Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 17
Содержание
Введение.
1.
Общая характеристика муниципального района «Город Киров и Кировский район».
1.1. Характеристика территории. 1.2. Экономическая характеристика. 1.3. Рынок труда и занятость населения. 1.4. Демографическая ситуация. 2.
Приоритетные направления развития муниципальной системы образования.
3.
Характеристика системы образования муниципального района «Город Киров и Кировский район».
3.1. Общая характеристика. 3.2. Дошкольное образование. 3.3. Общее образование. 3.4. Дополнительное образование. 4.
Условия функционирования муниципальной системы образования.
4.1. Дошкольные образовательные учреждения. 4.2. Общеобразовательные учреждения. 4.3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений. 4.4. Обеспечение безопасного пребывания воспитанников и учащихся в образовательных учреждениях. 5.
Результаты функционирования и развития муниципальной системы образования.
5.1. Результаты работы ДОУ. 5.2. Результаты работы ОУ. 5.3. Работа с одаренными детьми. 5.4. Результаты участия ОУ Кировского муниципального района в приоритетном национальном проекте «Образование». 6.
Реализация социальной функции образования.
6.1. Дополнительное образование: результаты и эффективность деятельности. 6.2. Социально-педагогическая поддержка. 6.3. Профилактика и предупреждение безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. 6.4. Общественное управление в ОУ. 6.5. Организация летнего отдыха детей и подростков. 7.
Воспитательная работа.
7.1. Организация воспитательной работы в учреждениях образования. 7.2. Патриотическое воспитание. Работа школьных кружков. 8.
Ресурсное обеспечение и эффективность его использования.
8.1. Финансирование образования. 8.2. Кадры системы образования. Повышение квалификации. 8.3. Материально-техническая база. 9.
Основные проблемы и направления развития муниципальной системы образования.
введение
Цель настоящего доклада – рассказать широкой общественности – родителям, представителям власти, всем заинтересованным лицам - о результатах и условиях функционирования муниципальной системы образования Кировского района Калужской области в 2007-2008 учебном году, проблемах и направлениях ее развития в следующем учебном году. При подготовке доклада учитывались приоритетные направления модернизации Российского образования, направления социально - экономического развития Кировского района, основные направления развития муниципальной системы образования, сложившиеся традиции социокультурного развития района. Настоящий доклад подготовлен на основе данных отдела образования и отдела социально-экономического развития и управления имуществом администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» и Кировского городского отдела государственной статистики. 1.
Общая характеристика муниципального района
«Город Киров И Кировский
РАЙОН»
1.1.
Характеристика территории.
Муниципальный район «Город Киров и Кировский район» расположен в юго-западной части Калужской области и граничит с Сухиничским, Думиничским, Людиновским, Куйбышевским, Спас-Деменским и Барятинским районами Калужской области. Город Киров – районный центр – находится в 210 км от г.Калуги и 110 км от г.Брянска, а также в 40 км. от Брестского шоссе и 50 км. от Киевского шоссе. Муниципальный район является одной из наиболее крупных административно-хозяйственных единиц в области. С севера на юг территорию пересекает железная дорога Вязьма-Киров-Брянск, в северо-западной части - железнодорожная ветка от магистрали Рославль – Сухиничи, также имеется железнодорожный узел с направлениями на Москву, Калугу, Смоленск, Брянск, Беларусь. Площадь муниципального района - 100039 га., в.т.ч территория города – 3648 га. Кировский муниципальный район территориально разделен на 13 поселений: 1 городское и 12 сельских. Город Киров славен и прекрасен среднерусской природой. Два озера – Верхнее и Нижнее – делают его облик неповторимым. На территории муниципального района протекает река Болва, расположены 15 прудов. Для всей территории муниципального района характерны дерново-подзолистые почвы. Имеются месторождения минерального сырья - пески для силикатного кирпича, пески формовочные, глины легкоплавкие, торф. По своим темпам развития муниципальный район «Город Киров и Кировский район» является одним из перспективно развивающихся районов центральной части России. 1.2. Экономическая характеристика.
Показатели
2007 год
2007 год.
в % к
2006 году
Справочно
2006 год в % к 2005 году
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (крупные и средние организации) по видам деятельности, млн. руб.: - обрабатывающие производства -производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 2891,7 541,9 114,7 104,5 109,9 139,3 Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах (крупные и средние организации), млн. руб. 306,3 71,0 157,7 Объем работ, услуг по виду деятельности «строительство», млн. руб. 293,8 136,1 119,9 Производство продукции животноводства, все категории хозяйств, (т): - мясо (реализация скота в живом весе) - молоко 2047 8004 108,0 90,0 97,0 87,0 Розничный товарооборот по крупным и средним организациям в сопоставимых ценах, млн. руб. 303,5 136,6 93,0 Объем платных услуг населению в фактических ценах, млн. руб. 356,9 109,4 170,7 Среднемесячная заработная плата одного работающего, рублей 10281,2 121,9 117,7 Сводный индекс потребительских цен по Калужской области, % 113,5* 109,9 109,5* Общая численность безработных, человек 409 85,6 174,0 Введено в действие жилых домов (тыс.кв.м) 6,2 167,0 60,0 * к декабрю предыдущего года 1.3. Рынок труда и занятость населения.
