Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Повышение квалификации педагогических и руководящих

 

             

Повышение квалификации педагогических и руководящих

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………..………3

2. Повышение квалификации педагогических и руководящих

работников…...…………………………………...…………………………..11

3. Информационные технологии……………………………………………….13

4. Инновационная деятельность………………………………………………..16

5. Педагогическая диагностика деятельности учителя .……………………...18

6. Современные педагогические технологии……………………………...…..25

7. Диссеминация передового педагогического опыта……………….....…….27

8. Городские методические объединения учителей-предметников…………35

9. Городские постоянно действующие семинары руководителей образовательных учреждений……………….....................………….....… 37

10. Городской конкурс «Учитель года» ………………………………….........39

11. Издательская деятельность………………………………….........................43

12. Одаренные и талантливые дети………………………………….................45

13. Олимпиадное движение…………………………………..............................51

14. Заключение…………………………………...………………………………59

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА –

ОБРАЗОВАНИЮ г. ГУКОВО

Образование –

величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно

совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.

В условиях модернизации образования существенно выросла значимость и роль методической службы в системе непрерывного образования педагогических и руководящих кадров. В соответствии с Программой развития отдела образования г. Гуково на 2008-2012 год, основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего современными педагогическими и информационными технологиями, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» внесли свои коррективы в процесс обновления, требуя реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы.

Новая модель методической службы приводится в соответствие с потребностями времени, придает ей гибкость, носит динамичный характер и, что самое главное, вырабатывает способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.

Обновление методической службы в данном случае предполагает расширение поля услуг в стратифицированной системе, создание условий для реализации творческого потенциала педагогов, руководителей учреждений при переходе на обновлённое содержание образования и эффективные педагогические технологии.

Развитие в этом контексте методических служб основывается на преобразовании их в консультативные, экспертные сферы профессиональной поддержки педагогов и образовательных учреждений, построенных на профессиональном управленческо-педагогическом консультировании (консалтинге).

Миссия консалтинговой деятельности методической службы

1. Создание единого методического образовательного пространства через развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых ОУ, отдельным педагогам, учащимся и их родителям.

2. Создание благоприятных условий для повышения квалификации, качества труда, творческого роста учителей, достижения ими высокого уровня самообразования.

Обновление деятельности методических служб обусловлено новыми целями методической деятельности , приоритетными из которых являются:

− выявление существующих и перспективных требований системы образования на основе глубокой, научной диагностико-аналитической деятельности;

− разработка моделей развития образовательных учреждений, моделей педагога и выпускника на основе анализа образовательных ситуаций;

− создание реальных условий для развития каждого образовательного учреждения, каждого педагога, и в конечном итоге - каждого ученика на основе аналитико-прогностической и сервисной деятельности.

Поставленные цели определяют пути формирования и развития методической деятельности как личностно-ориентированной, сервисной. Методический сервис лежит в основе консалтинга, который призван прогнозировать и решать актуальные проблемы развития образовательных учреждений и их педагогических коллективов.

Для анализа проблемы, исследования теоретико-методологических подходов построения концептуальной модели консалтинговой деятельности методической службы изучались работы: Немовой Н.В., Моисеева A.M., Поташника М.М., Татьянченко Д.В., Третьякова П.И. и др.

Для последовательного и системного совершенствования научно-методического сопровождения развития образования в рамках Программы развития отдела образования на 2008-2012 год методическим кабинетом была разработана инновационная модель методической службы «Консалтинговая деятельность методической службы города».

Объект деятельности : методическая служба системы образования г. Гуково.

Предмет деятельности: процесс развития консалтинговой деятельности методической службы.

Субъекты деятельности:

Опорные учреждения

− областные экспериментальные площадки МОУ СОШ №1, 2, 4, 6, 9, 10, 15, 22, 23, 24;

− МОУ ДОД ДДТ;

− дошкольные № 16, 42, 45.

Городские творческие группы

− «Одаренные дети»;

− «Информатизация образования»;

− «Профилизация содержания образования»;

− «Школа здоровья»;

− «Государственный стандарт второго поколения».

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целями консалтинговой деятельности методической службы определены следующие задачи :

− изучить состояние проблемы управления развитием консалтинговой деятельности методических служб в педагогической теории и практике;

− определить теоретико-методологические подходы к построению структуры и технологии управления развитием консалтинговой деятельности методической службы;

− разработать содержание и технологию управления консалтинговой деятельностью методической службы;

− определить результативность разработанных структуры и технологии управления развитием консалтинговой деятельности методической службы города и подготовить научно-методические рекомендации для их использования в практике работы методических служб муниципального уровня.

Для решения поставленных задач использовались различные методы:

сопоставительный анализ, анкетирование, наблюдение, эксперимент, моделирование, рейтинговая оценка, статистические методы.

Содержание консалтинговой деятельности по направлениям

1. Диагностико-прогностическое:

− организация и проведение мониторинговых исследований, определяющих качество образова­ния и инновационной деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, муниципаль­ной системы образования в целом и отдельных педагогов в частности;

− прогнозирование тенденций изменения ситуации в образовании для корректировки подходов к развитию системы образования в городе;

− диагностика образовательных потребностей педагогических работников для развития их профес­сионализма.

2. Аналитическое:

− изучение и анализ состояния и развития муниципальной системы образования;

− разработка аналитических материалов по ре­зультатам анализа состояния инновационной дея­тельности, методической работы, кадрового потенциала и т.д.;

− планирование приоритетных направлений дея­тельности ГОМК с учетом выявленных педагогических проблем по результатам аналитических материалов.

3. Образовательное:

− повышение профессионализма педагогов города, вооружение их актуальными педагогическими знаниями, овладение современными образовательны­ми технологиями, развитие их профессионально значимых качеств. Образовательная функция реа­лизуется через вариативный перечень образовательных услуг, предоставляемых муниципальной методической службой, обеспечивающей различные формы развития профессионализма педагога.

4. Экспертное:

− обес­печение экспертизы инновационных программ, про­ектов, результатов опытно-экспериментальной ра­боты;

− рецензирование концепций и программ развития, педагогического опыта работы, методических ре­комендаций, разрабатываемых образовательными учреждениями и педагогами города и др.;

− поддержка и оценка педагогического опыта.

5. Информационное:

− создание базы данных педагогических кадров, актуального педагогического опыта, инноваций, информирование педагогов и общественности о процессах, происходящих в муниципальной системе образования;

− организация информационного и программно-технического сопровождения деятельности муниципальной системы образования и мероприятий городского масштаба;

− размещение, обмен, обработка, хранение и передача информации;

− координация взаимодействия всех компонен­тов городского информационно-образовательно­го пространства: содержательного, организацион­ного и технологического;

− создание банка данных о педагогических коллективах, педагогах, творчески работающих в режиме развития;

− создание единого информационного простран­ства системы образования.

6. Организационно-координационное:

− осуществление планирования и организации повышения квалификации педагогов города, организацию конкурсов профессиональ­ного мастерства муниципального, областного уровней, организацию аттестации педагогических и руководящих работников;

− осуще­ствление взаимодействия и координации дея­тельности учреждений и структур, участвующих в по­вышении квалификации и аттестации педагогов;

− проведение городских предметных олимпиад, конкурсов школьников различных уровней.

