Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические и задания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 061100 «Менеджмент» Института дистанционного образования Издательство тпу

 

             

Указания методические и задания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 061100 «Менеджмент» Института дистанционного образования Издательство тпу

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

Финансы, денежное обращение и кредит

Методические указания и задания по выполнению курсовой работы

для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление
на предприятии» и 061100 «Менеджмент»
Института дистанционного образования

Издательство ТПУ

Томск 2008

УДК 658:152; 658:153

Ф59

Ф59

Финансы, денежное обращение и кредит: методические указания и задания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 061100 «Менеджмент» Института дистанционного образования / сост. В. В. Спицын. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 48 с.

В настоящих методических указаниях описывается порядок работы студентов при выполнении курсовой работы по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит». Методические указания содержат перечень теоретических вопросов для самостоятельной проработки студентами, направленных на формирование у студентов навыков работы в финансовых службах предприятия и финансового менеджмента, и необходимую информацию для выполнения практической части курсовой работы, освоения методов финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

Рецензент

старший преподаватель Т. Р. Рахимов

Методические указания и задания по выполнению курсовой работы рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры менеджмента ИЭФ ТПУ

" 20 " мая 2008 г.

Зав. кафедрой менеджмента

профессор, докт. экон. наук И. Е. Никулина


1. Структура курсовой работы
и общие требования по ее оформлению

выполняется студентами в ходе изучения дисциплин «Финансы», «Финансы и денежное обращение», «Финансы и кредит». Название курсовой работы «Управление финансами на предприятии». Оформление курсовой работы проводится в соответствии со стандартом ТПУ «Система образовательных стандартов. Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура и правила оформления» [12], утвержденным приказом ректора ТПУ от 12.04.06 № 22/од.

Структура курсовой работы:

– титульный лист;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список использованных источников литературы.

Во введении должны быть отражены:

– актуальность проблем управления финансами в деятельности предприятий;

– цель курсовой работы;

– задачи, с помощью которых достигается выполнение целей;

– тематика теоретической части курсовой работы и исходные данные по практической части курсовой работы студента.

Основная часть курсовой работы состоит из двух частей:

· теоретическая часть – в ней студенты на основе изучения различных источников информации разрабатывают отдельные вопросы управления финансами на предприятии;

· практическая часть – предполагает выполнение студентами задания по составлению генерального бюджета предприятия, расчету операционного и финансового рычагов и анализу возможностей их использования при управлении финансами предприятия. Пример выполнения задания и исходные данные для самостоятельной работы студентов приведены в п. 3 настоящих методических указаний.

В заключении студенту необходимо сделать краткие выводы по полученным в ходе выполнения курсовой работы результатам.

Общий объем курсовой работы – 25–35 страниц, в том числе: объем теоретической части – 15–20 страниц, объем практической части – 5–10 страниц.

2. Теоретическая часть
курсовой работы

Целью написания теоретической части курсовой работы является самостоятельное исследование студентами отдельных вопросов управления финансами на основе анализа различных источников информации.

Вопросы для самостоятельной проработки студентами:

1. Управление денежными потоками предприятия.

2. Управление оборотным капиталом предприятия.

3. Управление кредиторской задолженностью предприятия.

4. Управление дебиторской задолженностью предприятия.

5. Оценка и управление финансовой устойчивостью предприятия.

6. Формирование организационной структуры управления финансами на предприятии.

7. Управление заемным капиталом предприятия.

8. Управление собственными финансовыми ресурсами предприятия.

9. Методы финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

10. Антикризисное управление предприятием и законодательство о банкротстве в РФ.

Номер вопроса соответствует номеру студента в списке группы
(вопрос 1 – № 1, 11, 21 и т. д.) или последней цифре номера зачетной книжки студента. Не допускается самостоятельное изменение студентами тематики теоретической части курсовой работы. В случае отсутствия теоретической части или самостоятельного изменения ее тематики студентом работа снимается с защиты и возвращается студенту на доработку.

В то же время, по обоюдному согласию, два студента могут поменяться друг с другом тематикой теоретической части. Также возможно изменение тематики по согласованию с преподавателем. Например, студент работает в государственном секторе (в бюджетной организации), тогда, по согласованию с преподавателем, он может сформулировать тему, связанную с управлением финансами на уровне государства или муниципального образования и т. д.

Объем теоретической части курсовой работы составляет 15–20 страниц. В качестве источников информации могут выступать:

– учебники и учебные пособия;

– монографии, научные работы, диссертационные исследования;

– статьи в периодических изданиях;

– статистические сборники;

– Интернет-ресурсы;

– нормативные документы, регламентирующие вопросы управления финансами, бухгалтерского учета и налогообложения (находятся в свободном доступе на Интернет-сайтах компаний “Консультант Плюс” и “Гарант”);

– другие источники информации: отчетность предприятия, внутренние нормативные документы предприятия и т. д.

Минимальное число использованных источников – не менее 10, в том числе не менее 5 источников информации должны быть изданы не позднее 3 последних лет. Все источники информации приводятся в конце работы, и в теоретической части на них должны быть оформлены ссылки (подстрочные или текстовые) с указанием номеров страниц.

3. Практическая часть курсовой работы

Практическая часть курсовой работы направлена на выработку у студентов практических навыков по составлению системы бюджетов предприятия и проработке отдельных вопросов по управлению финансами на предприятии. Далее в настоящих методических указаниях рассматриваются:

· теоретические вопросы по финансовому планированию, бюджетированию и управлению финансами предприятия, которые должны быть изучены студентами;

· пример составления генерального бюджета предприятия, расчета операционного и финансового рычагов и определение возможностей их использования в управлении финансами предприятия.

Затем предлагаются задания студентам для самостоятельного выполнения. Объем практической части – 5–10 страниц. Если в курсовой работе отсутствует практическая часть, работа снимается с защиты и возвращается студенту на доработку.

3.1. Финансовое планирование на предприятии

Виды планов, содержание и последовательность их разработки

Планирование – это процесс разработки целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы [1, 2]. Подробно процесс стратегического планирования описан в работе И. Никоновой, Р. Шамгунова [5]. В этой работе определены следующие понятия: “миссия”, “философия и видение бизнеса”, “стратегический анализ и стратегическое планирование”, “цели и задачи стратегического планирования”, “стратегические целевые ориентиры деятельности фирмы”. Стратегический план означает формирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров.

