Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Актуальность исследования

 

             

Актуальность исследования

Введение

3 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

За последние 15 лет в Казахстане, как и в других странах СНГ, произошли глобальные изменения во всех сферах жизни. Проблемы формирования новых норм и шкалы ценностей, изменение мотивации деятельности человека, преодоление социальной пассивности и иждивенческих предубеждений, оказались даже более сложной задачей, чем политические и экономические преобразования. В связи с этим можно даже говорить о том, что материальный аспект реформ -повышение жизненного уровня, - оставаясь важным и необходимым, оказался в постсоветских странах, включая Казахстан, целью второго порядка. Этот процесс сопровождался пересмотром системы ценностей и переоценкой жизненных целей в сознании людей. «Ревизия ценностных установок» привела большинство людей к мнению, что существуют вещи и явления, важность которых для человека и государства не зависит от общественного строя, и к таким ценностям относится хорошее образование. При этом основополагающим признаком качества образования является его содержание, глубина постижения мирового культурного наследия, что делает образование каждого конкретного человека по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда. В настоящее время, когда на первый план выдвигаются информационные технологии и глобализация проблем современной цивилизации, становится понятным, что «человек современной культуры-это планетарно мыслящая личность, глубоко и широко образованная, открытая к культурному плюрализму»1. Сегодня актуально образование человека культурой.

Сегодня музеи занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный

1 КоссоваИ.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М, 1999. - С. 1.

4

институт приобретает новое место и назначение. Он становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом общественной жизни. Для стран дальнего зарубежья смена парадигмы общественного назначения музеев произошла в 60-80-х гг. В странах, появившихся после распада Советского Союза - в 90-х гг. Именно тогда постсоциалистические государства осознали необходимость развития своей образовательной функции и попытались действовать в этом направлении. М.Б. Гнедовский отмечал ещё в 1990 г., что подход к проблемам образования «от музея» (и в целом «от культуры») представляется перспективным и для педагогики1. В Казахстане внимание к культурно-образовательной деятельности музеев в современном понимании данного термина стало проявляться в 2000-х гг.

В этот же период произошло изменение исторического и культурного фона, который способствовал актуализации тех или иных областей знаний и общественных институтов. В Центральной Азии «веками сформированная ментальность - это этническая (сопряженная с мусульманской традицией), ... и 80% населения этого региона живёт именно в этих плоскостях» . Республика Казахстан - молодое государство, которое, «вновь» обретая историю и культуру, формирует идеологию, национальное самосознание. Особенно актуальным стало и утверждение национальной идеи.

Казахи активно ищут возможности укрепления национального духа в молодом поколении. «Национальная культура и традиция остается сегодня важным, а для большинства людей и определяющим

Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информ. — Вып. 1. Музей в системе непрерывного образования. - М., 1990. - С. 2.

2 АбикееваГ. Кинематограф Центральной Азии и культурная политика

региона: тенденции и перспективы// Культурная политика в Центральной Азии в

переходный период (Сборник материалов конференции «Культурная политика в

Центральной Азии: практика и перспективы») / Сост. Ю. Маркович, А. Сабитов. -

Алматы, 2003.-С. 33.

5

компонентом в их ощущении собственной идентичности и культурной принадлежности»1. Одним из традиционных путей решения этого вопроса является обращение к истории собственного народа. Ведь, сохранение традиций, понимаемых как «коммуникация с прошлым, способны консолидировать общество, упрочить гражданскую солидарность»2 и самосознание нации основывается в большой мере на собственной истории и культуре, которые приобретают из-за этого особый вес3.

С 1990-х гг. в стране отмечается резкое повышение интереса к истории Казахстана. Музеи, потерявшие было своих посетителей за счет уменьшения потока туристов, обрели новых посетителей - школьников. Учителя, не имея хороших учебников и дополнительной литературы, повели своих учеников в музеи исторического профиля в надежде получить наглядную и подлинную информацию.

