Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Тольяттинский политехнический колледж пособие для студентов заочной формы обучения по дисциплине «менеджмент» для специальностей 150203 «сварочное производство»

 

             

Тольяттинский политехнический колледж пособие для студентов заочной формы обучения по дисциплине «менеджмент» для специальностей 150203 «сварочное производство»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ »

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

150203 «СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО »

190604 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

151001 «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ »

270103 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

Составила преподаватель ОФЭС Л.Л.Кифа

2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..…......3

1. Тематика курса……………………………………..……...5

2. Содержание учебной дисциплины…..….…………..…….6

3. Задания для контрольной работы. Часть 1………….……9

3.1. Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм. Задание 1. ….………………….9

3.2. Тема 2. Среда организации. Задание 2. ………........……11

3.3. Тема 3. Внутренняя среда организации. Задание3……..13

3.4. Тема 4. Стратегический менеджмент. Задание 4……….17

3.5. Тема 5. Управление конфликтами. Задание 5. .………...22

3.6. Тема 6. Психология менеджмента Задание 6. .…………25

3.7. Тема 7. Этика делового общения Задание 7. ..……….....34

4. Задания для контрольной работы. Часть 2…………….....42

5. Тестовые задания для подготовки к зачету ……………43

6. Перечень литературы…………...………………………….68

ВВЕДЕНИЕ

Содержание дисциплины «Менеджмент» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по указанным специальностям, соответствует программе, утвержденной Министерством образования России 4 июня 2002 года.

Дисциплина изучается в 9-ом семестре, промежуточная аттестация установлена в форме зачета по завершению курса.

Реформа образования, проводимая в России, требует иных подходов к обучению студентов. Все больше делается акцент на самостоятельную подготовку обучаемых, применяются мультимедийные технологии и иные приемы получения знаний и умений, приобретения навыков.

В пособии представлена тематика дисциплины (п.1), содержание программы (п.2), задания для выполнения контрольной работы в двух частях (пп.3 и 4) и тестовые задания для подготовки к зачету (п.5). Представлен перечень литературы для изучения дисциплины (п.6).

Автор настоящего пособия предлагает студентам сочетать теорию и практику. Так, прослушивание лекций об основных положениях тех или иных вопросов дисциплины, студентам предлагается выполнить задания, с учетом деятельности предприятий, в которых студенты работают. Тем самым, по мнению автора настоящего пособия, произойдет интеграция теории с практикой. Если в результате обучения студенты смогут «увидеть» процессы происходящие на предприятии с точки зрения менеджмента, цель обучения будет достигнута максимально.

Вторая часть задания для контрольной работы предполагает использование мультимедийной технологии, максимального творчества обучаемых. Здесь проявляется межпредметная связь с «Информационными технологиями в профессиональной деятельности».

Работа с настоящим пособием позволит студенту приобрести необходимые знания и умения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта специальности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление :

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

- о характерных чертах современного менеджмента;

- о системе мотивации труда работников организации;

- о факторах внешней и внутренней среды организации;

знать:

- функции менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- методы управления конфликтами;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

- принимать эффективные решения

1. ТЕМАТИКА КУРСА

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации

Тема 3. Функции менеджмента. Система мотивации труда

Тема 4. Стратегический менеджмент

Тема 5. Основы теории принятия управленческих решений

Тема 6. Управление рисками

Тема 7. Управление конфликтами

Тема 8. Психология менеджмента

Тема 9. Этика делового общения

Тема 10. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Модуль 1. Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

Модуль 2. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

-Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации

Модуль 3. Организация как объект управления. Формальные и неформальные организации. Общие характеристики организаций. Миссия организации и ее содержание.

Модуль 4. Внешняя среда организации и ее характеристики. Факторы прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы, государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс. Взаимосвязь факторов внешней среды.

Модуль 5. Внутренняя среда организации: цели, задачи, технологии, люди, структура, организационная культура.

-Тема 3. Функции менеджмента. Система мотивации труда

Модуль 6. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла: планирование, организация, мотивация, контроль. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Планирование: формы, виды, стадии (этапы).

Модуль 7. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Содержательные теории мотивации: А.Маслоу, Ф.Герцберга, Мак Клелланда. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования.

Понятие контроля. Этапы, виды и правила контроля.

-Тема 4. Стратегический менеджмент

Модуль 8. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон. Выбор стратегии. Управление реализацией стратегии. Оценка стратегии.

-Тема 5. Основы теории принятия управленческих решений

Модуль 9. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, инновационный, адаптационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.

-Тема 6. Управление рисками

Модуль 10. Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта.

-Тема 7. Управление конфликтами

Модуль 11. Конфликты в коллективе – органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов.

Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами.

Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

-Тема 8. Психология менеджмента

Модуль 12. Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности.

Модуль 13. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе.

Модуль 14. Власть и лидерство. Баланс власти. Способы влияния.

Модуль 15. Понятие имиджа, его составные компоненты.

-Тема 9. Этика делового общения

Модуль 16. Понятие и характеристика делового общения. Виды общения: беседа, совещание, переговоры. Фазы делового общения: начало, передача информации, аргументирование, опровержение доводов, принятие решения.

Модуль 17. Технология делового совещания.

Модуль 18. Деловые переговоры

-Тема 10. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Модуль 19. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Тайм-менеджмент.

Модуль 20. Организация рабочего дня, рабочей недели. Организация рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Модуль 21. Стили управления и факторы его формирования. Решетка менеджмента. Связь стиля управления и ситуации.

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЧАСТЬ 1.

Прежде, чем выполнять задание, рекомендуется полностью его прочитать, усвоить теоретические данные. Внимательно ознакомиться с заданием и оформить его в ученической тетради или печатным способом на формате А4.

К работе можно приложить действующие документы и другие материалы организации, в которой Вы работаете.

Работу следует выполнять аккуратно, грамотно, без помарок. Каждое задание (из 7-ми) выполнять на отдельном листе (с новой страницы).

- Важно выполнять все задания по материалам и на примерах Вашей организации.

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Цель: - закрепить понятие о миссии и ее назначении в деятельности организации;

- приобрести навык формулирования миссии;

- умение характеризовать влияние внешней среды на организацию.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

МИССИЯ – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов, т.е. основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в будущем.

В широком понимании МИССИЯ рассматривается как констатация философии и предназначения организации. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.