Преобладающая часть занятого населения района сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В декабре 2007г. среднесписочная численность работников этих предприятий составила 11,3 тыс. человек или 42 % от общей численности трудоспособного населения. Данные о среднесписочной численности работников на крупных и средних предприятиях (за исключением предприятий и организаций с общей численностью до 15 человек) по видам экономической деятельности представлены в таблице: Показатели
декабрь 2007г
Справочно
человек
в % к
итогу
декабрь 2006г.,
человек
Всего: 11331 100 11403 в том числе обрабатывающие производства 3252 28,7 3531 производство и распределение электрической энергии, газа и воды 1625 14,3 1490 сельское хозяйство 32 0,3 42 строительство 295 2,6 300 транспорт и связь 1731 15,3 1498 оптовая и розничная торговля 191 1,7 261 гостиницы и рестораны 206 1,8 215 финансовая деятельность 317 2,8 297 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 156 1,0 167 образование 1389 12,3 1433 здравоохранение и предоставление социальных услуг 1031 9,1 1069 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 369 3,3 363 госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное соцобеспечение 733 6,5 734 добыча полезных ископаемых 3 - 4 В 2007г. в органы государственной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 2465 человек, из них 63% составляли женщины, 68% – молодежь в возрасте 14-29 лет, 45 % - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет. Безработными были признаны 1093 человека. В числе обратившихся в 2007г. по вопросу трудоустройства граждан 1102 человека - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, 1306 человек – граждане, незанятые трудовой деятельностью. К концу 2007г. в органах службы занятости состояло на учете 409 человек (на конец 2006г. - 478 человек), из них 67% получали пособие по безработице. В общей численности безработных 73% составили женщины, 20% - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, 11% - инвалиды. Среди зарегистрированных на конец декабря 2007г. 284 человека (69%) безработных имели продолжительность безработицы до 4 месяцев. За 2007г. численность трудоустроенных граждан составила 1865 человек. Численность трудоустроенных безработных составила 692 человека или 60% граждан, признанных безработными в течение года. На временную работу трудоустроено 51%, обратившихся в поисках работы граждан. На конец 2007г. заявленная организациями потребность в работниках составила 300 свободных рабочих места (вакантных должностей), основную часть которых (79 %) составляли места рабочих профессий. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец года составила – 1,4 человека 1.4. Демографическая ситуация
. По оценке, на 1 января 2008г. численность населения района составила 43,6 тыс. человек. В 2007г. основные показатели естественного движения населения района характеризовались следующими данными: Показатели
2007г.
Справочно,
2006г
человек
на 1000
населения
человек
на 1000
населения
Родившиеся - всего: 405 9,2 383 8,7 в том числе: городская местность 348 9,0 312 8,1 сельская местность 57 10,9 71 12,7 Умершие - всего: 834 19,0 811 18,4 в том числе: городская местность 636 16,5 613 15,8 сельская местность 198 37,9 198 35,6 Естественная убыль населения – всего: 429 9,8 428 9,7 в том числе: городская местность 288 7,5 301 7,8 сельская местность 141 27,0 127 22,7 Браки - всего: 346 7,9 354 8,0 Разводы - всего: 220 5,0 208 4,7 За период с начала года в районе зарегистрировано 346 браков и 220 разводов. На 100 браков приходилось 64 развода (в 2006г. - 59).
По численности проживающего на территории населения Кировский район является восьмым в Калужской области. Численность населения муниципального района «Город Киров и Кировский район» (тыс. чел.)
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
Всего
44,9 44,5 44,1 43,6 Статистические данные показывают небольшое снижение численности населения района. В 2007г. наблюдался миграционный отток населения, который составил 41 человек. Всего за год в район прибыло 717 человек, в т.ч. 559 – в город, 158 – в село. Выбыло из района 758 человек (389 - из города, 369 – из сельской местности). . 2.
приоритетные направления развития
муниципальной системы образования
Главой администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» определены приоритетные направления развития муниципальной системы образования: - совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда; - гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивация к здоровому образу жизни; - развитие и обновление материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, повышения эффективности использования бюджетных средств, увеличения объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств; -обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием; - создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей; - обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях. 3. Характеристика системы образования муниципального района
«Город Киров и Кировский район».
3.1. Общая характеристика.
Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов непрерывного и дифференцированного обучения и воспитания в муниципальной сети Кировского района функционирует 28 учреждений образования. Кроме того, на территории района работает одно ведомственное учреждение дошкольного образовании (п. Шайковка), одно государственное коррекционное учреждение, шесть учреждений профессионального образования (1-начального, 1-среднего, 4-высшего из них 3 представительства, 1 филиал). Всего в учреждениях муниципального образования воспитывается и обучается 5190 человек, что составляет 11,9% населения района. В последующих разделах доклада будет рассматриваться деятельность образовательных учреждений, входящих в муниципальную сеть образования. 3.2. Дошкольное образование.
Первоначальной ступенью муниципальной системы образования является дошкольное образование. В районе функционируют 8 муниципальных детских садов, из них 3 - общеразвивающего вида. Также на территории района функционируют 1 – ДОУ ведомственный (п. Шайковка) и 1 дошкольное отделение при ГОУ «Кировская коррекционная школа-интернат I вида». Дошкольным образованием охвачено 47,5% (1440 детей), от общего количества детей (3032) в возрасте от 0 до 7 лет. 137 детей нуждаются в устройстве в детский сад. В текущем учебном году повысился % охвата детей (на 2 %) по сравнению с прошлым годом. В разумных пределах установлена родительская плата за содержание детей в детском саду – 400 рублей в месяц. Действует система федеральных и муниципальных льгот по размеру родительской платы. Так же для всех муниципальных ДОУ установлена единая денежная норма питания на одного ребенка в день в размере 50 рублей, которая в течение года пересматривается. Для снятия напряженности в обеспечении детей дошкольного возраста местами в детских садах ежегодно открываются дополнительные группы. За последние три года открыто 4 группы при МДОУ «Детский сад № 5 «Тополек». 3.3. Общее образование.
На территории Кировского района функционирует 20 общеобразовательных учреждений. В 2007-2008 учебном году численность учащихся составляла 3750 человек. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях
Всего учащихся
1 – 4 кл.
Кол-во/%
5 - 9 кл.
Кол-во/%
10 – 11 кл.
Кол-во/%
2003-2004
5294 1397/26,4 2823/53,4 1074/20,2 2004-2005
4672 1439/30,8 2368/50,7 865/18,5 2005-2006
4313 1347/31,3 2140/49,6 826/19,1 2006-2007
4031 1311/32,5 1966/48,7 754/18,8 2007-2008
3750 1316/35,1 1764/47,1 670/17,8 Начиная с 2003 года, численность учащихся по району снизилась на 30 %, причём сокращение численности учащихся более быстрыми темпами идет в сельской местности. С 2011 года по данным статистики прогнозируется рост численности обучающихся на начальной ступени общего образования. 3.4. Дополнительное образование.
В муниципальной сети образования действуют 2 учреждения дополнительного образования: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей: «Детско-юношеская спортивная школа», «Дом детского творчества». В 2007-2008 учебном году в объединениях дополнительного образования занималось 2400 человек (64%). Дополнительные образовательные программы, реализуемые в этих учреждениях, имеют следующие направленности: № п/п
Реализуемые направленности
Количество объединений
Количество обучающихся
Чел.
% (от общего кол-ва учеников)
1.
техническое творчество 16 240 6,4 2.
физкультурно-спортивная 59 914 24,3 3.
художественное творчество 41 601 16 4.
туристско-краеведческая 26 390 10,4 5.
эколого-биологическая 6 90 2,4 6.
другие 11 165 4,4 7.
Всего:
159
2400
64
Занятость учащихся кружковой работой в общеобразовательных учреждениях
в 2007-2008 учебном году по направлениям.
№ п/п
Наименование
Число кружков
Число обучающихся
Чел.
% (от общего кол-ва учеников)
1.
технические кружки
13 202 5,4 2.
эколого-биологические кружки
9 131 3,5 3.
туристско-краеведческие
9 142 3,8 4.
спортивные
65 971 25,9 5.
художественного творчества
49 736 19,6 6.
другие
9 140 3,7 7.
Всего:
154 2322 61,9 За три года просматривается положительная динамика занятости учащихся дополнительным образованием: 2005-2006
2006-2007
2007-2008
58% 60% 64% 4. Условия функционирования муниципальной системы образования.
4.1. Дошкольные образовательные учреждения.
На протяжении 2007-2008 учебного года остро стояла проблема доступности дошкольного образования. В настоящее время общая очередность в ДОУ составляет 137 человек. Нет очередности в микрорайонах п. Шайковка, Жилино. В связи с введением 4 возрастных групп на базе ранее закрытого МДОУ «Детский сад № 8 «Родничок» относительно нормализовалась данная проблема в центре города. В сельской местности доступность дошкольного образования снижена: закрытые в 90-годы сельские детские сады по-прежнему не функционируют, исключение составляет открытая в 2000 году дошкольная разновозрастная группа при МОУ «Воскресенская общеобразовательная школа» (охват 17 детей, очередность около 20 детей). Сохраняется высокая очередность в микрорайоне Фаянсовая. Администрацией муниципального района решается вопрос об открытии дошкольных групп при МОУ «СОШ № 8». Для решения данной проблемы и в целях более эффективного использования помещений детских садов в последние 5 лет открываются дополнительные группы за счет внутренних резервов: вторая группа в МДОУ № 7 «Вишенка» в микрорайоне Жилино, четыре группы на базе ранее закрытого детского сада № 8 «Родничок», дошкольная группа при МДОУ «Детский сад № 10» . В городе для удовлетворения запросов населения в разнообразных услугах дошкольного образования появляются новые виды детских садов. По итогам государственной аккредитации МДОУ «Детский сад №11» присвоен статус детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников второй категории. Таким образом, в районе функционируют три детских сада, имеющие статус общеразвивающего вида второй категории. Вопрос обеспечения детей дошкольного возраста детскими садами в районе поставлен на контроль администрацией района. Большинство дошкольных образовательных учреждений работают в режиме 12 часов. Средняя наполняемость групп - 24 ребенка. Плата за содержание ребенка в детском саду составляет 400 рублей в месяц. Установленная сумма не превышает 20% затрат от общего содержания ребенка в детском саду. С января 2007 года осуществляется выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду из расчета 20% размера родительской платы на первого ребенка, 50% на второго ребенка и 70% на третьего и последующих детей в семье. Стоимость питания одного ребенка в день составляет 50 рублей. Воспитательно-образовательный процесс в МДОУ выстроен на основе грамотного сочетания комплексных общеобразовательных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и ряда инновационных программ и новых эффективных технологий. С целью обеспечения высокого уровня интелектуального, художественно-эстетического воспитания детей применяются парциальные программы «Театр, творчество и дети» Н.Ф. Сорокиной, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Я – человек» С.А. Козловой, развивающие игры Б.П. Никитиной и др. В течение 4-х лет коллективы детских садов № 4 , 5 работают в режиме областного эксперимента по обновлению содержания дошкольного воспитания на основе культурно-исторического подхода и добиваются высоких результатов в развитии каждого ребенка, которые эффективно сказываются на сохранении здоровья детей, развитии речи. Большое внимание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях уделяется работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в основе ее программа О.А. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Особое внимание уделяется оздоровительной и коррекционной функциям дошкольных образовательных учреждений. Функционирует дошкольное отделение при ГОУ «Кировская специальная (коррекционная) школа-интернат I вида» для детей, имеющих отклонение в развитии речи, детей-инвалидов (охват 120 детей). Осуществляются программы коррекционного обучения: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи» А.Г. Каше, Т.Б. Филичева. Успешно ведется целенаправленная работа по оздоровлению воспитанников: в ДОУ функционируют группы для детей с ослабленным здоровьем, реализуются современные образовательные и здоровьесберегающие технологии Ю.Ф. Змановского, В.Т. Алямовской, организуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, создаются условия для организации двигательной деятельности детей. Эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей, прочно внедрилась и продолжает развиваться среди ДОУ муниципального района. Два раза в год проводятся городские спартакиады среди детских садов по летним и зимним видам спорта, в которых принимают участие родители, педагоги и воспитанники старших групп. На коллегии министерства образования, культуры и спорта Калужской области от 08.05.2008 года рассматривая вопрос «Об организации начального физического воспитания дошкольников в Калужской области», где был отмечен положительный опыт работы ДОУ Кировского района по физическому воспитанию дошкольников. Однако основная результативность пока еще незначительная. Один из критериев оценки состояния здоровья детей – заболеваемость, выраженная в днях пропуска детского сада на одного ребенка. Средний показатель по ДОУ Кировского района 19,7 дня в год. Средний показатель в Калужской области - 22 дня в городской местности, 21 день в сельской. В России этот показатель колеблется от 13 до 16 дней. В целях воспитания у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, воспитания самостоятельности и ответственности за свое поведение, педагогическими коллективами детских садов широко внедряется программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Проблемы реальной доступности дошкольного образования и выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс в районе решаются через дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, а так же МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Педагоги дошкольных учреждений проявляют активность в участии в муниципальных и областных конкурсах. В 2007г. МДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» приняло участие в областном конкурсе «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» и стало дипломантом конкурса. В областном конкурсе « Лучший руководитель физического воспитания в Калужской области» Понамарева С.М., инструктор по физической культуре МДОУ « Детский сад № 10» заняла 2 место. В областном конкурсе на соискание премии А.А. Иванова в 2007 году признана воспитатель МДОУ «Детский сад № 11» Понкратова Надежда Владимировна. В 2008 году семья воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 «Аленушка» Мосягиной Л.И. приняла участие в областном фестивале-конкурсе «Семья года » в номинации «Молодая семья» и стала лауреатом. Заведующая МДОУ «Детский сад № 11» Матюшко О. П. стала дипломантом областного конкурса « Женщина – руководитель года, 2008» 4.2. Общеобразовательные учреждения.