В музеях исчезла необходимость придумывать новые формы работы, так как поток посетителей вновь стал расти. Но дети - это особая группа посетителей, которая требует особого подхода и без хорошего музейного педагога поход в музей не принесет ожидаемого учителями, родителями и государством результата. Он может стать если не последним в жизни, то единичным, и богатые возможности музея как средства воспитания патриота своей страны, останутся втуне.

1 О'Коннор Джастин. Культурное разнообразие, развитие и глобализация//Новые форматы партнёрства / Серия. Культурные стратегии: Экспертный клуб. - Вып. 1 / Ин-т культурной политики. - М., 2004. - С. 125.

2 Селезнёва Е.Н. Культурное наследие и культурная политика России 1990-х гг. (теоретико-методологические проблемы) / Рос. ин-т культурологии. - М, 2003.-

С. 13.

3 Полунина Н.М. Национальный музей. К вопросу об истоках понятия // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в Орле.-М., 2002.-С. 35; Куренышев А.А. К вопросу об историчности экспозиций музеев исторического и краеведческого профиля // Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев: По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в Орле. - М., 2002. - С. 147.

6

Итак, в начале 90-х гг. XX в. в Казахстане стал чуствоваться «голод», как на добротную историческую информацию, так и на эмоциональное переживание такого понятия как «судьба страны». И, кроме того, ни один из музеев не использовал ещё такой формы работы, которая предлагала бы детям, юным гражданам, «пропустить» через внутреннее «Я» идею значимости своей независимой республики.

Сложность данной задачи определяется во многом тем, что Казахстан - многонациональное государство, поэтому наряду с воспитанием интереса к истории казахского народа, актуально и формирование толерантных отношений между представителями разных национальностей Казахстана. При этом, как в российском, так и в казахстанском «музееведении недостаточно разработанным является вопрос о методических основах показа различных аспектов культуры и быта многонационального населения регионов, в том числе условий и характера процессов их взаимодействия в разных сферах их жизнедеятельности»1. В этой новой культурно-исторической ситуации музеи стали активнее развивать свою деятельность по формированию исторического сознания казахстанцев, отношения к памятникам национальной истории, к взаимоотношениям с другими народами и странами. Стали возникать инновационные идеи, чаще всего, облеченные в форму проектов. Так, в ответ на социальный запрос в конце 1990-х гг. в Казахстане возникают проекты создания детских музеев, или организаций, имеющих характеристики детских музеев2.

Сегодня во всем мире насчитывается более 400 детских музеев. Все они разные: «Музей открытий», «Пожалуйста, трогайте!»,

1 Романова Н.М., Дмитриев В. А. Музей как инструмент воспитания толерантности в современном обществе//Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в Орле. - М., 2002. - С. 59.

2 См.: Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Детские музеи в России и за рубежом. - М., 2001. - С. 5; Юхневич М.Ю. Детский музей // Российская

7

«Эксплораториум», и многие другие1. Место рождения детских музеев-Америка (Бруклин), время рождения-1899 г. Специалисты считают: первые детские музеи появились в начале XX в. как следствие кризиса системы народного образования США2. Сегодня детские музеи во всем мире это: «пионеры современного образования», «обучающие игровые пространства», «места приключений и путешествий».

В СССР первая попытка создать детский музей была предпринята в 30-е гг. нашего- столетия 3. В 1990-х гг. в России при больших традиционных музеях открываются детские центры (Детский центр Владимирско-Суздальского заповедника, Детский исторический музей при Музее политической истории и т. д.). Детские музеи существуют как проекты «без крыши» (Детский Открытый Музей в Москве). В 1993 г. в городе Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ) был открыт первый официально зарегистрированный Детский музей.

Именно детские музеи или музейные проекты для детей становятся пионерами в поступательном развитии новых форм культурно-образовательной деятельности в Казахстане.

Спецификой развития деятельности музеев Казахстана за последние 15 лет было то, что государство, переживая эпоху становления в очень жестких условиях социально-экономических реформ, в этот период времени не могло оказывать музеям серьезной финансовой

музейная энциклопедия. - Том первый.-М.: Прогресс, Рипол классик, 2001. — С. 166-168.

1 Макарова-Таман, Медведева, Юхневич. Детские музеи ... - С. 4.

