Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические к семинарским занятиям для студентов всех факультетов заочной формы обучения

 

             

Указания методические к семинарским занятиям для студентов всех факультетов заочной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра истории и культурологии

культурология

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для студентов всех факультетов заочной формы обучения

Горки 2007

Рекомендовано методической комиссией при совете по гуманитаризации образования и воспитания 26.01.2007 (протокол № 5 ).

Составили: Э. Е. ГЕРАСИМОВИЧ, Г. А. ГУСАРОВА, С. В. ЗАРЯНКИНА, Т. Н. РЕШЕЦКАЯ, Г. Е. КАДАНЧИК.

Под общей редакцией Г. А. ГУСАРОВОЙ.

УДК: 008 (072)

Культурология: Методические указания /Белорусская государст-венная сельскохозяйственная академия; Сост. Э.Е. Герасимович, Г. А. Гусарова, С. В. Зарянкина, Т. Н. Решецкая, Г. Е. Ка-данчик,. Горки, 2007. 38 с.

Приведены планы семинарских занятий по культурологии и методические указания к ним, вопросы для самоконтроля, ключевые понятия и термины по каждой теме, а также тематика ов.

Для студентов всех факультетов заочной формы обучения.

Библиогр. 70.

Рецензенты:Н. А. ГЛУШАКОВА, В. А. СИДОРОВА, кандидаты ист. наук, доценты.

© Составление. Э. Е. Герасимович, Г. А. Гусарова, С. В. Зарянкина, Т. Н. Решецкая, Г. Е. Каданчик, 2007

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Культура является одним из важнейших элементов человечес- кой жизнедеятельности. Она пронизывает все сферы человеческой жизни – от материального производства до тончайших проявле- ний человеческого духа. Культура воздействует на труд, быт, досуг, стиль мышления, т. е. на весь образ жизни общества и человека.

Происходящие в нашей республике глубокие преобразования в сфере политики, экономики, культуры требуют глубокого осмысления культурного наследия. Только всесторонне образованный человек с высоким уровнем общей культуры может найти новые, нетради-ционные решения различных проблем, что так необходимо в условиях рыночной экономики.

В настоящее время изучение курса «Культурология» является одним из важных элементов общеобразовательной подготовки студен-тов высших учебных заведений Республики Беларусь, в том числе и сельскохозяйственного профиля. Быстрота, нестандартность мышле-ния специалистов будут определяться не только объемом узкопрофес-сиональных знаний, но и эрудицией, широтой кругозора.

Изучение учебного материала по курсу «Культурология» в высшей школе должно обеспечить студенту:

знание:

· основных понятий культурологии;

· ключевых моделей культурологического знания (философии и теории культуры);

· персоналий культурологического знания;

· прикладных аспектов культурологии;

умение характеризовать:

· культуры прошлого и современности с позиций многомерности;

· культурные процессы в их конкретно-историческом своеобра-зии;

· культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

умение анализировать:

· роль культуры и религии в жизни человека и общества;

· основные культурные эпохи, стили и образцы;

· соотношение традиций и инноваций в культуре;

· национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы

межкультурной коммуникации;

приобретение навыков и качеств:

· межкультурной коммуникации и диалога;

· культурной и религиозной толерантности, веротерпимости.

Настоящее издание подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и типовой программой по курсу «Куль-турология», а также с учетом опыта преподавания культурологии в БГСХА.

Методические указания предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей Белорусской государственной сельско-хозяйственной академии. Для рассмотрения на семинарских занятиях вынесены проблемы развития культуры, которые требуют особого внимания и всесторонннего осмысления. Свою главную задачу авторы видели не только в создании базы необходимых систематических знаний, но и в формировании представлений об особенностях переломных культурно-исторических эпох.

Используя данное пособие, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать имеющиеся знания по выделенным темам семинара, найти ответы на вопросы в имеющейся литературе, сосредоточить внимание на ключевых понятиях и терминах, сформу-лировать примерную структуру ответов на вопросы семинарских занятий, да и в целом по курсу «Культурология».

Тема 1. КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

1. Основные характеристики античной культуры.

2. Религиозные верования древних греков и римлян. Античная мифология.

3. Празднества и театр в культуре античности.

4. Античная архитектура. Градостроительство.

5. Древнегреческая скульптура. Римский скульптурный портрет.

Античная культура (культура Древней Греции и Рима) стала фунда-ментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят лите-ратурные жанры и философские системы, архитектурные и скульп-турные приемы, основы астрономии, математики, естествознания.

Античность в узком смысле слова – культура Древней Греции и Ри-ма, а в более широком – древнейший этап в истории любой культуры.

1-й вопрос. «Основные характеристики античной культуры».

Изучение первого вопроса следует начать с периодизации культуры античности. Хронологически история культуры Древней Греции делится на пять основных этапов:

- крито-микенская культура ( III II тыс. до н.э. );

- гомеровский этап ( XI IX вв. до н.э. );

- архаический период ( VIII VI вв. до н.э.);

- классическая Греция ( V в. до н.э. до последней трети IV в. до н.э.);

- эллинизм ( IV I в. до н.э.);

Римская цивилизация стала последней страницей в истории антич-ной культуры, просуществовав более двенадцати веков (VIII в. до н.э.– V в. н.э.), и в ней принято выделять:

- царский период ( VIII – VI вв. до н.э.);

- республиканский период ( V – I вв. до н.э.);

- императорский период ( I – V вв. н.э.).

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание гово-рить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот.

Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим», –

гласит известная поговорка, ибо со всего света устремлялись туда

многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ.

Особое внимание при изучении названной темы нужно уделить

характеристике античной культуры, сопоставив Древнюю Грецию и Рим. Так, для Греции наиболее важными стали:

· разработка принципов гражданского общества, демократии, публичности и состязательности во всех сферах общественной жизни;

· формирование идеалов чести, достоинства и патриотического служения свободного гражданина, посвящения себя родине, испол-нению общественного долга;

· переход к рациональному пониманию мира;

· становление литературы как формы авторского художест-венного творчества (Софокл, Эсхил, Еврипид, Аристофан и т.д.) и науки как самостоятельной сферы культуры.

Рассматривая типологические черты древнеримской культуры, важно отметить:

· доминанту государственно-политического измерения, развитие общественно-политической мысли;

· значение моральных ценностей;

· интерес к истории, психологии, философии;

· создание классической литературы древнего мира (Вергилий, Овидий, Гораций);

· прагматизм римской жизни.

2-й вопрос. «Религиозные верования древних греков и римлян. Античная мифология».

Во втором вопросе можно условно выделить две части. Первая ориентирует на анализ религиозных верований греков и римлян. На примере Греции и Рима необходимо раскрыть пантеон богов и героев. Так, исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным. Затем утверждаются олимпийские боги, подчиненные власти одного бога, – Зевса. Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, ремесел; Гермес – бог торговли; Афродита – богиня любви и красоты и т.д. О богах рассказывается в греческих мифах. Древние мифы содержали и «ростки» реальных знаний о мире. Олицетворение сил природы в образах богов и героев, наделенных чертами живых людей, имело для греков притягательную силу. Для эллина боги были воплощением наиболее совершенных свойств человека.

В древнеримской мифологии почитались Юпитер, Юнона, Диана Виктория. Особой любовью пользовался Геракл, чьи 12 подвигов были очень популярны и стали сюжетами многих художественных произ-

ведений.

Римский пантеон не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Следует обратить внимание на тот факт, что с І в. н. э. в восточных провинциях Римской империи начинается расп-ространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед Богом. В начале IV – VI вв. н.э. христианство стало официальной религией Римской империи.

Что касается античной мифологии, важно найти ответ на вопросы соотношения мифологии, религии и философии в античной культуре, привести примеры крылатых выражений, пришедших из античности. Целесообразно подумать над вопросом: почему же именно мифы небольшого греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления современного человека?

3-й вопрос. «Празднества и театр в культуре античности».

При рассмотрении третьего вопроса важно уяснить праздничность, внешнюю красочность, зрелищность греческой культуры. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

Театр Греции был представлен его драматургией (Эсхил, Софокл). Он был древнейшим на территории Европы и достиг своего расцвета в V в. до н.э. Театр был государственным учреждением, поэтому госу-дарство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела в городе. «Хлеба и зре-лищ!» – в этот лозунг укладывалось мировоззрение граждан Рима, проводивших все свое время на площадях, в харчевнях, банях, амфи-театрах, где развлекались созерцанием конных состязаний, гла-диаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран.

4-й вопрос. «Античная архитектура. Градостроительство».

