Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

3. Стенография в науке и культуре 7

 

             

3. Стенография в науке и культуре 7

Содержание

Введение. 3

1. История стенографии. 5

2. Русская скоропись. 8

3. Стенография в науке и культуре. 10

4. Зарубежная стенография. 17

5. Русская система стенографии. 20

Заключение. 24

Список литературы. 26

Введение

Стеногра́фия (от греч. στηνος — узкий и γραφή — пишу, также тахиграфия — «скоропись» и много других названий) — искусство, с помощью которого можно писать так же быстро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, а слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате даёт экономию времени почти в 75 % сравнительно с обыкновенным письмом.

Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так называемые геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклонённую вправо, как и в обыкновенном письме; это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная стенография стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и лёгкость изучения; стараются обосновать стенографию на более или менее точных статистических и экспериментально-физиологических основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как стенография пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы стенографии с одного языка на другой требуются бо́льшие или меньшие изменения системы.

Заимствованные из стран Западной Европы принципы стенографических сокращений хороши для языков с неизменным положением смыслоразличителей (ударные ядра) в фразах. В русском языке смыслоразличители имеют изменяемое местоположение. Данное обстоятельство привело к тому, что стенография за десятилетия не стала обычной, будничной письменностью. Предложена альтернативная стенография, лишённая порока недоучёта смыслоразличителей.

Альтернативная стенография на сегодняшний день представлена системой Терне-Александровой (ТА). Эти способы быстрой записи устной речи на различных языках народов мира (без использования условных — не связанных со звучанием — письменных сокращений) на основе особых значков, способных образовать фразграф (компакт-знак целого и любого предложения). Двойной алфавит (Паткановой — Александровой) содержащего 40 знаков, позволяет учесть смыслоразличители любой устной речи. Отсутствие условных сокращений позволяет осваивать теорию фразграфии очень быстро. Чтение фразграфов не затруднено надобностью рашифровывать (припоминать, что условились в отношении значка).

Как средство записывать произносимые речи стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передаётся для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу.

1. История стенографии

Стенография - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно успеть записать живую речь или возникшую мысль.
Слово "стенография", имеющееся во многих языках, греческого происхождения ("стенос" - узкий, тесный; "графо"- пишу) и в точном переводе значит "узкопись", "теснопись". Его впервые ввел в употребление англичанин Джон Уиллис.

Устное слово живет несколько секунд. Записанное, оно может просуществовать тысячелетия. Поэтому понятна та роль в развитии культуры, которая принадлежит стенографии как средству закрепления произнесенного слова.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Скорость нашего обычного письма относительно невелика, она достигается усовершенствованием техники письма, но самые буквы- значки остались такими же, какими пользовались наши предки. Поэтому человечество не удовлетворяется и этим письмом и продолжает его совершенствовать и упрощать.

Итак, много веков назад возникла идея создать новое, более упрощенное, стенографическое письмо, позволяющее записывать живую человеческую речь.

Уже древние греки и римляне заметили громадную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма - скорописи, или стенографии.

5 декабря 63 г. до н.э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший[1, C,30].

Люций Эней Сенека, римский философ I в. н.э., в одном из произведений с гордостью перечисляет достижения своего времени и наряду с архитектурой мраморных храмов отмечает "значки слов, при помощи которых можно записать быстрейшую речь и которыми рука может следовать за языком".

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

2. Русская скоропись

В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель и создалось национальное Русское государсгво с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Конечно, говорить о существовании в то время строго разработанной системы стенографии не приходится. При записи стенографы изобретали различные способы краткого письма, заимствуя приемы сокращения из обыкновенной скорописи и церковнославянских книг.

В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке "Графодромия, или искусство скорописи" Модеста Андреевича Корфа, товарища Пушкина по лицею. В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание. Среди них мы встречаем имена Александра Сергеевича Грибоедова, Александра Сергеевича Пушкина, Вильгельма Карловича Кюхельбекера и других замечательных людей того времени.

А через сорок лет, 19 марта 1860 г., в Петербурге состоялся диспут между академиком Погодиным и профессором Костомаровым на тему о происхождении Руси, собравший огромную аудиторию. На этом диспуте, состоявшемся в университетском зале, впервые в России велась публичная стенографическая запись.

Стенографы писали по одной из первых русских стенографических систем Михаила Иванина.

В связи с изменившимися политическими условиями - появлением первого парламента в России (Государственной думы в 1906г.) - роль стенографии заметно возросла. Активизация политической жизни потребовала большого количества специалистов в этой сфере.

3. Стенография в науке и культуре

Известно немало случаев, когда стенография оказывала неоценимую помощь людям разных профессий.

