Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Т. А. Косолапова «01» февраля 2008г

 

             

Т. А. Косолапова «01» февраля 2008г

УТВЕРЖДЕН:

Начальник отдела социальной защиты

населения г. Алатыря

Чувашской Республики

Министерства здравоохранения и

социального развития

Чувашской Республики

____________Т.А. Косолапова

« 01 » февраля 2008г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ГОРОДЕ АЛАТЫРЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В 2007 ГОДУ

Алатырь 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Раздел I.

Охрана труда в системе социального партнерства в Алатыре

Раздел II.

Развитие государственного управления охраной труда на муниципальном уровне

Раздел III.

Производственный травматизм в Алатыре

Раздел IV.

Условия труда и профессиональная заболеваемость

Раздел V.

Обучение охране труда и информационное обеспечение охраны труда

Раздел VI.

Перспективные направления работы по улучшению условий и охраны труда в городе Алатырь на 2008 год

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальный доклад «О состоянии условий и охраны труда в г. Алатырь Чувашской Республики в 2007 году» (далее - муниципальный доклад) подготовлен отделом социальной защиты населения г. Алатыря Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на основе данных управления экономического развития, промышленности, торговли и рыночных отношений, отдела здравоохранения администрации г. Алатырь, профессиональных союзов, организаций и предприятий города. В данном муниципальном докладе более полно и развернуто представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, государственной системы управления охраной труда на муниципальном уровне, проанализирована деятельность местного самоуправления по реализации требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, результаты работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, определены перспективные направления работы на 2008 год.

Представленный муниципальный доклад состоит из шести разделов.

Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в городе Алатырь. За прошедший год прошли уведомительную регистрацию 6 коллективных договоров и 4 дополнения (изменения) к уране уже зарегистрированным коллективным договорам. Улучшилась структура и содержание принимаемых коллективных договоров, повысился уровень социальных гарантий. Больше внимания стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, стали учитываться нормы, заложенные в отраслевых, республиканских, территориальных соглашениях. Однако стоит отметить что не все заключаемые договора проходят уведомительную регистрацию.

Раздел II анализирует развитие государственной системы управления охраной труда на муниципальном уровне. Продолжает действовать Координационный совет по охране и условиям труда в городе Алатырь. Работа в области охраны труда осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, а также в Городской программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в городе Алатырь Чувашской Республики на 2005-2007 годы. Выполнение мероприятий Программ обеспечили реализацию государственного управления охраной труда на территории муниципального образования, повышают эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений работодателей.

Раздел III отражает состояние производственного травматизма в городе. В 2007 году от несчастных случаев на производстве пострадало 21 человек, в 2006 году – 15 человек и в2005 – 29 человек. Количество несчастных случаев с тяжелым исходом: за 2007 год – 3, за 2006 -3 и за 2005 год – 7 несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом. Соответственно и уровень производственного травматизма в расчете на 1000 человек вырос и составил 3,08 пострадавшего (в 2006 году – 1,0 пострадавшего). Хочется отметить тот факт что в минувшем году не зарегистрировано несчастных случаев со смертельным исходом ( в 2006 году – 2 случая, в 2005 – 1).

Раздел IV характеризует условия труда. В городе ведется работа по улучшению финансового обеспечения охраны труда в организациях, которое подтверждается размером затрат на одного работающего. Наибольшие вложения в охрану труда произведены на ОАО «Завод «Электроприбор»

( более 7 тысяч рублей на одного работника) и ОАО «Электроавтомат» (более 18 тысяч рублей на одного работника!).

На 2 предприятиях в минувшем году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, аттестовано 77 рабочих мест, условно аттестовано-120. В результате на 1 января 2008 года в городе аттестовано 1923, условно аттестовано 1290 рабочих мест.

В 2007 году выявлено 2 случая профзаболеваний, в 2006 году профессиональных заболеваний зарегистрировано не было.

Раздел V характеризует состояние обучения по охране труда. В 2007 году обучением по охране труда по городу было охвачено 236 человек, из них 91 человек были обучены представителями Торгово-промышленной палаты за счет средств Фонда Социального Страхования, остальные 145 прошли обучение на базе АСХТ. Также в разделе представлены данные социологического опроса работников и руководителей 8 предприятий города, проведенного в рамках всемирного дня охраны труда. За 2007 год было опубликовано в СМИ 17 материалов по вопросам охраны труда.

В разделе VI обозначены перспективные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2008 году.

Р а з д е л I .

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В АЛАТЫРЕ

Социальное партнерство – многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической и правовой точек зрения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей – установление минимальных социально-правовых и социально-трудовых стандартов и норм, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. Система социального партнерства позволяет эффективно решать вопросы оплаты труда работников, улучшение условий и охраны труда.

Система социального партнерства является важным механизмом объединения усилий в области охраны труда. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласований их интересов в сфере трудовых отношений.

