Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Характеристика системы образования муниципального района «Город Киров и Кировский район»

 

             

Характеристика системы образования муниципального района «Город Киров и Кировский район»


Содержание

Введение.

1. Общая характеристика муниципального района «Город Киров и Кировский район».

1.1. Характеристика территории.

1.2. Экономическая характеристика.

1.3. Рынок труда и занятость населения.

1.4. Демографическая ситуация.

2. Приоритетные направления развития муниципальной системы образования.

3. Характеристика системы образования муниципального района «Город Киров и Кировский район».

3.1. Общая характеристика.

3.2. Дошкольное образование.

3.3. Общее образование.

3.4. Дополнительное образование.

4. Условия функционирования муниципальной системы образования.

4.1. Дошкольные образовательные учреждения.

4.2. Общеобразовательные учреждения.

4.3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений.

4.4. Обеспечение безопасного пребывания воспитанников и учащихся в образовательных учреждениях.

5. Результаты функционирования и развития муниципальной системы образования.

5.1. Результаты работы ДОУ.

5.2. Результаты работы ОУ.

5.3. Работа с одаренными детьми.

5.4. Результаты участия ОУ Кировского муниципального района в приоритетном национальном проекте «Образование».

6. Реализация социальной функции образования.

6.1. Дополнительное образование: результаты и эффективность деятельности.

6.2. Социально-педагогическая поддержка.

6.3. Профилактика и предупреждение безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

6.4. Общественное управление в ОУ.

6.5. Организация летнего отдыха детей и подростков.

7. Воспитательная работа.

7.1. Организация воспитательной работы в учреждениях образования.

7.2. Патриотическое воспитание. Работа школьных кружков.

8. Ресурсное обеспечение и эффективность его использования.

8.1. Финансирование образования.

8.2. Кадры системы образования. Повышение квалификации.

8.3. Материально-техническая база.

9. Основные проблемы и направления развития муниципальной системы образования.


введение

Цель настоящего доклада – рассказать широкой общественности – родителям, представителям власти, всем заинтересованным лицам - о результатах и условиях функционирования муниципальной системы образования Кировского района Калужской области в 2007-2008 учебном году, проблемах и направлениях ее развития в следующем учебном году.

При подготовке доклада учитывались приоритетные направления модернизации Российского образования, направления социально - экономического развития Кировского района, основные направления развития муниципальной системы образования, сложившиеся традиции социокультурного развития района.

Настоящий доклад подготовлен на основе данных отдела образования и отдела социально-экономического развития и управления имуществом администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» и Кировского городского отдела государственной статистики.

1. Общая характеристика муниципального района

«Город Киров И Кировский РАЙОН»

1.1. Характеристика территории.

Муниципальный район «Город Киров и Кировский район» расположен в юго-западной части Калужской области и граничит с Сухиничским, Думиничским, Людиновским, Куйбышевским, Спас-Деменским и Барятинским районами Калужской области. Город Киров – районный центр – находится в 210 км от г.Калуги и 110 км от г.Брянска, а также в 40 км. от Брестского шоссе и 50 км. от Киевского шоссе.

Муниципальный район является одной из наиболее крупных административно-хозяйственных единиц в области. С севера на юг территорию пересекает железная дорога Вязьма-Киров-Брянск, в северо-западной части - железнодорожная ветка от магистрали Рославль – Сухиничи, также имеется железнодорожный узел с направлениями на Москву, Калугу, Смоленск, Брянск, Беларусь.

Площадь муниципального района - 100039 га., в.т.ч территория города – 3648 га. Кировский муниципальный район территориально разделен на 13 поселений: 1 городское и 12 сельских.

Город Киров славен и прекрасен среднерусской природой. Два озера – Верхнее и Нижнее – делают его облик неповторимым. На территории муниципального района протекает река Болва, расположены 15 прудов. Для всей территории муниципального района характерны дерново-подзолистые почвы. Имеются месторождения минерального сырья - пески для силикатного кирпича, пески формовочные, глины легкоплавкие, торф.

По своим темпам развития муниципальный район «Город Киров и Кировский район» является одним из перспективно развивающихся районов центральной части России.

1.2. Экономическая характеристика.

Показатели

2007 год

2007 год.

в % к

2006 году

Справочно

2006 год в % к 2005 году

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (крупные и средние организации) по видам деятельности, млн. руб.:

- обрабатывающие производства

-производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

2891,7

541,9

114,7

104,5

109,9

139,3

Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах (крупные и средние организации), млн. руб.

306,3

71,0

157,7

Объем работ, услуг по виду деятельности «строительство», млн. руб.

293,8

136,1

119,9

Производство продукции животноводства, все категории хозяйств, (т):

- мясо (реализация скота в живом весе)

- молоко

2047

8004

108,0

90,0

97,0

87,0

Розничный товарооборот по крупным и средним организациям в сопоставимых ценах, млн. руб.

303,5

136,6

93,0

Объем платных услуг населению в фактических ценах, млн. руб.

356,9

109,4

170,7

Среднемесячная заработная плата одного работающего, рублей

10281,2

121,9

117,7

Сводный индекс потребительских цен по Калужской области, %

113,5*

109,9

109,5*

Общая численность безработных, человек

409

85,6

174,0

Введено в действие жилых домов (тыс.кв.м)

6,2

167,0

60,0

* к декабрю предыдущего года

1.3. Рынок труда и занятость населения.

