Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Как эффективно работать с волонтерами

 

             

Как эффективно работать с волонтерами

Ротарианская Академия лидеров

Как эффективно работать с волонтерами

Южно-Сахалинск

2010

Елена Сергеева

Ю-Сахалинск

Здравствуйте друзья ротарианцы!


Здравствуйте, Владимир Федорович!
Посылаю Вам свое произведение. Причины задержки писать не буду, но они есть.
Конечно я надеюсь, что ее можно зачесть и по содержанию и по срокам. В любом случае,
если ее кто-нибудь прочитает, мне уже будет от этого хорошо. Может быть, эту работу нельзя назвать зачетной классической, но то, что она написана, а не списана, и в ней есть несколько хороших мыслей, я могу сказать с уверенностью. Не выдержан стиль, нет оглавления, и четкой структуры, написано в оригинальном стиле эссе-рассуждение. Нарушены все сроки сдачи данной работы. Но если есть, какие, либо комментарии плохие или хорошие, прошу присылать на tipt@bk.ru или elena.sergeeva@ystt.ru .

С уважением,
Елена Сергеева,
президент 2009-2010 гг.
Ротари клуб города Южно-Сахалинска.


--

Практика работы с волонтерами ещё не получила в российском Ротари такого широкого распространения, как в Ротари в целом по всему миру. Идея волонтерства не нова, поскольку смысл её заключается в том, что для оказания бесплатной помощи, в работе к нам присоединяется один или несколько человек на добровольной основе, руководствуясь собственными побуждениями. Стоит вспомнить практику юннатов, «зелёного» и «голубого» патрулей, народной дружины и организации « красного креста», «Тимур и его команда», групп по восстановлению памятников истории и культуры, ну и, в конце концов, работу общественных активистов на местах, которая хорошо уживалась на российской земле. За рубежом лишь немногие никогда не прибегали к помощи добровольцев, а некоторые организации используют услуги добровольных помощников на постоянной основе. Главное, что характеризует эту практику - это целенаправленность и существование целой системы добровольчества. Волонтерство (добровольчество) - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Волонтером (добровольцем) может стать взрослый человек, умелый и ответственный, кто может посвятить свое время и умение добровольному труду в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Хорошему волонтеру присущи следующие качества: открытый ум, чувствительность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать бесплатно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность (это означает «не получать плату», а не безразличие). В реальности же, волонтеры зачастую не отвечают столь высоким требованиям, но, несомненно, воля работать бесплатно обязательна. Задачи, которые могут быть выполнены волонтерами, обычно полностью соответствуют задачам оплачиваемого персонала, а волонтеры используются как ассистенты или помощники в тех сферах деятельности, которые остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания людей к историческому памятнику.

В Ротари работа волонтеров должна быть организована эффективно и вестись профессионально. Любая работа может выполняться волонтерами, а не только элементарные вещи, не требующие профессиональной подготовки. Волонтер в Ротари -это не только помощник, социальный работник, учитель, специалист по компьютерам, инженер или дизайнер. Определяя задачи для волонтеров, Ротари организация должна ориентироваться на индивидуальные возможности каждого. Волонтер в Ротари - это, прежде всего, человек, который проникся идеологией Ротари организации и готов нести ее в люди. Одна из первейших задач Ротари волонтеров продвигать имидж Ротари в мировом сообществе.

Что вдохновляет добровольцев? У меня не хватает знаний и слов, чтобы толково, поведать о мотивации волонтеров. Поэтому я воспроизведу мысли Американского ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (1706-1790) и нынешнего Президента Барака Обамы. Их высказывания имеют непосредственное отношение к добровольческой работе. Первому принадлежит такая мысль: "Я бы предпочел, чтобы обо мне сказали: "Он прожил с пользой", чем: "Он умер богатым". И действительно, в памяти народной, в истории, как правило, запечатлены имена не богатых людей, а тех, кто принес людям пользу, способствовал прогрессу. К ним относятся и волонтеры. В книге Барака Обамы " Дерзость Надежды" я прочитала: "Делать надо то, что приносит удовлетворение". Само собой разумеется, что люди добровольно берутся только за такую работу, которая соответствует их индивидуальности, интересам.

Давайте проанализируем членство в Ротари. Обычно в России это люди, которые имеют достаток средний или выше среднего, у которых есть желание помогать людям и делать это совместно с другими, такими же. Эти люди могут себе позволить выехать за границу отдыхать со своей семьей и своими друзьями. Но, в этом-то и заключается прелесть волонтерства в России, что пляжный отдых уже не интересен и кажется простоватым. Для людей с активной жизненной позицией очень привлекательно участие в волонтерских программах. Это прежде всего моральный аспект. Для любого человека холить собственное эго - это нормально. Многие поступки людей оправдываются психологией именно в ракурсе «собственное эго». Позиция «Я помогаю людям» к сожалению, а может и к счастью, в данный момент в России очень выгодный для публичных людей. Понятие бескорыстной помощи растворилось в мозгах поколения сегодняшней молодежи и среднего возраста - как растворилось во времени, так популярное в свое время слово «перестройка». Когда то оно не сходило с уст всего мирового сообщества, каждое уважающее себя издание печатало его на своих страницах. А сейчас это слово имеет горьковатый вкус. Как работали волонтеры в социалистической России? В СССР, насколько я помню, труд который не оплачивался назывался «общественной нагрузкой» и только спущенный приказ по управленческой линии на предприятие организовывал этот «общественный труд». Целыми организациями, и институтами и школами оказывали помощь сельскому хозяйству. Если данные работы рассмотреть с точки зрения субъекта, участвующего в такой экспедиции, то это не в коем случае нельзя назвать волонтерством, так как волонтерская работа должна идти прежде всего от самого человека, он должен хотеть помогать людям и должен быть высокой душевной конструкции, чтобы понимать, что за эту работу не всегда можно получить награду даже в форме слова «СПАСИБО». Поэтому труд под названием «общественная нагрузка» нельзя назвать волонтерством.

Рассмотрим еще одну разновидность бесплатного труда - это церковное волонтерство. Но в данном случае мотивация служить бескорыстно людям, жертвовать своим временем, своими знаниями и силами замешана на религии. Что нам, как общественной организации Ротари не религиозной и не политической, не подходит. Значит применять опыт сложившейся исторически в нашей стране не имеет смысла. Когда я работала волонтером в Индии в феврале 2010 года организатор нашей группы Элиас Томас III не один раз произносил фразу « Нет ничего крепче в этом мире, чем сердце волонтера. Я - волонтер и я в РОТАРИ!»

Что такое волонтерство в США. Приведу пример: «... интервью у директора программы волонтеров оздоровительного Центра для пожилых "Минора Парк" мистер Суз Франк. Постараюсь, возможно, более точно передать его содержание. В Центре работает свыше 200 добровольцев. Приходят обычно сами. Часто добровольцами становятся те, у кого отец или мать восстанавливают в Центре здоровье после операции. Что делают? Беседуют с пациентами, помогают им написать письмо, возят в инвалидных креслах на процедуры, сопровождают во время экскурсий в музеи. О мотивации волонтерской работы мне удалось побеседовать с миссис Бетти Лев. Ей-84 года. Но выглядит она, как мне показалось, лет на 20 моложе. Работает волонтером уже13 лет. Сейчас бывает в Центре два раза в неделю - во вторник и четверг. Раньше, когда в Центре жили ее мать и брат, приходила каждый день. Помогала им чем могла. Тогда и полюбила волонтерскую работу. Сейчас в группе, которая называется «Эмбази», участвует в дискуссиях на политические темы, помогает добрым словом тем, кто восстанавливает здоровье, готовить им и с ними разного рода вкусности. «Почему вы занимаетесь волонтерской работой?» - спросила я Бетти. Ее ответ был предсказуем: "Эта работа -беседы с людьми, помощь им приносит мне удовлетворение. Вы говорите, что я хорошо выгляжу. Это потому, что не сижу без дела. Мой муж-Алекс Лев тоже работает волонтером и доволен тем, что я его привела в «Минору». А ведь ему уже-86".