Социальное партнерство основывается на принятых нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном партнерстве».

В минувшем году в городе была продолжена работа по уведомительной регистрации коллективных договоров. Уведомительную регистрацию прошли 7 коллективных договоров и 4 дополнения (или изменения) к ранее уже зарегистрированным договорам. С 2003 года 148 коллективных договоров, это 77,5% от общего числа организаций города.

Улучшилось содержание и структура принимаемых коллективных договоров в плане повышения уровня социальных гарантий. Больше внимания стало уделяться вопросам финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, оплаты труда. Стали учитываться нормы заложенные в принятых отраслевых, республиканских и территориальных соглашениях. Однако стоит отметить, что не все коллективные договора предоставляются на уведомительную регистрацию. Сведения о коллективных договорах представлены в таблице 1.1.

Т а б л и ц а 1.1

Сведения о количестве коллективных договоров прошедших уведомительную регистрацию

в 2007 году в г. Алатырь Чувашской Республики

Количество работников охваченных коллективными договорами в минувшем году

Количество коллективных договоров (всего)

Заключено договоров с 2003 года

В % к общему числу организаций

Зарегистрировано договоров в минувшем году

В % к числу заключенных договоров с 2003 года

1

2

3

4

5

1524

148

77,5

7

4,7

Система социального партнерства позволяет профсоюзным организациям участвовать в управлении производственной деятельностью, создании безопасных условий труда. Состояние условий и охраны труда в организациях находятся на постоянном контроле республиканских комитетов профсоюзов и Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов.

Целенаправленную и планомерную работу по улучшению условий и охраны труда ведут профсоюзные комитеты ряда организаций города, таких как ГОУ НПО «Профессиональное училище №3», ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Электроавтомат», ФГУП «5 Арсенал». Большое внимание в своей работе профессиональные комитеты перечисленных организаций уделяют совершенствованию организационной работы, поиску и внедрению современных форм социальной защиты и гарантий членам профсоюза, общественному контролю за выполнением условий коллективных договоров и деятельности администрации в области условий и охраны труда. Как показывает практика, на профсоюзных собраниях кроме плановых вопросов все чаще и больше стала рассматриваться оперативная обстановка по той или иной проблеме, в том числе и по охране труда. Вся деятельность профсоюзных комитетов сочетается с широкой гласностью работы, для этого используются стенды и уголки профсоюзной информации.

В организациях налажен общественный контроль – выбраны уполномоченные лица профсоюзов по охране труда. Гарантии прав деятельности уполномоченных, условия освобождения их от работы для выполнения общественных обязанностей и обучения, меры по моральному и материальному стимулированию их труда закреплены в коллективных договорах.

Огромное значение в вопросах улучшения работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, профилактике производственного травматизма, повышению качества разработки коллективных договоров и соглашений по охране труда имеет своевременное обучение по охране труда руководителей и специалистов, членов комиссий по охране труда и уполномоченных лиц профсоюзных комитетов по охране труда.

Работу всего профсоюзного актива в области охраны труда необходимо постоянно совершенствовать и направлять. Поэтому уполномоченные профсоюзных комитетов по охране труда должны стать для работников не только верными помощниками, но и информационным центром по условиям и охране труда. Профсоюзы обязаны не только контролировать работу, но и постоянно изучать и распространять положительный опыт лучших, обеспечив через коллективный договор их защиту и вместе с работодателями по достоинству оценивать их труд.

Таким образом, социальное партнерство является эффективным механизмом защиты трудовых прав работников, в том числе условий труда работников, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Развитие социального партнерства позволяет решать многие вопросы по обеспечению социальных гарантий работников, в том числе по улучшению условий и охраны труда, а также повышает социальную ответственность работодателей.

Р а з д е л II .

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Вопросы охраны труда носят комплексный характер. Состояние безопасности труда во многом определяется эффективным функционированием государственной системы управления охраной труда, которая предусматривает единство действий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей и работников по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Усилиями последних лет в Чувашской Республике сформирована такая система, которая позволяет реализовывать законодательные требования охраны труда, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, оказывать практическую помощь организациям, предпринимателям, работникам на всех уровнях управления. Реализация Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» потребовала перестройки управления охраной труда на муниципальном уровне.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 года № 267 «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях Чувашской Республики возложено на территориальные органы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

В 2007 году отделом социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики работа в области охраны труда осуществлялась в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, а также Городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005-2007 годы, принятой решением городского собрания депутатов от 30 июня 2005 года № 39. Мероприятия Программ обеспечивает реализацию государственной политики в области управления охраной труда на территории города, повышают эффективность взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений работодателей.

Общий объем финансирования Республиканской программы в прошедшем году составил 54,43 млн. руб.. Наибольший объем средств затрачен на мероприятия по профилактике заболеваемости, оздоровлению и реабилитации работающих, а также информационному обеспечению охраны труда и здоровья работающих. Финансирование указанных мероприятий производилось в основном из вне бюджетных источников.

