Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

1. Общая характеристика единого социального налога 5

 

             

1. Общая характеристика единого социального налога 5

Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика единого социального налога.. 5

1.1. Налогоплательщики единого социального налога. 5

1.2. Объект налогообложения, налоговая база и льготы.. 7

1.3. Налоговый период, налоговые ставки, налоговые вычеты.. 12

2. Анализ практики исчисления и уплаты ЕСН на предприятии 15

2.1. Краткая характеристика предприятия. 15

2.2. Порядок исчисления и уплаты ЕСН, отчетность по налогу. 21

2.3. Пример расчета авансовых платежей по единому социальному налогу. 37

3. Пути совершенствования исчисления и уплаты ЕСН на предприятии.. 56

3.1. Оценка изменений по ЕСН с 2008г. и их влияния на результаты налогообложения. 56

3.2. Устранение системных ошибок в налоговом учете. 60

Заключение. 68

Список использованной литературы.. 72

Приложения.. 75

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Социальный характер современной политики России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды. С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи: социальная защита населения; повышение жизненного уровня населения; сохранение и улучшение здоровья населения; оказание социальных услуг населению.

Единый социальный налог - это альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ). С введением ЕСН внебюджетные социальные фонды не ликвидировались. Однако, при этом была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшен суммарный процент отчислений, сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций, сокращено количество проверок налогоплательщиков.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование практики исчисления и уплаты ЕСН на предприятии, его совершенствование.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1) определить налогоплательщиков единого социального налога;

2) изучить объект налогообложения, налоговую базу и льготы;

3) определить налоговый период, налоговые ставки, налоговые вычеты;

4) рассмотреть порядок исчисления и уплаты, отчетность по налогу;

5) показать на примере порядок расчета авансовых платежей по ЕСН;

6) сделать предложения по совершенствованию исчисления и уплаты ЕСН на предприятии.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО). Предметом исследования является порядок исчисления и уплаты ЕСН, отчетность по налогу.

В исследовании применялись методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.

Теоретической и информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные акты Российской Федерации по налогообложению; материалы Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по налогам и сборам; Министерства финансов Российской Федерации; информация, полученная в процессе теоретических и практических исследований налогообложения предприятия.

1. Общая характеристика единого социального налога

1.1. Налогоплательщики единого социального налога

Единый социальный налог заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Целевое назначение взносов с объединением в один налог не изменилось: он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) регламентирован гл. 24 Налогового кодекса РФ [7, с.154].

Налоговым кодексом РФ определены две категории плательщиков ЕСН [1, ст.235]:

- производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

- физические лица, получающие доход (индивидуальные предприниматели, адвокаты, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой).

Если налогоплательщик относится одновременно к двум указанным категориям, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

В силу положений п. 4 ст. 243 НК РФ для исчисления ЕСН налогоплательщик обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, налога, рассчитанного с них, а также налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты.

Согласно п. 1 ст. 243 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая процентная доля налоговой базы и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и внебюджетные фонды:

- Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Как следует из абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ, сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщик исчисляет и перечисляет в бюджет и фонды сумму ежемесячного авансового платежа по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее перечисленных сумм.

1.2. Объект налогообложения, налоговая база и льготы

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам), а также по авторским договорам.

К объекту налогообложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются передача в пользование имущества (имущественных прав), а также переход права собственности (иных вещных прав) на него.

При определении объекта налогообложения необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (независимо от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если в текущем отчетном (налоговом) периоде такие выплаты:

- не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (у организаций);

- не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов или физических лиц).

При применении указанного положения ст. 236 НК РФ необходимо учитывать, что данная норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся плательщиками налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а именно на переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также на уплачивающих налог на игорный бизнес (по деятельности, относящейся к игорному бизнесу).

Таким образом, выплаты, поименованные в ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, единым социальным налогом не облагаются. Например, согласно упомянутой статье не уменьшают налогооблагаемую прибыль стоимость проездных билетов на общественный транспорт, суммы вознаграждения, не предусмотренного трудовым договором, и материальной помощи.

Перечень выплат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль, открытый. Согласно п. 49 ст. 270 НК РФ необоснованные и документально не подтвержденные расходы, а также расходы, не связанные с производственной деятельностью организации, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Значит, они не облагаются и ЕСН [11, с.23].

Порядок расчета налоговой базы по ЕСН регулируется ст. 237 НК РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам), а также по авторским договорам.

Учитываются любые выплаты и вознаграждения за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ, независимо от формы, в которой они производятся.

Согласно п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме учитываются как стоимость товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов) или государственных регулируемых розничных цен. В стоимость указанных товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - сумма акциза.