2 Юхневич М.Ю. Детский музей. // Российская музейная ... - С. 167.

3 РашитоваР.С. Детский музей (к истории вопроса)// Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989; Рашитова Р.С. Из истории организации специальных музеев для детей в России // Вестник музейной комиссии.-Вып. 1.-М., 1990; Рева Н.Д. Научно-методические принципы путеводителя по музейной экспозиции для. детей младшего возраста // Музей и подрастающее поколение (труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. 3.-СПб., 1993; Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. - М., 2001; Юхневич М.Ю. Детский музей//Российская музейная... 2001 г.

8

поддержки. Как и в других странах, ограничение в финансировании со стороны государства породило большое разнообразие новых функций и видов деятельности, которые трудно было примирить с традиционными представлениями о музее и традиционными подходами к их проектированию1. Кроме того, резко был ослаблен контроль и идеологическое давление на музеи. В каком-то смысле музеи в этот период времени оказались предоставлены сами себе. Одновременно государство стало более открыто к сотрудничеству с другими странами в самых разных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну пришли зарубежные благотворительные фонды, а музейные работники получили возможность реально приобщиться к опыту музеев других стран.

При этом необходимо отметить, что музеи Казахстана развивают свою деятельность не на пустом месте. Основные коллекции исторических, этнографических, археологических материалов были собраны ещё в XIX-XX вв. Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы, позволила многим из них в эти новые времена сосредоточиться не на создании коллекций молодого государства, а на использовании того, что было накоплено, но в новых формах и направлениях.

Условия, в которых стало жить государство и музеи вместе с ним, привели к возникновению новых потребностей, явившихся основой для появления новых идей и подходов. По-новому начинает рассматриваться культурно-образовательная деятельность музеев, выстраиваются взаимоотношения «музей и дети», «музей и посетитель», т.е. если сначала возникают проекты для детей на основе коммуникационного подхода, то впоследствии этот подход начинает использоваться и в других сферах деятельности музеев. Проектные формы успешно используются для решения социальных, историко-культурных и иных задач музеев молодого государства. Можно констатировать, что

1 Информационный бюллетень. Музеон. - М., 1990. - № 4. - С. 33.

9

накопился интересный опыт этого вида деятельности музеев, который нуждается в описании, анализе и систематизации.

Проектная деятельность - это результат «переживания» музеями Казахстана тех новаций, которые выработала за последние годы музейная педагогика, а вслед за ней образовательная деятельность, детские программы музеев и т.п. Это - результат рывка в этих сферах, попытки осмыслить и реализовать новое в музееведении в последние годы. Таким образом, на сегодняшний день одним из важных аспектов современной культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана, требующего пристального внимания является анализ проектной деятельности музеев в области музейной педагогики, как перспективного направления развития музейного дела.

И как предсказывают специалисты: «Наиболее эффективным методом привлечения ресурсов, формирования долгосрочных стратегий и оперативного регулирования музейной деятельности станут партнёрские, проектные и сетевые технологии»1. Инновационность такого вида деятельности как проекты всегда будет привлекать к ним внимание исследователей. В проектах заложены «зёрна будущего», они «возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе» .

В силу субъективных причин (автор по специальности и опыту работы - историк, этнограф и музейный педагог) и объективных причин (особое положение «национального вопроса» в новых независимых государствах), ракурс рассмотрения темы был взят, в основном, музейно-педагогический и этнографический. Это большое поле исследований и

1 Никишин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 22.

2 Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост.: А.В. Лебедев. -М.: ¦ Прогресс-Традиция, 2001. - С. 82.

¦ •.. ¦ 10

поэтому мы сознательно особо выделяем при рассмотрении

этнографические образовательные проекты, как актуальную форму музейно-педагогической деятельности1.

Объект исследования. Музеи Казахстана. На сегодняшний день по официальной статистике в республике действует 154 музея различного профиля, 9 музеев республиканского подчинения и 6 историко-культурных заповедников2. Круг рассматриваемых музеев в данном диссертационном исследовании включает в себя музеи, так или иначе проявившие себя в рассматриваемом ракурсе заявленной проблемы (35 музеев).. На наш взгляд, такое представительство является достаточным для составления общей картины и выводов по проблеме.

