Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

«Глобализация страховой отрасли возможные последствия для страхового бизнеса России»

 

             

«Глобализация страховой отрасли возможные последствия для страхового бизнеса России»

Министерство образования РФ

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Экономики и Финансов

Кафедра страхования

ФФКиМЭО

на тему:

«Глобализация страховой отрасли - возможные последствия для

страхового бизнеса России».

Выполнил: студент 334 группы

Александр Карпов

Научный руководитель: к. э. н.,

доцент кафедры страхования

Фомичева Н. М.

Санкт-Петербург 2004 год


План а:

Введение ............................................................................................................................................. 3

Характеристика российского страхового рынка в связи с глобализацией ............................... 6

Последствия глобализации для страховой отрасли России ............................................... 7

Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке. ............... 12

Обоснование выбора сценария регулирования доступа иностранных страховщиков на

российский рынок страхования ............................................................................................... 16

Заключение. ................................................................................................................................... 23

Список литературы ................................................................................................................... 24


3 Введение.

Глобализацию можно определить как тесное переплетение стран и народов мира, ставшее возможным в результате резкого снижения транспортных и коммуникационных затрат, устранения искусственных преград на пути трансграничного потока товаров, услуг, капитала, знаний, и, в меньшей степени, людей,

Перспективы глобализации неоднозначны. С одной стороны, расширение экономических пространств в конце всегда приводило к повышению общего благосостояния, возникающие вначале «неравновесия» сглаживались на более высоком уровне. Но и жертвы глобализационпых процессов велики. Неудивительно, что даже население развитых стран не испытывает восторгов по поводу глобализации. В чем же суть этих стоящих перед обществом дискуссионных вопросов? Например, сегодня распространены две крайние точки зрения на проблему вступления страны в ВТО, которая по сути включает в себя проблему глобализации страховой отрасли. Сторонники либерализма настаивают на немедленном вступлении в ВТО на любых условиях. Сторонники протекционизма утверждают, что российский бизнес сегодня неконкурентоспособен. Вступление в ВТО задушит отечественные предприятия. Таким образом, это очень сложный дискуссионный вопрос, который и будет предметом исследования в данной работе.

Итак, важным аспектом изменений конкурентной среды являются процессы, происходящие непосредственно на финансовом рынке, среди которых, прежде всего, необходимо отметить рост концентрации и интернационализацию рынка. Усилившаяся на исходе XX столетия тенденция к глобализации мировой экономики затронула и страховой рынок. Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Российский страховой рынок можно рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты российского общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Сближение экономик разных стран создает принципиально новые условия для страхового бизнеса, способствует унификации условий страхования. Переговоры о вступлении России в ВТО и начало действия в 1999г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами обусловливают необходимость всемерного использования международного опыта в организации страхового дела, выработки четких условий доступа иностранных страховщиков на российский рынок.


Стремительные преобразования переживает европейский страховой рынок: европейский лидер - германская страховая группа Allianz купила крупнейшую французскую страховую компанию Assurance Generales de France (AGF); ведут переговоры о слиянии швейцарская финансовая компания "Цюрих" и британский конгломерат "Би-Эй-Ти индаегриз", в результате "Цюрих" сможет укрепить позиции на британском рынке, а перед "Би-Эй-Ти" открываются перспективы глобализации и расширения присутствия в континентальной Европе. Перегруппировка сил в страховом секторе обусловлена меняющимся потребностями рынка и растущей конкуренцией. Примечательно, что реальную конкуренцию страховым компаниям начинают составлять банки, борющиеся за тех же клиентов.

Крупнейшие страховые компании Европы:

Наименование страховой организации

......................................... 1

Страна

Рыночная

капитализация страхователя ($ млрд.)

"Альянц" "Инг"

Германия

Нидерланды

52,9 36,0

"Мюник Ре"

Германия

26,9

"АКСА-ЮАП"

Франция

23,5

"Эгон"

Нидерланды

22.0

"Сюисс Ре"

Швейцария

19,9

"Дженерали"

Италия

18,7

"Цюрих" "Би-'Эй-Ти"

Швейцария Великобритания

17,9

17,8

"Ройял энд Сан Эллайэнс"

Великобритания

15,0

Источник: European Insurance in Figures CEA.

В середине ноября 27 страховых компаний из России и 16 стран ближнего и дальнего зарубежья подписали соглашение о создании "Транснациональной страховой группы Ингосстрах". За полвека работы "Ингосстраха" на отечественном и мировом рынках вокруг него сформировалась широкая есть дочерних и зависимых компаний, как в России, так и в странах СНГ, Балтии, Европы и Америки. Эти компании и объединились в единую


5

страховую группу. Участники соглашения располагают разветвленной сетью филиалов и представительств по всему миру, которая насчитывает 131 офис. Все участники соглашения остаются полностью самостоятельными субъектами рынка своих стран, а их объединение в группу - добровольный шаг. Вхождение в состав группы компаний с различной страховой специализацией делает набор услуг, предоставляемых клиентам, практически универсальным Создание группы, охватывающей обширный географический регион от Атлантики до Тихого океана, позволит серьезно облегчить страхование всевозможных транспортных операций - от перевозок грузов до туризма.

