Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 17

 

Поиск            

 

Указания методические к выполнению контрольных работ по дисциплинам «Тракторы и автомобили» и«Транспортные и базовые машины» для специальностей 171100 моп, 230100 эом и 551400 нтс тверь 2004

 

             

Указания методические к выполнению контрольных работ по дисциплинам «Тракторы и автомобили» и«Транспортные и базовые машины» для специальностей 171100 моп, 230100 эом и 551400 нтс тверь 2004

Министерство образования Российской Федерации

Тверской государственный технический университет

Кафедра «Механизация природообустройства и ремонт машин»

КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплинам «Тракторы и автомобили» и «Транспортные и базовые машины» для специальностей 171100 - МОП, 230100 - ЭОМ и 551400 - НТС

Тверь 2004

Методические указания являются руководством к выполнению контрольных работ студентов высших учебных заведений специальностей 171100 «Мошины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды», 551400 «Наземные транспортные системы» и 230100 «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (водное хозяйство)».

Составлены в соответствии с программой дисциплины «Транспортные и базовые машины» Тверского государственного технического университета.

Рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры «Механизация природообустройства и ремонт машин» (протокол № 1 от 4 сентября 2002 года).

Составители: В.Е. Харламов,

И.К. Морозихина,

К.С. Крылов

© Тверской государственный

технический университет, 2004

Содержание:

1. КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И ТЯГАЧЕЙ ……..

1. 1. Общие указания по изучению первого раздела курса ……………..

1. 2. Контрольные задания по изучению конструкции тракторов, автомобилей и тягачей ……………………………………………….

1. 3. Содержание контрольной работы …………………………………

насоса и мощность на его привод

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И ТЯГАЧЕЙ …………………………..

2. 1. Двигатели …………………………………………………………...

2. 1. 1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания

2. 1. 2. Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма ….

2. 1. 3. Устройство и работа механизма газораспределения ………..

2. 1. 4. Система питания карбюраторного и дизельного двигателей

2. 1. 5. Регуляторы числа оборотов двигателей ……………………..

2. 1. 6. Система смазки двигателя ……………………………………

2. 1. 7. Система охлаждения ………………………………………….

2. 1. 8. Электрооборудование тракторов и автомобилей …………...

2. 1. 9. Система пуска вспомогательным бензиновым двигателем ...

2. 2. Силовая передача тракторов и автомобилей ……………………...

2. 2. 1. Муфты сцепления и промежуточные передачи ……………..

2. 2. 2. Коробки перемены передач, раздаточные коробки и карданные передачи ………………………………………………..

2. 2. 3. Устройство механизмов задних мостов тракторов и автомобилей ……………………………………………………….

2. 3. Ходовая часть и механизмы управления тракторов, автомобилей и тягачей ………………………………………………………………

2. 3. 1. Ходовая часть и рулевое управление колёсных тракторов, автомобилей и тягачей ……………………………………………..

2. 3. 2. Тормозные системы тракторов и автомобилей ……………...

2. 3. 3. Ходовая часть гусеничных тракторов ………………………..

2. 3. 4. Рабочее оборудование тракторов, автомобилей и тягачей …

3. Перечень вопросов для контрольных работ ……………

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список ..…………………………………

5. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….

4

4

4

5

5

5

5

6

7

8

9

9

10

11

12

13

13

13

15

16

16

17

18

18

19

26

27

1. КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И ТЯГАЧЕЙ

1. 1. Общие указания по изучению первого раздела курса

При выполнении мелиоративных работ в сельском хозяй­стве, а также гидротехническом строительстве применяется большое количество различных моделей тракторов, автомоби­лей, тягачей и др. мелиоративных и строительных машин, сконструированных с использованием главных агрегатов ба­зовых моделей тракторов и автомобилей.

Учитывая быстрое усовершенствование и смену моделей машин в процессе их выпуска, для инженера-механика по ме­ханизации гидромелиоративных работ весьма важно знать не частные конструктивные агрегаты и узлы отдельных марок, а общие характерные, конструктивные особенности тракторов, автомобилей и тягачей.

При изучении различных конструкций машин, их отдель­ных агрегатов, систем, механизмов, узлов и деталей рекомен­дуется придерживаться примерно такой последовательности: назначение, устройство, материал, принцип работы, уход и ре­гулировки, возможные неисправности и способы их устране­ния.

В качестве основных объектов изучения рекомендуется принять следующие типы тракторов и автомобилей:

1. Колёсные тракторы Т-150К (класса – 3 т) и К-700 (5 т).

2. Гусеничный трактор ДТ-75

3. Грузовые автомобили и тягачи последних выпусков про­изводства ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ.

1. 2. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И ТЯГАЧЕЙ

В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет контрольную работу.

Для определения номеров вопросов, на которые студент должен дать ответы в своей работе, следует пользоваться нижеприведенной таблицей (приложение). Номера первого вопроса (расчёт системы смазки и системы охлаждения) контрольной работы, определяются первой буквой фамилии студента, номера трех последующих вопросов определяются первой буквой имени, а номера последних трех вопросов – первой буквой отчества студента. Например. Фёдоров Василий Сергеевич должен выполнить расчёт системы смазки и системы охлаждения двигателя КамАЗ-740 и письменно ответить на вопросы № 2, 20, 38, 56, 74 и 91, а студент Самсонов Павел Иванович рассчитать системы двигателя ЗИЛ-130 и ответить на вопросы № 17, 35, 53, 71, 89 и 107.

Работа, выполненная по произвольному варианту, зачитываться не будет.

1. 3. Содержание контрольной работы.

Расчётно-пояснительная записка должна в себя включать:

- задание на расчетно-графическую работу;

- характеристику двигателя прототипа;

- описание систем двигателя прототипа;

- расчёт системы смазки;

- расчёт системы охлаждения;

- подробные ответы на вопросы (по варианту);

- список использованной литературы;

- оглавление.

Пояснительная записка должна иметь объём 18 – 25 страниц.

Техническая характеристика двигателя прототипа берётся из литературного источника, ссылка на которые обязательна в тексте. Необходимые сведения: мощность двигателя (максимальная и номинальная), обороты при данной мощности, объёмы системы смазки и охлаждения. Желательны сведения по производительности насосов (водяного и масляного), что позволяет контролировать правильность расчётов проектируемых насосов.

При описании систем смазки и охлаждения двигателя прототипа следует обратить на особенности, характерные для данного двигателя.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ, АВТОМОБИЛЕЙ И ТЯГАЧЕЙ

2. 1. Двигатели

2. 1. 1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания

[1], стр. 15 – 25; [2], стр. 26 – 51; [3], 14 – 32.

