Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

План а Учет расхода медикаментов на оказание первой медицинской помощи Учет расхода товаров на хозяйственные нужды

 

             

План а Учет расхода медикаментов на оказание первой медицинской помощи Учет расхода товаров на хозяйственные нужды

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А.Богомольца

на тему

Учет товарно-материальных ценностей

Киев – 2002


План а

1. Учет расхода медикаментов на оказание первой медицинской помощи

2. Учет расхода товаров на хозяйственные нужды

3. Учет товарных расходов (естественных расходов)

4. Учет тары

5. Учет отравляющих и сильнодействующих веществ

6. Учет вспомогательных хозяйственных товаров

7. Учет лекарственного сырья

8. Учет товаров в розничной сети

9. Учет лабораторно-фасовочных работ


Учет лабораторно-фасовочных работ

Учет проводимых аптекой фасовочных работ (внутриаптечной заготовки) ведется так же в книге лабораторно-фасовочных работ. Эта книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью руководителя и главного (старшего) бухгалтера выше стоящей организации.

В книге производятся записи о выдаче товаров для изготовления и фасовки лекарственных средств, выпуска изготовленной продукции и суммарной разнице между продажной стоимостью товара, сырья и изготовленной продукции.

Естественная убыль товаров при внутри-аптечной заготовке лекарственных средств исчисляется по нормам во время инвентаризации. В конце месяца аптека вносит в свой отчет выведенные по книге данные о разнице в стоимости товаров (дооценка и уценка).

В конце месяца бухгалтер подсчитывает все итоги по книге лабораторно-фасовочных работ.

Учет вспомогательных материалов. В процессе реализации товаров при изготовлении и отпуске лекарств, а также при фасовке в аптеке расходуются вспомогательные материалы. К ним относятся: пробки, капсюли из белой и восковой бумаги, картонные кружки, бумага (восковая, фильтровальная, пергаментная, оберточная), колпачки, нитки, этикетки, резиновые обхватки, сигнатуры, сургуч, крахмал, смолка, бумажные и материальные мешки, квитанционные книжки и др.

Стоимость вспомогательных материалов, израсходованных аптекой, включается в издержки обращения. Поэтому аптечные предприятия должны всемерно стремиться к уменьшению этих расходов.

Установлены нормы расхода вспомогательных материалов в аптеке. Нормирование расхода имеет целью не допустить перерасхода, а также излишних списаний материалов.

Учет вспомогательных материалов проводится в аптеке в ценностном выражении. Основанием для оприходования служат счета-фактуры склада и других организаций, отпустивших аптеке материалы.

Выдача вспомогательных материалов отделениям аптеки и предприятиям мелкорозничной сети производится по расходным накладным в размере минимальной текущей потребности. Стоимость вспомогательных материалов материально ответственные лица записывают в свои товарные отчеты как приход или расход.

С целью контроля за сохранностью вспомогательных материалов в аптеках должна проводиться систематическая проверка фактических остатков их.

Не реже одного раза в квартал, а также при смене материально ответственных лиц проводится инвентаризация вспомогательных материалов. При инвентаризации устанавливается фактический расход вспомогательных материалов, он не должен быть выше утвержденных норм. Для определения суммы израсходованных между двумя инвентаризациями вспомогательных материалов надо иметь следующие данные:

1) фактический остаток вспомогательных материалов по данным предыдущей инвентаризации (например, 7800 рублей);

2) поступление вспомогательных материалов за период между двумя инвентаризациями (например, с 1 июля по 30 ноября 6700 рублей);

3) фактический остаток вспомогательных материалов по данным последней инвентаризации (7400 рублей).

Можно определить фактический расход вспомогательных материалов в аптеке за период между двумя инвентаризациями: 7800 рублей+6700 рублей-7400 рублей=7100 рублей.

При перерасходе вспомогательных материалов против установленных предельных норм управляющий аптекой представляет вышестоящей организации письменное объяснение. Если объяснения будут признаны уважительными, то сумма превышения относится на издержки обращения. Если объяснения управляющего будут признаны не уважительными, на виновного делается начет.

Учет строительных материалов. Строительные материалы состоят на учете в тех аптеках, в которых имеются по смете ассигнования на проведение капитального или текущего ремонта. Оприходование строительных материалов производится на основании документов, подтверждающих их покупку: счета-фактуры, накладные и пр.

