национального проекта «Здоровье». На поступившие средства по пилотному проекту было приобретено: микроскоп бинокулярный, ушиватель внутренних органов, отсасыватель, облучатель хирургический, колонофиброскоп, лапароскоп, трокат лапароскопический, электрокардиограф «Поли Спектр».

В 2008 году учреждением было приобретено два санитарных автомобиля. Фондовооруженность учреждения здравоохранения в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 5,3 %.

Образование

В 2008 году значительно выросла доля расходов на образование . Основной объем расходов консолидированного бюджета приходился на учреждения образования - 31,9%. В 2009 году объем расходов на образование в районе составил 194,4 млн.руб., что на 26,7% больше объема расходов в 2008 году, в 2010 году планируется - 199,1 млн.руб., в 2011 году - 203,8 млн.руб.

В целях поддержки отрасли «Образование» из областного бюджета предусмотрены субсидии и субвенции в сумме 108,9 млн.руб.

На 1 января 2009 года в районе функционировало 16 общеобразовательных учреждений: 3 начальных школы, 7 - основных, 6 - средних, в которых обучались 2522 школьника.

Вариативность образования представлена в районе классами надомного обучения, классами профильного обучения и классами очно-заочного обучения.

Федеральная политика в области образования, в частности приоритетный национальный проект «Образование», сделали возможным в 2009 году привлечение федеральных средств в сумме 1,9 млн.руб. (вознаграждение за классное руководство) на поддержку педагогических работников, поощрение лучших учителей.

В соответствии с законом № 178-03 от 10.11.2008 «О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2009 год» за счет средств областной субвенции осуществлен переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Согласно установленных норм в 2009 году были заложены расходы на заработную плату педагогов и хозяйственно-административного персонала, книгоиздательские и учебные закупки. В этом году они сложились в размере 76,7 млн.рублей или 39,5% к общим расходам на образование, в 2010 году - 73,0 млн.рублей и 36,7 % соответственно.

Целью мероприятий муниципальной программы «Безопасность образовательного учреждения Камешковского района на 2004-2010 годы» является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений путем повышения пожарной, электрической и технической безопасности зданий и сооружений. В 2009 году освоено 848,0 тыс.руб. (100%), на 2010 год для обеспечения мероприятий программы «Безопасность образовательных учреждений» запланированы средства в сумме 2250,0 тыс.руб.

Целью районной муниципальной программы «Дети Камешковского района на 2008-2010 годы» является повышение эффективности социальной политики, ориентированной на создании благоприятных условий по улучшению жизнеобеспечения детей. В 2009 году освоено 402,7 тыс.руб. (100%), из них на проведение турслетов, соревнований, военно-спортивной игры «Зарница» и т.д.- 72,6 тыс.руб., на приобретение литературы по профилактике наркомании - 2,0 тыс. руб., на организацию оздоровительной кампании детей и подростков израсходовано - 132,3 тыс.руб., на мероприятия по программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 195,8 тыс.руб.

На 2010 год для обеспечения мероприятий программы «Дети Камешковского района» запланированы средства в сумме 386,0 тыс.руб., на 2011 год - 600,0 тыс.руб.

Целью муниципальной целевой программы «Русский язык на 2008-2010 годы» является создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения на территории района. Для обеспечения мероприятий программы заложены средства на 2009 год в сумме - 5,3 тыс.руб., на 2011 год - 27,0 тыс.руб. Программой предусмотрено развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка учебных заведений района.

В 2009 году на развитие отрасли «Образование» запланировано 194,4 млн.руб., израсходовано за 10 месяцев 149,1 млн.руб. В 2009 году сохранена сеть образовательных учреждений. Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях продолжает снижаться ( в 2008/2009 учебном году - 2,6, в 2007/2008 -2,7, а в 2004/2005 – 3,7 тыс.человек). Численность учителей снизилась с 402 человек в 2005/2006 году до 299 в 2008/2009.

