Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические по написанию курсовой работы для студентов II курса факультета Евразии и Востока

 

             

Указания методические по написанию курсовой работы для студентов II курса факультета Евразии и Востока

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра политологии и регионоведения

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

Евразии и Востока

Г.В. Сачко

«____» ____________ 2010г.

Методические указания

по написанию курсовой работы

для студентов II курса

факультета Евразии и Востока

Челябинск, 2010

Утверждено на заседании кафедры политологии и регионоведения

Протокол № 6 от «31» марта 2010 г.

Зав.кафедрой __________________Д.Г. Пазий

Направление: 350300 – Регионоведение

Специальность: 350300 – Регионоведение

Составитель:

Д.Г. Пазий, канд.филос.наук, доцент


Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом подготовки специалистов-регионоведов и является обязательным для всех студентов. Ее написание позволяет расширить и углубить получаемые знания по дисциплинам; приобрести навыки подбора литературы и ее анализа, позволяющие раскрыть выбранную тему; научиться правильно литературно оформлять научный текст.

Для студента второкурсника это первый опыт учебной научной работы и поэтому курсовая пишется в форме а. – это изложение в письменной форме содержания книг, статей, позволяющее раскрыть избранную тему. ом называют также письменное исследование на определенную тему, включающее критический обзор источников.

В зависимости от способа ивного изложения можно выделить три типа курсовых работ:

1. курсовая-экстракт, составленная из оригинальных предложений первичных документов и комментариев к ним;

2. перефразированный , полученный на основе перефразирования первичных текстов;

3. интерпретированный , полученный на основе интерпретации первоисточников, смысл первоисточника при этом должен быть сохранен.


Основные этапы написания курсовой работы (а)

1. Выбор темы

2. Составление библиографии

3. Изучение литературы

4. Написание текста

5. Оформление текста в печатном виде

6. Рецензирование работы и ее оценка научным руководителем

I. Выбор темы

Перечень тем курсовых работ по каждой дисциплине определяется кафедрами. По согласованию с заведующим кафедрой и научным руководителем разрешается уточнение формулировки, а также выполнение работы по теме, которая хотя и не значится в перечне, но имеет прямое отношение к изучаемой дисциплине.

При выборе темы рекомендуется учитывать:

· ее актуальность;

· теоретическую и практическую значимость;

· наличие достаточной литературы;

· интерес к выбранной теме;

· способность ее реализовать.

Не допускается написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему, за исключением случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из них рассматриваются различные аспекты одной и той же темы и образуется проблемная группа.

Тема выбирается и согласовывается с научным руководителем до 15 октября текущего учебного года.

Сдача готовой курсовой работы на кафедру для ее рецензирования и оценки научным руководителем – до 25 февраля .

После выбора темы полезно составить рабочий план с указанием сроков его выполнения. В рабочий план можно включить следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Составление списка литературы.

3. Изучение литературы.

4. Составление плана курсовой работы.

5. Консультация у научного руководителя по плану.

6. Написание первого (чернового) варианта работы.

7. Консультация у научного руководителя по первому варианту работы.

8. Редактирование и печатание текста, представление на кафедру окончательного варианта работы.

9. Рецензирование работы научным руководителем и оценка работы.

II. Структура курсовой работы

Она соответствует плану и включает в себя:

1. Оглавление

2. Введение

3. Основную часть (с разбивкой на главы и параграфы)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

6. Приложения (по необходимости)

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения основных глав, параграфов и других рубрик курсовой с указанием номера страниц, на которых эти рубрики написаны. Оно должно быть в начале работы.

Введение призвано ввести читателя в круг исследуемых в курсовой работе проблем. В нем определяются актуальность, научная и практическая значимость проблемы, показываются степень ее разработанности в научной литературе.

Основная часть состоит из нескольких вопросов (глав, параграфов) и включает теоретические положения, информацию и обобщения. Первый вопрос основной части обычно посвящен истории и теории рассматриваемой темы, в последующих частях исследуются основные ее аспекты.

В конце вопросов (глав, параграфов) даются выводы в виде кратко сформулированных тезисов (положений). Тезисы располагаются в такой последовательности, чтобы соблюдался принцип перехода от частных к более общим и важным положениям.

В заключении подводятся итоги работы, дается обобщение главных положений курсовой работы, а также ставятся вопросы, которые еще необходимо решить.

В конце работы приводится перечень использованных литературных источников , иногда дается приложение , куда включают таблицы и графики, дополнительные тексты и т.п.

Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать. Название работы не должно быть громоздким (по возможности от 3 до 5 слов).

III. Подбор и изучение литературы

Работа начинается с подбора и составления списка (картотеки) монографий, учебных пособий, лекций, журнальных и газетных статей. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные каталоги и каталоги автоов диссертаций, журнальных и газетных статей.

