Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

отчета по проекту рнп 2 3818 «Виртуальный мир минералов (учебная и культурно образовательная программа)»

 

             

отчета по проекту рнп 2 3818 «Виртуальный мир минералов (учебная и культурно образовательная программа)»

отчета по проекту РНП.2.2.1.2.3818

«Виртуальный мир минералов

(учебная и культурно образовательная программа)»

Отчет 30 с., состоит из введения, основной части и заключения, 4 приложений, списка литературы

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – минерал, минеральный вид, музей, виртуальный мир, образец, база данных, учебная программа, учебное пособие, иллюстрации, путеводитель.

Объектами разработок на четвертом этапе выполнения проекта по созданию учебной и культурно-образовательной программы «Виртуальный мир минералов» являлись: web-сайт, содержащий страницы учебной программы по курсу минералогии и страницы музейного собрания; «Путеводитель по Минералогическому музею СПбГУ»; учебное пособие «Основные термины и понятия в минералогии».

Целью проекта по созданию учебной и культурно-образовательной программы «Виртуальный мир минералов» на 3 и 4 кварталы 2007г. были следующие виды работ согласно календарному плану:

· компоновка информации и представление БД в сети Интернет, отладка CGI-запросов к БД; публикация учебного пособия «Основные термины и понятия в минералогии»

· публикация путеводителя по музею «Минералогический музей Санкт-Петербургского государственного университета».

· продолжение работы по подготовке технических материалов:

-наполнение БД сведениями по минеральным видам;

-наполнение БД сведениями по образцам минералов экспозиции музейного собрания СПбГУ;

Методология проведения работ основывалась на:

· подборе и компоновке материалов, написании текстов, создании веб-страниц, рисунков, фотографий и файлов Flash-анимации для страниц Минералогического музея и учебного пособия по курсу минералогии с использованием современных мультимедийных технологий;

· составлении и отладке запросов к таблицам БД на языках PHP и Perl для генерации на страницах сайта нужной информации;

· подборе иллюстративного материала, верстка макета путеводителя по музейному собранию;

· подборе первоисточников для составления учебного пособия «Основные термины и понятия в минералогии»; верстке макета для публикации;

· создание таблиц «Словаря минеральных видов» и пособия «Основные термины и понятия в минералогии» для публикации электронной версии данных справочников;

· продолжении работ по наполнению БД сведениями об образцах минералов музейной экспозиции и минеральных видах с привлечением различных источников информации (учебные и справочные издания, электронные БД, Интернет-ресурсы).

· фотосъемке образцов минералов в различных ракурсах и подготовке полученных изображений для публикации в сети Интернет (обработка растровых файлов с использованием графических пакета Photoshop CombineZM);

Результаты:

· подобраны текстовые и иллюстративные материалы, созданы рисунки (156 файлов) и флеш-ролики (26 файлов), оформлены веб-страницы (58 файлов) для виртуального учебного пособия с использованием вышеуказанных материалов (http://mmus.geology.pu.ru/programm);

· подготовлены таблицы «Словаря минеральных видов и учебного пособия «Основные термины и понятия в минералогии» для публикации электронной версии, разработан макет вышеуказанных справочников для печати;

· составлен макет путеводителя по музею «Минералогический музей Санкт-Петербургского государственного университета»;

· проверены и внесены новые данные в таблицы образцов (325 образцов), минеральных видов (570 минеральных видов); в таблицу регионов внесены устаревшие названия регионов;

· сфотографированы 684 образца из систематической коллекции музея, растровые изображения обработаны в программе «Photoshop» (484 файла) и «CombineZM» (200 файлов) для печати и публикации на страницах сайта.

Степень внедрения . Публикация БД в сети Интернет открыла пользователям более широкие возможности поиска информации о минералах по различным направлениям: характеристика минерального вида, вхождение в коллекции музея, сведения по конкретным образцам.

Рекомендации по внедрению. БД может быть рекомендована к использованию в других музеях естественнонаучного профиля, в учреждениях, занимающихся научно-исследовательской или учебной деятельностью, работающих с банками данных геолого-минералогической направленности.

Работа с БД показала преимущества подобного (структурированного) хранения информации: удобство и простоту в использовании, что может быть рекомендовано всем, кому приходится иметь дело с большим систематизированным объемом информации.

Область применения результатов выполненных за отчетный период работ:

· учебная, научная и справочно-информационная : опубликованные материалы на страницах web-сайта и «Словарь минеральных видов» несомненно будут востребованы широким кругом научной общественности (учащиеся, студенты, преподаватели, научные работники) и найдут применение в различных отраслях знаний;

· культурно-образовательная : использование опубликованных материалов всеми интересующимися науками о Земле;

· музейная : эффективный учет и хранение экспонатов (со всеми вытекающими из этого новыми возможностями).

Экономическую эффективность и значимость работы трудно оценить в цифрах. В этом смысле значимость данной работы может рассматриваться как интеллектуальный, научный и культурный потенциал, не поддающийся каким-либо материальным оценкам.

Несомненно, что представленные материалы являются выгодной альтернативой печатным изданиям, экономя время и средства на публикацию печатных изданий (учебная, справочная, историко-образовательная литература), на поиск нужной информации и приобретение дорогостоящих сегодня книг. Кроме того, к данным на электронных носителях возрастает интерес и спрос в современном мире.

Публикация «Словаря минеральных видов» имеет большую значимость для российских ученых. Поскольку в нем впервые проведен критический анализ существующих названий минеральных видов, включая ошибочные, устаревшие и лишние термины. Тип словаря двуязычный с кратким справочным материалом для каждого минерального вида. В конце книги приведен англо-русский словарь всех терминов. Словарь отвечает насущным требованиям.

Публикация путеводителя «Минералогический музей Санкт-Петербургского государственного университета» имеет научное и большое культурно-просветительское значение, так как за прошедший век со времени издания в 1898 году первого путеводителя коллекции музея значительно увеличились, что нашло свое отражение на страницах нового путеводителя.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования . Делая прогнозные оценки на будущее, можно с уверенностью сказать БД и страницы web-сайта позволят:

· представить программу по курсу минералогии в гораздо большем объеме по сравнению с любым печатным изданием;

· получить студенту необходимую информацию и проверить свои знания с помощью электронного тестирования;

· представить в сети Интернет англо-русский/русско-английский Минералогический словарь, необходимый геолого-минералогической общественности;

· на основе БД создавать полный электронный справочник по минеральным видам, не имеющий пока аналогов на русскоязычных сайтах;

· расширить представление о музейных коллекциях и возможности научно-исследовательского взаимодействия, расширить контакты с минералогическими музеями нашей страны и зарубежными.

· даст возможность расширить представление о музейных коллекциях мира;

· позволить установить и расширить научно-исследовательские контакты с минералогическими музеями нашей страны и зарубежными;

· виртуальная экскурсия по экспозиции музейного собрания даст возможность познакомиться с одной из старейших минералогичеких коллекций России, получить сведения по образцам;

· страницы путеводителя «Минералогический музей Санкт-Петербургского государственного университета» помогут получить представление об истории музейного собрания и кафедры минералогии, о людях, стоящих у истоков создания минералогического музея и принимавших участие в формировании музейного собрания, о тех, кто сберегал коллекции в трудные годы блокады, о людях, заботящихся о пополнении музейного собрания; позволяют совершить.