К началу 2009 года сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования представлена в районе 14 дошкольными учреждениями и 3 дошкольными группами, открытыми на базе МОУ СОШ № 1 г. Камешково и МОУ Коверинская НОШ. Всего количество детей дошкольного возраста в ДОУ, ОУ для детей дошкольного и школьного возраста, группах при школах на 1 января 2009 года числилось 1097 чел.

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями на конец 2008 года составил 57,6 % от численности детей соответствующего возраста. Показатель вырос на два пункта по отношению к соответствующему периоду 2007 года. Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях, составляет 96 человек.

Доступность дошкольного образования обусловлена не только наличием мест в детском саду, но и материально-финансовыми возможностями семей, обеспечивающих право воспользоваться услугами дошкольного образования.

Компенсация части родительской платы выплачивается родителям первого ребенка в размере 20 % от суммы внесенной родительской платы (755 детей), фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – в размере 50 % (274 реб.), на третьего и последующих детей – 70 % (50 детей). Родители 9 детей освобождены от оплаты за их содержание в ДОУ.

Всего расходы по дошкольному образованию за 10 месяцев 2009 года составили 37,9 млн.руб. Из них на проведение ремонтных работ - 1,1 млн.руб., в том числе за счет областного бюджета - 448,1 тыс.руб. (ликвидация последствий урагана). Для обеспечения социальной поддержки работников системы дошкольного образования и развитие кадрового потенциала предоставлены меры социальной поддержки в виде освобождения оплаты за коммунальные услуги работникам на сумму 1,5 млн.руб.

Всего расходы по обеспечению начального общего, основного общего, среднего общего образования за 10 месяцев 2009 года составили 71,2 млн.руб. Из них израсходовано бюджетных средств на проведение ремонтных работ 1,6 млн.руб. ( в том числе 537,5 тыс.руб. из областного бюджета на ликвидацию последствий урагана), на приобретение автотранспорта для подвоза детей (3 единицы) - 3,1 млн.руб.(в том числе 2,2 млн.руб. из областного бюджета).

В районе сохраняется приоритетное финансирование программ по охране здоровья, поддержке семьи и детства. Целью областной программы «Совершенствование организации питания учащихся образовательных учреждений на 2008-2010 годы» и районной программы «Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Камешковского района на 2008-2010годы», является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. За счёт средств областного и районного бюджетов в общеобразовательных учреждениях организовано бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов, учащихся из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот и детей-инвалидов. В рамках этих программ осуществлялись расходы на питание 5-11 классов на сумму компенсационных выплат по 3,60 руб. в день, на материально-техническое оснащение пищеблоков. В 2008 году получили бесплатное питание более двух тысяч школьников. На эти цели в 2008 году использовано 5686,5 тыс.рублей, из них за счет средств районного бюджета - 2600,5 тыс.рублей, по оценке в 2009 году - 6251 тыс.рублей и из районного бюджета - 2566 тыс.рублей, по прогнозу в 2010 году – 6208 тыс.рублей и 2763 тыс.рублей соответственно.

Для обеспечения социальной поддержки работников системы образования и развитие кадрового потенциала предоставлены меры социальной поддержки в виде освобождения оплаты за коммунальные услуги 293 работникам на сумму 2,6 млн.руб.

За счет средств районного бюджета приобретены комплекты школьной мебели на 403,0 тыс.руб., кухонное оборудование - 204,2 тыс.руб.

Всего расходы по обеспечению предоставления общедоступного бесплатного дополнительного образования составили 8,2 млн.руб. Количество детей, охваченных оздоровительной кампанией - 1271 человек.

Расходы на проведение оздоровительной компании детей и подростков в 2009 году составили 2,1 млн.руб.

Для создания условий успешной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в обществе и на рынке труда, для обеспечения их социальной мобильности, для обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлено и освоено 15,9 млн.руб. из областного бюджета, из них расходы на содержание приемных семей - 8,6 млн.руб. На 1 января 2009 года количество приемных семей начитывалось 22, в них детей- 50 человек.