Используйте Интернет и консультации научного руководителя. Приготовьте заранее карточки и делайте из изучаемых источников и литературы записи только на них. Это намного облегчит Вашу последующую работу.

Чтобы глубоко понять содержание источника, нужно уметь рационально читать. Предварительный просмотр источника позволит решить вопрос, стоит ли его читать. Предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. Прекрасным профессиональным качеством является умение читать оглавление.

При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах. Следующий этап работы с источником — прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения — определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу курсовой имеет отношение информация и что с ней делать, как применить.

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чтения:

· ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;

· оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключе­ний, доказательств;

· сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции.

Внимательно познакомьтесь с представленным списком использованной литературы в просматриваемой Вами книге – там могут оказаться работы, прямо соответствующие проблеме а.

Знакомство с литературой позволяет приступить к составлению содержательного плана курсовой работы с формулировками глав и параграфов. Лучше составить несколько вариантов плана и обратиться на консультацию к научному руководителю.

Избрав окончательный вариант плана, можно приступать к написанию курсовой.

IV. Работа над текстом

При написании работы следует соблюдать пропорции между главами и параграфами, четко отделять один вопрос от другого, для чего изложению каждого вопроса должен предшествовать соответствующий заголовок.

Текст делится на абзацы, т.е. на части, которые начинаются с красной строки. Критерием такого деления служит смысл написанного, т.е. самостоятельное суждение о чем-либо.

В курсовой следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

Иллюстрации и таблицы используются в е только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем а.

При написании курсовой следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.

Необходимо избегать штампов и канцеляризмов вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «в свете», «имеет место», «фактически», «практически» и т.п.

Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

Надо избегать частого повторения одних и тех же слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов.

Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

В заключении курсовой делаются общие выводы. Пишется заключение без ссылок. Приведем в качестве примера стандартное начало: «Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы: 1... 2... 3...».

В конце работы приводится список использованной литературы. Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам а.

Пример оформления списка используемой литературы дан в приложении 1.

В список использованной литературы вносятся только те источники, которые изучались студентом при выполнении курсовой работы.

Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата – все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник. В конце (внизу) страницы иметь порядковый номер.

V. библиографическое оформление ссылок

Необходимость в ссылках возникает:

- при цитировании;

- заимствовании положений, цифровых данных, примеров и т.д. не в форме цитат;

- при необходимости отсылки к изданию, где вопрос излагается более полно, чем в курсовой работе.

Ссылки в курсовой работе даются подстрочно, т.е. помещаются внизу страницы под чертой, отделяющей их от текста.

При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа указывают соответствующую страницу. В России разрешено цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков.

Списки использованной литературы и библиографические ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1.-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Для курсовой работы достаточно краткого библиографического описания, включающего:

- заголовок

- выходные данные

- сведения об издании

- сведения о количественной характеристике.

Ниже приводятся примеры описания источников разного типа.

Описание книги одного автора : Сваньян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван, 1987.

Описание книги трех авторов : Общая и коммунальная гигиена: Учебник / Н.В. Измеров, В.Ф. Кириллов, Н.Н. Трахтман. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985.

Книга, имеющая более трех авторов, описывается под заглавием : Современные международные отношения и внешняя политика / А.В. Иванов, А.А. Орлов, Д.Ф. Морозов и др. Отв.ред. В.М. Светлов. М.: Наука, 1995.

Описание материалов конференций, совещаний, семинаров : Молодой человек в условиях кризиса: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 – 30 июня 1994 г. / СПбГУ; Ин-т молодежи. М.-СПб., 1994.

Описание отдельного тома многотомного издания : Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1987.

Описание составной части книги, сборника : Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде / Пер. А.А. Яковлева // Сумерки богов. М., 1989.

Описание статьи из журнала : Мау В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России // Вопросы экономики. 1996. № 6. Описание статьи из газеты : Черкасова Е. Новые русские... преподаватели бизнеса // Биржа труда. 1996. 20 – 26 мая.

Описание автоа : Ляликов А. П. Техническое творчество и проблема артефакта: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. СПб., 1994.

Книга двух авторов : Наколов Н., Нежев Г. Загадка тысячелетий: Что мы знаем о памяти: Пер. с болг. / Под ред. М.И. Самойлова. М.: Мир, 1988.

Сборник работ одного автора без общего заглавия : Модиано П. Улица Темных Лавок; Утраченный мир; Августовские воскресенья. Смягчение приговора: Пер. с фр. / Предисл. Л. Андреева. М.: Радуга, 1989.

Описание официальных материалов : Комиссия профсоюзного комитета: Сб. офиц. материалов. М.: Профиздат, 1989.

Описание учебных пособий, хрестоматий, справочников : Зарубежные молодежные организации: Справочник / Сост. В. И. Камышанов, М.О. Литовская. М.: Мол. гвардия, 1989.

Описание библиографических методических пособий : Массовая работа с читателями в ЦБС: Метод. рекомендации / Сост. С.Г. Матлина. М., 1988.