В узком смысле МИССИЯ – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует предприятие.

ПОЛОЖЕНИЕ О МИССИИ – выражение видения своего бизнеса, своей компании, передает намерения организации, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес: владелец предприятия, руководители предприятия, сотрудники, поставщики, потребители.

Филипп Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:

· история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы,

· существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала

· состояние среды обитания организации

· ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей

· отличительные особенности, которыми обладает организация.

В ПОЛОЖЕНИИ о миссии должны быть отражены такие характеристики организации, как целевые ориентиры организации, сфера деятельности, возможности и способы осуществления деятельности.

-Выполнить: Сформулировать миссию организации с учетом требований, прописанных Ф.Котлером. Под организацией понимается любое предприятие, на котором вы работали, работаете, о деятельности которого имеете хорошее представление.

Тема 2. Среда организации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

Внешняя среда - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Прежде, чем приступать к решению проблем в организации, необходимо выявить причины создавшегося положения в организации. Для этого делается анализ факторов, которые вызвали то или иное состояние организации.

Анализ внешних факторов производится с тем, чтобы определить:

1. Какие их внешних факторов оказывают наиболее сильное влияние на Вашу фирму?

2. Какие нужно предпринять действия, чтобы выйти из создавшегося положения.

Факторы среды прямого воздействия

Потребители – именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать.

Поставщики – своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой

Конкуренты – фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы – формируют нормативную базу создания и функционирования организаций, фискальную политику. Руководству необходимо различать и учитывать действие законов на уровне федеральных и местных властей.

Профсоюзы – могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только организации, но и на отрасль в целом. Это может быть решение вопросов по сокращению рабочего дня, повышение заработной платы, улучшения условий труда.

Факторы среды косвенного воздействия

Состояние экономики – включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты.

Научно-технический прогресс - данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. Высокий уровень НТП вынуждает организации разрабатывать и внедрять новые технологии.

Политика - фактор политической стабильности – важнейшее условие деятельности предпринимателей

Социальный фактор – это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе, по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста.

Международные события – система законодательства, таможенная, налоговая политика. Форма реализации международного бизнеса: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

Иными словами, наиболее типичными внешними факторами являются:

· Действия и мероприятия конкурентов;

· Внезапные изменения экономики клиентов;

· Кризисы; Общественные события;

· Структурные изменения в обществе;

· Погодные условия; Положение на рынке труда;

· Законодательство; Регулирование социальных процессов;

· Миграция населения; Изменения на денежном рынке;

· Изменения на международном рынке и связанные с ними изменения в бизнесе;

· Изменение и соотношение политических сил;

· Новая технология; Деятельность средств массовой информации.

Пример оформления задания

Факторы внешней среды прямого воздействия, влияющие на ООО «Веселый молочник»:

Конкуренты – АО «Самаралакто»,..

Поставщики сырья - ...

Поставщики технических и технологических ресурсов - ...

...

Факторы среды косвенного воздействия, влияющие на организацию:

Состояние экономики – уровень дохода ваших потребителей,..

...

-Выполнить: Составить схему факторов среды, влияющих на Вашу организацию.

Сгруппированные таким образом факторы, влияющие на развитие организации, следует систематизировать по важности и учитывать при управлении организацией на пути к достижению целей.

Тема 3. Внутренняя среда организации

Цели:

· понимание связи между структурой управления организацией е ее функциональными задачами

· умение определять уровни управления и их функции

· умение определять задачи должностных лиц

· навык оформления организационных документов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Организационная структураэто логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, составленное таким образом, чтобы эффективнее достичь поставленных целей организации .

Под ОСУ понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Правильно построенная структура является экономичной и создает предпосылки для оперативного управления, согласованности всех структурных подразделений предприятия (см. «метаморфозы» несогласованности…).

Элементами структуры являются:

· Работники

· Службы

· Аппарат управления

Отношения между ними осуществляются по горизонтали и по вертикали.

Горизонтальные связи (одноуровневые), осуществляемые между звеньями (самостоятельными органами аппарата управления – бухгалтерия, юридический отдел, производственный отдел и т.п.)

Горизонтальные связи носят характер согласования.

Управление по вертикали делится на ступени управления (уровни), образующие иерархию. Вертикальные связи – связи подчинения.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс:

- движение информации и принятие управленческих решений

- между участниками процесса распределены функции управления и задачи.

Структура управления должна соответствовать социальной среде и при ее построении необходимо учитывать, в каких условиях ОСУ будет функционировать.

Т.обр., слепо копировать структуры управления успешно действующих организаций нельзя, т.к. условия везде различны. Важно также соблюдать принципы соответствия между функциями и полномочиями с одной стороны, и квалификацией, с другой.

Требования к ОСУ :

Оптимальность (рациональные связи)

Оперативность (быстрое исполнение решений)

Надежность (бесперебойная передача информации)

Экономичность (достижение эффекта при минимальных затратах)

Гибкость (способность адаптироваться к изменениям)

Устойчивость (целостность функционирования системы при внешних воздействиях)

При совершенствовании ОСУ необходимо повышать эффективность аппарата управления, более четкого разграничения прав и обязанностей между органами, упразднять лишние звенья, устранять дублирование, улучшать организацию и оснащенность управленческого труда.

Итак, все работы по проектированию ОСУ сводятся к обозначению направлений по ее совершенствованию, чтобы повысить эффективность управленческой деятельности.

Деятельность предприятий фиксируется в разных документах. Состав и структура их определены в Государственной системе документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Так, все государственные, муниципальные и частные предприятия, общественные организации действуют на основе УСТАВА. Деятельность подразделений организации отражается, регламентируется ПОЛОЖЕНИЯМИ.

Положение – нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы подразделений, групп. Существуют также положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых отношений по какому-либо вопросу. Например, Положение о ведении делопроизводства; Положение о проведении конкурсов и т.п.

В тексте освещаются разделы: общая часть, основные функции, права, порядок образования и организация работы.

Инструкция - правовой акт, утверждаемый руководителем или издаваемый органом государственного управления, регулирующий организационные, научно-технические, технологические, финансовые и другие стороны деятельности учреждений, организаций, должностных лиц. Инструкции могут быть созданы в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов (Должностная инструкция инспектору…). В тексте содержатся разделы: общие положения, функции (обязанности), права и ответственность.

