Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

«Социальная ориентация в разных национальных моделях экономики»

 

             

«Социальная ориентация в разных национальных моделях экономики»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. Ломоносова

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Политической экономии

Тема: «Социальная ориентация в разных национальных моделях экономики»

Москва 2009

Содержание.

I. Введение. Возникновение и развитие понятия «социальное государство» …………… 1

II. Социальные государства в национальных моделях экономики ………………………… 2

1. Социальные государства с либеральной моделью развития экономики …………….. 3

2.Социальные государства с консервативной моделью экономики……………………… 4

3. Социальные государства с социал-демократической моделью экономики .................... 5

III. Развитие социального государства в России ……………………………………………. 6

IV. Заключение……………………………………………………………………………….. 7

V . Список литературы….…………………………………………………………………… 8

I. Возникновение и развитие понятия «социальное государство».

Основные потребности людей удовлетворяются через экономические функции государства. Регулируя экономическую жизнь общества, государство обеспечивает реальный уровень жизни людей, выполняя при этом социальную функцию. Социальная политика государства затрагивает науку, экологию, образование, здравоохранение, культуру, спорт, условия жизни, удовлетворение потребности в работе, жилье, безопасность государства. Социальные функции государства направлены на социальную защиту населения, борьбу с безработицей, социальное страхование, повышение уровня личного потребления, выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства.

Понятие «социальное государство» было введено в 1850 г. Лоренцом фон Штайном. Cоциальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».[1] В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие «социальное правовое государство», в котором социальные права граждан гарантируются государством. Понятия равенства, справедливости, прав и обязанностей личности и общества получили законодательное закрепление. В середине 40-х годов по 60-е годы ХХ столетия государство стало выполнять новые социальные функции – функции социальных услуг: обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, государственные программы поддержки жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов. В 1949 г. впервые в конституции ФРГ было записано, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным правовым федеративным государством» ( Sozialer Rechtsstaat ). С конца 50-х годов ХХ в. социальные государства поставили перед собой задачу обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества. Перед государством встала задача формирования социального государства всеобщего благоденствия. Еще в 1942 году В. Беверидж в докладе парламенту Великобритании «Полная занятость в свободном обществе»[2] изложил основные принципы «государства благосостояния» - «welfare state». Идея государства всеобщего благоденствия была сформирована на базе резкого повышения уровня жизни в развитых странах и механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

II. Социальные государства в национальных моделях экономики .

Опираясь на политическую природу государства, национальные экономики по социальному уровню развития можно подразделить на либеральные, консервативные и социал-демократические3 . В данной классификации «либеральное социальное государство обеспечивает равные социальные шансы гражданам (соответствует «позитивному государству социальной защиты») и исходит из остаточного принципа финансирования малообеспеченных, стимулируя активный поиск ими работы. Консервативное социальное государство исходит из необходимости обеспечить равновесие патерналистских мер власти с адресными программами социальной поддержки различных профессиональных и имущественных групп и слоев». «Оно ориентируется на приоритетное социальное обеспечение семьи, а не отдельного индивида. Социал-демократическое социальное государство постулирует равные социальные права граждан и обеспечивает их одинаковыми социальными условиями и льготами. Здесь обеспечивается действительное равенство социальных условий»4 .

Социальный уровень развития стран с развитой капиталистической экономикой значительно выше, чем развивающихся стран. Социальные программы государств формируются на разных уровнях в зависимости от сложившейся экономической модели, дифференциации первичных доходов и перераспределения доходов. В социально ориентированной экономике государство за счет налогов перераспределяет доходы, создавая необходимые жизненные условия для инвалидов, многодетных семей, бездомных, безработных и малообеспеченных граждан.

Для слаборазвитых государств характерен наиболее высокий уровень дифференциации доходов. 40-60% населения этих стран находится ниже уровня абсолютной нищеты, их доходы составляют менее 1 доллара на человека в день. Наиболее богатая прослойка населения этих стран имеет доходы, которые можно сопоставить с доходами обеспеченных граждан в развитых странах. В странах с промежуточной моделью экономики доля населения, живущая за чертой бедности ниже, чем в слаборазвитых странах. В странах с развитой экономикой наблюдается самый низкий уровень дифференциации доходов населения. В этих странах богатый класс составляет 10-15%, средний класс - 70-80%, а бедный класс - 1,5-20%. В странах с развитой экономикой работают три системы государственного обеспечения населения : социальное страхование, государственное вспомоществование и система универсального обеспечения.

1. Социальные государства с либеральной моделью развития экономики.

