Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

             

Муниципальное общеобразовательное учреждение

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦВЕЛОДУБОВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Учебно–методическое пособие:

Развитие орфографической зоркости

при написании словарных слов

Выполнена:

учителем начальных классов

Сивицкой

Еленой Михайловной

пос. Цвелодубово

Выборгского района Ленинградской области

2010 год

Содержание

Введение

Опытная педагогическая работа:

- Схема-классификация словарных диктантов

- Примеры словарных диктантов

- Классификация упражнений над словами с непроверяемыми

гласными

- Занимательный словарь (работа с ним)

- Блоковое изучение словарных слов

- Новые подходы для представления нового слова

- Методика запоминания словарных слов

Приложения:

- Проверь себя!

- Занимательный словарь

- Презентации:

· Словарный диктант для 4 класса.

· Запоминаем словарные слова для 4 класса.

· Работа над словарными словами.

Заключение

Список литературы

Введение

"Соприкосновение крупиц педагогического

опыта с искорками критической мысли

может родить интересную идею, соприкос-

новение же педагогической практики с

интересной идеей может родить творческую

педагогическую деятельность".

Ш.А. Амонашвили

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.

В своей опытно-методической работе я проведу анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Объектом исследования является проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Предметом исследования является методика словарной работы на уроках русского языка в начальных классах, методические средства, позволяющие предупредить орфографические ошибки.

Цели исследования: - изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к начальным классам, провести практическую проверку полученных результатов.

Задачи исследования:

анализ литературы по данной проблеме;

рассмотрение различных подходов к словарной работе;

разработка разнообразных методик словарной работы;

выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем.

Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор – "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок.

Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова.

Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Опытная педагогическая работа

Орфографическая грамотность – основная часть общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и взаимопонимания.

На основе этого постулата базируется одно из направлений развития орфографических умений и навыков учащихся – словарная работа в начальной школе.

Обобщив и систематизировав материал по работе над «Словарными словами» я пользуюсь схемой-классификацией словарных диктантов. Все словарные диктанты классифицированы:

1) по форме работы (простые и творческие);

2) по виду восприятия (слуховые и зрительные);

СХЕМА-КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ


Эта схема позволяет творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать её более эффективной.

ПРИМЕРЫ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочесть. Затем слова закрываются, и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записываете в тетрадь, если не совпало – не записываете». После показа каждой картинки дается время на обдумывание. По окончании проводится проверка и подведение итогов.

2. Творческие словарные диктанты с использованием пословиц.

На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочесть их и записать, вставляя подходящие слова.

Не велик …, да краснеет нос. (Мороз)

… любит чистоту. (Посуда)

Чужбина – калина, родина - … (Малина)

3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу «забегания вперед»).

На доске записаны слова, например: дежурный, тетрадь, уч..ник, учит..ль, р..бята, м..дведь . Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».

Первые два-три слова необходимо записать полностью, так как ученики, не усвоившие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку, написав их с буквой «и».

4. Подбор слов с общим признаком.

Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно, имеющее общий признак с перечисленными словами:

Капуста, морковь, … (картофель) – общий признак - овощи

Село, город, … (деревня) – общий признак – населенные пункты

Сорока, ворона, … (воробей) – общий признак – птицы

Заяц, лисица, … (медведь) – общий признак – дикие животные

Овца, корова, … (собака) – общий признак – домашние животные

Линейка, тетрадь, … (пенал) – общий признак – школьные принадлежности

Восток, запад, … (север) – общий признак – стороны света

КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ

НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ

При помощи упражнений над словарными словами не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Дети непрерывно занимаются анализом, сравнением, составляют словосочетания и предложения, абстрагируют и обобщают. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому процесс обучения школьников необходимо организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также, произношение и написание) рассматривались в единстве.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить звуковой анализ слов. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью фонетических упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы – не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

Большая роль в обучении детей мной отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому работаю над словами с использованием карточек, картинных словарей, занимательных упражнений: ребусов, кроссвордов. Считаю, что очень важно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:

бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез.., г..рох, ..сина, уч..ник, пл..ток, с..рень, с..пог, к..пуста, ..рех.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова:

завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т , м , о и т.д.)

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:

г..рой, адр..с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

д..р..вн.. п..ртр..т

м..л..т..к с..л..м..

к..ньк.. т..л..ф..н

8. Игра «Догадайся, что за слово»:

О

О

(ворона)

(овёс)

О

О

(сорока)

(овощи)

О

О

(молоко)

(огород)

О

О

(корова)

О

О

(солома)

9. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написаны первые слоги нужных слов. Учащиеся записывают составленные слова.

го

(город, горох, горсть, горизонт, …)

И наоборот, можно показать окончание слова, а учащиеся придумывают начало.

«Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили, из книжки в норку утащили»:

…суда, …рёза, …сква .

10. Чайнворд.

В клетки квадрата, круга и т.п. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

11. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

лаг..рь т..традь

к..стёр с..рень

р..бята св..бода

ул..ца р..стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

12. Игра «Собери слово»:

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.

14. Найдите словарные слова, начинающиеся на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

15. Игра «Кто больше придумает слов».

Дано несколько букв. Нужно составить из этих букв как можно больше слов:


16. Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово:

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16

(билет) (шофёр) (яблоко)

17. Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше: берег

гореть

агроном и т.д.

18. Выборочный диктант.

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной:

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

19. Ребусы (см. Приложение 1 «Знакомство с новым словарным словом»).

В целях развития орфографической зоркости дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, то есть орфограмм; находят в текстах то, что «спрятал» автор; работают над такими видами упражнений, как письмо с «дырками», то есть пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку; находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

Следующее направление классификации – работа над составом слова .

В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений:

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подберите слова к данным схемам:

; ; .

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом к .

4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова:

берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки;

праздник, праздничный, праздники, праздновать.

5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания:

Ребята радостн… Берёза кудряв…

Улица многолюдн… Календарь перекидн…

6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

лис а ник

7. Шарада «Узнай слово, которое задумано».

Задуманное слово однокоренное со словом красивый . Приставка в нем такая же, как в слове превращаться , суффикс, как в слове цветной , окончание, как в слове морковный . А в целом слово является прилагательным.

8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил

люблю

дружил

девочка

думаю

собака

говорил

горжусь

9. Работа над деформированным предложением.

Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

10. Найдите в тексте однокоренные слова.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

Цель морфологических упражнений – осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи (склонение, падеж, время, лицо, число) для того, чтобы осознанно употреблять словарные слова в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания, определите падеж прилагательных:

воробей (какой?), газета (какая?), молоко (какое?)

4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос «кто?»:

… на ухо наступил.

Слово – не …, вылетит – не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите эти предложения, подчеркните предлоги, определите падеж существительного.

Машина остановилась … (дом).

Дети читали книги … (космонавт).

Заяц быстро нёсся … (лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать);

ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

Интересный случай, аккуратный ученик, берёзовая аллея.

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу? (з.. ..ц)

В чем зранятся ручки и карандаши? (п.. .. .. л)

Какой овощ растет на огороде? (о.. .. .. .. ц)

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре словосочетаний и предложений, составлять словосочетания и предложения. С синтаксическими упражнениями объединяются и пунктуационные . Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

берёза … … …

в небе

огурец … … …

в доме

воробей … … …

в школе

комната … … …

в лесу

ученик … … …

в огороде

2. Составьте предложение с данными словами:

ветер, капуста, осина, товарищ.

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями:

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (Аллея)

Край земли у водной поверхности. (Берег)

Комната для занятий в школе. (Класс)

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм).

Мать родимая - … любимая (Родина).

7. Из слов составьте предложение: огород, растёт, в, картофель .

8. Выделите из предложения словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

11. Смоделируйте предложение по схеме:

Кто? (что?) … что делают? … в какие? … как? во что? …

Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения , то есть дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.п.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

- автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

- капуста, помидор, солома, морковь;

- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

´

3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный … .

´

стоит

Квартира была закрыта на … .

´

стоит

Билет в театр … десять рублей.

´

замок

Телефон … на тумбочке.

замок

4. Сгруппируйте слова по темам: малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш .

5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.

6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Составьте небольшой рассказ с использованием этих слов.

8. Назовите одним словом:

- сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.,

- понедельник, вторник, среда и т.д.,

- крупное промышленное предприятие (завод),

- руководитель школы (директор).

9. Игра «Кто как голос подает?»

Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П..тух

чирикает

С..рока

лает

С..бака

мычит

К..рова

кукарекает

В..рона

стрекочет

В..робей

каркает

10. Выберите наиболее подходящее слово, запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить .

Волны тихо … у берега.

Молоко … из ведра.

Рабочий продолжает … сталь .

12. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

- чистая тетрадь , чистые руки , чистое небо ;

- крепкое здоровье , крепкий материал, крепкий чай .

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:

чистая , неисписанная тетрадь ; чистые , вымытые руки ; чистое , безоблачное небо и т.д.

13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

Ребята идут в парк. - Часы правильно идут.

Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, необходимое в данный момент, предлагаю следующее упражнение.

Выберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный .

Осенью дует … ветер. … гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли.

15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как … . С треском повалилась осина, будто … . На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, т.к. не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, о которых было написано выше. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Очень важна работа над словарными словами на различных этапах урока :

1) на этапе введения нового слова,

2) на этапе запоминания нового слова,

3) на этапе первичного закрепления,

4) при обобщении полученных знаний о слове.

1. При знакомстве с новым словом работа проводится в такой последовательности:

- чтение слова с доски, таблицы,

- звукобуквенный анализ слова,

- выделение корня,

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением,

- проговаривание слова вслух,

- написание слова в тетрадях или словариках,

- разбор слова по составу,

- подбор родственных слов,

- этимологический анализ,

- составление словосочетания, предложения с данным словом (устно или письменно).

Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием (см. Приложение 2) , так как использование сова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Например, вот как можно дать этимологическую характеристику словарного слова:

Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово «багги» (узел) французы превратили в «баг» (пакет). От слова «баг» произвели слово «багаж», что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина-пассажира».

Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдив его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти. Интересно можно знакомить учащихся с новым словом, используя «Занимательный словарь» (см. Приложение 2) .

Основная форма подачи словарного материала – стихотворная (рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи и т.п.), что не только оптимизирует учебный процесс, вызывая положительные эмоции и чувства у детей, но и благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, прививая интерес к поэзии, русской речи и языку.

Часть словарного материала снабжена заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей.

Таким образом, в «Занимательном словаре» (Приложение 2) задействованы три «кита» обучения русскому языку: слух, зрение и рука (письмо) .

Для осуществления систематической проверки усвоения учащимися приобретенных знаний проводятся текущие проверочные работы не реже двух раз в месяц и контрольный диктант в конце каждого полугодия.

Считаю, что материал «Занимательного словаря» позволяет не только интересно и с пользой организовать работу учащихся со словарем, но и осуществлять контроль усвоения знаний нестандартно (раздел «Проверь себя») или в соответствии с нормами.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ !

1. Вставьте пропущенные буквы:

за..ц (е, и, я) к..ньки (а, о)

вет..р (е, и) л..пата (а, о)

б..рёза (е, и) м..л..ко (а, о)

р..бята (е, и) ..дежда (а, о)

уч..ник (е, и) пл..ток (а, о)

д..ревня (е, и) р..бота (а, о)

учит..ль (е, и) с..рока (а, о)

гор..д (а, о) х..р..шо (а, а, о, о)

м..роз (а, о) дев..чка (а, о)

скор.. (а, о) сп..сиб.. (а, а, о, о)

быстр.. (а, о) ф..милия (а, о)

2. «Буквы рассыпались».

Составьте из букв и слогов словарные слова:

к ы я з (язык) д р а н о (народ)

я з а ц (заяц) л е п а н (пенал)

т е р е в (ветер) я д о г а (ягода)

в а д о з (завод) р е б ё з а (берёза)

м о з о р (мороз) р о в о н а (ворона)

3

3. Кроссворд «Бабочка».

2

1) То же, что холод. (Мороз)

4

О

О

О

2) Всеядная птица, серая с черным или полностью

1

О

О

Р

черная. (Ворона)

3) Маленькая птичка с серо-черным оперением,

О

О

О

обычно обитающая около жилья человека.

(Воробей)

4) Птица с белыми перьями в крыльях. (Сорока)


«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ» И РАБОТА С НИМ

К каждому слову составляется словарная статья:

а) изучаемое слово,

б) толкование значения слова,

в) устойчивые выражения, (*)

г) примеры употребления изучаемого слова в речи с заданиями:

- дополни пословицу, поговорку и т.п. изучаемым словом, вписав его в пустые клеточки,

- отгадай загадку и запиши отгадку,

д) звуковые ассоциации (эйдетика) для запоминания правописания изучаемого слова

- «Запомни, шутя!».

Дополнительные задания: представь, какую картинку можно нарисовать к данной шуточной фразе.

Раздел «Проверь себя» включает разнообразные грамматические игры, направленные на запоминание и воспроизведение изученных словарных слов (ребусы, кроссворды).

2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить тема данного урока.

4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения.

Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд , содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы.

(«Занимательный словарь» см. в Приложении 1)

БЛОКОВОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

В работе над поставленной темой используется такой интересный метод, как блоковое изучение словарных слов (1 блок – 10 слов). Например, по программе 2-го класса – 50 словарных слов – 5 блоков. Первый блок учим неделю, на пятый день – пишем (каждое слово проговариваем 25 раз!). За пять недель пишем все слова, на шестой неделе – слова, в которых чаще всего допускались ошибки. За учебный год каждый блок мы учим 5 раз (каждое слово проговаривается 125 раз!).

Первый день блокового изучения слов:

- самостоятельное чтение слова учащимися про себя,

- чтение учителем слова орфографически,

- дети повторяют слова 2-3 раза орфографически, глядя на карточку,

- орфографическое чтение всего блока слов,

- запись слов с карточки,

- проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети – орфографически, называют буквы для запоминания, «глаза и пальчик идут по строчке»).

Второй день блокового изучения слов (словарь «по-хитренькому»):

- карточка со словом на мгновение показывается классу,

- учитель произносит слово орфоэпически,

- дети три раза произносят слово орфографически,

- запись слова с карточки,

- после записи всего блока слов следует проверка (как в первый день).

Третий день блокового изучения слов – устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит орфоэпически, класс – 3 раза проговаривает орфографически).

Четвертый день блокового изучения слов:

- карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания,

- запись слова, графическое оформление,

- проверка блока (как в первый день).

Пятый день блокового изучения слов – слуховой (контрольный) диктант.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОГО СЛОВА

Для представления нового слова из «Словарика» использовались и другие новые подходы.

С помощью специальных упражнений учащиеся самостоятельно определяли слова, с которым им предстояло детально познакомиться на уроке и сами формулировали тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составлялись таким образом, чтобы у детей можно было развить такие интеллектуальные качества, как внимание, память, различные виды мышления, речь и т.д.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная и произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Например: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них»:


Или: «Вы сможете назвать слово новое, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова».

Ь

Л

Е

Т

И

Ч

У

«Мы прочитали слово «учитель». Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали более высокие прямоугольники и соединяли буквы, которые в них написаны».

Далее упражнения даются без указаний. Например: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомились на уроке»:


О З А Б В Е Т Р А Д К (обед, завтрак)

Последние два упражнения заставляют детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность.

Вторую группу составляют упражнения с символами, шифрами, кодами. Например: «Назовите два слова, с которыми мы познакомились на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел»:

- первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1 (капуста)

- второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8 (картофель)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

«Внимательно посмотрите на данный шифр»

3 4 5 6 7 8 9 10

1 А М Н О Р К В У

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3.

Разгадав ключ, дети называют слово солома .

В работе мной используется способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, где «ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать её «образ» в слове. И тогда буква о в слове автомобиль превратится в колесо, в слове шоссе – в дорожный знак. А в тетради появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком буквой:


А писать, одновременно рисуя, - так запоминать трудную букву будет интересно. Ведь интересно и весело становиться волшебником, потому что обычная буква о превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету:


Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим. Таким образом, словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы «связей», которые заключаются в следующем:

- запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова;

- объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

ПРОБЛЕМА: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

ЦЕЛЬ: научить правильно писать словарные слова.

СРЕДСТВО: использование метода ярких ассоциаций.

СУТЬ МЕТОДА: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

МЕТОДИКА:

1. Написать словарное слово и поставить ударение.

Например: берёза .

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе -рё-за .

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: бЕ , бе .

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Словарное слово Ассоциативный образ

признак признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету, - месту расположения,

- форме, - звучанию,

- действию, - вкусу,

- материалу, - назначению,

- количеству, и т.д.

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово Ассоциативный образ

берёза – по цвету бЕлая

берёза – кудрявая нужен грЕбень, чтобы расчесать,

по форме, как буква Е

Результат: б Е р ё з а - б Е л а я - г р Е б е н ь (Е)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сравнительную орфограмму):

Б

е

Б

Е

Р

Ё

З

А

Л

е

А

Я

Главное - не навязывать ученику свою ассоциацию.

Ценность - наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

- По аналогии показать учащимся разбор 3-5 словарных слов.

- Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

- Для проверки дать еще два слова.

- Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.

- Дать домашнее задание на составление авторской книжки словарных слов со своими ассоциативными образами.

- Текстовая проверка.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Г А З Е Т А - Б У М А Г А

Д И Р Е К Т О Р - К Р И К, Р О Т

З А В О Д - Т Р У Б А

И Н Е Й - Б Е Л Ы Й, С Н Е Г

К А П У С Т А - З А Я Ц

К А Р А Н Д А Ш - Г Р А Н Ь, Б У М А Г А

К А Р М А Н - Д Ы Р А

К О Н Ц Е Р Т - Н О Т А, Д О , Х О Р

К О Р А Б Л Ь - В О Л Н Ы, Б О Ц М А Н, К О К

Л А Д О Н Ь - Л А П А

М А Ш И Н А - Ш И Н А

С О Б А К А - Х В О С Т

Примеры объединения словарного и ассоциативного слов:


4. «Проба пера»

В 3-4 классах практическую работу по развитию речи. С пятницы и до понедельника предлагаю написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

- на одну букву

- на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-, -оло-;

- словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)

- можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.

«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я рассказала о разнообразных приёмах работы со словарными словами. Это мой накопленный опыт. За годы работы по данной теме накопилось много интересных приёмов для успешного и лёгкого запоминания словарных слов.

В заключении хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование разнообразных упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Считаю, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа обучающихся. Условиями, обеспечивающими эффективность этой работы, считаю:

- активизацию умственной деятельности и памяти учащихся,

- обучающий характер учебной деятельности,

- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Список литературы.

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника, 1990 г.

2.Александрова Г. Занимательный русский язык. СПб., 1997 г.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах, 1989 г.

4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. 1993 г.

5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. 1989 г.

6.Журналы «Начальная школа» №12 2009г., с.16 «Словарно - орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся», №10 2010г., с.75 - 80 «Виды работ со словарными словами», «Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний», № 7 2005г., с.118 «Изучение слов с непроверяемым написанием в начальных классах», № 6 2010 г., с.61 «Формирование навыков написания словарных слов».

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. 1989 г.

8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. 1984 г.

9.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1-4 класс. М., 2004 г.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. 1994 г.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 1997 г.

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. 1993 г.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. 1980 г.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. 1994 г.

15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в начальных классах. 2006 г.

16. Федоренко Л.П. Методика русского языка. 1999 г.

17. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. 1991 г.

18. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. 1997 г.