Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 18

 

поиск по сайту           правообладателям

 

«Краеведческий аспект преподавания физической географии»

 

             

«Краеведческий аспект преподавания физической географии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на высшую категорию

ТЕМА:

«Краеведческий аспект преподавания физической географии».

Выполнил: учитель географии МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области» Галузина Татьяна Ивановна.

Руководитель: Бутолин Александр Панфилович доцент кафедры физ.географии ОГПУ, к.г. – м.н.

Оренбург, 2008г

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Формирование системы краеведческого аспекта преподавания географии: …………………………………………………………………………...7

1.1. Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии. ………..7

1.2.История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения. ………………………………………………………………………..12

1.3.Содержание географического краеведения. ..………………………………..18

1.4.Методы и приёмы осуществления краеведческого аспекта в преподавании географии. ………………………………………………………………………….22

Глава II. Изучение родного края в системе дополнительного образования. …..33

2.1.Место краеведения в системе дополнительного образования. …………….33

2.2.Организация работы по краеведению в системе дополнительного образования в МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области». …………………………………36

Заключение. ………………………………………………………………………...40

Литература. …………………………………………………………………………42

Приложения. ………………………………………………………………………..44


Введение

Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока.


Целью работы является научное обоснование практической значимости организации исследовательской деятельности школьников, в соответствии с этим: разработать методическую систему изучения особенностей краеведческого аспекта географии в 6 – 8 классах общеобразовательной школы, способствующую становлению и развитию исследовательских навыков учащихся, а также выбрать наиболее оптимальные приёмы формирования их у учащихся.

В работе решались следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования;

2. Проследить развитие основных краеведческих понятий в курсе физической географии;

3. Изучить опыт учителей географии, работающих над формированием краеведческих понятий;

4. Разработать серию уроков по формированию краеведческих понятий.

Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся в процессе краеведческого образования в школе; часть учебно-воспитательного воспитательного процесса; внеклассная работа.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления.

Практическая значимость темы заключается в изучении сформированных в поставленных задачах вопросов в теории и практике методики преподавания географии, краеведения, педагогики и возрастной психологии. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы: - приобретение навыков исследовательской работы; - поэтапное формирование в работе навыков, умений; - работа на уроках и внеклассных мероприятиях; - методическая работа; - полноценное выполнение исследовательских заданий.

В настоящей работе использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ;

2. Анализ действующих программ;

3. Педагогический эксперимент;

4. Наблюдение.

Новизна выполненной работы заключается в том, что:

- краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для решения комплекса познавательных, воспитательных и коммуникационных задач;

- краеведение используется как средство организации содержательного досуга детей;

- востребование потенциала краеведения по следующим позициям:

1.Возможности комплексного воздействия на личность и коллектив, так как во время экскурсии задачи обучения, воспитания и оздоровления решаются одновременно;

2.Максимальное приближение педагогического влияния к детскому коллективу;

3.Индивидуальные формы обучения и усвоения знаний.

Основной предполагаемый результат исследования - обеспечение качества образовательного процесса на основе ресурсов школьного краеведения, что выражается в следующем:

1) сформированной системе управления исследовательской деятельностью, включённой в систему управления образовательного процесса;

2) налаженной системе подготовки и проведения исследовательской краеведческой деятельности;

3) функционировании и развитии системы организационных форм краеведческой деятельности учащихся;

4) эффективности мониторинга результатов;

5) положительной динамике результативности образовательного процесса, а именно:

- в формировании патриотизма, гражданственности, экологической культуры и культуры безопасной жизнедеятельности;

- в сохранении и улучшении физического и психического здоровья всех участников деятельности,

- в развитии социально значимых качеств учащихся, нравственной личности, адаптированной к жизни и деятельности в современном обществе,

- в положительной динамике качества знаний учащихся,

- в развитии положительной мотивации к учению,

- в формировании навыков исследовательской работы учащихся,

- в развитии и саморазвитии коллектива образовательного учреждения.

Глава I . Формирование системы краеведческого аспекта преподавания географии:

1.1. Цели и задачи краеведческого аспекта в преподавании географии.

Краеведение включает следующие основные моменты:

- приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;

- самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни);

- изучение родного края в процессе исследования.

Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешкольной работы.

Краеведение - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

Географическое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе являются его высокая общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Школьное географическое краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы по географии в школе будет глубокое знание самим учителем природы своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках физической географии и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа.

Одна из главных задач краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не следует ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, почерпнутых из учебных пособий и другой литературы, важная часть краеведческой работы – непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края. В ряде школ вместо глубокой поисково-исследовательской работы по изучению родного края имеет место так называемое описательное краеведение, когда учащиеся лишь фиксируют, «фотографируют» явления, не раскрывают их причинно-следственных связей, закономерностей.

Собранный краеведческий материал далеко не всегда подвергается тщательной проверке, в результате могут возникать ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо повышать научно-методический уровень краеведческих изысканий. Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению родного края как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Первое, чем должен заняться учитель географии, приступая к организации школьного краеведения, это конечно, самостоятельное изучение ближайшего окружения школы, ближайшем объектом школьной краеведческой работы являются, вполне естественно своё село и окружающая местность. В дальнейшем своём развёртывании работа может охватить и целый административный район и даже выйти за его пределы. Главной задачей работы будет проследить жизнь и развитее данного участка территории во всех изменениях и отношениях.

В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Образовательное и воспитательное значение школьного краеведения у нас общепризнанно и бесспорно. Развитие школьного краеведения играет, несомненно, ведущую роль в преподавании географии. На краеведческом аспекте строятся занятия по географии в начальном курсе, начиная с 6 класса, классные занятия идут по систематической программе; однако связь с краеведением остаётся, с одной стороны, в виде проводимых учителем примеров из местной природы, а с другой – в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением.

Примеры, взятые учителем из местной природы, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные единичные примеры такого порядка уже в известной мере переключают преподавание книжных рельсов на реальную жизнь. Ещё лучше, конечно, если учитель не ограничивается упоминанием о местных примерах в классе, а показывает эти примеры в натуре во время экскурсий. Поясняя на местных, хорошо знакомых всем ученикам примерах типичные явления из курса физической географии, учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что «география – это не учебник, а сама жизнь».

Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознано еще в очень давние времена. Известный общественный деятель конца ХУIII в., один из первых наших «просветителей» Н.Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». В своей замечательной статье под заглавием «Мысли о географии для детского возраста» Н.В.Гоголь с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один из крупнейших педагогов нашей страны К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся инстинкт к своей малой Родине, к своей родной местности.
Д.Д.Семёнов, который справедливо считается родоначальником школьно краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного края. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической географии даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания раннее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника.

Школьное краеведение заключается во всестороннем в изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории – своего края. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала;

2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий аспект даёт возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далёкому». Имея представление о природе и её закономерностях, легче усваивать географию более отдалённых районов России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при соблюдении следующих организационных условий: - комплексное использование всех ресурсов школьного краеведения; - реализация ресурсного потенциала в системе разнообразных взаимодополняющих организационных форм краеведческой деятельности, - обеспечение возможности активного участия во всех организационных формах краеведческой деятельности каждого школьника. Среди задач школьного краеведения следует сделать акцент на творческую деятельность учащихся. Её стимулируют сами методы и приёмы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.

Среди воспитательных задач краеведения, на первое место нужно выдвинуть развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребёнка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся.

Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты природы родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине.

Главное значение краеведческого аспекта преподавания географии состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Краеведение создаёт условия для лучшего восприятия природных явлений. Учащиеся на частых и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению, могут «увидеть мир в капле воды».

1.2. История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения.

В понятие «краеведение» вносилось различное содержание. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я. А. Коменский; в 18-19 вв. - Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во 2-й пол. 18 в. В 1761 М. В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» – краем.

В 20-х годах 20 века оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в развитие своего края на основе всестороннего его изучения». Были также высказывания о нём как об особой науке, предмете преподавания. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…».

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно – историческое и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии, так как объект и методы изучения географии и краеведения совпадают.

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в содержание которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край».

В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе родного края используется на уроках, в своём крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретённых знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается сущность краеведческого аспекта в обучении.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристические походы по своему краю, школьные экспедиции.

Организация и отношение у учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов. Краеведческий аспект предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.

Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции:

а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе;

б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы получить стройную систему знаний о географии своей местности.

Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край – это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования ит.д.), туристические походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований:

1. литературными;

2. картографическими;

3. статистическими;

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков.

Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.

Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации краеведческой деятельности. Можно использовать формы, в которых принимают участие все школьники:

- уроки основного самостоятельного курса «краеведение»;

- уроки интегрированных краеведческих курсов;

- внеурочные и внеклассные мероприятия;

- уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования.

Используются также формы, в которых учащиеся принимают участие в зависимости от своего выбора:

- занятия факультативных краеведческих курсов;

- занятия элективных краеведческих курсов;

- туристско-краеведческие объединения (проведение краеведческих исследований во время туристских походов);

- спортивно-туристские объединения (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);

- объединения оздоровительного туризма (совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода);

- экспедиционные объединения (изучение родного края в процессе подготовки и проведения полевых краеведческих исследований);

- музейные объединения (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея);

- экскурсионные объединения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);

- формы семейного краеведения.

Нами разработана следующая совокупность форм краеведческой деятельности учащихся, представленная на схеме (прил.1)

Из вышесказанного следует, что краеведческий аспект, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

- приоритет задач воспитания и развития детей над задачами обучения;

- возможность эффективной реализации принципов человекоцентристской, адаптивной педагогики;

-возможность реализации личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе краеведческой деятельности;

-привлекательность для учащихся деятельности, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

- возможность реализации интегративного характера содержания путем комплексного вовлечения образовательных, природно-рекреационных ресурсов данной территории в образовательный процесс;

- полипредметность содержательной стороны изучаемой территории: природа, экология и др.;

- возможность формирования системы знаний, усиления практической направленности обучения;

- возможность применения общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на конкретную территорию;

- практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности в зависимости от интересов и потребностей коллектива и каждого его участника;

- преобладание коллективной творческой деятельности на всех этапах подготовки и проведения мероприятий и традиционность самоуправления при проведении самодеятельных краеведческих мероприятий, являющихся сущностными сторонами краеведческой деятельности, способствующих развитию коллектива как средства решения стратегических и оперативных воспитательных задач, решаемых средствами краеведения;

- возможность целеполагания, планирования и организации общественно-полезной деятельности и общения, как ведущих видов психической деятельности подростков на корпоративной основе;

- возможность применения педагогами широкого спектра методов и средств контроля качества воспитания и обучения в процессе мониторинга.

Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребёнку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико:

1.Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов;

2.Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении;

3.Школьнео краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки;

4.Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение;

5.Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к природным объектам порождает у детей интерес;

6.Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;

1.3. Содержание географического краеведения.

Существующая программа предусматривает изучение рельефа и геологического строения, вод, климата, органического мира.
Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своего края; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов ещё недостаточно определены. Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому при планировании учебного процесса, я определяю и степень интеграции содержания, и необходимый объем часов. Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы страны необходимо использовать краеведческий аспект.

Первые краеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в 1 – 4 классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной программе школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс), подводят к теме “Своя область...”. При этом накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области.

Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии России в разделе «Свой край», а также в других курсах географии в качестве иллюстрации общих природных явлений и процессов. Так, например, при изучении курса географии в 6 классе мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы, например в разделе «Литосфера», мы знакомимся с рельефом нашей местности; в разделе «Гидросфера» - с водами нашей местности; в разделе «Атмосфера», знакомимся с климатом нашей местности, при изучении природных комплексов, знакомимся с природными комплексами нашей местности.

Также ведётся изучение нашего края и в 7-ом классе, при изучении материка «Евразия» – как часть этого материка.

Более подробное и детальное изучение природы родного края осуществляется в 8 классе, тем более сейчас, когда появилась возможность использовать в школьном компоненте курса «Краеведение». Комплексное изучение территории должно основываться на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории.

При изучении родного края можно выделить следующие аспекты:

1.конкретизация общего курса;

2.формирование системы знаний о родном крае.