7. Редакционно-издательское:

− выпуск тематических сборников, отражающих опыт и до­стижения муниципальной системы образования, педагогических коллективов и отдельных педагогов.

8. Развивающее:

− научно-методическая поддержка процессов раз­вития муниципальной системы образования, дея­тельности педагогов;

− осуществление опытно-экспе­риментальной и инновационной деятельности.

Формы консалтинговой деятельности методической службы

− аналитическая;

− экспертная;

− прогнозирование;

− консультирование.

Технологии консалтинговой деятельности методической службы

− индивидуально-групповое консультирование;

− экспертное консультирование в опытно-экспериментальной работе;

− сетевое консультирование;

− тьюторство;

− комплексный подход по максимально эффективному использованию интеллектуальных ресурсов;

− сотрудничества.

Этапы реализации

I этап (2008—2009 гг.) — организационно-подготовительный

Цель: осмысление идей консалтинговой деятельности методической службы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проектирование путей реорганизации методической службы.

Содержание деятельности:

− формирование нормативно-правовой базы (положение, должностные инструкции, локальные акты);

− анализ основных направлений деятельности методических служб образовательных учреждений города (анкетирование учителей, учащихся, руководителей школ и методических объединений, мониторинг успешности учителя и ученика, изучение опыта работы);

− проведение диагностических педагогических исследований для выявления профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, определение их творческого потенциала;

− установление несоответствия результатов исследования и требований к этим результатам и выявление этиологических (причинно-следственных) связей данного несоответствия;

− поиск, изучение, реализация содержания и эффективных форм работы с образовательными учреждениями;

− определение целей, задач и основных направлений работы;

− разработка методов отслеживания результативности методической работы;

− приобретение методическим кабинетом статуса областной стажерской площадки, организация и проведение областного семинара-практикума для методических служб региона.

II этап (2009—2010 гг.) — конструирование и адаптация

Цель: создание инновационной модели методической службы.

Содержание деятельности:

1. Разработка инновационной модели и структуры методической службы, содержания и направлений её работы в связи с учетом выявленных особенностей образовательного пространства города.

2. Расширение работы по приоритетным направлениям, связанное с изменением статуса методической службы, как стажерской площадки ИПКиПРО.

3. Формирование банка данных по всем направлениям деятельности методической службы.

4. Отслеживание результативности методической работы:

− экспертиза деятельности методической службы;

− на основании экспертной оценки осуществление корректировки механизмов, влияющих на достижение поставленных целей.

III этап (2010—2011 гг.) — стабилизация

Цель: создание единого методического пространства города на основе консалтинга.

Содержание деятельности

1. Реализация консалтинговой модели методической службы:

− мониторинг основных направлений деятельности методической службы;

− диссеминация передового опыта структур методической службы города,

− координация деятельности методических служб образовательных учреждений города.

2. Проведение анализа результатов деятельности консалтинговой модели системы методической службы города и корректировка промежуточных и конечных целей.

3. Определение перспектив дальнейшей работы.

Результаты реализации инновационной модели методической службы

− разработана основная нормативно - правовая база развития методической службы в аспекте ситуативного управления по конечным результатам деятельности, основанной на консалтинге;

− определены сущность и особенности процесса реализации модели консалтинговой деятельности методической службы города;

− научно обоснована и апробирована организационно-структурная модель сетевого взаимодействия с переходом на новый уровень развития модели консалтинговой деятельности, обуславливающей целенаправленное, проблемно-ориентированное консультирование проектов развития учреждений системы образования города;

− научно обоснован перевод на обновленные направления деятельности методической службы города как сервисной, консультативно – экспертной;

− разработана технология консалтинговой деятельности методической службы города - от информационно-аналитической до регулятивно-коррекционной функции.

Практическая значимость

Реализация современной инновационной модели предъявляет особые требования к кадровым ресурсам. На данный момент можно констатировать о том, что методический корпус системы образования города обладает высоким творческим потенциалом и готовностью к внедрению данного проекта:

− 20% - высшей квалификационной категории;

− 70% - первой квалификационной категории;

− 10% - второй квалификационной категории;

− все методисты города прошли курсы на базе ИПК и ПРО по проблемам: «Эффективная система методического сопровождения инновационной педагогической деятельности в условиях реализации ПНПО», «Повышение эффективности системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2009 год).

Инновационная модель консалтинговой деятельности методической службы города позволила реализовать экспертную деятельность существующей системы муниципальной методической службы, осуществляя

диагностические исследования, анализ деятельности общеобразовательных методических служб, что отражено в сборниках ГОМК «Методическая служба – образованию г. Гуково», 2008, 2009 гг, раздел «Диагностика педагогической деятельности»; «Методическая служба общеобразовательных учреждений г. Гуково», 2008 г.

Разработаны практико-ориентированные научно-методические рекомендации методическим службам общеобразовательных учреждений и педагогам города по направлениям:

− работа с педагогическими кадрами в области повышения квалификации, аттестации;

− деятельность методических предметных объединений, творческих и проблемных групп;

− проведение открытых уроков, мастер-классов, конкурсов педмастерства и др.;

− организация экспериментальной и инновационной деятельности и эффективное использование современных педагогических технологий.

В 2008-2009 учебном году курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО прошли 170 (45%) педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений города.

В настоящее время в экспериментальное пространство города из 14 школ города включены 10, которые являются областными экспериментальными площадками.

Методической службой сформирован и функционирует блок городских постоянно действующих семинаров. В рамках курсов повышения квалификации ИПК и ПРО на базе областной стажерской площадки подготовлен и проведен областной семинар-практикум методических служб по тематике: «Эффективность системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»».

Подготовлен информационный материал по диссеминации эффективного педагогического опыта в сборниках МК: «Эффективный педагогический опыт», 2003-2009 гг., «Учитель года», 2003-2009 гг., «Материалы областного семинара-практикума по проблеме: «Инновационные модели организации методической работы по диссеминации опыта победителей конкурсов ПНПО, «Учитель года» и др. в системе работы методической службы».

Педагогические труды работников образования заслужили особого внимания издателей областных методических журналов таких как:

− «Практические советы учителю»;

− «Педагогика нового времени», в серии «Современный урок».

В ноябре 2009 года издан спецвыпуск научно-методического журнала «Региональная школа управления», посвященный муниципальной системе образования города.

Педагогические и руководящие работники города, методисты ММС приняли участие:

− в VIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании-2008»;

− в X областной научно-практической конференции «Оптимизация работы с одаренными детьми в образовательном пространстве Ростовской области».

Материалы их опыта работы опубликованы в областных сборниках данных конференций.

Методическая служба города организовала апробацию на муниципальном уровне Федеральных государственных стандартов второго поколения и приняла участие в научно-практической конференции по итогам проведенной деятельности. Тезисы выступлений опубликованы в сборнике «Апробация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в Ростовской области».

В методическом кабинете отдела образования сформирован и ежегодно обновляется банк данных одаренных детей и педагогов, работающих с ними (картотека, компьютерный вариант). В банк 2009 года внесено 198 обучающихся, среди них двое учащихся общеобразовательных школ города Гуково, которым была присуждена Премия Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области.

