Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

С. П. Иваненков > А. Ж. Кусжанова

 

             

С. П. Иваненков > А. Ж. Кусжанова

Комитет по делам молодежи Оренбургской области

С. П. Иваненков

А.Ж. Кусжанова

Молодежь Оренбуржья:

новые возможности в условиях стабилизации

(Ежегодный доклад о положении молодежи

Оренбургской области)

Оренбург 2007

ББК 60.54

С. П. Иваненков, А.Ж.Кусжанова

И 18 Молодежь Оренбуржья: новые возможности в условиях стабилизации (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2007. - стр. 124.

В книге рассматриваются основные тенденции в процессе жизнедеятельности молодежи Оренбургской области в новых исторических условиях, в формирующемся новом социально-экономическом укладе. На основе результатов социологических исследований, анализа статистических данных обсуждаются основные проблемы молодежи и направления государственной молодежной политики. Книга предназначена для специалистов по работе с молодежью, а также для всех интересующихся проблемами современной молодежи.

ISBN 978-5-7410-0754-2

© С. П. Иваненков

© А.Ж. Кусжанова

© Комитет по делам молодежи

Оренбургской области


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

4

Часть 1. Социально-экономическое развитие российского общества в 2006-2007 годах. Россия в условиях стабилизации………………………..

7

Часть 2. Социальные характеристики молодежи в 2006-2007 годах………….

15

2.1. Социально-демографические процессы и проблемы молодой семьи……………………………………………………………………..

15

2.2. Молодежь и проблемы здоровья………………………………….

38

2.3. Материальные условия жизни молодежи и проблема

занятости…………………………………………………………………

55

2.4. Молодежь в сфере образования, воспитания…………………….

70

2.5. Молодежь в сфере досуга, культуры и искусства………………..

84

2.6. Молодежь, политика и власть……………………………………..

90

Часть 3. Эффективность реализации государственной молодежной

политики в Оренбургской области…………………………………….

100

Заключение …………………………………………………….............................

113

Библиография ……………………………………………………………………..

115

Введение

Настоящий Доклад о положении молодежи Оренбургской области 2007-го года в определенной степени есть продолжение в режиме мониторинга анализа основных проблем молодежи региона, начатого нами в 1999 году. Восемь лет для страны и области - срок не очень большой, но это при физическом измерении времени. Если же пройденный путь измерять количеством и качеством событий, произошедших за это время в стране и области, то можно сказать, что за эти последние годы, с одной стороны, произошли достаточно крупные внешнеполитические события, которые оказали влияние на внутреннюю политику России и нашли широкий резонанс в молодежных кругах. С другой стороны, сами внутренние социально-политические процессы способствовали значительному укреплению позиций России на мировой арене. А это очень важно для российской ментальности, которая продолжает в большой степени оставаться державной, несмотря на все попытки свести общественное сознание, в том числе и молодежное, на уровень даже не просто региональных проблем, а бытовых проблем стран третьего мира, к которому, к сожалению, по многим показателям все еще относится Россия.

Можно с достаточно высокой долей вероятности утверждать, что наше общество - и молодежь в том числе - уже прошло испытание на прочность пятнадцатилетним переходным периодом, конец которого виден на горизонте, по крайней мере, если говорить о макропроцессах в России в целом. Если касаться переходного периода (переходного возраста для молодежи), то представляется, что некоторые устойчивые точки опоры в сознании российской молодежи за последние годы проявились отчетливо, и об этом далее в докладе будет сказано более подробно. Однако общее ощущение некоторой стабильности социальных процессов, наступившее в результате прежде всего усилий Президента РФ В.В.Путина и его единомышленников в последние годы, позволяет говорить о том, что ситуация социальной аномии, по выражению Э.Дюркгейма: «Для социальной группы – молодежь», уже во многом позади. Молодежь хоть и по-разному, но самоопределилась в социально-исторических координатах, в местных баталиях - от политических до криминальных. Она все более приобретает субъектную позицию, и в это время, российское государство начинает замечать такого субъекта и «де юре» стремится наделить его определенными правами и обязанностями. Для тех, кто занимается реализацией государственной молодежной политики, понятно, что здесь речь идет, в первую очередь, о принятой правительством в конце 2006 года, после бурных обсуждений ее на всех уровнях «Стратегии реализации ГМП в РФ», и о внесенном в Госдуму проекте федерального закона о государственной молодежной политике, до которого в очередной раз руки не дошли у Госдумы 4-го созыва. Но есть надежда на следующую Думу. На федеральном уровне создан Комитет по делам молодежи. Таким образом, можно высказать осторожный оптимизм и сказать, что «лучшие времена» для молодежи пока все еще впереди, но правящие политические элиты начинают понимать, что будущее России и будущее российской молодежи это почти тождественные процессы.

В этой ситуации многие регионы и инициативные субъекты продолжают идти своим путем, и, преодолевая преграды, поднимают, как могут, проблемы молодежи в теории и на практике. Наиболее продвинутые из них стремятся к объединению усилий, и по вертикали, и по горизонтали, при этом, стараясь опираться на научные разработки в области молодежной политики. Оренбуржье в этом отношении всегда находилось в лидирующей группе, и данный доклад лишнее тому подтверждение. Изучившие этот доклад, сопоставив статистические данные, ежедневно получаемые ими по своим ведомственным каналам или из средств массовой информации, смогут дополнить их оценками самой молодежи. В итоге получится разностороннее, целостное, стереоскопическое видение проблем и молодежи, и страны. Исследовательский коллектив выражает надежду, что предпринятые им усилия не окажутся напрасными, а полученные результаты будут адекватно восприняты и использованы инстанциями и структурами, работающими с молодежью на региональном и муниципальном уровне, а часть результатов и на федеральном уровне. По-крайней мере, честная исследовательская позиция, отсутствие стремления подстроиться под кого бы то ни было своими выводами и оценками в ущерб научной объективности служат основанием для уверенности в том, что эта работа способна послужить посильным вкладом в решение социальных проблем Оренбуржья и его будущего, в лице его молодежи, во имя стабильности и развития.

Данный Доклад является своеобразным продолжением предыдущих Докладов «Социализация молодежи как ресурс регионального развития», «Молодежь Оренбуржья на рубеже веков», «Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах». В нем, как и в предыдущих докладах, упор делается на исследование качественных характеристик состояния молодежи и тенденций изменения ее ценностей, способов существования в современной жизни. Опора на выявление качественных характеристик позволяет делать более глубокие выводы и строить более вероятные и долгосрочные прогнозы поведения молодежи, эти соображения необходимо учитывать при чтении всего Доклада.

Кроме того, поскольку доклад, хотя и носит название ежегодного, на самом деле выходит фактически раз в три года, вот почему в данном докладе мы умышленно прибегаем к частому сравнению положения дел в молодежной среде с 2003 годом, ибо доклад 2003 года стал библиографической и служебной редкостью. Новые читатели доклада будут избавлены от необходимости искать точки сравнения где-то на стороне. Если бы позволили рамки и объемы доклада, мы бы привели и сопоставимые данные за 2000 год. Но это все-таки уже более академическая процедура, и она отвечает запросам другой целевой аудитории.

Благодарим областной комитет по делам молодежи Оренбургской области за предоставление необходимой информации, поддержку всей работы по Докладу.

Авторы также выражают благодарность за помощь в организации работы по сбору информации и обработке материалов Вакушкину И.А., Иваненковой А.С., Калмантаеву Б.А., Макаровскому Д.А., Селезневой М.К., Раимову Е.Б.

Часть 1. Социально-экономическое развитие российского

общества в 2006-2007 годах. Россия в условиях стабилизации

Со времени разработки предшествующего Доклада о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области прошло фактически три года. Этот период оказался очень значимым в жизни и истории нашей страны. Можно констатировать, что за этот небольшой исторический период социальная ситуация в России претерпела существенные изменения – приобрела черты социальной стабильности.

Можно вспомнить, что начало века ХХI характеризовалось в нашей стране в целом как период общественного неблагополучия, а Россия в 1999-2000 годах находилась в условиях глубочайшего системного кризиса. Среди большого числа факторов, породивших кризис, тогда важнейшими были названы три: устойчивый бюджетный дефицит, слабость самого государства и проблемы реального сектора экономики, недостаток нормальных рыночных отношений. Социально-демографическая ситуация была очень тяжелой: падение рождаемости, рост смертности, распространение социально обусловленных болезней. В тяжелейшем кризисе пребывали экономика, система здравоохранения, правоохранительная система и т.д.

Однако в 2000-м и последующих годах удалось не только стабилизировать ситуацию в стране после десятилетия «рыночных реформ», но и переломить угрожающие негативные тенденции общественного развития. Уже в 2002 году Президент В.В.Путин отмечал, что здесь есть достижения, хоть и небольшие. Начался экономический рост, удалось создать новые рабочие места. Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек. Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов. Средняя пенсия в стране превзошла прожиточный минимум пенсионера. После целой эпохи дефицитных бюджетов годовой бюджет стал сводиться с профицитом. На фоне укрепления политической стабильности постепенно улучшался деловой климат в стране. «Люди увереннее смотрят в завтрашний день - многие начинают строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу студентов».

В 2003 году некоторые показатели ситуации изменились, и оценки имели более оптимистичное звучание. «За трехлетний период мы не только основательно разобрали «завалы» проблем, но и добились некоторых положительных результатов»,ывал в 2003 году Президент Федеральному собранию Российской Федерации. Среди достижений – юридическое и фактическое восстановление единства страны, укрепление государственной власти, начало строительства дееспособной, финансово-обеспеченной власти на местах, успешное ведение работы по созданию условий для развития полноценного гражданского общества, начало формирования цивилизованного рынка труда. За эти годы сделаны первые шаги по реформированию пенсионной системы, инфраструктурных монополий, жилищно-коммунального хозяйства.

В 2006-2007 г.г перемены к лучшему в экономическом состоянии России почувствовали на себе все социальные группы, в том числе и молодежь. Продолжился экономический рост и на его основе решение социальных проблем в стране, в том числе и молодежных. Приведем некоторые основные результаты, опубликованные Федеральной службой государственной статистики.

Объем ВВП России за II квартал 2007г. составил в текущих ценах 7647,5 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно II квартала 2006г. составил 107,8%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2007г. по отношению к ценам II квартала 2006г. составил 112,1%. Объем ВВП России за I полугодие 2007г. составил в текущих ценах 14213,7 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно I полугодия 2006г. составил 107,9%, индекс-дефлятор - 109,9%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2007г. по сравнению с соответствующим периодом 2006г., по оценке, увеличились на 12,5%, в январе-августе 2007г. - на 12,2%.

В августе 2007г. денежные доходы населения сложились в сумме 1741,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с августом 2006г. на 21,9%, денежные расходы населения - соответственно 1674,9 млрд. рублей и на 20,1%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 67,0 млрд.рублей.

Заработная плата. Средняя начисленная заработная плата в августе 2007г., по предварительным данным, составила 13410 рублей и по сравнению с августом 2006г. выросла на 24,2%.

В январе-июле 2007г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 78%, работников образования - 68% (в январе-июле 2006г. было аналогичное соотношение).

Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 сентября 2007г. составила 4017 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 августа 2006г. на 4,7%.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 сентября 2007г., составлял 1,0% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности, в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%.

В январе-августе 2007г. объем денежных доходов населения сложился в размере 12609,7 млрд. рублей и увеличился на 20,9% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 9083,5 млрд.рублей, что на 23,3% больше, чем в январе-августе 2006 года. Сбережения за этот период составили 1660,2 млрд.рублей, что на 5,8% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Численность экономически активного населения к концу августа 2007г. составила, по оценке, 75,3 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны, в их числе 71,0 млн. человек, или 94,3% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,3 млн. человек (5,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,5 млн. человек.

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения. К концу августа 2007г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 1,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,5 млн. человек имели статус безработного, в том числе 1,2 млн. человек получали пособие по безработице.

Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Увеличился экспорт нефти, нефтепродуктов и газа, что сделало Россию крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире. Удалось значительно снизить величину государственного внешнего долга, и до рекордной цифры более 445 миллиард долларов поднять резервы Министерства финансов и Центрального банка.

Возросший экономический потенциал страны позволил улучшить жизнь десятков миллионов людей. Благодаря экономическому росту, за эти годы безработица сократилась, а возможность трудиться и зарабатывать значительно сократила масштабы и число забастовок. За этими цифрами – значительные средства, ставшие реально доступными миллионам наших граждан. Они способствовали росту благосостояния людей, поддерживая их здоровье, позволяли решать трудные социальные проблемы страны.

Именно в последние годы стартовали национальные проекты, в рамках которых предстоит решить многие социальные проблемы, в том числе и касающиеся молодежи.

Экономический рост в стране сегодня остается устойчивым, уменьшая риск стагнации и безработицы, а его уверенные темпы поддерживают возможности более высоких темпов социального развития и возможность решения многих других проблем. Кроме того, отрадно, что экономический рост в России в последние годы есть результат не только благоприятной мировой конъюнктуры и баснословных цен последних лет на энергоносители, но и заработавшей перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, оборонки и др.. Все эти сведения приведены в опубликованных российских информационных материалах, в том числе - в Ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Вместе с тем, как отмечается в докладе Всемирного Банка: «в России сегодня сохраняется устойчивый рост, который опирается на высокие цены энергоносителей, приток капитала и растущий внутренний спрос». Однако если в ближайшие годы Россия не сможет существенно увеличить производительность труда, то ее экономика столкнется с серьезными проблемами. По данным ВБ, доход на душу населения в России составляет сегодня всего около 28% среднеевропейского, при этом «экономика страны растет на пределе своего потенциала».

При этом эксперты отмечают усилившуюся примитивизацию российской экономики, упрощение структуры экспорта и усиление зависимости от вывоза энергоносителей. Доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности для России не превышает 8%. Для сравнения: у 10 стран группы ЕС-10 (Польша, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Мальта и Кипр), недавно присоединившихся к ЕС, этот показатель в три раза выше. Доля в экспорте товаров, где Россия имеет сравнительное преимущество, упала с 21,5%, в 1995 году до 16,9% в 005 году. При этом доля «технологически новых или усовершенствованных изделий» в экспорте составляет всего 2,8%. Такая примитивизация экономики стала барьером для подъема производительности труда, без которого невозможен и долгосрочный экономический рост.

Соответственно, иными видятся стратегические цели и тактические задачи государственной политики, на повестку дня выносятся уже среднесрочные и долгосрочные перспективы, что не может не отражаться на решении основных вопросов жизнедеятельности страны. Таковыми задачами являются более высокие темпы экономического роста для того, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира, успешно осваивая инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности общества. Эта постановка задачи – не только призыв к народу, но в первую очередь – руководство к действию и задаваемая шкала отсчета в деятельности всех государственно-административных структур, включая администрации субъектов Российской Федерации.

Думается, что каждому понятно - все перспективные планы и стратегии развития нашего государства и общества могут быть реализованы только людьми, и особое место в социальной структуре населения объективно принадлежит молодежи, которая является той особой социальной группой, с которой связаны реальные перспективы дальнейшего развития страны в ближайшие десятилетия. Молодежь России, составляющая ныне около пятой части населения страны, призвана сыграть достойную роль в реализации стратегических целей своего государства. Но для этого государство и общество предварительно должны вырастить в ее лице своего партнера, способного выполнить возложенную на него историческую миссию; воспитать, сформировать в ее лице тот передовой отряд, который завтра возьмет на свои плечи груз ответственности за страну, старшее и подрастающее поколение. Эту ситуацию мы фиксировали еще в предыдущем докладе. Теперь важно определиться с тем, что предстоит делать дальше.

Современный этап истории России, условно началом его можно считать второй президентский срок В.В.Путина, новые достигнутые рубежи и перспективные задачи, которые постоянно ставит Президент РФ должны придать новый импульс развитию именно государственной молодежной политики. Мировой опыт убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи. Устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения и на их значение для политического и социально-экономического развития. Для многих перспективно мыслящих политиков уже давно стало очевидным, что стратегические преимущества имеют те государства и общества, которые научились эффективно использовать человеческий потенциал, и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Современная задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности, возвращения ее в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира, - стратегической цели современной России - требует эффективной и адекватной реакции на мировые вызовы времени. Все чаще и чаще звучат призывы перехода нашего общества и экономики на инновационный путь и тип развития, но ведь именно молодежь - во многом уже сейчас, а еще более на перспективу, - является наиболее инновационно-мобильной социальной группой, способной осуществить на практике все эти призывы.

Но при этом следует помнить, что молодежь – это особая социальная группа. С одной стороны, успешное решение принципиально новых для России задач предполагает эффективное участие в нем этой части населения. А степень его эффективности определяется тем, насколько она знает, принимает и разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы, обладает необходимыми для этого физическими, личностными, образовательными, профессиональными и иными качествами, имеет реальные возможности для активного участия в развитии страны. С другой стороны, особые возрастные и деятельностные свойства молодежной социальной группы, такие, как недостаток жизненного опыта и профессиональной квалификации, недосформированность ценностных, нравственных, личностных ориентиров, неполное включение в социально-экономические, правовые, политические и иные отношения, ограничение прав, обязанностей и ответственностей, требуют специального внимания государства.

Развитие позитивных тенденций и использование социально-инновационного потенциала молодежи в интересах общества может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, развитии цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями. Это понимание заложено в России, как в большинстве стран, в реализации государственной молодежной политики.

Новые веяния начала ХХI века, благотворные для страны, порождают новые надежды на то, что удастся вдохнуть новую жизнь в молодежное направление социальной деятельности государства. На государственном уровне для этого сегодня имеется ряд обнадеживающих факторов. Так, в 2006 году Правительством РФ принята «Стратегия реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации», в 2007 г. восстановлен на федеральном уровне Комитет по молодежной политике, разработан и стоит в плане работы Госдумы проект Федерального Закона «О государственной молодежной политике в РФ», утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

При этом нельзя не признать, что законодательная база ГМП в РФ сегодня все еще лишена целостности, во многом устарела и не соответствует тем современным социально-экономическим условиям, в которых предстоит решать долгосрочные и масштабные задачи, стоящие перед страной. Однако думается, что оптимизм последних лет российской истории не обойдет стороной и судьбу молодежной части российского общества, а государственная молодежная политика станет важным и значимым направлением деятельности, приоритетной функцией российского государства в условиях стабильного и инновационного развития страны в целом.

Таким образом, главный вывод состоит в том, что Россия действительно вступила в период стабильного социально-экономического роста. Это неизбежно повлечет за собой увеличение внимания к социальным проблемам всего населения страны и молодежи в том числе. Это не просто очередная задача, это необходимость и возможность для страны перейти на качественно новый этап своего исторического развития.

Внимание к проблемам молодежи в этих условиях также необходимое условие успешного решения всех задач, стоящих перед страной. От комитета по делам молодежи Оренбургской области это потребует новых усилий и новых подходов в работе с молодежью. Можно ожидать возрастание нагрузки и требований к Комитету, но должна одновременно повысится и отдача от работы Комитета.

Часть 2. Социальные характеристики молодежи

в 2006 - 2007 году

2.1. Социально-демографические процессы

и проблемы молодой семьи

Демографическая перспектива для страны на настоящий момент, как это признано и властью, и обществом, является весьма далекой от оптимистической. Многочисленные источники утверждают, что при сохранении нынешних тенденций в рождаемости, смертности и миграции, начиная с 2008 года, население страны ежегодно будет сокращаться на один миллион человек и к началу 2025 года составит 122 миллиона человек. Без миграционного фактора она может к этому времени оказаться близкой и к 114 миллионам человек.

Такова перспектива для страны в целом. Оренбургская область в этом отношении не составляет исключения, хотя на ее территории и наблюдаются некоторые процессы, отличные от общих для всей Федерации тенденций. На них мы обратим внимание по ходу изложения материала, который, как и положено, начнем с данных государственной статистики.

По переписи октября 2002 года население Оренбургской области составило 2 179 551 человек. По официальной же оценке на конец 2006 года (данные Госкомстата РФ, которыми оперируют региональные органы государственной власти) в области проживали 2 144 100 человек, что на 34 451 человек меньше, чем на дату последней Всероссийской переписи населения. Если исходить из этих цифр, то за четырехлетний период населения области ежегодно сокращалось примерно на 8 800 человек. Сравнивая эту цифру с другой – за предыдущие четыре года - можно сделать вывод о том, что темпы сокращения населения в 2003-2006 годах несколько снизились.

Однако данные по четырем годам для характеристики демографической ситуации не представляют особой ценности - для полномасштабного проявления тенденций в этой сфере требуется более продолжительное время. Поэтому воспользуемся данными переписей населения, начиная с 1926 года.

Таблица 1 - Увеличение или уменьшение населения Оренбургской области между переписями в 1926-2006 годы (тысяч человек)

Период

Увеличение (+),

уменьшение(-)

численности населения

Среднегодовое

увеличение (+),

уменьшение (-)

17.12.1926 - 17.01.1939

176,2

16,0

17.01.1939 - 15.01.1959

157,0

7,8

15.01.1959 - 15.01.1970

218,5

19,7

15.01.1970 - 17.01.1979

38,1

4,2

17.01.1979 - 12.01.1989

82,6

8,3

12.01.1989 - 09.10.2002

8,8

0,63

09.10.2002 - 01.01.2006

- 41,7

-1,9

Итак, начиная с 1970 года (некоторая условность датировки, думается, понятна) темпы среднегодового прироста населения в области начали резко сокращаться. В относительно благополучный для страны и ее населения период с 1970 по 1979 год темп среднегодового приращения населения сократился почти в пять раз, чем в предыдущее десятилетие. Далее до 1989 года этот показатель увеличился в два раза, а потом последовало более чем десятикратное сокращение темпов прироста населения – в период между 1989-2002 годами ежегодное увеличение населения области составляло лишь около 600 человек.

Дальше уже пошло сокращение численности населения – цифра уже приводилась выше. Встает вопрос: является ли эта тенденция устойчивой?

Да. Более того, если рассматривать погодовые данные о населении, а не по периодам между переписями, то выявится, что сокращение численности населения Оренбуржья началось 15-20 лет назад. И в настоящее время, к сожалению, приходится говорить о том, что высока вероятность того, что численность жителей области за каждое предстоящее в обозримом будущем десятилетие будет снижаться примерно на 140 тысяч человек. Это без учета дополнительных демографических факторов, усиливающих сокращение.

Чтоб прояснить картину, важно выявить и обозначить причины сокращения численности жителей региона. Факторы в этом процессе известны. Это:

- соотношение рождаемости-смертности населения;

- миграция (прибытие из-за пределов региона, убытие из региона).

Рассмотрим их по порядку.

С 1993 года в области отмечается значительная естественная убыль населения, то есть превышение численности умерших над численностью родившихся. До этого времени в регионе наблюдался естественный прирост населения, хотя по нисходящей: естественный прирост населения в 1960 году – 38 800 человек, а в 1980 году – 16 398, а в 1992 году – всего 3 374 человека. Из этого ряда видно, что снижение естественного прироста населения появилась отнюдь не в 90-ые годы, истоки его находятся в 60-70-ых годах, которые считаются относительно благополучными для населения страны. Конечно, сокращение рождаемости и рост смертности находятся в связи с благополучием, благосостоянием и безопасностью населения, но эта зависимость не является строго линейной, она иного типа.

Например, в активный репродуктивный период к началу 90-х годов вступили женщины рождения конца 60-х и начала 70-х годов, а именно на это время выпал локальный минимум в рождаемости. Для сравнения: в 1960 году коэффициент рождаемости на 1000 населения – 27,7 человека, в 1970 году – 15,6 человек, что представляет собой наименьшую величину, начиная с 50-х и вплоть до середины 80-х годов. Естественно, что это не могло не вызвать через определенное время очередной локальный пик снижения рождаемости, что и случилось.

Можно считать установленным, что к последнему десятилетию прошлого века и в Оренбургской области укоренилась модель малодетной (один-два ребенка) семьи. А это происходит не в одночасье и далеко не в линейной последовательности. Например, число родившихся в 2006 году примерно на 500 человек больше, чем в предыдущем, но из этого факта еще не следует делать вывод о том, что в демографической ситуации происходит перелом в позитивном направлении. Хотя, следует признать, что в совокупности со снижением смертности (в 2005 году – 12,6 тысяч человек, январь-ноябрь 2006 года – 7793 человека) обнадеживающие симптомы тоже обнаруживаются, что, пожалуй, стоит оценить и как результат изменения отношения государства к демографической проблеме.

Локальный максимум коэффициента смертности в 50-90-х годах отмечался в 80-ые годы, а с начала 90-х годов он постепенно, но неуклонно растет. Естественная убыль населения в десятилетие между 1993-2005 годами характеризуется показателями, приведенными в Таблице 2.

Таблица 2 - Естественная убыль населения Оренбургской области в 1993-2006 годах (количество родившихся и умерших на 1000 населения)

Годы

Родившихся

на 1000 человек

Умерших

на 1000 человек

Естественная убыль населения

1993

11,0

12,9

-1,9

1994

11,0

14,1

-3,1

1995

10,3

13,5

-3,2

1996

9,6

12,8

-3,2

1997

9,4

12,7

-3,3

1998

9,8

12,8

-3,0

1999

9,1

13,6

-4,5

2000

9,7

14,3

-4,6

2001

9,9

14,6

-4,7

2002

10,7

15,0

-4,3

2003

10,8

15,2

-4,4

2005

10,6

13,1

-5,0

11 мес. 2006

10,9

10,4

-4,0

Естественная убыль населения на 1000 человек в 2006 году оказалась меньше, чем в 2005 году на целый процент, на полпроцента выше и показатель рождений на 1000 населения, значительно ниже смертность. Первоочередной задачей для области является закрепление на этих позициях, превращение процентов, имеющих позитивное наполнение, в устойчивую тенденцию. Однако в последние годы в Оренбургской области наблюдается фактор, который способен свести все расчеты по росту населения к ситуации со знаком «минус»: он сводится к тому, что статистика в последнее время уверенно фиксирует превышение количества людей, выехавших за пределы региона, над прибывшими в область. Такое соотношение – преобладание покинувших регион над прибывшими на жительство в область – появилось в первые годы нового века. В 90-е же годы была характерной иная тенденция – за счет миграции из бывших республик СССР численность населения области держалась на относительно стабильном уровне. В настоящее же время Оренбургская область становится в ряд регионов, из которых идет отток населения. Пока отток превосходит миграционный приток населения в регион на ежегодные 2-4 тысячи человек. Данные за 11 месяцев 2006 года и соответствующего периода 2005 года следующие:

январь- ноябрь 2006 года

прибыло в регион – 27 170 человек

выбыло из региона – 30 986 человек

январь- ноябрь 2005 года

прибыло в регион – 30 613 человек

выбыло из региона – 31 991человек.

Оренбуржье становится для людей менее привлекательным для жизни регионом. Таково объективное положение, и оно таковым останется – независимо от того, написано об этом где-либо или кем-либо. Чрезвычайная сложность данного сегмента демографических процессов обнаруживается при анализе структуры миграции по двум позициям – по возрасту прибывших-убывших и по их образованию. Хотя сведений по этому блоку недостаточно, но и по ним можно сделать по крайней мере два вывода:

1) средний возраст покинувших регион значительно меньше среднего возраста прибывших - почти на десять лет;

2) средний уровень образования покинувших регион выше среднего уровня образования прибывших в регион.

Таким образом, в области действуют два фактора сокращения населения – масштабная естественная убыль и отрицательная миграция, проявившаяся в начале нового века. Эти причины, пожалуй, будут сохраняться в ближайшей и среднесрочной перспективе и приведут к значительному сокращению населения. Чрезвычайна велика вероятности того, что к 2015 году в Оренбургской области будет значительно меньше двух миллионов жителей. Нельзя исключить и того, что возможны определенные изменения национального состава жителей области. Так, в последние двадцать лет в составе населения росла численность армян, азербайджанцев, таджиков, узбеков, чеченцев, даргинцев. Это происходило на фоне сокращения населения других национальностей. Постепенно меняющийся национальный состав населения вызван известными процессами, происходящими на территории бывшего СССР, но, думается, что у этого явления имеются и другие причины, например, резкий отток оренбургских немцев на историческую родину.

Разумеется, речь не может идти о каком-либо регулировании национального состава населения области. Вопрос в другом - в необходимости учитывать в региональной государственной политике тенденции в этой сфере, чтоб не только не допускать межнациональные конфликты, но и создавать условия для развития национальных культур, языков, обеспечить равные возможности для образования, для участия представителей разных национальностей в управление, в самоуправлении.

Таблица 3 - Рост численности населения некоторых национальностей в период между переписями 1989 и 2002 годов

Национальности

1989 год

2002 год

Русские

1 568 442

1 611 509

Татары

158 564

165 967

Казахи

111 477

125 568

Армяне

2 055

10 574

Азербайджанцы

3 398

7 802

Узбеки

1 745

3 275

Таджики

411

2 455

Чеченцы

1 159

1 996

Даргинцы

311

682

Таблица 4 - Уменьшение численности населения некоторых национальностей в период между переписями 1989 и 2002 годов

Национальности

1989 год

2002 год

Украинцы

102 017

76 921

Башкиры

53 339

52 685

мордва

68 879

52 458

немцы

47 566

18 055

чуваши

21 454

17 211

белорусы

10 803

9182

евреи

4 156

2 026

киргизы

875

393

Обратимся к возрастному составу населения Оренбургской области. Оно стареет, что имеет уже четко выраженный характер. Перепись октября 2002 года зафиксировала, что на 1000 жителей Оренбуржья приходится уже 320 человек старше трудоспособного возраста, то есть женщин старше 55 лет, мужчин – старше 60 лет. Сведения по данному «срезу» представлены ниже.

Пожалуй, следует отметить, что вопреки устоявшемуся мнению в составе пенсионного населения растет численность лиц старше 60 лет, а особенно тех, кому больше 70 лет. Так, в 1989 году в Оренбургской области проживали 131 тысяча пенсионеров старше 70 лет, а в 2002 году численность эта категория жителей приблизилась к 173 тысячам. За этот период примерно на 35 тысяч выросла численность людей в возрасте от 60 до 69 лет и численность их к январю 2004 года достигла почти 170 тысяч человек.

Таблица 5 - Численность лиц старше трудоспособного возраста на 1000 жителей Оренбургской области по переписям 1939-2002 годов

Годы

Численность лиц старше трудоспособного возраста

на 1000 жителей

1939

148

1959

211

1970

271

1979

250

1989

307

2002

320

«Старение» населения, естественно, обусловлено снижением численности детей в возрасте до 15 лет. Картина по этому «срезу» следующая.

Таблица 6 - Численность детей в возрасте до 15 лет на 1000 жителей по переписям 1939-2002 годов

Годы

Численность детей до 15 лет

1939

856

1959

575

1970

626

1979

439

1989

476

2002

329

Разнонаправленные колебания происходят в численности той категории населения, которая традиционно определяется как молодежь. Показатели этого процесса отражены в Таблице 7.

Таблица 7 - Численность и доля лиц в возрасте от 15 до 29 лет по переписям 1979-2002 годов и в 2004 году (по оценкам Госкомстата РФ)

Годы

Численность населения

в возрасте 15-29 лет

Доля в общей численности

населения

1979

578648

27,7%

1989

490088

22,6%

2002

387506

24,2%

2004

536249

24,8%

Если оценка Оренбургского областного комитета Госкомстата и верна (последняя строка Таблицы 7) на настоящий момент, это не означает, что численность молодежи в регионе стабилизировалась и закрепится на определенном естественном уровне. Четко выраженное сокращение численности детей, то есть лиц в возрасте до 14 лет (включительно), не позволяет утверждать о продолжительности позитивного явления. А это означает, что уже не за горами время нового резкого сокращения трудовых резервов, роста так называемой «демографической нагрузки на население трудоспособного возраста», то есть увеличения доли пенсионеров со всеми вытекающим из этого последствиями. Сведения по этому поводу содержит Таблица 8.

Таблица 8 - Численность и доля лиц в возрасте до 14 лет по переписям 1979-2002 годов и в 2004 году (по оценкам Госкомстата РФ)

Годы

Численность населения

в возрасте до 14 лет

Доля в общей численности

населения

1979

501 604

24,3%

1989

548 357

25,2%

2002

391 496

18,0%

2004

370 616

17,1%

Для представления ожидаемой демографической ситуации в ближайшие 10-15 лет важны сведения о численности новорожденных в предыдущие 10-15 лет. Данные представлены в Таблице 9.

Таблица 9 - Численность новорожденных в Оренбургской области в 1990-2006 годах (тысяч человек)

Годы

Численность новорожденных (в тысячах)

1990

33,3

1995

22,8

1999

20,2

2000

21,5

2001

21,9

2002

23,5

2003

23,4

11мес.2005

20,8

11мес.2006

21,3

В рождаемости, как мы уже говорили, произошла стабилизация на определенном, достаточно низком, уровне – она колеблется в пределах 11- 9 новорожденных на 1000 жителей с 1993 года по настоящее время. Самый низкий коэффициент рождаемости фиксировался за последние два десятилетия в 1991 году – 9,1 на 1000 жителей, в первые годы нового века он начал расти, а в 2003 году составил 10,8. Факторов, ведущих к его дальнейшему росту, пока не много. Надежда на комплекс мер, которые начало осуществлять государство в демографической сфере. Это и материальное стимулирование рождения детей, денежная поддержка матерей в первые годы жизни ребенка, льготы для молодых семей в приобретении жилья и так далее. Эффект от них, безусловно, будет, первые признаки этого обнаруживаются при внимательном анализе.

Однако следует иметь в виду, что этот комплекс мер даже при последовательной реализации не в состоянии резко улучшить демографическую ситуацию - как в стране, так и в Оренбургской области. Во-первых, в образе жизни населения наиболее распространенной стала модель малодетной семьи. Она в сознании и у молодежи, а изменения в сознании происходят чрезвычайно медленно. Для того, чтоб вернуться к тому, чтоб растить и воспитывать в большинстве семей двух, а лучше – трех детей, потребуются десятилетия.

И путь, как ни странно, лежит через резкое повышение благосостояния народа, преодоление бедности, обеспечение безопасности людей. Через их глубокую уверенность граждан, что благополучие и достаток реальны, достижимы каждым лично «здесь и теперь», а не «в светлом будущем», что признание государством, властью высшей ценностью человека – на вечные времена и ежедневно проявляются всюду и всегда в самым конкретном виде.

Социально-демографические процессы в молодежной среде – необходимый аспект социального анализа, позволяющий, с одной стороны критериально оценивать текущее состояние общественной системы, степень и тенденции ее благополучия, эффективность решения ее задач, а с другой - прогнозировать общественные тенденции, планировать результаты различных общественных и государственных проектов и инициатив. Для органов и структур, реализующих государственную молодежную политику, это основание для разработки стратегий и программ работы с молодежью.

Однако, судя по данным опроса 2007 года, семейно-брачные установки и ценности оренбургской молодежи пока остаются традиционно-благополучными, хотя и проявляются настораживающие тенденции, о чем речь ниже. Не имело ясной позиции по этому вопросу 6,5% в 2000, 4,7% в 2003 и 5,23% в 2007 годах. При этом характерно, что тенденция к благополучной семейной жизни в браке и с детьми формируется с возрастом и устойчиво присутствует в возрастных категориях старше 22 лет.

Рассмотрим это более детально на важнейшем вопросе - индикаторе социального самочувствия населения – молодежи – отношение к семье и детям. Ведь желание иметь семью и детей на бытовом уровне и есть отражение уверенности молодежи в стабильном и обеспеченном будущем. Есть ли здесь изменения, или инерционность демографических процессов все еще тормозит изменения настроений, а может и отсутствие реальной возможности в ближайшей перспективе получить собственное жилье, так же сказываются на настроениях молодежи. Ответы на эти вопросы станут объектом рассмотрения нашего исследования, которое последует ниже.

Ответы на вопрос: Какое отношение к семейной жизни Вы считаете наиболее правильным?

Таблица 10

Вариант ответа

2003

2007

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

54,09%

1

53,96%

1

вступить в брак, но не спешить с детьми

36,28%

2

31,70%

2

вступить в брак, но детей не иметь

1,12%

6

1,30%

5

иметь детей в незарегистрированном браке

1,57%

4

2,31%

4

не иметь ни семьи, ни детей

1,23%

5

1,20%

6

затрудняюсь ответить

4,70%

3

5,32%

3

Общие данные демонстрируют изменение лишь в двух позициях в ранжировании результатов: они поменялись местами - на 5 в 2003 году находилась «позиция не иметь ни семьи, ни детей» и на 6 – «вступить в брак, но детей не иметь». А первые две позиции, казалось бы, не претерпели существенных изменений и отражали реалии нашего времени – «вступить в брак и иметь детей», что представляется логично для здравого смысла и «вступить в брак, но не спешить иметь детей».

Но как это часто бывает – средние показатели скорее скрывают проблему, чем ее вскрывают. И хотя, конечно же абсолютное значение двух первых позиций на порядок выше всех остальных, тем не менее детальный анализ их и других, менее представленных в молодежном сознании и поведении, позволяет увидеть существенную разницу в поведении мужчин и женщин, точнее в их отношении к этим вопросам, которые в большинстве случаев и реализуются на практике.

Ввиду важности этого вопроса, мы позволим здесь привести данные, демонстрирующие отношение к этой проблеме со стороны молодых мужчин и женщин в 2003 и 2007 году, а поскольку абсолютные цифры существенным образом отличаются по половому признаку, то еще и отдельно сравним изменение отношения женщин и мужчин с течением времени к этой проблеме

Данные по 2003 году выглядят так:

Таблица 11

Вариант ответа

мужчины

женщины

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

49,69%

4

50,31%

3

вступить в брак, но не спешить с детьми

40,25%

5

59,75%

2

вступить в брак, но детей не иметь

40,00%

6

60,00%

1

иметь детей в незарегистрированном браке

57,14%

2

42,86%

5

не иметь ни семьи, ни детей

54,55%

3

45,45%

4

затрудняюсь ответить

69,05%

1

30,95%

6

Итак в 2003 году мужчины гораздо сильнее, чем женщины затруднялись выразить свое отношение к данной проблеме и хотели иметь детей в незарегистрированном браке или вообще не иметь ни семьи, ни детей и лишь потом наступала очередь здравого смысла – вступить в брак и иметь детей или вступив в брак, не спешить с детьми. У женщин же в 2003 году совершенно иная модель семейного поведения (предполагаемого или одобряемого) на 1 месте у них позиция вступить в брак, но детей не иметь, на втором месте - близкая позиция вступить в брак, но не спешить с детьми и лишь далее вступить в брак и иметь детей.

Главный вывод из сопоставления этих данных свидетельствует о том, что в 2003 году именно женщины были носителями семейных ценностей и стремились к созданию семьи, но не спешили заводить детей, в то время как мужчины вообще не хотели связывать себя брачными узами. Очень узнаваемая позиция, если немного оглянуться назад и посмотреть, в том числе и на демографические показатели, и статистику матерей одиночек и пр.

А что же мы имеем в 2007 году, после определенных мер, предпринятых правительством в отношении семьи и в том числе молодой семьи в рамках национального проекта. Что поменялось в общей картине? Сблизились ли позиции молодых мужчин и женщин, как изменились?

Данные по 2007 году выглядят так:

Таблица 12

Вариант ответа

мужчины

женщины

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

41,95

5

58,05

2

ступить в брак, но не спешить с детьми

37,01

6

62,99

1

вступить в брак, но детей не иметь

60,00

4

40,00

3

иметь детей в незарегистрированном браке

69,57

2

30,43

5

не иметь ни семьи, ни детей

75,00

1

25,00

6

затрудняюсь ответить

62,75%

3

37,25

4

Данные по мужчинам свидетельствуют о том, что их позиция практически не претерпела изменений в сторону семейных ценностей – они еще более отчетливо не хотят иметь ни семьи, ни детей или уж, если и иметь детей, то в незарегистрированном браке. Налицо иждивенческая, безответственная позиция мужчин по отношении к семье и детям. Понятно, что порождается такое отношение к семье целым спектром факторов и, прежде всего тем, что мужчины до сих пор не могут найти себе места в новой экономике – они не конкурентоспособны, и мало что делают для того, чтобы стать таковыми. В то время как женщины штурмуют высоты новых профессий и не отказываются и от старой тяжелой работы, мужчины предпочитают опускаться на социальное дно, не видя в семье реального способа человеческого существования.

А теперь посмотрим на динамику изменения позиции у мужчин и у женщин в течение времени. Вот такие данные мы имеем:

Таблица 13

Вариант ответа

мужчины

2003

2007

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

49,69

4

41,95

5

вступить в брак, но не спешить с детьми

40,25

5

37,01

6

вступить в брак, но детей не иметь

40,00

6

60,00

4

иметь детей в незарегистрированном браке

57,14

2

69,57

2

не иметь ни семьи, ни детей

54,55

3

75,00

1

затрудняюсь ответить

69,05

1

62,75

3

Мужчины с течением времени, как уже было отмечено выше, только укрепились в своем желании не иметь ни семьи, ни детей. Снять с себя социальную ответственность за будущее своего рода, да и страны в целом. А вот женщины демонстрируют нам другую картину – модель брачного поведения. Посмотрим на полученные результаты.

Данные по женщинам:

Таблица 14

Вариант ответа

женщины

2003

2007

%

ранг

%

ранг

вступить в брак и иметь детей

50,31

3

58,05

2

вступить в брак, но не спешить с детьми

59,75

2

62,99

1

вступить в брак, но детей не иметь

60,00

1

40,00

3

иметь детей в незарегистрированном браке

42,86

5

30,43

5

не иметь ни семьи, ни детей

45,45

4

25,00

6

затрудняюсь ответить

30,95

6

37,25

4

Женщины, напротив, с течением времени все больше хотят вступить в брак и обзавестись детьми именно в браке, хотя доминирует все-таки сдержанная позиция – подождать, не спешить с детьми после вступления в брак.

Таким образом, вскрывается реальная проблема для семейного будущего молодежи в стране и в Оренбуржье. Семейно-брачные интересы, модели поведения мужчин и женщин не совпадают. Отсюда коллизии по всему спектру семейно-брачных отношений. В лоб, тем более за короткий промежуток времени, ситуацию отношения не изменишь. Нужна кропотливая работа с каждой отдельной социальной группой, пониманием ее специфики в современных социально-экономических реалиях страны. И дело не столько в воспитании на словах, сколько в реальных усилиях, направленных на создание рабочих мест, устраивающих мужчин и по условиям труда, и по размеру зарплаты. Сегодня именно мужчины слабое звено в семейно-брачных отношениях. Работа с ними требует дополнительных затрат и очень больших. Но иначе не достигнуть результатов, предполагаемых национальными проектами по решению демографической проблемы в стране.

Представляется также, что и здесь мы имеем проявление процессов глобализации в различных сферах социальной и даже личной жизни. Традиционная модель семьи, имевшая место быть у нас в стране еще в первой половине ХХ века, теперь сильно деформировалась во всем мире в разных странах в разные стороны: в мире говорят о кризисе социального института семья. Но в ментальном плане женщина, в том числе молодая российская женщина продолжает пока ориентироваться на сильного мужчину-добытчика, который и защитит, и дом построит, а она за ним, как за каменной стеной будет хранить семейный очаг.

За последнее время в области значительно выросла доля семей с одним ребенком. На 37% снизилась численность многодетных семей – с 19,2 тысячи в 2000 году до 12,1 тысячи в 2006 году. Отчетливо наблюдается высокий уровень числа разводов. Типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым браком: доля таких семей составляет в среднем 12% - 14%. Сохраняется значительное количество неполных семей (около 43 тысяч), в которых более 55 тысяч детей воспитываются вне брака.

Реалии сегодняшнего дня уже сильно изменились, и женщина сама во многих семьях стала единственным кормильцем – фактически (в каком-то смысле – мужчиной), а потому без учета все большей и большей интеграции российского общества в мировую систему нельзя правильно понять и оценить направленность многих процессов даже на региональном уровне. Только широкое понимание контекста изменений в мировом социальном пространстве позволяет адекватно воспринимать и оценивать происходящие изменения в молодежной среде Оренбуржья и России.

Рассмотрим другие вопросы блока семейных отношений и ценностей. Ответы на вопрос: Сколько детей в вашей родительской семье?

Таблица 15

Вариант

ответа

Один

Два

Три

Четыре

и более

2003

12,65%

56,10%

22,40%

7,61%

2007

20,56%

52,86%

17,15%

6,92%

Разница 2007 к 2003 г.

+7,91%

-3,24%

- 5,25%

-0,69%

Мы видим, что даже в такой короткий промежуток времени для демографических процессов 4 года это действительно не срок, но, тем не менее, заметна динамика уменьшения численности многодетных, даже начиная с двухдетных семей, и увеличение однодетных семей.

Зато мы имеем положительную динамику в стремлении молодежи создать собственную семью и иметь в ней определенное количество детей. Возросло число молодых людей, желающих иметь в семье два и три ребенка, хотя и незначительно - в общей сумме это более 3%, а если учесть, что сократилось число желающих иметь одного ребенка и не иметь ни одного ребенка – сумма этих позиций около 6%, то получается общее сальдо в изменении позиции в сторону увеличения желания иметь детей в большем количестве суммарно выросло почти на 9%. Это уже не случайная цифра и не статистическая погрешность в расчетах, а это уже пусть и слабо, но набирающая силу тенденция, в которой можно разглядеть уверенность молодого поколения в стабильном будущем страны и своем собственном. Можно с уверенностью говорить, что усилия властных структур всех уровней, пропаганда семейных ценностей начинает давать свои первые результаты.

В этом можно убедиться, рассмотрев ответы на вопрос: Сколько детей вы хотели бы иметь в собственной семье?

Таблица 16

Вариант

ответа

Один

Два

Три

Ни одного

2003

26,99%

58,34%

10,86%

2,35%

2007

22,27%

59,78%

12,74%

1,20%

Разница 2007г. к 2003г.

-4,72%

+ 1,44%

+1,88%

- 1,15%

А здесь сопоставление родительской семьи и собственной в соответствующий год:

Таблица 17

Вариант

ответа

2003

2007

родители

собственная

родители

собственная

Один

12,65%

26,99%

20,56%

22,27%

Два

56,10%

58,34%

52,86%

59,78%

Три

22,40%

10,86%

17,15%

12,74%

Во-первых, упало количество желающих вообще не иметь и иметь одного ребенка, а одновременно выросло количество желающих иметь два и три ребенка. Во-вторых, в собственной семье в первую очередь выросло желание иметь именно детей – видимо это отражение политики государства на стимулирование именно рождения второго ребенка.

Важнейшее место в ряду ценностных ориентаций как в сфере семейно-брачных, так и в обществе в целом имеют межнациональные отношения и межнациональные браки. В демократических государствах всегда поощрялись межнациональные браки, утверждая тем самым незыблемость тезиса о единстве нации как социального субъекта, а не этнического. Правда, и здесь в последнее время в развитых странах в условиях глобализации мы наблюдаем противоречивые тенденции. С одной стороны, количество таких браков растет, но с другой стороны масса нахлынувших эмигрантов не желает ассимилироваться и принять культуру и язык новой Родины, а стремиться сохранить и перенести свои, зачастую патриархальные и иноязычные, и инорелигиозные традиции и обряды в общество той страны, гражданами которой они хотят быть, но при этом сохраняя свою первородную культурную самоидентификацию.

Недавно мы были свидетелями крупных волнений во Франции, скрытая война мигрантов идет в США, в Англии, Германии. В иной форме она докатилась и до России.

Посмотрим глазами молодых на проблему межнациональных браков. Насколько изменилась ситуация здесь? Для многонационального и традиционно многоконфессионального Оренбуржья это имеет очень важное значение. Ведь длительное время именно Оренбуржье после распада СССР занимало одно из первых мест по количеству вынужденных переселенцев из других республик и не только русскоязычных.

Посмотрим на ответы на вопрос: Как Вы относитесь к межнациональным бракам?

Таблица 18

Вариант ответа

2003

2007

%

ранг

%

ранг

положительно

37,96

2

37,11

2

безразлично

45,69

1

38,11

1

отрицательно

8,17

3

13,94

3

затрудняюсь ответить

7,28

4

7,62

4

Как можно видеть из приведенных данных, ранжирование отношения к межнациональным бракам не изменилось, но абсолютные значения их изменения вызывают тревогу. Положительное отношение чуть снизилось - менее 0,8% , но это происходит на фоне резкого уменьшения безразличного отношения (считается, что это личное дело каждого и потому никого не касается какого цвета кожа у твоего избранника) и главное значительного роста более чем на 5% отрицательного отношения к межнациональным бракам.

Эти цифры должны насторожить руководство области, Комитет по делам молодежи, необходимо уделять больше внимания взглядам молодежи на межнациональные отношения, в том числе и на межнациональные браки. Нетерпимость – не важно, откуда от какой этнической молодежи исходит – есть пороховая бочка межнациональных конфликтов. Надо всячески пропагандировать такие браки – ведь это все граждане одной страны России, а если мы начнем строить перегородки между русскими и башкирами, татарами и казахами и другими возможными вариантами межнациональных взаимодействий, то жди беды.

В рамках данного доклада нет возможности отследить все социальные характеристики групп, выражающих то или иное отношение к межнациональным бракам. Но поскольку национальный аспект в этом вопросе стоит очень остро, то мы хотя бы этот фактор проанализируем – ибо все чаще и чаще приходится слышать из разных уст о том, что именно от русских исходит нетерпимость, национализм и чуть ли не русский фашизм. Посмотрим, наши данные позволяют это сделать, у представителей каких национальностей наиболее нетерпимы взгляды на межнациональные браки и как взгляды менялись с течением времени.

В 2003 году мы имели следующие данные:

Таблица 19

Национальность

Вариант ответа

положительно

безразлично

отрицательно

затрудняюсь ответить

русский

35,53%

48,07%

9,00%

7,40%

украинец

39,47%

50,00%

2,63%

7,89%

татарин

48,72%

42,31%

6,41%

2,56%

башкир

42,86%

38,10%

14,29%

4,76%

казах

51,35%

32,43%

5,41%

10,81%

мордвин

25,00%

54,17%

4,17%

16,67%

чуваш

58,33%

33,33%

0

8,33%

белорус

50,00%

37,50%

12,50%

0

Хорошо видно, что наиболее положительно относились к межнациональным бракам чуваши и казахи, а ниже всех этот показатель был у представителей мордовской национальности, русские же хоть и стояли рядом с мордовцами, но на более чем 15% лояльнее относились к межнациональным бракам. В то же время наибольшие показатели отрицательного отношения к таковым бракам продемонстрировали представители башкир и белорусов, наименьшие показатели отрицательного отношения мы наблюдаем у чувашской и мордовской молодежи. Русские в данной позиции также находятся в середине таблицы. Более подробный анализ полученных данных в докладе затруднен, ввиду ограниченности объема доклада. Но и сказанного достаточно для того, чтобы убедиться, что русские отнюдь не самая экстремистски настроенная часть Оренбургского сообщества в отношении межнациональных браков.

Посмотрим, как изменились настроения в 2007 году, и постараемся выдвинуть версии, почему это произошло, если из общих выше приведенных цифр мы видим, что положительное отношение к межнациональным бракам в целом понизилось, а отрицательное возросло. (См. табл.20)

Итак, в 2007 году мы имеем следующие данные:

Таблица 20

Национальность

Вариант ответа

положительно

безразлично

отрицатель-

но

затрудняюсь ответить

русский

34,27%

41,89%

15,09%

8,74%

украинец

61,29%

29,03%

6,45%

3,23%

татарин

42,19%

40,63%

9,38%

7,81%

башкир

48,89%

44,44%

4,44%

2,22%

казах

53,85%

26,15%

15,38%

4,62%

мордвин

57,14%

28,57%

14,29%

0

чуваш

0

12,50%

75,00%

12,50%

белорус

37,50%

62,50%

0

0

В 2007 году наиболее высшие оценки положительного отношения демонстрируют представители украинской и мордовской национальности, а вот представителей чувашей и русские находятся на последних местах в этой позиции, правда, опять-таки если чуваши демонстрируют нулевое значение положительного отношения к межнациональным бракам, то русские - более 34% - относятся положительно. Но самый главный и интересный вывод мы имеем, если посмотрим на данные 2007 года по позиции отрицательного отношения к межнациональным бракам.

Для наглядности и убедительности приведем специальную таблицу значение отрицательно в 2003 и в 2007 годах соответственно по каждой из национальностей:

Таблица 21

Национальность

2003

2007

русский

9,00%

15,09%

украинец

2,63%

6,45%

татарин

6,41%

9,38%

башкир

14,29%

4,44%

казах

5,41%

15,38%

мордвин

4,17%

14,29%

чуваш

0

75,00%

белорус

12,50%

0

Здесь отчетливо видно, что только у представителей белорусов и башкир этот показатель понизился, в то время как у всех остальных национальностей этот показатель вырос.

Таким образом, можно утверждать что проблема межнациональных браков, отношение к ней молодежи разных национальностей показывает, что это процесс не с односторонним движением, нет одной национальной группы, негативно относящейся к данной проблеме, как раз, наоборот, с течением времени негативизм у большинства, представленных в опросе национальностей, в отношении межнациональных браков возрос. Вот почему руководству области, комитету надо работать с представителями всех национальностей, проживающих на территории Оренбуржья. В противном случае, как мы видим негативные тенденции здесь будут нарастать, и ситуация может стать критической и выйти из под контроля.

В нашем исследовании мы лишь вскольз затронули эту проблему, можно сказать, что наше исследование в этом отношении носит пилотный характер. Необходимо продолжить и расширить исследование этой проблемы и выработать четкие рекомендации по стабилизации обстановки, предотвращению межнациональной розни.

2.2. Молодежь и проблемы здоровья

В свете выше изложенных позитивных социально-экономических изменений, произошедших в стране и в области, можно предполагать довольно высокую субъективную планку показателей здоровья среди Оренбургской молодежи, что отражается и в ее субъективных оценках, в степени удовлетворения людей своим здоровьем. Здесь же получили свое отражение небольшие позитивные сдвиги в общественной ситуации, несколько улучшившие эти оценки в 2003 году по сравнению с 2000-м г., в 2007 году по сравнению с 2003 годом. Это можно видеть в росте числа удовлетворенных и частично удовлетворенных своим здоровьем с 66,25% в 2000 году до 79,17% - в 2003-м году и как продолжение этой положительной тенденции в 2007 году – 82,34%

Таблица 22 - Оценка состояния своего здоровья (в % к общему числу опрошенных)

2000 г .

2003 г .

2007 г .

удовлетворен

30,85

32,92

40,92

частично удовлетворен

35,4

46,25

41,42

совсем не удовлетворен

9,2

16,35

6,32

Свои возможности в получении квалифицированной медицинской помощи участники опроса оценили следующим образом (в % к общему числу):

Таблица 23

2000 г .

2003 г .

2007 г .

достаточно высокие

15,8

14,56

20,96

средние

30,9

39,53

41,83

довольно низкие

23,7

35,5

23,77

Здесь так же налицо рост возможностей молодежью получения квалифицированной медицинской помощи более чем на 6% по сравнению с 2003 годом, а по показателю – довольно низкие, молодежь сравнялась с не очень благополучным 2000 году и снизился показатель почти на 12% к 2003 году.

Все эти изменения нельзя объяснить только психологическими установками оптимистической молодежи. За этим, видимо стоит серьезная, кропотливая работа соответствующих региональных структур управления. Особенно об этом можно говорить в условиях разворачивания деятельности в рамках национальных проектов.

Действительно ли это так? Посмотрим на ответы на следующий вопрос, где как раз выясняется деятельностная составляющая властных структур в сфере здравоохранения.

Таблица 24 - Поддержка властей в решении проблем здоровья оценена так (в % к общему числу опрошенных)

Уровень власти

Год

Да

Нет

Не знаю