Численность учащихся в 2007-2008 учебном году в городских школах составляла от 89 человек (СОШ №5) до 611 человек (педколледж), в сельских школах от 327 человек (Шайковская СОШ №2) до 22 человек (Гавриловская ООШ) (по отчету на конец учебного года). Средняя наполняемость классов на сегодняшний день составляет: по городу – 19,2 человека, по селу – 8,7 человека. Последовательно уменьшается доля школ, ведущих занятия в две смены. По району статистика такова: 2005-2006 учебный год – 3 школы, 222 человека, 5% 2006-2007 учебный год – 2 школы, 106 человек, 2,7% 2007-2008 учебный год – 2 школы, 114 человек, 3 %. Анализируя ситуацию с численностью обучающихся и наполняемостью классов в образовательных учреждениях, отдел образования ставит перед собой следующие задачи: -среднюю наполняемость класса в 2009 году довести: по городу до 24 человек, по селу до 14 человек. -сократить вторую смену до минимума. Помимо обучения детей в общеобразовательных учреждениях развита и форма получения образования на дому. Форма обучения
2006-2007
(чел./%) 2007-2008
(чел./%) На дому
29/0,7% 21/0,5% Необходимой составляющей современного образования является овладение учителями и учениками современными информационными ресурсами. Во всех общеобразовательных школах имеется 1-2 компьютерных класса. Численность учащихся, приходящихся на 1 компьютер, составляет 15 человека. За последние годы значительно улучшилась информационная оснащенность школ. Все школы подключены к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Школьные библиотеки оснащены автоматизированным рабочим местом библиотекаря и комплектом медиотеки. В 2007 – 2008 учебном году в рамках проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» все школы, в том числе и МОУ «Информационн-методический центр» получили 57 электронных образовательных ресурсов по всем образовательным предметам. В 2007-2008 учебном году 260 учителей (49%) повысили квалификацию в области информационных технологий. Для проведения мастер – классов в этом году были приглашены учителя - победители национального проекта «Образование» 2007 года. Учителями – победителями в рамках проекта были получены автоматизированные рабочие места, которые теперь они используют в своей профессиональной деятельности. Людмила Николаевна Коврижина («МОУ «Шайковская СОШ №2») поделилась опытом использования в своей деятельности проектной методики с применением мультимедийных средств. Вячеслав Михайлович Горшков (МОУ «СОШ №5») продемонстрировал своим коллегам возможности использования компьютера при подготовке и проведении уроков по теории физической культуры. Мастер – классы также провели учитель английского языка ГОУ СПО «Кировский педколледж» Трофимова И.Г. и учитель начальных классов МОУ «Будо – Анисовская основная общеобразовательная школа» Чибисова С.А. Наиболее активно используют компьютерные технологии следующие учителя: Задорожняя Е.В., Епифанова О.А. (Шайковская СОШ №1), Гаврикова Т.В. (СОШ №1), Клочкова Т.Н. (Дубровская СОШ), Кирютина Т.В. (СОШ №8), Лесин Н.Н. (пелколледж), Горских Е.А., Коломойцева И.В. (Шайковская СОШ №2), Маничева Р.И. (Воскресенская СОШ). Количество общеобразовательных учреждений, имеющих свой сайт – 20 (100 %). В 2006 году создан официальный сайт межшкольного методического центра Кировского района, направленный на активизацию использования информационных ресурсов глобальной сети для сферы образования (
imc_
kirov@
mail.
ru).
Создана не только визитная карточка муниципальной сети образования, но и виртуальная среда, призванная облегчить работу руководителям ОУ, оказать профессиональную поддержку педагогу, информационную и консультативную помощь родителям, научить наших воспитанников ориентироваться в информационной Интернет – среде. Питание детей – один из приоритетов в решении социальных проблем на государственном уровне. В соответствии с п.5 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», во всех общеобразовательных учреждениях муниципального района созданы необходимые условия для организации питания обучающихся. В 17 школах питание организовано в типовых столовых, в 3 – в приспособленных помещениях. С 2008 года на территории муниципального района «Город Киров и Кировский район» действует областная целевая программа «Совершенствование организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2008-2010 годы». Питание учащихся осуществлялось за счет средств областного и местного бюджетов, за счет средств родителей. Средняя стоимость питания по району составляла 20 руб. 40 коп. в день. На питание учащихся выделялись средства из областного бюджета (3 рубля на человека в день), из муниципального бюджета (4 рубля на человека в день). На эту сумму учащиеся могли приобрести горячие завтраки или обеды. Так же в рамках программы из областного бюджета выделялись средства на приобретение молочной продукции для учащихся начальной школы (по 5 рублей на человека через день). На основании распоряжения Главы Кировской районной администрации за счет средств муниципального бюджета была организована адресная помощь на бесплатное питание для учащихся следующих категорий: - детей-инвалидов (независимо от совокупного дохода семьи); - детей из многодетных семей (независимо от совокупного дохода семьи); - детей из малообеспеченных семей, совокупный доход в месяц которых не превышает величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области на душу населения; - детей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (независимо от совокупного дохода семьи). Во всех школах города и района организовано горячее питание. На протяжении последних лет отмечается стойкая тенденция увеличения процента охвата учащихся школ горячим питанием. Показатели за прошедший учебный год по охвату учащихся школ горячим питанием следующие: - обучающихся в 1-4 классах (количество и %) – 1323 (35,3%); - обучающихся в 5-9 классах (количество и %) – 1620 (43,2%); - обучающихся в 10-11 классах (количество и %) – 632 (16,8%). В общем по району охват горячим питанием за 2007-2008 уч. год составляет 95%. Охват горячим питанием
2005-2006 уч. год
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
%
72% 66,5% 95% В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 28, 32) образовательные учреждения используют учебники, утвержденные Министерством образования и науки РФ из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Учащиеся Кировского района обеспечены учебниками Федерального комплекта на 100% за счет фондов школьных библиотек и добровольных родительских взносов. В результате чего 32% учебников учащиеся получают из фондов школьных библиотек, а 68% приобретаются родителями. Учебники Федерального комплекта заказываются и на средства областного бюджета. В 2007-2008 учебном году (до 01 января) было получено новых учебников на 53,8 тыс. рублей. В 2006-2007 учебном году приобретено учебников для фондов школьных библиотек на 266,1 тыс. рублей. С января 2008 года средства на покупку учебников из областного бюджета не выделяются. Приобретение учебных изданий под редакцией А.Ф. Малышевского, наглядных пособий, классных журналов осуществляется за счет федерального бюджета. В 2007-2008 учебном году все общеобразовательные учреждения района перешли на базисный учебный план 2004 года (для 1-ых, 5-ых, 9-ых классов), а для учащихся остальных классов обучение велось по базисному учебному плану 1998 года. Помимо типовых общеобразовательных программ в пяти муниципальных общеобразовательных учреждениях используются адаптированные программы: профильного обучения, обучение по специальностям. 4.3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений.
Лицензирование и аттестация с последующей аккредитацией образовательных учреждений проходят в соответствии с законом РФ «Об образовании», Положениями, письмами Министерства образования, культуры и спорта Калужской области. В 2007-2008 учебном году вновь получили лицензии МОУ: «СОШ №7», «СОШ №8». Подтвердили свой аккредитационный статус школы: «СОШ №5», «СОШ №7», «Воскресенская СОШ». «Гавриловская ООШ» подтвердила только начальную ступень. По итогам государственной аккредитации МДОУ «Детский сад №11» присвоен статус детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников второй категории, вновь получили аккредитацию МДОУ «Детский сад №5» и МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». В настоящее время все ОУ имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. 4.4. Обеспечение безопасного пребывания воспитанников и учащихся в образовательных учреждениях.
Вопрос обеспечения безопасности образовательных учреждений находится под постоянным контролем администрации района и отдела образования. Мониторинг обеспечения безопасности в учреждениях образования
(по состоянию на 01.06.2008)
ОУ
Всего, из них
Общеобразовательные учреждения
Дошкольные образовательные учреждения
Учреждения дополнительного образования
1
Наличие кнопки тревожной сигнализации (КТС)
30/8 8 0 0 2
Наличие ограждения по всему периметру, соответствующего требованиям
30/25 16 8 1 3
Наличие автоматической пожарной сигнализации (АПС)
30/8 6 0 1 4
Наличие системы оповещения о пожаре
30/30 20 8 2 5
Количество средств, выделенных в 2007 году на мероприятия по безопасности
2 млн. 117 тыс. руб. Охрана образовательных учреждений (32) осуществляется круглосуточно: -в дневное время в 2 ОУ - ЧОП, в остальных – силами администрации ОУ, -в ночное время сторожами. В образовательных учреждениях обновлены паспорта антитеррористической безопасности. Во всех образовательных учреждениях система оповещения о пожаре. Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) имеется в 8 ОУ. В бюджете 2008 года запланировано 700 тыс. руб. для оснащения АПС еще 7 школ района в соответствии с графиком, утвержденным Главой Кировской районной администрации. В ОУ и ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации учащихся (воспитанников) и сотрудников. В практику вошли объектовые тренировки по эвакуации учащихся (воспитанников) и сотрудников ОУ с приглашением сотрудников МЧС, УФСБ, УВД, ОГПН. С 2005 года действует областная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Калужской области на период до 2008 года». В 2007 году принята районная программа «Безопасность образовательных учреждений муниципального района «Город Киров и Кировский район» на период до 2008 года». 5.
Результаты функционирования и развития муниципальной системы образования
5.1. Результаты работы дошкольных образовательных учреждений.
Средний пропуск одним ребенком дней по болезни по Кировскому району – в 2006 году составил 18,2 дня, в 2007 году – 19,7 дня. Это обусловлено увеличением в дошкольных учреждениях количества детей ясельного возраста. Самая низкая заболеваемость отмечается в дошкольных образовательных учреждениях №№ 10, 12. Благодаря комплексным оздоровительным мероприятиям показатели заболеваемости на протяжении последних лет остаются стабильными. Уровень здоровья детей дошкольного возраста (доля от общего количества воспитанников в МДОУ с 1-ой, 2-ой, 3-ей группами здоровья): 1 группа здоровья – 53% 2 группа здоровья – 41% 3 группа здоровья –5,6%. Методической темой системы развития дошкольного образования района на протяжении нескольких лет является «Внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений эффективных методов и приемов взаимодействия детского сада с семьей по оздоровлению воспитанников». Результатом этой работы в прошедшем учебном году стало участие коллектива МДОУ «Детский сад № 4 «Ромашка» в областном конкурсе «На лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях». В областном конкурсе «Лучший руководитель физического воспитания в Калужской области» Понамарева С.М., инструктор по физкультуре ДОУ «Детский сад №10» заняла 3 место. В прошедшем учебном году в областной спартакиаде среди дошкольных образовательных учреждений по летним видам спорта команда детского сада № 11 заняла 1 место, детского сада № 10 – 2 место, детского сада № 14 «Ручеек» и команда дошкольного отделения Кировской коррекционной школы – 3 место. Команды детского сада № 14 «Ручеек» и детского сада №7 приняли участие в областном этапе зимней спартакиады в пос. Барятино, и также заняли призовые места (1 и 4 места, соответственно), завоевав грамоты и призы. 5.2. Результаты работы общеобразовательных учреждений.