К странам с либеральной моделью развития экономики относятся Великобритания, США, Япония, Ирландия, Австралия. Уровень дифференциации доходов населения в этих странах более высокий, по сравнению с другими высокоразвитыми странами. Например, в США в 1979 году доход высшего менеджера превышал доход среднего промышленного рабочего в 29 раз. В 1988 году доход менеджера по сравнению с доходом фабричного рабочего увеличился в 93 раза. Прямая социальная помощь в этих странах оказывается лишь наиболее нуждающимся слоям населения. Если в среднем по развитым странам доля социальных трансфертов в ВВП составляла в 1995 г. 10%, в США - всего 7%. В США средняя часовая зарплата составляет 17,5 евро, а в странах ЕС - 22,3 евро. Рынок труда для этих стран характеризуется невысокой концентрацией рабочих в профсоюзах, а государственная политика нередко имеет выраженный антипрофсоюзный характер. Государственные системы социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, за исключением школьного, в этих странах только дополняют частные социальные услуги и поэтому не являются основополагающими.

Среди стран с либеральной моделью развития экономики выделяются американская и «азиатская» - японская разновидности. Социальная ориентация японской либеральной модели развитой рыночной экономики отличается рядом специфических черт, которые определяются историческими и культурными особенности японского общества и выходят за рамки стандартной либеральной экономики. Социальная политика Японии опирается: 1) на систему многостороннего согласования решений в управленческой иерархии, 2) на систему «пожизненного найма», которая обеспечивает устойчиво низкий уровень безработицы и охватывает до 1/5 рабочей силы страны; 3) на систему внутренней ротации кадров в фирме, 4) на традицию взаимных обязательств руководства фирмы и наемных работников, 5) на традицию почтения к государству, 6) на систему формальных и неформальных консультаций представителей бизнеса и государства, 7) на значительную роль землячеств и союзов. Проводя целенаправленную социальную политику для населения, Япония смогла занять первое место в мире по индексу человеческого развития. Этот индекс для Японии составляет 0,976 (1993 г.) и характеризует показатель валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Либеральная американская модель основана на системе поощрения предпринимательской активности наиболее активной части населения. Социальная политика государства направлена на снижение уровня финансирования социальных правительственных программ, снижая уровень иждивенчества граждан и активизируя их к деловой активности. В этой стране работающий человек должен сам зарабатывать и решить свои социальные проблемы: жилищные, медицинские, образовательные, не прибегая к помощи государства. Малообеспеченные группы населения имеют приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий. В США проблема выравнивания доходов не ставится.

2.Социальные государства с консервативной моделью экономики.

К странам с консервативной моделью развития рыночной экономики относятся Германия, Греция, Италия, и Франции. В рамках этой модели социальная поддержка населения и государственное регулирование экономикой рассматриваются как составные части экономической политики государства. Социальные функции государства не являются вынужденными, как в либеральной модели, а выступают как равноценные рынку. «В основе консервативной социальной политики лежит идея партнерства между государством, общественными и благотворительными организациями»5 .

В своей социальной политике государства с консервативной моделью развития рыночной экономики опираются не только на перераспределение доходов, но и на использование регуляторов, которые не требуют вмешательства государства в перераспределение доходов. Некоторые социальные гарантии в этих странах распространяются на значительную часть населения. Размеры государственного сектора, который оказывает основные социальные услуги по здравоохранению и образованию, более значительны, чем в странах с либеральной моделью развития экономики. Например, в Германии практически все университеты являются государственными. Доля расходов в процентах от ВВП в этих странах на образование составляет более 5,0%, на здравоохранение не ниже 6% (Франция — 7,1%, Германия - 8,3%).

Среди стран с консервативной моделью развития рыночной экономики выделяется Германия. Социальная и экономическая политика Германии направлена на соединение конкуренции, частной инициативы с социальным прогрессом, который обеспечивается высокой производительностью в экономики. Социальная политика государства направлена на поиск компромиссов между группами, которые имеют противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ. Социальное равенство граждан: равенство прав, одинаковые стартовые возможности, правовая защита находят свое воплощение в немецком гражданском обществе.

3. Социальные государства с социал-демократической моделью экономики.

Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Норвегия относятся к странам с социал-демократической моделью развития рыночной экономики. Широкомасштабная социальная политика этих стран направлена на социальную помощь наиболее уязвимым слоям населения, на распространение социальных гарантий на большую часть населения, на эффективное использование социальных механизмов регулирования экономических отношений, на перераспределение основной части национального ВВП государством. В этих странах государство имеет большие возможности по регулированию экономикой, чем в других моделях. Социальная политика в странах с социал-демократической моделью развитой рыночной экономики обеспечивает широкий круг социальных гарантий своим гражданам. К ним относятся: минимальные жизненные стандарты, бесплатное школьное, субсидируемое и кредитуемое высшее образование, медицинская страховка, государственное пенсионное обеспечение, социальные пособия, программы переподготовки кадров и создания рабочих мест. В регулировании экономических процессов совместно с государством активную роль играют объединения, представляющие интересы разных социальных групп: объединения предпринимателей, профсоюзы, органы местного самоуправления, организации потребителей, ассоциации кооперативных предприятий, различного рода общества.