В ходе выполнения Республиканской и Городской программ в 2007 году увеличилось количество предприятий, где создаются либо реконструируются комнаты личной гигиены женщин, комнат отдыха, психологической разгрузки и другие санитарно-бытовые помещения. Также на таких предприятиях как ОАО «Электроавтомат», ОАО «Завод «Электроприбор», ФГУП «5 Арсенал», ООО «Лисма-АЭМЗ» много внимания уделяется организации и проведении различных мероприятий пропагандирующих здоровый образ жизни среди работников и членов их семей.

В связи с принятым изменениями в Трудовом Кодексе Российской Федерации специалистом, ведающим вопросами охраны труда, начата в 2006 и продолжена в 2007 году работа по восстановлению и обеспечению служб охраны труда организаций с численностью более 50 работающих. Сведения о специалистах по состоянию на 1 января 2008 года приведены в таблице ниже.

Т а б л и ц а 2.1

Сведения о наличии специалистов по охране труда в организациях города

Количество организаций

Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда

всего

Свыше 50 человек, работающих

До 50 человек, работающих

Всего ответственных лиц по охране труда

К-во служб ОТ/К-во работающих в них человек

Количество организаций с численностью свыше 50 человек, где отсутствует служба ОТ

Охват службами ОТ организаций, с численностью работающих свыше 50 человек, %

1

2

3

4

5

6

7

192

49

143

143

29/95

20

59,2%

В рамках государственной системы управления охраной труда в Алатыре продолжал работать Координационный совет по охране и условиям труда, состав которого был обновлен постановлением главы города от 30 октября 2007 года за №1106.

Основной задачей Координационного совета по охране и условиям труда города Алатыря является выработка на основе анализа прогнозирования состояния условий и охраны труда согласованных решений и предложений по вопросам: учет и анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оценка эффективности предложенных мероприятий по устранению причин травматизма, выработка и реализация планов, регламентирующих документов, программ улучшения условий и охраны труда в городе, рассмотрение вопросов их финансирования, рассмотрение вопросов правильного и эффективного использования государственных и иных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по охране труда работников, содействие организации в обучении и проверке знаний по охране труда работников, включая руководителей и специалистов, рассмотрение вопросов подготовки и переподготовки кадров в сфере охраны труда, содействие защиты прав и интересов работников в области охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Координационный совет по условиям и охране труда возлагаются следующие обязанности по содействию создания в организациях безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда, анализ эффективности проводимых мероприятий по охране труда, осуществление общественного контроля за состоянием охраны труда в организациях и за соблюдением законных прав и интересов работников в области условий и охраны труда.

Координационный совет рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономических механизмов обеспечения охраны труда; рассматривает факты несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом, профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по охране труда.

В состав Координационного совета по охране и условиям труда входят представители администрации города Алатырь, Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителя и благополучия человека по Чувашской Республики в городе Шумерля, отдела социальной защиты населения города Алатыря Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Собрания депутатов города Алатыря, общественных объединений, а также руководители и специалисты по охране труда крупных предприятий города. Председателем Координационного совета является первый заместитель главы города Алатырь по социально-экономическим вопросам.

В 2007 году состоялось два заседания Координационного совета, на котором были рассмотрены следующие вопросы:

- - об утверждении плана работы Координационного совета на 2007 год

- - о проделанной работе в области охраны труда и ее результатах в 2006 году и задачах на 2007 год

- - награждение победителей городского смотра – конкурса по охране труда по итогам 2006 года

- - о ходе проведения диспансеризации и дополнительных медосмотров работающих, занятых на работах с вредными и опасными производствами в 2007 году

- - о производственном травматизме по городу Алатырь за 10 месяцев 2007 года

- - о результатах расследования тяжелых несчастных случаев, произошедших на предприятиях города.

В минувшем году специалистом отдела социальной защиты населения города Алатыря Минздравсоцразвития Чувашии была продолжена работа по приему посетителей и их консультированию по вопросам касающимся условий и охраны труда. Наиболее часто задаваемыми были вопросы касающиеся обучения и проверке знаний по охране труда и вопросы касающиеся изменений и нововведений в законодательстве, регулирующим трудовые отношения в нашей республике и государстве. Также не мало вопросов было со стороны частных предпринимателей, которые традиционно касались изменения минимального размера заработной платы в республике, порядок заключения трудовых договоров и порядок заполнения трудовых книжек.

Основными задачами управления охраной труда на муниципальном уровне являются:

- - реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в г. Алатырь

- - обеспечение реализации на территории города Трудового кодекса, мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, Городской программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в городе Алатырь на 2005-2007 годы

- - работа по созданию служб охраны труда на предприятиях с численностью работающих свыше 50 человек

- - организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций города

- - анализ и прогнозирование основных показателей состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также планирование на территории города мероприятий по их профилактике

- - оказывание практической и методической помощи в области охраны труда организациям города

Уже 5 год ведется работа по подготовке ежегодного Муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в городе Алатыре. В докладе дается наиболее полная характеристика состояния условий и охраны труда: развитие системы муниципального управления охраной труда, результаты работы местного самоуправления, контроля и надзора на территории муниципального образования, финансирование мероприятий по охране труда, состояние и причины производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, обучение по охране труда. В разделах доклада подробно анализируются причины несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, положительные и отрицательные тенденции, намечаются мероприятия по профилактике производственного травматизма и улучшению условий и охраны труда. Подготовка муниципальных докладов позволяет проводить оценку эффективности работы управления охраной труда на муниципальном уровне, состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в городе.

Р а з д е л III .

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ В АЛАТЫРЕ

Производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование не совершенных, морально и физически устаревшего оборудования и технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводит к полной или частичной утрате трудоспособности. В данном разделе проанализировано состояние производственного травматизма на крупных и средних организациях следующих видов экономической деятельности: обрабатывающее производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; торговля; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление коммунальных услуг.

В 2007 году специалистом отдела социальной защиты населения г. Алатыря Минздравсоцразвития Чувашии был собран аналитический материал состояния условий и охраны труда по крупным и средним предприятиям и организациям города. Из 192 организации и предприятий на территории муниципального образования в 9 (4,7% от общего числа организаций и предприятий города) организациях были зарегистрированы несчастные случаи. Пострадало от травм на производстве и временно утратили трудоспособность 21 человек ( в 2006 – 15, в 2005 – 29 человек). Из 21 зарегистрированного несчастного случая 4 являются тяжелыми и 17 легкими несчастными случаями. Один из тяжелых несчастных случаев, имевший место 8 октября 2007 года на Алатырский дистанции пути Казанского отделения Горьковской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», комиссия по результатам расследования (руководствуясь ст. 229.2 ТК РФ и п.23 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Министерства труда №73 от 24 октября 2002 года) квалифицировала как «не связанный с производством».

Уровень производственного травматизма (число пострадавших на 1000 работающих) составил 3,08 человека. При этом в 5-х из 20 несчастных случаев на производстве пострадали женщины. То есть наблюдается рост производственного травматизма среди женщин. Если доля несчастных случаев с участием женщин от общего числа зарегистрированных в 2005 году составляла 6,9%, в 2006 – 13,3%, то в минувшем 2007 – 25%. Вместе с тем стоит отметить что в минувшем году не зарегистрировано несчастных случаев со смертельным исходом (в 2006 г. – 2 и в 2005 – 1 случай).

Динамика производственного травматизма представлена в таблице 3.1.

Т а б л ц а 3.1

Динамика производственного травматизма в г. Алатырь

Показатели

Годы

2005

2006

2007

1

2

3

4

Число пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, человек

Всего

На 1000 работающих

В том числе женщин

На 1000 работающих

Из общего числа пострадавших – со смертельным исходом,

Человек всего

На 1000 работающих

Число человеко–дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, всего

На 1 пострадавшего, дней

29

3,5

2

0,17

1

0,09

1429

49,3

15

1,0

2

0,13

2

0,13

655

43,6

20

3,08

5

1,7

-

-

1031

51,6

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности работников по причине травматизма на производстве, по сравнению с предыдущими годами выросло (в 2005г. -1429 человеко-дней, в 2006 – 655) и составили 1031 человеко-дней. Каждый из пострадавших от несчастных случаев на производстве отсутствовал на рабочем месте в среднем 51,6 дней за год.

Т а б л и ц а 3.2

Уровень производственного травматизма на предприятиях и организациях города Алатырь в 2007 году

(количество пострадавших на 1000 работающих человек)

Наименование предприятия или организации

2005

2006

2007

Число постра

давших на производстве,

человек

На

1000

работающих

Число постра

давших на производстве,

человек

На

1000

работающих

Число постра

давших на производстве,

человек

На

1000

работающих

1

2

3

4

5

6

7

ОАО

Электроавтомат.