В силу п. 2 ст. 237 НК РФ налоговая база рассчитывается по истечении каждого месяца отдельно по каждому работнику нарастающим итогом с начала календарного года (т.е. с 1 января).

Кроме того, в налоговую базу в части, уплачиваемой в ФСС РФ, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам [1, ст.238]. Таким образом, налоговая база по налогу, зачисляемому в ФСС РФ, будет меньше налоговой базы по этому же налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по таким договорам.

Статья 238 НК РФ содержит закрытый перечень выплат, не подлежащих налогообложению. К ним, в частности, относятся:

- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, беременности и родам, безработице;

- все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных, в частности:

- с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья,

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск,

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников,

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации,

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории РФ,

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому в порядке, установленном законодательством РФ; по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, а также заключенным исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ форменной одежды и обмундирования, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

- стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников.

Налоговые льготы по ЕСН предоставляются в соответствии со статьей 239 НК РФ.

В соответствии со ст. 239 НК РФ организации освобождаются от уплаты ЕСН с сумм оплаты труда и иных вознаграждений, выплаченных физическим лицам, которые являются инвалидами I, II или III группы, не превышающих в течение налогового периода (т.е. календарного года) 100 000 руб. на каждого. Эта налоговая льгота применяется с 1-го числа месяца, в котором лицом получена инвалидность (если физическое лицо утратило статус инвалида, то с 1-го числа месяца, в котором это произошло, налоговая льгота по данному лицу не применяется).

От уплаты налога с сумм выплат и других вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, освобождаются также следующие категории работодателей:

- общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, входящих в Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса).

Что касается индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, то они также освобождаются от налогообложения части доходов от их предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода, при наличии у них инвалидности I, II или III группы.

Льготы, установленные ст. 239 НК РФ, не распространяются на порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку указанные страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ (Письмо Минфина России от 18 августа 2006 г. № 03-05-02-04/127). Данные страховые взносы уплачиваются всеми категориями налогоплательщиков без исключения, поскольку в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» нет специальной нормы, предоставляющей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу инвалидов [10, с.32].

1.3. Налоговый период, налоговые ставки, налоговые вычеты

Налоговым периодом по единому социальному налогу согласно ст. 240 НК РФ признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 241 НК РФ установлены различные ставки ЕСН для различных категорий налогоплательщиков. Шкала ставок, установленная для каждой категории, определена в отдельности для федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, а также дифференцирована по размеру доходов.

Ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 НК РФ, применяют:

- организации, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, производящие выплаты физическим лицам;

- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории;

- сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по ставкам, установленным в п. 3 ст. 241 НК РФ, а налогоплательщики - организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, - по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ.

Ставки ЕСН представлены в таблице 1.

Понятие «налоговый вычет » определено п. 2 ст. 243 НК РФ как сумма, на которую уменьшается ЕСН, исчисленный к уплате в федеральный бюджет. Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную за тот же период.

Страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период (п. 1 ст. 23 Закона о пенсионном страховании).

Таблица 1

Ставки ЕСН в 2007г.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

ФФОМС

ТФОМС

1

2

3

4

5

6

До 280000 руб.

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 280001 руб. до 600000 руб.

56000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000 руб.

8120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280000 руб.

3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280000 руб.

5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб.

72800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280000 руб.

Свыше 600000 руб.

81280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

11320 руб.

5000 руб.

7200 руб.

104800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона о пенсионном страховании разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), уплачивается не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В расчетах по авансовым платежам по ЕСН сумма примененного налогового вычета должна быть равна сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (по совокупности платежей на страховую и накопительную части трудовой пенсии).

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащей уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Таким образом, с момента начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения в бухгалтерской документации, страхователь получает право на налоговый вычет на сумму начисленных страховых взносов из суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет. В том случае, если страхователь начислил, но не уплатил в установленном размере или в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается недоимкой по ЕСН и взыскивается с начислением пеней.

На основании ст. 69 НК РФ налоговые органы направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по единому социальному налогу (в размере занижения суммы налога) и соответствующих пеней, начисленных на момент направления требования. В случае неуплаты налога и пеней в срок, указанный в требовании, недоимка и начисленные пени взыскиваются налоговым органом в соответствии со ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Одновременно в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о пенсионном страховании органами ПФР взыскиваются недоимка по страховым взносам и пени в судебном порядке.

