Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«Использование ит в изучении истории музейного дела»

 

             

«Использование ит в изучении истории музейного дела»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрантка кафедры

этнологии, музеологии и

истории искусств

Симакова Инна

Руководители:

профессор, доктор

исторических наук

Гужаловский А.А.

ассистент Позняков А.М.

Минск – 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список обозначений к выпускной работе. 3

на тему «Использование ИТ в изучении истории музейного дела». 4

Введение. 5

Глава 1. Обзор литературы.. 7

Глава 2. Методика исследования. 9

Глава 3. Перспективы внедрения АИС в музеи в контексте использования их исследователями-музееведами. 10

3.1. Преимущества использования ИТ в изучении истории музейного дела по сравнению с традиционными источниками музейной информации. 10

3.2. Использование АИС исследователями. 11

3.3. Применение информационно-справочных и демонстрационных компьютерных систем исследователями. 12

Глава 4. Использование музейной информации на электронных носителях и в сети интернет. 15

4.1. Электронные публикации музеев. 15

4.2. Представительство музеев в сети Интернет. 16

Заключение. 20

Библиографический список к у. 21

Предметный указатель к у. 22

Интернет-ресурсы в предметной области исследования. 23

Действующий сайт в www.. 26

Тестовые задания по ИТ. 27

Граф научных интересов. 28

Презентация магистерской диссертации. 30

Библиографический список к работе. 32


Список обозначений к выпускной работе

АДИТ – автоматизация деятельности музеев и информационные технологии.

ИКОМ – Международный Совет музеев.

ИТ – информационные технологии.

CIDOC – Комитет по музейной документации.

АИС – автоматизированная информационная система.

БД – базы данных.

ЭП – электронные публикации.

ВЭ – виртуальные экспозиции.

на тему «Использование ИТ в изучении истории музейного дела»

Введение

Вступив в XXI век, мировое сообщество уже перешагнуло порог перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» обществу, одной из моделей которого является «информационное общество». Этот процесс не мог не коснуться музейной деятельности: роль и место музеев в обществе меняется. Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем и к которой обращено пристальное внимание исследователей, - это проблема доступности мирового культурного наследия для самых широких слоев населения, роли информационных технологий (ИТ) в решении этой проблемы, в том числе и вопросы использования музейной информации учеными, специализирующимися на изучении истории музейного дела. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 году. Процитируем фрагмент из Концептуального документа «ЮНЕСКО и информационное общество для всех»: «В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии» [10, с. 523]. Такая тенденция подтверждает наше положение об необходимости внедрения ИТ в музейную сферу и праве доступа к информации, созданной с помощью ИТ, исследователям истории музейного дела.

Необходимость технической модернизации обусловлена существенным усложнением условий функционирования и деятельности музеев. Сегодня музей является открытым учреждением, призванным предоставить достоверную информацию о человеке и окружающем его мире всем желающим, в том числе и исследователям истории музейного дела. Но часто, попадая в музей, ученый сталкивается с рядом проблем. В первую очередь, это проблемы поиска необходимой информации. Музей ведет большое количество документации, записи в которой часто дублируется, и исследователю приходится тратить большое количество времени для отбора необходимых ему сведений. Если коллекции музея слишком большие, то даже музейные сотрудники бывают не в состоянии помочь ученому в выявлении той или иной информации.

При изучении истории музейного дела исследователь обращается в первую очередь к каталогам коллекций, книгам поступлений и инвентарным книгам. Это довольно кропотливая и длительная работа. Решение же этой проблемы находится во внедрении информационных технологий в сферу музейного дела. Основными направлениями применения ИТ в музее являются создание автоматизированных информационных систем (АИС), элементом которых является разработка баз данных (БД); распространение электронных публикаций (ЭП) на дисках и в сети Интернет; разработка собственных сайтов и виртуальных экспозиций (ВЭ).

Компьютеризация постепенно изменяет весь процесс работы музея, а, следовательно, и ученого, который обращается в музей. Современные компьютерные технологии предоставляют ученому возможность получить необходимый для исследования материал, даже не посещая музей, благодаря музейному представительству в сети Интернет.

Глава 1. Обзор литературы

Литературу по данному вопросу можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся издания на бумажных носителях, которые характеризуют основные направления деятельности музеев: научно-исследовательскую, научно-фондовую, экспозиционно-выставочную и культурно-просветительную. В данных изданиях предоставлена также информация о применении ИТ в музейном деле. Во вторую группу можно включить различные действующие сайты музеев в сети Интернет, которые дают наглядный пример использования ИТ в музейной деятельности и служат объектом исследования по истории музейного дела.

Пристальное внимание использованию ИТ в музейной деятельности уделяют авторы учебного издания «Музейное дело России», вышедшего в Москве в 2005 году под редакцией Каулен М.Е. Авторы подробно анализируют цели, задачи, функции, основные требования к использованию компьютера в музее, приводят опыт музеев Российской Федерации. Тем не менее у данной работы есть ряд недостатков. Авторы концентрируются на применении ИТ в административно-хозяйственной и фондовой деятельности музея, но не анализируют перспективы применения компьютера в научно-исследовательской деятельности.

В работе «Основы музееведения» под редакцией Э.А. Шулеповой достаточное внимание уделяется использованию компьютерных технологий во всех сферах музейной деятельности. Причем авторы обращают внимание на перспективы применения ИТ не только работниками музея, но и исследователями извне. Поднимается вопрос доступности музейной информации для широкого круга пользователей, что возможно при внедрении компьютера в сферу культуры.

