Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 17
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
(методика и результаты расчетов) МОСКВА – 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение................................................................................................................ 3 1. Принципиальная возможность получения количественных оценок последствий вступления России в ВТО: основные методические подходы.................................................................................................................. 4 1.1. Методика расчета эквивалентной импортной пошлины............................................................ 5 1.2. Методика оценки народнохозяйственных последствий изменения импортных пошлин с помощью статической межотраслевой модели....................................................................................................................................... 7 1.3. Методика оценки последствий изменения импортных пошлин применительно к отдельным товарам и товарным группам.............................................................................................................................................. 9 1.4. Методические подходы к анализу последствий изменения импортных пошлин в рамках динамических сценарных постановок.................................................................................................................................... 11 2. Основные сценарии изменения импортных пошлин при вступлении России в ВТО..................................................................................................... 11 3. Макроэкономические последствия вступления России в ВТО в рамках статической постановки задачи...................................................... 15 4. Результаты расчета последствий вступления в ВТО в рамках динамической постановки.................................................................... 18 4.1 Исходный сценарий развития экономики РФ................................................................................ 18 4.2 Количественные оценки последствий изменения импортных пошлин по вариантам... 20 5. Отраслевые последствия вступления в ВТО: результаты расчетов по отдельным товарам и товарным группам.................................. 22 Приложение: Макроэкономический инструментарий динамического сценарного анализа – модель RIM...................................................... 35 Вступление России во Всемирную торговую организацию станет своего рода рубежом на пути реформирования отечественной экономике. Этот факт станет, прежде всего, политическим жестом со стороны мирового сообщества: признанием изменившегося статуса нашей страны, готовностью более широкого включения России в систему глобальной экономики. Решающее политическое решение о необходимости вступления в ВТО уже, по-видимому, принято, поэтому вопрос в настоящее время сводиться к механизмам и срокам его исполнения. В силу того, что со стороны наших контрагентов на переговорах наблюдается желание добиться от России максимальных уступок, данный шаг сопряжен с множеством конкретных решений в области экономической политики, на которые должны пойти власти при перестройке российского хозяйственного и правового пространства в соответствии с нормами и требованиями ВТО. Безусловно, масштабы и сроки этих изменений являются предметом переговоров. Возможны различные графики сближения основных правил торговли. Однако ключевые требования ВТО хорошо известны и рано или поздно Россия вынуждена будет их принять. Одним из основополагающих требований ВТО на настоящий момент является обязательное снижение уровня таможенной нагрузки. Иначе говоря, предлагается существенно либерализовать импортные пошлины, и отказаться от пошлин экспортных. Именно вопрос о том, как повлияет изменение импортного таможенного тарифа на состояние российской экономики разворачивается в настоящее время основная дискуссия в рамках «вопроса о присоединении к ВТО». В последнее время появилось большое количество публикаций, в которых описывается то или иное возможное развитие событий. Одни говорят о неизбежном лавинообразном росте импорта и тяжелых последствиях для отечественных производителей, в других обосновывается благоприятный для российской экономики сценарий развития. Очевидно, истина лежит где-то посередине. Вступление в ВТО процесс комплексный сопряженный как с потерями, так и с приобретениями. Именно в определении возможного баланса плюсов и минусов состоит основная задача аналитических материалов на данную тему. Как представляется, большинство работ на тему «Россия и ВТО» проигрывают в том, что их авторы не подкрепляют свои аналитические выводы количественными оценками. Трудно принять или опровергнуть то или иное мнение без анализа проведенных расчетов, их глубины и адекватности. В частности, практически отсутствует комплексный анализ последствий изменения импортного тарифа на экономику страны. Причем как на уровне макропоказателей, так и на отраслевом уровне. Подобный анализ, по-видимому, должен включать в себя различные варианты изменения импортных пошлин в соответствии с возможной позицией России на переговорах о вступлении ВТО и, кроме