Предмет исследования. Содержание и технологии культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана в период независимости.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. по 2005 г. Выбор данных хронологических границ обусловлен тем, что Казахстан, одно из 23 новых государств, .получивших суверенитет после 90-х гг. XX в. 16 декабря 1991г. считается официальной датой образования независимого государства - Республика Казахстан. И с этого времени начинаются кардинальные изменения в государственной политике, которые отразились и на музейной сфере страны.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - определение специфики и тенденций развития культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана.

1 Алексеева И.Б. Семейный клуб в музее // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. З.-М.: АПРИКТ, 2001.-С. 148; Абелюк Е.С., Кармакова O.K.- О культурной самоидентификации как основе воспитания патриотизма// Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции. - М.: НИИРО, 2004. - С. 20.

2 Алтаев Б.Е. Место музеев Казахстана в мировом сообществе// Музеи Казахстана. — № 2. - Астана, 2003. - С. 13.

11

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1. Анализ организационных и функциональных основ деятельности музеев Казахстана на современном этапе.

2. Характеристика современной музейной практики в области культурно-образовательной деятельности.

3. Анализ проектных форм культурно-образовательной деятельности в 1990-е - 2005 гг.

4. Изучение опыта работы Детского музея «Шанырак» как новой формы культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана.

Методы исследования. В ходе диссертационного исследования для достижения поставленных задач был использован метод историзма, позволяющий проследить процесс развития объекта исследования на протяжении определённого периода времени, а также выделить этапы и своеобразие этого процесса. Для решения поставленных задач и проверки исходных. предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический и контекстный анализ литературы в аспектах исследуемой проблемы; социологические методы, в т.ч. опрос, анкетирование, беседы; изучение и обобщение опыта проектной деятельности; метод сравнений и аналогий, который позволил интерпретировать казахстанский материал на фоне российских данных. Применение культурологического подхода дало возможность выделить проблемные группы проектов.

Источниковая база исследования.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач, был привлечен широкий круг неопубликованных источников, а также материалы, которые были получены в ходе анкетирования, бесед,

12

переписки, специально проведённых в рамках данного исследования. Полученный массив источников можно разделить на несколько групп.

1). Материалы анкетного опроса, проведённого автором среди 28 казахстанских музеев в рамках данного исследования (личный фонд). Анкета была разработана автором для выяснения общей ситуации в области культурно-образовательной деятельности музеев и распространена среди музеев в первой половине 2003 года.

2). Отчеты Фонда «Сорос-Казахстан» (ФСК) за 1997 - 2003 год (проекты, получившие финансовую поддержку фонда). Проектные заявки участников образовательных семинаров из архива Соросовского центра современного искусства Алматы (СЦСИ-А).

3). Материалы архива Центрального государственного музея Республики Казахстан (ЦГМ РК), Детского музея «Шанырак» (ДМШ) и личного архива диссертанта. Доступ к материалам других музеев был возможен только через личные контакты (переписка, встречи). Использовались также описания проектов, опубликованных в современной научной периодике.

Первая подгруппа источников (1) делится в свою очередь на две группы: а) реализованные проекты, б) нереализованные проекты. И то и другое представляет интерес, т.к. в любом случае помогло определиться с реальными целями и задачами в развитии музейной проектной деятельности в Казахстане, а также помогло выявить наиболее жизнеспособные и перспективные идеи. «Неважно..., что эти проекты так и не претворились в жизнь. Творческая идея, реализованная на бумаге или картоне, уже живёт, она уже существует, если не в реальности конкретного музея, то в реальности профессии, в реальности творческого поиска новых форм, принципов, ... Проект-это уже реальность»1.

1 Майстровская М. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие// Мир музея. - 2002. - № 4. - С. 19.

13

«Знакомство с так и не реализованными проектами будит творческую мысль»1. Такого же мнения придерживается Т.П. Поляков2.