Вот несколько примеров. Вы, наверно, знаете книгу Альфреда Брема "Жизнь животных". Ученый писал свою книгу стенографически во время путешествий. Путешествуя, Брем наблюдал за жизнью животных и стенографически заносил в дневник все, что он видел интересного.
Делалось это в обстановке, исключавшей возможность удобной и длительной записи; в таких условиях оставалось писать только стенографически - например, при езде на лошади или на верблюде, в походной палатке, при свете ночника.

Когда записей в дневнике собиралось достаточно много, Брем отсылал их своей жене в Берлин. Хорошая стенографистка, жена Брема, расшифровывала записи своего мужа и сдавала их в печать.

Вот еще пример.

Лекции великого русского химика Д. И. Менделеева стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда "Основы химии". В этом труде впервые была изложена периодическая система элементов, которая сыграла важную роль в развитии не только химической, но и других областей науки.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

А вот случай помощи стенографии людям искусства. В 1952 г. вышла в свет книга талантливого режиссера Художественного театра, заслуженного деятеля искусств Н. М. Горчакова "Режиссерские уроки
К.С.Станиславского", которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре.

Книга создана Горчаковым на основе стенографических записей, которые он вел в течение своей работы с великим режиссером в Художественном театре.

На спектакле и на репетиции с блокнотом в руках Н. М. Горчаков в течение 12 лет вел свои стенографические записи.

Обычным письмом ему не удалось бы занести на бумагу так быстро, точно и подробно все, что говорил и делал на сцене великий режиссер , -не было бы талантливой книги о Станиславском.

Стенограф у Льва Толстого. Стенографом, услугами которого пользовался Л. Н. Толстой, был Николай Николаевич Гусев.
С декабря 1907 г. Гусев работал у Толстого в Ясной Поляне, стенографически записывая под диктовку писателя его ответы на многочисленные письма, поступавшие со всех концов России и из-за границы. Гусев часто стенографировал беседы Толстого с посещавшими его лицами.
Пользование стенографией казалось Толстому более удобным, чем подаренным ему Эдисоном фонографом.

В 1909 г. русский историк стенографии Н.А. Ершов через Гусева передал Толстому свою книгу "Обзор русских стенографических систем" и просьбу высказаться о стенографии. Вот что ответил Толстой Ершову: "Я совершенно согласен с высказанной Вами во введении к Вашей книге мыслью о значении стенографии. Согласен, потому что я считаю благотворным все, что содействует единению людей. Единению же людей больше всего содействует выражение мыслей людских Выражение же мыслей людских облегчается и сообщение их ускоряется стенографией. И поэтому полагаю, что распространение стенографического письма может быть только благотворно. 3 июня 1909 г." [1, C.50]

Интересно мнение Гусева о применении стенографии Толстым: "При чрезвычайном обилии получаемых Львом Николаевичем писем самого разнообразного содержания, частых его недомоганиях и, главное, при постоянной собственной напряженной работе мысли - диктовка ответов на письма и быстрая стенографическая запись их значительно облегчали ему письменные сношения, и вместе с тем ответные письма получали характер той непосредственной задушевности, которая свойственна личному общению, но большей частью утрачивается при передаче мыслей с помощью обыкновенного письма, когда перо не может поспеть за движимой чувством мыслью".

Так работал Достоевский. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский постоянно испытывал материальные затруднения. Поэтому в 1866 г. он был вынужден заключить кабальный договор с издателем на полное собрание сочинений с обязательством написать новый роман в десять печатных листов к 1 ноября. А дело было в начале октября. По этому договору, если Достоевский не успеет к сроку написать новый роман, тогда все права на его сочинения пожизненно перейдут к издателю.

Тут и пришла к Достоевскому мысль для убыстрения работы воспользоваться услугами стенографа.

В те времена - почти сто лет назад - стенография имела в России небольшое распространение. Писатель обратился к петербургскому теоретику П. М. Ольхину, применившему к русскому языку немецкую систему стенографии Габельсбергера. Ольхин рекомендовал лучшую свою ученицу Анну Григорьевну Сниткину.

С 4 по 29 октября, почти в течение месяца, каждый день приходила молодая стенографистка к Достоевскому и писала под его диктовку роман "Игрок".

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

"Когда Диккенс добился опубликования своего первого рассказа, ему шел 22-й год. Несмотря на свою молодость, он был хорошо известен в кулуарах парламента как блестящий стенограф и способный репортер".
Первый рассказ Диккенса был опубликован в декабре 1833 г. Это было начало успеха, сопровождавшего его до самой смерти. Не без основания можно предполагать, что именно отличное владение стенографией помогло писателю оставить огромное литературное наследство, пользующееся любовью и уважением у народов всего мира.

В романе "Давид Копперфильд", имеющем автобиографический характер, Диккенс описывает, как он стал стенографом.

Система английской стенографии в то время была очень сложной. Диккенс знал, что "полное овладение тайной стенографического письма и расшифровки потребует такой же затраты труда, как изучение 6 языков". Тем не менее он решился на это. Занимался он самостоятельно, без помощи учителя.
"Я купил, - говорит Диккенс устами Давида Копперфильда, - рекомендованную мне книжку о благородном и таинственном искусстве стенографии и окунулся в море таких затруднений, что через 2-3 недели впал в полное отчаяние... Каждая закорючка в системе этих знаков подобна была сучковатому дубу в лесу препятствий, и я продвигался вперед, срубая эти дубы один за другим с таким пылом, что через 3-4 месяца решился проделать опыт с одним из прославленных ораторов в докторс-коммонс (докторской общине). Забуду ли я когда-нибудь, как прославленный оратор ускользнул от меня, прежде чем я успел начать, и оставил мой глупый карандаш метаться по бумаге, словно в пароксизме лихорадки?

Было ясно, что так дело не пойдет на лад. За советом я обратился к Трэдлсу, и он предложил диктовать мне речи, но медленно, с расстановкой, принимая во внимание мою неопытность. И вот изо дня в день, в течение долгого времени, по вечерам у нас происходили заседания по образцу парламентских".
Систематические упражнения помогли. Далее, в 43 главе того же романа, Диккенс пишет:

"Я достиг совершеннолетия. Мне 21 год, возраст достойный... Посмотрим, чего я достиг собственными силами. Я укротил этого дикого зверя - таинственную стенографию. Она дает мне приличный заработок. Своими успехами я снискал высокое уважение всех, имеющих отношение к этому искусству, и теперь состою в числе 12 стенографов, записывающих парламентские прения для утренней газеты".

4. Зарубежная стенография

Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учреждённый в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене, учреждённый Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учреждённый Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой — в 1897.

В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами.

5. Русская система стенографии

В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и применённое к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб.,1820); «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844); «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К.» (М., 1848); M. И. Иванов, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении её к русскому языку» (СПб.,1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая стенография не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на стенографию при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по стенографии в применении к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием «Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера» (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием «Русская краткопись, или стенография по началам Штольце» (СПб., 1864).

В 1874 г. Михаил Андреевич Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрая в 2-й Петербургской гимназии, опубликовал своё изобретение — правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов). В 1913 году Патканова Е. Н. издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках) содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит. В 1968 году появилась работа О. С. Александровой (третье издание) «Фоностенография» (Слуховая скоропись) объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад О. С. Александровой — разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т. д.)слитных, что привело к созданию фразграфии.

Во фразграфии количество условных сокращений равно количеству используемых при буквенной письменнности (около сорока) и не требуется увеличивать его. В одноросчерковом компакт-знаке (фразграфе) отображается всегда набор слов, то есть, предложение, мысль. Полностью отсутствует словарь условных сокращений из-за отсутствия надобности в нём. Освоение теорматериала в среднем требует сорок часов. Степень сжатия как и степень гармонизации графики сильно зависят от осведомленности в началах фонетического анализа звукового потока речи.

Существенное отличие фразграфии от всех буквенно-стенографических систем заключается в учёте смыслоразличителей устной речи при словоначертании. На сегодня период «детского подражания» сократительным принципам заграничных систем скоростного письма преодолен[4, C.94].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Словоусечение

При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие — постоянно; последнего рода усечения представляют собой знаки, которые сами по себе в основном означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак ! (милостивый государь), !! (милостивые государи) и т. д.


Заключение

Новая система стенографии разработана специально для русского языка. Теория массового письма построена на научных основах с учетом психологических, физиологических, гигиенических, графических условий и процессов обычного и стенографического письма.

Фундаментом всякого письма, в том числе и стенографического, является его алфавит - буквы. Стенографические алфавитные буквы, или, как принято их называть, знаки, намного проще обычных букв, а стенографическое письмо в 5-7 раз короче обычного.

В старых системах стенографии алфавитные знаки брались из частей соответствующих рукописных букв немецкого языка или произвольно. Для приобретения автоматизации письма таких знаков требовались месяцы.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Изучение стенографии идет легко и быстро, если оно поставлено правильно, если соблюдаются все педагогические, методические и технические требования и указания.

Стенографическое письмо, построенное на буквенном принципе, обладает рядом особенностей. От обычного письма оно отличается прежде всего краткостью начертаний.

Произвольно менять начертания стенографических знаков нельзя, так как они стандарты. Если в обычном письме допускается несколько вариантов написания одной и той же буквы, то в стенографическом письме имеет одно строго определенное начертание.

Список литературы

1. Вексман Р. А. и др. Стенография. Учеб. пособие по факультативному курсу для IX—X классов. Изд. 2-е, переработ. – М. «Просвещение», 1971. – 318 с.

2. Демачева Ю.С., Заранко К.М. Стенография. – М: Высшая школа, 1991. – 368 с.

3. Соколов Н. Н. Теоретические основы государственной единой системы стенографии. – М., 1949