Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

выполнен

 

             

выполнен

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 4

У нее любви хватит на всех

выполнен

Першхайло Ириной

Николаевной,

Ученицей 11 А класс

Проверен

Морсковой Марией

Александровной,

Зам.директор по ВР

Волжск

2007

Содержание:

Введение ............................................................................с.2

Основная часть ………………………………………....с. 3-8

1. Житие Ксении Блаженной ………………………………с. 3-4

2. Дар прозорливости Блаженной …………………………с. 5-7

3. Помощь Блаженной Ксении в наши дни ……………….с. 8

Заключение ……………………………………………...с. 9

Список литературы …………………………………....с. 13

Введение

Тысячу лет назад Русская земля просветилась светом Христова Евангелия. С тех пор и доныне Благая весть продолжает возвещаться в ней и вести ко спасению верных чад Божиих через Русскую Православную Церковь. Неисчислимые сонмы святых угодников Божиих, прославленных и не прославленных, явленных миру и неизвестных ему, спасавшихся в разные эпохи этой 1000-летней истории, как плод красный Божественного сеяния в земле нашей, являются молитвенными предстателями о своих земных сродниках и родном отечестве.

Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь- это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она построена на принципе любви, в Церкви каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей. святые – это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним.

Блаженные и Христа ради юродивые-мужи и жены разных званий, добровольно несшие в мир подвиг крайней нищеты. Христа ради юродивые несли тяжелый подвиг кажущегося слабоумия и ненормальности, будучи на самом деле наделены Богом даром духовной мудрости и прозорливости. Среди них надо назвать святого Андрея, Святого Василия Блаженного, Блаженную Ксению Петербургскую. Кроме молитвенной помощи святые помогают нам достичь спасения примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обогащает людей, столько ярких примеров живой веры, мужества, терпения. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные препятствия , они наставляют нас на путь истинный.

Так будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении.

Житие Ксении Блаженной

К числу лиц истинно-юродивых, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит столь известная и глубоко чтимая подвижница Блаженная Ксения Петербургская, бывшая юродивая, почитавшаяся еще при жизни и на протяжении всего XIX-XX веков. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, странничества и претерпевания со смирением насмешек Блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения.

К великому прискорбию, народная память не сохранила никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь предполагать, что по происхождению Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым состояв­шим в ранге полковника и служившим придворным певчим. Память народная, не знает Ксению Григорьевну как женщину обычную, жившую обыкновенными человеческими интересами. Будучи женой полковника, ничем не выделялась из среды других, современных ей женщин, не имела она и никаких особенных заслуг ни перед Церковью Православной, ни перед своей родиной, а потому и память народная не сохранила о ней, за первые годы ее жизни, решительно никаких известий. Взамен этого народ хорошо знает и твердо помнит Ксению Григорьевну как женщину Христа ради юродивую, как подвижницу Божию, как Блаженную. Твердо помнит народ и причину, послужившую для Ксении поводом к полному отрешению ее от мира, от всех мирских радо­стей, удовольствий, привязанностей. Причиной этого была совершенно неожиданная, внезапная смерть го­рячо любимого, цветущего здоровьем мужа Ксении Григорьевны - Андрея Федоровича Петрова.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую 26-летнюю, бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все зем­ное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подари­ла своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разго­воров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксе­нию, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот: происходило полное перерождение. И действительно, неожиданная смерть го­рячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся любовь и весь интерес ее жизни, ясно показала Ксении, как суетно земное счастье. Она поняла, что истинного счастья на земле 6ыть не может, что все земное служит лишь помехой, препят­ствием для достижения истинного счастья на небе, в Боге. Вот почему раба Божия Ксения тотчас же по смерти мужа решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раз­далa бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама ос­талась ни с чем, чтобы ничто уже не служило препятствием к достижению истинного счастья. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. 06ла­чившись в костюм мужа, надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна и уже никогда, потом не откликалась, если называли Ксенией Григорьевной. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и в районе прихода церкви св. апостола Матфея. Стран­ный костюм 6едной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разго­воры, незлобие - давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость смеяться над Блаженной.

Мало-помалу к странностям Блаженной привыкли, мало-помалу поняли, что она не простая побирушка-­нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на Блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, но­сила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или озябшую юродивую, многие давали ей теплую одеж­ду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглаша­лась надеть на себя теплую одежду, и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленной юбке. Милостыню она также не принимала, а бра­ла лишь от добрых людей « царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.

Дар прозорливости Блаженной

Душа матушки Ксении была на столько чиста и прекрасна, что ее любви хватало и хватает по сей день, об этом свидетельствуют чудеса из жизни Блаженной.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность места пребывания Блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает. И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, ни на какую погоду, уходила на ночь в поле, коленопреклонно становилась здесь на молитву и не вставала уже с этой молитвы до самого вос­хода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви, решили разузнать, кто этот неутомимый работник, таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Ксения.

Однажды пришла в гости к купчихе Крапивиной Блаженная Ксения. Радушно встреченная хозяйкой и другими лицами, бывшими в квартире г-жи Крапивиной, Ксения несколько времени беседовала с ними, поблаго­дарила хозяйку за угощение, и когда стала прощаться, то, указывая на Крапивину, сказала: «Вот, зелена крапи­ва, а скоро, скоро завянет. » Ни Крапивина, ни ее гости не придали какого-либо особого значения словам Бла­женной, но оказалось, что в скором же времени молодая, цветущая здоровьем г-жа Крапивина неожиданно забо­лела и умерла. Тут только гости Крапивиной вспомни­ли слова Блаженной: «зелена крапива, но скоро завя­нет.» и поняли, что этими словами она предсказала близ­кую кончину Крапивиной.

В другой раз приходит Ксения к своей хорошей зна­комой, г-же Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила свой дом, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище! »

Антонова, с молодых годов хорошо знакомая с Бла­женной, отлично знала, что с уст Ксении никогда не сходит слово неправды, а потому и теперь, несмотря на странность ее слов, тотчас же поверила, что должно быть действительно что-нибудь случилось особенное и по­спешно побежала на Смоленское кладбище. На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища Антонова увидала большую толпу народа. Влекомая любопытством, Антонова подошла к толпе и постаралась разузнать, что тут случилось. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщи­ну, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком,, а сама немедленно скончалась.

Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова тотчас же взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать,, кто был его отец, несмотря на усиленные ста­рания как Петербургской полиции, так и самой Анто­новой, не удалось, и ребенок остался на руках у г-жи Антоновой. Она дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он сделался видным чи­новником и до самой смерти берег и покоил свою приемную мать, будучи для нее самым почтительным и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также и к памяти рабы Божией Блажен­ной Ксении, которая так много добра оказала его при­емной мaтери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже оставшегося полным сиротой ребенка.

К числу знакомых рабы Божией Ксении, к которым она иногда наведывалась, принадлежало также семейству Голубевых, состоявшее из матери-вдовы и 17-летней красавицы-дочки. Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Од­нажды, зайдя к ним в гости Ксения. Мать и дочь сидели за столом и готовили кофе. «Эх, красавица, - сказала Ксения, обращаясь к девушке, - ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги ско­рее туда». Голубевы, хорошо знавшие, что Ксения не говорит что –либо напрасно, поспешили на Охту. Здесь они увидели, горько рыдавшего молодого вдовца, только что похоронившего свою молодую жену. Юная Голубева привела его в чувство, и через год стала его женой. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещав своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией Ксении.

За три недели до страдальческой кончины Императора Иоанна VI Антоновича, Блаженная со слезами на глазах произносила фразу: «Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь! » Никто не понимал странных слов ее. Лишь три недели спустя, когда по Петербургу разнеслась весть о смерти Иоанна Антоновича, все поняли, что именно об этом говорила Ксения.

Праведница не переставала оказывать сострадательную любовь всем, кто с верою призывал ее, и известны многие случаи ее помощи страждущим и находящимся в безвыходном положении.

Гродненский чиновник Николай Селиванович Головин жил в Гродно приблизительно до 1907-го года и часто испытывал неприятности по службе. Он приехал в Петербург устраивать свои дела, но они еще больше запутались. Головин был весьма беден, а на его попечении находились старушка мать и две сестры. В отчаянии он шел по улицам Петербурга, и хотя он был человеком верующим, в его душу стала закрадываться мысль броситься в Неву. В этот момент перед ним предстала какая-то незнакомка, поразившая его своим видом, и отчасти напоминавшая бедную монахиню. "Что ты такой грустный? - спросила она. - Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду по Ксении, и все успокоится." После этих слов незнакомка стала невидима. Головин исполнил совет таинственной монахини, и его дела неожиданно устроились наилучшим образом. Он радостный вернулся домой в Гродно.

Император Александр III, в бытность свою наследником, заболел тифом в тяжелой форме. Царица Мария Федоровна очень встревожилась болезнью супруга. Один из камердинеров, увидев ее в коридоре, рассказал ей, как блаженная Ксения помогает болящим, дал ей песок с заветной могилки и добавил, что сам был исцелен от болезни по молитве праведницы. Великая княгиня положила песок под подушку болящего, и в ту же ночь она, сидя у изголовья, имела видение блаженной Ксении, которая сказала ей, что больной выздоровеет и в их семье родится дочь. Ее следует назвать Ксенией. Предсказание блаженной исполнилось в точности.

В Псковскую губернию к одной помещице приехал погостить родственник из Петербурга и рассказал, как почитают в столице Блаженную Ксению. Под влиянием его рассказа, благочестивая помещица перед сном помолилась об упокоении ее души. Ночью ей приснилось, что Ксения ходит вокруг ее дома и поливает его водой. Утром в усадьбе загорелся сенной сарай, но огонь не распространился дальше и дом остался цел.

Вдова одного полковника приехала в Петербург определить в кадетский корпус своих двух сыновей. Ей это не удалось. Деньги, взятые на поездку, были на исходе, и вдова шла по улице и горько плакала. Вдруг к ней подошла какая-то простолюдинка и сказала: "Отслужи панихиду по Ксении, она помогает в горестях." "Кто такая Ксения?" - спросила вдова полковника. "Язык до Киева доведет, " - ответила простолюдинка и быстро скрылась. Действительно, вдова полковника легко узнала, кто такая Ксения, отслужила по ней панихиду на ее могиле на Смоленском кладбище и неожиданно вскоре получила известие, что оба ее сына приняты в корпус.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Помощь Блаженной Ксении в наши дни.

Мы живем сейчас на великом рубеже времен, в нача­ле третьего тысячелетия эры Нового Завета. Но лю­бовь святых Божиих, а среди них и любящей нашей матери - святой Блаженной Ксении Петербургской, неиссякаема и не подчиняется ходу времени. Святые принадлежат вечности, живут в незаходящем свете. Не уменьшается и сегодня число верующих, просящих о помощи Блаженную Ксению, и сегодня к её часовне идут и едут отовсюду со слезами скорби и мольбы, но и со слезами любви и благодарности. Множество писем приходит в церковь Смоленской иконы Божией матери, близ которой расположена часовня - просят люди по­молиться, помочь, но много писем и радостных - об исполнении молитв, о чудесной помощи по молитвам святой. Да, Блаженная Ксения умеет платить своею любовью тем, кто сам ее любит и почитает.

Заключение

И прожила, таким образом, в постоянной борьбе с врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем и каждому Блаженная Ксения. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище.

Около двухсот лет прошло со дня смерти Блаженной.

Над могилкой со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о Блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. Некогда жалкая надмогильная насыпь над ее прахом покрыта в настоящее время богатым мраморным над­гробием, а над этим надгробием усердием почитателей воздвигнута прекрасная, обширная часовня, украшен­ная внутри мраморным иконостасом и множеством икон, даром благодарных сердец. На могилку эту идут и бед­ный и богатый, и знатный и убогий, и простой необразо­ванный мужичок, и муж науки, и скромный послушник, смиренный архипастырь, и рядовой солдат, и знаменитый генерал, и учащие, и учащиеся.

И все они - в умилении души и в сокрушении сердца пред величием земного подвига Блаженной и пред ее любовью по смерти, - просят ее помощи и заступничества в своих нуждax, горе, несчастии …

И чем дальше идет время после смерти Блаженной, тем шире и шире разносится молва о необычайных про­явлениях любви и милосердия Блаженной ко всем с любовью и верой прибегающим к ней.

Вот почему ежедневно, с утра и до вечера, почти не­прерывно служатся в часовне Ксении панихиды об ее упокоении в райских обителях. Много горя, много нуж­ды на белом свете. Много горя и нужд таких, которые неисцелимы силами человеческими. Для исцеления этих нужд необходимы силы сверхчеловеческие, необходи­мы силы Божественные. И, благодарение Господу, есть еще на Руси святой угодники Божии, есть великие мо­литвенники за нас перед Богом, всегда готовые прийти на помощь каждому горю, каждой нужде и всякому несчастию. Нужно лишь нам самим полюбить этих угодников, нужно верить в них и усиленно просить их ходатайства, и они не замедлят откликнуться на наш зов, они сумеют утолить наши нужды и печали.

К числу таких угодников, ходатайство которых ве­лико перед Богом, принадлежит и раба Божия Ксения. Свет христианской любви, возрожденный ею в себе самой при жизни, сильнее и сильнее начинает светить из мо­гилы. «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасе­ния своей души. Аминь». Вот завет, который дает всем нам Блаженная из своего гроба.


Св. Блаженная Ксения

Часовня над могилой Блаженной Ксении на Смоленском кладбище

Список литературы

Афанасий, Архиепископ Пермский и Соликамский «Избранные жития святых»- Санкт- Петербург: Сатисъ, 2003 год

Издательский отдел Владимирской Епархии, НК, под редакцией О. Славина «Наиболее почитаемые Петербургские святые» - Москва: фавор-XXI, 2003 год.