Среди стран с социал-демократической моделью развития рыночной экономики выделяется Швеция. Основу шведской экономической модели составляет концепция « функционального социализма». «Функциональный социализм» предполагает использование государством функций перераспределения национального дохода согласно приоритету общественных нужд с целью достижения большей социальной справедливости. В Швеции профсоюзы, объединения предпринимателей и представители государства задают уровень заработной платы, определяют условия работы, найма и освобождения персонала, направление инвестирования. В рамках « функционального социализма» не исключается и полный выкуп предприятия за счет рабочих, профсоюзных фондов. Государство выплачивает шведским наемным работникам пособия по безработице и разрабатывает программы переобучения трудоспособного населения. В Швеции фактическая продолжительность рабочей недели составляет 36 часов, а длительность оплачиваемого отпуска – 37 дней.

III. Развитие социального государства в России.

Социально-экономические преобразования, проводимые в России после 1991г., привели к радикальным переменам в экономике, политике, социальной структуре общества. Социальная политика российского государства в это время была направлена на смягчение отрицательных последствий инфляции и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В стране были созданы механизмы защиты доходов пенсионеров, работников бюджетной сферы. Оказывалась социальная поддержка семьям с детьми, инвалидам, безработным. В стране создавалась правовая защита социальных гарантий населения: были приняты законы о занятости населения, о коллективных договорах и соглашениях, об основах охраны труда, об основах обязательного социального страхования.

Глубокий финансовый и экономический кризис показал на серьезные недостатки в социальной политике государства, проводимой на первых этапах реформирования экономики. Новый этап социальных реформ в стране начался в 2003-2005 г.г. и затрагивал изменение полномочий и ответственности между уровнями власти, изменение структуры социальной политики государства. На всей территории страны отменялись единые социальные гарантии и льготы в натуральной форме, которые заменялись на фиксированные ежемесячные выплаты. Упорядочивался перечень категорий льготников и список льгот, социальная ответственность перекладывалась на местный уровень управления и субъекты федерации.

Социальная политика государства, реализуемая с 2005 г., характеризуется значительным увеличением социального бюджета и не касается структурной модернизации социальной сферы. В стране была начата начала реализации четырех социальных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и строительства жилья. Выбор данных приоритетов является важным этапом строительства социального государства в Российской Федерации.

Формально Российская Федерация сохранила все признаки социального государства социальных услуг, но эффективность проводимой социальной политики значительно снизилась. Россия в отличие от Советского Союза стала формальным социальным государством. По социальным характеристикам Россия вернулась в первую половину 20-х годов ХХ в.

Заключение.

В разных странах сложились различные модели социальных государств.

В зависимост полнения и от выгосударством социальных функций можно выделить следующие этапы развития государства. Период стихийной благотворительности возникает со времени формирования семейно-родовых общин и длится до конца средних веков. Он характеризуется социальной деятельностью государства и отдельных гражданских лиц, которая заключалась в раздаче милостыни; в строительстве и содержании странноприимных домов, больниц при монастырях; в помощи вдовам. Второй этап социальной деятельности государства связан с дальнейшим развитием общественной благотворительности, и с развитием административных методов борьбы с нищетой. В Европе в этот период были приняты законы против бедствующих социальных групп населения: бродяг, нищих, осиротевших и больных. Создаются прядильные и работные дома, карантины, в которые направляют нищее население насильно. С 1531 года в Англии могли просить милостыню только калеки и старики. С 1536 г. Нищих могли привлечь к суду за бродяжничество и нищету. Такие же законы были приняты во Франции и Германии. Социальная деятельность государств в этот период осуществлялась министерствами внутренних дел и полиции. Третий этап развития социальных функций государства характеризуется развитием общественного призрения. Он продолжался со второй половины XVIII века до 70-ых годов XIX века. В этот период у государства появляются свои социальные функции. Социальная политика государства направлена на все общество. Например, после Французской революции выходят декреты: о помощи беженцам из Канады; о компенсациях гражданам, пострадавшим от вражеского вторжения; о помощи родственникам жертв событий на Марсовом поле. Четвертый этап развития социальных функций государства начинается во второй половине XIX века. Он характеризуется переходом социальных функций общества к государству. Социальные функции государства стали доминирующими, их количество постоянно увеличивается и они оказывают существенное влияние на правовые, властные и экономические характеристики государства.

В развитии самого социального государства выделяют следующие периоды его становления: социалистический (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.); правового социального государства (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов); государство социальных услуг (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.); государство всеобщего благоденствия (с конца 50-х годов до середины 80-х); деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия (с начала 80-х годов по середину 90-х); либеральное социальное государство(с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время).

Литература.

1 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Введение. К методологии сравнительного анализа экономических систем.

2. Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления. //Человек и труд, 2002, № 10.

3. Торлопов В.А. Основные модели социального государства. – Вж.: Человек и труд, № 6, 1998


[1] Stein L. von. Gegemwart und Zukunf der Rechts – und staatswissenschaften Deutschlands. Stuttgart, 1876.

[2] Beveridge W. Full Employment in Free Society. – London, Allen & Unwin, 1944.

3 Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления. //Человек и труд, 2002, № 10.

4 Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.

5