Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические к производственной и педагогической практике для студентов направления 040200. 62 «Социология» очной формы обучения

 

             

Указания методические к производственной и педагогической практике для студентов направления 040200. 62 «Социология» очной формы обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра социологии

Методические указания

к производственной и педагогической практике

для студентов направления 040200.62 «Социология»

очной формы обучения

Председатель РИС Директор ИГН ____________(Башмаков В.Г.) ______________В.В. Гаврилюк

«____» ________________ 2009 г.

Зав. кафедрой социологии

В.В. Гаврилюк

«____» _______________ 2009 г.

Председатель учебно-

методической комиссии

Н.В. Яковлева

____________________

Подписи и контактные «_____» _____________2009 г.

телефоны авторов

________________ (Фарахутдинов Ш.Ф.)

Тел. 23-03-45

Тюмень 2009 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Требования государственного стандарта к уровню подготовки студентов направления 040200.62 «Социология». 4

2. Требования к организации производственной и педагогической практик по направлению 040200.62 «Социология». 4

2.1. Производственная практика студентов-социологов. 5

2.1.1. Содержание производственной практики. 6

2.1.2. Правила оформления документации о прохождении. 9

производственной практики. 9

2.1.3. Документы для прохождения практики на предприятии. 13

2.1.4. Функции руководителя практики и руководителя предприятия. 13

2.2. Педагогическая практика студентов-социологов. 16

2.2.1. Содержание педагогической практики. 17

2.2.2. Правила оформления документации о прохождении. 18

педагогической практики. 18

3. Охрана труда. 19

3.1. Примерный перечень основных вопросов инструктажа. 21

по технике безопасности, проводимого со студентами, 21

отъезжающими на практику. 21

3.2. Правила безопасного поведения на транспорте. 21

3.2.1. На городском общественном транспорте. 21

3.2.2. На железнодорожном транспорте. 22

3.2.3. На авиационном транспорте. 22

Приложение 1. 24

Приложение 2. 25

Приложение 3. 26

Приложение 4. 27

Приложение 5. 28

Приложение 6. 29

Приложение 7. 30


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые методические указания по организации и проведению производственной и педагогической практики студентов направления «Социология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления «Социология».

Практика студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ТюмГНГУ является составной частью основной образовательной программы высшего и среднего профессионального образования.

Программа подготовки бакалавра социолога включает в себя как теоретическую часть обучения, т.е. набор различных учебных дисциплин, читаемых в университете, так и практическую часть. Эти две составляющих тесно переплетаются, и нередко между теорией и практикой возникают противоречия, суть которых сводится к определению доминирующего компонента обучения: теории или практики. Однако, как бы ни разрешались подобные противоречия, ценность практической подготовки общепризнанна. Практика позволяет студенту не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:

1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд умений и навыков;

2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, корпоративной культуры, отличной от студенческой группы, нормы взаимодействия с коллегами, руководителями;

3) к новой роли в обществе, связанной с профессиональной деятельностью социолога.

При написании методических рекомендаций использовался материал методических рекомендаций по организации практики студентов специальности «Социальная работа» ТюмГНГУ (составители Мехришвили Л.Л., Ухабина Т.Е., Галкина Г.А.), «Социология» Пензенского государственного педагогического университета им. Белинского (Составители Никитин А.Ф, Тюрина Е.И.), а также «Социология» Санкт-Петербуржского филиала ГУ ВШЭ (автор Лисовский А.В.)


1. Требования государственного стандарта к уровню подготовки студентов направления 040200.62 «Социология»

Бакалавр должен:

- знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

- владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;

- уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации;

- иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии;

- уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;

- владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;

- уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

- владеть инновативными технологиями в практике социологической работы.

Бакалавр должен быть подготовлен:

- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в социологических службах предприятий и организаций, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего социологического образования;

- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;

- к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности;

- к работе в научных социологических подразделениях и социологических службах.

2. Требования к организации производственной и педагогической практик по направлению 040200.62 «Социология»

Практика студентов направления 040200.62 «Социология» очной формы обучения кафедры «Социология» Института Гуманитарных наук ТюмГНГУ (далее Кафедра) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Прохождение практик обязательно для всех студентов, обучающихся по направлению «Социология» в объеме, предусмотренном учебным планом.

Основными видами практики студентов направления 040200.62 «Социология» являются:

- производственная практика – 2 недели (2 семестр);

- производственная практика – 2 недели (4 семестр);

- педагогическая практика – 4 недели (6 семестр)

Производственная практика проводится согласно учебному плану вуза на предприятиях, в учреждениях, центрах, институтах, социологических службах, фондах, которые могут стать будущим местом работы выпускников- бакалавров социологии.

Производственная практика - апробация знаний студентов, полученных за период обучения в вузе. Основная цель - закрепление и углубление теоретических знаний в области социологии, приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы.

Основными базами, где проходят практику бакалавры социологии, являются: предприятия и учреждения, исследовательские центры и институты, службы и фонды.

Основные этапы производственной практики: организационно-подготовительный, работа в научных и производственных учреждениях, отчетный.

Педагогическая практика бакалавров-социологов организуется с целью выработки у практикантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы.

Педагогическая практика включает в себя посещение семинарских занятий, проводимых руководителем-методистом; самостоятельное проведение семинарских занятий и предоставление текста лекции.