Особое внимание уделяется организации работы с детьми-инвалидами школьного возраста. В общеобразовательных школах района обучается 32 ребенка-инвалида (88,8% от общего числа инвалидов школьного возраста), в том числе обучается на дому 15 человек - 46,9 % от числа обучающихся в образовательных учреждениях (2007-2008 уч.год - 56,7%).

2008 год приобретены 4 квартиры со всеми удобствами для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2009 год для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приобретено 2 квартиры на общую сумму 970,0 тыс.руб. (в том числе за счет средств районного бюджета 580,0 тыс.руб.)

В 2009 году в рамках реализации национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» три педагога школ района получили вознаграждение в размере 100 тыс.рублей. По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» все средние основные школы получили обновленный пакет лицензионных программ. По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» произведена выплата ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям на общую сумму 2,3 млн.руб., в том числе 1,9 млн.руб. из федерального бюджета, 429,1 тыс.руб. из областного бюджета (среднегодовое количество классных руководителей, получивших данное вознаграждение - 149 человек). По направлению «Сельский автобус» в централизованном порядке получено четыре автобуса для МОУ СОШ № 1, МОУ Новкинская ООШ, МОУ Мирновская СОШ, МДОУ с.Волковойно.

К началу 2009-2010 учебного года реорганизована из основной в начальную МОУ Горковская школа. Одновременно развиваются новые виды образовательных учреждений, удовлетворяющие образовательные запросы населения. В текущем учебном году 2 учреждения, расположенные в сельской местности (МОУ Горковская и МОУ Коверинская начальные школы) и МОУ СОШ №1 реализуют образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Детям и подросткам района предоставлены широкие возможности выбора занятий во внеурочное время по интересам.

Одной из задач обеспечения доступности качественного образования является создание системы независимой оценки качества.

Ежегодно в системе образования района проходят предметные олимпиады школьников. 16 победителей награждены единовременными премиями в размере 200 рублей, среди победителей наибольшее число учащихся из МОУ СОШ №1 - 8.

В 2008-2009 учебном году 3-е учащихся стали призерами региональных олимпиад.

Одной из составляющих системы оценки качества образовательных услуг является организация и проведение итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена, обеспечивающего независимую объективную оценку уровня подготовки выпускников, а также равные стартовые возможности для учащихся города и села при поступлении в образовательные учреждения. В 2009 году выпускники школ района имели возможность сдавать единый государственный экзамен по 13 предметам. В сравнении с 2008 годом увеличилось количество выпускников, сдававших экзамены по выбору (85 выпускников сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 3-м и более предметам).

По результатам сдачи экзаменов на этапе государственной итоговой аттестации не набрали установленного минимума – 7,2 % от общего числа сдававших экзамены. По области этот показатель – 7,6%.

Самое высокое качество подготовки по русскому языку показали выпускники Вахромеевской СОШ - средний балл 66,5, что выше районного и областного (57,4).

Самое высокое качество подготовки по математике показали выпускники Гаврильцевской СОШ и Вахромеевской СОШ - средний балл 43,1 и 43,0 соответственно, что выше областного (38,0).

Вахромеевская СОШ – это единственная школа в районе, все выпускники которой подтвердили освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования.

Самый печальный результат для нас и выпускников школ - 14 учащихся не получили аттестат о среднем образовании. Надо отметить, что 11 из них (65%) - выпускники заочных классов.

В общеобразовательных школах 935 детей обучаются по программам дополнительного образования. В районе работают 3 учреждения дополнительного образования. В 2009 году в 82 объединениях занималось 1197 воспитанников. Вовлеченных детей и подростков в детские объединения дополнительного образования за год увеличилось на 3 %.

В течение 2009 года в районе велась постоянная целенаправленная работа по исполнению федерального и областного законодательства в отношении детей-сирот и детей без попечения родителей. Общее число таких граждан на 01 октября 2009 года на территории Камешковского района составляет – 193 (2008 – 210 человек).

Положительные результаты дает политика устройства детей-сирот в семьи. Стабильно развивается наиболее распространенная форма семейного устройства – опека (попечительство). Опека в районе, как и в регионе в целом, развивается как институт родственной семьи, где 90% опекунов и попечителей - это родственники и только 10% - посторонние граждане. Продолжает расширяться институт приемной семьи. На сегодня в районе 22 приемных семьи, где семейное счастье приобрел 41 ребенок.