Возможные варианты целевых установок стратегического плана:

· рыночные (определение сегмента рынка);

· производственные (совершенствование структуры производства);

· финансово-экономические (источники финансирования и финансовые результаты деятельности);

· социальные – удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев.

Для контроля над ходом выполнения стратегического плана рекомендуется, наряду с общими целями и задачами, определять количественные и качественные ориентиры, поддающиеся измерению и контролю. Например: обеспечить ежегодный прирост объемов производства в размере 15 % (компания IВМ).

Стратегический план может иметь следующую структуру [1]:

1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы.

2. Прогнозы и ориентиры – прогноз ситуации на рынках, целевые ориентиры по основным финансовым видам деятельности.

3. Специализированные планы и прогнозы: производство, маркетинг, финансы (финансовый план), кадровая политика, инновационная политика, новая продукция и рынок сбыта.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной деятельности.

Финансовый план – это документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий доходы и расходы [3, 4]. Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и используемого денежного капитала.

Целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей: прибыли, оборотных средств, амортизации, налогов и т. п.

К задачам финансового планирования на предприятии относят [4]:

1. Обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами, т. е. определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования.

2. Установление финансовых отношений с бюджетом, с банками, страховыми и др. фирмами.

3. Выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию.

4. Увеличение прибыли за счет экономии использования денежных средств.

5. Осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.

В процессе финансового планирования [1]:

· определяются финансовые цели и ориентиры фирмы (из стратегического плана);

· устанавливается степень соответствия этих целей текущему положению фирмы (анализ и прогноз);

· определяются действия по достижению поставленных задач.

Этапы финансового планирования [2]:

– анализ финансового положения предприятия;

– составление прогнозных схем и бюджетов;

– определение общей потребности в финансовых ресурсах;

– прогнозирование структуры источников финансирования;

– формирование системы контроля и управления и, при необходимости, проведение корректировки плана.

На практике рекомендуется составлять несколько вариантов финансового плана:

– пессимистический;

– наиболее вероятный;

– оптимистический.

Основные разделы финансового плана [1]:

I. Инвестиционная политика:

– финансирование основных средств;

– финансирование нематериальных активов;

– долгосрочные финансовые вложения.

II. Управление оборотным капиталом:

– управление денежными средствами и их эквивалентами;

– финансирование производственных запасов;

– управление дебиторской задолженностью.

III. Дивидендная политика и структура источников.

IV. Финансовые прогнозы:

1) характеристика финансовых условий;

2) доходы фирмы;

3) расходы фирмы;

4) прогнозная финансовая отчетность;

5) бюджет денежных средств;

6) общая потребность в капитале;

7) потребность во внешнем финансировании.

V. Учетная политика.

VI. Система управленческого контроля.

Роль и место финансового планирования
в структуре бизнес-плана предприятия

Понятие «Бизнес-план» появилось в Российской Федерации только в начале 90-х гг. Бизнес-план имеет более узкую область применения – в ней планируется развитие не всей фирмы, а реализация отдельных проектов (например: создание новой торговой точки, организация выпуска нового вида продукции и т. д.). Также бизнес-план составляется при создании нового предприятия.

Бизнес-план – это документ, отражающий ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы [6]. Срок реализации проекта определяет, на какой срок должен составляться бизнес-план. Если срок реализации проекта больше 1 года, то бизнес-план на 1-й год составляется в разбивке по месяцам (реже – кварталам), на последующие годы – только годовые данные.

Потенциальными пользователями бизнес-плана являются:

– потенциальные партнеры, инвесторы, кредиторы;

– собственный управленческий персонал.

В бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:

– сущность бизнеса (проекта);

– материальное, техническое, технологическое и ресурсное обеспечение;

– мероприятия в области маркетинга;

– организация бизнеса, кадровое обеспечение;

– степень надежности и мероприятия по уменьшению риска;

– финансовое обеспечение.

Типовая структура Бизнес-плана [6]:

1. Титульный лист (резюме). Основные выводы.

2. Особенности и состояние избранной сферы бизнеса.

3. Сущность предполагаемого проекта.

4. Ожидаемая квота рынка и обоснование (доказательство) ее величины.

5. План основной деятельности (производственный план).

6. План маркетинга.

7. Организационный план (организационная структура и управление).

8. Оценка рисков и методы их уменьшения.

9. Финансовый раздел.

10. Стратегия финансирования.

Финансовый раздел (п. 9) бизнес-плана представляет обобщение всех предыдущих этапов планирования в денежном выражении. Он тесно увязан с показателями других разделов бизнес-плана [6, 7].

В рамках этого раздела прогнозируются основные формы финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, cash-flow – отчет о движении денежных средств и т. д.), определяются точка безубыточности (минимальный объем продаж, при котором у предприятия уже нет убытков, но еще нет прибыли), сроки окупаемости проекта и индекс рентабельности проекта.

Финансовые проблемы рассматриваются также в 10-м, заключительном, разделе бизнес-плана – стратегия финансирования . В рамках этого раздела на основе финансовой отчетности, составленной в предыдущем разделе, определяется дефицит денежных средств предприятия и выбираются оптимальные источники финансовых ресурсов для покрытия этого дефицита. При составлении этого раздела разработчики бизнес-плана должны дать ответы на следующие вопросы :

– сколько средств необходимо привлечь для реализации проекта;

– каковы источники (прибыль, собственный капитал, заемный капитал), формы и динамика финансирования;

– каковы сроки окупаемости вложений.

Финансовое планирование играет большую роль при проверке и оценке бизнес-плана потенциальными партнерами, инвесторами и кредиторами предприятия. В случае выявления последними расхождений финансового раздела бизнес-плана с другими разделами или недостаточного обоснования важнейших финансовых показателей бизнес-плана (например, объема продаж) в сотрудничестве и предоставлении финансовых ресурсов предприятию, скорее всего, будет отказано.

3.2. Процесс бюджетирования на предприятии

Бюджет – это более узкое понятие, чем план. Бюджет подразумевает количественное представление плана действий в стоимостном выражении. Отличия понятий план и бюджет приведены в табл. 1 [1].