Положение о подразделенииправовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы подразделений организации.

Текст положения включает следующие разделы:

- общие положения

- основные задачи

- структура и функции

- взаимоотношения с другими подразделениями

- права и обязанности

- ответственность

должностная инструкцияорганизационный документ, в котором определяются задачи, основные обязанности, права и ответственность должностного лица организации.

Формуляр должностной инструкции включает реквизиты:

- наименование организации

- наименование документа

- дата составления

- регистрационный номер документа

- место издания

- заголовок к тексту

- текст (общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность)

- подпись

- гриф утверждения

- визы

-Выполнить:

1. Составить схему организационной структуры управления фирмы, в которой Вы работаете

2. Составить и оформить и/или приложить Положение об одном из подразделений данной структуры.

3. Составить и оформить и/или приложить Должностную инструкцию одному из работников организации.

Тема 4. Стратегический менеджмент

Цели:

- навык определения слабых и сильных сторон организации;

- умение формулировать стратегию фирмы, используя возможности и ослабляя

угрозы;

- навык оперативного (тактического) планирования;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Для того, чтобы сформулировать действенную стратегию, руководство должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов т поставщиков, позицию государства) и состояние внутренних ресурсов самой организации (динамику рабочей силы, состояние производственных мощностей, финансовое положение) поскольку из взаимодействия этих факторов складывается реальная динамика развития организации.

Стратегия – это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Стратегическое планирование – процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.

Распространенным способом анализа внешней среды и внутреннего состояния организации является SWOT - анализ : S – strengths (сильные стороны)

W – weaknesses (недостатки, слабые стороны)

O – opportunities (возможности)

T – threats (угрозы)

Применяя метод SWOT-анализа, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Методология такого анализа предполагает сначала выявление слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Специалисты предлагают следующий набор характеристик , заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации , а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

· выдающаяся компетентность

· адекватные финансовые ресурсы

· высокая квалификация

· хорошая репутация у покупателей

· известный лидер рынка

· изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации

· возможность получения экономии от роста объема производства

· защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления

· подходящая технология

· преимущества в области издержек

· преимущества в области конкуренции

· наличие инновационных способностей и возможности их реализации

· проверенный временем менеджмент

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

· нет ясных стратегических направлений

· ухудшающаяся конкурентная позиция

· устаревшее оборудование

· недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами

· отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности

· плохое отслеживание процесса выполнения стратегии

· мучение с внутренними производственными проблемами

· уязвимость по отношению к конкурентному давлению

· отставание в области исследований и разработок

· очень узкая производственная линия

· слабое представление о рынке

· конкурентные недостатки

· ниже среднего маркетинговые способности

· неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии

ВОЗМОЖНОСТИ

· выход на новые рынки или сегмент рынка

· расширение производственной линии

· увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах

· добавление сопутствующих продуктов

· вертикальная интеграция

· возможность перейти в группу с лучшей стратегией

· самодовольство среди конкурирующих фирм

· ускорение роста рынка

УГРОЗЫ

· возможность появления новых конкурентов

· рост продаж замещающего продукта

· замедление роста рынка

· неблагоприятная политика правительства

· возрастание конкурентного давления

· затухание делового цикла

· возрастание силы торга у покупателей и поставщиков

· изменение потребностей и вкуса покупателей

· неблагоприятные демографические изменения

Организация может дополнить списки характеристик отражающих конкурентную ситуацию. Менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. После составления списка характеристик, устанавливается связь между ними в виде матрицы SWOT :

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Поле СИВ

Поле СИУ

Слабые стороны

Поле СЛВ

Поле СЛУ

На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые будут учтены при разработке стратегии организации.

Для поля СИВ : разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде

Для поля СЛВ : за счет появившихся возможностей преодолеваются имеющиеся в организации слабости.

Для поля СИУ: предполагается использование силы организации для устранения угрозы.

Для поля СЛУ: вырабатывается стратегия, которая позволила бы избавиться организации от слабости и пытаться предотвратить угрозы.

Вырабатывая стратегии важно помнить, что характеристики организации могут переходить в свою противоположность. Например, неиспользованная возможность может стать угрозой, а удачно предотвращенная угроза может предоставить дополнительные возможности.

Выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и разрабатывается окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы.

Возможны следующие варианты стратегий:

· ограниченный рост

· рост

· сокращение

· различные сочетания этих трех альтернатив

Стратегия ограниченного роста – характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.

Стратегия роста – стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

Стратегия сокращения – стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.

Сочетание различных вариантов стратегий – обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

Стратегия организации реализуется в оперативных (краткосрочных) планах. Это - тактика организации, отражающая краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями. Оперативный план – это подробный и всеохватывающий документ. Составной частью оперативного планирования являются бизнес-план, финансовый план, план закупок, план производства, план по маркетингу и т.п. В завершающем разделе оперативного плана содержится программа реализации плана: конкретные задачи, даты их выполнения, ответственные за реализацию заданий, формы отчетности о выполнении работ, условия для выполнения плана и возможные препятствия.

-Выполнить:

1. Изучите типичные характеристики среды организации

2. Составьте список сильных и слабых сторон, угроз и возможностей для Вашей организации.

3. Составьте матрицу – SWOT .

4. Сформулируйте стратегию Вашей организации.

5. Составьте оперативный план работы какого-либо подразделения Вашей организации на месяц, или год.

Тема 5. Управление конфликтами

-Выполнить 5.1. Прочитайте ситуацию и письменно ответьте на вопросы:

Бригада слесарей-литейщиков (6 человек) всегда держались очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто вместе проводили время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим – с уважением. Когда один из членов бригады, ушел на пенсию, был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окончивший ПТУ. Вначале к нему относились настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим.

Еще месяца через два положение изменилось. Акимову, как молодому работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала.

Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении массу изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался непрошенным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода.

Вопросы к ситуации:

1. О каком конфликте – конструктивном или деструктивном – идет речь?

2. Конфликт какого вида представлен в ситуации?

3. Был ли разрешен данный конфликт?

4. Предложите разрешение конфликта.

Дилемма для ИРИНЫ

-Выполнить 5.2. Прочитайте и письменно ответьте на вопросы.

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде, чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то и не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

1. Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.

2. Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?

3. Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.

4. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.

5. Как Вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?

-Выполнить 5.3. Прочитайте ситуацию и выполните задание.

Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за первый квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

1. Определите природу и тип конфликта (причины, объект, субъект).

2. Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

-Выполнить 5.5. Соберите пословицы и поговорки (5 – 7 шт.), в которых присутствует отношение к конфликту, например: «Худой мир лучше доброй ссоры», «В споре рождается истина».

Тема 6. Психология менеджмента

-Выполнить: Проработайте тест по определению своих «ограничений»

Цели:

- определить (узнать) свои сильные стороны;

- определить свои «ограничения»;

- наметить пути преодоления «ограничений» (при работе с тестом).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА

Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста.

Таблица 1

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

1

2

3

4

5

6

7

8

9

110

111

12

13

14

15

16

17

18

19

20

221

222

23

24

25

26

27

28

29

30

31

332

333

34

35

36

37

38

39

40

41

42

443

444

45

46

47

48

49

50

51

52

53

554

555

56

57

58

59

60

61

62

63

64

665

666

67

68

69

70

71

72

73

74

75

776

777

78

79

80

81

82

83

84

85

86

887

888

89

90

91

92

93

94

95

96

97

998

999

100

101

102

103

104

105

106

107

108

1109

1110

Итого:

Далее вам предложено 110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать у вас.

Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.

Последовательно проработайте весь вопросник; если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы будьте максимально искренними.

1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам

3. Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно

4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие

5. Я способен эффективно решать проблемы

6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их

7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

8. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению

9. Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных

10. Я считаю себя хорошим наставников для подчиненных

11. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их

12. Я забочусь о своем здоровье

13. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе

14. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни

15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития

16. Мой подход к решению проблем систематизирован

17. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах

18. Я обычно успешно воздействую на других людей

19. Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления

20. Мои подчиненные полностью меня поддерживают

21. Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных

22. Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности на работе

23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры

24. Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным.

25. Моя работа и личные цели во многом взаимодополняют друг друга

26. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27. Я регулярно пересматриваю цели моей работы

28. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я

29. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

30. Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, я заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными

32. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных

33. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп

34. Я эффективно распределяю свое время

35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах

36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения

37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту

38. Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко

39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи

40. Я бы описал себя как человека, уверенного в себе

41. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе

42. Мои подчиненные делают все возможное для организации

43. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных

44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах

45. Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь

46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями

47. Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни

48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей

49. Я хорошо составляю планы

50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение находится не сразу

51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими

52. Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей работе

53. Я успешно справляюсь с передачей полномочий

54. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными и стремлюсь к этому

55. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества

56. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе

57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности

58. Для меня важно чувство успеха

59. Я принимаю вызов с удовольствием

60. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи

61. Я уверен в себе

62. Я в общем влияю на поведение окружающих

63. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы

64. Я поощряю эффективно работающих подчиненных

65. Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении консультаций для подчиненных

66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах

67. В интересах своего здоровья я контролирую то, что пью и ем

68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями

69. У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе

70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и действую в соответствии со сделанными выводами

71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем

72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности

73. Мое участие в собраниях обычно удачно

74. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе

75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с подчиненными

76. Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных

77. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива

78. Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным

79. Я изучал влияние моего развития на мои убеждения

80. У меня имеется четкий план личной карьеры

81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо

82. Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению проблем

83. Выработка новых идей не составляет труда для меня

84. Мое слово не расходится с делом

85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения

86. Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных

87. Мои подчиненные развивают необходимые навыки

88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп

89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием

90. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения

91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы

92. «Открытый и легкоприспосабливающийся» - это хорошее описание моего характера

93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем

94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них

95. Я умею слушать других

96. Мне хорошо удается распределить работу между окружающими

97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех. кем я руковожу

98. Я способен давать хорошие советы

99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных

100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами

101. Я сопоставлял свои ценности с ценностями организации в целом

102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь

103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал

104. У меня проблем сейчас не больше и они не более сложны, чем год назад

105. В принципе, я ценю нешаблонное поведение на работе

106. Люди серьезно относятся к моим взглядам

107. Я уверен в эффективности моих методов руководства

108. Мои подчиненные с уважением относятся ко мне как к руководителю

109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой

110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.

Выпишите соответствующие числа из итога таблицы 1 ответов в первый столбец (Ваш результат).

Заполните столбец (см. Таблицу 2) «Ранг», придавая наивысшему результату из первого столбца ранг 1, второму – 2 и т.д.

Заполните столбец (см. Таблицу 2) «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и так далее.

Заполните итоговые таблички (Таблица 3). В табличке «Личные достоинства» содержатся области, в которых вы почти не имеете трудностей; в табличке «Личные ограничения» - области, требующие первоочередного развития.

Таблица 2

Ваш результат

Сильные стороны

Ранг

Обратный ранг

Ограничения

А

Способность управлять собой

Неумение управлять собой

Б

Четкие ценности

Размытость личных ценностей

В

Четкие личные цели

Смутные личные цели

Г

Продолжающееся саморазвитие

Остановленное саморазвитие

Д

Хорошие навыки решения проблем

Недостаточность навыка решать проблемы

Е

Творческий подход

Недостаток творческого подхода

Ж

Умение влиять на окружающих

Неумение влиять на людей

З

Понимание особенностей управленческого труда

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

И

Способность руководить

Недостаток способности руководить

К

Умение обучать

Неумение обучать

Л

Умение наладить групповую работу

Низкая способность формировать коллектив

Сильные стор.

Ограничения

Впишите номера 1, 2, 3 из столбца «Ранг» в графу «Мои сильные стороны», и номера 1, 2, 3 из столбца «Обратный ранг» в графу «Мои ограничения».

Таблица 3

Мои сильные стороны

Мои ограничения

1.

2.

3.

1.

2.

3.

КРАТКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ

1. Неумение управлять собой . Неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни.

2. Размытость личных ценностей . Отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной частной и деловой жизни.

3. Смутные личные цели. Отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

4. Остановленное саморазвитие. Отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.

6. Недостаток творческого подхода . Отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.

7. Неумение влиять на людей. Недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда . Недостаток понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.

9. Слабые навыки руководства. Отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных

10. Неумение обучать. Отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности

11. Низкая способность формировать коллекти в. Неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.

