Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности №190604 “Техническое

 

             

Указания методические и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности №190604 “Техническое

Салаватский индустриальный колледж

Экономика отрасли

Методические указания и контрольные

задания для студентов-заочников

Салаватского индустриального колледжа

по специальности №190604 “Техническое

обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта”

200 6

Рассмотрено на заседании Методические указания составлены

предметно-цикловой комиссии в соответствии с рабочей программой

Протокол №___от____2006 по дисциплине “Экономика отрасли”

Председатель предметно- по специальности №190604

цикловой комиссии “Техническое обслуживание и ремонт

______________К.В.Шавырова автомобильного транспорта”

Заместитель директора по УР

_________________Бикташева Г.А.

Составитель:

Преподаватель Салаватского

индустриального колледжа ____________________С.Я. Горбаева

Рецензент:

преподаватель Салаватского

индустриального колледжа ____________________О.В. Рундау

Ответственный за выпуск ____________________А.Б. Денисов

Содержание

1 Введение

2 Программа учебной дисциплины

3 Перечень практических работ

4 Задания для контрольных работ

5 Литература

1 Введение

Программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» пред­назначена для реализации требований к минимуму содержа­ния и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 “Техническое об­служивание и ремонт автомобильного транспорта” и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» является общепрофессио­нальной, устанавливающей базовые знания для получения про­фессиональных умений и знаний.

Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает, наряду с другими видами транспорта нормальное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительного, удовлетворяет потребности в перевозках и способствует в укреплении оборонной мощи и страны.

В транспортном комплексе эксплуатируется около 11% основных производственных фондов народного хозяйства. Значительная часть трудовых и материальных ресурсов задействована в перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом. С автомобильным транспортом непосредственно связаны социально и экономически значимые обеспечивающие отрасли: автомобилестроение, дорожное строительство и содержание дорог, переработка нефти и реализация нефтепродуктов, автосервис, отраслевая подготовка кадров и др.

“Экономика отрасли” изучает закономерности развития фирм и отрасли при различных рыночных структурах с целью более полного удовлетворения потребительского спроса и повышения эффективности экономики.

Главной задачей дисциплины “Экономика отрасли” является формирование у студентов современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, логики и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, основах функционирования и взаимодействия субъекта экономики.

Настоящая дисциплина является важной составной частью профессиональной и специальной подготовки специалистов автомобильного транспорта. Она тесно связана с другими экономическими, а также техническими дисциплинами, формирующими знания, студентов в области транспортной техники, ее обслуживание и ремонта, организация перевозок и оптимизации управления техническими процессами.

Программа дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях и в процессе выполнения курсовой работы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- об основных аспектах развития отрасли, пред­приятия как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Знать:

- организацию производственного и технологического процессов;

- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы автотранспортной отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- методику разработки бизнес-плана

Уметь:

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- рассчитывать экономическую эффективность капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий.

2 Программа учебной дисциплины

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в том числе практические занятия

1

2

3

Введение

2

Раздел 1. Предприятие и предпринимательство на автомобильном транспорте

Тема 1.1. Основы экономики автомобильного транспорта

2

Тема 1.2. Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности

2

Тема 1.3- Организация производства на автомо­бильном транспорте

2

Тема 1.4. Основные средства

6

2

Тема 1.5. Оборотные средства

4

2

Тема 1.6. Маркетинговая деятельность предприя­тий автомобильного транспорта

4

Итого по разделу

20

4

Раздел 2. Планирование хозяйственной деятель­ности предприятия

Тема 2.1. Основы внутрифирменного планирова­ния

4

Тема 2.2. Технико-экономическое планирование на автомобильном транспорте

12

6

Тема 2.3. Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях ав­томобильного транспорта.

8

2

Итого по разделу

24

8

Раздел 3. Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики

1

2

3

Тема 3.1. Издержки производства и себестои­мость продукции (услуг)

4

2

Тема 3.2. Ценообразование в рыночной экономи­ке

4

1

Тема 3.3. Прибыль и рентабельность

2

1

Итого по разделу

10

4

Раздел 4. Экономическая эффективность дея­тельности автотранспортного предприя­тия. Внешнеэкономическая деятель­ность

Тема 4.1, Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия

4

2

Тема 4.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий

2

Итого по раздел/

6

2

Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйст­венной деятельности предприятия

Тема 5.1. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия

2

Тема 5.2. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия.

6

2

Итого по разделу

6

2

20

Всего по дисциплине

80

20

3. С одержание учебной дисциплины и методические указания

Введение

Студент должен:

иметь представление:

- О роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Методические указания.

Данная тема является вводной и должна дать понятие о значимости данной дисциплины, об самоорганизации учебной деятельности студента в освоении навыков экономической работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные цели и задачи дисциплины “Экономика отрасли”?

2. Что изучает дисциплина “Экономика отрасли”?

3. Значение дисциплины для будущего специалиста.

4. Основные объекты изучения дисциплины.

Литература [ 1 ] стр 3

Раздел 1. Предприятие и предпринимательство на автомобильном транспорте

Тема 1.1. Основы экономики автомобильного транспорта

Студент должен:

знать:

- роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной эконо­мики, ее особенности;

- экономические показатели развития отрасли.

Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики. Специфические особенности отрасли, влияющие на формирование ее эконо­мического потенциала.

Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли. Отраслевой рынок труда. Управление отраслью. Экономические показатели развития отрасли и ее перспективы.