Таблица 1

Ключевые различия понятий «план» и «бюджет»

Признак

План

Бюджет

Показатели
и ориентиры

Любые, в том числе
неколичественные

В основном стоимостные

Горизонт
планирования

В зависимости
от цели плана

Обычно до 1 года

Предназначение (цель)

Формулирование целей,
которых нужно достигнуть, и способов их достижения

а) детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей;

б) средство текущего контроля исполнения плана

Бюджетирование в широком смысле слова – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета предприятия. Для его реализации необходимо согласованное взаимодействие всех подразделений предприятия, определение их полномочий и функций в рамках этого процесса [8].

В узком смысле слова бюджетирование предполагает построение т. н. генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис. 1) [1, 8].

Рис. 1. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

В ходе составления операционных бюджетов выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности , являющейся итогом текущего финансового планирования.

При этом применяются следующие методы финансового планирования [4]:

1. Нормативный метод.

На основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность фирмы в производственных и финансовых ресурсах и в их источниках. Нормы устанавливаются на предприятии и, исходя из них, планируются производственные и финансовые показатели.

2. Расчетно-аналитический метод.

На основе анализа достигнутой величины производственных или финансовых показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

3. Балансовый метод.

Путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии производственных и финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Формула балансовой увязки –

Он + П = Р + Ок ,

где Он и Ок – остаток ресурсов на начало и конец планового периода;

П – поступление;

Р – расходование.

4. Метод оптимизации плановых решений.

Метод заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

5. Экономико-математическое моделирование .

Поиск количественных выражений взаимосвязей между производственными и финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, т. е. точное математическое описание экономического процесса.

Кратко охарактеризуем каждый из указанных на рис. 1 бюджетов и особенности его составления [1, 8].

Блок 1. Бюджет продаж

Цель данного блока – рассчитать прогноз объема продаж в стоимостном выражении в целом (QS ), исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта. Определяется количество потенциально реализуемой продукции qk (в натуральных единицах) и прогнозные отпускные цены рk :

,

где k – вид реализуемой предприятием продукции.

Блок 2. Бюджет производства

Цель данного блока – рассчитать прогноз объема производства qp , исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции). Расчет для каждого вида продукции (k ) выполняется в натуральных единицах:

,

где qp (к ) – объем производства изделий вида к в натуральном выражении;

qs ( k ) – прогноз объема продаж изделий вида к в натуральном выражении;

Оисхk – целевой остаток на конец планируемого периода изделий вида к (обычно планируется в процентах от продаж следующего квартала или месяца);

Овхk – остаток изделий вида к на начало планируемого периода.

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов

На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативных затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасов сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Расчеты проводятся в натуральных единицах и стоимостном выражении:

· в натуральных единицах: ,

где si (k ) – затраты сырья (материалов) вида i для производства требуемого количества изделий вида k ;

αi ( k ) – количество сырья вида, необходимого для производства одного изделия вида k .

Оисхi , Овхi –целевые запасы сырья вида i соответственно на конец и начало периода;

· в стоимостном выражении: ,

где S – общие расходы на приобретение всех видов сырья для запланированного производства всех видов изделий;

pi – цена закупки единицы сырья вида i .

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда

Цель данного блока – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Если установлены нормативы в часах на производство единицы продукции или ее компонента и тарифная ставка за 1 час работы, можно рассчитать прямые затраты труда в стоимостном выражении по следующей формуле:

,

где Tk – затраты труда в стоимостном выражении на производство требуемого количества изделий вида k ;

з – заработная плата за 1 час работы;

βk – трудоемкость в часах по выпуску одного изделия k вида.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов

Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка и т. п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.), т. е. накладные расходы определяются в виде фиксированного процента от планового объема производства и т. д.

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции

Исходными данными для расчета служат целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов

Исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Возможно планирование в виде фиксированного процента от продаж или фиксированных сумм в абсолютном выражении (например: реклама, аренда и т. п.).

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции

Расчет в стоимостном выражении ведется на основании данных предыдущих блоков.

Блок 9. Отчет о прибылях и убытках. Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту (например, от объема реализации).

Финансовые бюджеты

Блок 10. Бюджет капиталовложений

На основе выбранного критерия эффективности инвестиций предприятие определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств и прогнозный баланс.

Блок 11. Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств представляет собой план денежных поступлений и платежей предприятия и составляется на основе предыдущих бюджетов.

Чтобы всегда точно рассчитывать остаток денежных средств, необходимо хорошо представлять себе финансовые потоки предприятия, различать его денежные и неденежные доходы и расходы. Достаточно полное представление о финансовых потоках предприятия дает изучение ф.№4 «Отчет о движении денежных средств», который используется в официальной российской отчетности предприятий (табл. 2) [11].

Таблица 2

Отчет о движении денежных средств

Показатель

За отчетный
период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Остаток денежных средств на начало отчетного года

Движение денежных средств по текущей деятельности

Средства, полученные от покупателей, заказчиков

Прочие доходы

Денежные средства, направленные:

на оплату приобретенных
товаров, работ, услуг, сырья
и иных оборотных активов

150

( )

( )

на оплату труда

160

( )

( )

на выплату дивидендов,
процентов

170

( )

( )

на расчеты по налогам
и сборам

180

( )

( )

на прочие расходы

( )

( )

Чистые денежные средства от текущей деятельности

Окончание табл. 2

Движение денежных средств по инвестиционной деятельности

Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов

210

Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений

220

Полученные дивиденды

230

Полученные проценты

240

Поступления от погашения
займов, предоставленных
другим организациям

250

Приобретение дочерних организаций

280

( )

( )

Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов

290

( )

( )

Приобретение ценных бумаг
и иных финансовых вложений

300

( )

( )

Займы, предоставленные
другим организациям

310

( )

( )

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности

340

Движение денежных средств по финансовой деятельности

Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг

Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями

Погашение займов и кредитов (без процентов)

( )

( )

Погашение обязательств
по финансовой аренде

( )

( )

Чистые денежные средства от финансовой деятельности

Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов

Остаток денежных средств на конец отчетного периода

Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю

* Данные в скобках означают, что по этим статьям происходит уменьшение денежных средств предприятия.

В этом отчете источники и направления использования денежных средств приводятся в разбивке по трем видам деятельности предприятия [1, 4]:

– текущая производственная;

– инвестиционная;

– финансовая.