В течение последнего времени произошло уже несколько сделок, в корне изменивших лицо и суть страхового рынка России. Так, ведущий немецкий страховщик Allianz AG вошел в число акционеров компании РОСНО. Активизирует свою деятельность на российском рынке и конкурент немецкого холдинга - американская группа AIG. Ее дочерняя компания уже стала лидером российского рынка накопительного страхования жизни.

В связи с такими процессами, происходящими на международном и российском страховом рынках, необходимо рассмотреть возможные последствия для страхового бизнеса России от глобализации страховой отрасли. Несомненно, что прежде всего следует охарактеризовать российский страховой рынок и определить, способны ли российские страховщики конкурировать с иностранными.


Характеристика российского страхового рынка в связи с глобализацией.

При сравнении российского рынка страхования с рынками других стран становится очевидным, что он отстает по многим показателям. Так, в США страховые компании предлагают до 3000 страховых продуктов, а в России менее 100. Кроме того, среди факторов, ограничивающих в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, необходимо выделить невысокую платежеспособность физических и юридических лиц, являющихся агентами спроса, недостаточную страховую культуру населения и самих страховщиков, и прежде всего слишком малую емкость рынка с точки зрения капитала, которым располагают страховые компании для несения риска. Стоимость рисков, которые могут страховаться собственными силами, не превышает 5-6 миллионов долларов, что соответствует финансовому потенциалу средней страховой компании на Западе1 . Собственные средства и страховые резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным рискам.

По данным департамента страхового надзора Минфина РФ, премии российских страховщиков в первом квартале 2002 года увеличились лишь на 8,6% по сравнению с Т кварталом 2001 года и составили 74,1 миллиардов рублей. Это очень низкие темпы роста страхового сегмента экономики по сравнению с I кварталом 2000 и 2001 годов, когда темпы роста составили соответственно 89,8% и 91,7%. Впервые наметилась отрицательная тенденция в динамике сборов по страхованию жизни. Так, в первом квартале 2002 года премии по страхованию жизни составили лишь 78,2% от показателя аналогичного периода прошлого года, или 33,7 миллиардов рублей. Отмечается сокращение доли страхования жизни в общем объеме страховых премий с 63,4% в 2001 году до 45,5% в 2002 году.

Высокие и при этом стабильные показатели развития имеют "РЕСО-Гарантия", РОСНО, Росгосстрах, а также компании "АльфаСтрахование", "Прогресс-Гарант", Энергогарант, Ренессанс Страхование, Страховая группа Спасские ворота, не первый год попадающие в число лидеров по приросту взносов и имеющие высшие рейтинги надежности.

Сейчас на рынке страховых услуг оперирует 1350 страховых организаций, значительная часть из которых - негосударственные. Однако здесь следует отметить один очень важный аспект, характеризующий нынешнее состояние российского страхового

См.: Основы страховой деятельности./ Под ред. Т. А. Федоровой. М. ,1999. С. 22


7

рынка. Дело в том, что несмотря на большое количество страховых организаций, в процесс капитализации страхового рынка пока вовлечены лишь крупнейшие страховщики- лидеры, головные офисы которых расположены в Москве (Ингосстрах, Промышленно-страховая компания, Росно, Спасские ворота и др.). Крупнейшие страховщики продвигают на рынке свои фирменные страховые продукты; активно лицензируют новые страховые продукты; количество специализированных страховых программ увеличивается; усиливается роль крупнейших страховых групп; Прослеживается тенденция к большей открытости работы страховщиков с государственными организациями. В настоящий момент на рынке страхования существует достаточно жесткая конкуренция и между самими компаниями лидерами, и между мелкими организациями, а также региональными компаниями.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на рынке страховых услуг идет процесс расслоения страховых организаций. Компании-лидеры рынка перетягивают на себя основную часть прибыли. В то время как компании-лидеры находят новых инвесторов, получают денежные инъекции от старых владельцев или реинвестируют прибыль, абсолютное большинство мелких компаний остается "у разбитого корыта". Это говорит о том, что много российских страховщиков не выдерживает даже внутринациональной конкуренции. Совершенно очевидно при этом, что глобальной конкуренции такие компании в сегодняшнем состоянии не выдержат. В частности, подсчитано, что для конкуренции с западными страховщиками необходим капитал размером не менее 50 миллионов долларов, а по самым оптимистичным оценкам такими средствами в России будут располагать не более 20 компаний2 . Впрочем, и таким страховым компаниям придется нелегко.