Другой пример: Арборетум в Кливленде занимает площадь свыше 1000 акров. В нем работает только 40 штатных сотрудников и свыше 300 волонтеров. Один из добровольных служащих - мистер Тимоти. Когда-то в молодости был инженером. Теперь работает водителем электрического прогулочного автомобиля, и одновременно -экскурсоводом. Спросили его о стимулах, которые побуждают его работать бесплатно: "Привлекает природа. Люди внимательно слушают мои объяснения. Я люблю свою работу". И таких, как Тимоти в Америке - миллионы.

Другой пример: выдержка из газеты «Наша Жизнь» штат Пенсильвания автор Барбара Харрер «Волонтеры спасли мне жизнь..11 сентября 2007 года, примерно, в 12 часов дня в госпитале Хилкрест мне сделали операцию на открытом сердце. Очнулся я, насколько помню, в тот же день вечером. Около моей постели сидела женщина. Она держала меня за руку и шептала какие-то слова. То ли это была молитва, то ли какое-то заклинание, я не знаю. Слов не понимал, но они складывались в музыку, которая успокаивала меня. Позднее я узнал, что это была не медицинская сестра, а волонтер. 6 дней я пролежала в госпитале и каждый день приходили разные волонтеры - женщины, мужчины, и говорили слова, которые, как я считаю, оказались сильнее всяких лекарств. Теперь, когда после операции прошло много времени, я могу со всей уверенностью сказать, что я выжила не только благодаря мастерству хирургов, заботливости медицинских сестер, но в моем спасении немалую роль сыграли и добровольцы -волонтеры».

Другой пример: в дом, в котором живут только инвалиды и пожилые люди, пригласили школьный хор. Он выступал для этих людей и в прошлом и всегда с большим успехом. В этом хоре 30 девочек и мальчиков, возраста 12-15 лет. Они пели Американские народные песни, а зал подпевал. Такого единения певцов и слушателей я не наблюдал даже на концертах профессиональных артистов. Концерт состоялся в пасхальные дни и хористы подготовили слушателям подарки -пластмассовые пасхальные яйца с записками внутри. Одному мужчине такое изречение: "Ваше богатство не в деньгах, а в высокой духовности". Конечно же, хочется соответствовать этому пожеланию. Эти дети -школьники младших классов. И с ними уже можно говорить на самые различные темы. Для этого они сюда и приехали. С одним из них побеседовал наш герой рассказа. Как это произошло рассказ из первых уст: « Дети стояли кучкой у входа в Центр. Внезапно один из мальчиков отделился от других и подошел ко мне. Он протянул мне руку и назвал свое имя - Кристофер. Я пожал ее и назвал себя - Яков. Про себя же подумал, что мой собеседник не знает или умышленно не соблюдает элементарных правил этикета. В обществе принято, что при знакомстве первой (первым) протягивает руку дама, или старший по возрасту. Конечно, я не сделал этого замечания Кристоферу. Беседа шла на равных. Его не смущал мой возраст. Американцы, вообще, не страдают комплексами, а в таком возрасте, особенно. О чем говорили? Кристофер рассказывал о себе. О том как учится. Какие предметы у него любимые. Каковы его планы на будущее. Меня это вполне устраивало. Рассказывать ему о себе - больном старике не имело смысла. Он бы, наверное, ничего не понял. Кстати, мной он и не интересовался. Многие люди в разговорах не слушают другого, а рассказывают только о себе любимом. Умение слушать и слышать - ценное качество, которым, к сожалению, обладают немногие. У меня сложилось мнение, что темы разговора, вообще, не имеют значения при общении людей разных поколений. Важно другое - само единение душ, которое происходит, когда люди общаются, смотрят друг другу в глаза. Именно оно исцеляет и вдохновляет пожилых, а, может быть, и молодых».

В связи с этим примером попробую порассуждать об образовании в сегодняшней России. Образование сейчас плохое, не воспитывается чувство патриотизма, нет идеи, нет уважения к старшему поколению. За реформами в образовании, а по последнему интервью от 27/04/2010 министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил:

«к 2015 году 70% школ должны выйти на новый экономический уровень -самофинансирования...но реформа бюджетных учреждений не сделает российское образование платным».

Как это получится я для себя еще уложила в голове, но то что за уже прошедшими реформистскими новшествами образование потеряло душу ребенка, и больше акцент делается на сухую бумажную статистику - это факт. Учителей научили проводить мониторинги и составлять графики, заполнять интернет дневники, и прочие угодные номенклатурной учительской власти эксперименты, но разучили учить детей моделировать сложные ситуации, анализировать их и решать. Потерянно самое главное в образовании научение детей мыслить и заменено на понятие «заполнять мозги информацией» Но, тем не менее, хочется описать один случай из международной практики Ротари в рамках программы обмена школьниками. Когда на международной окружной конференции в Анкоридже, дали слово школьнику обменнику, который пробыл в России 9 месяцев (ему 16 лет, он американец), он встал перед аудиторией на сцене, положил руку на сердце и сказал: « Я люблю Россию. Когда я прилетел в Россию в аэропорте меня встретили очень суровые лица работников, на таможне люди были не приветливые и дотошные. Аэропорт был грязный и не удобный. Дороги в России ужасные. Очень много грязи и помоек вокруг. Еда очень отличается от той к которой я привык. Первое время мне было очень трудно. Но я люблю Россию, потому что в этой стране моя душа пела. Люди - вот основное богатство России. Они очень человечные, сочувствующие и открытые!»

Хочется обратить внимание на то, что все-таки историю делают личности. И если мы сейчас стоим у истоков волонтерства ротарианцев России, то организаторами данных проектов должны быть действительно мыслящие лидеры, умеющие правильно стратегически действовать и организовывать волонтерские международные проекты. Государство отпустила из рук рычаги общественные и воспитательные и на эту государственную пустоту очень хорошо ляжет ротарианская заполняемость. Но при этом в Ротари должны приходить люди, которые действительно верят в идеи Ротари и мысль "Я бы предпочел, чтобы обо мне сказали: "Он прожил с пользой", чем: "Он умер богатым" им не чужда.

Конечно, я очень надеюсь на то, что мое путешествие в составе Ротари группы в Индию было полезным для простых индийских людей. Ниже я приведу отрывок из моих собственных записок путешественника.

«Мое путешествие в ИНДИЮ. Февраль 2010 г. (отрывок). 1. Аэропорт. Пока на Родине.

Мое путешествие в Индию началось в Москве. 4 февраля 2010 года вечером моя замечательная родня сопроводила меня в международный аэропорт Шереметьево. Как это часто случается России, на регистрацию работала одна стойка. Очередь была, как говорится (и что веьма понятно старым русским), как в Мавзолей. Через час сотрудники аэропорта прониклись жалостью к уставшим людям и открыли вторую стойку для регистрации. И - о чудо! - я в международном терминале.

Магазины Дьюти Фри пестрят и манят, как в любом другом аэропорту. Косметика, алкоголь, сумки и пиджаки от самых известных фирм, конечно и ювелирные изделия, огромный отдел со стразами Сваровски. (Все-таки молодцы братья, раскрутил стекло по полной программе!). Хорошо в таких местах точно знать, что ты хочешь, иначе пропадешь... А я-то знала, что мне нужна тушь, пудра, бутылка водки и вискаря за компанию. Однако, меня удивило, что виски разлиты в пластиковые бутылки, но наш, русский, продавец спасительно-разъяснил, что разницы нет, просто так меньше веса, стало быть удобнее везти, а разливают все равно в подвалах Польши... И настолько спокойно, неэмоционально он это говорил, что я поверила ему, как родной маме. Но виски купила.

Рейс был назначен на 21:30, и у меня было время посидеть в барчике. Конечно же, я внимательно присматривалась к оным. Совсем не хотелось пить пиво из пластикового стакана за рупь. И я уселась в ирландском, сразу вспомнила свою дочь Дашу, которая-таки была в Ирландии. Мысль в голове проскочила молнией, что я еще не улетела, а уже скучаю по семье и привязываюсь к воспоминаниям. Но пиво темное ирландское с темной ирландской густой пеной, которая остается на дне стакана, даже когда само пиво уже давно закончилось, и хороший бутерброд с ветчиной и сыром, сделали свое доброе дело. Постигшее меня чувство сытости, а за ним и спокойствия шепнуло : «Ну Индия, так Индия. Проблем нет.»

А рейс откладывался на час. Будто специально, давая мне возможность рассмотреть людей, которые со мной... ну, то есть в Индию. Очень разнообразная, оказалось, публика. Конечно, были сами индийцы, с семьями и детьми, у всех мужчин на пальцах кольца, причем обязательно с круглым или овальным камнем, в классическом обрамлении как в серебре, так и в золоте.

Смиренно стояли монахи, я почему- то сделала вывод, что они тибетские. Одеты в красные штаны и красные халаты, очень лысые и очень загорелые, может темнокожие от природы, а глаза - удивительные, спокойные и очень добрые, такие смотрят и сочувствуют, хотя у самих на ногах хорошие полуботинки, а за плечами - добротные походные рюкзаки.

Очень удивили русские девушки, которые, как говорят «обрусел», только наоборот «объиндивели». Одеты на них балдахоны, юбки ярких расцветок, шали (или широкие платки) как- то специально примотаны к голове, спускаются на плечи и дальше утекают в юбку... Прям, тканевая эквилибристика. На лбу у каждой та самая точка, без которой мой муж велел мне не возвращаться (шутка). Типичные сумки- мешки у этих а-ля русских или а-ля индийских барышень через плечо были сильно набиты. Я подумала, что девчонки приезжали на родину, повидаться с родственниками, и заодно гостинцев привезти своим детям и мужьям на чужбину. Но мне почему- то стало жалко их. И я спросила себя, а хотела ли бы я так одеваться и жить в такой стране, как Индия . И расслышала внутри категорическое -НЕТ. (Это я еще до тудова не долетела.) Может быть, я просто не доросла мозгом, чтобы совершить такой гражданский подвиг. Но это их выбор. Только глаза у них были не счастливые, глаза человека, который что-то потерял, подобрал другую вещь, а чувство досады от потери не покидает, а надежда найти не проходит...

Затем мой глаз зацепился за наших мужиков, которые были одеты в оранжевое и иногда распевали «Хари-Кришна, Кришна-Рама». Ну, у этих глаза были как у пройдох -бегали, быстро осматривали, искали, беспокойные в общем какие-то. Чувства уважения, как тибетские монахи, они не вызывали. Может еще и потому, что эти Харри искали свободные уши и ненавязчиво вербовали в свою секту - ты приходи, ты послушай, а я был таким плохим, а сейчас такой хороший.

Остальные, по моим наблюдениям, были просто туристы, ехали в страну поглазеть, может быть, отдохнуть, затариться. Я же сама себе говорила, что я не просто турист, я еду с миссией, вершить благие дела, делать вакцинацию, копать и воздвигать дамбы и пр. Хотя с трудом сама в это верила. Но, как говорится, назвался груздем, полезай в лукошко. Это будет мое путешествие, и я должна получить удовольствие. Рейс задерживали, люди нервничали, а самое главное, никто не объявлял мелодичным голосом: «Уважаемые дамы и господа рейс №№ задерживается, приносим свои извинения, будет во столько-то».Просто стоите как бараны, и стойте. Куда вы денетесь? Сервис по- русски. Правда, в самолет потом загрузили быстро, и капитан принес нам извинения. Мы полетели. Я уснула сразу. Не ела, не пила в самолете. Короче говоря, ночь шла и дедушка-сон был со мной...

1. Уже в Индии. Собираемся вместе.

А вот и приземлились. Я немного переживала, а встретят ли. А если нет? Кому я тут в чужой стране нужна? Чувство беспокойства нарастало. А потом куда идти?

Но оказалось все просто - иди за народом и делай как все. Таможня хорошо организована, и все прошло быстро. В очередной раз стало обидно за державу, вот в

Индии могут, а у нас.... Аэропорт в Дели очень понравился - большой, светлый весь из

мрамора и стекла. И все понятно. Без лишней суеты. Когда подошли к багажной ленте, наши чемоданы уже катались по кругу в ожидании хозяев. При выходе из терминала был банк, я решила поменять не наши американские деньги, опять же, на не наши индийские. Курс висел на табло 450. Я, как человек с математическим высшим образованием поняла, что на 100 долларов мне дадут 4500 рупий, но это образование здесь не работает, мне на мои 100 долларов дали 4100 рупий. Я, конечно, спросила, как так, ведь написано, на что банковский мальчик, напечатал чек, где было написано да - 4500, но минус 200 и минус 150 и минус 50 получилось 4100. Я так поняла, что это налоги. Так что 1 доллар это 41 рупий или 1 наш рубль это 1, 36 рупий. Радует, что наш рубль покрепче будет! (Ру-пи, то бишь, до ру-бля не дорос.)

Успокоенная, я достала из рюкзака футболку со знаком Ротари, напялила ее на себя и пошла на выход, вся такая гордая... И меня встречали - молодой человек индийской наружности с помятым листочком с моей фамилией. Звали его Дайван. Очень быстро и хорошо заговорил на английском, но я решила вести политику «втупливания по полной» - ничего не понимаю, ничего не знаю, просто меня нужно взять меня и отвезти, причем очень вежливо, а то я взбрыкну...

И прокатило, и покатило...

Первое впечатление об Индии: все вокруг очень грязно, пакеты с мусором везде, стройка строится кругом, дороги перекрыты строительным мусором в виде куч из кирпичей, кусков сломанного асфальта и песка. На дорогах - езда без правил, как в Китае, слава Богу, на светофоре останавливаются, как вкопанные. Водитель сидит справа и движение наоборот против нашего, ну, то есть, по-правильному для праворульных. В дорожном потоке машины разные, но больше старые и ржавые, тут же рикши, тук-туки, мопеды и люди, толкающие тележки впереди себя.

Люди ходят очень неспешно, у всех шапки вязанные на головах, как же - зима, холод, +25.

Из опыта знаю, что аэропорт находится не в городе, а за. Таким образом, сделав правильный вывод, что вокруг виды провинции, я закрыла глаза. Но хочется заметить, что воздух чистый, а не вонючий как в Китае или Корее. Небо высокое. И если смотреть выше уровня глаз, все очень приятно, шикарные, с огромными листьями деревья, пальмы, лианы видятся. Иногда и купола мечетей или других красивых построек нарисовываются. Правда, все это припорошено хорошим слоем пыли, но так это же до первого дождя. Глаза я открыла по-настоящему, когда мой сопровождающий сказал, что проезжаем мимо дворца президента. Да, это точно был он. (Не врет мальчишка). Огромное здание в исламском стиле за каменным забором, масса военных по кругу, флаги развиваются на каждом углу. В общем, масштабы впечатляют, ну примерно, как кремлевские.

При подъезде к гостинице нас встретили охранники, которые подкатили зеркало к машине и посмотрели под нее, открыли багажник и капот. Все очень серьезно. Безопасность - прежде всего! Гостиница называется «Рамада Плаза». Очень учтивые встречающие. Все здороваются при встрече. Потолок холла расписан летающими ангелочками в ярких тонах, мрамор, ковка под золото, хорошая тяжелая деревянная мебель, мягкие диваны. Столики. Девушки одеты в национальную одежду, и как-то красиво и гармонично смотрится на них эта одежда, не то что на наших рязанских девицах в аэропорту. Очень порадовало, что белые рукава действительно белые. И все шпарят на английском, как на родном. В холле сидят старенькие чопорные англичанки с вытянутыми, как у лошадей, лицами и рассматривают меня с выражением лиц далеко не располагающим, будто я ископаемое какое-то. Я их никогда не любила, какие-то отголоски великой империи, отпрыски королевы ничего уже не значащей в современной истории.

В холле я встретилась с ротарианцем с Аляски, Бобом. Симпатичный мужчина, почти на голову ниже меня, но при этом с положительным позывом, улыбчивый и понимающий. Рассказал, что его жена сказала ему, что он сумасшедший, потому что отправился в такой тур, и что в Индии сейчас неспокойно, а у него сахарный диабет инсулиновый, а с едой, т. е. с диетой здесь большие проблемы. Может, потом я его буду раздражать своей притупливостью, но я считаю, что при хорошей организации тура, каждый должен знать, где, когда, и с кем встречается и чем занимается. Обедаем тогда-то, встречаемся в холле в семь, с трех до пяти свободное время. Туалет там, интернет там. По улице ходить можно, есть нельзя и прочие мелочи, которые, если живешь в этом месте, не замечаешь, а для туриста это очень важная информация. Мне ее, к сожалению не дали, что могла вытянула из организаторов наводящими вопросами. Этого я и боялась. Это очень правильно умеет делать моя подруга Ира, она оператор турагенства на Сахалине, - продумывать детали и доносить и эту информацию до страждущих. Эх, нервы - нервы...

Итак, гостиница хороша, номер обыкновенный. Все чисто. Вода горячая, холодная - сколько хочешь. Обед, ужин - шведский стол. Вода бесплатно, напитки за деньги. Я выспалась, пообедала и сказала себе - ведь я буду не я, если не пойду гулять, правда в одной в такой стране страшновато, но я же сказала... значит пошла.

Лучше бы я не ходила. Грязь, приставучие тут-туки, поедем в магазин, скажи, что хочешь куда угодно отвезу. И все это на хорошем (для меня) английском, я просто молча шла и делала вид, что я глухая. Рядом за мной пристроился пеший попутчик и тоже -скажи куда, я отведу, с какой страны, говоришь ли. До этого мой встречающий предупредил меня, что паспорт и все ценности носить только с собой, и вот представьте: я иду, все моё со мной, а рядом эти чудики домогаются с навязчивым сервисом. А просто таких же людей с черненькой кожей вокруг полно. Мысли в голову приходят разные.

Зато я видела, как заливают бетон из рукава, он у них почему-то рыжего цвета, а рабочие лазают по нему босиком, все перепачканные, как поросята, и вокруг собралась толпа зевак, смотрят и хохочут над этими замарашками. Мой провожатый тук-туковец кричит мне, что через 20 метров будет большая лавка или супермаркет, я прошла эти 20 метров и о чудо! - вот он супермаркет - такой смешной, похож на наш угольник, но на нем висит дверь (просто обычно грязный плед), и нужно разуваться при входе. Я не рискнула зайти, и подумала как хорошо, что я не села в этот транспорт (мопед на три места) и меня, за мои деньги, не повозили по кварталу и не привезли в этот супермаркет.

Ушла я от отеля далеко, но понимала, что нужно возвращаться. Стала поворачивать в одну сторону, как бы делая круг, но не тут то было: дома вокруг, вокруг домов заборы, причем не с колючей проволокой, а с битым стеклом, вставленным вертикально, и они располагаются не по границам квартала, а как- то по- индийски, в общем, я запаниковала -- вроде бы отель видно, но дойти до него я никак не могу. При этом, я же еще глазею по сторонам на то, что нельзя не заметить - просто на земле лежат коврики, рядом снятые башмаки, и на ковриках спят люди, прямо семьями, с детьми, картины напоминают кочевых цыган, только коней нет. Зато не видела не одного пьяного или пьющего на улице, никто не курит! У них даже в отеле нет места для курения, только на улице, вне территории. Овощи и фрукты продаются, как говориться с раскладушек, в Таиланде было цивилизованнее.

Если коротко, то я была очень счастлива, когда взошла-таки на территорию отеля. Поднялась в номер и сходила в туалет. Затем я решила написать письмо, пока не забыла детали, и отправить почту, купила Интернет, полчаса за 250 рупий. Нужно радоваться, что хоть такой. Никогда не писала, но решила, что время пришло. Как говорил Жванецкий: «Писать, так же как и писать, нужно, когда уже невтерпеж»

Сделала перерыв, сходила в бар - пятьдесят коньячку и кофе, познакомилась со старым дядькой он из Сингапура, бывшим ротарианцем. Он сказал, что приехал в Индию всего на два дня - первый день на Дели, второй - съездить в Тадж -Махал, нафотать много кадров и домой. Я подумала, что он не в себе - приехать в другую страну всего на два дня - это странно. Но дядька был какой то особенный, со статусной харизмой, и назвать его дураком не поворачивался язык.

Затем меня нашел Боб. И начали приезжать все остальные, а капля коньяка во мне уже растворился, и я всех обнимала и целовала на радостях, говорила при этом, что это русская традиция. Сначала приехали американцы, затем канадцы и последними были французы. С ними, точнее, во главе всех их был Элиас Томас - это тот, с кем я активно переписывалась по электронке, мужик с хорошим чувством юмора. Повстречавшись, собравшись, все перешли в бар и начали активно попивать пиво.. Я-то думала, что все другие ротарианцы кроме наших, очень правильные, ан нет. Такие же, очень дружелюбно настроенные люди.

Наконец-то начали прорисовываться детали (с Элиасом): когда вставать, куда идти, что одевать и пр. Главное - не заскучать. Но нам ли жить в печали, как говорится. Завтра подъем в шесть утра. Самое интересное, что я не сделала пока ни одной фотографии. Так и прошел первый вечер в отеле «Ромада».

2. Поехали смотреть первый проект

В отеле есть площадка для барбекю, называется "area", почти «ария», только петь не хочется, а еще маленький бассейн, рядом с которым написано «Не нырять!», то есть и если нырнуть хочется, то нельзя... Зато стоит красивая беседка, по периметру мраморные, неиндийские какие-то ангелочки, я заметила - они вообще очень любят изображать европейских женщин с голубыми глазами и светлыми волосами.

Так вот, в этом месте, под небом Дели, праздновали индийскую свадьбу. Саму невесту я не видела, наверно потому, что не была приглашена, но гостей, которые шли на свадьбу, я пронаблюдала. Как- то необычно смотрится всё: мужчины в брюках, а сверху платье, а на голове праздничный тюрбан, заколотый на лбу золотой заколкой. Шли они с таким лицом, что без бегущей строки из-под заколки становилось ясно - « я - хозяин жизни», за таким хозяином-индусом шел очень черненький индусик и нес букет с розами, но таких вычурных букетов, как у нас, не было (у них еще не научились делать, видать). Что говорить, если у них на улицах в лавках продаются кассеты для магнитофона...

В комнату ко мне подселили француженку Биатрич, очень приятная дама с голубыми глазами, и зря все же моя дочь Даша не любит французский язык, а мне очень приятно слушать их речь.

В номере сидела за компьютером допоздна. Для меня «накалякать» столько слов -это подвиг. Что ж Индия с людьми-то делает?