При нормальном функционировании предприятия имеют место следующие закономерности:

· текущая производственная деятельность генерирует основной объем денежных средств, поступающих в распоряжение предприятия (выручка минус расходы);

· инвестиционная деятельность предполагает приобретение основных средств и долгосрочные финансовые вложения, следовательно, она приводит к уменьшению денежных средств предприятия;

· финансовая деятельность – поиск дополнительных финансовых ресурсов, расчеты по привлеченным средствам, размещение избыточных денежных средств – как генерирует денежные средства (эмиссия акций, получение кредитов), так и приводит к потреблению денежных средств (гашение кредитов и процентов, выплата дивидендов).

Анализ финансовых потоков предприятия за отчетный период может проводиться путем изучения влияния отдельных операций предприятия на изменение величины его денежных средств в разрезе трех вышеназванных видов деятельности (табл. 3) [1].

Таблица 3

Влияние отдельных операций предприятия
на изменение остатка денежных средств

Операции по видам
деятельности
предприятия

Влияние показателей
на величину денежных средств предприятия

Приток
денежных средств

Отток
денежных средств

1

2

1

А. Текущая деятельность

– финансовый результат

чистая прибыль

убыток

– амортизация

начисление

– кредиторская задолженность

увеличение

уменьшение

– дебиторская задолженность

уменьшение

увеличение

– запасы

уменьшение

увеличение

Б. Инвестиционная деятельность

– основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения

продажа
или реализация

приобретение

– проценты и дивиденды по вложенным предприятием средствам

получение

Окончание табл. 3

1

2

1

В. Финансовая деятельность

– собственный капитал

эмиссия акций
или долей

выкуп акций или долей

– проценты и дивиденды
по привлеченным средствам

выплата

– долгосрочные кредиты и займы

получение

гашение

– краткосрочные кредиты и займы

получение

гашение

– краткосрочные финансовые вложения

реализация (продажа)

приобретение

Г. Всего чистый денежный поток

А + Б + В

Д. Денежные средства
на начало периода

остаток

Е. Денежные средства
на конец периода

остаток = Д + Г

Кроме определения остатка денежных средств на конец периода, в задачи финансовой службы входит анализ остатка денежных средств в течение отчетного периода. Такой анализ предполагает прогнозирование остатка денежных средств на промежуточных отрезках периода (ежедневный прогноз, еженедельный, ежемесячный и т. д., в зависимости от размеров предприятия). В ходе анализа необходимо определить:

– Когда у предприятия могут возникнуть проблемы с денежными средствами?

– Какую сумму денег требуется привлечь для решения этих проблем?

– Когда предприятие сможет вернуть привлеченные средства?

Иными словами, в ходе анализа и прогнозирования потоков денежных средств финансисты должны определить, когда, в какой сумме и на какой период потребуется финансовая помощь предприятию. Далее определяются оптимальные для предприятия источники привлечения средств (кредит, овердрафт, отсрочки платежей и т. д.) и производится заблаговременное оформление всех необходимых юридических документов.

Блок 12. Бюджет займов и кредитов

Бюджет займов и кредитов составляется, если предприятию приходится прибегнуть к использованию заемных средств в процессе своего функционирования. Содержит информацию об остатке ссудной задолженности предприятия на начало периода, полученных кредитах, погашенных кредитах за период и остатке ссудной задолженности предприятия на конец периода. Данный бюджет согласовывается с отчетом о движении денежных средств предприятия.

Блок 13. Прогнозный баланс

Завершающим этапом финансового планирования является составление прогнозного баланса предприятия на конец периода. Для этого необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини-баланс:

Статья актива: ,

Статья пассива: ,

где Be – конечное сальдо (расчетная величина);

Bb – начальное сальдо (из отчетности);

Tc – оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Td – оборот по дебету (прогнозная оценка).

После составления прогнозного баланса и других финансовых бюджетов целесообразно провести их анализ и рассчитать коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости. В случае получения неудовлетворительных значений финансовых коэффициентов (несоответствие плану или нормативам) необходимо внести коррективы в производственные и финансовые бюджеты. Автоматизация процесса бюджетирования на предприятии позволит оперативно решить эту проблему [2].

Подчеркнем, что построение прогнозной финансовой отчетности в рамках процесса бюджетирования на предприятии, ее анализ и формирование системы контроля за выполнением прогнозных бюджетов являются неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия.

3.3. Операционный и финансовый рычаги
как инструменты управления предприятием

Исследование операционного рычага предприятия позволяет ответить на следующие вопросы:

– Каков минимальный объем производства и продажи продукции и соответствующий ему порог рентабельности, когда у предприятия еще нет прибыли, но уже нет и убытков?

– Какова сила воздействия операционного рычага, т. е. как изменится прибыль от продаж предприятия при изменении выручки на 1 %?

– Каков запас финансовой прочности предприятия в абсолютном и стоимостном выражении?

В основе концепции эффекта операционного рычага лежит разделение всех затрат предприятия, связанных с производством и реализацией какого-то изделия на переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные) [9, 10].

Переменные затраты увеличиваются прямо пропорционально росту объема производства изделий. К таким затратам относятся: затраты сырья и материалов, прямые затраты труда и т. д. Если обозначить переменные затраты на выпуск 1 изделия зпер , то переменные затраты на всю партию изделий определяются как Зпер = зпер · q , где q – количество выпускаемых (продаваемых) изделий.

Постоянные затраты не зависят от объема производства. К ним могут относиться: амортизация оборудования и помещений, управленческие расходы и т. д. Однако это правило выполняется только в пределах одного релевантного периода. Релевантный период – это такой диапазон объемов производства, в пределах которого постоянные издержки не меняются. Затем они скачкообразно возрастают и устанавливаются на новом уровне для нового релевантного периода. Например, если мы незначительно увеличиваем объем производства какого-то изделия, можно попытаться обойтись без приобретения нового оборудования путем увеличения степени загрузки действующего оборудования, увеличения коэффициента сменности и т. д. Соответственно, амортизация, если она начисляется линейным методом, не увеличится. Если же мы решаем существенно увеличить объем производства изделия, нам, скорее всего, потребуется дополнительное оборудование, а возможно, и дополнительные помещения. Соответственно, с момента ввода в эксплуатацию нового оборудования скачкообразно возрастут амортизационные расходы предприятия и могут возрасти арендные платежи при аренде новых помещений.

