Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Механизм реализации Программы 42 Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению 47 > Мониторинг реализации Программы 48 Приложения

 

             

Механизм реализации Программы 42 Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению 47 > Мониторинг реализации Программы 48 Приложения

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы 3

Введение 7

I. Обоснование необходимости разработки Программы 9

1. Социально-экономическое положение Приморского края и перспективы его развития 9

1.1. Экономический потенциал Приморского края 9

1.2. Общеэкономические тенденции развития 10

1.3. Внешнеэкономическая деятельность 12

1.4. Инвестиции 12

1.5. Развитие малого и среднего предпринимательства 14

1.6. Уровень жизни населения 15

1.7. Общее и дошкольное образование 17

1.8. Профессиональное образование 18

1.9. Социальная политика 20

1.10. Жилищный фонд 21

2. Оценка демографической ситуации в Приморском крае 22

3. Анализ ситуации на рынке труда Приморского края 25

II. Описание проектов переселения Приморского края 29

Перечень проектов переселения соотечественников на территорию Приморского края, планируемых к реализации в 2007-2012 годах 29

Оценка возможностей жилищного обустройства соотечественников на территориях вселения Приморского края 30

1. Проект переселения «Северный макрорайон» 33

2. Проект переселения «Южный макрорайон» 37

III. Организация управления реализацией Программы 42

1. Механизм реализации Программы 42

2. Риски реализации Программы и мероприятия по их снижению 47

3. Мониторинг реализации Программы 48

Приложения:

Приложение 1. Основные социально - экономические показатели по Приморскому краю 50

Приложение 2. Основные демографические показатели по Приморскому краю 51

Приложение 3. Основные показатели рынка труда по территориям вселения 53

Приложение 4. Сведения о территориях вселения 122

Приложение 4 А. Описание территорий вселения, входящих в проекты переселения «Северный макрорайон» и «Южный макрорайон» 151

Приложение 4 А.1. Проект переселения «Северный макрорайон» 151

Приложение 4 А.2. Проект переселения «Южный макрорайон» 190

Приложение 5. Перечень рабочих мест территории вселения 242

Приложение 6. Распределение участников Программы и членов их семей по территориям вселения 301

Приложение 7. Расходы на реализацию Программы 303

Проект

Согласованы распоряжением

Правительства

Российской Федерации
от _______ 2011г. №____

Изменения, которые вносятся в программу Приморского края по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы, согласованную распоряжением
Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 581-р

Паспорт

краевой целевой программы "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих

за рубежом" на 2007-2012 годы

Наименование Программы

краевая целевая программа "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007-2012 годы (далее - Программа)

Наименование, дата и номер нормативного правового акта о разработке Программы

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; пункт 3 распоряжения Администрации Приморского края от 16 мая 2006 года № 287-ра "О межведомственной рабочей группе по разработке предложений по вопросу оказания содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом"

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 581-р

Государственный заказчик Программы

Администрация Приморского края

Заказчики Программы

управление государственной службы занятости населения Приморского края;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края, участвующие в реализации Программы

Основные разработчики Программы

управление государственной службы занятости населения Приморского края

департамент экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края;

департамент градостроительства Приморского края;

департамент здравоохранения Приморского края;

департамент образования и науки Приморского края;

департамент социальной защиты населения Приморского края;

управление культуры Приморского края;

управление по физической культуре и спорту
Приморского края;

управление по труду Приморского края;

Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Приморскому краю;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края, участвующие в реализации Программы

Цели и задачи Программы

1.Создание механизма добровольного переселения соотечественников в Приморский край как одного из способов решения проблем демографического развития Приморского края

2.Оптимизация системы расселения, снижение территориальных дисбалансов экономического и демографического развития Приморского края и граничащих с ним территорий в целях соблюдения стратегических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке

3.Удовлетворение совокупного спроса на рабочую силу за счет привлечения перспективного контингента трудовых мигрантов высокой квалификации

Сроки реализации Программы

2007-2012 годы

Основные направления реализации программных мероприятий

совершенствование нормативно-правовой базы Приморского края с учетом изменений федерального законодательства;

предоставление услуг по содействию в трудоустройстве;

содействие жилищному обустройству по месту постоянного проживания;

предоставление услуг в сфере образования, медицинских услуг;

адаптация участников Программы и членов их семей, психологическая поддержка;

предоставление комплекса информационных услуг участникам Программы

Исполнители основных мероприятий Программы

управление государственной службы занятости населения Приморского края;

межведомственная комиссия по содействию реализации Программы;

управление культуры Приморского края;

департамент образования и науки Приморского края;

департамент социальной защиты населения Приморского края;

департамент здравоохранения Приморского края;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края, участвующие в реализации Программы;

работодатели, участвующие в реализации Программы;

Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Приморскому краю - представитель координатора Государственной программы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего - 2208,95 млн. рублей,

в том числе:

средства работодателей – 2125,2 млн. рублей

краевой бюджет – 61,3 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 22,45 млн. рублей.

Распределение расходов по годам:

2007 год – 1017,8 млн. рублей,

в том числе:

средства работодателей – 972,5 млн. рублей

краевой бюджет – 31,3 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 14,0 млн. рублей.

2008 год – 721,9 млн. рублей,

в том числе:

средства работодателей – 715,9 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 6,0 млн. рублей.

2009 год – 436,8 млн. рублей ,

в том числе:

средства работодателей – 436,8 млн. рублей.

2010 год – 10,95 млн. рублей,

в том числе:

краевой бюджет – 10,0 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 0,95 млн. рублей.

2011 год – 10,75 млн. рублей,

в том числе:

краевой бюджет – 10,0 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 0,75 млн. рублей.

2012 год – 10,75 млн. рублей,

в том числе:

краевой бюджет – 10,0 млн. рублей;

муниципальный бюджет – 0,75 млн. рублей.

Обеспечение дополнительных гарантий: материальной помощи либо услуг из краевого бюджета не предусматривается.

Главный распорядитель бюджетных средств

управление государственной службы занятости населения Приморского края

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Переселение на территорию Приморского края участников Программы и членов их семей, в том числе по годам:

2007 год – подготовительный период;

2008 год - 19 участников Программы и 57 членов их семей;

2009 год - 20 участников Программы и 60 членов их семей;

2010 год – 175 участников Программы и
525 членов их семей;

2011 год - 814 участников Программы и
2442 члена их семей;

2012 год - 589 участников Программы и
1767 членов их семей.

Из общего количества:

Проект переселения «Северный макрорайон» - 364 участника Программы и 1092 члена их семей;

Проект переселения «Южный макрорайон» -
1253 участника Программы и 3759 членов их семей

Контроль за исполнением Программы

Губернатор Приморского края;

межведомственная комиссия по содействию реализации Программы;

управление государственной службы занятости населения Приморского края

Введение

Разработка Программы вызвана факторами старения населения и ухудшения качественных демографических характеристик Приморского края, ростом «иждивенческой» нагрузки на трудоспособное население, нарушением преемственности поколений и дисбалансом возрастной структуры постоянно проживающего населения, а также вопросами укрепления безопасности Российской Федерации.