Таким образом, во второй главе будет проанализирована проектная деятельность музеев Казахстана. В ней особым параграфом будет выделено рассмотрение деятельности Детского музея «Шанырак», как наиболее интересный опыт в данной проблематике, вне зависимости от того были ли реализованы эти проекты в жизни или нет. Считаем возможным и необходимым анализировать проекты, автором которых выступал и автор данного исследования, несмотря на мнение В. Арзамасцева, который считает неэтичным использовать в исследовании авторский опыт3.

Вторая группа источников (2) - архивы ФСК и СЦСИ-А. В годовых отчетах ФСК представлены проекты, получившие финансовую поддержку фонда. Это - реальность, которая дала толчок развитию организаций, идей и направлений. Архив СЦСИ-А интересен тем, что в нём отражены не только проекты получившие поддержку, но и заявки на участие в конкурсе, списки участников семинаров, отчеты по ним, что даёт возможность более глубокого рассмотрения вопроса. Но, к сожалению, материалов (папок) по некоторым интересующим нас проектам не было обнаружено. Материал не систематизирован, а просто оформлен в папки, по которым тематически разложены как финансовые документы, так и текстовые.

Третья группа источников (3) - материалы анкетирования проведённого автором среди 28 казахстанских музеев в рамках данного исследования. В результате использования более широкого подхода к

1 Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - М.: Издательство «ВК», 2003. -СИ.

2 Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?»-2 / М-во культуры РФ. Акад. / Переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Рос. ин-т культурологии. - М., 2003. - С. 5.

3 Арзамасцев В. Задумываясь над тайнами своего ремесла// Мир музея. -2000.-№6(178).-С. 33.

14

проблеме появилась возможность выяснить состояние культурно-образовательной работы в музеях, как сферы музейной деятельности, где получил наиболее широкое применение проектный метод. К сожалению, не все музеи приняли участие в анкетировании, не все принявшие участие музеи достаточно добросовестно отвечали на вопросы. Несмотря на это, представлен широкий спектр деятельности музеев. Материалы данной группы источников были использованы при написании первой главы данной работы.

Степень разработанности темы.

Проблематика диссертационной работы до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. В то же время, в теоретическом плане проблема достаточно полно представлена в российской научно-исследовательской литературе, которая в нашем случае имела и непосредственное, и контекстное значение.

Так, важное значение имели работы, в которых освещался понятийный аппарат1.

С 1980-х гг. в России активно разрабатывается теория музейной коммуникации2. М.Ю. Юхневич считает, что рост популярности

1 Глинская А. Имя - музей//Вестник Ассоциации Открытый Музей. - 1997. -№1-2; Гнедовский М.Б. Профиль музея//Советский музей. - 1985. -№ 5 (85); Гнедовский М.Б. Музейная терминология//Советский музей. - 1986. -№ 2 (88); Гнедовский М.Б. Музейная выставка//Советский музей.- 1986.-№ 3 (89); Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Советский музей. - 1986. - № 4; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.-М., 1988; Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном мире: история и перспективы//Музеи мира: Сб. научн. тр./НИИ культуры.-М., 1991; Гнедовский М.Б. Что такое музейный маркетинг? // Мир музея. -1995.-№ 4, 5; Дукельский В.Ю. Музейный предмет//Советский музей. - 1986.-№ 1 (87); Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации ... 2001; Макарова-Таман, Медведева, Юхневич. Детские музеи ..., 2001; МедведеваЕ.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности Российских музеев // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 1999; Юхневич М.Ю. Детский музей..., 2001; Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004 и др.

2 Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика// Музейное дело и охрана

15

коммуникативной концепции, объяснялся общественными изменениями, т.к. на смену веку информации шел век общения («бизнес будущего-бизнес отношений» - на этом основаны очень популярные сегодня технологии сетевого маркетинга). Этот процесс, не связанный впрямую с «перестройкой», но в определенной мере подталкивался ею: музей стремился к смене идеологических парадигм1. Такую же роль катализатора в условиях Казахстана сыграло обретение независимости. В Казахстане, как и в России, в ответ на социальную потребность в повороте музеев к аудитории, развивается коммуникационный подход в музееведении.