Недоимка по ЕСН, взысканная налоговыми органами с налогоплательщика в связи с неправомерно примененным налоговым вычетом, после взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальными органами ПФР признается переплатой по ЕСН, к которой будут применяться положения ст. 78 НК РФ. В случае превышения примененного налогового вычета над фактически уплаченным страховым взносом на обязательное пенсионное страхование налоговые органы вправе на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ доначислить ЕСН с разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Доначисление ЕСН в федеральный бюджет на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами по итогам отчетных периодов производится по 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам налогового периода - по 14 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Анализ практики исчисления и уплаты ЕСН на предприятии

2.1. Краткая характеристика предприятия

АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) основан 24 июня 1992 года [30].

Следуя стратегической линии развития универсальной кредитной организации, Банк постоянно работает над увеличением ресурсной базы и расширением комплекса оказываемых услуг, совершенствует систему управления рисками и аналитическую базу. Банк постоянно расширяет работу на рынке ценных бумаг, увеличивает кредитный портфель и расширяет свое присутствие на межбанковском рынке, укрепляет свои позиции на рынке драгоценных металлов.

Динамично расширяется филиальная сеть Банка: в 2004 году открыт филиал в Санкт-Петербурге, а в 2005 году - филиал в городе Орле. Работают филиалы в Красноярске, Новосибирске, Куйбышеве (Новосибирская область).

В области проектного финансирования, традиционно являющегося одним из самых сильных направлений бизнеса Банка, наиболее крупными объектами вложения средств являются ОАО «Русские-Самоцветы» - лидирующее предприятие ювелирной промышленности, у истоков которого стоял Карл Фаберже, золотодобывающие и золотоперерабатывающие компании.

Банк последовательно реализует инвестиционные программы по добыче рудного золота и платиносодержащих металлов. С участием Банка были созданы золотодобывающие предприятия в Читинской и Иркутской областях, Хабаровском крае, Республике Саха (Якутия). По остальным проектам разработаны программы проведения геологоразведочных работ, строительства, модернизации и расширения производственных мощностей, ведется работа по привлечению значительных инвестиционных средств. В реализации этих проектов партнерами Банка являются крупные добывающие предприятия России.

На протяжении всех лет работы Банк сохраняет репутацию надежного кредитного учреждения, обладающего достаточным ресурсным потенциалом, отлаженными технологиями предоставления широкого спектра услуг, характерных для универсальных коммерческих банков.

Ланта-Банк вошел в число участников системы обязательного страхования вкладов, что является хорошей оценкой стабильности и надежности работы банка.

Безусловно, работа Ланта-Банка была бы невозможна без высокой степени доверия со стороны клиентов. Выбранный Банком путь развития в направлении формирования долгосрочных, надежных и взаимовыгодных отношений с клиентами оправдывает себя, подтверждаясь финансовыми показателями Банка и растущей клиентской базой.

Итоги работы Ланта-Банка в 2007г. позволяют с уверенностью назвать прошедший отчетный период весьма успешным. Эффективное ведение бизнеса позволило получить прибыль в размере 80,4 млн.руб., что почти в два раза больше размера прибыли, полученной в 2006г. (рис.1).

Рис.1. Динамика финансового результата АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО)

Этот результат достигнут благодаря строго выверенной стратегии управления активами и пассивами, а также за счет расширения клиентской базы, увеличения объемов операций, улучшения качества предоставляемых услуг.

Рост ресурсной базы позволил в 2007г. увеличить объемы выдаваемых кредитов как частным, так и корпоративным клиентам. Доля чистой ссудной задолженности в структуре активов банка не изменилась, при этом ее совокупный объем увеличился на 10%.

Рассчитанный и сформированный специалистами банка портфель ценных бумаг нацелен на получение стабильного дохода. Доля чистых вложений в ценные бумаги составляет 46% в структуре активов банка, что является следствием проводимой банком политики расширения присутствия на фондовом рынке с целью диверсификации активов (рис.2).

Рис.2. Структура активов АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) на 01.01.2008г.

В течение 2007 г. АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) использовал оптимальную стратегию по управлению кредитными рисками, поддерживал необходимый уровень ликвидности, проводил операции по размещению денежных средств в зависимости от изменения доходности рыночных финансовых инструментов.

За счет постоянного контроля качества обслуживания, расширения объема предлагаемых услуг и внедрения новых технологий взаимодействия банку удалось существенно расширить клиентскую базу. В результате по итогам 2007г. в структуре пассивов банка значительно возросла доля средств, привлеченных от корпоративных клиентов (прирост 60% по сравнению с 2006г.). Сокращается зависимость пассивов от привлечения на межбанковском рынке, общий объем средств кредитных организаций снизился до 1,05 млрд.руб. (в 1,5 раза).

Рис.3. Структура пассивов АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) на 01.01.2008г.