К первой группе можно отнести работу Ноля Л.Я. «Компьютерные технологии в музее», где подробно описываются перспективы применения ИТ в музееведении, особенности обработки музейных коллекций с помощью компьютера, но не раскрывается вопрос доступности данной информации для исследователей истории музейного дела.

Отдельная глава работы Лысиковой О.В. «Музеи мира» посвящена новейшим музейным технологиям. Здесь приводятся примеры использования компьютера в музее, рассматриваются перспективы внедрения ИТ в данную сферу.

Информацию об использовании ИТ в экспозициях российских и зарубежных музеев можно найти в Интернете: например, на сайте некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ) http://www.adit.ru помещена информация об организации, ее истории и деятельности, ежегодных конференциях, проектах. На сайте также размещены web-публикации, посвященные применению ИТ в экспозиционной деятельности музеев.

Ресурс Российской сети культурного наследия, основанный в 1996 году – http://www.museum.ru - содержит подробную информацию о коллекциях, фондах, выставках, направлениях деятельности не только музеев России, но и мира, на этом же сайте находится электронная музейная энциклопедия.

Примеры размещения музейной информации в сети Интернет нам дают официальные сайты музея Марка Шагала в Витебске (http://www.chagall.vitebsk.by) и Витебского областного краеведческого музея (http://ratusha.by).

БД своих коллекций предлагает официальный сайт Рыбинского музея заповедника (http://www.rybmuseum.ru). Ими может воспользоваться как исследователь-музеевед, так и любой желающий ознакомиться с коллекциями музея.

Таким образом, основная литература по теме исследования – учебные издания по музееведению, а также музейные сайты, где предоставлена возможность узнать об использовании тех или иных компьютерных технологий в различных музеях, электронные базы данных отдельных музеев также является предметом исследования для музееведов. В учебной и научной литературе опыт использования ИТ в изучении истории музейного дела еще в достаточной мере не проанализирован, поэтому часто при написании данной работы приходилось опираться на собственный опыт работы в музее.

Глава 2. Методика исследования

При написании данной работы применялась совокупность методов и принципов научного познания. В основу исследования был положен принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности любой работы на всех ее этапах: от сбора информации до теоретических обобщений. Этот принцип позволяет всесторонне охватить изучаемое явление с целью выявления его сущности.

Среди методов, применяемых в данной работе, особое место занимают логические методы. Анализ и синтез – фактическое или мысленное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей. Эти методы применялись на всех ступенях познавательного процесса. Анализ позволил выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного. Синтез дополняет анализ и ведет к объединению в единое целое частей, свойств и отношений, выявленных во время анализа. Индукция дает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, а дедукция призвана в данном исследовании построить научную теорию. Метод сравнения, в основе которого лежат суждения о сходстве и различии объектов, применялся при интерпретации отобранного материала (в частности при сравнении существующих музейных сайтов, традиционной и компьютерной систем обработки музейной информации). Метод обобщения заключается в выявлении общих признаков (свойств, отношений, тенденций), на основе чего были сделаны выводы о перспективах применения ИТ для исследования истории музейного дела [6, с. 315].

Среди общенаучных методов особое место в данном исследовании занимает системный метод. В его основе лежит изучение объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущностную природу и принципы функционирования и развития (применение ИТ исследователем истории музейного дела рассматривается в системе развития ИТ в самом музее, т.е. в рамках музейной информатики). Логический метод – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях [3, с. 113]. Применение данного метода позволяет структурировать работу, представить объект исследования как результат определенного процесса, в ходе которого сформировались условия его дальнейшего существования и развития (т.е. условия и перспективы применения ИТ в исследовании музееведческого типа).

Глава 3. Перспективы внедрения АИС в музеи в контексте использования их исследователями-музееведами

3.1. Преимущества использования ИТ в изучении истории музейного дела по сравнению с традиционными источниками музейной информации

В подавляющем большинстве музеев Республики Беларусь для обработки данных о коллекциях до недавнего времени применялась традиционная технология, складывавшаяся в конце ХIХ века. В ее основе лежит ручная обработка целой серии традиционных бумажных документов. Данной ручной технологии присущи недостатки, носящие принципиальный характер. Наиболее существенные из них следующие:

Многократное дублирование. Как показал анализ документации ряда музеев города Витебска, информация о музейном предмете переписывается из одного документа в другой до 30 и более раз. Это означает, что квалифицированный музейный сотрудник вынужден непродуктивно тратить свое время, занимаясь простым переписыванием данных вместо того, чтобы заниматься изучением музейного предмета;

Искажение информации. Весьма велика вероятность того, что в процессе многократных переписываний человек ошибается и записывает неверные данные, и т.о. в разных документах будут содержаться и сохраняться разные данные об одном и том же музейном предмете, что значительно затрудняет работу исследователя [11, с. 124];

Сложность внесения изменений;

Неэффективный поиск. Как правило, чтобы получить конкретные сведения о конкретных предметах или их группах из музейных коллекций, обращаются к хранителю. Если коллекция не очень большая, хранитель может самостоятельно предоставить все необходимые сведения. Если коллекция большая – необходимо обращаться к тематически-ориентированным картотекам (например, по странам, по авторам, по событиям, по материалу, по датам и т.д.). В случае если запрос носит многоаспектный характер, для получения точного и полного ответа потребуется затратить массу времени и усилий;

Малая доступность для пользователей. Информация, хранимая в музейных документах, доступна весьма ограниченному кругу специалистов, и связано это обычно бывает с рядом организационных трудностей. Для широкой же публики, а часто и для исследователей получить эти данные практически невозможно;

Межмузейный обмен коллекциями чрезвычайно затруднен при существующей технологии;

Сложность интеграции. Разработка общегосударственных каталогов историко-культурного наследия музеев страны, которые были бы доступны для исследователей, невозможна при существующих традиционных методах обработки коллекций [10, с. 522].