Преобладающая часть занятого населения района сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В декабре 2007г. среднесписочная численность работников этих предприятий составила 11,3 тыс. человек или 42 % от общей численности трудоспособного населения.

Данные о среднесписочной численности работников на крупных и средних предприятиях (за исключением предприятий и организаций с общей численностью до 15 человек) по видам экономической деятельности представлены в таблице:

Показатели

декабрь 2007г

Справочно

человек

в % к

итогу

декабрь 2006г.,

человек

Всего:

11331

100

11403

в том числе

обрабатывающие производства

3252

28,7

3531

производство и распределение электрической энергии, газа и воды

1625

14,3

1490

сельское хозяйство

32

0,3

42

строительство

295

2,6

300

транспорт и связь

1731

15,3

1498

оптовая и розничная торговля

191

1,7

261

гостиницы и рестораны

206

1,8

215

финансовая деятельность

317

2,8

297

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

156

1,0

167

образование

1389

12,3

1433

здравоохранение и предоставление

социальных услуг

1031

9,1

1069

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

369

3,3

363

госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное соцобеспечение

733

6,5

734

добыча полезных ископаемых

3

-

4

В 2007г. в органы государственной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 2465 человек, из них 63% составляли женщины, 68% – молодежь в возрасте 14-29 лет, 45 % - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет. Безработными были признаны 1093 человека.

В числе обратившихся в 2007г. по вопросу трудоустройства граждан 1102 человека - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, 1306 человек – граждане, незанятые трудовой деятельностью.

К концу 2007г. в органах службы занятости состояло на учете 409 человек (на конец 2006г. - 478 человек), из них 67% получали пособие по безработице.

В общей численности безработных 73% составили женщины, 20% - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, 11% - инвалиды.

Среди зарегистрированных на конец декабря 2007г. 284 человека (69%) безработных имели продолжительность безработицы до 4 месяцев.

За 2007г. численность трудоустроенных граждан составила 1865 человек. Численность трудоустроенных безработных составила 692 человека или 60% граждан, признанных безработными в течение года. На временную работу трудоустроено 51%, обратившихся в поисках работы граждан.

На конец 2007г. заявленная организациями потребность в работниках составила 300 свободных рабочих места (вакантных должностей), основную часть которых (79 %) составляли места рабочих профессий.

Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец года составила – 1,4 человека

1.4. Демографическая ситуация .

По оценке, на 1 января 2008г. численность населения района составила 43,6 тыс. человек.

В 2007г. основные показатели естественного движения населения района характеризовались следующими данными:

Показатели

2007г.

Справочно,

2006г

человек

на 1000

населения

человек

на 1000

населения

Родившиеся - всего:

405

9,2

383

8,7

в том числе: городская местность

348

9,0

312

8,1

сельская местность

57

10,9

71

12,7

Умершие - всего:

834

19,0

811

18,4

в том числе: городская местность

636

16,5

613

15,8

сельская местность

198

37,9

198

35,6

Естественная убыль населения – всего:

429

9,8

428

9,7

в том числе: городская местность

288

7,5

301

7,8

сельская местность

141

27,0

127

22,7

Браки - всего:

346

7,9

354

8,0

Разводы - всего:

220

5,0

208

4,7

За период с начала года в районе зарегистрировано 346 браков и 220 разводов. На 100 браков приходилось 64 развода (в 2006г. - 59).

По численности проживающего на территории населения Кировский район является восьмым в Калужской области.

Численность населения муниципального района «Город Киров и Кировский район» (тыс. чел.)

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Всего

44,9

44,5

44,1

43,6

Статистические данные показывают небольшое снижение численности населения района.

В 2007г. наблюдался миграционный отток населения, который составил 41 человек. Всего за год в район прибыло 717 человек, в т.ч. 559 – в город, 158 – в село. Выбыло из района 758 человек (389 - из города, 369 – из сельской местности).

.

2. приоритетные направления развития

муниципальной системы образования

Главой администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» определены приоритетные направления развития муниципальной системы образования:

- совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда;

- гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивация к здоровому образу жизни;

- развитие и обновление материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств;

-обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;

- создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;

- обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

3. Характеристика системы образования муниципального района

«Город Киров и Кировский район».

3.1. Общая характеристика.

Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов непрерывного и дифференцированного обучения и воспитания в муниципальной сети Кировского района функционирует 28 учреждений образования. Кроме того, на территории района работает одно ведомственное учреждение дошкольного образовании (п. Шайковка), одно государственное коррекционное учреждение, шесть учреждений профессионального образования (1-начального, 1-среднего, 4-высшего из них 3 представительства, 1 филиал).

Всего в учреждениях муниципального образования воспитывается и обучается 5190 человек, что составляет 11,9% населения района.

В последующих разделах доклада будет рассматриваться деятельность образовательных учреждений, входящих в муниципальную сеть образования.

3.2. Дошкольное образование.

Первоначальной ступенью муниципальной системы образования является дошкольное образование. В районе функционируют 8 муниципальных детских садов, из них 3 - общеразвивающего вида. Также на территории района функционируют 1 – ДОУ ведомственный (п. Шайковка) и 1 дошкольное отделение при ГОУ «Кировская коррекционная школа-интернат I вида».

