Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

«Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»

 

             

«Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»

Муниципальное образовательное учреждение

Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа

на тему: «Психология формирования орфографического навыка в упражнениях занимательного характера»

Подготовила: Харитонова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, Мало-Вяземская СОШ

2008 год

План.

1. Воспитание «орфографической зоркости» на уроках русского языка.

1.1. Психологическая природа низкой орфографической грамотности учащихся.

1.2. Грамматическое и антиграмматическое направления в словесности.

2. Место занимательных упражнений в дидактическом материале по русскому языку.

2.1. Занимательные упражнения в учебниках.

2.2. Юмор в наглядных материалах и таблицах.

3. Забавное как одно из средств решения важных методических вопросов.

3.1. Звук и цвет.

3.2. Дидактические игры соревновательного характера при изучении орфографии.

3.3. Занимательные диктанты.

3.4. Игра «Помоги…».

3.5. Различные виды кроссвордов с орфографическими заданиями на уроках.

3.6. Игры, способствующие формированию навыка выделения и объяснения различных видов орфограмм.

4. Значение занимательного материала для эмоционального восприятия, а, следовательно, для активации мыслительной деятельности, воспитания «орфографической зоркости» и общей грамотности учащихся.


Кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - причины.

Сергей Королев

В настоящее время ведется много разговоров о степени грамотности учащихся, которая выявляется в результате контрольных работ и ЕГЭ. Не секрет, что в обучающих и контрольных работах школьников встречается большое количество орфографических ошибок. А ведь одним из критериев культуры и образованности человека является грамотность. Фундамент этой грамотности закладывается на уроках русского языка уже в начальной школе, укрепляется в средней школе, когда мышление ученика более пластичное, фантазийное, когда запоминание орфографических написаний строится не только на основе правил, но и с помощью еле видимых связей, сочетаний, абстракций, которые чаще всего встречаются в игровых занимательных заданиях.

Обратиться меня к этой теме, как к одному из методов повышения «орфографической зоркости» заставила ситуация в пятых классах, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

«Если обозреть теперь те главные психологические проблемы, которые возникают и возникали в истории методики вплоть до советского периода, то естественно прийти к выводу, что все они связаны одной общей проблемой: психологией формирования орфографического навыка».* В зависимости от того или иного представления о психологической природе этого процесса решались по-разному и вопросы методики.

Сторонники грамматического направления видят в навыке «разумное, сознательное начало; представители антиграмматического направления подчеркивают исключительно механическую природу навыка, понимая под этим независимость образования навыка от мышления.

Ушинский, наиболее полно разработавший психологические основы грамматического направления, не сомневался в том, что в основе выработки навыка лежат связи между восприятием слова и движением письма. За связью «образов» и «представлений» он видел материальные, физиологические связи «рефлекторного» порядка.

Вмешательство «рассудка» в процесс образования этих связей не тормозит, по его мнению, процесс автоматизации, а ускоряет его. Перевод «механических комбинаций» в рассудочные систематизирует ассоциации, приводит их в «стройные ряды». «Бесконечные» упражнения необходимы, но они не должны заключаться в механическом повторении акта восприятия слова и его записи. Характер упражнений должен обеспечивать возможность постепенного нарастания самостоятельности учеников в применении изученных правил, причем форма упражнений, различная роль зрительных и слухо-речевых восприятий определяется языковыми особенностями орфограмм.

Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. На уроках приходится сталкиваться с такими ситуациями, хорошо знающий правило, делает ошибки на это правило. Это по большей части происходит от неумения применять свои знания. Пользоваться правилом практически значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно, поэтому здесь на помощь учителю и детям в младшей и средней школе приходит занимательный материал, который можно использовать не только на внеурочных и факультативных занятиях, но и непосредственно в процессе обучения и закрепления. Играя, школьники находят ту закономерность написания орфограмм, которую в научных определениях они не увидели, так как большинство игр носит проблемно-поисковый характер.

Сейчас этого мышления придерживаются большинство словесников. Поэтому в помощь учителю выпускается много дополнительной литературы с перечнем обучающих и закрепляющих игр. Кроме того, в школьных учебниках также предлагается много заданий занимательного характера.