Но рассмотрим более подробно последствия глобализации для страховой отрасли России.

Последствия глобализации для страховой отрасли России.

Два мировых страховых гиганта - американская компании AIG и западно­европейская Allianz начинают наступление на российский рынок. Завершив сделку по приобретению РОСНО, Allianz планирует потратить несколько миллионов долларов на продвижение своих услуг в России. В свою очередь, AIG, по слухам, озаботилась покупкой российской компании "Ингосстрах", сделавшей себе имя еще в советские времена. Одним из вариантов регулирования страхового рынка, который предлагается России на переговорах о вступлении в ВТО, является переход на систему разделения компаний по принципу "жизнь -

См.: Основы страховой деятельности./ Под ред. Т. А. Федоровой. М. ,1999. С. 23


не жизнь" (life and non-life), как это принято в западных странах. То есть все страховые
компании должны быть разделены на тех, кто занимается страхованием жизни, и тех, кто
специализируется на других видах страхования. По сведениям "Ко", именно страхование
жизни интересует Allianz и AIG.

Без сомнения, вступление на российский рынок иностранных страховых компаний существенно повлияет на расстановку конкурентных сил. 17 сентября 2002 состоялось заседание членов правительственных кругов и страхового сообщества "Российский страховой рынок и ВТО". На заседании обсуждался вопрос либерализации страхового рынка при вступлении России в ВТО, а также действия, которые должны предпринять страховщики и регулирующие органы, чтобы подготовить страховой рынок России к полноценному и равноправному участию в международной конкуренции.

Дело в том, что из 33 членов ВТО, которые ведут с Россией переговоры по доступу на рынок услуг вообще, 18 крайне заинтересованы в страховании. Очевидно, что вступление России в ВТО необходимо для равноправного участия России в мировой торговле.

В настоящее время существуют несколько точек зрения на то, как должны иностранные страховые компании вступить на российский рынок. Основное мнение правительства заключается в том, что нельзя допускать полного открытия российского рынка для иностранцев. Процесс вступления должен проходить поэтапно, и только после истечения переходного периода рынок может быть полностью конкурентным, т.е. открытым для всех участников. Российская сторона требует от иностранных компаний принятия обязательств, ограничивающих их деятельность на российском рынке, что и закреплено в российском законодательстве. Международное сообщество стоит на тех же позициях, иностранные компании считают, что в интересах обеих сторон открывать российский страховой рынок постепенно.

Позиция антимонопольного органа также состоит в том, чтобы доступ иностранных компаний на российский страховой рынок проходил поэтапно на протяжении 5-10 лет: конкурентные возможности российских компаний должны быть учтены в полной мере, и наши страховщики должны быть готовы к тому, что их не поглотят и не съедят. Иностранцы с большим вниманием следят за двумя документами - концепцией развития страхования и новым вариантом закона "Об организации страхового дела в РФ". В этих документах прописаны и доступ иностранцев, и вопросы открытия или закрытия рынка, и вопросы формирования капитала. Иностранцы опасаются, что в этих документах российская сторона


9

закрепит серьезные ограничения их деятельности на российском страховом рынке.

Что касается самих российских страховых компаний, то они раскололись на два лагеря. Одни считают, что страховой рынок необходимо открывать для иностранных конкурентов как можно скорее. Такая точка зрения базируется в первую очередь на необходимости защиты интересов российских клиентов-страхователей, которые в результате жесткой международной конкуренции получат больший спектр страховых продуктов и услуг по более низким ценам. Также в интересах страхователей заключение контрактов с именитыми и. что более важно, платежеспособными иностранными компаниями, гарантирующими свою надежность значительной историей работы на рынке и высокой капитализацией. Согласно второй точке зрения, страховой рынок надо закрыть от иностранной конкуренции, причем закрыть надолго, как минимум на 10 лет. Представители государственных структур считают, что обе точки зрения из-за своей радикальности не способствуют в полной мере ни повышению финансового потенциала российских страховщиков, ни адекватной защите российских страхователей от недобросовестных игроков. В сложившейся ситуации оптимальным решением будет то, которое в равной мере отвечает интересам как продавцов, так и покупателей страховых услуг. Еще одна точка зрения. Некоторые представители правительственных кругов поддерживают мнение, что прежде чем допускать иностранных компании на рынок, следует реформировать систему регулирования страхового рынка. Основная задача - установить единые и четкие правила, определяющие деятельность всех участников страхового рынка, которые к тому же были бы общедоступны. Также важно обеспечить контроль исполнения этих правил. Представляется, что наиболее эффективно такой контроль может осуществляться только на основе обязательного раскрытия информации страховыми компаниями. Инвестиционная привлекательность страхового рынка растет, повышается его потенциал как источника долгосрочных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях эффективный контроль устойчивости и платежеспособности страховщиков играет даже большую роль, чем 10 лет назад.