При изучении устройства и работы автотракторных двигателей необходимо усвоить классификацию их по различным признакам. Ознакомиться с основными понятиями и определениями (например, ВМТ, НМТ, рабочий объём, литраж и т.д.), общим устройством и рабочими циклами четырёх- и двухтактными карбюраторным и дизельным двигателями.

Вопросы для самопроверки.

1. Классификация тракторных и автомобильных двигателей.

2. Какова схема размещения основных частей колёсной и гусеничной машин.

3. Перечислите основные механизмы и системы двигателя и их назначения.

4. Дайте определения следующим понятиям: ход поршня, рабочий и полный объём цилиндра, камера сжатия, степень сжатия.

5. Какие процессы образуют рабочий цикл двигателя и что понимают под четырёх- двухтактным рабочими циклами?

6. В чём заключается различие в рабочих процессах карбюраторного и дизельного двигателя?

7. Каковы преимущества дизелей перед карбюраторными двигателями?

8. Что называется порядком работы двигателя?

2. 1. 2. Устройство и работа кривошипно-шатунного механизма

[1], стр. 57 – 89; [2], стр. 52 – 66, 126 – 128; [3], стр. 32 – 62; [7], стр. 22 – 27,

При изучении механизма следует обратить внимание на конструктивные особенности у дизельных и карбюраторных двигателей.

Рассматривая конструкцию цилиндров, необходимо уяснить преимущество вставных гильз и их типы.

Особое внимание следует уделить изучению формы и месторасположению камер сгорания двигателей.

Изучая поршни, необходимо понять, почему поршни имеют диаметр уплотняющей части (головки) меньше, чем диаметр направляющей части (юбки), почему форма юбки алюминие­вого поршня выполняется в виде эллиптического профиля, конусной и с разрезом.

Уяснив назначение и конструкцию поршневых колец, очень важно запомнить, что компрессионные кольца, имеющие фаску или выточку, устанавливаются на поршень вверх фаской или выточкой. В противном случае будет иметь место насосное действие колец, что приведёт к перекачиванию масла из картера двигателя в камеру сгорания двигателя.

Рассмотреть способы крепления поршневого пальца с шатуном и конструкцию шатунов, усвоить конструкцию шатунных и коренных подшипников, конструктивные схемы коленчатых валов многоцилиндровых двигателей рядного и V-образного расположения.

Усвоить характерные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.

Вопросы для самопроверки

1. Каково назначение кривошипно-шатунного механизма?

2. Перечислите детали кривошипно-шатунного механизма и их назначение?

3. Как производится уплотнение посадочных мест гильз в блоке?

4. Как конструктивно выполняются поршни и шатуны?

5. Назначение и конструктивные особенности поршневых колец.

6. Какие существуют способы крепления поршневого пальца с шатуном?

7. Каковы преимущества тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей шатунных и коренных подшипников?

8. Почему у коленчатых валов делают шатунные шейки полыми?

9. Перечислите способы ограничения осевых перемещений коленчатого вала двигателей.

10. Назовите способы гашения крутильных колебаний коленчатых валов?

11. Каково назначение маховика?

12. Перечислите основные характерные неисправности деталей кривошипно-шатунного механизма.

2. 1. 3. Устройство и работа механизма газораспределения

[1], стр. 89 – 105; [2], стр. 66 – 78; [3], стр. 63 – 80.

Уяснив назначение механизмов газораспределения, рассмотрите их классификацию. Необходимо обратить внимание на взаимодействие этого механизма с кривошипно-шатунным механизмом. После этого следует ознакомиться с конструкцией отдельных деталей механизма газораспределения. Обратите внимание на устройства, ограничивающие осевое перемещение распределительных валов.

Ознакомьтесь с устройством и действием декомпрессионного механизма, порядком регулировки зазоров клапанов и декомпрессионного механизма, основными неисправностями газораспределительного и декомпрессионного механизмов.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение и типы механизмов газораспределения.

2. Из каких основных деталей состоит механизм газорас­пределения?

3. Работа клапанного механизма газораспределения и его взаимодействие с кривошипно-шатунным механизмом.

4. Что называется фазами газораспределения, как они изо­бражаются и от чего зависят?

5. С какой целью клапаны открываются с опережением, а закрываются с запаздыванием?

6. Как осуществляется связь между коленчатым и распределительным валами у различных двигателей? Каково передаточное число привода распределительного вала?

6. Для чего и какой величины устанавливаются зазоры клапанов и в каком порядке они регулируются?

7. Каково назначение декомпрессионного механизма, его устройство, действие и регулировка?

8. Основные неисправности механизма газораспределения и декомпрессионного механизма и их устранение?

2. 1. 4. Система питания карбюраторного и дизельного двигателей

[1], стр. 106 – 170, 181 – 189; [2], стр. 204 – 218, 234 – 237, 254 – 277, 307 – 318, 322 – 330; [3], стр. 81 – 131; [4], стр. 91 – 95, 143 – 146; [5], стр. 43 – 52, 58 – 80.

Приступая к изучению данной темы, следует сначала рассмотреть общие схемы систем питания двигателей, работающих на различных видах топлива и установить, из каких приборов и механизмов состоит система питания. Рассмотреть конструкцию топливных баков, фильтров, подкачивающих насосов и воздухоочистителей.

Перед изучением конструкции карбюратора необходимо уяснить понятие о составе горючей смеси и ее влияние на работу двигателя на различных режимах работы. Затем рассмотреть работу элементарного карбюратора и его характеристику. Необходимо усвоить назначение и действие различных дозирующих и других устройств карбюраторов, обеспечивающих соответствующий состав горючей смеси на любых режимах. После чего следует рассмотреть конструкции отдельных карбюраторов. Изучение системы питания дизелей необходимо начать с рассмотрения способов смесеобразования и рассмотрения конструкций камер сгорания.

Далее следует ознакомиться с конструкцией многоплунжерных и одноплунжерных топливных насосов и принципам регулирования в них подачи топлива. Необходимо также уяснить назначение и устройство автоматической муфты опережения впрыска топлива.

При изучении форсунок следует уделить особое внимание
рассмотрению конструкции штифтовых и бесштифтовых форсунок с гидравлическим управлением иглой.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды и марки топлив применяются для карбюраторных и дизельных двигателей?

2. Какие вы знаете режимы работы двигателей и соответствующие им составы горючих смесей?

3. Назначение и основные части системы питания карбюраторного и дизельного двигателя.

4. Каковы недостатки простейшего карбюратора?