С 2006 года Приморский край, как и вся Российская Федерация, вступил в период абсолютного сокращения численности трудоспособного населения. Сформировавшиеся за последнее десятилетие тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют демографическое развитие Приморского края в долгосрочной перспективе, основной чертой которого является сокращение численности населения. Динамика этих процессов тревожна и способна усугубить диспропорции хозяйственно-экономического и социокультурного развития территории.

Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и, соответственно, с сокращением экономического потенциала региона. В условиях устойчивой динамики экономического роста Приморского края сокращение численности экономически активного населения создает дефицит рабочей силы. Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на трудоспособное население.

Особенностями современной демографической ситуации в Приморском крае являются:

значительные масштабы сокращения населения;

продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работающими и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения;

низкая продолжительность жизни населения;

интенсивный миграционный отток населения.

Общее сокращение численности населения Приморского края, снижение его плотности создают опасность ослабления политического, экономического и военного потенциала региона, возможность дополнительных притязаний на территорию российского Дальнего Востока. Стратегия развития Приморского края предусматривает в долгосрочной перспективе обеспечение участия России в базовых механизмах обмена людьми, товарами и информацией в регионе Северо-Восточной Азии. Владивосток и в целом Приморский край позиционируется нашими соседями как ближайшая территория к странам Северо-Восточной Азии, наиболее досягаемая и доступная территория. Здесь сегодня размещается около 20 консульств и торговых представительств стран АТР и других регионов мира.

В перспективе за счет капитализации коммуникативного потенциала Приморского края возможно обеспечить продвижение отечественного бизнеса в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. С этой целью в рамках Стратегии социально-экономического развития Приморского края необходимо привлечь квалифицированных специалистов.

Основными целями разработки Программы являются:

1)создание механизма добровольного переселения соотечественников в Приморский край как одного из способов решения проблем демографического развития Приморского края;

2)снижение территориальных дисбалансов экономического и демографического развития Приморского края и граничащих с ним территорий в целях соблюдения стратегических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке, удовлетворение совокупного спроса на рабочую силу за счет привлечения перспективного контингента трудовых мигрантов высокой квалификации.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач:

обеспечение социально-экономического развития Приморского края;

сокращение дефицита трудовых ресурсов;

улучшение демографической ситуации;

увеличение числа высококвалифицированных специалистов;

заселение территории Приморского края;

оптимизация системы расселения;

увеличение миграционного притока населения в Приморский край;

закрепление переселенцев в Приморском крае и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское сообщество.

Для решения поставленных задач необходимо сформировать новые притягательные условия для привлечения в Приморский край переселенцев, способных внести позитивный вклад в социально-экономическое развитие территории, которое подчинено геополитическим и национально-стратегическим интересам и задачам Российской Федерации на Дальнем Востоке.

Учитывая текущую демографическую ситуацию в Приморском крае и приоритетные задачи в области социально-экономического развития, существует потребность в компенсации естественной убыли населения и дефицита рабочей силы посредством привлечения и закрепления на постоянном месте жительства соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Реализация активной, разумной и стратегически выверенной Программы добровольного переселения соотечественников определенных категорий должна стать фактором развития рынка труда, адекватного региональным интересам, улучшения инвестиционной привлекательности Приморского края и его социально-экономического развития. Структура и качественный состав добровольно переселяемых соотечественников должен отвечать стратегическим потребностям Приморского края.

I. Обоснование необходимости разработки Программы

1.Социально-экономическое положение Приморского края и перспективы его развития

1.1.Экономический потенциал Приморского края

Приморский край занимает юго-восточную окраину России. Он расположен в самой южной части Дальнего Востока на берегу Японского моря. Территория края - 164,7 тыс. кв. км., что составляет около одного процента площади Российской Федерации. Приморский край относится к числу средних по величине областей нашей страны. Численность населения края составляет 1,98 тыс. человек. Плотность населения – 12,0 человек на
1 кв. км., что в 1,4 раза превышает среднероссийский показатель и в 11,5 раза выше показателя по Дальневосточному Федеральному округу.

В состав Приморского края входят 25 районов, 12 городов, 30 поселков городского типа, 617 сельских населенных пунктов. Краевой центр – город Владивосток.

Геополитическое положение Приморского края определяется тем, что через территорию Приморья Россия на протяжении более 1000 км. граничит с крупнейшей страной мира - Китаем и с Северной Кореей (около 30 км.), а через Японское море выходит к морским границам Японии и Южной Кореи, к другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ведущие отрасли промышленности края - машиностроение, горнодобывающая, деревообрабатывающая, судостроительная и судоремонтная, производство стройматериалов, рыбная. По территории Приморского края проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Развит морской транспорт. Крупные порты: Владивосток, Находка, Восточный.

Законом Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-КЗ утверждена Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (далее – Стратегия), которой определяются долгосрочные цели и приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края на долгосрочную перспективу.

С 2009 года в крае идет подготовка к саммиту АТЭС-2012 года. На
23 объектах трудятся более 20 тыс. человек. Среди работающих жители Приморского края составляют 40 процентов, прибывшие из других регионов Российской Федерации – 30 процентов, иностранные граждане –
30 процентов.

В Приморском крае до 2020 года планируется реализовать
30 приоритетных инвестиционных проектов. Всего выделено шесть основных направлений развития Приморского края.

Первое - комплекс по транспортировке и переработке углеводородного сырья. Он включает в себя нефтеперерабатывающий завод (ОАО «Роснефть»), а также проекты ОАО «Транснефть»: строительство морского нефтеперергрузочного комплекса, специализированного морского нефтеналивного порта «Козьмино» и магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по территории Приморского края. Также это строительство газопровода «Хабаровск-Владивосток» и строительство завода сжиженного природного газа, а также строительство газохимического завода и производства минеральных удобрений – эти проекты будет реализовывать ОАО «Газпром».

Второе - энергопроизводственный комплекс. Предусматривается увеличение мощности Артемовской ТЭЦ, реконструкция Партизанской ГРЭС, строительство Уссурийской ТЭЦ – силами РАО ЕЭС Востока.

Третье - формирование Владивостокской агломерации. Планируется создание городского конгломерата Владивосток-Артем-Уссурийск с населением около миллиона человек. Будет построена скоростная железная дорога Владивосток-Уссурийск, предусмотрена комплексная застройка острова Русский как рекреационной зоны, а также развитие жилищного строительства, в том числе для военнослужащих. Предусмотрено создание игорной зоны.

Четвертое - транспортно-логистический кластер. В него входит модернизация портов края, строительство и реконструкция автодорог, создание особой экономической зоны портового типа в порту Восточный.

Пятое - морской кластер, включающий в себя два проекта. Это создание судостроительного субхолдинга – Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, который уже полностью сформирован и приступил к работе. Второй проект - это создание морского кластера и судоходной компании.