Ремонтные работы производятся по заранее утвержденным сметам или дефектным ведомостям. Ремонтные работы подразделяются на капитальные и текущие. При капитальном ремонте производится замена значительного количества износившихся частей здания, работа по реконструкции сооружений и др. К капитальным ремонтам относятся также восстановительные ремонты зданий и сооружений, пострадавших от стихийных бедствий (пожар, наводнение, авария и пр.).

Затраты на капитальные ремонты производятся за счет фонда амортизации.

К текущим ремонтам относятся работы по исправлению печей, полов, электросети, окраска и побелка помещений, ремонт торгового оборудования (шкафов, прилавков, витрин, касс) и др. Текущие ремонты производятся аптеками в пределах соответствующих ассигнований по издержкам обращения. Учет строительных материалов в аптеке ведется в количественно-суммовом выражении по сортам строительных материалов.

Списание строительных материалов в расход производится по ценам себестоимости со включением расходов по доставке и разгрузке строительных материалов.

Законченные капитальные и текущие ремонты оформляются актами приемки. В актах отмечается соответствие выполненных работ объему и стоимости по утвержденным сметам.

Учет прочих материальных ценностей. К ним относятся: топливо, горючее, корма, фураж и др. Учет указанных материальных ценностей проводится аналогично учету строительных материалов. Материальные ценности учитываются по приходу и расходу в журнале о движении материальных ценностей. Запись в журнале ведется по количеству и сумме.

Расход топлива исчисляется по техническим нормам, утвержденным местными органами с учетом особенностей данной местности. При расчете топлива по нормам указывается количество печей, плит, перегонных кубов и т. д. Стоимость израсходованного за месяц топлива распределяется на отопление аптеки, изготовление дистиллированной воды (требуется указать количество литров изготовленной воды). Расход горючего на автотранспорт учитывается по техническим нормам, установленным на машину соответствующей марки.

Расходование аптекой кормов и фуража при наличии рабочего скота производится на основании кормовых рационов, для чего составляется справка; в ней указывается наименование, количество, цена и стоимость израсходованных за отчетный месяц кормов и фуража. Основанием для списания в расход аптекой материальных ценностей служит составленный акт об израсходовании за отчетный период.

Учет товарных потерь (естественная трата)

При хранении, изготовлении и фасовке медикаментов в аптечных предприятиях возникает естественная убыль товаров. Она появляется вследствие свойства препаратов терять часть своего веса при хранении и при различных производственных процессах, которым они подвергаются при изготовлении и фасовке лекарств, а именно: усушка, улетучивание, выветривание, распыление, провес, разлив и т. д. Эти потери являются естественными и подлежат списанию в расход в пределах, установленных в хозрасчетных аптеках средних норм естественной убыли. Эти нормы включают также потери порожней рецептурной посуды, возникающие вследствие боя посуды при ее приеме, хранении, физико-химической и термической обработке и иных производственных процессах.

Средняя норма естественной убыли установлена в процентах к стоимости отпущенных лекарств, изготовленных экстемпоре, и стоимости фасовки (до 2,4 %). Сумма естественной убыли, образующейся при мелкооптовом отпуске медикаментов ангро, исчисляется в процентах от стоимости весовых медикаментов, отпущенных лечебно-профилактическим и другим учреждениям, а также аптечным пунктам 1-й группы (до 1%).

В аптеках с раздельной материальной ответственностью, в которых отпуск медикаментов и рецептурной посуды, а также фасовка (внутриаптечная заготовка) лекарств осуществляются в самостоятельном отделении запасов, норма естественной убыли по этому отделению не должна превышать 1,2% стоимости отпущенных другим отделениям аптеки медикаментов, рецептурной посуды и стоимости фасовки. В этом случае норма естественной убыли при изготовлении лекарств в самостоятельном рецептурно-производ-ственном отделении не может превышать 2,2% стоимости отпущенных из этого отделения лекарств, изготовленных экстемпоре.

Установленные нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке (инвентаризации) фактического наличия товаров обнаружится недостача. Списание естественной убыли при отсутствии недостачи или предварительное списание траты воспрещается.

Исчисление суммы естественной убыли в пределах установленных норм производится:

а) при переучете товарно-материальных ценностей;

б) при передаче товарно-материальных ценностей вновь назначенному должностному лицу, несущему материальную ответственность за вверенные ему ценности;

в) при ликвидации аптеки (аптечного пункта).

Применение норм естественной убыли к товарам, отпускаемым в фабричной упаковке или в виде готовых лекарственных средств, а также к расходу штучных товаров не допускается.