На утро еле поднялись, что я, что Биатрич, переводили свои будильники на сотовых каждая то на 10, то на 15 минут, так что слышался сплошной перезвон, а сил подняться не было все равно. А потом наступила критическая точка, такая, когда понимаешь, что если еще секунду потеряешь, то опоздаешь просто везде и просто навсегда. Быстро приняли душ, затолкали вещи в чемодан, побежали завтракать вмести с ними (чемоданами).

Кухня в Индии точно такая же как в нашем ресторане «Тадж-Махал», много специй. И еще я узнала что кари - это не специя, и если переводить дословно, то это еда, которая готовится кусками и которую можно откусывать. Отдельно кари, как специю, купить нельзя.

Итак, мы успели - сели в автобус, наша группа достаточно большая, 35 человек и заняла весь автобус. И поехали смотреть ротарианский проект на окраине Дели, так я поняла потому, что рядом с тем местом начинались поля.

Так вот о проекте: это строительство госпиталя для бедных людей и детей. Планируется принимать там больных и искалеченных, больных проказой и всякими такими серьезными болезнями, о которых мы в России даже не слышали. Здание стоит уже под крышей, архитектура всех окружающих домов одинаково неинтересна. Просто дома-кубы, иногда на крыше делается балконная зона. Мало окон, абсолютно прямоугольные формы, дома чаще беленые, но со временем белила смываются, а картина грязных домов остается навсегда. Радует одно, все дома имеют законченную форму, в отличие от домов в Египте.

Возвращаюсь к зданию и проекту. Осталось отделать дом и завезти оборудование. Финансирование проекта есть по линии Ротари. Дай Бог, чтоб закончили в будущем году. Рядом с этим, строящимся зданием, расположен работающий госпиталь, и нас туда пригласили. В дверях (вернее сказать в калитке забора) нас встречали две девочки, одетые в белые платья из кружевной ткани и в головных уборах, похожих на кокошники наших буфетчиц социалистического времени. Головы у девочек были очень грязные и нечесаные. Они посыпали нас лепестками желтого цвета. Мы зашли во двор. Там были дети разных возрастов, от младенцев на руках очень худых и страшных женщин до подростков. Все одеты в одинаковую форму фиолетового цвета, но чистотой не отличались, все сидели на земляном полу. Отдельным квадратом сидели девочки, и отдельным - мальчики. Рядом с ними стояли воспитательницы со зверскими выражениями лиц и с указками- палками в руках. Лица у воспитательниц были очень грозные, но когда они ловили взгляд кого-нибудь из нашей группы, их губы расплывались в какой-то очень подхалимской улыбке. Наверное, они делают благое дело. Но я не очень это понимаю.

Нам сказали речь. Все дружно поаплодировали. Затем дети построились в две линии, мальчиковую и девочковую. Мы подходили по одному и нам на шею вешали венки или ожерелья из цветов оранжевого цвета. Это их ритуал, типа «добро пожаловать». Ожерелья эти сделаны из цветов бархатцев, тех самых, которые цветут у нас на улице до морозов и мне они очень нравились. Почему нравились, потому что я испытала не очень приятные чувства когда мне их одевали грязные дети с немытыми головами. И потом, ощущение мокрых бутонов на голой шее не очень приятное, а еще они оказались жутко вонючими, такой приторно- сладкий, могильный запах. Я еле дождалась, когда мы сядем в автобус и можно будет снять это произведение детских рук...

Очень «интересно» было оформлено место для подстрижки - стоял стул, висел осколок зеркала и по периметру насыпана хлорка, чтобы прыгающие и ползучие твари из состриженных волос не уходили за пределы отведенной территории. Знаете, как на футбольном поле насыпают полосы, но на них приятно смотреть. А от вида здешнего накрывало желание «бежать срочно». Именно в этом момент я поняла выгоду моего «безъязыкового» положения. Я имела возможность только смотреть, потому что не понимала, что они говорят. То есть, я не слышала всякие душещипательные истории о несчастных судьбах этих детей и прочую информацию, которая только усугубляла бы мое и так не завидное волонтерское положение, а уж про душевное состояние - молчу...

Мы попрощались с детьми и воспитательницами. И тут моя напарница Биатрич имела неосторожность достать из своей сумки браслетики, конфетки и прочую мишуру. Боже мой! - что тут началось - все дети буквально сорвались с мест и буквально напали на нее, вырывая из рук все, без разбора, если честно, я даже испугалась за нее. И им было все равно, что хватать, хоть что-нибудь урвать, а вообще - чем больше, тем лучше. К моим впечатлениям добавилась еще одна большая капля горечи (чтоб, не сказать хуже). Зато индийский дяденька продолжал очень пафосно и с артистичной жестикуляцией говорить свою речь, несколько раз произнес слово «Ротари». Мне это напоминало фрагмент из какого-то фильма, где в племя мумбы- юмбы приезжали проповедники и много и хорошо говорили, но их никто не понимал и не слушал, все просто ждали, когда будут раздавать подарки.

Уф! Сели в автобус, я, наконец, сняла эти вонючие бусы - цветы, объяснив всем, что у меня аллергия. Поехали, я внимательно смотрела в окно в надежде увидеть что-нибудь приятное, но кроме природы которая в своем великолепии имеет все же нейтральный характер, (поля, да изредка встречающиеся пальмы и другие мне неизвестные лиственные деревья), ничто не радовало меня. Впрочем, нет,- радовало отсутствие людей и их жилищ. То есть, правда, природа утешает, хотелось сказать «Ах, как красиво!» и больше ни о чем не думать. Особенно о том, что это - не Россия. А другая, чужая абсолютно мне страна.

А и дорога не очень хорошая, асфальт лежал в ширину одной машины и если навстречу ехала другая, обязательно сигналили друг другу и съезжали одной стороной на обочину. Автобус у нас, как я уже писала, был большой, но скрип веток по борту автобуса не создавал ощущения безопасности. Мы ехали, и я не знала куда, но приближалось время обеда, и это давало надежду, что скоро будет остановка.

3. Первый индийский дом изнутри.

Нашего гида, Санджива-ротарианца, организовавшего эту поездку, я еще не видела. И вот за окном возникло вожделенное чудо - среди камней и возвышенностей - дом с башенками розового цвета. Мне тут же объяснили, это дом того самого Санджива. Мы подъехали к ржавым воротам, их открыл очень черненький молодой человек. Они здесь в Индии вообще все черненькие, цветом кожи похожи на негров- синегалов. А лица разные. Есть с носом картошкой. Есть лица типично мусульманские - чуть вьющиеся волосы, острый носик, красивые глаза. Есть похожие на раджу из мультика «Золотая антилопа», вот у этих очень смешные фигуры маленькие плечи и маленькие попы и обязательно живот. У мужчин в возрасте на лице странная пигментация кожи, кожа вокруг глаз очень темная и смотрится как естественные солнцезащитные очки. Обычно такие мужчины ходят очень степенно, похоже имеют деньги и большие семьи.

Так вот, вернемся к нашему гиду. Он действительно живет в этом доме. Этот дом является его загородной виллой. Там есть две спальни с отдельными туалетами и зал. Убранство комнат поражает простотой. Например, спальня. Небольшое окошко, каменный пол, телевизор, двуспальная кровать на высоких ножках с рамкой по кругу для балдахина, стол у стены. Все приспособлено к местному климату. Небольшое окно, чтобы солнечные лучи не проникали в комнату, так как когда жара, хочется прохлады. Каменный пол, потому что по нему удобно ходить, и он держит прохладу. Кровать на высоких ножках чтобы воздух мог продувать - гулять. Балдахин, наверно очень полезен в сезон мошки и других гнусов.