Эффективному внедрению инновационной модели консалтинговой деятельности муниципальной методической службы способствует материально-техническая база, которая соответствует современному уровню оснащенности, отвечает федеральному перечню:

− ноутбук, компьютеры, подключенные к глобальной сети Internet;

− цифровая и копировально-множительная техника (2 фотоаппарата, ксерокс, принтер, сканер);

− мультимедийный проектор;

− телевизор и видеоплеер;

− переплетный аппарат.

Данная инновационная консалтинговая модель представляет собой оригинальную сервисную, консультативно-экспертную систему муниципальной методической службы, отличающуюся от ранее действующей мобильностью и эффективностью. Быстро реагирует на любые изменения в образовании и может быть применена методическими службами различных уровней, а также в системе повышения квалификации, профессионального мастерства педагогов и управленцев.

Приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» стали стимулом формирования творческой среды, создания условий для модернизации и инновационного развития системы образования. В условиях решения этих стратегических направлений важнейшими элементами качества личности становятся самостоятельность, мобильность, неординарность, способность понимать и осваивать новое, стремление к исследовательской деятельности. В настоящее время школа является критически важным элементом в этом процессе.

Современная школа – это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, умеющие на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, владеющие навыками проведения диагностики, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы. Новая школа – это современная система качества образования, которая способна обеспечивать достоверной информацией о том, как работают образовательные учреждения, и система образования в целом. С учетом новых требований, происходящих кардинальных изменений планируется и строится работа городского методического кабинета. Основными принципами организации методической работы являются: научность, гуманитаризация, системность, актуальность, востребованность.

В современных условиях существуют различные возможности для развития профессионализма учителя:

- курсовая подготовка осуществляется ИПК и ПРО;

- мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах.

Сложившаяся структура муниципальной методической службы непрерывного образования позволяет сочетать традиционные (семинары, творческие отчеты, открытые уроки, тематические консультации и др.) и инновационные (постоянно действующие семинары, мастер-классы, круглые столы, творческие мастерские, деловые игры, тренинги, дискуссии и др.) формы повышения квалификации.

Важная роль в непрерывном образовании отводится ИПК и ПРО г. Ростова – на – Дону. Работа МК строится на целенаправленном взаимодействии с Институтом повышения квалификации и планируется на основании анализа практической деятельности и диагностик по повышению квалификации педагогических и руководящих работников, в результате которых выявляются востребованные направления повышения квалификации:

· обновление знаний по основам психологии и педагогики, методики, теории, науки по преподаваемому предмету;

· инновационные формы и технологии организации образовательного процесса;

· обновленные методы и приемы организации работы с обучающимися;

· информационные и коммуникационные технологии.

В 2009-2010 учебном году курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО прошли 155 (42%) педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений города. Модель непрерывного профессионального роста работников образования представляет собой многоуровневую открытую развивающую образовательную среду. Системный подход к повышению квалификации педагогических и руководящих работников позволяет обеспечивать эффективное сопровождение образовательного процесса, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности учреждений. Институтом повышения квалификации проведена корректировка всех программ дополнительного образования. В рамках курсовой подготовки реализуются модули по информационному и аналитическому обеспечению выполнения Приоритетного национального проекта «Образование». Для учителей – предметников в ходе работы курсов повышения квалификации реализуется образовательный модуль «Информационные технологии в образовании» и «Применение интерактивной доски в образовательном процессе». В современных условиях изменилась роль руководителя. Директор школы должен уметь выстраивать стратегию развития (программу развития), принимать управленческое решение, разбираться в школьной экономике, знать образовательный маркетинг и образовательное право. Таким образом, в текущем учебном году стали актуальны тематики курсов повышения квалификации для управленческих кадров «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовательном пространстве», «Профессиональная культура современного руководителя, заместителей руководителей образовательного учреждения», «Современный образовательный менеджмент».

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» учитель является ключевой фигурой, от профессиональной подготовленности которого зависит успех модернизации современной системы образования и реализация национального проекта «Образование». Новая модель современной школы может успешно действовать только в инновационном пространстве, способствующему ускорению процесса обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов в образовательной деятельности. Инновационные процессы развиваются так стремительно, что потребность педагога в повышении квалификации постоянно растет. В этом направлении продолжает работать МК, планируя и организовывая курсовую подготовку педагогических и руководящих работников в соответствии с требованиями времени.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

- в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

- интенсификация и совершенствование управления образовательным учреждением и учебным процессом.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

В настоящее время использование информационных технологий позволяет более продуктивно работать с инновационным педагогическим опытом, предоставив широчайшие возможности для диссеминации результатов деятельности педагогических работников, коллективов образовательных учреждений на всех уровнях. За последние годы в городе созданы организационные и методические условия для реализации индивидуального маршрута повышения квалификации, способствующие профессионально-личностному продвижению педагогов, формированию и подтверждению их педагогической компетентности.

Реализация Приоритетного направления НПО в рамках воплощения идеи непрерывного образования педагогов в области ИКТ-компетенции осуществляется путем

- повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества (курсовая подготовка, городские и областные семинары, конференции, использование Internet - ресурсов и др.);

- создания методических разработок (УМК к уроку, проекты, создание сайтов и др.);

- проведения городских конкурсов (сайтов, электронных приложений к уроку, с использованием информационных технологий).

В период с 2004 по 2010 гг. овладели ИКТ – технологиями 97% педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений города в ИПК и ПРО и на базе Ростовского регионального центра Интернет- образования, получив не только базовую подготовку, но и овладев компьютерными технологиями проектной деятельности, научились применению ИКТ в урочно - предметной, управленческой деятельности. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о важности и значимости решения данной проблемы, внедрение ИКТ в современных условиях становится одним из основных направлений совершенствования образования. Год от года наблюдается положительная динамика повышения квалификации в области овладения ИКТ-компетентностью. Но в связи с быстро меняющимся информационным потоком остается проблема успешного внедрения средств информационных технологий в образовательный и воспитательный процесс. Показатель использования ИКТ технологий на практике составляет 84 %, что отстает от высокого показателя подготовленности кадров.

Согласно письму Федерального агентства по образованию №15-52-985/01-09 от 28.12.2009 года, в каждом общеобразовательном учреждении города организованы опытные зоны по использованию ПСПО. Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев.

Практика показывает, что в каждом образовательном учреждении на педагога ведется диагностическая карта, в которой отражается использование информационных технологий (в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности – создание презентаций, проектов, сайтов, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Данный мониторинг позволяет определить уровень использования современных информационных технологий каждым педагогом в отдельности и образовательным учреждением в целом.

Особое внимание администрации школ следует уделить участию педагогов в различных конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях в данной сфере деятельности, что становится мощнейшим стимулом к профессиональному росту.

Стал традиционным городской конкурс среди педагогов на лучшую электронную разработку к уроку, где было представлено 33 творческие работы педагогов из 12 общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 1, 2, 4, 6, 9, 10, 15, 16, 18, 23, 24), ДДТ. В рамках конкурса приняли участие учителя начальных классов (5 чел), географии (4 чел), математики (4 чел), информатики (3 чел), русского языка и литературы (3 чел), физики (2 чел), иностранных языков (2 чел), истории (1 чел), ИЗО и технологии (1 чел), биологии (1 чел), экологии (1 чел), педагог дополнительного образования.