того, соответствовать общему сценарию развития народного хозяйства на среднесрочную перспективу. Данный доклад, подготовленный экономическими институтами Российской академии наук, имеет своей главной целью преодолеть упомянутые выше недостатки исследований по вопросу вступления России в ВТО и представить научной общественности и Правительству РФ методические подходы к оценке количественных последствий вступления России в ВТО, а также результаты конкретных сценарных расчетов. Как уже отмечалось выше, активная дискуссия последних месяцев по проблемам вступления в ВТО имеет один существенный недостаток, состоящий в полном отсутствии каких-либо количественных оценок последствий для российской экономики этого желанного и, видимо, неизбежного события. Отсутствие такого рода оценок объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методов регулирования, практически не поддающихся количественной оценке, а, во-вторых, отсутствием внятных методик и соответствующего инструментария для получения количественных оценок последствий изменения уровня внешнеторговых тарифов. Получить обобщающие и взаимоувязанные оценки последствий использования различного рода нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности, видимо, действительно невозможно. В то же время, рассчитать народнохозяйственных последствий тех или иных сценариев изменения внешнеторговых пошлин и необходимо и возможно. При этом ключевая проблема состоит в том, чтобы понять, как(?!) то или иное изменение импортной пошлины, повлияет на масштабы внутреннего производства. Безусловно, такого рода влияние нельзя оценить абсолютно точно. Тем не менее, события последних лет (в особенности 1998-1999 гг.) дают, на наш взгляд, достаточно информации для того, чтобы измерить степень воздействия изменения импортных пошлин на динамику импорта и, как следствие, на динамику внутреннего производства. Решение сформулированной выше задачи существенно облегчается, если понять, что влияние роста курса доллара на экономику в некотором смысле эквивалентно росту импортных пошлин. Действительно, и рост курса доллара и увеличение импортных пошлин приводит к повышению цен на импортируемую продукцию на российском рынке. Результатом этого является сокращение импорта и, как следствие рост внутреннего производства. В то же время в количественном плане одна и та же пропорция изменения импортных пошлин и обменного курса имеют разные последствия как для роста потребительских цен, так, соответственно, и для динамики импорта. Задача, таким образом, сводится к определению таких количественных соотношений между динамикой обменного курса и динамикой импортных пошлин, которые обеспечивает в итоге тождественный рост потребительских цен. Для того чтобы дальнейшие рассуждения и математические выкладки сделать совершенно прозрачными введем новое понятие – эквивалентной пошлины
. Эквивалентной импортной пошлиной назовем такой уровень импортной пошлины, который, с точки зрения защиты внутреннего рынка, эквивалентен защитительному эффекту падения курса национальной валюты, реально произошедшему в 1998-1999 гг. Методика расчета эквивалентной импортной пошлины достаточно прозрачна и состоит в том, чтобы рассчитать такой уровень пошлины, который бы обеспечил опережение роста цен на импортируемую продукцию (относительно общего роста цен в экономике) эквивалентное фактическому опережению роста цен на импорт, вызванному резким изменением курса доллара в 1998-1999 гг. Тогда, соотношение номинального курса и дефлятора ВВП можно рассматривать в качестве некого индикатора опережения цен на импортную продукцию. Уровень эквивалентной пошлины в рамках данной логики есть произведение базовой импортной пошлины и коэффициента роста эквивалентной пошлины по отношению исходному значению таможенной пошлины. Используя приведенную выше методику и фактические значения динамики курса доллара и дефлятора ВВП в 1998 г. легко оценить величину эквивалентной пошлины для различных базовых значений импортной пошлины. То есть, при прочих равных условиях, изменение ценовых пропорций 1998 г. (имеется в виду изменение соотношение курса и дефлятора ВВП) эквивалентно следующему изменению импортных пошлин. Таблица 1
Базовая импортная пошлина
5.0%
10.0%
15.0%
20.0%
25.0%
30.0%
Эквивалентная пошлина
57.1%
64.6%
72.1%
79.6%
87.1%
94.5%
Рост пошлины - в разах
11.43
6.46
4.81
3.98
3.48
3.15
То есть, для товаров, имевших уровень импортной пошлины до событий августа 1998 г. в 5%, последовавший за этими событиями рост курса доллара был эквивалентен увеличению импортной пошлины в 11.4 раза. Соответственно для товаров, имевших уровень импортной пошлины в 30%, это означало увеличение импортной пошлины в 3.15 раза. В то же время приведенные выше результаты имеют достаточно общий и, в этом смысле, приблизительный характер. Очевидно, что если проводить такого рода расчеты для конкретного вида товара (или товарной группы) необходимо заменить дефлятор ВВП на характеристику роста цен данного конкретного товара или товарной группы. Тем не менее, для того чтобы оценить масштабы защиты внутреннего рынка возникшие в результате девальвации рубля 1998 г. для товаров с различным исходным уровнем импортных пошлин, приведенных расчетов вполне