Тема 7. Этика делового общения

Цель:

- навык подготовки материалов к совещанию

- умение составлять необходимые документы

- умение самостоятельно разрешать проблему

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Совещание – совместное обсуждение с кем-либо чего-либо;

заседание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов, действий, мер

Синонимы: пятиминутка, летучка, оперативка, планерка.

Так как в принятии решений задействовано много работников, такой вид управленческой деятельности - наиболее дорогостоящий, т.к. стоимость совещания складывается из заработка всех его участников, заработка всех готовящих его и обслуживающих, затрат на аренду (использование) помещения, оргтехнику и др. накладные расходы.

Поэтому совещание должно быть тщательно подготовлено.

Технология организации и проведения делового совещания

Этапы

Элементы

1.Подготовка

2.Проведение

3. Подведение итогов и принятие решения

4. Контроль за выполнением решения

Определение целесообразности проведения совещания (определяется также тема и цель совещания)

Определение повестки дня

Определение состава участников (кто и какую подготовительную работу должен вести)

Назначение даты и времени совещания

Определение места проведения

Подготовка участников совещания

Продолжительность совещания

Регламент (порядок ведения заседания, правила его ведения)

Протокол

Выводы

Определение тех, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ

Определение формы подведения итогов совещания

Способы выработки решения

Определение лиц, осуществляющих контроль за выполнением решения

ФУНКЦИИ СОВЕЩАНИЙ:

1. Планирование является необходимым элементом управления организацией и создает предпосылки для эффективной работы

2. Четкое распределение обязанностей позволяет конкретизировать роль каждого члена организации в работе, экономит время и способствует эффективной деятельности

3. Получение максимально полной информации обусловливается присутствием на совещаниях широкого круга лиц

4. Принятие решений проводится с помощью голосования или полного соглашения всех участников

5. Непременный обмен опытом между представителями руководящего состава и подчиненными

6. Обсуждение текущего производственного процесса, когда оценивается состояние дел на текущий момент, идет поиск путей решения возникших проблем

7. Реагирование на претензии, обсуждение жалоб клиентов и потребителей, нахождение способов удовлетворения претензий и возможностей их не повторения

8. Согласование действий, когда они подчиняются одной цели – повышению результативности труда (согласовывается работа представителей всех звеньев)

ТИПЫ СОВЕЩАНИЙ

1. Планерка. Цель – составление планов текущей работы. Планирование обычно отнимает слишком много времени, поэтому этот тип совещания очень эффективен тем, что встречи проводятся небольшими рабочими группами. Проводятся планерки регулярно, в определенный день недели, либо ежедневно, в начале или середине дня. Планерки носят менее формальный характер, что представляет возможность для общения и участия рядовых сотрудников в управлении организации.

2. Деловое совещание . Цель – принятие решений. Характеризуется четким соблюдением формальных процедур, ролей, правил. На этих встречах происходит обмен информации, обсуждение и принятие какого-либо решения по поставленной проблеме.

3. Инструктаж . Цель – передача информации сотрудникам о характере и цели работы, предупреждение об ответственности. На этих совещаниях не принято обсуждение вопросов – решения уже приняты вышестоящими инстанциями. От руководителей требуется лишь проинструктировать людей, ответить на вопросы и проверить, правильно ли понята всеми участниками совещания их роль.

4. Производственные совещания проводятся с целью коллективного обсуждения проблем, На таких встречах подводятся итоги проделанной работы, обсуждаются ситуации, возникшие в той или иной рабочей группе. Характеризуются ненормируемыми временными рамками и непринужденностью обстановки. Обычно на них не приглашаются посторонние.

5. Консультации собираются на производстве с целью выяснения дополнительной точки зрения и получения информации от специалистов по какому-либо вопросу. На эти встречи приглашаются клиенты, сотрудники, представители общественных организаций – все, кто может дать нужную информацию. Важно создать атмосферу доверия и непринужденности, способствующую раскрепощению людей и возникновению у них чувства сопричастности к процветанию организации.

Основные ошибки при организации совещаний

1. Отсутствует главная тема совещания

2. При наличии нескольких тем совещания нет обеспечения их точного разграничения и соответствующего аналитического обсуждения

3. Участникам предварительно не разъяснена суть обсуждаемой проблемы

4. В повестку дня включены вопросы разного объема и разнообразного содержания, поэтому есть угроза, что совещание может превратиться в обсуждение или в ссору между отдельными участниками или группами; увеличивается число пассивных участников

5. На совещании обсуждаются проблемы и вопросы, которые можно решить в рабочем порядке

6. Не удается придерживаться повестки дня. Участники отступают от нее и рассматривают стихийно возникшие побочные темы или какую-либо проблему, которая существует на данном предприятии постоянно.

Основные ошибки при проведении совещания

1. Не регламентируется его продолжительность

2. Не соблюдается установленная продолжительность

3. Слишком большая продолжительность

4. Не делаются перерывы

5. Не ограничивается время на доклады и выступления

6. Участники не умеют кратко и ясно излагать свои мысли

Основные ошибки при определении места проведения совещания

1. Слишком много совещаний проводится в кабинете руководителя

2. В ходе совещания ведутся телефонные разговоры и даже принимаются посетители

3. Помещение для совещания плохо оборудовано и недостаточно освещено

ПРОТОКОЛ

ПРОТОКОЛ – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений

на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных

органов;

документ с записью всего происходящего на заседании, собрании.

Ведется, как правило, во время заседания. Может записываться на диктофон или

стенографироваться, а протокол будет составляться после расшифровки записи.

Ведет записи секретарь или специально назначенное лицо.

Формуляр протокола (совокупность реквизитов):

· Наименование организации

· Название вида документа (протокол)

· Дата заседания

· Регистрационный номер документа

· Место проведения заседания (населенный пункт)

· Заголовок к тексту (с указанием коллегиального органа и вида заседания, отвечает на вопрос «чего?»)

· Текст (см. ниже)

· Подписи (председателя и секретаря заседания)

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА

Тольяттинский

политехнический колледж

ПРОТОКОЛ

06.04.2004 № 32

г.Тольятти

Заседания отделения финансово-

экономических специальностей

Председатель - И.И.Петрова

Секретарь - А.А.Колунова

Присутствовали – (перечисляются фамилии членов отделения в алфавитном порядке без

указания должностей)

Повестка дня:

1. О работе отделения в первом семестре 2003-2004 учебного года.