Дошкольным образованием охвачено 47,5% (1440 детей), от общего количества детей (3032) в возрасте от 0 до 7 лет. 137 детей нуждаются в устройстве в детский сад. В текущем учебном году повысился % охвата детей (на 2 %) по сравнению с прошлым годом.

В разумных пределах установлена родительская плата за содержание детей в детском саду – 400 рублей в месяц. Действует система федеральных и муниципальных льгот по размеру родительской платы. Так же для всех муниципальных ДОУ установлена единая денежная норма питания на одного ребенка в день в размере 50 рублей, которая в течение года пересматривается.

Для снятия напряженности в обеспечении детей дошкольного возраста местами в детских садах ежегодно открываются дополнительные группы. За последние три года открыто 4 группы при МДОУ «Детский сад № 5 «Тополек».

3.3. Общее образование.

На территории Кировского района функционирует 20 общеобразовательных учреждений.

В 2007-2008 учебном году численность учащихся составляла 3750 человек.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях

Всего учащихся

1 – 4 кл.

Кол-во/%

5 - 9 кл.

Кол-во/%

10 – 11 кл.

Кол-во/%

2003-2004

5294

1397/26,4

2823/53,4

1074/20,2

2004-2005

4672

1439/30,8

2368/50,7

865/18,5

2005-2006

4313

1347/31,3

2140/49,6

826/19,1

2006-2007

4031

1311/32,5

1966/48,7

754/18,8

2007-2008

3750

1316/35,1

1764/47,1

670/17,8

Начиная с 2003 года, численность учащихся по району снизилась на 30 %, причём сокращение численности учащихся более быстрыми темпами идет в сельской местности.

С 2011 года по данным статистики прогнозируется рост численности обучающихся на начальной ступени общего образования.

3.4. Дополнительное образование.

В муниципальной сети образования действуют 2 учреждения дополнительного образования: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей: «Детско-юношеская спортивная школа», «Дом детского творчества».

В 2007-2008 учебном году в объединениях дополнительного образования занималось 2400 человек (64%). Дополнительные образовательные программы, реализуемые в этих учреждениях, имеют следующие направленности:

№ п/п

Реализуемые направленности

Количество объединений

Количество обучающихся

Чел.

% (от общего кол-ва учеников)

1.

техническое творчество

16

240

6,4

2.

физкультурно-спортивная

59

914

24,3

3.

художественное творчество

41

601

16

4.

туристско-краеведческая

26

390

10,4

5.

эколого-биологическая

6

90

2,4

6.

другие

11

165

4,4

7.

Всего:

159

2400

64

Занятость учащихся кружковой работой в общеобразовательных учреждениях

в 2007-2008 учебном году по направлениям.

№ п/п

Наименование

Число кружков

Число обучающихся

Чел.

% (от общего кол-ва учеников)

1.

технические кружки

13

202

5,4

2.

эколого-биологические кружки

9

131

3,5

3.

туристско-краеведческие

9

142

3,8

4.

спортивные

65

971

25,9

5.

художественного творчества

49

736

19,6

6.

другие

9

140

3,7

7.

Всего:

154

2322

61,9

За три года просматривается положительная динамика занятости учащихся дополнительным образованием:

2005-2006

2006-2007

2007-2008

58%

60%

64%

4. Условия функционирования муниципальной системы образования.

4.1. Дошкольные образовательные учреждения.

На протяжении 2007-2008 учебного года остро стояла проблема доступности дошкольного образования. В настоящее время общая очередность в ДОУ составляет 137 человек. Нет очередности в микрорайонах п. Шайковка, Жилино. В связи с введением 4 возрастных групп на базе ранее закрытого МДОУ «Детский сад № 8 «Родничок» относительно нормализовалась данная проблема в центре города. В сельской местности доступность дошкольного образования снижена: закрытые в 90-годы сельские детские сады по-прежнему не функционируют, исключение составляет открытая в 2000 году дошкольная разновозрастная группа при МОУ «Воскресенская общеобразовательная школа» (охват 17 детей, очередность около 20 детей). Сохраняется высокая очередность в микрорайоне Фаянсовая. Администрацией муниципального района решается вопрос об открытии дошкольных групп при МОУ «СОШ № 8».

Для решения данной проблемы и в целях более эффективного использования помещений детских садов в последние 5 лет открываются дополнительные группы за счет внутренних резервов: вторая группа в МДОУ № 7 «Вишенка» в микрорайоне Жилино, четыре группы на базе ранее закрытого детского сада № 8 «Родничок», дошкольная группа при МДОУ «Детский сад № 10» .

В городе для удовлетворения запросов населения в разнообразных услугах дошкольного образования появляются новые виды детских садов. По итогам государственной аккредитации МДОУ «Детский сад №11» присвоен статус детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников второй категории. Таким образом, в районе функционируют три детских сада, имеющие статус общеразвивающего вида второй категории.

Вопрос обеспечения детей дошкольного возраста детскими садами в районе поставлен на контроль администрацией района.