5. Нарисуйте схемы и объясните принципы действия различных способов компенсации состава смесей.

6. Нарисуйте схемы карбюраторов К-126Б и К-88А и объ­ясните процесс их работы.
7. Как устроен и работает подкачивающий насос карбюраторного двигателя?
8. Назначение и конструкция топливных фильтров в системе питания дизелей.
9. Объясните конструкцию и работу комбинированного воздухоочистителя.
10. Объясните назначение, устройство и действие турбокомпрессора двигателя ЯМЗ-238 НБ.

11. Как работает плунжерный топливоподкачивающий насос?

12. Как устроены и работают топливные насосы дизелей СМД-14, Д-130, ЯМЗ-236?

13. Каково назначение, устройство и действие автоматической муфты опережения впрыска топливного насоса ЯМЗ-238НБ?

14. Расскажите устройство и действие форсунок этих же двигателей.

15. Какие регулировки предусмотрены в топливных насосах?

16. Какие основные неисправности в системе питания и спо­собы их устранения?

2. 1. 5. Регуляторы числа оборотов двигателей

[1], стр. 170 – 180, 188; [2], стр. 318 – 322; [3], стр. 132 – 140; [5], стр. 52 – 58.

При изучении регуляторов необходимо уяснить их назна­чение, классификацию и принципы действия.

Рассматривая конструкцию однорежимного регулятора, следует обратить внимание на способ натяжения его пружины.

Необходимо уяснить, что в отличие от однорежимного регулятора, у всережимных регуляторов имеется возможность изменения натяжения пружины (или пружин) регулятора во время работы двигателя непосредственно из кабины трактора.

Необходимо также понять, что при каждом изменении натяжения пружины всережимного регулятора он будет соответственно изменять и поддерживать постоянным определенный скоростной режим работы двигателя.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение и принцип действия регулятора.

2. Каково устройство и принцип действия пневмоцентробежного регулятора двигателя ЗИЛ-130?

3. Каковы преимущества всережимного регулятора.

4. Каково устройство и принцип действия всережимного регулятора двигателя Д-108 и ЯМЗ-236?

5. Назначение, конструкция и действие корректирующего устройства регулятора.

2. 1. 6. Система смазки двигателя

[1], стр. 196 – 512; [2], стр. 160 – 172, 82 – 192, 197 – 203; [3], стр. 140 - 155; [4], стр. 276 – 286; [5], стр. 81 – 89.

При изучении этой темы необходимо уяснить назначение системы смазки способы подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, классификацию систем смазки и основные элементы, составляющие систему смазки.

Изучение конструкций отдельных элементов системы смазки следует начать с масляных насосов, затем рассмотреть конструкции масляных фильтров грубой и тонкой очистки масла, обратив при этом особое внимание на конструкцию центробежных маслоочистителей.

Рекомендуется также обратить внимание на различные способы вентиляции картеров двигателей.

Уяснить основные неисправности и уход за системой смазки.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение системы смазки.

2. Сорта и марки моторных масел для карбюраторных и дизельных двигателей.

3. По каким признакам классифицируются системы смазки?

4. Перечислите все клапаны в системе смазки и их назначение.

5. Расскажите о назначении, принципе действия и устройстве масляного насоса.

6. Чем отличается принцип действия полнопоточной и неполнопоточной масляных центрифуг? Каково их устройство?

7. Для чего необходима вентиляция картера двигателя? Каким образом она осуществляется?

8. Перечислите характерные неисправности системы смазки, способы их устранения и уход за системой смазки.

2. 1. 7. Система охлаждения

[1], стр. 215 – 233; [2], стр. 129 – 139, 146 – 160; [3], стр. 155 – 164; [4], стр. 237 – 340; [5], стр. 89 – 97.

Уяснив назначение и классификацию систем охлаждения, рассмотреть схемы различных систем охлаждения. Далее не­обходимо изучить устройство водяных радиаторов, место расположения и привод водяных насосов и вентиляторов на двигателях. Рассматривая устройство водяного насоса, следует обратить на конструкцию сальникового уплотнения, не требующего подтяжки. Усвоить необходимость и принцип действия термостата и паровоздушных клапанов в системе охлаждения.

Очень важно уяснить основные операции ухода за системой охлаждения в разные периоды времени года.

Вопросы для самопроверки

1. Какое назначение имеет система охлаждения для двигателя.

2. Какие жидкости применяются в системах охлаждения двигателей?

3. Почему наибольшее применение на современных автотракторных двигателях получили закрытые системы охлаждения?

4. Преимущества и недостатки воздушной и жидкостной системы охлаждения.

5. Какие преимущества термостатов с твёрдым наполнителем по сравнению с жидкостным?

6. Нарисуйте схемы охлаждения двигателей ЯМЗ-236 и объясните принцип действия этих систем.

7. Какие типы радиаторов применяются на автотракторных двигателях?

8. Расскажите об основных операциях ухода за системой охлаждения.

2. 1. 8. Электрооборудование тракторов и автомобилей

[1], стр. 234 – 282; [2], стр. 331 – 417, 424 – 427; [3], стр. 165 – 233; [5], стр. 208 – 229.

При изучении данной темы необходимо вначале уяснить назначение электрооборудования на тракторе и автомобиле. Из каких элементов оно состоит.

Следует иметь в виду, что все элементы электрооборудования делятся на источники и потребители электрического тока.

Особое внимание следует уделить системе батарейного зажигания, системы зажигания от магнето- и контактнотранзисторной системы зажигания

При изучении генераторов необходимо уяснить принцип действия генераторов постоянного и переменного тока, а также их преимущества и недостатки.

Изучите устройство аккумуляторных батареи, их работу и, особенно, уход за батареями.

Очень важно усвоить устройство и работу реле-регулятора, от которого в значительной степени зависит надёжность и срок службы батареи, генератора, а также потребителей тока.

Изучая устройство индуктивной катушки зажигания и прерывателя – распределителя, надо уяснить их назначение и принцип действия. Следует также хорошо разобраться в устройстве и работе автоматов и устройстве для регулировки угла опережения зажигания. Необходимо уяснить принцип действия и роль конденсатора для нормальной работы системы зажигания.

Приступая к изучению магнето, нужно вначале ознакомиться с его схемой и принципом действия.

Заканчивая изучение системы зажигания, важно усвоить порядок установки зажигания на двигателе и уход за приборами.

Далее необходимо изучить устройство и действие электрических стартеров, приборов системы освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов.

Вопросы для самопроверки

1. Какие источники электрического тока применяются на тракторах и автомобилях?

2. Перечислите системы электрического зажигания, применяемые на тракторах и автомобилях.

