Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 18
поиск по сайту правообладателям
"Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс". Платон
В творении поэта, В. Гюго
Введение.
О широте распространения практики психотерапии свидетельствует разнообразие представленных в последнее время подходов. Сейчас сложились благоприятные условия для роста психотерапии и разнообразия ее форм. Быстрое распространение психотерапии привело к тому, что она внедрилась в такие области, где раньше были представлены только профессионалы. Психотерапия перестала быть чем-то неведомым, она стала признанной частью культуры. Как правило, поэзия является отражением внутреннего мира творцов, которые пишут о том, что близко и интересно самим поэтам. Но не лишним будет обратить внимание и на психологический феномен читательского восприятия поэтических творений
— в большинстве случаев читатель склонен обращать внимание не на мастерство рифмовки и витиеватость изложения мыслей, а на то, близки ли ему слова поэта и совпадают ли переживания автора с его переживаниями. У читателей происходит как бы процесс примерки «одежды мыслей, переживаний и чувств» поэта к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. И, если эти чувства совпадают, то поэзия становится мощным видом искусства, который в состоянии очищать души людей до уровня первозданной чистоты, вызывать эффект катарсиса и тем самым даже достойно конкурировать и дополнять различные направления психотерапии. Что происходит с нашим сознанием во время чтения или слушания поэзии? Почему нас привлекает поэтический язык? Как именно действует этот язык? Какова терапевтическая польза от сочинения и чтения стихов? На эти вопросы я постараюсь ответить в своем е. Пункт 1. Поэзия и психоанализ.
"Не я, а поэт обнаружил бессознательное" З. Фрейд Теорию художественного творчества развил психоанализ. Признания поэтов частично совпадают с психоаналитической теорией творчества. А признания психологов только подтверждают значимость поэзии для понимания человека. Фрейд однажды написал: "Не я, а поэт обнаружил бессознательное" Ему же принадлежат слова: "Разум - это то, что творит поэзию." Согласно его мнению, каждый человек живёт двумя жизнями: сознательной и неосознанной. К сознательной жизни относится наше реализованное общение средствами языка, а все наши нереализованные желания и мечты никуда не деваются, а живут в подсознании, трансформируясь в непредсказуемое, что нередко становится причинами психических расстройств. Творчество в этом случае является своеобразным терапевтическим средством, которое освобождает «перегруженное» подсознание от информации, и то, что творческий человек выкладывает на бумаге, перестаёт его волновать. По мнению Фрейда и представителей его школы творчество является спонтанным психолечением. Под напором скрытых бессознательных аффектов воображение ищет выхода в искусстве, в сфере ирреального, чтобы спасти реальную жизнь личности. Аффекты, от которых страдает личность, могут быть изжиты, если поэт выплескивает их из своей психики в художественное произведение. Пункт 2. Поэзия и философия. «Поэзия – совершенное знание человека и знание мира через познание человека.»
В. Иванов
Поэзия есть чувство Мы познаем мир посредством языка. Конечно, это выглядит несколько преувеличенно, поскольку мы имеем и чувственный опыт. Но язык, несомненно, обогащает наш опыт, украшая его. Слова не являются простыми, ничего не значащими объектами. Они имеют интонации, связаны с ассоциациями, имеют историю происхождения. Рифма, ритм, метафоры и т.д. не являются лишь украшением, чем-то второстепенным и несущественным. Нет, они уточняют, привносят дополнительный смысл и выразительность. С этой точки зрения деловой язык и язык улицы лишь чахлое подобие и бледная тень настоящего поэтического языка. Известно, что еще Фалес писал свои сочинения (увы, не сохранившиеся) в стихотворной форме. Только Анаксимандр отменил эту практику, посчитав ее неподходящей для такой деятельности. Но в дальнейшем, как своего рода подводное течение, в философии сохранялась тяга к поэтическим формам. Многие из последующих философов совершенно очевидно имели поэтические способности, и, в какой-то мере их реализовывали. Например, у Ницше поэтическая стихия слышна практически в любых его опусах, особенно в последних. 3.1. Поэзия как избавление от страданий, скорби и печали.
3.1.1. Эмоциональное отреагирование.
"Собственные наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их томящей тяжести или от их трепетного волнения, в котором занимается дыхание, теряется сознание, и когда мы возобновляем их в воспоминании. Настоящее никогда не наше, ибо оно поглощает нас собою; и самая радость в настоящем тяжела для нас, как и горе, ибо не мы ею, но она нами преобладает. Чтоб наслаждаться ею, мы должны отойти от нее на известное расстояние, как от картины по требованиям освещения; должны взглянуть на нее, свободные от нее, как на нечто вне нас находящееся, предметное. Вот от чего мы облегчаемся от томительной тяжести горя, как скоро сообщим его другому или изольем его на бумаге для самих же себя: мы видим его отделенным от нашей личности, наша личность не заслоняет его от нас - и тогда нам мило наше горе, мы любим вспоминать о нем, как воин о своих походах и опасностях, которым он подвергался" (Белинский, 1948, т.2, с. 640-641). Роберт Рождественский
Помогите мне, стихи! Д. Бедный
Бывает час: тоска щемящая То есть появляется образы, символы и слова, которые становятся контейнерами переживания. То есть можно говорить не только об отреагировании, а о нахождении формы, символизации и преобразующей трансформирующей роли поэзии. 3.1.2. Разделенное страдание.
Поэтическое творчество может быть порождено желанием приобщить и других, читателей, к лично переживаемому. Мы неосознанно хотим, чтобы нам сочувствовали, сострадали. Сопереживание воображаемого читателя является мощным средством дробления и устранения накопившихся негативных эмоций и нежеланного возбуждения. 3.1.3. Убежище от реальности, игра воображения.
Шеллинг говорил, что поэзия помогает нам "строить миры удобные для проживания". Поэтическое творчество как процесс дает возможность на время обезболить страдающую душу. Оно действует как анестезия, если не лечит. Обожженную руку мы помещаем под струю холодной воды. Вода не лечит, но облегчает страдания, снимает острую боль. У больной души тоже должно быть свое место отдохновения, свой "эрмитаж", свой "оазис". Разве можем мы осуждать даже временное стремление найти убежище? Уход, некий временный эскапизм, существование в иных виртуальных мирах и т.д. - проявления могут быть самыми разнообразными. Поэт во время написания стихов отвлекается от мучающей его реальности и начинает видеть жизнь каким-то просветленным взором. Его, измученное наблюдением грубой действительности, внимание рассеивается и переходит в нереальный, виртуальный мир свободной мечты и фантазии. Мир предстает новым, очищенным и просветленным. Видоизмененный мир уже не кажется пугающим и несущим угрозу. Жизненные перипетии начинают казаться бледными и бессильными, не касающимися нас так непосредственно и неотвратимо, как это казалось ранее. Этот механизм, очевидно, срабатывает тогда, когда речь идет о пережитом или непосредственно испытываемым в данный момент человеком. Момент метаморфозы вдохновенно мыслящего поэта и ухода его из мира реального в мир виртуальный, ирреальный, поэтический гениально показал А.С. Пушкин. В стихотворении "Осень" он писал: Фёдор Сологуб
ТВОРЧЕСТВО Блез Паскаль (Паскаль, 1905,с. 43) считал, что "люди обладают тайным инстинктом к развлечениям и занятиям, которые проистекают из их чувств, вызываемого их постоянными несчастиями и страданиями". Значит, истина состоит в том, что когда люди развлекаются, занимая свой дух, они отвлекаются от осознания своих страданий. О одиночество, как твой характер крут! Мне хорошо сейчас одной. Сижу в скрипучем кресле на веранде. Жара ушла и сад в тиши ночной Отдался освежающей прохладе. Мне хорошо сейчас одной. Я не нарушу мыслей скоротечность. Дым сигареты ветреной волной Стремительно пронзает бесконечность. Мне хорошо сейчас одной. Желает мотылек пробить преграду, Врезаясь в свет беспечной головой, Как будто в свете он найдет награду. Мне хорошо сейчас одной. Но непременно нужен кто-то рядом, Кому бы я сказала: “Мой родной, Как хорошо сейчас мне быть одной”. Мазохина И. Ролло Мэй (Мэй, 2001, с. 38) считает, что, то, "что переживает художник или ученый в процессе творчества, не является ни возбуждением, ни страхом - это радость. Я использую это слово, как понятие, противоположное наслаждению или удовлетворенности. В момент творчества художник не чувствует успокоенности или удовлетворенности. Здесь радость можно определить как эмоцию, возникающую в момент "повышенного" сознания, как настрой, который сопутствует уверенности в реализации собственных возможностей". Золото моих волос Тихо переходит в седость. - Не жалейте! Все сбылось, Все в груди слилось и спелось. Спелось – как вся даль слилась В стонущей трубе окрайны. Господи! Душа сбылась: Умысел мой самый тайный. М. Цветаева С.Я. Маршак
Дыхание свободно в каждой гласной, Поэзия - это игра воображения, поэтому должна приносить радость, как и всякая игра. Творец, как и ребенок, познает и усваивает мир в игре. В игре удовлетворяется инстинкт творчества. Поэтическое воображение стимулирует развитие адаптационных возможностей творца, исподволь готовя его к превратностям и несовершенствам мира. Поэт же получает высшее наслаждение от игры в слова, перебирая их и переставляя, словно ребенок детали конструктора. И.Сельвинский
Поэт, изучай своё ремесло, Отображение сложной картины мира в поэтическом произведении подразумевает владение специфическим "языком" поэтического творчества, своеобразным набором "кодов" (Лотман, 1994), которые позволяют шифровать и дешифровать информацию, компактно сворачивать ее, заключать смыслы в знаковую структуру, переводить язык человеческих эмоций и смыслов на язык искусства. Свои стихи, как зелье, Конечно же "Дрова" и "костер" - форма и содержание не должны существовать раздельно! Мастерство кодирования информации должно сопровождаться проникновением в глубинные смысловые слои, пропитанные эмоциями. В процессе творчества, с опытом и ростом мастерства происходит переход начинающего поэта из стадии поэтического "дилетанта" (Леонтьев, 1994, с. 75), на стадию эксперта или ценителя. Но при этом следует избегать некоторых опасностей, которые подстерегают на этом пути. Пройдя между Сциллой и Харибдой дилетантизма и профессионализма, поэт должен выйти на глубокое личностное общение с поэтическим материалом. Истинное личностное общение всегда носит диалогический характер. В процессе диалога со своим alter ego, с сопротивляющимся словесным материалом, поэт перейдет от "поэзии для эмоций" к "поэзии для личности", т.к. истинное творчество всегда содержит потенциал для развития. 3.3.3. Сатира.
Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Чувство юмора — способность человека понимать юмор. Оно придаёт человеку уверенности в себе и оптимизм. Инструмент юмора — это шутка. Обычно удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние или страх. Смех является специфическим катарсисом. В смехе и юморе есть механизм самоподкрепления. Есть определенный эмоциональный, телесный тонус, который имеет чисто психофизиологическую природу, и от того действует особенно мощно и на телесном, и на психологическом уровне. Если же сатира направлена на не лицеприятные стороны человеческого характера, то высмеивание их дает как психологическую разрядку, так и повод задуматься над своими собственными сходными чертами характера, повод к самоанализу. Вот очень удачный пример сатиры на самоанализ в виде басни (к сожалению автор не известен): Однажды Сидоров, известный неврастеник, Глава 1 труда Жана Батиста Дюбо "Критические размышления о поэзии и живописи" (Дюбо, 1976, с. 35-37) так и называется: "О необходимости быть занятым во избежание скуки…". Он пишет: "У души, как и у тела, есть свои нужды и первейшая из них - это потребность быть постоянно чем-то занятой. Скука, происходящая из-за бездействия души, причиняет человеку такие страдания, что он подчас берется за самые тяжелые занятия, чтобы только избежать их. Легко понять, однако, что самый тяжелый телесный труд не в силах занять душу. Она может избавиться от страданий только двумя способами: или погрузившись во впечатления, доставляемые ей внешними объектами, или подкрепляя себя рассуждениями о разных предметах…". Душа творца – ликующий Бродвей, Переплетенье сотканных идей, Поток неизъяснимых мук, Тревог, разлук, восторга рук, Ведь для нее не может быть страшней Обыденности проходящих дней. Мазохина И. Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов. "Гипнотическая сила поэзии - в ритме, в ауре, посредством которых воспринимающая душа приобщается к изливающей. Можно путем известного расположения ритма, путем созвучия, рифмы убаюкать наше сознание, привести его в состояние такого же равномерного движения и таким образом подготовить его к покорному восприятию внушаемого воздействия" (Гарин, 1992, с.364). К гипнотическим стихотворениям по праву можно отнести стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь», оно создает невероятно мощную атмосферу поэтического настроения. Б. Пастернак