Организацией педпрактики руководит зам. директора по учебной работе. Теоретическое и методическое руководство педпрактикой осуществляют преподаватели, имеющие ученую степень и ученое звание.

2.1. Производственная практика студентов-социологов

Основной целью производственной практики является закрепление теоретических знаний студентов в практической деятельности по избранной специальности, приобретение ими практического опыта и навыков для будущей работы по специальности.

Задачи производственной практики:

- углубление теоретических знаний, формирование умений и навыков управленческой деятельности

- осуществление индивидуальной деятельности по отработке должностных функциональных обязанностей в соответствии с научными ипрофессиональными интересами;

- изучение профессиональной деятельности специалистов в соответствии с основной специальностью;

- закрепление практических навыков профессиональной деятельности;

- проведение научных исследований

- развитие профессиональных качеств, необходимых специалисту.

Базами для проведения этого вида практики могут быть: государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие управленческие действия на основе данных социологических исследований; центры изучения общественного мнения; фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями; рекламные агентства; аналитические отделы различных государственных структур; органы статистики, научно-исследовательские институты, и др.

В ходе практики студенты должны:

1. Познакомиться с деятельностью центров или учреждений соответствующего профиля, определить специфику его деятельности;

2. Фиксировать результаты практики в дневнике практики и затем проанализировать их в отчете по практике

2.1.1. Содержание производственной практики

Содержание производственной практики для студентов 1 курса :

За время прохождения производственной практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- ознакомление и изучение организации работы учреждения соответствующего профиля;

- уточнение целей и задач деятельности данных учреждений;

- изучение структуры ведомства/учреждения;

- знакомство с документацией центров прохождения практики;

- проведение социологического исследования, связанного с профилем

- деятельности учреждения.

Содержание производственной практики на 2 курсе :

Данная практика характеризуется более высокой степенью самостоятельности студентов, способствует обобщению ранее приобретенных профессиональных знаний и умений по конкретно избранной специализации. В течении практики студенты:

- осуществляют индивидуальную деятельность по отработке должностных функциональных обязанностей в соответствии с научными и профессиональными интересами;

- изучают профессиональную деятельность специалистов в соответствии с основной специальностью;

- закрепляют практические навыки профессиональной деятельности;

- выполняют научное исследование в соответствии с потребностями курсовой и квалификационной работы студента;

- развивают профессиональные качества, необходимые специалисту.

В ходе практики студенты анализируют свою деятельность и ведут дневник практики, работают в семинарах, организуемых руководителями практики, участвуют в проведении конференций по практике в институте, готовят отчетную документацию по практике.

Производственная практика (и на 1, и на 2 курсе) включает следующие основные этапы: организационно-подготовительный этап, оперативный этап, результативный – отчетный этап.

Организационно-подготовительный этап:

Практика на предприятиях (организациях) осуществляется на основе договоров, обязательно заключаемых институтом по представлению кафедр, организующих практику, в соответствии с которыми указанные предприятия (организации) обязаны предоставить студентам места для прохождения практики. В договоре Кафедра и предприятия (организация) оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор должен предусматривать назначение руководителя практики от предприятия (руководителя предприятия, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также руководителей практики от Кафедры.

Студенты по личному заявлению и при наличии договора на практику между предприятием и ТюмГНГУ направляются на практики в другие города без оплаты командировочных расходов.

В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.

Практику студентов, обучающихся по бюджетному набору, целесообразно проводить на предприятиях (организациях) г. Тюмени.

В период подготовки к практике студенту необходимо:

- получить задание на период практики у преподавателя кафедры «Социология» – руководителя практики со стороны университета;

- уточнить у руководителя практики со стороны университета практическую часть исследовательской деятельности на период практики;

- составить план работы на основе задания преподавателя – руководителя практики;

- получить индивидуальное задание с учетом места прохождения практики;

- подготовить необходимые материалы для практической работы, проведения исследования, выполнения плана-задания практики.

Данные мероприятия осуществляются в ходе проведения установочной конференции. Конференция организуется руководителем практики от университета с участием методистов. Явка студентов на конференцию строго обязательна. На установочной конференции зачитывается приказ ректора Университета о направлении студентов на производственную практику, выдаются письма о направлении студентов в то или иное учреждение для прохождения там практики, которые предъявляются ими при прибытии их на место прохождения производственной практики.

Оперативный этап (работа в учреждениях и организациях).

В процессе практики студент обязан:

- по прибытии в организацию представиться руководителю организации и передать письмо о направлении на практику студентов от университета, уточнить у него должность, фамилию, имя, отчество сотрудника, который будет являться руководителем практики от организации, и пройти инструктаж по технике безопасности;

- изучить руководящие документы, регламентирующие профессиональную деятельность сотрудников данного учреждения;

- выполнять функциональные обязанности по профессиональному назначению в соответствии с основной специальностью;

- выполнять план-задание и научно-исследовательский раздел своей квалификационной работы;

- изучать опыт сотрудников по профессиональному назначению;

- регулярно записывать все реально выполняемые работы;

- разработать программу и осуществить мероприятия

- социологического исследования, обработать и проанализировать полученные результаты;

- подготовить отчет о выполнении плана-задания практики.

- получить отзыв руководителя практики от предприятия (с рекомендуемой оценкой о прохождении практики).

Результативный – отчетный этап.

По итогам практики студент предоставляет на кафедру Социологии следующую документацию:

- дневник прохождения практики;

- отчет по практике;

- характеристика на студента, прошедшего практику;

- отзыв методиста практики.

К зачету допускаются только те студенты, которые представили полный комплект документов о прохождении практики. В результате защиты отчета по практике студент получает дифференцированную оценку, которая складывается из оценки руководителя практики от факультета, руководителя практики с места прохождения практики и оценки методиста. В случае разногласия оценок методиста практики и руководителя практики от организации оценка выставляется по усмотрению руководителя производственной практикой от факультета. Через неделю по окончании производственной практики проводится итоговая конференция, на которой студенты делают доклады о результатах своих исследований, узнают результирующую оценку за прохождение практики.

2.1.2. Правила оформления документации о прохождении

производственной практики

Дневник прохождения практики.

Дневник практики заполняется в ходе практики ежедневно и предполагает выполнение следующих действий:

1. Совместно с преподавателем – руководителем практики составить план работы.

2. Получить индивидуальное задание с учетом места прохождения практики.

3. Получить в отделе кадров организации отметку о прибытии на место практики.

4. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.

5. Один раз в неделю представлять дневник на просмотр преподавателю – руководителю практики.

6. Получить в отделе кадров организации отметку о выбытии с места практики.

Дневник является одни из элементов отчета о практике и подшивается к нему вместе с отзывом, заверенным подписью и печатью руководителя с места прохождения практики. Форма дневника представлена в приложении 6.

Отчет по практике.

Обязательным для структуры отчета является введение, основная часть, заключение, список литературы. Образец титульного листа отчета и примерное содержание отчета представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно.

Введение . Здесь определяются цель и задачи практики (в краткой

форме описывается задание на практику, полученное от руководителей от университета и от организации), объект и предмет исследования, методы проведения практических исследований, краткая характеристика полученных результатов. Кроме того, следует указать, какие нормативно-правовые учебно-методические источники были положены в основу исследования.

Основная часть состоит из двух разделов с подпунктами (название разделов согласуются с руководителем практики от кафедры и от организации). Обычно основная часть состоит из двух глав: первая глава содержит характеристику организации, в которой проходит практика, непосредственно отдела и функциональных обязанностей, выполняемых студентом в ходе практики. Вторая глава предполагает описание программы проведенного исследования и анализ полученных результатов (желательно текстовый анализ подкрепить графической частью). Кроме того, в эту главу может быть включен анализ социально-экономических аспектов деятельности организации. Эта часть отчета – своего рода аналитическая записка по результатам выполнения задания практики, проделанной в организации работы, следовательно, текст отчета не должен содержать абсолютного копирования нормативных документов данной организации, предполагается самостоятельное мышление студента и критическое осмысление документации и выполняемых функций.

В приложении к основной части приводятся статистические данные, таблицы, графики, копии отдельных документов и т.п. Обязательным условием является включение в приложение к отчету окончательного текста анкеты, по которому было проведено исследование или перечня вопросов при интервьюировании, или другого методологического инструмента проведенного исследования. Следует отметить, что таблицы и графики выносятся в приложение, если они занимают более половины печатной страницы. Приложение оформляют как продолжение отчета после списка использованной литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу листа пишется Приложение № 1. 2 и т.д.

Заключение содержит общие выводы и предложения как положительного так и негативного плана, формулируются практические рекомендации по деятельности учреждения. В заключении также необходимо оценить выполнение задания на практику.

Список литературы : указываются монографические, статистические, нормативно-правовые и публицистические источники, которые были использованы студентом при прохождении практики и написании им отчета.

Основное содержание отчета должно быть изложено не более чем на 35 машинописных страницах.

Все страницы отчета нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы, на титульном листе и листе с содержанием нумерация не ставится. Номера страниц начинают проставлять с введения, начиная с цифры 3, учитывая предыдущие страницы, в нижнем правом углу листа.

Отчет набирается на компьютере, правила к оформлению отчета следующие: 14 шрифт, шрифт Times New Roman, интервал - полуторный.

Все главы и параграфы нумеруются по порядку (например, 1. - это нумерация главы, 1.1, 1.2 - нумерация параграфов в первой главе и т.д.). Название каждой главы и параграфа выделяются заглавными буквами, располагаются по центру. Точки в конце названий глав и параграфов не ставятся.

Иллюстрации, схемы, графики, диаграммы и т.д. должны иметь название, их нумерация может быть или сквозной, или в пределах каждой главы (например, рис. 1.2). Статистический (цифровой) материал оформляется в виде таблиц, в правом углу листа над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (например, таблица 1.3), нумерация также может быть сквозной или в пределах главы, заголовок таблицы пишется по центру листа.В список литературы включаются все использованные источники, располагают их в алфавитном порядке. При ссылке в тексте на какой-либо источник, приводят порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки с указанием страницы, на которой находится цитата (например, [5, С.27]). Обратите внимание , что в сносках слово «страница» указывается с большой буквы (С. 47), а в списке использованной литературы общее количество страниц с маленькой и после цифр – 245с .