3. Что такое угол опережения зажигания, какие факторы влияют на его величину?

4. Как устроены и маркируются свечи?

5. Начертите схему магнето и объясните его устройство и принцип действия.

6. Начертите схему батарейного зажигания автомобиля ЗИЛ-130 и укажите на ней стрелками пути электрических токов низкого и высокого напряжения.

7. Начертите схему устройства индукционной катушки, объясните принцип ее действия и назначение вариатера.

8. Как устроен и действует прерыватель-распределитель?

9. Расскажите о порядке установки батарейного зажигания и магнето на двигателе.

10. Расскажите о назначении, устройстве и принципе действия аккумуляторной батареи.

11. Перечислите основные операции ухода за батареей.

12. Начертите схему, объясните устройство и принцип действия генератора постоянного тока с реле-регулятором.

13. Начертите схему, объясните устройство и принцип действия генератора переменного тока с электромагнитным возбуждением с реле-регулятором и выпрямителем.

14. Расскажете устройство и действие электрического стартера с электромагнитным приводом и дистанционным управлением

15. Перечислите характерные неисправности электрооборудования, способы их устранения и основные операции ухода за приборами электрооборудования.

2. 1. 9. Система пуска вспомогательным бензиновым двигателем

В данной теме следует изучить устройство и работу пусковых карбюраторных двигателей и силовые передачи систем пуска.

Здесь следует также уделить внимание изучению устройств, облегчающих пуск двигателей в холодное время года и техники пуска.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите различные способы пуска двигателей, их преимущества и недостатки.

2. Расскажите устройство пусковых двигателей ПД-10У и П-23М и их отличие от двигателей ПД-10М, П-46 и П-23.

3. Перечислите основные части и механизмы силовой передачи системы пуска дизеля и их назначение.

4. С помощью какого устройства и каким образом осуществляется выключение приводной системы пуска после запуска основного двигателя.

5. Расскажите о подготовке к пуску и последовательности операции при пуске основного и вспомогательного двигателя трактора ДТ-75.

2. 2. Силовая передача тракторов и автомобилей

2. 2. 1. Муфты сцепления и промежуточные передачи

[1], стр. 313 – 331; [2], стр. 429 – 433, 442 – 458; [3], стр. 256 – 266.

Приступая к изучению трансмиссии трактора и автомобиля, необходимо прежде всего уяснить её назначение и какие узлы и агрегаты составляют силовую передачу.

Далее следует рассмотреть классификацию и различные схемы силовых передач, их преимущества и недостатки.

Изучение устройств муфт сцепления следует начать с однодисковых фрикционных муфт.

При изучении принципа действия в муфте сцепления следует выделить три основные группы деталей: ведущую часть, ведомую часть и механизм выключения и включения муфты.

Далее необходимо разобраться в особенностях конструкций двух- и многодисковой муфты сцепления, а также полужёсткой муфты сцепления.

После изучения фрикционного сцепления надо ознакомиться с устройством и работой гидравлической муфты сцепления, уяснив её преимущества по сравнению с фрикционной.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение и классификация силовых передач.

2. Какие бесступенчатые передачи применяются на тракторах и автомобилях?

3. Начертите схему и перечислите все элементы ступенчатой силовой передачи гусеничного трактора.

4. Назначение, устройство и принцип действия муфты сцепления.

5. В чём заключается преимущество гидравлического привода управления муфтой по сравнению с механическим?

6. Каково устройство и принцип действия гидравлической муфты сцепления?

7. Назначение и типы промежуточных соединений.

2. 2. 2. Коробки перемены передач, раздаточные коробки и карданные передачи

[1], стр. 332 – 356; [2], стр. 459 – 463, 476 – 512, 535 – 542; [3], стр. 266 – 287; [4], стр. 300 – 305; [5], стр. 107 – 144; [6], стр. 176 – 189, 228 – 233; [7], стр. 107 – 118.

Изучение дайной темы следует начать с рассмотрения наз­начения и классификации коробки передач. Затем необходимо изучить устройство трех-, четырех и пятиступенчатых коробок передач автомобилей. При этом следует обратить внимание на количество и расположение валов в коробке, на количество подвижных и неподвижных, шестерен и их взаимное соединение для передачи крутящего момента в процессе движения автомобиля. Очень важно уяснить назначение, устройство и принцип действия синхронизаторов.

Необходимо рассмотреть устройство и принцип действия увеличителя крутящего момента (УКМ), реверс-редуктора, а также ознакомиться с приводом отбора мощности.

Рассматривая механизмы переключения коробок, важно уяснить различные способы переключения передач: посредствомперемещения шестерен (трактора ДТ-75, Т-4, Т-100), перемещениём муфт переключения с синхронизаторами или без них (автомобили ЗИЛ-130, МАЗ-500, трактор Т-130) и с помощью фрикционных муфт переключения (тракторы Т-150, К-700)

При рассмотрении гидромеханической коробки перемены передач необходимо уяснить назначение, устройство и принцип действия гидротрансформатора, фрикционных муфт и тормозов планетарной коробки перемены передач.

При рассмотрении бесступенчатой электрической силовой передачи трактора ДЭТ-250 следует изучить назначение, устройство и принцип действия силового генератора ДК-510Б, редуктора силового генератора и тяговый электродвигатель.

Приступая к изучению устройства раздаточных коробок, необходимо рассмотреть конструкцию раздаточных коробок автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, КрАЗ-214 и трактора-тягача К-700. При этом следует уяснить назначение и принцип действия в раздаточной коробке осевого дифференциала привода задних ведущих мостов.

Заканчивая изучение темы, рассмотрите устройство карданных передач и обратите внимание на схемы расположения их на изучаемых тракторах и автомобилях.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего служит коробка передач на тракторах и автомобилях?

2. Назовите основные детали механической коробки передач.

3. Какое назначение имеют замки и фиксаторы в коробках передач.

4. Назначение и устройство блокировочного механизма переключения передач.

5. Какое назначение имеют синхранизаторы и их принцип действия.

6. С помощью какого механизма и каким образом, осуществляется переключение передач на ходу в тракторных коробках передач?

7. Назначение и устройство увеличителя крутящего момента.

8. Каково устройство и принцип действия гидромеханнческой коробки передач?

9. Как устроена бесступенчатая силовая передача трактораДТ-75?

10. Начертите кинематические схемы раздаточных коробок автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ.

11. Назначение и устройство карданных передач.

12. Начертите схемы расположения карданных передач на тракторе Т-150К, К-700 и автомобилях МАЗ-500 и КрАЗ-214.