Например, в учебнике «Русский язык» («Просвещение», 2006) для 5 класса Т.А.Ладыженской в теме «Согласные звуки» в упр.262 мы видим задание: « Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы. Благодаря каким гласным и согласным звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова. Подберите две-три пары других слов, которые различались бы только одним гласным или согласным звуком». Ниже приведены рисунки « дом – дым, рак – мак.

Кроме непосредственных образовательных целей это упражнение воспитывает внимательность у детей, а игровой момент сосредотачивает их, способствует лучшему запоминанию.

Но чаще в школьных учебниках встречаются задания «Проверь, правильно ли…», выполняя которые, дети сами становятся на минутку учителями, а исправлять ошибки других им очень нравится. Например, в том же учебнике в упр. 286 встречается задание: «Определите, какие ошибки допустил ученик в ответе, запишите названия букв в исправленном виде.

1. В слове «лист» 4 звука – эль, и, эс, тэ.

2. В слове «строчка» - 7 букв – сэ, тэ, рэ, о, че, кА.»

Это задание способствует закреплению понятий «звук» и «буква», правильному называнию букв и звуков.

В учебнике «Русский язык» («Просвещение», 1992) для 5 класса под ред. В.В.Бабайцевой тоже есть упражнения с игровыми элементами, типа «Проверь» на орфографические правила, например, упр. 567. Задание: «Ученице нужно было составить перечень слов, в которых после приставки на согласный пишется буква Ы. проверьте, правильно ли она выполнила задание.

1. Подыграть, подышать, подыскать, подытожить, подымить.

2. Предыстория, предыдущий, предымный.

3. Розыгрыш, розыск, розы.

Что помешало правильно решить задачу?»

Выполнив это упражнение, ребята скажут, что ученица не только не знает правило на написание буквы Ы после приставок на согласный, но не может правильно определить морфемы слова.

Очень хороший занимательный материал, способствующий усвоению такого сложного правила, как «Написание предлогов в течение, в продолжение…» я нашла в учебнике «Русский язык» («Просвещение», 1992) для 7 класса под ред. В.В.Бабайцевой в упр. 805. Задание: «Рассмотрите рисунок. Как он помогает вам определить значение предлогов. Опираясь на рисунок, попытайтесь составить предложения с этими предлогами. Обозначьте в них орфограммы – гласные Е».

dddhghgпарп


ПРЕДЛОГИ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В течении этой горной реки…

Наглядный занимательный материал хорошо использовать и в таблицах. «Вот пример созданного средствами графики образа, который превращает одно из правил правописания отрицательного местоимения в забавную легкую метафору.

Учащиеся видят, что предлог в данном случае, как молоток, «разбивает», отрицательное местоимение на две части, отбрасывая их в разные стороны. Так, в данной таблице раскрывается «механизм действия» одного из орфографических правил»**

НИ С ЧЕМ Зрительные образы хорошо помогают школьникам уяснить такой трудный материал, как функция частицы НИ, заключающаяся в усилении утверждения.

Когда бы она НИ приходила, мы весело проводили время.

nmm

Когда она НЕ приходит, я скучаю.

«Стиль легкого шаржа в предлагаемых рисунках наиболее предпочтителен: он привлекает внимание детей определенной необычностью выражения, но не настолько, чтобы отвлекать их от предмета урока, придает теплую эмоциональную окраску уроку».*** «С детьми нужно говорить забавно», - утверждал Горький. Но забавное зднсь надо рассматривать не как самоцель, а как одно из средств решения важных методических задач.

Раздел «Орфография» очень широк, он переплитается со всеми другими разделами русского языка. Эта связь наблюдается практически на каждом уроке. Будь то изучение фонетики, синтаксиса, морфологии, на каждом уроке русского языка мы обязательно проводим работу над орфографическими написаниями проверяемых или непроверяемых слов. И, конечно, это может стать нудным неинтересным детям, что приводит к невниманию учеников к этим вопросам. Здесь как нельзя лучше вместе с обычными упражнениями на повторение и тренировку орфографического навыка, вместе со словарными диктантами и списываниями, наряду с индивидуальным раздаточным материалом ( карточками, перфокартами, тестами) использовать дополнительные занимательные упражнения. Особенно это важно в классах младшего и среднего звена.

Так как орфография тесно связана с разделом «Фонетика», то в начале учебного года ребятам можно предложить занятие, на котором учитель расскажет о «цветовой шкале» гласных и согласных звуков. Вот в чем заключается эта работа. Я предложила детям записать шесть гласных звуков: [ а], [о],[ у],[ ы],[ и],[ э]. А рядом в столбик записала названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Необходимо сказать детям, что цвета можно смешивать при выполнении задания.

У. – Напишите каждый звук тем цветом, в какой, по вашему мнению, он окрашен. Если не знаете – пишите наугад.

Аналогичный эксперимент был проведен значительно раньше филологом Журавлевым Александром Павловичем. В его случае цветовые соответствия охарактеризованы так:

а – густо-красный я – ярко-красный

о – светло-желтый или белый е – зеленый

ё – желто-зеленый э – зеленоватый

и – синий й – синеватый

у – темно-синий, лиловый ю – голубой, сиреневый

ы – темно-коричневый.

На моем уроке дети охарактеризовали звуки следующим образом:

[ а] – красный, розовый

[о] – желтый, белый

[э] – зеленый

[и] – синий

[ы] – коричневый, болотного цвета

[у] – серый, сизый.

После того, как учащиеся обозначили цвета звуков, можно предложить им вопрос:

У. – Почеиу трава названа зеленой, а не коричневой или не белой? Давайте для примера составим цвет слова «зелень».

По звуко-цветовой таблице слово «зелень» благодаря частому звуку [э] имеет зеленую окраску.

Далее можно проанализировать стихотворение Сергея Есенина, просчитав гласные звуки:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

В данных строчках дети заметят явное скопление звука [э]. Есть даже целая строка из одних [э]:

Что шепчет тебе ветер?

Да и имя самого поэта, Сергея Есенина, зелено-синего цвета, как лес и небо, как сад и река у него на Родине, в Константиново. Мог ли этот человек не воспевать красоту родного края, не кричащую и яркую, а светлую и скромную!

В качестветдомашнего задания детям можно предложить нарисовать это стихотворение или слова из него, используя только гласные. Такая работа заинтересует учеников, и в дальнейшем они уже смогут подсознательно рисовать слова, запоминая, фиксируя цвета гласных, что способствует не только развитию фантазии и творчества, но и формированию орфографической зоркости, особенно у школьников с хорошей зрительной памятью.

Но, конечно, большую часть занимательного материала на уроках русского языка составляют игры, диктанты занимательного характера, ребусы, головоломки, кроссворды различных видов. К играм, наиболее часто используемым на уроках орфографии, относятся разнообразные «Аукционы», «Кто быстрее…», «Третий лишний», «Помоги…» и т.д.

Так при работе над правописанием гласных в корне, проверяемых и непроверяемых ударением, предлагается игра «Третий лишний». Задание: в каждой тройке слов обнаружьте одно лишнее:

- лес, лестница, лесничий

- седло, седловина, седина

- левый, лев, налево.

Очень интересна детям как соревновательная игра «Аукцион». Задание: придумайте как можно больше однокоренных слов с данными корнями. Тот ряд, группа, парта и.т.д., которые больше придумают правильных слов, выиграют. Награда может быть любой. Эта игра закрепляет навык вычленения однокоренных слов и форм одного слова, знания о способах образования новых слов.

Интересна игра «Подбери слова». Задание: подберите слова, в которых можно услышать похожие неоднокоренные слова, например:

Ведь он же не слон,

Поэтому он

Не может все время

Без дела слоняться.

В слове «слоняться» слышится слово «слон», но они не однокоренные.

Данную игру полезно провести и во время изучения «Лексики» в 5 классе. В теме «Омонимы» ученики знакомятся с таким понятием как омонимичные корни, и эта игра служит полезным дополнением в ряду упражнений для закрепления данного знания.

Поис слов в других словах может стать интересной игрой. Например, писатель Андронников на вопрос: «Не встретился ли ему человек с интересной фамилией?» ответил, что ему встретился Коля Зей (Колизей) и еще церая рота Зеев (ротозей).

Подобные упражнения в небольшом количестве не приведут к путанице в навыке нахождения однокоренных слов, а будут способствовать его развитию и совершенствованию.