В пределах одного релевантного периода общие затраты предприятия определяются по формуле

Зобщ = зпер · q + Зпост .

Обозначив цену реализации продукции p, получаем:

Выручка = p · q .

Прибыль от продаж = р · q – Зобщ = р · q – (зпер · q + Зпост ).

Графики постоянных, переменных и общих затрат, выручки и прибыли предприятия представлены на рис. 2.

Как определить переменные и постоянные затраты, когда известны общие затраты (Зобщ1 и Зобщ2 ) при различных объемах производства
(q 1 и q 2 )? Составим и решим систему уравнений [9]:

Зобщ1 = зпер · q 1 + Зпост ;

Зобщ2 = зпер · q 2 + Зпост .

Вычитая первое уравнение из второго, получаем:

Зобщ2 – Зобщ1 = зпер · q 2з пер · q 1 ;

зпер = (Зобщ2 – Зобщ1 ) / (q 2q 1 ).

Подставляя полученный результат в любое уравнение исходной системы, находим Зпост .

qкр

Рис. 2. Определение точки безубыточности предприятия

Теперь перейдем к вопросам, поставленным в начале п. 3.3.

Минимальный объем производства, при котором предприятие перестает быть убыточным (точка безубыточности, или q кр ) рассчитывается из уравнения.

Прибыль от продаж = 0 = р · q кр – (зпер · q кр + Зпост ).

Отсюда

Зпост = р · q кр – зпер · q кр = (р – зпер ) ·q кр ;

q кр = Зпост / (р – зпер ).

Минимальный объем продаж в денежном выражении (порог рентабельности) рассчитывается по формуле

ПР = p · q кр = Зпост · Выручку / Валовая маржа,

где валовая маржа (или маржинальная прибыль) – это разница между выручкой и переменными затратами на всю партию изделий, т. е.

Валовая маржа = р · q – зпер · q .

Понятия операционного рычага, его силы воздействия и запаса финансовой прочности хорошо раскрыты в работе [3]. Действие операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) показывает, на сколько процентов увеличится прибыль предприятия при изменении выручки на 1 %. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формулам

СВОР = Валовая маржа / Прибыль = (р · q – зпер · q ) / Прибыль,

или

СВОР = 1 / (1 – Зпост / Валовая маржа).

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж и определенной выручки от реализации. Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск, т.к. при неблагоприятном развитии событий (уменьшении объемов продаж) прибыль будет снижаться очень высокими темпами. При небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага максимальна (стремится к бесконечности), затем она начинает убывать (но все равно она будет больше или равна 1). Затем следует переход в новый релевантный период, скачок постоянных затрат, преодоление нового порога рентабельности, и процесс повторяется.

Запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия показывает, в каком размере может быть уменьшен фактический объем продаж (и при этом предприятие не станет убыточным). Запас финансовой прочности определяется в абсолютном и относительном выражении. В абсолютном выражении запас финансовой прочности – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности:

ЗФП = Выручка – ПР = p · q – ПР = Выручка / СВОР.

В относительном выражении запас финансовой прочности определяется по формуле

ЗФП = 100 % / СВОР

и показывает, на сколько процентов можно снизить текущий объем продаж без риска получения предприятием убытков.

Примечание. Указанные расчеты должны проводиться в отношении одного вида изделия. Если предприятие производит несколько видов изделий, необходимо распределить все затраты предприятия по видам изделий и только после этого провести анализ в разрезе каждого вида изделий.

Пример

По предприятию имеется следующая информация: при объеме производства 500 изделий общие затраты составляют 4 тыс. р., при объеме производства 1500 изделий – 8 тыс. р. Цена реализации 1 изделия – 6 р.

Определить точку безубыточности и порог рентабельности, силу воздействия операционного рычага при объеме продаж 1200 изделий и запас финансовой прочности при этом же объеме продаж. При каком объеме продаж прибыль предприятия составит 500 р.?

Решение

Определим переменные и постоянные затраты предприятия:

4000 = 500 · зпер + Зпост ;

8000 = 1500 · зпер + Зпост .

зпер = (Зобщ2 – Зобщ1 ) / (q 2 q 1 ) = (8000 – 4000) / (1500 – 500) = 4 р.

Зпост = 4000 – 500 · 4 = 2000 р.

По приведенным выше формулам получаем

q кр = Зпост / (р – зпер ) = 2000 / (6 – 4) = 1000 изделий;

ПР = p · q кр = 6 · 1000 = 6000 р.

Таким образом, точка безубыточности предприятия соответствует объему продаж, равному 1000 изделий, или выручке, равной 6000 р.

СВОР (от 1200 изделий) = 1 / (1 – Зпост / (р · q – зпер · q )).

СВОР (от 1200 изделий) = 1 / (1 – 2000 / (6 · 1200 – 4 · 1200)).

СВОР (от 1200 изделий) = 1 / (1 – 2000 / 2400) = 6.

Прибыль = р · q – (зпер · q + Зпост ) = 6 · 1200 – 4 · 1200 – 2000 = 400 р.

Таким образом, при увеличении выручки на 1 % прибыль предприятия увеличится на 6 %. Проверим это утверждение. Увеличим на 1 % объем продаж предприятия:

= 1200 · 1,01 = 1212 изделий.

Выручка’ = p · q = 6 · 1212 = 7272 р.

З́общ = зпер · + Зпост = 4·1212 + 2000 = 6848 р.

Прибыль́ = Выручка́ – З́общ = 7272 – 6848 = 424 р.

Темп прироста прибыли = (424 / 400 – 1) ·100 = 6 %.

При уменьшении выручки на 1 % будет иметь место обратная ситуация, и объем прибыли предприятия уменьшится на 6 %, поэтому сила воздействия операционного рычага характеризует величину предпринимательского риска. Чем ближе мы находимся к порогу рентабельности (1000 шт. или 6000 р.), тем выше сила воздействия операционного рычага и выше предпринимательский риск.

Рассчитаем силу воздействия операционного рычага для объема продаж 1300 и 2000 изделий:

СВОР (от 1300 изделий) = 1/(1 – 2000 / (6 · 1300 – 4 · 1300)) = 4,33.