Методические указания.

При изучении этой темы студент должен уяснить, что экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным, железнодорожным транспортом. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений, перевозит продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива. Интенсивно развиваются пассажирские перевозки.

При изучении этой темы студент должен усвоить, что в общей структуре затрат на производство продукции на долю сырья и основных материалов приходится более 60%, в связи с чем должно уделяться большое внимание качеству использования материалов, в том числе ГСМ. Кроме того, студент должен знать виды сырья и материалов, используемых в производственном процессе автотранспорта и отраслей национальной экономики, основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, формы обеспечения ресурсами, ресурсо- и энергосберегающие технологии.

Трудовые и финансовые ресурсы – это производственный потенциал. На производственный потенциал отрасли большое влияние оказывает форма собственности на средства труда и объем инвестиций направляемых на поддержание и обновление основных средств.

Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства – земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные процессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечивая, таким образом, их хозяйственное взаимодействие. Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров:

1. Объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы;

2. Объемом, структурой предложения трудовых ресурсов;

3. Уровнем цены на рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику автомобильному транспорту как отрасли национальной экономики.

2. Назовите особенности автомобильного транспорта, выделяемые научной дисциплиной “Экономика отрасли (автомобильного транспорта)”.

3. Что является продукцией автомобильного транспорта.

4. Что включает в себя понятие материально-сырьевые ресурсы?

5. Перечислите основные направления рационального использования сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.

6. Перечислите показатели эффективного использования материально-технических ресурсов.

7. Назовите формы обеспечения материально-техническими ресурсами.

8. Назовите факторы, влияющие на состояние рынка труда отрасли.

9. Перечислите финансовые ресурсы отрасли.

10. Какими параметрами характеризуется состояние рынка труда?

11. Назовите экономические показатели развития отрасли.

Литература [ 1 ] стр 7-49, [ 4 ] стр 266, 277, 292

Тема 1.2. Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности

Студент должен:

знать:

- сущность и формы предпринимательства;

классификацию предприятий по формам собственности, по отрасле­вому признаку, по типам производства, размерам, видам предприятий в отрасли.

Производственное предприятие на автомобильном транспорте, и произ­водственная и организационная структура. Классификация предприятий по ти­пам производства, их характеристика.

Предпринимательская деятельность предприятия. Классификация пред­принимательской деятельности: по виду деятельности, по формам собственно­сти, по организационно-экономическим формам, по степени использования на­емного труда. Капитал и имущество предприятия.

Методические указания.

При изучении этой темы необходимо ознакомиться с Гражданским кодексом РФ (ч. I ), ФЗ от 14 июня 1994 г № 88 “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”.

Предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан или юридических лиц, направленная на получение прибыли. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

В соответствии с законодательством коммерческие предприятия в РФ функционируют в следующих организационно-правовых формах:

o хозяйственные товарищества;

o хозяйственные общества;

o производственные кооперативы;

o государственные и муниципальные унитарные предприятия.

По указанным выше законодательным актам изучите формы собственности, классификацию предприятий по размерам.

Все предприятия автомобильного транспорта по назначению можно разделить на три группы:

1. автообслуживающие;

2. автотранспортные;

3. авторемонтные.

Технико-экономическую характеристику указанных типов предприятий изучите по рекомендованной литературе.

В современных условиях предприятия самостоятельно определяют структуру управления. В порядке рекомендаций для предприятий АТ разработаны типовые структуры управления и рассчитана примерная численность служащих.

Организационная структура АТП разрабатывается с учетом местных условий.

Состав и параметры производственной структуры АТП определяются внешними и внутренними факторами.

Имущество предприятия – все материальные, нематериальные и денежные средства, находящиеся в пользовании, владении и распоряжении предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит предпринимательская деятельность предприятия?

2. Какие виды предпринимательства вы знаете?

3. Каковы особенности организационной структуры автомобильного предприятия?

4. Каковы принципы классификации организационно-правовых форм автотранспортных предприятий?

5. Какие виды хозяйственных товариществ в обществе вы знаете?

6. Какие коммерческие предприятия относятся к унитарным?

7. Какова цель создания автотранспортного предприятия?

8. Почему предприятие называют основным звеном экономики?

9. Как влияет внешняя и внутренняя среда предприятия на его развитие?

10. По каким признакам определяются малые, средние, крупные предприятия?

11. Как подразделяются предприятия по принадлежности капитала?

12. Как вы сможете охарактеризовать производственную структуру автотранспортного предприятия?

13. На какие группы разделяются автопредприятия по их назначению?

Литература [ 1 ] стр 52

Тема 1.3. Организация производства на автомобильном транспорте

Студент должен:

знать:

- общую структуру организации производства;

- организацию технической подготовки производства;

- организацию обслуживающих и вспомогательных систем производст­ва (инструментальное, складское, энергетическое хозяйство и др.);

- организацию основного производственного процесса;

- организацию труда, требования к качеству перевозок, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Организация основного и вспомогательного производства на автотранс­портном предприятии. Основные понятия о производственном процессе и принципах его организации.

Общая структурная модель организации производства, организация ос­новного производства, организация управления производством, организация труда.

Методические указания.

Процесс производства – это совокупность многих последовательных процессов труда, в результате которого изготовлен конечный продукт.

Организация производства – комплекс мероприятий по эффективному сочетанию живого труда с материальными элементами производства.