Большинство дошкольных образовательных учреждений работают в режиме 12 часов. Средняя наполняемость групп - 24 ребенка. Плата за содержание ребенка в детском саду составляет 400 рублей в месяц. Установленная сумма не превышает 20% затрат от общего содержания ребенка в детском саду. С января 2007 года осуществляется выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду из расчета 20% размера родительской платы на первого ребенка, 50% на второго ребенка и 70% на третьего и последующих детей в семье.

Стоимость питания одного ребенка в день составляет 50 рублей.

Воспитательно-образовательный процесс в МДОУ выстроен на основе грамотного сочетания комплексных общеобразовательных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и ряда инновационных программ и новых эффективных технологий.

С целью обеспечения высокого уровня интелектуального, художественно-эстетического воспитания детей применяются парциальные программы «Театр, творчество и дети» Н.Ф. Сорокиной, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Я – человек» С.А. Козловой, развивающие игры Б.П. Никитиной и др. В течение 4-х лет коллективы детских садов № 4 , 5 работают в режиме областного эксперимента по обновлению содержания дошкольного воспитания на основе культурно-исторического подхода и добиваются высоких результатов в развитии каждого ребенка, которые эффективно сказываются на сохранении здоровья детей, развитии речи.

Большое внимание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях уделяется работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в основе ее программа О.А. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Особое внимание уделяется оздоровительной и коррекционной функциям дошкольных образовательных учреждений. Функционирует дошкольное отделение при ГОУ «Кировская специальная (коррекционная) школа-интернат I вида» для детей, имеющих отклонение в развитии речи, детей-инвалидов (охват 120 детей). Осуществляются программы коррекционного обучения: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи» А.Г. Каше, Т.Б. Филичева. Успешно ведется целенаправленная работа по оздоровлению воспитанников: в ДОУ функционируют группы для детей с ослабленным здоровьем, реализуются современные образовательные и здоровьесберегающие технологии Ю.Ф. Змановского, В.Т. Алямовской, организуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, создаются условия для организации двигательной деятельности детей.

Эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей, прочно внедрилась и продолжает развиваться среди ДОУ муниципального района. Два раза в год проводятся городские спартакиады среди детских садов по летним и зимним видам спорта, в которых принимают участие родители, педагоги и воспитанники старших групп.

На коллегии министерства образования, культуры и спорта Калужской области от 08.05.2008 года рассматривая вопрос «Об организации начального физического воспитания дошкольников в Калужской области», где был отмечен положительный опыт работы ДОУ Кировского района по физическому воспитанию дошкольников.

Однако основная результативность пока еще незначительная. Один из критериев оценки состояния здоровья детей – заболеваемость, выраженная в днях пропуска детского сада на одного ребенка. Средний показатель по ДОУ Кировского района 19,7 дня в год. Средний показатель в Калужской области - 22 дня в городской местности, 21 день в сельской. В России этот показатель колеблется от 13 до 16 дней.

В целях воспитания у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, воспитания самостоятельности и ответственности за свое поведение, педагогическими коллективами детских садов широко внедряется программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Проблемы реальной доступности дошкольного образования и выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс в районе решаются через дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, а так же МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования».

Педагоги дошкольных учреждений проявляют активность в участии в муниципальных и областных конкурсах. В 2007г. МДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» приняло участие в областном конкурсе «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» и стало дипломантом конкурса. В областном конкурсе « Лучший руководитель физического воспитания в Калужской области» Понамарева С.М., инструктор по физической культуре МДОУ « Детский сад № 10» заняла 2 место.

В областном конкурсе на соискание премии А.А. Иванова в 2007 году признана воспитатель МДОУ «Детский сад № 11» Понкратова Надежда Владимировна.

В 2008 году семья воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 «Аленушка» Мосягиной Л.И. приняла участие в областном фестивале-конкурсе «Семья года » в номинации «Молодая семья» и стала лауреатом.

Заведующая МДОУ «Детский сад № 11» Матюшко О. П. стала дипломантом областного конкурса « Женщина – руководитель года, 2008»

4.2. Общеобразовательные учреждения.

Численность учащихся в 2007-2008 учебном году в городских школах составляла от 89 человек (СОШ №5) до 611 человек (педколледж), в сельских школах от 327 человек (Шайковская СОШ №2) до 22 человек (Гавриловская ООШ) (по отчету на конец учебного года).

Средняя наполняемость классов на сегодняшний день составляет: по городу – 19,2 человека, по селу – 8,7 человека.

Последовательно уменьшается доля школ, ведущих занятия в две смены. По району статистика такова:

2005-2006 учебный год – 3 школы, 222 человека, 5%

2006-2007 учебный год – 2 школы, 106 человек, 2,7%

2007-2008 учебный год – 2 школы, 114 человек, 3 %.

Анализируя ситуацию с численностью обучающихся и наполняемостью классов в образовательных учреждениях, отдел образования ставит перед собой следующие задачи:

-среднюю наполняемость класса в 2009 году довести: по городу до 24 человек, по селу до 14 человек.

-сократить вторую смену до минимума.

Помимо обучения детей в общеобразовательных учреждениях развита и форма получения образования на дому.