СВОР (от 2000 изделий) = 1/(1–2000 / (6 · 2000 – 4 · 2000)) = 2.

По мере удаления от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага начинает убывать и стремится к 1.

ЗФП (от 1200 изделий) = Выручка – ПР = 6 · 1200 – 6000 = 1200 р.

ЗФП (от 1200 изделий) = 100 % / СВОР = 100 % / 6 % = 16,7 %.

Таким образом, предприятие может снизить объем продаж на 1200 р. или 6 %, и при этом не станет убыточным.

Для ответа на последний вопрос задания составим уравнение:

Прибыль = р · q – (зпер · q + Зпост ) = 500;

6 · q – 4 · q – 2000 = 500;

2 · q = 2500;

q = 1250 изделий.

При объеме производства 1250 изделий предприятие получит заданную прибыль, равную 500 р. Таким образом, с помощью операционного рычага менеджеры предприятия могут определить объем продаж, необходимый для получения заданной прибыли.

Эффект финансового рычага и финансовый риск

Прежде всего, введем три понятия [3]:

· нетто результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – это прибыль до налогообложения плюс подлежащие уплате проценты за кредит:

НРЭИ = Прибыль до н/о + % за кредит;

· экономическая рентабельность активов (ЭР) – это соотношение НРЭИ и суммы активов предприятия:

ЭР = НРЭИ / Активы;

· рентабельность собственного капитала предприятия (Рск ) – это соотношение прибыли [точнее, чистой прибыли (ЧП)] и собственного капитала (СК):

Рск = ЧП / СК.

Действие финансового рычага предприятия проиллюстрируем на следующем примере. Допустим, имеются три предприятия:

– предприятие А: актив и пассив баланса – 1000 р., пассив представлен только собственным капиталом предприятия, прибыль до налогообложения за год составила 200 р. Рентабельность собственного капитала такого предприятия без учета налогообложения равна 200/1000 = 0,2 = 20 %;

– предприятие Б: актив и пассив баланса – 1000 р., пассив складывается из 500 р. собственных средств и 500 р. заемных средств, НРЭИ за год составил 200 р., процентная ставка по заемным средствам составляет 15 % годовых. Уплаченные за год проценты по кредиту составляют 500 · 0,15 = 75 р. Рентабельность собственного капитала такого предприятия без учета налогообложения равна (200 – 75) / 500 = 0,25 = 25 %;

– предприятие В: актив и пассив баланса – 2000 р., пассив складывается из 1000 р. собственных средств и 1000 р. заемных средств, НРЭИ за год составил 400 рублей, процентная ставка по заемным средствам составляет 15 % годовых. Уплаченные за год проценты по кредиту составляют 1000 · 0,15=150 р. Рентабельность собственного капитала такого предприятия без учета налогообложения равна (400 – 150) / 1000 = 0,25 = 25 %.

Рентабельность собственных средств предприятий Б и В оказалась выше благодаря использованию заемных средств, несмотря на их платность. С точки зрения собственника предприятия ситуация выглядит следующим образом. Он мог вложить 1000 р. в предприятие А и получить прибыль 200 р. и рентабельность собственного капитала 20 %. Или же он мог вложить 1000 р. в предприятие В и получить прибыль 250 р. и рентабельность собственного капитала 25 %. При одной и той же сумме вложений, выбирая предприятие В, собственник получает дополнительно 50 р. прибыли и 5 % рентабельности благодаря использованию заемных средств. В этом и проявляется эффект финансового рычага.

Итак, эффект финансового рычага (ЭФР) – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего [3].

Эффект финансового рычага складывается из трех составляющих. Это налоговая нагрузка, дифференциал и плечо финансового рычага:

· налоговая нагрузка – доля прибыли до налогообложения, остающаяся в распоряжении предприятия; зависит от ставки налога на прибыль (ставка НПР);

· дифференциал – разница между экономической рентабельностью активов (ЭР) и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (СРСП);

· плечо финансового рычага – соотношение между заемным (ЗК) и собственным капиталом предприятия (СК).

Итак,

ЭФР = (1 – ставка НПР) · (ЭР – СРСП) · (ЗК / СК).

Рассчитаем ЭФР для предприятия Б при ставке налога на прибыль 24 %:

ЭФР = (1 – 0,24) · (200/1000 – 0,15) · (500/500) = 0,038.

Результат получается в долях. Переведем его в проценты: 0,038 · 100 % = 3,8 %. Итак, использование заемных средств в размере 50 % всех пассивов позволило предприятию увеличить рентабельность собственного капитала, с учетом налогообложении , на 3,8 %.

Проверим этот результат:

– предприятие А: Рск = (1 – 0,24) · 200 / 1000 = 0,152 = 15,2 %;

– предприятие Б: Рск = (1 – 0,24) · (200 – 75) / 500 = 0,19 = 19 %.

Прирост рентабельности собственного капитала составил 3,8 %.

Однако из формулы расчета эффекта финансового рычага следует, что эффект может быть и отрицательным, если экономическая рентабельность активов окажется меньше средней расчетной ставки процента по заемным средствам. В этом случае использование заемных средств приводит к уменьшению рентабельности собственного капитала предприятия.

Поэтому при определении источников финансирования дефицита денежных средств предприятие должно руководствоваться следующими правилами [3]:

1. Если дифференциал положительный, то предпочтительнее использовать заемные средства. Однако надо внимательно следить за его динамикой, т.к. чем выше удельный вес заемных средств в пассиве предприятия, тем выше риск кредитора (банка) и тем выше будут процентные ставки по новым кредитам. При больших объемах новых заимствований произойдет снижение дифференциала предприятия.

2. Если дифференциал отрицательный, новые заимствования предприятию невыгодны, т.к. они приведут к снижению рентабельности собственного капитала. В этом случае финансирование дефицита денежных средств целесообразно осуществлять путем увеличения собственного капитала предприятия: эмиссии акций или долей, капитализации прибыли и т. д.

Особенности расчетов [3]:

1. Средняя расчетная ставка процентов определяется за тот же период, за который получена прибыль предприятием (не в процентах годовых). Это может быть квартал, полугодие, 9 месяцев или год. При этом учитываются все расходы предприятия по обслуживанию кредита (уплата процентов, комиссия банку и т. д.), кроме гашения основного долга по кредиту:

СРСП = Все факт. расходы по кредиту за период / Средний размер
кредита за период.