Издание, содержащее значительное количество иллюстраций : Сто памятных дат: Худож. календарь: Ежегод. иллюстрир. изд. / Авт.-сост. Н.А. Борисовская. М., 1988.

Материалы на электронных носителях оформляются, по возможности, так же, как и материалы на бумажных носителях. К общему оформлению добавляются следующие пункты: [Электронный ресурс]; сайт, с которого документ «закачан»; (дата, когда был «закачан» документ).

Если ссылки на один и тот же источник следуют подряд, используется форма Там же .

Если используется цитата, уже приведенная в источнике, т.е. двойное цитирование, то используется форма Цит. по: Иванов С… и т.д.

VI. Оформление работы

Объем курсовой работы должен быть не менее 20-25 страниц машинописного текста, исполненного на стандартной писчей бумаге формата А-4 (210×297 мм). По согласованию с руководителем, объем может быть изменен в ту или иную сторону.

Страницы должны иметь поля:

- верхнее - 20 мм.

- правое - 10 мм.

- нижнее и левое - 20 мм.

Страницы должны быть пронумерованы и хорошо скреплены либо переплетены.

При оформлении работы рекомендуется использовать:

- шрифт- Times New Roman, 14 кегль.

- междустрочный интервал – полуторный

Обложка (титульный лист) оформляется в соответствии с прилагаемым образцом (Приложение № 2).

VII. Рецензирование и оценка курсовой работы

Выполненная к установленному сроку регистрируется в специальном журнале, где проставляется дата ее сдачи под роспись студента.

После этого передается для рецензирования и оценки научному руководителю. Научный руководитель в десятидневный срок дает оценку и проставляет ее в ведомость, а также зачетную книжку. Забота о проставлении оценки в зачетную книжку лежит на студенте.

Студент, не предоставивший курсовую работу в установленный срок или получивший неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность.

Приложение 1.

пример оформления списка источников

и используемой литературы

Источники

1. Ататюрк М.К. Избранные речи и выступления. М., 1976.

2. Коран. Перевод В. Пороховой., М., 2000.

3. Bill Clinton The Struggle for the Soul of the 21st Century. [Электронный ресурс], http://midf.org, (3.05.05).

4. Charles Texier. Küģük Asia. Ankara, 2002.

и т.д.

Литература

5. Азимов А. Язык науки. М., 1985.

6. Иванченко Р.Г. Литературное редактирование: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Киев; Вища шк., 1983.

7. Лазарев А.И. Тип уральца в изображении русских писателей. // Вестник Челяб. ун-та. Сер. 2. Филология. 1997.№ 1.

8. Чулаки М. Эпитафия жанру. // Лит. Газ. 1986. 3 сент.

9. Энгельс Ф. История Ирландии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.16., 1979.

10. Knaap G.A. Van der, Louter P.J. Economic changes and strategies for spatial policy // Nederlandse Geografische studies (Amsterdam). – 1991. № 130.

11. The Turks. Ankara, 2002.

и т.д.

12. General Principles Governing the Algerian society. [Электронный ресурс], http:// cpo.at.tut.by/consen.html, (25.03.04).


Приложение 2.

Приемы сокращения повторных ссылок *

I вариант

Первичная ссылка

Повторная ссылка

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 56.

Брунер Дж. Психология познания. С. 84.

Книга и время: Сб.ст. / Сост. В.А.Петрицкий. М., 1980. С. 151.

Книга и время. С. 153.

Бестужев-Марлинский А. Сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 347.

Бестужев-Марлинский А. Т. 1. С. 234.

Морозов Н. В поисках философского камня. СПб., 1909. С. 14.

Морозов Н. Указ. соч. С. 73.

Дементьев А. Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 гг. М.; Л., 1951. С. 127.

Дементьев А. Очерки по истории… С. 166.

II вариант

Замена в группе библиографических ссылок под одним номером фамилии автора (авторов) словами Он же , Она же , Они же .

1 См.: Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985;

2 Он же. Справочник по пунктуации. М., 1984.

III вариант

Замена повторной ссылки словами Там же (в повторных ссылках, непосредственно следующих за ссылкой на то же произведение на той же странице).

1 Фризман Л. К истории журнала «Европеец» // Рус. лит. 1967. № 2. С. 118-119.

2 Там же. С. 120.

1 Шолохов М. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1957. Т. 3. Кн. 2. С. 219.

2 Там же. С. 184. (ссылка на тот же том)

3 Там же. Т. 4. Кн. 3. С. 125.

* В е может быть использован только один из выбранных Вами вариантов.


Приложение 3.

Обложка курсовой работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра политологии и регионоведения

Геополитический проект евразийства

Выполнил студент

Группы ЕВ-201

Иванов И.И.

Научный руководитель

доцент, канд. филос. наук

Сачко Г.В.

Челябинск, 2010