Содержание четвертого вопроса связано с анализом структурных принципов греческих храмов (гармония, мера, соразмерность) и сис-

темы ордеров (дорический, ионический, коринфский) и их вопло-щением в ансамбле афинского Акрополя, храме Артемиды и «Мав-золее в Галикарнасе».

Проанализируйте также достижения римлян в области архитектуры

и градостроительства (триумфальные арки, форумы, храмы, театры, мосты, акведуки, термы и т.д.). Подумайте над вопросом: почему возникло выражение “все дороги ведут в Рим”?

5-й вопрос. «Древнегреческая скульптура. Римский скульп-турный портрет».

Характеристику древнегреческой скульптуры необходимо рас-сматривать из хронологических этапов ее становления, при этом подчеркнув, что именно в классическом искусстве совершенный человек становится «центром притяжения», мерой всех вещей. Скульптурные изображения Афины-Паллады и Диониса, Зевса-громо-вержца или юного дискобола – творения Мирона, Поликлета, Фидия, Праксителя и сегодня воспринимаются как чудо. К сожалению, эти произведения сохранились лишь в фрагментах. В своем законченном виде они известны по более поздним римским копиям. К семинару подготовьте материал о бессмертных творениях греческих скульп-торов, а также обратите внимание на то, что подлинной жемчужиной римской культуры стал скульптурный портрет, подчеркивающий неповторимость и индивидуальность человека и продемонстри-ровавший умение античных авторов фиксировать его внутреннее состояние.

Литература: [2,4,5,6,7,8,10,11,12,16,17,22,24,26,27,31,32,36,37,41,45,46,54,56].

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные исторические периоды Древней Греции.

2. В чем сущность загадки «греческого чуда»?

3. Каково соотношение мифологии и религии в античной культуре?

4. Когда возникло христианство и когда стало государственной ре-

лигией в Древнем Риме?

5.Почему скульптура стала наиболее значительным видом искус-ства Древней Греции?

6.Назовите великих скульпторов Древней Греции.

7.Назовите памятники архитектуры Древнего Рима.

8.Какие достижения античности стали достоянием мировой куль-туры?

9. Назовите «чудеса света».

Ключевые понятия и термины

Агора – рыночная площадь, место для проведения народных соб-

раний, центр общественной городской жизни. По краям агоры раз-мещались торговые лавки, общественные и культовые здания.

Акведук – искусственный канал для воды, иногда подземный, но часто поднятый на арках (арочный мост).

Акрополь (верхний город) – укрепленная часть древнегреческого города, где находились главные святыни.

Античность (лат. antiquns – древний) – греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Введено понятие итальянскими гуманистами XV века для обозначения куль-туры Древней Греции и Рима, к возрождению которой они стремились.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древне-греческой этики о душевном покое как высшей ценности.

Волюта – завиток, архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка.

Гимнасий – в Древней Греции архитектурный комплекс для упражнений, игр, физических тренировок и обучения.

Дорический ордер – один из трех основных архитектурных орде-ров. Колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикально. Самый масс-сивный, имеет простую капитель, колонна с каппелюрами, без базы.

Ионический ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками. Капитель состоит из двух крупных завитков (волют).

Каппелюры – вертикальные желобки в стволе колонны.

Капитель – верхняя часть колонны.

Кора – древнегреческая архаичная женская задрапированная ста-туя.

Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ор-

деров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками и пышной капителью, состоящей из рядов листьев акандос и небольших волют.

Курос – обнаженная мужская статуя.

Ордер архитектурный (порядок, строй) – система организации архитектурных форм, состоящая из колонны и антаблемента.

Орхестра – в древнегреческом театре круглая площадка перед

сценой для плясок хора и актеров.

Полис – в Древней Греции самоуправляющаяся гражданская общи-на, «город-государство».

Слепа – в древнегреческом театре палатка для переодевания ак-теров.

Термы – В Риме комплекс бань, со ІІ века до н.э. включающий нес-

колько помещений с разной температурой: фригидарий, тепидарий, кальдарий (холодная, теплая, горячая бани) и лаконик (парильня). Постепенно термы стали местом отдыха, клубом, и в их структуру вошли дворы для солнечных ванн, помещения для массажа, гимнастики, бассейны.

Тема 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

( XIV XVI вв.)

1.Социально-экономические и культурно-исторические предпо-сылки эпохи Возрождения. Особенности и периодизация, характер-ные черты.

2.Творчество великих мастеров эпохи Возрождения:

а) итальянское Возрождение;

б) северный Ренессанс.

3.Белорусское Возрождение: особенности становления и дости-жения.

1-й вопрос. «Социально-экономические и культурно-истори-ческие предпосылки эпохи Возрождения. Особенности и периоди-зация, характерные черты».

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры, где главными открытиями стали мир и человек: мир как сфера приложения человеческого разума и воли; человек как состоявшаяся и самодостаточная личность. Следует отметить, что культура Возрождения формируется в лоне средне-вековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культу-

ры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катак-

лизмы, которые лежали между Античностью и Средними веками.

Поэтому изучение первого вопроса рекомендуется начать с ха-рактеристики социально-экономических предпосылок Возрождения: кризис феодализма, зарождение капитализма и связанные с ним изме-нения в социальной структуре общества (роль третьего сословия, великие географические открытия, рост городов, создание крупных национальных государств, формирование наций).

Рассматривая культурно-исторические предпосылки, необходимо

осмыслить, почему в истории мировой культуры эту эпоху сравнивают с классическим периодом Древней Греции, какие исторические события стимулировали знакомство итальянских гуманистов с ан-тичной культурой (формирование городской культуры, духовное обновление в памятниках великой античной культуры, Реформация, которая сформировала свою систему ценностей и этику).

Анализ предпосылок приводит к мысли о том, что в основе культуры Возрождения лежат значительные изменения в эконо-мической и общественной жизни стран Европы.

Характеризуя вторую часть первого вопроса, следует обратить внимание на то, что хронологические рамки эпохи Возрождения в различных странах не совпадают. В современной культуро-логической литературе, например, выделяют 2 основных фазы развития культуры Ренессанса:

1) итальянская фаза (1300 – 1450 гг.), где ярко выражен интерес к античности;

2) общеевропейская фаза (1450 – 1620 гг.) связана с широким распространением ренессансного стиля за пределами Италии. Центр тяжести культуры Ренессанса перемещается ко дворам абсолютитских европейских монархий Англии, Франции, Испании. Белорусское Возрождение охватывает XVI – XVII вв.

Кроме различных временных границ для искусства эпохи Возрож-дения характерно неравномерное развитие видов искусства, поэтому необходимо отметить, что в странах северной Европы ведущая роль принадлежала живописи и графике в отличие от второстепенности скульптуры, и особенно, архитектуры. Подумайте, почему существо-вала такая особенность.

При освещении первого вопроса важно усвоить основные черты Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневеко-вой христианской традиции, интерес к античной культуре, новое отношение к миру, светский характер культуры, становление национальной литературы, литературных языков европейских народов

и дать им объяснение. Названные черты тесно связаны друг с другом, поэтому изучение одной в отрыве от другой грозит потерей объективности в оценке этого времени.

2-й вопрос. «Творчество великих мастеров эпохи Возрожде-ния: а) итальянское Возрождение; б) северный Ренессанс».

Изучение второго вопроса необходимо начать с ответов на проб-лемы: почему «новый дух» культуры создается в свободных городах Италии? Необходимо отметить, что если в средние века искусство имело в основном прикладной характер, то в эпоху Ренессанса оно впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной областью прекрасного, воспринимается как одно из самых мощных средств познания и даже уравнивается с наукой. Следует показать, как искусство воплощало эти принципы в архитектуре (Д. Браманте), литературе (Данте А., Ф. Петрарка), скульптуре (Донателло) и др.

Давая характеристику творчества мастеров эпохи Возрождения, не-обходимо отметить особенности Северного Возрождения в отличие от итальянского. Так, итальянское Возрождение опиралось на античное наследие, в то время как Северное происходило в период Реформации, и в культуре этих народов (Англия, Голландия, Франция и др.) отсутствовали памятники античности. Особо следует подчеркнуть эстетическое начало итальянского Возрождения (на примере творчества Леонардо да Винчи, Р. Санти, С. Боттичелли и др.) и этическое – Северного Ренессанса (творчество Рембрандта, Х. Босха, А. Дюрера и др.).

Целесообразно в рассматриваемых вопросах проанализировать проявление черт Возрождения в различных видах искусства.

3-й вопрос. «Белорусское Возрождение: особенности становле-ния и достижения».