Туалеты в Индии - это отдельная тема, потому что они разные, есть нормальные унитазы, а есть встроенные в пол как у нас на вокзалах, но обязательно в каждом есть либо специальный маленький душ - подмывалка, либо стоит кружка с ручкой и выведен кран. Систему канализации же я до конца не поняла, но скорей всего как в Корее, просто поверхностная система сточных канав.

Возвращаемся в дом. Попадая в зал, очень удивляешься, во- первых, обязательно стоит столик, назовем его молебный. В зависимости от того, какую религию исповедует семья, столики разные. В доме Санджива исповедуют Хинди или индуизм. На столике стоит немыслимая статуэтка, выложены перед ней всякие пряности, рис, крашеный порошок, и опять эти самые цветы, бархатцы. Каждому входящему в дом мазали на лоб красную точку, это значит «Добро пожаловать» и «Желаю счастья», а потом в эту красную точку прикрепляли три- четыре рисинки, это я не знаю что значит, наверно «Хорошего урожая» или аппетита... Но мои рисинки отвалились сразу.

Во дворе было очень мило, зеленая газонная трава и бассейн, а еще пруд с очень зеленой водой и в нем были какие- то рыбки, потому что дети кормили их хлебом, а те подплывали и ели, самих рыб я не видела, зато дети издавали громкие крики восторга, когда кусок хлеба исчезал с поверхности воды. На поляне во дворе был построен шатер железные трубы типа наших строительных лесов и натянутой ткани, расписаннной сине-белыми полосками. Шатер был большой. Внутри стоял стол и стул для каждого. В общем, это было своеобразное собрание ротарианцев всех стран, которые имели несчастье, а впрочем для многих - счастье, прибыть в эту страну. Снова речи, слайды, аплодисменты.

Самое интересное, что там стоял стенд с фамилиями всех, кто присутствовал и, соответственно, с названиями стран. Я была единственным представителем России. И на меня показывали несколько раз, то есть акцентировали внимание, ну я, как положено, улыбалась во весь рот и делала очень понимающий взгляд, хотя ни черта не понимала. Хотя твердо знала, что говорят хорошие правильные речи.

После долгих речей нас наконец-таки отправили кушать. Интересная процедура. Называется ланч. Во дворе на стриженном газоне стоят столы, накрытые скатертями и на них выставлено все, короче и здесь - шведский стол. Берешь большую тарелку и идешь по кругу, открываешь каждую специальную кастрюлю и хочешь - бери, не хочешь - не бери. У них это называется нашим словом «буфет». Итак, отланчевались, отбуфетились...

Но я так и не поняла, как в этом доме можно жить. Он так далеко от Дели, рядом никаких других домов. Может это и круто, потому что приехал, и никто не мешает. Нет этих грязных людей вокруг, машин, суеты и пр. То есть по-настоящему уединенное место. За высоким забором.

Итак, в автобус и еще на один ротарианский проект. Это компьютерный класс в деревенской школе. В страшном грязном доме есть страшная грязная комната, там стоят компьютеры и учатся дети, но только мальчики, потому что девочкам некогда, они должны работать. Вообще, в Индии тяжелую работу делают женщины, а мужчины руководят...

Чтобы посмотреть на нас, собралась вся деревня, включая священных коров, поросят и ягнят. Многие уселись на заборе, другие стояли внутри школьного двора. Нас привезли смотреть на них, как на подопечных, а они смотрели на нас, как на инопланетян. Опять же они были очень не чистые, нечесаные и в помятой грязной одежде. Многие пытались потрогать каждого из нас. Наша группа бала дружелюбно настроена и были такие, кто очень гладил по голове бесштанных маленьких детей с зелеными длинными соплями (которые почему- то смотрятся намного ужасней на темной коже), и при этом были счастливы сами и давали счастье этим детям. И фотографировали деток, и показывали им фото, а те довольно улыбались... У одного американца был Поляроид, сначала он фотографировал и пытался показать им, но они вырывали фотографию, дрались за нее, потом он просто фотографировал и выбрасывал фотокарточку в толпу, иначе можно было просто физически пострадать...

А уже в автобусе все мы с бешеной скоростью кинулись искали жидкость, которая дезинфицирует руки, и срочно намывались ею. Я пыталась понять этих людей, которые приехали сюда, с такой миссией. Я конечно говорила всем и себе, что тоже еду с миссией, но на самом всего я хотела посмотреть эту страну. Я не предназначена спасать мир, я просто не умею так сильно и глубоко проникаться к этому миру. В этой поездке я окончательно поняла, что альтруистов нет, по крайней мере среди сидящих в этом автобусе. Все решали свои собственные психологические проблемы.

Автобус начинал надоедать. Нас везли в гостиницу, которая находится рядом деревней, где я буду капать капли от полиомиелита. Интересно было наблюдать, как в каждом дворе женщины и девушки ковырялись в больших кучах коровьего дерьма, они лепили из него большие лепешки, диаметром примерно 25 см, похожие на метательные диски, затем они их бережно раскладывали по заборам, на свободные места около дороги, для сушки, очевидно. Сначала я предположила, что это удобрение. Когда сажают рис, наверное, выкладывают их, потом заливают водой. Но все оказалось гораздо экзотичней. Эти сухие лепешки очень хорошо горят, и деревенские люди готовят еду на костре из этого своеобразного топлива. Дыма мало, жара много, не знаю на счет запаха, можно попробовать дома.

И еще очень интересный факт - я нигде не видела, чтобы люди здесь работали лопатой, только мотыгой, или я бы сказала большой тяпкой с короткой ручкой, прикрепленной пол острым углом. И все носят тяжести на голове, например, довольно часто встречались девушки, несшие на голове большое ведро, как из- под корейской шпатлевки, полное воды. Они ставят на голову специальную подставку- круг, сделанную из шарфов или из мешка. Я умею делать такую. Но больше всего меня поражало, какой непринужденно-легкой кажется их походка с такими тяжестями на голове. Если идут вдвоем и рядом, еще и болтают, обсуждают что-то эмоционально. Да уж, другая культура...

4. Вакцинация

Итак, следующая гостиница. Это бывший форт, который, как и многие красивые старинные здания, переделан под гостиницу. В комнате кровать, зеркало, вентилятор, шкаф, стулья, окна - все застелено и завешано ситцевыми цветными тканями. Двери и окна закрываются на запоры. Двери двойные, деревянные с сеткой от москитов, состоят из двух ставней. После долгого переезда в автобусе, мне показалось, что я попала в рай. Во дворе теннистые деревья, цветы, кустарники и ресторан. Большие террасы для осмотра прилегающей к форту территории. Я только до конца не поняла, какое стратегическое назначение имело такое расположение этого форта. Он встроен в гору.

Все прошло там по расписанию - ресторан, буфет, и спать. Наутро вставать в 6:30.

Утро. Загрузились в автобус и отправились на место вакцинации. Сначала нас привезли в большую деревню, по нашим масштабам я назвала бы ее городом. Там нас встретил важный доктор, который уже вещал на презентации ротарианцев. Мы все вышли из автобуса, нас повели по улицам этого города, впереди шли три индийских музыканта. Два с очень громкими барабанами, повешенными через голову, на которых играют с одной стороны палочкой с другой рукой, и один был с железными маракасами, украшенными разноцветными лентами. Они были одеты в национальные не свежего вида костюмы. Но ощущение праздника создавали. Все хлопали и пританцовывали, и я в том числе. Я не понимала куда мы идем, но было весело. Все люди выходили на улицу, детвора присоединялась к шествию, создавалось впечатление понимания (со стороны жителей) данной акции. На заборах и между домами весели легкие баннеры с изображением Ротари знака и информацией о полио дне 7 февраля. Сделали круг по улицам этого города и с приподнятым настроением снова загрузились в автобус. Нас разбили по парам, каждая пара «эвакуировалась» в определенной деревне, чтобы делать вакцинацию. В пару мне достался невысокий Боб с Аляски.