Приём конкретизации на региональном материале рассматривается как раскрытие общего через частное, на конкретных фактах типичных явлений, процессов, закономерностей. Изучение регионального содержания имеет самостоятельное значение. При изучении регионального курса, следует опираться на интеллектуальные возможности ученика, его потребности, межпредметные соотнесённости содержания, с учётом психолого-возрастных особенностей учащихся. Всё это позволяет выделить следующую последовательность в организации восприятия материала о географии своего региона:

1 этап: обзорный материал описательного характера, когда всё, что окружает, вызывает интерес и положительную эмоциональную окраску. Изучение территории на уровне фактологического описания;

2 этап: изучение отдельных компонентов природных и природно-территориальных комплексов, познание новой информации, способность углублять и конкретизировать знакомую информацию. Этот этап характеризуется поисками и объяснением различных связей и отношений между объектами и явлениями;

3 этап: комплексная характеристика с использованием имеющихся данных. Характерно обобщение и конкретизация материала.

Этапность познания материала соответствует эталонам познания и предполагает различную степень исследовательской деятельности учащихся.

Каждому этапу изучения должны соответствовать уровни отбора и усвоения учебного материала, методические приёмы:

- первый уровень - уровень знакомства, опирается на красочные иллюстрации типичных ландшафтов, сопровождается ярким но кратким описанием. В самостоятельных работах. Классных и домашних заданиях преобладают наблюдения ( например, наблюдения за погодой, за животным миром и др.);

- второй уровень – создание проблемных ситуаций в процессе становления знаний об окружающей природе с изученными закономерностями в сферах Земли;

- третий уровень - создание проблемных ситуаций с элементами исследования; привлечение краевых статистических данных для иллюстраций изучаемого материала, подготовка докладов – сообщений на заданную тему;

- четвёртый уровень - включает групповую исследовательскую работу учащихся по интересам с использованием дополнительной литературы. Этот уровень чаще всего используется во внеклассной работе.

Система изучения краеведческого материала характеризуется определённой структурой с чётко выраженными внутренними (внутрипредметными) и внешними (межпредметными) связями. Внутренние связи наиболее хорошо прослеживаются в модуле «Природа». Здесь наблюдается постепенное усложнение сведений о природных особенностях территории, которое осуществляется на основе формирования основных понятий. Межпредметные связи осуществляются при установлении взаимодействия отдельных модулей как в рамках одного, так и нескольких классов.

Новизна содержания такой структуры выражается в том, что она направлена не только на познание региона как такового, но и отражает роль региона в жизни страны. Важным проявлением является расстановка материала по его логической преемственности между классами.

Таким образом, сам объект - изучаемая территория - объединяет школьников с разными познавательными интересами и склонностями, к изучению природной среды в рамках комплексных географических исследований.

1.4. Методы и приёмы осуществления краеведческого аспекта в преподавании географии.

Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы. В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь преподавания с краеведением. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой. Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения. Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия - это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий. Вопросы такого рода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление о видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления. Приведем пример вопросов, задаваемых в целях конкретного представления о причинах географического явления. В начале урока учитель спрашивает сводку погоды за сегодняшний день (или вчерашний). Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра. Учитель спрашивает: “Почему сегодня ветер северо-западный?” Естественно, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поскольку у них нет еще соответствующих знаний. Мышление начинается с вопроса. Перед учащимися возникла проблема, решить которую они смогут только в конце урока, когда узнают, как образуется ветер. В конце урока учитель вновь ставит вопрос: “Почему сегодня ветер дует с северо-запада?” Теперь учащиеся дают на него обоснованный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо-западу. Этот пример показывает использование на уроке краеведческого материала для постановки вопросов “проблемного” характера, направленных на развитие географического мышления. Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала. Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты. При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории. Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своего района. Это местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями. Основным источником для дежурной карты является районная газета. Сама же карта - пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, местных памятников и объектов природы). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого аспекта в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках. Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом в прошлом, на данный момент и в перспективе. Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочной работе. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, где будут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение по времени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях. Примером построенной на краеведческом материале практической работы может служить работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; или например сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; или например сравнивание климата своей местности с климатом соседних областей. По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов. Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей - «дневник краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края. Это обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям. Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природным комплексом родного края и т. д. Для разъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями (климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений. Учащиеся, например, лучше понимают различия и причины изменения в климатах и погоде отдельных районов, областей, стран и континентов когда ведут систематические наблюдения за погодой своей местности. С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических понятий и образов. Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов. Например, при изучении горных пород найденный на экскурсии песок имеет ракушки древних морских обитателей. На вопрос, «Какой вывод можно из этого сделать?» учащиеся ответили, что на месте залегания песка существовало открытое море, что климат был жарким. Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий. Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы изучаемой территории. Учащиеся ведут топонимический словарь. В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов: например гора Песошка, Долгая лощина, Гусёв ровок, Веночный лес… Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательной работой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и не имеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождение и смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определенным названием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочные источники исторические материалы. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение. В осуществлении краеведческого аспекта в преподавании немалую роль играет как одно из важных правил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным, наглядным. Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Работа по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы «Климат России», которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдений. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся одновременно с изучением программных вопросов. Примером может служить тема 6 класса «Изображение земли на глобусе и картах» и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности. Краеведческая работа может переноситься и в конец темы, например, тема «Природный комплекс» в 6 классе заканчивается экскурсией в природу. Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений. Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии. Повторение - наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением. Тогда будут вырабатываться осмысленные знания. Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов, для выполнения новых практических заданий. Например, сопоставление геологической, тектонической и физической карт. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о геологических процессах и связанных с ними формами рельефа, умение пользоваться картами для выявления причинных связей. Гидрологические понятия, содержащиеся в курсах физической географии, тесно связаны с изучением школьниками местных вод. Наблюдения за внешними признаками отдельных гидрологических объектов, например, реки, не требуют специальных гидрологических знаний. Научные понятия о внутренних водах даются учащимся в 6 классе, эти понятия углубляются в 8 классе за счет введения таких понятий, как тип питания, падение реки, уклон, расход, гидрологический режим, годовой сток, твёрдый сток.
Козлова Ю.В. в своем пособии «Краеведение» определяет содержание характеристики рек своей местности, которое должно включать: название реки, определение ее бассейна, местоположение истоков и устья, морфологические данные реки и отдельных ее отрезков (длина, ширина, глубина), гидрологические показатели (скорость течения), источники питания, режим (колебания уровня по сезонам года), время ледостава и ледохода, характер русла, животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные животные), хозяйственное использование, охрану и рациональное использование.[6, с. 104]
Для изучения общих особенностей гидрологии края целесообразно рассмотреть физико-географические и гидрологические карты района, по которым, а также по краеведческим и специальным литературным источникам, можно установить важнейшие составляющие водного компонента природы, получить сведения о густоте речной сети края, о полноводности рек в среднем за год и в отдельные сезоны года, средние даты замерзания рек и их вскрытия.
Сопоставляя эти сведения с характеристиками других компонентов природы края, важно установить связь гидросети с условиями атмосферного увлажнения, геологической историей, рельефом местности, растительным покровом; изучить актуальные для своего края проблемы охраны и рационального использования компонентов природы. Все гидрологические объекты на территории края оцениваются на основании всех полученных данных.

Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя.

Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

Первый этап - организационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием, т.е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Тема проекта обычно выбирается исходя из проблем, возникших в результате участия в экспедициях, походах, или как одна из тем, заинтересовавших по той или иной причине ученика в процессе занятий на уроках или в кружках.

Второй этап - познавательный. Овладение терминологией по теме проекта, изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Немаловажную роль играет поиск и ознакомление с ранее составленными программами и опубликованными материалами по интересующему вопросу. Изучение и обобщение литературных данных по вопросу проекта.

Третий этап поисково-исследовательский. Разработка программы исследования, овладение методами исследования. Непосредственные исследования проводятся на основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, описания анализа, синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты.

Четвёртый этап - отчётно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо отметить из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия.

Пятый этап - информационно-презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе. При рассмотрении представленной работы обращается внимание на актуальность, наличие собственной исследовательской работы в решении проблемы, творческий подход, результативность и практическая значимость работы, умение вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, на оформление демонстрационного материала. Примеры тем проектов, выполненных юными краеведами: «Живи родник»; «Малые реки»; «Памятники природы Сорочинского района»; «Топонимика природных географических объектов».


Глава II . Изучение родного края в системе дополнительного образования.

2.1. Место краеведения в системе дополнительного образования.

«...Несомненно, придет время, когда учебные прогулки и оздоровительные путешествия составят необходимый элемент воспитания, то есть человек, не видавший достаточно различных концов своего отечества не будет считаться вполне образованным человеком. Мы осмеливаемся высказать мысль, что несомненно придет время, когда кругосветные путешествия в видах учебно-воспитательных будут необходимым элементом общего образования.»

В.Ф. Каптерев

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свой край. Изучению родного края придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек.

Все виды краеведения находятся в тесном единстве и реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. (рис.1).

Краеведение


приобретение учащимися знаний о крае из рассказа педагога или из учебного пособия

самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни)

изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес

Рис.1. Структурная схема краеведения.

Центральным звеном краеведческого образования учащихся является школьное краеведение. Именно в школе ребята должны получить определенный уровень краеведческих знаний. Во внеурочное время они имеют возможность дополнить эти знания.

Занятия в системе дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поле деятельности, которая даёт им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к селу, например в благоустройстве памятников культуры и природы, просветительской, экскурсоводческой, экспедиционной работе.

Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка.

Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.

Сегодня перед краеведением в системе дополнительного образования стоят следующие задачи:

- использовать историко-краеведческий потенциал Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

- объединить усилия учителей школы, педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;

- продолжить изучение родного края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

- активизировать краеведческую работу учащихся по изучению природных особенностей родного края.

Творческими группами педагогов разрабатывается программное и методическое обеспечение краеведческого образования. Анализ образовательных программ, представляемых педагогами учреждений дополнительного образования на районные конкурсы, аттестацию, показывает, что содержание значительной части программ направлено на изучение местного материала. Учебные программы по своему содержанию отличаются от программ базового образования по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся и являются дополнением к ним. Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.

Эффективность изучения региона возрастёт, если будут определены: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных предметных областях и в системе дополнительного образования. В нашей школе, как и в районе, активно успешно реализуется региональная программа детского движения «Зелёный щит», работает творческое объединение «Музейное дело», где одним из направлений работы является изучение природных особенностей своей местности.

2.2.Организация работы по краеведению в системе дополнительного образования в МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области»

С начала 1990-х годов система образования в России находится в непрерывном состоянии реформирования и модернизации. Одним из направлений конструктивной модернизации российского образования видится в возвращении российской школы в свою культурно-историческую почву, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности.

Мы представляем опыт развития образовательной деятельности на основе целенаправленного и систематического приобщения школьников к общественно значимым ценностям родного края. Такая педагогическая технология разрабатывается с 1997 г. педагогическим коллективом школы под руководством директора школы. Мы пытаемся ответить на вопрос, всегда являвшийся главным в русской педагогике: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа? Современная школа озабочена главным образом первой задачей, в меньшей степени – второй, и уж совсем не имеет в виду третью. А между тем стремительное разрастание информационной среды ставит новое поколение в ситуацию духовно-нравственного выбора чаще, чем прежде. Собственную же задачу мы видим в том, чтобы ввести в образовательное поле нашей школы систему идеалов, ценностей, норм, лежащих в основе российской цивилизации, а также обеспечить их освоение посредством дополнения традиционной дидактики своими методиками. Расширенное изучение природы края выбрано школой как основное направление учебно-воспитательного процесса на основании необходимости обучения исследовательско-поисковой работе, большого методического материала, накопленного школой за время работы по этому направлению.

Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Изучая особенности природы, ученик откроет для себя сколь богата именно та земля, на которой он живёт.

Целью воспитательной работы по краеведению в школе является создание в образовательном учреждении гуманистическо-патриотической системы воспитательной работы. Ориентация детей на вечные ценности.

Основными задачи по краеведению решаемые в системе дополнительного образования школы являются:

-создание единого образовательно-воспитательного пространства в образовательном учреждении;

-подготовка учащихся к активному участию в жизни края;

-подготовка молодого поколения к осознанному выбору профессиональной деятельности;

-наиболее полное, всесторонне интеллектуальное, духовное, нравственное, физическое развитие каждого ребёнка.

Воспитательная работа может быть представлена в виде схемы (рис.2.):

Работа творческого объединения

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А


Рис.2.Система воспитательной работы.

1. Основные направления работы творческого объединения школы.

Географическое краеведение:

- «Природа вокруг нас»;

- «Экология и охрана природы»;

- «У природы живые краски…».

2. Функционирование краеведческого кабинета.

Краеведческий кабинет в школе является структурным подразделением образовательного учреждения. Он организовывался в целях воспитания, обучения, развития обучающихся. Организация краеведческого кабинета является результатом краеведческой, экскурсионной, туристической работы обучающихся и педагогов. Создавался он по инициативе педагогов, учеников, родителей, общественности.

Целью работы кабинета является патриотическое, духовное, культурное воспитание учащихся. Развитие исследовательских и творческих начал.

Задачами кабинета в рамках физической географии являются:

1.Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству;

2.Изучение природы родного края;

3.Привлечение детей к участию к проблемам сохранения природы родного края;

4.Развивать творческие способности детей, определённые навыки и умения.

5.Организация помощи в учебно-воспитательном процессе.

6.Активизация экскурсионно-массовой работы.

Основные направлениями и формами деятельности работы кабинета являются: Детское самоуправление, практическая работа, исследовательская работа, пропагандистская работа.

3. Работа с родителями:

Рекомендуемые темы для бесед с родителями:

- Мир вокруг нас;

- Возможности реализации творческих способностей ребёнка в нашем селе;

- Исследовательская деятельность учащихся во время экскурсий, походов.

4. Взаимодействие с классными руководителями.

Рекомендуемые темы для бесед на классных часах:

1. Уникальность нашего села.

2. Возможности реализации творческих способностей в селе.

3. Экологические проблемы нашего села.

4. Особенности природы.

5. Охрана растений и животных.

6. Посещение школьного, районного музея, экскурсии в природу.

5. Система внешкольных и внеклассных мероприятий.

Участие детей в школьных, районных и областных мероприятиях по краеведению.

Система воспитательной работы выстраивается как продолжение учебного процесса и завершает цикл познания.


Заключение.

Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А.Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.

При написании исследовательской работы я учитывала специфику регионального курса, которая подразумевает более широкое использование активных форм обучения: в рамках классно – урочной формы – лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы – экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты:

- интегративный характер, обеспечивающий формирование у учащихся целостного восприятия региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;

- особое значение воспитательной функции;

- выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес;

- несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала, в сравнении с другими школьными предметами.

Представленная исследовательская работа предлагает программу обучения детей не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности не только по направлению «краеведение», но и таким как «экология», «биология», «история».

Литература:

1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988. 158с.

2. Журнал «География в школе» 2002 г.№5. С.41-46.

3. Журнал «География в школе» 2002 г.№ 9. С.55.

4. Журнал «География в школе» 2004 г.№ 7. С.70-76.

5. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117.

6. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.

7. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – 240с.

8. Овчинников Ф., Бакланов В.Слово об отчем крае. Сорочинск. 2003. 205стр.

9. Строев К.Ф. Краеведение. М.,1974.

10. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 1988 год.

11. Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. – М.: Просвещение, 1961. – 52с.

12. Чибилев А.А. Мусихин Г.Д. Павлейчик В.М. Паршина В.П. Зелёная книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия (Оренбургский филиал Русского географического общества) Оренбург. Изд-во «ДиМур» 1996г. 260стр.

13. Чибилёв А.А., Мусихин Г.Д. и др. Геологические памятники природы Оренбургской области. Оренбург. Оренбургское книжное издательство, 2000г, 400с

14. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия – 2003. – 23 декабря.

15. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. Пособие для классного руководителя. Москва. «ТЦ Сфера» 2004г, стр. 5-12.

Приложения.

Список приложений:

1. Система организационных форм краеведческой деятельности учащихся.

2. Разработки уроков с использованием краеведческого принципа преподавания географии:

- «Породы, слагающие земную кору», урок географии в 6 классе;

- «Воды суши. Подземные воды», урок географии в 6 классе;

- «Реки», урок географии в 6 классе;

- «Природный комплекс», урок географии в 6 классе;

- «Обобщение по теме «Климат области», урок краеведения в 8 классе.

3. Интеллектуальный калейдоскоп на тему: «Мой край родной – моё родное Оренбуржье!».