Организация производства АТП представляет собой совокупность следующих функционально и качественно разнородных подсистем:

- организация материально-технического снабжения производства;

- организация технической подготовки производства;

- организация обслуживания производства;

- организация основного производственного процесса;

- организация труда;

- организация управления производством.

После ознакомления со структурой организации производства необходимо изучить каждый элемент ее системы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие общей и производственной структуры АТП.

2. Каковы основные принципы организации производственного процесса?

3. Что лежит в основе организации ТО и ТР подвижного состава?

4. Какие методы организации процессов ТО и ТР применяются на АТП?

5. В чем заключается основной производственный процесс АТП?

6. Для чего создаются обслуживающие и вспомогательные производства?

7. Требования к качеству перевозок, ТО и ТР.

8. Особенности организации труда работников АТП.

Литература [ 1 ] стр 70

Тема 1.4. Основные средства

Студент должен:

знать:

- отраслевую структуру и эффективные формы использования основ­ных средств;

- пути повышения использования основных производственных средств;

уметь;

- рассчитывать важнейшие показатели использования основных средств.

Понятие и экономическая сущность основных фондов. Состав и структу­ра основных фондов автомобильного транспорта и их влияние на результаты работы предприятия, анализ структуры основных фондов. Оценка основных фондов. Износ и воспроизводство основных фондов. Моральный износ фондов и его виды. Пути улучшения использования основных фондов,-

Амортизация основных фондов, ее экономическая сущность. Методика исчисления амортизации на автомобильном транспорте. Нормы амортизации. Сроки службы основных фондов. Порядок использования амортизационных отчислений. Обновление основных фондов.

Лизинг, виды и формы лизинга.

Практические занятия

Расчёт показателей использования основных средств

Методические указания.

Основой любого производственного процесса является человеческий труд, необходимым условием для приложения которого является наличие средств и предметов труда.

Средства труда в экономике выступают как основные средства (основные фонды), а находящиеся в составе имущества данного предприятия предметы труда и готовая продукция – как оборотные средства.

При планировании и учете основные фонды делятся на основные производственные фонды (ОПФ) и основные непроизводственные фонды.

Основные производственные фонды – это средства труда, использованные в течение нескольких лет или десятилетий. Их вещественная форма в этот период сохраняется, а стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции, работ, услуг.

К ОПФ автомобильного транспорта относятся: транспортные средства, здания и сооружения, силовое и производственное оборудование, инструмент и инвентарь длительного пользования.

Структура ОПФ показывает долю каждого элемента в общей стоимости ОПФ. Она определяется отношением стоимости отдельного элемента ОПФ в их общей стоимости.

Оценить эффективность использования ОПФ можно по величине фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности рентабельности. При изучении этих показателей обратите внимание на формулы, по которым рассчитываются эти показатели, и на то, что показывает величина каждого показателя.

Учет и оценка основных фондов производится в натуральной и стоимостной форме. В стоимостном выражении основные фонды учитываются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

С течением времени основные фонды подвергаются физическому и моральному износу.

В экономике функцию воспроизводства основных средств выполняет амортизация – экономический процесс, организуемый предприятием на нормативной основе. Нормируются сроки службы и размеры амортизации по каждому наименованию основных средств.

Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов на производимый продукт (услугу) с целью образования специального амортизационного фонда для последующего восстановления основных фондов.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность основных фондов?

2. По каким признакам и как классифицируются основные фонды?

3. Какие существуют виды оценок основных фондов и для чего они применяются?

4. Каковы сущность и значение амортизации основных фондов?

5. Какие существуют методы начисления амортизации?

6. Каков порядок расчета амортизационных отчислений линейным и нелинейными методами?

7. Какие существуют виды износа основных фондов? Как их можно определить и измерить?

8. В чем заключается сущность воспроизводства основных фондов?

9. Какие показатели используются для оценки уровня воспроизводства?

10. Какие показатели характеризуют уровень использования основных фондов?

11. Каковы наиболее важные пути улучшения использования основных фондов на предприятии?

12. Что такое лизинг? Какие виды и формы лизинга вы знаете?

Литература [ 1 ] стр 29

Тема 1.5. Оборотные средства

Студент должен:

знать:

- состав, структуру оборотных средств автотранспортных предприятий. показатели их использования;

уметь:

- рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств.

Оборотные средства: понятие, состав, структура, классификация, круго­оборот оборотных средств. Нормирование оборотных средств.

Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности исполь­зования оборотных средств.

Практическое занятие

Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.

Методические указания.

Оборотные средства – это денежные средства предприятия, обслуживающие воспроизводственный процесс. Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотные средства АТП подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Использование оборотных средств характеризуется следующими показателями: коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота, коэффициент загрузки.

Определение потребности АТП в оборотных средствах рассчитывают исходя из необходимости образования запасов материалов, топлива, запасных частей и агрегатов, автомобильных шин, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, незавершенного производства по ремонту автомобилей и расходов будущих периодов.

Оборотные средства АТП по источникам формирования делятся на собственные и заемные.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются оборотный капитал, оборотные средства и оборотные фонды?

2. Какова структура оборотных средств?

3. По каким признакам классифицируются оборотные средства?

4. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств?

5. В чем состоит специфика нормирования элементов оборотных средств на автомобильном транспорте?

6. Как рассчитываются и что показывают коэффициент оборачиваемости, продолжительность оборота и коэффициент загрузки?

7. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств?

Литература [ 1 ]стр 40

Тема 1.6. Маркетинговая деятельность предприятий автомобильного транспорта

Студент должен:

знать:

- основы маркетинга, требования к рекламе

Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга. Принцип и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высо­кая рентабельность.

Функции маркетинга и этапы его организации. Сбор информации и ком­плексное исследование рынка услуг. Прогнозы развития рынка. Отбор целевых рынков и сегментация. Изучение запросов и поведения потребителей услуг. Формирование стратегии производства и товарной политики.

Планирование производства и ассортимента услуг, формирование цено­вой политики и установление тарифов на услуги, Определение жизненного цик­ла услуг и формирования цен на различных его стадиях. Организация сбыта услуг через коммерческие структуры предприятия. Стимулирование сбыта.

Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе. Виды рек­ламы, эффективность рекламы разных видов.

Методические указания.

При изучении этой темы необходимо уяснить, что такое рынок и вспомнить типы рынков.

Цели маркетинга подразделяются на качественные и количественные. качественные цели отражают эффективность работы предприятия на внутреннем и внешнем рынках; количественные цели позволяют оценить реальный результат деятельности предприятия.

Принципы маркетинга – основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью. Отражает сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности.

Функции маркетинга – взаимосвязанный комплекс действий, включающий анализ внутренней и внешней среды, в которой действует предприятие; анализ рынков; анализ потребителей; изучение конкурентов и концепций; изучение товаров (услуг); планирование производства на основе маркетинговых исследований; разработку и реализацию маркетинговых программ; информационное обеспечение маркетинга; управление маркетингом.

Реклама – это неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.

Важно знать правовую базу рекламной деятельности. Необходимо уяснить преимущества и недостатки средств рекламы для повышения эффективности ее применения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое маркетинг?

2. Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту?

3. Маркетинг в сфере услуг.

4. Цели маркетинга.

5. Дайте определение понятиям “сегментирование рынка”, “выбор целевых сегментов рынка” и “позиционирование товара на рынке”.

6. Что включает в себя комплексные маркетинговые исследования рынка?

7. В чем заключается стратегия низких цен?

8. Схема маркетинговой деятельности.

9. Разделы плана маркетинга.

10. Маркетинговый контроль.

11. Правовая база рекламной деятельности.

12. Виды рекламы.

13. Преимущества и недостатки средств рекламы.

14. Требования к рекламе.

15. Планирование и проведение рекламных компаний.

Литература [ 4 ] стр 582, [ 3 ]стр 163

Раздел 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2.1. Основы внутрифирменного планирования

Студент должен:

знать:

- принципы и виды внутрифирменного планирования;

- структуру бизнес плана.

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Элементы планирования.

Бизнес-план, его структура: характеристика услуг, оценка сбыта, страте­гия маркетинга, план производства, юридический план. стратегия финансиро­вания инвестиций.

Методические указания.

Планирование является центральным звеном управления. Необходимо усвоить принципы и методы планирования. В настоящее время основным плановым документом является бизнес-план. Необходимо изучить функции и структуру бизнес-плана.

Для понимания сущности бизнес-плана необходимо четко представлять его функции:

- использование бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия;

- оценка и контроль основных показателей деятельности предприятия на основе сравнения фактических данных с показателями бизнес-плана;

- использование бизнес-плана для привлечения денежных средств со стороны;

- использование бизнес-плана для привлечения к выполнению планов партнеров;

- использование бизнес-плана, как механизм выхода из кризиса и укрепление финансового состояния предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды планирования.

2. Принципы планирования.

3. Методы планирования.

4. Функции бизнес-плана.

5. Какова структура бизнес-плана АТП?

6. О чем говорится в резюме бизнес-плана?

7. Как осуществляется оперативно-календарное планироавние?

Литература [ 1,2 ] стр. 112, 17

Тема 2.2. Технико-экономическое планирование на автомобильном транспорте

Студент должен:

знать:

- основные технико-экономические показатели автотранспортного пред­приятия;

уметь:

- рассчитывать производственную программу по эксплуатации, техни­ческому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава;

- рассчитывать потребность в материальных ресурсах для выполнения производственной программы.

Планирование производственной программы по техническому обслужи­ванию и ремонту подвижного состава, ее связь с производственной программой по перевозкам.

Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и сма­зочных материалов; методика расчета потребности в них.

Нормы расхода запасных частей и материалов для технического обслу­живания и ремонта подвижного состава; методика расчета затрат и потребно­стей в автошинах.

Организационно-технические мероприятия по экономии топлива, смазоч­ных материалов и других ресурсов.

Методика разработки плана грузовых и пассажирских перевозок. Провоз­ные возможности (мощности) предприятия. Показатели производственной про­граммы по эксплуатации подвижного состава. Провозные возможности и ре­альный спрос на рынке транспортных услуг.

Практические занятия

Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Расчет потребности в материальных ресурсах

Методические указания.

Планирование работы предприятия автомобильного транспорта начинается с составления плана перевозок, в котором определяют объем и структуру перевозок. Этот этап планирования служит основой для разработки остальных частей плана экономического и социального развития, поэтому очень важно хорошо усвоить содержание этого вопроса.

План перевозок грузов должен быть направлен на решение следующих задач:

- удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках;

- снижение транспортных расходов;

- улучшение использования подвижного состава;

- правильное распределение перевозок между различными видами транспорта.