Перечисленные выше недостатки принципиально неустранимы в рамках традиционной бумажной информационной технологии. Единственный возможный путь разрешения этих противоречий – внедрение современных средств и методов информатики в сферу информационного обеспечения музеев.

Накопленный за последние годы опыт показал, что ни один, даже самый крупный музей мира, не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания базы данных, которая отвечала бы всем требованиям музеев. Поэтому музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации. В рамках Международного Совета музеев (ИКОМ) был создан Комитет по музейной документации CIDOC, который еще с 1970-х гг. уделяет самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций на основе применения компьютеров. Работая в CIDOC, специалисты из разных стран информируют друг друга о состоянии компьютеризации в странах-участницах, обмениваются опытом, вырабатывают рекомендации по наиболее важным проблемам, организуют работу по международным научным программам.

В нашей стране процесс внедрения информационных технологий в сферу музееведения начался еще с 1985 г., когда по поручению Министерства культуры была разработана концепция создания Автоматизированной информационной системы (АИС) о музейных коллекциях. Данные системы позволяют не только рационализировать работу музейных сотрудников, но и значительно облегчают доступ к информации для исследователей истории музейного дела. В первой половине 1990-х гг. на смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая представить не только текстовые данные, но и изображения, звук, видеофрагменты, анимацию. Это позволило существенно расширить область применения компьютеров в музейной деятельности, а исследователям - получить доступ к музейным собраниям мира, не прибегая к посещению отдаленного музея [10, с. 525].

3.2. Использование АИС исследователями

АИС в современном музее – это сложный человеко-машинный комплекс. Обычно АИС представляют в виде иерархической структуры, выделяя отдельные структурные элементы (функциональные подсистемы, задачи, автоматизированные рабочие места и пр.). АИС в музее охватывает административно-хозяйственную и основную деятельность, связанную с коллекциями. Основная цель создания АИС заключается в том, чтобы усовершенствовать информационную деятельность музея, избежать многократного ввода информации, облегчить и упростить труд музейного специалиста, а также предоставить ученым свободный доступ к информации по интересующей их тематике.

Данная цель реализуется через создание и непрерывное пополнение информационных ресурсов – баз данных о музейных коллекциях. Подобные БД содержат электронные картотеки предметов основного и вспомогательного фондов, лиц, связанных с коллекцией (авторов, изготовителей, хранителей и др.), выставок, литературы, топографическую картотеку, терминологические и тематические словари-тезаурусы [12, с. 91].

АИС автоматизирует функции, связанные с основной деятельностью музеев. Благодаря чему исследователь, занимающийся изучением истории музеев, получает широкий доступ к информации, отражающей историю формирования коллекций данного музея. Обращаясь к БД музея, исследователь получает текстовую и изобразительную информацию об отдельных музейных предметах, целых коллекциях, особенностях их сохранности, ценности.

Благодаря ведению сквозного учета приема, выдачи и движения музейных предметов, электронному оформлению всей учетной документации ученый в состоянии проследить характер использования данного музейного предмета: используется ли он в постоянных или временных выставках, передается ли для экспонирования другим учреждениям культуры, когда и при каких обстоятельствах данный предмет поступил в музей [5, с. 39].

Ведение электронных книг музея (книги поступления, временного хранения, инвентарные) предоставляет исследователю возможность проследить судьбу музейного предмета от его поступления в музей до превращения в экспонат.

АИС облегчает для сотрудников музея и исследователей поиск и выборку данных, получение справок по интересующей тематике.

Кроме того, АИС дает возможность подготавливать инвентарные карточки, научные паспорта, списки и каталоги, в том числе – для предоставления данных в Интернет [4, с. 118].

3.3. Применение информационно-справочных и демонстрационных компьютерных систем исследователями

Особое место в музее занимает внедрение информационно-справочных и демонстрационных компьютерных систем для исследователей и посетителей, обеспечивающий доступ к информации о произведениях, хранящихся в фондах музея. Например, это могут быть:

1. простые информационно-поисковые системы, позволяющие получать краткие сведения из базы данных (используется в Геологическом музее Академии наук Российской Федерации);

2. научно-познавательные компьютерные программы, которые нашли широкое применение в естественно-научных музеях, например, в Дарвиновском музее, в Биологическом музее, для иллюстрации процессов, происходящих в живой и неживой природе. Применение подобных программ возможно и в музеях Беларуси, что будет не только благоприятствовать экспозиционно-выставочной деятельности музеев, но и способствовать научным исследованиям в области музееведения [7, с.110];

3. электронные путеводители по музею, в которых применяются специализированные информационно-навигационные киоски, широко используемые в крупнейших мировых музеях. На экране такого киоска посетитель сможет ознакомиться с общей информацией о музее, выбрать по плану здания маршрут и ознакомиться с виртуальными залами, шедеврами музея. Данные путеводители позволяют не только случайным посетителям, но и ученым легче ориентироваться в пространстве музея;

4. виртуальные экспозиции, дополняющие традиционные выставки. Компьютерные технологии позволяют создавать уникальные проекты, демонстрируя коллекции, не вошедшие в постоянные экспозиции [10, с. 531].

