Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Лекция по литературе. Тема к

 

             

Лекция по литературе. Тема к

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный»

по литературе.

Тема красоты в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева

Выполнила: Павленко Алина Викторовна, ученица 9 класса «В»

Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Солнечный

2007

Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, а для истинного художника выше подобного сознания награды нет.

И. Тургенев.


План

I . Введение. Красота, ясность и мудрость поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.

II . Биографическая справка

III . Воплощение темы красоты в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

§1. Неповторимость художественного решения философских проблем жизни и ее течения во времени в лирике Тютчева. «Бессонница» «Красота должна покорить эту жизнь»

§2 Восхищение красотой природы -одна из отличительных черт поэзии Тютчева

§3. Воздействие красоты природы на человека.

§4. Внезапность чувства красоты, соотнесение этих чувств и явлений внешнего мира.

§5 «Весна» - обожествление красоты весенних картин.

§6 Весна –олицетворение жизненной силы, красоты мира.

V .Заключение. Способность поэта видеть красоту окружающего мира.

I

Введение

С самого детства вошла в мою жизнь удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…[1]

Или:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора…[2]

И сейчас я часто вчитываюсь в простые и мудрые слова поэта о цветущем мире природы, упоенном «преизбытком» жизни, о «волне и думе», о «бездне двух или трех дней» и т.д.

Именно поэтому я обратилась к творчеству Тютчева, работая над темой « Тема красоты в лирике Фёдора Ивановича Тютчева» .

Цель работы : выявить идейно- художественное своеобразие стихотворений Тютчева, особенности художественного воплощения темы красоты.

Задачи: собрать и систематизировать литературно- критический материал по заявленной теме, провести текстуальный анализ стихотворений, оформить результаты исследования в виде а и мультимедийной презентации.


II

Биографическая справка

Дата

Событие в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

1803г.

Тютчев родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в среднепоместной, стародворянской семье.

1818 г.

Юный поэт был избран сотруд­ником Общества, а через год появилось в печати тютчевское вольное переложение из Горация— «Послание Горация к Ме­ценату».

1819 г.

Тютчев был принят в Московский уни­верситет на словесное отделение.

1822г.

Тютчев был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и, назначенный сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за гра­ницу

1828 г .

Получил место второго секретаря

1825 г .

Тютчев, приехавший в Россию выразил свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Алек­сандра I.

1826 г.

Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.

1836 г .

Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений

1837 г .

Тютчев был назначен старшим секретарем рус­ской миссии в Турине, а затем, вскоре—поверенным в делах

1837 г

Тютчев выехал в столицу

1839 г .

Умерла жена поэта , Элеонора Тютчева. Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью вос­поминаний

1839 г .

Тютчев снова поселился в Мюнхене

1844 г .

Тютчев с семьей вернулся на родину, ,а че­рез полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства ино­странных дел

1854 г .

В приложении к мартовскому тому «Современника» вышел первый сборник стихотворений Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятна­дцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдель­ным изданием

1848 г .

Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и За­пад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективные наброски остальных глав

1858 г .

Назначенный председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заступника изданий, подвергнутых цензурной каре или находившихся под угрозой пре­следования

1864г.

Тютчев выехал в Ниццу

1865г.

Умерли Тютчевы дети: годовалый сын Николай и четырнадцатилетняя дочь Елена.

1867 г.

Состоялся Славянский съезд, на который съехались представители различных народностей Балканского полуострова и Западной Европы. Тютчев приветствовал их стихами.

1868 г .

Вышло второе прижизненное издание его стихотворений

1873 г .

Смерть великого поэта - Ф.И.Тютчева


III


§1

С самого начала творчества Тютчев заявил себя как яркий представитель поэзии философской, в которой мысль, при всей ее обобщенности, «никогда не является читателю нагою и отвлечен­ною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и не­разрывно» 3 .

В поэзии Тютчев стремился философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. Но не следует искать в его творчестве стихотворного переложения фи­лософских тезисов, почерпнутых у того или иного мыслителя. Как всякий большой художник, Тютчев овладел достижениями фило­софской и поэтической мысли своих предшественников и современ­ников, но в своих творениях он дал собственное неповторимое художественное решение философских проблем жизни и ее течения во времени .

Действительность, «реальность жизни», воспринималась поэ­том в непрестанном противоборстве враждующих сил, рождала в нем тревогу от сознания, что мир находится накануне грандиозных исторических потрясений, несущих с собой крушение привычных социальных устоев и религиозных верований. И в этом движении мировой истории поэт часто ощущал себя «обломком старых поко­лений» , о чем писал с таким гнетущим чувством в стихотворении «Бессонница» [3] :

И наша жизнь стоит пред нами.

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали;

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло !

Позднее, в первой половине 30-х годов, Тютчев скажет с не мень­шей откровенностью:

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

И все-таки всю жизнь Тютчев не уставал проявлять жадный интерес к «высоким» зрелищам, настойчиво утверждая красоту дня.

Не прекрасное , а красивое выбирает Тютчев. Прекрасное - ласковое к человеку, прирученное им, сообразное ему. Но в прекрасном нет силы, величия и серьезности. Кто выбрал прекрасное, тому в удел переходят одни мелочи и блестки. Тютчев делает свой выбор мужественно. Как поэт, он будет там, где наибольшие жизненные силы, пусть они и проявляются под маской безобразия.

Люблю сей Божий гнев !Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное Зло-

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима.

Все таж высокая, безоблачная твердь,

Все так же грудь твоя легко и сладко дышит,

Все тот же теплый ветер верхи дерев колышет,

Все тот же запах роз, и это все есть Смерть!

Как ведать, может быть, и есть в природе звуки,

Благоухания, цвета и голоса,

Предвестники для нас последнего часа

И усладители последней нашей муки.

И ими-то Судеб посланник роковой,

Когда сынов Земли из жизни вызывает,

Как тканью легкой свой образ прикрывает,

Да утаит от них приход ужасный свой!

В стихотворении "Mala Aria"[4] Тютчев недоверчиво высказывается о красоте - не есть ли она всего только легкий заслон, который ставится перед злыми явлениями жизни с целью нашего с ними примирения. Тютчев против красоты малой, непрочной, двусмысленной. Он устремлен к большой жизни. Красота должна покорить эту жизнь, если хочет оправдать себя, - пусть сегодня здесь все безотносительно к красоте или даже противоположно ей.

§2

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, "втиснутый" в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому.

Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы -одна из отличительных черт поэзии Тютчева . Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

§3


Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние.

Хочу обратить в этом смысле особое внимание на хрестоматийное стихотворение «Есть в осени первоначальной…»[5]

Есть в осени первоначальной

Короткая ,но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру.

Поэт использует самые изысканные эпитеты[6] , передающие его отношение к окружающему миру: "дивная пора", "хрустальный день", "лучезарный вечер". Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года -- осени.
"Хрустальный день" - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! "Хрустальный день" в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая "дивная" пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность "хрустального дня" . И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается "паутины тонкий волос" . Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.

Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.

Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
"Лучезарный вечер" словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. "Льется чистая и теплая лазурь" . Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.

Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о "бодром серпе". "Где бодрый серп гулял и падал колос "... Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения

Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу.

Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.

В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

§4

В своих пейзажных шедеврах Тютчев внешне идет как бы не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чувства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности, минутным душевным переживанием.

Поэт видит радугу и тут же набрасывает небольшой всего лишь восьми строк “пейзаж в стихах”. (“Как неожиданно и ярко...” ).

Как неожиданно и ярко,

По влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла-

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его- лови скорей!

Смотри-оно уж побледнело,

Еще минута, две и что ж?

Ушло, как-то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Но процесс создания стихотворения на этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность “радужного виденья” влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и “пейзаж в стихах” приобретает смысл философского иносказания.

Недаром Тютчев одаривает радугу множеством эпитетов. Он сравнивает ее с аркой, но не простой каменной или деревянной, он называет ее воздушной, подчёркивая её невесомость, легкость и прозрачность.

Тютчев заставляет задуматься нас о красоте жизни, описывая обычное природное явление-радугу, появление которой пусть и не надолго, но так ярко для человеческой души. Эти малейшие минуты, как и людское счастье, недолгое, но очень яркое, запоминающееся явление.

Душа не только поэта, его лирического героя, но и читателя наполнена радостью и счастьем, когда глаза видят красоту, диво дивное природы. Хочется вслед за потом насладиться чудесным мгновением, пока радуга не растворилась в небе.

§5

В других весенних стихотворениях описываются не менее красочные картины, которые заставили автора чувствовать красоту, наслаждаться ею. В стихотворении «Весна»[7] Тютчев детально описывает наступление весны.

Как ни гнитет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни броздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна…она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно- равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа как первая весна;

Была ль другая перед нею-

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Ни свеет с древа ни с листа:

Их жизнь ,как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься ,бодрый ,самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь-

И жизни божеско- всемирной

Хотя на миг причастен будь!

В этом стихотворении, я думаю, Тютчеву особенно удалось передать тесную связь природы и состояния человека. Поэт говорит о печали и радости, прошедшем и настоящем. Приход весны - это чувство чего-то нового, моментально затмевающего все обыденное и проблемное, горе, обманы, раны на сердце людей. Все эти испытанья ничто по сравнению с весной. Весна - это пора между летом и зимой, между старостью и молодостью, между холодом и теплом, между злом и добром. С приходом весны душа человека готовится к переменам, к светлому и доброму, искреннее надеясь на лучшее.

Образ весны в этом стихотворении Тютчева олицетворяется.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла ,блаженно- равнодушна,

Как подобает божествам.

Весну поэт обожествляет.

Чтобы передать красоту весенних картин Тютчев использует множество эпитетов, делая весну в наших глазах яркой и лучистой. «Бессмертьем взор ее сияет» - Тютчев словно видит ее, словно она стоит перед ним, как женщина, красивая, добрая, великая, как богиня, которой все подвластно, но которая добра и красива безмерно. Она не только сама красива, но и сама дарит миру красоту: «Цветами сыплет над землею» .

§6

Ещё одно стихотворение о весне очень мне понравилось, заставило о многом задуматься:

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ[8] .

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят ...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!.

Весна идет ,весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпиться весело за ней.

В стихотворении создается картина приближения светлой, праз­дничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело, с ликованием. Возникает образ праздничного шествия, впереди которого бегут вестники - герольды. Они шумят, будят, «гласят во все концы» О грядущем торжестве:

Благодаря этому мотиву в образе весны видна не только реальная пейзажная основа («Еще в полях белеет снег ... »), но и метафориче­ский уровень, позволяющий придать образу возвышенный смысл, подчеркнуть его значительность. «Молодая весна» - сказочная ко­ролева, окруженная, как свитой, хороводом дней:

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней

Сложная природа образа весны позволяет передать то ощущение приближающегося волшебства, которое наполняет душу лирическо­го героя, увидевшего, как тает снег в полях, превращаясь в потоки весенних вод. Антитеза «зимнего - весеннего» настроения как «сна-пробуждения» души выражена с помощью контрастов. Если «сонный брег» «белеет», то теплая майская природа кажется «румя­ной» (четыре противопоставления: «снег» -тепло, ночь -«дни», бледность умирания - румянец здоровья, молчание сна _ «шум» жизни). Весна предстает олицетворением жизненной силы, красоты, в связи с чем одушевление лирического героя, вызванное ее приближением, воспринимается как жизнеутверждающее прославление вечного возрождения, вечной красоты. Эта главная мысль выражена восклицанием:

Весна идет, весна идет!

Его значение подчеркнуто повтором (во второй и третьей стро­фах-четверостишиях повторяется вся фраза), впечатление клича вестников передается нагнетанием напряжения в глагольных фор­мах («бегут и будят», «бегут и блещут и гласят», «гласят во все концы» ).

Центральным в стихотворении является именно последний об­раз (внимание к нему привлекает уже название). «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны,- метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия.

Итак, можно отметить, что тема весны, образ весны в поэзии Тютчева тесно сопряжены с темой красоты.


Заключение.

Я долго готовила этот проект, изучала литературу о лирике Тютчева, анализировала его стихотворения. Мне была интересна его лирика. Теперь же меня ещё больше поразила красота природы, описанная в его произведениях. Поразила способность Тютчева видеть красоту в самых обычных, казалось бы вещах.

Некогда Фет относил Тютчева к “величайшим лирикам на Земле” . В ту пору это суждение могло казаться и преувеличенным и вызывающим. Но прошли годы... И теперь уже имя Тютчева среди “величайших лириков мира” утверждено незыблемо.

Список литературы :

1. Т.П. Буслакова Русская литература XIX века.- М., Высшая школа, 2003

2. В.В. Кожинов Поэтическая Россия-М., Советская Россия, 1976

3. В.В. Кожинов Стихи и поэзия- М., Советская Россия, 1980

4. Л.Н.Кузина Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве.- М., Русское слово, 2002

5. Л.А.Озерова Классики и современники -М., Художественная литература, 1986

6. В.И.Сахаров Литература XIX века –М., Русское слово, 2004

7. Н.В. Чудакова Я познаю мир: Литература –М., Издательство Астрель, 2002


[1] 1828 год

[2] 1836 год

[3] Апрель,1873

[4] 1830

[5] 22 августа 1857 год

[6] Эпитет- образное определение предмета.

[7] 1838

[8] 1832 год