На своих уроках русского языка для работы над орфографическими правилами я очень часто использую словарные диктанты, но не банально продиктованные, а диктанты занимательного, творческого характера: объяснительный, «Проверь себя», «Проверь товарища», зрительный, ассоциативный диктант, диктант с загадками, ребусами, «Закончи строчку» и т.д. их роль безусловно значительна, так как это та самая работа над орфографическими написаниями по совершенствованию орфографической зоркости, но не скучная и повторяющаяся из урока в урок, а интересная и забавная. Словарные диктанты помогают увидеть те стороны орфографических правил, которые ученики не поняли, не заметили, которые сложно им даются, над чем стоит поработать еще.

Картинный диктант «Молчанка». Задание: запишите через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые – двумя.

Диктант с использованием загадок. Учительдиктует загадку, дети записывают отгадку, выделяя отфограмму и морфему, в которой она находится. Пример:

Хоть ты тпчешься на месте,

Он летит с тобою вместе.

(Велосипед).

Ассоциативный диктант. Задание: замените определение одним словом, запишите его, подчеркните орфограммы. Пример:

- четвертый день недели (четверг);

- плод яблони (яблоко);

- фрукты, к которым относятся лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые) и т.д.

Диктант по памяти. Задание: записать по памяти слова, в которых есть приставка. Учитель диктует по 3 слова. Например:

- раздумать, раствор, расти;

-испытать, история, издание и т.д.

Использование таких творческих занимательных диктантов полезно на уроке, но и на дом можно задать упражнения, в которых есть игровые элементы. К ним относятся следующие дидактические игры:

· «Писатель». Задание: кто составит лучше и интереснее текст-повествование из 3-4 предложений, в котором встретятся слова с проверяемыми (непроверяемыми) гласными и согласными в корне. Орфограммы подчеркните, корни выделите. Темы: «Молодая осинка», «Во время дождя» и т.д.

· «Кто больше». Задание: найдите пословицы и поговорки, в которых встречаются слоарные слова, запишите их, подчеркните орфограммы. Объясните написание графически или вспомните стихи (сказки, песни), в названии которых присутствуют словарные слова. Запишите, обозначьте орфограммы.

Материала для подобных игр огромное количество, поэтому лучше, чтобы они выполнялись дома. Проверку же можно провести в классе в виде индивидуальных, групповых соревнований.

Кроме того, что эти игры способствуют формированию орфографической зоркости, они развивают устную и письменную речь, мышление и память. Они помогают обогатить словарь учащихся.

Большой популярностью у младших школьников и учащихся среднего звена пользуется игра «Помоги». В детях живо то сопереживание за неудачи и ошибки своих друзей, героев мультфильмов и сказок, которое важно сохранить у школьников как можно дольше. И с помощью подобных игр тоже. Таких упражнений много, каждый учитель может придумать и ситуацию, и персонажей, и трудности, которые важно помочь преодолеть. Но все игры данной серии должны быть иллюстрированны, должны быть яркими, живыми.

И последним, наиболее популярным у детей видом игр являются кроссворды, ребусы. Преимущество их в том, что использовать их можно больше в среднем звене и старшем, чуть усложнив условия задания и содержание. Кроссворды могут быть объединены темой (произведения одного писателя, природа, животные и.т.д.). большой отклик в 5-9 х классах вызывает задание составить кроссворд на определенную тему, который будет затем отдан для выполнения одноклассникам (после проверки учителем).

Вот один из кроссвордов для задания в 5 классе. «Птицы».В нем слова известны, но в них пропущены орфограммы.

В

Р

Б

Е

Й

С

Л

В

Е

Й

С

Р

К

А

После того, как дети правильно вставят пропущенные орфограммы можно сказать о правописании сочетаний –оро-/ -оло-, т.е. если в слове есть такое корневое сочетание, то пишется О. Например: воро та – вра та, чередование –оро-/-ра-.

У. – Что общего у этих трех слов?

Ответы учеников могут быть разными: это и имена существительные, и названия птиц, в корне имеют гласные О, являются словарными словами и т.д. чем больше ответов, тем лучше развито мышление у детей.

Для школьников 8-11 классов кроссворды уже более содержательны, сложны, включают большее количество слов, имеют разные виды, можно использовать кроссворды-наоборот. Например, «Непроизносимые согласные». Задание: представлен чертеж кроссворда и ответы к нему. Ваша задача – составить описательную часть кроссворда.