Списание стоимости естественной убыли в расход в пределах установленных норм производится по актам, утвержденным вышестоящей организацией. В аптеках, где управляющий не является материально ответственным лицом, акты и расчеты на списание суммы естественной убыли утверждаются управляющим аптекой.

Установлены также нормы естественной убыли при расфасовке гигроскопической ваты и медицинских пиявок при их транспортировке и хранении.

Виновные в недостаче товарно-материальных ценностей, превышающей предельные нормы естественной, убыли, несут ответственность в установленном порядке.

Всякого рода потери товаров, образующиеся в результате порчи, истечения срока годности, боя и повреждения тары, в норму естественной убыли не включены. Недостача, происшедшая по причинам, не относящимся к понятию «естественная убыль», фиксируется специальной комиссией в отдельных актах и может быть списана только в установленном для этих случаев порядке. Причиненный ущерб взыскивается с виновных лиц в размере стоимости по розничным ценам. Только в тех случаях, когда установлено, что материально ответственные и другие лица не виновны в нанесенном ущербе, убыток может быть списан за счет издержек обращения аптеки. Управляющие аптеками должны внимательно анализировать причины боя, брака и порчи и стремиться к максимальному сокращению этих потерь, а следовательно, к уменьшению издержек обращения.

Акт на списание товарных потерь представляется аптекой в вышестоящую организацию на рассмотрение и утверждение. На основании заключения комиссии, составившей акт, руководитель вышестоящей организации выносит решение, за чей счет должны быть отнесены потери.

Вышестоящим аптечным организациям предоставляется право производить списание с балансов аптек или аптечных управлений недостач ценностей сверх норм убыли, а также потерь от порчи товаров и материалов в случаях, когда конкретные виновники недостач и порчи ценностей не установлены. Если сумма товарных потерь не превышает 50 рублей по каждому случаю, списание с баланса производится с разрешения руководителя вышестоящих организаций. Если товарные потери в аптеках превышают 50 рублей по каждому случаю, списание производится по подчиненности с разрешения начальника главного аптечного управления министерства здравоохранения республики.

УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ

Заготовку лекарственного сырья аптеки производят по плану вышестоящей организации. В плане указывается ассортимент лекарственного сырья и количество по каждому наименованию. Оплата лекарственного сырья производится аптекой по заготовительным ценам в зависимости от наименования и с учетом качества и сортности сырья.

Заготовленное аптекой лекарственное сырье учитывается как товар. Поступление лекарственного сырья, заготовленного аптекой непосредственно у населения, производится по приемным квитанциям. Приемная квитанция служит документом для приема аптекой лекарственного сырья и для выплаты денег за сданное сырье. Бланки приемной квитанции являются документами строгой отчетности. Они выдаются лицу, принимающему лекарственное сырье от сдатчиков. В приемной квитанции указывается по каждому наименованию лекарственного сырья количество, заготовительная и продажная стоимость за 1 кг и сумма.

Сдача аптекой лекарственного сырья на склад оформляется выпиской расходных накладных.

Учет лекарственного сырья ведется по наименованиям, количеству и сумме по заготовительной стоимости. Запись ведется в «Журнале движения материальных ценностей этот журнал предназначен для учета прихода и расхода материальных ценностей (лекарственное сырье, корма и фураж, строительные материалы, топливо и горючее). Журнал составляется в двух экземплярах и представляется вместе с приходными и расходными документами при месячном отчете аптеки о ее хозяйственной деятельности.

В начале месяца по каждому наименованию лекарственного сырья указываются остатки по количеству и сумме. Затем в хронологическом порядке записывается по каждому наименованию приход лекарственного сырья, заготовленного аптекой в отчетном месяце. Основанием для таких записей служат приемные квитанции на лекарственное сырье, а также приемные акты аптеки. В расход списывается количество и сумма стоимости лекарственного сырья, сданного на склад вышестоящей организации, переданного предприятиям аптечного управления для переработки и расфасовки, а также переведенного в товарные запасы аптеки для реализации. В конце месяца по каждому наименованию выводится остаток по количеству и заготовительной стоимости.

В процессе хозяйственной деятельности аптеки с разрешения вышестоящей организации используют часть заготовленного лекарственного сырья для реализации по ручной продаже и при изготовлении лекарств. Для этой цели часть лекарственного сырья переводится в товар. Эта операция оформляется отдельным актом в двух экземплярах, причем каждое наименование лекарственного сырья оценивается помимо заготовительных цен, еще как и всякий товар, в двух ценах — розничных и оптовоотпускных.