Отчет представляется на кафедру в недельный срок после окончания практики. Защита отчетов по практике осуществляется на основании графика защиты, разработанного руководителем практики от кафедры «Социология». На основании защиты отчетов по практикам руководителем составляется отчет о результатах прохождения практики студентами направления «Социология», в котором указываются перечень основных предприятий, предоставивших студентам места практики, итоги проведения практики, отзыв руководителя практики от кафедры, а также заключение заведующего кафедрой и заместителя директора Института гуманитарных наук ТюмГНГУ по учебно-методической работе о результатах прохождения практики студентами направления 040200.62 «Социология» и рекомендации, направленные на повышение эффективности прохождения практики.

Отчет является основанием допуска студента к защите практике. Еще одним обязательным элементом допуска считается характеристика с места прохождения практики.

Характеристика на студента, прошедшего производственную практику

Характеристика составляется руководителем практики от организации, в которой студент проходил практику. Она должна содержать как положительные, так и отрицательные характеристики работы студента во время практики, краткое описание выполненной им работы и оценку профессиональных и личностных качеств студента как сотрудника организации, оценку теоретических знаний студента, проявленных им в ходе прохождения практики и умение применять их при проведении социологического исследования.

В характеристике должна быть указана значимость выводов и рекомендаций, предложенных студентом по окончанию практики. В характеристике в обязательном порядке должна быть указана дифференцированная оценка работы студента руководителем практики от организации. Характеристика должна быть подписана руководителем практики от организации и заверена печатью учреждения.

При подведении итогов общей успеваемости студентов оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов за осенний семестр.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса, нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях (организациях) не может превышать 40 часов в неделю. Кодекс исходит из того, что нормальная продолжительность рабочего времени может быть и менее 40 часов, о чем сказано в ст. 92 Кодекса, регулирующей сокращенную продолжительность рабочего времени, а именно – 36 часов в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, продолжительность рабочего времени студентов при прохождении практики студентами в возрасте старше 18 лет составляет – 40 часов в неделю, для студентов в возрасте от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном нормативными документами Университета.

По окончании проведения практики руководителем (руководителями) практики устанавливается график защиты отчетов по практике студентами, который строго контролируется.

Защита отчетов по практикам студентов очной формы обучения направления 040200.62 «Социология» проводится Кафедрой не позже конца второй недели с начала учебных занятий.

По окончании защиты отчетов по практикам выпускающая Кафедра представляет письменный отчет в Службу связей с предприятиями УМУ не позже 30 дней после начала занятий. Отчеты руководителей практики заслушиваются на заседании Кафедры. По результатам отчетов руководителей разрабатываются мероприятия по улучшению и совершенствованию проведения практики и принимаются меры к их реализации. Отчеты студентов по практике хранятся на Кафедре не менее 3-х лет. Сведения, приведенные в отчете, служат основой для систематического анализа результатов проведения практики.

2.1.3. Документы для прохождения практики на предприятии

Все студенты, прибывшие на предприятия для прохождения практики, должны предъявить в отдел кадров предприятия следующие документы:

- паспорт;

- удостоверение о направлении студента к месту прохождения практики (командировочное удостоверение), в котором указывается ФИО студента, номер приказа, сроки прохождения практики и название предприятия (организации), в соответствии с которым студент направляется на практику (см. Приложение 4).

В зависимости от организационно - правовой формы и утвержденным порядком предприятие вправе потребовать от студента:

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

Эти документы студент получает по месту постоянной прописки. Помимо указанных выше документов юноши должны иметь при себе военный билет или приписное свидетельство.

Студентам, направленным на практику на предприятия, расположенные в северных районах, согласно приказу Минздрава РФ от 14.03.96г. №90 необходимо сделать прививки и при себе иметь следующие документы:

- медицинское заключение о пригодности к работе в условиях Крайнего Севера;

- справку о выполненных прививках;

- справку из кожно-венерологического диспансера (действительна 1 месяц);

- справку из психоневрологического диспансера;

- результаты флюорографического обследования.

Руководители практики при получении заявок от предприятий или заключении договоров с предприятиями на прохождение практики должны созвониться с предприятием (организацией) и выяснить, какие дополнительные документы, помимо паспорта и командировочного удостоверения, должен иметь при себе студент.

Контроль наличия всех необходимых документов у студентов, отбывающих к местам прохождения практик, осуществляют Кафедры.

2.1.4. Функции руководителя практики и руководителя предприятия

Руководство практикой осуществляет кафедра «Социологии», которая проводит распределение студентов по местам практики; осуществляет контроль за прохождением практики через руководителей практики; обеспечивает студентов методическими материалами; подводит итоги практики.

Распределение студентов по местам практик оформляется приказом по Университету. До выезда студентов на практику проводится организационное собрание для разъяснения целей и содержания практики, порядка ее прохождения, а также выдачи командировочных документов, методических материалов и заданий.

По прибытии на предприятие студент должен представить командировочное удостоверение и получить направление для прохождения практики в конкретном подразделении или филиале предприятия.

Работа студентов по выполнению программы практики и индивидуальных заданий осуществляется в соответствии с календарным графиком, который утверждается руководителем практики от предприятия.

Руководство практикой осуществляется с двух сторон:

- со стороны Университета руководителем практики, который назначается заведующим кафедрой из числа штатных преподавателей Кафедры.

- со стороны предприятия: руководителями социальных учреждений и т.д.

