Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком

 

             

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком

Стратегия взаимодействия фирмы с рынком

Содержание

Введение. 3

1.Теоретико-методологические основы изучения внешней и внутренней среды предприятия. 5

1.1. Конкурентная среда предприятия и ее подразделение на внешнюю и внутреннюю.. 5

1.2. Система факторов, влияющих на изменение внешней среды и внутренней среды предприятия. 8

1.3. Методы экономического анализа внешней и внутренней среды предприятия 12

2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Увинская жемчужина». 16

2.1. Общая характеристика ООО «Увинская жемчужина». 16

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 18

2.3. Исследование конкурентной среды ООО ТД «Увинская жемчужина». 28

3. Стратегия развития ООО ТД «Увинская Жемчужина». 36

3.1. Маркетинговый и организационный план. 36

3.2. Расчет основных экономических показателей ООО ТД «Увинская Жемчужина» 39

3.3. Оценка эффективности инвестиционного проекта. 43

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 53

Приложения


Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой являются одними из наиболее сложных в теории управления хозяйственными системами. В условиях рыночной экономики важность их исследования, разработки механизмов, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия, существенно возрастают. Это обусловлено тем, что увеличивается неопределенность внешней среды, появляются новые факторы, меняются и растут требования, предъявляемые внешней средой к предприятию, усложняются механизмы достижения соответствия его деятельности этим требованиям, в основе которых лежат преимущественно экономические методы воздействия на предприятие – отказ от директивного планирования деятельности предприятий, полная ее автономизация не могли не привести к резкому снижению этого соответствия.

В новых условиях существенно меняется и внутренняя среда предприятия, так как его деятельность направлена на достижение иных целей функционирования и развития, которые диктуют другие подходы к стратегии предприятия, системе планирования и мотивирования его производственно-хозяйственной деятельности, созданию адекватных организационных структур управления.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам формирования внешней и внутренней среды, их воздействия на предприятие уделяется достаточно пристальное внимание учеными и специалистами. Вместе с тем, достаточно явно они обозначаются редко. Как правило, подразумевается, что обоснованный механизм управления предприятием будет решать связанные с этим проблемы автоматически. Между тем, необходимость более конкретной, целенаправленной постановки и решения проблем взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой становится все более настоятельной. На их решение нацеливаются усилия многих ученых, таких как: Н. Алексеева, С. Глазьева, В. Долгого, Д. Кононова, Д. Львова, А. Муравьева, А. Подкосистого, Э. Уткина, И. Цыкина, Е. Таркановского, Г. Шепеленко, К. Штайльманна, Е. Янковского и др.

Однако актуальные вопросы обоснования основных факторов внешней и внутренней среды, механизма взаимодействия с ними предприятий, учета и обеспечения соответствия их деятельности предъявляемым ими требованиям еще не нашли достаточно полного теоретико-методологического и методического решения, что снижает эффективность этой деятельности, наносит существенный ущерб как трудовым коллективам, так и обществу в целом. Изложенным предопределяется выбор темы исследования данной работы.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по развитию системы управления взаимодействием предприятий с внешней и внутренней средой.

Для достижения данной цели в исследовании поставлены следующие основные задачи:

- выявить сущность конкуренции; конкурентной среды предприятий;

- изучить систему факторов влияющих на изменение внешней среды и внутренней среды предприятия;

- рассмотреть методы экономического анализа внешней и внутренней среды предприятия;

- провести исследование, анализ и оценку внешней и внутренней среды ООО ТД «Увинская жемчужина»;

- разработать программу адаптации ООО ТД «Увинская жемчужина» к условиям внешней среды.

Предметом исследования выступает стратегия взаимодействия фирмы с рынком. Объектом исследования является ООО ТД «Увинская жемчужина».

состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1.Теоретико-методологические основы изучения внешней и внутренней среды предприятия

1.1. Конкурентная среда предприятия и ее подразделение на внешнюю и внутреннюю

В условиях конкуренции предприятие функционирует в условиях постоянно изменяющейся маркетинговой среды. Основная проблема заключается в том, что необходимо найти баланс между требованиями внешней среды и возможностями внутренней среды. Это невозможно без детальной и актуальной информации. Успешность конкурентной борьбы предприятия в современных рыночных условиях определяется умением адаптироваться к конкурентной среде, которая представляет собой совокупность экономических и социальных условий, в которых производится и реализуется конкретная продукция. Сегодня необходимо постоянно отслеживать развитие конкурентной среды отрасли, выявляя угрозы и вовремя на них реагируя. [3, с.22]

Конкурентная среда имеет достаточно сложную структуру, представляющую собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих рыночных элементов, среди которых количество и характер конкурирующих между собой товаропроизводителей, сложившиеся условия конкуренции, особенности рыночной инфраструктуры, платежеспособность населения. [3, с.25]

Принято подразделять конкурентную среду на внутреннюю и внешнюю [Приложение 1].

Внутренняя среда предприятия может быть охарактеризована с различных точек зрения. Ее состав наилучшим образом представлен в монографии Рольбиной Е.С. Автор считает, что наиболее целесообразно представить внутреннюю среду в виде потенциала предприятия, который возможно, разработав систему показателей, сопоставить с характеристиками конкурентов. Подразделяя потенциал предприятия на три составляющие (производственный потенциал, научно-производственный потенциал, управленческий потенциал), Рольбина Е.С. предлагает показатели, которые возможно взять за базовые. [3, с.28]

Итак, по производственному потенциалу – это объемы производства, продаж, структура активов, соотношение основного и оборотного капитала и т.д. Научно-производственный потенциал характеризуется следующими показателями: размер инвестиций, доход от инвестиций, степень механизации и автоматизации производственных процессов и т.д. По управленческому потенциалу основными показателями выступят: имидж и репутация организации, наличие фирменного стиля, число уровней управления и т.д. Маркетинговый потенциал целесообразным будет вынести за рамки управленческого потенциала и анализировать как самостоятельную единицу. В данном случае базовыми показателями выступят: доля рынка, динамика продаж, прибыли и т.д. [3, с.31]

Внешнюю среду функционирования предприятия ученые подразделяют на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микросреды предприятия. Она включает политические, нормативно-правовые, природно-климатические, технологические, социально - демографические, экономические, культурные условия функционирования предприятия.

К микросреде относят совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на предприятие – поставщики, контактные аудитории, конкуренты, посредники и продавцы, покупатели и потребители.

Внешняя среда требует постоянного контроля со стороны предприятия. Это является необходимым условием обеспечения его конкурентоспособности. Если внешняя среда не находится в сфере непосредственного управления со стороны организации, то управление за деятельностью предприятия целесообразно осуществлять путем воздействия на параметры комплекса маркетинга. [6, с.77]

Комплекс маркетинга – это совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми, организация старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков.

Классической моделью, описывающей конкурентную среду, в которой работают предприятия, является модель М. Портера. [6, с.80]


Рис. 1.1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли

Эта модель описывает пять сил, действующих на предприятие в конкурентной борьбе: вероятность появления новых конкурентов, сила соперничества между основными конкурентами предприятия, поведение покупателей, поведение поставщиков, угроза появления товаров-заменителей.

Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов: соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») – ситуация в отрасли; конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями – влияние товаров-заменителей; угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов; позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние поставщиков; позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей. [6, с.83]

Комплексный анализ конкурента необходимо проводить в следующих направлениях: анализ имеющегося ряда товаров и услуг, включая их качество и цены; анализ доли обслуживаемого рынка по сегменту и в географическом аспекте; исследование рекламной политики и деятельности по стимулированию сбыта; комплексная оценка имиджа фирмы на рынке; изучение основных направлений развития; анализ основных поставщиков; анализ персонала (численность, взаимоотношения, продуктивность работы, ставки заработной платы, политика поощрений и санкций).

Анализ стратегии конкурента проводится по следующим направлениям: оценка цели фирмы-конкурента; оценка перспективы улучшения ее деятельности; оценка сильных и слабых сторон конкурента, возможностей и угроз; оценка способности фирмы приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям; оценка квалификации персонала; оценка деятельности высшего руководства. [6, с.86]

1.2 . Система факторов, влияющих на изменение внешней среды и внутренней среды предприятия

Факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Теперь, уже с учетом внешней среды, можно изобразить схему модели влияния непредвиденных обстоятельств на организацию (Приложение 2). [13, с.91]

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. [13, с.94]

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. [13, с.98]

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.


Рис. 1.2. Среда прямого воздействия.

1. Поставщики

Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

2. Законы и государственные органы

Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. [13, с.100]

3. Потребители

Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. [13, с.103]

4. Конкуренты

Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами. [13, с.107]

Состояние экономики


Рис. 1.3. Среда косвенного воздействия

1. Научно-технологический прогресс является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. [13, с.112]

2. Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. [13, с.119]

3. Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. [13, с.125]

4. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса.

Внутренняя среда организации, представляет собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. [1, c.102] Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. [13, с.133]

В свою очередь на внутреннюю жизнь организации влияют следующие факторы: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

1.3. Методы экономического анализа внешней и внутренней среды предприятия

Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении. Методология в общем понимании называют учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Методология экономического анализа – это совокупность методов, применяемых в данной науке. Под методом понимаются способы, приемы исследования, подход к изучению объекта. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи и взаимообусловленности между ними в целях улучшения работы организации. [16, с.122]

Рассмотрим методы факторного, перспективного и комплексного экономического анализа:

1. Факторный анализ – применяют при изучении причинной связи, где каждый фактор (причина) получает надлежащую оценку. Для этого факторы разделяют по группам: типичные и случайные, существенные и несущественные, основные и вспомогательные, определяющие и не определяющие. Далее исследуется их влияние на хозяйственные процессы. Раскрыть и понять основные причины, оказывающие влияние на хозяйственный результат, выяснить их действие и взаимодействие – значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. В процессе анализа также измеряется степень действия вскрываемых факторов с их количественной характеристикой, что делает анализ точным, а выводы обоснованными. [16, с.125]

2. Перспективный анализ – определяет будущее организации, этот анализ делят на три основные группы: а) прагматические методы – это совокупность приемов обработки информации, источником которой являются опыт и перспективные экспертные оценки; б) экстраполяционные методы – основываются на математико-статистических методах обработки прошлых данных и на их проекции в будущее; в) казуальные методы – основываются на причинно-следственных связях между хозяйственными явлениями, базируется на функции, выражающей переход от одной величины к другой. [16, с.128]

3. Комплексный экономический анализ, который состоит из анализа девяти критериев, каждый из которых, в свою очередь состоит из определенных показателей: [16, с.130]

1) К1- анализ организационно-технического уровня производства и социального развития

2) К2 - анализ использования основных фондов

3) К3 - анализ использования оборотных средств

4) К4 - анализ использования материальных ресурсов

5) К5 - анализ использования труда и заработной платы

6) К6 - анализ объема, качества и структуры продукции

7) К7 - анализ себестоимости продукции

8) К8 - анализ финансовых результатов и использования прибыли

9) К9 - анализ финансового состояния

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила-strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести изучение внешней среды предприятия. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид: [16, с.142]

Возможности

1.

2.

Угрозы

1.

2.

Сильные стороны

1.

2.

Поле «Сила и Возможности»

Поле «Сила и Угрозы»

Слабые стороны

1.

2.

Поле «Слабость и Возможности»

Поле «Слабость и Угрозы»

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение. [16, с.148]


2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Увинская жемчужина»

2.1. Общая характеристика ООО «Увинская жемчужина»

Компания «Увинская Жемчужина» 15 лет успешно работает на Российском рынке. Виды деятельности компании: производство, розлив, продажа столовой, лечебно-столовой, лечебной воды в емкостях 0,33л.- 19,2л.; доставка воды в баллонах 19,2л. и необходимого оборудования в офис и на дом.

Природная питьевая минеральная вода «Увинская Жемчужина» добывается в Удмуртии, на территории бальнеологического санатория «Ува», 1500 км от Москвы. [61] Юридический адрес компании: 115419, г.Москва, 2-ой Рощинский пр-д, д.8, стр.7.

Представительство в г. Казани компании ООО «Увинская Жемчужина» находится по адресу: 420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ямашева, дом 36, офис 9.

ООО Торговый дом «Увинская Жемчужина» (г. Казань) учреждено в соответствии с законодательством РФ в 2000 году. Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, круглую печать.

Полное фирменное наименование общество: Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Увинская Жемчужина».

Целью деятельности ООО ТД «Увинская Жемчужина» является извлечение прибыли, удовлетворение потребностей населения в услугах, оказываемых им.

ООО ТД «Увинская Жемчужина» предлагает населению природную питьевую воду, которая добывается в экологически чистом Увинском районе Удмуртии с глубины 270 метров. 70% площади Увинского района занимают заповедные леса. Через район не проходят автомобильные и железнодорожные дороги, нет судоходных рек. Реализуемая вода преодолевает путь в 450 км., прежде чем, попадает на стол. [61]

В ООО ТД «Увинская Жемчужина» работают 11 человек – директор, офис-менеджер, экономист, бухгалтер, два диспетчера и пять водителей.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура управления предприятием ООО ТД «Увинская жемчужина»

ООО ТД «Увинская жемчужина» поставляет воду в офисы, дома, больницы, школы, детские дома, детские сады и другие организации, предприятия и учреждения.

Доставка воды в офис одно из направлений деятельности компании «Увинская Жемчужина». Компания обеспечивает природной, экологически безупречной, питьевой водой широкий круг потребителей. Увинская вода добывается и бутилируется на территории бальнеологического санатория «Ува». Специальная служба осуществляет доставку воды в офис и на дом.

Доставка воды в офис экономит время и избавляет от лишних хлопот. Уникальные природные качества «Увинской Жемчужины» помогают сохранить здоровье. Для каждого заказчика ООО «Увинская жемчужина» сформирует оптимальное ценовое предложение на доставку воды в офис и на дом.

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Проведём анализ хозяйственной деятельности ООО ТД «Увинская Жемчужина».

Для анализа товарооборота используем таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Динамика товарооборота ООО ТД «Увинская жемчужина» за 2005-2008 гг.