Шестое направление - развитие базовых секторов экономики. До
2012 года 42,5 миллиарда рулей пойдет на развитие агропромышленного, лесопромышленного, рыбохозяйственного, горнопромышленного и машиностроительного комплексов края.

Реализация инвестиционных проектов в Приморье, позволит создать около 74 тысяч новых рабочих мест.

Прогнозная оценка социально-экономического развития Приморского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предполагает устойчивый экономический и инвестиционный рост, высокую деловую активность ведущих компаний края и активное развитие малого и среднего предпринимательства.

1.2.Общеэкономические тенденции развития

В 2005-2009 годах Приморский край развивается опережающими темпами в сравнении с темпами роста экономики Российской Федерации, как по показателям реального сектора, так и по социальным показателям – реальные денежные доходы и реальная заработная плата.

Сравнение динамики показателей социально-экономического развития

Российской Федерации и Приморского края в 2009 году

в процентах к 2008 году

Россия

Приморский край

ВВП (оценка Минэкономразвития России), ВРП

92,1

101,5

Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года

108,8

109,5

Индекс промышленного производства (ОКВЭД)

90,7

95,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,9

106,0

Оборот розничной торговли

95,1

97,7

Объем платных услуг населению

97,5

103,7

Вопреки негативному влиянию финансового кризиса прирост валового регионального продукта в крае за 2009 год составил 1,5 процента (при
5,0 процентах за 2008 год).

В 2009 году наблюдались следующие тенденции в экономике края:

индекс промышленного производства (добывающие и обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды) снизился на
4,5 процента к 2008 году;

объем продукции сельского хозяйства увеличился по сравнению с прошлым годом на 9,3 процента;

снижение стоимости внешнеторгового оборота составило
54,7 процента к уровню 2008 года;

оборот розничной торговли по сравнению с 2008 годом снизился на
2,9 процента, объем платных услуг, оказанных населению, увеличился на
7,5 процента;

рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 105,9 процента, реальная заработная плата увеличилась на 3,3 процента;

потребительская инфляция – 9,5 процента, при 13,5 процентах в декабре 2008 года.

Темпы роста цен на продовольственные товары – 108,7 процента, на непродовольственные товары – 110,7 процента к декабрю 2008 года.

В 2010 году в крае наблюдается тенденция устойчивого экономического и инвестиционного роста, положительная динамика основных показателей экономического и социального развития.

По оценке, в 2010 году рост ВРП составит 108,0 процентов. В структуре ВРП сохранится доминирующая роль услуг. Объемы услуг транспорта увеличатся в 1,6 раза в фактических ценах; связи – на
10,0 процентов в сопоставимых ценах.

Рост промышленного производства в 2010 году составит
108,7 процента к уровню 2009 года.

Ожидаемый уровень инфляции оценивается в 6,7-7 процентов.

За год оборот розничной торговли увеличится на 2,3 процента. Платных услуг населению будет оказано на 8,7 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.

Численность постоянного населения в Приморском крае за 2010 год уменьшится на 200 человек (на 0,01 процента) и составит 1981,8 тыс. человек, численность занятых в экономике увеличится на 2,4 тыс. человек (на 0,2 процента) и составит 980,2 тыс. человек.

Прогнозная оценка социально-экономического развития Приморского края на 2011-2012 годы предполагает устойчивый экономический и инвестиционный рост, высокую деловую активность ведущих компаний края и активное развитие малого и среднего предпринимательства. Рост ВРП в 2011 году составит 104,7 процента, в 2012 году – 106,4 процента.

Численность постоянного населения в Приморском крае в
2011-2012 годах сохранится на уровне 1981,7 тыс. человек. Численность занятых в экономике составит 985,3 тыс. человек, так как будет поддерживаться за счет создания новых рабочих мест, реализации отраслевых краевых долгосрочных целевых программ, привлечения трудоспособного населения на строительство объектов АТЭС.

1.3.Внешнеэкономическая деятельность

В 2009 году внешнеторговый оборот Приморского края составил
3993,5 млн. долл. США, или 54,7 процента к 2008 году.

Экспорт в целом по краю составил 1148,5 млн. долл. США и снизился на 26,2% к аналогичному периоду прошлого года; импорт сложился в размере 2845,0 млн. долл. США и снизился на 50,5 процента к уровню
2008 года.

В 2010 году оборот внешней торговли в крае оценивается в объеме 6885,1 млн. долл. США. Экспорт товаров увеличится на 27,6 процента, импорт – в 1,8 раза к уровню 2009 года.

В 2011 – 2012 годах динамика и структура внешнеторгового оборота будет определяться прогнозируемыми изменениями физических объемов отдельных товарных позиций, конъюнктурой на важнейших товарных мировых рынках, мерами тарифного и нетарифного регулирования; динамикой и структурой внешней торговли со странами вне СНГ.

Основными товарами экспорта в страны дальнего зарубежья в среднесрочной перспективе станут продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажные изделия; топливно-энергетические товары. Основные товары экспорта в страны СНГ: продукция химической промышленности; машины и оборудование; древесина и изделия из нее.

Рост импортных поставок будет определяться ростом внутреннего спроса и отечественного производства, изменением обменного курса рубля.

1.4.Инвестиции

В 2009 году на развитие экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования, использовано 137,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в 1,6 раза больше уровня предыдущего года.

По видам экономической деятельности наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций по краю составляют инвестиции в транспорт и связь – более 72 процентов. Инвестиции направлялись в объекты комплекса специализированного морского нефтеналивного порта «Козьмино» трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», объекты, необходимые для проведения саммита в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в
2012 году.

В 2010 году инвестиций в основной капитал будет направлено на
68 процентов больше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций за счет всех источников финансирования составляют инвестиции в транспорт и связь (63 процента), образование (12 процентов), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (4 процента), гостиницы и рестораны (3 процента).

В 2011 году на развитие экономики и социальной сферы организациями за счет всех источников финансирования будет направлено инвестиций в основной капитал свыше 273,1 млрд. рублей или 101 процент к 2010 году в сопоставимых ценах.

В структуре расходов в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций привлеченные средства составят 61,5 процента (в том числе за счет бюджетных средств – 35,5 процента), собственные средства организаций – 38,5 процента от общего объема.

В 2011 году предполагается реализация 23 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования по целевому варианту
188,2 млрд. рублей, 68,9 процента составляют программные расходы. По прогнозу ассигнования из федерального бюджета в 2011 году на финансирование программных мероприятий - 59,8 млрд. рублей.

В прогнозируемый период планируется реализация следующих федеральных (ФЦП) и краевых (КЦП) целевых программ:

- инфраструктурной направленности : ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года»; ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»; КЦП «Дороги Приморского края» (2011-2015 годы); КЦП «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2012 годы и т.д.;

- социальной направленности : ФЦП «Жилище»; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006-2015 годы; КЦП «Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей» на 2008-2012 годы; КЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае» на 2007-2012 годы»; КЦП «Комплексные меры по профилактике терроризма и экстремизма в Приморском крае на 2009-2011 годы» и т.д.;

- медицинской направленности : ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)»;

- отраслевых программ : ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
(2009-2015 годы)»; «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»; ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»; ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)»; ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2007 – 2016 годы»; ФЦП «Развитие судебной системы России на
2007-2011 гг.»; ФЦП «Мировой Океан» на 2008-2013 годы; ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»; ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»; КЦП «Пожарная безопасность» на 2005-2012 годы; КЦП «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае» на
2008-2012 годы и другие.