Необходимо отметить, что основной объем работы по внедрению ИТ в музейную сферу приходится на обработку коллекций, а именно перевод информации из старых инвентарных книг, научных картотек и т.д. в автоматическом или полуавтоматическом режиме (так называемая ретроконверсия), но современные музеи Беларуси прибегают к ней сравнительно редко. Это связано с тем, что качество информации, накопленной на бумажных носителях, не вполне удовлетворяет самих ее владельцев. Записи не полны, изобилуют ошибками, содержат устаревшие сведения и т.п., при этом более точная и свежая информация содержится непосредственно в головах музейных работников, но переносится в научно-учетную документацию с большим запозданием. В этой связи процесс ввода данных с клавиатуры силами научных сотрудников рассматривается руководством музеев как содержательный (информация параллельно дополняется и уточняется).

Понятно, что подобный труд оправдан только в том случае, когда введенная информация доступна не только тому, кто ее ввел, но и всем заинтересованным лицам (как минимум, из числа сотрудников того же музея), или когда создается информационный ресурс общего пользования. Процесс этот психологически достаточно болезненный, так как его результатом становится отделение знаний от живого носителя, но именно благодаря использованию ИТ в музее данные знания становятся доступными исследователям [13, с. 467].

Таким образом, мы можем утверждать, что применение компьютерных технологий в сфере музейного дела предоставляет исследователю ряд преимуществ в получении информации. Он может воспользоваться не только каталогами на бумажных носителях, но также и электронными, что значительно экономит время на поиск необходимых сведений и позволяет избежать традиционных ошибок, которые часто встречаются при воспроизведении дублирующейся информации.

Глава 4. Использование музейной информации на электронных носителях и в сети интернет

4.1. Электронные публикации музеев

Один из важнейших элементов распространения музейной информации – это электронные публикации (ЭП). ЭП – это публикации, в которых данные представлены в цифровой форме с использованием компьютерных технологий. В существующей практике можно выделить две категории электронных публикаций:

1. ЭП, в которых материал публикуется в окончательной форме и в дальнейшем не подлежит изменениям. Обычно данные в ЭП такого рода записаны на жестких носителях;

2. ЭП, в которых данные могут оперативно корректироваться, модифицироваться после первоначального опубликования (публикации в Интернете) [16, с. 136].

Электронные публикации широко используются в различных сферах деятельности. Периодические и научные издания, энциклопедии, справочники, путеводители, изданные на электронных носителях или опубликованные в Интернете, стали рабочим инструментом не только для специалистов и исследователей, но и для самой широкой публики.

Среди публикаций на электронных носителях встречаются ЭП, выполненные в самых разнообразных жанрах, и все они могут применяться для изучения музейного дела:

1. путеводители по музеям («Московский кремль», «Государственный Эрмитаж» и др.);

2. каталоги («Западноевропейский рисунок 15-17 веков из собрания Кунстхалле в Бремене»);

3. альбомы («Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Шедевры русской живописи»);

4. справочники («Нонконформисты. Новое русское искусство»);

5. монографии («Из жизни Христа. Евангельский цикл В.Д.Поленова»);

6. учебники («Изобразительное искусство. Что это такое?»);

7. информационно-справочные ЭП и др. [13, с.476].

Как правило, электронные путеводители по музею не претендуют на всеобъемлющий охват коллекций, задача таких ЭП – дать общее представление о музее. Поэтому исследователь, с одной стороны, должен критически подходить к использованию данной информации. Но с другой - нельзя ею пренебрегать, поскольку электронные путеводители в силу отдаленности музея могут стать единственным источником, характеризующим экспозицию, фонды, отдельные коллекции.

Обычно меню диска с ЭП содержат следующие режимы:

1. экскурсия – прогулка по музею в автоматическом режиме;

2. история – серии уникальных исторических фотографий, снабженных комментариями;

3. план – представляет на мониторе макеты планов этажей, позволяющих выбрать маршрут экскурсии;

4. экспонаты – этот раздел может быть особенно полезен для исследователя, поскольку содержит информацию о произведениях, хранящихся в различных коллекциях музея;

5. шкала времени – дает исследователю наглядное представление об экспонатах, скомпонованных во временной ретроспективе по школам;

6. сведения о художниках (в ЭП художественных музеев) – предоставляет ученому биографии выдающихся художников, произведения которых хранятся в музее;

7. индексы – ссылки на названия произведений и авторов в алфавитном порядке для быстрого поиска;

8. виртуальные залы – исследователь, выбрав данный режим, попадает в «виртуальный зал» - условное, не существующее на самом деле трехмерное пространство, имитирующее зал, вдоль стен которого размещены экспонаты;

9. словарь терминов [16, с. 139].

Зарубежные электронные каталоги включают сотни наименований, практически каждый крупный музей опубликовал одну, а порою – целую серию ЭП по своим коллекциям. Например, диск с публикациями о частной коллекции доктора Барнеса «Страсть к искусству. Ренуар, Сезанн, Матисс и доктор Барнес. Исследование величайшей частной коллекции живописи постимпрессионизма» («A Passion for Art. Renoir, Cezanne, Matesse and Dr. Barnes») подготовлен одной из ведущих зарубежных фирм – Corbis, в нем представлено более 300 произведений искусства и архивных документов, касающихся коллекции и истории уникального частного музея и его создателя – доктора Барнеса. Этот диск можно считать эталонным по дизайну, подбору и представлению материалов [12, с. 195].

