Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Курсовой работы актуальна, ведь торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими рес

 

             

Курсовой работы актуальна, ведь торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими рес

Содержание

Введение 3

Глава 1. Целесообразность механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности 4

Глава 2. Торговая политика: либерализм и протекционизм 6

Глава 3. Инструменты торговой политики 10

3.1. Таможенные тарифы 10

3.2. Нетарифные барьеры 17

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Международная торговля - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т. д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и торговых операций, представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Тема курсовой работы актуальна, ведь торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел - международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления - свобода торговли и протекционизм.

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, понятие протекционизма и либерализма, определить их основные характеристики.

Глава 1. Целесообразность механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи[1] :

­ оказание помощи предпринимателям и предприятиям,

­ организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,

­ содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,

­ оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,

­ содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,

­ принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,

­ содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,

­ предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

Глава 2. Торговая политика: либерализм и протекционизм

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими страна­ми. Основными целями внешнеторговой политики являются[2] :

­ изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

­ изменение объема экспорта и импорта;

­ изменение структуры внешней торговли;

­ обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);

­ изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в междуна­родное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

­ политика свободной торговли;

­ протекционизм.

Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регуля­тора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно за­ключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции[3] . В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предпола­гается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное дейст­вие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономичес­кому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к эконо­мическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринима­телей в повышении технического уровня и эффективности произ­водства.

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить им­порт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обес­печивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собст­венное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркичес­кой политикой в чистом виде[4] . Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремле­ние отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.

Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в от­ношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например, на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К инструментам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы и нетарифные барьеры.

Глава 3. Инструменты торговой политики

3.1. Таможенные тарифы

Классическим и основным инструментом внешнеторговой поли­тики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен­ной границы государства[5] .

Рассмотрим меха­низм действия импорт­ных пошлин[6] . Допус­тим, что в какой-либо стране А осуществля­ются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1 ли­ния S обозначает пред­ложение яблок, линия D - спрос, Ро - цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведен­ное и потребленное ко­личество яблок будет равно Qo . Эта ситуация может возникнуть в автаркической эконо­мике.

Рис. 1. Механизм действия импортных товаров

Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw . Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яб­лок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2 -Q1 ).

Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt , тогда T= Pt - Pw . В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3 .. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при­мере - яблоки). Национальные производители продают идентич­ную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгод­ным производство и реализацию яблок по цене Рw , в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt .

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сокра­тится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее по­требление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различ­ный эффект для различных товаров.

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введе­ния импортной пошлины на потребителей, производителей, прави­тельство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 2, а).

Рис. 2. Влияние импортных пошлин на благосостояние страны

Потребители должны платить большую цену за яблоки, что озна­чает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd . Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa . Правительство, уста­новившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc . Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd , частично компенсируются выигрышем производителей, рав­ным Sa , и выигрышем государства, равным Sc . Величина S (b + d) не ком­пенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой произ­водственную «цену мертво­го веса» тарифа, т.е. стои­мость ресурсов, которые были затрачены на увели­чение внутреннего выпус­ка от Q1 , до Q3 вместо их более эффективного ис­пользования в других на­правлениях при условии свободной торговли.

На рис. 2,б площадь, равная а, разделена на две части. Часть площади, обозначенная а1 , представляет собой дополнительную выгоду производителей от реализации по цене P1 в условиях действия им­портной пошлины такого объема товаров (в нашем примере — яблок), кото­рый был бы продан и в условиях свободной тор­говли (только по ценам Рw ). Кроме того, как уже отмечалось, введение им­портной пошлины приво­дит и к росту объема внут­реннего производства с Q1 , до Q3 Доходы от продажи этого дополни­тельного количества товара равны: (Q3 — Q1 )Pt , или, как обозначено на схеме, они составляют: Sa2 + Sb + Sc. Дополнительная выгода про­изводителей, полученная вследствие расширения производства после введения импортной пошлины, равна Sa2 ,а стоимость ресур­сов, требуемых для этого расширения производства, — S (b + е). Если бы импортная пошлина не была введена, то это же количество яблок могло бы быть куплено на мировом рынке по цене, равной Se. Следовательно, стоимость ресурсов, направленных на расширение внут­реннего (более дорогого по сравнению с мировым) производства яблок, а не на закупку дополнительного количества более дешевых яблок на мировом рынке или на использование в других секторах экономики, равна Sb.

Площадь d — это «цена мертвого веса» тарифа для потребителя. Эта величина представляет собой потери потребителей вследствие изменения спроса на менее желаемые, но более дешевые заменители яблок. Так, до введения пошлины потребители покупали количество товара, равное Q2 , а после введения пошлины -Q4 . Потери потре­бителей составили: Sa + Sb + Sc, поскольку количество яблок, кото­рое они сейчас покупают, обходится им дороже. Кроме этого, они теряют Sd, так как их потребление яблок снизилось.

Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с од­ной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой — защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров произво­дится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины. В этой связи необходимо рассмот­реть фактический уровень протекции.

Фактический уровень протекции определяется по следующей фор­муле:

Ф= ,

где Д - внутренняя добавленная стоимость при свободной тор­говле;

Д' - внутренняя добавленная стоимость после введения импорт­ной пошлины.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим крите­риям.

