Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Первое российское кругосветное плавание

 

             

Первое российское кругосветное плавание

МОУ «Новомитропольская средняя общеобразовательная школа»

Первое российское кругосветное плавание

Выполнил: ученик 10 класса

Алексеев Артем

с.Новомитрополька

2011 г.

Содержание:

страницы:

Введение.

1.И.Ф. Крузенштерн.

2.Ю.Ф. Лисянский.

3.Из истории.

3.1. Экипаж.

3.2.Путь.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

История России связана с множеством русских морских экспедиций XVIII–XX вв. Но особое место среди них занимают кругосветные плавания парусных кораблей. Русские моряки позже других европейских морских держав стали совершать такие плавания. Ко времени организации первой русской кругосветки четыре европейские страны совершили уже 15 подобных плаваний, начиная с Ф. Магеллана (1519–1522 гг.) и кончая третьим плаванием Дж. Кука. Больше всего кругосветных плаваний на счету английских моряков – восемь, в том числе три – под командованием Кука. Пять плаваний совершили голландцы, по одному – испанцы и французы. Россия стала пятой страной в этом списке, но по количеству кругосветных плаваний превзошла все европейские страны вместе взятые. В XIX в. русские парусные корабли совершили более 30 полных кругосветных плаваний и около 15 полукругосветных, когда прибывшие с Балтики на Тихий океан корабли оставались нести службу на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Цель моей работы состоит в том, чтобы разобраться в значении первого русского кругосветного плавания под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

1. И.Ф. Крузенштерн.

Крузенштерн Иван Федорович - русский мореплаватель, адмирал (1842), почётный член Петербургской АН (1806). Родился в дворянской семье. В 1788 окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Гогландском сражении. В 1793 направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 вернулся в Кронштадт. В 1802 был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803—06), в состав которой входили корабли "Надежда" (командир К.) и "Нева" (командир Ю. Ф. Лисянский). 7 августа 1803 корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов "Нева" направилась в Новоархангельск, а "Надежда" — на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны. Во время плавания К. впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; К. произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии. Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований К. изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева"" (1809—12, 2 изд. 1950). С 1811 К. был инспектором, а в 1827—42 директором Морского кадетского корпуса. По инициативе К. была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством О. Е. Коцебу. В 1823—26 К. опубликовал 2-томный "Атлас Южного моря", содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников. К. был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества и др. научных обществ. Именем К. назван ряд географических объектов (проливов, островов, мысов, гор) в Тихом океане.

Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951 (имеется библ. работ К.); Пасецкий В. М., Очарованный надеждой, Л., 1970.

Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники.

Именем Крузенштерна названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа. В Петербурге в 1869 году установили памятник Крузенштерну.

2. Ю.Ф. Лисянский.

Юрий Федорович Лисянский (приложение №2) родился 2 августа 1773 года в Нежине, на Украине. Он получил прекрасное военно-морское образование, которое, помимо теоретических знаний, приобретённых в морском кадетском корпусе, доставил ему богатый и обширный опыт далёких и опасных плаваний, манёвров и морских сражений. Жизнь на море, во флоте, началась у Лисянского очень рано, на тринадцатом году от роду. 20 марта 1786 года он был произведён в гардемарины. Ещё через два года, в возрасте 15 лет, Лисянский уже участвует в крейсерских операциях у Гельсингфорса. Боевое крещение он получил в том же году в Голландском сражении на фрегате "Подражислав". В 1789 году Лисянский был уже произведён в мичманы. В следующем, 1790, году он участвует во всех главных битвах со шведами до самого конца кампании. Дым морских сражений, гул выстрелов, шумные атаки, взятие на абордаж неприятельских судов закалили молодого моряка. В 1793 году он был произведён в лейтенанты.

