Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

По истории информатики на тему

 

             

По истории информатики на тему

Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики

По истории информатики на тему

“История развития операционных систем”

Аспирант:

Кущ А. В.

Кафедра:

ПКС

Специальность:

05.13.19

Санкт-Петербург

2009 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

История развития операционных систем семейства UNIX_ 5

Развитие операционной системы LINUX_ 9

Операционные системы компании «Microsoft»_ 12

История развития операционной системы OS/2_ 17

Развитие операционных систем MacOS (Apple) 28

История развития операционной системы GEM_ 33

Заключение 37

Список литературы_ 39


Введение

Операционная система (ОС) - комплекс системных и управляющих программ, предназначенных для наиболее эффективного использования всех ресурсов вычислительной системы (ВС) (Вычислительная система - взаимосвязанная совокупность аппаратных средств вычислительной техники и программного обеспечения, предназначенная для обработки информации) и удобства работы с ней.

Назначение ОС - организация вычислительного процесса в вычислительной системе, рациональное распределение вычислительных ресурсов между отдельными решаемыми задачами; предоставление пользователям многочисленных сервисных средств, облегчающих процесс программирования и отладки задач. Операционная система исполняет роль своеобразного интерфейса (Интерфейс - совокупность аппаратуры и программных средств, необходимых для подключения периферийных устройств к ПЭВМ) между пользователем и ВС, т.е. ОС предоставляет пользователю виртуальную ВС. Это означает, что ОС в значительной степени формирует у пользователя представление о возможностях ВС, удобстве работы с ней, ее пропускной способности. Различные ОС на одних и тех же технических средствах могут предоставить пользователю различные возможности для организации вычислительного процесса или автоматизированной обработки данных.

В программном обеспечении ВС операционная система занимает основное положение, поскольку осуществляет планирование и контроль всего вычислительного процесса. Любая из компонент программного обеспечения обязательно работает под управлением ОС.

В соответствии с условиями применения различают три режима ОС: пакетной обработки, разделения времени и реального времени. В режиме пакетной обработки ОС последовательно выполняет собранные в пакет задания. В этом режиме пользователь не имеет контакта с ЭВМ, получая лишь результаты вычислений. В режиме разделения времени ОС одновременно выполняет несколько задач, допуская обращение каждого пользователя к ЭВМ. В режиме реального времени ОС обеспечивает управление объектами в соответствии с принимаемыми входными сигналами. Время отклика ЭВМ с ОС реального времени на возмущающее воздействие должно быть минимальным.

В начальный период развития персональных компьютеров была создана операционная система USCD p-system. Основу этой системы составляла так называемая П-машина - программа, эмулирующая гипотетическую универсальную вычислительную машину. П-машина имитирует работу процессора, памяти и внешних устройств, выполняя специальные команды, называемые П-кодом. Программные компоненты Пи-системы (в том числе компиляторы) составлены на П-коде, прикладные программы также компилируются в П-код. Таким образом, главной отличительной чертой системы являлась минимальная зависимость от особенностей аппаратуры ПЭВМ. Именно это обеспечило переносимость Пи-системы на различные типы машин. Компактность П-кода и удобно реализованный механизм подкачки позволял выполнять сравнительно большие программы на ПЭВМ , имеющих небольшую оперативную память.

Однако принципиальной особенностью данной системы являлся преимущественно интерпретационный режим исполнения прикладных программ, что влекло интенсивные обмены информацией между оперативной памятью и внешними накопителями. В результате происходило существенное замедление работы.

История развития операционных систем семейства UNIX

Все началось в далеком 1965-м... Четыре года компания American Telegraph & Telephone Bell Labs (Bell Labs) совместно с фирмой General Electric и группой исследователей из Масачусетского технологического института разрабатывала проект OS Multics. Целью проекта было создание многопользовательской интерактивной операционной системы, обеспечивающей большое число пользователей удобными и мощными средствами доступа к вычислительным ресурсам. Эта ОС основывалась на принципах многоуровневой защиты. Виртуальная память имела сегментно-страничную организацию, где с каждым сегментом связывался уровень доступа. Для того чтобы какая-либо программа могла вызвать программу или обратиться к данным, располагающимся в некотором сегменте, требовалось, чтобы уровень выполнения этой программы был не ниже уровня доступа соответствующего сегмента.

Соответственно, системный администратор имел доступ ко всем сегментам. Также впервые в Multics была реализована полностью централизованная файловая система. То есть, даже если файлы находятся на разных физических устройствах, логически они как бы присутствуют на одном диске. В директории же указан не сам файл, а лишь линк на его физическое местонахождение. Если вдруг файла там не оказывается, умная система просит вставить соответствующий девайс. Помимо этого, в Multics присутствовал большой объем виртуальной памяти, что позволяло делать имэйджи файлов из внешней памяти в виртуальную.

Увы, но все попытки наладить в системе относительно дружественный интерфейс провалились. Было вложено много денег, а результат был несколько иной, нежели хотелось Bell Labs. Проект был закрыт. Участниками проекта значились Кен Томпсон и Денис Ритчи, о которых мы еще вспомним.

Считается, что в появлении Юникса в частности виновата... компьютерная игра. Дело в том, что Кен Томпсон создал игрушку "Space Travel". Он написал ее в 1969 году на компьютере Honeywell 635, который использовался для разработки Multics. Но фишка в том, что ни вышеупомянутый Honeywell, ни имевшийся в лаборатории General Electric 645 не подходили для игрушки. И Кену пришлось найти другую ЭВМ - 18-разрядный компьютер PDP-7. В это же время Кен с ребятами разрабатывал новую файловую систему, дабы облегчить себе жизнь и работу. Кен даже разработал несколько утилит под систему. Они решили назвать ее именем - UNICS (Uniplexed Information and Computing System). Через некоторое время название сократили до UNIX. Но, к сожалению, изобретение, как это часто бывает, уперлось в трудности материального плана. Во-первых, PDP-7 было арендовано отделом, а не куплено, и рано или поздно пришлось бы его отдавать, а во-вторых, ОС разрослась настолько, что системных ресурсов уже старенького по тем временам компьютера ей не хватало. Поэтому в 1971 году они купили более совершенный Digital Equipment PDP-11/20, на который и перенесли свою последнюю модификацию UNIX. PDP-11 без проблем поддерживала большое количество пользователей, да к тому же позволила, наконец, написать простенький интерпретатор текстового процессора.

В ноябре 1971 года был опубликован первый выпуск полноценной документации по Юниксу. В соответствии с этим и ОС была названа "Первой редакцией UNIX". Вторая редакция вышла довольно быстро - меньше, чем через год. Система была полностью переписана на язык B, созданный Томпсоном под влиянием существовавшего тогда BCPL. Также появились программные каналы ("pipes"). Третья редакция ничем особенным не отличалась. Разве что заставила Дениса Ритчи "засесть за словари не за страх, а за совесть", вследствие чего тот написал собственный язык, известный сейчас как C. Он позволял расширить функции своего предшественника - B, и именно на нем была написана четвертая редакция UNIX в 1973 году.

В июле 1974 года в журнале Communications of the ACM появилась статья "UNIX Timesharing Operating System", которой заинтересовалось огромное количество людей. А учитывая, что компания Bell Labs, которая не планировала производство системы, разрешила бесплатно распространять исходники Юникса, то UNIX получил большое распространение.

Одной из организаций, серьезно заинтересовавшихся этой ОС и первой получившей "Пятую редакцию UNIX" был Калифорнийский университет города Беркли, в котором учился юноша по имени Билл Джой, будущий создатель BSD и основатель Sun Microsystems...

"Шестая редакция UNIX" (UNIX V6), выпущенная в 1975 году, стала первым коммерчески распространяемым Юниксом. Большая ее часть была написана на С, но увы, переносить систему на компьютеры с архитектурой принципиальной отличной от PDP было весьма затруднительно. Затруднительно, но возможно.