достаточно. Фактический статистический материал 1998-1999 гг. – периода, когда происходили резкие изменения не только в базовых ценовых пропорциях, но и в динамике внешней торговли позволяет оценить не только расчетный уровень эквивалентных пошлин, но и реакцию экономики, как на изменение курса доллара, так и на изменение импортных пошлин. Оценка эластичности импорта от уровня импортных пошлин по различным товарам и товарным группам позволяет рассчитать первоначальные последствия различных сценариев вступления России в ВТО, а именно, последствия в терминах изменения динамики импорта. В то же время, главный вопрос состоит не в том, чтобы понять, как поведет себя динамика импорта в результате изменения импортных пошлин, а в том, каковы макроэкономические последствия этих изменений. При этом, среди всех макроэкономических последствий, очевидно, в первую очередь необходимо исследовать вопрос о влиянии изменения импортных пошлин на экономическую динамику. Такого рода результат может быть получен только в результате расчетов по межотраслевой модели. Межотраслевые расчеты позволяют оценить не только такое очевидное последствие изменения пошлин как изменение импорта, но также - возможный рост цен, изменение доходов субъектов экономики, изменение уровня производства и инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Приведем далее таблицу расчетных значений (полученных с использованием данных МОБ СНС в текущих и постоянных ценах за 1997-1999 гг.) следующих отраслевых показателей: · эквивалентной пошлины; · эластичности (в указанном выше смысле) импорта по изменению импортной пошлины; · а также эластичности отраслевого выпуска, в зависимости от изменения импорта. Таблица 2
Средний Эквивалент- Эластичность Эластичность уровень Ная импортн. импорта по Выпуска по имп.пошлины Пошлина пошлине Импорту 1 2 3 4 Нефтедобыча 6% 30% -0.54
-0.02
Нефтепереработка 6% 69% -0.47
-0.03
Газовая промышленность 6% 36% -0.11
-0.01
Угольная пpомышленность 5% 76% 0.03
-0.04
Черная металлургия 11% 64% -0.56
-0.14
Цветная металлургия 16% 42% -1.79
-0.08
Химическая и нефтехим. промышленность 10% 69% -0.20
-0.22
Машиностроение и металлообработка 21% 115% -0.26
-0.29
Лесная, деревообр. и ЦБ промышленность 19% 59% -0.52
-0.05
Промышленность стройматериалов 6% 67% -0.31
-0.03
Легкая промышленность 25% 93% -0.23
-2.44
Пищевая промышленность 45% 115% -0.24
-0.67
Прочие отрасли промышленности 21% 73% -0.42
-0.08
Сельское и лесное хозяйство 17% 81% -0.10
-0.07
Следует отметить некоторое методическое отличие представленных в таблице понятий эластичности
импорта по пошлине и эластичности
выпуска по импорту. Если эластичность выпуска по импорту является в некотором роде классической эластичностью и показывает на сколько процентов изменится выпуск при изменении импорта на один процент, то эластичность импорта по пошлине показывает, на сколько измениться импорт при изменении импортной пошлины на один процентный пункт
. Кроме того, следует подчеркнуть, что эластичность выпуска по импорту, представленная в таблице 2 считалась на фиксированном межотраслевом балансе одного года. При проведении динамического расчета в рамках того или иного сценария, очевидно, эти эластичности будут несколько меняться в зависимости от изменений всех пропорций экономики. Представленные в таблице эластичности позволяют довольно легко определить отраслевые последствия изменения импортных таможенных пошлин. Для того чтобы определить совокупное изменение производства в результате изменения пошлин на все группы товаров достаточно воспользоваться статической моделью межотраслевого баланса, подставив туда значения импорта, обусловленные параметрами изменения импортных пошлин и значениями отраслевых эластичностей импорта по изменению пошлин. Изложенная выше методика позволяет оценивать народнохозяйственные последствия вступления в ВТО в разрезе укрупненных отраслей и только при наличии соответствующей данной структуре отраслей таблицы межотраслевого баланса. В то же время разработка такого рода балансов, во-первых, традиционно запаздывает на два-три года, а, во-вторых, номенклатура разрабатываемых в России межотраслевых балансов не превышает 120 укрупненных позиций. Между тем вступление в ВТО и изменение импортных пошлин является особенно значимым не столько для крупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров. И если расчет эластичности импорта по изменению пошлины для конкретного товара может опереться на методику расчет эквивалентной импортной пошлины, описанную в разделе 1.1., то получение оценок эластичности выпуска по импорту для конкретного товара представляет из себя определенную проблему. Наш анализ показывает, что решение этой задачи возможно, однако без межотраслевого баланса и на этот раз не обойтись. В то же время достоинство предлагаемого ниже подхода состоит в том, что нет необходимости строить баланс высокого уровня дезагрегации. Достаточно воспользоваться некоторыми соотношениями из традиционного баланса обычной размерности, например, 25 на 25 отраслей. Во-первых, следует обратить внимание на тот факт, что импорт и производство любого продукта связаны простым балансовым соотношением, состоящем в том, что производство = потребление + экспорт – импорт.