Форма обучения

2006-2007

(чел./%)

2007-2008

(чел./%)

На дому

29/0,7%

21/0,5%

Необходимой составляющей современного образования является овладение учителями и учениками современными информационными ресурсами. Во всех общеобразовательных школах имеется 1-2 компьютерных класса. Численность учащихся, приходящихся на 1 компьютер, составляет 15 человека. За последние годы значительно улучшилась информационная оснащенность школ. Все школы подключены к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школьные библиотеки оснащены автоматизированным рабочим местом библиотекаря и комплектом медиотеки. В 2007 – 2008 учебном году в рамках проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» все школы, в том числе и МОУ «Информационн-методический центр» получили 57 электронных образовательных ресурсов по всем образовательным предметам. В 2007-2008 учебном году 260 учителей (49%) повысили квалификацию в области информационных технологий. Для проведения мастер – классов в этом году были приглашены учителя - победители национального проекта «Образование» 2007 года. Учителями – победителями в рамках проекта были получены автоматизированные рабочие места, которые теперь они используют в своей профессиональной деятельности. Людмила Николаевна Коврижина («МОУ «Шайковская СОШ №2») поделилась опытом использования в своей деятельности проектной методики с применением мультимедийных средств. Вячеслав Михайлович Горшков (МОУ «СОШ №5») продемонстрировал своим коллегам возможности использования компьютера при подготовке и проведении уроков по теории физической культуры. Мастер – классы также провели учитель английского языка ГОУ СПО «Кировский педколледж» Трофимова И.Г. и учитель начальных классов МОУ «Будо – Анисовская основная общеобразовательная школа» Чибисова С.А.

Наиболее активно используют компьютерные технологии следующие учителя: Задорожняя Е.В., Епифанова О.А. (Шайковская СОШ №1), Гаврикова Т.В. (СОШ №1), Клочкова Т.Н. (Дубровская СОШ), Кирютина Т.В. (СОШ №8), Лесин Н.Н. (пелколледж), Горских Е.А., Коломойцева И.В. (Шайковская СОШ №2), Маничева Р.И. (Воскресенская СОШ).

Количество общеобразовательных учреждений, имеющих свой сайт – 20 (100 %).

В 2006 году создан официальный сайт межшкольного методического центра Кировского района, направленный на активизацию использования информационных ресурсов глобальной сети для сферы образования ( imc_ kirov@ mail. ru). Создана не только визитная карточка муниципальной сети образования, но и виртуальная среда, призванная облегчить работу руководителям ОУ, оказать профессиональную поддержку педагогу, информационную и консультативную помощь родителям, научить наших воспитанников ориентироваться в информационной Интернет – среде.

Питание детей – один из приоритетов в решении социальных проблем на государственном уровне. В соответствии с п.5 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», во всех общеобразовательных учреждениях муниципального района созданы необходимые условия для организации питания обучающихся. В 17 школах питание организовано в типовых столовых, в 3 – в приспособленных помещениях.

С 2008 года на территории муниципального района «Город Киров и Кировский район» действует областная целевая программа «Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008-2010 годы». Питание учащихся осуществлялось за счет средств областного и местного бюджетов, за счет средств родителей. Средняя стоимость питания по району составляла 20 руб. 40 коп. в день. На питание учащихся выделялись средства из областного бюджета (3 рубля на человека в день), из муниципального бюджета (4 рубля на человека в день). На эту сумму учащиеся могли приобрести горячие завтраки или обеды. Так же в рамках программы из областного бюджета выделялись средства на приобретение молочной продукции для учащихся начальной школы (по 5 рублей на человека через день).

На основании распоряжения Главы Кировской районной администрации за счет средств муниципального бюджета была организована адресная помощь на бесплатное питание для учащихся следующих категорий:

- детей-инвалидов (независимо от совокупного дохода семьи);

- детей из многодетных семей (независимо от совокупного дохода семьи);

- детей из малообеспеченных семей, совокупный доход в месяц которых не превышает величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области на душу населения;

- детей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (независимо от совокупного дохода семьи).

Во всех школах города и района организовано горячее питание. На протяжении последних лет отмечается стойкая тенденция увеличения процента охвата учащихся школ горячим питанием. Показатели за прошедший учебный год по охвату учащихся школ горячим питанием следующие:

- обучающихся в 1-4 классах (количество и %) – 1323 (35,3%);

- обучающихся в 5-9 классах (количество и %) – 1620 (43,2%);

- обучающихся в 10-11 классах (количество и %) – 632 (16,8%).

В общем по району охват горячим питанием за 2007-2008 уч. год составляет 95%.

Охват горячим питанием

2005-2006 уч. год

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год

%

72%

66,5%

95%

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 28, 32) образовательные учреждения используют учебники, утвержденные Министерством образования и науки РФ из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Учащиеся Кировского района обеспечены учебниками Федерального комплекта на 100% за счет фондов школьных библиотек и добровольных родительских взносов. В результате чего 32% учебников учащиеся получают из фондов школьных библиотек, а 68% приобретаются родителями. Учебники Федерального комплекта заказываются и на средства областного бюджета. В 2007-2008 учебном году (до 01 января) было получено новых учебников на 53,8 тыс. рублей. В 2006-2007 учебном году приобретено учебников для фондов школьных библиотек на 266,1 тыс. рублей. С января 2008 года средства на покупку учебников из областного бюджета не выделяются. Приобретение учебных изданий под редакцией А.Ф. Малышевского, наглядных пособий, классных журналов осуществляется за счет федерального бюджета.

В 2007-2008 учебном году все общеобразовательные учреждения района перешли на базисный учебный план 2004 года (для 1-ых, 5-ых, 9-ых классов), а для учащихся остальных классов обучение велось по базисному учебному плану 1998 года. Помимо типовых общеобразовательных программ в пяти муниципальных общеобразовательных учреждениях используются адаптированные программы: профильного обучения, обучение по специальностям.

4.3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений.

Лицензирование и аттестация с последующей аккредитацией образовательных учреждений проходят в соответствии с законом РФ «Об образовании», Положениями, письмами Министерства образования, культуры и спорта Калужской области.

В 2007-2008 учебном году вновь получили лицензии МОУ: «СОШ №7», «СОШ №8». Подтвердили свой аккредитационный статус школы: «СОШ №5», «СОШ №7», «Воскресенская СОШ». «Гавриловская ООШ» подтвердила только начальную ступень. По итогам государственной аккредитации МДОУ «Детский сад №11» присвоен статус детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников второй категории, вновь получили аккредитацию МДОУ «Детский сад №5» и МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа».

В настоящее время все ОУ имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию.

4.4. Обеспечение безопасного пребывания воспитанников и учащихся в образовательных учреждениях.

Вопрос обеспечения безопасности образовательных учреждений находится под постоянным контролем администрации района и отдела образования.

Мониторинг обеспечения безопасности в учреждениях образования

(по состоянию на 01.06.2008)

ОУ

Всего, из них

Общеобразовательные учреждения

Дошкольные образовательные учреждения

Учреждения дополнительного образования

1

Наличие кнопки тревожной сигнализации (КТС)

30/8

8

0

0

2

Наличие ограждения по всему периметру, соответствующего требованиям

30/25

16

8

1

3

Наличие автоматической пожарной сигнализации (АПС)

30/8

6

0

1

4

Наличие системы оповещения о пожаре

30/30

20

8

2

5

Количество средств, выделенных в 2007 году на мероприятия по безопасности

2 млн. 117 тыс. руб.

Охрана образовательных учреждений (32) осуществляется круглосуточно:

-в дневное время в 2 ОУ - ЧОП, в остальных – силами администрации ОУ,

-в ночное время сторожами.

В образовательных учреждениях обновлены паспорта антитеррористической безопасности. Во всех образовательных учреждениях система оповещения о пожаре.

Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) имеется в 8 ОУ. В бюджете 2008 года запланировано 700 тыс. руб. для оснащения АПС еще 7 школ района в соответствии с графиком, утвержденным Главой Кировской районной администрации.

В ОУ и ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации учащихся (воспитанников) и сотрудников. В практику вошли объектовые тренировки по эвакуации учащихся (воспитанников) и сотрудников ОУ с приглашением сотрудников МЧС, УФСБ, УВД, ОГПН.

С 2005 года действует областная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Калужской области на период до 2008 года». В 2007 году принята районная программа «Безопасность образовательных учреждений муниципального района «Город Киров и Кировский район» на период до 2008 года».

5. Результаты функционирования и развития муниципальной системы образования

5.1. Результаты работы дошкольных образовательных учреждений.

Средний пропуск одним ребенком дней по болезни по Кировскому району – в 2006 году составил 18,2 дня, в 2007 году – 19,7 дня. Это обусловлено увеличением в дошкольных учреждениях количества детей ясельного возраста.

Самая низкая заболеваемость отмечается в дошкольных образовательных учреждениях №№ 10, 12.

Благодаря комплексным оздоровительным мероприятиям показатели заболеваемости на протяжении последних лет остаются стабильными.

Уровень здоровья детей дошкольного возраста (доля от общего количества воспитанников в МДОУ с 1-ой, 2-ой, 3-ей группами здоровья):

1 группа здоровья – 53%

2 группа здоровья – 41%

3 группа здоровья –5,6%.

Методической темой системы развития дошкольного образования района на протяжении нескольких лет является «Внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений эффективных методов и приемов взаимодействия детского сада с семьей по оздоровлению воспитанников». Результатом этой работы в прошедшем учебном году стало участие коллектива МДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» в областном конкурсе «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях». В областном конкурсе «Лучший руководитель физического воспитания в Калужской области» Понамарева С.М., инструктор по физкультуре ДОУ «Детский сад №10» заняла 3 место.

В прошедшем учебном году в областной спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений по летним видам спорта команда детского сада № 11 заняла 1 место, детского сада № 10 – 2 место, детского сада № 14 «Ручеек» и команда дошкольного отделения Кировской коррекционной школы – 3 место. Команды детского сада № 14 «Ручеек» и детского сада №7 приняли участие в областном этапе зимней спартакиады в пос. Барятино, и также заняли призовые места (1 и 4 места, соответственно), завоевав грамоты и призы.

5.2. Результаты работы общеобразовательных учреждений.

За три последних года качество знаний и уровень успеваемости по району стабилен, что видно из таблицы.

Уровень успеваемости и качества знаний

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Успеваемость

99,7%

99,8%

99,7%

Качество

46%

45%

47%

Качество знаний по ступеням обучения в 2007-2008 учебном году составляло: начальная ступень – 65%; основная ступень – 35%; старшая ступень – 34%.