В том же 1793 году императрица Екатерина II решила послать в Англию для окончания обучения и приобретения практических навыков шестнадцать лучших флотских офицеров. В их число попал и Лисянский. В английском флоте он прослужил добровольцем около 5 лет. Эти Годы были для Лисянского прекрасной практической школой. В этот период Лисянский совершил ряд далёких плаваний. Он побывал у берегов Северной Америки, у мыса Доброй Надежды, плавал в Ост-Индию, долгое время жил в Филадельфии, в Америке. Как доброволец английского флота, Лисянский участвовал и в военных его операциях, направленных против французов. Лисянский был во многих морских сражениях с французами и в 1796 году, при взятии фрегата "Елизавета", получил контузию в голову, В 1797 году Лисянский вернулся в Россию и 27 марта был произведён в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином, Лисянский получил назначение на фрегат "Автроил", которым он должен был командовать. Через несколько лет, в 1803 году, за свои заслуги перед родиной и участие в 18 морских кампаниях, Лисянский был награждён орденом Георгия 4-го класса.

Проводя большую работу во флоте, Лисянский в то же время не оставался чужд и вопросам теории морского дела. Он перевёл и опубликовал большую работу Клерка "Движение флотов", касающуюся тактики морских операций.

В 1803 году начался совершенно новый период в жизни Лисянского. Он получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания.

Ю. Ф. Лисянский сыграл огромное значение в проведении всей экспедиции, и если он до сих пор оставался менее известным в широких кругах читателей географической литературы, чем Крузенштерн, то только по своей исключительной скромности, а также и потому, что Крузенштерн опубликовал своё описание путешествия на кораблях "Нева" и "Надежда" на три года раньше, чем Лисянский, занятый ответственными заданиями по долгу службы. Следует прежде всего иметь в виду, что Лисянский во время своей командировки в Англию умелым выбором кораблей, инструментов и снаряжения обеспечил прекрасное состояние всей материальной части экспедиции. Это одно уже являлось гарантией её успеха. Оба корабля, хотя и связанные единым планом действий, в действительности провели экспедицию самостоятельно, так как по условиям погоды они неоднократно теряли друг друга. Кроме того, по самому плану экспедиции, корабли имели самостоятельные задания.

Лисянским на "Неве" выполнялись наблюдения над морскими течениями. Он производил также систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где "Нева" имела стоянки. Эти измерения отличались большой точностью и в ряде случаев близко совпадают с современными данными.

Лисянским чрезвычайно подробно изучена также вся трасса проделанного им пути. В составленном им позже описании путешествия сообщается ряд советов, практически важных для капитанов кораблей будущих дальних плаваний. В этих заметках Лисянский очень подробно описывает наиболее выгодные пути входа и выхода из гаваней и предупреждает будущих путешественников о возможных опасностях. Кроме того, Лисянский производил регулярные замеры глубин у посещённых им берегов, что представляло большую важность для будущих плаваний в этих мало изученных акваториях, где описания береговых линий были весьма редки и ограничены. Большой заслугой Лисянского является подробное изучение всей береговой линии близ посещённых им пунктов. Он произвёл одновременно и проверку существовавших в его время карт, особенно карт Гаспарского и Зондского проливов, и выполнил силами своего экипажа ряд самостоятельных съёмок, на основании которых были составлены или уточнены карты Кадьяка и других островов, прилегающих к северозападному побережью Аляски. Кроме того, Лисянский открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа "Невы", был назван его именем.

Подробные наблюдения над природой, бытом населения и его хозяйством были произведены Лисянским во всех посещённых им районах: на островах Тенериф и Св. Екатерины, на острове Пасхи и особенно на Маркизских, Вашингтоновых и Гавайских островах, а также на Кадьяке и других у северо-западных берегов Америки. Во время своего кругосветного путешествия Лисянский собрал великолепную коллекцию различных предметов, утвари, одежды, оружия и самых разнообразных редкостей тропических островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии и Канарских островов. Тут были также разнообразные раковины, куски лавы, кораллы, обломки гордых пород.

Производя серию систематических научных наблюдений, связанных с нуждами навигации и общими интересами географии, Лисянский одновременно успешно выполнил возложенное на него Российско-Американской компанией поручение. Он без особых задержек прибыл на Кадьяк, причём еще в пути им было получено известие о вооружённом столкновении русских колонистов с местными жителями. Это известие заставило Лисянского торопиться и как можно более сократить время, необходимое для достижения русских поселений на Кадьяке, где он предполагал оказать Российско-Американской компании возможную помощь. События, развернувшиеся в колониях за год до организации плавания "Невы" и "Надежды", сводились к следующему. В 1802 году тлинкиты внезапно напали на крепость Архангельскую на острове Ситке и подожгли её и находившееся в гавани купеческое судно. По рассказам нескольких уцелевших во время нападения местных жителей, взятых в плен тлинкитами и затем выкупленных Компанией, нападением руководили английские матросы с судна капитана Барбера, которое в это время находилось на Ситке.

Таким образом, имело место не только восстание местного населения, но и поддержка этого восстания со стороны англичан. Интересно, что и Головнин, посетивший русско-американские колонии через несколько лет (в 1809-1811 годах), отмечает участие в восстаниях местных жителей против Российско-Американской компании, американских её конкурентов. Он описывает "вражду диких, вызванную беззаконием компанейских управителей и подогретую американскими охотниками-хищниками"

Прибыв в русско-американские колонии, Лисянский, естественно, должен был принять участие, в происходивших там событиях. Он принуждён был поддержать Баранова и находившихся в его распоряжении промышленников силами своего экипажа, а также своей артиллерии. 18 сентября 1804 года на Ситку был высажен десант. Однако крепость Архангельская, занятая тлинкитами, была взята не сразу, а лишь после восьмидневной осады, когда тлинкиты, "получившие сильный вред и урон в людях, оставили крепость ночью, удалились, оставя и все военные запасы".

Интересно отметить, что по донесению об экспедиции Баранова и Лисянского о действиях против тлинкитов, сохранившемуся в фондах Министерства иностранных дел, тлинкиты "запасены были орудиями, порохом, взятым прежде в разорённой крепости и купленным у бостонцев". Таким образом, поддержку восстаний тлинкитов против русских осуществляли не только английские купеческие корабли, но и американские. Это обстоятельство служит иллюстрацией той острой конкуренции, которая имела место между русскими, англичанами и американцами, в отношении островов, прилегающих к северо-западным берегам Америки.

После занятия Архангельской крепости её решено было срыть и перенести в недоступное для нападения место, на высокую гору, где раньше было тлинкитское селение. Это новое укрепление стало центром управления колониями и было названо Новоархангельском. Все события, касающиеся взятия Архангельской крепости и сооружения Новоархангельска, подробно описаны Лисянским.

После зимовки в русско-американских колониях, Лисянский прибыл в Кантон, где встретился с кораблём "Надежда".

"Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

После окончания кругосветного плавания кораблей "Надежда" и "Нева" Лисянский был произведён в чин капитана 2-го ранга. В честь первого русского кругосветного путешествия была выбита особая медаль, которой были награждены все участники экспедиции.

После окончания экспедиции Лисянский еще в течение ряда лет продолжает службу во флоте. В 1807 году он командовал отрядом из девяти судов, крейсировавших в районе островов Готланд и Борнгольм в Балтийском море для наблюдения за английскими военными судами. Далее, в 1808 году он командовал кораблём "Эмгейтен", а в следующем, 1809, году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Выйдя в отставку, Лисянский занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вёл в форме дневника во время своего трёхлетнего кругосветного путешествия. Описание его было опубликовано в 1812 году, а затем переведено самим автором на английский язык. Английское издание вышло в Лондоне в 1814 году.

Успеху первого русского кругосветного путешествия, как мы уже говорили, немало способствовала его умелая организация, которая, в основном, была проведена Лисянским. Лисянский, несомненно, был одним из лучших морских офицеров и командиров русского флота и выдающимся человеком своего времени.

Крузенштерн характеризует Лисянского как "человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе", "имевшего как о морях, по коим нам плыть надлежало, так и о морской астрономии в нынешнем усовершенствованном её состоянии достаточные познания".

Лисянский был широко образованным человеком, прекрасно овладевшим математикой, астрономией и рядом специальных военно-морских наук. Он хорошо говорил на иностранных языках, особенно по-английски. Многочисленные упоминания о всех кругосветных мореплавателях и путешественниках, посетивших Тихий океан, его острова и побережья Америки, которые Лисянский приводит в описании своего путешествия, показывают, что командир "Невы" был также широко образован географически. Таким образом, будучи большим специалистом военно-морского дела, Лисянский в то же время обладал солидным запасом географических знаний. Его широкая географическая эрудиция и уменье обращать внимание на ряд характерных деталей показывают, что Лисянский так же основательно и хорошо провёл подготовку научной части экспедиции, как он выполнил и подготовку её материальной части. О крупных познаниях Лисянского в картографии свидетельствует изданный им в качестве приложения к описанию атлас, содержащий 12 карт, 16 рисунков, приложенных к картам, и 3 таблицы. Рисунки, сопровождающие карты, являются иллюстрациями изображённых на картах местностей, а таблицы посвящены предметам быта, оружию и постройкам: островитян Тихого океана. Карты, помещённые в атласе Лисянского, частью составлены заново, частью же представляют собой результат исправлений лучших английских, французских и голландских карт того времени. Особенно много исправлений было сделано на известных в конце восемнадцатого столетия картах Маршала и Дапре де-Манвильетта, охватывающих Гаспарский и Зондский проливы.

Лисянский стремился не только к точности картографических приложений к описанию своего путешествия, но и к точности приведенных в атласе иллюстраций. "Долгом себе поставлю заметить, — пишет он, например, — что вид острова Тенерифа со стороны северной, находящийся в Ост-Индском и Английском атласе, весьма не походит на действительный, а потому и прилагаю свой к карте земного шара".

Составленное Лисянским описание кругосветного путешествия "Невы" рисует самого автора исключительно тонким и внимательным наблюдателем, который, не будучи естественником по образованию, дал хорошие, насыщенные материалом описания природы посещённых им мест. Он подробно характеризует флору я фауну острова Кадьяк, с большой точностью и наблюдательностью описывает кратер горы Эчком, создаёт ясное представление у читателей о пышной природе тропических островов Тихого океана.

3.Из истории.

И вот наступил исторический момент. 26 июля 1803 г. из Кронштадта вышли да шлюпа – «Надежда» и «Нева» – под общим предводительством И. Ф. Крузенштерна. Они должны были обогнуть Южную Америку и дойти до Гавайских островов. Дальше их пути на время расходились. В задачу «Надежды» под командованием Крузенштерна входили доставка грузов в Петропавловскую гавань и затем отправка миссии Н. П. Резанова в Японию, а также исследование Сахалина. «Нева» под руководством Ю. Ф. Лисянского должна была идти с грузом в Русскую Америку. Прибытие сюда военного корабля должно было продемонстрировать решимость русского правительства защищать приобретения многих поколений своих мореходов, купцов и промышленников. Затем оба корабля должны были загрузиться пушниной и отправиться в Кантон, откуда они, пройдя Индийский океан и обогнув Африку, должны были вернуться в Кронштадт и на том завершить кругосветное плавание. Этот план был полностью выполнен.

Хотя русские мореходы, в том числе поморы Севера и новгородцы, издревле обладали высоким мастерством судовождения, лишь просвещенная и деятельная императрица Екатерина II проявила желание заняться подготовкой кругосветного плавания. Она намеревалась отправить в такое путешествие русский корабль под руководством отважного и грамотного морского офицера Григория Муловского. Но сей монарший выдвиженец погиб в конце 1789 года в Гогландском сражении со шведским флотом, командуя линейным кораблем «Мстислав». С его гибелью на долгое время была похоронена и сама идея кругосветной подготовки экспедиции. Необходим был новый инициатор, а также иной подход к реализации уже насущной для России потребности. Таковые нашлись лишь в начале XIX века. Возглавить экспедицию поручалось морскомуофицеру Ивану Крузенштерну.

Он подготовил данные для реализации задуманного им кругосветного плавания, а разработанный проект в конечном счете был поддержан высокими государственными мужами - адмиралом Мордвиновым и графом Румянцевым, и, что не менее важно, купцами из так называемой Русско - Американской компании. Проект был одобрен Александром I, а его инициатор и главнейший исполнитель 18 августа 1802 года был назначен руководителем предстоящей экспедиции из двух кораблей, которых странным образом еще не существовало. Найти суда с необходимыми для выполнения поставленных задач характеристиками в России не представилось возможным, в Том числе и по причине скептически настроенных чиновников, не веривших в возможности отечественного судостроения и ориентированных на Запад.

Включенный в состав экспедиции капитан-лейтенант Лисянский был направлен в Гамбург, но и там достаточно надежных судов для столь длительного плавания в различных широтах и долготах земного шара не нашлось. Оба судна были приобретены в Лондоне, названы «Надеждой» и «Невой» и переведены в Кронштадт. Командовать «Надеждой» пожелал сам Крузенштерн. Командиром «Невы» назначался Лисянский. Началась тщательная подготовка экспедиции к плаванию. Задачи отличались сложностью и разнообразием. Кроме доставки товаров для поселений Русско-Американской компании «Надежда» должна была перевезти в Японию назначенного русским послом Н. Резанова для заключения торговых соглашений с японской стороной. Торговые и политические задачи экспедиции дополнялись и чисто научными.

Формируя экипажи обоих кораблей, Крузенштерн обращал особое внимание на их укомплектование офицерами и матросами исключительно из отечественного флота на добровольной основе, будучи твердо уверенным в их отваге, стойкости, выносливости - качествах, отличающих русских моряков от мореходов многих стран мира. Всего на трехмачтовом шлюпе «Надежда» водоизмещением 450 тонн отправлялся 81 человек, а на «Неве» водоизмещением 370 тонн - 48.

Все подготовительные работы на кораблях были завершены к 7 августа 1803 года - заранее определенной дате их выхода из Кронштадта. Крузенштерн выбрал самый кратчайший путь из Балтийского моря в Атлантический океан через Северное море и Английский канал.

Выйдя в Атлантику, корабли имели краткую остановку в гавани столицы Канарских островов Санта-Крус. Там «Надежда» и «Нева» пополнили запасы пресной воды, свежего мяса, овощей, а в середине октября снова вышли в море. Уже через месяц плавания в южном направлении экспедиция перешла экватор, вступив в Южное полушарие. Этот первый подобный случай в истории русского флота был отмечен артиллеристским салютом и общим празднеством. А еще через месяц впередсмотрящий вахтенный матрос «Надежды» доложил об обнаружении земли: То был берег Бразилии...

При дальнейшем движении на юг шлюпы преодолели сороковые «ревущие» и пятидесятые «неистовые» широты, где русские моряки проявили самоотверженность и непреклонное желание победить разбушевавшуюся стихию. При подходе к мысу Горн капитаны на всякий случай договорились о месте встречи в Тихом океане, если они разойдутся во время шторма, - у острова Пасхи. Запасным пунктом рандеву был назван остров Нукагива. Мыс Горн не заставил себя долго ждать – буря разыгралась с такой силой, что нечего было и думать о совместном плавании. А через некоторое время «Нева» исчезла из видимости «Надежды» за гребнями разыгравшихся волн в крутящейся мгле и тумане. Соблюдая максимальную осторожность, Крузенштерн сумел обойти это злополучное место, отправившее в океанскую пучину многие корабли мира, и выйти в Тихий океан. Но не судьба была шлюпу побывать на острове Пасхи. Сильный шторм отнес его далеко на запад, и, чтобы достигнуть острова, Пришлось бы возвращаться к востоку против ветра. Поставив целью быть в Японии уже осенью 1804 года, Крузенштерн не стал терять времени и сразу взял курс на остров Нукагива.

На сравнительно небольшом острове оказалось всего пять селений, и в каждой деревушке правил свой король: монарх-дикарь со свойственными ему причудами и прихотями. Вскоре на рейд прибыла «Нева», побывавшая за это время у острова Пасхи без высадки на берег. Она обошла вокруг острова, и члены экипажа с интересом рассматривали гигантские каменные фигуры, установленные вблизи береговой черты. Не обнаружите у острова «Надежду», Лисянский продолжил плавание, направляясь к острову Нукагива...

После пребывания на рейде Нукагивы, где шлюпы пополнили запасы пресной воды и провизии, они двинулись на север к Сандвичевым островам (ныне Гавайские). В середине июня на горизонте показался остров Гавайи - самый большой в архипелаге. У этого острова шлюпам предстояла долгая разлука: «Надежда» уходила на Камчатку, а «Нева» - на Аляску. Такое разделение кораблей, по мнению их командиров, намного ускоряло решение поставленных перед экспедицией .задач - пока «Надежда» совершит плавание в Японию, «Нева» посетит русские владения в Америке. Согласно плану Крузенштерна корабли должны были встретиться в сентябре следующего, 1806 года в Китае, в португальском порту Макао или Кантоне. Там собирались продать меха, доставленные с Аляски и Камчатки, чтобы определить, выгодна ли торговля с китайской стороной в перспективе.

Не задерживаясь на Гавайях, Крузенштерн отправился на Камчатку, разрешив Лисянскому побывать в бухте Каракаков, вблизи которой был убит аборигенами Джеймс Кук. Моряки «Невы» побывали в местечке Товаров, где погиб прославленный мореплаватель, видели камень, где он пал, и гору, на которой жгли его тело.

А в это время шлюп Крузенштерна мчался к Камчатке. «Надежда» прибыла в Авачинскую губу и стала на якорь в Петропавловской гавани в конце июля, почти через год после выхода из Кронштадта. Радостная встреча с земляками, свежая провизия, заслуженный отдых экипажа. Однако, разгрузив товары в Петропавловске-Камчатеком, в том числе и предназначенные Русско-Американской компании для доставки туда местными судами, в августе «Надежда» снова вышла в море, на этот раз направляясь наюг, в Японию;

Иностранцы давно пытались завладеть Страной восходящего солнца. В целях защиты от заморских авантюристов японским правительством в 1638 году был издан закон, под страхом смерти запрещавший допускать к берегам Японии всех чужаков, в том числе даже и послов. Со временем, убедившись в том, что без европейских товаров не обойтись, ее правители сделали исключение, но лишь для голландских купцов, суда которых могли заходить только в один японский порт - Нагасаки.

27 сентябре «Надежда»,отдала якорь на рейде порта Нагасаки. Переговоры посла Резанова с японским правительством оказались безуспешными - японцы отказались вступать в торговые отношения с Россией. Не теряя зря времени, Крузенштерн описал порт Нагасаки и составил карту с указанием глубин на внешнем, среднем и внутреннем рейдах, а на обратном пути на Камчатку астрономически определил положение северной оконечности острова Цусима в уточнение данных экспедиции Лаперуза. В Петропавловске члены посольств во главе с Резановым сошли на берег, а шлюп снова отправился на юг для выполнения работ по описанию острова Сахалин и исследованию прибрежных вод. Ограниченность во времени не позволила Крузенштерну обойти вокруг острова, и поэтому он не смог с достаточной достоверностью подтвердить или опровергнуть гипотезу Лаперуза о том< что Сахалин является полуостровом. Проверив географические координаты ряда Курильских островов и нескольких пунктов на камчатском берегу, Крузенштерн после двухмесячного плавания возвратился в Петропавловскую гавань. В Петропавловске его ожидало личное письмо Александра I, который в знак благодарности наградил мореплавателя орденом Святой Анны.