4.2. Представительство музеев в сети Интернет

В конце 1990-х гг. все более популярными становятся электронные публикации музеев, доступ к которым осуществляется посредством Интернет. Самый распространенный сервис сети Интернет – это «Всемирная паутина WWW». В Интернете хранится и передается самая разнообразная информация, в том числе по культуре, истории, искусству, причем основная масса информации предоставляется бесплатно. Многое из того, что хранится в Интернете, может представлять большой интерес как для широкой публики, интересующейся культурным наследием, так и для музейных специалистов и ученых-музеологов. Для исследователей истории музейного дела Интернет открывает принципиально новые возможности: получение самых свежих новостей по интересующим вопросам, возможность живой и оперативной переписки с партнерами и коллегами, возможность организации прямого диалога между музеем и посетителем, доступ ко всем электронным публикациям, хранящимся в Интернете, которые могут быть использованы в самых разнообразных сферах музейной деятельности и научного исследования.

Сайты музеев в Интернете имеют ряд специфических особенностей по сравнению с ЭП на дисках. Обычно структура сайта включает данные, носящие оперативный характер, например, «Сведения о действующих выставках», «Переписка с посетителями сайта», «История музея», «Контакты» и другая информация, которая может использоваться исследователем [10, с. 531].

Несомненный интерес для исследователя музейного дела представляют проекты создания в Интернете баз данных, содержащих высококачественные изображения шедевров, хранящихся в музеях и в частных коллекциях. Это, например, проект Европейского сообщества MUSEUM ON LINE (http://www.museums-online.com), проект коммерческой фирмы Corbis. С точки зрения технологии работы пользователя, подобные проекты очень похожи: исследователь может заказать просмотр всей базы данных или выбрать необходимые ему для просмотра произведения по ключевым словам. На экране будут представлены изображения небольшого размера с кратким описанием. Выбрав необходимые изображения, пользователь может сделать заказ на получение высококачественных слайдов этих изображений за определенную плату [15]. Примером российского проекта представления БД в Интернете является сайт Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника (http://www.rybmuseum.ru).

Особое место в Интернете занимает специфический класс сайтов – так называемые виртуальные музеи, которые дают наглядное представление исследователю об отдельных музейных предметах. Это музеи, которые не существуют в действительности, а являются плодом творчества из создателей. Тем не менее, музейные предметы, изображения которых размещены на данных сайтах, существуют реально, но обычно в силу объективных причин (например, плохая сохранность) не доступны посетителю музея или хранятся в разных музеях различных регионов мира, и собрать их в одной экспозиции не представляется возможным [8, с. 210]. Один из наиболее удачных проектов такого рода – «Виртуальный музей русского примитива» (http://www.museum.ru/museum/primitiv/), созданный по инициативе заведующего лабораторией музейного проектирования Академии наук Российской Федерации Лебедева А.В. и Российской сети культурного наследия. Виртуальный музей имеет проработанную схему музейного помещения, можно самостоятельно задавать маршрут экскурсии, во время которой посетитель знакомится с экспонатами. Наиболее полезная для исследователя информация размещена в разделе «Каталог», который предоставляет перечень имеющихся на сайте произведений искусства. Здесь ученый может не только ознакомиться с иллюстративным материалом, но и выяснить местонахождение данных музейных предметов [1].

Для получения полного перечня музеев России был специально создан сервер «Музеи России» (http://www.museum.ru), где собрана и представлена в удобном для пользователя виде информация, которая может быть полезна как для исследователя-профессионала, так и для любого, кто интересуется музейной жизнью. Для исследователя же наибольшую ценность представляет раздел «Музейному специалисту», где можно ознакомиться с материалами различных конференций, с документами по музейному законодательству и получить ряд других сведений. Подобным порталом в Республике Беларусь является сайт «Музеи Беларуси» (http://museum.by), созданный по инициативе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Данный портал размещает информацию о большинстве музеев страны, содержит ссылки на официальные сайты музеев, информирует посетителей о последних новостях в жизни музеев Беларуси [14].

Для изучения истории музеев города Витебска особенно информативными являются сайты Витебского областного краеведческого музея (http://ratusha.by) и Музея Марка Шагала в Витебске (http://www.chagall.vitebsk.by). Оба сайта содержат информацию о музеях, истории их создания и формирования коллекций, размещают ЭП научных сотрудников музеев. Но главным их недостатком является отсутствие виртуальной экспозиции, благодаря которой исследователь мог бы получить представление об экспозиционно-выставочной деятельности музеев и об экспонатах, которые не попали в постоянные экспозиции [2; 9]. Среди официальных сайтов белорусских музеев виртуальной экспозицией обладает, пожалуй, только сайт Национального художественного музея Республики Беларусь (http://artmuseum.by). Воспользовавшись этой виртуальной экспозицией, ученый может составить представление о фондах музея, его особенностях, историко-культурной ценности собрания. Еще одним недостатком, затрудняющим исследовательскую деятельность, является отсутствие электронных БД, доступ к которым осуществляется посредством Интернет. Электронные БД ведутся многими музеями Беларуси, в том числе и в г. Витебске (например, музеем Героя Советского Союза М.Ф. Шмырева), но доступ к ним осуществляется непосредственно в самом музее, что занимает больше времени у исследователя при изучении истории музейного дела.

Таким образом, благодаря ИТ поле исследований в области музейного дела значительно расширяется. Сегодня можно использовать электронные публикации музея в качестве источника информации, т.к. они обычно отражают основные моменты становления и развития музея. Представительство музеев в сети Интернет также обогащает исследовательскую деятельность и дает возможность ознакомиться с музейными фондами музея и даже его экспозициями не посещая сам музей.