Руководитель практики от кафедры:

- разъясняет студентам цели и задачи при прохождении практики;

- разрабатывает и уточняет задания на практику, в том числе индивидуальные;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов;

- осуществляет контроль за условиями и сроками прохождения практики;

- определяет учреждения и организации (базы практики), содействует заключению с ними договоров;

- взаимодействует с работниками учреждений и организаций (баз практик), ответственными за организацию и проведение практик;

- несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- организует и проводит установочные и итоговые собрания студентов по практикам;

- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики, разрабатывает график защиты отчетов, допускает отчет к защите, участвует в работе комиссии по принятию отчета;

- информирует Кафедру о ходе практики, а после завершения практики предоставляет итоговой отчет.

Ответственность за организацию практики в социальном учреждении, в соответствии с действующим положением и инструкцией о практике студентов высших учебных заведений возлагается на руководителя (заместителя руководителя, ведущего специалиста) учреждения.

В период практики руководитель от предприятия призван:

- организовать проведение инструктажа по технике безопасности;

- организовать проведение ознакомительных экскурсий;

- познакомить практиканта с правилами внутреннего распорядка;

- проводить консультации со студентами по программе практики;

- предоставить возможность практиканту принимать участие в социологических исследованиях, проводимых организацией, в которой студент проходит практику;

- организовать доступ студентов к информации;

- помочь студенту-практиканту в изучении различного вида первичной документации, их сборе для отчета и приобретении практических навыков в ведении их;

- ознакомить студента с законодательными документами, правительственными и другими руководящими материалами, нормативными актами и инструкциями вышестоящих организаций, регламентирующих деятельность данного учреждения;

- предоставить возможность практиканту принимать активное участие в организации учебы по различным вопросам социологических исследований, внедрении передового опыта в деятельность учреждения, выступать с беседами, консультациями;

- привлекать студента к организации различных мероприятий, проводимых в учреждении и подведению его итогов;

- создать условия студенту для проведения научно-исследовательской работы, результаты которой будут использованы им при написании дипломной и курсовых работ;

- оценить работу студента во время практики и дать отзыв о проделанной работе.

В процессе прохождения практики руководитель должен помочь практиканту овладеть навыками организации и управления в учреждении и предприятии.

В связи с этим студент изучает:

- условия производственной деятельности предприятия;

- систему организации труда на предприятии;

- систему функционирования подразделений на предприятии и координацию их работы;

- организацию основных производственных процессов по различным секторам предприятия;

- распределение обязанностей среди специалистов предприятия и объемы выполняемых ими работ;

- опыт внедрения передовых методов на предприятии;

- систему управления и контроля в учреждении;

- связь с другими учреждениями, производственными предприятиями, общественными и коммерческими организациями, различными фондами, а также со средствами массовой информации;

- содержание и учет всех видов документации.

Руководитель должен проверить, подписать и заверить печатью учреждения отчет, т.к. не заверенные отчеты кафедрой не принимаются. К отчету прилагается письменная характеристика выполнения студентом программы практики с оценкой по пятибалльной системе, подписанная руководителем учреждения или руководителем практики от этого учреждения.

Руководители практики от университета и от учреждения несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по организации и проведению практики студентов в соответствии с основами законодательства о труде, положением и инструкцией о практике студентов высших учебных заведений и действующими правилами.

2.2. Педагогическая практика студентов-социологов

Педагогическая практика является частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки с педагогической, практической деятельностью.

Педагогическая практика студентов проходит в два этапа. Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности преподавателя, она адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы и вуза.

Педагогическая практика основывается на профессиональных знаниях, опирается на определенный теоретический базис, который создается, как в процессе освоения дисциплин учебного плана вуза, так и в процессе самообразования студента.

В период практики создаются условия для интеграции психолого-педагогических и специальных знаний.

Учитывая специфику планирования педагогической практики В институте, а именно, отсутствие ее деления на методическую и стажерскую формы, практика проходит в два этапа.

Первый этап – методический, теоретический. Студенты посещают занятия и ведут дневники наблюдения.

Второй – практический. Студенты проходят практику в реальных условиях школы и/или вуза.

Педагогическая практика – форма профессионального обучения в высшей педагогической школе, и как таковая направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в обучающей деятельности.

Основная цель педагогической практики – формирование профессиональных умений преподавателя социологии в практической деятельности на основе теоретической подготовки по специальным, профессиональным дисциплинам, на основе анализа учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, обобщения положительного педагогического опыта.

Задачи практики:

Задачи педагогической практики заключаются в том, чтобы сформировать у студентов-практикантов следующие умения:

1. анализировать обучающую деятельность учителя (преподавателя) и учебную деятельность учащихся (студентов) на основе полученных теоретических знаний с помощью преподавателя, руководителя практики:

2. планировать учебный процесс (тематическое и поурочное планирование);

3. методически грамотно формулировать цели и задачи каждого конкретного урока, семинара, практического занятия;

4. выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения для достижения поставленных целей;

5. анализировать и корректировать свою деятельность на основе теоретических знаний;

6. организовывать внеклассную работу по предмету;

7. совершенствовать профессиональные умения, сформированные на методическом этапе практики;

8. самостоятельно осуществлять функции учителя (преподавателя) социологии;

9. совершенствовать умения анализировать занятия по социологии (лекции, семинары) на основе теоретических знаний по педагогике, психологии.

2.2.1. Содержание педагогической практики

Первый этап - посещение лекций по педагогике и методике преподавания общественных дисциплин.