Направления дальнейшей либерализации российского страхового рынка должны увязываться с осуществлением соответствующих упреждающих стимулирующих мер, а ее темпы - со сроками, необходимыми для получения реального эффекта от этих мер. Разумное открытие рынка страхования должно способствовать дальнейшей капитализации отрасли, увеличению емкости рынка, повышению качества страховых услуг и расширению их ассортимента благодаря конкуренции с иностранными компаниями. Интересы ВТО значительно расходятся с интересами России, поэтому при вступлении во Всемирную


10

торговую организацию Россия должна настаивать на сохранении за ней статуса развивающей
страны, что позволит ввести ряд ограничений на доступ иностранных производителей
товаров и услуг на отечественный рынок

Теоретически любые страховые услуги в принципе могут найти немедленный сбыт на рынке, даже если они и не вполне отвечают тем требованиям, которые предъявляет к ним страхователь. Главное - их наличие. На практике преобладает рынок страхователя.

Страхователь сравнивает между собой различные варианты страховых продуктов, оценивает соответствие между своими желаниями (страховыми интересами) и гарантиями, которые предоставляются в соответствии с тем или иным договором страхования. В результате этого анализа формируется определенное предпочтение страхователя определенной страховой компании и ее страховым продуктам.

Вместе с тем, приспосабливаясь к работе в условиях спада, российские страховщики обнаружат такое преимущество, как открытый доступ к международным ресурсам, необходимым для успешного реформирования страхового сектора. Огромными останутся и внутренние резервы страхового рынка, внушительными - параметры и ключевые показатели. Однако рост рисков в непростой экономической ситуации создаст мотивацию для заключения новых страховых договоров и приобретения соответствующего покрытия. В России появится тенденция к повышению в страховании автомобилей и автогражданской ответственности. Нечто похожее наблюдалось сразу после августа 1998 г. - россияне стали чаще приобретать страховую защиту для средств автотранспорта после потери или обесценения других активов (прежде всего, банковских вкладов).

Страхователи станут гораздо требовательнее и разборчивее в выборе компании, начнут уделять повышенное внимание изучению рейтингов, финансовых показателей. различных "путеводителей" по страховой отрасли. Усиленный интерес обнаружится и к страхованию в иностранных компаниях. Наметится рост востребованности страховых брокеров.

В качестве новых владельцев выступят иностранные инвесторы: зарубежные страховщики будут спонсировать российский страховой рынок в надежде расширить собственную либо подконтрольную его долю.

Говоря о всемирно известной марке, проверенной управленческой технологии, динамичном маркетинге, отработанных страховых продуктах, конкурентоспособных тарифах (ниже российских на 16-25%) - то все эти факторы позволят таким компаниям, как "American Home Assurance" (входящей в состав "American International Group" (AIG), известной своей агрессивностью на новых и поднимающихся рынках), "Zurich Insurance",


11

"Winterthur Swiss Insurance". "Royal & Sun Allience Insurance" собрать в первом же финансовом году большое количество страховых премий. Успешно будет продвигать свои продукты на российский рынок, вероятно, и итальянская "Assicurazioni General SpA".

Однако закрепиться на российском рынке, найти дорогу к российскому потребителю в условиях многочисленных ограничений иностранцам будет крайне сложно.

И, вероятно, зарубежные компании изменят тактику. Они активно будут прибегать к поглощениям и объединениям, что сделает возможным приобретение сложившейся клиентской базы и отработанных каналов сбыта.

Важным является и то, что поглощения не будут единственным каналом проникновения зарубежных компаний на российский страховой рынок. Те российские компании, которые сохранят самостоятельность и собственную марку, а таковых будет не много, но и не мало, встанут на путь создания альянсов или партнерств с западными страховщиками, приобщаясь к передовым методам менеджмента, новейшим технологиям страхования и привлекая при этом немалые финансовые ресурсы. Страховой бизнес России получит помощь в налаживании эффективного управления активами и пассивами, разработке новых страховых полисов, прежде всего аннуитетов с переменным доходом, постановке актуарного дела и внедрении новых информационных технологий. Несомненный рост поступления премий и числа держателей полисов будет побуждать зарубежных страховщиков готовить почву для приобретения других российских компаний, причем компаний немаленьких, потому что при мелких сделках расходы, связанные со слияниями и поглощениями, не окупаются.

Движущей силой реорганизаций, слияний и поглощений, создания межфирменных альянсов на страховом рынке России выступит необходимость модернизации страхового дела, сокращения издержек, повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности страхового бизнеса, качества страховых продуктов, усиления конкурентоспособности - и все это в условиях низкой деловой конъюнктуры, неопределенности перспектив развития российской экономики.