Основой для разработки плана грузовых перевозок являются заявки и договоры на перевозку грузов.

Для обеспечения выполнения плана перевозок при наименьших затратах нужно правильно определить тип и потребное количество подвижного состава. Тип подвижного состава определяется в зависимости от вида груза, вида тары и упаковки, величины отправок, расстояние перевозки, дорожных условий.

При планировании пассажирских перевозок учитывается:

- наиболее полное удовлетворение потребностей населения в передвижениях;

- улучшение культуры обслуживания пассажиров;

- сокращение затрат времени на транспортные передвижения;

- обеспечение полной безопасности при переезде;

- наиболее эффективное использование подвижного состава.

Современное и качественное выполнение плана перевозок находится в прямой зависимости от технического состояния подвижного состава.

Содержание транспортных средств в технически исправном состоянии в большой степени обеспечивается правильным планированием технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава.

Исходными данными для составления плана ТО и ТР служат:

- показатели производственной программы по эксплуатации автомобилей;

- принятые системы и методы ТО и ТР подвижного состава;

- установленные нормы периодичности и нормативы трудоемкости.

В производственной программе определяются:

- количество капитальных ремонтов, ТО-1, ТО-2, сезонных и ежедневных обслуживаний;

- трудоемкость всех видов технических воздействий;

- обеспеченность производственными площадями и оборудованием для выполнения ТО и ТР;

- затраты на заработную плату ремонтным рабочим, ремонтные материалы и запасные части.

Потребность в ресурсах в АТП складывается из их потребности на перевозочную работу, капитальное строительство, внедрение новой техники, ремонтно-эксплуатационные нужды и на создание необходимых запасов.

Основой для планирования потребности в материальных и топливно-энергетических ресурсах являются нормы их расхода.

На автомобильном транспорте добиться экономного расходования материальных ресурсов можно путем снижения удельным норм расхода топлива, увеличения пробега шин, снижения расхода запасных частей и материалов.

Это достигается за счет улучшения использования подвижного состава, повышения съема транспортной продукции с километра пробега, своевременного и качественного выполнения технического обслуживания автомобилей, в частности своевременного проведения смазочных, крепежных, регулировочных работ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков порядок расчета производственной программы по эксплуатации подвижного состава?

2. Какие нормы и нормативы используются при планировании ТО и ТР, материальных ресурсов для выполнения производственной программы?

3. Как определяется объем внутригородских автобусных перевозок и пассажирооборот автобусов?

4. Как рассчитывается производственная мощность автомобильного парка?

5. Перечислите основные показатели использования автомобильного парка.

6. Как определяется суточная производительность автомобиля в т и т × км?

7. Порядок расчета числа технических обслуживаний и капитальных ремонтов.

Литература [ 1 ] стр.135

Тема 2.3. Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта

Студент должен:

знать:

- характер, содержание и особенности труда на автомобильном транс­порте;

- основные виды норм труда и методы его нормирования;

- состав кадров;

- формы и системы оплаты труда;

уметь:

- рассчитывать заработную плату ремонтных рабочих.

Трудовые ресурсы автотранспортных предприятий. Состав и структура работников основной деятельности автотранспортных предприятий. Планиро­вание численности работников. Нормирование и организация труда на автомо­бильном транспорте. Основные направления организации труда.

Принципы и механизмы организации заработной платы. Тарифная сис­тема оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Основные элементы и принципы организации премирования.

Практическое занятие

Расчет заработной платы ремонтных рабочих при разных системах опла­ты труда.

Методические указания.

Одним из важных направлений повышения эффективности производства является рациональное использование рабочего времени.

Важным разделом темы является планирование потребности в кадрах. Следует уяснить состав и структуру работников основной деятельности АТП.

Для оценки эффективности труда в процессе производства продукции (услуг) используются показатели производительности труда: выработка и трудоемкость.

Организация труда и заработной платы требует определения технически обоснованных норм времени на выполнение заданий или норм выработки. Установление таких норм является основной задачей технического нормирования. Техническое нормирование позволяет рационально расставить рабочих и правильно использовать их рабочее время.

Задачей технического нормирования труда водителей является определение норм выработки водителей в тонно-километрах и тоннах, пассажиро-километрах и пассажирах, автомобиле-часах, платных километрах в зависимости от эксплуатационных условий.

1. Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением выплат работникам за их труд в соответствии с законами о труде, нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Заработная плата основывается на тарифной системе. В связи с этим необходимо ознакомиться с элементами тарифной системы оплаты труда: тарифные ставки, тарифная сетка, тарифно-квалификационный справочник, районные коэффициенты.

При оплате труда применяются различные формы и системы оплаты труда.

2. На автомобильном транспорте применяются две основные формы оплаты труда – сдельная и повременная.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность и состав трудовых ресурсов.

2. Как определяется численность персонала предприятия?

3. Дайте определение понятия “производительность труда”.

4. Как рассчитывается и что показывает выработка и трудоемкость?

5. Назовите факторы роста производительности труда.

6. С какой целью устанавливаются нормы и нормативы труда?

7. Для каких целей разрабатывается бюджет рабочего времени одного рабочего?

8. В чем отличие нормативной, плановой и фактической трудоемкости?

9. В чем состоит сущность заработной платы?

10. Элементы тарифной системы оплаты труда.

11. Какие используются формы и системы оплаты труда на автомобильном транспорте?