Задачи, которые необходимо решать в рамках реализации проекта «Наша новая школа»:

1. Обновление образовательных стандартов , требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ и системы оценки качества образования.

2. Создание системы выявления и поддержки талантливых детей, создание индивидуальных программ развития и сопровождения таких детей с раннего возраста до их полной самореализации.

3. Развитие учительского потенциала , в том числе привлечение в школы, детские сады и учреждения дополнительного образования талантливых педагогов, имеющих базовое непедагогическое образование.

4. Развитие школьной инфраструктуры , разработка нормативов подушевого финансирования для дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, внедрение в практику ОУ деятельности школьных советов, обеспечение заинтересованного участия родителей в управлении образовательным учреждением.

5. Обеспечение здоровья детей : предполагаются коренные изменения в самой организации учебного процесса, где на первый план выходит предоставление полноценного питания, медицинского сопровождения, двигательной активности, формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Наиболее острые социально-экономические

проблемы развития района

Анализируя сегодняшнюю ситуацию можно сделать вывод о том, что для дальнейшего оживления экономики района необходимо решать следующие проблемы:

- низкое использование природных ресурсов, пустующих земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

-медленный рост промышленного производства;

-низкий уровень доходов населения, усугубляемый высоким уровнем цен, особенно у работников бюджетной сферы;

-высокая степень изношенности инженерной инфраструктуры, плохие жилищные условия и существенный недостаток жилья;

-наличие безработицы;

-общий процесс старения населения района в связи с наличием естественной убыли;

-неблагоприятное влияние среды на воспитание детей и становление молодежи (криминальная ситуация, пьянство). Снижение уровня образования.

-низкая профессиональная подготовка кадров, потеря престижа рабочей профессии;

-высокая степень изношенности основных фондов социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры);

-отсутствие инвестиционной привлекательности.

Анализ отрицательных и положительных факторов,

влияющих на развитие района

В результате анализа и динамики развития всех основных сфер жизни района: экономики, муниципального хозяйства, населения, структуры управления муниципальным образованием, географического и исторического своеобразия района, проведенного рабочей группой стратегического планирования, выявлены как положительные, так и отрицательные факторы, оказывающие влияние на развитие района.

Таблица 1

Положительные факторы.

- Благоприятное географическое положение ( 41 км от

областного центра, 250км от Москвы.)

- Развитая транспортная сеть (Горьковская железная дорога

Москва - Нижний Новгород, Северная железная дорога

Новки - Иваново, автомагистраль Москва – Нижний Новгород).

- Наличие сырьевых ресурсов (лес, строительные и

кварцевые пески, торф, глина, лесные дары, запасы подземных вод).

- Наличие земельного фонда, представляющего инвестиционную

привлекательность.

- Экологически чистая территория.

- Наличие «дешевых» трудовых ресурсов.

- Активная жизненная позиция населения в сфере предпринимательства.

- Сохранение исторических памятников архитектуры,

народного фольклора.

Таблица 2

Отрицательные факторы.

- Снижение собственной налоговой базы в связи с неэффективной работой ряда предприятий.

- Дотационность бюджета.

- Нестабильное состояние жилищно-коммунального хозяйства (высокий износ основных фондов, низкие потребительские характеристики большей части жилищного фонда, отсутствие возможности строительства муниципального жилья ).

- Высокая степень изношенности основных фондов социальной инфраструктуры

(здравоохранение, образование, культура).

- Отсутствие значимых инвестиций в производство и социальную сферу.

-Неэффективное использование муниципальной собственности (земля, имущество).

- Отсутствие кадровой политики в районе, потеря престижа рабочей профессии.

- Отток интеллектуальных и трудовых ресурсов за пределы района (г.Владимир,

г. Москва).

- Отрицательная демографическая ситуация.

II . Цели и ресурсы стратегического развития.