Доклад зав.отделением В.В.Семеновой

2. Об итогах аттестации работников отделения.

Доклад методиста А.П.Еремина.

1. СЛУШАЛИ:

В.В.Семенову – текст доклада прилагается.

ВЫСТУПИЛИ:

Р.О. Мальцев – напомнил о проведении олимпиады по бухгалтерскому учету и написании статьи в журнал «Бухгалтерский учет»

ПОСТАНОВИЛИ:

1.1. Признать работу отделения финансово-экономических специальностей удовлетворительной.

1.2. Одобрить начинания преподавателей по бухгалтерскому учету и предложить другим преподавателям писать статья в периодические издания.

2. СЛУШАЛИ:

А.П.Еремина – огласил решение аттестационной комиссии о присвоении А.А.Романовой и П.Д.Сидоровой высшей квалификационной категории.

ВЫСТУПИЛИ:

П.Д.Романова поблагодарила коллег за оказанную помощь и поддержку в процессе подготовки аттестационных материалов.

ПОСТАНОВИЛИ:

2.1. Рекомендовать пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в следующем году новым преподавателям отделения.

Председатель И.И.Петрова

Секретарь А.А.Колунова

- Выполнить 7.1: Вам ваш руководитель поручил организовать и провести совещание по результатам работы организации или подразделения, в котором Вы работаете. Разработайте технологию проведения делового совещания.

- Выполнить 7.2: Составьте протокол совещания по выбранной Вами теме.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ЧАСТЬ 2

- Выполнить:

1. Ознакомиться с содержанием учебной дисциплины (п.2) и выбрать тему модуля (согласовать с преподавателем).

2. Изучить литературу по теме модуля (п.6).

3. Ключевые моменты, иллюстрации, схемы и т.п. по теме модуля представить в виде презентации, используя программу Microsoft Office Power Point . Презентация должна состоять из 15 слайдов, в том числе Титульный лист (с указанием темы и автора) и Перечень использованных источников.

При работе над материалом рекомендуется использовать методические указания «Использование мультимедийной технологии INTEL в учебном процессе».

5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

После изучения материалов дисциплины и выполнения заданий контрольной работы, необходимо подготовиться к выполнению зачетного задания.

Зачетное задание заключается в контроле знаний в форме компьютерного тестирования.

Вам предлагается проработать тестовые задания:

Тема «Внутренняя и внешняя среда организации»

ВАРИАНТ 1.

В ЗАДАНИЯХ № 1 - 7 ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Общими чертами организаций являются:

1. ресурсы, вертикальное разделение труда, горизонтальное разделение труда, зависимость от внешней среды

2. взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность

3. все перечисленное

4. нет правильного ответа

ЗАДАНИЕ 2. Основными обязанностями менеджера являются:

1. вести учет и порядок на складе готовой продукции

2. вести учет материальных ценностей и финансовых ресурсов предприятия

3. работа с другими людьми и действия через других людей, создание условий к развитию и обучению

ЗАДАНИЕ 3. Цель – это:

1. желаемое состояние будущего, достичь которого пытается организация

2. процесс развития организации на долгосрочную перспективу

3. картина жизненной ситуации человека, содержание которой имеет для него положительный смысл и, следовательно, мотивирует его к инициативному действию

ЗАДАНИЕ 4. Под структурой управления организацией понимается:

1. упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих их развитие и функционирование

2. действия менеджеров различных уровней

3. взаимодействие руководителей и подчиненных

ЗАДАНИЕ 5. К институциональному уровню управления не относится:

1. генеральный директор 2. главный врач

3. главный специалист 4. ректор

ЗАДАНИЕ 6. К микросреде предприятия не относятся:

1. средства массовой информации

2. население всей страны

3. торговые организации

4. все ответы верны

ЗАДАНИЕ 7. К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся:

1. Экономика

2. Торговые посредники

3. Конкуренты

4. Право

ЗАДАНИЕ 8. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ: Среда организации:

1.внешняя прямого воздействия А. научно-технический прогресс

2. внешняя косвенного воздействия Б. цели, задачи

3. внутренняя В. конкуренты, потребители

ЗАДАНИЕ 9. ДОПОЛНИТЬ: Логическое взаимодействие уровней управления и функциональных областей, построенных таким образом, чтобы эффективнее достигать целей организации, называется ______.

ЗАДАНИЕ 10. УКАЖИТЕ ЛИШНИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

1. Политика 2. Научно-технический прогресс

3. Технология 4.Экономика

ВАРИАНТ 2.

В ЗАДАНИЯХ № 1 – 6 ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:

ЗАДАНИЕ 1. Управление – это:

1. планирование с обратной связью

2. набор принципов и инициатив, который позволяет достичь цели с наименьшими потерями или предопределить цель, если она оказалась ложной или достижимой

3. воздействие на людей, поощряющее их направлять свое мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты

ЗАДАНИЕ 2. К техническому уровню управления не относится:

1. мастер участка 2. секретарь-референт

3. бригадир каменщиков 4. заведующий отделом

ЗАДАНИЕ 3. К факторам внешней прямого воздействия относятся :

1. Социо-культурные факторы 2.Правительство

3.Акционеры 4.Конкуренты

ЗАДАНИЕ 4. Внешняя среда имеет характеристики:

1. Ресурсы, вертикальное разделение труда, горизонтальное разделение труда, зависимость от внешней среды

2. Взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность

3. Все перечисленное

4. Ничего из перечисленного

ЗАДАНИЕ 5. Основными внутренними переменными являются:

1.Потребители, конкуренты, поставщики, право

2.Цели, задачи, технологии, структура, персонал

3.Технический прогресс, законодательство, цели

4.Все перечисленное

ЗАДАНИЕ 6. Отметьте высказывания, которые справедливы в отношении целей:

1. источник мотивации и вовлеченности

2. основа для принятия решений

3. позволяет определить стандарты деятельности

4. справедливы все три высказывания

ЗАДАНИЕ 7. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

1. топ-менеджер

2. бренд-менеджер

3.менеджер по продажам

4. менеджер ТПК-практикант

ЗАДАНИЕ 8. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:

Уровни управления Занимаемая должность:

1. институциональный А. бригадир, мастер участка,

старшая медсестра

2. управленческий Б. ректор, президент,

директор

3. технический В. начальник планового отдела, заведующий канцелярией

ЗАДАНИЕ 9. ДОПОЛНИТЬ:Совокупность людей, объединенных для достижения общих целей на основе принципа разделения труда и других правил, называется ____.