Таким образом, если нам известна доля импорта в выпуске, то эластичность выпуска по импорту, при прочих равных условиях, равняется этой величине, но с противоположным знаком. Это означает, в частности, что если, например, доля импорта в производстве равняется 0.2
, и импорт увеличивается на 10%
, то производство сокращается на 2%
. Проблема, однако, состоит в том, что изменение выпуска в результате изменения импорта, вызывает изменение потребления всех видов ресурсов для производства данного товара, в результате чего изменяется потребление самого данного продукта при производстве других продуктов. Результаты расчетов приведены в табл. 3. Таблица 3
Эластичность Доля выпуска по импорта импорту в выпуске Нефтедобыча -0.0204
0.0182
Нефтепереработка -0.0330
0.0312
Газовая промышленность -0.0101
0.0098
Угольная пpомышленность -0.0400
0.0372
Черная металлургия -0.1372
0.0902
Цветная металлургия -0.0807
0.0517
Химическая промышленность -0.2220
0.1681
Машиностроение -0.2854
0.2618
Лесная и ЦБ промышленность -0.0527
0.0478
Промышленность стройматериалов -0.0252
0.0227
Легкая промышленность -2.4430
2.0051
Пищевая промышленность -0.6704
0.4911
Прочие отрасли промышленности -0.0787
0.0727
Сельское и лесное хозяйство -0.0687
0.0554
Анализ показывает, что между долей импорта в выпуске и эластичностью импорта по пошлине существует тесная связь. Таким образом, зная эластичность импорта по пошлине и, рассчитав эластичность импорта по выпуску, легко оценить воздействие изменения импортных пошлин на производство любого конкретного вида товара. Как уже отмечалось выше, в динамике, при изменении разного рода структурных характеристик экономики, итоговое воздействие изменения импортных пошлин на экономический рост может несколько трансформироваться. Кроме того, определенный интерес могут представлять расчеты, в которых исследуется совместный эффект различных мер экономической политики на итоговые характеристики народнохозяйственного развития Для проведения такого рода расчетов необходимо наличие современной динамической межотраслевой модели, учитывающей нынешний характер российской экономики. Прообраз такой модели (модель RIM) создан в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Результаты расчетов по модели представлены в разделе 4 данного доклада. При проведении расчетов, фактически, использовалось два сценария изменения тарифов (табл. 4, табл. 5.). Первый, более вероятный, предполагает плавное изменение уровня импортных пошлин от нынешнего их уровня до согласованного итогового уровня связывания. Второй, оптимистический, предполагает, что нам удастся договориться об условиях, в соответствии с которыми России сначала будет разрешено достаточно существенно поднять импортные пошлины, а затем, в течение семи лет они будут снижены до согласованного итогового уровня связывания. Таблица 4
Вариант плавного изменения импортных пошлин от сложившегося их уровня
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Нефтепереработка 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 Угольная пpомышленность 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 Черная металлургия 0.161 0.155 0.149 0.143 0.137 0.131 0.125 0.119 0.113 0.107 Цветная металлургия 0.069 0.070 0.070 0.071 0.072 0.072 0.073 0.073 0.074 0.075 Химическая промышленность 0.081 0.079 0.078 0.076 0.075 0.073 0.072 0.071 0.069 0.068 Машиностроение 0.187 0.190 0.192 0.195 0.198 0.201 0.204 0.207 0.209 0.212 Лесная и ЦБ промышленность 0.160 0.157 0.155 0.152 0.149 0.147 0.144 0.141 0.139 0.136 Промышленность стройматериалов 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 0.050 Легкая промышленность 0.221 0.217 0.213 0.210 0.206 0.202 0.198 0.194 0.191 0.187 Пищевая промышленность 0.355 0.347 0.340 0.333 0.326 0.319 0.311 0.304 0.297 0.290 Прочие отрасли промышленности 0.209 0.206 0.203 0.200 0.197 0.193 0.190 0.187 0.184 0.181 Сельское и лесное хозяйство 0.141 0.160 0.179 0.198 0.216 0.235 0.254 0.273 0.292 0.311 Таблица 5
Оптимистический вариант, предполагающий существенное повышение импортных пошлин в 2003 г.