Однако под влиянием иностранной конкуренции страховщикам России придется в ряде случаев идти на серьезное снижение тарифов.

Хотя в то же время новым владельцам российским компаниям удастся повысить свой рейтинг и восстановить платежеспособность.

Таким образом, приход нерезидентов на страховое поле России даст мощные импульсы оптимизации национального страхового бизнеса в целом.

В дальнейшем можно будет прогнозировать либо восстановление позиций, утраченных российским национальным капиталом в страховом секторе, либо переход


12

контроля над российскими страховыми компаниями (то есть компаниями, зарегистрированными в России, независимо от их национальной принадлежности) от одних зарубежных собственников к другим. Скорее всего, два этих процесса будут переплетаться.

В этой связи следует более конкретно рассмотреть регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке, и обобщить международные и национальные аспекты влияния глобализации на страховой бизнес страны.

Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке.

На 1 января 1998 г. было зарегистрировано 74 страховых организаций с иностранным участием. Объем зарегистрированного капитала иностранных участников в страховых организациях равнялась 73 млн. долл. или 4,5% совокупного капитала страховых компаний в России. Доля иностранцев в общем объеме страховой премии составила 177 млн. долл. или 3%. Наибольшее число смешанных страховых компаний учреждено с участием фирм Кипра (53% компаний), далее следуют страны СНГ (6%), Великобритания (6%), Германия и Испания (по 5%), США (4%). Но на данный момент, согласно ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в редакциях последних лет, действуют протекционисткие меры, защищающие российский страховой бизнес. В частности, статья 6 этого закона гласит, что страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в РФ страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. В случае, если размер участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов. Кроме того, страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры


13

(участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. При этом лица, осуществляющие функции единоличного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, гражданство РФ. Также следует отметить, что страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лег является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства и не менее 2 лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ3

В целом деятельность иностранных страховых компаний в странах с переходной экономикой, включая Россию, может рассматриваться как составная часть процесса формирования частного рынка страхования. По имеющимся оценкам, доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европы достаточно весома. В Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств в страховом секторе, в Латвии - 50%, в Чехии - 35%, в Словакии и Эстонии - около 30%, в Польше - 17%4 .

Рассмотрим международный опыт по регулированию иностранного доступа на национальный страховой рынок. В Чили полностью разрешен свободный доступ иностранных страховщиков на тех же условиях, что и для национальных страховщиков. Бразилия в настоящее время разрешает иностранцам владеть 50% капитала страховых компаний, но не больше 1/3 голосующих акций, и запрещает учреждение новых филиалов и отделений. Польша признает иностранных страховщиков при условии, что они зарегистрированы в стране как акционерные общества. Иностранцы должны получить специальное разрешение, если доля иностранного капитала превышает определенный процент. В Венгрии свободен доступ страховщиков, основанных в странах ОЭСР, но требуется, чтобы иностранные страховщики удовлетворяли требованиям регулирующих органов к их жизнеспособности. Болгария разрешила доступ иностранным страховщикам только в 2002 г. и создавать филиалы только в 2004 г. Шведские налоги на страховщиков «третьих» стран в области страхования иного, чем страхование жизни, выше, чем для страховщиков стран ЕС. Требования к страховым услугам в Канаде как на федеральном уровне, так и ни уровне провинций должны распространяться через местные коммерческие представительства, то есть через зарегистрированные канадцами компании или местные

3 См.: Свод кодексов и законов Российской Федерации.Т2.Н-Я.СПб, 2002.С.359 См.: Юргенс И. Российский страховой рынок: проблемы и пути их решения//Бюллетень

финансовой информации. - 1999. - N6. - С. 53


14

отделения. Премии, уплаченные страховщику-нерезиденту, облагаются федеральным налогом в 10%. В некоторых штатах США от нерезидентов требуют высокую плату за лицензию.

Однако роль иностранных компаний и их влияние на развитие страхового дела в стране не поддается однозначной оценке,

Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты.

Значительное улучшение обслуживания в сфере, страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что имеет своим следствием удешевление страховых услуг и повышение их эффективности. Правда, это положение актуально в основном для страхователей, а российские же страховщики могут не выдержать иностранной конкуренции.

Передача новейших технологий и ноу-хау. Зарубежные страховщики организуют свою деятельность согласно национальному законодательству, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемые к работе местные кадры должны иметь качественное образование и, получив опыт работы в организации с иностранным участием, при смене места работы будут распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.

Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.

Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случаи, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.


15

Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

Доминирование иностранных страховщиков па внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

Важность сохранения национального контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками.


16

Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане. 5

Анализ приведенных аргументов свидетельствует в пользу создания равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм - важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.

Обоснование выбора сценария регулирования доступа иностранных страховщиков на

российский рынок страхования.