Автобус приостановился, нас высадили. На точке вакцинации нас ждал местный врач, который показал, как нужно делать вакцинацию. Нам выдали пластмассовый пузырек с каплями и маркер.

Сам пункт вакцинации представлял собой следующее - два пластиковых стула, стоявших около сарая на обочине дороги. Я поняла, что про нас рассказали и народ собрался поглазеть. Большинство детей уже были «откапаны». Если ребенок получил свою порцию вакцины, ему красят ноготь мизинца левой руки маркером. То есть практически все детишки были «помечены».

Я улыбалась и старалась держаться очень дружелюбно. У меня с собой были фотографии и открытки с видами заснеженной Москвы. Я начала показывать их, и все были очень довольны, спрашивали, сколько у меня детей, сочувствовали когда узнавали, что у меня нет сына. Потому что у них в стране сын остается в семье с родителями, а дочь уходит в семью мужа. И если женщина имеет много сыновей, то все они остаются жить с ней, а большой семьей легче выживать. Женщины в деревнях не работают на работе, я имею в виду за зарплату на стороне. Они работают в доме. А мужчины зарабатывают, самая распространенная деятельность у них - сидеть и продавать товар в маленькой лавчонке.

Так вот, про вакцинацию, я нашла-таки одного ребенка и прокапала. Есть фото. На этом моя миссия закончилась, я так и не поняла, что это было. Но пафос присутствовал. Потому что это не сложно и детей действительно прокапывают местные врачи, а если нет, то эту работу может сделать любой здравомыслящий человек.

Поэтому я просто общалась. Достала шоколадку и угощала всех, кто хотел. Но им не понравился наш шоколад. Это примерно как моей подруге не нравятся устрицы, или как многие не понимают, почему так дорого стоит какая-то там фуа-гра.

Затем нас пригласил к себе в дом местный житель - типа «богач». Мы пошли, Боб очень нервничал потому что не получил инструкции как себя вести в данном случае. Но мне было интересно посмотреть, а он пошел прицепом, потому что не хотел остаться на стуле у обочины один. Нас завели во двор. Справа и слева стояли два дома типичной индийской постройки. По двору бегали бесштанные дети. Во дворе жена богача намывала медную посуду песочком, при этом переливала водичку из одной бадьи в другую, постоянно поправляла шарф и закрывала лицо. Вообще, там все женщины носят шарфы, каждый раз они (шарфы) спадают с плеч или с головы, и они очень часто их поправляют. Это, наверное, национальная особенность, так как практичности в этом нет. Я бы выкинула его после первого часа ношения или после двадцать пятого поправления. А они с детства носят и их это не раздражает.

Нас угостили местным кефиром, такой как в Турции, солененький, холодненький, но с добавлением индийских специй. Боб попробовал и вежливо отставил стакан, а я выпила до дна. Затем принесли чай на молоке. Мы фотографировались и смеялись. Я подарила картинки с видом Москвы. Так прошло около двух часов.

Потом за нами приехал автобус, мы сели и собирали наших по другим точкам. Многие были довольны, но практически все говорили, что вакцинацию сделали одному-двум деткам, не больше. Некоторые же просто тупо просидели на стульчиках. Молодые девчонки испытали страх, т. к. их все трогали и вели себя агрессивно по отношению к ним. И я поняла, что у меня «компания» удалась, и проблем не было, хотя могли быть.

5. Обводнить индийскую деревню - что может быть

полезней!

Утро следующего дня, картина с вставанием повторяется, мы лежим с Биатрич до последней минуты, потом подскакиваем, другим словом это назвать невозможно, быстро душ, быстро собираем чемодан, бегом завтракать и в автобус. Наши тела с полу­проснувшимся сознанием опять везут в неизвестном мне направлении. На самом деле направление идеи простое.. Нас везут в индийскую деревню, чтобы мы там стоили дамбу. По уже сложившейся традиции, нас уже поджидали - ожидали. Шатер с росписью по ткани, половики, полосатые стулья по кругу. Опять точки на лбу и рисинки, подарки, мужчинам - тюрбан, женщинам - шарф.

Речи и прочие вводные и приступаем.. К строительству дамбы. Значит так, будущая дамбы перекроет русло реки, тем самым увеличит количество воды в данной деревне и увеличивт количество урожая на полях. Правда никто не спрашивал насколько уменьшится количество урожая вниз по течению и как это повлияет на экологию . Воды в этой реке на момент нашего появления не было ни капли. Это, однако, облегчало нашу работу.

Нам выдали перчатки и те самые круги на голову, так как кучи песка и мешки с цементом находились почему то в стороне, да еще и на горе.. Девушки и женщины (кому ж еще) в национальных одеждах с браслетами и кольцами на ногах и руках, босые или в сланцах, на той самой горе и теми самыми тяпками смешивали песок с цементом и наваливали в железные тазы. Мы же, бравые ротарианцы и иже ротарианки, брали наполненные тазы, ставили каждый на свою голову и несли к будущей дамбе, там нас поджидали, мужчины, которые выкладывали большие камни в так называемую стену. Способ строительства напоминает строительство каменных заборов у нас на «зиме». Тупо набрал этой смеси, тупо отнес. Многие из нас стартовали с очень живинького темпа. Я же поняла, что работа тяжелая, носила эту массалу (так называли ее местные) очень медленно и внимательно смотрела под ноги, совсем не хотелось сорвать спину или сломать ногу в этом богом забытом месте. Медленно, но регулярно. При этом я шутила, всем улыбалась. Говорила спасибо. Иногда пела песни. В общем поднимала людям настроение, так как так работать веселей. При этом присматривалась к людям, в том числе и к и местным.

Некоторые моменты просто удивляли. Например, организация труда. Было много надсмотрщиков, которые просто стояли и махали руками - ты иди туда, ты делай то. Я насчитала таких шесть человек. Это были мужчины, одетые тоже в национальные одежды, штаны, платье и шарф, все светлых тонов. Белое или бежевое. А на горе стоял или сидел старые дядька в очень белых одеждах и иногда орал на самих надсмотрщиков.. Я назвала его большим босом. Затем очень удивило, что много здоровых парней и девчонок не работали, а стояли поодаль и наблюдали, как работаем мы. При этом требовали нашего внимания, просили сфотографировать, становились на пути. Я не понимала, и сейчас до конца не понимаю, почему я, взрослая не глупая в принципе женщина ношу эту кашу на голове, а большая часть местных жителей просто тупо стоят и смотрят, не помогают. При этом умудряются исподтишка показать то фак, то потрогать меня. В общем, вели, себя как обезьянки. Те же местные мужики, которые работали, вели себя еще отвратительней и наглей. Например, когда я приносила масалу, оный такой показывал мне, мол, лей сюда и неси еще, но «лить сюда» было не так то просто, потому что чтобы мне снять этот таз с головы, нужно предпринять дополнительные усилия. Кроме того, если я сама снимала таз, у меня всегда падала с головы эта дурацкая баранка, и, по закону бутерброда, обязательно в соседнюю лужу. Сами понимаете, что я при всем при этом чувствовала... И выручила русско-женская смекалка, то есть я использовала старый проверенный метод втупливания, я подходила, останавливалась и ждала. Я могла стоять рядом с дядечкой индо-сообразительным 5-10 минут с тазом на голове, это не так уж и сложно. И тогда он вставал, снимал таз с моей головы, освобождал и отдавал мне в руки Я при всем этом еще и мило улыбалась и говорила спасибо, что прям бесило моих индийских партнеров. Они, видать не понимали на кого нарвались. Итак, после дрессировки с утра до обеда, они без сопротивления проделывали процедуру как надо мне и даже уже начинали улыбаться. Понятно, что отношение у них к женщине как к неравному классу. Но со мной это не пройдет.