1.5.Развитие малого и среднего предпринимательства

Одним из главных направлений развития экономики края остается развитие малого и среднего предпринимательства.

Ожидаемый рост показателей развития предпринимательства Приморского края планируется обеспечить с помощью различных форм поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; реализации мероприятий краевой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае».

В 2009 году оборот малых предприятий составил 150,6 млрд. рублей (69,6 процента к 2008 году) среднесписочная численность работников –
103,1 тыс. человек; оборот средних – 46,0 млрд. рублей (169,1 процент к
2008 году) со среднесписочной численностью работников – 22,25 тыс. человек.

В 2010 году ожидается, что оборот малых предприятий увеличится на 16,6 процента, а оборот средних – на 18,8 процента.

Прогнозные оценки на 2011-2012 годы предполагают:

рост числа средних предприятий до 206 – 213 единиц. Ежегодные темпы роста количества средних предприятий составят 2,0 – 3,7 процента.

Рост числа малых предприятий до 29,2 – 29,5 тыс. единиц. Ежегодные темпы роста количества малых предприятий составят 2,5 – 3,1 процент.

Оборот средних предприятий увеличится к 2012 году на 27,5 процента и составит 69,6 млрд. рублей. Наиболее динамичными по данному показателю будут сферы добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорта и связи.

Оборот малых предприятий увеличится к 2012 году на 28,6 процента и превысит 225,7 млрд. руб. Наиболее динамично будут развиваться сферы обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорта и связи.

1.6.Уровень жизни населения

В Приморском крае отмечается положительная динамика роста средней заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций края в 2009 году составила 18997,4 рубля (увеличение к 2008 году на 13 процентов, к 2007 году – на 44,2 процента).

Среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности в Приморском крае

рублей

Виды экономической деятельности

2005 год

2009 год

1

2

3

Всего

8926

18997

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5741

11681

Рыболовство, рыбоводство

10245

20486

Добыча полезных ископаемых

11357

20259

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

13101

24711

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

9347

15915

Обрабатывающие производства

7428

15897

Производство пищевых продуктов, включая напитки

6288

15347

Текстильное и швейное производство

3986

8419

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

2631

6670

Обработка древесины и производство изделий из дерева

4357

9205

Целлюлозно-бумажное производство

9326

17932

Химическое производство

7664

13026

Производство резиновых и пластмассовых изделий

4101

8878

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

6360

14537

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

5101

11471

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

10710

21490

Производство транспортных средств и оборудования

9036

18405

Прочие производства

6192

11451

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

10234

20286

Строительство

7521

20515

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5985

13179

Гостиницы и рестораны

5747

11831

Транспорт и связь

12881

23873

Финансовая деятельность

18951

32677

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7690

19704

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

12977

27325

Образование

6098

12832

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

7071

15364

Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных услуг

6282

12721

По видам экономической деятельности в 2009 году по сравнению с 2005 годом более чем в 2 раза повысилась заработная плата у работников, занятых в строительстве; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви; в производстве пищевых продуктов, включая напитки; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.

Дифференциация в оплате труда работников организаций высоко- (финансовая деятельность) и низкооплачиваемых (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) видов деятельности снизилась с 3,1 раза в 2005 году до 2,6 раза в 2009 году.

Среднемесячная заработная плата работников по муниципальным образованиям Приморского края

№ п/п

Город, район

2009 год, рублей

В процентах к 2005 году

1

2

3

4

1

Приморский край

18997

213

2

Арсеньев

13548

220

3

Артем

17647

209

4

Большой Камень

5

Владивосток

23078

225

6

Дальнегорск

13138

184

7

Дальнереченск

13257

206

8

Лесозаводск

15162

190

9

Находка

19094

190

10

Партизанск

16396

202

11

Спасск-Дальний

14933

212

12

Уссурийск

17491

207

13

Фокино

14

Анучинский

13417

207

15

Дальнереченский

11412

188

16

Кавалеровский

14620

188

17

Кировский

11823

190

18

Красноармейский

14662

169

19

Лазовский

17282

231

20

Михайловский

14640

191

21

Надеждинский

14669

207

22

Октябрьский

13673

210

23

Ольгинский

14608

200

24

Партизанский

18568

266

25

Пограничный

16117

213

26

Пожарский

20524

186

27

Спасский

14242

245

28

Тернейский

16303

177

29

Ханкайский

12717

228

30

Хасанский

15892

194

31

Хорольский

12584

201

32

Черниговский

14567

182

33

Чугуевский

13112

189

34

Шкотовский

17965

205

35

Яковлевский

14501

192

Просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату на 1 января 2010 года сложилась в сумме 17,1 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 79,4 процента.

Средний размер назначенной пенсии на 1 января 2010 года составил 6268 рублей, по сравнению с 2008 годом увеличился фактически на
24,5 процента и реально (с учетом изменения цен) – на 11,1 процент.

Потребительские расходы в среднем на душу населения края в
2009 году составили 10283,4 рубля в месяц и увеличились на 11,8 процента по сравнению с 2008 годом.

За период 2007-2009 годы региональная величина прожиточного минимума увеличилась в 1,3 раза и составила в среднем на душу населения за 2009 год - 6382 рубля.

Ожидается, что за 2010 год величина прожиточного минимума составит 6700 рублей в месяц за 2011 год – 7160 рублей, за 2012 год -
7655 рублей.

Рост реальных денежных доходов в 2011 году составит 104 процента заработной платы (увеличится до 23900-24030 рублей).

В перспективе до 2012 года в крае сохранится устойчивая тенденция позитивных процессов в уровне жизни населения, повышения комфортности проживания.

В сфере труда сохранится динамичный рост заработной платы (113 – 123 процента ежегодно), обусловленный темпами экономического развития, ростом производительности труда, повышением заработной платы работников бюджетной сферы. По оценкам, уровень средней заработной платы в экономике превысит 24600 рублей.

Рост заработной платы в социальных отраслях улучшит соотношение в уровнях заработной платы социальной и производственных сфер (соотношение возрастет с 72 процентов в 2005 году до 78 процентов в
2012 году), а также структуру занятости.

К 2012 году номинальные денежные доходы увеличатся в 2,8 раза к уровню 2005 года и достигнут 20000 рублей. Покупательная способность возрастет и составит 3,3 величины прожиточного минимума населения.

Ускорение роста экономики и интенсивный рост денежных доходов населения (реально в среднем на 8,6-9,3 процента в год) в сочетании с прогнозируемым снижением темпов роста потребительских цен до
2,5-3,5 процента обеспечат формирование условий для высокого уровня стандартов качества жизни и социальной обеспеченности.