Выбор и обоснование целей стратегического развития района является ключевым этапом в разработке Стратегии. В качестве главной цели выступает стабильное развитие района и улучшение качества жизни граждан. Главная цель Стратегии охватывает три целевых направления:

1. Восстановление и развитие традиционных и новых отраслей экономики и бюджетного потенциала района:

-содействие восстановлению и наращиванию потенциала градообразующих предприятий;

-содействие развитию малого и среднего бизнеса;

-увеличение доходов и оптимизация расходов районного бюджета.

2. Развитие социальной инфраструктуры района и повышение качества ее работы в интересах всех жителей района:

-повышение качества жилищно-коммунальных, транспортных услуг и связи, решение проблемы обеспечения жителей г.Камешково и района качественной питьевой водой, газификация сельских населенных пунктов;

-повышение качества работы системы здравоохранения;

-развитие образования, досуга и трудовой деятельности молодежи;

-борьба с бедностью;

-обеспечение личной безопасности граждан;

-улучшение качества управления районом (привлечение жителей к управлению).

3.Повышение привлекательности района для инвестиций, новых жителей:

-улучшение инвестиционных условий;

-развитие жилищного строительства и проведение архитектурно-градостроительных мероприятий;

-улучшение внешнего облика района;

-разработка концепции и программы районного маркетинга;

-улучшение качества окружающей среды;

-сохранение и развитие историко-культурного потенциала.

Реализация этих направлений позволит району иметь устойчивую экономику и бездотационный бюджет, обеспечить району привлекательный имидж для сохранения и привлечения новых жителей, инвесторов.

Перспективные «точки роста» Камешковского района

По результатам комплексного анализа, изучения мнения граждан выявлены следующие ключевые «точки роста», перспективные для общего социально-экономического прогресса района:

1.Подъем и дальнейшее развитие текстильного и швейного производства.

2. Реформирование системы ЖКХ с одновременным привлечением средств для строительства и ремонта объектов инженерной инфраструктуры коммунальной среды.

3.Развитие пищевой перерабатывающей промышленности.

4.Расширение строительства жилого фонда.

5.Развитие малого и среднего бизнеса, как бюджетообразующей отрасли.

6.Развитие оптовой и розничной торговли, ярмарочной и выставочной деятельности.

7.Развитие культурного досуга и отдыха граждан.

8.Развитие системы и повышение качества сферы образования.

Ресурсы стратегического развития Камешковского района

Стратегия развития Камешковского района опирается на значительный ресурсный потенциал, который охватывает целую систему ресурсных факторов и предпосылок. В обобщенном виде ресурсная база складывается из следующих компонентов:

1.Прекрасные природные условия:

- благоприятный умеренно-континентальный климат;

-уникальные природные богатства;

2.Наличие сырьевых сельскохозяйственных ресурсов:

-зерно;

-мясная продукция;

-молочная продукция;

-овощная продукция, в том числе большой объем картофельной продукции.

3.Развитость инфраструктуры, содействующей развитию экономики, в первую очередь транспортных коммуникаций.

4. Наличие свободных производственных мощностей и возможности освоения свободных территорий.

5.Наличие местных трудовых ресурсов.

6.Наличие профессионально-технического обучения.

7.Наличие памятников истории и архитектуры, музея.

III . Определение этапов реализации стратегии

Целью данной задачи является реализация выработанной стратегии социально-экономического развития муниципального образования с последующей корректировкой областных программ социально-экономического развития.

Основные этапы, задачи и результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 .

Стратегический план Камешковского района

Этапы

Задачи

Результат

1

2

3

Определение направлений развития Камешковского района

Анализ тенденций развития района, определение параметров и пропорций полученных

результатов от исполнения различных направлений

Прогноз реализации планируемых программ и проектов, их взаимосвязь и влияние на развитие района.

Формирование концепции

стратегического развития

района

Понимание современного состояния и проблем района, стоящих на пути развития, анализ собственных ресурсов, использования благоприятных внешних возможностей

Опираясь на ресурсы района, формируются цели, предполагающие преодоление существующих проблем или уменьшение их влияния. Определение перечня комплексных целевых программ.