6

4,27

-

-

6

4,61

ФГУП

5 Арсенал

-

-

-

-

1

0,99

ОАО Завод

Электроприбор

2

2,8

-

-

-

-

ОАО

Алатырский

механический

завод

-

-

1

1,9

-

-

ОАО

АЗНХ

1

2,3

1

2,2

1

2,29

ООО

Алатырская бумажная фабрика

10

22,07

4

8,99

7

15,66

ООО

Лисма-АЭМЗ

3

5,39

3

8,77

1

3,08

ОАО

Алатырский хлебозавод

-

-

2

10,16

-

-

ГПУ ЮЛ 34-2 МЮ РФ

-

-

-

-

1

0,81

МУП АПОКиТС

-

-

-

-

1

6,45

МУП АКХ

3

29,21

-

-

-

-

МУП

ЖЭУ № 1

1

6,37

-

-

2

8,93

МУП

Алатырские городские

Электросети

-

-

-

-

-

-

ОАО СУ – 7

-

-

-

-

-

-

МОУ

«СОШ № 12»

-

-

-

-

1

25

ООО Трейд +

-

-

1

11,63

-

-

ВСЕГО:

29

3,5

15

1,0

20

3,08

Рост уровня производственного травматизма наблюдается в МУП «ЖЭУ №1», МУП «АПОК и ТС», ОАО «Электроавтомат», ООО «Алатырская бумажная фабрика».

Хочется отметить, что на ряде городских предприятий в течении последних лет не зарегистрировано тяжелых и смертельных случаев производственного травматизма - ФГУП «5 Арсенал» МО РФ (руководитель С.А. Неймущенков, инженер по ОТ и ТБ – А.П Алхов), ГПУ ЮЛ 34-2 МЮ РФ (А.Н. Маланьин, Т.С. Клементьева), МУП «Алатырские городские электросети» (В.И. Блашенков, Н.М. Балыков).

Динамика производственного травматизма по г. Алатырь

за 2005-2007 годы

В 2007 году коэффициент производственного травматизма вырос на 34,74% по сравнению с предыдущим периодом (3,08 против 1,07 в 2006 году).

Два несчастных случая, относящихся к тяжелым, произошли на ОАО «Электроавтомат».

Тяжелый несчастный случай «криминального характера» со слесарем-ремонтником ОАО «Электроавтомат» произошел 29 декабря 2006 года в 10 часов 10 минут. Согласно приговору Алатырского районного суда Чувашской Республики от 16.03.2007 г., около 10 часов в помещении раздевалки цеха №37 ОАО «Электроавтомат» в ходе борьбы двух рабочих, разнимающий их фрезеровщик, имеющимся у него в руках столовым ножом по неосторожности причинил одному из работников проникающее колото-резаное ранение брюшной полости с ранением правой доли печени, осложнившиеся гемоперитонимом, которое по своим свойствам причинило тяжкий вред здоровью человека, опасный для жизни. Согласно приговору Алатырского районного суда ЧР от 16.03.2007 года: фрезеровщик ОАО «Электроавтомат» совершил преступление, предусмотренное частью 1 ст. 118 УК Российской Федерации.

Второй несчастный случай на ОАО «Электроавтомат» произошел 28 февраля 2007 года в 7 часов 15 минут со штамповщицей, выполнявшей операцию «пробивка» детали «Радиатор» изделия «Алплаз». Изготовив очередную деталь, штамповщица стала снимать ее с матрицы. Ввела правую руку в опасную зону работающего пресса, непроизвольно нажав ногой на педаль управления, опустившимся пуансоном штампа травмировала находившиеся в рабочей зоне пальцы правой кисти. В результате получила рваные размозженные раны II-III-IV-V пальцев правой кисти с травматической ампутацией ногтевых фаланг II-III-IV-V пальцев правой кисти, шок I степени. Причинами несчастного случая послужило неприменение пинцета для съема изделия, допуск к работе без проведения внепланового инструктажа, так как данную операцию работник выполнял впервые и отсутствие в технологической карте указания на режим управления прессом.

Еще один несчастный случай произошел на МУП «ЖЕУ №1» 19 марта 2007 года со столяром. Который, по заданию мастера строительного участка производил распиловку досок на рейки. При распиловке очередной доски с наличием дефекта (раскол доски, сучек) диск пилы, попав на сучек, расколол доску на две части, одна из которых отлетела, а другая была затянута под диск пилы вместе с рукой столяра. Под диск пилы попали пальцы левой руки, произошел травматический отрыв 2,4 пальцев на уровне ногтевых фаланг и субтотальный отрыв ногтевой фаланги 3 пальца с повреждением мягких тканей. В итоге степень утраты профессиональной трудоспособности в 20% на 2 года. Причинами несчастного случая являются отсутствие контроля за работающим персоналом со стороны мастера строительного участка и личная неосторожность со стороны пострадавшего, производившего подачу доски под пилу без толкателя.

Анализ причин несчастных случаев показал, что большинство из них стало результатом неудовлетворительной организации производства работ, несовершенства технологических процессов, пренебрежение безопасными приемами производства работ и тот самый пресловутый «человеческий фактор», когда работники пренебрегая всеми мерами предосторожности и безопасности совершают действия, ведущие к их травмированию или даже гибели.

Производственный травматизм представляет собой серьезную опасность для здоровья и благополучия людей. По данным Росстата коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в 2 – 2,5 раза превышает соответствующие показатели в США и странах Евросоюза. По некоторым оценкам в России ежегодно погибает на производстве порядка 9000 человек, более 8000 человек становятся профессиональными больными. При этом возраст погибших на производстве колеблется в пределах 25-50 лет у мужчин и 25-40 лет у женщин.

Р а з д е л IV .

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависит от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание таким образом, безопасных условий труда ведут к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Анализ состояния условий труда в организациях и на предприятиях города Алатыря показывает, что на промышленных предприятиях сохраняется неблагополучное состояние условий труда. На некоторых предприятиях недостаточно активно проводятся работы по реконструкции и техническому перевооружению производств, внедрению новых технологий, механизации и автоматизации технологических процессов. Но есть и положительные тенденции, так например на ОАО «Завод «Электроприбор» в минувшем году на перепланировку, размещение оборудования, организацию рабочих мест в целях обеспечения безопасности работников было затрачено порядка 5 млн. рублей; на приведение к нормам естественного и искусственного освещения на рабочих местах и территории – 115 тыс. рублей; на реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений и комнат приема пищи – 350 тыс. рублей, на замену ручных прессов на пневматические, в целях облегчения физического труда работников – 50 тыс. рублей. На ОАО «Алатырский механический завод» за 2007 год в целях улучшения условий труда, а именно: устройство систем кондиционирования с целью обеспечения микроклимата и чистоты воздушной среды в рабочей зоне, приобретение сертифицированных СИЗ, проведение углубленных медицинских осмотров и других мероприятий так или иначе напрямую влияющих на условия и охрану труда было затрачено более двух миллионов рублей. Не большие организации города не в силах затрачивать подобные средства на улучшение условий и охрану труда, но приобретение современных сертифицированных СИЗ, приобретение моющих средств, затраты на содержание медпункта, затраты на компенсацию за работу во вредных и тяжелых условиях труда - все это по возможности выполняется. Так например на ОАО «Алатырский хлебозавод» на перечисленные цели в 2007 году было затрачено 212 тыс. рублей. Среди ведущих организаций города, независимо от формы собственности и численности работников, с каждым годом наблюдается рост положительных тенденций в работе по улучшению условий и охраны труда. Руководители этих организаций понимают что охрана и улучшение условий труда требует комплексного, целенаправленного и системного подхода, учитывающего все аспекты производственной деятельности: правовые, социально-экономические, организационно технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические и даже психологические.

Не стоит забывать и о том что на промышленных предприятиях города трудятся более 3 тысяч женщин, на отдельных предприятиях количество работающих женщин превышает 50% от общего числа работающих. Они как и раньше заняты в основных и вспомогательных производствах, зачастую сопряженных с выполнением ручных операций в условиях непосредственного воздействия вредных производственных факторов. Так например в строительстве, основные отделочные работы выполняются женщинами (маляры, штукатуры, плиточницы), во время которых они подвергаются воздействию химических веществ таких как ацетон, толуол, уайт-спирит и минеральной пыли, концентрация которой зачастую превышает предельно допустимые нормы.

В последние годы отмечается тенденция перевода текущей работы с использованием ПВЭМ, создаются кабинеты и подразделения информатики, где в основном применяется интеллектуальный труд женщин. Такие рабочие места в большинстве случаев оборудованы с нарушением требований СанПиН 2,2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ».

Основным источником получения сведений об условиях труда является карта аттестации рабочих мест по условиям труда. В 2007 году на предприятиях города была продолжена работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Таких как ОАО «Алатырский механический завод», МУП «АПОК и ТС», МУЗ «Алатырская городская станция медицинской помощи». Но к общему количеству организаций и предприятий города это только малая толика.

Основной проблемой в области развития аттестации рабочих мест по условиям труда является непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этому вопросу со стороны органов государственного надзора и контроля. В результате на 1 января 2008 года проведена или проводится аттестация рабочих мест по условиям труда на 14 предприятиях города, что составляет 7,33% от общего количества зарегистрированных в городе организаций и предприятий. Аттестовано 1923 рабочих мест, условно аттестовано 1196. В минувшем году завершена аттестация с последующей сертификацией работ по охране труда на ООО «Лисма – АЭМЗ». Сведения о проведении аттестации в организациях представлены в таблице 4.1.

Ежегодно в городе ведется работа по улучшению финансового обеспечения охраны труда в организациях, которое подтверждается размером затрат на одного работающего.

Наибольшие вложения в охрану труда произведены на ОАО «Завод «Электроприбор» (более 9 тысяч рублей на одного работника), ОАО «Электроавтомат» (более 18 тысяч на 1 работника!), ОАО «Алатырский механический завод» ( 4790 рубля на одного работника), ФГУ «5 Арсенал» ( 3243 рубля на одного работника). Данный факт не может не радовать, также он свидетельствует о наличии тенденции соблюдения работодателями требования законодательства по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Кроме положительных тенденций есть и отрицательные, и их нельзя не заметить. Профессиональные заболевания, которых в 2006 году не было, то в 2007 были выявлены и зарегистрированы 2 случая профессиональных заболеваний.

Вибрационная болезнь I-III ст. выявлена у работника АТП – филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс» водителя 1948 года рождения. В настоящее время продолжает работать сторожем в той же организации.

Второй случай профзаболевания с диагнозом «профессиональная туберкулема» выявлен у процедурной медсестры Алатырского противотуберкулезного диспансера. В настоящее время - инвалид III группы, не работает.

Хочется отметить тот факт, что выявление профзаболеваний и заболеваний не связанных с трудовой деятельностью работника происходит при прохождении работниками организаций периодических медицинских осмотров. За 2007 год подлежало пройти периодический медицинский осмотр 2719 работникам организаций города, из них 955 женщин. Прошло медосмотр 2626 человек, из них 911 – женщины, а это 96,6% и 95,4% от их запланированного количества соответственно.

Р а з д е л V .

ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Обучение охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Всего в течении 2007 года обучением было охвачено 236 человек, 91 человек из которых были обучены представителями Торгово-промышленной палаты за счет средств Фонда социального страхования по категориям отдельных застрахованных. Остальные 145 человек прошли обучение на базе ФГУ СПО «АСХТ». Обучение прошли не только руководители и специалисты организаций и предприятий, но и уполномоченные и доверенные лица из числа рядовых работников.

За 2007 год в городе по охране труда были обучены 236 человек, что на 50 человек больше чем в минувшем году. Система обучения по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации позволяет проводить выездное обучение по охране труда, обучение специалистов и руководителей бюджетных организаций и учреждений, развивать обучение по отраслевым направлениям, содействует развитию института общественного контроля за охраной труда путем обучения уполномоченных лиц профсоюзов и членов комитетов (комиссий) пор охране труда и в целом способствует снижению травматизма на производстве и профессиональной заболеваемости. В ходе обучения повышается уровень культуры слушателей, расширяется их кругозор. Особое внимание в процессе обучения по охране труда уделялось вопросам работы с людьми, так как зачастую главной причиной несчастных случаев все чаше становится «человеческий фактор», когда работники пренебрегая всеми мерами предосторожности и безопасности совершают действия или поступки, ведущие к их гибели или травмированию. Поэтому очень важно выстроить систему обучения и проведения инструктажей по охране труда, разработки инструкций по охране труда, при этом следует исключить формализм и несерьезное отношение к охране труда не только у работников но и у непосредственных руководителей работ, повысив их ответственность за жизнь и здоровье вверенных им людей. Положительную роль в повышении статуса охраны труда может сыграть гибкая система стимулирования за эффективную работу по улучшению условий и охраны труда.

В целях информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в прошедшем году подготовлен Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в г. Алатырь в 2006 году, утвержденный начальником отдела социальной защиты населения г. Алатыря Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 14 марта 2007 года. кроме того, информация о наиболее значимых событиях касающихся, условий и охраны труда, размещалась на сайте администрации города и в СМИ. Таким образом 17 материалов об условиях и охране труда было опубликовано и выставлено на сайте администрации в течении всего 2007 года.

Развитие информационной работы является одним из приоритетных направлений в сфере улучшения условий и охраны труда города и республики, поэтому ему уделяется большое внимание. Проводимая работа позволяет повысить информативность, грамотность и профессионализм руководителей и специалистов, культуру производства. Выявить и распространить передовой опыт, предупредить повторение ошибок, однажды уже повлекшими за собой производственный травматизм или профессиональные заболевания.

В минувшем году в рамках Республиканского месячника по охране труда пыл проведен социологический опрос работников и руководителей 8 предприятий города, общая численность респондентов составляет 4569 человек, что около 52% от числа работников крупных и средних предприятий города.

По итогам опроса можно сделать следующие выводы:

- - 66,2% работников оценивают качество обучения, проводимое на предприятиях, как «без нареканий»

- - 97,9% отмечают что инструктажи по охране труда проводятся 1 раз в квартал с основным количеством работников

- - 69,3% обеспечены средствами СИЗ полностью и 23,8% - не в полном объеме

- - 94,6% работников знают свои инструкции по охране труда, 65,2% соблюдают эти инструкции, а 25,5% работников не соблюдают их совсем

- - 96,2% работников регулярно проходят медицинский осмотр, из них 79% удовлетворены качеством проводимых осмотров

При анализе ответов руководителей выяснено, что у основного количества начальников нет нареканий к проводимой в организации работы по повышению квалификации работников – это 51,7%, и 41,2% - оценивают эту работу как «удовлетворительную»

- - качество обучения по охране труда также «удовлетворительно»

- - 85,1% руководителей своевременно 1 раз в квартал проводят инструктажи по охране труда со своими работниками

- - 44,6% руководителей похвалят своего работника за своевременное сообщение о нарушениях требований по охране труда, а 20,6% - объявит выговор

- - 52,2% руководителей считают, что работники предприятия обеспечены средствами СИЗ полностью, а 27,3% - обеспечены не в полном объеме

- - 89% руководителей удовлетворительно оценивают состояние санитарно-бытовых помещений в своей организации

- - 54,9% считают, что финансирование мероприятий по охране труда производится в полном объеме.

Р а з д е л VI .

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО УЛКЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В 2008 ГОДУ

Представленная в настоящем докладе информация свидетельствует о том, что проводимая органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора, местного самоуправления и профсоюзами, совместная работа по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2007 году позволила снизить число пострадавших от травм на рабочем месте, несчастных случаев с тяжелым исходом на предприятиях города.

Вместе с тем анализ производственного травматизма показывает, что по прежнему большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующих особых материальных затрат, в результате отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, невыполнения должностными лицами и работниками своих обязанностей по соблюдению требований охраны труда. Оценка имеющийся ситуации в области травматизма и профзаболеваемости на производстве в городе показывает, что проблемы охраны труда требуют выполнения комплекса организационных, экономических, технических и других мероприятий. Одним из важнейших направлений является аттестация рабочих мест по условиям труда. Произведенный анализ работы показал, что в организациях города продолжена определенная работа в этом направлении. Необходимо и далее расширять сферу деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечению необходимого качества работ по аттестации. Следует также продолжить развитие экономического стимулирования работодателей через механизм скидки и надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, использование сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

В соответствии со статьей 225 Трудового Кодекса Российской Федерации и подпунктом 2.3.2 Порядка обучения и проверке знаний по охране труда работников организаций, утвержденным совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 января 2003 года за №1/29, необходимо активнее проводить обучение работающих по соответствующим программам непосредственно самими организациями города. Недостатки в обучении, проведении инструктажей по охране труда, а также стажировке вновь принятых работников, безусловно, влияют на уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Идеология современной охраны труда – довести до сознания работодателей и работников мысль о том, что нет более высокой ценности, чем жизнь и здоровье человека, и никакая самая дорогая и необходимая продукция их не стоит.

Другим важным направлением является создание безопасных условий труда в организациях малого бизнеса, количество которых с каждым годом увеличивается. В этом направлении необходимо активизировать работу по проведению круглых столов и обучающих семинаров по охране труда, разработке методических рекомендаций, оказанию практической методической помощи индивидуальным предпринимателям в области охраны труда. Причем в этой работе необходимо объединить усилия не только органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля и надзора, а также различных общественных объединений и ассоциаций малого бизнеса.

Планомерную и целенаправленную работу по профилактике производственного травматизма ведет администрация города Алатырь. Действует Координационный совет по условиям и охране труда, специалист по охране труда отдела социальной защиты населения г. Алатыря Минздравсоцразвития Чувашской Республики. Ежегодно принимается муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда, реализуется целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих. Начата и продолжена работа по созданию служб охраны труда в организациях с численностью работающих более 50 человек. Вместе с тем в процессе создания служб охраны труда существует ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее развитие и совершенствование работы в области улучшении условий и охраны труда. Одной из таких проблем остается отсутствие в городе и республике системы подготовки специалистов по охране труда со средним профессиональным или высшим профессиональным образованием. На сегодняшний день подготовка кадров для этих служб ведется только благодаря системе обучения по охране труда в учебных центрах по 40-часовой программе. Другой проблемой является невысокий статус профессии, и как следствие, низкая оплата труда. В результате многие организации не могут подобрать специалистов по охране труда и вынуждены держать эту должность вакантной или искать специалистов из числа технического персонала.

Основными задачами на 2008 год являются:

- - дальнейшее снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем увеличения количества организаций, не имеющих несчастных случаев на производстве

- - реализация мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий, ораны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы

- - разработка, утверждение и реализация мероприятий Городской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в городе Алатырь Чувашской Республики на 2008-2010 годы

- - усиление контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда в организациях

- - продолжение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, повышение его качества и эффективности путем внедрения новых технологий, учебных программ и модульных систем

- - составление и анализ ежегодного муниципального доклада о состоянии условий, охраны труда и здоровья работающих в городе, проведение расширенных заседаний Координационного совета по условиям и охране труда в городе, месячников, Дней охраны труда, смотров конкурсов по охране труда среди организаций, городских семинаров, совещаний и круглых столов по охране труда для руководителей и специалистов организаций, а также субъектов малого предпринимательства

В будущем году принятые меры будут способствовать дальнейшему сохранению положительных тенденций в сфере условий и охраны труда. А именно снижения производственного травматизма и профзаболеваемости в городе, снизить потери дней трудоспособности работников и в конечном итоге снизит размеры страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что в конечном итоге будет способствовать социально-экономическому развитию города.