Заключение

Очевидно, что ИТ не изменяют природы традиционных музейных занятий (экспертизы, учета, каталогизации, популяризации), но ощутимо влияют на механизмы осуществления основной деятельности самих музеев. Кроме того, внедрение компьютерных технологий в сферу музееведения значительно облегчает деятельность исследователей, которые занимаются изучением музейного дела. ИТ снимают проблему доступности информации, т.к. широкий круг людей получает возможность беспрепятственного доступа к сведениям, которые хранит музей. Облегчается также и поиск необходимой информации, поскольку данные в электронных каталогах и БД имеют определенную структуру. Воспользовавшись одним из вариантов поиска в электронной БД, исследователь тратит значительно меньше времени на выявление информации, чем если бы он перебирал традиционные музейные картотеки.

Таким образом, применение ИТ в изучении истории музейного дела является необходимым условием эффективного исследовательского процесса, который может быть представлен следующими основными направлениями: извлечение информации из электронных БД музея (представленных как в сети Интернет, так и в самом музее), получение сведений из электронных каталогов музея, электронных книг поступления музейных предметов и инвентарных книг, использование в качестве объекта исследования электронных публикаций музеев (обычно содержат сведения о истории создания музея, его фондах и направлениях работы музея), получение информации с официальных сайтов музеев (предоставляют всевозможную информацию о коллекциях, уникальных музейных предметах, особенностях хранения, истории создания и развития музея и т.д.), благодаря ВЭ ученый может получить представление об экспозиционно-выставочной деятельности музея, не прибегая к посещению стационарной экспозиции. Применение ИТ в музеях позволяет сделать деятельность исследователя рациональной и более эффективной; экономит время на поиск информации; освобождает от рутинной работы с повторяющейся однотипной информацией, занесенной в традиционные каталоги; позволяет избежать ошибок, часто встречающихся на традиционных носителях; дает возможность получения необходимых сведений, не прибегая к консультациям хранителей музея, что облегчает деятельность и самого исследователя, и музейных работников. Тем не менее, работа по компьютеризации музейной деятельности в Республике Беларусь сейчас отстает от практики зарубежных коллег, остается открытым вопрос создания единой БД историко-культурного наследия, которая могла бы применяться исследователями для изучения истории музейного дела.

Библиографический список к у

1. Виртуальный музей русского примитива [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.museum.ru/museum/primitiv/

2. Витебский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://ratusha.by.

3. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - Москва: Наука, 2003. – 486 с.

4. Компьютер в музее, музей в компьютере: Труды Всесоюзного семинара по проблемам компьютеризации музеев за 1990 г. – М.:, Эдитореал, 1991. – 215 с.

5. Лысикова, О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 128 с.

6. Методологические проблемы истории: учеб. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов / Под ред. В. Н. Сидорцова. – Мнинск: ТетраСистемс, 2006. – 534 с.

7. Музеі і культурная спадчына як частка глабальнай інфармацыйнай прасторы // Матэрыялы Міжнароднай навук.-практычнай канферэнцыі, Мінск-Полацк, 8-11 красавіка 2002 г. – Мінск, 2002. – С. 110-111.

8. Музей будущего: Информационный менеджмент.// Сост. А.В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 315 с.

9. Музей Марка Шагала в Витебске [Электронный ресурс]. – 1998. – Режим доступа: http://www.chagall.vitebsk.by

10. Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е. (отв. ред), Косовой И.М, Сундиевой А.А.. – М.: ВК, 2005. – 2-е изд. – 614 с.

11. Нароўская, А.М. Актуальныя праблемы сучаснай музеялогіі // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – 2008. - № 10. – С. 123-128.

12. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие / Л.Я. Ноль. - М: РГГУ, 2007 – 204 с.

13. Основы музееведения: учеб.пособие / Т.В. Абанкина [и др]; отв. ред. Э.А. Шулепова. - М.: Эдитореал УРСС, 2005 – 504 с.

14. Портал «Музеи Беларуси» [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://museum.by

15. Проект Европейского сообщества MUSEUM ON LINE [Электронный ресурс]. – 1995. – Режим доступа: http://www.museums-online.com

16. Скакун,Л.С. Выкарыстанне музейных мультымедыйных кампакт-дыскаў // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – 2008. - № 10 – С. 135-140.

Предметный указатель к у

А

АИС · 3, 6, 12, 14, 15

И

ИКОМ · 3, 13, 29

М

маршрут экскурсии · 19, 22

музей · 5, 6, 13, 15, 20, 22, 24, 26, 30, 31

музейные картотеки. · 24

музейные предметы · 21

Т

традиционные каталоги · 25

Э

электронные каталоги · 20

электронные публикации · 3, 18, 20

электронные путеводители · 16, 19


Интернет-ресурсы в предметной области исследования

http://icom.museum – официальный сайт Международного Совета музеев. Предоставляет информацию об основных направлениях международного сотрудничества в сфере музейного дела, информирует об основных конференциях и других мероприятиях, проводимых музейными специалистами всего мира. Особое место занимают проблемы использования информационных технологий в музеях мира. Отличительной особенностью сайта является то, что на нем представлены видеофайлы, позволяющие просмотреть научные конференции, или увидеть экспозиции мировых музеев.