13. Назовите марки трансмиссионных масел и перечислите основные правила ухода за коробкой передач, раздаточной коробкой и карданной передачей.

2. 2. 3. Устройство механизмов задних мостов тракторов и автомобилей

[1], стр. 356-375; [2], стр. 542-549, 558-566; [3], стр. 287-300; [4], стр. 300-305; [5], стр. 145-151; [6], стр. 234-239.

Изучение материала этой темы следует начать с рассмотрения общего устройства заднего моста колёсного трактора и автомобиля и гусеничного трактора.

Вначале следует уяснить, из каких элементов состоят механизмы задних мостов, а затем перейти к детальному изучению их отдельных узлов, начиная с центральной передачи трактора и главной передачи автомобиля. При изучении главной передачи автомобиля необходимо обратить внимание на особенности конструкции гипоидной передачи.

Далее изучите назначение, устройство и принцип действия дифференциала, уясните его недостатки. Ознакомьтесь с основными способами блокировки дифференциала, принципом и работой самоблокирующихся дифференциалов.

Изучив устройство главной передачи и дифференциала автомобиля, следует рассмотреть классификацию полуосей по воспринимаемым ими нагрузкам и ознакомиться с их конструкциями. Затем рассмотреть устройство конечных передач.

При изучении механизмов заднего моста гусеничного трактора следует уделить внимание устройству и принципу действия фрикционных муфт поворота и планетарного механизма в сочетании с работой тормозов. Необходимо ознакомиться с устройством и работой гидравлического усилителя привода механизма поворота гусеничного трактора.

Вопросы для самопроверки

1. Какие механизмы включает в себя задний мост трактора и автомобиля?

2. Для чего служит дифференциал и принцип его действия?

3. Для чего применяется блокировка дифференциала и каково устройство самоблокирующегося дифференциала?

4. Какие типы ведущих полуосей применяются в колёсных тракторах и автомобилях и их конструкции?

5. Каково назначение, устройство и действие фрикционных муфт и планетарных механизмов у гусеничных тракторов?

6. Устройство и принцип действия гидроусилителей механизма управления муфтами поворота гусеничного трактора.

7. Объясните устройство и работу тормозов изучаемых тракторов.

8. Какие масла применяются для механизмов задних мостов?

9. Перечислите основные операции по уходу за механизмами задних мостов.

2. 3. Ходовая часть и механизмы управления тракторов, автомобилей и тягачей

2. 3. 1. Ходовая часть и рулевое управление колёсных тракторов, автомобилей и тягачей

[1], стр. 378 – 411; [2], стр. 590 – 611, 624 – 643, 654 – 682; [3], стр. 301 – 320, 329 – 343; [4], стр. 300 – 305, 318 – 325; [5], стр. 170 – 184.

Приступая к изучению ходовой части, необходимо, прежде всего, уяснить ее назначение и из качких элементов состоит ходовая часть колесного трактора и автомобиля.

Изучив конструкцию элементов подвески, надо рассмотреть устройство передних (управляемых) ведомых и ведущих мостов колесных тракторов и автомобилей. Особое внимание следует обратить на кинематику поворота, стабилизацию управляемых колес и возможность поворота их без скольжения.

Далее следует изучить устройство колес и пневматических шин, способы и устройства, повышающие тягово-сцепные свойства тракторов и автомобилей.

При изучении рулевого управления вначале следует рассмотреть по схеме его общее устройство, а затеем конструкцию отдельных механизмов. Изучая устройство существующих типов рулевых механизмов, особое внимание следует обратить на устройство и действие пневматических и гидравлических усилителей. Необходимо также обратить внимание на особенность конструкции механизма управления трактора К-700.

В заключение следует изучить основные регулировки и разобраться в сущности ухода за ходовой частью и рулевым управлением.

Вопросы для самопроверки

1. Из каких элементов состоит ходовая часть колесного трактора и автомобиля, ее назначение?

2. Какие типы передних мостов применяются на колесных тракторах и автомобилях?

3. Что такое развал и сходимость колес, за счет чего достигается стабилизация управляемых колес?

4. Какие типы пневматических шин применяются на тракторах и автомобилях? Как обозначаются их размеры?

5. Каково назначение и устройство подвески автомобиля?

6. Что собой представляет независимая подвеска и каково ее преимущество по сравнению с зависимой?

7. Назначение и общее устройство рулевого управления колесного трактора и автомобиля.

8. Какие основные типы рулевых управлений применяются на тракторах и автомобилях?

9. Объясните назначение, устройство и действие гидравлического и пневматического усилителя рулевого управления автомобилей ЗИЛ-130 И КрАЗ-257.

10. Расскажите устройство и принцип действия гидравлического механизма управления поворотом трактора с шарнирно-сочлененной рамой.

11. Какие смазочные материалы применяются для ухода за ходовой частью?

12. Перечислите основные операции по уходу за ходовой частью и рулевым управлением тракторов и автомобилей.

2. 3. 2. Тормозные системы тракторов и автомобилей

[1], стр. 411 – 423; [2], стр. 682 – 686, 698 – 736; [3], стр. 298 – 300, 344 – 345; [5], стр. 153 – 169; [6], стр. 240 – 249, 252 – 258.

Изучение тормозных систем следует начать с выяснения по схемам месторасположения тормозных механизмов на тракторах и автомобилях и ознакомления с классификацией тормозов.

Следует рассмотреть основные схемы ленточных, колодочных и дисковых тормозов тракторов и автомобилей.

Далее следует изучить устройство и принцип действия механического, гидравлического и пневматического привода и усилителей тормозов.

При изучении устройства тормозов особое внимание следует уделить регулировкам и уходу за тормозными системами.

Вопросы для самопроверки

1. Какие типы тормозов применяются на колесных тракторах и автомобилях?

2. Из каких элементов состоит тормозная система с гидравлическим и пневматическим приводом?

3. Виды тормозных жидкостей.

4. Устройство и работа главного тормозного цилиндра.

5. Как и для чего делается прокачка тормозной жидкости в системе гидравлического привода тормозов?

6. Как устроен и работает компрессор автомобиля?

7. Расскажите назначение, устройство и действие вакуумного усилителя гидравлического привода тормозов.

8. Каково устройство тормозных камер на колесах при пневматикам приводе к тормозам?

9. С какой целью и каким образом осуществляется раздельное управление колесными тормозами трактора?

10. Как проверяется исправность действия тормозов?

11. Какие основные операции надо выполнять по уходу за тормозными системами тракторов и автомобилей?

2. 3. 3. Ходовая часть гусеничных тракторов

[1], стр. 423 – 434; [3], стр. 320 – 328; [6], стр. 328 – 343.