Третий вопрос темы связан со становлением и развитием бело-русского Возрождения, поэтому при его освещении важно под-черкнуть его особенности; специфические черты, которые нашли воплощение в столкновении «восточных» и «западных» культурно-идеологических и религиозно-церковных тенденций, создании духовной культуры белорусской народности в составе много-национального и поликонфессионального государства – ВКЛ, а потом и Речи Посполитой. Необходимо также отметить важность для белорусского Возрождения признания белорусского языка наивысшей духовной ценностью, связь с христианским мировоззрением, что нашло воплощение в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тя-пинского и др.

Подводя итоги темы, обратите внимание на вклад эпохи Воз-рождения в мировой культурный процесс, подчеркнув при этом его значение в формировании нового типа человека, устремленного к реализации своего творческого потенциала, переворота в развитии западного христианства, эволюции западной культуры и цивилизации.

Литература: [2,4,6,7,8,10,11,13,16,22,23,25,36,39,41,42,46,51,59].

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки культуры Ренессанса? Какие предшествующие культуры повлияли на ее становление?

2. На какой социально-политической основе вырастает ренессан-совый индивидуализм?

3. Какие характерные черты Возрождения?

4. Какие ценности приоритетны для человека ренессансной куль-туры?

5. Почему изобразительное искусство считается высшим выраже-нием культурных устремлений Ренессанса?

6. Что составляло основу искусства итальянского и северного Воз-рождения? В чем их отличительные черты?

7. Кого можно отнести к наиболее значительным представителям ренессансной литературы?

8. Какое отношение к религии было свойственно культурной элите Ренессанса?

9. Почему в эпоху Ренессанса возникает интерес к магии, алхимии, эзотерике?

10.Почему ренессансному мироощущению были свойственны настроения пессимизма и духовные колебания?

Ключевые понятия и термины

Антропоцентризм («антропо» и «центр») – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Великие географические открытия (середина XV – середина XVII вв.): открытие Америки в 1492 г. Колумбом; морского пути из Европы в Индию 1497 – 1499 гг. Васко да Гаммой; первое кругосветное плавание в 1519 – 1922 гг. (Ф. Магеллан); путешествия русских землепроходцев XVI – XVII вв.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном

развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – XVII вв., переходный от средне-вековой культуры к культуре Нового времени). Основная черта Возрождения – антифеодальный, светский характер, гуманистическое миропонимание, интерес к античной культуре.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление

своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взгля-дами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Портрет сарматский – вид портрета распространенный в Бе-ларуси в конце XVI – XVIII вв. Определяется сочетанием характерной для аристократического портрета парадности, представительности. Сарматские портреты обычно имели надписи информационного содержания, изображения гербов, предметы, которые призывали рассказать о человеке как можно больше.

Проторенессанс (лат. «прота» – первый и «Ренессанс») – этап в развитии итальянского искусства (XIII – первой половины XIV вв.) – первая, ранняя стадия Возрождения. Проторенессанс составляют два периода соответственно итальянским названиям – дученте и треченте.

Реформация (лат. reformatic – преобразование) – широкое об-щественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви; религиозные преобразования, которые привели к возникновению протестантизма.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующий- ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалис- тической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Неосхоластика – (перен.) оторванное от жизни бесплодное умст-вование.

Эзотерический (греч. esoterikos) – внутренний, тайный, скрытый, исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мис-тических учениях).

Тема 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА

1. Основные предпосылки формирования художественных стилей

ХХ в.

2. Художественные стили и направления конца ХІХ – начала ХХ вв.

3. Основные модернистские направления: кубизм, супрематизм, абстракционизм.

4. Иррациональные течения: дадаизм, сюрреализм и др.

5. Постмодернизм как изменение стиля.

1-й вопрос. «Основные предпосылки формирования художест-венных стилей ХХ в.».

Искусство ХХ в. – это бесчисленное множество направлений, стилей, течений, школ. Существует даже общее мнение: сколько художников – столько и направлений.

Рассматривая предпосылки формирования художественных стилей ХХ в., следует обратить внимание на сложность положения худо-жественной культуры и искусства: искусство теряет внутренний импульс, оно все более чувствует себя невостребованным, так как пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела очень низкий культурный и эстетический уровень и ограниченные духовные потребности.

Отрицательное воздействие на искусство оказывала и складываю-щаяся капиталистическая действительность с ее острыми социальны-ми противоречиями и конфликтами, жесткой эксплуатацией. Эти процессы ставили перед искусством трудные проблемы, были далекими от эстетики прекрасного и возвышенного, не вдохновляли художников.

Необходимо отметить, что наука в ХІХ в. занимает центральное место в духовной жизни общества, оттесняя искусство, что приводит к отстаиванию последним своего права на чувственное понимание действительности, человека и общества. И поэтому язык искусства на протяжении конца ХІХ – ХХ вв. весьма трансформировался, культура становится все более техногенной, а художественные стили варь-ируются от натурализма до абстракционизма.

2-й вопрос. «Художественные стили и напр авления конца ХІХ – начала ХХ вв. » .

Второй вопрос семинарского занятия предполагает знакомство с такими известными явлениями художественной культуры, как импрес-сионизм и экспрессионизм.

«Ключ» к пониманию искусства ХХ в. лежит в таком направлении 70-х годов ХІХ в. как импрессионизм. Импрессионизм порвал с тысячелетними традициями живописи. Он сделал первый шаг по пути к абстракционизму, отказавшись от воспроизведения реальных форм и красок, ограничившись передачей впечатления. Становится главным принцип: не «что», а «как» изображать. С одной стороны, этот принцип связан с реализмом: что я вижу, как я чувствую, это и есть реальность.

Импрессионизм положил начало полному отказу от предметного искусства. А поиски нового, современного искусства были связаны

с кризисом старых ценностей, поиском выхода из духовного тупика, страхом перед будущим, трагическим мировосприятием. Целесообразно на примерах творчества импрессионистов (К. Моне,

Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) проанализировать основные принципы импрессионизма и экспрессионизма.

3-й вопрос. « Основные модернистские направления: кубизм, супрематизм, абстракционизм».

Рассматривая третий вопрос, необходимо помнить, что модер- низм выступает как совокупность практически всех направлений в искусстве ХХ в. и проявляет себя через фовизм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм.

Следует заметить, что расположить эти течения в общем потоке искусства ХХ в. можно либо в хронологическом порядке, т.е. по времени появления первых произведений художников-единомыш-ленников, либо квалифицируя их по направленности, творческим целям, обращая внимание на заложенный в названии смысл.

Важно подчеркнуть, что общим для них был отказ от принципа отражения реальной действительности посредством передачи формы, цвета, символов и знаков, либо передачи чувств, ощущений, так называемые иррациональные течения (не постигаемые разумом, мышлением, а основанные на чувствах, воле, ощущениях). Например, первым направлением модернизма принято считать кубизм. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Суть этого направления можно понять, изучив произведения художников-кубистов. Необходимо обратить внимание на то, что это авангардистское течение (П. Пикас-со, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабио, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты – констру-ирование объёмной формы на плоскости, выявление простых устойчи-вых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. В этом проявилось самое отличительное свойство кубизма: максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое ещё импрессионистами.

Абстракционизм наиболее полно олицетворял модернизм и был символом всего искусства ХХ в. в абстрактной живописи предмет-ности противопоставлена беспредметность: здесь нет ничего, кроме чистых элементов композиции и цвета, и это наиболее полно нашло отражение в супрематизме.

Творческие возможности абстракционизма не исчерпаны и до нашего времени. После второй мировой войны абстрактное искусство

распространилось по всему миру и определило характер всего современного искусства.

В рамках абстрактного искусства возникает такое направле- ние как супрематизм (франц. «превосходство», «господство»). Его теоретиком и первым автором стал Казимир Малевич. Поду- майте, почему «Черный квадрат» К. Малевича стал легендой в искусстве ХХ в.

4-й вопрос. «Иррациональные течения: дадаизм, сюрреализм и др».

Приступая к рассмотрению четвертого вопроса, следует иметь в виду, что на искусство ХХ в. большое влияние оказывали фи-лософия, психология, религия и другие формы общественного сознания. Поэтому, анализируя иррациональные течения, важно поинтересоваться биографией художника, его взглядами, отношением к известным теориям того времени. В частности, к учению Анри Бергсона об интуиции и теории Зигмунда Фрейда о бессознательном, которые считали, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией.

Особенно ярко это проявилось в таких направлениях, как сюр-реализм (от франц. – надреализм, сверхреализм), провозгласившего изображение сферы бессознательного главной целью искусства, и дадаизм, отрицание культуры которым было доведено до предела (С. Дали, П. Элюар, А. Бретон).

5-й вопрос. «Постмодернизм как изменение стиля. Основные пред - посылки формирования художественных стилей ХХ в.».

Рассмотрение пятого вопроса следует начать с тенденций культурного развития ХХ в., которые повлияли на формирование постмодернизма: глобализация, идеологизация, расширение куль-турного пространства, ускорение темпов культурных трансформаций, консьюмеризм, сближение высокой культуры и повседневной жизни.

Исходя из этих тенденций, важно выделить характерные черты постмодернизма: эклектизм, цитатность, коллажность, ироничность, антифундаментализм, деконструкция, неогедонизм и др.

Целесообразно показать их проявление в различных видах искусства многих стран (Италия – С. Киа, Ф. Клементе, Э. Кукки, М. Палладино; Германия – А. Пенн; Франция – Ж. Гаруст ; Россия – Б. Акунин и др.), подчеркнув при этом, что постмодернизм – один из новых этапов в цепи закономерно меняющих друг друга направлений культуры, сформировавшихся в 70-е годы ХХ в.

Литература: [2,6,7,10,11,16,30,35,36,40].

Вопросы для самоконтроля

1. С какими изменениями в культуре связаны особенности искус-ства ХХ в.?

2. В чем сущность реалистического и условного искусства?

3. Что такое постиндустриальное общество и каковы его куль-турные характеристики?

4. Каково содержание и социальные функции постмодернизма в культуре?

5. Как процесс дегуманизации в ХХ в. отразился в художест-венном творчестве?

6. Что представляют собой современные культурные войны?

7. Какие особенности имеет язык современной культуры?

Ключевые понятия и термины

Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (ранний В. Кандинский) и создание геометрических абст-ракций (П. Сезан, кубисты, О. Розанова, А. Попова, К. Малевич и др.).

Авангардизм (франц. avant-garde – передовой отряд) – термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые, порывая с реа-листической традицией, усматривают в ломке устоявшихся эстети-ческих принципов, способов построения художественной формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Твор-ческая природа авангардизма, как считают некоторые искус-ствоведы, во многом связана с динамикой научно-технического прог-ресса, решительно изменившего облик и ритм современного мира, с развитием отвлеченного мышления.

Глобализация – распространение действия определенного фактора

в ряде стран, за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе.

Дадаизм («дада» – детский лепет, лошадка и т. п.) – течение в искусстве, связанное с отрицанием культуры: литература превратилась в хаос словесного мусора, изобразительное искусство, объемное или

приделанное к холсту, также включало обрывки фотографий и газет, мочалки, битое стекло и прочее. Музыка представляла собой органи-зованный из бутылок и консервных банок шум.

Деконструкция – тенденция в современной западной культуре,

эстетике, направленная на «смешение» традиционных ценностей и истин.

Консьюмеризм (лат. consumptio – потребление) – движение в защиту прав потребителей в их отношениях с продавцами; объеди-нение потребителей в союзы как на общественных началах, так и под эгидой государства.

Кубизм (термин «кубизм» был впервые использован в 1911 го- ду) – авангардистское течение (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пи-кабиа, М. Дюшан, Р. Делоне, Ф. Леже) выдвинуло на первый план формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разру-шение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.

Модернизм (франц. mоdern – новейший) – общее условное обозначение направлений искусства ХХ века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Характерные черты стиля модерн: стремление к эстетизации окру-жающей человека среды, подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность.

Постмодернизм новый, последний сверхэтап в цепи зако- номерно меняющих друг друга на протяжении истории направле- ний культуры. Постмодернизм – общее направления развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы ХХ в. Постмодернизму свойственно: поиски универсального художест-венного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений.

Сюрреализм (франц. surrealisme – буквально, сверхреализм) – мо-дернистское направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененный субъективные ассоциации. Сюрреализм сложился в 20-х годах ХХ в., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 30-х годов ХХ в. (художники С. Дали, Х. Баум, И. Танги). Главными чертами стали погоня за сенсацией, пугающая противоестественность

сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.

Эклектизм (греч. eklektikos – выбирающий) в искусстве – отсутствие единства целостности, формальное, механическое соеди-нение разных стилей.

Тема 4 . ТРАДЫЦЫЙНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСАЎ

1. Мастацкія рамёствы і промыслы.

2. Жыллё беларусау. Асноўныя тыпы беларускіх паселішчаў і за-будовы сядзіб.

3. Беларускі нацыянальны касцюм.

4. Беларускі народны каляндар: святы і абрады.

Пры разглядзе дадзенай тэмы студэнт павінен абапірацца на тыя веды, якія ён засвоіў пры вывучэнні школьных курсаў гісторыі Беларусі, беларускай літаратуры, сусветнай мастацкай культуры. Мэта, якую студэнт павінен рэалізаваць пры падрыхтоўцы да занятка, – усвядоміць культурныя традыцыі, зразумець асаблівасці культуры беларускага народа. Задачы: набыць необходны мінімум тэарэтычных ведаў па дадзенай тэме; развіваць навыкі аналізу і сістэматызацыі атрыманага матэрыялу, устанаўліваць прычынна-выніковыя сувязі; выхоўваць у сябе пачуццё павагі да нашай мінуўшчыны, да традыцый і гісторыі беларускага народа.

Неабходна памятаць, што народная культура базіруецца на глыбо-кіх традыцыях, якія адлюстроўваюць асаблівасці вытворчай дзейнасці, духоўны патэнцыял народа, яго “энергетычны рэсурс”. Да тыповых рыс беларускай культуры адносяцца: 1) этнаграфічнасць, якая захоў-ваецца ў народных фальклорных вытоках сучаснай культуры Беларусі; 2) адкрытасць, беларуская культура пастаянна адчувае ўплыў іншых культур; 3) складанасць, супярэчлівыя тэндэнцыі развіцця, якія знайш-лі адлюстраванне ў цыклічнасці этапаў пад’ёму і заняпаду нацыя-нальнай культуры; 4) поліэтнічнасць, ці поліканфесійнасць.

Разам з тым трэба адзначыць, што беларуская культура развівалася галоўным чынам у форме народнай, традыцыйна-бытавой культуры, у якой вылучаюць у сваю чаргу матэрыяльную і духоўную. Аднак гэты падзел умоўны, таму што ў рэальным жыцці яго не існавала. У дадзе-най тэме мы таксама не робім такога падзелу, а вывучаем традыцый-

ную культуру беларусаў у комплексе.

1-е пытанне. « Мастацкія рамёствы і промыслы » .

Перш за ўсё, адзначым розніцу паміж спажывецкімі і мастацкімі

рамёствамі і промысламі. Мастацкія рамёствы і промыслы беларусаў маюць глыбокія і трывалыя традыцыі, якія фарміраваліся ва ўласцівым Беларусі экалагічным і гісторыка-культурным асяроддзі. Так, лес адыгрываў важную ролю ў жыцці нашых продкаў. Таму шмат рамёстваў звязана з апрацоўкай драўніны (так званыя дрэва-апрацоўчыя рамёствы). Асобна трэба разгледзіць такія рамёствы, як пляценне, кавальства, ганчарства, шкларобства, ткацтва, тэхнало-гію апрацоўкі скуры, футра і воўны і падумаць, чаму яны атрымалі найбольшае распаўсюджванне на Беларусі.

2-е пытанне. «Жыллё беларусаў. Асноўныя тыпы беларускіх паселішчаў і забудовы сядзіб».

Асобае месца ў традыцыйнай культуры займае жыллё. Яно, з’яўля-ючыся важнейшым кампанентам матэрыяльнай культуры, арганічна звязана з гаспадарча-бытавым укладам, умовай матэрыяльнага і ду-хоўнага жыцця, з вытворчымі традыцыямі народа. Таму неабходна вызначыць гістарычныя тыпы рассялення і тыпы паселішчаў: пры-мітыўнае жыллё: пячоры, буданы, зямлянкі, паўзямлянкі; гарадзішчы і селішчы і іх падзел на гандлёва-прамысловыя і земляробчыя; пасе-лішчы сельскага тыпу: вёска, пагост, сяло, слабада, засценак, ваколіца, фальварак, хутар. Затым – гандлёва-прамысловыя: горад і мястэчка.

