Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция на тему

 

             

Лекция на тему

Министерство образования Российской Федерации.

на тему:

Русская культура XVIII века.

Кузнецк 2006г.

План.

Введения…………………………………………………….....3стр

Просвещение…………………………………………………..4стр

Наука …………………………………………………………………..5стр

Общественно-политическая мысль………………………..7стр

Фольклор……………………………………………………...9стр

Литература…………………………………………………....9стр

Архитектура…………………………………………………10стр

Живопись…………………………………………………….12стр

Скульптура…………………………………………………..14стр

Театр…………………………………………………………………..14стр

Быт……………………………………………………………15стр

Образование…………………………………………………16стр

Художественная культура………………………………...18стр

Перемены в быте………………………………….....19стр

Значение культурного наследия Петровской эпохи…...20стр

Список литературы…………………………………….…..21стр

Введение.

Русская культура в XVIII в. переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний—исторических, географических и иных, то теперь они превращаются в собственную науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума—рацио).

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь ха­рактерное для прошлых столетий (начиная с эпохи «Батыева разорения»). Отечественные ученые и писатели, поэты и живо­писцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титани­ческий взлет русской культуры» произошедший в следующем столетии» которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные— на Урале; епархиальные и цифирные, гарни­зонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей «Арифметике» (первое издание— 1707 г.).

«Ведомости», первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по «Арифметике» Л. Магницкого, «Грамматике» М. Смотрицкого, «Первому учению строкам» Ф. Прокоповича, азбукам, часослову, Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ре­месленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артилле­рийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штур­манские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г основали, по почину И. И. Шува­лова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал- фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры— в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и началь­ствование над рядом заведений—Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом («воспитательным обществом благородных девиц»).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и нравственное развитие («облагорожение сердца»). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интерна­ты) . Тем самым «зверообразные и неистовые в словах и поступках» старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен—они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распростране­нию общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Наука . Развитие науки вызывалось практическими потребно­стями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей. Дона и Камчатки и т.д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.).

При Петре 1 создали труды по истории Северной войны — «Книгу Марсову». «Историю Северной войны». Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В.Н.Татищев создал обобщающий труд—«Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источни­ков. ж том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя «татищевские» известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукопи­си. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом «татищевских» известий в сравнении со всеми другими источника­ми. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т.д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, «сам был первым нашим университетом». Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины подня­тия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманн­скую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Акаде­мии Л. Эйллер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергии стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенннков составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»).

Тогда же, во второй половине столетия» закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний, В области истории работают выдающиеся ученые— М. М. Щерба­тов («История Российская от древнейших времен»), И. Н. Болтан.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бур­ная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. «Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы».

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Он— сторонник равенства- всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в «Рассуждении о причинах Севейской войны» вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти — демократии (народодержавства), аристократии и монархии—наиболее при­емлема третья, т. е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославля­ет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, «мнениях», «проектах» ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,— это дворянство.

Ускорение экономического развития России— мысль, пронизы­вающая многие сочинения Ломоносова, Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник «просвещенно­го абсолютизма». В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: «в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поле­нова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767—1768 гг.—дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козель-ского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобра­зования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поста­вили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о време­нах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают «свирепство» помещиков, подневольное положение крепостных. «Куда ты ни сунься,—везде господа»,—сетует анонимный «Плач холопов». Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимуще­ство получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Фроле Скобееве»), то дворян и купцов—поклонников европейских нравов и удовольствий («О российском матросе Василии», «История о Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне»).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России—А.Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М. М. Хераскова (тоже из молдаван), В. И. Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести» сентиментального путешествия писал И.М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в «Бригади­ре» и «Недоросле» метко, реалистично описывает жизнь помещичь­их усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конф­ликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

Архитектура. При Петре 1 строительство, особенно в его «парадизе» (рае) — новой столице России, приняло размах исключительный. Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем — университет) и т. д. Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие, иностранные (Шлютер, «Пеблон, Микетти) и русские (Земцов. Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль—с использованием иноземных и местных мотивов.

В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л. К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.

Во второй половине века в архитектуре господствует класси­цизм. В Петербурге и его окрестностях замечательные творения оставили А. Д. Захаров. А. Н. Воронихин. Г. Камерон, Д. Кваренги и многие другие зодчие. Выдающиеся образцы этого стиля — Таврический дворец в Петербурге (И. Б. Старев); в Москве: дом П.Е. Пашкова (В. И. Баженов), здание Сената в Кремле (М. Ф. Казаков) и т. д. Для этих построек характерны мону­ментальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, ро­дившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из придворных соборов Московского кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование—с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский, взял его в обучение. Затем он перешел в петербургскую Академию художеств к С. И. Чевакиискому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строит здания арсеналов в обеих столицах, в Москве — дом Пашкова, в стиле национальной готики — дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, с масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестрой­ки Кремля остался вовсе не востребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, замыслы, но вскоре умер (1799 г.).

Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).

Наконец, в стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. Учился около пяти лет за границей. По возвращении в Петербург по заказу Анны Ивановны строил Зимний дворец (1735—1739 гг.), потом —дворец Бирона в Мятаве (Курляндия). По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофскнй, Лефортовский дома), Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских. Воронцова» Строганова в столице и др ). Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40—50-е гг., достро­ен В. П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.

Живопись. Светская живопись при Петре I выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников—Петра II, Анну Ивановну. Портреты сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г Мусикийский.

На гравюрах их авторы прославляли воинские победы русской армии и флота, строительство городов, кораблей.

В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенке («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»)» Г. И.Угрюмов («Испы­тание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков») и другие. Подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов, характерные для них, снижают их воздействие на широкого зрителя.

«Чувствительные» сюжеты» пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М. М. Иванов — «Дое­ние коровы»; пейзажи С. Ф. Щедрина, портреты В. Л. Боровиков­ского).

Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку будучи поручиком. Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом — живописью. Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г.), проезжая через Миргород, обратила внимание на его картины, аллегорически изображавшие ее и Петра I, беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург. Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого. Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приоб­рел большую известность— портретами императрицы, Держави­на, многих вельмож. Писал и картины на религиозные сюжеты («Благовещение» и другие). Картинам художника присуща уди­вительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий, один из его наставников, работал в реалистической манере. Родился он в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника. Рисованию учился у отца, потом, в Петербурге, у Антропова, Валериани и Лагрене. Известность приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Прославился портретами императрицы, членов ее семьи, архитектора А. Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок, красочность и тщательность письма.

Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) проис­ходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни в обучении не существует. Воз­можно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обращает на себя внимание. Рокотову заказы­вают портреты Петра III, затем он пишет коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Импе­ратрица изображена на нем во весь рост в профиль и на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петро­вича. И.И.Шувалова, Г. Г. Орлова. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву. Здесь он создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличаются проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым жи­вописным почерком, необычайной живостью и легкостью маз­иков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т. д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А. П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.

Мало мы знаем о жизни художника И. А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно, и участником событий 1769 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерме­нев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Пою­щие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создает суровые и величественные образы крестьян, показывает ему и достоинство простых людей.

Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г. А. Потемкина, который его за­тем освободил. Перу Шибанова принадлежат многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянские обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, ли­ца крестьян, их одежда и жилища.

Скульптура. В петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К.-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра I и др.).

Позднее скульптурное творчество испытало влияние класси­цизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразитель­ностью (памятник Петру I или «Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Го­лицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание—стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) — он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоно­сова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла 1. Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Приобрел известность М. И. Козловский — автор замечатель­ного «Самсона» в Петергофе» памятника Суворову в Петербурге.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца сына купца Ф. Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А. О Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М Троепольская, сам Ф.Г Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки — пасторальные комедии, оперы Майкова и других авторов, «слезные драмы» Хераскова. Основоположником этого направления среди актеров стал В. П. Померанцев.

Быт. Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы. Сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустрой­ством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

С целью повышения культуры общения завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что вызвало недовольство приверженцев старины. Для обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхожде­нию». А петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья — с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусни­ков и акробатов.

Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строят дома, разбивают парки, сады. Все большее место в их жиз­ни занимают праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императри­ца Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.

Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные памятники, музеи, открывали частные театры.

Крестьянский быт изменился незначительно — те же холщовые, пестрядинные рубахи и порты, те же онучи и лапти, зипуны и полушубки, рукавицы и шапки. По-прежнему жили они в «черных» избах (топились по-черному), «белые» избы появлялись только у богатых сельчан. Убранство в них—деревянные столы и лавки, кровати и посуда. Имелась посуда и из глины, металличе­ская же—редко.

В тяжелых бытовых условиях проживал мастеровой люд- тесные и грязные помещения, плохая одежда. Их еда — хлеб и квас, тюря и капуста. Работали они по 14—15 часов в сутки, за провинности — штрафы и наказания, каторга или рекрутчина. Старики кормились «мирским подаянием». Те, кто помоложе, забывались в кабаках.

«Капиталистые» крестьяне и мастера выходили в купцы, промышленники и стремились подражать дворянам в одежде и иных предметах обихода.

Психология чиновничества формировалась средой учреждений с их нередкими злоупотреблениями и произволом, раболепием и взяточничеством. В. В. Капнист —драматург и поэт — в коме­дии «Ябеда» так обрисовал облик чиновника-хапуги:

Бери — большой тут нет науки,

Бери, что только можешь взять.

На что ж привешаны нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать...

Образование. Интерес к знаниям сохранялся у Петра на протяжении всей жизни. Именно при нем начала формироваться

государственная политика в области образования.

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная

лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для

обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране

начала формироваться система профессионального образования.

Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев

населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения,

где готовили офицеров-специалистов, стали принимать

только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.

Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь

приказал считать учебу одним из видов государственной службы.

А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам

давать разрешение на заключение брака дворянам, не

имеющим свидетельства об образовании.

Создание системы образования потребовало издания множества

книг (учебников, справочников, наглядных пособий).

Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг,

чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского

книгопечатания.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения

имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Как

отмечал позже М, В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни

бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы

и нарядились в летние одежды»,

С 1703 года начала издаваться первая печатная газета —

«Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная

хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в

Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей).

В ней хранились собрания минералов, медицинских

препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет,

этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов».

Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге

были основаны Военно-мирской и Артиллерийский музеи.

В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей

стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и

просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и

художеств (открылась она уже после смерти царя).

Художественная культура. При Петре I художественная

культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась

светской, более разнообразной в жанровом отношении,

получала активную поддержку со стороны государства.

Однако в целом она носила переходный характер, так как во

многом еще сохраняла черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами:

танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно

популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно

звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура Петровского времени представлена прежде

всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были

приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж- Леблон,

Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и

русские архитекторы И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими

памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский

собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий.

Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в

Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось

такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь

из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за

дешевизны- Вскоре гравюры уже широко использовались в

учебной литературе, газетах, календарях. Известным

мастером гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой

изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин

(1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только

его индивидуальных внешних черт, но и характера.

Перемены в быте. По обилию новых явлений в образе жизни людей первая

четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

По приказу царя для дворян было

в обязательном Порядке введено ношение европейской одежды — камзолон, чулок,

башмаков, галстуков, шляп. Под страхом

опалы бояре и дворяне должны были

сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка.

Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в

город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

С января 1700 года Петр ввел новое летосчисление — от

Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь

вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь

начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января. На Новый год по примеру жителей европейских стран дома стали украшать еловыми ветками, на них вешали игрушки и ленты.

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы

общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел

ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью

этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам.

Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью

ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблеи

стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино). Скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны

были ходить представители знати.

Новшеств в быте высших слоев населения стало так много,

что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего

тона- В 1717 году вышло в свет знаменитое «Юности честное

зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из

разных авторов».

Сделаны были шаги по созданию первого в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на

Красной площади в Москве, где всегда было многолюдно.

Значение культурного наследия Петровской эпохи. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление

ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система

образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.

Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции

прежней Руси.

Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

Список литературы.

1. История России. Изменения в культуре и быте в 18 века. 2003

2. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989

4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994

5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990