Лекарственное сырье, так же как и другие товарно-материальные ценности в аптеке, подвергается в установленные сроки инвентаризации с полным снятием фактических остатков и выявлением отклонений от учетных данных. Излишки приходуются в журнале учета лекарственного сырья; недостачи и порча лекарственного сырья списываются за счет аптеки лишь в том случае, если будет установлено отсутствие виновности в этих убытках материально ответственных и других лиц. Управляющие аптеками обязаны принимать необходимые меры к недопущению порчи заготовленного лекарственного сырья.

УЧЕТ ТАРЫ

В аптечном хозяйстве тара используется для укладки и упаковки товаров с целью предохранения их от загрязнения и порчи при перевозке, хранении и реализации. Аптеки обязаны бережно относиться к таре, возвращать ее поставщикам в установленном порядке либо передавать тарособирающим предприятиям для повторного использования по прямому назначению. Расходы по износу тары, по ее хранению и перевозке после освобождения из-под товаров включаются в состав издержек обращения. Важным условием сокращения потерь по таре является бережное обращение с тарой, правильная организация ее хранения, своевременный возврат в возможно лучшее состоянии. Учет тары производится в соответствии с инструкцией по учету тары в предприятиях аптечной системы Министерства здравоохранения Украины.

По характеру использования тара подразделяется на три вида:

1) инвентарная тара

2) упаковочный материал (или однооборотная тара);

3) многооборотная тара (или оборотная тара).

Инвентарная тара находится в постоянном пользовании аптеки. Она рассчитана на многократный оборот и как инвентарь аптеки не отпускается потребителю при продаже товаров. К этому виду тары относятся баллоны, железные бочки, бидоны и т. п. В зависимости от стоимости и срока службы инвентарная тара учитывается как основные средства и как малоценный инвентарь.

В аптеках с раздельной материальной ответственностью каждому отделению выделяется постоянная (инвентарная) тара для хранения товаров, за которую отвечают материально ответственные лица.

Упаковочный материал, или однооборотная тара, обслуживает товар однократно. К упаковочному материалу относятся бумага, шпагат, ящики и коробки картонные, барабаны картонные и фанерные, корзины из-под посуды, глиняная необлицованная посуда из-под мазей, кули рогожные и др. После использования эту упаковку уничтожают или передают в утиль. Упаковочный материал не подлежит оприходованию и как тара не учитывается.

Многооборотная (оборотная) тара служит для перевозки и хранения товара от склада до места реализации. Этот вид тары подлежит обязательному учету в аптеке.

Оборотная тара, как правило, отпускается аптеке за плату и возвращается аптекой на центральный аптечный склад, на склады других поставщиков или сдается тарособирающим организациям также за плату по ценам прейскуранта. Следует иметь в виду, что оборотная тара, продаваемая потребителю вместе с товаром, как, например, посуда из-под минеральных вод, учитывается как товар.

Вся поступающая в аптеку тара, независимо от того, включена ли ее стоимость в счет-фактуру, должна быть принята материально ответственным лицом как по количеству, так и по качеству.

В аптеках, где имеется отделение запасов, материальная ответственность за всю поступающую в аптеку тару возлагается на заведующего отделением запасов и его заместителя, кроме инвентарной тары, выделенной отделениям аптеки, аптечным пунктам и киоскам.

Оборотная та_ра в аптечных предприятиях в отличие от товаров учитывается в количественно-суммовом выражении на основе действующих цен. Прейскуранты на тару предусматривают оптовые цены для каждого конкретного наименования тары. Кроме того, прейскурант на тару предусматривает цену на тару, бывшую в употреблении. Материально ответственные лица обязаны вести учет оборотной тары в книге учета тары.

В этой книге на каждый вид тары ведется количественно-суммовой учет прихода и расхода. Ежемесячно проводится итог по приходу и расходу и выводится количественно-суммовой остаток на начало следующего месяца.

В аптеках, состоящих на централизованном учете, ежемесячные итоги заносятся соответственно в графы «приход» и «расход» ведомости движения товарно-материальных ценностей месячного отчета аптеки о хозяйственной деятельности.

Периодически, по мере освобождения тары из-под товаров, отделения аптеки и предприятия мелкорозничной сети сдают тару в аптеку по расходным накладным. Стоимость полученной или отпущенной тары по накладной материально ответственные лица вносят в свои товарные отчеты как приход или расход тары. Возврат тары на склад или сдача тары тарособирающим организациям производится отделением запасов.

В аптечных предприятиях производится инвентаризация тары одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей. Недостачи и хищения тары взыскиваются с виновных в размере причиненного ущерба.

