Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 18
поиск по сайту правообладателям
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма «Судьба фэнтези в современном мире»
Отделение: гуманитарное Секция: филологическая Выполнила: ученица 10А класса Майорова Мария Владимировна Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Шеварова Елена Евгеньевна Г. Павлово 2011г. Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Толкование понятия «фэнтези»………………………………………4 Глава 2. История жанра…………………………………………………………9 Глава 3. Современное фэнтези………………………………………………...12 Глава 4. Ролевые игры и фэнтези……………………………………………...13 Глава 5. Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков ………………………………………………………15 Заключение……………………………………………………………………....19 Список использованной литературы…………………………………………..21 Приложения……………………………………………………………………..23 Введение.
Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца ХХ – начала ХХI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Глава 1. Толкование понятия «фэнтези».
______________________ 1
Минералова И.Г.Детская литература. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.:ВЛАДОС,2002.с.156-157. 2
Гопман В.Л. Фэнтези Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий.– М.:Н.П.К.Интелфак.–С.1162 3
Каплан В. Заглянем за стенку. Новый мир. – 2001. – №9. – С. 158 в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй» 4
4
Ингвалл Колдун. Классификация жанра фэнтези. 1997. Интернет. – Режим доступа: http://www.кулички.Com/Толкиен отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки –– отсутствием деления на плохих и хороших», – говорится в статье Ника Перумова.8
Волшебной сказкой называл свою эпопею «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиен. Правда, в 50-е годы, когда она создавалась, термина «фэнтези» ещё не существовало. между Хаосом и Космосом. А.Д. Гусарова выделяет формульный принцип героя фэнтези, который «завязан» на иррациональном даре и обязательной его реализации в условно-фантастическом мире. «Кроме того, – пишет она, – в связи с существованием иррационального Дара и его необходимой реализацией в «горниле испытаний» определяется принцип мира как магический и поделённый дихотомично. В связи с этим мир магический – это средоточие вечной битвы. Герой, влекомый своим даром, возвращается в этот мир…»13
Принцип героя и принцип мира. Гусарова предлагает считать содержательными принципами фэнтези. С этим нельзя не согласиться, однако с небольшим уточнением. Определение содержания вторичного мира необходимо поставить на первое место, так как создание любого фантастического произведения, по мнению современных исследователей фантастики, начинается с «сотворения» мира: «…прежде всего необходимо сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в деталях»14
. Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского ______________________ 16
Добровольская О. Фэнтези и фольклор / О. Добровольская // Литература. – 1996. – №43. – С. 13. романа и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Можно заметить, что все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом. Глава 2. История жанра.
Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. Но есть мнение , что этот жанр гораздо древнее. Истоки его прослеживаются ещё в середине второго тысячелетия до нашей эры. Первым полетом фантазии, вырвавшимся из тесных рамок реализма стал Шумерский эпос о герое Гильгамеше. _____________________ 19
Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник. Под ред. М.И. Мещеряковой. – М.: Мегатрон, 1998. – с. 22. настоящее полноценное приключение. Он жаждет Бессмертия. Именно оно - объект его поиска, цель квеста. Так появились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола, способных сокрушать в одиночку полки врагов. Параллельно происходит некое "приземление" цели поиска. Своеобразное приближение к реальности. Герои ищут уже не бессмертие, но клады, славу и почести. Проблематика становится более актуальной. При вмешательстве католической Церкви эпические баллады получают новую подоплеку. Могучие герои отправляются на поиск Святого Грааля или Гроба Господня. Действие-поиск становится "глобальным". Квест больше не представляет собой путешествие за сокровищами и военный поход против восставшего вассала. Теперь задача героя - спасти мир. В литературном произведении, относящемся к жанру фэнтези, реальность соединяется с вымыслом, но не как равноправный партнер, ибо реальность - лишь стержень, на который наматывается нить фантазии, и наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев. Затем жанр фэнтези отходит на второй план и уступает место фантастической литературе и историко-приключенческим романам. Первые отражали мечты индустриального общества о грядущих достижениях, о фантастических аппаратах способных добраться до иных миров. Вторые удачно сочетали в себе героику эпических произведений и сентиментализм любовных баллад. В 1930-ом году, неизвестный молодой писатель Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара, бесстрашного воина, что так же ловок и силен в боях, сколь и искусен в любовных играх. Говардовский герой проживает в загадочном мире Меча и Колдовства. В мире-фантазии... Романы, описывающие приключения могучего Варвара, на какой-то период взлетают к вершине славы. В 1937 году выходит в свет книга Толкиена "Хоббит". В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя. Если ситуация, подобная той, что существует в настоящее время в литературном мире не изменится, то судьба фэнтези в нынешнем веке окажется вполне предсказуемой. Не кризис перепроизводства, чуть было не убивший в свое время научную фантастику, но кризис идейный безвозвратно похоронит жанр, и читатель вновь обратит свой взгляд на фантастику, имеющую поистине неограниченный источник новых идей - постоянно развивающуюся и шагающую вперед семимильными шагами, науку. Глава 4.