На первом этапе (2 недели) преподаватель, руководитель практики от вуза проводит установочные лекционные и практические занятия, на которых студенты знакомятся с методами и формами проведения занятий., распределением времени. Затем, студенты посещают занятия преподавателей вуза, анализируя деятельность преподавателя, ведя дневник наблюдения.

На втором этапе (2 недели) студенты получают задания от руководителя практики на местах, готовят конспекты (при необходимости наглядный и раздаточный материал) проведения занятий. На это отводится 1 неделя. Завершающий этап практики – работа в классе/аудитории.

По итогам практики проводится завершающее собрание, на котором студенты подводят итоги полученного теоретического и практического опыта. При подготовке к собранию студенты готовят отчеты об итогах прохождения практики (дневники, отчеты).

Базами проведения практики являются школы, структурные (учебные) подразделения Тюменского государственного нефтегазового университета.

Педагогическая практика предполагает совместную работу студента и преподавателя направленную на формирование профессиональных навыков. Под руководством преподавателя студенты разрабатывают уроки, составляют конспекты, организуют и проводят внеклассные мероприятия, проводят самостоятельные занятия с учащимися.

В ходе педагогической практики студент обретает уверенность в своих теоретических и практических знаниях, умениях, чувство ответственности и возможность правильно оценивать результаты учебы своих учеников.

2.2.2. Правила оформления документации о прохождении

педагогической практики

По окончании педагогической практики студенты представляют следующую отчетную документацию:

1. Дневник педагогической практики.

2. План-конспект занятия.

Дневник педагогической практики отражает весь процесс прохождения студентом педагогической практики и заполняется студентом ежедневно.

В дневнике практики в обязательном порядке делается запись руководителя практики от школы/вуза о прохождении студентом практики и краткий отзыв/характеристика. Дневник практики подписывается принимающей стороной. Дневник педагогической практики представлен в приложении 7.

Конспект занятия составляется самостоятельно.

Конспект включает в себя:

- хронометраж проведения занятия

- подробный текст лекции

- опорные понятия

- вопросы, задания на понимание

- задания для самостоятельного изучения темы

- список персоналий

- список используемой в подготовке темы литературы

Кроме этого, в качестве отчетного материала могут быть представлены наглядные и раздаточные материалы.

Критерии оценки практики

Итоговая оценка является комплексной и выставляется на основе отзывов руководителей практики, ведения дневника, план-конспекта и зачетов по методическому и практическому этапу. Для аттестации студент должен продемонстрировать:

- умение планировать урок (занятие): формулировать цели урока (занятия), распределять учебный материал по этапам, рационально распределять время урока (занятия), подбирать дополнительный материал и использовать примеры, выбирать формы проведения урока (занятия), средства и приемы работы, адекватные целям урока (занятия), определять объем домашнего задания и форму его выполнения;

- умение реализовывать цели урока (занятия): взаимосвязь образовательных, развивающих аспектов урока (занятия). Соответствие плана и конспекта урока(занятия) поставленным целям. Степень достижения намеченных целей урока (занятия);

- умение поддерживать дисциплину, умение распределять внимание к учащимся, умение вовлечь всех учащихся в работу, умение поддерживать интерес к предмету.

3. Охрана труда

С момента зачисления студентов на период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в предприятиях (организациях).

Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте:

- от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ);

- от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ);

В целях безопасности прохождения практики студентами директора институтов, заведующие кафедрами ежегодно, в срок до 30 апреля (до начала летних практик) должны провести инструктаж по технике безопасности с руководителями практик. Перед выездом студентов на места практик руководитель должен провести с ними инструктаж по технике безопасности (ГОСТ-12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда») с отметкой в листах инструктажа по технике безопасности.

Со студентами, прибывшими на производственную практику, проводится вводный инструктаж, включающий инструктаж по охране труда, правила техники безопасности и пожарной профилактики на предприятии в целом и на конкретных рабочих местах, на которых студентам придется работать после оформления установленных документов (п. 7.1.1. - вводный инструктаж ГОСТ 12.0.004-90).

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по Охране труда или соответствующий специалист (п. 7.1.5) ГОСТ 12.0.004-90.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводится со студентами, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ.

К самостоятельной работе на рабочем месте студенты допускаются после стажировки под руководством мастера, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Внеплановый инструктаж проводится со студентами в случае:

- изменения правил, инструкций по охране труда;

- при модернизации оборудования, приспособлений и инструментов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении студентами требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взрыву или пожару.

Целевой инструктаж проводится при проведении разовых работ, не связанными с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы), проведение экскурсии, массовых мероприятий со студентами.

Все виды инструктажей по технике безопасности проводятся индивидуально или с группой студентов с показом безопасных приемов и методов труда, после чего выполняется запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Студенты, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются.

Правила устройства на работу:

- трудовой договор (ст. 59 Трудовой кодекс РФ, Срочный трудовой договор);

- рабочее время (для студентов предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 Трудовой кодекс РФ);

- время отдыха (ст. 108,110 Трудовой кодекс РФ);

- охрана труда женщин (ст. 253 гл.41 Трудовой кодекс РФ).

О несчастных случаях, происшедших со студентами во время прохождения практики, руководитель предприятия сообщает директору института ТюмГНГУ и отделу охраны труда ТюмГНГУ. Согласно ст. 229 «О порядке расследования несчастных случаев на производстве» и Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденных 24.10.2002 г. постановлением Минтруда и социального развития РФ №73, несчастные случаи, происшедшие на предприятии, в учреждении, организации со студентами ТюмГНГУ во время прохождения практики расследует, комиссия предприятия совместно с представителем ТюмГНГУ и они учитываются на предприятии, в учреждении, организации.