1. Направление движения товара

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применя­ются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины

В соответствии со способом установления различаются адвалорные, специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относи­тельно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолют­ном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть до­стигнут разный результат.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каж­дый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.

3. Ставка пошлины

Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможен­ного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторон­ними договорами устанавливаются минимальные ставки таможен­ных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

4. Направление действия пошлин

В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные дейст­вия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экс­портерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенса­ционных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающе­гося нормальным.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не произ­водятся (тропические товары в Европе)[7] . Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптималь­ную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспо­собной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

3.2. Нетарифные барьеры

Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:

1) меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депо­зиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

2) меры административного характера, непосредственно не на­правленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и марки­ровке и т.п.;

3) прочие меры, непосредственно не направленные на ограниче­ние внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подраз­деляются на семь категорий[8] :

­ паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме тамо­женных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных това­ров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специаль­ные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее су­щественное воздействие;

­ меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины);

­ финансовые меры, предусматривающие особые правила соверше­ния валютных операций для регулирования внешней торговли;

­ количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничении на ввоз и вывоз товаров;

­ автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков;

­ государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами;

­ технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортиру­емых товаров национальным стандартам, в том числе качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стои­мостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экс­порт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен им­порт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом конт­роля за движением того или иного товара.

Квоты обычно распределяются на основе лицензий, которые пред­ставляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разре­шается беспрепятственный ввоз или вывоз товара включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разре­шается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.

Политика той или иной страны в области ценообразования мо­жет быть направлена на поддержание внутренних цен на относи­тельно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенса­ционные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсацион­ные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внут­ренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компен­сационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, кото­рые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сбо­ров их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае ком­пенсационный сбор - функцией внутренней цены. Почти автома­тическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты - это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов)[9] . В ре­зультате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление ком­пенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты приме­няются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта, например в конце, 60-х гг. подобная система применялась в Великобритании.

Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые техни­ческие требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертифи­ката качества.

К дополнительным платежам относятся различные администра­тивные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импор­та. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т.е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же, как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда, Но даже если условие нейт­ральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налого­обложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в боль­шей степени, чем, если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только кос­венные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглаше­ния, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями понимаются посо­бия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые госу­дарством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без со­кращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

1) прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государст­вом экспортеру в трех формах:

­ выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экс­порту;

­ возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

­ финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.;

2) косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополни­тельных доходов в иных сферах:

­ налоговые льготы (государство может предоставлять различ­ные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при по­следующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

­ государственное кредитование (государство может предостав­лять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение ус­ловий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный пере­ворот и т.д.). В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный банк, в Великобритании - Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что сущест­венно повышает вероятность принятия странами-импортерами от­ветных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.

Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономи­ки, то экспортные субсидии - на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с им­портом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных про­даж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субси­дий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требу­ются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экс­портные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

Заключение

Дебаты о том, что предпочесть: свободную торговлю или протекционизм - длились на протяжении всей пятисотлетней истории развития миросистемы. Аргументом в пользу свободной торговли всегда было то, что она обеспечивает максимальную конкуренцию, следовательно, максимальную эффективность производства, снижение цен и в конечном итоге выгоды потребителю. Аргументом в пользу протекционизма всегда было то, что свободная торговля чревата весьма негативными последствиями для национальных экономик, и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной она увеличивает безработицу и приводит к краху местных производителей. А в долгосрочной вынуждает более слабые страны заниматься малоприбыльной экономической деятельностью.

Конечно, обе стороны по-своему правы. Однако абстрактные преимущества свободной торговли или протекционизма никогда не определяют того, что происходит на самом деле. В конечном итоге это вопрос столь же политический, сколь и экономический. Как правило, о преимуществах свободной торговли заявляют те страны, которые в данный момент обладают самой высокой производительностью труда. Свободная торговля, несомненно, служит их национальным интересам. Она открывает возможность продавать свои товары на зарубежных рынках без тарифных санкций и иных барьеров. Из чего следует, что они могут вкладывать избыточный капитал в другие страны. У них есть ощущение, что если удастся на какое-то время защитить свой внутренний рынок от конкуренции с производителями из самых развитых стран, то они смогут повысить эффективность собственного производства и развить внутренний рынок настолько, чтобы противостоять открытой конкуренции. Для них это просто вопрос времени. Протекционизм - временная мера. В действительности же экономически слабые страны обычно настолько слабы политически, что протекционизм им не помогает.

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Юристь, 2000

2. Басова Т.Е. Практикум по курсу «Мировая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001

3. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2001

4. Международные валютно-кредитные и финансовые отноше­ния: Учеб. / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статис­тика, 2005

5. Международные экономические отношения / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 2003

6. Мировая экономика: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005

7. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999

8. Суэтин А. Международные валютно-финансовые отношения. Учебник. Изд-во: КНОРУС. М., 2005

9. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.

10. Щебарова Н.Н. Внешнеторговая политика. 2003 г. 256 с.

11. Щегарцов В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. М.: Юнити-Дана, 2005


[1] Мировая экономика: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005

[2] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001

[3] Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. - Мн.: БГЭУ, 2001

[4] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001

[5] Мировая экономика: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005

[6] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001

[7] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001

[8] Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран//Внешняя торговля. 1996. № 4

[9]