За три последних года качество знаний и уровень успеваемости по району стабилен, что видно из таблицы. Уровень успеваемости и качества знаний
2005-2006
2006-2007
2007-2008
Успеваемость
99,7% 99,8% 99,7% Качество
46% 45% 47% Качество знаний по ступеням обучения в 2007-2008 учебном году составляло: начальная ступень – 65%; основная ступень – 35%; старшая ступень – 34%. Наиболее технологически отработанной на современном этапе процедурой независимой оценки учебных достижений учащихся является единый государственный экзамен (ЕГЭ). В федеральном эксперименте по введению ЕГЭ Кировский район принимает участие с 2003 года. Результаты участия выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений района за два года представлены в таблицах. Результат ЕГЭ по району в 2007 – 2008 учебном году: №
Предметы
Уч-ся
«5»
«4»
«3»
«2»
Кач-во (%)
Обуч-ть
(%)
1. Русский язык 340
37
150
131
22
55
94
2. Математика 340
44
125
133
38
50
89
3. Обществознание 38 11 22 5 0 87 100 4. Физика 30 2 15 12 1 57 97 5. Биология 27 7 10 8 2 63 93 6. История России 25 9 10 6 0 76 100 7. Химия 12 3 8 1 0 92 100 8. География 3 2 1 0 0 100 100 Результат ЕГЭ по району в 2006 – 2007учебном году: №
Предметы
Уч-ся
«5»
«4»
«3»
«2»
Кач-во (%)
Обуч-ть
(%)
1. Русский язык 389
57
158
147
27
55
93
2. Математика 387
50
103
134
100
39,5
74
3. Обществознание 37 17 18 2 - 94,5 100 4. Физика 27 1 20 6 - 78 100 5. Биология 25 5 9 9 2 56 92 6. История России 23 7 11 4 1 78 96 7. Химия 10 2 6 2 - 90 100 8. География 5 1 - 4 - 20 100 Сравнивая результаты этого и прошлого года необходимо отметить: знания по русскому языку остались на прежнем уровне (55/93 -2007), по математике стали выше (39,5/74 - 2007). При сдаче экзаменов по выбору: результат выше по биологии, химии, географии. По обществу, физике, истории России результат ниже. В целом качество знаний в 2008 году по выбранным предметам составляет более 56%. В этом учебном году только двое учащихся набрали более 90 баллов. Это Дарьина Анна 94 бала – МОУ «СОШ №6» по химии (учитель Огурцова Л.А.) и Теплухин Николай 94 балла – МОУ «СОШ № 6» по русскому языку (учитель Полякова В.В.). В 2006-2007 учебном году в Кировском районе впервые выпускники IХ классов общеобразовательных учреждений проходили Государственную (итоговую) аттестацию по алгебре, а в 2007-2008 учебном году и по русскому языку в новой форме. Результаты аттестации по алгебре и русскому языку: Уровень успеваемости и качества знаний
2006-2007
2007-2008
успеваемость
качество знаний
успеваемость
качество знаний
Алгебра
99,7 % 66 % 100 % 55 % Русский язык
- - 100 % 56 % Традиционным показателем качества общего образования является количество золотых и серебряных медалей, полученных выпускниками. Учебный год
Общее количество медалей
Количество золотых медалей
Количество серебряных медалей
Количество медалистов от общего числа выпускников
(%)
2004-2005
22 3 19 5,4 2005-2006
32 14 18 8 2006-2007
44 15 29 11 2007-2008
29 13 16 8,4 Остается стабилен процент выпускников 9-х классов, награжденных аттестатами особого образца: 2004-2005 учебный год – 25 (4 %) 2005-2006 учебный год – 16 (3 %) 2006-2007 учебный год – 20 (4%) 2007-2008 учебный год – 14 (3,4 %) Модернизация Российского образования влечет за собой обновление современной школы, которое связано с созданием новой практики обучения и предполагает организацию экспериментальной работы. Так, в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях района функционировали областные экспериментальные площадки. Четыре учреждения являются экспериментальными площадками по сохранению и укреплению здоровья школьников. Это МОУ: «Шайковская средняя общеобразовательная школа № 2», тема «Сохранение и укрепление здоровья детей методом хореокоррекции», «Больше-Желтоуховская средняя общеобразовательная школа», тема «Управление здоровьем школьников в условиях сельской малокомплектной школы», «Будо-Анисовская основная общеобразовательная школа», тема «Коррекционно-развивающая среда как средство сохранения и укрепления здоровья в модели «Основная общеобразовательная школа», «Центр диагностики и консультирования», тема «Медико-психолого-педагогическое сопровождение в условиях вариативной начальной школы». Педагогический колледж является экспериментальной площадкой по воспитанию: «Создание воспитывающей среды, единого воспитательного пространства школы - педагогический колледж», по музыке: «Развитие креативных способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности» и по математике: «Интеллектуальное развитие школьников в условиях предпрофильного и профильного обучения математике. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» является экспериментальной площадкой по теме: «Интеграция медиаобразования с учебными предметами средней общеобразовательной школы». В этом учебном году началась экспериментальная работа в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6». Тема экспериментальной работы - «Развитие ключевых компетенций учащихся старших классов средствами организации инновационной информационно – коммуникативной образовательной среды профильной школы». В связи с переходом общеобразовательных учреждений на базисный учебный план 2004 года в районе началось развитие профильного обучения и создаются условия для самореализации старшеклассников. В 2007-2008 учебном году был проведен мониторинг учащихся 9-ых классов по выбору профиля обучения. Из 416 учащихся этих классов 35% выбрали обучение в не профильных классах, 13% - в классах с информационно-технологическим профилем, 11% - с физико-математическим, 9% - с социально-гуманитарным, 6% - с химико-биологическим, 5% - с технологическим, 3% - с агро-технологическим. По итогам мониторинга в 2008-2009 учебном году на базе МОУ «Кировский лицей» будет открыт физико-математический класс, в МОУ «СОШ №6» будут использоваться индивидуальные учебные планы, в МОУ «Шайковская СОШ № 2» - информационно-технологический класс, в МОУ «Больше-Желтоуховская СОШ» будет продолжено обучение по специальности «Тракторист категорий «В» и «С». В учебных планах 12 школ района используется региональный компонент базисного учебного плана по предмету «Основы православной культуры», который ведется в основном как факультатив. Используется УМК Бородиной А.В. По содержанию - это религиозно познавательный курс. Он не ставит своей целью подготовку служителей церкви или воспитание в вере, не включает обряды и таинства. Он сохраняет светский характер образования. Количество учителей участвующих в реализации принципов культурно-исторического подхода в обучении учащихся начальных классов постепенно возрастает: 2003 - 2004 учебный год - 2 школы - 3 класса, 2004 - 2005 учебный год - 9 школ - 10 классов, 2005 - 2006 учебный год - 9 школ - 11 классов, 2006 - 2007 учебный год -10 школ - 12 классов, 2007- 2008 учебный год - 10 школ - 13 классов. В прошедшем учебном году 13 учителей начальных классов из 10 школ обучали своих воспитанников по системе А.Ф. Малышевского. Это Борисова Т.Б. (педколледж), Гаврикова Т.В., Кабанова Е.В. (СОШ №1), Костяева Л.А. (СОШ №2), Киселева Н.В. (СОШ №4), Медынская М.В.(СОШ №5), Дерюгина В.А., Рауш Н.А. (СОШ №6), Косых З.В., Московская Т.А. (СОШ №7), Мокроусова Т.Р. (Шайковская СОШ №1), Табанькова И.А. (Шайковская СОШ №2), Ермачкова Н.Ф. (Больше – Желтоуховская СОШ). Анализ и оценка эффективности программ и способов обучения показали, что учащиеся экспериментальных классов не только не отстают от своих сверстников, но и по ряду важных позиций, таких как лексический запас устной речи, глубина понимания смысла сказанного и прочитанного, ассоциативный ряд и образность речи, опережают их. Педагоги отмечают значительное уменьшение пропусков занятий учениками. Родители отмечают повышенный интерес детей к чтению художественной литературы. Результатом планомерной и систематической работы общеобразовательных учреждений по сохранности контингента учащихся является уменьшение количества учащихся отчисленных из образовательных учреждений (отсев) до получения основного общего образования. На протяжении последних трех лет отсев учащихся составляет: 2005-2006 учебный год – 2 человека, 2006-2007 учебный год – нет, 2007-2008 учебный год – 1 человек. Положительным в деятельности ОУ является небольшой процент второгодников. Наблюдается стабильная динамика этого показателя. Повторное обучение
2005-2006
2006-2007
2007-2008
1-4 классы
8/0,18% 5/0,12% 9/0,24% 5-9 классы
3/0,07% 1/0,02% 2/0,05% 10-11 классы
- 1/0,02% - Всего
11/0,25 % 7/0,17% 11/0,29% Поступление выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в высшие учебные заведения на протяжении последних лет остается стабильно высоким: 2004-2005 учебный год – 57 %, 2005-2006 учебный год – 57 %, 2006-2007 учебный год – 63 %, 2007-2008 учебный год – 60%, в том числе по результатам ЕГЭ – 47,7%. В средние специальные учебные заведения поступили 26, 6% выпускников, по результатам ЕГЭ - 16,2%, в высшие военные училища поступили 9,5% выпускников. 5.3. Работа с одарёнными детьми.
Выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей способствует многообразие проводимых конкурсов, конференций, олимпиад. Доля учеников, принимающих участие в районных олимпиадах
2005-2006 2006-2007 2007-2008
уч. г. уч. г. уч. г.
Олимпиадное движение – одна из важнейших составляющих работы с одаренными детьми. Победители школьного тура 2007-2008 учебного года – 753 школьника представляли 17 общеобразовательных учреждения в районных олимпиадах. Было «завоевано» 152 призовых места. Из них: I мест –32, II мест – 55 , III мест – 65. 27 учащихся были направлены защищать честь района в области. Призерами областных предметных олимпиад стали 2 учащихся: Волженцов Андрей (9 класс, СОШ №1, учитель Стефуткина Людмила Сергеевна) занял II место по физике. Брешенков Денис (9 класс, Шайковская СОШ №1, учитель Мишонкова Светлана Дмитриевна) занял III место по биологии. Количество учащихся, принявших участие в областных, Всероссийских олимпиадах
Олимпиады
2005-2006 уч. г.
2006-2007 уч. г.
2007-2008 уч. г.
Областные
27 29 27 Всероссийские
1 - - Количество предметов
12 11 12 Количество призеров районных, областных олимпиад
Призеры
2005-2006 2006-2007 2007-2008 Районных олимпиад
163 194 152 Областных олимпиад
3 1 2 Традиционно в конце учебного года Глава администрации Кировского района проводит церемонию награждения грамотами и стипендиями школьников – победителей районных, областных и Всероссийских олимпиад, конкурсов, научно-исследовательских работ и спортивных соревнований. Итоги учебного года
Всего стипендиатов Кировского района
В том числе из учреждений дополнительного образования
2005-2006
60 14 2006-2007
58 28
|