Значительный интерес вызвала номинация «Лучшее электронное приложение к уроку». Участниками конкурса в данной номинации были представлены презентации, дидактические материалы, разработки для интерактивной доски, укомплектованные сценарием урока и рабочей тетрадью обучающегося.

Лучшими были признаны работы: Пузановой Е.Б., учителя экономики МОУ СОШ №1, Байдак Т.А., учителя математики МОУ СОШ № 6, Романовой Е.Д., учителя физики, Босовой И.Н., учителя информатики МОУ СОШ 9, Бутнару О.В., учителя начальных классов МОУ СОШ № 24. Вышеперечисленные конкурсные работы приняли участие в ежегодном областном образовательном фестивале «Образование. Карьера. Бизнес». Призером этого конкурсного испытания в 2010 году стал учитель МОУ СОШ №9, руководитель методического объединения учителей физики Романова Е.Д.

Ежегодно педагогические и руководящие работники города участвуют в областной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». В 2009-2010 учебном году материалы из опыта работы учителей: информатики Босовой И.Н. (МОУ СОШ №9), Ромаховой Н.В. (МОУ СОШ№23), иностранных языков Сидоренко Т.И. (МОУ СОШ №9), математики Байдак Т.А. (МОУ СОШ№6), истории и обществознания Горкуновой М.П. (МОУ СОШ №6), начальных классов Бутнару О.В. (МОУ СОШ №24) были опубликованы в областном сборнике «Информационные технологии в образовании-2009».

Школами города созданы и постоянно совершенствуются сайты, которые являются важным звеном единого информационного образовательного пространства муниципальной образовательной системы. На сайте представлен актуальный результат деятельности каждой школы, осуществляется обмен педагогическим опытом и демонстрация достижений обучающихся и учителей школы. Таким образом, можно сделать вывод, что в городе созданы условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, для сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями по поиску решений актуальных проблем образования.

Новая модель инновационного образования, сформированная в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», кардинально повлияла на все сферы современной школы. Одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность, направленная на обновление содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов по приоритетным направлениям системы образования:

- обеспечение роста качества школьного образования, основанного на российской ценностной, научной и культурной базе, компетентностном подходе, инновационных технологиях мирового информационно-коммуникационного пространства;

- формирование в условиях общего образования идентичности гражданина России, стремящегося к новым знаниям, компетентностного и способного к творческой деятельности в условиях инновационной экономике;

- переход к новым образовательным стандартам начального образования и подготовка ФГОС-2 общего среднего образования;

- переход к открытой системе образования в условиях открытого гражданского общества;

- интенсификация процессов формирования единой общероссийской системы оценки качества образования на основах государственно-общественного управления;

- внедрение новых квалификационных требований и подходов к аттестации в целях повышения результативности и престижа учительского труда.

Системное преобразование российского образования значительно повлияло на инновационные подходы в организации деятельности муниципальной методической службы. В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Образование», становления Новой школы модернизированная модель муниципальной методической службы позволяет обеспечить значимую часть масштабной деятельности всей системы образования по сопровождению инновационного развития образования.

Инновационная деятельность муниципальной методической службы в новых условиях реализуется через сле­дующие направления:

- координация инновационной, опытно-экспери­ментальной работы образовательных учреждений;

- методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов.

Успешной и оперативной реализации модели инновационного образования способствует эффективно действующая система мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности на всех уровнях организации образовательной практики, представление опыта работы, публичных отчетов на муниципальном и региональном уровнях, на сайтах. Приоритетный национальный проект «Образование» кардинально повлиял на все направления деятельности системы образования и в значительной степени на инновационное развитие. Инновационный процесс в настоящее время осуществляется через деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, проводимых в образовательных учреждениях и охватывающих все составляющие системы образования: содержание, технологии, организацию и управление образовательно-воспитательным пространством. Ключевыми механизмами реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» становятся как проектные, так и программные методы работы.

В настоящее время в экспериментальное пространство города включены 14 образовательных учреждений, имеющих статус областных экспериментальных площадок: МОУ СОШ № 1,2,4,6,9,10,15,22,23,24, МОУ ДОД ДДТ, МДОУ №11 «Светлячок», МДОУ №42 «Рябинушка», МДОУ №45 «Жемчужинка». Деятельность этих учреждений характеризуют опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации инновационного проекта, включающая такие виды деятельности: осознание, проектирование, апробация.

В течение 3-х лет 5 общеобразовательных учреждений стали победителями конкурсного отбора в рамках реализации ПНП «Образование» (МОУ СОШ № 8,9,10,23,24).

Дальнейшее использование механизма Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей, повышения статуса учителя дает возможность педагогическому сообществу профессионально-личностного продвижения, формировать и подтверждать педагогическую компетентность, систему распространения передового опыта, активизировать инновационную работу, добиваться качественных изменений в системе образования.

В период с 2006 по 2010гг. 14 учителей признаны лучшими в конкурсном отборе и получили поощрение в 100 000 руб., 200 000 руб.: Гаркушенко В.А. (МОУ СОШ № 1), Матияш Н.Н. (МОУ СОШ № 3), Ткаченко В.К., , Маньшин А.В., Сидоренко Т.И., Панферова М.П. (МОУ СОШ № 9), Беседина В.А. (МОУ СОШ № 9), Терентьева И.В., Коваленко Н.А. (МОУ СОШ №10), Нуриева И.Б (МОУ СОШ № 22), Подгайко Е.Н. (МОУ СОШ № 23), Лосева И.В., Корплякова Е.Г., Никонова Л.Н. (МОУ СОШ № 24); 5 педагогов удостоены Губернаторской Премии: Маньшин А.В. (МОУ СОШ № 9), Ястребова И.Н. (МОУ СОШ № 15), Вчерашнев Ю.Л., Подгайко Е.Н. (МОУ СОШ № 23), Никонова Л.Н. (МОУ СОШ № 24).

Инновационный опыт работы представляется педагогами и учреждениями на городских семинарах, мастер - классах, конференциях различных уровней, публикациями методических и научно-практических материалов по итогам эксперимента в сборниках, на сайтах.

Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений города. Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

«Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляет исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя.

Педагогическая диагностика в не совсем четко выраженном виде присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и заканчивая управлением системой народного образования в целом.

В понятии «педагогическая диагностика» обратим внимание на прилагательное педагогическая, которое характеризует следующие особенности данной диагностики:

• диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования;

• главное, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы учителя;

• осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя;

• с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя;

• некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в системы профессионального развития. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях мотивации и отношений педагога к исследовательской деятельности служат главной информацией для анализа прошлого методического опыта и конструирования дальнейшего процесса методической службы.

Без хорошо организованной диагностико – аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов в научно – исследовательской работе школы, развивать профессиональные умения педагогов, построить систему повышения педагогического мастерства учителя и его творческого роста.

Методический кабинет отдела образования администрации г. Гуково провел исследование, целью которого было выявление эффективности организации методической работы на протяжении 2009-2010 учебного года и адресной помощи по направлениям:

- трудности в организации работы учителя;

- мотивация исследовательской деятельности и отношение к ней.

В общеобразовательных учреждениях города работает 357 педагогов. Из них опытных педагогов, чей стаж составляет свыше 10 лет 310 человек – 86,8%. Молодых педагогов (стаж работы - до 10 лет) 47 человек – 13%.В диагностических исследованиях приняло участие 334 учителя, что составило 93,6%, из МОУ СОШ №№ 1,2,3,4,6,9,10,15,16,18,22,23,24, МОУ ВСОШ № 7.

По результатам диагностики изучения трудностей в организации работы учителя выявлено:

№ п\п

Виды и элементы

педагогической деятельности

Степень затруднений (кол-во учителей\%)

очень сильно

сильно

средне

почти нет

1

Планирование воспитательной работы

2\0,6

11\3,3

99\30

222\66,1

2

Помощь детям в планировании работы по са­мовоспитанию и самообразованию

4\1,2

15\4,5

136\41

179\53,3

3

Использование разнообразных форм

работы с детьми, в том числе

нестандартных

0\0

15\4,5

138\41,3

181\54,2

4

Обеспечение самостоятельной и

активной жизнедеятельности

воспитанников

5\1,5

23\6,7

145\43,4

161\48,4

5

Использование новых технологий

воспитания

2\0,6

23\6,7

160\48

149\44,7

6

Проведение практических работ

2\0,6

15\4,5

126\37,7

191\57,2

7

Формирование умений и навыков

учебного труда (планирование,

самоконтроль, чтение, счет и т.п.)

1\0,3

5\1,5

126\37,7

202\60,5

8

Выявление типичных ошибок и

затруднений школьников в учении

3\0,9

9\2,7

113\33,8

209\62,6

9

Осуществление индивидуального

подхода к учащимся в процессе

воспитания

2\0,6

11\3,3

114\34,1

207\62

10

Обеспечение правильного поведения,

дисцип­лины учащихся

4\1,2

24\7,2

134\40,1

172\51,5

11

Работа по профориентации учащихся

0\0

13\3,9

113\33,8

208\62,3

12

Работа с родителями

3\0,9

15\4,5

112\33,5

204\61,1

13

Использование разнообразных форм и

мето­дов воспитательной работы

2\0,6

18\5,4

108\32,3

206\61,7

14

Выявление уровня воспитанности учащихся

5\1,5

22\6,6

123\36,8

184\55,1

15

Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся

3/0,9

23/6,7

90/27

218/65,4

16

Оценка эффективности работы:

а) по обучению школьников;

б) по воспитанию школьников;

в) по умственному развитию

2/0,6

8/2,4

5/1,5

38/11,4

15/4,5

27/8,1

103/30,8

105/31,4

90/27

191/57,2

206/61,7

212/63,4

17

Обобщение своего опыта работы

8/2,4

28/8,4

139/41,6

159/47,6

18

Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

7/2,1

27/8,1

126/37,7

174/52,1

Так как вопросы тематического планирования систематически отрабатываются на заседаниях ГМО заместителей директоров по ВР и учителей-предметников в среднем 4 % педагогов ОУ имеют различные степени затруднений по этому вопросу. 30 % учителей владеют навыками планирования воспитательной работы на среднем уровне, на высоком уровне – 66 % учителей. Полученные данные говорят о том, что заместители директоров по ВР уделяют достаточную методическую помощь педагогам в данном направлении.

В среднем 94 % учителей города считают, что владеют навыками оказания помощи детям в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию. Тем не менее, в МОУ СОШ №№ 1, 2, 9, 15, 16, 23 около 5 % педагогов еще испытывают затруднения при оказании помощи детям в планировании работы по самовоспитанию и самообразованию.

Одной из форм повышения квалификации педагогов является использование разнообразных форм работы с детьми, в том числе нестандартных. Как видно из таблицы, лишь у 54 % респондентов отсутствуют затруднения. В СОШ №№ 1,6,9,16,22,23 часть педагогов испытывают затруднения в данном вопросе.

В конце 2009-2010 учебного года 48% учителей могут обеспечить самостоятельную жизнедеятельность своим ученикам. На среднем уровне находятся 43 % педагогов. Однако 8% педагогов из СОШ №№ 2,3,6,9,16,22,23 испытывают сильную степень затруднений по обеспечению самостоятельной и активной жизнедеятельности воспитанников. Анализ результатов ответов на вопрос об обеспечении самостоятельной и активной жизнедеятельности воспитанников свидетельствует о недостаточном профессиональном росте педагогов в данном виде деятельности.

В результате опроса было выявлено, что в этом учебном году уже 93% учителей города активно используют новые технологии воспитания. Глубоко владеют новыми технологиями воспитания педагоги из МОУ СОШ №№1,2,6,9,10 и ВСОШ № 7. Учитывая, что одной из основных задач школы является создание образовательной среды, однако воспитательный процесс рассматривается педагогами города на должном уровне.

В педагогической практике проведение практических работ всегда способствовало повышению качества образования в целом. По результатам исследования 2009-2010 учебного года 95% педагогов общеобразовательных учреждений города не испытывают затруднений в проведении практических работ той или иной направленности, что свидетельствует о высоком уровне практической профессиональной готовности как опытных педагогов, чей стаж составляет свыше 10 лет, так и молодых.

Создание образовательной среды является одной из основных задач школы, которая способствует всестороннему развитию обучающегося с учетом его желаний и возможностей. Результаты диагностики показали, что степень затруднений составляет около 2 %. Данные результаты свидетельствуют о высоком профессиональном уровне педагогов города в данном направлении.

Процесс выявления типичных ошибок и затруднений школьников в учении, всегда являлся наиболее актуальным, а также и фактором повышения уровня знаний школьников в учебной деятельности учителя. Данное направление работы по результатам анкетирования находится на высоком уровне (96,4%) в МОУ СОШ №№ 1,2,3,4,6,9,10,15,16,18,22,23,24, МОУ ВСОШ № 7. Однако 3,6 % педагогов города испытывают сильную степень затруднений в выявлении типичных ошибок и затруднений школьников в учении.

Одной из целей образовательного процесса является развитие личности, ее познавательных и творческих способностей, а значит осуществление индивидуального подхода к учащимся. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса предусматривает диалог не только с учителем, но и с окружающим миром в целом. 96% респондентов высоко оцениваю индивидуализацию педагогического процесса и не испытывают затруднений при использовании данного направления в своей деятельности. 4 % (СОШ №№ 1,3,4,6,16,22,23) педагогов города нуждаются в методической помощи для овладения данным направлением.

Требования современности вносят серьезные изменения в воспитании школьников. 8,5 % педагогов общеобразовательных учреждений города испытывают высокую степень затруднений в обеспечении правильного поведения, дисциплины учащихся. Данные результаты свидетельствуют о необходимости более глубоком рассмотрении данного вопроса на ШМО и ГМО.

Результаты обследования показали серьезную работу учителей школ города по одному из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений – профориентации учащихся. Следует отметить, что с каждым учебным годом число педагогов, испытывающих сильную степень затруднений в этом направлении, уменьшается. В 2009-2010 учебном году процент педагогов, испытывающих затруднения составляет 4 %. Однако, учителям МОУ СОШ №№ 9,15,22,23,24 еще требуется психолого-методическая помощь.

На сегодняшний день перед учителем стоит проблема не только обучение и развитие ребенка, но еще и создание оптимальных условий для взаимодействия с родителями. Анализ результатов педагогической диагностики деятельности учителя показал, что около 95 % педагогов города осознают важность работы с родителями своих учеников и не испытывают затруднений в организации данного вида деятельности. Однако, 5% педагогов из МОУ СОШ №№ 3,9,22,23 испытывают затруднения в работе с родителями.

Вся внеурочная деятельность ориентирована не столько на знаниевые приоритеты, сколько на деятельностные и ценностные. 93% опрошенных при организации воспитательной работы без затруднений используют разнообразные формы и методы. Трудности той или иной степени при внедрении новых форм в систему воспитательной работы учителя испытывают 7% педагогов. Результаты данного направления в сравнении с 2008-2009 учебным годом значительно улучшились (на 23 %), что свидетельствует о повышения качества воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях города.

Воспитанность является одним из важнейших направлений нравственного развития школьника. Современному педагогу необходимо не только повышать уровень воспитанности учащихся, но и уметь его выявлять. Проведенное исследование показало, что 92 % педагогов осознают важность выявления уровня воспитанности учащихся и не испытывают трудности при его выявлении. Однако, 8 % педагогов МОУ СОШ №№ 3,9,16,23,24 нуждаются в психолого-методической помощи для освоения данного направления.

Основным видом учебной деятельности учителя является учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся. 92,4 % опрошенных педагогов без затруднений объективно учитывают и оценивают ЗУНы учащихся. Испытывают затруднения в той или иной степени объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся 7,6 % педагогов общеобразовательных учреждений города.

В среднем 90 % респондентов отметили, что уже овладели навыками оценки эффективности работы. Но около 10 % учителей школ города испытывают затруднения при оценивании эффективности своей деятельности.

В 2009-2010 учебном году значительно увеличился уровень умения обобщать свой педагогический опыт с 54% до 89 %, что свидетельствует о повышении качества методической работы завучей школ и руководителей ГМО. Но 11 % педагогов общеобразовательных учреждений города по вопросу обобщения своего опыта работы все еще нуждаются в методической помощи.

Процент педагогов, не испытывающих затруднений по вопросу внедрения передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки, увеличился с 80 % до 90 %.

Для исследования трудностей в работе учителя педагогам было предложено 18 вопросов. Общий анализ показал, что 88 % педагогов города владеют педагогическими технологиями обучения и воспитания школьников, соответствующих требованиям современности. 12 % опрошенных учителей испытывают трудности в том или ином виде педагогической деятельности.

Результаты диагностики отношения к исследовательской деятельности педагогов общеобразовательных учреждений города.

Кол-во школ

Кол-во опрош. учителей

Отношение к исследовательской деятельности (кол-во учителей и %)

положительное

противоречивое

безразличное

отрицательное

14

334

83,8

15,3

0,9

0

Как видно из таблицы и диаграммы положительное отношение к исследовательской деятельности составляет 83,8 % педагогов всех общеобразовательных учреждений города. Однако, 0,9 % учителей МОУ СОШ № 10 и 23 к исследовательской деятельности относятся безразлично. У 15,3 % педагогов школ №№ 2,4,9,10,16,22,23 отношение к исследовательской деятельности в педагогической практике противоречивое. Следовательно, 16,2 % педагогов нуждаются в методической помощи. Педагоги МОУ СОШ № 9 отмечают, что исследовательская работа способствует эффективности образовательного процесса в школе.

Результаты диагностики мотивация исследовательской деятельности педагогов общеобразовательных учреждений города.

Ранжирование мотивов исследовательской деятельности

Мотивы

Кол-во «+» и %

1.

Совершенствование методических знаний и умений

227/68

2.

Внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта

192/57,4

3.

Анализ и обобщение педагогического опыта (в том числе своего)

177/53

4.

Влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса

168/50,2

5.

Пополнение психолого-педагогических знаний

158/47,3

6.

Использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов

147/44

7.

Создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения

133/40

8.

Самостоятельное решение педагогических ситуаций

131/39,2

9.

Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий

110/33

10

Что еще побуждает Вас заниматься исследовательской деятельно­стью? (Поиск нестандартных решений, ситуаций, поддерживать познавательный интерес обучающих; повышение интереса к учебной деятельности у учащихся; интерес к преподаваемому предмету; повышение квалификации, участие в конкурсах; жажда познания и самообразования; желание идти в ногу со временем.)

25/7,5

Анализ результатов показал, что около 70% педагогов города считают, что доминирующим мотивом исследовательской деятельности является совершенствование методических знаний и умений . На среднюю ступень (от 40% до 60%) учителя общеобразовательных учреждений ставят следующие мотивы:

- внедрение в свою практику идей передового педагогического опыта;

- анализ и обобщение педагогического опыта (в том числе своего);

- влияние научно-исследовательской работы на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- пополнение психолого-педагогических знаний;

- использование в своей работе рекомендаций психологов и педагогов;

- создание целостной педагогической системы, обеспечивающей реализацию функций процесса обучения.

Ниже 40% педагогов города считают значимыми такие мотивы как:

- самостоятельное решение педагогических ситуаций;

- Прогнозирование и оценивание обучающих воздействий.

Педагогическая диагностика в образовании рассматривается в основном как практика выявления качества управления педагогами учебно-воспитательным процессом, причин его успехов или неудач.

Проведение диагностических исследований учителей помает выявить трудности в работе учителя. Далее в соответствии с полученными результатами можно четко сформулировать цель научно-методической работы учителя, выявить условия реализации этой цели, определить формы и средства ее достижения.

Полученные материалы по результатам анкетирования позволяют заключить, что методическая служба города (включая все структурные подразделения), реализует поставленные цели и задачи методической деятельности.

Современные педагогические технологии

Высокое качество обучения и воспитания возможно при условии реализации инновационных программ обучения и использования современных педагогических технологий.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Различные технологии отличаются целевыми установками, критериями отбора методов, форм, приемов и средств обучения, условиями применимости и некоторыми другими компонентами. Можно выделить монопредметные технологии, применимые только при обучении одному предмету, но существуют и технологии общие для группы родственных предметов, и даже универсальные технологии, не зависящие от предметного содержания.

Проектирование технологического комплекса для общеобразовательного учреждения - очень непростая задача, даже применительно к образовательному процессу как таковому, взаимодействие разных технологий, их преемственность по содержанию, процедурам, учету возрастных особенностей учеников недостаточно изучено педагогической наукой. На современном этапе образовательно-воспитательный процесс осуществляется через многообразие педагогических технологий.

Успешное освоение новых образовательных технологий возможно только при выполнении определенных условий:

- наличие у педагога внутренней мотивации к освоению педагогической технологии, диктуемой пониманием профессиональных дефицитов и осознанием проблем, возникающих в ходе учебного процесса;

- выбор адекватной формы освоения технологии (объем содержания курсов повышения квалификации, его продолжительность и метод обучения);

- мониторинг процесса внедрения технологий в образовательный процесс;

- ресурсное обеспечение освоения технологий.

В общеобразовательных учреждениях города созданы все условия для успешного освоения и внедрения учителями современных педагогических технологий:

- развивается материально-техническая база школ (имеются компьютерные классы, приобретаются ТСО, наглядные пособия и т.д.)

- функционирует кабинетная система;

- ежегодно проводится курсовая подготовка руководящих и педагогических работников по проблемам: «Проектирование инновационной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования», «Современные образовательные технологии», «Содержание и технологии личностно-ориентированного обучения в вариативном начальном образовании», проблемные курсы по использованию информационных технологий, Intel- обучение и многие и др.

Эффективное использование технологий позволяет добиваться высоких результатов в обучении и воспитании. Образовательная технология, не гарантирующая достижение запланированного результата, не имеет права называться технологией и должна быть исключена из практики учителя.

Городским организационно-методическим кабинетом были проведены диагностические обследования использования педагогических технологий учителями школ города в учебно-воспитательном процессе.

По полученным данным учителя школ города используют технологии:

Здоровьесберегающие технологии внедряют 87% учителей школ города. В общеобразовательных учреждениях № 2,6,9,15,18,22,23,24 100% педагогов применяют элементы здоровьесберегающих технологий. Все педагоги города это направление считает приоритетным в учебно-воспитательном процессе.

Использование информационных технологий является одним из важных направлений деятельности каждой школы города. В общеобразовательных учреждениях созданы все условия, при которых учебно-воспитательные и управленческие задачи могут решаться на основе использование современных информационных технологий.

Информационные технологии в учебном процессе используют в среднем 86,5%. По представленным данным, все 100% педагогов внедряют информационные технологии в МОУ СОШ №9,15,18,23,24. Возрос уровень владения и использования в образовании данных технологий и в остальных образовательных учреждениях.

Проектный метод активно реализуют более 50% учителей. Как видно из анализа материалов школ в МОУ СОШ № 23 все учителя работают с использованием проектных методов. Выше среднего показатель в МОУ СОШ № 2,10,18.

Развивающие технологии представлены в анализе школ следующим образом: в среднем 51% учителей работают по технологии коммуникативного обучения, выше среднего показателя в МОУ СОШ № 2,6,9,10,15,18,23, 52% педагогов города внедряют технологию моделирующей игры (выше – в МОУ СОШ № 2,10,15,18,23); 53% - технологию проблемного обучения (МОУ СОШ № 2,3,9,10,18,24). 37% учителей ведут образовательную деятельность на основе технологии учебной деловой игры (МОУ СОШ № 2,10,18,23). 41% внедряют исследовательские технологии (МОУ СОШ № 2,6,10,15,18,24). Модульные технологии в своей практике используют всего лишь 27% педагогов (МОУ СОШ № 1,6,18,23).

По-прежнему, достаточно высок процент учителей, работающих на основе традиционных технологий – 75%.

Как показал анализ, ведущими в деятельности учителей города являются педагогические технологии:

Процесс внедрения современных педагогических технологий сложный и противоречивый. Непрерывный мониторинг данного процесса может дать реальную картину распространения технологий в школах города. Имеющийся положительный опыт отдельных педагогов, школ, должен транслироваться через систему городских семинаров, заседаний школьных и городских методических объединений, сайты образовательных учреждений, публикации на различных уровнях.

Диссеминация передового

педагогического опыта

В условиях современного педагогического инновационного движения выявление, анализ, обобщение, распространение результативного опыта лучших учителей, коллективов города является одним из основных направлений в работе методического кабинета отдела образования. Изучение системы работы педагогов является одной из составляющих анализа состояния образовательного процесса, накопленный результативный опыт позволяет двигаться поступательно и способствует выходу на новый качественный уровень развития в образовании и воспитании.

В ходе реализации данной области деятельности нами решаются следующие задачи:

- определение единых подходов к описанию и обобщению передового педагогического опыта;

- определение требований к описанию опыта работы;

- формирование системы распространения передового педагогического опыта.

Модернизация образования позволила по-новому взглянуть на функции и роль методической службы в данном направлении. В городе сформирована и эффективно действует система диссеминации педагогического опыта, предназначенного не только для ознакомления широкой педагогической общественности с педагогическим опытом и последующей его трансформации, но и для непосредственного использования авторских разработок в практике педагогов. Система распространения инновационного опыта в настоящее время постоянно обновляется, совершенствуются формы и методы представления и трансляции опыта для педагогической общественности. В системе работы по диссеминации опыта лучших учителей и образовательных коллективов используются различные формы и методы обобщения и представления опыта: методические разработки, статьи в педагогических и предметных методических журналах и педагогических сборниках, портфолио учителя и школы, периодические брошюры и сборники из опыта работы, проспекты, информирующие об опыте, монографическое обобщение опыта, сайты. Особая роль в совершенствовании данного направления деятельности отводится формам и методам передачи опыта: постоянно действующим семинарам, конференциям, семинарам-практикумам, городским методическим объединениям, творческим группам, мастер - классам, педагогическим мастерским, деловым играм, конкурсам педагогического мастерства, выставка.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» муниципальная методическая служба особое внимание уделяет созданию условий для диссеминации педагогического опыта, координации и информационному сопровождению процесса распространения. Деятельность всех методических структур способствует своевременному выявлению, учету, экспертной оценке, поддержке и тиражированию всех видов инновационных теорий и технологий. Материалы передового опыта работы анализируются методическими объединениями, проходят экспертизу в методическом кабинете и публикуются в сборниках отдела образования.

В настоящее время чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем, результатом которой является отражение в грамотном описании и представлении опыта. В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

С 2002г. по 2010г. в МК проанализированы и представлены к распространению более двухсот тридцати работ педагогов образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, раскрывающие систему своей работы с учащимися. В 2009 – 2010 учебном году в отделе образования прошли экспертизу и опубликованы в сборниках муниципального и областного уровней («Методическая служба», «Эффективный педагогический опыт», «Творчество – основа обновления содержания образования») материалы из опыта работы 82 специалистов, методистов отдела образования, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений города.

Мониторинг по обобщенному педагогическому опыту работы

2002 – 2010 учебные годы (г. Гуково)

МОУ СОШ

2002 –2003

уч. год

2003–2004 уч. год

2004 – 2005 уч. год

2005 – 2006

уч. год

2006 –2007

уч. год

2007-2008

уч. год

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

№ 1

-

-

1

3.2

2

6.5

1

3.2

2

6.5

2

8

2

7,4

4

14

№ 2

1

3

1

3

-

-

-

-

1

3

-

-

7

37

4

9

№ 3

1

9

1

7,7

1

7

№ 4

-

-

-

-

-

-

3

12

2

8

-

-

1

4,2

2

9

№ 6

-

-

2

6.9

-

-

-

-

-

-

3

12

1

3,3

5

10

№ 9

1

2

1

2.2

4

8.7

4

8.7

2

4.3

5

12

7

18

10

26

№ 10

1

4

1

4

2

8

1

4

3

12

3

11

3

12

7

27

№ 15

1

2

3

6.4

4

8.5

3

6.4

2

4.2

3

7,8

2

6,3

6

19

№ 16

-

-

-

-

-

-

-

-

1

8

1

7,6

-

-

2

12

№18

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

17

3

25

№ 22

-

-

-

-

-

-

1

4

1

4

1

5,8

2

8,7

2

9

№ 23

-

-

4

8

3

6

4

8

3

6

4

8,1

13

25

13

25

№ 24

2

6

3

8.3

-

-

-

-

2

5.6

2

5,7

4

12

10

22

Всош №7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

11

-

-

0

0

МДОУ

8

3

итого

7

17

15

17

20

29

45

77

Таким образом, в настоящее время сформирована и постоянно совершенствуется система работы по распространению опыта лучших учителей и образовательных учреждений по всем направлениям деятельности, определяются единые подходы к описанию и обобщению опыта, используются различные эффективные формы и методы диссеминации. Для обеспечения современного методического сопровождения процесса непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, распространения позитивных результатов инновационной деятельности в методическом кабинете сформированы и постоянно пополняются банки данных (на бумажных и электронных носителях):

результатов инновационной деятельности в методическом кабинете сформированы и постоянно пополняются банки данных (на бумажных и электронных носителях):

- материалы городских постоянно действующих семинаров;

- инновационный опыт работы педагогических и руководящих кадров;

-информационно-методические материалы об образовательных учреждениях, реализующих инновационные образовательные программы;

-информационно-методические материалы деятельности областных экспериментальных площадок;

- аналитические материалы о системе работы методических служб образовательных учреждений города;

- материалы конкурса педагогического мастерства;

- опыт работы с одаренными и талантливыми детьми;

- банк одаренных детей города;

- результаты диагностических исследований.

Информационная карта педагогического опыта работы

за 2009-2010гг.(г. Гуково, г. Ростов – на - Дону)

 

 

 

1

Отдел образования

Лазченко Е. К., заведующий отделом образования Выс. кв. кат.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием в системе образования г. Гуково

2

Отдел образования

Бирюкова М. П., заведующий методическим кабинетом Выс. кв. кат.

Диссеминация инновационного педагогического опыта г. Гуково

3

Отдел образования

Беловицкая С.И.

1 кв.кат.

- Психологическое сопровождение школьника по образовательному маршруту с целью развития полноценной личности;

- Генезис детского самосознания;

- Взаимосвязь индивидуального обучения и формирования самооценки детей младшего школьного возраста

4

Отдел образования

Ош Т. Е.

Выс. кв.кат.

Повышение психологической компетенции участников образовательного процесса через работу городских методических объединений.

5

Отдел образования

Шутьева И.П.

Выс. кв.кат.

Психологическое сопровождение педагогов в период аттестации

6

МОУ СОШ № 1

Рутенко С. А.

1 кв.кат.

Дифференцированная работа на уроках русского языка в начальной школе.

7

МОУ СОШ № 1

Гинкул Ю. Н.

1 кв.кат.

Развитие творческих способностей у младших школьников

8

МОУ СОШ № 1

Виноградова Л.Ю.

2 кв. кат.

Игра как средство повышения интереса к предметам

9

МОУ СОШ № 1

Бутова М.В.

2 кв. кат.

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

10

МОУ СОШ № 2

Щеголева Л. В.

Выс. кв. кат.

Творческая самореализация учителя как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики

11

МОУ СОШ № 2

Рудакова З. Н.

Выс. кв. кат.

Историко-краеведческая видеоэкскурсия по маршруту «МОУ СОШ № 2 – ВЕНГЕРСКИЙ МЕМОРИАЛ»

12

МОУ СОШ № 2

Редькина Н. А.

1 кв. кат,

Малеева Т. Н.

2 кв.кат.

Историко-краеведческий подход на уроках в среднем звене

13

МОУ СОШ № 2

Куницына Т. В.

1 кв.кат.

Формирование функционально-грамотной личности через историко-краеведческую деятельность на уроках математики

14

МОУ СОШ № 3

Бакунец Т. В.

2 кв.кат

Педагогические технологии в системе воспитательной работы классного руководителя.

15

МОУ СОШ № 4

Ятина А. Ф.

1 кв.кат

Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы.

16

МОУ СОШ № 4

Ломейко М. А.

1 кв.кат

Развитие одаренности посредством изобразительного искусства.

17

МОУ СОШ № 6

Култышева Л.А.

Выс.кв.кат

Использование игр и упражнений в процессе обучения чтению и письму детей с трудностями в обучении.

18

МОУ СОШ № 6

Цыганкова Е.В.

1 кв.кат.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы.

19

МОУ СОШ № 6

Мандрыкина О.Г.

1 кв.кат.

Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках английского языка в начальных классах.

20

МОУ СОШ № 6

Моисеенко Т.П.

1 кв.кат.

Роль интегрированных уроков в преподавании биологии и химии.

21

МОУ СОШ № 6

Байдак Т.А.

1 кв.кат.

Взаимодействие учителя и обучающихся в процессе организации устного счета на уроках математики.

22

МОУ СОШ № 9

Журбина Т. В.

1 кв. кат.

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.

23

МОУ СОШ № 9

Колонтаенко В. В.

1 кв.кат.

Особенности личности социально и педагогически запущенного младшего школьника

24

МОУ СОШ № 9

Иванова Е.В.

1 кв.кат.

Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы: роль, специфика, содержание.

Проектное обучение

25

МОУ СОШ № 9

Сидоренко Т.И.

Выс. кв.кат

Дистанционные эвристические олимпиады как один из способов организации личностно-деятельного обучения иностранному языку

26

МОУ СОШ № 9

Беседина В.А.

Выс.кв.кат

Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми

27

МОУ СОШ № 9

Гусева Т.И.

1 кв.кат

Совершенствование форм работы с одаренными детьми

28

МОУ СОШ № 9

Сафронова Н.В.

1 кв.кат.

Формирование толерантных качеств личности ребенка на уроках музыки.

29

МОУ СОШ № 9

Щепетнова Е.А.

1 кв.кат.

Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов

30

МОУ СОШ № 9

Загоскина Г.А.

Выс. кв.кат.

Использование ситуации на уроках географии

31

МОУ СОШ № 9

Босова И.Н.

1 кв.кат.

Разработка образовательных программ на вариантной основе и индивидуальных учебных планов.

32

МОУ СОШ № 9

Ковбаса Т. Г.

1 кв. кат.

Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях

33

МОУ СОШ № 9

Курочкина Л.И.

1 кв.кат.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики

34

МОУ СОШ № 10

Крыцына С. Н.

Выс. кв. кат.

Развитие творческих способностей младших школьников

35

МОУ СОШ № 10

Соколова Н.В.

2.кв.кат.

Театральная педагогика как технология реализации здравотворческого подхода к урокам в начальной школе.

36

МОУ СОШ № 10

Коломиец Т.И.

1 кв.кат.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

37

МОУ СОШ № 10

Гришина О.Р.

1 кв.кат.

Реализация межпредметных связей при формировании содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода

38

МОУ СОШ № 10

Меджидова М.В.

Выс. кв.кат.

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

39

МОУ СОШ № 10

Пыстина З.Г.

1 кв.кат.

Роль и место задач в обучении физики и активизация деятельности учащихся

40

МОУ СОШ № 10

Рюмина И.П.

Выс.кв.кат.

Нетрадиционные уроки математики

41

МОУ СОШ № 15

Демьянец Е.Ю.

1 кв.кат.

Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий

42

МОУ СОШ № 15

Шевченко М. В.

1 кв. кат.

Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в сфере ИКТ в учебном процессе

43

МОУ СОШ № 15

Емельяненко И.А.

Выс.кв.кат.

Интерактивные методики как инструментарий развития учебно-информационной компетенции обучающихся в процессе преподавания географии

44