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Нефтепереработка 0.050 0.050 0.139 0.126 0.114 0.101 0.088 0.075 0.063 0.050 Угольная пpомышленность 0.050 0.050 0.059 0.058 0.056 0.055 0.054 0.053 0.051 0.050 Черная металлургия 0.161 0.161 0.190 0.178 0.166 0.154 0.143 0.131 0.119 0.107 Цветная металлургия 0.069 0.069 0.120 0.113 0.107 0.101 0.094 0.087 0.081 0.075 Химическая промышленность 0.081 0.081 0.181 0.164 0.148 0.132 0.116 0.100 0.084 0.068 Машиностроение 0.187 0.187 0.359 0.338 0.317 0.296 0.276 0.254 0.233 0.212 Лесная и ЦБ промышленность 0.160 0.160 0.184 0.177 0.170 0.163 0.157 0.150 0.143 0.136 Промышленность стройматериалов 0.050 0.050 0.059 0.058 0.056 0.055 0.054 0.053 0.051 0.050 Легкая промышленность 0.221 0.221 0.321 0.302 0.283 0.264 0.245 0.223 0.204 0.187 Пищевая промышленность 0.355 0.355 0.422 0.403 0.384 0.367 0.346 0.327 0.309 0.290 Прочие отрасли промышленности 0.209 0.209 0.350 0.326 0.302 0.278 0.254 0.233 0.204 0.181 Сельское и лесное хозяйство 0.141 0.141 0.437 0.419 0.401 0.383 0.365 0.347 0.329 0.311 Представленные в таблицах 4 и 5 значения представляют собой результаты агрегирования импортных пошлин, по достаточно широкой номенклатуре товаров, обсуждаемых в настоящее время на переговорах о вступлении России в ВТО. При этом в расчетах в рамках статической постановки использовались только начальные и итоговые значения пошлин, в рамках динамических расчетов использовались динамические ряды импортных пошлин в том виде, как они представлены в таблице. Кроме того, при расчетах по отдельным товарам и товарным группам использовались конкретные, обсуждаемые в настоящее время, значения импортных пошлин по этим товарам и товарным группам. Расчеты показывают, что даже в случае двукратного сокращения импортных пошлин (чего не предусматривается ни в одном из вариантов вступления в ВТО), итоговое сокращение производства в российской экономике составит не более 1%. При этом, аналогичные расчеты по межотраслевой модели свидетельствуют о том, что происходящее в последние годы укрепление реального курса рубля имеет гораздо более сильные отрицательные последствия для экономического роста, чем любое гипотетическое снижение импортных пошлин в результате вступления России в ВТО. Ниже (в таблице 6) приводятся результаты расчетов для двух гипотетических вариантов: 1 - двукратного сокращения импортных пошлин и 2 - 10%-го роста реального курса рубля. В действительности, судя по итогам прошлого года воздействие роста реального курса рубля на импорт гораздо более значимо. В 2001 г. мы имели при росте реального курса рубля на 11% увеличение импорта более чем на 20%. Таблица 6
Вариант Вариант двукратного сокращения десятипроцентного роста импортных пошлин реального курса рубля Снижение Рост Снижение Снижение Рост Снижение пошлины импорта ВП пошлины* импорта ВП Электроэнергетика 100.0% 99.4% 100.0% 98.9% Нефтедобыча -3.0% 101.6% 99.8% -14.7% 108.0% 99.6% Нефтепереработка -3.0% 101.4% 99.4% -25.0% 111.7% 98.8% Газовая промышленность -3.0% 100.3% 99.8% -15.3% 101.7% 99.6% Угольная пpомышленность -2.5% 99.9% 99.4% -34.5% 99.0% 99.0% Прочая топливная промышленность 100.0% 99.6% 100.0% 99.3% Черная металлургия -5.4% 103.0% 99.1% -18.1% 110.1% 97.7% Цветная