Первый перенос был осуществлен в 1977 году. Абстрагируясь от виртуальности, можно сказать, что это был перенос из Америки в Австралию, потому что в Университете Воллонгонга работал завкафедрой Джюрис Рейндфельдс, которому понравилась шестая редакция. Но так как позволить себе PDP-11 компьютерная кафедра университета не могла, пришлось закупать более дешевый 32-битный компьютер Interdata 7/32. Родная ОС компьютера OSMT/32 не обладала нужными возможностями, поэтому пришлось профессору заняться переносом UNIX V6, заказав в Университете Беркли кучу исходников на магнитных лентах. Ему в этом поспособствовал Ричард Миллер, который к январю создал компилятор С, что и позволило в середине февраля 1977 года получить свой вариант UNIX, работавший на компьютере Interdata 7/32.

Этот UNIX работал скорее как операционная среда, ставящаяся поверх OSMT/32. Для начала был расширен язык С, в систему которого были добавлены типы union, short integer, long integer и unsigned integer, дабы использовать особенности 32-битной архитектуры. Помимо прочего, появились средства инициализации переменных, битовые поля, макросы и средства условной компиляции, регистровые и глобальные переменные. Много позже Денис и Кен написали книгу "Язык программирования Си", в котором конкретно и четко расписали 32-битную вариацию своего детища.

Однако Юникс слишком привык к PDP-11, и Денису пришлось полностью переписать подсистему управления оперативной и виртуальной памятью, заодно изменив интерфейс драйверов внешних устройств. Все это позволило сделать систему легко переносимой на другие архитектуры и было названо "Седьмая редакция" (Unix Version 7). Помимо прочего, в дистрибутив системы входил компилятор для переноса ОС на другие архитектуры, а также набор новых драйверов.

Параллельно с улучшением Юникса шла разработка системы, известной нам как (Free)BSD. Билл Джой начал разработку собственной системы на ядре UNIX. Запихнув помимо основных функций еще и свои (включая компилятор Паскаля), он назвал эту ОС - Berkeley Software Distribution (BSD 1.0).

Начиная с версии 4.1 (1980 год) Berkeley Software Distribution распространялась практически бесплатно - сначала среди пользователей, обладавших лицензией Bell Labs, а позже, переименовавшись в FreeBSD,- для всех бесплатно.

Позже, в 1982-м Билл Джой основал Sun Microsystems, забрал себе исходники платной версии BSD и начал делать SunOS, которая в 1990-х мутировала в Solaris. Отдельные версии Solaris сейчас распространяются бесплатно.

Дальнейшее развитие UNIX: 1982 – 1990

Первая коммерческая система называлась UNIX System III и вышла она в 1982 году. В этой ОС сочетались лучшие качества UNIX Version 7, V/32 и других вариантов UNIX, имевших хождение в Bell Labs.

Далее UNIX развивались примерно так:

Во-первых, появились компании, занимавшиеся коммерческим переносом UNIX на другие платформы. Microsoft Corporation, совместно с Santa Cruz Operation произвела на свет UNIX-вариацию под названием XENIX.

Во-вторых, Bell Labs создала группу по развитию Юникса и объявила о том, что все последующие коммерческие версии Unix (начиная с System V) будут совместимы с предыдущими.

В 1987-м году выпущен третий релиз UNIX System V. Было зарегистрировано четыре с половиной миллиона пользователей этой операционной системы...

Развитие операционной системы LINUX

Операционная система Linux, созданная в 1991 г. и официально вы­пущенная в 1994 г. Линусом Торвальдсом, разительно отличается от всех других операционных систем. Причем — практически всем.

Начнем с того, что Linux — единственная популярная ОС, создан­ная любителем (Торвальдс написал ее в качестве дипломного проекта).

Более того — поддерживается, развивается и дополняется она сотнями тысяч таких же энтузиастов из разных стран мира. Наконец, Linux -единственная свободно распространяемая (т. е. абсолютно бесплатная) операционная система!

Свое происхождение многозадачная многопользовательская 32-разрядная система Linux ведет от класса универсальных ОС UNIX, ко­торые в течение многих лет (еще с 60-х годов!) обслуживали «большие» промышленные компьютеры. Проект UNIX объединяет десятки различных ОС, созданных для своих компьютеров различными фирма­ми

Универсальность — лишь первый козырь Linux. Второй и не менее важный — бесплатность. И наконец, третий — открытость. Ядро Linux, в отличие от тех же Windows, открыто для изменения, и любой программист (на которых, собственно, и рас­считывалась эта ОС) может легко и быстро «подогнать» ее к любому конкретному компьютеру. Аппаратные конфликты — в Linux явление очень редкое: по стабильности она давно и уверенно зани­мает первое место. Как и по скорости — минимальная конфигурация Linux «летает» даже на компьютерах с архаичным процессором Pentium пятилетней давности. Более того — любой пользователь, обладающий хотя бы небольшими навыками программирования, может с легкостью оптимизировать Linux под свои нужды и потребности, исправить ошибки, сделанные или пропущенные разработчиками.

Однако до недавнего времени для того, чтобы работать с Linux, нужно бы­ло как минимум разбираться в программировании. А в идеале — пере­писывать ядро ОС для своей машины и собственноручно ваять нужные драйверы. К тому же на фоне ярких Windows и MacOS Linux выглядел серенькой мышкой — все просто, скромно и... бесцветно.

Поэтому единственной областью, в которой работал Linux, вплоть до самого последнего момента оставались сети. Да и в ло­кальных сетях крупных компаний Linux неплохо справлялся с ролью администратора.

Положение коренным образом изменилось совсем недавно, когда появились первые коммерческие дистрибутивы — устано­вочные комплекты Linux, которые позволяли самостоятельно инстал­лировать прихотливую ОС даже новичку. Конечно, эти комплекты (та­кие как Red Hat) были не бесплатными, но цена за них устанавливалась чисто символическая.

Другим событием, сыгравшим на руку Linux, стало появление удоб­ных оболочек, весьма успешно «раскрасивших» этого прыткого, но се­ренького «воробушка». Сочетание привычного Рабочего Стола и ико­нок Windows и мощи ядра Linux сразу же привлекло внимание разра­ботчиков и пользователей. Только за два последних года для Linux было написано больше программ, чем за все предыдущие! Окончательным знаком расположения к Linux со стороны программной индустрии ста­ло решение некоторых крупных производителей игр выпустить Linux-версии своих «бестселлеров»... Наконец, в 1999 году один из крупней­ших поставщиков готовых компьютеров выбрал именно Linux для уста­новки на собственные системы. В том же году известная ккорпорация Corel выпустила на рынок первую по-настоящему коммер­ческую версию Linux — отлично составленный дистрибутивный пакет с оригинальной системой установки, благодаря которому процесс при­общения компьютера к Linux упростился до крайности. Многие поль­зователи Linux утверждают, что Windows устанавливался на их машины дольше и тяжелее...

Метаморфоза Linux завершилась: теперь уж никто не осмелится на­звать эту ОС «забавой для энтузиастов»! Рынок все внимательнее при­глядывается к Linux — дошло до того, что под эту операционную систе­му выпущены версии самых успешных игр последних лет. Сегодня Linux устанавливается уже не только на серверы, но на готовые персо­нальные компьютеры и даже на ноутбуки! А в 2000 году сторонники ОС, украшенной эмблемой веселого пингвина, предприняли дерзкий подрывной маневр, выпустив версию Linux, предназначенную для ус­тановки поверх Windows...

В России, увы, процесс приобщения к Linux идет значительно мед­леннее — на ПК и рабочих станциях безраздельно главенст­вует Windows. Однако для тех, кто мечтает стать специалистом в облас­ти информационных технологий, знание Linux ныне столь же обяза­тельно, как знание английского языка. Именно под управлением различных версий Linux работают управляющие компьютеры (серверы) локальных сетей Web-серверов Интернет.

Операционные системы компании « Microsoft»

История ОС Microsoft началась в в 1981 г. с выпуска ОС DOS(Disk Operating System). MS-DOS отнюдь не была оригинальной разработкой са­мой Microsoft: компания Билла Гейтса лишь доработала «операционку» под названием QDOS компании Seattle Computer Products. 16-разрядная однозадачная операционная система DOS обладала «интерфейсом командной строки», т. е. все команды пользователю приходилось набирать на клавиатуре вручную, в командной строке ОС. Никакой графики. Никакого сервиса...

Минусы DOS:

1. Работа с оперативной памятью. DOS мог­ла работать с 640 килобайтами оперативной памяти, и Билл Гейтс ут­верждал, что никому и никогда не понадобится больший объем. Память на компьютерах потихоньку росла. Появились программы, которым требовался для работы весь объем оперативной памяти. Стандартный же сервис DOS этой возможности не предоставлял. Поэтому приходилось ис­пользовать специальные программы — менеджеры памяти. Но и они не могли заставить упрямую DOS размещать загружаемые при вклю­чении компьютера программы вне «области 640 килобайт»);

2. Невозможность работы в полно­ценном графическом режиме, хотя «железо» тогдашних компьютеров уже могло бы обеспечить его поддержку. Дело в том, что DOS практи­чески не позволяла работать с загружаемыми драйверами для различ­ных видеокарт;

3. Однозадачность. Все больше и больше людей желало запускать на своем компью­тере сразу несколько программ с возможностями переключения между ними.

В результате, с появлением Windows 95, DOS практически сошла со сцены, хотя до сих пор уста­новлена на наших компьютерах в качестве составляющей ядра Windows.

Первая версия Windows вышла в свет в конце 80-х годов и осталась совершенно незамеченной. Аналогичная участь постигла и следующую версию — лишь версия Windows 3.0 (1992) сумела пробить себе дорогу к сердцам пользователей и стать «продуктом года». А еще через два года на свет появились версии 3.1 и 3.11 (последняя включала такой значи­тельный элемент, как полную поддержку мультимедиа и работу в ло­кальной сети — потому и носила уточняющее название Windows For Workgroups). Но ус­танавливалась Windows поверх уже имеющейся на компьютере ОС — DOS — и лишь расширяла ее возможности. Фактически, она представляла из себя лишь графическую оболочку, настройку над установленным на компьютере комплектом MS-DOS.

Появилась пусть примитивная, но многозадачность — хотя число одновременно запускаемых приложений было ограничено двумя-тре­мя, запустить больше не позволяло малое количество оперативной па­мяти. А самое главное — исчез пресловутый барьер 640 кбайт, и ком­пьютер смог наконец-то использовать всю установленную на нем опе­ративную память.

Windows отли­чалась своей редкостной неустойчивостью, частыми «зависаниями» и большим количеством ошибок. Это было связано с тем, что програм­мам в Windows приходилось жить в общем, пространстве, затевая насто­ящую «драку» по поводу того, кому достанется большее количество опе­ративной памяти или мощности процессора.

32-разрядная Windows NT, первая версия, которой появилась на рын­ке в 1993-м, а последняя — в 1998 году, с самого начала создавалась как сверхстабильная, надежная система, рассчитанная, прежде всего на рабо­ту, а не на разные игрушки-развлечения. Плюсы:

1. заботится о надежном разделении рабо­тающих под ее управлением программ, не давая им «драться» за ресурсы. Каждой программе выделялась своя доля адрес­ного пространства оперативной памяти и системных ресурсов.

2. безусловно запрещает безоговорочный доступ к ресурсам компью­тера любым программам, пытающимся работать с «железом» напря­мую. Это позволяет системе избежать конфликтов.

В августе 1995 г. вышла Windows 95. В качестве основы в Windows 95 по-прежнему использовалась добрая старая DOS, немного модернизированная.Эта ОС стала 32-разрядной. Хотя новая система и именовалась «32-разряд­ной», в целях совместимости со старыми программами ее ядро по-преж­нему содержала старые, 16-разрядные модули... А стало быть, унаследова­ла от своих предшественников все ту же шаткость и нестабильность.

Плюсы:

1. впервые был интегрирован программно-драйверный комплекс DirectX, предоставляющий приложениям Windows прямой доступ к аппаратным устройствам ПК — звуковой карте, видео-плате и т. д. Именно благодаря этому стало возможным создание игр для Windows 95.

2. ActiveMovie — обеспечивала поддерж­ку воспроизведения большого количества мультимедийных файлов – от музыки в формате MIDI до видеодисков.

3. Windows 95 могла автоматически распознать большое чис­ло комплектующих и обладала значительно более совершенным меха­низмом настройки и конфигурации (снижало риск критических ошибок).

В конце 1997г. Microsoft распространила копии предварительной рабочей версии Windows 98 среди сотен тысяч бета-тестеров. Однако впервые бета-тестерам не просто не платили за их труд, но и брали с них деньги! Бета-версию Windows 98 не­обходимо было покупать, как обычный программный продукт – правда, по более низкой цене.

25 июня 1998 г. Windows 98 поступила в продажу. Отличия от Win95:

1. интерфейс — теперь «Рабочий Стол» Windows 98 стал еще красивее и полностью интегрирован со средой Интернет;

2. основным средством работы с файлами и папками в обоих случаях слу­жит программа Internet Explorer;

3. рас­ширенные возможности управления интерфейсом (настройки красивостей);

4. корректная работа с новыми комплектующими;

5. Win98 содержала массу новых программ и утилит (полный комплект программного обеспечения для работы в Интер­нет и утилиту конвертации файловой системы FAT 16 в более новую версию FAT32).

В 1999 г. была выпущена Win2000. Новая ОС должна была стать стандартом не только для «кор­поративного» рынка, но и обжиться на домашних ПК. Однако высокая требовательность к ресурсам компьюте­ра (на 64 Мбайт оперативной памяти и процессоре Pentium II-300 но­вая ОС уже заметно «тормозила») оттолкнула от новой ОС часть до­машних пользователей. Именно эти недостатки, а также то, что поддержка «игрового режи­ма» в Windows 2000 даже после доводок и доработок была далека от иде­ала, заставили Microsoft отказаться от идеи сделать Windows 2000 «еди­ной, универсальной операционной системой». A Windows 2000 начала уверенно обживаться в корпоративном секторе.

15 сентября 2000 года была выпущена Windows ME. Отличия:

1. отказ от поддержки «режима MS-DOS» и ряда программ для него (загруз­ка в режиме «командной строки» более не поддерживалась, а большин­ство параметров из конфигурационных файлов загрузки, оставшихся в наследство от DOS (autoexec.bat, config.sys) перекочевало непосредст­венно в реестр Windows.)

2. появился комплекс Windows Restore, предоставляющий пользователю возможность «отката» на предыдущие конфигурации Windows в случае неудачной установки каких-либо программ

3. важные изменения произошли и в структуре интер­фейса. Так, папки «Принтеры» и «Удаленный доступ» переместились из папки «Мой компьютер» на общую Панель управления;

4. Нет части сетевых функций.

Win XP появилась летом 2001 г. Это была линейка ОС«корпоративные» ОС Windows XP Server и Windows XP Professional и «домашняя» Windows XP Home. Отличия и нововведения:

1. встроенная система распознавания голосовых команд и голосового ввода данных;

2. 64-разрядная модифика­ция, предназначенная для установки на серверы;

3. «ин­теллектуальное» меню «Пуск»

4. переработана Панель управления — отныне все иконки в ней аккуратно распределены по группам;

5. поддержка записи CD-R и CD-RW дисков на уровне самой ОС

30 января 2007 года появилась новая ОС WINDOWS VISTA. С самого релиза операционную систему Vista постоянно критиковали. Windows Vista нацелена стать технологичным выпуском, обеспечивать твердую основу, для включения технологий, многие из которых будут связаны с системными функциями, и следовательно не сразу видимые пользователю. Отличия:

1. переработанный интерфейс и комплекс технических решений Windows Aero, расходующий много ресурсов, но хорошо сделанный;

2. обеспечение безопасности Windows достигло своего максимума (Контроль пользовательских учетных записей, возможно, самый значимый и видимый из этих изменений);

3. встроенный поисковый движок (Search);

4. боковая прозрачная панель, на которой пользователь может разместить гаджеты (gadgets) - Windows Sidebar;

5. новая мультимедийная платформа для цифровой музыки (Media Center), видео и картинок (Windows Photo Gallery);

6. новый DirectX 10;

7. реализация Windows Firewall.

Отметим также отличное управление новыми драйверами и графическими драйверами. Так, даже если графический драйвер приведёт к сбою, это не вызовет "падения" всей системы.

История развития операционной системы OS/2

Эволюция OS/2 началась очень давно. Наиболее важным моментом предыстории OS/2 следует считать появление IBM Personal Computer или просто IBM PC.

MS(PC)-DOS, как и сам PC, была весьма открытой системой. Интерфейсы DOS и BIOS были хорошо документированы, и сторонние производители могли легко использовать и расширять их – вот почему DOS и по сей день используется в некоторых задачах.

Вместе с тем DOS и BIOS имели один очень большой недостаток. Они не использовали аппаратную часть PC на полную мощность. Это означало, что многие программы для полного использования аппаратных возможностей обращались к устройствам напрямую, минуя DOS.

Некоторые из существовавших проблем могли быть решены программно с помощью лучше спроектированной операционной системы. Но другие требовали аппаратной поддержки для того чтобы решение было эффективным или в принципе реализуемым. И эта поддержка была реализована в 1984 году под названием IBM AT (Advanced Technology). Помимо огромной массы различных усовершенствований самым заметным (и важным) было применение нового центрального процессора – Intel 80286. В защищенном режиме 286-й мог адресовать 16 Мб памяти.

Потому в январе 1983 года началась разработка новой многозадачной MS-DOS системы. Название проекта изменялось несчетное количество раз. В августе 1985 IBM присоединяется к проекту, и фирмы подписывают соглашение о совместной разработке, которое дает обеим компаниям право на продажу конечного продукта. Немного погодя проект переименовывается в CP/DOS – от Control Program/DOS. Незадолго до выпуска продукт переименовывается в OS/2 – видимо, для соответствия новой линейке персональных компьютеров IBM под названием PS/2 (Personal System/2).

Интересно то, что OS/2 1.0 не были реализованы очень многие планируемые особенности и самым заметным было отсутствие графического интерфейса пользователя Presentation Manager (кодовое имя Winthorn).

И все же OS/2 1.0 являлась радикальным рывком в сторону от DOS и имела множество особенностей и возможностей, которые DOS никогда не смогла бы иметь и которые были реализованы в других операционных системах намного позже.

1. Вытесняющая многозадачность (preemptive multitasking).

2. Многопоточность (multithreading).

3. Средства взаимодействия между процессами (Inter Process Communication – IPC) такие как разделяемая память (shared memory), каналы (pipes), семафоры (semaphores) и очереди (queues).

4. Поддержка виртуальной памяти (virtual memory, swapping) – теоретически до 1 Гб виртуальной памяти.

5. Полностью защищенный режим работы.

6. Динамическое подключение библиотек (dynamic linking, DLLs).

7. Поддержка до 16 Мб оперативной памяти.

Одной из самых неприятных помех для разработчиков было то, что они столкнулись с необходимостью поддержки DOS.

Весь же защищенный код был написан «с нуля» со всеми теми приятными особенностями, которые были описаны ранее. Ядро и системные библиотеки в основном были написаны на ассемблере по следующим двум причинам:

1. Производительность – OS/2 должна была работать на IBM AT с 6 Мгц процессором.

2. Ограничения по памяти – OS/2 должна была работать при наличии только 1 Мб ОЗУ.

В новой операционной системе было особенно не на что посмотреть – интерфейс был исключительно текстовым и внешний вид весьма походил на DOS. Но после нажатия <Ctrl+ESC> появлялся Program Selector – утилита, позволявшая запускать новые задачи и переключаться между существующими. Теоретически существовало 16 сессий, но поскольку сама OS/2 занимала часть из них, пользователь имел доступ к 12 сессиям.

С точки зрения пользователя OS/2 1.0 имела несколько существенных недостатков:

1. Максимальный размер раздела 32Мб. Хотя возможно в 1987 году это было и не критично. OS/2 1.1 превысила это ограничение (хотя и базировалась на FAT), а OS/2 1.2 поставлялась уже с HPFS.

2. Отсутствовала поддержка двойной загрузки (dual boot) или менеджера загрузки (Boot Manager). Dual Boot появился в версии 1.1, Boot Manager был реализован в версии 2.0.

3. Не было возможности обойти обработку файла CONFIG.SYS. Это было напастью всех версий серии 1.x. В сочетании с отсутствием Boot Manager это означало, что если система не могла загрузиться (например, некорректный драйвер), то единственным шансом спасти ситуацию (и данные) была загрузочная дискета. Окончательно проблема была решена только в OS/2 Warp.

4. Полное отсутствие механизма замены находящихся в использовании динамических библиотек (DLL). Это сделало установку исправлений системных DLL (таких как драйвера Presentation Manager) более чем затруднительным занятием. В OS/2 2.x ситуация разрешилась с помощью недокументированных вызовов API.

На рынке операционных систем OS/2 пребывала в состоянии безнадежной битвы за широкое распространение.

Следующим релизом OS/2 стала версия 1.1. Единственной причиной, по которой версию пронумеровали не 2.0, вероятно, было то, что графический интерфейс пользователя (GUI – Graphical User Interface) был обещан в версии 1.0, но не был закончен вовремя. Как забавный факт следует отметить, что Windows 1.0 разрабатывалась как Interface Manager и приобрела новое имя благодаря менеджерам, игравшим с именами, невзирая на протесты программистов.

В любом случае OS/2 1.1 была технически очень интересной и занимательной программой. Она обладала намного большими возможностями, чем любая операционная система для персональных компьютеров в то время. Windows и MacOS даже в перспективе не имели того, что было в OS/2 – ни вытесняющей многозадачности, ни многопотоковости, ни виртуальной памяти.

Естественно, что системе были присущи и недостатки. Хотя и поддерживалось большинство тогдашних стандартов для вывода графики (CGA, EGA, VGA), но поддержка других была весьма слабая, если вообще существовала. Поддержка принтеров была чисто номинальная – несколько принтеров и плоттеров производства IBM и все.

Под OS/2 существовали различные приложения – в том числе такие, как Microsoft Word, Lotus 1-2-3 и QuattroPro. Однако все они были текстовыми, за исключением Microsoft Excel 2.2.

В конце 1999 Microsoft и IBM выпускают версию OS/2 1.2 – очень важное событие во всей истории OS/2, поскольку именно в версии 1.2 были реализованы практически все возможности, обещанные в OS/2 еще до ее появления. В OS/2 1.2 разработчики наконец отказались от файловой системы FAT и реализовали инсталлируемые файловые системы (Installable File System, IFS) и высокопроизводительную файловую систему HPFS (High Perfomance File System).

Новая файловая система весьма превосходила FAT, а также снимала множество ограничений:

1. Отсутствовал печально известный лимит «8.3» на имена файлов – 8 символов на имя и 3 на расширение. Имена файлов могли быть длиной до 255 символов и допускали значительно больший диапазон допустимых к использованию символов – в частности пробел.

2. Поддержка расширенных атрибутов (Extended Attributes, EA). Каждый файл или директория могли иметь до 64 Кб EA, связанных с ним там могла храниться любая информация – иконки, описания, информация для программы-каталогизатора и так далее.

3. Поддержка больших дисков. FAT поддерживала разделы размером до 2 Гб. HPFS поддерживала тома до 64 Гб и была ограничена на то время лишь драйверами жестких дисков.

4. Устойчивость к фрагментации. В то время как разделы FAT требовали регулярной дефрагментации для предотвращения иногда ощутимых потерь в производительности, HPFS пыталась использовать для файлов непрерывные фрагменты, сохраняя фрагментацию на минимальном уровне.

5. Уменьшение потерь дискового пространства. Наибольший FAT-диск, размером в 2 Гб, использовал для хранения данных элементы размером 64 Кб, чем вызывались большие потери дискового места (иногда до 50%). HPFS использовала сектора размером 512 байт, таким образом резко уменьшая потери.

6. Высокая отказоустойчивость. Если таблица FAT на дисковом разделе разрушалась в результате инцидента, вся остальная информация на диске превращалась в гору бесполезного мусора, поскольку вся информация о размещении файлов была сконцентрирована в FAT. HPFS дублировала часть информации и хранила структуру диска связно в обоих направлениях (от каталога к подкаталогу или файлу и наоборот). В результате, повреждения одной области не оказывали никакого влияния на весь остальной раздел. К примеру, несмотря на повреждение сектора с директорией – все файлы в ней оставались доступны.

OS/2 GUI также получил новый внешний вид, весьма схожий с вышедшей через несколько месяцев Windows 3.0

Наиболее значимым различием между OS/2 1.2 и Windows 3.0 было то, что Windows не была операционной системой как таковой и исполнялась поверх MS-DOS (и даже могла быть запущена в DOS сессии OS/2). Также Windows содержала больше различных приложений. OS/2 была более бизнес-ориентированной и при сравнении имела несколько спартанский вид. Отчасти это послужило тому, что Windows получила большее распространение среди конечных пользователей.

После исторического разрыва совместной разработки OS/2, вызванного нежеланием Microsoft делить прибыль от продаж операционной системы с IBM, основной процесс по модернизации OS/2 происходил в IBM. Версия 1.3 была практически идентична 1.2 по предоставляемым возможностям, но включала многочисленные улучшения производительности и удобства использования.

Наконец во всех редакциях OS/2 присутствовал язык программирования REXX, разработанный Майком Коулишоу.

Язык изначально создавался для достижения четырех главных целей:

1. легкой понимаемости (читаемости) написанных на нем программ, что облегчает работу программистам, пользователям и сопровождающему персоналу;

2. поддержки быстрого, эффективного и аккуратного программирования за счет обеспечения максимально естественной формы представления данных и управляющих структур языка;

3. обеспечения надежной и эффективной реализации языка на разнообразных платформах;

4. высокой применимости языка в системном и прикладном ПО.

И все эти задачи были успешно решены. Таким образом операционная система получила мощный и гибкий инструмент, сравнимый с различными языками написания скриптов в UNIX-подобных системах. Это несомненно являлось очень большим преимуществом.

В марте 1992 была полностью готова новая операционная система и выпущена на рынок под названием OS/2 2.0 GA (General Availability – публично доступная).

Самым большим плюсом в OS/2 2.0 была сама система. Переход на 32-разрядную архитектуру снял множество ограничений, существовавших в DOS и OS/2 1.x – в первую очередь по работе с памятью. Вместе с тем система не была «полностью» 32-разрядной – многие части оставались 16-разрядными – в первую очередь по соображениям совместимости и экономии времени. Основные же элементы системы были полностью новыми и 32-разрядными – к примеру поддержка множества виртуальных DOS-машин (Multuply Virtual DOS Machine, MVDM) и менеджер памяти с поддержкой пейджинга. Более того, основная часть кода была написана на C, а не на ассемблере, как в OS/2 1.x.

Вторым существенным моментом стал новый интерфейс пользователя под названием Workplace Shell (WPS), являвшийся радикальным уходом от концепций, заложенных в GUI OS/1.x и Windows. Новый интерфейс был объектно-ориентированным и в нем все стало объектом – диск, принтер, программа и так далее. Манипуляции с объектами проводились с помощью drag-n-drop – перемещение, копирование, печать и уничтожение. В WPS широко использовалась правая кнопка мыши – для открытия контекстных меню и выполнения операций по перетаскиванию объектов.

Для операционной системы OS/2 2.0 была зарегистрирована торговая марка «Интегрирующая платформа» (The Integrating Platform). Это название напрямую намекало на уникальную возможность OS/2 2.0 исполнять существующие DOS, Windows и OS/2 1.x приложения одновременно с новыми 32-разрядными родными приложениями.

Выпуск версии OS/2 2.1 в мае 1993 года явился следствием эволюционного развития версии 2.0. Внешний вид не претерпел существенных изменений, разработчики продолжали трудиться над «внутренностями» системы. Из видимых конечному пользователю изменений стоит отметить смену версии Win-OS/2 с 3.0 на 3.1 и появление нового компонента под названием Multimedia Presentation Manager/2 (MMPM/2), добавившего в графический интерфейс пользователя различные мультимедийные возможности – звуковые схемы, воспроизведение мультимедийных файлов и тому подобное.

В ноябре 1993 выходит специальная версия OS/2 for Windows, не содержащая кода Win-OS/2, а использующая уже установленную на компьютере копию Windows 3.x. Таким образом снижалась цена конечного продукта (IBM платила лицензионные отчисления Microsoft за использование кода Windows в Win-OS/2). Вместе с тем эта версия продемонстрировала ситуацию на рынке. Используя свое монопольное положение, Microsoft с помощью манипуляций в сфере ценовой политики держала производителей клонов PC под жестким контролем, запрещая им предустанавливать на продаваемые компьютеры операционные системы, отличные от DOS/Windows собственного производства.

Несмотря на жесткий прессинг со стороны Microsoft времена OS/2 2.1 и 2.11 были отмечены ростом количества приложений, написанных специально для OS/2. IBM достигла соглашения с несколькими крупными производителями программного обеспечения о разработке OS/2 версий их приложений. В число таких компаний входили Borland, Lotus, Novell и тогда еще самостоятельная WordPerfect.

В октябре 1994 выходит OS/2 Warp – самая популярная и самая распространенная версия OS/2. Внутренне система незначительно отличалась от OS/2 2.11 за исключением расширенной поддержки оборудования и исправления ошибок – хороший пример того, что грамотно спроектированный и продуманный продукт не нуждается в лихорадочном переписывании многих элементов кода. Наиболее серьезные изменения касались исключительно улучшения простоты использования конечным пользователем.

Новые изменения и улучшения включали в себя:

1. OS/2 Warp поддерживала новый улучшенный формат исполняемых файлов, значительно уменьшавший их размер (к сожалению, этой возможностью воспользовалась очень малая часть разработчиков ПО).

2. Улучшенную модель драйверов, делавшую их разработку более простым делом.

3. Улучшенные мультимедиа-средства, поддержку плат с TV-выходом, плат видеозахвата и прочих подобных устройств.

4. Значительное расширение списка драйверов оборудования.

5. Возможность манипулирования процессом загрузки с помощью комбинации клавиш <Alt+F1>. Наконец можно было отказаться от «спасательного» флоппи-диска.

6. Кардинально улучшенный десктоп, новые иконки, более приятные глазу цветовые схемы.

7. Основательно дополненную учебную программу для новичков.

8. Специальное средство быстрого запуска приложений LaunchPad.

9. Весьма качественную поддержку протоколов и приложений для работы в Интернете.

Задолго до того, как в Microsoft уяснили важность «информационной супермагистрали», IBM предоставила в распоряжение пользователей полный и мощный набор инструментов для работы во всемирной сети. Сперва отдельно, а с версии OS/2 Warp Connect в комплекте с операционной системой.

OS/2 Warp и OS/2 Warp Connect была самой серьезной и удачной попыткой IBM победить в битве за доминацию на десктопе или по крайней мере в завоевании существенной части. Конечно, любая вещь имеет свои достоинства и недостатки, и OS/2 была не лишена минусов:

1. Отличная совместимость с DOS и Windows 3.x, сыгравшая с IBM злую шутку. Многие производители ПО аргументировали отсутствие версий своих продуктов для OS/2 тем, что написанные для DOS и Windows программы прекрасно чувствуют себя под OS/2.

2. Яростное противодействие Microsoft, которое нанесло наибольший урон OS/2. Не стесняясь никого и ничего, Microsoft применяла любые способы торпедирования OS/2, самыми эффективными из которых был шантаж OEM-производителей и независимых разработчиков ПО.

3. Слабая и невнятная поддержка со стороны самой IBM. Компания даже поставляла собственные компьютеры без предустановленной OS/2, что, конечно, никак не способствовало росту доверия пользователей к системе.

4. Бездарная маркетинговая политика IBM. Компания фактически не знала, как продавать OS/2. Исторически IBM прославилась (и весьма заслуженно) своей политикой при работе с корпоративными заказчиками (знаменитая «мертвая хватка» IBM за клиента), но массовая продажа программного обеспечения требовала совершенно иного подхода.

5. OS/2 была однопользовательской системой с отсутствием сколько-нибудь удовлетворительных средств разграничения прав пользователей. Отсутствие такого механизма сослужило далеко не самую хорошую службу.

Сентябрь 1996 года ознаменовался выходом OS/2 Warp 4.0 (чаще других версий OS/2, именуемый своим кодовым именем Merlin). Новые изменения и улучшения превратили Merlin в самого выдающегося представителя операционных систем семейства OS/2:

1. Встроенные возможности по управлению голосом и средства голосового набора позволили использовать голосовые команды при работе с системой (открыть веб-страницу, удалить объект и т. д.) и осуществлять голосовой ввод текста.

2. Графический интерфейс пользователя был кардинально переработан и улучшен. В дополнение к LaunchPad появился новый элемент WarpCenter, еще более упрощавший работу.

3. Встроенные средства для работы в Интернете также значительно изменены и улучшены.

4. В Merlin появилась встроенная виртуальная Java-машина. С учетом того, что реализация виртуальной Java-машины от IBM была самой лучшей на рынке, OS/2 приобрела важную способность запускать Java-приложения, обеспечивая отличную производительность.

Дальнейшие версии OS/2 фактически отличались от Merlin лишь включением в поставку различных дополнительных продуктов, добавлением особенностей наподобие новых файловых систем и исправлением ошибок.

У OS/2 была тяжелая жизнь, как вне, так даже и внутри IBM. Широко известны события времен выхода Windows 95, когда Microsoft оказывала невероятное давление на IBM PC Company (производившей компьютеры IBM PC), до последнего момента отказываясь подписывать договор по лицензированию на предустановку Windows 95 и в последний момент запросив за лицензию намного более высокую цену по сравнению с ценами для других производителей. Помимо неприятностей для IBM PC Company в сторону подразделения, работавшего над OS/2, бросались достаточно двусмысленные взгляды.

Трудно сказать, когда начался проект OS/2 for PowerPC, однако известно, что в самом начале девяностых IBM решила, что было бы очень неплохо иметь собственную десктоп-ориентированную операционную систему. Ее планировали как базирующуюся на микроядре объектно-ориентированную супер ОС, работающую на RISC-платформе (неплохая коллекция непонятных слов). Платформа должна была позволять запускать сразу несколько операционных систем одновременно. Сейчас уже никто не скажет, какие это должны были быть операционные системы, но в их число должны были входить OS/2, Windows NT, Solaris и MacOS.

В любом случае цели, задачи и названия проекта постоянно менялись, в итоге завершившись проектом OS/2 for PowerPC, назвавшимся в финальной стадии OS/2 Warp Connect, PowerPC Edition. IBM активно рекламировала продукт все время на протяжении между 1993 и 1995 годами. Было написано немыслимое количество статей и даже выпущены бета-версии набора разработчика под названием PowerPC SDK. Среди производителей ПО распространялись средства для переноса приложений из обычной OS/2 на новую платформу (скорее всего, сам перенос не был трудоемким, поскольку OS/2 2.0 изначально разрабатывалась с оглядкой на переносимость). С приближением выхода OS/2 for PowerPC рекламный шум постепенно начал утихать. И в тот момент, когда новая инкарнация OS/2 должна была вот-вот появиться на прилавках, IBM внезапно умолкла. На самом деле продукт был выпущен, и отдельные счастливчики даже смогли не только подержать его в руках, но и установить. Однако только клиенты, имевшие специальные контракты с IBM, могли купить OS/2 for PowerPC.

Причин краха OS/2 for PowerPC было множество – одни лежали вне IBM, но другие были полностью внутренними:

1. Не было никакой ясности, кому на самом деле была нужна OS/2 for PowerPC.

2. Организация проекта была просто отвратительной – чего стоит только то, что менеджеры среднего звена зачастую не сообщали своим начальникам о действительном состоянии дел в проекте и т. д.

3. Успех проекта напрямую зависел от успеха архитектуры PowerPC, который не состоялся.

Итогом стала потеря миллионов долларов, вложенных в разработку (хотя некоторые технологии OS/2 for PowerPC впоследствии были внедрены в OS/2 Warp 4). Можно только предполагать, что бы произошло, если бы все усилия и деньги были направлены на поддержку Intel версии OS/2.

Развитие операционных систем MacOS (Apple)

История эволюции персональных компьютеров Apple Macintosh началась в 1976 году, когда руками двух молодых энтузиастов из Лос-Анжелеса - Стива Джобса и Стива Возняка был собран первый экземпляр Apple, оснащенный 48 килобайтами оперативной памяти и процессором MOS 6502. Ранние модели Apple использовали простые консольные операционные системы, такие как SOS (Sophisticated Operating System) и DOS-3. Лишь в апреле 1984 года, выпустив на рынок компьютер Apple, компания смогла разработать и внедрить в серийное производство свою первую операционную систему с графическим оконным интерфейсом, которая получила название MacOS 1.0.

Данная платформа, впервые представленная на суд потребителей в январе 1985 года, стала настоящей сенсацией, поскольку до этого момента еще ни одной компании не удавалось создать настолько компактную, надежную и удобную в обращении систему. Рабочее пространство MacOS 1.0 включало панель задач, содержавшую набор из четырех выпадающих системных меню, корзину, в которую помещались удаляемые с диска объекты, диспетчер файлов, названный разработчиками "The Macintosh Finder", позволял пользователю производить различные операции с директориями и файловыми объектами. На рабочем столе размещались ярлыки системного диска и панели управления, включавшей диалоговую справочную систему и элементы настройки операционной среды, также оператор мог самостоятельно размещать здесь иконки папок и запускаемых программ. Управление MacOS 1.0 осуществлялось при помощи мыши.

Ярлык сменного диска самостоятельно появлялся на рабочем столе, как только пользователь вставлял диск в привод дисковода, для отображения хранящихся на внешних накопителях данных система генерировала отдельное окно с произвольно изменяющимся размером, оснащенное средствами управления и полосами прокрутки. Каждое окно можно было перемещать по всему пространству рабочего стола, захватывая его курсором мыши за поле заголовка. Процедура переименования папок или файлов была максимально упрощена: для этого оператору было достаточно лишь щелкнуть мышью на их названии и ввести в выделенное пространство новое имя. Впервые в MacOS был реализован принцип создания ярлыков, подразумевающий перемещение пиктограммы файла на рабочий стол, хотя сам файл физически оставался в другой директории диска. Как видите, практически все базовые принципы, разработанные для оконной графической среды программистами Apple, так или иначе применяются в современных операционных системах. По желанию пользователя иерархия файловой системы могла быть представлена в окне просмотра в виде списка файлов, отсортированных в алфавитном порядке по названию, размеру или дате создания. Однако, в отличие от других файловых менеджеров, Macintosh Finder позволял перетаскивать, копировать и переименовывать файлы из списка так же, как это осуществлялось с обыкновенными иконками.

Удобная панель управления открывала перед пользователем MacOS широчайший спектр настроек, включая громкость воспроизведения звука из встроенного динамика компьютера, который одним щелчком мыши мог быть отключен, скорость реакции клавиатуры на нажатие клавиш, общее быстродействие системы, фоновый рисунок рабочего стола и системное время, формат представления которого уже тогда позволял благополучно избежать проблемы 2000 года. Запущенные приложения могли отображаться как в отдельном окне, так и в полный экран, причем в обоих случаях MacOS позволяла загружать несколько программ одновременно, выполнявшихся в фоновом режиме. Помимо файлового менеджера, MacOS 1.0 включала в свой состав несколько дополнительных утилит, таких как калькулятор и игра "паззл". Обращает на себя внимание тот факт, что сама оконная оболочка в совокупности с набором программ, входивших в комплект поставки системы, требовали для запуска всего 128 килобайт оперативной памяти, высвобождая все остальное пространство ОЗУ для выполнения других задач.

26 ноября 1986 года Apple анонсировала выход графической оконной оболочки для компьютеров серии Apple II, которая была разработана на основе MacOS версии 1.0 и называлась Apple II Desktop. Данная оконная среда не содержала каких-либо серьезных отличий от первой версии MacOS, за исключением того, что Macintosh Finder был заменен разработчиками на более простой файловый менеджер под названием "Selector", позволявших производить элементарные операции с хранящимися на дисках данными и запускать на исполнение различные программы. Процедуры открытия и закрытия окон сопровождались теперь эффектами анимации, что делало интерфейс системы более приятным в использовании. Следует отметить, что программный комплекс Apple II Desktop не являлся самостоятельной операционной системой, он был лишь удобной графической надстройкой, позволявшей пользователям работать с содержимым дисков их персонального компьютера более комфортно.

Чуть позже, с появлением ЭВМ серии Apple IIGS возникла объективная необходимость в усовершенствовании графического интерфейса для используемой этим компьютером операционной системы. Вскоре корпорация Apple выпустила на рынок новую реализацию MacOS, которая получила известность под названием GS/OS System 6.0.1.

GS/OS унаследовала практически все элементы и функции предыдущих версий операционных платформ для Apple. Были значительно расширены возможности отображения цвета графической оболочкой, расширилось системное меню. GS/OS позволяла гибко изменять сценарий загрузки системы по схеме, приблизительный аналог которой был реализован значительно позже в меню "автозагрузка" окна настроек панели задач Windows 95. Ярлыки внешних накопителей уже не появлялись автоматически при помещении диска в дисковод, а занимали на рабочем столе фиксированное положение, которое можно было произвольно изменить по желанию пользователя. Расширился спектр поставляемых вместе с системой прикладных программ. Были серьезно модифицированы средства управления звуком и быстродействием компьютера.

Шло время, и операционная система MacOS непрерывно совершенствовалась. Своеобразным ответом корпорации Microsoft, выпустившей в конце 1994 года на рынок легендарную Windows 95, стала очередная реализация MacOS версии 7.5.5. Удивительно, но факт: спустя десятилетие с момента появления MacOS 1.0 данная платформа не претерпела серьезных "архитектурных" изменений: в верхней части рабочего стола по-прежнему отображалась системная панель, в нижней - корзина, в которую помещались подлежащие удалению файлы, пользователю все также было доступно окно системных настроек и ярлыки внешних накопителей. Были значительно модифицированы графические возможности системы: теперь псевдотрехмерные окна и другие функциональные элементы интерфейса одинаково привлекательно отображались при экранном разрешении от 640Х480 до 1600Х1200 точек, появилась поддержка мультимедиа, справочная система MacOS приобрела черты интерактивности. Ассортимент прикладного программного обеспечения, входившего в комплект поставки

системы, также был заметно расширен. Для MacOS 7.5.5. была локализована популярная версия броузера Netscape Communicator 4.06 и программа просмотра текстов Acrobat Reader 3.0.

Текущая версия MacOS имеет обозначение X, она появилась на свет в конце 2001 года. Если рассматривать новую операционную систему с точки зрения ее функциональных возможностей, можно смело сказать, что она является полноценным эквивалентом Microsoft Windows XP для компьютеров Apple Macintosh. Имеется широчайший набор программного обеспечения, рассчитанного на работу под управлением MacOS X, а сама платформа отличается поразительным быстродействием, эффективностью и надежностью.

Работы над дальнейшим развитием программного комплекса серии MacOS для компьютеров Apple Macintosh продолжаются. Уже сейчас известно, что программисты Apple трудятся над усовершенствованием MacOS X, которая спустя непродолжительное время станет, возможно, новой реализацией программ данного класса. А компетентные специалисты в один голос утверждают, что не за горами создание графической оконной платформы для Apple, которую можно будет смело назвать операционной системой нового поколения. Что будет включать в себя данная система, и какие возможности она откроет перед пользователем, покажет время.

История развития операционной системы GEM

Спустя четыре года после того, как Xerox выпустил на рынок первую в истории человечества коммерческую операционную систему с оконным графическим интерфейсом, американская компания Digital Research Inc завершила разработку собственной системной платформы для персональных компьютеров, оснащенной практически всеми компонентами, характерными для современных ОС. Новая система получила название GEM и намного опередила свое время, став самой настоящей сенсацией 1985 года. Первая реализация Microsoft Windows появились на свет чуть позже.

Оконный графический интерфейс GEM опирался в процессе работы на базовые утилиты операционных систем DRDOS и OPENDOS, с каждой из которых он мог функционировать совместно. Существовали версии GEM, рассчитанные на эксплуатацию на IBM-совместимых компьютерах, чуть позже появилась реализация данной платформы для компьютеров класса Atari.

Программная среда GEM включала поддержку мыши, рабочий стол, ярлыки сменных и стационарных накопителей, а также ярлык для "виртуального диска" - пространства оперативной памяти, динамически выделяемого операционной платформой при загрузке машины для размещения системных файлов. Кроме того в распоряжении пользователя имелась корзина, иконки хранящихся на дисках файлов и директорий, а также консоль; интегрированный в систему оконный менеджер автоматически создавал для запускаемых приложений отдельные окна с настраиваемыми геометрическими размерами, оснащенные кнопками управления и полосами прокрутки. Можно смело сказать, что дизайнерское и функциональное исполнение GEM было практически идентично интерфейсу первой версии MacOS, если не считать ряда незначительных технических отличий.

Увы, весьма удобный и быстрый для своего времени GEM/1, завоевавший вполне заслуженное признание пользователей и быстро набравший популярность на североамериканском континенте, чрезвычайно не понравился руководителям корпорации Apple, посчитавшим, что Digital Research Inc украла у них не только саму идею пользовательской оконной среды, но и ее дизайнерско-техническую реализацию. Состоялся громкий, скандальный и позорный судебный процесс, который выиграла компания Apple. GEM/1 был запрещен к дальнейшему распространению, и по решению суда производитель должен был убрать из операционной системы все компоненты, хоть сколько-нибудь напоминающие элементы MacOS. Результатом такого постановления стало появление в 1986 году платформы GEM/2, значительно уступавшей своей предшественнице.

GEM/2 функционировал гораздо менее стабильно и был просто неудобен в использовании. Рабочий стол теперь представлял собой два вытянутых вдоль экрана окна фиксированного размера, оснащенных вертикальными и горизонтальными полосами прокрутки. В верхнем окне отображались подключенные к системе дисковые накопители, нижнее выполняло функции, аналогичные современному "проводнику" Windows, отображая содержимое выбранного в верхнем окне диска. Корзина была удалена с рабочего стола и вообще отсутствовала в системе. Сами полосы прокрутки изменились, став значительно уже, пропали практически все эффекты отображения "тени", сместились кнопки управления окнами, а также состав и расположение функциональных меню. Дисководы по-прежнему не подключались к системе автоматически.

Внесенные в систему изменения были расценены пользователями, как негативные, благодаря чему GEM начал быстро сдавать позиции, утрачивая рынок под натиском только что появившейся в продаже Microsoft Windows 1.0. Следует отметить, что первая реализация Windows была скопирована с MacOS если не полностью, то на все девяносто процентов, однако Microsoft, в отличие от Digital Research, оказался Apple не по зубам. Положения не спасли ни GEM/3, ни наспех усовершенствованная GEM/4, Windows все увереннее и увереннее вытесняла их с поля битвы. Ситуация несколько изменилась лишь тогда, когда Digital Research выпустила в 1988 году очередную реализацию данной операционной системы, которая получила название GEM/5.

По своему дизайнерскому оформлению и функциональным возможностям GEM/5 оказался далеко впереди как всех предыдущих реализаций GEM, так и Microsoft Windows версий 1.0, 2.0 и 3.0. Прекрасный и удобный трехмерный интерфейс выглядел просто великолепно, практически все средства управления системой были реализованы в 3D-исполнении. Двухоконный внешний вид рабочего стола практически не изменился, однако в него было внесено очевидное разнообразие обилием весьма красивых обрамлений, кнопочек и рамочек. Поскольку разработчикам удалось отойти от стандартной палитры VGA, опции многочисленных меню буквально светились нежно-зеленым фосфорицирующим оттенком, несказанно радуя глаз. При щелчке курсором мыши на управляющих элементах окон и меню операционная система демонстрировала эффект "нажатия" кнопок, а сам курсор менялся в зависимости от контекста поля, в котором он находился, но так или иначе выглядел красиво и аккуратно. Популярность GEM несколько поползла вверх, эта платформа даже применялась некоторое время в качестве основного графического интерфейса для рабочих станций, использующих GST, но все более расширяющаяся экспансия Windows убила последние надежды разработчиков на светлое будущее для своего детища. Digital Research сдалась, и исходные коды GEM были опубликованы для всеобщего доступа на основе Общедоступной лицензии GPL, так же, как три года спустя были опубликованы в Интернет исходные коды Linux.

На базе исходных текстов GEM от Digital Research группа независимых хакеров разработала в 1999 году бесплатную платформу FreeGEM, созданную на основе версии GEM/3 образца 1987 года. Рабочий стол все также использовал двухоконную систему, но системные окна вновь стало возможным перемещать по экрану, равно как и изменять их размер. Трехмерное оформление управляющих элементов было частично позаимствовано из GEM/5, оттуда же была "изъята" основная цветовая палитра, однако программистам не удалось выйти за рамки количества цветов, диктуемых стандартом VGA, благодаря чему внешний вид окон и диалоговых меню выглядит объективно хуже.

В 1990 году компанией Digital Research был выпущен графический менеджер для DRDOS-5, названный ViewMAX/1 и созданный на основе платформы GEM. Однако эта оболочка стала очевидным шагом назад по сравнению с GEM/5. Глядя на ее исполнение, можно смело судить, что разработчики трудились без особого энтузиазма и спустя рукава: оконный менеджер получился не только неудобным, но и откровенно убогим с точки зрения дизайна. ViewMAX/2, входивший в комплект поставки DRDOS-6 в качестве файлового менеджера, получился ничуть не лучше, а ViewMAX/3 так и не был закончен в связи с безвременной кончиной проекта. Эта оболочка должна была стать оконным менеджером для операционной системы "Panther", которая впоследствии была выпущена компанией Novell как сетевая платформа Novell DOS 7. Тексты данной среды были последними исходными кодами операционных систем класса GEM, обнаруженными среди оставшихся в наследство от Digital Research архивов.

В настоящее время GEM в его бесплатной реализации является игрушкой нескольких десятков хакеров и энтузиастов, поставивших своей целью поиск, исследование и совершенствование операционных систем прошлого. Так ушел в историю еще один перспективный проект, который при ином стечении обстоятельств мог бы стать объективной альтернативой всемирно распространенной Microsoft Windows в качестве операционной системы для настольных персональных компьютеров.

Заключение

Современная операционная система - сложный комплекс программных средств, предоставляющих пользователю не только стандартизированный ввод-вывод и управление программами, но и упрощающий работу с компьютером. Программный интерфейс операционных систем позволяет уменьшить размер конкретной программы, упростить ее работу со всеми компонентами вычислительной системы.

Конечно же, Windows наиболее распространенная операционная система, и для большинства пользователей она наиболее подходящая ввиду своей простоты, неплохого интерфейса, приемлемой производительности и огромного количества прикладных программ для нее. Однако Windows, естественно, не единственная операционная система и далеко не самая лучшая.

Большое разнообразие типов компьютеров, используемых в вычислительных сетях, влечет за собой разнообразие операционных систем: для рабочих станций, для серверов сетей уровня отдела и серверов уровня предприятия в целом. К ним могут предъявляться различные требования по производительности и функциональным возможностям, желательно, чтобы они обладали свойством совместимости, которое позволило бы обеспечить совместную работу различных ОС.

Сетевые ОС могут быть разделены на две группы: масштаба отдела и масштаба предприятия. ОС для отделов или рабочих групп обеспечивают набор сетевых сервисов, включая разделение файлов, приложений и принтеров. Они также должны обеспечивать свойства отказоустойчивости, например, работать с RAID-массивами, поддерживать кластерные архитектуры.

Операционная система масштаба предприятия прежде всего должна обладать основными свойствами любых корпоративных продуктов, в том числе:

· масштабируемостью, то есть способностью одинаково хорошо работать в широком диапазоне различных количественных характеристик сети,

· совместимостью с другими продуктами, то есть способностью работать в сложной гетерогенной среде интерсети в режиме plug-and-play.

Критериями для выбора ОС масштаба предприятия являются следующие характеристики:

· Органичная поддержка многосерверной сети;

· Высокая эффективность файловых операций;

· Возможность эффективной интеграции с другими ОС;

· Наличие централизованной масштабируемой справочной службы;

· Хорошие перспективы развития;

· Эффективная работа удаленных пользователей;

· Разнообразные сервисы: файл-сервис, принт-сервис, безопасность данных и отказоустойчивость, архивирование данных, служба обмена сообщениями, разнообразные базы данных и другие;

Конечно, ни одна из существующих ОС не отвечает в полном объеме перечисленным требованиям, поэтому выбор ОС, как правило, осуществляется с учетом производственной ситуации и опыта. В е приведены основные характеристики популярных и доступных в настоящее время ОС.


Список литературы

1. Джеймс Армстронг “Секркты UNIX” Санкт-Петербург, 1998 г.

2. Кепли М., Сипплес Т.Ф. «Ответы на актуальные вопросы OS/2 Warp”»352 c. ДиаСофт, 1996 г.

3. Леонтьев В.П. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002», М.: Олма-пресс, 2002 г.

4. Linux-возвращаясь к напечатанному http://www.osp.ru/lan/1999/04/134162/