1.7.Общее и дошкольное образование

В Приморском крае в настоящее время функционируют:

591 муниципальное общеобразовательное учреждение, из них 27 - начальных, 76 - основных, 443 - средних и 45 - вечерних школ;

33 государственных общеобразовательных учреждений, в том числе
2 – школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (232 человека); 29 – специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (3776 человек); 1 – специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (68 человек); 1 – оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
(155 человек).

В дневных муниципальных общеобразовательных школах обучаются 175415 учащихся, в вечерних – 6861 учащийся.

Всего в крае 624 образовательных учреждения, в них обучаются 186507 учащихся.

Образовательная деятельность в общеобразовательных учреждениях Приморского края осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, образовательными программами, утверждёнными руководителем общеобразовательного учреждения; на основании учебного плана, который утверждается руководителем и согласовывается в муниципальном органе управления образованием.

На начало 2010 года в Приморском крае действовало 521 дошкольное образовательное учреждение (471 – муниципальное, 45 - государственных (федеральных) и 5 негосударственных ДОУ), кроме того, в 98 школах функционировали дошкольные группы. Дошкольные образовательные учреждения края рассчитаны на 67163 места, в них воспитывается 70918 детей дошкольного возраста, что на 1047 детей (1,5%) больше, чем детей, посещавших ДОУ в 2008 году (69871 ребенок).

Численность детей, состоящих на учете для определения в ДОУ края, по сравнению с 2008 годом снизилась на 9 процентов и составила
31905 человек, включая детей от рождения до 1 года (в 2008 г. – 35046 чел.). Число детей, получивших путевки в ДОУ края, составило 18947 детей (на
6,6 процента больше, чем в 2008 году). По итогам 2009 года охват детей дошкольным образованием составил 56,7 процента.

По демографическому прогнозу, рост рождаемости ожидается до
2012 года. Для улучшения положения в области дошкольного образования в 25 муниципальных образованиях края действуют муниципальные целевые программы развития дошкольного образования.

1.8.Профессиональное образование

Система начального профессионального образования Приморского края включает 32 учреждения. По состоянию на 1 января 2010 года количество обучающихся – 10481 человек, учебный процесс осуществляют
1074 инженерно-педагогических работника.

В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 170 профессиям для 13 отраслей экономики.

Система среднего профессионального образования в Приморском крае представлена следующим образом: 21 государственное учреждение
(7 - краевых и 14 - федерального подчинения), 18 структурных подразделений вузов, 7 негосударственных учреждений, 7 филиалов ссузов.

В учебных заведениях среднего профессионального образования обучается по всем формам обучения 32,5 тыс. студентов.

Подготовка специалистов среднего звена ведется по
108 специальностям.

Высшее профессиональное образование в Приморском крае представлено 10 государственными гражданскими вузами,
2 негосударственными вузами.

Сеть высших учебных заведений охватывает всю территорию Приморья: в муниципальных образованиях края работают 37 филиалов вузов Приморского края и вузов из центральных городов России.

Общая численность студентов вузов – 97,2 тысяч человек. Подготовка ведется по 315 специальностям и направлениям подготовки.

В целом, подготовка кадров учреждений профессионального образования отвечает требованиям рынка труда по объему, качеству и профилям подготовки.

Изменения в демографический ситуации с одной стороны, а с другой - необходимость опережающей подготовки кадров рабочих профессий и специалистов для обеспечения требований рынка труда в связи с возобновлением работы предприятий оборонно-промышленного комплекса, строительством судостроительной верфи и в связи с задачами возрождения отечественного судостроения и судоремонта, развитие нефтеперерабатывающей отрасли, созданной для проведения Саммита АТЭС-2012 года инфраструктуры (мостов, дорог, отелей) настоятельно требуют адекватных изменений системы профессионального образования.

Так, в перечне профессий квалифицированных рабочих прогнозируется повышенный спрос на станочников различных видов работ (токари, фрезеровщики), сварщиков, электриков, судокорпусников, рабочих строительных специальностей (каменщики, маляры, штукатуры, облицовщики, плотники, столяры), слесарей различных видов работ, электриков. Рынку труда требуются рабочие повышенного уровня квалификации, 5-6 разрядов.

Социальная функция системы профессионального образования тоже требует изменения. Ее задача – современная социализация молодежи, что предполагает обеспечение социальной и профессиональной мобильности через опережающее образование, дополнительные квалификации и ключевые компетенции.

Опережающий характер образования, в отличие от традиционного, ориентируется в подготовке специалистов не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений и обеспечивают профессиональную мобильность и конкурентноспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.

В настоящее время в области высшего профессионального образования происходят серьезные изменения, связанные с созданием федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) и реорганизацией, в вязи с этим, 4 вузов. Университет станет форпостом российской науки, образования и инновационной системы в АТР, будет содействовать расширению объемов трансграничного трансфера технологий, развитию российского инновационного предпринимательства на Дальнем Востоке.

В перспективе с активным участием ДВФУ в крае ожидается повышение привлекательности региона для проживания российских граждан за счет предоставления качественных образовательных услуг, создания новых рабочих мест в инновационных секторах экономики, формирования современной социо-культурной среды.

1.9.Социальная политика

В 2009 году в Приморском крае функционировало 102 больницы, насчитывающие 17,8 тыс. больничных коек. На 10 000 человек населения приходится 53 врача и 85 человек среднего медицинского персонала.

Ведущая роль по снижению смертности от предотвратимых причин, заболеваний, отводится реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и краевых целевых программ в области здравоохранения. В результате их отмечаются позитивные тенденции по целому ряду позиций, которые характеризуют состояние здоровья населения края в целом.

На основании законов Приморского края: (от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края»; от 06.06.2005 № 255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае»; от 22.12.2004 № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае»; от 29.12.2004 № 199- КЗ «О социальном обслуживании населения в Приморском крае») в крае сформирована единая система мер социальной поддержки, предоставляемых в форме денежных выплат. Так, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячно предоставляются субсидии для специалистов бюджетной сферы, работающих в сельской местности. Педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, ежемесячно получают денежную выплату, равную расходам по оплате жилья с отоплением и освещением.

На территории Приморского края функционирует государственное учреждение социального обслуживания «Приморский центр социального обслуживания населения», которое оказывает социальные услуги на дому. В настоящее время центром обслуживается 7,8 тыс. граждан.

С целью повышения качества и продолжительности жизни для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, на территории края функционируют 25 стационарных учреждений общей мощностью 4167 мест. Социальное обслуживание семей и детей осуществляют 20 государственных учреждений общей мощностью
1273 места.

Сеть государственных краевых и муниципальных учреждений культуры Приморского края на начало 2010 года составила 920 единиц. Общее количество государственных и муниципальных библиотек –
400 единиц. С незащищенными слоями населения государственные краевые и муниципальные учреждения культуры и искусства работают на льготной и бесплатной основе.