металлургия -8.0% 114.3% 98.2% -12.2% 121.9% 96.8% Химическая промышленность -5.2% 101.0% 99.3% -24.5% 104.8% 98.0% Машиностроение -10.6% 102.7% 99.1% -25.7% 106.6% 97.9% Лесная. и ЦБ промышленность -9.3% 104.8% 99.4% -18.2% 109.4% 99.0% Промышленность стройматериалов -3.0% 100.9% 99.8% -31.8% 109.9% 99.5% Легкая промышленность -12.4% 102.9% 92.4% -26.2% 106.1% 84.2% Пищевая промышленность -22.7% 105.5% 96.3% -26.4% 106.4% 95.6% Прочие отрасли промышленности -10.6% 104.4% 99.3% -28.3% 111.8% 98.5% Строительство 100.0% 100.0% 100.0% 100.0% Сельское и лесное хозяйство -8.5% 100.8% 99.4% -21.7% 102.2% 99.2% Транспорт грузовой и связь произв. 100.0% 99.4% 100.0% 99.0% Транспорт пассажир. и связь непроизв. 100.0% 99.9% 100.0% 99.8% Сфера обращения 100.0% 98.8% 100.0% 97.9% Прочие виды мат. производства 100.0% 99.6% 100.0% 99.2% Просвещение,здавоохр., культура 100.0% 100.0% 100.0% 100.0% Жилищно-коммунальное хозяйство 100.0% 99.8% 100.0% 99.7% Управление, финансы, кредит 100.0% 99.8% 100.0% 99.7% Наука и научное обслуживание 100.0% 99.9% 100.0% 99.7% Итого по экономике РФ
103.56%
99.17%
106.37%
98.56%
* - снижение эквивалентной пошлины
В то же время именно такая, достаточно простая процедура расчетов позволяет легко распространить ее на любую, самую подробную номенклатуру товаров и услуг. То есть, рассчитав эквивалентные пошлины для отдельных товаров, и зная фактические значения снижения их импорта, не представляет труда рассчитать значения эластичности импорта данного вида товара (или услуг) в зависимости от изменения импортной пошлины. В таблицах 7, 8 представлены результаты расчетов в соответствии с теми базовыми сценариями изменения импортных, которые представлены в таблица 4 и 5. Таблица 7
Вариант постепенного изменения пошлин
Действующ. Конечный ставка уровень Рост Изменение тарифа связывания импорта выпуска Электроэнергетика 0.000 0.000 1.000 0.999 Нефтедобыча 0.000 0.000 1.000 1.000 Нефтепереработка 0.050 0.050 1.000 0.999 Газовая промышленность 0.000 0.000 1.000 1.000 Угольная пpомышленность 0.050 0.050 1.000 0.999 Прочая топливная промышленность 0.000 0.000 1.000 0.999 Черная металлургия 0.161 0.107 1.030 0.996 Цветная металлургия 0.069 0.075 0.990 1.000 Химическая промышленность 0.081 0.068 1.003 0.999 Машиностроение 0.187 0.212 0.993 1.002 Лесная и ЦБ промышленность 0.160 0.136 1.012 0.999 Промышленность стройматериалов 0.050 0.050 1.000 1.000 Легкая промышленность 0.221 0.187 1.008 0.980 Пищевая промышленность 0.355 0.290 1.016 0.990 Прочие отрасли промышленности 0.000 0.000 1.000 0.999 Строительство 0.209 0.181 1.000 1.000 Сельское и лесное хозяйство 0.141 0.311 0.983 1.000 Транспорт грузовой и связь произв. 0.000 0.000 1.000 0.999 Транспорт пассажир. связь непроиз. 0.000 0.000 1.000 1.000 Сфера обращения 0.000 0.000 1.000 0.997 Прочие виды мат. производства 0.000 0.000 1.000 0.999 Просвещение, здавоохр., культура 0.000 0.000 1.000 1.000 ЖКХ 0.000 0.000 1.000 1.000 Управление, финансы, кредит 0.000 0.000 1.000 1.000 Наука и научное обслуживание 0.000 0.000 1.000 1.000 Итого по экономике РФ
1.006
0.998
Таблица 8
Вариант с увеличением пошлин в 2003 г.
Начальный Повышение пошлин Снижение пошлин уровень Индекс Индекс Индекс Индекс связывания импорта выпуска
|