ЗАДАНИЕ 10. ДОПОЛНИТЬ:Средство преобразование сырья и материалов в искомый продукт, называется ________ .

Тема «Функции менеджмента»

ВАРИАНТ 1.

В ЗАДАНИЯХ № 1 – 10 ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Абрахам Маслоу является разработчиком теории:

1. теории управления «Х» и «У»;

2. иерархии потребностей человека

3. систему материальных стимулов

ЗАДАНИЕ 2. Назовите базисные потребности, выделенные А. Маслоу:

1. физиологические, безопасности, социальные, уважения, самовыражения

  1. мотивации и гигиенические 3. власть, причастность, успех

ЗАДАНИЕ 3. Дополнительные льготы работникам, согласно теории Ф.Герцберга, - это :

1. гигиенические факторы

2. мотивирующие факторы

3. оба ответа правильны

ЗАДАНИЕ 4. Возможность карьерного роста, по мнению Ф.Герцберга – это:

1. мотивирующие факторы

2. гигиенические факторы

3. нет правильного ответа

ЗАДАНИЕ 5. Потребность – это:

1. количество денег, которое потребитель может использовать для удовлетворения своих нужд

2. нужда, воплощенная в какую-то конкретную форму

3. товар, способный удовлетворить нужду потребителя

ЗАДАНИЕ 6. К общим функциям управления относятся :

1. мотивация, активизация, контроль, учет

2. планирование, мотивация, прогнозирование, организация

3. планирование, организация, мотивация, контроль

ЗАДАНИЕ 7. К видам контроля относится :

1. Полный, сплошной, выборочный

2. Предварительный, текущий, заключительный

3. регулярный, эффективный, правомерный

ЗАДАНИЕ 8. Функция мотивация позволяет :

1. оценить достигнутые результаты

2. выбрать систему стимулирования работников

3. согласовать действия между всеми участниками производства

ЗАДАНИЕ 9. Сутью содержательных теорий мотивации является:
1. определение соотношения внутреннего и внешнего вознаграждения и активных потребностей работников

2. определение потребностей работников и факторов, влияющих на поведение работников в процессе работы

3. побуждение себя и других к деятельности для достижения целей

ЗАДАНИЕ 10. Исследователями процессуальных теорий мотивации являются:

1. Портер, Лоулер

2. М.Фоллет, Э.Мейо

3. А.Маслоу, Мак Клелланд

ВАРИАНТ 2.

В ЗАДАНИЯХ № 1 – 10 УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Планирование как функция управления представляет собой:

1. составление прогнозов на будущее, показывающих возможное направление развития

2. процесс изучения различных путей и методов совершенствования организации

3. экономия ресурсов и инвестирование их в развитие производства

ЗАДАНИЕ 2. Делегирование полномочий позволяет:

1. потерять инициативность, увеличить неуверенность подчиненных

2. излишне тратить время, т.к. работники не справляются с управленческими обязанностями

3. осуществить обратную связь, обеспечить эффективные механизмы и методы контроля

ЗАДАНИЕ 3. Организация как функция управления заключается в:

1. выработке целей производства

2. определении методов и средств достижения целей

3.обеспечении информацией о состоянии управляемого объекта

ЗАДАНИЕ 4. Принципами мотивации являются:

1.активное общение с подчиненными

2.разделение труда между работниками организации

3. чувство достижения результата, самоуважение, дружба на работе

ЗАДАНИЕ 5. В основе теории мотивации лежат понятия :

1. потребность и вознаграждение

2.потребность в активизации работника

3.вознаграждение внутреннее и внешнее

ЗАДАНИЕ 6. Контролирующий орган должен соблюдать нормы контроля :

1.этические, правовые, производственные

2. системность, частота проверок

3.правильность, точность, регулярность

ЗАДАНИЕ 7. Чтобы удовлетворить потребность в уважении, необходимо работникам предлагать:

1.работу с общением, проводить с их участием собрания, не разрушать неформальные группы

2.более содержательную работу, привлекать к принятию решений, повышать квалификацию подчиненных

3.создать условия для его развития и реализации творческих способностей

ЗАДАНИЕ 8. Исследователями содержательных теорий мотивации являются:

1.Портер, Лоулер

2. А.Маслоу, Э.Мейо

3. Мак Клелланд, Ф.Герцберг

ЗАДАНИЕ 9. Функции управления – это:

1. определенный вид деятельности по управлению предприятием

2. основополагающие идеи и правила поведения руководителей

3. способы и средства достижения целей

ЗАДАНИЕ 10. Теория мотивации Ф.Герцберга основывается на потребностях:

1.гигиенических факторах и факторах мотивации;

2. власть, причастность, успех

3.физиологических, безопасности, социальных, уважения, самовыражения

Тема «Основы теории принятия управленческих решений»

ВАРИАНТ 1.

В ЗАДАНИЯХ №№ 1 – 10 ВЫБЕРИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, возникающих в объекте управления, называется:

1. методом управления 2. управленческим решением 3. принципом управления

ЗАДАНИЕ 2. Получение кредита в банке, договорные отношения с партнерами, открытие новой точки реализации продукта, все это решения:

1. для воздействия на внутреннюю среду организации

2. для воздействия на внешнюю среду организации

3. все перечисленное

ЗАДАНИЕ 3. Решение об открытии еще одного филиала фирмы, является:

1. стандартным 2. нестандартным 3. все перечисленное

ЗАДАНИЕ 4. Стратегические, тактические, оперативные управленческие решения, это их классификация по признаку:

1. количество целей 2. уровню иерархии

3. по субъекту принятия 4. по длительности действия

ЗАДАНИЕ 5. Возможность возникновения конфликтов, продолжительность процесса принятия решения – все это недостатки:

1. индивидуального способа принятия решений

2. группового способа принятия решений

3. все перечисленное

ЗАДАНИЕ 6. Характеристика проблемы, генерация идей в атмосфере раскованности, выбор наиболее рациональных идей, все это стадии метода принятия решения:

1. Дельфы 2. мозговая атака 3. индивидуального 4. нет правильного ответа

ЗАДАНИЕ 7. Единство руководства, быстрота в принятии решения – это преимущества метода принятия решения:

1. коллективного 2. индивидуального 3. группового

ЗАДАНИЕ 8. Процесс обмена информацией между двумя или более людьми, называется:

1. коммуникационным 2. управленческим 3. принятия решения

ЗАДАНИЕ 9. Основные задачи, которые можно решить с помощью делового совещания :

1. интеграция мероприятий всех отделов, коллективное решение всех проблем

2. обратить внимание на темы беседы

3. предотвратить угрозу конфликта

4. проявить индивидуализм

ЗАДАНИЕ 10. Доведение мастером до рабочих дневного задания, является решением :

1. стандартным

2. нестандартным

3. ответы 1 и 2 верны

ВАРИАНТ 2.