Наиболее технологически отработанной на современном этапе процедурой независимой оценки учебных достижений учащихся является единый государственный экзамен (ЕГЭ). В федеральном эксперименте по введению ЕГЭ Кировский район принимает участие с 2003 года. Результаты участия выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений района за два года представлены в таблицах.

Результат ЕГЭ по району в 2007 – 2008 учебном году:

Предметы

Уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач-во (%)

Обуч-ть

(%)

1.

Русский язык

340

37

150

131

22

55

94

2.

Математика

340

44

125

133

38

50

89

3.

Обществознание

38

11

22

5

0

87

100

4.

Физика

30

2

15

12

1

57

97

5.

Биология

27

7

10

8

2

63

93

6.

История России

25

9

10

6

0

76

100

7.

Химия

12

3

8

1

0

92

100

8.

География

3

2

1

0

0

100

100

Результат ЕГЭ по району в 2006 – 2007учебном году:

Предметы

Уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач-во (%)

Обуч-ть

(%)

1.

Русский язык

389

57

158

147

27

55

93

2.

Математика

387

50

103

134

100

39,5

74

3.

Обществознание

37

17

18

2

-

94,5

100

4.

Физика

27

1

20

6

-

78

100

5.

Биология

25

5

9

9

2

56

92

6.

История России

23

7

11

4

1

78

96

7.

Химия

10

2

6

2

-

90

100

8.

География

5

1

-

4

-

20

100

Сравнивая результаты этого и прошлого года необходимо отметить: знания по русскому языку остались на прежнем уровне (55/93 -2007), по математике стали выше (39,5/74 - 2007). При сдаче экзаменов по выбору: результат выше по биологии, химии, географии. По обществу, физике, истории России результат ниже. В целом качество знаний в 2008 году по выбранным предметам составляет более 56%.

В этом учебном году только двое учащихся набрали более 90 баллов. Это Дарьина Анна 94 бала – МОУ «СОШ №6» по химии (учитель Огурцова Л.А.) и Теплухин Николай 94 балла – МОУ «СОШ № 6» по русскому языку (учитель Полякова В.В.).

В 2006-2007 учебном году в Кировском районе впервые выпускники IХ классов общеобразовательных учреждений проходили Государственную (итоговую) аттестацию по алгебре, а в 2007-2008 учебном году и по русскому языку в новой форме.

Результаты аттестации по алгебре и русскому языку:

Уровень успеваемости и качества знаний

2006-2007

2007-2008

успеваемость

качество знаний

успеваемость

качество знаний

Алгебра

99,7 %

66 %

100 %

55 %

Русский язык

-

-

100 %

56 %

Традиционным показателем качества общего образования является количество золотых и серебряных медалей, полученных выпускниками.

Учебный год

Общее количество медалей

Количество золотых медалей

Количество серебряных медалей

Количество медалистов от общего числа выпускников

(%)

2004-2005

22

3

19

5,4

2005-2006

32

14

18

8

2006-2007

44

15

29

11

2007-2008

29

13

16

8,4

Остается стабилен процент выпускников 9-х классов, награжденных аттестатами особого образца:

2004-2005 учебный год – 25 (4 %)

2005-2006 учебный год – 16 (3 %)

2006-2007 учебный год – 20 (4%)

2007-2008 учебный год – 14 (3,4 %)

Модернизация Российского образования влечет за собой обновление современной школы, которое связано с созданием новой практики обучения и предполагает организацию экспериментальной работы. Так, в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях района функционировали областные экспериментальные площадки.

Четыре учреждения являются экспериментальными площадками по сохранению и укреплению здоровья школьников. Это МОУ: «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2», тема «Сохранение и укрепление здоровья детей методом хореокоррекции», «Больше-Желтоуховская средняя общеобразовательная школа», тема «Управление здоровьем школьников в условиях сельской малокомплектной школы», «Будо-Анисовская основная общеобразовательная школа», тема «Коррекционно-развивающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья в модели «Основная общеобразовательная школа», «Центр диагностики и консультирования», тема «Медико-психолого-педагогическое сопровождение в условиях вариативной начальной школы».

Педагогический колледж является экспериментальной площадкой по воспитанию: «Создание воспитывающей среды, единого воспитательного пространства школы - педагогический колледж», по музыке: «Развитие креативных способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности» и по математике: «Интеллектуальное развитие школьников в условиях предпрофильного и профильного обучения математике.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» является экспериментальной площадкой по теме: «Интеграция медиаобразования с учебными предметами средней общеобразовательной школы».

В этом учебном году началась экспериментальная работа в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6». Тема экспериментальной работы - «Развитие ключевых компетенций учащихся старших классов средствами организации инновационной информационно – коммуникативной образовательной среды профильной школы».

В связи с переходом общеобразовательных учреждений на базисный учебный план 2004 года в районе началось развитие профильного обучения и создаются условия для самореализации старшеклассников.

В 2007-2008 учебном году был проведен мониторинг учащихся 9-ых классов по выбору профиля обучения. Из 416 учащихся этих классов 35% выбрали обучение в не профильных классах, 13% - в классах с информационно-технологическим профилем, 11% - с физико-математическим, 9% - с социально-гуманитарным, 6% - с химико-биологическим, 5% - с технологическим, 3% - с агро-технологическим. По итогам мониторинга в 2008-2009 учебном году на базе МОУ «Кировский лицей» будет открыт физико-математический класс, в МОУ «СОШ №6» будут использоваться индивидуальные учебные планы, в МОУ «Шайковская СОШ № 2» - информационно-технологический класс, в МОУ «Больше-Желтоуховская СОШ» будет продолжено обучение по специальности «Тракторист категорий «В» и «С».