В настоящее время музейная коммуникация рассматривается как диалог, подлинный процесс общения, в котором посетитель является собеседником и партнёром музея. Включение посетителей в активную деятельность становится сегодня одним из важнейших факторов повышения эффективности музейной коммуникации2. Е.Л. Галкина3 уточняет, что в то же время, музейная коммуникация - средство, позволившее обосновать переход от ряда традиционных музееведческих концепций, регламентирующих отношения музея и аудитории, к нетрадиционным методам работы, основанным на свободе выбора посетителем своей роли в музее.

В Казахстане в 1990-е гг. к нетрадиционным методам работы можно было отнести проектные методы, которые развивались на фоне традиционных. Ещё в 1970-е гг. отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм просветительной работы, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция* экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми'

памятников. -Вып. 1.-М, 1986; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития..., 1988.

1 Юхневич М.Ю. Я поведу ... -С. 26.

2 Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития..., 1988 - С. 31, 22.

3 Галкина Е.Л. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями//Музееведение. На пути к музею 21-го века: музейная экспозиция.-

М., 1996. - (Сб. науч. тр. / РИК). - С. 146.

16

праздники», исторические игры*, конкурсы и викторины. Термин культурно-образовательная деятельность используется в российском музееведении с начала 1990-х гг. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно-просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности1. Обозначение термином «культурно-образовательная» деятельности музеев традиционно связанной с посетителями музея, говорит о том, что взгляд на данную сферу расширился и позволяет теперь довольно широко трактовать понятие «аудитория, публика музея».

В российской историографии утвердился устойчивый интерес к теме «музей и посетитель». И если в недавнем прошлом её развитие находилось в стадии, когда исследователи этого направления музееведения, можно сказать, «знали друг друга в лицо» (О.Ф. Арнаутова, Е.Г. Ванслова, Е.Л. Галкина, И.М. Коссова, Н.Г. Макарова, М.В. Мацкевич, Е.Б. Медведева, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова, М.Ю. Юхневич и др.), то сегодня сформировался широкий круг исследователей, разрабатывающих данную область знаний и в теоретическом плане, и в практическом. Так, просматривая сборники статей, материалы музейно-педагогических конференций и семинаров, профессиональные музейные периодические издания, можно встретить фамилии молодых сотрудников, представляющих теперь уже известные своей работой с посетителями музеи2.

1 Ланкова Н.М. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина и направление деятельности музея: Научная справка. - Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html.

2 Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В. Выставка детского творчества в Русском музее: проблемы, перспективы//Музей и подрастающее поколение (труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. 3.-СПб., 1993; Кутя В.В. Программа «Воспитание личности музейными средствами» на рубеже веков//XXIV Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение»: Сборник материалов. — М., 2001; Ланкова Н.М. Место музея на рынке образовательных услуг (из опыта работы Тольяттинского краеведческого музея). -Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html; Макарова Н.П.

17

В контексте предмета данного исследования нас интересует та часть культурно-образовательной деятельности, которая реализуется в виде проектов, важно определить культурно-образовательную деятельность как традиционное музейное направление и рассмотреть её современное состояние в казахстанских музеях. При этом «необходимо-развести понятия музейная педагогика и культурно-образовательная деятельность. Первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе - традиционное направление, которое входит в её компетенцию»1.

В России «современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре»2.

Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000; Нотова Е.В. Путеводитель как новая форма работы на выставке в Детском музее г. Ноябрьска//Словцовские чтения-97: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - Тюмень, 1997; Озерова Д.Е. Культурно-образовательная деятельность исторических музеев в России и Германии, 1071— 2001 гг. (на примере музеев городов Ярославля и Билефельда). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук.-Ярославль, 2003; Петровская Н.А. ДИМ для Димы (какой музей нужен ребёнку?)// Мир музея.-1995.-№2; Петушкова Н.П. Педагогические условия организации диалога в Детском историческом музее. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб;, 2002. и др. . ' :

Юхневич М.Ю. Я поведу... - С. 14.

Ланкова Н.М. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина и направление деятельности музея: Научная справка. - Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html.