http://www.icom.org.ru – официальный сайт общероссийской общественной организации «Российский комитет международного Совета музеев». На данном сайте можно ознакомиться с основными тенденциями развития музейного дела в России и в мире. Представлен стратегический план ИКОМ, тексты докладов, прозвучавших на международных конференциях, в т.ч. посвященных использованию ИТ в музееведении. Информация предоставлена на русском и английском языках.

http://www.museum.ru – портал «Музеи России», является проектом Российской сети культурного наследия. Данный сайт уникален тем, что содержит ссылки на сайты большинства музеев России и мира. Сайт информирует музейных специалистов о новостях музейной жизни, научных конференциях, новейших достижениях в музееведении, в том числе и в вопросах использования ИТ в музеях. На сайте размещается электронное издание российской музейной энциклопедии, в которой раскрываются основные направления музейной деятельности, в том числе приведены примеры использования информационных технологий, указана литература по тематике.

http://museum.by – портал «Музеи Беларуси», единственный ресурс в Интернете, который содержит максимально полную информацию о музеях Беларуси, разработан по инициативе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. На сайте размещен каталог музеев Беларуси по областям, календарь мероприятий, проводимых музеями. На данном сайте исследователь может воспользоваться электронными копиями книг по музейной тематике.

http://www.chagall.vitebsk.by – официальный сайт музея Марка Шагала в Витебске. Данный сайт является одним из наиболее разработанных среди сайтов витебских музеев. Он размещает информацию обо всех направлениях деятельности музея, благодаря чему становится возможным изучение развития музея на современном этапе дистанционно, т.е. не посещая сам музей. Сайт предоставляет подробную информацию о коллекциях музея, научной библиотеке. На страницах сайта можно увидеть также и перечень опубликованных изданий самого музея, что значительно облегчает поиск информации об истории музея. Значительно облегчает работу по изучению истории музейного дела размещение на сайте текстов докладов, прозвучавших на Шагаловских чтениях, проводимых в Витебске ежегодно. Информация представлена на белорусском, русском, французском, английском и немецком языках.

http://ratusha.by – официальный сайт Витебского областного краеведческого музея. Сайт размещает информацию об истории становления и развития музея, его коллекций; характеризует основные экспозиции музея: “Старажытны Віцебск”, “Абаронцы Айчыны”, “Памяці патрыётаў Віцебшчыны”. Сайт также содержит сведения обо всех филиалах музея: художественном музее, музее частных коллекций, литературном музее, музее-усадьбе И.Репина “Здравнево”. Сайт богат иллюстративным материалом, продоставленным научным архивом музея.

http://artmuseum.by – официальный сайт Национального художественного музея Республики Беларусь. Сайт одного из ведущих музеев Беларуси содержит подробную информацию об истории создания самого музея, его коллекциях, уникальных экспонатах. На данном сайте можно ознакомиться с информацией о текущих выставках, узнать о предстоящих выставочных мероприятиях музея. Главная особенность сайта – размещение на нем виртуальных выставок, которые также могут являться предметом изучения в музейном деле. Кроме того, подобные виртуальные выставки дают возможность посетителю сайта ознакомиться с коллекциями музея, которые по разным причинам не могут быть представлены в стационарной экспозиции.

http://polotsk.museum.by – официальный сайт Национального Полоцкого историко-культурного заповедника. Размещает подробную информацию о истории музея-заповедника, формировании его коллекций, филиалах музея. На сайте недостаточно представлены иллюстративные материалы, также музей не разрабатывает электронные экспозиции, которые могли бы быть доступны исследователям и посетителям сайта.

http://www.adit.ru – официальный сайт ассоциации «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ), на котором помещена информация об организации, ее истории и деятельности, ежегодных конференциях, проектах. На сайте содержатся также электронные копии книг и публикаций, посвященных деятельности музеев, в том числе и применению ИТ в музеях.

http://museolog.rsuh.ru – проект кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета. Сайт размещает информацию о последних научных исследованиях в сфере музееведения, предоставляет тексты научных статей, опубликованных научными работниками кафедры. Также здесь можно найти текст монографии заведующего отделом информационного обеспечения ГМИИ А.Я. Ноля, посвященной компьютерным технологиям в музее.

http://www.museums-online.com – сайт Европейского сообщества MUSEUM ON LINE, содержит электронную базу данных шедевров мировых музеев, предоставляет изображения музейных предметов с краткими описаниями. На сайте можно заказать высококачественные слайды данных изображений. Поиск облегчен группировкой музейных предметов по коллекционному и территориальному признаку.

http://www.future.museum.ru – официальный сайт автономной некоммерческой организации культуры «Музей будущего». Сайт разрабатывался специально для музейных специалистов, основное его содержание – различные аспекты создания и использования информационных ресурсов в музее с позиции информационного менеджмента. Содержит информацию о перспективах применения информационных технологий в музеях. Размещает ряд электронных статей по данной теме.

http://www.rybmuseum.ru – официальный сайт Рыбинского музея-заповедника. Содержит информацию об истории музея, его собраниях, основных мероприятиях, выставках и экспозициях. Главное достоинство сайта – размещение электронной базы данных музейного собрания с подробным описанием музейных предметов, богатым иллюстративным материалом. Поиск в базе данных может осуществляться по следующим полям: «Автор», «Название предмета», «Когда создан», «Где создан», «Изготовитель».

Действующий сайт в www

http://www. inna86simakova.narod.ru

Тестовые задания по ИТ

<question type="close" id="7i177">

<text>(Симакова Инна) Где и кем впервые были применены информационные технологии для обработки музейных коллекций?:</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="1">США,Д.Вэнс</answer>

<answer id="2" right="0">Франция, Я.Шер</answer>

<answer id="3" right="0">Россия, Ю.Асеева</answer>

<answer id="4" right="0">Беларусь, В.Ластовский</answer>

</answers>

</question>

<question type="close" id="7i677">

<text>(Симакова Инна) Тег IFRAME предназначен:</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="1">для создания плавающих фреймов, которые находятся внутри обчыного документа</answer>

<answer id="2" right="0">определяет структуру фреймов на веб-странице</answer>

<answer id="3" right="0">определяет свойства отдельного фрейма</answer>

<answer id="4" right="0">нет такого тега</answer>

</answers>

</question>

Граф научных интересов

Студентки магистратуры Симаковой Инны Николаевны

Исторический факультет

Специальность 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Смежные специальности

· 07.00.02 – отечественная история

1. Религия и церковь, положение и роль отдельных конфессий в государственной и общественной жизни, культурном развитии, конфессиональные взаимоотношения.

2. Материальная и духовная культура, просвещение и наука.

3. Этнические процессы на территории Беларуси, национальная ментальность, межэтнические взаимоотношения, национальная культура и национальные движения.

· 17.00.09 – теория и история искусства

1. Віды мастацтва, заканамернасці іх развіцця ва ўзаемасувязях, узаемаўплывах і сінтэзе

2. Гісторыя мастацтваў у сацыякультурным кантэксце

3. Тэарэтычныя аспекты фарміравання розных відаў мастацтва

4. Генезіс, эвалюцыя і станаўленне мастацтва.

· 24.00.01 – теория и история культуры

1. Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса.

2. Семиотика мировой и отечественной культуры;

3. История средневековой ментальности.

18.00.01 – теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Общая теория архитектуры жилых, общественных, производственных зданий, сооружений и их комплексов.

2. Анализ творчества мастеров архитектуры; современных произведений архитектуры зданий, сооружений, объектов градостроительства, территориальной планировки, ландшафтной архитектуры, архитектурного дизайна.

Основная специальность

24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

1. История музейного дела: возникновение, развитие, практика работы музеев, музейная сеть и организация музейного дела на разных этапах исторического развития.

2. Теория музейного дела – система основных музееведческих идей о закономерностях развития музейной деятельности.

3. Музейное источниковедение: типы источников, входящие в музейное собрание, формирование целостного представления о музейном предмете как источнике знаний и эмоционального воздействия.

4. Музеография – описание музеев, их экспозиций и коллекций, накопление и распространение информации о музейных собраниях, популяризация и реклама музеев.

5. История и теория консервации (реставрации) историко-культурных объектов: закономерности развития, сущностные основы и современные тенденции развития консервационной (реставрационной) деятельности.

6. Методика консервации (реставрации) историко-культурных объектов: приемы, определяемые целями консервации (реставрации), материалом, состоянием и типами консервируемых (реставрируемых) объектов.

Сопутствующие

· 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни

1. Социальные аспекты и закономерности культурных процессов в обществах домодерного, модерного, постмодерного и переходного типов.

2. Культурные детерминанты человеческой деятельности и их проявления в организации социального пространства и непосредственной среды жизнедеятельности индивидов.

3. Социокультурные институты общества.

4. Теоретические и методологические проблемы социологии культуры.

· 17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

1. Теория, методология художественного творчества

2. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство

3. Виды декоративного искусства: монументально-декоративное, декоративно-прикладное, оформительское

4. Объемно-пространственные, композиционные и декоративно-пластические особенности памятников архитектуры, садово-парковое искусство

6. Архитектура в синтезе с изобразительным, монументальным и декоративно-прикладным искусством.

Презентация магистерской диссертации



Библиографический список к работе

1. Балыкина, Е.Н., Липницкая, О.Л. и другие. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учебное пособие / Под общей редакцией В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина. – Минск: Веды, 1998. – 316 с.;

2. Бражник, Д.Б. Из опыта создания альбомов в формате CD / Д.Б. Бражник // Информационные технологии: доступ к культурному наследию: материалы Седьмой ежегодной конференции АДИТ-2003, Пушкинские Горы, 5-18 апреля 2003 г. – Псков: АДИТ, 2003. – С. 66-67.

3. Громов, Г.Р. Очерки информационной технологии / Г.Р. Громов. - М.: Наука, 1993. – 357 с.

4. Информатика для гуманитариев: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. – М.: Астрель, 1997. – 281 с.

5. Коцюбинский, А.О., Грошев, С.В. Хрестоматия работы на компьютере: учебное пособие / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. – М.: Триумф, 2003. – 496 с.;

6. Крейнак, Дж. Основы работы на компьютере / Дж. Крейнак. – М.: Астрель, 2006. – 429 с.;

7. Левин, А.Ш. Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с Windows / А.Ш. Левин. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 728 с.

8. Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности: учебное пособие / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова / Под общей редакцией О.А. Левковича. - Минск: ТетраСистемс, 2004. – 528 с..

9. Музей и новые технологии / На пути к музею XXI века / Сост. и научный ред. Н:.А. Никишин. Авт. статей М.Б. Гнедовский, А.В. Лебедев, Н.А. Никишин, Н.Н. Павлова, Т.П. Полякова и др. – М.: Астрель, 1999. – 354 с.

10. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие / Л.Я. Ноль. – М.: РГГУ, 2007 – 204 с.

11. Скакун, Л.С. Выкарыстанне музейных мультымедыйных кампакт-дыскаў // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – 2008. - № 10 – С. 135-140.