3.1. Примерный перечень основных вопросов инструктажа

по технике безопасности, проводимого со студентами,

отъезжающими на практику

При организации собрания студентов перед началом практики руководитель должен рассмотреть со студентами следующие основные вопросы по технике безопасности:

1. Правила поведения студентов при следовании к месту практики на автомобильном, железнодорожном и авиационном транспорте.

2. Закрепление за студентами руководителя от предприятия/ организации (приказ по предприятию, организации).

3. Правила устройства на работу: трудовой договор (в случае его заключения между предприятием и студентом), рабочее время, время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет (ст. 59, 92, 108, 253, 265 Трудовой кодекс РФ).

4. Общие сведения о предприятии, организации, куда направляются студенты, характерные особенности производства.

5. Проведение со студентами всех видов инструктажей по технике безопасности на рабочих местах, их оформление.

6. Обеспечение студентов спецодеждой и средствами индивидуальной защиты согласно Типовых норм бесплатной выдачи спецодежды и других средств индивидуальной защиты (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

7. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил (ст. 189, 192 Трудовой кодекс РФ).

8. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства.

9. Правила безопасности при проживании и проведении досуга студентов (купание, спорт, вечера и др.).

10.Ответственность за выполнение правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил санитарии и личной гигиены (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

11.Порядок сообщения о несчастных случаях на производстве, его расследование и оформление (ст. 229, 230 Трудовой кодекс РФ).

3.2. Правила безопасного поведения на транспорте

3.2.1. На городском общественном транспорте

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила:

- при ожидании на остановке автобуса (трамвая, троллейбуса) нельзя приближаться к транспорту ближе, чем на 0,5 м;

- при подходе транспорта к остановке не спешите встать в первом ряду на посадку;

- войдя в салон, не задерживайтесь на подножке;

- во время движения транспорта нужно держаться за поручни, нельзя прислоняться к дверям, высовываться из окон;

- нельзя засыпать во время движения транспорта - опасно не столько проспать остановку, сколько получить травму при резком торможении или маневре транспорта;

- выйдя из общественного транспорта, нужно пройти на тротуар, дождаться, когда автобус (трамвай, троллейбус) отъедет, после этого начинать переход улицы;

- пользуясь эскалатором, нужно стоять справа, держась за поручни;

- нельзя сидеть на ступенях движущегося эскалатора;

- если вы спешите, спускаться по движущемуся эскалатору нужно спокойно, держась за поручни слева;

- ожидая поезда в метро, нужно стоять за предупредительной чертой, нельзя подходить к краю платформы;

- нужно быть особенно внимательным, выходя из последних дверей последнего вагона метро.

3.2.2. На железнодорожном транспорте

Меры безопасности:

- во время движения поезда не открывать наружные двери;

- нельзя высовываться из окон вагона;

- необходимо тщательно укладывать свой багаж на верхних полках, во избежание падения его с высоты;

- не срывать без необходимости стоп-кран;

- при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннелях и других местах, где эвакуация пассажиров усложняется;

- при экстренном торможении поезда или его крушении необходимо закрепиться, чтобы при падении избежать травм;

- при эвакуации из аварийного вагона крупные вещи не брать - они будут мешать быстрому выходу (особенно при пожаре);

- подключиться к спасательным работам и оказанию первой помощи пострадавшим.

Самые безопасные места в поезде - в центральных вагонах, спиной по ходу движения

3.2.3. На авиационном транспорте

При посадке в самолет следует выполнять следующие требования безопасности:

- изучить памятки, прослушать инструктаж экипажа;

- застегнуть ремень безопасности, подогнав его по своей фигуре;

- при разгерметизации самолета - немедленно надеть кислородную маску, помочь сделать это соседям.

- В случае вынужденной посадки самолета необходимо:

- после остановки самолета покинуть его через основные или аварийные выходы;

- отбежать от самолета на безопасное расстояние;

- принять участие в оказании первой медицинской помощи пострадавшим пассажирам;

- оборудовать временное убежище из обломков самолета, веток, снега;

- собрать в одно место воду, еду, теплые вещи;

- избрать командира;

- оборудовать капитальный лагерь.

Абсолютно безопасного транспорта нет. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновение с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты, сексуальные домогательства и др.

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Институт гуманитарных наук

кафедра «Социологии»

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Выполнил:

студент IV курса, гр. СОЦб-08

Ф.И.О.

Проверил:

Тюмень 2009

Приложение 2

Пример содержания отчета о прохождении практики

ВВЕДЕНИЕ

2

1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ «ИРП-центр»

4

1.1. Общая характеристика «ИРП-центр»

4

1.2. Деятельность отдела полевых исследований «ИРП-центр»

8

1.3. Анализ работы специалиста по оценке общественного мнения в «ИРП-центр»

10

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ТЮМЕНИ

12

2.1. Программа социологического исследования, инструментарий.