Вообще, в этой, их «организации труда» было все как в анекдоте - квадратное катаем, круглое носим. Зачем было мешать эту мешанину-массалу на горе, когда можно это сделать у подножья дамбы. И зачем высыпать камни за сто метров от дамбы с трактора, если можно подъехать непосредственно к оной. В этом наверно и заключалась миссия ротарианца - при всем понимании, сделать вид, что ты радостно делаешь благое дело, этакое своеобразное очищение трудом, в Индии. А после завершения строительства дамбы на нее взгромоздят большую мемориальную доску с нашими именами. Многих из ротарианцев это очень впечатлило. А трогает ли это меня? Моя фамилия на мемориальной доске на дамбе в глухой деревне, в далекой Индии... Наверно, для рассказов внукам на тему, какая у них героическая бабушка, эта инфо и прокатит. Ну, а по правде, меня не распирало от этого факта, как распирало многих из нашей группы»

Ротарианцы указали, что они очень удовлетворены опытом добровольцев по нескольким позициям:

- Именно по вопросу о важности лично для себя данной добровольческой работы

-Они считают эту работу необходимой и ценной для жителей Индии, и они пришли выполнять миссию «старшего брата»

-Это имеет смысл на Земле, интересное общение как внутри группы, так и с просто индийским народом, это познание другой культуры и размывание границ между странами. Мне конечно ближе всего третья позиция.

Как вы уже поняли из выше написанного, волонтерский опыт может иметь как положительный, так и отрицательный характер.

Для развития волонтерства в России по Ротари линии я вижу стратегию из двух основных моментов. Первое этим должны заниматься очень качественные лидеры, умеющие хорошо анализировать ситуацию, с даром убеждения и преданностью Ротари идеологии, второе должна методика развития волонтерства в России, или некий план -алгоритм по которому лидеры на местах смогут работать, отталкиваясь от данного документа хотя бы на первом этапе.

Что касается качественных людей, как говориться, не мне их подбирать, а что касается стратегии, то на сегодняшний момент времени я вижу ее такой: МЕТОДИКА РОТАРИ В ВОЛОНТЕРСТВЕ:

1. Эффективно отслеживать нужды

- это трудоёмкая задача, требующая больших временных затрат от лидеров и ротарианцев.

2. Определять приоритеты для этих нужд

- задача не легче первой. Ежедневно мы получаем запросы от родителей больных детей, от врачей, заказы на мед. оборудование, помощь в работе с детьми сиротами, выездные мероприятия с инвалидами-колясочниками и т.д. Определить наиболее важное направление расходования человеческих волонтерских трудоресурсов - важнейшая задача. Неправильно расставленные приоритеты снижают эффективность работы и подрывают доверие к Ротари.

3. Выяснять причину проблемы, а не следствие

Перед принятием решения мы должны понять суть проблемы. К примеру, нет смысла заменять действия государственных органов. Нет смысла закупать стоматологическое кресло за 100000 руб., если не будет врача, способного лечить на этом кресле и т.д.

4. Эффективное привлечение пожертвований (фандрайзинг)

- фандрайзинг является следующим необходимым компонентом для выполнения ротарианского волонтерства. Определившись на конкретном проекте мы должны четко понимать финансовые затраты и прозрачно расписать их для ознакомления самих волонтеров, что бы люди понимали что по мимо физических затрат, существуют и финансовые и определится как будут аккумулироваться эти средства, за счет волонтеров участвующих в данном проекте или за счет привлечения пожертвований, иначе выполненная в пунктах 1 и 2, окажется практически бессмысленной. Эффективный фандрайзинг - целая наука. В развитых странах специалистов по фандрайзингу готовят в университетах, издаются сотни книг на эту тему. Поэтому, что в первом, что во втором случае при работе с деньгами необходимо вести четкий отчет по ним.

5. Лоббирование интересов Ротари в органах власти

Эффективная работа с властью может направить немалые бюджетные средства в помощь к проектам Ротари, может быть на первых этапах лоббировать совместные проекты Ротри, власть, бизнес. В противном случае, эти средства нам придётся собирать по крупицам всем миром.

Естественно, что работа с властью - это сложнейший процесс, требующих больших временных затрат. И желательно, чтобы координировал это направление ротарианец из той же власти.

6. СМИ - описание ротарианских волонтерских проектов.

Нужно уметь говорить о хороших делах. Не нужно скромничать, нужно кричать, как говориться на каждом углу, о том как, кому, на чьи средства, зачем, кто делает доброе дело. Пусть это будет одна строчка, короткая фраза в местных новостях, даже если каждый ротарианец расскажет своим друзьям и коллегам о добрых делах Ротари, это уже эффективный пиар организации, а учитывая, что большинство городов в России не большие, и реклама по принципу «сарафанное радио»действует максимально эффективно, то о нас заговорят. Но нужно учесть что плохие отзывы разлетаются еще быстрей, чем хорошие. Именно поэтому, нужно ставить у руля таких дел думающих и ответственных людей.

7. Эффективный менеджмент при закупках для проектов.

Одной из задач - экономить каждую копейку на проекте. Именно поэтому должны потратить немало усилий на поиск оборудования по оптимальному соотношению цена/качество. Избегаем услуг посредников, закупаем по оптовым ценным, выбираем наиболее выгодный курс и т.д. Конечно, подобная работа требует дополнительных временных затрат организаторов проекта, но они с лихвой окупаются сэкономленными средствами.

8. Подбор команды волонтеров.

Это, прежде всего, определится с географией, это будет сельское или городское мероприятии, или на уровне области и страны, или на уровне стран и мира. Конечно же, грамотные рассылки информации-анонса. Описание проекта. Найти точки заинтересованности людей в этом проекте. Показать примеры из истории работы по аналогичным проектам. Каждому раскрыть понятие Ротари и волонтерства.А это узнать каждого желающего, его потребности в волонтерстве, познакомить с проектом, познакомить с человеком, кто уже участвовал в таких экспедициях, соблюдать сроки в переписке, соблюдать открытость в информации о проекте, описание места где это будет происходить, а так же режима проживания и питания, соблюсти потребности каждого, будь это вегетарианство или принадлежность к сексуальным меньшинствам, так же предоставление четкой программы нахождения в проекте волонтерской работы: кто, когда, с кем, куда, во сколько, на чем, в чем, и прочие ответы на вопросы. Резюмировать четкие задачи решаемые данным проектом, подготовить совместные мероприятия для сплочения командного духа. Подумать фото отчеты, мемориальные доски, статьи в газетах, что увековечивает имена самих волонтеров.

Вы спросите: "Как мотивировать наших волонтеров?"

Мой ответ: "Не знаю. Волонтеры приносят свои уникальные личные мотивации. Хороший менеджер добровольцев умеет выявлять мотивы, а затем, помогает достичь чувство личного удовлетворения каждого добровольца от сделанного конкретного дела на благо конкретных людей своими руками в свое свободное время».

Может быть, эту работу нельзя назвать зачетной классической, но то, что она написана, а не списана, и в ней есть несколько хороших мыслей я могу сказать с уверенностью. Не выдержан стиль, нет оглавления, и четкой структуры, написано в оригинальном стиле эссе-рассуждение. Нарушены все сроки сдачи данной работы. Но если есть, какие, либо

комментарии плохие или хорошие, прошу присылать на tipt @ bk . ru или elena . seraeeva @ vstt . ru .

С уважением, Елена Сергеева, президент 2009-2010 гг. Ротари клуб города Южно-Сахалинска.