Ролевые игры и фэнтези.
Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, оказавшая на него огромное влияние. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов. В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств. Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг или снято по их мотивам. В число экранизаций входят «Властелин колец» режиссёра Питера Джексона, «Лев, колдунья и платяной шкаф» « Принц каспиан» Эндрю Адамсона. По мотивам книг сняты также «Конан-варвар» Джона Милиуса и «Конан-разрушитель» Ричарда Фляйшера, «Звёздная пыль» (по Нилу Гейману), «Волкодав из рода Серых Псов» Н. Лебедева, «Огонь и Лёд: Хроники Драконов» Питофа, сериалы «Ведьмак» и «Волшебник Земноморья». Фэнтези также представлено в анимации, в частности картинами «Огонь и лёд» и «Властелин колец» Ральфа Бакши, «Хоббит» и «Возвращение Короля» Рэнкина и Бэсса, «Dragonlance: Драконы осенних сумерек» Меньота, французским фильмом «Дети дождя» и др. К фэнтези относятся такие японские анимационные сериалы (аниме), такие как Naruto, Berserk, Chrono Crusade, Claymore. В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. В ролевых играх партия из одного или нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов). При этом каждый игрок имеет разнообразные характеристики, которые изменяются с увеличением опыта. Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») — одна из наиболее успешных игровых систем. Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer. Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты. Стилистика Бориса Вальехо, Джулии Белл, Луиса Ройо, Фрэнка Фразетты близка героическому фэнтези. Их картины изображают красивых, мускулистых, подобно античным скульпторам, мужчин и женщин. Помимо живописи, Фразетта нарисовал анимационный «Лёд и пламя» (фильм). Тодд Локвуд, художественный редактор Wizards of the Coast — работы по вселенной Forgotten Realms. Глава 5.
Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков
Последнее десятилетие XX века ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. Среди всех литературных направлений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей. Изучая фэнтези и его влияние на формирование жизненных мотиваций читателя-подростка, невозможно обойти вниманием «специфику жанра». В истории литературы разграничение родов, видов и жанров происходит с учетом эстетической природы искусства слова: стиля, идеи, принципов построения образной системы, наличия и трактовки символических аспектов и т. д. Л.В. Овчинникова считает разграничение литературных форм одним из наиболее больных для современных исследователей вопросов: «При анализе конкретных произведений мы сталкиваемся с контаминацией элементов…, с существованием огромного числа переходных и пограничных жанровых разновидностей».20
В современной литературе функционируют настолько видоизмененные в сравнении с классическими формы, что их жанровое определение не может состояться без погружения внимания исследователя в мировоззренческие, онтологические основы их бытования. В противном случае границы жанров и направлений оказываются размытыми и происходит их смешение. А для читателя, и тем более для руководителя чтения, незнание признаков отдельных явлений литературы чревато неверным их истолкованием и, следовательно, возможным снижением педагогического эффекта чтения. Феномен фэнтези является одним из случаев, нуждающихся именно в подобной проработке. Популярность этого явления, проникновение его во все виды искусства, увлеченность фэнтези определенной частью читающей публики - и особой силы воздействие, оказываемое этим искусством на читателя, — частое проникновение отдельных элементов «фэнтезийного» стиля в иные жанры, - все это подтверждает необходимость определения основных сущностных характеристик фэнтези как явления искусства слова и средства воспитания личности юного читателя. Чаще всего мы сталкиваемся с отношением к фэнтези как к некоей группе атрибутов: магия, средневековый колорит в одежде, оружии, соответствующий кодекс моральных ценностей — и это, в сущности, правильно, но касается исключительно изобразительной стороны художественного произведения. Подобные приметы можно встретить и в произведениях, посвященных исторической тематике. Однако даже самый неискушенный читатель никогда не спутает рассказ о средневековье, со всей его мистичностью, с фэнтези- _____________________ 20
Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М.: РИД «Альфа», 2001.-С 79-80. повествованием. Следовательно, отличие лежит в более глубоких слоях смысла и природы, а не только структуры произведения. В фэнтези проявления сверхъестественного и то, что мы привыкли называть реальным миром, существуют как бы на равных. Магия, божественные силы и прочие фантастические атрибуты оказываются обязательным, а порой и важнейшим, фактором миров, материальная составляющая которых также является самоценной. В ней все пронизано взаимосвязью реального и сверхъестественного. В продолжение этой мысли можно назвать еще одну особенность фэнтези: взгляд персонажа и читателя обращен всегда сквозь события к сущности мироздания. Этим диктуется своеобразное отношение к любому явлению в фэнтези-мире, когда во всем видится отражение и влияние надмировых сил. Некогда братья Стругацкие предложили собственную трактовку фантастики, которая является не определением, а как бы пояснением к тому, что всякий грамотный читатель и так инстинктивно понимает. «Мы называем фантастическим всякое художественное произведение, в котором используется специфический художественный прием - вводится элемент необычайного, небывалого и даже вовсе невозможного. Все произведения такого рода могут быть развернуты в весьма широкий спектр, на одном конце которого расположатся «80000 километров под водой», «Грезы о Земле и небе» и «Человек-амфибия» (то, что обычно именуется фантастикой научной), а на другом - «Человек, который мог творить чудеса», «Мастер и Маргарита» и «Превращение» (то, что мы склонны именовать фантастикой реалистической, как ни странно это звучит)»'. Каким бы нелепым ни выглядело предположение, что сказки (пусть и слегка видоизмененные, пусть и «для взрослых», но все же про принцев и героев с мечами, про колдунов и драконов - про выдуманное, «ненастоящее») воспринимаются читателями всерьез и выполняют функцию наставника, тем не менее они именно учат: чести, порядочности, бескомпромиссности, необходимости бороться с ложью и злом. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Такие книги учат находить зло под масками, в том числе и под маской добра. Учат, что ложь всегда остаётся ложью, и привычка сражаться с ней не исчезает со временем. Учат любви к жизни во всех ее проявлениях. Именно фэнтези вновь ввела в литературу романтический образ сильного и гордого человека. Герой неизбежно должен быть Героем с большой буквы. Зло в конце концов должно быть побеждено, в мире должен воцариться порядок, и именно от героя, простого хорошего человека, зависит этот порядок, это спокойствие и всеобщее благополучие 21
. Герой, а вместе с ним и читатель, должны не только сами решать свои проблемы, но и нести ответственность за все, что их окружает. Это, согласно канонам фэнтези, - единственный достойный человека выход. Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию. ____________________
21
Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. М.:Мегатрон, 1998.- 136 стр. Заключение.
Литература фэнтези в последние годы заняла ведущие позиции в подростковом чтении. Нестабильность современного общества приводит к неизбежной утрате человеком социальных и нравственных ориентиров. В этой ситуации подросток наиболее уязвим. Человек подросткового возраста склонен видеть себя значительно более талантливым и героическим, нежели это кажется со стороны; склонен романтизировать и идеализировать себя. Не находя приложения своим силам и стремлениям в реальном мире, подросток в поисках самоутверждения уходит от реальной действительности в мир подростковой субкультуры или в идеальный мир, созданный воображением - собственным или писателя, автора читаемой книги. Этот процесс может быть очень опасен, если в выбранном мире нет нравственных ориентиров, если ни книга, ни жизнь не выстраивают социальных ограничителей, снижающих отрицательное воздействие реальности на личность подростка. Он деградирует, перестает развиваться духовно, порой становится асоциальным. Какую же литературу читает современный подросток? Реальная жизнь, исполненная кровопролития, насилия, войн, социальной неустроенности, не стимулирует подростка читать реалистическую литературу, «книги про жизнь». Читатель-подросток, как и прежде, ищет острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, небывалых героев. И выбирает фантастику — фэнтези. Взрыв рождения фэнтези стал возможен не только из-за потребности современного читателя в ярких позитивных впечатлениях, но и благодаря возникновению в сознании современного человека стремления к осмыслению произошедших за два тысячелетия событий — к осмыслению всей истории и культуры человечества, к структурированию выводов и поиску своего места в мире, поиску гармонии в мире. В процессе работы я выяснила для себя следующее: во-первых, фэнтези - мир, наиболее привлекательный для моих сверстников, так как удовлетворяет потребность в развлечении; помогает успешнее формировать адекватное отношение к миру, активную жизненную позицию, творческую самостоятельность, этическое чутье и эстетический вкус, обеспечивает компенсацию социальной беспомощности; во-вторых, фэнтези как своеобразное сращение сказки, фантастики, приключенческого романа предлагает читателю достойные образцы литературы, обладающие художественной и нравственной ценностью. Как следствие, названная литература - одна из самых читаемых современными подростками. Список использованной литературы:
1.Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник. Под ред. М.И. Мещеряковой. – М.: Мегатрон, 1998. – 136 с. 2.Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра. В. Губайловский «Новый мир». – 2002. – №3. – С. 174 – 185. 3.Гопман В.Л. Фэнтези. В.Л. Гопман, под ред. А.М. Николюкина. Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Н.П.К.Интелфак. – 2001. – С.1162. 4.Каплан В. Заглянем за стенку. В. Каплан «Новый мир» – 2001. – №9. – С. 158-169. 5.Смирнова Е.В. Мир фэнтези – вымысел или реальность? Мировая словесность для детей и о детях. Вып.10. М., 2005. С. 206-208. 6.Гусарова А.Д. Формула фэнтези (Принцип героя). А.Д. Гусарова Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч.тр. – Петрозаводск, 2004. – С. 152-158. 7.Добровольская О. Фэнтези и фольклор. О. Добровольская «Литература». – 1996. – №43. – С. 13. 8.Ингвалл Колдун. Классификация жанра фэнтези. 1997. Интернет. – Режим доступа: http://www.кулички. Com / Толкиен. 9.Мамаева Н.Н. Это не фэнтези! (в каком же всё-таки жанре писал английский писатель?) Н.Н. Мамаева «Уральский следопыт». – 2001. – №9. – С.48-54. 10.Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина. С.Л. Кошелев «Проблемы метода и жанра в современной литературе»: Сб.науч.ст. – М., 1981. – Вып.6. 11.Минералова И.Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с. 12.Перумов Н. Я люблю гномов, а они любят пиво. «Мир за неделю». – 2000. – №4. 13.Геворкян Э. Чем вымощена дорога в рай. Э. Геворкян «Антиутопии ХХ века». – М., 1989. 14.Эйдемиллер И.В., Лебедев А.Ю. Мир фэнтези-«Звезда», 1993. №10. 15.Эко У. Заметки на полях «Имени розы». – СПб., 2002. 16.Сапковский А. Пируг, или Нет золота в Серых Горах // CD-сборник «Библиотека Мошкова» в 3 дисках: «TRIADA». / Диск 2 / Советская фантастика / Анджей Сапковский / Пируг, или Нет золота в Серых Горах. 17.Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М.: РИД «Альфа», 2001.-С 18.Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. М.:Мегатрон, 1998. Приложения
Опрос среди учащихся МОУ СОШ №2 г.Ворсма 1) Читаю преимущественно произведения в жанре фэнтези; 2) В круг моего чтения входят произведения этого жанра; 3) Не знаком с жанром. Как вы относитесь к фильмам в жанре фэнтези? а)Люблю фильмы в этом жанре Как вы относитесь к компьютерным играм в жанре фэнтези? а) Мне нравятся игры в этом жанре ; б) Иногда играю ; в) Не увлекаюсь такими играми. Считаете ли вы произведения этого жанра полезными? а) они оказывают положительное воздействие на развитие подростка б) они оказывают негативное воздействие на развитие подростка в) не влияют на развитие подростка Тезисы.
1.В современном литературоведении на данный момент не существует общепринятого определения жанра фэнтези. Наличествующие определения жанра можно сгруппировать относительно нескольких тенденций: 1. Фэнтези как одно из направлений фантастики. 2. Фэнтези как разновидность литературной сказки. 3. Определение фэнтези через миф. 2.Истоки жанра фэнтези прослеживаются ещё в середине второго тысячелетия до нашей эры. Под «поиском-квестом» понимается поэтапное прохождение трех стадий: «установление цели» – «движение к выполнению» – «результат» Следующий этап - первое тысячелетие нашей эры. Именно этот период становится расцветом героической литературы. Хитроумные персонажи постепенно начинают вытесняться силачами-рыцарями. Появились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола. " Герои отправляются на поиск Святого Грааля или Гроба Господня. Действие-поиск становится "глобальным". Параллельно с христианизацией героических баллад, идет процесс их романтизации. Особенно во французском героическом эпосе. Появляется первое имя - француз Кретьен де Труа, автор романа "Ланселот - Рыцарь Телеги". 3.1485 год - публикация гениальной работы Томаса Мэлори "Смерть Артура". Это первое произведение, которое можно практически без уступок отнести к жанру фэнтези. Таким образом более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фантазии: реальность соединяется с вымыслом, но не как равноправный партнер, ибо реальность - лишь стержень, на который наматывается нить фантазии, и наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев. 4.В ХIХ веке жанр фэнтези отходит на второй план и уступает место фантастической литературе и историко-приключенческим романам. 5.В 1930-ом году Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара. Говардовский герой проживает в загадочном мире Меча и Колдовства. В мире-фантазии... В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя.В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессора Толкиена. "Властелин Колец". И окончательно жанр оформляется в конце 60-х, когда "Властелин" выходит в "доступной" мягкой обложке.. Фэнтези становится одним из самых популярных литературных жанров. 6.В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. 7.В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх.
|