Звернемся да пытання аб забудове сядзібы. З чым звязаны асаблівасці забудовы двара і размяшчэнне гаспадарчых пабудоў? Асноўная архітэктурная частка сядзібных забудоў – жыллё. Вывучэнне інтэр’ера традыцыйнага жылля мае важнае значэнне для рэканст-рукцыі верагоднай карціны сялянскага побыту. Уяўленне аб сялянскім жыллі і хатнім побыце можна атрымаць, разгледзеўшы два тыповыя варыянты – традыцыйную курную і “чыстую”, ці “белую” хаты.

3-е пытанне. «Беларускі нацыянальны касцюм».

Разглядаючы трэцяе пытанне трэба звярнуць увагу на фальклорныя тэндэнцыі, якія праяўляюцца ў традыцыйным народным касцюме, вызначаюць культурнае асяроддзе Беларусі. Беларускаму касцюму ўласцівы самабытнасць, дасканалая распрацоўка дэталей, кампазіцыйная завершанасць і спалучэнне дэкаратыўнасці і праду-манай практычнасці. У залежнасці ад функцыянальнага прызначэння і іншых крытэрыяў яно падзяляецца на мужчынскае і жаночае, летняе і зімовае, паўсядзённае і святочнае (выхадное). Чаму этнаграфіч-ныя асаблівасці традыцыйнага адзення найбольш поўна выяўляюцца пры разглядзе жаночага касцюма? З чым звязана паняцце “строй”? Што гэта такое? Мэтазгодна разгледзець варыятыўна-тыпалагічныя асаблівасці жаночага адзення па рэгіянальных комплексах: Паўночная Беларусь, Падняпроўе, Беларускае Палессе, Заходняе Палессе, цэнтральная частка Беларусі, Панямонне. Якую ролю адыгрываў арнамент і колер дэкора адзення?

4-е пытанне. « Беларускі народны каляндар: святы і абрады » .

Фарміруючы сваю культуру, беларускі народ на працягу доўгага

часу развіцця стварыў свой народны каляндар, які ўключае багаты вопыт назіранняў земляроба над навакольным асяроддзем. Як правіла, абрады звязаны з гаспадарчай дзейнасцю, бытавымі ўмовамі, грамадскімі адносінамі. Гэта пытанне ўключае ў сябе праблемы чаты-рох групп: 1) каляндарна-вытворчыя; 2) сямейна-бытавыя; 3) грамадс-кія; 4) царкоўныя. Каляндарныя абрады і святы маюць наступнае дзя-ленне: 1) зімовыя: Каляды, Масленіца, Грамніцы; 2) вяснавыя: гуканне вясны, першы выхад у поле (заворванне), першы выган жывёлы; 3) летнія: Сёмуха, Купалле, Дажынкі, Зажынкі; 4) восеньскія: Спас, Багач, Пакровы. Вызначце святы, якія спалучаюць у сабе даўнія паганскія традыцыі з хрысціянскім святкаваннем. Каб зразумець сутнасць святаў, пакінутых нам у спадчыну продкамі, неабходна ўсвядоміць сэнс ужывання тых ці іншых абрадаў, песень, атрыбутаў, сімволікі лічбаў і колеру. Трэба адзначыць вялікую цікавасць і значэнне сімволікі стыхій – агню, вады, зямлі; сімволікі жылля – чырвоны кут, печ, арка, парог – у жыцці беларусаў.

Такім чынам, наша краіна мае багатую спадчыну народнай культуры, сапраўдным творцам і носьбітам якой выступае беларускі народ.

Литература: [1,5,9,14,16,18,19,33,38,41,44,46,52,58].

Пытанні для самакантролю:

1. Укажыце асноўныя дрэваапрацоўчыя рамёствы.

2. Як называлі людзей, што займаліся апрацоўкай футра, аўчын і скуры?

3. Пералічыце асноўныя этапы эвалюцыі жылля.

4. Якія асаблівасці мела горадабудаўнічая сістэма ўсходніх сла-вян?

5. Гаспадарчыя пабудовы сядзібы.

6. З чаго складаецца жаночы комплекс беларускага сялянскага кас-цюма?

7. З чым звязана ўпрыгожванне народнага адзення багатым арна-ментам?

8. У чым вы бачыце своеасаблівасць беларускага народнага кален-дара?

9. Як, на вашу думку, уплывае народная культура на прафесійную?

10.Хто выступаў асноўным носьбітам беларускай нацыянальнай культуры? Чаму?

Асноўныя паняцці і тэрміны

Абрады – сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў, што сім-валічна адлюстроўваюць адносіны людзей да прыроды і паміж сабою.

Арнамент (лац. ornamentum – упрыгожанне) – узор з рытмічна ўпарадкаваных элементаў для аздаблення твораў выяўленчага і дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва, архітэктурных збудаванняў, прадметаў хатняга ўжытку.

Беларускі народны каляндар – адна з форм духоўнага жыцця

нацыі, сістэма свят, прысвяткаў, абрадаў, гульняў, ігрышчаў, пэў-

ных дзён забаронаў, што замацаваны ў быце і фальклоры беларусаў і з’яўляюцца арыенцірам пры выкананні сельска-гаспадарчых работ і адпачынкаў у гадавым, сезонным, месяцавым цыклах.

Ваколіца – паселішча шляхты недалёка ад вёскі, агароджвалася плотам.

Засценак – паселішча, якое ўзнікала на краях поля пасля валочнай памеры (гэтыя ўчасткі здаваліся ў арэнду дробнай шляхце).

Мястэчка (агульнаславянскае места – горад) – своеасаблівая фор-ма паселішча, прамежкавая паміж горадам і вялікім сялом, вёскай, сфарміравалася ў XIV – XVI стст. у Вялікім княстве Літоўскім.

Пагост – спачатку пастаялы двор, дзе часова спыняліся князь і ін-шыя асобы, у XI – XVI стст. – цэнтр сельскай абшчыны з царквой і могілкамі.

Рамяство – вытворчасць прамысловых вырабаў уручную з выка-рыстаннем механічных прылад і інструментаў, майстэрства ўмелых

рук (старажытнарускае рукамясло).

Промыслы – падсобная ў сельскай гаспадарцы вытворчасць, якая ўключае рамёствы і іншыя неземляробчыя заняткі.

Строі – лакальныя разнавіднасці адзення, якія ўвасабляюцца ў тэхніцы выканання, у спосабе нашэння прадметаў адзення, у харак-тары арнамента.

Сядзіба – пабудовы сялянскага двара разам з зямельным участкам.

Сяло – спачатку загарадная княжацкая сядзіба, потым – цэнтр вот-

чыны ці маёнтка, тэрытарыяльна-адміністрацыйны цэнтр, у XVIII –XIX стст. часта цэнтр воласці.

Фальварак – невялікае паселішча (1–5 двароў), размешчанае непадалёку ад маёнтка (спачатку так называлі феадальную гаспадарку, якая вырошчвала хлеб на продаж).

Тема 5. БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Конфессиональная и культурологическая значимость Библии. История ее написания, состав и структура.

2. Место Библии в мировой культуре. Эстетическая ценность Биб-лии и ее роль в художественном творчестве.

3. Нравственно-дидактическое содержание Библии. Нравственные задачи человека в христианской традиции.

Согласно методическому принципу преемственности в обучении, при работе над данной темой студенту следует опираться на те базис-ные знания, которые были получены в школьной программе по исто-рии, литературе, МХК, предмету «Человек, общество, государство».

Задача, которую студент должен реализовать при подготовке к занятию, – не только приобретение новых знаний и информа- ции, соответствующих требованиям вузовской программы, но и выработка навыков систематизации материала, почерпнутого из различных источников, умение сопоставлять, анализировать разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, подбирать аргументацию по обоснованию собственной точки зрения.

Естественно, что при подготовке к семинару по данной теме предполагается обращение к тексту Библии как первоисточнику и к религиоведческой литературе, рассматривающей Священное писание с внеконфессиональных позиций. Полезными при изучении темы могут быть: Библейская энциклопедия, энциклопедический и философский словари, книги Косидовского З. «Библейские сказания» и «Сказания евангелистов», Ленсу М. «Библия как памятник мировой культуры» и др.

Основной методологической установкой при работе над темой является, с одной стороны, знакомство с Библией как Священным писанием, лежащим в основе догматики и богослужения христианства, а с другой – как спутника цивилизации и сотворца мировой и наци-ональных культур.

1-й вопрос. «Конфессиональная и культурологическая значи-мость Библии. История ее написания, состав и структура».

Приступая к работе над первым вопросом, напомним следующее:

1) религиозные воззрения и заповеди первобытных верований пе-редавались устно от поколения к поколению.

2) в процессе развития и усложнения социальной жизни людей с появлением письменности различные религиозные направления были закреплены в книгах (Веды, Тора, Танах, Авеста, Библия, Коран и др.).

В рассматриваемом вопросе предстоит выяснить происхождение и состав Библии. Следуя логике изучения темы, необходимо начать с этимологии слова «библия» (греч. «та библиа») означает мно-жественное число от слова «библос» – книга.

Обратите внимание на тот ключевой момент, что представители разных религий вкладывают в понятие «Библия» неодинаковое содержание.

Так, для представителей иудаизма Библия – это комплекс книг, написанных до нашей эры, отобранных как священные из прочей литературы древнееврейских ученых-богословов и сохранившихся на древнееврейском языке. Запомним: таких книг 39. Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами, а потом и христианами объ-являются каноническими (обратитесь к словарю терминов и выясните смысл этого понятия).

Важно подчеркнуть, что если для иудаизма этим и ограничивается вся Библия, то для христиан эти 39 книг составляют каноническую часть ветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для них, кроме Ветхого завета, в Библии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет – комплекс из 27 специфически христианских книг, написанных в І – ІІ вв. н.э., дошедших до нас на эллинистическом греческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами.

Если 27 книг Нового завета абсолютно едины для всех христиан, то во взглядах на Ветхий завет у христиан есть разногласия. Поэтому

необходимо выяснить, обратившись к рекомендованной литературе, в чем состоят эти различные подходы. Что означает богодухновенность Библии и кто разделяет подобную точку зрения. Далее рассматриваем место и время действия в Библии, анализируем проблему авторства библейских текстов. Известно, что языками Библии являются древнееврейский, арамейский, греческий.

Так как Библия – это книги Священного писания Ветхого и Но-вого завета, то далее студенту предстоит прочитать о происхождении книг Ветхого завета, его авторах, структуре (Пятикнижие, книги

исторические, учительские и книги пророков).

Далее. Книги Нового завета – время создания, авторство, структу-ра. Обратившись к словарю терминов, выясняем, что означает слово «евангелие» (благая весть). Открыв Библию, видим, что евангелий четыре – отсюда термин: четвероевангелие. Запомним, что первые три: от Матфея, Марка, Луки называют синоптическими, в них дается описание земной жизни Иисуса Христа, четвертое – от Иоанна, отличается от них чем ?

2-й вопрос. «Место Библии в мировой культуре. Эстетическая ценность Библии и ее роль в художественном творчестве».

Таким образом, получив необходимые знания по первому вопросу, рассматриваем:

1. Историческое содержание Библии. Сведения об исторических материалах – в книгах Иисуса Навина, Судей, книгах Царств и Паралипоменона, книгах пророков Исаии, Иеремии, Иезекшия, книгах Ездры, Неемии и малых пророков. Разумеется, следует помнить, что все эти книги не летописи, но при сравнительном изучении, привлекая разные материалы, Библия становится важным историческим документом.

2. Медицинские материалы (например, книги Левит).

3. Фрагменты древних сказок и мифов, а также древних литера- турных памятников, являющихся общечеловеческим культурным наследием.

4. Социально-политические документы (первые редакции записей кодексов Яхвиста и Элахиста, и апокалипсические размышления о судьбах мира и евреев, принадлежащие пророку Даниила, а также раз-мышления автора Апокалипсиса – о судьбах мира и народов и т.д.)

5. Библейские пророчества – книги пророков-судей (Девора и Са-муил), пророков-писателей (Амос, Исайя, Даниил), пророка-политика (Иеремия), пророчества Нового завета.

Необходимо отметить, что в глазах верующего человека чудеса и пророчества Библии всегда были свидетельством богодухновенности Священного писания.

Так, историки и этнографы выделяют в Библии серию чудес, кото-рые относят к странствующим сюжетам, присущим многим мифам, легендам и сказкам.

Второй, типичной для Библии категорией чудес, по их мнению, являются чудеса естественные, как их иногда называют. Считается, что чуда, по существу, не было, а было естественное явление, поразившее в свое время воображение людей.

Любопытные сведения дает нам и анализ библейских пророчеств. Что это: предзнание или миф? Очевидно, что ответ на этот вопрос не однозначен. (Студент имеет возможность более подробно ознакомиться с этим по рекомендуемой литературе).

Подробно изученный в школе предмет «Мировая художественная культура» дает необходимые фактологические данные для обосно-вания эстетической ценности Библии и ее роли в художественном творчестве. Целесообразно сформулировать самостоятельно вывод о вкладе Библии в мировую и национальные культуры (последнее

делаем на примере Беларуси).

3-й вопрос. «Нравственно-дидактическое содержание Библии. Нравственные задачи человека в христианской традиции».

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхоза-ветные заповеди, евангельские «заповеди блаженства» (см. Нагорную проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея, гл.5–7) и другие но-возаветные нравственные наставления. Отметим, что в своей совокуп-ности они составляют то, что можно назвать кодексом христианской морали. Христиане считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению.

Анализируя проблему, следует подчеркнуть, что заповеди ветхо-заветного десятисловия (см. кн. Исход, гл. 20) имеют запретительный характер. Они перечисляют то, чего человек не должен делать. Ново-заветная христианская мораль, сохранив ветхозаветный запрети-тельный кодекс, дополнила его рядом норм, которые составили то, что можно назвать положительным нравственным идеалом христианства. В наиболее концентрированном виде этот идеал обрисован в Нагорной проповеди Христа.

Завершить рассмотрение третьего вопроса необходимо размыш-

лениями о нравственных задачах человека в христианской традиции, о месте и роли Библии в мировой культуре и современности. Отправной точкой является евангельский призыв «возлюби ближнего твоего как самого себя», который выражает провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве. Обдумайте применимость данного прин-ципа в жизни современного человека, подберите аргументацию для обоснования своей точки зрения.

В основании всякого кодекса морали лежит определенный исход-ный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей.

Христианство, как видим (см. Нагорную проповедь), имеет свой критерий различения добра и зла. Характерно, что провозглашение всеобщей любви и всепрощения в христианстве сопровождается проповедью непротивления злу. Теория непротивления злу насилием считается одним из самых привлекательных составляющих христианс-кого духа. Проанализируйте, почему в современном обществе проповедь всеобщей любви остается нередко абстрактным благим пожеланием и осуществим ли принцип непротивления в практической жизни? Христианский идеал человека и добродетельной жизни нельзя недооценивать как фактор нравственного совершенствования на современном этапе религиозного возрождения в нашей стране.

Литература: [ 13,20,21,24,26,28,29,34,36,45,47,50,54,56].

Вопросы для самоконтроля

1. Время и место действия Библии.

2. Состав и структура Библии.

3. Языки Библии.

4. Что такое библейский канон?

5. Что такое апокрифы?

6. Какая книга является первой в Библии?

7. Сколько Евангелий входит в состав Нового завета?

8. Какая книга является завершающей Библию?

9. Кто первым перевел Библию на белорусский язык и когда?

10.Какие наиболее употребимые «библеизмы» вы можете назвать?

11.Какие известные литературные, живописные и музыкальные произведения, созданные на библейские сюжеты вы знаете?

12.В чем вы видите духовный потенциал нравственного содержа-ния Библии для современной молодежи?

Ключевые понятия и термины

Авраáм – библейский патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем под именем Ибрахим). С Авраамом связывают начало веры в единого бога и заключение договора (завета) с Богом.

Ад и Рай – согласно религиозным верованиям места, куда отправ-ляются души умерших людей; ад (греч. – подземное царство) – место посмертных мучений грешников; рай (древнеевр. «эдем») – пос-мертное местопребывание праведников.

Адáм (древнеевр. – человек) – согласно Библии, первый человек на земле, созданный Богом по своему образу и подобию из праха земного на 6-й день творения после создания всего сущего (Быт. 1: 26-27; 2: 7, 5; 5: 1-2 ).

Áнгелы (греч. и лат. – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям божью волю.

Апокáлипсис (греч. – откровение) – откровение святого Иоанна Богослова – одна из книг Нового завета, принадлежащая по христианской вере Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия и 3-х посланий, вошедших в новозаветный канон. Откровения содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и антихристом, страшном суде, тысячелетнем царстве божьем.

Антúхрист – по христианским представлениям, опирающимся на Откровение Иоанна Богослова, противник Христа, который должен появиться для последней борьбы против христиан перед концом света и вторым пришествием Христа; будет окончательно разбит и навсегда уничтожен.

Апóкрифы (греч. – тайный, секретный) – не вошедшие в канон и оставшиеся вне Библии рукописи и составляют апокрифическую лите-ратуру, сопутствующую Ветхому и Новому заветам, не признанную церковью. Существуют ветхозаветные апокрифы и новозаветные. Иудаисты называют их «посторонними книгами». У христиан слово «апокриф» первоначально относилось к произведениям одной группы христиан-гностиков, стремившихся сохранить учение в тайне. Позднее так стали называть раннехристианские писания, не признанные бого-вдохновенными. Новозаветные апокрифы делятся на «отреченные» (запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения).

Апóстолы (греч. – посланец) – в первоначальном христианстве – странствующие проповедники, переходившие от общины к общине. Они проповедовали новое учение и создавали новые христианские общины. Позднее церковная традиция закрепила название апостолы лишь за 12 учениками Христа, которые упоминаются в Евангелиях и в Деяниях апостолов и которых сам Иисус Христос избрал для проповеди христианского учения.

Архангелы (греч. – начальник ангелов) – согласно христианской традиции – старшие ангелы.

Библия (греч. «та библиа», означает множественное число от слова «библос» – книга) – Свод книг, составляющих Священное Писание

христиан, а в своей первой части (Ветхий завет) – также и иудейской религии.

Богодухновенность (боговдохновенность) – религиозная концеп-ция, согласно которой священные книги даны самим Богом в виде откровения, слова божия грешной земле и людям.

Ветхий завет – первая часть Библии, содержит 39 книг, призна-ваемых каноническими. Книги Ветхого завета написаны на древне-

еврейском языке, за исключением отдельных фрагментов, написанных на арамейском языке. В последние 2 столетия до нашей эры был осуществлен перевод Ветхого завета на греческий язык (Септуагинта). Этот текст наряду с древнегреческим оригиналом рассматривается христианскими церквами как богооткровенный.

Вифлием – город в Иудее, указываемый евангелистами как место рождения Иисуса Христа.

Воскресение – еженедельный христианский праздник, установ-ленный в честь воскресения Иисуса Христа.

Голгофа (арамейское «череп») – холм в окрестностях Иерусалима, где, согласно евангельским сообщениям, был распят на кресте Иисус Христос.

Ева (древнееврейское – источник жизни) – согласно Библии, пер-вая женщина на Земле, жена Адама, проматерь человечества.

Евáнгелие (греч. – благая весть) – новозаветные книги, расска-зывающие о жизни Иисуса Христа на Земле (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). Все 4 входят в канонический текст Нового завета, написаны на греческом языке.

Заповеди, десятословие, декалы – содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения, начертанные Богом на 2 каменных плитах – «скрижалях завета», переданных им Моисею на горе Синаи.

Ковчег завета – главная святыня иудаизма, находившаяся в Иерусалимском храме. Представляла собой деревянный, обитый золотом ящик, в котором находились каменные доски-скрижали с заповедями. При разрушении Иерусалима вместе с храмом был уничтожен и ковчег завета.

Нагорная проповедь – моральное наставление, с которым, согласно 2-м Евангелиям – от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), Христос обра-тился к народу.

Новый завет – часть Библии, почитаемая в качестве Священного Писания христианами. Название Нового завета связано с учением о

новом договоре («завет» – договор) бога с людьми через Иисуса Христа. Состоит из 27 книг: 4 Евангелия, Деяния апостолов, 21 Пос-

лание, Откровение Иоанна (Апокалипсис). Практически весь написан на греческом языке.

Септуагúнты (лат. – семьдесят) – перевод Ветхого завета на греческий язык, осуществленный за 72 дня переводчиками, приехавшими из Иерусалима в Александрию по приглашению египетского царя Птолемея ІІ Филафельфа в середине ІІІ в. до н.э.

Херувимы – одна из высших (вторая после серафимов) категория

ангелов. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.

Экзегéтика (греч. – истолковываю) – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

Тематика ов

1.Становление понятия культуры; его современные толкования.

2.Глобальные экологические проблемы и общечеловеческие ценности.

3.Культуры социальных общностей: элитарная, массовая, мар-гинальная.

4.Приоритеты духовной культуры Востока и Запада.

5.Язык и культура.

6.Основные теории возникновения культуры.

7.Основные закономерности развития культуры.

8.Психологические концепции культуры З. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма.

9.Концепции локальных культур О.Шпенглера и А. Тойнби.

10.Западная и восточная культуры и их взаимодействие в современном мире.

11.Массовая и элитарная культура.

12.Молодежная субкультура.

13.Место культуры Беларуси в европейском социокультурном пространстве.

14.Научная мысль в древнем Египте: медицина, математика, астрономия.

15.Сословно-кастовая система и ее влияние на культуру Ин-дии.

16.Арабско-исламская культурная традиция: ее истоки и фор-мирование.

17.Культура Древней Японии: общее и особенное.

18.Культура древних обществ Междуречья (Шумеры, Вавилон, Ассирия, Финикия).

19.Мифы древности и их значение для современности.

20.Культура Древнего Китая: научные открытия, изобретения, религия, культовое искусство.

21.Основные периоды в истории античной культуры.

22.Легенды и мифы Древней Греции.

23.Знаменитые греческие философы: их жизнь и взгляды.

24.Христианство в культуре Древнего Рима.

25.Византия как центр раннесредневековой культуры. Византия и Русь.

26.Этапы становления и развития европейской культуры в эпоху Средневековья.

27.Романский и готический стили средневековой архитектуры.

28.Идеал человека в культуре Возрождения.

29.Тайна женской красоты в живописи Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана.

30.Европейские поэты Возрождения.

31.Античное наследие в культуре Возрождения.

32.Место Ренессанса в мировой культуре.

33.Эпоха Возрождения и религия.

34.Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ.

35.Великие гуманисты эпохи Возрождения.

36.Литература Возрождения: отражение основных интуиций эпохи.

37.Г. Галилей – изобретатель, ученый, философ.

38.Свобода духа и рука инквизиции. Процессы над учеными.

39.Научные достижения эпохи Ренессанса в Европе.

40.Развитие философской мысли в Европе эпохи Ренессанса (Т. Кампанелла, Т.Мор и др.).

41.Драматургия и театр европейского Ренессанса (Лопе де Вега, Вильям Шекспир).

42.Изобретение книгопечатания и его значение для развития европейской культуры.

43.Великие географические открытия и их влияние на развитие европейской культуры.

44.Идеи Просвещения в европейской литературе (на примере творчества одного из писателей: Д.Дефо, Дж. Свифта, Вольтера, Шиллера).

45.Отражение революционной деятельности в искусстве Ж. Давида и Э. Делакруа.

46.Философия Просвещения: влияние на западную культуру.

47.Роль христианства в развитии древнерусской культуры.

48.«Слово о полку Игореве» – великое явление древнерусской и мировой культуры.

49.Характерные черты «русского Ренессанса» на рубеже XIX – начала XX вв.

50.Судьбы культуры в условиях тоталитарного режима.

51.П.М. Третьяков и его роль в художественной деятельности передвижников.

52.Расцвет музыкального искусства России. Творчество компози-

торов «могучей кучки».

53.А.С. Пушкин как феномен русской культуры.

54.Ф.М. Достоевский – великий художник мира униженных и оскорбленных.

55.«Серебряный век» русской культуры: значение для мировой культуры.

56.Эволюция художественных стилей и направлений в русском изобразительном искусстве XIX – начала XX вв.

57.«Троица» Андрея Рублева – шедевр древнерусской иконописи.

58.Архитектурные достопримечательности Несвижа XVI – XVII вв.

59.Идеология Просвещения и особенности ее распространения на Беларуси.

60.Замок в архитектурном ландшафте Великого княжества Литовского.

61.Символика белорусской народной культуры.

62.Белорусские народные игры и их роль в становлении фольклора.

63.Культурное подвижничество Ф.Скорины.

64.Мирский замок – памятник архитектуры мирового значения.

65.Витебская художественная школя: творчество Ю. Пэна, М. Ша-гала, К. Малевича.

66.Становление и развитие высшего аграрного образования на Беларуси.

67.Фестивальное творчество в культуре современной Беларуси.

68.Мировоззрение и деятельность С. Полоцкого.

69.Белорусская мода: преемственность традиций.

70.Процессы христианизации на белорусских землях, их истоки, механизмы и значение.

71.Особенности храмового зодчества, иконописи и прикладного церковного искусства на землях Беларуси.

72.Место религии в культурном пространстве и ее вклад в мировую и национальную культуру (последнее – на материале Беларуси).

73.Иудаизм: история и современность.

74.Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока.

75.История переводов Библии на Беларуси. Библия Франциска Скорины.