В середине ноября 1805 года шлюп двинулся в обратный путь. Плавание проходило вдоль восточных берегов Курильских островов и Японии, им«» генеральный курс на юг. Что касается шлюпа «Нева», то на его долю выпали и опасные приключения, и новые географические открытия. Покинув Гавайские острова, шлюп направился к острову Кадьяк, лежащему восточное Алеутского хребта полуострова Аляска, куда прибыл в июле 1804 года. Правитель Русской Америки А. Баранов сообщил Лисянскому, что почти два года назад местное племя индейцев, вооруженных ружьями и пушками английского и американского производства, напало на русскую факторию и разгромило крепость Архангельскую, убив 20 русских промышленников и 130 работавших в этой фактории алеутов, и разграбило ее склады с двумя тысячами бобровых шкур.

После разгрузки товаров, предназначенных для Русско-Американской компании, «Нева» направилась к острову Ситха, где уже находился Баранов, прибывший туда на своем небольшом судне «Ермак». После непродолжительных боевых действий моряки шлюпа, поддержанные русскими промышленниками и алеутами, освободили крепость Архангельскую от неприятеля, а на Ситхе была заложена новая крепость - Ново-Архангельская. С завершением ее строительства она была усилена шестью пушками и стала центром русских поселений в Америке вплоть до продажи русской земли американской стороне в 1867 году правительством Александра II.

Не имея условий для зимнего отстаивания на острове Ситха, «Нева» возвратилась в Павловскую гавань острова Кадьяк. По пути Лисянский занимался описанием островов и побережья. Открытые два острова были названы именами русских адмиралов Круза и Чичагова.В августе 1805 года «Нева», приняв на борт груз с пушниной, взяла курс на Макао. При плавании в малоизученной центральной части Тихого океана «Нева» обнаружила коралловый остров с выделявшейся на ней каменной грядой, сразу получивший название Лисянский. Плавание продолжалось... И вот она - радостная встреча двух экипажей, расставшихся друг с другом на столь длительный период времени! Настроение у всех было приподнятым, а думы были уже о близкой встрече с родиной. Теперь оба шлюпа пошли из Макао в Кантон, где пушнина была выгодно продана китайским купцам. В свою очередь Крузенштерн и Лисянский на определенную часть выручки приобрели и погрузили на корабли китайский чай и другие товары.

Обратный путь в Россию проходил по маршруту, уже известному Крузенштерну со времени посещения им Китая в предыдущие годы. 28 апреля шлюпы прошли через Петербургский меридиан, таким образом совершив обход земного шара. Договорившись в случае расхождения встретиться у острова Святой Елены, корабли благополучно достигли мыса Доброй Надежды, но, огибая его в дождливую погоду, потеряли друг друга. Когда «Надежда» подошла к острову Святой Елены, «Невы» там не оказалось. На этом британском острове Крузенштерну стало известно о войне России с Францией.

В этих условиях было бы безопасней обоим шлюпам держаться вместе, но судьба распорядилась по-иному - Лисянский решил двигаться в Европу кратчайшим путем без захода в какой-либо порт. Узнав о войне, Крузенштерн старался держаться подальше от французских берегов. Именно поэтому он не воспользовался Ла-Маншем, а обошел Великобританию с севера. А более быстроходная «Нева», не информированная о войне, вошла в Ла-Манш и, задержавшись несколько дней на рейде английского Портсмута, последовала далее. Только в Портсмуте Лисянский узнал о войне.

В Кронштадт «Нева» пришла 17, а «Надежда» 30 августа 1806 года. Важнейший прорыв России в Мировой океан состоялся...

3.1.Экипаж.

Командиры обоих кораблей приложили немало усилий к тому, чтобы превратить длительное плавание в школу для офицеров и матросов. Среди офицеров «Надежды» находилось немало опытных моряков, впоследствии прославивших русский флот: будущие адмиралы Макар Иванович Ратманов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Фаддеевич Белинсгаузен, будущий руководитель двух кругосветных плаваний (1815–1818 и 1823–1826 гг.) Отто Евстафьевич Коцебу и его брат Мориц Коцебу, Федор Ромберг, Петр Головачев, Ермолай Левенштерн, Филипп Каменщиков, Василий Сполохов, артиллерийский офицер Алексей Раевский и другие. Кроме них, в экипаже «Надежды» были доктор Карл Эспенберг, его помощник Иван Сидгам, астроном И. К. Горнер, естествоиспытатели Вильгельм Тилезиус фон Тиленау, Георг Лангсдорф. В свите камергера Н. П. Резанова присутствовали майор Ермолай Фредерици, граф Федор Толстой, надворный советник Федор Фос, живописец Степан Курляндцев, медик и ботаник Бринкин .

На «Неве» находились офицеры Павел Арбузов, Петр Повалишин, Федор Коведяев, Василий Берх (впоследствии историк русского флота), Данило Калинин, Федул Мальцев, доктор Мориц Либенд, его помощник Алексей Мутовкин, приказчик РАК Николай Коробицын и другие. Всего в плавании участвовали 129 человек. Крузенштерн, проплававший шесть лет на английских судах, отмечает: «Мне советовали принять несколько иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился».

3.2.Путь.

См. приложение №3.

Заключение.

Считаем необходимым еще раз подчеркнуть безусловные достижения первой российской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» под руководством капитан-лейтенантов Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского.

1. Российские корабли впервые выведены в Мировой океан.

2. Создан положительный пример осуществления морской торговли России по всему миру, утверждено ее место среди главных морских держав.

3. Получен первый опыт проведения дальнего морского (не каботажного) плавания русских матросов под руководством российских офицеров, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX в., увенчанных открытием Антарктиды. Таким образом, Россия блистательно завершила эпоху Великих географических открытий.

4. Российские моряки, прошедшие выучку в кругосветной экспедиции, заложили фундамент школы свободного мореплавания, на основе которой был создан Офицерский класс, преобразованный в дальнейшем в Морскую академию.

5. Проведены обширнейшие океанографические, естественнонаучные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником бесценной информации для ученых.

Итог: Первое кругосветное плавание 1803–1806 гг. открыло новую эпоху в развитии русского мореплавания. В дальнейшем такие походы стали обычным явлением для отечественного флота.

Список литературы.

1. Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. М., 1876—1908. Т. 1—36.

2.«ВоенноЭнциклопедический Лексикон» (т. VII, ст. А. И. Зелёного)

3.«St. Petersburger Zeitung» (1839 г., № 23—37, и отд.; ст. академика Бера)

4.Литке, «Записки» гидрограф. общ. (1847, кн. II)

5.Соколов «Записки» гидрогр. департамента (VIII, 1850)

6.«Морской Сборн.» (1869,. No 6)

7.А. Н. Пыпин, «История русской этнографии» (т. IV)

8.Венюков, «Apercu hisi des decouvertes geographiques etc.»

9.Ивашинцев Н. А., «Обозрение русск. кругосветных путешествий» (СПб., 1850)

10.Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого, А.В. фон Шварца, В. А. Апушкина, Г. К. фон Шульца. — Петербург: Т-во И. Д. Сытина, 1911. — Т. 13. — С. 318-319.

11.Вокруг света с Крузенштерном. — СПб.: Издательство «Крига», 2005. — С. 288.

12.«Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского» К. Л. Штейнберга

13.Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951 (имеется библ. работ К.); Пасецкий В. М., Очарованный надеждой, Л., 1970.

Интернет-ресурсы:

http://rezanov.krasu.ru/epoch/lisyanskyi.php

http://www.geo-site.ru

http://krygosvetka.ru/index.php

Приложения.

Приложение №1.

И.Ф. Крузенштерн.

Приложение №2.

Ю.Ф. Лисянский.

Приложение №3.

Маршрут первой российской кругосветной экспедиции.

Приложение №4.

Модель корабля "Надежда".