2. Из всех вычислений исключается кредиторская задолженность предприятия. Соответственно, кредиторская задолженность не учитывается при определении заемных средств предприятия и на сумму кредиторской задолженности уменьшаются актив и пассив баланса предприятия.

Эффект финансового рычага можно трактовать и как изменение чистой прибыли на 1 акцию (в %), порождаемое изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций (в %). Такая трактовка нашла отражение в показателе сила воздействия финансового рычага (СВФР) [3]:

СВФР = Изм-е (в %) ЧП / Изм-е (в %) НРЭИ =

= 1 + % за кредит / Прибыль до н/о = НРЭИ / Прибыль до н/о.

Сила воздействия финансового рычага показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль на 1 акцию при изменении нетто-результата эксплуатации инвестиций на 1 %.

Для предприятия Б получаем

СВФР = НРЭИ / Прибыль до н/о = 200 / (200 – 75) = 1,6,

т. е. при увеличении НРЭИ на 1% чистая прибыль предприятия Б увеличится на 1,6 %. Проверим этот результат:

НРЭИ ’ = 200 · 1,01 = 202 р.

Прибыль до н/о = 202 – 75 = 127 р.

Темп прироста прибыли до н/о = (127/125 – 1) · 100 % = 1,6 %.

Аналогично (на 1,6 %) увеличится и чистая прибыль этого предприятия. В данном случае ставка налога на прибыль ничего не изменит:

Темп прироста ЧП = (127 · 0,76 / 125 · 0,76 –1) · 100 % = 1,6 % .

Сила воздействия финансового рычага трактуется как финансовый риск, связанный с данным предприятием. Чем выше сила воздействия финансового рычага, тем выше финансовый риск:

· возрастает риск невозврата кредита с установленными процентами – СВФР тем выше, чем выше соотношение процентов по кредиту и прибыли до налогообложения. А когда проценты по кредиту значительно превосходят прибыль до налогообложения, при неблагоприятном развитии ситуации и получении убытков велика вероятность возникновения финансовых проблем у предприятия;

· возрастает риск падения дивиденда и курса акций предприятия – действительно, если НРЭИ уменьшится на 1 %, то произойдет кратное уменьшение чистой прибыли предприятия и, чем выше сила воздействия финансового рычага, тем сильнее уменьшится чистая прибыль.

Таким образом, предприятие вне экстремальных условий не должно полностью исчерпывать свою заемную способность. Всегда должен оставаться резерв заемной силы, чтобы, в случае необходимости, покрыть недостаток денежных средств кредитом, без превращения дифференциала в отрицательную величину. Считается, что оптимальный удельный вес заемных средств в пассиве баланса предприятия составляет 40 % (плечо финансового рычага 0,67). В этом случае фондовый рынок максимально оценивает акции предприятия. (Если удельный вес меньше, предприятие не использует эффект финансового рычага для получения дополнительной прибыли, если больше – снижается его финансовая устойчивость). Предельно допустимый удельный вес заемных средств в пассиве баланса предприятия составляет 60 %. (Вообще соотношение собственного и заемного капитала в пассиве баланса характеризует финансовую устойчивость предприятия. Собственный капитал должен составлять 40–60 % валюты баланса, соответственно заемный капитал не должен превышать 60 % валюты баланса).

Введем еще одно понятие: совокупный предпринимательский риск (СПР) [3]. Он складывается из предпринимательского и финансового риска. Расчет ведется по формуле

СПР = СВОР · СВФР.

Совокупный предпринимательский риск показывает, на сколько процентов увеличится чистая прибыль предприятия при увеличении объема продаж на 1 %. Совокупный предпринимательский риск является результирующим показателем воздействия операционного и финансового рычагов предприятия. Чем выше значение этого показателя, тем выше риски, связанные с данным предприятием, т.к. при неблагоприятном развитии событий и уменьшении выручки прибыль предприятия уменьшится в кратном размере.

3.4. Пример составления генерального бюджета предприятия

Рассмотрим пример составления генерального бюджета предприятия. В примере приведены исходные данные (ячейки, выделенные цветом) и результаты расчетов (ячейки с белым фоном), даны указания по выполнению расчетов показателей операционных и финансовых бюджетов.

Таблица 4

Баланс на начало периода (р.)

Актив

№ стр.

Сумма

Пассив

Сумма

Оборотные средства:

1

Краткосрочные обязательства:

денежные средства

2

10000

дебиторская
задолженность

3

9500

счета к оплате

2200

материальные запасы

4

474

налог на прибыль

4000

запасы
готовой продукции

5

3280

Итого оборотные
средства (2+3+4+5)

6

23254

Итого краткосрочные
обязательства (3+4)

6200

Основные средства:

7

Собственный капитал:

Земля

8

20000

акции

70000

здание и оборудование

9

100000

нераспределенная прибыль

7054

Износ

10

–60000

Основные средства – нетто (8+9–10)

11

60000

Итого собственный капитал
(8+9)

77054

Итого активов (6+11)

12

83254

Итого пассивов (6+11)

83254

Бюджет продаж:

– выручка определяется путем перемножения ожидаемого объема продаж в натуральном выражении и цены одного изделия;

– «Итого» рассчитывается путем суммирования данных по кварталам.

Таблица 5

Бюджет продаж предприятия

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Ожидаемые продажи, ед. изд.

900

850

950

900

3600

Цена, р.

70

70

70

70

Выручка, р. (1 · 2)

63000

59500

66500

63000

252000

Бюджет ожидаемых поступлений денежных средств

При заполнении этого бюджета считаем, что:

в квартале продаж покупателями оплачивается 70 % от стоимости отгруженной продукции;

– в следующем квартале после отгрузки оплачивается 27 % стоимости отгруженной продукции;

– 3 % стоимости отгруженной продукции составляют проблемные долги, которые предприятие сможет получить только в следующем году.

Дебиторская задолженность на начало периода переносится из баланса на начало периода. Строка «продажи 1 квартала» заполняется, исходя из выручки 1 квартала (бюджет продаж), следующим образом:

– выручка 1 квартала составила 63000 р., из них 70 % будет оплачено в том же квартале (см. выше), а 27 % – в следующем, т. е. во втором квартале;

– соответственно, в первый столбец (1 квартал) по данной строке записываем: 63000 · 0,7 = 44100 р.;

– во второй столбец (2 квартал) записываем: 63000 · 0,27 = 17010 р.