12. Какие виды премирования применяются на автомобильном транспорте?

13. Государственные гарантии по оплате труда.

14. Состав фонда заработной платы.

Литература [ 1 ] стр.154

Раздел 3. Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики

Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг)

Студент должен:

знать:

- понятия: "себестоимость", "классификация себестоимости, классификацию себестоимости;

уметь:

- рассчитывать калькуляцию себестоимости работ по техническому об­служиванию и текущему ремонту подвижного состава.

Понятие о себестоимости работ и услуг. Классификация затрат себе­стоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте.

Практическое занятие

Расчет калькуляции себестоимости работ по техническому обслужива­нию и текущему ремонту подвижного состава.

Методические указания.

Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство единицы транспортной продукции.

Себестоимость продукции – важнейший качественный показатель хозяйственной деятельности предприятий. Уровень себестоимости дает возможность судить о том, насколько рационально используются материальные, трудовые и денежные ресурсы, как соблюдается режим экономии. Издержки производства – составная часть цены продукции и оказываемых услуг.

При изучении темы необходимо ознакомиться с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства РФ 05.08.1992 г.

Все затраты, входящие в себестоимость продукции, группируются по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Перечень статей затрат, их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции.

Отношение затрат по отдельным статьям или элементам затрат к общей сумме затрат, выраженной в процентах, характеризует структуру себестоимости.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова экономическая сущность себестоимости продукции (работ, услуг)?

2. Группировка затрат по элементам, когда она применяется?

3. Группировка затрат по статьям калькуляции, когда она применяется?

4. Виды себестоимости.

5. Каковы виды себестоимости и их структура?

6. Пути снижения себестоимости продукции.

Литература [ 1 ] стр.191

Тема 3.2. Ценообразование в рыночной экономике

Студент должен:

знать:

- структуру ценообразования и отраслевые особенности;

уметь:

- рассчитывать тарифы за оказанные услуги по техническому обслужи­ванию и ремонту подвижного состава, на перевозки.

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен, их структура. Меха­низм рыночного ценообразования.

Методы определения цен. Тарифы на автомобильном транспорте, их ха­рактеристика, методика расчета.

Практическое занятие Расчет тарифов за оказанные услуги.

Методические указания.

Необходимо уяснить, что в условиях рынка цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм равновесия между спросом и предложением.

Цены на продукцию транспорта принято называть тарифами.

Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по тарифам, установленные на договорной основе или по государственным ценам.

Тарифы используются для расчета доходов методом прямого счета.

Сдельный тариф применяется при перевозке массовых однородных грузов при постоянно действующих стимулах получения выгоды при повышении производительности труда и снижении издержек по сравнению с учтенными в расчете тарифами.

Покилометровые тарифы применяются при перемещении самих транспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т.п.).

Применение повременных тарифов обуславливается, как правило, неопределенностью количественных характеристик, перевозок, и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава.

На автобусном и таксомоторном транспорте разрабатываются тарифы на пассажирские автомобильные перевозки. Основой для установления проездной платы на пассажирском автомобильном транспорте является себестоимость перевозок.

Применяются системы единого тарифа и дифференцированных тарифов.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется сущность цены?

2. Каковы основные виды и структура цен?

3. Какие основные методы ценообразования существуют в условиях рыночной экономики?

4. Что называется тарифом?

5. Какие виды тарифов применяются на автомобильном транспорте?

6. Какие применяются системы тарифов?

Литература [ 1 ] стр.202

Тема 3.3. Прибыль и рентабельность

Студент должен:

знать:

- источники образования прибыли;

- виды рентабельности;

уметь:

- рассчитывать балансовую прибыль и уровень рентабельности авто­транспортного предприятия.

Прибыль предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике.

Источники образования прибыли и использование прибыли на предпри­ятии- Рентабельность. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабель­ности предприятия по видам деятельности.

Практическое занятие

Расчет прибыли и рентабельности по отдельным видам услуг в авто­транспортном предприятии.

Методические указания.

При изучении данной темы необходимо уяснить, что прибыль и рентабельность являются основными показателями экономической эффективности производства АТП.

Под общей суммой прибыли понимается балансовая прибыль АТП, полученная в результате всей его хозяйственной деятельности. Она определяется как сумма прибыли (убытков):

- от основной деятельности, т.е. от перевозок. Прибыль от перевозок определяется как разность между доходами от перевозок и расходами на перевозки;

- от прочей реализации: от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг;

- от внереализационных операций.

Абсолютный размер прибыли не позволяет сравнивать эффективность работы АТП, т.к. величина получаемой прибыли в значительной степени зависит от объема производства (работ, услуг), характера продукции.

… А показатели рентабельности позволяют проводить эти сравнения. Используется система показателей рентабельности: рентабельность капитала, рентабельность продукции (работ, услуг), рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности определяются путем соотношения прибыли к капиталу, затратам, объему реализованной продукции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Источники формирования балансовой прибыли предприятия.

2. Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли предприятия.

3. Как рассчитываются показатели рентабельности: общая рентабельность производства, рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг), расчетная рентабельность производства?

4. Как формируется чистая прибыль?

Литература [ 1 ] стр.204

Раздел 4. Экономическая эффективность деятельности автотранспортного предприятия. Внешнеэкономическая деятельность

Тема 4.1. Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия

Студент должен:

знать:

- основные показатели общей и сравнительной экономической эффек­тивности;

уметь:

- рассчитывать основные показатели экономической эффективности ка­питальных вложений.