В ходе подготовки к саммиту АТЭС-2012 года в городе Владивостоке планируется строительство театра оперы и балета с двумя залами на 1490 и 300 мест, а также строительство нового здания Приморской государственной публичной библиотеки и Государственного архива Приморского края.

1.10.Жилищный фонд

Жилищный фонд Приморского края в 2009 году составил 40012,0 тыс. кв. метров общей площади жилищ, в том числе: частный – 81,2 процента, государственный (ведомственный) – 4,1 процент, муниципальный –
14,0 процентов, другой – 0,7 процента. На городской жилищный фонд приходится 76,4 процента, на сельский – 23,6 процента. Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений составляет 2,2% во всем жилом фонде.

Количество жилых квартир в многоквартирных жилых домах –
700 574 единицы (в том числе: в городских поселениях – 575 252 единицы, в сельской местности – 125 322 единицы).

В крае за счет всех источников финансирования в 2009 году сданы в эксплуатацию 3568 квартир общей площадью 391,9 тыс. кв. метров или 104,4 процента от уровня прошлого года. Улучшили свои жилищные условия за счет предоставления жилья 1859 семей (5,9 процента от числа семей, состоящих на учете на получение жилья). За счет средств населения введено 231,5 тыс. кв. метров (59,1 процент введенного жилья по краю), это на 12,5 процента больше, чем в 2008 году. Ввод жилья осуществлен во всех городах и районах края.

Число индивидуально-определенных жилых домов – 142 360 единиц, в том числе: в городских поселениях – 68 998 единиц, в сельской местности – 73 362 единицы. Многоквартирных домов – 54 179 единиц (в том числе блокированной застройки – 38 365 ед.) общей площадью 37 313 тыс. кв. м. (в том числе блокированной застройки – 4 729,2 тыс. кв. м.).

Средняя цена 1 кв.м. жилой недвижимости на первичном рынке в 4 квартале 2009 года составила 44,473 тысяч рублей (99,3 процента к уровню 3 квартала 2009 года), на вторичном рынке – 50,430 тысяч рублей
(97,6 процента к уровню 3 квартала 2009 года).

Вид рынка / год

2007

2008

2009

2010 (оценка)

Первичный рынок

40 700

46 200

44 400

50 900

Вторичный рынок

38 200

51 900

50 400

54 200

В среднем, на одного жителя Приморского края в 2009 году приходилось 20,2 кв. метра жилищного фонда – это один из самых низких показателей по Дальневосточному федеральному округу (справочно: в целом по России – 22,5 кв. метра).

Основные социально-экономические показатели Приморского края приводятся в приложении 1 к Программе.

2.Оценка демографической ситуации в Приморском крае

В Приморском крае, как и во всех регионах Дальнего Востока, наблюдается снижение демографического потенциала. Суммарно с 1992 года приморцев стало меньше на 332,3 тысячи человек. На 1 января 2010 года численность населения составила 1 982 тыс. человек.

Сокращение населения края определяется как естественной, так и миграционной убылью населения. Вместе с тем, в последние годы негативная для численности населения роль миграции уменьшается. За последние 5 лет уменьшение абсолютной численности населения происходило в основном за счет естественной убыли населения. Для Приморья характерен более высокий уровень урбанизации, чем в целом по Российской Федерации. Соотношение городского и сельского населения составляет 75,4 процента и 24,6 процента (в РФ удельный вес городского населения – 73,1 процент и сельского населения – 26,9 процента).

Существенные изменения отмечаются в возрастной структуре населения края в части изменения соотношение удельного веса молодых и пожилых людей. Развивается процесс демографического старения населения. Следствием увеличение доли пожилых людей является рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Если в 1998 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 334,1 человек нетрудоспособных по возрасту, то в 2008 году суммарная демографическая нагрузка увеличилась до 542,4 на 1000 лиц трудоспособного возраста.

Динамика рождаемости определяется совокупностью трех основных факторов: семейное планирование, возрастно-половая структура населения и социально-экономические условия.

В репродуктивных ориентирах приморцев превалирует модель семьи, ориентированной на современную малодетную семью, не обеспечивающую естественное воспроизводство населения.

В 2009 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,468 (в 2007 – 1,386; в 2008 г. – 1,402), что почти вдвое ниже необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми (2.14 – 2.15).

В 2009 году коэффициент рождаемости на 1000 человек в целом по краю вырос до 11,7 (в 2008 г. –11,4; в 2007 г. – 11,2). Это самый высокий уровень рождаемости за последние 20 лет.

Общий коэффициент смертности в 2009 году составил 13,7 на
1000 жителей, он снизился по сравнению с предыдущим годом на
6,2 процента. Несмотря на стабильный рост рождаемости и снижение смертности населения в течение последних трех лет, число умерших по-прежнему превышает число родившихся. В целом по краю за 2009 год число умерших превысило число родившихся в 1,16 раза (за 2006 год - в 1,3 раза; в
2008 году – в 1,28 раза). Это соотношение и формирует показатель естественной убыли населения, который уменьшился с – 3,4 на 1000 человек населения в 2007 г. до – 2 процентов в 2009 году или на 41 процент.

Уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении в крае традиционно ниже, чем по Российской Федерации. За период с 2005 по 2009 год он вырос на 2,79 года (в 2009 году – 65,59 лет в 2005 году – 62,8 лет).

В 2008 году коэффициент миграционной убыли населения составил 0,74 промилле на 1000 населения, в 2009 году – 0,97 промилле. Основная миграционная убыль складывается за счет оттока населения трудоспособных возрастов, на их долю приходится от 68 – 75 процентов. На долю детей в возрасте до 15 лет приходится от 14 до 22 процентов миграционных потерь, на долю возрастов старше трудоспособного –
11 процентов. Потеря населения за счет миграционного оттока приводит к ухудшению демографической структуры населения, поскольку регион покидают наиболее активные в плане воспроизводства населения люди, и значит, помимо прямых миграционных потерь сокращается и воспроизводственный потенциал территории.

Таким образом, современная демографическая ситуация Приморского края характеризуется:

- уменьшением численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока, с тенденцией к уменьшению обоих показателей в последние годы;

- более высоким, чем в целом по Российской Федерации, уровнем урбанизации;

- резким сужением базы воспроизводства в последнее десятилетие;

- ростом показателя рождаемости в последние годы, увеличением доли повторных рождений;

- ухудшением качественных характеристик населения (постарение, диспропорция полового состава);

- сокращением миграционного оборота при сохранении тенденции оттока населения;

- снижением численности экономически активного населения;

- повышением интенсивности миграции в пределах края;

- ростом объемов привлечения иностранной рабочей силы.

В настоящее время в Приморском крае реализация основных направлений государственной политики в области народонаселения осуществляется по следующим направлениям:

- материальная поддержка семей при рождении и воспитании детей;

- развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;

- стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- снижение смертности от управляемых причин, от заболеваний, определяющих высокую смертность населения,

- повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка;

- регулируемая замещающая миграция в соответствии с потребностями демографического развития.

Администрацией Приморского края подготовлен проект Плана мероприятий реализации Концепции демографической политики Российской Федерации в Приморском крае на 2011-2015 годы.

В соответствии с Концепцией будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Особый акцент планируется сделать на мерах по формированию у населения мотивации ведения здорового образа жизни, в том числе снижению потребления алкоголя и табака реализации путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом: на проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний.

Меры по сохранению человеческого потенциала предлагается дополнить мероприятиями, направленными на создание семьям благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Предлагается усилить работу по обеспечению доступности дошкольных образовательных учреждений, по увеличению мест в ДОУ; содействию возвращения к трудовой деятельности женщин, имеющих малолетних детей, предоставлению им возможности пройти профессиональное обучение в период ухода за ребенком (профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и обучение вторым профессиям).

Согласно расчету перспективной численности населения до 2030 года (по среднему варианту от базы на начало 2009 года), тенденция к сокращению населения Приморского края сохранится. Предположительная численность приморцев на начало 2031 года может составить 1746,6 тыс. человек, городского – 1318,8 тыс. человек (75,5 процента), сельского – 434,4 тыс. человек (24,5 процента). Темпы снижения численности населения будут практически постоянными в течение всего прогнозного периода и составят 0,3-0,7 процента в среднем за год.

В силу текущих тенденций демографический потенциал Приморского края в долгосрочном периоде будет ухудшаться как по количественным, так и по качественным параметрам. Таким образом, существуют значительные риски и угрозы, связанные с экономической и геостратегической конкурентоспособностью территории относительно приграничных регионов Юго-Восточной Азии. При этом, учитывая текущее состояние демографического потенциала, решение проблемы за счет естественного воспроизводства маловероятно. Основной возможностью исправить ситуацию является миграционное увеличение численности населения за счет содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Основные демографические показатели Приморского края приводятся в приложении 2 к Программе.

3.Анализ ситуации на рынке труда Приморского края

В 2009 году среднегодовая численность экономически активного населения составила 1099,5 тыс. человек, что на 1,6 процента ниже соответствующего периода 2008 года.

Среднегодовая численность занятых в экономике края (88,9 процента от экономически активного населения края) осталась на уровне 2008 года и составила 977,8 тыс. человек. Среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, увеличилась по сравнению 2008 годом на 29 процентов и составляет 107,6 тыс. человек или 9,8 процента экономически активного населения.

В 2009 году, не смотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, ситуацию на рынке труда края удалось стабилизировать, не допустить социальной напряженности и массового всплеска безработицы.

По состоянию на 1 января 2010 года численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, составила 37,6 тыс. человек. Уровень официально регистрируемой безработицы (от экономически активного населения) в целом за год составил 3,4 процента. На территории края ситуация на рынке труда сильно дифференцирована. Максимальное значение уровня безработицы (13,4 процента) наблюдается в Яковлевском районе, минимальное (1,2 процента) - в городе Владивостоке. На территориях Анучинского, Красноармейского, Ольгинского, Ханкайского района уровень безработицы превышает 10 процентов.

В структуре безработных 49,0 процентов составляют граждане, проживающие в сельской местности; 29,2 процента – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет; 61,1 процент – женщины.

Средняя продолжительность поиска работы безработными гражданами в 2009 году составила 5,2 месяца. В состоянии хронической безработицы (срок поиска работы превышает один год) находилось 10,1 процента всех безработных, а в состоянии застойной безработицы (срок поиска работы превышает 4 месяца) – 23,5 процента от общего числа безработных. Срок поиска работы безработными в сельской местности составляет 5,4 месяца, женщинами – 5,3 месяца, гражданами из числа молодежи – 4,3 месяца.

Напряженность на рынке труда в конце декабря 2009 года составила
1,2 незанятых граждан, приходящихся на 1 вакантное рабочее место, против 0,9 незанятых граждан в аналогичном периоде 2008 года. При этом существует высокая территориальная дифференциация по уровню напряженности на рынке труда. В крупных городских округах коэффициент напряженности в пределах от 0,3 до 5 человек на одну вакансию, тогда как в сельских районах края напряженность составляет 22-40 человек на одну вакансию.

Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в разрезе

территорий Приморского края

Город, район

Уровень безработицы, процент (%)

Напряженность на рынке труда (число незанятых на одну вакансию)

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

5

Арсеньев

2,8

3,2

10,6

8,0

Артем

2,2

2,7

1,0

1,3

Б-Камень

4,1

4,9

6,6

5,3

Владивосток

0,8

1,2

0,2

0,4

Дальнегорск

3,4

5,0

9,7

24,2

Дальнереченск

6,2

8,3

3,1

4,9

Лесозаводск

4,7

6,3

2,2

13,9

Находка

1,7

1,7

0,9

0,7

Партизанск

7,0

7,4

4,6

4,2

Спасск Дальний

5,0

5,8

4,5

16,5

Уссурийск

1,2

1,7

0,2

0,3

Фокино

4,4

5,2

6,8

12,8

Анучинский

11,3

11,3

22,7

22,8

Кавалеровский

7,3

7,6

106,6

6,0

Кировский

5,8

6,0

15,7

36,6

Красноармейский

10,5

11,8

6,1

7,4

Лазовский

8,8

8,7

8,4

24,8

Михайловский

5,8

4,7

3,3

1,9

Октябрьский

4,6

4,8

0,2

0,5

Ольгинский

11,3

13,3

21,2

14,8

Партизанский

7,2

8,7

2,2

0,7

Пограничный

4,2

7,6

0,8

1,4

Пожарский

6,0

6,5

6,5

27,2

Спасский

10,1

9,9

11,3

4,6

Тернейский

4,9

5,0

2,3

2,8

Ханкайский

10,3

11,6

26,7

2,5

Хасанский

3,7

4,9

1,1

2,1

Хорольский

7,6

6,9

3,7

1,9

Черниговский

4,9

6,2

5,2

8,8

Чугуевский

11,6

9,5

14,2

29,7

Яковлевский

11,5

13,4

42,8

85,3

Итого по краю

2,9

3,4

0,9

1,2

Количество вакансий на 1 января 2010 года составило 32,8 тыс. единиц, что на 5,5 тыс. единиц (на 14,5 процента) меньше, чем на 1 января 2009 года. На долю вакансий, предназначенных для рабочих профессий (специальностей), приходится 80,9 процента; с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, установленного в крае – 89,4 процента.

По видам экономической деятельности потребность в работниках распределяется следующим образом:

строительство – 41,3 процента (13554 единицы);

обрабатывающие производства – 16,3 процента (5338 единиц);

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 12,9 процента
(4228 единиц);

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств –
7,4 процента (2439 единиц);

операции с недвижимым имуществом, аренда – 5,9 процентов
(1943 единицы);

здравоохранение и предоставление социальных услуг – 3,7 процента (1222 единицы);

государственное управление и обеспечение военной безопасности –
3,1 процент (1016 единиц);

гостиницы и рестораны – 2,4 процента (788 единиц);

образование – 2,3 процента (766 единиц);

финансовая деятельность – 1,6 процента (530 единиц);

предоставление прочих коммунальных, социальных услуг –
1,2 процента (396 единиц);

транспорт и связь – 1 процент (338 единиц);

прочие виды экономической деятельности – 0,9 процента
(289 единиц).