12

2.1. Расчет выборочной совокупности объекта исследования

14

2.2. Анализ результатов проведенного исследования

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

25

ПРИЛОЖЕНИЕ

26

Приложение 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИСТ УЧЕТА

ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

СТУДЕНТОВ, ОТЪЕЖАЮЩИХ НА ПРАКТИКУ

Институт гуманитарных наук

Кафедра «Социологии»

Курс 1 Группа СОЦб-08-1

Дата проведения инструктажа __________________________________________________

Фамилия, инициалы и должность инструктирующего Фарахутдинов Ш.Ф, доцент кафедры

Фамилия, имя, отчество

инструктируемого

Подпись

Инструктируемого

Подпись

инструктирующего

Примечание

1. Бабина Ю.В.

2. Баскова Д.И.

3. Бродацкая А.Л.

4. Гуляев Л.В.

5. Гришкина Е.А.

6. Ергина К.А.

7. Караберов И.Д.

8. Крохин В.А.

9. Кукуева А.Е.

10. Кульша Ю.И.

11. Купранова М.С.

12. Логунова А.И.

13. Меньшиков С.С.

14. Мершина К.С.

15. Миронов Д.А.

16. Молодых В.В.

17. Овчинникова А.В.

18. Перминева С.А.

19. Похомова Ю.А.

20. Пэдураду Ю.В.

21. Рыбакова И.А.

22. Садырина Е.В.

23. Сергеева Е.И.

24. Соловьева А.А.

25. Сотков О.Л.

26. Сыпачев И.Д.

27. Турышева Е.В.

28. Ушакова А.А.

29. Шабалдин А.С.

30. Щеглакова Н.А.

Приложение 4

КОМАНДИРОВОЧНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ

студента, отъезжающего на практику

ТИТУЛЬНАЯ СТОРОНА УДОСТОВЕРЕНИЯ


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

625000 г. Тюмень, ул. Володарского, 38

Телеграфный адрес: Тюмень, ТюмГНГУ

Тел. Факс: 25-08-50

E-mail: tvkon@tgngu.tyumen.ru konev@tgngu.tyumen.ru

№ _______________

«____» _________________200__г.

Удостоверение

Выдано студенту _______________________ ____курса, группы______________________

института _____________________________

направленному в город __________________

на предприятие _________________________ ______________________________________

для прохождения _______________________

практики с __________по __________200__г.

Основание: приказ по ТюмГНГУ № ___

От «___» ______________200__г.

Директор института

(филиала) __________________

М.п.

оборотная сторона удостоверения

отметки

Прибыл в г. _________________ Выбыл из г. ______________

«___» ______________200___г. «___» ______________200___г.

Подпись _____________ Подпись _____________

М.п. М.п.


Приложение 5

Форма приказа для студентов о проведении практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________

(наименование института, учреждения НПО и СПО)

ПРИКАЗ

«____»____________2006 г. №_______

О проведении _________________ практики

(наименование)

студентов ____ курса спец. ____________

(аббревиатура)

________________ формы обучения

§1

Направить на _____________ практику с ____по ____ 2006 года студентов

(наименование практики) (дата) (дата)

__ курса специальности ______________________________________________

(код и полное наименование специальности, специализации или направления)

______________формы обучения без оплаты командировочных расходов со стороны вуза, на следующие предприятия:

г. Тюмень, АНО социального обслуживания «Вера»

  1. Соловьева Ольга Сергеевна
  2. Трапезарова Олеся Юрьевна
  3. ...............................................

ХМАО, ООО «Сургутгазпром» Туртасское ЛПУ МГ

  1. Гайдамак Дарья Сергеевна
  2. ................................................

§2

Руководителем практики назначить ________________ ______________

(должность) (инициалы, фамилия)

Директор института

(директор учреждения НПО и СПО) ________________ ______________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Проект вносит:

Зав.кафедрой ________________ ________________ (подпись) (инициалы, фамилия)


Приложение 6

Образец ведения дневника о прохождении производственной практики

Дата

Содержание работы

Подпись руководителей практики

В организации

Преподавателя кафедры социологии

00.00.00.

Получение задания на производственную практику у руководителя практикой от факультета и методиста практики от кафедры социологии. Получение задания на производственную практику у руководителя практикой от организации Прохождение инструктажа по правилам техники безопасности труда

00.00.00.

Ознакомление со структурой организации и учредительными документами Изучение должностных инструкций специалиста, обязанности которого будут выполняться в ходе практики

00.00.00.

Представление отчета по

производственной практике на проверку

руководителю от организации и методисту

с кафедры политология

Внимание: на титульной странице дневника должны быть отметки отдела кадров о прибытия студента на практику и о его выбытии из организации (дата, подпись соответствующего сотрудника отдела кадров, заверенная штампом или печатью).


Приложение 7

Образец ведения дневника о прохождении педагогической практики

Дата

Содержание работы

00.00.00.

Знакомство с руководством школы и учителями

00.00.00.

Посещение уроков 11 «а» класса

00.00.00.

Проведение зачетного урока на тему «государство и общество»

Оценка за практику и подпись преподавателя/учителя

Оценка за практику и подпись методиста


Методические указания к производственной и педагогической практике для студентов направления 040200.62 «Социология» очной формы обучения

Составитель: Фарахутдинов Ш.Ф.

Отв. редактор: Гаврилюк В.В.

Подписано к печати Бум. писч. №1

Заказ № Уч. изд. л. 1,9

Формат 60/90 1/16 Усл.печ.л. 1,9

Отпечатано на RISO GR 3750 Тираж 50 экз.

Издательство «Нефтегазовый университет»

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38

Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет»