Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

И. Н. Денисов 22 декабря 2000 г

 

             

И. Н. Денисов 22 декабря 2000 г

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

22 декабря 2000 г.

15 декабря 2000 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040125 «Фтизиатрия»

Москва - 2000


Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности «фтизиатрия» (040125) подготовлен сотрудниками курса «Фтизиатрия» Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Авторы:

- Зав.курсом, академик АЭН, д.м.н.,
профессор А.А. Приймак

- зав.учебной частью, д.м.н., профессор А.С. Свистунова

- д.м.н., доцент Г.А. Куфакова


Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ФТИЗИАТРА

4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности 040125 – «ФТИЗИАТРИЯ»

5. Учебные и учебно – тематические планы

5.1. ИНТЕРНАТУРА (первичная специализация)

5.2. ОРДИНАТУРА

5.3. Общее усовершенствование по специальности «ФТИЗИАТРИЯ»

5.4. Аттестационный (сертификационный) цикл по специальности «Фтизиатрия» 5.5 Раздел по фтизиатрии для ординаторов и интернов терапевтов, пульмонологов, педиатров и семейных врачей

5.6. Тематическое усовершенствование (ТУ)

6. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФТИЗИАТРИЯ»

7. Контрольные задания (ситуационные задачи, тесты)

7.1. Примеры тестовых заданий

7.2. Примеры ситуационных задач

8. Список обязательной и рекомендуемой литературы

8.1. Список обязательной литературы

8.2. Список рекомендуемой литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Разработанный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача – фтизиатра предусматривает объем знаний и практических навыков, которыми должен владеть специалист и обеспечивает преемственность образовательного процесса на додипломном и последипломном уровне.

Образовательно-профессиональный стандарт обучения позволяет осуществлять учебно-методическое сопровождение при подготовке специалиста на различных этапах последипломного образования: интернатура, клиническая ординатура, общее и тематическое усовершенствование, аттестационные (сертификационные) циклы. Стандарт позволяет приблизить и сопоставить требования, предъявляемые к врачам России с требованиями к зарубежным специалистам, что способствует ускорению интеграции в мировое образовательное пространство.

На всех этапах последипломного образования стандарт включает разделы фундаментальной подготовки по анатомии, физиологии, микробиологии, а также вопросы общей патологии и общественного здоровья.

Помимо обязательного закрепленного минимума (федеральный компонент) предусматривается возможность изменения содержания в зависимости от национально – региональной специфики.

Подробно разработан перечень практических навыков и манипуляций, которыми должен владеть специалист по основной и смежным специальностям в повседневной работе и при неотложных состояниях.

К каждому разделу даны варианты тестового контроля знаний. Список литературы включает обязательный и дополнительный раздел.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Врач фтизиатр – специалист с высшим образованием по специальности –«лечебное дело» или «педиатрия», владеющий различными методами диагностики и терапии заболеваний органов дыхания и имеющий юридическое право самостоятельно оказывать специализированную фтизиатрическую помощь.

Обучение врача-фтизиатра должно осуществляться в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных туберкулезных клиник, больниц или противотуберкулезных диспансеров. Диплом врача не дает право на самостоятельную работу. Для получения права на практику выпускнику необходима дополнительная подготовка по образовательно-профессиональной программе в течение от 1-го до 3 -х лет.

Специальная подготовка по фтизиатрии должна включать первичную специализацию (интернатуру) и последующее специальное обучение в ординатуре на базах НИИ туберкулеза и крупных диспансеров или туберкулезных больниц со специализированными отделениями и лабораториями.

Интернатура (первичная специализация) и клиническая ординатура по фтизиатрии являются обязательной формой постдипломной подготовки врача, после которой присваивается квалификация врача-фтизиатра.

В ординатуру по фтизиатрии принимаются врачи, прошедшие первичную годичную специализацию (интернатуру) по фтизиатрии. (Приказ МЗ России № 337от 27.08.99). Первичная специализация (интернатура) и ординатура - два звена единой системы подготовки квалифицированных врачей фтизиатров, являются 3-м уровнем высшего образования. Большое значение приобретает преемственность подготовки специалиста-фтизиатра на первом и втором этапе, которая обеспечивается единой программой постдипломного обучения.

Продолжительность обучения в интернатуре 1 год, в ординатуре - 2 года и предусматривает только очную форму медицинского образования.

Подготовка врачей-фтизиатров должна осуществляется в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами.

За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста.

На первом году обучения (интернатура) изучаются вопросы фтизиатрии, изложенные в программе в виде модулей. По завершению каждого раздела (модуля) врач сдает зачет своему преподавателю и заведующему кафедрой. А после окончания интернатуры предусматривается сдача экзамена. Во время зачета и экзамена проводится оценка профессиональных знаний, умений и практических навыков по данному разделу программы.

На втором и третьем году обучения (ординатура) сохраняется модульная система обучения, но в отличие от интернатуры, более подробно изучаются вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза, а также наиболее типичные ошибки в диагностике различных форм туберкулеза легких. В разделе лечения, наряду с вопросами химиотерапии, максимальное внимание уделяется реабилитации больных туберкулезом, экспертизе трудоспособности. В клинической ординатуре обязательно изучаются особенности диагностики и лечения сочетаний туберкулеза с заболеваниями других органов и систем.

На поликлинический раздел работы отводится 8 недель в первый год обучения (интернатура) и столько же - при обучении в клинической ординатуре. В поликлинике (диспансере) особое внимание уделяется работе участкового врача по профилактике и диспансерному наблюдению больных туберкулезом и различных групп риска по этому заболеванию.

Из смежных дисциплин для специалиста фтизиатра наиболее значимыми являются разделы по рентгенологии, педиатрии, эндокринологии, пульмонологии и инфекционным болезням. По этим дисциплинам выделяются, как и по основной специальности, обязательные навыки и умения, а также перечень манипуляций, которыми должен владеть специалист.

Национально–региональный (вузовский) компонент Государственного образовательного стандарта по фтизиатрии в раздел фундаментальных дисциплин включает изучение патоморфологических, патофизиологических, иммунологических изменений при туберкулезе, особенности возбудителя, вызывающего туберкулез, в том числе и современные лекарственноустойчивые формы микобактерий. Фрагмент клинической фармакологии подробно рассматривает фармакокинетику противотуберкулезных препаратов.

Раздел «Общественное здоровье и здравоохранение» включает изучение основных показателей здоровья населения а также вопросы медицинской статистики туберкулеза, эпидемиологического мониторинга этого заболевания с использованием современной вычислительной техники.