В ЗАДАНИЯХ №№ 1 – 10 ВЫБЕРИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Достоинством коллегиального способа принятия решений не является :

1. выслушивание мнения каждого участника

2. коллективная ответственность за результат

3. возможность возникновения конфликта

4. возможность высказаться каждому желающему участнику обсуждения проблемы

ЗАДАНИЕ 2. Начальник направляет подчиненного на учебный семинар по специализации подчиненного. Это решение начальника является:

1. стандартным

2. нестандартным

3. ответы 1 и 2 верны

4. оба ответа неверны

ЗАДАНИЕ 3. Анализ ситуации и выбор решения, постановка задачи исполнителям, контроль за исполнением задания, - все это называется :

1. этапами процесса принятия решений

2. методами принятия решений

3. моделью принятия решения

ЗАДАНИЕ 4. Заведующий лабораторией принимает специалиста в штат сотрудников. Это решение руководителя называют:

1. стандартным 2. нестандартным

3. ответы 1 и 2 верны 4. ответы 1 и 2 неверны

ЗАДАНИЕ 5. Быстрота в принятии решения, четкая ответственность и контроль, - все это преимущества:

1. индивидуального метода принятия решений

2. коллективного метода принятия решений

3. коллегиального метода принятия решений

ЗАДАНИЕ 6. Перераспределение обязанностей и установление новых связей лежит в основе:

1. информационного решения

2. организационного решения

3. оперативного решения

ЗАДАНИЕ 7. Управленческие решения, которые принимаются неформальным способом, без строгих правил, называются:

1. организационными

2. эвристическими

3. алгоритмическими

4. автоматическими

ЗАДАНИЕ 8. Возможность возникновения конфликта, продолжительность во времени, отсутствие на рабочем месте – все это недостатки метода принятия решения:

1. коллективного 2. индивидуального

3. ответы 1 и 2 верны 4. нет правильного ответа

ЗАДАНИЕ 9. Сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и желаемым состоянием субъекта управления, называют :

1. деятельностью руководителя 2. функцией менеджмента

3. принятием решения 4. методом управления

ЗАДАНИЕ 10. Преимуществами индивидуального способа принятия решений не является:

1. быстрое принятие решения

2. отсутствие конфликта

3. возможность допущения ошибки из-за отсутствия нужной информации

4. четкая ответственность за исполнение решения

Тема «Психология менеджмента»

ВАРИАНТ 1

В ЗАДАНИЯХ №№ 1 – 6 ВЫБЕРИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Возможность оказывать определенное влияние, воздействие на поведение людей с помощью права распоряжаться, называется :

1. баланс власти

2. авторитет

3. власть

4. стиль руководства

ЗАДАНИЕ 2. Ситуация, когда уровень влияния руководителя на подчиненного равен степени зависимости подчиненного от руководителя, называют:

1. властью

2. влиянием

3. балансом власти

4. авторитетом

ЗАДАНИЕ 3. Совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным, называется:

1. авторитетом

2. властью

3. стилем руководства

4. все перечисленное

ЗАДАНИЕ 4. Когда подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности, это форма власти:

1. законной

2. экспертной

3. основанной на вознаграждении

4. основанной на принуждении

ЗАДАНИЕ 5. Когда работник выполняет задания руководителя потому что так принято, сложилось исторически, это форма власти:

1. законной

2. экспертной

3. основанной на принуждении

4. основанной на вознаграждении

ЗАДАНИЕ 6. Важными качествами, присущими истинному лидеру, являются :

1. проницательность и упорство

2. энтузиазм и прямота

3. цельность и самопознание

4. все перечисленное

ЗАДАНИЕ 7. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ :

1. подражание

2. приказ

3. убеждение

4. подкуп

ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ :

1. «заражение» 2. просьба

3. внушение 4. приказ

ЗАДАНИЕ 2. ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

1. просьба 2. убеждение

3. внушение 4. увольнение

ЗАДАНИЕ 3. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ :

1. Влияние а) умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей

2. Управление б) способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей фирмы

3. Делегирование в) поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других

4. Руководство г) передача задач и полномочий лицу, принимающему на себя ответственность за их выполнение

В ЗАДАНИЯХ №№ 4 – 7 ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ЗАДАНИЕ 4. Когда подчиненный убежден, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо потребности; когда влияние происходит через страх, это форма власти:

1. законной

2. экспертной

3. основанной на принуждении

4. основанной на вознаграждении

ЗАДАНИЕ 5. Основными формами власти не являются:

1. власть, основанная на вознаграждении

2. власть примера

3. законная власть

4. власть по необходимости

ЗАДАНИЕ 6. К основным методам преодоления сопротивления персонала фирмы изменениям нельзя отнести:

1. открытое обсуждение идей о необходимости перемен

2. привлечение подчиненных к принятию решений

3. материальное и моральное стимулирование

4. создание ситуации неопределенности

ЗАДАНИЕ 7. Выберите основные обязанности менеджера :

1. вести учет и порядок на складе готовой продукции

2. вести учет материальных ценностей и финансовых ресурсов предприятия

3. работа с другими людьми и действия через других людей, создание условий к развитию и обучению.

Тема «Управление конфликтами»

ВАРИАНТ 1

В ЗАДАНИЯХ №№ 1 – 9 ВЫБЕРИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ 1. Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями, является:

1. стрессом 2. конфликтом

3. управленческим решением

4.методом решения управленческих проблем

ЗАДАНИЕ 2. Объект конфликта, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, инцидент, все это: