Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

И. Н. Денисов 15 января 2001 г

 

             

И. Н. Денисов 15 января 2001 г

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

15 января 2001 г.

15 января 2001 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040111 «Отоларингология»

Москва - 2001


Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «отоларингология» (040111) подготовлен сотрудниками кафедры «оториноларингология» Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова:

- Заведующий кафедрой, профессор Х.Д.Шадыев

- Зав. учебной частью, доцент Г.М.Экимова


Содержание

1.Введение

2. Пояснительная записка

3. Квалификационная характеристика

3.1 Общие знания

3.2 Специальные знания и умения

3.3 Манипуляции и операции

3.4 Смежные дисциплины

3.5 Фундаментальные науки

3.6 Общественное здоровье и здравоохранение

3.7 Перечень практических навыков интарна

4. Методические рекомендации по преподаванию специальности

5. Интернатура

6. Клиническая ординатура

7. Переподготовка-общее усовершенствование

8. Аттестационный цикл

9. Циклы тематического усовершенствования:

9.1 «Фониатрия»

9.2 «Травмы,заболевания,инородные тела ЛОР-органов и неотложная помощь

10.Учебная программа

11.Тесты для проведения итоговой аттестации

12.Список обязательной литературы

Введение

Специалист отоларинголог - врач с высшим медицинским образованием, имеющим право самостоятельно оказывать специализированную оториноларингологическую помощь населению.

Перед высшей школой ставится вопрос о подготовке и постоянном повышении квалификации врачебных кадров, внедрении в практику новейших достижений отечественной и зарубежной науки, усилении профилактической направленности работы врача оториноларинголога.

Все это требует существенной модернизации традиционной подготовки медицинских кадров в Российской Федерации.

Пояснительная записка.

На должность специалиста отоларинголога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

Подготовка врача специалиста отоларинголога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и университетах , а также на факультетах последипломного профессионального образования.

Основными задачами последипломной подготовки врача-специалиста отоларинголога являются:

- улучшение практической подготовки выпускника медицинских институтов, академий, университетов,

- повышение профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности,

- формирование клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в сложной оториноларингологической патологии и в смежных специальностях. Вышеизложенное обуславливает важность создания стандарта подготовки врача - специалиста отоларинголога. Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим медицинским образованием. должно располагать материально-технической базой. соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной. практической и теоретической подготовки и научно-исследовательской работы. предусмотренных стандартом по специальности ( количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв.м. учебных и учебно-лабороторных помещений на одного обучаемого). Последипломная подготовка включает два этапа. Первый этап включает первичную специализацию (интернатуру) и ординатуру.

Профессиональная подготовка на этом этапе основывается на тех базисных знаниях, которые получены во время обучения в вузе, и не должны повторять их. Первичная специализация – интернатура включает глубокую теоретическую подготовку, освоение принципов и методов профилактики и раннего выявления распространенных заболеваний, оказание квалифицированной помощи при неотложных состояниях, освоение навыков работы в амбулаторно-поликлинических условиях.

Форма обучения – очная. Продолжительность обучения 1 год – 1728 часов , 48 недель. Профессиональная подготовка составляет 90 % всего учебного времени,т.е – 1556 ч и 10% - элективы:клиническая часть программы занимает 80% времени,фундаментальная подготовка – 7% времени,общественное здоровье и здравоохранение – 3% .Занятиям в поликлинике отводится 4 недели.

Задачи подготовки в интернатуре:

Совершенствование профессиональных знаний и практических навыков по организации оториноларингологической помощи. Врач интерн знакомится с вопросами организации здравоохранения. Обучение в клинической интернатуре должно проходить на клинических базах и под руководством преподавателей кафедр оториноларингологии медицинских вузов и институтов усовершенствования врачей, а также на базе крупных городских многопрофильных больниц.

Для интенсификации подготовки врачей оториноларингологов решающее значение имеет правильный выбор базовых лечебно-профилактических учреждений и квалифицированных руководителей подготовки. Этим требованиям вполне отвечают большинство крупных многопрофильных городских больниц с профильными отделениями по 50 –60 коек при общей мощности больницы 250 и более коек, где безусловно выполняются требования санэпидрежима.

В них должны быть условия для проведения интенсивной терапии, дифференциальной диагностики, экстренной хирургической помощи. Оптимальным числом врачей-интернов на одной базе следует считать 6-8 человек, что обеспечивает необходимую эффективность семинаров, клинических разборов больных, деловых игр, научно-практических конференций и других форм обучения.

Он может осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных врачебных категорий. Целью обучения в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированного специалиста с уровнем подготовки, соответствующим сертификату специалиста врача оториноларинголога, дающим право на получение второй квалификационной категории.

Задачи обучения в клинической ординатуре:

- углубление теоретических знаний по специальности;

- совершенствование практических навыков;

- овладение современными методами обследования оториноларингологических больных;

- овладение современными методами диагностики и лечения оториноларингологических больных;

- углубление теоретических и практических знаний и навыков по смежным дисциплинам;

- более детальное изучение узких вопросов по специальности и смежным дисциплинам; освоение элементов научно-исследовательской работы по специальности.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзамен и прошедшие по конкурсу. Срок обучения в клинической ординатуре зачисляется в трудовой стаж врача оториноларинголога. Нормативная продолжительность в клинической ординатуре составляет 2 года (3456 часов; 96 недель). Обучение предусматривает только очную форму. Профессиональная подготовка составляет 90% всего учебного времени и предусматривает теоретическую подготовку и клиническую подготовку. Теоретическая подготовка должна составлять не менее 5% , т.е. 4 недель и включать в себя теоретическую подготовку по специальности, вопросы управления здравоохранением, страховую медицину, ведение медицинской документации и т.д. Клиническая часть программы должна занимать 80% времени – 76 недель.

Вопросы поликлиники в ординатуре должны преподаваться не менее 2 недель на каждом году обучения. Элективы составляют 10% всего учебного времени . Элективы должны быть направлены на более углубленную подготовку по специальности, ее отдельным разделам или смежным дисциплинам. Элективов должно быть несколько, на них должно быть выделено время и включены в учебный план.

Подготовка клинического ординатора проводится в крупных клиниках, больницах. Учебная и лечебная деятельность клинического ординатора осуществляется под непосредственным руководством профессоров, доцентов и ассистентов кафедр.

Повышение квалификации проводится один раз в пять лет. Для повышения квалификации проводятся: аттестационные циклы ( не менее 144 часов), циклы тематического усовершенствования (более 72 –100 часов), общее усовершенствование по специальности (переподготовка) (не менее 500 часов).

Целью последипломного повышения квалификации врачей по оториноларингологии является приобретение новых теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых врачу для оказания квалифицированной медицинской помощи в соответствии с занимаемой должностью и профилем учреждения, в котором он работает.

Оно призвано обеспечить знание новых теоретических представлений об этиологии, патогенезе заболеваний, развития клинического мышления. умения широко использовать современные методы диагностики и дифференциальной диагностики. терапии заболеваний и профилактики, различных аспектов реабилитации и врачебно-трудовой экспертизы.

Целью обучения на аттестационном цикле является освоение врачом всей полноты и глубины теоретических знаний в области оториноларингологии. необходимых для оказания неотложной оториноларингологической помощи, широкое ознакомление с современными методами диагностики и лечения оториноларингологической патологии и смежных дисциплин. Знание основных принципов организации оториноларингологической помощи в РФ, с учетом организации специализированных служб, проведение тестового контроля знаний, при наличии производственной характеристики о практической деятельности врача-специалиста с указанием в ней конкретных практических навыков.

Программы аттестационного цикла составляются так, что на профессиональную подготовку приходится 90% от всего времени обучения. а 10% составляют элективы.

Целью тематического усовершенствования является освоение врачом теоретических знаний по конкретному курсу или нескольким разделам различных курсов программы в соответствии с занимаемой специалистом должностью.

Квалификационная характеристика специалиста.

В соответствии с требованиями специальности врач отоларинголог должен знать и уметь :

1. Общие знания:

принципы врачебной этики и деонтологии, основы законодательства и дерективные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения ,

организацию отоларингологической помощи в стране, организационную работу скорой и неотложной помощи.

основы топографической анатомии областей тела и , в первую очередь, головы, шеи, пищевода,

основные вопросы нормальной и патологической физиологии ЛОР-органов у здоровых и больных людей,

причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления, влияние производственных факторов на состояние ЛОР-органов, этиологию опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическую классификацию опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма,профилактику и терапию шока и кровопотери, принципы терапии, клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей ЛОР- органов, их клинику, принципы лечения и профилактику, клиническую симптоматику, диагностику предраковых заболеваний, физиологию и патологию системы гемостаза. коррекцию нарущений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов, общие и специальные методы исследования в оториноларингологии

основы применения эндоскопии и рентгенодиагностики для обследования и лечения оториноларингологических больных, роль и назначение биопсии в оториноларингологии, вопросы асептики и антисептики в оториноларингологии.

основы иммунологии и генетики в оториноларингологии, принципы , приемы и методы обезболивания в оториноларингологии, основы интенсивной терапии и реанимации у больных с ЛОР-патологией, основы инфузионной терапии в оториноларингологии, характеристику препаратов крови и кровезаменителей, основы фармакотерапии в оториноларингологии, основы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации, основы патогенетического подхода при проведении терапии в оториноларингологии, основы физиотерапии и лечебной физкультуры в оториноларингологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению,

основы рационального питания и принципы диетотерапии в оториноларингологии, новые современные методы профилактики и лечения оториноларингологической патологии, основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований ЛОР-органов, вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в оториноларингологии, организацию, проведение диспансеризации оториноларингологических больных , анализ ее эффективности, особенности санэпидрежима в отделениях оториноларингологического стационара, поликлиники, показания к госпитализации ЛОР-больных, оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при различных оториноларингологических операциях, принципы работы с мониторами,

вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны, правовые вопросы деятельности врача-оториноларинголога.

Общие умения:

получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях , требующих неотложной помощи или интенсивной терапии,

оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь,

определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты.

провести дифференциальную диагностику заболеваний ЛОР-органов, обосновать клинический диагноз, план ведения больного, показания и противопоказания к операции,

обосновать методику обезболивания, обосновать наиболее целесообразный план операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме, разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений,

проводить диспансеризацию населения и оценить ее эффективность, проводить санитарно-просветительную работу - оформить необходимую медицинскую документацию, составить отчет о своей работе, дать ее анализ

Специальные знания и умения:

Специалист-отоларинголог должен знать диагностику, клинику, лечение, профилактику ЛОР-болезней и уметь оказать необходимую помощь при следующих состояниях:

· анафилактический шок,

· острая кровопотеря,

· острая сердечная и дыхательная недостаточность,

· острые интоксикации.

Должен знать основы аудиологии, сурдологии и фониатрии, отоневрологии.

Специалист - отоларинголог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях уха:

· хондроперихондрит ушной раковины,

· рожистое воспаление ушной раковины,

· фурункул наружного слухового прохода,

· диффузный наружный отит,

· экзема наружного слухового прохода,

· отомикоз,

· острый и хронический катар слуховой трубы,

· острый средний и хронический катар слуховой трубы,

· острый средний отит и его осложнения (мастоидит), вне- и внутричерепные.

Воспалительные заболевания носа и его придаточных пазух:

· фурункул и карбункул носа,

· рожистое воспаление носа,

· сикоз преддверия носа,

· острый ринит,

· катаральный хронический ринит, хронический гипертрофический и атрофический ринит,

· вазомоторный и аллергический ринит,

· озена,

· атрезия хоан,

· острое и хроническое воспаление придаточных пазух носа, глазничные и внутричерепные осложнения.

Воспалительные заболевания глотки:

· острые и хронические фарингиты,

· рожистое воспаление глотки,

· фарингомикоз,

· гиперплазия небной и язычной миндалин, аденоидные разрастания,

· воспаление язычной миндалины,

· острый (ангина) и хронический тонзиллит, местные и общие осложнения.

Воспалительные заболевания гортани, трахеи и пищевода:

· острый и хронический ларингит,

· острый и хронический трахеит,

· острый эзофагит,

· хондроперихондриты гортани.

Инфекционные гранулемы:

· сифилис,

· склерома,

· туберкулез.

Опухоли лор-органов:

· предраковые состояния,

· доброкачественные опухоли гортани и трахеи,

· злокачественные опухоли гортани и трахеи,

· доброкачественные опухоли носа и околоносовых пазух,

· злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух,

· доброкачественные опухоли глотки,

· злокачественные опухоли глотки,

· доброкачественные и злокачественные опухоли уха,

· внеорганные опухоли шеи.

Неотложная помощь при воспалительных заболеваниях и травмах ЛОР-органов:

· травма и заболевания уха ( ожоги, обморожения, ранения, инородные тела, серозный и гнойный лабиринтит, отогенные внутричерепные осложнения),

· травмы и заболевания носа ( ушиб, гематома и абсцесс перегородки носа, отморожения, закрытый и открытый перелом костей носа, носовое кровотечение, инородные тела носа, фурункул и карбункул носа, риногенные внутричерепные и глазничные осложнения),

· травма и заболевания глотки ( ожоги, ранения. инородные тела, паратонзиллярный абсцесс, парафарингиальный абсцесс, заглоточный абсцесс).

· травмы и заболевания гортани, трахеи, пищевода ( травматические повреждения, ожоги, инородные тела, стенозы гортани).

Аудиология и сурдология:

· отосклероз,

· кохлеарные невриты,

· адгезивный отит,

Болезнь Меньера,

тимпаносклероз.

Основы общей, частной отоневрологии.

Профессиональные заболевания:

· профессиональные заболевания уха (химические травмы , шумовая и шумовибрационная травма, кохлеарный неврит, лабиринтопатия).

· профессиональные заболевания дыхательных путей (острые и хронические токсические поражения, аллергические заболевания, заболевания от загазованности и запыленности).

· функциональные и органические заболевания голосового аппарата.

· отосклероз

Манипуляции и операции:

передняя, средняя и задняя риноскопия,

фарингоскопия,

ларингоскопия (непрямая и прямая),

отоскопия,

пальцевое исследование глотки,

ольфактометрия,

исследование функции носового дыхания,

диафаноскопия,

определение проходимости слуховой трубы,

акуметрия, тональная и надпороговая аудиометрия,

вестибулометрия,

· прижигание кровоточащего сосуда в полости носа.

· передняя и задняя тампонада полости носа,

· репозиция костей носа.

· первичная хирургическая обработка ран носа,

· вскрытие фурункула и карбункула носа,

· вскрытие гематомы и абсцесса перегородки носа,

· удаление инородных тел носа,

· пункция придаточных пазух носа ,

· зондирование придаточных пазух через естественное соустье

· вскрытие перитонзиллярного абсцесса

· вскрытие заглоточного абсцесса,

· удаление инородых тел глотки и носоглотки,

· вскрытие флегмоны шеи,

· удаление инородных тел гортани,

· вскрытие абсцесса надгортанника,

· вскрытие флегмоны гортани,

· коникотомия.

· трахеотомия,

· хирургическая обработка ран шеи,

· вскрытие нагноившихся кист гортани,

· удаление инородных тел пищевода,

· парацентез барабанной перепонки,

· пункция и вскрытие отогематомы

· обработка ушной раковины при ожогах и обморожениях,

· вскрытие фурункула наружного слухового прохода,

· удаление инородного тела наружного слухового прохода

· остановка ушных кровотечений

· внутриносовая блокада,

· электрокаустика, криовоздействие, ультразвуковая дезинтеграция носовых раковин,

· конхотомия,

· подслизистая резекция носовых раковин,

· репозиция костей носа,

· отслойка слизистой оболочки перегородки носа при рецидивирующих носовых кровотечениях,

· аденотомия.

· тонзиллотомия,

· тонзиллэктомия,

· удаление доброкачественных образований носа, глотки, гортани, уха,

· гайморотомия,

· фронтотомия,

· вскрытие клеток решетчатого лабиринта и основной пазухи,

· трепанопункция лобной пазухи,

· антротомия,

· антромастоидотомия.

· радикальная операция на ухе,

· бужирование пищевода

· коникотомия

· трахеотомия,

· трахеостомия,

· взятие тканей ЛОР - органов на гистологическое исследование

Трактовка результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

· интерпретация рентгенологических снимков и томограмм ( обзорных, контрастных ) черепа в 2 проекциях, носа, придаточных пазух, носоглотки, гортани, височных костей (по Шуллеру, Майеру , Стенверсу).

· интерпретация данных компьютерной томографии черепа, структур мозга, височных костей, придаточных пазух, носоглотки, гортани, шеи.

· расшифровка ЭКГ,

· расшифровка клинического и биохимического анализа крови,

· исследование функции носового дыхания, функции мерцательного эпителия,

· акуметрия, тональная пороговая и надпороговая , речевая аудиометрия, компьютерная аудиометрия,

· исследование обонятельной , вкусовой функции,

· исследование вестибулярной функции ( калорическая, вращательная , прессорная пробы),

· исследование дыхательной и голосовой функций гортани ,

· исследование проходимости слуховой трубы,

· импедансметрия,

· ларингостробоскопия, осмотр ЛОР-органов под микроскопом.

Владение современными методами

лечения: консервативное и хирургическое,

Фармокотерапии: антибиотикотерапия, десенсибилизирующая терапия, сосудосуживающие препараты, стимулирующие препараты, витамины, сосудорасширяющие, препараты нормализующие иммунитет, транквилизаторы, гормоны, ферменты, микроэлементы, вакцины, сыворотки, средства, влияющие на гемостаз, бронхолитические средства, муколитические и отхаркивающие средства, противокашлевые средства, болеутоляющие средства, противогрибковые препараты, противовирусные, противомикробные, транквилизаторы, противосудорожные, седативные, средства влияющие на мозговой метаболизм, гипотензивные, средства, влияющие на углеводный обмен.

. методами исследования.

передняя и задняя риноскопия,

фарингоскопия,

ларингоскопия, отоскопия,

отоскопия под микроскопом,

ольфактометрия,

густометрия,

стробоскопия,

ларингостробоскопия.

микроларингостробоскопия,

глоттография,

эндоларингеальная электродиагностика,

рентгенография,

рентгенокинематография,

электромиография,

методы определения типа певческого голоса,

исследование слуха шепотной и разговорной речью,

камертональные пробы,

тональная пороговая аудиометрия,

определение порога восприятия ультразвука.

надпороговая аудиометрия,

пороговая адаптация по Кархарту,

определение обратной адаптации,

шумовая аудиометрия по Лангенбеку,

импендансометрия,

речевая аудиометрия,

объективная аудиометрия,

вестибулометрия ( вращательная проба, калорическая проба),

Знать основные заболевания смежных дисциплин:

I . Внутренние болезни:

1) Бронхит острый и хронический.

2) Бронхиальная астма.

3) Пневмония.

4) Дыхательная недостаточность

5)Тромбэмболия легочной артерии

6)Гипертоническая болезнь

7) Инфаркт миокарда

8) Вегето-сосудистая дистония

9) Ревматизм

10) Коллагенозы

11) Хронический гастрит

12) Язвенные болезни желудка и 12-и перстной кишки

13) Хронический холецистит

14) Цирроз печени

15) Острый и хронический пиелонефрит

16) Уремия

17) Сахарный диабет

18) Узловатый и диффузный токсический зоб

19) Врожденные и приобретенные пороки сердца

20) Гипотиреоз

21) Заболевания гипофиза

22) Анемия

23) Заболевания коры надпочечников

24) Заболевания крови

25) Анафилактический шок

26) Отек Квинке

II . Хирургические болезни:

1) Флегмона шеи

2) Медиастенит

III . Неврология

1) Абсцесс мозга и мозжечка.

2) Менингит серозный и гнойный.

3) Арахноидит.

4) Субдуральный и эпидуральный абсцесс.

5) Тромбоз синусов твердой мозговой оболочки.

6) Менингоэнцефалит.

7) Центральный и периферический паралич лицевого и блуждающего нерва.

8) Остеохондроз шейного отдела позвоночника.

9) Вертебро-базилярная недостаточность.

IV . Стоматология:

Флегмона дна полости рта.

Афтозный стоматит.

Глоссит.

V . Инфекционные болезни:

1) Туберкулез

2) Дифтерия

3) ВИЧ-инфекция

4) Сифилис

5) ОРВИ. Грипп

6) Особо опасные инфекции – холера, оспа, сибирская язва, чума, столбняк

7) Острые кишечные инфекции – дизентерия, тифо-паратифозные заболевания, сальмонеллез

8) Инфекционный гепатит

VI . Глазные болезни

1).Отек век

2) Флегмона орбиты

3) Отек позадиглазничной клетчатки

4) Абсцесс позадиглазничной клетчатки

5) Абсцесс века

Знать основные фундаментальные науки

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировозрением, высокой общей культурой, ориентированногона работу в современных условиях.

Фундаментальная подготовка является неотъемлемой частью подготовки интернов и клинических ординаторов.

Структурно-функциональные механизмы обеспечения жизнедеятельности человека.

Барьеры организма.

Барьеры внешней и внутренней среды организма. Физиологические механизмы поддержания гомеостаза при изменениях внешней и внутренней среды.

Внешние барьеры: кожа, слизистые оболочки, дыхательный аппарат, пищеварительный тракт, печень, почки, ретикуло-эндотелиальная система.

Внутренние барьеры: гемато-энцефалический , гемато-офтальмический, гемато-лабиринтный, гемато-ликворный, гемато-плевральный, гемато-тестикулярный, плацента.

Внутриклеточные барьеры. Мембраны, их проницаемость, механизмы транспорта веществ через мембраны.

Иммунные основы гомеостаза.

Иммунитет - как системная деятельность поддержания гомеостаза, неспецифические и специфические формы. Гуморальный и клеточный компоненты иммунитета. Тканевой функциональный элемент в защитных реакциях организма. Иммунный ответ. Регуляция иммунитета.

Взаимодействия нейрогуморальных и иммунных механизмов. Аутоиммунные заболевания.

Коагуляционный гомеостаз.

Современные теории механизмов свертывания крови. Антикоагуляционные системы организма. Фибринолиз. Коагуляционная, антикоагуляционная и фибринолитическая системы в поддержании жидкого состяния крови. Гемморагические диатезы, гемофилии, тромбозы и другие нарушения коагуляционного гомеостаза. Гемморагические диатезы, гемофилии, тромбозы и другие нарушения коагуляционного гомеостаза; механизмы формирования.

Теоретические основы терапии заболеваний.

Основные причины терапии заболеваний.

Этиотропная терапия, ее возможности и ограничения при различных болезнях. Патогенетическая терапия, ее возможности и ограничения. Симптоматическая терапия. Комплексная индивидуальная терапия. Основы интенсивной терапии. Общая характеристика возможностей современной лекарственной (полихимиотерапия, цитостатики, иммуномодуляторы, гормональные препараты) терапии.

Общая характеристика методов нелекарственной (рефлексо-, психо-, мануальная терапия, гомеопатия и др.) терапии. Методы традиционной медицины с позиции теории функциональных систем организма. Представления об интегральной медицине.

Общая этиология.

Этиология: характеристика понятия. Патогенные причины и патогенные условия, их связь в процессах возникновения болезни. Роль внешних и внутренних факторов в развитии болезни. Свойства патогенных факторов, их основные категории и особенности действия. Патогенное действие физических и химических факторов. в том числе лекарственных препаратов. Роль лекарственных препаратов в трансформации болезней человека, их диагностика и терапии.

Патогенез и морфогенез.

Характеристика понятий патогенез и морфогенез. Повреждение как начальное звено патогенеза и морфогенеза болезни: уровни повреждения. Связь патогенеза и морфогенеза в свете единства функции и структуры.

Основные закономерности патогенеза и морфогенеза болезни, причино-следственные связи, инициальное звено патогенеза, “порочные круги”. Первичное повреждение, его локализация и генерализация; местные и общие реакции на повреждение, их связь. Механизмы генерализации повреждения.

Целесообразность и адаптация в патологии. Компенсаторно-приспособительные реакции. Понятие о поливалентности компенсаторно-приспособительных реакций в возникновении, развитии и завершении болезни.

Теоретические основы патогенетической терапии; заместительная терапия, симптоматическая терапия. Комплексная индивидуальная терапия. Принципы интенсивной терапии. Исторические аспекты и современные направления в патогенезе и морфогенезе болезни.

Роль реактивности в патологии

Реактивность: характеристика понятия, связь с другими проявлениями жизни (реакция, резистентность, чувствительность). Значение реактивности в возникновении, течении и исходе болезни. Виды реактивности и факторы ее определяющие. Механизмы реактивности: видовые, групповые и индивидуальные. Патологическая реактивность: наиболее важные формы и значение в возникновении, развитии и завершении болезни. Пути целенаправленного изменения реактивности в целях повышения устойчивости организма к повреждающим факторам., стимуляции выздоровления и ускорения реабилитации больных.

Типовые патологические процессы повреждения.

Характеристика понятия повреждения как основа патологии. Связь нарушений обмена веществ, структуры и функции в приложении к клетке и межклеточной ткани.

Основные причины повреждения клетки и межклеточной ткани: экзогенные и эндогенные повреждающие факторы. Значение физических, химических, в том числе лекарственных и биологических агентов в патологии клетки и межклеточной ткани. Недостаток и избыток необходимых для жизнедеятельности веществ как фактор повреждения. Физико-химические, иммунные, эндокринные и нервно-трофические факторы повреждения клетки и межклеточного вещества.

Ведущие механизмы повреждения клетки и межклеточной ткани.

Прямое и опосредованное повреждение: характеристики основных путей опосредованного повреждения. Клеточные и внеклеточные механизмы повреждения, значение расстройств межклеточного взаимодействия в патологии клетки и межклеточной ткани. Роль чрезмерной активации свободно-радикальных и лизосомальных процессов, нарушения биологического окисления, хранения и считывания генетической информации, а также других механизмов в повреждении клетки и межклеточного вещества. Проявления и повреждения в обмене веществ, структуре и функции клетки и межклеточной ткани. Понятие о специфических и неспецифических проявлений повреждения: обратимые и необратимые проявления повреждения.

Общая характеристика основных путей предупреждения и нормализации деятельности клетки и межклеточной ткани при их повреждении: устранение влияния повреждающих агентов, инактивация механизмов повреждения, повышение активности защитных, восстановительных и компенсаторных реакций и резистентности, устранение проявлений повреждения.

Иммунопатологические процессы.

Структурная и функциональная организация иммунной системы: иммунитет, его формы и значение. Иммунодефицитные состояния: их наследование и приобретенные формы. Причины возникновения, механизмы развития и проявления иммунных дефицитов. Вирусный иммунный дефицит ВИЧ-инфекция). Общая характеристика иммунной толерантности: формы, механизмы и значение в патологии.

Основы предупреждения и лечения иммунопатологических процессов. Пути коррекции иммунных дефицитов, патологической толерантности и аллергии. Понятие десенсибилизации. Общая характеристика способов лечения воздействия на механизмы выработки антител, медиаторные процессы и проявления аллергии.

Воспаление.

Общая характеристика воспаления, его эволюция и значение в патологии человека. Причины возникновения воспаления, роль реактивности организма, состояние иммунной и эндокринной систем в возникновении воспаления. Местные и общие проявления воспаления, их связь и клиническое значение. Основные компаненты воспалительного процесса.

Лихорадка.

Характеристика понятия лихорадка. Причины лихорадочных реакций, инфекционные и неинфекционные лихорадки. Пирогенные вещества, их химическая природа и места образования. Первичные и вторичные пирогены; лейкоцитарные пирогены, интерлейкин 1. Механизмы действия пирогенов. Стадии лихорадки. Понятие о типах лихорадочных реакций. Обмен веществ, морфология и функция органов при лихорадке. Участие нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии лихорадки. Значение лихорадки для человека. Отличие лихорадки от экзогенной гипертермии.

Особенности лихорадочных реакций в раннем и старческом возрасте. Основы жаропонижающей терапии и показания к ее использованию. Пиротерапия.

Гипоксия и гипероксия.

Гипоксия - общая характеристика как состояния абсолютной или относительной недостаточности биологического окисления. Гипоксия в патогенезе различных заболеваний. Устойчивость разных органов и тканей к кислородной недостаточности. Классификация гипоксических состояний, основные типы гипоксии. Причины, механизмы развития, изменения газового состава артериальной и венозной крови при экзогенной, дыхательной, сердечно-сосудистой, кровяной и тканевой гипоксии. Перегрузочная гипоксия, смешанная гипоксия. Нарушение обмена веществ, физиологических функций и структуры органов при острой и хронической гипоксии. Механизмы и проявления экстренной и долговременной адаптации к гипоксии.

Основы предупреждения и лечения гипоксических состояний. Общее представление о гипербарической оксигенации, антигипоксантах, мембранопротекторах и метаболической терапии.

Гипероксия. Механизмы повреждающего действия кислорода. Роль свободно-радикальных процессов. Понятие о системе антиперекисной защиты организма. Принцыпы предупреждения и лечения свободнорадикального повреждения тканей.

Инфекционный процесс.

Характеристика понятия инфекционный процесс; распространенность инфекционных заболеваний, их эволюция и особенности течения в связи с использованием химио- и антибиотикотерапии. Инфекционный процесс как одна из форм взаимодействия макро- и микроорганизма. Этиология инфекционного процесса. Роль внешних условий и реактивности организма в возникновении и развитии инфекционного процесса. Виды инфекций по биологическому признаку, характеру инфекционного агента и способу передачи инфекции. Острые и хронические инфекции. Понятие об аутоинфекции.

Патогенез и патоморфология инфекционного процесса.

Понятие о входных воротах, первичном аффекте и первичном инфекционном комплексе. Местные и общие патогенетические механизмы развития инфекционного процесса. Стадии инфекционного процесса: наиболее характерные биохимические, морфологические и функциональные проявления, их механизмы. Исходы инфекционного процесса; осложнения и рецидивы инфекций. Сепсис: формы, проявления и значение для организма.

Защитно-приспособительные реакции при инфекционном процессе. Неспецифические и специфические факторы, гуморальные и клеточные механизмы противоинфекционной защиты и приспособления.

Основы профилактики и лечения инфекционного процесса. Этиотропная терапия при инфекционных заболеваниях; исследование чувствительности к химиотерапевтическим препаратам и антибиотикам.

Опухоли.

Общая характеристика, распространенность в природе, эпидемиология. Этиология опухолей. Физические и химические факторы. Общее представление о канцерогенах, преканцерогенах, коканцерогенах. Эндогенные канцерогены. Лекарственные канцерогены. Онковирусы, их виды. Понятие об онкогенах. Роль реактивности организма в возникновении и развитии опухолей; антибластомная резистентность, неиммунные и иммунные механизмы резистентности. Понятие о предопухолях (предраках) состояниях.

Основы профилактики и лечения опухолей. Общие сведения о предраках. Понятие о радии, иммуно- и химиотерапии опухолей. Хирургическое лечение опухолей. Возможность повышения антибластомной резистентности организма.

Экстремальные состояния.

Общая характеристика понятия экстремальное состояние.

Экстремальные факторы. Виды экстремальных состояний и их отличия от терминальных состояний. Стресс : стадии, механизмы развития и проявления стресса, “ триада Селье”. Защитно-приспособительное и патогенетическое значение стресса.

Шок: общая характеристика понятия. Основные виды шока. Патогенез и патоморфология шока. Стадии шока. Изменения обмена веществ, физиологических функций, микроциркуляции при шоках различного происхождения. Понятие о “шоковом легком”, “шоковой почке”, “шоковой печени”. Роль нарушений центральной и вегетативной нервной системы в патогенезе шока. Наиболее характерные клинические проявления шока.

Коллапс: общая характеристика понятия, классификация, основные виды. Патогенез и патоморфология. Проявления постгемморагического, сосудистого, кардиогенного коллапса. Расстройства обмена веществ, микроциркуляции и функции органов при коллапсе. Коллапс как компанент шока и комы.

Кома: общая характеристика понятия, виды. Основные патогенетические факторы развития коматозных состояний. Значение экзогенных и эндогенных интоксикаций и поражений центральной нервной системы в возникновении комы. Алкогольное и лекарственное отравление как причина комы. Общие и специфические механизмы развития и проявления основных коматозных состояний. Принципы предупреждения и лечения экстремальных состояний. Представление о тренированности и адаптации к экстремальным состояниям. Понятие об интенсивной терапии и реанимации. Дезинтоксикационная терапия. Особенности ухода за больными и их реабилитация при эстремальных состояниях.

Патология органов и систем.

Патология сердечно-сосудистой системы.

Распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы, их общая этиология и механизмы развития . Факторы риска . Основы профилактики болезней сердца и сосудов ; роль факторов риска в предупреждении данных заболеваний . Представления об основных принцыпах лечения болезней органов кровообращения и предупреждения осложнений . Значение нормализации психоэмоциональной сферы , уменьшение нагрузки на сердце , восстановление коронарного кровотока и энергопотребления миокарда . Особенности реабилитации и ухода за больными с болезнями сердца и сосудов .

Патология системы внешнего дыхания.

Основные причины и общие механизмы расстройств внешнего дыхания . Дыхательная недостаточность , ее проявления . Кашель и одышка : их происхождение и значение . Удушье . Периодическое и терминальное дыхание . Основные патологические процессы в легких . Альвеолярная гипо - и гипервентиляция ; причины , механизмы развития и последствия . Нарушения эффективного легочного кровотока, локальная неравномерность вентиляционно-перфузнных отношений.

Легочная гипертония. Патологическое шунтирование венозной крови. Нарушение альвеоло-капиллярной диффузии: причины, механизмы возникновения и последствия.

Основы предупреждения и лечения болезней внешнего дыхания. Восстановление проходимости дыхательных путей, борьба с простудными заболеваниями, химио- и антибиотикотерапия и противоопухолевое лечение. Особенности реабилитации пациентов с болезнями легких.

Патология системы крови.

Наиболее частые причины и общие механизмы расстройств системы крови, их формы. Основы предупреждения и лечения патологии системы крови. Устранение причинного фактора, нарушающего систему крови, использование гемотрансфузий и стимуляторов гемо- и лейкопоэза, вмешательство в иммунные механизмы, дезинтоксикация, воздействие на систему гомеостаза, подавление белого ростка крови при лейкозах.

Патология пищеварительной системы.

Основные причины и механизмы расстройств пищеварения. Роль нейрогенных и гуморальных факторов, состава пищи и режима питания, инфекций, интоксикаций, иммунопатологических процессов и врожденных анамалий пищеварительного тракта. Понятие о недостаточности пищеварения . Отрыжка, изжога, рвота, диаррея, метеоризм. Происхождение данных расстройств.

Основные причины и общие механизмы расстройств деятельности печени. Основные проявления поражений печени: боли, диспептические явления, изменение стула, портальная гипертония. Желтуха, виды, причины, механизмы развития и проявления желтухи. Синдром холемии и ахолии. Недостаточность печени: тотальная и парциальная. Печеночная кома, представление о патогенезе и механизмах возникновения расстройств.

Основы предупреждения и лечения болезней системы пищеварения. Метаболическая терапия, витаминотерапия, ферментотерапия и применение ингибиторов ферментов. Использование гормональной и противоопухолевой терапии.

Патология почек.

Общие причины и механизмы нарушения функции почек. Значение расстройств почечной гемодинамики, затруднения оттока мочи, поражения паренхимы почек и нарушения нейро-эндокринной регуляции мочеобразования в патологии почек. Почечная недостаточность: формы, причины, механизмы развития и проявления. Уремическая кома; представление о патогенезе и морфологических изменениях в органах, ведущие клинические проявления.

Основы предупреждения и лечения заболеваний почек. Профилактика и терапия воспалительных процессов, коррекция иммунной системы, нормализация центрального и почечного кровообращения, работа эндокринной системы, обмена веществ. Общие представления о гемодиализе, гемосорбции трасплантации почек. Особенности реабилитации и ухода за больными с почечной патологией.

Патология эндокринной системы

Характеристика основных причин и механизмов возникновения эндокринных расстройств; нарушения центральной регуляции эндокринных желез, связей между ними и межгормональных отношений.

Первичные расстройства образования и высвобождения гормонов в эндокринных железах, периферические механизмы эндокринных расстройств. Основные формы патологии эндокринных желез. Гипо -, гипер- и дисфункция.

Основы профилактики и терапии патологии эндокринной системы. Заместительная гормонотерапия и использование антагонистов гормонов.

Патология нервной системы

Общие принципы и механизмы нарушения деятельности нервной системы. Значение соцоальных факторов, эндокринопатий, инфекций, иммунопатологических процессов, экзо- и эндогенных интоксикаций, расстройств мозгового кровообращения в возникновении расстройств нервной деятельности.

Травматические поражения мозга. Сосудистые заболевания нервной системы. Инфекционные и инфекционно-аллергические поражения мозга. Понятие о невритах и невралгиях. Общая характеристика опухолей мозга и особенности их течения.

Подготовка по общественному здоровью и здравоохранению.

Организация охраны здоровья населения.

А) Понятие “здравоохранение”. Формы организации национального здравоохранения (частная медицина, медицинское страхование, государственное здравоохранение).

В) Правовые и организационные основы охраны здоровья населения ПФ

· Конституция РФ (1993г.);

· Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (1991 г.);

· Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г.);

· Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (1997г.);

· Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (1998 г.).

С) Система охраны здоровья в РФ (государств6енная, муниципальная, частная).

Общественное здоровье

А) Определение понятия “общественное здоровье”

В) Методы изучения и оценки общественного здоровья

1. Медико-демографические показатели: показатели механического движения населения ( миграция, иммиграция, эмиграция);

показатели естественного движения населения ( рождаемость, смертность, естественный прирост).

2. Заболеваемость населения.

3. Инвалидизация населения.

4. Показатели физического развития населения.

Медицинское страхование населения РФ.

А) Медицинское страхование как форма государственного социального страхования населения.

В) Цель и основные задачи медицинского страхования.

С) Объект медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, их взаимодействие. Формы медицинского страхования (обязательное и добровольное).

Д) Источники финансирования здравоохранения в РФ ( бюджетные средства, страховые взносы, платные медицинские услуги, договорные работы).

Перечень практических навыков выпускника интерна кафедры оториноларингологии

Общие умения

1. Получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии – 250 манипуляций.

2. Оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния. Определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь – 100 манипуляций.

3. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты – 250 манипуляций.

4. Провести дифференциальную диагностику заболеваний ЛОР-органов, обосновать клинический диагноз, план ведения больного, показания и противопоказания к операции – 250 манипуляций.

5. Обосновать методику обезболивания – 250 манипуляций.

6. Обосновать наиболее целесообразный план операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме –100 манипуляций.

7. Разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений – 100 манипуляций

Манипуляции и операции

1. Передняя, средняя и задняя риноскопия –250 - манипуляций.

2. Фарингоскопия – 250 манипуляций.

3. Ларингоскопия – 250 манипуляций.

4. Отоскопия –250 манипуляций.

5. Пальцевое исследование глотки –250 манипуляций.

6. Ольфактометрия –150 манипуляций.

7. Исследование функции носа - 250 манипуляций.

8. Диафаноскопия –50 манипуляций.

9. Определение проходимости евстахиевой трубы –50 манипуляций.

10. Эзофагоскопия

11. Акуметрия, тональная и надпорогавая аудиометрия – 20 манипуляций.

12. Вестибулометрия – 20 манипуляций.

13. Интерпретация рентгенологических снимков и томограмм (обзорных, контрастных) придаточных пазух носа, носоглотки, гортани, височных костей по Шуллеру и Майеру – 100 манипуляций.

14. Удаление инородных тел полости носа, глотки, наружного слухового прохода (серные пробки и т.д.) –20 манипуляций.

15. Первичная хирургическая обработка при ранениях ЛОР-органов – 20 манипуляций.

16. Передняя и задняя тампонада носа – 80 манипуляций.

17. Пункция верхне-челюстной пазухи, трепанация лобной пазухи и зондирование придаточных пазух носа – 250 манипуляций.

18. Парацентез барабанной перепонки – 10 манипуляций.

19. Тимпанопункция –1-3 манипуляции.

20. Промывание аттика – 75 манипуляций.

21. Промывание лакун миндалин –75 манипуляций.

22. Парамеатальные блокады – 100 манипуляций.

23. Вскрытие паратонзиллярного абсцесса – 50 манипуляций.

24. Внитриносовые блокады - 50 мангипуляций.

25. Электрокаустика, криовоздействие, ультразвуковая дезинтеграция носовых раковин – 25 манипуляций.

26. Конхотомия – 10 манипуляций.

27. Подслизистая резекция носовой перегородки – 10 манипуляций.

28. Репозиция отломков носа – 30 манипуляций.

29. Тонзиллотомия, аденотомия – 20 манипуляций.

30. Тонзиллэктомия –20 манипуляций.

31. Вскрытие паратонзиллярного абсцесса и заглоточного абсцесса – 20 манипуляций.

32. Трахеотомия, коникотомия – 1-2 манипуляции.

33. Смена трахеотомической трубки – 10 манипуляций.

34. Антротомия. радикальная операция на ухе – 0 -1 манипуляция.

35. гайморотомия, фронтотомия , этмоидотомия – 20 манипуляций.

36. Бужирование пищевода – 0-1 манипуляций.

37. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца – 1-2 манипуляции.

Перечень практических навыков клинического ординатора

Общие умения

- 1. Получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии –500 манипуляций.

- 2. Оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния. Определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь – 200 манипуляций.

- 3. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты. – 500 манипуляций.

- 4. провести дифференциальную диагностику заболеваний ЛОР-органов. обосновать клинический диагноз, план ведения больного, показания и противопоказания к операции – 500 манипуляций.

- 5. Обосновать методику обезболивания – 500 манипуляций.

- 6. Обосновать наиболее целесообразный план операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме – 200 манипуляций.

- 7.Разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений – 200 манипуляций.

- Манипуляции и операции:

- 1.Передняя, средняя и задняя риноскопия – 500 манипуляций.

- 2.Фарингоскопия –500 манипуляций.

- 3.Ларингоскопия - 500 манипуляций.

- 4. Отоскопия – 500 манипуляций.

- 5. Пальцевое исследование глотки - 100 манипуляций.

- 6. Ольфактометрия –200 манипуляций.

- 7. Исследование функций носа –500 манипуляций.

- 8. Диафаноскопия - 50 манипуляций.

- 9. Определение проходимости евстахиевой трубы – 100 манипуляций.

- 10.Эзофагоскопия

- 11. Акуметрия, тональная и надпороговая аудиометрия – 40 манипуляций.

- 12. Ветибулометрия – 20 манипуляций.

- 13. Интерпретация рентгенологических снимков и томограмм (обзорных, контрастных0 придаточных пазух носа, носоглотки, глотки, гортани, .височных костей по Шуллеру и Майеру – 200 манипуляций.

- 14. Удаление инородных тел полости носа, глотки, наружного слухового прохода 40 манипуляций.

- 15. Первичная хирургическая обработка при ранениях ЛОР-органов – 40 манипуляций

- 16.Передняя и задняя тампонада носа – 40 манипуляций.

- 17. Пункция верхне-челюстной пазухи, трепанопункция лобной пазухи, зондирование придаточных пазух – 500 манипуляций.

- 18. Парацентез барабанной перепонки –20 манипуляций.

- 19. тимпанопункция – 3-5 манипуляций.

- 20. Промывание аттика – 150 манипуляций.

- 21.Промывание лакун миндалин – 150 манипуляций.

- 22.Полипотомия полости носа, барабанной полости – 150 манипуляций.

- 23. Продувание евсахиевой трубы – 300 манипуляций.

- 24.Парамеатальные блокады – 200 манипуляций.

- 25. Вскрытие паратонзиллярного абсцесса – 50 манипуляций

- 26. Внутриносовые блокады – 100 манипуляций.

- 27. Электрокаустика, криовоздействие, ультразвуковая дезинтеграция носовых раковин 150 манипуляций.

- 28. Конхотомия - 20 манипуляций.

- 29. Подслизистая резекция носовой перегородки – 30 манипуляций.

- 30. Репозиция отломков костей носа - 60 манипуляций.

- 31. Тонзиллотомия, аденотомия - 20 манипуляций.

- 32. Вскрытие паратонзиллярного абсцесса и заглоточного абсцесса - 80 манипуляций.

- 33. Тонзиллэктомия – 20 манипуляций.

- 34. Трахеотомия, коникотомия – 2-4 манипуляции.

- 35. Смена трахеотомической трубки – 10 манипуляций.

- 36. Антротомия, радикальная операция на ухе 2-4 манипуляции.

- 37. Гайморотомия, фронтотомия, этмоидотомия – 50 манипуляций.

- 38. Бужирование пищевода – 1-2 манипуляции.

- 39. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца – 2-4 манипуляции.

Методические рекомендации по преподаванию специальности .

Последипломное профессиональное образование врачей имеет свои существенные особенности, которые откладывают свой отпечаток на всю организационную работу учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Основными формами учебной работы являются:

1. лекции

2. семинары

3. практические занятия

4. контроль и оценка знаний

5. анализ конкретных ситуаций

6. самостоятельная работа слушателей

7. написание ов

Учебная лекция – одна из форм систематических учебных занятий. На лекции выносятся наиболее сложные теоретические разделы курса.

Различают следующие виды учебных лекций – вводные, тематические, обзорные, заключительные, комплексные, проблемные и клинические. Курс лекций может быть систематическим, специальным, посвящен избранным главам. Объем лекций в часах определяется учебным планом и программой обучения. К каждой лекции необходимо составление методической разработки. Методическая разработка должна содержать название лекции, цели и задачи ее, для какого контингента слушателей она предназначена, объем учебного времени, план лекции, характер иллюстрированного материала, перечень основной литературы

Для клинических ординаторов и интернов лекции читаются 1 раз в месяц. Продолжительность лекции – 2 академических часа. Одной из форм систематических учебно-теоретических практических занятий является семинар. Это эффективная форма организации учебных занятий, способствующая наиболее глубокому и детальному усвоению учебного материала. В настоящее время семинары следует считать ведущей формой обучения. На клинических кафедрах распространенной формой семинара является утренняя конференция. Проведение утренних конференций фиксируется в расписании. На семинары предпочтительно выносить более сложные разделы, требующие глубокого осмысливания и логических действий. В подготовке к семинару следует четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета, составить методическую разработку семинара. содержащую порядок работы семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При этом необходима предварительная самостоятельная работа обучающихся к семинару. Время отведенное на семинар составляет от 2 – 4 – 6 часов, что должно быть отражено в расписании занятий

Одной из форм семинара является клинический разбор, целью которого является развитие клинического мышления. формирование дифференцированного подхода к лечению больного, умение применить свои знания на практике. Одной из форм проведения семинара является "Деловая игра". Это активная форма организации учебной работы, при которой знания, умение, навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем. В задачу деловой игры входят процесс выработки и принятия решения конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов и анализа информации. Одна из форм проведения семинара – работа в "малых группах". Работа в малых группах включает в себя информационную и контролирующую функции.

Практическое занятие – одна из форм систематических учебных занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки по тому или иному разделу определенной дисциплины.

Одной из форм практических занятий является клинический обход. Клинический обход осуществляют заведующие кафедрами, профессора и доценты кафедр. Клинический обход проводится не реже одного раза в неделю. Продолжительность клинического обхода не должна превышать двух академических часов. За 1 клинический обход осматривается от 10 до 20 больных. Завершается клинический обход вне палаты разбором каждого осмотренного больного. Одной из форм практических занятий на клинических кафедрах являются поликлинические занятия. Методика проведения поликлинических занятий определяется профессиональной направленностью. Объем поликлинических занятий определяется учебным планом и программой обучения.

Курация больных одна из форм систематических практических учебных занятий, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, овладению необходимыми умениями и навыками, предусмотренными учебным планом и программой.

Одной из форм практического занятия являются дежурства, которые являются обязательными для клинических ординаторов и интернов. Целесообразно сочетать дежурства клинических ординаторов и интернов с дежурствами преподавателей кафедры. Дежурства проводятся еженедельно

Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа может включать в себя работу с учебной литературой и учебными пособиями. работу со справочной литературой, подготовку ов, научных докладов, курацию больных, работу в секционном зале и др.

Контроль обучения – одна из важнейших форм учебных занятий. Контроль обучения проводится на всех этапах обучения. Различают предварительный. текущий. рубежный и итоговый контроль знаний. Контрольные вопросы, задачи и задания должны в полной мере соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной компетентности и квалификации обучаемого. В настоящее время распространенной формой контроля знаний является тестовый контроль, преимуществом которого является значительный объем разнообразного учебного материала, возможность контроля на необходимом уровне, возможность предварительного самоконтроля, возможность использования технических средств обучения и др.

Оценка обучения является также важной составной частью контроля и представляет собой определение и выражение (в баллах) степени усвоения обучающимся знаний, умений, навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СЕМИНАРОВ И ЛЕКЦИЙ

(унифицированная)

1. Название темы

2. Форма обучения, название цикла

3. Контингент обучающихся

4. Продолжительность занятия

5. Место проведения (для практического занятия)

6. Цель занятия

7. Задачи занятия (лекции, семинара, практического занятия0

8. Коды по унифицированной программе ( для сертификационных циклов, циклов тематического усовершенствования, общего усовершенствования)

9. План лекции, семинара, практического занятия с примерным распределением времени

10. Перечень оборудования, инструктивный и регистрирующей документации, объектов изучения

11. Методическое оснащение

а) иллюстративный материал

б) история болезни, индивидуальные карты больных

в) вопросы для разбора на семинаре

д) вопросы для программированного контроля знаний и ситуационные задачи – для практического занятия

12. Расширенный план занятия ( лекции, семинара, практического занятия) в тезисном варианте

13. Литература

14. Рекомендации для внедрения в практику здравоохранения.

15. Практические навыки (для практического занятия).

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса: Реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой специальности и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень ( не менее 10% - доктора наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере ( не менее 5 лет). Основой обучения врача оториноларинголога является индивидуальный план специализации, в котором предусматриваются следующие разделы:

Последовательность освоения всех разделов программы с указанием сроков и места обучения по каждому из них, а также непосредственного руководителя в этот период. Перечень тем докладов и ов, с которыми интерн выступает на семинарах, клинических разборах, конференциях. Темы санитарно-просветительных работ, лекций и бесед, место и сроки проведения. Формы участия в научно-практической работе.

Индивидуальный план составляется на основе "Типового учебного плана и программы" с учетом реальных возможностей базового учреждения, будущего места работы молодого специалиста. Усвоение практических навыков врачом-интерном обеспечивается во время работы на рабочем месте. Для этого среди 8 –10 больных, которых ведет интерн, должно быть 3 – 4 тематических в соответствии с изучаемым по индивидуальному плану разделу программы. Не исключается возможность одновременного изучения нескольких взаимосвязанных разделов. Овладение навыков необходимо оценивать на всех этапах подготовки специалиста: вначале интернатуры, при сдаче зачетов по разделам программы, на квартальных аттестациях, входе ивных докладов и на заключительном экзамене.

Все виды контроля за ходом подготовки следует отражать в дневниках работы врачей – ннтернов. В нем должны быть записи по следующим рубрикам: список больных с указанием номера истории болезни и диагноза, перечень приобретенных навыков с указанием объема их применения, участие в работе семинаров с выделением темы собственных сообщений, участие в общебольничных, клинических, научно-практических и патологоанатомических конференциях, заседаниях ЛКК, научного общества, санитарно-просветительная работа, список литературы, проработанный интерном при изучении соответствующего раздела программы, при подготовке к семинару или конференции, тема и результат собеседования, зачета, аттестации. При реализации подготовки специалиста в интернатуре (первичная специализация) должны быть предусмотрены в учебном плане стандарта по специальности 8 недель работы обучаемых в поликлинике.

Все записи интерна в дневник визируются непосредственным руководителем подготовки. Итоги аттестации оценивает и оформляет преподаватель вуза. Важным элементом в подготовке врача-интерна является его ивная работа, призванная обучить молодого специалиста работе с научной литературой по специальной и смежным дисциплинам, тему а следует рекомендовать с первых дней изучения того или иного раздела учебного плана, стремясь сформулировать ее максимально конкретно с проекцией на клинические аспекты проблемы (диагностику, в том числе раннюю, экспрессную, и терапию, в том числе интенсивную), вопросы диспансеризации и реабилитации. Возможно использование в качестве реферативной работы выполнение интерном переводов и обзоров иностранной научной литературы по избранной теме.

При разборе а интерна, руководитель должен оценить соответствие содержания выбранной теме, объем представленной информации и ее новизну, актуальность для практической деятельности, ясность изложения, правильность оформле6ния списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями, а также изложить свои замечания и пожелания. Полезно использовать практику предварительного перекрестного рецензирования ов другими интернами, обучающимися на базе. При подготовке реферативной работы интерн обязан грамотно оформить библиографическую карточку на каждый использованный литературный источник. Заполненные карточки можно использовать для каталогов на базах интернатуры. Лучшие рефераты необходимо доложить врачам базовой больницы, использовать для сообщения на конференциях

Клинический разбор – обязательная форма работы с интернами. предметом клинического разбора могут быть наиболее сложные в диагностическом и терапевтическом отношении случаи заболевания, осложненные формы с особенностями тактики их ведения. истории болезни с протоколами аутопсий умерших больных. Разборы следует проводить не реже 1 раза в месяц с тем, чтобы все участники разбора могли подготовиться.

Клинический разбор проводят профессора, доценты, ассистенты кафедр, главные специалисты города, руководители подготовки интернов. Тема и дата проведения разбора сообщается всем участникам заблаговременно, тогда же интерны получают индивидуальные задания: подготовить демонстрацию больного , необходимые иллюстрации (таблицы, слайды, графики и т.п.). Ход подготовки материалов к разбору контролируется руководителем интерна для своевременного исправления недостатков и помощи.

Прогрессивной формой подготовки интерна является участие в научно-практической работе для приобретения навыков самостоятельной творческой работы, повышения интереса к избранной специальности, углубления знаний и умений, формирования способности к анализу выявленных факторов и их клинической интерпретации.

В качестве основных форм научно-практической работы интерна можно использовать:

- изучение и анализ особенностей течения отдельных нозологических форм по материалам данного стационара,

- оценка непосредственных и отдаленных результатов лечения больных с использованием новых средств терапии или комплекса терапевтических мероприятий,

- анализ ошибок в диагностике, терапии, причин заболеваемости и смертности в стационаре,

- разработку данных по эффективности внедрения новых методов диагностики и терапии,

- анализ показателей деятельности базового учреждения за месяц (квартал, полугодие, год) и участие в составлении отчетов больницы или отделения. В ходе обучения интернов желательно привлекать их к активному участию в научной работе.

Суммарная оценка зачета (аттестации) в баллах отражается в дневнике с указанием недостатков и рекомендации по их устранению. При последующих зачетах руководитель интерна и куратор института выясняют, удалось ли интерну повысить уровень профессиональных знаний и практических навыков по этому разделу.

Аналогичный принцип необходимо применять при построении вопросов собеседования на заключительном экзамене.

Экзамен на право самостоятельной работы оториноларингологом целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе проводится тестовый контроль знаний, на втором – проверяется способность врача – интерна выполнять различные оториноларингологические манипуляции , согласно перечню навыков и умений, необходимых для его деятельности, что оценивается в баллах. Третий этап проводится в форме собеседования интерна с членами экзаменационной комиссии. Суммарная оценка в баллах выставляется в протоколе экзамена, там же делается запись о возможности самостоятельной работы интерна оториноларингологом,

- Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному обучающимся совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры. Индивидуальный план обсуждается на заседании кафедры. Скорректированный с учетом замечаний индивидуальный план подготовки клинического ординатора утверждается руководителем кафедры не позднее, чем через месяц со дня зачисления врача в клиническую ординатуру. В индивидуальном плане клинического ординатора необходимо предусмотреть обязательную подготовку по вопросам онкологии, туберкулеза, ВИЧ-инфекции.

Учебная программа разделена на 8 модулей. Обучение желательно начинать с 1 модуля.

Формы обучения

лекции, семинары, самостоятельная работа.

Основным методом подготовки врача-специалиста является самостоятельная лечебно-диагностическая работа при участии преподавателя-консультанта, организующего эту работу с использованием синдромного, симптомного подходов, дифференциально-диагностического поиска. моно- и политематических разборов больных.

Формы контроля обучения:

тестовый, собеседование, зачет, экзамен .

Экзамены проводятся после первого года обучения, после второго – экзамен по курсу обучения с включением вопросов смежных дисциплин. Экзамен включает сдачу практических навыков, теоретической подготовки и оценки клинического мышления (умения применять свои знания и опыт в оценке клинической ситуации и принять самостоятельное решение). Форма экзамена может быть устной, или сочетание устной и письменной.

Объем учебной нагрузки и лечебно-профилактической работы по разделам определяется индивидуальным планом. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по разделам основной специальности и смежным дисциплинам, периодические отчеты на конференциях кафедры (не менее 1 раза в год). В конце каждого года обучения клинический ординатор проходит аттестацию по всем аспектам программы.

При окончании клинической ординатуры выпускники сдают квалификационный экзамен на звание врача –специалиста отоларинголога, что дает право на самостоятельную врачебную деятельность. При реализации подготовки специалиста в клинической ординатуре должны быть предусмотрены в учебном плане стандарта 8 недель работы обучаемых в поликлинике на первом году обучения или по 4 недели на каждом году обучения.

Осваивают основные диагностические и лечебные врачебные процедуры. Участвуют в операциях, а после освоения техники проводят оперативные вмешательства под руководством и участии преподавателя. Дежурят 2 суток в месяц по отделению. Посещают заседания ЛОР общества, а также проводимых научно-практических и научных конференций, принимают участие в научных исследованиях, проводимых на кафедре. По окончании обучения клинические ординаторы сдают экзамен: пишут тесты, ситуационные задачи и проходят собеседование.


ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - ИНТЕРНАТУРА

Учебный план

Срок обучения: 1728 часов - 48 недель.

"№

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

о

практические занятия

форма контроля

1.

Профессиональная подготовка

1556

лекции 134

семинар120

1302

зачет

1.1

Клиническая подготовка в том числе :

1382

112

98

1172

поликлиника

288

288

смежные специальности

276

42

26

2078

зачет

неврология

54

6

6 6

42

зачет

хирургия

52

6

6 6

40

зачет

стоматология

4

4

-

-

глазные болезни

16

4

-

12

зачет

инфекционные болезни

48

6

8

34

зачет

терапия

102

16

6

80

зачет

1.2

Фундаментальная подготовка

122

18

16

88

зачет

нормальная физиология

24

6

4

14

зачет

патофизиология

49

6

6

37

зачет

патанотомия

49

6

6

37

зачет

1.3

Общественное здоровье и здравоохранение

52

4

6

42

зачет

управление здравоохранением

14

-

2

12

зачет

медицинская статистика и информатика

22

2

2

18

зачет

экономика здравоохранения и страховой медицины

16

2

2

12

зачет

2.

Элективы

172

10

10

152

зачет

Всего:

1728

144

130

1454

Учебно-тематический план

 

 

 

Наименование раздел., дисципл., тем

Всего часов

лекции

семинары

практ. занятия

Форма контро
ля

1.

Профессиональная подготовка

1556

134

120

1302

зачет

1.1

Клиническая подготовка , в том числе смежные специальности :

1382

112

98

1172

зачет

Поликлиника

288

288

зачет

1.1.1

-воспалительные заболевания и инфекционные гранулемы ЛОР-органов

720

42

24

654

зачет

-физиология ЛОР-органов

10

6

-

4

-воспалительные заболевания уха

205

12

6

187

-воспалительные заболевания носа и придаточных пазух

205

12

6

187

-воспалительные заболевания глотки

150

6

6

138

- воспалительные заболевания гортани,трахеи,пищевода

150

6

6

138

1.1.2

Опухоли

144

12

16

116

зачет

-предраковые состояния ЛОР-органов

18

-

-

18

-доброкачественные опухоли гортани и трахеи

18

2

2

14

-злокачественные опухоли гортани и трахеи

36

2

2

32

-доброкачественные опухоли носа и околоносовых пазух

10

2

2

6

-злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух

12

2

2

8

-доброкачественные опухоли глотки

10

2

8

-злокачественные опухоли глотки

12

2

2

8

-доброкачественные опухоли уха

10

2

2

6

-злокачественные опухоли уха

12

-

2

10

-внеорганные опухоли шеи

6

-

-

6

1.1.3.

Травмы,инородные тела и заболевания ЛОР-органов и неотложная помощь в оториноларингологии

170

8

18

144

зачет

-травмы,инородные тела и заболевания уха,неотложная помощь,повреждения и заболевания наружного уха

33

2

3

28

-травмы,инородные тела и заболеванияноса и придаточных пазух,неотложная помощь при них

33

2

3

28

траывмы,инородные телаизаболевания глотки,неотложная помощь при них; травмы,инородные тела гортани,пищевода,неотложная помощь при них

32

2

3

27

-производственный травматизм ЛОР-органов

36

-

3

33

-вопросы анестезиологии и реаниматологии при травмах,инородных телах и заболеваниях ЛОР- органов

36

2

6

28

1.1.4

Аудиология и сурдология

36

4

8

24

зачет

-вестибулометрия при поражениях органа слуха

6

-

0

6

клиника,диагностика,дифференциальная диагностика различных форм поражения органа слуха

6

2

2

2

-вопросы реабилитации слуха

6

-

2

4

-вопросы экспертизы трудоспособности

6

-

2

4

-методы исследования звукового анализатора

12

2

2

8

1.1.5

Фониатрия

36

4

6

24

зачет

-методы акустического анализа вокальной речи

6

-

3

3

заболевания голосового аппарата и болезни других органов и систем,влияющие на голоссообразование

16

2

3

11

-физио-аэрозольтерапия в фониатрии

3

-

-

3

-диспансерное наблюдение профессионалов голоса

3

-

-

3

-экспертиза трудоспособности

2

-

-

2

Общие вопросы фониатрии

6

2

-

4

1.1.6

Смежные дисциплины

276

42

26

208

зачет

Терапия

102

16

6

80

зачет

-гипертонические кризы

14

2

-

12

-острый лейкоз

14

2

-

12

-хронические заболевания системы крови

14

2

-

12

коллагенозы

18

4

2

12

сахарный диабет

14

2

-

12

-анафилактический шок

10

2

2

6

-терапия

102

16

6

80

зачет

Хирургия

52

6

6

40

зачет

флегмоны шеи

8

2

-

6

-переливания крови и кровезаменителей

32

2

4

26

-медиастениты

12

2

2

8

Неврология:

54

6

6

42

зачет

-хроническая вертебро-базиллярная недостаточность

16

2

2

12

-невралгии

16

2

2

12

-острые нарушения мозгового кровообращения

22

2

2

18

Стоматология

4

4

-

-

зачет

-стоматиты

2

2

-

-

-флегмона дна полости рта

2

2

-

-

Инфекционные болезни

48

8

8

32

зачет

-дифтерия

20

2

2

16

-менингит

18

2

4

12

-СПИД

10

2

2

6

Глаазные болезни

16

4

0

12

зачет

-конъюктивиты

8

2

-

6

-флегмоны орбиты

8

2

-

6

1.2

Фундаментальная подготовка

122

10

12

100

зачет

нормальная физиология

24

6

4

12

зачет

-барьеры организма

10

2

2

6

-иммунитет

14

4

2

8

Патофизиология

49

6

6

37

зачет

-патогенез

17

2

2

13

-механизмы повреждения

16

2

2

16

-этиология заболевания

16

2

2

12

Патанотомия

49

6

6

37

зачет

-опухоли

14

2

-

12

-экстремальные состояния

11

-

4

7

-дыхательная недостаточность

8

2

-

6

-сосудистые заболевания нервной системы

8

-

2

6

-воспаление

8

2

-

6

1.3

Общественное здоровье и здравоохранение

52

4

6

42

зачет

-медицинская статистика и информатика

22

2

2

18

-экономика здравоохранения и страховая медицина

16

2

2

12

-управление здравоохранением

14

-

2

12

зачет

2.

Элективы:

172

10

10

152

Всего :

1728

144