Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«нация»

 

             

«нация»

Стивен Б. Крофтс-Уилей

ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ ПОНЯТИЕ «НАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Stephen B. Crofts Wiley. Rethinking nationality in the context of globalization. Communication theory. 2005. 14 (1). 78-96.

Теоретики, обращаясь к понятию «нация» как инструменту для объяснения всей палитры социальных процессов и превращая его в структурообразующий элемент в рассмотрении глобализации, за рамками анализа оставляют тот факт, что глобализация привносит важнейшие изменения в само понятие «нация» и его сущность как социальной структуры и, следовательно, в то научное знание, которое основывается на традиционном понимании этого феномена.

Дело не в том, что такие понятия, как «нация» и связанные с ним «национальность», «национализм» или «государство-нация» стали неактуальны и неуместны. Нет, этот фактор продолжает оставаться важнейшим понятийным звеном для объяснения социальной, политической или культурной конституции государств. Но статус национальности не ясен в реалиях глобализации, и теория коммуникаций, по крайней мере, тот её аспект, что напрямую связан с этим понятием, нуждается в новом концептуальном переосмыслении.

Автор делает попытку решить эту проблему на основе различных теоретических концепций понимания «нации», каждая из которых подвергается критике и анализу.

В теории массовых коммуникаций «нация» рассматривается как пространство, признанное стать медиатором между различными типами общественных связей, имеющих место в государстве. Понятие нация – это территориально и темпорально определённая точка отсчёта, в отношении к которой берут дальнейшее определение другие уровни коммуникаций (локальный, интернациональный, межнациональных, глобальный). Исследователи в рамках этой концепции нацелены, прежде всего, на выявление взаимосвязей и взаимовлияния между (меж)национальными СМИ, национальным государством и его социумом. При этом «национальное» есть некая «самодовлеющая», априорно существующая данность, служащая определением, лимитирующим и характеризующим объекты исследования.

Следующая теория – нация как исторический продукт – есть исторически-культурологический подход, который рассматривает нацию как исторически сложившийся феномен, главная цель которого культивировать гомогенность и единство самоё себя. Историки отказали нации в признании её общественной естественности, утверждая, что нация – это искусственно созданное, воображаемое сообщество, человеком сотворённая традиция, в рамках которой и на благо которой осуществляется политическая власть, всеобщее образование, массовые коммуникации и пр.

Теоретики, придерживающиеся релятивной теории, рассматривают нацию как экономическое, политическое, культурное и социальное образование, которое не может существовать вне контекста многочисленных межнациональных коммуникаций, оказывающих прямое влияние на формирование нации. При этом образ и суть нации, а также цели её существования определяются сложившимися геополитическими реалиями и характером отношений с другими нациями. Спекуляция с этим понятием стала особенно актуальна ещё в период империалистического доминирования европейских держав на большей части земного шара, а затем в постколониальный период, когда понятие «нация» использовалось как инструмент для импорта европейских ценностей и интересов в постколонии, в том числе и с помощью средств массовых коммуникаций.

Последователи четвёртой теории – теории глобализации – концептуализируют понятие «нация» на фоне наблюдаемого сегодня ускорения и, как следствие, интенсификации межнациональных потоков людей, информации, денег и товаров. Подобные явления разрушают нации-государства, распыляют их в пространстве и во времени. Безусловно, новые коммуникационные технологии играют одну из решающих ролей в формировании реалий нового, глобализированного мира и наций в его контексте.

Итак, что есть «нация» как таковая, какие силы трансформируют её, что разрушает и что сохраняет её? На эти вопросы пытаются ответить представители пятой, контекстуальной концепции, которая наиболее симпатизирует автору статьи. Нация есть сложная структура, характеризующаяся одновременными взаимодополняющими друг друга потоками локальных, региональных и глобальных коммуникаций. Это пространство не определено темпорально или территориально – необходим аналитический подход в изучении причин и следствий, вызвавших изучаемые процессы внутри и вне нации. Нация не есть структурообразующая контекста, в котором она существует, наоборот – контекст, в котором существует нация, структурообразует её. Многоуровневые национальные культурные, коммуникационные, социальные и другие структуры и миграции постоянно трансформируемы и видоизменяемы.

Каждый из уровней нации может взаимопересекаться, взаимодополняться или расходиться с другими уровнями, составляющими её. Различия в структурах различных наций определяются историческим контекстом, геополитическими факторами и прочими условиями. Одновременно существуют и такие компоненты в пространствах, априорно определённых «нациями», на которые нация не оказывает ровно никакого влияния, что ещё раз доказывает подход автора в определении «нации».

Описав теории, предлагающие различные подходы к осмыслению нации, автор замечает, что в современной науке очевиден логически обоснованный сдвиг к дисциплинарному изучению составляющих нацию элементов в контексте определённых исторических, политических и пр. реалий и тенденций, а не в контексте идеализированного образа «нации» как монолитного, гомогенного пространства, или «контейнера для коммуникаций».

Подготовил:

Г. ЛУГОВОЙ,

Российский государственный гуманитарный университет

Материал опубликован в рамках совместного проекта Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и Международной коммуникативной ассоциации (ICA) "ОНЛАЙНОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЖУРНАЛЫ ICA ДЛЯ РКА" . Подробнее о проекте: http://russcomm.ru/rca_projects/ica/