В 2007г. банк устойчиво наращивал бизнес в разных районах страны, решая задачи расширения ассортимента банковских продуктов и услуг с учетом региональной специфики. Валюта баланса филиальной сети за прошедший год возросла га 30% и составила 1303 млн.руб. Балансовая прибыль, полученная филиалами по итогам 2007г., составила 7 млн.руб. (рис.4).

В результате воплощения в жизнь стратегии, направленной на диверсификацию бизнеса, наибольший удельный вес в общей сумме доходов за 2007г. составляют доходы, полученные от операций с ценными бумагами. Высокое абсолютное значение (620 млн.руб.) достигнуто благодаря высокой доходности в сочетании с самой большой долей ценных бумаг в активах банка. Грамотное, высокопрофессиональное управление портфелем ценных бумаг позволило в 2007г. оптимально сочетать доходность операций и ликвидность денежных средств (рис.5).

Рис.4. Динамика валюты баланса филиалов АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО)

Рис.5. Структура доходов АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) на 01.01.2008г.

Следующей по значимости статьей является кредитование. Весомый вклад в общую сумму доходов внесли операции на валютном рынке, работа с драгоценными металлами, комиссионные доходы. Наравне с привлечением и обслуживанием корпоративного сектора банк развивал работу с частными вкладчиками в рамках клиентского направления.

2.2. Порядок исчисления и уплаты ЕСН, отчетность по налогу

Сумма налога исчисляется и уплачивается банком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма начисленного банком единого социального налога подлежит уменьшению [22, с.79]:

- в части налога, подлежащего уплате в ФСС РФ, - на сумму самостоятельно произведенных банком расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.);

- в части налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет, - на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца банк производит исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода банк исчисляет разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По итогам налогового периода банк исчисляет разницу между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, которая подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, т.е. не позднее 14 апреля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату банку в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Пеня за неполную уплату суммы авансовых платежей по единому социальному налогу начисляется с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачен авансовый платеж.

На недоплаченную сумму налога по итогам налогового периода пени начисляются с 15-го апреля года, следующего за налоговым периодом.

В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по единому социальному налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату банку в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Банк обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. По каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому и авторскому договорам, ведется индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета). Форма и Порядок заполнения индивидуальной карточки учета утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443 [5].

Пример индивидуальной карточки сотрудника банка представлен в таблице 2.

Механизм расчета единого социального налога предусматривает уменьшение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Расчет суммы налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, производится по следующему алгоритму:

1) определяется сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, исходя из налоговой базы и ставки налога, установленной ст. 241 НК РФ;

2) из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога исключается сумма начисленных за тот же период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Например, из начисленной суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20%, сумма страховых взносов, начисленных по максимальному тарифу 14%, исключается в полном объеме.

Важно запомнить правило: сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.


Таблица 2

Индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) за 2007 год

Сведения о работнике — получателе дохода: Ф.И.О. АБРАМОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ИНН Страховой номер 001-001-001 01 Гражданство РОССИЯ

Паспорт гражданина Российской Федерации : серия 99 99 номер 008532 кем и когда выдан Кремлевское ОВД 1-го января 2000 г.

Пол М (м/ж) Дата рождения 29-е июля 1958 г. Адрес места жительства 643, 123456, 77, КРЕМЛЕВСКАЯ УЛ, 1, 1, 1

Должность Зам.директора Департамента Вид договора: трудовой, гражданско-правовой, авторский (нужное подчеркнуть) № договора Дата назначения на должность (или дата заключения договора) 01.06.2006

Наличие инвалидности Справка: серия № Дата выдачи

(в рублях и копейках)

Месяц,

Период

Начислено выплат и иных вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам - ВСЕГО

Выплаты, не отнесен-ные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (выплаты, не умень-шающие налоговую базу по налогу на доходы физ. лиц )

(п. 3 ст. 236)

Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды и федеральный бюджет (п 1, 2 ст. 238 НК РФ)

Выплаты по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, не облагаемые в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ)

Суммы, не включаемые в налоговую базу для исчисления ЕСН в федеральный бюджет (п. 3 ст. 245 НК РФ)

Налоговая база и ставка по ЕСН

в Федеральный Бюджет

в ФСС РФ

в фонды ОМС

налоговая база

ставка

налоговая база

ставка

налоговая база

ставка

(гр. 2 - гр. 3 - гр. 4 - гр. 6)

(гр. 2 - гр. 3 - гр. 4 - гр. 5)

(гр. 2 - гр. 3 - гр. 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Январь

за месяц

67,058.82

67,058.82

67,058.82

67,058.82

с начала года

67,058.82

67,058.82

20.00

67,058.82

2.90

67,058.82

3.10

Февраль

за месяц

85,430.46

85,430.46

85,430.46

85,430.46

с начала года

152,489.28

152,489.28

20.00

152,489.28

2.90

152,489.28

3.10

Март

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

212,489.28

212,489.28

20.00

212,489.28

2.90

212,489.28

3.10

Апрель

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

272,489.28

272,489.28

20.00

272,489.28

2.90

272,489.28

3.10

Май

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

332,489.28

332,489.28

7.90

332,489.28

1.00

332,489.28

1.10

Июнь

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

392,489.28

392,489.28

7.90

392,489.28

1.00

392,489.28

1.10

Июль

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

452,489.28

452,489.28

7.90

452,489.28

1.00

452,489.28

1.10

Август

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

512,489.28

512,489.28

7.90

512,489.28

1.00

512,489.28

1.10

Сентябрь

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

572,489.28

572,489.28

7.90

572,489.28

1.00

572,489.28

1.10

Октябрь

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

632,489.28

632,489.28

2.00

632,489.28

632,489.28

Ноябрь

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

692,489.28

692,489.28

2.00

692,489.28

692,489.28

Декабрь

за месяц

60,000.00

60,000.00

60,000.00

60,000.00

с начала года

752,489.28

752,489.28

2.00

752,489.28

752,489.28


Месяц,

Период

Сумма исчисленного ЕСН (авансовых платежей по ЕСН)

База для начисле-ния страховых взносов на ОПС

Тариф страховых взносов

Начислено авансовых платежей по страховым взносам на ОПС (налоговый вычет по ЕСН)

в ФБ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0200 -

0240 гр. 3

ФСС РФ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0200 -

0240 гр. 4

ФФОМС

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0200 -

0240 гр. 5

ТФОМС

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0200 -

0240 гр. 6

(гр. 7)

дСВ (рСВ)

р. 2 стр. 0100 -

0140 гр. 6

на страховую часть трудовой пенсии

на накопительную часть трудовой пенсии

всего:

(гр. 21 + гр. 22) дСВ (рСВ)

р. 2 стр. 0200 - 0240 гр. 6;

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0300 - 0340 гр. 3

в том числе:

страховая часть

трудовой пенсии

дСВ (рСВ)

р. 2 стр. 0300 -

0340 гр. 6

накопительная

часть трудовой

пенсии

дСВ (рСВ)

р. 2 стр. 0400 -

0440 гр. 6

1

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Январь

за месяц

13,411.76

1,944.71

737.65

1,341.18

67,058.82

9,388.23

9,388.23

с начала года

13,411.76

1,944.71

737.65

1,341.18

67,058.82

14.00

9,388.23

9,388.23

Февраль

за месяц

17,086.10

2,477.48

939.73

1,708.61

85,430.46

11,960.27

11,960.27

с начала года

30,497.86

4,422.19

1,677.38

3,049.79

152,489.28

14.00

21,348.50

21,348.50

Март

за месяц

12,000.00

1,740.00

660.00

1,200.00

60,000.00

8,400.00

8,400.00

с начала года

42,497.86

6,162.19

2,337.38

4,249.79

212,489.28

14.00

29,748.50

29,748.50

Апрель

за месяц

12,000.00

1,740.00

660.00

1,200.00

60,000.00

8,400.00

8,400.00

с начала года

54,497.86

7,902.19

2,997.38

5,449.79

272,489.28

14.00

38,148.50

38,148.50

Май

за месяц

5,648.79

742.70

397.56

412.66

60,000.00

3,938.41

3,938.41

с начала года

60,146.65

8,644.89

3,394.94

5,862.45

332,489.28

5.50

42,086.91

42,086.91

Июнь

за месяц

4,740.00

600.00

360.00

300.00

60,000.00

3,300.00

3,300.00

с начала года

64,886.65

9,244.89

3,754.94

6,162.45

392,489.28

5.50

45,386.91

45,386.91

Июль

за месяц

4,740.00

600.00

360.00

300.00

60,000.00

3,300.00

3,300.00

с начала года

69,626.65

9,844.89

4,114.94

6,462.45

452,489.28

5.50

48,686.91

48,686.91

Август

за месяц

4,740.00

600.00

360.00

300.00

60,000.00

3,300.00

3,300.00

с начала года

74,366.65

10,444.89

4,474.94

6,762.45

512,489.28

5.50

51,986.91

51,986.91

Сентябрь

за месяц

4,740.00

600.00

360.00

300.00

60,000.00

3,300.00

3,300.00

с начала года

79,106.65

11,044.89

4,834.94

7,062.45

572,489.28

5.50

55,286.91

55,286.91

Октябрь

за месяц

2,823.14

275.11

165.06

137.55

60,000.00

1,513.09

1,513.09

с начала года

81,929.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00

632,489.28

56,800.00

56,800.00

Ноябрь

за месяц

1,200.00

60,000.00

с начала года

83,129.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00

692,489.28

56,800.00

56,800.00

Декабрь

за месяц

1,200.00

60,000.00

с начала года

84,329.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00

752,489.28

56,800.00

56,800.00


Месяц,

Период

Сумма налоговых льгот по ЕСН (подп. 1, 2 п. 1 ст. 239 НК РФ)