Обсуждение концепции со специалистами и общественностью

Детализация, формирование критериев, в соответствии с которыми в состав комплексных программ будут включаться конкретные целевые проекты.

Повышение качества, более полный учет интересов представителей власти, бизнеса, населения и т.п.

Проработка комплексных программ до уровня кратких описаний целевых программ и проектов

Создание механизма согласования работ по выполнению Стратегического плана, планов работы администрации и бюджетного процесса.

Выявление тенденций развития и возможных рычагов влияния на них.

Детальная разработка проектов и программ

Выявление потенциального состава участников, источников финансирования

Расположение проектов по приоритетам

Стратегический план предназначен:

1. Населению - для понимания стратегии действий органов местного самоуправления, предприятий, организаций,

2.Предприятиям, организациям и собственным объединениям - для определения их собственной роли в реализуемой стратегии развития муниципального образования,

3.Органам самоуправления - для обеспечения принятия стратегически правильных и согласованных решений, а также преемственности стратегии при ротации кадров.

4.Потенциальным российским и зарубежным партнерам - для понимания стратегии развития муниципального образования и получения информации, упрощающей принятие ими решений о партнерстве.

Приложение:

Перечень

долгосрочных (районных) целевых программ, предложенных главными распорядителями средств бюджета района к финансированию в 2010 году

 

 

 

№№

пп

Наименование программы

Предлагаемый объем финансирования, тыс.рублей

Администрация района

1

Расходы на проведение мероприятий по совершенствованию использования информационных технологий в органах местного самоуправления района в соответствии с постановлением главы района от 31.08.2006 М 1118

600

2

РП «Укрепление материально-технического состояния муниципального унитарного предприятия Камешковского района "Общепит" на период 2007-2010 годы»

323,0

3

РЦП «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Камешковский район на 2009-2011 годы»

120

4

РЦП «Дети Камешковского района»

300

5

РЦП «Социальное развитие села на 2007-2010 годы»

300

Управление образования

1

МП «Безопасность образовательного учреждения»

2250,0

2

РП «Дети Камешковского района» на 2008-2010 годы»

587,0

3

РЦП «Русский язык» на 2008 - 2010 годы»

27,0

4

РП «Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Камешковского района на 2008 - 2010 годы»

2763,0

Отдел сельского хозяйства

1

РЦП «Развитие сель­ского хозяйства Ка­мешковского района на 2008-2012 годы»

275,0

2

РЦП «Воспроизводст­во плодородия почв Камешковского рай­она на 2007-2010 годы»

1000,0

3

Отдел по делам культуры молодежи и спорта

4

МП «Развитие физкультуры и спорта в Камешковском районе на 2009-2011 годы»

470,0

5

МП «Безопасность учреждений культуры Камешковского района на 2009-2011 годы»

556,7

Отдел земельных отношений

1

РЦП «Создание автоматизированной системы земельного кадастра и учета объектов недвижимости в Камешковском районе»

1300,0

МУЗ «Камешковская ЦРБ»

1

«Обеспечение безопасности функционирования муниципального учреждения здравоохранения «Камешковская ЦРБ» на 2010 год.

330

2

«Развитие здравоохранения Камешковского района на 2010 год»

8500

3

«Благоустройство территории МУЗ «Камешковская ЦРБ» на 2010 год»

750

4

«Социальное развитие села на 2010 год»

940

5

«Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Камешковском районе на 2010 год»

93

МУ «УЖКХ» Камешковского района

1

РП «Дорожное хозяйство Камешковского района на 2009-2011 годы»

3176

2

РЦП «Социальное развитие села на 2007-2010 годы»

16017,79

Отдел внутренних дел по Камешковскому району

1

РП «Комплексные меры профилактики правонарушений в Камешковском районе на 2007-2010 годы»

553

Отдел экологии

1

РЦП «Осуществление капитального ремонта гидроузла на реке Тальша у деревни Вакурино Камешковского района Владимирской области на 2010 год»

593,0