Для детального изучения можно принять ходовую часть тракторов: ДТ-75, Т-100 и трактора ДЭТ-250 с эластичной торсионной подвеской гусеничного движителя.

Ознакомьтесь с основными регулировками ходовой части и операциями по уходу.

Вопросы для самопроверки

1. Каково устройство и работа гусеничного движителя?

2. Какие типы подвесок применяются в гусеничных тракторах и их сравнительная оценка?

3. Какие типы гусениц применяются на тракторах?

4. Какова особенность конструкции гусениц болотоходных тракторов?

5. Объясните устройство и действие натяжных устройств гусениц?

6. Перечислите основные операции по уходу за ходовой частью гусеничного трактора.

2. 3. 4. Рабочее оборудование тракторов, автомобилей и тягачей

[1], стр. 435 – 463; [2], стр.737 – 765, 793 – 812; [3], стр. 357 – 380; [4], стр. 305 – 308, 340 – 343; [5], стр. 185 – 204; [6], стр. З58 – 373.

Изучение данной темы следует начать с рассмотрения устройства .раздельно-агрегатной гидравлической системы тракторов и механизма навески. Очень важно хорошо разобрать работу гидросистемы по схемам при различных положениях рукояток золотников распределения, проследив при этом пути рабочей жидкости в системе

Более детально рекомендуется рассмотреть гидросистему трактора К-700. Обратите особое взимание на вопросы технического ухода за агрегатами тракторных гидросистем.

Очень важными элементы рабочего оборудования тракторов являются валы отбора мощности и приводные шкивы. Рассматривая их конструкции, обратить внимание на принцип действия зависимого и независимого ВОМ.

Изучая рабочее оборудование автомобилей, уделить должное внимание устройству и работе подъёмного механизма самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 и МАЗ-503, приводным лебёдкам, системам централизованного регулирования давления воздуха в шинах автомобилей высокой проходимости (ГАЗ-66А, ЗИЛ-131, Урал-375).

Вопросы для самопроверки

1. Из каких элементов состоит раздельно-агрегатная гидросистема?

2. Виды рабочих жидкостей для гидросистем?

3. Каково назначение, устройство и действие каждого агрегата гидросистемы трактора?

4. Как устроен механизм навески трактора и как он обеспечивает соединение с агрегатируемой машиной или орудием?

5. Для чего служат и как устроены вал отбора мощности с независимым приводом и боковой синхронный вал трактора?

6. Объясните назначение, устройство и действие приводной лебёдки автомобиля ЗИЛ-131.

7. Объясните устройство и действие подъёмного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-503.

8. Для чего служит и как действие система централизованного регулирования давления воздуха в шинах автомобиля?

3. Перечень вопросов для контрольных работ:

1. Приведите полную классификацию тракторов.

2. Перечислите преимущества и недостатки колесных и гусеничных тракторов.

3. Объясните преимущество тракторов и автомобилей с дизельными двигателями.

4. Начертите схему общего устройства колесного трактора и укажите назначение его основных агрегатов.

5. Начертите схему общего устройства грузового автомобиля повышенной проходимости и объясните назначение основных его агрегатов.

6. Перечислите существующие способы повышения проходимости тракторов и автомобилей.

7. Выполните схемы общего устройства гусеничных тракторов Т-150 и ДТ-75 и укажите их принципиальное конструктивное отличие.

8. Приведите полную классификацию двигателей внутреннего сгорания.

9. Какие двигатели называются дизельными и карбюраторными, в чём их конструктивное отличие?

10. Начертите схему и объясните процессы, протекающие во время работы в четырехтактном дизельном двигателе за полный рабочий цикл.

11. Начертите схему двухтактного дизеля и объясните процессы, протекающие в цилиндрах во время работы.

12. Начертите схему двухтактного карбюраторного двигателя и объясните процессы, протекающие в его цилиндрах за полный рабочий цикл.

13. Объясните, что называется порядком работы двигателя. Выполните таблицы чередования тактов в цилиндрах двигателя ЯМЗ-238.

14. Начертите схемы камер сгорания различных дизелей и опишите их способы смесеобразования.

15. Каково назначение блок-картера и цилиндров двигателя? Из каких материалов они изготавливаются?

16. Перечислите детали кривошипно-шатунного механизма двигателя, их назначение, конструкцию и материал.

17. Опишите конструкции и материал изучаемых тракторных двигателей.

18. Опишите конструкцию и материалы шатунных коренных подшипников двигателей: А-41, ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236.

19. Опишите способы ограничения осевых перемещении коленчатых валов автотракторных двигателей.

20. Начертите схемы газораспределительных механизмов с нижним и верхим расположением клапанов и объясните их преимущества и недостатки.

21. Опишите, из каких материалов изготавливаются клапаны, направляющие втулки клапанов? Какие требования предъявляются к материалам этих деталей и их свойства?

22. Выполните схемы компрессионных механизмов двигателей СМД-14, Д-108. Объясните их назначение и принцип действия.

23. Выполните схему системы питания карбюраторного (ЗИЛ-130) и дизельного (А-41) двигателей, объясните назначение каждого элемента. Марки автомобильных бензинов.

24. Выполните схему турбонагнетателя, опишите его назначение, принцип действия и перечислите марки тракторов, двигателей которых имеют турбонаддув.

25. Выполните схему воздухоочистителей двигателей ЯМЗ-238 и ЗИЛ-130; объясните принцип их действия основные требования, предъявляемые к воздухоочистителям.

26. Перечислите типы подкачивающих насосов, применяемых в системах питания автотракторных двигателей. Выполните схему диафрагменного подкачивающего насоса и объясните его принцип действия.

27. Объясните, какие способы компенсации применяются в автомобильных карбюраторах, выполните схему главной дозирующей системы карбюратора с компенсацией смеси пневматическим торможением топлива.

28. Объясните, каково назначение, устройство и принцип действия экономайзера и ускорительного насоса в карбюраторе.

29. Выполните схему пневмоцентробежного ограничителя максимального числа оборотов двигателя ЗИЛ-130, объясните его устройство и принцип действия.

30. Выполните схему устройства карбюратора К-16А и объясните процесс его работы.

31. Выполните схемы и дайте описание устройства топливных фильтров, топливного насоса высокого давления и форсунок двигателя Д-130.

32. Опишите устройство и действие регуляторов оборотов двигателей СМД-14. Выполните схему всережимного регулятора оборотов двигателя Д-130, объясните его устройство и принцип действия.

33. Для чего необходимо корректирующее устройство в регуляторе. Выполните схему устройства и объясните принцип действия. Марки дизельных топлив.

34. Как осуществляется проверка и регулировка угла опережения подачи топлива насосом у двигателей ЯМЗ-238НБ и А-41?

35. Выполните схему системы смазки дизеля ЯМЗ-238НБ и объясните назначение и принцип действия его отдельных элементов. Сорта и марки масел для карбюраторных двигателей.

36. Выполните схему систем охлаждения двигателей В-ЗОБ и ЯМЗ-236 и объясните их устройство и принцип действия.

37. Объясните назначение термостатов, шторок и жалюзи в системе охлаждения. Выполните схемы термостатов жидкостного и с твердым наполнителем, опишите их принцип действия.

38. Выполните схему электрооборудования трактора К-700 и объясните, для чего используется электрический ток на тракторе и назначение основных элементов электрооборудования.

39. Выполните общую схему электрооборудования автомобиля-тягача МАЗ-504 с указанием назначения основных ее элементов.

40. Какие источники электрического тока применяются на тракторах и автомобилях, их сравнительные преимущества и недостатки?

41. Выполните схему батарейного зажигания автомобиля ЗИЛ-130 с указанием назначения ее отдельных элементов.

42. Каково преимущество контактно-транзисторной системы зажигания по сравнению с батарейной системой?

43. Выполните схемы зажигания от магнето высокого напряжения. Объясните устройство принцип его действия и порядок установки на двигатель.

44. Выполните схему электрического освещения автомобиля МАЗ-500 и КрАЗ с указанием назначения основных элементов.

45. Выполните схему электрического освещения трактора с указанием назначения и основных данных о его элементах.

46. Что такое угол опережения зажигания в карбюраторных двигателях, почему и как изменяется его величина при работе двигателя? Опишите порядок установки зажигания на двигателе.

47. Выполните электрическую схему реле-регулятора РР-107 и объясните назначение и принцип действия его отдельных элементов. Пластичные смазки, их назначение.

48. Выполните схему контактно-транзисторного реле-регулятора РР-362 и объясните назначение и принцип действия отдельных элементов.

49. Опишите устройство и действие контрольно-измерительных приборов, звуковой и световой сигнализации, подогревательных и вентиляционных устройств автомобиля (МАЗ-500).

50. Опишите устройство, выполните схему и объясните принцип действия аккумулятора. Перечислите основные марки аккумуляторов, применяемых на тракторах и автомобилях.

51. Выполните схему стартера с дистанционным электромагнитным включением и объясните его принцип действия.

52. Выполните схемы приводных механизмов стартеров с муфтой свободного хода и принудительным механическим включением. Объясните принцип их действия.

53. Выполните схемы электрофакельного подогревателя воздуха трактора и подогревателя охлаждающей жидкости и масла автомобиля с указанием назначения каждого элементов.

54. Опишите устройство и работу одноцилиндрового двухтактного пускового двигателя дизелей СМД-14 и А-41.

55. Опишите устройство и работу двухцилиндрового четырехтактного пускового двигателя гусеничных тракторов: Т-100М и Т-130. Жидкости для гидросистем.

56. Опишите устройство и принцип действия силовой передачи системы пуска дизеля. Вычертите схему действия механизма выключения силовой передачи системы пуска дизели Д-108 и объясните принцип действия.

57. Опишите устройство и принцип действия системы пуска.

58. Опишите порядок пуска карбюраторного автомобильного двигателя и тракторного дизеля, имеющего пусковой двигатель.

59. Выполните схемы ступенчатых и бесступенчатых силовых передач тракторов и автомобилей и объясните принцип действия, перечислите их преимущества и недостатки.

60. Выполните общую схему силовой передачи колесного трактора К-700 с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

61. Выполните общую схему силовой передачи гусеничного трактора ДТ-75 с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

62. Выполните общую схему силовой передачи грузового автомобиля МАЗ-500 с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

63. Выполните общую схему силовой передачи грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131 с указанием названия и назначения отдельных ее механизмов.

64. Выполните общие схемы силовых передач автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-66, Урал-375 и КрАЗ-257 с указанием названия и назначения отдельных их механизмов.

65. Выполните схему устройства постоянно замкнутой муфты сцепления автомобиля ЗИЛ-130 и объясните принцип ее действия. Масла для коробок передач.

66. Выполните схему устройства непостоянно замкнутой муфты сцепления трактора Т-100М и объясните принцип ее действия.

67. Выполните схему силовой передачи и полужесткой муфты сцепления трактора К-700. Укажите название и назначение отдельных механизмов и деталей.

68. Приведите полную классификацию коробок перемены передач тракторов и автомобилей.

69. Выполните схему увеличения крутящего момента и коробки перемены передач трактора ДТ-75, Объясните назначение и принцип действия УКМ. Как происходит передача крутящего момента на каждой передаче.

70. Выполните схему пятиступенчатой коробки перемены передач с ускоряющей передачей и дистанционным механическим управлением. Объясните устройство и принцип действия коробки и механизма управления.

71. Приведите схемы и опишите устройство и принцип действия механического и гидравлического приводов выключения сцепления, а также приводов с пружинным и пневматическим усилителями.

72. Выполните схему многоступенчатой коробки передач с шестернями постоянного зацепления, фрикционной с гидравлическим управлением фрикционов передач. Укажите назначение и название отдельных ее деталей.

73. Приведите схемы раздаточных коробок двухосных автомобилей с приводом на передний ведущий мост и трехосных со всеми ведущими мостами.

74. Выполните схему синхронизатора коробки перемены передач и объясните его назначение, устройство и принцип действия.

75. Выполните схему устройства дифференциала грузового автомобиля ЗИЛ-130 и объясните его назначение и принцип действия.

76. Приводите схему устройства дифференциала свободного хода кулачкового типа. Объясните его назначение, принцип действия и преимущества по сравнению с шестеренчатыми дифференциалами.

77. Выполните схемы карданных передач, применяемых на тракторах и автомобилях. Объясните назначение и действие карданных передач.

78. Выполните кинематическую схему заднего моста колесного трактора с указанием названия и назначения его отдельных деталей.

79. Выполните схему заднего моста грузового автомобиля с указанием названия и назначения его отдельных деталей.

80. Выполните схему заднего моста гусеничного трактора с указанием названия и назначения его отдельных частей.

81. Опишите устройство колес и шин автомобилей и колесных тракторов. Укажите, как маркируются шины.

82. Выполните схему рулевых управлений автомобилей МАЗ-500 и ЗИЛ-130 с описанием устройства и принципа действия.

83. Выполните схему гидравлической системы управления поворотом трактора К-700 с описанием устройства и принципа действия.