76.Влияние Библии на становление европейской художественной традиции. Эстетическая ценность Библии.

77.Роль религии в формировании канона художественного творчества (культовая архитектура и живопись, духовная музыка).

78.Белорусская иконопись.

79.Коран как памятник древнеарабской письменности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Белорусы / под ред. В.К. Бондарчик. М.: Наука, 1998. 503 с.: ил.

2.Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии): учеб. пособие / А.Н. Быстрова. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. 680 с.

3.Зезина М.Р. История русской культуры: учеб. пособие / М.Р. Зезина, Л.В. Кош-ман, В.С. Шульгин. М.: Высш. шк., 1990. 432 с.

4.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учеб. пособие / Т.В. Ильина. М.: Высш. шк., 1983. 317 с.: ил.

5.Культурология: учеб. пособие / С.В. Лапина и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. Минск: ТетраСистемс, 2003. 496 с.

6. Культурология: учеб. пособие / под ред. А.Н. Марковой. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 319 с.

7. Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова и др.; под общ. ред. А.С. Неверова. Минск: Вышэйш. шк., 2004. 367 с.

8.Левяш И.Я. Культурология: учеб. пособие / И.Я. Левяш. 3-е изд., Минск: ТетраСистемс, 2000. 496 с.

9.Лыч Л. Гісторыя культуры Беларусі / Л.Лыч, У. Навіцкі. Мінск: НКФ “Экаперспектыва”, 1996. 453 с.

10.Мамонтов С.П. Основы культурологи: учеб. пособие / С.П. Мамонтов. 3-е изд. М.: Олимп, ИНФРА-М, 2001. 320 с.

11.Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие / Н.Н. Петрухинцев. М.: ВЛАДОС, 2001. 400 с.

12.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. М.: Гарда-рика, Экспертное бюро, 1997. 344 с.

13..Религиоведение: учеб. пособие / М.Я. Ленсу и др.; под ред. М.Я. Ленсу. Минск: Новое знание, 2003. 446 с.

14.Цітоў В.С. Этнаграфічная спадчына. Беларусь: краіна і людзі / В.С. Цітоў. 2-е выд. Мінск: Беларусь, 2001. 208 с.: іл.

15.Ширшов И.Е. Теория и история культуры. Сокращенный курс: учеб. пособие / И.Е. Ширшов, В.В. Казановский; под общ. ред. И.Е. Ширшова. 2-е изд.Минск: БГЭУ, 2002. 184 с.

16.Языкович В.Р. Культурология: краткий курс лекций / В.Р. Языкович. Минск, РИВШ, 2005. 152 с.

Дополнительная

17. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь-справочник / под ред. В.Н. Ярхо. М.: Высш. шк., 1995. 383 с.: ил.

18. Беларускі народны каляндар / аўт.-уклад. А.Ю. Лозка; маст. А.І. Дашкевіч. Мінск: Полымя, 1992. 205 с.: іл.

19. Беларускія народныя абрады / склад., навук. рэд. Л.П. Касцюкавец. Мінск : Бела-русь, 1994. 128 с.

20. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1990. 902 с.: ил.

21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Религиозное изда-ние. М.: Российское общество, 2005. 125 с.

22.Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. СПб.: Лань, 2001. 672 с.

23.Гече Г. Библейские истории / Г. Гече; пер. с венг. Р. Даллош. М.: Политиздат, 1988. 367 с.: ил.

24.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. М.: Юрайт, 1999. 669 с.: ил.

25. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриманации на основе религии или убеждений. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25.11.1981 г.

26.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век: очерки / Н.А. Дмитриева. Изд.3-е. М.: Искусство, 1985. 319 с.: ил.

27. Древние цивилизации / С.С. Аверинцев и др., под ред. Г.М. Боргард-Левина. М.: Мысль, 1989. 479 с: ил.

28. Закон Божій / сост. Протоиерей Серафим Слободской. Минск: ЗАО «Пра-вославная инициатива», 1998. 732 с.

29. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»: принят 31.10.2002 № 137-3 // НРПА РБ. 2002. № 123. с. 4 – 15.

30.Зернов Б.А. Пабло Пикассо против фашизма / Б.А. Зернов. Ленинград: Знание, 1971. 40 с.

31. История Древнего Рима: учеб. пособие / под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М.: Высш. шк., 1994. 366 с.: ил.

32.Качановский В.В. Россия и Западная Европа: история культуры / В.В. Ка-чановский. Минск: ФУА информ, 2001. 238 с.

33.Коваль У. І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: даведнік па ўсходне-славянскай міфалогіі / А.І. Коваль. Гомель: Беларускае Агенцтва навукова-тэхнічнай і дзелавой інфармацыі, 1995. 180 с.

34.Косидовский З. Сказания евангелистов / З. Косидовский; пер. с польск. Э.Я. Гессена. М.: Политиздат. 1977. 262 с.

35.Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве / И.С. Куликова, М.: Наука, 1970. 176 с.

36. Культурология: конспект лекций / авт.-сост. А.А. Оганесян. М.: ПРИОР, 2000. 160 с.

37.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий, пер с польск. В.К. Ронина. М.: Высш. шк., 1990. 351 с.: ил.

38.Кухаронак Т.І. Радзінныя звычаі і абрады беларусаў: канец XIX – XX стст. / Т.І. Кухаронак. Мінск: Навука і тэхніка, 1993. 126 с.

39.Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: средние века. Возрождение в Италии / Л.Д. Любимов. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1996. 318 с.: ил.

40.Малахов Н.Я.Модернизм: критический очерк / Н.Я. Малахов; под ред. В.В. Ванслова. М.: Изобразит. иск-во, 1986. 152 с.: ил.

41. Мифы народов мира / сост. В.И. Коровин и др. Изд. 3-е. М.: РОСТкнига, 1999. 480 с.

42. Мысліцелі і асветнікі Беларусі: энцыклапедычны даведнік / гал. рэд. Б.І. Сачанка і інш.; маст. Э.Э. Жакевіч. Мінск: БелЭн, 1995. 671 с.: іл.

43. Помнікі мастацкай культуры Беларусі эпохі Адраджэння: зб. артыкулаў / рэд. С.В. Марцэлеў. Мінск: Навука і тэхніка, 1994. 253 с.: іл.

44. Рижский М.И. История переводов Библии / М.И. Рижский. Новосибирск: Наука, 1978. 208 с.

45.Розин В.М. Введение в культурологию: учебник / В.М. Розин. М.: ФОРУМ, 1997. 224 с.

46.Рэвяко К.А. Антычная спадчына на Беларусі: манаграфія / К.А. Рэвяко; пад рэд. М.С. Корзуна. Мінск: Веды, 1998. 100 с.

47. Рэлігія і царква на Беларусі: энцыклап. даведнік / пад рэд. Г.П. Пашкова; маст. А.А. Глекаў. Мінск: БелЭн, 2001. 368 с.: іл.

48.Смирнова Е.Д. Средневековый мир в терминах, именах, названиях: словарь-справочник / Е.Д. Смирнова, Л.П. Сушкевич, В.А. Федосик; научн. ред. В.А. Федосик. Изд. 2-е. Минск: 2001. 383 с.

49.Сысоў У.М. З крыніц спрадвечных / У.М. Сысоў. Мінск: Вышэйш. шк., 1997. 415 с.

50.Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор; пер с англ. Д.А. Короп-чевского. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

51. Традиционные вероисповедования и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / сост. А.И. Осипов. Минск: Беларусь, 2000, 255 с.

52.Ткачоў М.А. Замкі Беларусі (XIII – XVII стст.) / М.А. Ткачоў. Мінск: Полымя, 1977. 83 с.

53. Усеагульная дэкларацыя правоў чалавека. Мінск: Прадстаўніцтва ААН у Рэс-публіцы Беларусь. 2000. 30 с.

54.Федосик В. А. Семь чудес света / В. А. Федосик. Минск: Беларусь, 2002. 416 с: ил.

55.Чантурия В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии / В.А. Чантурия. Минск: Полымя, 1986. 240 с.: ил.

56.Черняк В.З. Семь чудес и другие / В.З. Черняк. М.: Знание, 1983. 208 с.: ил.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............…......…………………………………………………………………… 3

Тема 1. Культура античности ............... ……………………………………………… 5

Тема 2. Европейская культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) ..…................. 10

Тема 3. Изобразительное искусство ХХ века ...…………………………….............. 14

Тема 4. Традыцыйная культура беларусаў …………………………………............... 19

Тема 5. Библия как памятник мировой культуры ...………………………………… 23 Тематика ов ……………………………………………………………................ 30