УЧЕТ ТОВАРОВ В МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ СЕТИ

Мелкорозничная аптечная сеть организуется с целью приближения лекарственной помощи к населению. Реализация товаров в мелкорозничной сети учитывается в товарообороте аптеки.

С каждым подотчетным лицом, возглавляющим предприятие мелкорозничной сети, управляющий аптекой заключает договор о материальной ответственности.

Отпуск товаров из аптеки прикрепленной мелкорозничной сети производится по накладным (расходным для аптеки и приходным для прикрепленной сети).

Накладные заранее нумеруются бухгалтерией, оформляются штампом аптеки. Они должны быть протаксированы в момент отпуска товаров и одновременно оформлены подписями лиц — отпустившего и получившего товары. Накладные выписываются в двух экземплярах. Один вручается материально ответственному лицу, получившему товар, второй — остается в аптеке. Стоимость товаров, отпущенных по накладным, вносится в отчет аптеки как расход товаров, а по прикрепленной сети — как их приход.

Принятые товары записываются в отчете в день фактического поступления товаров.

В аптеках учет переданных товаров ведется в книге подотчетных материально ответственных лиц. Каждому аптечному пункту, киоску и лотку открывается в книге отдельный лицевой счёт, в котором записывается движение товаров и тары. В лицевом счете ежемесячно на каждое первое число выводятся остатки товаров и тары в суммовом выражении. Лицевые счета ведутся на основании приходо-расходных товарных документов. Учитывая, что оплата труда работников аптечных пунктов второй группы и лотков производится в виде процентного вознаграждения от суммы реализованных ими товаров, форма лицевого счета предусматривает учет отпущенных им товаров с разбивкой по группам (медикаменты, товары обще торгового ассортимента).

Отпуск лекарств по индивидуальной и стационарной рецептуре в аптечных пунктах первой группы учитывается в рецептурном журнале.

Движение товарно-материальных ценностей, полученных аптечным пунктом первой группы, ведется по особой форме товарного отчета. Товарный отчет аптечного пункта первой группы составляется в двух экземплярах, которые представляются ежемесячно в аптеку. Приходо-расходные документы, на основании которых составлен отчет, прилагаются к отчету. Товарный отчет аптечного пункта первой группы состоит из двух разделов. Первый раздел — отчет о движении за месяц товаров и тары — состоит из прихода полученного товара: по расходу товаров включается стоимость реализованных товаров. Второй раздел состоит из двух справок: 1) о рецептуре и 2) о расчетах с лечебными учреждениями. В справке о рецептуре указывается количество отпущенных за месяц рецептурных номеров с указанием раздельно амбулаторной и стационарной рецептуры. В справке расчетов с лечебными учреждениями отражены обороты за месяц по каждому лицевому счету и остаток сумм: в пользу аптечного пункта или задолженность за аптечным пунктом.

Отчет аптечного пункта первой группы проверяется бухгалтером аптеки, а при его отсутствии — управляющим аптекой.

Израсходованная аптечным пунктом первой группы сумма не исключается из его выручки, оформляется аптекой выпиской квитанции.

Управляющий аптекой периодически производит проверку работы аптечных пунктов со снятием фактического наличия всех товарно-материальных ценностей.

Обнаруженные недостачи подлежат немедленному взысканию с заведующего аптечным пунктом, причем о результатах ревизии аптека сообщает вышестоящей организации и заведующему райздравотделом.

При отпуске товаров подотчетным киоскам в аптеке выписывается расходная накладная. Ежемесячно производится фактическое снятие остатков товаров по каждому киоску. В случае расхождения между суммой остатка, числящейся по лицевому счету киоска, и остатком по акту проверки излишек приходуется по товарным запасам аптеки, а недостача списывается и взыскивается с продавца киоска.

Разносная торговля медикаментами и другими аптекарскими товарами производится через лотки. Аптека осуществляет над лотками ежедневный контроль. Для этого продавцы лотков обязаны в конце рабочего дня сдать в аптеку всю выручку за день и остаток непроданных товаров, что отмечается аптекой в копии накладной. Как правило, в лотках не должны быть переходящие остатки товаров на следующий день.

В ряде аптек вышестоящей организации установлен порядок, при котором лотки не сдают ежедневно в аптеку остатки непроданных товаров, т. .е. имеют переходящие товарные остатки.

Движение товаров и сумма выручки в мелкорозничной сети аптеки фиксируются в месячном отчете о хозяйственной деятельности.