Сумма авансовых платежей по ЕСН, не подлежащая

уплате в связи с применением налоговых льгот

Начислено авансовых платежей по ЕСН

Начислено пособий (расходов) за счет средств ФСС РФ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0700 -

0740 гр. 4

Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, физических лиц, освобождаемых от налогообложения на основании п. 2 ст. 245 НК РФ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 1200 гр. 3 (4, 5, 6)

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0400 -0440 гр. 3 (4, 5, 6)

в ФБ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0500 -

0540 гр. 3

ФСС РФ

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0500 -

0540 гр. 4

ФФОМС

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0500 -

0540 гр. 5

ТФОМС

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0500 -

0540 гр. 6

в ФБ

(гр. 13 - гр. 20 -- гр. 24)

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0600

гр. 3

ФСС РФ

(гр. 14- гр. 25)

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0600

гр. 4

ФФОМС

(гр. 15 - гр. 26)

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0600

гр. 5

ТФОМС

(гр. 16 - гр. 27)

дЕСН (рЕСН)

р. 2 стр. 0600

гр. 6

1

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Январь

за месяц

4,023.53

1,944.71

737.65

1,341.18

с начала года

4,023.53

1,944.71

737.65

1,341.18

Февраль

за месяц

5,125.83

2,477.48

939.73

1,708.61

с начала года

9,149.36

4,422.19

1,677.38

3,049.79

Март

за месяц

3,600.00

1,740.00

660.00

1,200.00

с начала года

12,749.36

6,162.19

2,337.38

4,249.79

Апрель

за месяц

3,600.00

1,740.00

660.00

1,200.00

с начала года

16,349.36

7,902.19

2,997.38

5,449.79

Май

за месяц

1,710.38

742.70

397.56

412.66

с начала года

18,059.74

8,644.89

3,394.94

5,862.45

Июнь

за месяц

1,440.00

600.00

360.00

300.00

с начала года

19,499.74

9,244.89

3,754.94

6,162.45

Июль

за месяц

1,440.00

600.00

360.00

300.00

с начала года

20,939.74

9,844.89

4,114.94

6,462.45

Август

за месяц

1,440.00

600.00

360.00

300.00

с начала года

22,379.74

10,444.89

4,474.94

6,762.45

Сентябрь

за месяц

1,440.00

600.00

360.00

300.00

с начала года

23,819.74

11,044.89

4,834.94

7,062.45

Октябрь

за месяц

1,310.05

275.11

165.06

137.55

с начала года

25,129.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00

Ноябрь

за месяц

1,200.00

с начала года

26,329.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00

Декабрь

за месяц

1,200.00

с начала года

27,529.79

11,320.00

5,000.00

7,200.00


При исчислении налогового вычета по единому социальному налогу могут возникнуть особенности в случаях, если:

- банк применяет налоговую льготу, предусмотренную ст. 239 НК РФ;

- банк производит выплаты в пользу иностранных граждан, не являющихся застрахованными лицами в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Если банк производит выплаты в пользу инвалидов I, II или III группы, сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, и сумма налогового вычета определяются следующим образом.

1) исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, без учета льгот;

2) из исчисленной суммы налога вычитается сумма начисленных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

3) из полученной суммы разницы вычитается сумма налога, льготируемая в соответствии со ст. 239 НК РФ (льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование);

4) оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.

Пример 1. Работник банка является инвалидом III группы, за I квартал 2006 г. ему начислена заработная плата в размере 15 000 руб. Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, составляет: 15 000 x 20% = 3000 руб. Из этой суммы вычитается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

3000 - 15 000 x 14% = 900 руб.

Из полученной суммы разницы вычитается льготируемая сумма налога:

900 - (15 000 x 20% - 15 000 x 14%) = 0.

Таким образом, у банка не возникает обязанности по уплате единого социального налога в федеральный бюджет. Основное правило также соблюдено: сумма налогового вычета 2100 руб. (15 000 x 14%) не превышает сумму начисленного налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, - 3000 руб.

Пример 2. Работник банка является инвалидом III группы, за полугодие 2006 г. ему начислены выплаты в размере 600 100 руб.

Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, до применения льгот составляет: 81 280 + 100 x 2% = 81 282 руб.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 56 800 руб.

Льготируемая сумма налога: 100 000 x 20% - 100 000 x 14% = 6000 руб.

Сумма единого социального налога, фактически подлежащая уплате в бюджет, составляет:

81 282 - 56 800 - 6000 = 18 482 руб.

Сумма единого социального налога в части, подлежащей уплате в ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования, определяется как сумма налога, исчисленная в соответствующий фонд с налоговой базы физического лица - инвалида I, II или III группы без учета льготы, за минусом суммы налога, не подлежащей уплате в соответствующий фонд на основании льготы.

Пример 3. Работник банка является инвалидом III группы, за полугодие 2006 г. ему начислены выплаты в размере 300 000 руб.

Сумма единого социального налога, уплачиваемого банком, составит 22 500 руб. (табл.3).

Таблица 3

Расчет ЕСН

Налоговая
база

Федеральный
бюджет

Фонд
социального
страхования
РФ

Фонды обязательного
медицинского страхования

Итого

Федеральный
фонд
обязательного
медицинского
страхования

территориальные
фонды
обязательного
медицинского
страхования

280 000 руб.

(280 000 x 20%) -
(280 000 x 14%) -
(100 000 x 20% -
100 000 x 14%) =
10 800 руб.

280 000 x
2,9% -
100 000 x
2,9% =
5220 руб.

280 000 x
1,1% -
100 000 x
1,1% =
1980 руб.

280 000 x 2% -
100 000 x 2% =
3600 руб.

21 600 руб.

20 000 руб.

(20 000 x 7,9%) -
(20 000 x 5,5%) =
480 руб.

20 000 x
1,0% =
200 руб.

20 000 x
0,6% =
120 руб.

20 000 x 0,5% =
100 руб.

900 руб.

Если банк производит выплаты в пользу иностранных граждан, не являющихся застрахованными лицами в соответствии с Законом № 167-ФЗ, то по таким гражданам не производятся начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, сумма единого социального налога, начисленная в федеральный бюджет, подлежит уплате в полном объеме без уменьшения на сумму налогового вычета. К иностранным гражданам, не являющимся застрахованными лицами в соответствии с Законом № 167-ФЗ, относятся временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, с которыми у банка заключены трудовые и гражданско-правовые договоры, а также иностранные граждане, работающие в иностранных представительствах банка по контрактам.

Учитывая положения ст. 243 НК РФ, головной офис банка и филиалы банка, имеющие баланс и корреспондентский счет, самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму налога (авансовых платежей), представляют налоговые декларации по единому социальному налогу (расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу) по месту учета головного офиса банка и филиалов банка соответственно в порядке и в сроки, установленные гл. 24 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения филиала , определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому филиалу.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения головного офиса банка , исчисляется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате по банку в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения филиалов. По сути сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения головного офиса банка, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к головному офису банка.

Что касается дополнительных офисов, обменных пунктов, операционных касс вне кассового узла и иных структурных подразделений, входящих в состав как головного офиса банка, так и его филиалов и не имеющих соответственно отдельного баланса и корреспондентского счета, то гл. 24 НК РФ не предусмотрена уплата единого социального налога по таким обособленным подразделениям. Следовательно, налоговая база, относящаяся к указанным обособленным подразделениям, включается в налоговую базу головного офиса банка или филиала банка, в состав которых входят эти структурные подразделения.

Налоговая база по работнику, перешедшему на работу в другое обособленное подразделение банка, определяется с учетом выплат, произведенных ему с начала года в том подразделении, из которого он перешел. Платежи по единому социальному налогу по такому работнику исчисляются подразделением банка, в которое перешел работник, по ставкам, соответствующим налоговой базе работника, определенной нарастающим итогом с начала года, но с сумм выплат, произведенных этим подразделением.

Обособленное подразделение, в которое перешел работник, открывает на него новую индивидуальную карточку учета.

Для подтверждения права на применение регрессивных ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию подразделение, из которого перешел работник, представляет в подразделение, куда работник перешел, копию индивидуальной карточки учета по данному работнику, заверенную подписью руководителя, главного бухгалтера (или иных уполномоченных лиц) подразделения, из которого перешел работник, и печатью.

Заполнение отчетных форм по таким работникам производится в порядке, изложенном, в частности, в Письме МНС России от 14.02.2003 № 05-3-05/1/72-Е782, с учетом изменений, внесенных в соответствующие формы отчетности.

Пример. Работник филиала банка в апреле 2006 г. перешел на работу в головной офис банка.