Вакантные рабочие места, не заполняемые более шести месяцев, составляют 27,6 процента от общего числа вакансий.

Длительно остаются свободными места для высококвалифицированных рабочих на некоторых промышленных предприятиях (горнодобывающей, оборонной, судоремонтной промышленности). Ощущается острая нехватка специалистов в бюджетной сфере – врачей, учителей.

Прогноз ситуации на рынке труда. По расчетам рынок труда в Приморском крае до 2012 года будет характеризоваться следующим образом:

численность занятых в экономике будет расти и составит в 2012 году 985,3 тыс. человек;

основным видом занятости останется работа: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств; обрабатывающие производства; транспорт и связь – доля населения, занятого в данных секторах экономики, возрастет к 2012 году соответственно до 19,0, 12,8 и 12,0 процентов;

наиболее высокие темпы роста числа занятых прогнозируются по видам экономической деятельности – оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств; транспорт и связь с ростом к 2005 году:
105 процентов и 110 процентов соответственно;

численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан увеличится с 189 тыс. человек в 2005 году до 224 тыс. человек в 2012 году;

среднемесячное число вакансий будет ежегодно расти и достигнет в 2012 году 13,8 тыс. единиц при 10,2 тыс. единиц в 2005 году.

Таким образом, основной проблемой рынка труда Приморского края является дефицит рабочих специальностей всех видов квалификации.

В соответствии с долгосрочным прогнозом динамики спроса и внутреннего предложения на рынке труда снижение дефицита не ожидается. Использование иностранной рабочей силы на территории края для покрытия дефицита возможно только по специальностям с самой низкой квалификацией. Потребность в рабочих со средним и высоким уровнем квалификации можно обеспечить, используя привлечение трудовых мигрантов, в том числе и за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом.

Основные показатели рынка труда Приморского края приводятся в приложении 3 к Программе.

II .Описание проектов переселения Приморского края

Перечень проектов переселения соотечественников на территорию Приморского края, планируемых к реализации в 2007-2012 годах

Стратегическим целям экономического развития Приморского края соответствует заявленная инвестиционная политика, направленная на эффективное использование богатого природно-ресурсного потенциала, ускоренное развитие производственных отраслей, в которых могут быть достигнуты высокие темпы экономического роста, а также новых высокотехнологичных производств. Развитие в этом направлении предусматривает реализацию крупных инвестиционных проектов и проектов, стимулирующих развитие приоритетных отраслей экономики – машиностроение, горнодобывающая, деревообрабатывающая, судостроительная и судоремонтная, производство стройматериалов, рыбная.

В 2007-2012 годах к реализации на территории Приморского края предлагаются два проекта переселения «Северный макрорайон», «Южный макрорайон».

Проекты переселения и территории вселения приведены ниже:

1. Проект переселения «Северный макрорайон» в разрезе территорий вселения:

2. Проект переселения «Южный макрорайон» в разрезе территорий вселения:

Городские округа (3)

Городские округа (3)

Арсеньевский

Артемовский

Дальнегорский

Находкинский

Спасск-Дальний

Уссурийский

Муниципальные районы (4)

Муниципальные районы (6)

Красноармейский

Лазовский

Пожарский

Октябрьский

Спасский

Партизанский

Тернейский

Пограничный

Хорольский

Черниговский

Потребность перечисленных территорий вселения в квалифицированной рабочей силе обусловлена реализацией инвестиционных проектов и программ, а также развитием отраслей бюджетной сферы.

Потребность экономики проектов переселения Приморского края
в квалифицированной рабочей силе

Наименование

проекта переселения (в разрезе территорий вселения)

Потребность в квалифицированных работниках, человек

2007-2012

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

«Северный макрорайон», всего

1439

342

833

38

10

163

53

Городские округа

1.1

Арсеньевский

44

44

0

1.2

Дальнегорский

805

87

683

26

0

6

3

1.3

Спасск-Дальний

6

3

3

Муниципальные районы

0

1.4

Красноармейский

430

255

150

12

10

3

0

1.5

Пожарский

73

49

24

1.6

Спасский

17

17

0

1.7

Тернейский

64

41

23

2.

«Южный макрорайон», всего

1126

10

11

283

228

473

121

Городские округа

2.1

Артемовский

105

10

11

24

8

27

25

2.2

Находкинский

402

146

100

78

78

2.3

Уссурийский

393

113

120

160

0

Муниципальные районы

2.4

Лазовский

65

65

0

2.5

Октябрьский

53

53

0

2.6

Партизанский

51

37

14

2.7

Пограничный

25

25

0

2.8

Хорольский

10

6

4

2.9

Черниговский

22

22

0

ИТОГО

2565

352

844

321

238

636

174

Сведения о планируемой численности соотечественников – участников Программы с разбивкой по годам, указанием числа участников Государственной программы, а также членов их семей, по проектам переселения в разрезе территорий вселения представлены в приложении 6 к Программе.

Оценка возможностей жилищного обустройства соотечественников на территориях вселения Приморского края.

Жилищное обустройство участников программы и членов их семей предполагается в два этапа:

на этапе временного размещения в муниципальных образованиях за счет средств соотечественников предполагается оплата за общежитие или гостиницу. Муниципальные образования в рамках своих программ будут осуществлять информационные услуги по аренде жилья;

на этапе постоянного жительства предполагается содействие жилищному обустройству соотечественников в рамках действующей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и краевых целевых программ: «Ипотечное жилищное кредитование в Приморском крае» на 2003-2010 годы, «О социальном развитии села» до 2010 года, «Квартира молодой семье» на 2002-2010 годы, «Доступное жилье – жителям Приморского края» на 2010-2015 годы, также предполагается выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и приобретение жилья на вторичном рынке.

В соответствии с распоряжение Администрации Приморского края от 09.11.2010 № 600-ра разработан проект краевой долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края» на 2011-2015 годы. В рамках данной программы соотечественники, переселившиеся на постоянное место жительства в Приморский край, имеют возможность получить благоустроенное жилье.

Потребность в финансировании мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы составит 2208,95 млн. рублей, в том числе краевой бюджет – 61,3 млн. рублей (приложение 7 к Программе).

В Программе приводится предварительный расчет средств, в том числе из краевого бюджета, которые могут быть использованы при реализации мероприятий Программы.

Распределение средств на реализацию мероприятий
по оказанию содействия добровольному переселению в
Приморский край соотечественников, проживающих
за рубежом на 2007–2012 годы
(пилотный этап Программы)

млн. рублей (в ценах 2006 года)

№ п/п

Наименование мероприятий

Основные исполнители

Всего

В том числе

краевой бюджет