84. Приведите схему рулевой трапеции, укажите ее назначение и принцип действия.

85. С какой целью делается развал и схождение управляемых колес автомобилей, приведите схему установки передних колес и шкворней и укажите назначение установочных углов.

86. Выполните схему тормозов автомобиля с гидравлическим приводом, укажите название и назначение отдельных элементов и принцип действия.

87. Выполните схему тормозной системы автомобиля с пневматическим приводом, укажите название и назначение отдельных элементов и принцип действия системы.

88. Выполните схемы движителей гусеничных тракторов с полужесткой и эластичной (с балансирными каретками и торелонными валами) подвесками, объясните назначение, принцип действия основных узлов и особенности движителей этих типов.

89. Как осуществляется управление гусеничными тракторами с бортовыми фрикционами? Приведите схемы устройства поворотных муфт и объясните принцип действия.

90. Как осуществляется управление гусеничными тракторами, имеющими планетарные редукторы? Выполните схемы механизмов поворота с указанием назначения отдельных узлов.

91. Приведите схемы натяжных устройств гусеничных лент тракторов с описанием принципа их действия.

92. Как устроен гидроусилитель (сервомеханизм) привода механизма поворота гусеничного трактора? Приведите его схему с объяснением принципа действия.

93. Выполните схему раздельно-агрегатной гидросистемы трактора Т-100М с объяснением названия и назначения отдельных агрегатов, их устройства и принцип действия.

94. Выполните схему раздельно-агрегатной гидросистемы трактора К-700 с указанием названия, назначения и принципа действия отдельных элементов.

95. Выполните схемы механизмов навесок тракторов с объяснением их устройства и принципов действия.

96. Выполните схемы шестеренчатого насоса и трехзолотникового распределителя раздельно-агрегатной гидросистемы трактора и объясните их устройство и принцип действия.

97. Выполните схему и объясните принцип действия главного силового цилиндра раздельно-агрегатной гидросистемы трактора.

98. Выполните схему догружателя ведущих колес трактора с объяснением назначения, устройства и принципа действия.

99. Выполните схемы устройств тракторов, буксирных устройств автомобилей и опорно-сцепных седельных устройств тягачей. Объясните их устройство и принцип действия.

100. Объясните назначение приводного шкива и валов отбора мощности на тракторах. Выполните схемы их приводов и принцип действия.

101. Выполните схемы валов отбора мощности тракторов с независимым приводом. Объясните принцип их действия и сравнительные преимущества и недостатки.

102. Выполните схему системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ЗИЛ-130 с указанием назначения и принципа действия ее отдельных элементов.

103. Выполните схемы и элементы систем централизованного регулирования давления воздуха в шинах автомобилей ГАЗ-66А, ЗИЛ-131 и Урал-375.

104. Выполните схему гидравлического подъемного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-503Б с описанием устройства и принципа действия.

105. Выполните схему гидравлического подъемного механизма автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 с описанием устройства и принципа действия.

106. Опишите устройство и оборудование кабины автомобиля МАЗ-500.

107. Выполните схему органов управления и контрольных приборов автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 с указанием их назначения и принципа действия.

108. Выполните схему органов управления и контрольных приборов автомобиля ЗИЛ-130 с указанием их назначения и принципа действия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Гуревич А.М. Тракторы и автомобили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 336с.

2. Конструкция тракторов и автомобилей /А.М. Гуревич, А.К. Болотов, В.И. Судницин. – М.: Агропромиздат, 1989. – 368с.

3. Сергеев В.П. Автотракторный транспорт: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1984. – 304с.

4. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов. /А.И. Колчин, В.П. Демидов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 496с.

5. Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчёт автотракторных двигателей. – М.: Колос, 1984. – 335с.

6. Тракторы ДТ-75, ДТ-75Б, ДТ-75К /М.А. Шаров, А.А. Дивинский, Н.П. Харченко и др. – М.: Колос, 1978. – 375с.

7. Семёнов В.М. Трактор. М.: Колос, 1978. – 256с.

8. Тракторы и автомобили /Под ред. В.А Скотникова. – М.: Агропомиздат, 1985. – 440с.

9. Трактор Т-150. Техническое описание и инструкция по эксплуатации /Под ред. С.Л. Абдулы, И.А. Коваля. – Харьков: Прапор, 1986. – 347с.

10. Тракторы Т-150К, Т-157, Т-158. Техническое описание и инструкция по эксплуатации /Под ред. С.Л. Абдулы, И.А. Коваля. – 3-е перераб. и доп. – Харьков: Прапор, 1986. – 347с.

11. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 /И.П. Ксеневич, С.Л. Степанюк и др.; Под общ. ред. И.П. Ксеневича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 254с.

12. Автомобиль КамАЗ. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту /Под ред. В.Н. Баруна. – М.: ГОСНИТИ, 1985. – 640с.

Приложение

Начальные буквы фамилии, имени и отчества

Номера вопросов для первой буквы

фамилии

имени

отчества

А

У

СМД-14

1

19

37

55

73

91

Б

Ф

КамАЗ-740

2

20

38

56

74

92

В

Х

Д-240

3

21

39

57

75

93

Г

Ц

СМД-62

4

22

40

58

76

94

Д

Ч

ЗИЛ-375

5

23

41

59

77

95

Е

Ш

ЯМЗ-236

6

24

42

60

78

96

Ж

Щ

ЯМЗ-240

7

25

43

61

79

97

З

Э

СМД-60

8

26

44

62

80

98

И

Ю

ЯМЗ-238

9

27

45

63

81

99

К

Я

ЗМЗ-53

10

28

46

64

82

100

Л

А-41

11

29

47

65

83

101

М

СМД-66

12

30

48

66

84

102

Н

Д-245,12

13

31

49

67

85

103

О

Д-144

14

32

50

68

86

104

П

Д-240

15

33

51

69

87

105

Р

УМЗ-451

16

34

52

70

88

106

С

ЗИЛ-130

17

35

53

71

89

107

Т

ВАЗ-2101

18

36

54

72

90

108

КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплинам «Тракторы и автомобили» и «Транспортные и базовые машины» для специальностей 171100 - МОП, 230100 - ЭОМ и 551400 - НТС

Составители: В.Е. Харламов, И.К. Морозихина, К.С. Крылов

Редактор Т.С. Синицына

Технический редактор Г.В. Комарова

Подписано в печать

Формат 64х84/16

Физ. печ. л.

Тираж 100 экз.

Усл. печ. л.

Заказ №

Бумага писчая

Уч.-изд. л.

Цена