Годы

Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы

роста товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

2005

1793,0

1793,0

100

100

100

100

2006

2093,0

1852,2

116,7

103,3

116,7

103,3

2007

2511,6

1933,3

120,0

104,4

140,1

107,8

2008

3720,9

2325,6

148,1

120,3

207,5

129,7

Данные таблицы 2.1. показывают, что за последние три года розничный товарооборот вырос, но темп роста изменялся неодинаково: в 2006 году рост товарооборота составил 116,7% (увеличился по сравнению с прошлым годом на 16,7% в действующих ценах), в 2007 году – 120,0% (увеличился на 20,0%), а в 2008 году – 148,1%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2008 году по сравнению с 2007 годом, но меньше, чем в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Сравнительный анализ динамики показывает, что в 2007–2008 гг. объем товарооборота увеличивался более быстрыми темпами, чем в 2006–2007 гг.

Физический объем товарооборота увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 3,3%, 2007 году на 7,8%по сравнению с 2006 годом, в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 26,9%. За четыре года розничный товарооборот предприятия возрос на 107,5% (в действующих ценах) или на 1927,9 тыс. руб. (3720,9– 1793). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 29,7%, что составило 532,6 тыс. руб. (2325,6– 1793), и в связи с увеличением розничных цен на товары – на 72,4% или на 1395,3 тыс. руб. (3720,9– 2325,6).

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот третьего квартала: за 2007 год – 26,0% и 26,3% в 2008 году; а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал – 24,3% (2007 год) и 24,1%, (2008 год).

Ритмичность развития товарооборота ООО ТД «Увинская жемчужина» по кварталам года рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2

Ритмичность развития розничного товарооборота ООО ТД «Увинская жемчужина» по кварталам года

Кварталы

2007 год

2008 год

Отклонение в сумме

(+, - )

2008 г. в % к 2007 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Первый квартал

610,3

24,3

896,7

24,1

+286,4

146,9

Второй квартал

617,9

24,6

922,8

24,8

+304,9

149,3

Третий квартал

653,0

26,0

978,6

26,3

+325,6

149,9

Четвертый квартал

630,4

25,1

922,8

24,8

+292,4

146,4

Всего за год

2511,6

100,0

3720,9

100,0

+1209,3

148,1

Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был третий квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в четвертом квартале (146,4%), а самый высокий - в третьем квартале (149,9%).

Проведем анализ расчетов факторов, влияющих на товарооборот.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы: обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов; обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда работников. [45, с.112]

На выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товары на конец периода. [45, с.115] По ООО ТД «Увинская жемчужина» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Товарный баланс по ООО ТД «Увинская жемчужина» за 2007 -2008 г.г. (суммы в тыс. руб.)

Показатели

2007 год

2008 год

Отклонение в сумме (+,–)

Влияние на изменение товарооборота (+,–)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

23,5

76,5

+53,0

+53,0

Поступление товаров

2558,1

3729,4

+1171,3

+1171,3

Прочее выбытие товаров

0,2

0,1

-0,1

+0,1

Запасы товаров на конец года

69,8

84,9

+15,1

-15,1

Величина товарооборота предприятия

2511,6

3720,9

+1209,3

+1209,3

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1209,3 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+53,0 тыс. руб.), роста поступления товаров (+1171,3 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,1 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–15,1 тыс. руб.).

Следующая группа факторов, влияющих на изменение объема товарооборота – это обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования.

Влияние трудовых факторов на товарооборот можно проанализировать по данным таблицы 2.4.

Таблица 2.4

Расчет влияния трудовых ресурсов на валовой товарооборот

Показатель

Фактичес-ки за 2007 год

Фактичес-ки за 2008 год

Отклоне-ние, +, -

Темп роста, %

Влияние на товарооборот

В сумме

Уд. вес, %

Товарооборот, тыс.руб.

2511,6

3720,9

+ 1209,3

148,1

+ 1209,3

100

Среднесписочная численность, чел.

10

11

+ 1

108,3

+ 251,6

20,8

Среднегодовая производительность труда одного работника, тыс.руб.

251,2

338,3

+ 87,1

134,7

+ 957,7

79,2

Рассчитаем товарооборот при фактической численности отчетного (2008) года и фактической производительности труда базисного (2007) года. Этот показатель будет равен: 11 чел. * 251,2 тыс.руб. = 2763,2 тыс.руб.

В результате роста производительности труда товарооборот предприятия возрос на 957,7 тыс.руб. (3720,9 т.р. – 2763,2 т.р.)

Вследствие увеличения численности работающих товарооборот повысился на 251,6 тыс.руб. (1209,3 т.р. – 957,7 т.р.)

Таким образом, надо сказать, что товарооборот увеличился в основном за счет роста производительности труда.

Далее проведем анализ издержек обращения. Сумма издержек обращения (коммерческие расходы) розничной продажи товаров за 2005 год составили 5252 тыс.руб., за 2006 год – 5340 тыс.руб., и за 2007 год – 5322 тыс.руб. В таблице 2.5. представлены показатели издержек обращения.

Таблица 2.5

Анализ издержек обращения [45, с.157]

Наименование показателя

Формула расчета

За 2006 год

За 2007 год

За 2008 год

Отклонение в 2008 г. по отношению к 2007 г.

В сумме

В %

Сумма издержек обращения, тыс.руб.

ИО

697,0

859,0

1250,2

391,2

145,5

Уровень издер-жек обращения (издержкоемкость реалиизации товаров)

Уи.=ИО/ТО*100

33,3

34,2

33,6

-0,6

98,2

Издержкоотдача

Иотд=ТО/ИО*100

300,3

292,4

297,6

+5,2

101,8

Рентабельность издержек обращения

Ирент=П/ИО*100

23,1

20,8

24,1

+3,3

115,9

Товарооборот, тыс.руб.

ТО

2093,0

2511,6

3720,9

1209,3

148,1

Таким образом, сумма издержек выросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 162,0 тыс.руб. (или на 23,2%), а в 2008 году по отношению к 2007 году на 391,2 тыс.руб. (или на 45,5%). Темп прироста товарооборота в 2008 году по отношению к 2007 году составлял 48,1%, а темп прироста издержек составил 45,5%. По данному сравнению можно сказать, что тенденция роста товарооборота опережает рост издержек, что является положительным фактом в деятельности организации. Несмотря на рост суммы издержек, уровень издержек обращения в 2008 году по отношению к 2007 году снизилась на 0,6%.

Проведем анализ валового дохода. Сумма валового дохода составляла за 2005 год 6008 тыс.руб., за 2006 год – 5574 тыс.руб., и за 2007 год – 6076 тыс.руб.

Таблица 2.6

Анализ валового дохода

Наименование показателей

Ед. изм.

За 2006 год

За 2007 год

За 2008 год

Абсолютное отклонение, +, -

Темп роста, %

гр.5-гр.3

гр.5 – гр.4

гр. 5 / гр.3 * 100

гр. 5 / гр.4 * 100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Розничный товарооборот

т.р.

2093,0

2511,6

3720,9

+1627,9

+1209,3

177,8

148,1

Валовой доход

т.р.

858,1

1037,3

1551,6

+693,5

+514,3

180,8

149,6

Уровень валового дохода

%

41,0

41,3

41,7

+0,7

+0,4

101,7

101,0

Себестоимость товаров

т.р.