Ответ по вертикали: 3. Областной. 6. Буревестник. 9. Устный. 11. Честный. 12. Сердце. 16. Шестнадцать. 18. Совестливый. 19. Устно.

Ответ по вертикали: 1. Доблестный. 2. Властный. 4. Чувство. 5. Бескорыстный. 7. Известный. 8. Безызвестный. 10 счастливый. 13. Радостный. 14. Здравствуй. 15. Частный. 17. Солнце.

Хорошо на уроках принимаются школьниками шарады. Они служат и для развития логического мышления, и формируют орфографическую зоркость.

· Шарады .

Первое – нота, второе – игра, Целое встретится у столяра. (долото)

В начале октября ищи слог первый мой,

В начале ноября ищи второй,

А в дом жилой войдешь –

Там целое найдешь. (окно)

· Анаграммы.

Из меня пальто и брюки

И костюм весьма хорош.

Переставь местами звуки –

В геометрии найдешь. (сукно – конус)

· Логогрифы.

В оркестре ты меня услышишь

И как приветствие поймешь;

А мягкий знак в конце припишешь,

Так мною вычертишь чертеж. ( туш – тушь)

Итак, из приведенных выше примеров видно, что для учителя есть огромное множество материала, чтобы заинтересовать учеников, разнообразить урок, заставить детей заниматься ежедневной работой по орфографии. Описывая различные задания, в задании я все время оговаривала, что ученики должны выделить орфограммы, а вот с этим часто бывают проблемы, так как школьники не всегда могут объяснить правильность написания. В формировании этого навыка необходимо опираться на знание самих правил правописания. Но и здесь для запоминания можно использовать занимательный материал, индивидуальный раздаточный материал (карточки, перфокарты), тесты обычные, выполненные на бумаге и тесты в электронном виде, он-лайн тесты по орфографии, которые дети выполняют дома как дополнительное домашнее задание, поскольку интернет есть сейчас дома почти у всех.

Используя весь этот интересный занимательный материал, учитель не должен забывать, что задания подобного зарактера – не цель урока, чтобы сделать его веселым и забавным, а дополнительная помощь в работе над орфографической зоркостью учащихся. Он помогает разнообразить сложные и порой однообразные кпражнения , сделать их интересными. Под интересом в методическом плане понимается «эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». *** Эмоции, по образному выражению одного из исследователей, « в процессе поиска выполняют ту же роль, что и слова «тепло» и «холодно» в известной детской игре на поиск спрятанного предмета».****

Задания с компонентом занимательного характера синтезируют и опознание, и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо увидеть за игрой собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений.

Чаще всего занимательный материал используется в младших и 5-6 х классах, но и на уроках и факультативных занятиях в старших классах очень полезно иногда поработать с кроссвордами и заданиями логического характера соответствующего уровня сложности, направленными на формирование орфографической зоркости, умение выделять и объяснять трудные случаи написания и, что важнее, повышение орфографической грамотности школьников, развитие логического и абстрактного мышления, памяти; являются предметной и психологической подготовкой учащихся к экзаменам по такому сложному предмету, как русский язык.

Сноски:

* Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения орфографии», «Просвещение», 1966

**В.С.Путинцев «Юмор и зрительные образы в наглядных пособиях по русскому языку». «РЯ в школе» №1, 1978

***М.Т.Баранов «Пути развития у школьников 5-8 кл. интереса к уроку русского языка», «Просвещение», 1965

****Б.И.Додонов «Эмоция как ценность», «Просвещение», 1978

Литература:

1. Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения орфографии», «Просвещение», 1966.

2. И.М.Подгаецкая « воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», «Просвещение», 1985.

3. В.С.Путинцев « Юмор и зрительные образы в наглядных пособиях по русскому языку» РЯШ №1 1978.

4. НШ №12 1989.

5. А.С.Тоцкий «Орфография без правил», «Просвещение», 1980.

6. Панов «Занимательная орфография», «Просвещение», 1993.

7. Гранин, Бондаренко, Кольцевая «Секркты орфографии», «Просвещение, 1985.

8. М.Т.Баранов «Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к уроку русского языка», «Просвещение», 1965.

9. Б.И.Додонов «Эмоция как ценность», «Просвещение, 1978.