ЗИМНЯЯ НОЧЬ
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Благодаря поэтическому творчеству, человек развивается, обучается, познает что-либо, познает самого себя. Это искусство реально делает человека лучше, способствует его личностному росту. Приученным к искусствоотражению, пора переучиваться: искусство - не отражение, а углубление. Поэт, как Гомер или Мильтон, должен ослепнуть и обратить взор к внутренним пейзажам, вглубь себя. Познавая себя, проникая в эти сокровенные тайны, поэт должен пройти через одиночество и самоизоляцию. Я – та, которая стремится Познать всю тайну бытия, И в этой тайне исцелиться, Познав себя…Познав себя… Мазохина И. Наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм отреагирования приходит в состояние эмоционального гомеостаза (равновесия). Чаще всего бессознательно мы "сжигаем" негативные эмоции посредством движения. Таким образом, мы спасаем структуры головного мозга от излишней "черной" энергии. Но поэт как личность рефлексирующая и тонко организованная отвергает это грубое средство. Поэт предпочтет в силу своей творческой природы внутреннее отреагирование аффектов. Он избавляется от напряжения посредством языка, слова. Все мы помним: "В начале было слово…". Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются! Смена сильных и слабых единиц, ритмический порядок слов, динамизм слова - вот внутренний жест и внутренняя мимика поэта. Это далеко не все аргументы в пользу занятий поэтическим творчеством.
Заключение.
На основе вышеизложенного материала можно выделить основные тезисы от пользы поэтического творчества. Во-первых, в поэзии есть практически вся полноценная гамма чувств, необходимая для процесса продуктивного развития души, а также для наполнения и обогащения внутреннего мира человека. Вряд ли для кого-то будет большим откровением то, что наша жизнь в целом непроста и не линейна. Состоит она не только из доброжелательных улыбок окружающих нас людей и бравых киношных героев, но и из другой незримой для окружающих реальности — из одиночества, внутренней боли, различных душевных страданий, разочарований и проч. Поэзия способна облекать человеческие чувства в лаконичную словесную оболочку, озвучивать их наиболее глубоко, ёмко и доходчиво, тем самым избавляясь от негатива или восхищаясь и получая радость от позитива. Во-вторых, поэзия обладает богатейшим «техническим арсеналом», в котором — побуждающие к обобщённым размышлениям парадоксы, многомерные смыслы, философские сентенции и прочее. Поэзия — это своеобразный эмоциональный концентрат впечатлений от наиболее ярких моментов полноценной человеческой жизни: грустной и весёлой, серьёзной и шутовской… а также многое другое. Поэзия отвлекает от повседневных забот и серого существования гармонией и музыкой слов. Литература.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999. 5. Оганесян Н.Т.Самоактуализация психических состояний через поэзию, режим доступа к ст. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1425 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка : Руководство по психотерапии/ пер. с англ. – М: Независимая фирма «Класс», 2005 – 336с. 7. Портал «Русские рифмы», режим доступа к ст: http://rifma.com.ru/Poetry.htm 8. Поэзия и авторская песня Украины/ Шошанни Николай « О формуле поэзии», режим доступа к ст: http://poezia.org/ru/publications/325 Ирина, очень интересный поэтический . Есть небольшие дополнения в тексте. Также мне кажется, что было бы хорошо дополнить параграфом, посвященном практическому применению чтения стихов и сочинения поэзии в терапии искусствами, терапевтическому подходу к сочинительству и описать принципы такого подхода (например, отсутствие критики), техники, позволяющие клиентам, которые испытывают страх и не уверенность перед литературным и поэтическим творчеством начать писать, позицию терапевта и др. Также хотелось бы напомнить, что тема реферата «Введение в арт-терапию» и было бы хорошо написать о возможном совместном применении работы с рисунком и работы с поэзией, что общее и что отличает применение этих двух видов искусства в терапевтической практике. Мы уже делали некоторые такие упражнения, ты можешь написать об этом, исходя из собственного опыта. Также интересно было бы услышать об использовании разных форм поэзии- белый стих, рифмованные стихи разного размера, хайку и др. С уважением
|