За время работы в филиале банка работнику было начислено: в январе - 40 000 руб., в феврале - 45 000 руб., в марте - 45 000 руб. Итого за I квартал 2006 г. - 130 000 руб.

За время работы в головном офисе работнику было начислено: в апреле - 50 000 руб., в мае - 50 000 руб., в июне - 55 000 руб. Итого за II квартал 2006 г. - 155 000 руб.

Налоговая база нарастающим итогом с начала года составила 285 000 руб.

В филиале работнику был начислен единый социальный налог в сумме:

(130 000 x 20% - 130 000 x 14%) + 130 000 x 2,9% + 130 000 x 1,1% + 130 000 x 2,0% = 7800 + 3770 + 1430 + 2600 = 15 600 руб.

В головном офисе банка работнику должен быть начислен налог в сумме:

(56 000 + 5000 x 7,9%) - (39 200 + 5000 x 5,5%) + (8120 + 5000 x 1,0%) + (3080 + 5000 x 0,6%) + (5600 + 5000 x 0,5%) - 15 600 = 18 225 руб., или

(150 000 x 20% - 150 000 x 14% + 150 000 x 2,9% + 150 000 x 1,1% + 150 000 x 2,0%) + (5000 x 7,9% - 5000 x 5,5% + 5000 x 1,0% + 5000 x 0,6% + 5000 x 0,5%) = 18 225 руб.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется головным офисом банка и филиалами (обособленными подразделениями, исполняющими обязанности по уплате налога и авансовых платежей) самостоятельно исходя из сумм налога (авансового платежа), исчисленного от величины налоговой базы, относящейся к головному офису банка и филиалам соответственно.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался банк, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период банк отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России. В настоящее время применяется форма, утвержденная Приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу…».

Налоговая декларация по единому социальному налогу по форме, утвержденной Минфином России, представляется банком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, банк не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, банк обязан представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС РФ, о суммах:

1) начисленного налога в ФСС РФ;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в ФСС РФ.

Все установленные формы отчетности головной офис банка и его филиалы (обособленные подразделения, исполняющие обязанности банка по уплате налога) самостоятельно представляют в налоговые органы по своему месту нахождения, а также в органы социального страхования и пенсионного обеспечения по месту своей регистрации. При этом в порядке, установленном учетной политикой банка для целей налогообложения, филиалы банка направляют в головной офис банка все необходимые для заполнения сводных показателей отчетности сведения.

Формы отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей банк отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с Пенсионным фондом РФ. В настоящее время применяется форма, утвержденная Приказом Минфина России от 24.03.2005 48н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и рекомендаций по ее заполнению». Пример расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) по итогам 3 квартала 2007г. представлен в таблице 4,5,6.

По окончании расчетного периода банк представляет в территориальный орган ПФР расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Декларация по страховым взносам по форме, утверждаемой Минфином России по согласованию с Пенсионным фондом РФ, представляется банком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. В настоящее время применяется форма, утвержденная Приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения».


Таблица 4

Раздел 2. Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в рублях)

 

 

 

Наименование показателя

Код строки

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

ВСЕГО

(гр.3+гр.4)

Из графы 5, в части застрахованных лиц, занятых в сферах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму

1

2

3

4

5

6

База для начисления страховых взносов за отчетный период, всего

0100

8,532,772

5,888,827

14,421,599

в том числе за последние три месяца отчетного периода (стр.0120+стр.0130+стр.0140)

0110

2,676,237

2,010,855

4,687,092

из них: 1 месяц

0120

892,079

670,285

1,562,364

2 месяц

0130

892,079

670,285

1,562,364

3 месяц

0140

892,079

670,285

1,562,364

Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период, всего (стр.0300+стр.0400)

0200

675,812

589,573

1,265,385

в том числе за последние три месяца отчетного периода (стр.0220+стр.0230+стр.0240)

(стр. 0310 + стр. 0410)

0210

106,973

116,845

223,818

из них: 1 месяц (стр.0320+стр.0420)

0220

42,696

46,937

89,634

2 месяц (стр.0330+стр.0430)

0230

34,198

36,340

70,537

3 месяц (стр.0340+стр.0440)

0240

30,079

33,567

63,646

из них:

Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за отчетный период, всего

0300

675,812

420,598

1,096,410

в том числе за последние три месяца отчетного периода (стр.0320+стр.0330+стр.0340)

0310

106,973

83,163

190,136

из них: 1 месяц

0320

42,696

33,441

76,138

2 месяц

0330

34,198

25,856

60,053

3 месяц

0340

30,079

23,866

53,945

Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за отчетный период, всего

0400

Х

168,975

168,975

в том числе последние три месяца отчетного периода (стр.0420+стр.0430+стр.0440)

0410