Тенденция мирового рынка (в том числе, в секторе страховых услуг) к глобализации. стала, бесспорно, основным вектором развития мировой торговли товарами и услугами. На долю стран- участниц ВТО приходится более 85% мировой торговли, и естественно, что для России это важнейший фактор, определяющий будущее торговых отношений на ближайшую перспективу. Все меньше стран вне ВТО. в том числе и соседей - Китай, Казахстан, страны Прибалтики, Грузия и другие стали членами ВТО, другие -- ведут активные переговоры. Для России, ведущий переговоры об условиях присоединения к ВТО с 1994 года, наконец, определен ряд ключевых секторов, в том числе, и рынок страхования, в которых переговорная позиция становится все более соответствующей духу и регламентам ВТО.

См.: Юргенс И. Российский страховой рынок: проблемы и пути их решения//Бюллетень финансовой информации. - 1999. -N6. -С. 53-54


17

Согласно Генеральному Соглашению по торговле услугами ВТО страховые услуги объединяют:

- услуги по прямому страхованию в области страхования жизни и страховании ином, чем
страхование жизни,

-услуги по перестрахованию,

посреднические услуги,

аффилированные, или связанные со страхованием услуги.

Присоединяющиеся страны должны предоставить списки обязательств по каждой в
отдельности позиции, в части возможности «иностранных операторов» по предоставлению
субстраховых услуг.

Поэтому вполне понятно, что оценка эффективности доступа иностранных операторов должна оцениваться по каждому из видов страховых услуг в отдельности. Анализируя различные принятые в ВТО национальные обязательства стран-участниц, нельзя не поразиться многообразию форм защитных мер, которые используют страны-участницы в отдельных секторах экономики. Однако, основная цель - постепенная либерализация условий доступа иностранных операторов на недискриминационных условиях для «игроков» из различных стран - должна быть обеспечена или незамедлительно при подписании страной Соглашений о присоединении к ВТО. или по истечении переходного периода.

Для российского рынка чрезвычайно важен вопрос о том, какова цель этих протекционистских решений, какие функции они несут и кого защищают от конкуренции с иностранными операторами. Он должен быть поставлен во главу угла при определении экономической целесообразности национальных обязательств в случае присоединения к ВТО.

Какие оценочные показатели, вместо голословных утверждений, что «Россия может
потерять национальный страховой рынок» или «нам не нужен опыт Венгрии», могут быть
использованы для оценки эффективности доступа иностранных операторов на российский
страховой рынок в соответствии с указанным перечнем страховых услуг?
Общепринято, что критериями развития национального страхового рынка являются
следующие показатели:

показатели поступления страховой премии по видам страхования, или отраслям страхования

показатели расходов на страхование на душу населения

доля премии. полученной от продажи страховых услуг, в ВВП

число страховых компаний


18

- капитализация страховых компаний и показатели страховых резервов и соответствующих активов.

К их числу можно отнести также и показатели премии, уплаченной в перестрахование, сальдирующий показатель - емкости национального страхового рынка, т.е. совокупных возможностей национальных страховых компаний по принятию рисков на страхование (капитализация); число страховых брокеров и страховых агентов.

Уже 10 лет с 1992 года мы говорим о гом, что показатели развития рынка страхования
в России могут соответствовать международным показателям только по числу страховщиков
и страховых брокеров, что объясняется исключительно заниженными требованиями к
капитализации страховщиков и отсутствием какого бы то ни было регулирования
деятельности брокеров.

Все остальные показатели существенно отстают от показателей развитых стран, в том числе и той же пресловутой Венгрии.

Страхование в значительной мере является функцией от капитала- Чем больше
капитализация страховщика, тем больший размер страховой премии (следовательно, и по
большему числу страховых рисков он может нести обязательства). Такой капитал может
быть заемным - через перестрахование или путем секьюритизации страховых обязательств.
Последнее российским страховщикам недоступно по двум причинам низкой

капитализации и финансовой непрозрачности. Что касается перестрахования, то, естественно (и это показывает статистика), потребность в нем растет по мере того как увеличивается разрыв между приростом страховой премии и приростом капитализации компаний.

Без привлечения дополнительного капитала в страховой сектор российский рынок окажется в ситуации потенциального банкротства, если международный рынок перестрахования, откажется принимать российские риски в перестрахование.

Тем не менее, проблема контроля за страховым рынком при открытии доступа иностранным страховщикам существует. Ее цель должна состоять в недопустимости завладения каким-то сектором рынка отдельным страховщиком или иностранными страховщиками в совокупности. Эта проблема должна решаться средствами антимонопольного надзора.

