Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 17
Министерство образования Республики Беларусь Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей» Могилев 2002 Составил Скребунов А.М. Методические указания содержат рекомендации по выполнению всех разделов пояснительной записки и графической части курсовой работы по курсу «Силовые установки транспортных средств» студентами специальности Т.04.02.00 «Эксплуатация транспортных средств» дневного и заочного обучения. Приведены ссылки на литературу для выполнения каждого раздела. Одобрено кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей» МГТУ 17 октября 2001г. протокол № 3 Рецензент канд. техн. наук, доц. Коваленко Н.А. Редактор Червинская А.Т. Рекомендовано к опубликованию комиссией Методического совета МГТУ Ответственный за выпуск Н.А.Коваленко СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ã Составление А.М. Скребунов, 2002 Подписано в печать ………………. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 1,4 Уч.-изд.л. Тираж 65 экз. Заказ №___ ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ Лицензия ЛВ №243 от 22.02.2001 г., лицензия ЛП №165 от 22.02.2001 г. 212005, г.Могилев, пр.Мира, 43 Введение - это один из этапов изучения курса «Силовые установки транспортных средств», она завершает самостоятельную работу студента, выполняемую им при прохождении курса. Задачами курсовой работы являются: 1) систематизация и закрепление знаний по курсу «Силовые установки транспортных средств» и другим общетехническим и специальным дисциплинам; 2) развитие творческих способностей и инициативы при решении инженерно-конструкторских задач в области двигателестроения; 3) получение практики по обоснованию принимаемых решений и по критической оценке существующих конструкций, а также по составлению пояснительной записки. Настоящие методические указания отвечают на вопрос, что должно быть сделано в курсовой работе и в какой последовательности. Ответ на вопрос, как выполнять тот или иной раздел курсовой работы, следует искать в рекомендуемой литературе, ссылки на которую с указанием страниц даются в настоящих методических указаниях при рассмотрении порядка выполнения соответствующего раздела. Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Силовые установки транспортных средств» по специальности Т.04.02.00 «Техническая эксплуатация автомобилей». 1 Основные исходные данные Перед началом проектирования студенту выдается утвержденное заведующим кафедрой и подписанное руководителем работы задание. В задании на курсовое проектирование дается тема курсовой работы и формулируется цель: спроектировать двигатель заданного типа и мощности или двигатель для определённого автомобиля. В этом же задании даются основные исходные данные для проектирования: тип двигателя; гарантируемая мощность ( Nе, кВт ) и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала (n, м); число (i) и расположение цилиндров; степень сжатия (e); тактность (t); коэффициент избытка воздуха (a); отношение хода поршня к диаметру цилиндра (S/D). Кроме основных данных для выполнения расчетной части проекта студенту необходимо самостоятельно выбрать ряд других исходных величин, пользуясь при этом выбранным прототипом двигателя. 2 Общий объём и содержание курсовой работы должна состоять из пояснительной записки (ПЗ) и графической части. 2.1 Содержание ПЗ Пояснительная записка включает следующее. Титульный лист Задание на курсовое проектирование Содержание Введение 1 Тепловой расчёт двигателя 2 Расчёт и построение внешней скоростной характеристики двигателя. 3 Динамический расчёт кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя с применением ЭВМ 4 Патентно-информационный поиск аналогов заданному типу двигателя 5 Обоснование и выбор механизмов и систем двигателя 6 Конструктивная разработка двигателя 6.1 Общие предпосылки конструктивной разработки двигателя 6.2 Расчёт деталей, узлов и систем двигателя 7 Техническая характеристика спроектированного двигателя 8 Перечень основных регулировок разработанного двигателя 9 Краткие сведения по техническому обслуживанию Заключение. (Должно содержать краткое технико–экономическое обоснование разработанного двигателя) Список литературы Приложения 2.2 Содержание графической части курсовой работы Графическая часть включает: 1) диаграммы и графики теплового и динамического расчётов двигателя-1 лист; 2) сборочный чертёж механизма, узла или системы двигателя и деталировку-1 лист; На листе размещаются: 1) индикаторная диаграмма в координатах Pi-V (давление-объём) или в координатах Pi-S (давление-ход поршня); 2) круговая диаграмма фаз газораспределения; 3) схема кривошипно-шатунного механизма (КШМ) с указанием сил и знаков; 4) развёрнутые по углу поворота коленчатого вала диаграммы: силы давления газов Pг; силы инерции Pj; суммарной силы P = Pг+Pj; боковой силы N; силы, действующей вдоль шатуна S; тангенциальной силы T и нормальной силы K; 5) полярная диаграмма суммарной силы Rшш, действующей на шатунную шейку коленчатого вала, и диаграмма этой силы, развёрнутая по углу поворота коленчатого вала; 6) диаграмма износа шатунной шейки; 7) диаграмма суммарного индикаторного крутящего момента от всех цилиндров двигателя. 3 Содержание основных разделов пояснительной записки при проектировании двигателя Введение Во введении необходимо кратко охарактеризовать состояние научной (технической) проблемы, которой посвящена работа. Объём введения не должен превышать одной-двух страниц. 3.1 Тепловой расчет и внешняя скоростная характеристика двигателя Тепловой расчет служит для выявления мощностных и экономических показателей проектируемого двигателя и определения основных его размеров. При проведении расчетов определяют: 1) термодинамические параметры рабочего тела действительного цикла в конце процессов газообмена, сжатия, сгорания, расширения; 2) эффективные и индикаторные показатели, характеризующие рабочий цикл и двигатель в целом; 3) основные размеры двигателя (диаметр цилиндра, ход поршня); 4) вспомогательные параметры для построения индикаторной диаграммы. Индикаторная диаграмма является исходной для построения развёрнутой по углу поворота коленчатого вала диаграммы сил давления газов. Она вычерчивается в левом верхнем углу листа 1. Рядом с индикаторной диаграммой необходимо вычертить диаграмму фаз газораспределения и нанести на индикаторную диаграмму точки, соответствующие моментам открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. Необходимо также обозначить угол опережения зажигания (опережения впрыска топлива для дизелей) и в соответствии с принятыми фазами и углом опережения скруглить индикаторную диаграмму. Фазы газораспределения выбираются по прототипу; 5) рассчитывают тепловой баланс двигателя; 6) рассчитывают и строят внешнюю скоростную характеристику двигателя (ПЗ). Расчет вышеуказанных показателей и параметров приведён в работах: [1 с.565-573], [2 с.5-114], [14]. 3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя Целью данного этапа работы является определение сил и моментов, действующих на элементы КШМ, знание которых необходимо для расчета на прочность и износостойкость деталей проектируемого двигателя и для расчета подшипников коленчатого вала. Динамическое исследование КШМ выполняется для заданного режима в диапазоне угла поворота коленчатого вала от 0о
до 720о
для четырёхтактных двигателей и от 0о
до 360о
– для двухтактных. Расчет значений параметров определяют аналитическим методом через угловые интервалы в 30о
, а в местах резкого изменения величин нагрузок (360-400о
- для четырехтактных двигателей и от 0-40о
- для двухтактных) – через 10о
. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма производится в следующей последовательности: 1) определяют или выбирают по статистическим данным величину безразмерного геометрического параметра КШМ; 2) определяют (по индикаторной диаграмме) силы давления газов на поршень Pг и строят график Pг=Pг (j); 3) рассчитывают массы КШМ, совершающие возвратно-поступательное движение mj и вращательное движение mк = mкр · mrш ; 4) вычисляют силу инерции возвратно-поступательно движущихся масс Pj и центробежную силу инерции Krш, создаваемую массой mrш ; 5) вычисляют суммарную силу P∑ , действующую по направлению оси цилиндра. Строят график P∑ =P∑ (j), совмещенный с графиками Pг=Pг (j) и P =P (j); 6) вычисляют нормальную силу N, перпендикулярную оси цилиндра, и силу S, направленную вдоль шатуна. Строят графики N=N (j); S=S (j); 7) вычисляют тангенциальную силу T. Строят графики T=T (j); 8) вычисляют нормальную силу K, направленную по радиусу кривошипа. Строят график K=K (j); 9) строят полярную диаграмму сил Rшш, действующих на шатунную шейку коленчатого вала, и диаграммы этих сил, развернутые по углу поворота коленчатого вала; 10) строят диаграмму износа шатунной шейки; 11) строят график суммарного индикаторного крутящего момента многоцилиндрового двигателя Mi. После построения графика Mi проверяют правильность расчетов. Для этого определяется средняя величина суммарного крутящего момента (Mi) по диаграмме и сравнивается с расчетной величиной среднего крутящего момента. Разница между ними не должна превышать 5%. Расчетное значение определяется из теплового расчета: Mi = Me/hм
, где hм
- механический КПД двигателя. После построения всех графиков и диаграмм необходимо на первом листе привести схему действующих сил с правилом знаков и указать принятые масштабы. В правом нижнем углу вычертить штамп в соответствии с требованиями ЕСКД. Порядок выполнения динамического расчета КШМ изложен в работах [1 с.366-352]; [2 с.124-192]; [5 с.60-115]. Для выполнения динамического расчета КШМ на ЭВМ на кафедре ’’Техническая эксплуатация автомобилей’’ разработана программа и методические указания применительно к ЭВМ. 3.3 Патентно- информационное исследование Патентно-информационное исследование даёт возможность составить представление о достигнутом уровне двигателестроения, проследить основные тенденции его развития, обоснованно выбрать аналог разрабатываемого двигателя и его конструктивную схему. Патентная информация стран СНГ по двигателям приведена в официальном бюллетене ’’Открытия, изобретения’’ в разделе F, Механика; освещение; отопление; двигатели и насосы;…,[13]. При проведении патентного поиска необходимо обратиться к патентным фондам Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и США, информация по которым приведена в бюллетене ’’Изобретения за рубежом’’. Исходя из требований, предъявляемых к двигателям, на основании анализа патентной литературы, ивных журналов «Двигатели внутреннего сгорания», журналов «Двигателестроение», справочной и другой литературы провести сравнительный анализ двигателей данного типа и класса отечественного и зарубежного производства. На основании такого обзора выбрать прототип двигателя. В ПЗ привести технические характеристики рассмотренных двигателей и их анализ по основным оценочным показателям: эффективному удельному расходу топлива ge, литровой мощности Nл, поршневой мощности Nп и др. [1 с.366-372], [3 с.21-32], [5 с.8-18, 356-370]. 3.4 Обоснование и выбор механизмов и систем двигателя На основании патентного поиска, изучения конструкции двигателей-аналогов и прототипа необходимо сделать обоснование и выбор механизмов и систем разрабатываемого двигателя. 3.5 Общие предпосылки конструктивной разработки двигателя Исходными материалами для конструктивной разработки являются: параметры двигателя, указанные в задании на курсовую работу; параметры, полученные в результате теплового и динамического расчетов; данные, полученные в результате патентно-информационных исследований. Перед началом проектирования необходимо проанализировать конструкцию прототипа, уточнить назначение и взаимосвязь всех деталей двигателя, принять решение по изменению или замене отдельных деталей и агрегатов. Принятые решения уточняются с консультантом. Последовательность проектирования может быть различной, но лучше начинать с разработки элементов поршневой группы, переходя затем к шатуну, коленчатому валу, головке цилиндров, после этого приступить к конструированию блока и картера двигателя, механизма газораспределения, систем привода к внутренним и внешним агрегатам [3 с.61-68]. Поперечные и продольные разрезы отечественных и зарубежных двигателей приведены в литературе [3 с.72, 75, 80, 81,90-92, 95, 107]; [5 с.358-371]; [6 с.29-40]. Данный раздел выполняется по указанию руководителя. 3.5.1 Расчет деталей, узлов и систем двигателя При изменении по сравнению с прототипом конструкции деталей или узлов необходимо дать технико-экономическое обоснование принятого решения. Вычертить рабочие чертежи изменённых деталей. Расчет начинают с определения условий работы: величины, характера и места приложения нагрузки, выбора материала, термообработки детали. Для каждой детали или узла в ПЗ вычерчивается расчетная схема или эскиз с нанесением приложенных сил, моментов, реакций. Полученные результаты расчетов необходимо сравнить с допустимыми величинами и сделать вывод о работоспособности детали. Запись вычислений следует вести по схеме: формула - численное значение величин – результат – размерность. Поршневая группа. Предварительные размеры деталей поршневой группы выбираются по статистическим данным и затем проверяются расчетом и уточняются: [1 с.411-423], [2 с.204-212], [5 с.117-152], [3 с.138-158]. Поршень. Днище поршня рассчитывается на изгиб; головка проверяется на сжатие в сечении по канавке маслосъемного кольца; юбка проверяется на удельное давление от максимальной боковой силы. Производится также расчет зазоров в соединениях. Поршневой палец. Определяется удельное давление в бобышках и верхней головке шатуна; проверяется палец на напряжения изгиба, среза и овализации; производится расчет зазоров в соединениях [2 с.216-222]; [1 с.432-435]; [5 с.153-157]. Поршневое кольцо. Определяется среднее давление кольца на стенку цилиндра, напряжения изгиба в рабочем состоянии и при надевании кольца на поршень. Строится эпюра давлений кольца на стенки цилиндров [1 с.423-432]; [2 с.212-215]; [3 с.158-169]; [5 с.157-163]. Шатунная группа. Проектирование шатунной группы сводится к разработке элементов шатуна: поршневой головки, кривошипной головки и стержня шатуна. Предварительно определяют размеры элементов шатуна для данного типа двигателя по статистическим данным. Конструирование поршневой головки ведется в зависимости от способа установки поршневого пальца (закрепленный или плавающий). При закреплённом пальце необходимо указывать способ его закрепления. В случае плавающего пальца надо предусмотреть подшипник скольжения в головке шатуна и отверстие для подвода масла. Кривошипная головка конструируется исходя из обязательного условия возможности демонтажа шатуна через цилиндр двигателя при снятой головке блока цилиндров. При относительном размере шатунной шейки d/lш=0,66 необходимо выполнить косой разъем кривошипной головки. На разрезе шатунной шейки коленчатого вала следует показать отверстие для подвода масла к шатунному подшипнику в соответствии с диаграммой износа шатунной шейки. Шатунные болты должны иметь возможно малые концентраторы напряжений. После конструктивной разработки всех элементов шатунной группы и установления размеров производится расчет на прочность и корректируются принятые размеры [1 с.445-455]; [2 с.222-245]; [3 с.177-199]; [5 с.165-198]. Коленчатый вал. Проектирование коленчатого вала следует начинать с определения предварительных размеров его элементов по статистическим данным [1 с.466-486];[2 с.245-270]; [3 с.200-219]; [5 с.199-222]. При выборе размеров элементов вала необходимо иметь в виду, что длины коренной и шатунной шеек, толщина щек не могут назначаться произвольно, а должны быть увязаны с принятым межцилиндровым расстоянием. Правильность выбранных размеров проверяется по условным удельным давлениям на шатунную и коренные шейки и расчетам на прочность наиболее нагруженных элементов кривошипа. По результатам проведенного расчета уточняются предварительно выбранные размеры элементов кривошипа, а затем производится конструктивная разработка коленчатого вала. Сначала производится оформление первого и последнего кривошипов коленчатого вала, его шеек и щек, затем приступают к разработке носка и хвостовика на продольном разрезе двигателя. В конструктивную разработку коленчатого вала может включаться разработка упорного подшипника для фиксации коленчатого вала от осевых перемещений; разработка конструкции коренных и шатунных вкладышей с соответствующим обоснованием в ПЗ применённого антифрикционного материала. При расчете коленчатого вала определяются запасы прочности коренной, шатунной шеек и щеки. При этом ведут расчет одного кривошипа, рассматривая коленчатый вал как разрезную балку. Механизм газораспределения (МГР). Для получения высоких мощностных и экономических показателей работы двигателя МГР прежде всего должен обеспечить эффективную смену рабочего тела в цилиндре. Кроме того, конструкция МГР должна обеспечить надежную работу механизма на всех скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя, что требует внимательного подхода к расчету кинематики и динамики МГР [10]. Конструирование механизма газораспределения сводится к разработке привода механизма газораспределения, распределительного вала с фиксацией его от осевых перемещений, клапанов, толкателей, штанг, коромысел и т.д. Следует учитывать, что повышение долговечности обеспечивается за счет подбора материалов, наиболее отвечающих условиям работы этих деталей; обеспечение достаточной смазки трущихся поверхностей деталей механизма; принудительного вращения клапанов и ряда других мероприятий. Расчет механизма газораспределения изложен в работах: [1 с.484-516]; [2 с.283-315]; [3 с.220-306]; [5 с.244-283]; [10]. Картер двигателя. Размеры картера, а также положение распределительного вала (при нижнем его расположении) определяется траекториями движения крайних точек кривошипной головки шатуна. В конструкциях двигателей, имеющих короткие шатуны, возможно задевание стержня шатуна за нижнюю часть цилиндра. Для проверки этого положения, а также определения размеров картера и размещения нижнего распределительного вала поступают следующим образом. Контур шатуна с поперечного разреза двигателя переносят на кальку (ПЗ). Затем вырезанный по контуру шатун перемещают так, чтобы центр поршневой головки перемещался по оси цилиндра, а центр кривошипной головки – по окружности радиуса кривошипа. Траекторию движения точек кривошипной головки наносят на поперечный разрез двигателя. Одновременно с нанесением траектории определяют, задевает ли стержень шатуна за цилиндр. В случае задевания – в цилиндре делают прорези для прохода шатуна. Поперечный размер картера и положение распределительного вала определяются из условия минимального расстояния (10-15 мм) между траекторией движения кривошипной головки, стенкой картера и распределительным валом. Дальнейшее конструирование картера ведется в соответствии с прототипом двигателя. Наносится перегородка картера с ребрами жесткости; крышка коренного подшипника с фиксацией от боковых перемещений и разрезом по шпильке (болт) крепления крышки; наносятся (пунктиром) масляные магистрали подвода масла к коренным и шатунным подшипникам; из условия жесткости устанавливается плоскость разъема картера; разрабатывается нижняя часть. Форма и размер нижней части картера определяются принятой системой смазки (сухой или мокрый картер), емкостью масляной системы и размещением элементов системы смазки в соответствии с прототипом двигателя. После оформления разрезов блока цилиндров (или блок-картера) и картера заканчивают конструированием носка и хвостовика коленчатого вала вместе с их уплотнениями, маховиком, шкивами, храповиком и пр. [1 с.383-386; с.395-390; с.409-410]; [3 с.61-88]. Цилиндры. При расчете цилиндров и гильз цилиндров определяют напряжения на разрыв от суммарной силы предварительной затяжки болтов и максимального давления газов [1 с.391-409], [2 с.276-283]. Система смазки. Рассчитываются подшипники скольжения. Определяется количество масла, циркулирующего в системе и емкость системы смазки. Делается расчет масляного насоса [1 с.517-533]; [2 с.361-372]; [3 с.319-346]; [4 с.241-269]. Система охлаждения. Рассчитывается количество тепла, отводимого в систему охлаждения. Производятся расчеты водяного насоса, радиатора и вентилятора [1 с.533-547]; [2 с.372-384]; [3 с.348-377]; [4 с.270-319]. Определяется емкость системы жидкостного охлаждения. Вычерчивается схема системы охлаждения в ПЗ. У двигателей воздушного охлаждения рассчитываются: поверхность охлаждения, параметры оребрения стакана и головки цилиндра, нагнетателя (вентилятора). Система питания. В этом разделе дается описание основных агрегатов системы питания: топливного насоса, форсунок, воздухоочистителя – при разработке дизеля; карбюратора, топливного насоса и т.п. – при разработке карбюраторного двигателя. Рассчитывается один из элементов системы питания [2 с.342-360]; [4 с.8-240]; [7], [8], [9]. 3.6 Техническая характеристика двигателя В технической характеристике в сжатой форме дается описание основных показателей двигателя. За основу технической характеристики может быть принят приведенный ниже образец. 1 Тип двигателя четырёхтактный, с воспламенением от сжатия; (карбюраторный) 2 Число цилиндров 3 Расположение цилиндров V- образное, с углом развала 90° 4 Рабочий объем всех цилиндров, л 11,15 5 Диаметр цилиндра, мм 130 6 Ход поршня, мм 140 7 Степень сжатия 16 8 Гарантированная мощность, кВт 132 9 Частота вращения при гарантированной мощности, 1/мин 2100 10 Литровая мощность, кВт/л 12 11 Мин. эффективный удельный расход топлива, г/кВт*ч 290 12 Максимальный крутящий момент, Н*м 665 13 Частота вращения при максимальном крутящем моменте, 1/мин, не более 1500 14 Масса незаправленного двигателя, кг 680 15 Технический ресурс до первого капитального ремонта, часов (км пробега) 6000 (300000) 16 Сорт топлива ДЛ (ДЗ) 17 Зазоры в приводе клапанов, мм 0,25-0,30 18 Система питания: 1) топливоподающая аппаратура разделённого типа; 2) топливный насос высокого давления шестиплунжерный; 3) форсунки закрытого типа с многодырчатыми распылителями. 19 Система смазки комбинированная. 20 Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. 21.Заправочные емкости, л: 1) система смазки 10; 2) система охлаждения 17; 3.7 Перечень основных регулировок двигателя В этом разделе следует привести способы выполнения основных регулировок (зазора в приводе МГР), топливной аппаратуры, натяжение ремня привода вентилятора и т.д. 3.8 Сведения по обслуживанию двигателя Приводятся краткие сведения по техническому обслуживанию механизмов и систем двигателя; указываются периодичность обслуживания, порядок выполнения основных операций, эксплуатационные материалы. Например: каждые 8 часов работы проверять уровень масла в двигателе. Проверку выполнять на холодном двигателе. Уровень масла в картере двигателя следует поддерживать между метками МИН и МАХ на маслоизмерительном стержне. Масло (МГТО) заливать через маслозаливной патрубок. 3.9 Заключение В этом разделе приводится сравнение спроектированного двигателя с аналогичными конструкциями на основании подраздела 3.3. Необходимы выводы о перспективах дальнейшего развития такого типа двигателей с простейшими экономическими обоснованиями. 3.10 Список литературы Все данные о литературном источнике приводятся с необходимой полнотой в соответствии с ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Примечание - Масса двигателя, технический ресурс и другие нерассчитываемые параметры принимаются по данным прототипа. 4 Выполнение графической части 4.1 Чертежи выполняются на форматах А1, А2, А3, А4 – ГОСТ 2.301-68. 4.2 Основные надписи и рамки выполняют по ГОСТу 2.104-68; 2.303-68. 4.3 Надписи, наносимые от руки на чертеже, выполняются чертежным шрифтом по ГОСТу 2.304-81. 4.4 Чертеж детали должен быть расположен на поле формата в таком положении, в каком деталь находится во время обработки на станке. 4.5 Рабочие чертежи изделий выполнять согласно требованиям ГОСТ 2.109-73. Рабочие чертежи должны содержать все данные, необходимые для изготовления, контроля и испытания изделия. 4.6 При выполнении чертежей деталей, сборочных, общих видов руководствоваться ГОСТ 2.109-73. Изображения, виды, разрезы, сечения выполнять согласно ГОСТу 2.305-68. 4.7 Размеры на рабочих чертежах должны быть проставлены с предельными отклонениями. ГОСТ 2.307-68 и ГОСТ 2.308-79. 4.8 Написание на чертежах обозначений шероховатостей поверхностей выполнять согласно ГОСТ 2.309-73. 4.9 Написание на чертежах обозначений покрытий, термической и других видов обработки выполнять по ГОСТ 2.310-58. 4.10 Написание на чертежах надписей, технических требований и таблиц согласно ГОСТ 2.316-68. 4.11 Спецификацию составляют на отдельных листах формата 210*297 на каждую сборочную единицу по форме, приведенной в ГОСТ 2.108-68. Спецификацию прилагают к ПЗ. 5 Выполнение пояснительной записки 5.1 ПЗ выполняется в соответствии с ГОСТ 2.105-95. 5.2 ПЗ подразделяется на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей ПЗ. ’’Введение’’ и ’’Заключение’’ не нумеруются как разделы. 5.3 Изложение содержания ПЗ должно быть кратким. Терминология и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии - общепринятыми в научно-технической литературе. 5.4 Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка должна начинаться со слова ’’где’’, без двоеточия после него. 5.5 Размерность одного и того же параметра в ПЗ должна быть постоянной (в одной из установленных единиц измерения). Если в тексте ПЗ приводится ряд цифровых величин одной размерности, единицу измерения указывают только после последнего числа, например: 2; 4; 6 м/с. Список литературы 1 Автомобильные двигатели /Под ред.д-ра техн.наук М.С.Ховаха. –М.: Машиностроение, 1977. - 579 с. 2 Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей / А.И.Колчин, В.П.Демидов. – М.: Высшая школа, 1980. - 400 с. 3 Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. – М.: Высшая школа, 1968. - 389 с. 4 Двигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых и комбинированных двигателей /Под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. –М.: Машиностроение, 1985.-456 с. 5 Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей /Под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. –М.: Машиностроение, 1984. - 383 с. 6 Артамонов М.Д. Основы теории и конструирования автотракторных двигателей / М.Д.Артамонов, К.М.Морин, Г.А.Скворцов. - М.: Высшая школа, 1978. –132 с. 7 Орлов В.А. Автомобильные карбюраторы / В.А.Орлов В.А., В.Е.Лосев. – Л.: Машиностроение, 1977.-248 с. 8 Дмитриевский Л.В. Топливная экономичность бензиновых двигателей / Л.В.Дмитриевский, Б.Б.Шатров. -М.: Машиностроение, 1985.-208 с. 9 Покровский Г.П. Электроника в системах питания автомобильных двигателей. - М.: Машиностроение, 1990.-136 с. 10 Вихерт М.М. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей / М.М.Вихерт, Ю.Г.Грудский. - М.: Машиностроение, 1982. – 151 с. 11 Итого науки и техники. Серия ’’Двигатели внутреннего сгорания’’. –М.: ВИНИТИ. 12 ивный журнал. Двигатели внутреннего сгорания. –М.: ВИНИТИ. 13 Изобретения: Официальный патентный бюллетень. –М.: НПО ’’Поиск’’.- (раздел Г02). 14 Скребунов А.М. Силовые установки автотранспортных средств. Методические указания к контрольной работе N1 для студентов 4 курса заочного факультета специальности Т.04.02.00 ’’Эксплуатация транспортных средств’’. Могилев: МГТУ, 2000 – 25 с. 15 Скребунов А.М. Динамический расчет двигателя с применением ЭВМ. Методические указания к курсовой работе и практическим занятиям по курсовой работе для студентов специальности Т.04.02.00 ’’Эксплуатация транспортных средств’’. Могилев: МГТУ, 2000 – 7 с. 16 Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя.-Изд. 6-е, перераб.- М.: Машиностроение, 1982. 17 Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. –Л.: Машиностроение, 1984. - 463 с. 18 Фомин Ю.Я. Топливная аппаратура дизелей: Справ./ Ю.Я.Фомин, Г.В.Никонов, В.Г.Ивановский. –М.: Машиностроение, 1982. – 169 с. 19 Кислов В.Г. Топливная аппаратура тракторных и комбайновых дизелей: Справ. / В.Г.Кислов, В.А.Павлов. – М.: Машиностроение, 1981. –208 с. 20 Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные . Часть1. Двигатели автомобильные. –М.: НИИНАВТОПРОМ, 1984. –111 с. 21 Тракторые и комбайновые дизели: Каталог. – М.: ЦНГИИТЭИтракторосельхозмаш, 1982. –110 с. 22 Дорфман В.С. Современные материалы в автомобилестроении: Справ. /В.С. Дорфман, Н.И. Летчфорд и др. – М.: Машиностроение, 1977. –271 с. 23 Масино М.А. Автомобильные материалы: Справочник инженера–механика. –М.: Транспорт. 1971. – 295 с.
|