1234,9

1474,3

2169,3

+934,4

+695,0

175,7

147,1

Уровень валового дохода к себестоимости

%

69,5

70,4

71,5

+2,0

+1,1

102,9

101,6

Издержки обращения

т.р.

697,0

859,0

1250,2

+553,2

+391,2

179,4

145,5

Уровень валового дохода к издержкам обращения

%

123,1

120,8

124,1

+1,0

+3,3

100,6

102,7

В 2008 году на предприятии наблюдается рост товарооборота; валового дохода при росте себестоимости товаров и издержек обращения по сравнению с 2007 годом. Рост себестоимости оправдывается ростом валового дохода, темп роста валового дохода (149,6%) опережает темп роста товарооборота (148,1%), себестоимости товаров (147,1%), издержек обращения (145,5%). Очевидно, что этому способствовали вложения дополнительных средств в себестоимость товаров. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения, причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к издержкам обращения товаров (102,7%), что обусловлено рационализацией расходов по реализации товаров.

Наименьший темп роста отмечен по уровню валового дохода в отношении к товарообороту (101,0%). Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода свидетельствует о правильном установлении торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.

Таблица 2.7

Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, тыс.руб. [45, с.227]

Фактор

Влияние на динамику валового дохода за 2008г.

По сравнению с 2006 годом

По сравнению с 2007 годом

Расчет

Сумма

Расчет

Сумма

Изменение объема товарооборота

41,0 * (+1627,9) / 100%

+667,4

41,3 * (+1209,3)/ 100%

+499,5

Изменение среднего уровня валового дохода

3720,9 * (+0,7)/ 100%

+26,1

3720,9 *(0,4)/ 100%

+15,0

Всего

693,5

514,5

Рост суммы валового дохода в 2008 году по сравнению с 2006 годом произошел за счет увеличения среднего уровня валового дохода на 26,1 тыс.руб., и за счет роста товарооборота на 667,4 тыс.руб. По сравнению с 2007 годом его рост составил 514,5 тыс.руб., в том числе за счет роста товарооборота на 499,5 тыс.руб., среднего уровня валового дохода на 15,0 тыс.руб.

В ходе анализа прибыли и рентабельности изучаются выполнение плана прибыли и рентабельности; динамика прибыли и рентабельности; влияние факторов, формирующих прибыль и рентабельность. В приложении 3 представлена динамика прибыли ООО ТД «Увинская жемчужина».

Прибыль от реализации в 2008 году по сравнению с 2005 годом выросла на 140,3 тыс.руб. или на 87,1% и на 123,1 тыс.руб. или на 69,0% по сравнению с 2007 годом. Балансовая прибыль в динамике возросла на 144,0 тыс.руб. или на 87,2% по сравнению с 2006 годом и на 121,2 тыс.руб. или на 64,5% по сравнению с 2007 годом. Чистая прибыль по сравнению с 2006 годом выросла на 122,7 тыс.руб. или на 87,6% и увеличилась на 103,0 тыс.руб. или на 64,5% по сравнению с 2007 годом.

Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль, произведем расчеты в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Расчет влияния факторов на динамику прибыли, тыс.руб. [45, с.344]

Фактор

Влияние на динамику прибыли за 2008 год

По сравнению с 2006 годом

По сравнению с 2007 годом

Расчет

Сумма

Расчет

Сумма

1

2

3

4

5

Изменение общего объема товарооборота

1627,9 * 7,7 / 100%

+125,3

1209,3* 7,1 / 100%

+85,9

Изменение уровня валового дохода % к товарообороту

3720,9 * 0,7 / 100%

+26,1

3720,9 * 0,4 / 100%

+14,9

Изменение уровня издержек обращения в % к товарообороту

3720,9* 0,3 / 100%

-11,1

3720,9 * (-0,6) / 100

+ 22,3

Изменение суммы прочих доходов

25,2-15,3

+9,9

25,2- 28,5

- 3,3

Изменение суммы прочих расходов

17,4 – 11,2

-6,2

17,4 – 18,8

+1,4

Всего

309,2-165,2

+ 144,0

309,2-188,0

+121,2

Очевидно, что рост балансовой прибыли в 2008 году по сравнению с 2006 годом произошел за счет роста объема товарооборота на 125,3 тыс.руб., за счет роста среднего уровня валового дохода на 26,1 тыс.руб., за счет получения прочих доходов на 9,9 тыс.руб. Снижение прибыли произошло за счет за счет роста уровня издержек обращения на 11,1 тыс.руб., и за счет роста прочих расходов на 6,2 тыс.руб.

В 2008 году прибыль выросла на 121,2 тыс.руб. по отношению к 2007 году. Это произошло за счет роста объема товарооборота на 85,9 тыс.руб., за счет роста среднего уровня валового дохода на 14,9 тыс.руб., за счет снижения уровня издержек обращения на 22,3 тыс.руб. и за счет сокращения прочих расходов на 1,4 тыс.руб. Одновременно снижение балансовой прибыли произошло за счет снижения прочих доходов на 3,3 тыс.руб.

Проведем анализ финансового состояния ООО ТД «Увинская жемчужина». Для этого сначала проведем расчеты и оценку имущественного положения предприятия ООО ТД «Увинская жемчужина» и представим эти расчеты и показатели в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Оценка имущественного положения

Наименование показателя

Значение показателя за 2006г

Значение показателя за 2007г

Значение показателя за 2008г

Отклонение, +, -

Расчет

Сумма

Расчет

Сумма

Расчет

Сумма

Гр.7-гр.3

Гр.7-гр.5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма хозяйст-венных средств

13337-0-0

13337

15355-0-0

15355

17384-0-0

17384

+4047

+2029

Доля основных средств в активах

3078 /13337

0,23

3636 /15355

0,24

4202 / 17384

0,24

+0,01

0

Доля активной части основных средств

1570 /3078

0,51

1927 /3636

0,53

2885 /4202

0,68

+0,17

+0,15

Коэффициент об-новления

95 /3125

0,03

1022 /4147

0,25

109 /4257

0,03

0

-0,22

Таким образом, в таблице 2.9. можно увидеть следующее: сумма хозяйственных средств в целом увеличилась – это баланс-нетто. Данное увеличение является положительным фактором. Одновременно доля основных средств в активах увеличилась в 2008 году на 0,01 (или на 1,0%) по отношению к 2006 году и осталась неизменной по отношению к 2007 году. Вместе с ростом доли основных средств выросли и доли активных их частей на 0,17 (17%) и на 0,15 (15%), что говорит о росте эффективности использования основных средств в целом.

В приложении 4-6 представлены расчеты оценки ликвидности и платежеспособности ООО ТД «Увинская жемчужина».

Из приложения 4 видим, что величина собственных оборотных средств выросла в 2008 году на 1748 тыс.руб. или на 26,8% и на 730 тыс.руб. или на 9,7% по отношению к 2006-2007 годам. Маневренность собственных оборотных средств – это соотношение денежных средств к собственным оборотным средствам. По другому ее называют коэффициентом мобильности оборотных активов. [24, с.248] В организации этот коэффициент составил в 2006г. 0,16, в 2007г. – 0,18 и в 2008г. – 0,19. Увеличение коэффициента мобильности оборотных активов подтверждает ускорение оборачиваемости имущества.

Общий коэффициент покрытия (текущий коэффициент ликвидности) определяется отношением суммы всех оборотных активов к краткосрочным обязательствам. В соответствии с методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия нормативное значение этого коэффициента составляет от 1-го до 2-х. Превышение этого показателя не является положительным фактором. [24, с.255] В предприятии текущий коэффициент ликвидности за 2006г. составил 4,45, за 2007г. – 4,63, и за 2008г. – 4,34.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяют отношением суммы денежных средств + краткосрочные финансовые вложения к краткосрочным обязательствам. [24, с.258] В организации этот показатель составил в 2006г 0,56, в 2007г. – 0,65; в 2008г. - 0,63. Значение коэффициента абсолютной ликвидности показывает высокую платежеспособность организации, так как предельное минимальное значение этого показателя должно составлять примерно от 0,2 до 0,25. [24, с.260] Интересуются этим показателем, как правило, поставщики, а также банки, которые кредитуют предприятия. Как видно, произошел рост коэффициента. Одновременно коэффициент быстрой ликвидности в 2008 снизился по отношению к 2007 году на 0,15.

Далее проведем анализ финансовой устойчивости ООО ТД «Увинская жемчужина» и представим расчеты в приложении 5. Сделаем выводы по расчетам приложения 5.

Коэффициент собственности (автономия) исчисляется отношением собственного капитала (собственных средств) к общей величине имущества организации. [24, с.262] Нормальное значение этого показателя 0,7. В организации коэффициент собственности составил за 2006г. 0,29; за 2007г. – 0,33; и за 2008г. – 0,34. Наблюдается тенденция роста коэффициента в течение этих лет, но в целом значение показателя ниже нормального, что говорит о недостаточности собственных средств предприятия.

В 2008 году коэффициент финансовой зависимости снизился на 0,48 и на 0,07 к 2006-2007гг. соответственно. Значит, финансовая зависимость снижается, это является положительным фактором в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Коэффициент маневренности собственного капитала снизился в 2008 году на 0,27 и на 0,08 по отношению к 2006-2007гг. соответственно.

В 2008 году заемный капитал снизился по отношению ко всему имуществу на 0,05 и на 0,01 к 2006-2007 гг. соответственно и составил 0,67 или 67,0% (доля). Одновременно снизился коэффициент структуры долгосрочных вложений на 0,05 и на 0,01 к 2006-2007гг. и составил 1,37.

В приложении 6 были представлены показатели деловой активности ООО ТД «Увинская жемчужина». Исходя из расчетов и показателей мы пришли к следующим выводам. Выручка от реализации увеличилась на 1627,9 тыс.руб. и на 1209,3 тыс.руб. по отношению к 2006-2007гг. Увеличилась чистая прибыль на 122,7 тыс.руб. и на 103,0 тыс.руб. и составила 262,8 тыс.руб. Производительность труда на одного работника выросла на 95,9 тыс.руб. и на 76,9 тыс.руб. по отношению к 2006-2007гг., о чем доказывает об эффективности использования трудовых ресурсов. Увеличилась фондоотдача что говорит о росте использования основных фондов предприятия.

Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) увеличилась на 1,44 и на 1,28 оборота по отношению к 2006-2007гг. соответственно. Этот рост говорит о том, что средства предприятия начали быстрее оборачиваться, оборот ускорился, и это является положительным фактором в деятельности предприятия. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) снизилась на 42,4 и на 35,7 дней по сравнению 2006 и на 2007гг. и составил 83,9 дней, то есть это означает, что один оборот начал занимать меньше времени, чем нежели, что сокращает потери от вложенных средств.

Оборачиваемость запасов (в оборотах) также выросла на 0,1 и на 0,09 с одновременным сокращением оборачиваемости запасов (в днях) на 134,4 и на 118,4 дней по отношению с 2006-2007 гг. соответственно. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) снизилась на 5,7 и на 5,2 к 2006-2007гг. соответственно и составила 87,3 дней. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности выручкой – это соотношение средней дебиторской задолженности к выручке от реализации. Он составил в 2008 г. – 0,0012. В 2008 году выросла оборачиваемость собственного капитала на 0,1 и на 0,14 по отношению к 2007г.

Таким образом, в целом в 2008 году наблюдается рос товарооборота, прибыли и рентабельности, что является положительным фактором в хозяйственной деятельности предприятия.

2.3. Исследование конкурентной среды ООО ТД «Увинская жемчужина»

Проведем небольшой анализ рынка доставки воды РТ и г. Казани.

Водопроводная питьевая вода и ее качество в крупных городах вызывают сегодня немалое беспокойство. Ухудшающаяся экология вынуждает жителей мегаполисов делать заказ воды на дом и в офис. Известные мировые бренды и отечественные производители осваивают «водный» рынок, и кулеры давно считает источником чистой и безопасной питьевой воды. [58]

ООО ТД «Увинская жемчужина» поставляет воду только по территории города Казани, имеет собственный транспорт.

Специалисты по питанию рекомендуют ежедневно потреблять 6-8 стаканов воды. Те же специалисты настоятельно рекомендуют, чтобы это была вода экологически чистая, питьевая бутилированная. Назначение питьевой воды - не просто утолить жажду. Как и любой другой продукт питания, вода должна служить оздоровлению организма. В условиях нашей экологии водопроводной воде такая задача не под силу… [58]

Проблемы с питьевой водой везде решаются по-разному.

Вот что говорит по этому поводу Любовь Артамонова, начальник отдела сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья РЦСМ «Тест-Татарстан», эксперт по сертификации воды питьевой бутилированной: «Многие страны идут по пути бутилирования воды. Например, в Турции сразу предупреждают: из-под крана воду пить нельзя, вода техническая. И сервис доставки бутилированной воды там очень развит. Некоторые страны обрабатывают воду, пропуская ее в домашних условиях через фильтры, умягчая ее. А где-то вода уже в водопроводе очень хорошая. Но и стоит она дорого. Например, в Финляндии вода идет порционно: нажал кнопку – получил немного воды. Вольготно плескаться в ванной, как у нас, там уже не получится. А мы очень неуважительно, неэкономно относимся к воде. Бутилированная натуральная питьевая вода, добытая из скважины, оборудованной по последнему слову техники, очищенная от солей жесткости, продезинфицированная без применения хлора, упакованная в безвредную тару, доставленная потребителю с сохранением всех заявленных качеств - возможно, это лучшее решение современных проблем с водой». [58]

Международная ассоциация бутилированной воды (IBWA) дает такое определение: «Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать добавок искусственного происхождения; ароматизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента; если же вода содержит больший процент добавок, то она относится к безалкогольным напиткам». [58]

Доставка бутилированной питьевой воды производится бесплатно по всей Казани. Некоторые фирмы принимают крупные заказы из районов Татарстана. В этом случае плата за доставку оговаривается индивидуально. Первоначально единовременно за упаковку вносится залог (от 160 до 200 рублей в разных фирмах). В дальнейшем пустые бутыли просто обмениваются на полные. При отказе от услуг доставщика сумма залога возвращается.

Стоимость одной бутыли объемом 5 галлонов: вода, производимая в республике Татарстан - от 80 до 100 рублей; вода, производимая в России - от 95 до 130 рублей; вода, обогащенная фтором, йодом - от 130 до 150 рублей. [58]

Татарстанский рынок питьевой бутилированной и минерализованной воды растет так же интенсивно, как и российский. Большинство компаний, с которыми общался еТатар.ру, утверждают, что за последний год объемы их производства или продаж выросли вдвое. Участники рынка, опрошенные еТатар.ру, называют, в числе ведущих, такие региональные компании как «Раифский источник», «Олероли» и «Хотнинская». Всего на рынке, по подсчетам, присутствует более 25 марок газированной и негазированной минеральной и чистой бутилированной воды.[62]

Как рассказали еТатар.ру в «Олероли», спрос на воду постоянно растет. За 3 года существования, набережночелнинская компания открыла представительства в Казани, Нижнекамске и Елабуге.

Компания «Моя вода» (trade mark «Олероли») занимается доставкой на дом и в офисы питьевой минерализованной воды в бутылях многоразового использования емкостью 19,2л. В Казани располагает тремя складами и магазинами, главный офис компании находится в Набережных Челнах.

«В скором времени мы планируем выйти на розлив и продажу чистой питьевой бутилированной воды через систему торговли в бутылях меньшей емкости, - сообщил еТатар.ру представитель компании. - Пока ниша рынка, которую мы занимаем, почти не освоена, отчасти потому что убедить людей покупать чистую воду очень тяжело – все привыкли пользоваться водой из-под крана». [62]

Торговый дом Раифский источник является эксклюзивным обладателем прав на разлив и реализацию воды Раифского источника (Зеленодольский район РТ). Минеральная гидро-карбонатная магниево-кальциевая питьевая столовая вода разливается в ПЭТ-бутылки емкостью 5л; 1,5л; 0,6л; 0,5л, и доставляется населению в бутылях емкостью 20л.

ПТП «Хотнинская серебряная вода» занимается продажей и доставкой на дом и в офисы питьевой минеральной газированной и бутилированной воды в бутылях емкостью 0,5л, 1,5л и 5л. Зона распространения воды «Хотнинская»: Казань, Елабуга, Бугульма, Нурлат, Республика Марий Эл, Зеленодольск. Транспортный парк компании – 9 машин. [62]

По словам специалиста по маркетингу и менеджменту компании «Кристальная» Суфии Зиганшиной, компания «Кристальная» сегодня переживает уверенный рост спроса на свою продукцию. На первый план выходит спрос на воду высокого качества. За 10 лет развития в России число участников группы компаний «Кристальная» выросло до 35 городов и продолжает расти, сообщила еТатар.ру г-жа Зиганшина. Группа компаний «Кристальная» является международным брэндом бутилированной воды (член IBWA, аттестация NSF International). Вода производства компании «Кристальная» распространяется в городах Казань, Альметьевск, Ульяновск, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и других городах Татарстана и России. [62]

Таким образом, мы видим, что несмотря на новшество этого вида деятельности ниша этого рынка предложения наполняется совершенно быстрыми темпами. Конечно, пока на данном рынке есть много неиспользованных сегментов. Еще не все население использует бутилированную воду. Поэтому необходимо развиваться и завоевывать больше доли рынка.

Конкуренция на рынке доставки воды Казани достаточно высокая, не потому что рынок насыщен, а потому что многие люди (частные лица) еще не пользуются такой водой и услугами доставки воды или же просто покупают воду в магазинах или же в киосках воды типа «Вамина». Юридические лица в основном пользуются кулерами, но не все. Поэтому необходимо проводить работы по разъяснению людям о выгодах, а самое главное о пользе здоровью дистиллированной воды. У ООО ТД «Увинская жемчужина» много конкурентов, среди них такие крупные как «Олероли», «Вамин», «Раифский источник» и другие.

Увинская Жемчужина природная минеральная питьевая вода: разливается непосредственно на источнике, источник расположен в экологически чистом районе, уникальное сочетание полезных минералов и микроэлементов, рекомендована для детского и профилактического питания, Увинская Питьевая не дает осадка и не образует накипи, рекомендуется пить без кипячения.

Постоянными покупателями этой воды в Казани являются: мечеть Кул-Шариф, Госэпидемстанция, ООО «Хоррият», НКЦ «Казань», Таможня РТ на ул. Короленко, хоккейная команда «Ак Барс», кафе «Оливье». Кроме того, рестораны, магазины, пиццерии, аптеки, больницы, детские сады и школы и другие. Цены на 19,2 л. бутыль воды 150 руб.

Таблица 2.10.

Цены на воду ООО ТД «Увинская жемчужина»

для частных лиц

для организаций

бутыль 19,2 л

150 руб.

150 руб.

2 бутыли 19,2 л

280 руб.(140 руб. за бутыль)

система скидок в зависимости от объема потребления

экспресс-доставка воды в течение 2-х часов

100 руб.

100 руб.

Залоговая стоимость тары

200 руб.

200 руб.

Также могут осуществляться дополнительные услуги при доставке воды 19,2л. (таблица 2.11)

Таблица 2.11

Дополнительные услуги

Увинская Жемчужина негазированная

ПЭТ 0,5л 1,5л и 5,0л

Увинская Жемчужина газированная

ПЭТ 0,5л 1,5л

Увинская Лечебная

ПЭТ 1,5л

Кофе

Carte Noire, Nescafe, Moccona, Tchibo и др.

Чай

Twinings, Dilmah, Pikwik, Lipton и др.

Сахар

рафинад и песок

Аренда кулеров и оборудования

500 руб. в месяц

Для успешной реализации своей продукции организации необходимо дифференцировать потребителей, чтобы выявить тех из них, которые могли бы стать потенциальными потребителями продукции данной организации.

Критерии сегментации рынка юридических лиц являются: уровень дохода – средний, высокий и низкий, род деятельности – производство, услуги и т.д. Критерии сегментации рынка для частных лиц являются: социальная принадлежность - рабочие, служащие, пенсионеры, школьники; уровень дохода - средний, низкий и высокий. Главным образом, продукция предприятия – вода будет пользоваться спросом у работников офисов, больниц, особенно частных, детских садов, ресторанов, частных лиц с высоким и средним достатком, семьи с маленькими детьми, больные гастритом и другими болезнями.

Выделим сегменты: С1 – офисы, аптеки, магазины; С2 – больницы, детские сады, школы; С3 – рестораны, кафе, пиццерии; С4 – бизнесмены и люди с доходами выше среднего; С5 – семьи с маленькими детьми и больными людьми. Построим потребительскую матрицу по основным потребительским характеристикам: заинтересованность потребителя в анализируемой продукции и финансовая возможность потенциальных потребителей (таблица 2.12.)

Таблица 2.12.

Матрица потребительских групп

Заинтересованность покупателя в приобретении товара

Финансовый потенциал покупателя

Высокий

Средний

Низкий

Высокая

С4

С5, С2

С5

Средняя

С1, С3

С1

Низкая

С3

Необходимо провести анализ конкурентоспособности.

На данный момент в городе существует ряд конкурентов для ООО ТД «Увинская жемчужина». Основными конкурентами на рынке доставки воды ООО ТД «Увинская жемчужина» являются такие как: ЗАО «Живая вода», ООО «Кристальная вода», ООО «Моя вода» (вода Олероли), ООО «Аква» вода «Раифский источник», Фирма «Серебряная волна», ООО «Альдермешский источник» (ОАО «Вамин»), ООО «Хотня-Трейдинг» (вода Хотнинская), ОАО «Волжанка», ООО «Лучшая вода» (вода Святой источник), ООО «Аква-Вита» (вода Атабаевская), ООО «Сестрица».

Любопытное исследование в канун весенне-летнего сезона 2008 года провел казанский Центр аналитических исследований и разработок: социологи под руководством доктора наук Александра Салагаева выясняли состояние и перспективы рынка бутилированной воды.

В настоящее время на рынке заказной бутилированной воды особо известны как среди юридических, так и среди физических лиц пять фирм: «Олероли», «Хотнинская», «Живая вода», «Серебряная вода», «Раифский источник».

Среди жителей Казани наибольшей популярностью, судя по опросу, пользуется вода «Олероли» - ее заказывают 32,2% потребителей бутилированной воды. Чуть меньше – 20,5% - отдает предпочтение «Раифскому источнику», «Хотнинскую» потребляет 14,6% респондентов-жителей Казани, заказывающих воду на дом. Далее со значительным отставанием следуют «Кристальная» (5,9%), «Княгининская» (производитель – «Живая вода») – 5,8%, «Услонская» (производитель – «Живая вода») – 2,8%, «Серебряная вода» - 2,7%. [59]

Вместе с тем среди юридических лиц наиболее популярна вода «Раифский источник»: ей отдает предпочтение более 25% фирм, пользующихся этой услугой. «Олероли» и «Хотнинская» пользуются спросом соответственно у 15% и 8% юридических лиц. Реже заказываются «Кристальная», «Серебряная вода», «Увинская жемчужина» - по 4,3%. Наименее востребованы среди юридических лиц такие марки «Живой воды», как «Услонская» и «Княгининская» - им отдают предпочтение лишь 2,1% опрошенных фирм - потребителей бутилированной воды. [62]

Для анализа конкурентоспособности ООО ТД «Увинская жемчужина», возьмем одну фирму за «идеального». Этой фирмой будет «Раифский источник». Кроме него, возьмем для анализа фирмы «Олероли», «Хотнинская», «Кристальная» и «Серебряная вода». Отвечая на вопросы о факторах, будем ставить баллы по 10-балльной шкале.

Таблица 2.13

Анализ конкурентов

Факторы

ООО ТД «Увинская жемчу-жина»

Конкуренты

«Раифский источник»

«Олероли»

«Хотнин-ская»

«Кристаль-ная»

«Серебряная вода»

Доля рынка

3

Маленькая

10

Большая

8

Большая

6

Средняя

3

Маленькая

3

Маленькая

Качество воды

Отличное

10

Отличное

9

Отличное

10

Хорошее

9

Хорошее

8

Хорошее

8

Уровень цен

Средняя

8

Высокая

10

Высокая

10

Высокая

10

Средняя

7

Средняя

7

Ассортимент

Средний

7

Большой

10

Средний

7

Средний

5

Низкий

3

Низкий

3

Репутация

Хорошая но недостаточно известная

9

Отличная

10

Хорошая

9

Хорошая

9

Средняя

6

Средняя

6

Дополнительные услуги

Имеются

10

Имеются

10

Имеются

10

Мало

7

Практически нет

3

Практически нет

3

Условия доставки

Выгодные

10

Выгодные 10

Выгодные 10

Средние

8

Средние

7

Средние

5

Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT- анализ. [43, с.98]

Итак, из приложения 7 видно, что главными конкурентными преимуществами ООО ТД «Увинская жемчужина» являются низкие цены, высокое качество продукции, хорошая репутация и дополнительные услуги своим покупателям.

3. Стратегия развития ООО ТД «Увинская Жемчужина»

3.1. Маркетинговый и организационный план

В условиях рыночных отношений использование маркетинга является объективно необходимым, так как он указывает предприятиям и организациям наиболее правильные пути повышения эффективности их деятельности, ориентируемой на потребителя реализуемой продукции. [50, с.35]

Задачей стратегического маркетинга является глубокое изучение рынков, потребностей покупателей и особенностей их потребления. Эти задачи решаются стратегическим маркетингом по следующим направлениям: изучаются потребности и поведение покупателей, производится выбор целевых сегментов рынка и анализ конкурентоспособности. [50, с.37]

Главной целью предприятия является не проникновение на рынок, а последующее расширение рыночной доли. Основным товаром предприятия считается дистиллированная вода. Поэтому в товарной политике главный упор делается на доставку воды. Непререкаемым условием является ее высокое качество и отличный вкус. Это одно их конкурентных преимуществ предприятия.

Так как спрос на услуги доставки воды является постоянным с небольшим сезонным влиянием (в летний период он повышается), то необходимо создание преимуществ перед другими конкурентами, уже находящимися на этом рынке.

Для организации необходимо применить несколько стратегий:

1. Стратегия сегментирования, которая позволяет выяснить, сколько сегментов рынка необходимо охватить при реализации услуг. Принятие того или иного решения зависит от экономического значения отдельных сегментов и поведения конкурентов.

2. Стратегия развития и продвижения продукта, которая предполагает решение задач роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке.

3. Стратегия инноваций, которая предполагает создание нового продукта. [50, с.40]

Относительно конкурентов ООО ТД «Увинская жемчужина» займет устойчивое положение на рынке. Фирме необходимо провести ряд мероприятий по улучшению продукции и услуг и завоеванию симпатий потребителей. Работа без обеденного перерыва и выходных также поможет привлечь часть клиентов конкурентов. В дальнейшем возможно расширение ассортимента. Вежливое, быстрое обслуживание, широкий ассортимент товаров - все это, несомненно, завоюет симпатии потребителей. [50, с.40]

Проводить ценовую политику следует с учетом того, чтобы цена на продукцию не превысила уровень цен, обеспечивающих эту продукцию на конкурентоспособном уровне. Принятие решений в области ценообразования имеет важное значение для маркетинговой стратегии фирмы. Цена во многом зависит от состояния рынка, наличия конкурентов на рынке и уровня издержек обращения, которые выступают своеобразным ограничителем в ценообразовании. [50, с.41]

При анализе ценообразования необходимо учитывать: себестоимость услуг, цены конкурентов на аналогичные услуги или услуги заменители, цену, определяемую спросом на данную услугу.[50, с.42]

В зависимости от цели, которую преследует реклама, можно использовать одно из возможных направлений, связанных с формированием у потребителя положительного образа о товаре или услуге, определением образа организации, стимулированием сбыта товара и стремлением привлечь потребителя и сделать его постоянным клиентом организации. [50, с.43]

Стимулирование продаж имеет многоцелевую направленность. Главным объектом воздействия является потребитель, который обладает наибольшей значимостью, и вся политика маркетинга сводится к воздействию именно на потребителя. [47, с.25]

Кроме того, необходимо стимулировать и персонал фирмы. Работники, способные и умеющие показать товар в выгодном свете, не будут оставлены без внимания со стороны руководителя компании.

Стимулирование можно производить также с помощью открытия своего сайта в Интернете.

Чтобы покупатель воды стал постоянным покупателем, нужна продукция высшего качества, дружеская атмосфера общения, открытость, быстрое обслуживание. Следует использовать любую возможность, чтобы показать покупателям, как им рады, как высоко их ценят, как надеются, что они расскажут о продукции предприятия своим знакомым, - заинтересуются и обязательно закажут воду. Стоит отвести отдельное место общению с покупателями. В этом заключается искусство успешного маркетинга. Чем больше будет общения с людьми, тем больше можно узнать об их вкусах, симпатиях и предпочтениях. А это намного облегчит сбыт. Также нужно помнить, что данный бизнес, собственно, состоит в установлении и поддерживании добрых дружеских связей со своими лучшими клиентами. А уж они обеспечат предприятию самую лучшую и эффективную рекламу, что поможет развивать свой бизнес с наивысшей отдачей от вложенных средств. Все это сформирует общественное мнение предприятия. [47, с.27]

Необходимо отметить, что реклама очень тесно связана с процессом установления имиджа предприятия. Целями проведения рекламы являются информирование потребителей о себе, о качестве воды, об услугах, формирование у них положительного мнения о воде и предприятии, а также привлечение как можно большего числа клиентов. Рекламный бюджет за 2009 год составит 12 000 рублей. Эти средства планируется потратить на размещение рекламных буклетов в местах большого скопления людей, в транспорте, газетах и на размещение в Интернете. [42, с.57]

Одним из важных направлений является разработка рекламного сообщения. С этой целью необходимо проанализировать рекламные сообщения у конкурентов, определить функции рекламного сообщения, включая передачу информации о товаре, ознакомление потенциальных потребителей с особенностями рекламируемого товара, стимулирование его приобретения. [42, с.58-59]

В дальнейшем планируется расширения ассортимента. При условии динамично растущего спроса возможно также расширение.

3.2. Расчет основных экономических показателей ООО ТД «Увинская Жемчужина»

Проведем прогнозирование товарооборота ООО ТД «Увинская Жемчужина».

Произведем расчет цепных темпов прироста товарооборота по данным таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Информация для расчета прогнозируемого товарооборота за 2009 год [44, с.548]

Год

Условное обозначение

Товарооборот, тыс.руб.

Цепные темпы прироста товарооборота, %

Первый (2003г)

К1

1232,9

-

Второй (2004г)

К2

1605,2

+30,2

Третий (2005г)

К3

1793,0

+11,7

Четвертый (2006г)

К4

2093,0

+16,7

Пятый (2007г)

К5

2511,6

+20,0

Шестой (2008г)

К6

3720,9

+48,1

Показатели выравненного ряда:

К1 ср = (+30,2 + 11,7 + 16,7) / 3 = 19,5

К2 ср = (+11,7 + 16,7 + 20,0) / 3 = 16,1

К3 ср = (+16,7 + 20,0 + 48,1) /3 = 28,3

Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:

Δср = (28,3 – 19,5) / (3-1) = 4,4

Темп прироста товарооборота в планируемом 2009 году:

Кпр = 28,3 + 2 * 4,4 = 37,1%

Прогнозируемый объем товарооборота за 2009 год:

Тплан = 3720,9 тыс.руб. * 137,1% / 100% = 5101,4 тыс.руб.

Далее произведем расчет цепных темпов прироста товарооборота по данным таблицы 3.2. для расчета объема товарооборота за 2010 год.

Таблица 3.2

Информация для расчета прогнозируемого товарооборота за 2010 год

Год

Условное обозначение

Товарооборот, тыс.руб.

Цепные темпы прироста товарооборота, %

Первый (2004г)

К1

1605,2

-

Второй (2005г)

К2

1793,0

+11,7

Третий (2006г)

К3

2093,0

+16,7

Четвертый (2007г)

К4

2511,6

+20,0

Пятый (2008г)

К5

3720,9

+48,1

Шестой (2009г)

К6

5101,4

+37,1

Показатели выравненного ряда:

К1 ср = (+11,7 + 16,7 + 20,0) / 3 = 16,1

К2 ср = (+16,7 + 20,0 + 48,1) /3 = 28,3

К3 ср = (+ 20,0 + 48,1 + 37,1) /3 = 35,1

Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:

Δср = (35,1 – 16,1) / (3-1) = 9,5

Темп прироста товарооборота в планируемом 2010 году:

Кпр = 35,1 + 2 * 9,5 = 54,1%

Прогнозируемый объем товарооборота за 2010 год:

Тплан = 5101,4 тыс.руб. * 154,1% / 100% = 7861,3 тыс.руб.

Этот прогноз был проведен без учета внешних факторов. Необходимо учесть экономический мировой кризис, который начался в сентябре 2008 года. По прогнозам аналитиков самый пик этого кризиса будет весной 2009 года.

Предприятие планирует в дальнейшем развиваться и выходить на рынок ближайших районных центров - городов, таких как Зеленодольск, Высокая Гора, Лаишево. Но это не самое главное. Предприятие намерено развивать доставку воды частным лицам и предприятиям.

Режим работы диспетчерской службы будет ежедневно без выходных и перерывов с 8.00 до 20.00 часов. Необходимо будет нанять еще одного диспетчера и водителя.

Для начала проведем планирование расходов предприятия ООО ТД «Увинская Жемчужина». С учетом кризисов, необходимо будет снизить затраты. Несмотря на то, что придется нанять еще двух работников, среднюю заработную плату необходимо снизить.

Таблица 3.3

Оплата труда работников предприятия

Работник

Средняя месячная заработная плата, руб.

Отклонение

За 2008 год

За 2009 год

В сумме

В %

Директор

20

17

-3

85

Офис-менеджер

11

9

-2

81,8

Экономист

17

15

-2

88,2

Бухгалтер

15

12

-3

80

Диспетчер

10

8

-2

80

Водитель

17

15

-2

88,2

Как видим, из таблицы 3.3, заработная плата всех работников немного снизится от 11,8 до 20%. Но эти показатели составляют лишь основную постоянную часть зарплаты при выполнении плана товарооборота, при перевыполнении плана товарооборота будут выплачиваться премии и бонусы работникам.

Надо будет купить дополнительную одну машину, компьютер, кресло, рабочий стол, дополнительный телефон.

Таблица 3.4.

Издержки обращения предприятия

№ п/п

Наименование расходов

Коли-чество

Цена, тыс.руб.

Сумма, тыс.руб.

1

Автомобиль - Газель

1

350

350

2

Компьютер

1

20

20

3

Кресло

1

1,2

1,2

4

Письменный стол

1

2,0

2,0

5

Телефон-факс

1

9,0

9,0

6

Аренда помещения

12

11,0

132,0

7

Расходы на бензин

3

97,2

291,6

8

Транспортный налог

3

0,77

2,3

9

Оплата за интернет

12

0,95

11,4

10

Телефон

12

2,5

30,0

11

Канцтовары

12

0,6

7,2

12

Заработная плата

13

12,8

154,2

13

ЕСН

13

3,1

40,1

14

Амортизация

52,5

15

Аренда склада

12

4,0

48,0

16

Кредиты банку

12

44,0

528,0

17