С учетом сказанного может быть оптимальным следующий сценарий регулирования доступа иностранных страховщиков на российский рынок страхования:


19

Главное - оставить за РФ право применения «принципа взаимности», т.е. в случаях, когда национальное законодательство стран ВТО имеет условия доступа на национальный рынок страхования худшие, чем предусматривают российские обязательства. РФ имеет право для страховщиков из такой страны установить адекватные требования (например, -ограничить число городов для открытия дочерних обществ или филиалов, повысить требования по размеру первоначального капитала, изменить систему расчета платежеспособности или резервирования, или размещения активов). Этот подход должен быть озвучен вполне внятно и отчетливо в рамках российской переговорной позиции.

Таким образом, для сектора прямого страхования нужно следующее. Главный принцип — доступ на российский рынок страхования только путем коммерческого присутствия в виде дочернего общества, которое в полной мере (лицензирование, резервирование, размещение активов, расчет платежеспособности, требования к квалификации первых лиц и иные) подчиняется в своей деятельности требованиям российского законодательства.

Устранение каких бы то ни было ограничений «по доле в совокупном капитале» на учреждение дочерних обществ. Приобретение российских страховщиков может быть поставлено под контроль (если в этом заинтересован рынок) путем установления запрета полностью или в течение ограниченного периода (например, 2-х лет) на приобретение этими дочерними обществами или материнскими компаниями российских страховщиков.

Устранение каких бы то ни было ограничений по сферам деятельности, за исключением социального страхования и страхования государственной собственности или прочих государственных интересов за счет средств государственного бюджета любого уровня. Такая мера предусмотрена Г АТС и носит название «государственных закупок»,

Вместе с тем, подлежит контролю доля одной отдельно взятой компании на рынке. В соответствии с требованиями антимонопольного контроля при превышении 20% доли на региональном рынке и 10% - на федеральном рынке - страховщик попадает под мониторинг ведомства по антимонопольному надзору. Если установить, что при превышении 30% доли брутто-премии по виду страховой деятельности (которые установлены в условиях лицензирования страховой деятельности на территории РФ), на региональном рынке и, соответственно. 25% - на федеральном, ведомство предписывает прекратить продажу новых договоров или предлагает принять иные меры к сокращению объемов продаж страховых услуг по соответствующему виду страхования, то, не нарушая принципов «национального


20

режима», законодатель поставит в равные условия как иностранных дочек, так и исконно российских страховщиков.

В качестве временной меры на переходный период в 10 лет (в ходе переговоров этот срок может быть уменьшен до 7 - используя «китайский опыт» присоединения к ВТО) РФ может ввести контроль за совокупной долей иностранных страховщиков по всем видам страховой деятельности на российским рынке по двум укрупненным показателям - на рынке страхования жизни, и на рынке страхования иного, чем страхование жизни, рассчитанный как доля иностранных страховщиков в показателе брутто-страховой премии из российского бухгалтерского учета. При этом в СПС предусмотрено, что РФ может вводить меры защищающего характера при устранении ограничений в размере 49%. Понятно, что не следует вводить такое ограничение только для компаний из ЕС, оно эффективно только в том случае, если ограничение установлено для всех дочерних обществ иностранных компаний.

Важная для российского страхового рынка тема - определение «иностранности» учредителя страховщика. В соответствии с российским законодательством на второй итерации иностранный капитал в виде компании становится российским учредителем. Например, если американский банк учреждает здесь дочернее общество - консалтинговую компанию, то если такой консультант выступит учредителем российского страховщика, то такой страховщик не будет считаться «иностранной» дочерней компанией. Это следует категорически пресечь и четко изложить в обязательствах РФ при присоединении к ВТО и ЕС,

И не менее важная тема, которая не представляется актуальной сегодня, но может быть востребована завтра - применение к регулированию доступа на российский страховой рынок страховщиков из стран СНГ и, соответственно, наших на рынки стран СНГ, так называемых, интеграционных исключений. Это будет означать, что также как и в случае с ЕС или Североамериканским соглашением о свободной торговой зоне, условиям доступа для страховщиков из стран СНГ могут быть существенно выгоднее, чем для страховщиков из любых других стран.

Теперь предложения для перестрахования.

Совершенно неверно «педалировать» тезис о том, что. открывая рынок страховых услуг, РФ намерена закрыть доступ на рынок перестрахования. Как показано выше, страховой рынок зависит, и будет зависеть от международного перестрахования. Перестрахование - это


21

услуга, которая состоит, в том числе, и в предоставлении дополнительного капитала для принятия рисков на страхование. Перестраховщик по условиям договора перестрахования должен оплатить долю в убытках по договорам прямого страхования. Однако, в целях гарантирования платежеспособности международных перестраховщиков РФ имеет право (и такие меры прямо установлены как в законодательстве США, так и ЕС. и многих других стран) устанавливать ограничения по доступу на российский рынок перестрахования.

Общий тезис должен состоять в том, что для предоставления услуг по перестрахованию в режиме трансграничной торговли в секторе страхования иного, чем страхование жизни иностранный перестраховщик или страховщик должен иметь рейтинг международных финансовых агентств не ниже ВВВ от Standard's and Poor's или аналогичный от других агентств. В противном случае - только при условии учреждения в РФ дочернего общества.

При предоставлении услуг по перестрахованию жизни такой рейтинг должен быть не менее А от Standard's and Poor's или аналогичный от других агенств. В противном случае, если у перестраховщика нет такого рейтинга, - предоставление услуг по перестрахованию возможно только при условии учреждения в РФ дочернего общества иностранного перестраховщика.

Возможность перестрахования по страхованию жизни должна быть предоставлена только для «рисковой части» обязательств, т.е. только для страхования на случай смерти, или страхования на случай утраты постоянной или временной трудоспособности. Перестрахование «сберегательной» части страхового обязательства на случай дожития до возраста или срока установленного в договоре страхования подлежит запрету как капитальная операция, которая в России может осуществляться только с разрешения ЦБ за исключением случаев прямо установленных в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле.

В той же мере должны применяться изъятия из общего режима для стран СНГ, а также принцип взаимности.

По страховым посредникам и аффилированным услугам целесообразно оставить за РФ право изложить национальные обязательства в течение трех лет, поскольку российское законодательство не содержит пока никаких существенных норм, регулирующих предоставление подобных услуг. Однако, указать, что такие меры не будут худшими, чем в странах ЕС и США, а также будут приняты в соответствии с существующими


22 рекомендациями или теми, что будут выработаны Международной Ассоциацией страховых

надзоров.


2.3

Заключение.

Таким образом, мы рассмотрели все аспекты, связанные с возможными последствиями для страхового бизнеса России от глобализации страховой отрасли. С учетом вышеуказанных тезисов можно сделать вывод о том. что последствия будут иметь двойственный эффект.

С одной стороны, улучшение обслуживания в сфере страхования, передача новых технологий и ноу-хау, аккумуляция национальных сбережений, приток нового капитала, распределение рисков, открытый доступ к международным ресурсам, необходимым для успешного реформирования страхового сектора, спонсирование российского страхового рынка, получение помощи в налаживании эффективного управления активами и пассивами, разработке новых страховых полисов, прежде всего аннуитетов с переменным доходом и постановке актуарного дела, в то же время повышение рейтинга российским компаниям и восстановление их платежеспособности.

С другой стороны, доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке, возможность потери национального контроля за страховой системой, возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков, серьезное снижение тарифов страховщиками России под влиянием иностранной конкуренции, Таким обрачом. приход нерезидентов на страховое поле России даст мощные импульсы оптимизации национального страхового бизнеса в целом, но за эту оптимизацию российским страховщикам скорее всего придется пожертвовать своей самостоятельностью, временно или навсегда - будет зависеть от целого ряда факторов, которые в настоящий момент не представляется возможным проанализировать.

С другой стороны, переход к жестким протекционистским мерам в целях защиты молодого российского страхового бизнеса представляется абсолютно нецелесообразным. поскольку это нарушает право российских граждан страховаться в иностранных компаниях. Президент Всероссийского Союза Страховщиков господин Юргенс сравнивает такую возможность с тем, чтобы заставить всех россиян ездить только на автомобилях марки «Жигули» или покупать исключительно телевизоры «Рубин».

В то же время возможно избежать всех негативных последствий глобализации, ведя разумный переговорный процесс и закрепив на 10-20 лет некоторые ограничения для иностранных страховщиков, одновременно осуществляя совершенствование и детализацию


финансовой информации


. - 1999. - N6. - С. 53.


24

-правовой базы, при таких условиях воздействие глобализации страховой отрасли на страховой бизнес России будет исключительно позитивным.

Но при любом из этих вариантов сближение и интеграция

отечественных страховщиков с зарубежными страховыми компаниями неизоежны уже потому что внешнеэкономическая деятельность молодого российского бизнеса и появление в России инвесторов создают указанные тенденции . Позитивным же или негативным будет влияние

этого сближения, определит выбор одного из двух вариантов данной интеграции.

1 . Основы страховой деятельности. /Под ред. Т . А. Федоровой. - М.: Издательство БЕК, . -776 с.

Федерации, том 2 . н-я. — СПб.: ИД «Весь»,

3. Страхование/ Крутик А. Б., Никитина Т. В, - СПб, 2001, - 253 с.

4. страхование/ под ред. Шахова В. В. - М.: Анкил, 2002, - 480 с.

5. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт./ Под ред. Ш.Р.Агеева. - М. 1998. - 374

6.Юргенс И.Российский страховой рынок: проблемы и пути их решения // Бюллетень финансовой информации. - 1999. - N6. - С. 52-55

7. www.cir.ru