В учебных планах 12 школ района используется региональный компонент базисного учебного плана по предмету «Основы православной культуры», который ведется в основном как факультатив. Используется УМК Бородиной А.В. По содержанию - это религиозно познавательный курс. Он не ставит своей целью подготовку служителей церкви или воспитание в вере, не включает обряды и таинства. Он сохраняет светский характер образования.

Количество учителей участвующих в реализации принципов культурно-исторического подхода в обучении учащихся начальных классов постепенно возрастает:

2003 - 2004 учебный год - 2 школы - 3 класса,

2004 - 2005 учебный год - 9 школ - 10 классов,

2005 - 2006 учебный год - 9 школ - 11 классов,

2006 - 2007 учебный год -10 школ - 12 классов,

2007- 2008 учебный год - 10 школ - 13 классов.

В прошедшем учебном году 13 учителей начальных классов из 10 школ обучали своих воспитанников по системе А.Ф. Малышевского. Это Борисова Т.Б. (педколледж), Гаврикова Т.В., Кабанова Е.В. (СОШ №1), Костяева Л.А. (СОШ №2), Киселева Н.В. (СОШ №4), Медынская М.В.(СОШ №5), Дерюгина В.А., Рауш Н.А. (СОШ №6), Косых З.В., Московская Т.А. (СОШ №7), Мокроусова Т.Р. (Шайковская СОШ №1), Табанькова И.А. (Шайковская СОШ №2), Ермачкова Н.Ф. (Больше – Желтоуховская СОШ). Анализ и оценка эффективности программ и способов обучения показали, что учащиеся экспериментальных классов не только не отстают от своих сверстников, но и по ряду важных позиций, таких как лексический запас устной речи, глубина понимания смысла сказанного и прочитанного, ассоциативный ряд и образность речи, опережают их. Педагоги отмечают значительное уменьшение пропусков занятий учениками. Родители отмечают повышенный интерес детей к чтению художественной литературы.

Результатом планомерной и систематической работы общеобразовательных учреждений по сохранности контингента учащихся является уменьшение количества учащихся отчисленных из образовательных учреждений (отсев) до получения основного общего образования. На протяжении последних трех лет отсев учащихся составляет: 2005-2006 учебный год – 2 человека, 2006-2007 учебный год – нет, 2007-2008 учебный год – 1 человек.

Положительным в деятельности ОУ является небольшой процент второгодников. Наблюдается стабильная динамика этого показателя.

Повторное обучение

2005-2006

2006-2007

2007-2008

1-4 классы

8/0,18%

5/0,12%

9/0,24%

5-9 классы

3/0,07%

1/0,02%

2/0,05%

10-11 классы

-

1/0,02%

-

Всего

11/0,25 %

7/0,17%

11/0,29%

Поступление выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в высшие учебные заведения на протяжении последних лет остается стабильно высоким:

2004-2005 учебный год – 57 %,

2005-2006 учебный год – 57 %,

2006-2007 учебный год – 63 %,

2007-2008 учебный год – 60%, в том числе по результатам ЕГЭ – 47,7%. В средние специальные учебные заведения поступили 26, 6% выпускников, по результатам ЕГЭ - 16,2%, в высшие военные училища поступили 9,5% выпускников.

5.3. Работа с одарёнными детьми.

Выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей способствует многообразие проводимых конкурсов, конференций, олимпиад.

Доля учеников, принимающих участие в районных олимпиадах

%

2005-2006 2006-2007 2007-2008

уч. г. уч. г. уч. г.

Олимпиадное движение – одна из важнейших составляющих работы с одаренными детьми. Победители школьного тура 2007-2008 учебного года – 753 школьника представляли 17 общеобразовательных учреждения в районных олимпиадах. Было «завоевано» 152 призовых места. Из них: I мест –32, II мест – 55 , III мест – 65. 27 учащихся были направлены защищать честь района в области.

Призерами областных предметных олимпиад стали 2 учащихся: Волженцов Андрей (9 класс, СОШ №1, учитель Стефуткина Людмила Сергеевна) занял II место по физике. Брешенков Денис (9 класс, Шайковская СОШ №1, учитель Мишонкова Светлана Дмитриевна) занял III место по биологии.

Количество учащихся, принявших участие в областных, Всероссийских олимпиадах

Олимпиады

2005-2006 уч. г.

2006-2007 уч. г.

2007-2008 уч. г.

Областные

27

29

27

Всероссийские

1

-

-

Количество предметов

12

11

12

Количество призеров районных, областных олимпиад

Призеры

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Районных олимпиад

163

194

152

Областных олимпиад

3

1

2

Традиционно в конце учебного года Глава администрации Кировского района проводит церемонию награждения грамотами и стипендиями школьников – победителей районных, областных и Всероссийских олимпиад, конкурсов, научно-исследовательских работ и спортивных соревнований.

 

 

 

Итоги учебного года

Всего стипендиатов Кировского района

В том числе из учреждений дополнительного образования

2005-2006

60

14

2006-2007

58

28