В Государственном образовательном стандарте по фтизиатрии в элективы выделены наиболее значимые разделы этой специальности, которые требуют углубленного изучения.

Первый электив включает раздел по туберкулезу детей и подростков.

Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.

В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом, включены под наблюдение фтизиатров.

Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессональными контактами с различными вредными факторами. Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.

По окончанию обучения по курсу первичной специализации (интернатуры), а затем по курсу ординатуры сдаются экзамены по специальности. В экзаменационную комиссию представляются сведения о профессиональной подготовленности обучающегося и его личная характеристика.

После окончания интернатуры выпускнику выдается свидетельство, а после окончания трехгодичного курса постдипломной специализации – итоговый документ специалиста – фтизиатра .

Окончивший трехгодичный курс постдипломной специализации должен соответствовать требованиям, предъявляемым врачу-фтизиатру второй квалификационной категории, т.е. знать вопросы эпидемиологии, патогенеза туберкулеза, современные методы его профилактики и диагностики, клинические проявления болезни, принципы и методы терапии и дифференциальной диагностики; обладать знаниями в области смежных дисциплин, иметь необходимую подготовку по вопросам врачебно-трудовой экспертизы; знать вопросы организации борьбы с туберкулезом (вакцинации, раннего выявления, организации лечения и диспансерного наблюдения); уметь анализировать эффективность проводимых мероприятий и принимать участие в подготовке врачей других специальностей по совместной работе в борьбе с туберкулезом; знать вопросы санитарно-просветительной работы в области профилактики туберкулеза. Врач-фтизиатр после окончания трехгодичной постдипломной подготовки может работать участковым фтизиатром, заведующим отделением противотуберкулезного диспансера, больницы или санатория.

Лица, проявившие способности к научно-исследовательской работе, могут быть рекомендованы кафедрой и Ученым Советом для обучения в аспирантуре.

Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, предусматривается непрерывное постдипломное образование в виде различных форм переподготовки: общее усовершенствование, аттестационные (сертификационные) циклы или циклы тематического усовершенствования.

Фтизиатрия должна быть обязательным разделом последипломной профессиональной подготовки врачей других специальностей, прежде всего тех специалистов, которые первые сталкиваются с выявлением туберкулеза – пульмонологов, терапевтов, педиатров, семейных врачей. Поэтому по каждой из указанных специальностей в разделе смежные дисциплины в числе других инфекционных заболеваний должен изучаться и туберкулез, как заболевание, которое кроме органов дыхания ,может иметь любую другую моно– или полиорганную локализацию.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ФТИЗИАТРА

(Код 040125 специальность – фтизиатрия)

Нормативные сроки различных видов последипломного образования

Первичная специализация (интернатура) – очная форма.

1 год – 1728 часов – 48 недель

Клиническая ординатура – очная форма.

2 года – 3456 часов – 96 недель

Общее усовершенствование (переподготовка) по специальности - очная и очно–заочная формы

504 часа – 14 недель

Сертификационный (аттестационный цикл) – очная и очно – заочная формы 288 часов –8 недель.

Тематическое усовершенствование - очная и очно–заочная формы

234 часа – 6 недель

Рекомендуемые разделы фтизиатрии для различных форм последипломного образования терапевтов, пульмонологов, педиатров и семейных врачей – очная форма обучения

144 часа – 5 недель

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ФТИЗИАТРА

Профессиональное назначение и соответствие специалиста должности.

Специалист фтизиатр – это врач с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», прошедший первичную специализацию (интернатуру) и клиническую ординатуру по специальности «Фтизиатрия», владеющий теоретическими и практическими навыками по этой и смежным с ней специальностям и получивший итоговый документ.

Врач - фтизиатр после получения итогового документа о постдипломном профессиональном образовании имеет юридическое право самостоятельно оказывать специализированную фтизиатрическую помощь.

Врач – фтизиатр оказывает помощь индивидуально или совместно с другими врачами в государственных медицинских учреждениях (в противотуберкулезных кабинетах, диспансерах, больницах, санаториях, детских садах санаторного типа.)

Обязательный минимум квалификационных требований для любой врачебной специальности клинического профиля

Специалист врач – фтизиатр на основе знаний, полученных при изучении дисциплин, предусмотренных в программе обучения должен уметь следующее.

Получать информацию о заболевании, проводить обследование, выявлять общие и специфические признаки заболевания

Оценивать тяжесть состояния больного, применять необходимые меры для выведения больных из этого состояния, определить объем и последовательность лечебных мероприятий; проводить неотложные и реанимационные мероприятия.

Определять необходимость специфических методов исследования (лабораторных, рентгенологических, лучевых, функциональных)

Определять показания к госпитализации и организовать её

Определять план и тактику ведения больных туберкулезом, назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия

Организовать консультацию больного другими специалистами, осуществлять консультацию больных с подозрением на туберкулез

Осуществлять раннее выявление и диагностику других инфекционных заболеваний;

Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия;

Определять нетрудоспособность больного: временную, стойкую; направлять на экспертизу по временной или стойкой нетрудоспособности;

Осуществлять мероприятия по реабилитации больных.

Общеврачебные навыки и манипуляции

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

**Методы обследования больных (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 100; 300.

**Определение артериального давления, исследования пульса. 100; 200.

**Правила и техника переливания крови, препаратов крови, кровезаменителей. 10; 20

**Временная остановка наружных кровотечений. 5; 10

**Забор крови для бактериологического исследования. 5; 10

**Интерпретация биохимических исследований. 100; 200

** Интерпретация данных иммунологического статуса. 30; 80

** Интерпретация данных аллергологического исследования. 10; 20

** Интерпретация теста толерантности к глюкозе. 10; 30

** Интерпретация клинического анализа крови и мочи. 100; 200

**Оказание экстренной помощи при неотложных состояниях:

острой сердечно-сосудистой недостаточности, обмороках; 5; 10

гипертоническом кризе и остром нарушении мозгового кровообращения. 10; 20

нарушениях ритма и проводимости сердца. 10; 20

острых аллергических состояниях (крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, астматический статус) – 10; 20

шоке (кардиогенном, токсическом, травматическом) 5; 10

коме (диабетической, печеночной, гиперосмолярной, гипогликемической); 5; 10

желудочно-кишечных кровотечениях. 5; 10

Навыки и манипуляции по специальности фтизиатрия

А. Специальные навыки:

организация фтизиатрической помощи в стране, экономика и управление здравоохранением;

социальные и эпидемиологические предпосылки снижения заболеваемости туберкулезом;

факторы риска заболевания туберкулезом;

эпидемиология, статистика туберкулеза;

организация противоэпидемических мероприятий при туберкулезе, их отражение в законах, приказах а также в инструктивно - методических рекомендациях;

действующие учетные и отчетные формы по туберкулезу;

специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза;

задачи противотуберкулезной пропаганды, методы санитарного просвещения;

особенности возбудителя туберкулеза, его биологические свойства, методы выявления;

морфология легких и механизмы защиты аппарата дыхания от повреждающих факторов, патогенез и патоморфология туберкулеза;

состояние иммунной системы при туберкулезе;

физиология дыхания и патофизиологические нарушения, возникающие при специфическом инфекционном процессе;

методы клинического, лабораторного, рентгенологического и инструментального обследования больного туберкулезом;

показания и противопоказания к бронхоскопии и биопсии при туберкулезе и другой патологии органов дыхания;

клиническая классификация туберкулеза, классификация остаточных изменений после перенесенного туберкулеза;

клиническая и рентгенологическая семиотика основных форм туберкулеза органов дыхания и других локализаций специфического процесса;

осложнения туберкулеза органов дыхания и меры их предупреждения;

клиническая и рентгенологическая семиотика заболеваний органов дыхания, сходных с туберкулезом;

особенности клинических проявлений и течения туберкулеза, его выявление, профилактика и лечение у детей и подростков;

особенности клиники и принципы диагностики внелегочных форм туберкулеза (мочеполового, костно-суставного, периферических и мезентериальных лимфатических узлов, мозговых оболочек, кожи, глаз и других органов);

неотложные лечебные мероприятия, применяемые при угрожающих состояниях в клинике туберкулеза и других легочных заболеваний;

принципы комплексной этиотропной терапии туберкулеза, методы и средства патогенетической терапии;

механизмы действия, фармакокинетика противотуберкулезных химиопрепаратов, побочные реакции, меры их профилактики и устранения;

показания и принципы санаторного лечения и реабилитации больных туберкулезом;

показания к хирургическому лечению больных туберкулезом;

экспертиза трудоспособности при туберкулезе;

специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза;

основы диспансеризации больных туберкулезом;

принципы врачебной этики и деонтологии.

Б. Манипуляции по специальности фтизиатрия

** Исследование системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация) 100; 300

** Проведение плевральной пункции 15; 30

** Анализ плевральной жидкости 15; 30

** Проведение эндотрахеальной санации 25; 50

** Взятие мокроты и ее клинический анализ 50; 100

** Сбор мокроты для бактериологического и цитологического исследований 50; 100

** Постановка туберкулиновых проб и их оценка 25; 50

** Проведение провокационных проб с высокими дозами туберкулина и их оценка 10; 20

** Проведение искусственного лечебного пневмоторакса 5; 10

** Проведение искусственного диагностического и лечебного пневмоперитонеума 5; 10

** Проведение бронхоспирометрии и интерпретация результатов 50; 100

** Проведение постурального и позиционного дренажа бронхов 25; 50

** Оценка кислотно-щелочного состояния крови 25; 50

** Оценка результатов нагрузочных тестов 50; 100

** Оценка цитологического и бактериологического исследования мокроты 50; 100

** Интерпретация результатов исследования мокроты на грибковую флору; 10; 20

** Исследования мокроты, промывных вод бронхов для выявления МБТ; 30; 60

** Исследования плеврального выпота. 5; 10

* Интерпретация данных иммунологического статуса. 10; 25

** Интерпретация рентгенограмм, томограмм и компьютерных томограмм органов грудной клетки 50; 100

** Интерпретация флюорограмм 50; 100

* Оценка показателей магнитнорезонансной томографии легких. 10; 20

* Оценка данных радиоизотопного обследования легких. 5; 10

* Оценка данных ангиопульмонографии. 3; 6

** Интерпретация показателей диффузионной способности легких. 10; 25

** Интерпретация показателей бронхоспирографии и пневмотахометрии, 30; 60

* Интерпретация результатов бронхоскопического исследования. 30; 60

Навыки и манипуляции по смежным специальностям.

Рентгенология (040118)

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Умения и навыки по рентгенологии:

Специальные навыки

Врач-фтизиатр должен знать основные рентгенологические методы исследования, используемые в диагностике заболеваний органов:

* Рентгеноскопия

* Рентгенография

* Флюорография

* Латерография

* Томография (продольная, с поперечным направлением размазывания, зонография)

* Компьтерная томография

* Рентгенофункциональные методы исследования (пробы Вальсальвии, Мюллера, Соколова)

* Контрастные методы рентгенологического исследования (бронхография, ангиопульмография, пневмомедиастинография)

** Радиационная безопасность при рентгенологических методах исследования

* Рентгенанатомия органов грудной клетки

* Рентгенсемиотика различных форм туберкулеза органов дыхания

* Этапы анализа рентгенологических документов (принципы протоколирования рентгеновской документации и формулирование диагностического заключения)

* Радиоизотопные (радионуклидные) методы исследования

* Ренгеносемиотика основных внелегочных локализаций туберкулеза: костей и суставов, моче – половых органов, абдоминального туберкулеза

* Ультразвуковые исследования во фтизиатрии

Манипуляции

** Интерпретация рентгенофункциональных проб исследования 6; 10

** Интерпретация основных скиалогических категорий (очаговая тень, фокусная тень, участок затемнения легочной ткани) 80; 180

** Интерпретация основных рентгенологических симптомов и синдромов во фтизиатрии 80; 180

Пульмонология (040102.08)

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре. При овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2-ой уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Умения и навыки по пульмонологии:

Специальные навыки

Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз и провести необходимые манипуляции и лечение при следующих заболеваниях:

** Хроническая обструктивная болезнь легких (хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких, бронхит)

** Бронхиальная астма

** Пневмонии

** Плеврит

* Бронхоэктатическая болезнь

** Ателектаз легкого

* Абсцесс и гангрена легких

Пневмоторакс (спонтанный, гидроторакс, пиопневмоторакс)

Муковисцидоз

Врожденные аномалии трахеи, бронхов и легких (пороки развития: аплазия, гипоплазия, стенозы трахеи бронхов, синдромы: Вильямса-Кемпбела, Маклеода, Зиверта-Картагенера)

Дыхательная недостаточность

Легочная гипертензия и легочное сердце

Рак легкого

Поражение легких при системных заболеваниях соединительной ткани

Гранулематозные поражения легких (саркоидоз, болезнь Вегенера)

Легочные эозинофилии

Профессиональные заболевания легких.

Манипуляции

* Проведение специфической иммунной терапии (гипосенсибилизация) 5;10

** Проведение десенситизации аспирином 5 ; 10

** Оценка результатов бодиплетизмографии 5; 10

** Проведение провокационных проб со специфическими и неспецифическими раздражителями 5;10

** Проведение проб с бронходилататорами 10 ;20

** Проведение мониторинга бронхиальной проходимости с помощью пикфлоумерта 10; 10

** Работа с кислородными приборами, методика длительной малопоточной оксигенации 10; 10

** Работа с аэрозольными препаратами (нибулайзерами) 10; 10

** Оценка результатов нагрузочных тестов 20; 20

* Оценка данных ангиопульмонографии 4; 4

Педиатрия (040201)

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; 2-ая цифра – количество манипуляций во2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2-ой уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Умения и навыки по педиатрии:

Специальные навыки

Врач-фтизиатр, работающий в детском или подростковом отделении (кабинете), должен уметь установить диагноз (в необходимых случаях с привлечением консультанта) и провести показанные манипуляции и лечение при следующих сочетанных с туберкулезом заболеваниях:

Наследственная патология

Болезни новорожденного

Неспецифические воспалительные болезни дыхательной системы

Болезни сердечно – сосудистой системы

Ревматизм и болезни соединительной ткани

Болезни пищеварительной системы

Болезни недостаточности питания, рахит

Болезни крови и кроветворной системы

Аллергические заболевания в детском возрасте

Острые инфекционные и паразитарные болезни

Злокачественные неопластические заболевания

Манипуляции

** Проведение лекарственной терапии различными способами (пероральным, ректальным, парентеральным и внутривенным) 30; 60

** Восстановление проходимости дыхательных путей (удаление инородных тел) 2; 4

Поддержание температуры тела 6; 10

Промывание желудка 4; 6

Интерпретация возрастных лаборатоных показателей форменных показателей крови, биохимических составных частей, энзимов, щелочно–кислотного баланса, гормонов; компонентов спинномозговой жидкости и мочи 30; 80

Эндокринология (040127)

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста. 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Умение и навыки по эндокринологии:

Специальные навыки

Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз (в необходимых случаях с привлечением консультанта) и провести лечение и показанные манипуляции при следующих заболеваниях:

Гипоталямо – гипофизарные заболевания

Заболевания щитовидной железы

Заболевания околощитовидных желез

Сахарный диабет

Заболевания надпочечников

Заболевания половых желез

Ожирение

Манипуляции

* Проведение лечения различных эндокринных заболеваний, сочетанных с туберкулезом 10; 15

** Оценка специальных лабораторных показателей при различных эндокринных заболеваниях 10;15

** Владение современными экспресс – методами определения глюкозы крови 20; 30 Проведение лечения инсулинзависимого диабета 10; 20

Проведение лечения инсулиннезависимого диабета 10; 20

Проведение лечения осложнений диабета 10; 20

Распознавание и оказание неотложной помощи при диабетических комах

Инфекционные болезни (040106)

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Умение и навыки по инфекционным болезням:

Специальные навыки

Врач-фтизиатр должен уметь установить диагноз (в показанных случаях с привлечением консультанта) и провести необходимые манипуляции и лечение при следующих заболеваниях:

Заболевания, вызываемые вирусами (грипп, парагрипп, эпидемический паротит, корь, краснуха, аденовирусная инфекция и др.)

Заболевания, вызываемые граммотрицательными бактериями (сальмонеллезы, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, клебсиенеллезы, чума, холера, синегнойная инфекция, анаэробная инфекция, сибирская язва).

Заболевания, вызываемые граммположительными бактериями (лепра, актиномикоз, дифтерия, коклюш)

Заболевания, вызываемые граммположительными кокками (стаффилококковая, стрептококковая, пневмококковая инфекция)

Заболевания, вызываемые менингококковой инфекцией

Заболевания, вызываемые грибами (микозы)

Заболевания, вызываемые простейшими (токсоплазмоз, малярия, лямблиоз, пневмоцистоз и др.)

Другие инфекции: легионеллез, микоплазмозы, хламидиоз.

Острые вирусные гепатиты

Хронический активный вирусный гепатит

Манипуляции

** Проведение сбора патологического материала для проведения вирусологических или бактериологических исследований 10; 10

** Проведение забора крови или других материалов для проведения иммунологических исследований 20; 20

** Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий при выявлении острого инфекционного заболевания 10; 10

** Назначение, правильный забор диагностического материала и интерпретация результатов лабораторного исследования при подозрении на вирусный гепатит 10; 10

Навыки по оказанию скорой и неотложной помощи во фтизиатрии

Примечание: первая цифра – количество манипуляций в 1 год обучения – интернатуре; вторая цифра – количество манипуляций во 2-3 год обучения – ординатуре; при овладении практическими навыками предусматривается 2 уровня их освоения: 1 уровень (*) - врач может проводить под контролем руководителя стажировки или консультативной помощи опытного специалиста, 2 уровень (**) – должен проводить самостоятельно.

Распознавание и лечение неотложных состояний при:

** легочных кровотечениях 5; 10

** спонтанном пневмотораксе 5; 10

** острой дыхательной недостаточности, остановке дыхания 5; 5

** астматическом статусе 10; 15

** анафилактическом шоке 5; 10

** тромбоэмболии легочной артерии 5; 10

** респираторном дистресс- синдроме 5; 10

** проведение искусственного дыхания 5; 10

** проведение непрямого массажа сердца 5; 10

** проведения трахеостомии 2; 4

Навыки социальной деятельности.

Определять нетрудоспособность больного: временную и стойкую, направлять на экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности

Осуществлять мероприятия по реабилитации больных

Организовывать комплексные мероприятия в общей лечебной сети по диспансеризации населения для выявления туберкулеза

В диспансере проводить наблюдение, лечение, реабилитацию и перевод из одной группы диспансерного учета в другие

Осуществлять наблюдение контактных лиц, организовывать и участвовать в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза.

Владение правовыми и законодательными основами деятельности врача-фтизиатра

Врач-фтизиатр должен знать:

Основы законодательств о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения

Основы законодательств, регламентирующих врачебную деятельность и деятельность врача-фтизиатра, свои права, обязанности и ответственность

Общие вопросы организации фтизиатрической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы по выявлению туберкулеза у взрослого и детского населения

Правила оформления медицинской документации, предусмотренной законодательством

Владеть методами статистического эпидемиологического анализа по туберкулезу

Знать основы медицинского страхования, менеджмента и управления здравоохранением.


Владение алгоритмом постановки диагноза

при вираже туберкулиновой пробы

при длительном кашле (более 3-х недель) и затяжных пневмониях

при симптомокомплексе признаков сходных с туберкулезом

кровохарканье

выпоте в плевральную полость

при наблюдении лиц из групп риска по туберкулезу (сахарный диабет, язвенная болезнь желудка, ХНБОД, хронических болезнях костной, мочеполовой системы, глаз, кожи и др.)

при округлой тени в легком;

при полостном образовании в легких

легочных инфильтратах

легочной диссеминации

лихорадке неясного генеза

увеличенных внутригрудных лимфатических узлах

увеличенных периферических лимфатических узлах

Владение современными методами лечения, фармакотерапии лекарственных средств и реабилитации больных

Врач – фтизиатр должен владеть:

Основными принципами лечения туберкулеза органов дыхания и сочетанных с ним заболеваний, представленных в учебной программе, которые включают: этиотропную, патогенетическую лекарственную терапию и коллапсотерапию

Четко определять показания и противопоказания к хирургическому лечению

Врач – фтизиатр должен знать:

Основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, применяемых во фтизиатрии и при сочетанных с туберкулезом заболеваниях

- осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;

- показания, противопоказания, режим назначения и возможные побочные действия следующих лекарственных групп:

- противотуберкулезные препараты

- туберкулин

- вакцина БЦЖ

- антибиотики

- бронхолитики

- глюкокортикостероиды

- муколитики и другие отхаркивающие средства

- иммуномодуляторы

- противовирусные средства

- вазодилататоры (бета-блокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ);

- антифунгальные средства, применяемые при глубоких микозах.

Врач- фтизиатр должен знать:

- основы немедикаментозной терапии (физиотерапии, фитотерапии, квантовой терапии, лечебной физкультуры и другие немедикаментозные методы) при туберкулезе и другой бронхолегочной патологии;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению при туберкулезе;

- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии туберкулезных больных.

Фундаментальная подготовка специалиста

Фундаментальная подготовка врача-фтизиатра включает:

основные вопросы нормальной и патологической анатомии при туберкулезе, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции при туберкулезе;

основы иммунологии и реактивности организма; иммунитет и аллергию при туберкулезе, механизмы защиты органов дыхания от повреждающих факторов

возбудители туберкулеза у человека и животных; типы микобактерий туберкулеза, их роль в эпидемиологии и клинике туберкулеза, лекарственно – устойчивые и фильтрующиеся Л-формы микобактерии туберкулеза

фармакокинентику противотуберкулезных препаратов


Подготовка по разделам общественного здоровья и здравоохранения.

Врач-фтизиатр должен знать:

Основные направления реформ здравоохранения

Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Организационные структуры управления в здравоохранении.

Основы экономической эффективности здравоохранения. Экономическую эффективность снижения заболеваемости и ликвидации некоторых заболеваний.

Основы маркетинга в здравоохранении.

Основы медицинского страхования. Основные принципы медицинского страхования. Обязательное и добровольное медицинское страхование.

Применение информационных технологий, для решения различных задач медицины.

Навыки работы с медицинской литературой

Специалист фтизиатр постоянно должен знакомиться с основными руководствами по фтизиатрии и смежным специальностям. Регулярно читать публикации по туберкулезу и смежным специальностям в отечественных и зарубежных журналах. Получения оперативной информации по различным разделам избранной профессии возможно через « Медицинскую газету».

Навыки работы с компьютером.

Специалист фтизиатр должен обладать навыками работы с компьютером и использовать их в различных разделах клинической деятельности: ведение истории болезни, эпидемиологический мониторинг за больными туберкулезом на различных этапах (с момента выявления до полного клинического излечения), обмен этими данными с другими специалистами и ведомствами.

4. методические рекомендации ПО преподаванию специальности «ФТИЗИАТРИЯ»

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и естественнонаучным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях.

Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.

Стандарт является основой для:

- создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных и учебно- методических планов

- определения критериев для аттестации (аккредитации) ВУЗов

- определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности фтизиатрия для клинических ординаторов, интернов

- определения критериев и содержания экзамена по специальности фтизиатрия при подтверждении итогового документа врача- фтизиатра

Настоящий государственный стандарт определяет образовательно-профессиональную подготовку врача–фтизиатра, включающую профессиональную первичную подготовку (интернатура и ординатура), программы повышения квалификации для получения или подтверждения врачебной категории специалиста врача-фтизиатра, программу общего усовершенствования, а также программы тематических усовершенствований врачей- фтизиатров и врачей других специальностей (терапевтов, педиатров, пульмонологов, семейных врачей). На основе программы государственного образовательного стандарта разрабатываются учебные и учебно–тематические планы различных видов последипломной подготовки, включая раздел по фтизиатрии для врачей других вышеперечисленных специальностей.

Учебная программа включает объем курса фтизиатрии, необходимый для самостоятельной профилактической, лечебной и организационной работы врача-фтизиатра.

Начало обучения в системе с 1 сентября. Подготовка врачей-фтизиатров предусматривает следующие формы обучения:

а) самостоятельная лечебно-диагностическая работа под руководством преподавателя кафедры фтизиатрии;

б) участие в клинических обходах, разборах, которые проводятся в данном лечебном учреждении;

в) аудиторная учебная работа в виде лекций и семинаров.

Основным методом подготовки врача-фтизиатра является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателя кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1: 6 на одного преподавателя (Письмо МЗ России от 03.05.2000г. №2510/4893-32). На обучающихся полностью распространяются правила внутреннего распорядка, установленного для сотрудников базовых учреждений и кафедр. Продолжительность рабочего дня определяется действующим законодательством для врачей-фтизиатров. Норма курации больных составляет половину нормы врача-фтизиатра. В лечебную работу включатся ежемесячные дежурства (не менее 2 раз по 12 часов), первые полтора года в качестве помощника основного врача - дежуранта. Продолжительность отпуска для клинического ординатора равняется отпуску, предусмотренному для специалистов фтизиатров и предоставляется обычно в летний период времени.

Самостоятельная работа клинического ординатора составляет две трети рабочего времени в год. В процессе обучения должны применяться различные формы контроля (тестовый контроль, собеседование, зачет).

За время обучения на кафедре необходимо овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям, пройти углубленную подготовку по выбранным элективам (не менее 4-х). Обучение осуществляется по индивидуальным планам, разработанным на основании типовой программы применительно к конкретным условиям работы молодого специалиста. Программа подготовки имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональный раздел составляет 90% всего учебного времени и включает теоретическую подготовку (посещение лекций, семинаров) и клиническую подготовку (работа с больными во фтизиатрическом стационаре, дежурства в отделении, получение навыков при оказании неотложной помощи туберкулезным больным, освоение некоторых инструментальные методов диагностики и лечения, работа в поликлиническом отделении противотуберкулезного диспансера). Количество и перечень практических манипуляций различны для врачей-интернов и врачей-ординаторов: первая цифра при описании манипуляции приводится для врачей-интернов; вторая цифра – для врачей ординаторов (2 и 3 год обучения).

Учебно-тематический построен по модульной системе обучения. Выделено 6 модулей:

1. Теоретические основы фтизиатрии

2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника)

3. Диагностика туберкулеза

4. Клиника туберкулеза легких

5. Внелегочный туберкулез

6. Лечение туберкулеза

На первом году обучения (интернатура) изучаются преимущественно вопросы общей и частной фтизиатрии, вопросы инструментальных диагностических методов, изучение смежных специальностей.

Второй и третий год обучения посвящен изучению вопросов дифференциальной диагностики при различных синдромах, индивидуализированной терапии больных при сочетании туберкулеза и патологии других органов и систем (патологии почек, сердечно-сосудистой системы, при сахарном диабете, патологии желудочно-кишечного тракта, особенностям течения болезням в пожилом возрасте и т.п.). Программа второго и третьего года обучения обязательно включает изучение неспецифической патологии органов дыхания, в том числе и изучение редкой патологии органов дыхания.

Выделены вопросы смежных дисциплин. Наиболее значимыми для фтизиатрии являются 5 смежных дисциплин: рентгенология, пульмонология, педиатрия, эндокринология и инфекционные болезни. На знании рентгенологии и пульмонологии основываются основные скрининговые методы выявления и дифференциальной диагностики туберкулеза. Подробно изучаются вопросы рентгенанатомии, рентгенсемиотики туберкулеза органов дыхания и других внелегочных локализаций туберкулеза. Включены различные лучевые методы исследования, применяемые во фтизиатрии: рентгенография, обычная, компьютерная и ядерно–магнитная томография, рентгенфункциональные, радионуклидные и ультразвуковые методы диагностики туберкулеза и его осложнений. Изучаются также такие важные и широко используемые в практической работе вопросы современного флюорографического исследования и радиационной защиты как медицинского персонала, так и пациентов. Специалисты на семинарах и практических занятиях постоянно работают с первичной ренгентомографической документацией (флюорограммами, рентгенограммами и другими рентгендокументами) и к концу обучения могут самостоятельно интерпретировать результаты этих исследований. Раздел пульмонологии включает самую разнообразную легочную патологию: пороки развития бронхов и легких, инфекционные, грибковые, аллергические и опухолевые заболевания. Кроме лекций предусматривается большое количество семинарских занятий, практических занятий и самостоятельная курация больных диагностических отделений. В разделах по эндокринологии, педиатрии и инфекционным заболеваниям включена наиболее частая патология, которая сочетается и утяжеляет течение туберкулеза.

7% всего учебного времени отводиться для фундаментальной подготовки по специальностям патологическая анатомия, патофизиология, микробиология и фармакология.

На подготовку по вопросам общественного здоровья и здравоохранения отводится 3% учебного времени. Обязательно включаются вопросы по управлению здравоохранением и структуре противотуберкулезной службы, вопросы бюджетной медицины, ведение документации и форм отчета. Раздел полицевого учета больных туберкулезом и проведения эпидемиологического мониторинга заболевания изучается с использованием современной вычислительной техники.

Для более углубленной подготовки по специальности предлагается изучение элективов (не более 4 -х). Учебный и учебно-методический план по элективам составляется индивидуально для каждого учащегося, согласно представленным ниже программам.

В противотуберкулезной службе всех регионов России выделена самостоятельная детская фтизиатрическая служба, в которой работают специалисты педиатры, хорошо знающие особенности и формы туберкулеза, присущие детскому и подростковому возрасту. Педиатры–фтизиатры осуществляют методическое руководство в общей лечебной сети по вакцинации детей от туберкулеза и другим видам профилактики и раннего выявления туберкулеза среди детей и подростков. Лечение туберкулеза в этой возрастной группе также значительно отличается от лечения туберкулеза взрослых больных.

Второй электив посвящен вопросам туберкулеза у ВИЧ – инфицированных и больных наркоманией. Туберкулез является основной причиной смерти, а в большинстве случаев и первым поводом для обращения к врачу ВИЧ – инфицированных пациентов. При ВИЧ – инфекции, как формы и локализация туберкулеза, так и сам возбудитель и методы его выявления имеют свои значительные особенности. Алкоголизм и другие виды наркомании и токсикомании у больных туберкулезом встречаются в 50 – 80 % случаев. Эти сочетания утяжеляют туберкулез, чаще приводят к быстротекущим формам с летальным исходом и особенно сложны как для диагностики, так и для лечения.

В третьем элективе изучаются вопросы саркоидоза. В последние годы пациенты, больные саркоидозом включены под наблюдение фтизиатров. Само заболевание с неуточненной этиологией имеет наибольшее сходство с туберкулезом, требует кропотливой дифференциальной диагностики прежде всего с эпидемиологически опасной инфекцией, и поэтому эти больные чаще всего направляются к фтизиатрам.

Четвертый электив посвящен профессиональным заболеваниям органов дыхания. В регионах с развитой угольной отраслью производства включение этого электива особенно актуально, так как самым распространенным профессиональным заболеванием, осложняющимся или сочетающимся с туберкулезом является силикоз. За последние годы изучено много легочных диссеминаций, обусловленных профессиональными контактами с различными вредными факторами. Эти заболевания, так называемые альвеолиты, имеют большое клинико– рентгенологическое сходство с туберкулезом и дифференциальная диагностика проводится в первую очередь с этой инфекцией . Поэтому для специалистов фтизиатров важно изучение перечисленных разделов профессиональной патологии.

Для специалистов, имеющих стаж работы по избранной специальности, и обучающихся на циклах переподготовки (аттестационном, тематического или общего усовершенствования) должен быть указан предшествующий уровень образования с учетом стажа работы и квалификации специалиста.

Предусмотрено несколько видов постдипломной подготовки стажированных специалистов.

Общее усовершенствование продолжительностью более 500 часов рассчитано на специалистов, работающих во фтизиатрии менее 10 лет или работающих в качестве врачей – фтизиатров длительно, но их первичная специализация проводилась менее двух месяцев, а также если в работе по специальности был длительный перерыв. В учебно–методическом плане предусматривается более углубленное изучение особенностей клинического течения, основных скрининговых и других методов диагностики и современного лечения туберкулеза. Форма обучения очная и очно–заочная. При очно–заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25–30 %.

Аттестационные (сертификационные) циклы продолжительностью 288 часов также могут проводиться в виде очной и очно–заочной формы обучения. В последнем случае возможно сокращение объема подготовки на 25–30 % за счет самостоятельной работы.

Для врачей высшей категории (главных врачей, их заместителей, заведующих отделениями или других врачей, входящих в резерв руководителей подразделений) аттестационный цикл «Актуальные вопросы фтизиатрии, социальной гигиены и организации противотуберкулезной помощи.» предусматривает больший удельный вес организационных вопросов борьбы с туберкулезом (модуль 1), ошибок в диагностике туберкулеза (модуль 3), лечение туберкулеза в сочетании с другими заболеваниями, включая новые технологии (модуль 6).

Для врачей первой и второй категории аттестационный цикл «Туберкулез органов дыхания и его дифференциальная диагностика» в большей степени посвящен скрининговым методам диагностики туберкулеза (флюорография , туберкулинодиагностика, бактериологические методы), особенностям клинического течения современного туберкулеза, стандартным схемам лечения.

На цикле «Фтизиатрия детского и подросткового возраста» обучаются врачи–фтизиатры, работающие с детьми и подростками. Учебно-тематический план должен включать особенности диагностики, клинического течения, лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, больных туберкулезом.

На всех аттестационных ( сертификационных ) циклах, независимо от их тематики, изучаются все разделы фтизиатрии, которые предусмотрены в квалификационной характеристике специалиста – фтизиатра.

Тематическое усовершенствование длительностью 6 недель (234 часа) может проводиться по очной и очно–заочной системе. В последнем случае объем подготовки может быть уменьшен на 25–30 % . В современных условиях приоритетной должна быть следующая тематика.

Цикл «Туберкулез органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста» предназначается не только для фтизиатров, но и для других специалистов, работающих с пожилыми больными.

Тематическое усовершенствование по внелегочному туберкулезу рекомендуется врачам противотуберкулезных учреждений и другим специалистам общей лечебной сети, занимающимся диагностикой туберкулеза различных внелегочных локализаций.

Цикл «Профилактика и выявление туберкулеза у детей и подростков» рассчитан на педиатров общей лечебной сети и фтизиатров , работающих с детьми и подростками.

Тематическое усовершенствование «Избранные вопросы дифференциальной диагностики туберкулеза с другими заболеваниями органов дыхания» предназначается для разных врачей (терапевтов, пульмонологов и других специалистов), занимающихся выявлением и дифференциальной диагностикой туберкулеза.

После окончания каждого этапа программы и в процессе обучения применяются различные формы контроля (тестовый, собеседование, зачет). В последние 2 недели, каждого года обучения проводятся экзамены; после первого и второго года - переводные, после третьего - аттестационный экзамен по всему курсу обучения с включением вопросов смежных специальностей и элективов в объеме, предусмотренном настоящим стандартом. Аттестационный (сертификационный) экзамен включает: сдачу практических навыков, оценку теоретической подготовки и клинического мышления, умения применять свои знания и опыт в различных клинических ситуациях. Форма экзамена может быть устной, письменно - тестовой. При успешной сдаче заключительного экзамена вручается итоговый документ специалиста фтизиатра.

Тестовый контроль и ситуационные задачи распределены по модулям, имеют различную степень сложности в зависимости от вида последипломной подготовки (интернатура, ординатура первого года обучения, второго года обучения, аттестационных (сертификационных) циклов перед сдачей экзамена для присвоения или подтверждения врачебной квалификационной категории).

Учебный процесс оснащается учебно-методическими пособиями, современными техническими средствами обучения (слайды, видеофильмы, компьютеры, подборка приказов, методических пособий, банк данных с различными клиническими наблюдениями, иллюстрированными рентгеновской документацией).

5. Учебные и учебно – тематические планы

5.1. ИНТЕРНАТУРА (первичная специализация)

Учебный план (интернатура)

Срок обучения: 1 год; количество часов - 1728; количество недель - 48; режим занятий – 6 часов в день

№№

Наименование разделов и

Дисциплин

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лек-ции

Семи-нары

Прак. занятия

I

Профессиональная подготовка

1554

512

484

558

экз.

1.

Клиническая подготовка

1382

456

436

490

экз.

1.1

Теоретические основы фтизиатрии

82

26

26

30

зачет

1.2

Противотуберкулезный диспансер (поликлиника).

288

74

108

106

зачет

1.3

Диагностика туберкулеза

308

102

98

108

зачет

1.4

Клиника туберкулеза легких

200

66

66

68

зачет

1.5

Внелегочный туберкулез.

74

24

24

26

зачет

1.6

Лечение туберкулеза легких

154

50

46

58

зачет

1.7

Смежные cпeциальности

276

92

86

98

зачет

1.7.1

Рентгенология

78

26

24

28

1.7.2

Пульмонология

72

20

30

22

1.7.3

Педиатрия

36

20

8

8

1.7.4.

Эндокринология

36

14

14

8

1.7.5.

Инфекционные болезни

36

14

14

8

2

Национально – региональный (вузовский компонент)

174

56

56

62

2.1

Фундаментальные дисциплины

122

40

40

42

зачет

2.1.1

Патологическая анатомия

32

10

12

10

2.1.2

Патологическая физиология.

40

14

12

14

2.1.3

Микробиология

40

14

12

14

2.1.4

Фармакология

10

2

4

4

2.2

Общественное здоровье и здравоохранение

52

16

16

20

зачет

2.2.1

Управление здравоохранением

12

2

4

6

2.2.2

Медицинская статистика и

информатика

40

14

12

14

П

Элективы

174

58

56

60

зачет

П.1

Туберкулез у детей и подростков.

90

30

30

30

П.2

Туберкулез,психические заболевания,наркомания и ВИЧ.

24

14

4

6

П.3

Саркоидоз

36

10

12

14

П.4

Профессиональные заболевания органов дыхания

24

10

8

6

Всего

1728

570

540

618

экз.

Учебно-тематический план ( интернатура )

 

 

 

№№

Наименование разделов и

Дисциплин

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семи-нары

Прак. занят

I

Профессиональная подготовка

Федеральный компонент

1554

512

484

558

экз.

1.

Клиническая подготовка

1382

456

436

490

экз.

1.1

Теоретические основы фтизиатрии

82

26

26

30

зачет

1.1.1

Исторические этапы развития фтизиатрии

4

2

2

-

1.1.2.

Этиология туберкулеза

16

4

4

8

1.1.3

Эпидемиология туберкулеза

32

12

10

10

1.1.4.

Патогенез туберкулеза

10

2

4

4

1.1.5.

Классификация туберкулеза

20

6

6

8

1.2.

Противотуберкулезный диспансер.

(поликлиника)

288

74

108

106

зачет

1.2.1.

Диспансерная группировка.

18

2

6

10

1.2.2.

Содержание и методы работы участкового фтизиатра.

50

10

20

20

1.2.3.

Межведомственная программа борьбы с туберкулезом.

10

2

4

4

1.2.4.

Очаг туберкулезной инфекции.

20

4

8

8

1.2.5.

Пути выявления туберкулеза.

20

6

10

4

1.2.6.

Группы риска по туберкулезу

30

8

10

12

1.2.7.

Организация раннего выявления туберкулеза.

30

10

10

10

1.2.8.

Профилактика туберкулеза

40

10

14

16

1.2.8.1.

Противотуберкулезная вакцинация. Ревакцинация. Осложнения, их профилактика и лечение.

30

10

10

10

1.2.8.2.

Химиопрофилактика (первичная и вторичная).

30

10

10

10

1.2.8.3.

Санитарная профилактика.

10

2

6

2

1.3.

Диагностика туберкулеза

308

102

98

108

зачет

1.3.1.

Объективное обследование

14

4

4

6

1.3.2.

Туберкулинодиагностика

36

12

12

12

1.3.3.

Лучевая диагностика

122

40

40

42

1.3.4.

Лабораторная диагностика

1.3.4.1.

Бактериологическая диагностика туберкулеза

28

10

8

10

1.3.4.2

Биохимические, иммунологические и др. методы исследования

36

10

12

14

1.3.5.

Инструментальные и инвазивные методы исследования

36

12

12

12

1.3.6.

Функциональные исследования

36

12

10

14

1.4.

Клиника туберкулеза легких

200

66

66

68

зачет

1.4.1.

Формы первичного туберкулеза органов дыхания

32

10

10

12

1.4.2.

Особенности вторичного периода туберкулезной инфекции. Формы туберкулеза.

84

28

28

28

1.4.3.

Осложнения туберкулеза

46

16

14

16

1.4.4.

Неотложные состояния во фтизиатрии.

38

12

14

12

1.5.

Внелегочный туберкулез.

74

24

24

26

зачет

1.5.1.

Основные локализации внелегочного туберкулеза.

46

14

16

16

1.5.2.

Туберкулез центральной нервной системы

28

10

8

10

1.6.

Лечение туберкулеза легких

154

50

46

58

зачет

1.6.1.

Основные принципы антибактериальной химиотерапии:

1.6.1.1.

- детей, подростков и взрослых впервые выявленных больных

30

10

10

10

1.6.1.2.

- детей, подростков и взрослых больных хроническими формами туберкулеза

18

6

6

6

1.6.1.3.

- больных с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза

26

8

8

10

1.6.2.

Патогенетическая и иммуномодулирующая терапия

20

6

4

10

1.6.3.

Коллапсотерапия

20

6

6

8

1.6.4.

Хирургическое лечение

22

8

6

8

1.6.5.

Санаторное и амбулаторное лечение

14

4

4

6

1.6.6.

Экспертиза трудоспособности при туберкулезе

8

2

2

4

1.7.

Смежные спeциальности

276

92

86

98

1.7.1

Рентгенология

78

26

24

28

зачет

1.7.1.1

Лучевые методы исследования во фтизиатрии

6

2

2

2

1.7.1.2

Рентгенфункциональные и контрастные методы исследования

6

2

2

2

1.7.1.3

Компьтерная и магнитно – резонансная томография

6

2

2

2

1.7.1.4

Рентгенанатомия человека

6

2

2

2

1.7.1.5

Рентгеносемиотика туберкулеза органов дыхания

18

6

4

8

1.7.1.6

Рентгенсемиотика туберкулеза других локализаций

6

2

2

2

1.7.1.7

Принципы протоколирования рентгеновского исследования

6

2

2

2

1.7.1.8

Радионуклидные и ультразвуковые методы исследования во фтизиатрии

6

2

2

2

1.7.1.9

Флюорография

12

4

4

4

1.7.1.10

Основы радиационной безопасности

6

2

2

2

1.7.2.

Пульмонология

72

20

30

22

1.7..2.1

Клиническая анатомия и основные функции легких

8

2

2

4

1.7.2.2

Пороки развития и генетически детерминированные заболевания легких

8

2

4

2

1.7.2.3.

Инфекционные воспалительные заболевания

10

2

4

4

1.7.2.4

Грибковые и паразитарные заболевания

8

2

4

2

1.7.2.5

Бронхиальная астма

8

2

4

2

1.7.2.6

Заболевания, обусловленные диффузным поражением легочной ткани

10

4

4

2

1.7.2.7

Тромбоз легочных сосудов

6

2

2

2

1.7.2.8

Опухоли легких и средостения

8

2

4

2

1.7.2.9

Заболевания и патологические состояния с преимущественным поражением плевры

6

2

2

2

1.7.3.

Педиатрия

36

20

8

8

зачет

1.7.3.1

Болезни новорожденных. Рост и развитие ребенка

2

2

-

-

1.7.3.2

Наследственная патология

6

2

2

2

1.7.3.3

Заболевания желез внутренней секреции

4

2

2

-

1.7.3.4

Заболевания центральной и периферической нервной системы

4

2

-

2

1.7.3.5

Иммунитет и иммунодефицитные болезни

4

2

-

2

1.7.3.6

Аллергические заболевания

6

2

2

2

1.7.3.7

Острые инфекционные и паразитарные заболевания

6

4

2

-