Остальные стоки заполняются аналогично, исходя из выручки соответствующего квартала по бюджету продаж.

Строка «Общее поступление денежных средств» заполняется путем суммирования данных по столбцам и затем переносится в «Бюджет денежных потоков».

Столбец «Итого» заполняется путем суммирования данных по соответствующей строке.

Таблица 6

Бюджет ожидаемых поступлений денежных средств (р.)

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Дебиторская задолженность на начало периода

9500

9500

Продажи 1 квартала

44100

17010

61110

Продажи 2 квартала

41650

16065

57715

Продажи 3 квартала

46550

17955

64505

Продажи 4 квартала

44100

44100

Общее поступление
денежных средств

53600

58660

62615

62055

236930

Бюджет производства

При заполнении этого бюджета считаем, что:

себестоимость единицы готовой продукции в прошлом году составляла 41 р.;

– запас готовых изделий на складе на конец периода должен составлять 10 % от продаж следующего квартала;

– запас готовой продукции на начало периода равен запасу на конец предыдущего периода.

Строка «Планируемые продажи» заполняется по бюджету продаж.

Таблица 7

Бюджет производства (единиц изделий)

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Планируемые продажи

900

850

950

900

3600

Желательный запас
готовой продукции на конец периода

85

95

90

100

Запас готовой продукции
на начало периода

80*

85

95

90

Производство (1+2–3)

905

860

945

910

3620

* – определяется путем деления запаса готовой продукции на начало периода (по балансу на начало периода) на ее себестоимость в прошлом году.

Бюджет прямых затрат на материал

При заполнении этого бюджета считаем, что:

– запас материала на конец периода должен составлять 10 % от плановой потребности материала на производство в следующем квартале;

– запас материалов на начало периода равен запасу на конец предыдущего периода.

Строка «Подлежит изготовлению изделий» заполняется по бюджету производства (строка «Производство»).

Таблица 8

Бюджет прямых затрат на материал

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Подлежит изготовлению единиц изделий

905

860

945

910

3620

Потребность в материале на 1 изделие

3

3

3

3

Потребность в материале
для производства, ед. (1·2)

2715

2580

2835

2730

10860

Желательный запас материала
на конец периода, ед.

258

283,5

273

250

Запас материала на начало периода, ед.

237 *

258

283,5

273

Подлежит закупке, ед. (3+4–5)

2736

2605,5

2824,5

2707

10873

Цена закупки материалов, р.

2

2

2

2

Стоимость закупок, р. (6·7)

5472

5211

5649

5414

21746

* – определяется путем деления запаса материалов на начало периода (по балансу на начало периода) на их цену закупки.

Бюджет ожидаемых выплат денежных средств

При заполнении этого бюджета считаем, что:

– в квартале закупки предприятием оплачиваются 50 % стоимости закупаемых материалов;

– в следующем квартале оплачиваются оставшиеся 50 %.

Счета к оплате на начало периода переносятся из баланса на начало периода. Строка «закупки 1 квартала» заполняется, исходя из «стоимости закупок» 1 квартала (бюджет прямых затрат на материал), следующим образом:

– стоимость закупок 1 квартала составила 5472 р., из них 50 % будет оплачено в том же квартале (см. выше), а 50 % в следующем, т. е. во втором квартале;

– соответственно, в первый столбец (1 квартал) по данной строке записываем: 5472 · 0,5 = 2736 р.;

– во второй столбец (2 квартал) записываем: 5472 · 0,5 = 2736 р.

Остальные стоки заполняются аналогично, исходя из стоимости закупок соответствующего квартала по бюджету прямых затрат на материал.

Строка «Итого к оплате в квартале» заполняется путем суммирования данных по столбцам и затем переносится в «Бюджет денежных потоков». Столбец «Итого» заполняется путем суммирования данных по этой строке.

Таблица 9

Бюджет ожидаемых выплат денежных средств (р.)

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Счета к оплате на начало периода

2200

закупки 1 квартала

2736

2736

закупки 2 квартала

2605,5

2605,5

закупки 3 квартала

2824,5

2824,5

закупки 4 квартала

2707

Итого к оплате в квартале

4936

5341,5

5430

5531,5

21239

Бюджет прямых затрат на оплату труда

(оплачиваются в момент совершения)

Строка «Подлежит изготовлению изделий» заполняется по бюджету производства (строка «Производство»).

Таблица 10

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Подлежит изготовлению единиц изделий

905

860

945

910

3620

Прямые затраты труда, часы на ед.

5

5

5

5

Итого часов (прямые затраты труда) (1·2)

4525

4300

4725

4550

18100

Стоимость часа работ, р.

5

5

5

5

Общая стоимость, р. (3·4)

22625

21500

23625

22750

90500

Бюджет общезаводских накладных расходов

(оплачиваются в момент совершения)

Строка «Прямые затраты труда» заполняется по бюджету прямых затрат на оплату труда [строка «Итого часов (прямые затраты труда)»].

Таблица 11

Бюджет общезаводских накладных расходов

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

Прямые затраты труда (ч.)

4525

4300

4725

4550

18100

Переменная ставка накладных расходов, р.

2

2

2

2

Переменные наклад расходы, р. (1·2)

9050

8600

9450

9100

36200

Постоянные накладные расходы

(в т.ч. амортизация), р.

6000

6000

6000

6000

24000

Итого накладные расходы р. (3+4)

15050

14600

15450

15100

60200

В том числе: амортизация, р.

3250

3250

3250

3250

13000

Выплаты денежных средств, р. (5–6)

11800

11350

12200

11850

47200

Бюджет товарно-материальных запасов (остаток на конец периода)

Остатки материалов и готовых изделий в натуральных единицах переносятся из бюджета прямых затрат на материал и бюджета производства. Берутся остатки материалов и готовых изделий на конец года (выделены цветом).

Цена закупки единицы материалов берется из бюджета прямых затрат на материал.

Таблица 12

Бюджет товарно-материальных запасов

 

 

 

Показатели

Остаток в натуральных единицах

Цена (себестоимость) единицы, р.

Остаток в денежном выражении, р.

Материалы

250

2

500