Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Лекция по дисциплине: «История и теория религии»

 

             

Лекция по дисциплине: «История и теория религии»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кыргызско-Российский Славянский университет

Гуманитарный факультет

Антология религиоведения

Индоевропейская мифология

Христианство

Ислам

( по дисциплине: «История и теория религии»)

Бишкек 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

I Основные концепции религиоведения…………………………………….4

II Индоевропейская мифология……………………………………………..10

III Ислам………………………………………………………………………18

IV Христианство……………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………………34

Введение

Религия — очень сложное и многоплановое явление.

Знание истории религии в современных условиях необходимо, так как религия влияет на многие стороны общественной жизни, современной философии. В рамках религиозных течений был накоплен огромный эмпирический материал, сконцентрирована общечеловеческая мудрость.

Так как всем религиям свойственна сакральность, духовность, общечеловеческие ценности, совокупность взглядов на мир, то изучение религии становится актуальным.

Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за­висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре­лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че­ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че­ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Религиоведение изучает историю возникновения и эволюцию религий в хронологической последовательности их возникновения. Кроме того, теоретическое направление религиоведения включает в себя синтез философии религии (она дает свое объяснение религии, которое основывается на исследовании функционирования религии), социологии религии (изучает социальную обусловленность религии и отмирания религии, ее функции, структуру) и психологии религии (изучает закономерности возникновения, развития и отмирания религии в общественной, групповой и индивидуальной психологии; влияние религии на социальные группы).

Концепции религиоведения

Мифологическая школа

Одним из основателей и наиболее выдающихся представителей мифологической или натуралистической школы был Макс Мюллер (1823-1900). Деятели этого направления утверждали, что образы древних мифов – лишь персонифицированные явления природы, часто катастрофические, такие как землетрясения, ураганы, извержения вулканов, потрясавшие первобытного человека, действовавшие на его воображение, а также небесные тела – солнце, луна и звезды, – свидетельства древнего астрально-мифологического мировоззрения. Главным содержанием мифологических систем являются солярные мифы либо мифы, связанные с грозой, молнией и громом, и т.д. Религия древних была по существу первобытной натурфилософией, а мифология – источником религии. Излюбленным способом интерпретации мифов стало истолкование имен богов и их отождествление – например, санскр. Варуна и греч. Уранос, санскр. Дьяус и греч. Зевс; на этой основе была выдвинута мысль о существовании единого, высшего небесного бога древних индоевропейцев. Происхождение мифологических образов М.Мюллер склонен был приписывать 'болезни языка", наполнению поэтических образов религиозным содержанием. Первобытные люди антропоморфизировали природу; например, чтобы сообщить о наступлении ночи, они говорили: "Солнце погрузилось в сон". Такие выражения были "мифо-поэтическими", но понимались буквально, и позднейшие поколения превратили солнце в живое существо, мифический образ. Богопочитание начиналось, по мнению Мюллера, не с монотеизма или политеизма, а с генотеизма или катенотеизма (оба термина были предложены Мюллером) – такой формы религии, когда люди, признавая и других богов, почитают преимущественно одного из них, часто рассматривая его как представителя всех других. Культ природы – самая ранняя ступень религии. По мере общественного развития возник культ предков и появилась "антропологическая религия", а на ее основе почитание бога-отца и творца. Но человек, с его чувством бесконечного и развитым самосознанием, создал и более высокую форму религии, которую Мюллер называл "психологической религией". Отдал Мюллер дань и теории анимизма, признавая значение веры в душу в генезисе религии. Первобытные люди отождествляли дыхание с жизнью. Позднее они персонифицировали дыхание, и оно стало означать душу, как показывает, например, греческое слово психе (дыхание, воздух).

В целом концепция Мюллера имеет довольно спекулятивный характер. Понятие генотеизма, правда, оказалось продуктивным и вошло в науку, но явление это свойственно лишь некоторым развитым религиям, таким как египетская или древнееврейская (в ее ранней фазе). Несмотря на спорность его теорий и методов, например, сведения мифологических образов к природным явлениям, отождествления мифологии и религии, современный историк видит в Мюллере "одного из отцов-основателей, которому современное сравнительное религиоведение обязано своим существованием".

Идеи мифологической школы, несмотря на крайности, близки к современным представлениям о первобытном мифологическом мировоззрении как мировоззрении синкретическом, нерасчлененном. И в наше время некоторые методы мифологической школы – например опыты реконструкции древних мифологических систем с помощью изучения их следов в языке и мифах, – сохраняют свое значение.

На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные иссле­дования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. Братья Я. и В. Гримм и М Мюллер связывали мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.

Антропологическая школа

Наиболее весомый вклад в религиоведение сделали в XIX - XX вв. представители антропологической школы, предтечей которых был Л. Фейербах. Л. Фейербах писал о том, что богов создает сила фантазии, вообра­жения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а «...религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду, как это фак­тически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность «...есть совокупность всех общественных отношений».

Виднейшим ученым атропологической школы был английский этно­граф Э. Тейлор; который утверждал, что религиозные представления создаются силой сознания и эмоций. Э. Тэйлор опирался на ту же основу, что и Фей­ербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Пер­воначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный чело­век, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этно­графические исследования теория Тэйлора была сущес­твенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.

Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэй­лора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этногра­фических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представ­ления первобытных людей, которые способствовали ус­тановлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии, одной из древнейших форм религии. Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощуще­нии сопричастия («мистическая партиципация»).

Концепция прамонотеизма

В XX веке развиваются идеи прамонотеизма в трудах католического священника В. Шмидта. Новые, более обсто­ятельные концепции были выдвинуты в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоци­аций, нелогичности мышления, абстракции невеже­ственного дикаря.

В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический матери­ал и проявил огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла.

Теория психоанализа З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) и основанное им психоаналитическое направление поставило проблему происхождения религии совершенно по-новому, перенеся ее в область явлений, связанных с подсознательной сферой человеческой психики. Религия, согласно Фрейду, порождена древними и могущественными, но подавленными желаниями человечества, его страхами, его инфантильной зависимостью от воображаемых сверхчеловеческих существ. Фрейд и его последователи сближали духовную жизнь первобытного человечества с невротическими состояниями. История религии – это история коллективного невроза, "общечеловеческого невроза навязчивости", от которого человечество сможет освободиться только с помощью разума. Из психологического феномена, известного как комплекс Эдипа, возникла религия. Возникла в форме тотемизма, где убитый отец стал тотемом своих потомков. Тотемистическая религия произошла из осознания сыновьями своей вины как "попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием". Ту же проблему, полагает Фрейд, пытались разрешить и все последующие религии. "Тоска по отцу" – "корень всякого религиозного развития". Со временем "заместитель" отца – тотем превратился в бога. Бог развитых религий психологически является идеализацией образа отца. В боге отец снова приобретает свой человеческий образ. Религия сублимировала подавленные, вытесненные чувства любви и ненависти, вины и раскаяния. Религиозные институты были призваны обуздать разрушительные, иррациональные инстинкты человечества, направив их в социально позитивное русло. Так, согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли и религия, и социальная организация, и нравственность.

Концепция бессознательного, его места и значения в жизни личности, роль подавленных импульсов, вытесненных желаний, эдипова комплекса, чувств вины и раскаяния, укорененный в подсознательной сфере образ отца, детская психология стали для Фрейда ключом к пониманию происхождения религии. Фрейдизм оказал большое влияние на последующее развитие религиоведения. Одним из наиболее известных последователей Фрейда был Геза Рохейм (1891-1953). С фрейдистских, психоаналитических позиций он интерпретирует австралийский тотемизм, религиозно-обрядовую жизнь аборигенов Австралии, видя в ней реализацию вытесненных желаний и сексуальную символику.

Выдающимся современником Фрейда был психолог и философ культуры Карл Густав Юнг (1875-1961). Большое место в его построениях занимает концепция коллективного бессознательного как субстрата коллективной психической жизни. Истоки религии лежат, по мнению Юнга, в архетипах, коренящихся, в свою очередь, в глубинах человеческой истории, а их религиозно-мифологическая интерпретация, составляющая сущность самого процесса развития религии, все еще продолжается. Религия, по словам Юнга, – наиболее ранняя и наиболее универсальная деятельность человеческого разума.

Идеи Юнга оказали заметное воздействие на многих исследователей первобытной религии и мифологии.

Индоевропейская мифология

Индоевропейская мифология - древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, - реконструируемая с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под индоевропейской мифологией подразумевается совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии. славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племён в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для её проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции Индоевропейской мифологии являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имён, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

Сама организация структуры пантеона в целом (включая и других богов, помимо главных, группирующихся в основном вокруг трёх функций) отвечала некоторым признакам, общим в разных индоевропейских традициях и объясняющим, например, совпадение семичленных комплексов богов в индоиранской мифологии, а также и в некоторых других (в т. ч. в ранней восточнославянской).

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой deiuo, «дневное сияющее небо», понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. šiuna-, «бог», šiuatt-, «день», лувийск. tiuaz, «бог солнца», др.-инд. deva, дева - «бог», dyaus, «небо» (Дьяус как божество), авест. daeva, «дэв», «демон», греч. Ζεύς, род. падеж Διός, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus, «бог», dies, «день», др.-исл. tivar, «боги», литов. dievas (Диевас- «бог») и т. д.

В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом-«патриархом», это верховное божество выступает как «бог-отец», deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Ζεύς πατήρ лат. Iupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. Iupater, иллир. Δειπάτυρος частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatiš, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tçvs, «небо-отец».

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - «тёмная», «чёрная») как женское божество - мать. Ср. у Гомера Δημητηρ, Деметра - богиня плодородия (букв. «земля-мать»), фриг. (μα, «богиня-мать», рус. «земля-мать» (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, «земля-мать», и хетт. Dagan-zipas, «душа земли». Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. Arðdvî Sûra Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. «мать сыра земля» (где Sura этимологически совпадает с «сыра»). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, «человек», готск. guma, литов. žmónës, «люди», слова того же корня, что и «земля» - лат. humus, литов. Þëmë и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древнеближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyavâ-prthivî, «небо-земля», дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.
Человек ведёт свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертен, обращается в прах, ср. греч. βροτός «человек», т. е. «смертный», др.-инд. mr-ta-, слав. sъmъrtъ, «смерть», и от другого корня - хетт. danduki, «смертный» при тохар. В on-uwanne, «бес-смертный», др.-ирл. duine, «человек смертный» (сопоставимо с обозначением «земля» от корня dui-, «два», в частности, в арм. erkin, «земля»). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. νέκταρ, «нектар» из nek, «смерть»+ ter, «преодолевать», греч.άμβροσία, «амброзия», «напиток бессмертия».

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское s(a)uel-n-, др.-инд. Surya, Сурья, др.-иран. xv arδnah, «фарн, солнечное высшее благо», лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ «дочери солнца»: др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. «солнцева дочь»] и месяц (индоевропейское me-n-s, греч.μήν ,ли тов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену. Образ утренней звезды часто сливается с об разом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением «рассветать»; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. Ήώς (Эос), лат. Aurora (Аврoра), др.-англ. Eastre, литов. Aušra (Аушра), латыш. Ûsinš (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространённый во многих мифологиях мотив солнеч-ной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определённый исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (латыш. Perkons, пруc. Perkuns), слав. Реrunъ, др. рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjorgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Раrjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, «дуб», готск. faiguni, «скала», хетт. peruna-, «скала», др.-инд. parvata-, «гора» и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona, латыш. Velns, Vels, др.-инд. Vala (вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ήλύσιος λειμών «елисейские поля», хетт, uellu, «луг», др.-исл. valholl, «вальхалла», литов. vëlë, «душа умершего», velines, латыш. velu laiks, день поминовения умерших», тохар. A walu, «мёртвый», лувийск. ulant-, «мёртвый». Противник громовержца, как повелитель загробного мира, связан с властью и богатством; ср. тохар. A. wäl В walo, «царь», слав. volstъ, рус. «власть, владыка», словац. last, «собственность». Этот противник предстаёт в виде существа змеиной породы. Громовержец преследует его, убивает, рассекая на части и разбрасывая их в разные стороны, после чего освобождает скот и воды. Начинается плодоносящий дождь с громом и молнией.

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надёжностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: gw henti ngw him perunt-, «поражает змея в отношении скалы» (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); ognim (g'e)g'on-e dwo ak'men-, «порождает огонь с помощью двух камней» (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); perperti ngwh im Perun(t-s), «поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы». Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имён или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

По сходным причинам к общеиндоевропейскому наследию можно отнести и ряд мифов, описывающих творение вселенной из хаоса во всей полноте её состава: небо - земля, день - ночь, вода - суша, солнце - месяц, растения - животные - человек, родоначальник культурной традиции. Сюда же относятся мифы, связанные с деяниями первого культурного героя,- добывание чудесного средства или предмета (мёда поэзии, солы-хаомы, молодильных яблок и др.), обучение некоторым ремёслам и искусствам (плотничество, ткачество, плетение, гончарное ремесло), наречение именами.
В ряде древних индоевропейских традиций (хеттской, греческой гомеровской, древнеисландской, древне-ирландской) совпадает и другое существенное мифологическое представление, связанное с языком: различение особого языка богов и языка людей (у Гомера слово «кровь» на языке богов выражалось χώρ, ср. хетт.išhar, на языке людей αίμα,и т. п.). Это представление, как целый ряд других общеиндоевропейских мифологических мотивов (мифы о сотворении земли, о краже священных яблок и т. п.), находит точные соответствия в мифологиях древнего Востока, которые (при наличии других культурных и языковых параллелей) могут быть истолкованы как свидетельство древних контактов носителей индоевропейского праязыка и мифологии с древнеближневосточными народами.

Дальнейшее развитие общеиндоевропейского мифологического фонда в отдельных традициях характеризовалось рядом типологически сходных тенденций, которые и определили существенное сходство результатов преобразования этого фонда в каждой отдельной мифологии. К таким общим тенденциям относится прежде всего группировка основных божеств пантеона по трём главным функциям: жреческой (магическо-сакральной), военной и хозяйственной, которые (как убедительно показал в серии своих работ Ж. Дюмезиль) соответствовали трём основным аспектам социальной жизни ранних индоевропейских обществ. Такие трёхчленные структуры обнаруживаются при сопоставлении римской капитолийской триады Юпитер - Марс - Квирин с аналогичными древнеиндийскими трёхчленными структурами: Митра - Варуна (жреческая - сакральная функция), Индра (военная функция), Насатья (Ашвины, хозяйственная функция) при наличии сходных тройственных членений в древнегерманском, кельтском и других пантеонах.

Другой тенденцией, объединяющей развитие разных индоевропейских мифологических традиций, было последовательное вычленение разных уровней внутри мифологической системы с постепенным переводом некоторых древних божеств на уровень менее индивидуализированных демонов (ср. развитие божества с именем Uel-, отражаемого в качестве демона в отдельных традициях, особенно славянской и балтийской).
Наконец, совпадала при трансформации И. м. в некоторых культурных традициях и тенденция к выделению отдельных личностей (генеалогических героев), образовывавших промежуточное звено между мифологическими и раннеисторическими представлениями (ср. многочисленных героев типа Геракла и Прометея в греческой мифологии, героев восточноиранского осетинского и западно-иранского среднеперсидского эпоса и т. д.).
Этими общими тенденциями развития унаследованного фонда И. м., как и последующими преобразованиями в сходных направлениях, объясняется значительное сходство отдельных индоевропейских мифологий при всём многообразии различных поздних контактов с неиндоевропейскими, оказавшими на них влияние.

Ислам

Ислам (от арабск. — покорность) — самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая религия. Ее исповедует около 1 млрд. мусульман (от арабск. - верный, преданный), проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией.

Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в период перехода арабов от патриархально родового строя к классовому. Возникновение ислама было обусловлено рядом причин. Экономика арабского общества переживала упадок. Скотоводчество, как основная отрасль экономики арабов, не могло удовлетворить всех потребностей. Развитие мореплавания, открытие морских путей из Азии в Европу привели к запустению караванных дорог, что сказалось на ослаблении транзитной торговли - одной из основы экономической жизни арабов. Набеги соседних государств и племен привели к экономическому упадку, в первую очередь крупных торговых городов - Мекки и Медины. Внутри арабского общества назревали внутренние противоречия между богатой родоплеменной знатью, мелкими и средними разоряющимися торговцами, рядовыми скотоводами и рабами, стремящимися к освобождению. Постоянные внутренние войны между племенами и родами арабов за контроль над экономически выгодными территориями дополняли внутреннюю неустойчивость и необеспеченность жизни большинства населения. Это вело к поискам наиболее эффективной в тех условиях религиозной компенсации, которая и была сформирована в религию ислама. К началу VII века перед арабами стала задача объединения: во-первых, для отражения внешних набегов; во-вторых, для совместных набегов на соседние государства, на основе грабежа которых арабы во многом строили свое благополучие. Основа для этого уже существовала: сложились племенные союзы, появилась потребность в едином государстве и, как следствие, потребность в единой религии. Каждое из племен имело свои политеистические религиозные системы, но везде шел процесс выделения главных богов. Наиболее влиятельная мекканская религия и ее главный бог, впоследствии названный Аллахом («божеством»), получили постепенно общеарабскую популярность. Объективные тенденции в экономике и политике нашли отражение в поиске религиозного монотеизма, который появился среди арабов уже в VI веке и проявился в проповедях ханифов — странствующих проповедников, призывавших порвать с родоплеменными религиями и исповедовать веру в единого общеарабского бога. Кроме того, среди купечества, в первую очередь, городов Мекки и Медины, было немало приверженцев иудаизма и христианства.

Основателем ислама, объявившим себя посланником единого Бога, стал Мухаммад (ок. 570 - 632 гг.).Он родился в г. Мекка, в семье небогатого торговца, рано потерял родителей, был пастухом, занимался караванной торговлей. Во время торговых поездок в соседние с Аравией страны познакомился с христианством, иудаизмом, учением Зороаст-ра. Женившись на богатой вдове Хадидже, стал заниматься богоискательством. В 610 г., в возрасте 40 лет, объявил себя посланником и пророком единого бога Аллаха, начал проповедовать в Мекке новую веру, которой он дал название ислам (от арабск. «покорность»). В 622 г. Мухаммад бежал с семьей от преследований из Мекки в г. Ятриб (сегодня — г. Медина). Этот год является официальной датой начала истории ислама и исламского календаря. В Медине проповедь единства на основе веры в единого бога нашла признание, впервые была создана мусульманская община (умма), носившая, кроме религиозного, и политический характер. Учение раннего ислама отразило ценности социальной базы Мухаммада - средних и мелких торговцев, рядовых скотоводов. Осуждение богатства и ростовщичества, проповедь равенства всех перед Богом способствовала росту популярности и быстрому распространению ислама. К 630 — 631 гг. в Аравии сложился религиозно-политический союз племен, и ислам стал общеарабской религией. После смерти Мухаммада образовалась теократическое государство — халифат, которое начало вести захватнические войны под лозунгом распространение учения Аллаха и к XI-XII векам включало в себя страны Передней и Средней Азии, Северной Африки.

На формирование религиозного учения ислама оказали большое влияние христианство и иудаизм. Иудеи и христиане считаются в исламе «людьми писания», данного Богом, но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Давид (Дауд), Иаков (Якуб), Иосиф (Йусуф), Иов (Айй-уб), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммада и вместе с ним считаются главными («стойкими») пророками. Заимствованы также трансформированные библейские мифы об Адаме и Еве, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. Из арабских верований ислам заимствовал культ Каабы, связанный с «черным камнем», издревле являвшийся предметом поклонения многих арабских племен, почитание духов (джиннов), некоторых богов, преобразованных исламом в святых. Главный бог мекканского племени курейши-тов Аллах превратился в единственного Бога всех арабов.

Основные положения вероучения ислама изложены в трех источниках. Первый источник – Коран (от арабск. - чтение вслух, назидание) - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме пророческих откровений. При жизни Мухаммада содержание Корана передавалось по памяти. После его смерти, по приказу халифа (наместника пророка Мухаммада, духовного и светского главы всех мусульман) Османа был составлен письменный текст Корана, окончательно отредактированный к X веку.

Текст Корана делится на 114 разделов (глав), именуемых сурами, имеющими различный объем. Особо почитается первая сура - фатиха, которая часто произносится верующими как магическое заклинание. Каждая сура включает определенное количество стихов - аятов (от арабск. - чудо, знамение). Большая часть Корана написана рифмованной прозой, Коран считается высшим и наиболее полным из существующих священных писаний.

Второй источник - Сунна (от арабск. - обычай, пример; Суннат Расул Аллах - «сунна посланника Аллаха») — представляет собой описание жизни, поступков, высказываний Мухаммада, записанных в виде хадисов (рассказы о деятельности Мухаммада) его сподвижниками и последователями. Шесть сборников Сунны играют роль канонических книг и дополняют Коран.

Третий источник - Шариат (с арабск. - правильный путь, закон, обязательные предписания) - комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, регулирующих жизнь верующих во всех сферах: религиозную деятельность, нравственные поступки, экономические, политические, социальные, бытовые, семейные и т. д. отношения. В мусульманском мире нормы Шариата имеют статус религиозного законодательства.

Кроме указанных, существует множество различных произведений, написанных мусульманскими богословами, дополняющих и комментирую­щих основные источники.

Вероучение ислама основывается на следующих догмах, признание которых за истину и их беспре­кословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.

1. Вера в Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога (всего 99 имен), творца и покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не изображаемого. Аллах — единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей. Этот догмат является главным в исламе.

2. Вера в демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное положение между ним и человеком. Ангелы - добрые духи - живут в царстве Аллаха и служат ему. Демоны - злые духи (шайтаны, джины) — восстали против Аллаха и за это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис — главный противник Бога.

3. Вера в святость Корана трактует эту священную для мусульман книгу как несотворенную, существующую предвечно, как сам Бог, и атрибут его бытия. Коран не может быть никем изменен, подлинный оригинал его хранится на небесах, а текст по частям через видения был передан пророку Мухаммаду архангелом Джебраилом. Все, что изложено в Коране, должно быть воспринято как воля Аллаха.

4. Вера в пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является главным, последним из пророков, проповедавших человечеству.

5. Вера в рай и ад - места пребывания души после смерти человека, куда она направляется по воле Аллаха, в зависимости от совокупности поступков при жизни верующего. Праведники вечно блаженствуют в раю (арабск. - джанна), а грешники и неверующие будут мучаться в аду (арабск. - жаханнам).

6. Вера в божественное предопределение - один из основных догматов ислама, согласно которому перед творением мира Аллах все заранее предопределил вплоть до разрушения материального мира (конца света). Все в мире происходит по воле Аллаха, и ничто не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и все в мире воспринимать безропотно.

7. Вера в бессмертие души предполагает существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного Суда. Рассуждение о душе в исламе носят противоречивый характер. Поэтому общее положение сводится к следующему. Когда терпение Аллаха относительно греховности людей истощится, наступит конец света. Иблис и его приспешники будут уничтожены. Все живые и мертвые предстанут перед Аллахом и будут судимы по делам их. Грешники попадут в геенну огненную, а праведники обретут вечную жизнь в раю.

Основой мусульманского культа являются пять основных обязанностей («столпов веры») верующего мусульманина:

1) исповедание веры - признание единства Бога Аллаха и пророчества Мухаммада;

2) молитва (перс. - намаз) - пять раз в сутки совершать молитву в храме или где придется, в конкретное время, по установленному ритуалу;

3) пост (арабск. - ураза) в месяц рамадан, во время которого необходимо воздерживаться от любой греховности и от пищи в светлое время суток;

4) милостыня (арабск. - аз-закят) - уплата благотворительного налога в пользу нуждающихся (обычно 1/40 часть годового дохода), что трактуется как очистительный духовный ритуал;

5) паломничество (арабск. - алхаджж) в г. Мекку хотя бы один раз в жизни с целью поклониться главной святыне всех мусульман - храму и священному камню Каабе по определенному ритуалу и в определенное время года. Часть богословов, кроме пяти «столпов веры», выделяют еще одну обязанность - джихад (от арабск. - усилие или борьба за веру), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению ислама. Разновидностью джихада является газават (священная война против неверных), который в наше время употребляется в переносном смысле, но в то же время используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.

Кроме указанных, ислам предписывает ряд дополнительных предписаний: обряд обрезания для мальчиков, а в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) и для девочек, обязанность брака и разрешение иметь до 4-х жен и наложниц (гарем); запрет на употребление спиртного, определенной пищи, приготовленной не по мусульманскому обычаю; запрет на изображения, т. к. считается, что творить может лишь Аллах; погребение в день смерти или на следующий день по определенному ритуалу.

В исламе существуют праздники: Ураза-байрам - праздник разговления после поста (уразы); Курбан-байрам — праздник жертвоприношения с обязательным закалываем крупных животных; Маулид (Мавлют) - праздник дня рождения пророка Мухаммеда; Мирадж - праздник, посвященный вознесению Мухаммеда на небо и возвращение в г. Мекку; обязательная еженедельная молитва в храме (мечети) по пятницам, которая считается священным днем.

Вышеуказанные положения вероучения и культа характеризуют суннизм - крупнейшее из течений ислама (9/10 современных мусульман — сунниты).

Следует отметить, что ислам с начала своего формирования в организационном плане никогда не был централизованной религией. Он включал раньше и включает сегодня множественные направления, течения, секты, религиозные движения, многие из которых сегодня имеют мало пос­ледователей. Наиболее крупным направлением ислама, кроме суннизма, является шиизм.

Шиизм (от арабск. — группировка, партия, сторонники) признает Коран божественным откровением, однако считает, что в его редакции опу­щены аяты, имеющие отношение к Али, четвертому халифу, зятю и двоюродному брату Мухаммада. Шииты считают, что духовными главами всех мусульман, халифами, имамами могут быть только потомки Али. В Сунне признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Шииты имеют свое предание - ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источниками Шариа­та На почве споров о числе имамов (руководителей религиозных общин) в VII - IX вв. шииты рас­пались на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Сторонники ведущего направления - имамиты - верят, что имамов по линии Али было 11, а 12-й - по имени Мухаммад аль Махди -в конце IX в. скрылся, но обязательно вернется в качестве мессии перед концом света и спасет своих последователей. Скрытый имам считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам сохраняется за последователями «скрытого имама». В остальном вероучение и обряды в шиизме мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в города Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именами шиитских имамов, поклоняются мазарам - местам и реликвиям, связанным с почитанием многочисленных святых. Особой пышностью отличается траур по имаму Хусейну (праздник Шахсей-вахсей - «дни ашуры»).

В современном мире в странах распространения ислам играет большую роль в жизни верующих. Являясь, по сути, идеологией не только религиозной, но и светской жизни, ислам определяет ценности и характер гражданского поведения людей.

Распространенность ислама через мусульманскую диаспору в большинстве стран мира заставляет считаться с его спецификой. В последние десятилетия в исламе ощутимы объединительные тенденции, проявляющиеся в создании нескольких десятков международных религиозных организаций, среди которых выделяется по степени влияния Организация исламской конференции, функционирующая с 1969 г. на правительственном уровне и объединяющая 43 государства.

Суфизм.

С XIII в. произошло сближение калама и арабо-мусульманской философии. Огромное влияние на развитие духовной культуры и общественно-политическую жизнь мусульманского Востока оказал суфизм - мистико-аскетическое направление в исламе. Суфизм (тасаввуф) возник в VII-VIII вв. Начало его формирования связано с движением мусульманских подвижников аскетов, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ бедность. В проповедях ранних суфиев нашли выражение пессимистические
настроения, навеянные всепоглощающим страхом перед божьим судом, мысли о тленности земных наслаждений, звучали мистические мотивы всепоглощающей, бескорыстной любви к Богу и стремления сблизиться с ним. Наиболее влиятельными среди суфийских школ стали багдадская, куфийская, басрийская и хорасанская.В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин – «духовный опыт». Суфий должен пройти трудный и долгий путь религиозно-нравственного самоусовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешения от мирского «я». Искомая высшая цель достигается только в результате специальной религиозно-мистической практики.

ХРИСТИАНСТВО

Религия, известная нам как христианство, развилась из маленькой секты, существовавшей в рамках иудаизма в 4-ом десятилетии до н. э. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. н. э. - году распятия Иисуса Христа на кресте, однако название «христиане» не сразу закрепилось за сторонниками новой религии и начало впервые употребляться в Антиохии в 40 — 44 гг. н. э. Дата рождения Иисуса Христа была положена в основу нового летоисчисления высокообразованным монахом Дионисием Малым (умер около 526 г.), который был по происхождению скифом, но с конца V в. жил в Риме. Однако многие религиоведы считают, что Дионисий в своих расчетах ошибся, и утверждают, что рождение Христа произошло 4 или 6 годами раньше.

На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человеческие.

В центре христианства находится образ Богочеловека – Иисуса Христа. По словам Иисуса «царствие Божие внутри нас», то есть это внутренний мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внешнего, весь мир внутри него. Социальный кризис, имевший место в малоазиатских провинциях Римской империи, начавшийся в эпоху античного мира способствовал быстрому распространению христианства в этом регионе. Антагонизм как между рабами и свободными, римскими гражданами и поданными провинций и так и между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Христианство стало религией, которую могли принять все слои общества, все народности. Христианство возникло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашает равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет. В христианстве идея лучшего будущего слилась с идеей нового, преображенного человека, человека которым должен стать христианин по примеру Иисуса Христа. Благодаря этой идее и Евангелиям в 18-19 веках в Западной Европе появляется идеология прогресса. Иисус утверждает равенство людей перед возможностью достижения божественной высоты, напоминает о вторичности Законов, призывает к свободе, таким образом, пренебрегая обрядами, установленными Моисеем. Священное писание. Христианское вероучение основывается на Священном Писании - Библии и Священном Предании — творениях отцов церкви, установлениях Вселенских соборов.

Библия происходит от греч. biblia - «книги» (ед. число biblion), что затем в латинском и современных языках закрепилось в виде сокращенной транслитерации — «библия». В действительности, Библия это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Книги Библии делятся на две группы: а) Ветхий Завет, который признают и иудаисты под названием Танаха, составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н. э.; б) Новый Завет, книги которого восходят к 1 в. н. э. и посвящены новому посланию Христа.

Ветхий Завет, кодифицированный еврейскими хранителями предания — масоретами, состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском (православном) варианте; в скобках приведены католические аналоги).

Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа! В центре христианства не учение, а Личность Христа. Один из догматов христианства – Троица, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в качестве трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-ого века, учение о Троице развито в 3-ем веке и вызвало острую дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (382 г.) Вселенских соборах.

В 4-ом веке христианство стало государственной религией Римской империи и постепенно распространилось по всему миру.

Новый Завет, в который входят четыре Евангелия (благая весть). Это четыре жизнеописания Иисуса Христа и четыре изложения его учения. Они варьируют события, дополняют друг друга и создают единый и цельный художественный образ Христа.

Три основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Православие.

Православие – восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках. Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство – учение Ария – пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог, Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Из-за широкого распространения арианста был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры, в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г. был созван новый Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены. Так сформировались основные принципы православия. Это признание триединого Бога, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматеческие формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. С.В.читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.

Православие как и католицизм признает такие фундаментальные мировоззренческие принципы как теоцентризм (Бог – источник бытия, блага, красоты…), креационизм (все изменяемое сотворено Богом из ничего и все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству), провиденциализм (Бог единолично правит созданным им миром, историей и каждым отдельным человеком), персонализм (человек – персона – неделимая личность, обладающая разумом и свободой воли, сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная совестью), ревеляционизм (способ познания всех истин лежит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение).

Католицизм.

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Протестантизм.

Основателем протестантизма явяется Мартин Лютер (евангелически-лютеранская церковь ). Выступил против фундаментальных догматов католической церкви, в частности против индульгеций, против претензий духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом. Основные идеи изложеныв принципах Реформации в виде 95 тезисов. На Шпейерском сейме в 1529 г. было вынесено решение в пользу папы и осуджена деятельность Мартина Лютера. Однако представители 14 немецких городов выступили с “Протестацией” против этого решения. Они и были впервые названы протестантами. Позднее протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отклонившихся в ходе Реформации 16 века от католицизма.

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин, основалеть кальвинизма (имело большое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии (как пресвитерианство), познее в США). Для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий Завет. Разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Человек никакими действиями ничего не может изменить: избран – определен к спасению, отвержен – к вечным мучениям.

Конгреционалисты (Великобритания, Голландия, Швеция) – утверждают полную вероисповедную и организационную автономию каждой конгрегации, строгие пуритане. Привлекают к проведению служб и проповеднечеству всех мирян. Получателем благодати считают всю общину.

Пресвитериане – умеренные пуритане. Государственное учение Шотландии. Во главе общины “выборный” пресвитер. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни Символ Веры, ни “Отче наш”. Праздниками считаются только выходные дни.

Англиканская церковь – государственная церковь Англии. В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха 8 главой церкви. В середине 16 века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, отменили обязательное безбрачие духовенства. От католичества остались епископальная власть как основа церковной монархии. Догмат спасения верой. Критерий веры – священное писание. Английски монарх – глава церкви.

Баптисты и евангелисты – наиболее массовое учение. Последователи баптизма крестят только взрослых людей (“человек должен принять веру сознательно”). Богослужение состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангелиств сохранили четыре обряда: крещение, причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест – не символ для почитания.

Со временем католицизм породил более 250 направлений. Существует от 340 до 480 млн. протестантов. Среди них: баптисты – 75 млн. человек; лютеране – 70, англиканская церковь – 67, пресвитериане – 52, методисты – 43, пятидесятники – 8, свидетели Иеговы – 5, Армия спасения – 5, мормоны – 5, конгреционалисты – 3, адвентисты – 3 млн. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями культа и организации, но связаны общим происхождением и догматикой.

Основное положение протестантов – возможность непосредственной связи человека с Богом, без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства – священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причащение. Они не подчинены Папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв, пения псалмов. Не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Протестантская церковь отмечает как праздники все дни, посвященные Иисусу Христу: Рождество (25.12), Богоявление, Пасху, Вознесение, Пятедисятницу-Троицу. Иоанов день (2 июня), День Реформации – 31 октября. День Благодарения.

Список использованной литературы

1. Атеистический словарь, М. – 1885г.

2. Васильев Л. С., “История религий Востока”, М. – 1988г.

3. Гараджа В.И., “Религиоведение”, М. – 1995г.

4. Кабо В. Происхождение религии: История проблемы. - Канберра: Алчеринга, 2002.

5. Радугин К. Н., ”Введение в религию”, М. – 1996г.