Экономическая эффективность деятельности предприятия. Показатели повышения экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравнитель­ная экономическая эффективность. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предпри­ятия.

Инновационная и инвестиционная политика. Выбор источника финанси­рования инвестиций и порядок расчета потребных капитальных вложений. Рас­чет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий.

Практическое занятие

Расчет экономической эффективности капитальных вложений,

Методические указания.

В этой теме необходимо усвоить и закрепить методику расчета показателей повышения экономической эффективности, в т.ч. расчета показателей эффективности капитальных вложений в новую технику традиционным методом и методом дисконтирования.

Показателем экономического эффекта от внедрения новой техники и проведения организационно-технических мероприятий может быть годовая экономия по целому комплексу стоимостных и натуральных показателей.

В качестве основных показателей используются: капитальные вложения в новую технику и сроки их окупаемости; производительность труда рабочих до и после внедрения мероприятий или снижение трудоемкости выпускаемой продукции; экономия от повышения сохранности перевозимых грузов; себестоимость перевозок или продукции; ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое инвестиции и капитальные вложения? Чем они отличаются?

2. Какова роль инвестиций и капитальных вложений в развитии производства и в воспроизводстве основных фондов?

3. Что понимается под техническим перевооружением, реконструкцией, расширением производства, новым строительством? Какие из этих направлений наиболее эффективны?

4. Какие основные показатели применяются для оценки экономической эффективности капитальных вложений?

5. Как определяется сравнительная эффективность капитальных вложений?

6. Каковы основные пути повышения эффективности капитальных вложений.

7. Как рассчитываются показатели оценки инвестиционного проекта методом дисконтирования: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности?

8. Перечислите методы оценки эффективности инвестиционной деятельности АТП, их достоинства и недостатки?

Литература [ 1 ] стр.209

Тема 4.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий

Студент должен:

знать:

- основы внешнеэкономической деятельности.

Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт. Внешнетор­говый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов.

Методические указания.

Предприятие любой формы собственности имеют право участвовать во внешнеэкономической деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется путем таможенно-тарифного регулирования, нетарифных ограничений, а так же государственного стимулирования экспорта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение внешнеэкономической деятельности.

2. Перечислите субъекты ВЭД.

3. Охарактеризуйте основные инструменты государственного регулирования ВЭД.

4. Что такое внешнеторговый контракт?

Литература [ 6 ] стр.232, [ 17 ] стр.211

Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия

Тема 5.1. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия

Студент должен:

знать:

- систему показателей, общие правила и принципы статистического ис­следования;

- принципы организации бухгалтерского учета.

Виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативно-технический. Система показателей статистического учета.

Предмет и метод бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс. Учет ос­новных фондов, материальных ценностей, труда и его оплаты, затрат и дохо­дов, денежных средств.

Методические указания.

Вопросы для самоконтроля:

Литература [ 16 ] стр. 471

Тема 5.2. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия

Студент должен:

знать:

- методы и приемы экономического анализа;

задачи, содержание и последовательность анализа выполнения пла­на по техническому обслуживанию и текущему ремонту, использова­ния основных производственных ресурсов;

- финансовые результаты работы предприятия;

уметь:

- анализировать выполнение плана по техническому обслуживанию и текущему ремонту;

- периодичность трудоемкости технического обслуживания;

- затраты на техническое обслуживание.

Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия -основа для планирования. Метод и основные приемы анализа. Содержание и исходные данные для анализа, их подготовка. Составление плана организаци­онно-технических мероприятий по результатам анализа.

Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта под­вижного состава.

Анализ технического состояния автомобильного парка. Анализ выполнения плана по техническому обслуживанию автомобилей по количеству и периодичности. Анализ выполнения норм пробега до ТО-1 и ТО-2. Анализ качества выполнения технического обслуживания и текущего ре­монта автомобилей

Анализ расхода материалов и запасных частей. Анализ обеспеченности предприятия ремонтными рабочими. Анализ использования оборудования и производственных площадей уча­стка, мастерской. Анализ себестоимости технических воздействий при обслу­живании и ремонте автомобилей,

Практические занятия

Анализ технического обслуживания и ремонта автомобилей

Методические указания.

Экономический анализ представляет собой метод изучения процессов социального и экономического развития предприятия для обоснования принятия управленческих решений.

Обратите внимание, что экономический анализ в системе управления производством является промежуточным звеном между сбором информации и принятии управленческих решений.

Одна из основных задач анализа – выбор оптимальных вариантов и обоснование планов экономического и социального развития.

Экономический анализ на предприятии и в его подразделениях производится в следующей последовательности:

- составляется план аналитической работы, в котором определяется цель анализа, устанавливаются исполнители и сроки исполнения;

- подбирается и подготавливается материал, необходимый для анализа;

- дается предварительная оценка выполнения плана по изучаемым показателям;

- анализируются причины изменений и отклонений от плана, выявляются неиспользованные возможности улучшения изучаемых показателей;

- оформляются результаты анализа, дается итоговая оценка и производится подсчет резервов.

Метод экономического анализа, т.е. подход к изучению результатов деятельности предприятия, должен быть комплексным. Это означает системное изучение всех показателей и факторов производственной деятельности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В зависимости от поставленных перед экономическим анализом задач устанавливают приемы анализа.

Изучение темы закрепите практическим проведением анализа ТО и ТР подвижного состава.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль и место анализа в системе управления АТП?

2. Перечислите цели и задачи анализа хозяйственной деятельности АТП.

3. Какова суть метода анализа?

4. Какова сущность системно-комплексного подхода к анализу хозяйственной деятельности АТП?

5. Каково значение анализа объемов перевозов в управленческой деятельности АТП?

6. Каковы особенности анализа использования парка подвижного состава?

7. Опишите последовательность проведения анализа плана количества ТО и трудоемкости их выполнения.

8. Каковы особенности анализа проведения текущего ремонта?

9. В чем состоит суть анализа затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт?

10. Каковы особенности оперативного анализа работы технической службы?

11. Какова суть анализа состояния запасов в системе материально-технического обеспечения производства?

12. Опишите последовательность действий при проведении анализа обеспеченности АТП трудовыми ресурсами.

Литература [ 1.6 ] стр. 217 , 28 , 223 , 181

как завершающий этап изучения дисциплины "Экономи­ка отрасли" выполняется студентами по индивидуальному заданию.

Задания на курсовую работу целесообразно выдавать студентам перед уходом на технологическую практику, и исходные данные следует увязывать с реальными условиями производственной деятельности предприятия, в котором проводится эта практика. Объем курсовой работы 20-25 страниц.

Наиболее целесообразно предложить групповую разработку бизнес-плана реального предприятия, поручив отдельным студентам выполнение от­дельных его разделов. может быть продолжением курсового проекта по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей», что позво­ляет исключить дублирование расчета производственной программы по техни­ческому обслуживанию и ремонту автомобилей.

В курсовой работе необходимо освещать особенности работы подразде­лений технической службы автотранспортного предприятия в условиях рыноч­ной экономики.

Примерное содержание курсовой работы:

- разработка плана производственной программы (расчет основных пока­зателей) по техническому обслуживанию и видам ремонта в курсе ТО автомобилей;

- разработка плана материально-технического снабжения;

- разработка плана технического развития и совершенствования произ­водства предприятия с расчетом экономической эффективности; , расчет показателей плана по труду и кадрам (по зоне технического об­служивания и ремонта);

- расчет общей суммы затрат на техническое обслуживание и ремонт ав­томобилей;

- расчет плановый калькуляции себестоимости технического обслужива­ния;

- расчет показателей финансовых результатов работы автотранспортного предприятия;

- комплексный анализ предприятия и использование ресурсов с выводами и рекомендациями;

- комплексный анализ сметы затрат с выводами и предложениями.

3 Перечень практических работ

№ раздела

Наименование практической работы

1

1. Расчет показателей использования основных средств.

2. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.

2

3. Расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей.

4. расчет потребности в материально-технических ресурсах.

5. Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава

6. Расчет заработной платы ремонтных рабочих при разных системах оплаты труда.

3

7. Расчет калькуляции себестоимости работ по ТО и ТР подвижного состава.

8. Расчет тарифов за оказанные услуги.

Расчет прибыли и рентабельности по отдельным видам услуг.

4

9. Расчет экономической эффективности капитальных вложений.

5

10. Анализ технического обслуживания и ремонта автомобилей.

4 Задания для контрольной работы

4.1 Контрольная работа – это отчет студента-заочника о проделанной работе по изучению программы дисциплины “Экономика отрасли”.

Учебный материал состоит из 5 разделов. Студенту необходимо выполнить одну контрольную работу в сроки, установленные учебным планом.

Контрольная работа состоит из трех вопросов и трех задач.

4.2 Общие требования к выполнению заданий для контрольной работы.

Выбор заданий к контрольной работе определяется по фамилии и имени студента.

Номер буквы в Ф.И. определяет номер задания, а буква номер вопроса, задачи.

Пример.

Ф.И.

С

Е

М

А

К

О

В

Номер задания

1

2

3

1

2

3

Номер вопроса, задачи

9

19

37

8

23

37

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

1. Работа должна выполняться в тетради, в которой надо оставлять поля для замечаний рецензента, а в конце работы – одну-две чистые страницы для рецензии. Страницы необходимо пронумеровать.

2. Каждый вопрос или задачу необходимо начинать с новой страницы, обязательно вписывая контрольный вопрос, условия задачи и исходные данные в полном объеме непосредственно перед ответом на вопрос или решением задачи.

3. Ответы на контрольные вопросы необходимо давать конкретно, по существу заданного вопроса.

4. Решение задач необходимо сопровождать краткими пояснениями, в которых необходимо указывать, какая величина определяется, по какой формуле (привести эту формулу).

5. При всех исходных и вычисленных величинах обязательно должны указываться единицы измерения.

6. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы с указанием названия, автора, издательства и года издания.

7. Работу подписать и поставить дату ее выполнения.

8. Получив отрецензированную работу, студент должен:

- при наличии неудовлетворительной оценки исправить ошибки, сделать необходимые дополнения и прислать исправленную работу на повторное рецензирование вместе с зачеткой;

- при положительной оценке работы необходимо внести уточнения, если указано в рецензии, и представить работу экзаменатору.

9. При затруднениях в выполнении контрольной работы необходимо обратиться к преподавателю учебного заведения за консультацией.

Таблица выбора вариантов вопросов и задач для контрольной работы.

Варианты вопросов

Варианты задач

1

2

3

1

2

3

А

1

16

31

8

16

45

Б, В

2

17

32

9

18